ЕГЭ по литературе задания С1-С4

ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ЗАДАНИЯ С2 И С4

В заданиях С2 и С4 требуется написать развернутый ответ на вопрос о связи прозаического фрагмента или предложенного стихотворного текста с произведениями других русских писателей и поэтов.

Обратим внимание, что задания С2 и С4 по сути состоят из двух связанных между собой вопросов. Их можно разделить на два типа. Первый сформулирован таким образом: первая часть задания относится к уже проанализированному в частях С1 или С3 произведению, а вторая проверяет умение сопоставлять литературные явления, находить тематические, образные, персонажные и т. д. параллели. Например:

Критерии оценивания заданий С2 и С4, так же, как и заданий С1 и С3, — общие.

Точность и полнота ответа на задание С2-С4

Итак, требования к ответам заданий С2 и С4 таковы: понимание специфики задания (если предложено два связанных между собой вопроса, необходимо ответить на них последовательно, не пропустив ни одного из них), точность и полнота ответа на главный (центральный) вопрос, привлечение литературного контекста, обоснование сопоставления (оно может опираться на изученный учебный материал или предлагать собственные аспекты сопоставления), полнота аргументации, точность фактического материала. При этом привлечение литературного контекста следует обосновывать в первую очередь с литературоведческой точки зрения, и только во вторую – с позиции пишущего. Главное здесь — правильное понимание смысла вопроса.

Приведем пример сочинения части С2.

С2. Как автор «Слова» относится к своему герою и в каких еще произведениях русской литературы можно увидеть неоднозначное отношение автора к героям?

Образец сочинения:

Автор «Слова о полку Игореве» неоднозначно относится к своему герою. Для автора Игорь храбрый, но недальновидный полководец, который ведет свои войска в поход, обреченный на неудачу. Игорь любит родину, Русь, но основным побуждением его является стремление к личной славе: «Страсть князю ум охватила, и желание отведать Дон Великий заслонило ему предзнаменование».

Пример противоречивого отношения автора к герою можно увидеть в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». С одной стороны, Л.Н. Толстой осуждает бесчестные и подлые поступки Долохова по отношению к Пьеру и Николаю Ростову, с другой – показывает его человеком, способным любить, заботливым сыном и братом. Не случайно и в портрете Долохова соединены контрастные черты: «прекрасные» и «наглые» глаза.

Неоднозначно также отношение И.С. Тургенева к главному герою романа «Отцы и дети» Евгению Базарову. Автор симпатизирует Базарову за его честность, за самостоятельность суждений и независимость, но не принимает нигилистических взглядов, которые отстаивает герой, его отношения к природе и искусству, миру и людям в целом.

Ответ на первую часть вопроса сформулирован точно, при этом учащийся опирается на текст произведения. Далее пишущий последовательно отвечает на вторую часть вопроса, аргументируя свое мнение, кратко и в то же время исчерпывающе поясняя свою мысль: подтверждает авторское отношение к названному персонажу уместной цитатой в первом случае и комментированием авторской позиции – во втором.

Оценка задания – 3 балла: экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания: отвечает на вопрос, требующий привлечения литературного контекста, называет два произведения двух писателей, в творчестве которых нашла отражение указанная проблема – неоднозначное авторское отношение к героям, и дает содержательное обоснование сопоставления, приводя необходимые аргументы; фактические ошибки в ответе отсутствуют. Обратимся теперь к заданию для самостоятельной работы, в котором требовалось ответить на такой вопрос:

C4. Кто из русских поэтов обращался к теме родной природы и какие мотивы сближают их произведения со стихотворением А.А. Фета?

Образец сочинения:

К теме родной природы и до, и после А.А. Фета обращались многие русские поэты, ведь отраженное в стихах настроение и состояние природного мира зачастую позволяет автору выразить свои переживания.

В «Зимнем утре» А.С. Пушкина картины природы вызывают у лирического героя ассоциации с чем-то светлым, чудным, потому что его переполняет чувство любви, окрашивающее восторженным отношением все вокруг: и блестящий на солнце снег, и «речку подо льдом», то есть самые обыденные, привычные детали пейзажа. Этот мотив «прекрасного в обыденном» и сближает пушкинское стихотворение с «Вечером» Фета.

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» проникнуто чувством умиротворения и гармонии. Лермонтову, как и Фету, свойственно понимать и одушевлять природу. Более того, одушевленная природа будто вступает в диалог с лермонтовским героем: «студеный ключ лепечет таинственную сагу», «ландыш серебристый приветливо кивает головой». Гармония, царящая в мире, помогает смирить тревогу в душе лирического героя. В этот момент и происходит единение с природой, с миром: «И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога».

Итак, стихотворение Фета с пушкинским сближает мотив красоты, которую поэт видит в родных зимних пейзажах. Мотивы единения с природой и умиротворяющей красоты окружающего мира – общие у Лермонтова и Фета. Лирические герои Пушкина и Лермонтова, подобно фетовскому, чувствуют неразрывную связь человека и природы.

Общие рекомендации к заданиям С2 и С4:

1. Проверьте, адекватно ли вы поняли задание. Проанализируйте вопрос, выделив в нем ключевые слова. Разберитесь в значениях терминов, использованных в формулировке вопроса.

2. Проделайте аналитическую работу с текстом задания, которое по сути служит планом ответа: сначала назовите авторов и произведения (не менее двух позиций сопоставления), а затем обоснуйте свой выбор, прокомментировав эти произведения в соответствии с заданием.

3. Включайте в работу только тот текстовый материал, который служит точным комментарием ваших тезисов.

4. Отредактируйте ответ, уберите избыточные рассуждения и примеры, внесите необходимые дополнения в ответ на главную (сопоставительную) часть вопроса.

5. Избегайте общих рассуждений.

6. Проанализируйте логику ответа, проверьте речевое оформление, устраните речевые недочеты.

2

Баллы

а) экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания: отвечает на вопрос, требующий привлечения литературного контекста, то есть называет не менее двух произведений и/или писателей, в творчестве которых нашла отражение указанная проблема или названный мотив, художественный прием и т. д. (2 и более позиций сопоставления), и дает содержательное обоснование для сопоставления, приводя необходимые аргументы; фактические ошибки в ответе отсутствуют

3

б) экзаменуемый отвечает на вопрос, но ограничивается минимальным литературным контекстом (одна позиция сопоставления), указывая произведение и автора; дает лишь частичное обоснование сопоставления и/или допускает одну фактическую ошибку

2

в) экзаменуемый отвечает на вопрос, привлекая минимальный литературный контекст (одна позиция), но указывает литературный контекст неполно (без фамилии автора или без названия произведения), и/или не дает содержательного обоснования, и/или допускает 2–3 фактические ошибки

1

г) экзаменуемый не отвечает на вопрос или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей

0

Как сдать ЕГЭ по литературе на 90 баллов и выше

Текст: Александр Смолин

Фото: newtonew

ЕГЭ по литературе я сдавал в 2014 году. С тех пор ЕГЭ пытались несколько раз изменить, но сами задания по сути изменились не сильно. Поэтому, надеюсь, мои советы помогут выпускникам подготовиться к экзамену и сдать его на максимальный балл. Сам я получил 91 балл — самый высокий у нас в Ставропольском крае.

Готовиться советую начинать заранее, с сентября. Признаюсь сразу, занимался я с репетитором. Мне с ним, вернее с ней, очень повезло. Изначально я думал, что заниматься с другими школьниками вредно для успеваемости, но быстро понял, как я ошибался. Мы готовились группой из трех человек — я и две девочки из моей школы.

Первым делом нам рассказали про кодификатор — перечень всего того, что может попасться на экзамене. Это произведения русской литературы, начиная от «Слова о полку Игореве» и заканчивая «Одним днем Ивана Денисовича» А. И. Солженицына. Но главная проблема в том, что там есть тексты, которые в школе не проходят.

Нас строго предупредили, что в письменных ответах 9 и 16 (раньше С2 и С4), где требуется сравнить прозаическое и стихотворное произведения с другими из литературного контекста, можно использовать примеры только из русской литературы. А любое обращение к зарубежной классике вынудит экзаменаторов ставить нули.

Список обязательной литературы оказался довольно внушительным. Но там не оказалось, например, «Левши» или «Очарованного странника» Н. С. Лескова, тургеневской «Аси», которые в нашей школе мы изучали на уроках литературы. А вот сатирические сказки Салтыкова-Щедрина туда вошли. Кроме того, некоторые произведения, например «История одного города» того же Михаила Евграфовича, были «для обзорного изучения», и репетитор сказала, что они почти наверняка не попадутся на экзамене (или могут попасться скорее всего там, где у нас есть право выбора, то есть как тема для большого сочинения).


Стихотворения представляли не меньшую сложность, чем эпические и драматические произведения. Во-первых, их было много. Во-вторых, их нужно было учить наизусть, поскольку цитаты в задании

16 (раньше С4) — вещь очень полезная. В-третьих, их нужно понимать и уметь анализировать.

Но я ничуть не жалею, что выучил их. Это получилось как-то само собой во время тренировочных заданий. У любого получилось бы. От некоторых стихотворений мурашки бежали по коже от восхищения. На школьных уроках литературы такого не было.

«Оттепель» русской поэзии и все, что после нее, в ЕГЭ не вошло. Не было ни Ахмадулиной, ни Вознесенского, ни Евтушенко, ни Окуджавы, ни Бродского — хотя опыт последних двух лет показывает обратное: стихотворения этих поэтов стали активно включать в экзаменационные задания.

Один из главных мифов о ЕГЭ звучит примерно так: если что-то не прочитать, будет плохо. Проверено на собственном опыте — это не так. Лично я не смог осилить «Тихий Дон» и «Обломова». Зато перечитал другие произведения: «Преступление и наказание», «Мертвые души» и далее по списку. Как вы поняли, ни шолоховское, ни гончаровское творения мне не попались. И еще один важный момент: знание содержания произведения и умение его понимать и анализировать — это совершенно разные вещи.

Теперь о самих экзаменационных заданиях. B-часть — очень легкая, нужно всего лишь знать термины. Например, определение эпоса и драмы, рассказа и романа, антитезы и оксюморона, романтизма и сентиментализма, фабулы и пафоса. В общем, вы поняли, о чем я. Объяснять, что это такое, не нужно. Тебе дают определение, а ты просто пишешь слово в бланке ответов. Я не помню, сколько баллов давали за эту часть, но знаю, что очень мало.

Другое дело — C-часть. Где нужно было написать 5 мини-сочинений. Тогда они назывались С1-С4 (сейчас задания 8, 9 и 15,16) и одно большое — С-5 (задание 17.1-17.3). Для меня самым сложным на ЕГЭ по литературе оказались нехватка времени и боль в пальцах руки от интенсивного письма. И, конечно, постоянная концентрация и аналитическое мышление. А еще я очень боялся, что мой почерк не разберет ни один эксперт. Запоминание цитат по сравнению с этим — цветочки. Тем более что можно было в 8 и 15 заданиях (тогда С1 и С3) «закавычить» то, что цитатой, возможно, не является.

С1 и С3 (сейчас — 8 и 15) были схожи тем, что в них по прозаическому и по стихотворному произведениям соответственно были заданы вопросы, на которые надо было развернуто ответить. В этих заданиях снижали балл за пересказ текста вместо анализа (а если плохо понимаешь, о чем речь, избежать пересказа практически невозможно), за попытку рассуждений, не относящихся к теме, и, что самое страшное, за фактические ошибки.


Например, назвал ты драму Островского «Гроза» трагедией — снимают балл. Зато с использованием цитат проблем не было — тексты, необходимые для анализа, были напечатаны перед вопросами.


В С2 и С4 (сейчас — 9 и 16) задается вопрос: «Где еще в русской литературе встречается проблема (или мотив, или художественный прием), указанная в данном прозаическом отрывке или стихотворном произведении?» На мой взгляд, эти задания даже сложнее, чем С5.

Представьте, чтобы не потерять баллы, вам нужно вспомнить кучу произведений, выбрать из них как минимум два, которые можно хоть в чем-то уподобить, найти позиции для сравнения, сравнить, причем желательно привести цитаты для подтверждения своих мыслей. А в С4 цитаты — нередко довольно большие части стихотворения или даже несколько стихов. Для этого и нужно их учить.


Позиции для сравнения и аргументы должны быть сильными. Проблема в том, что объективно оценить это задание невозможно: одному проверяющему аргументы покажутся убедительными, а другому — нет.


Метод работы с заданиями раздела С2 следующий — во вступлении перечисляешь все произведения, которые хочешь сравнить. В первом абзаце основной части находишь сходства и различия между произведением из задания и первым названным тобой, во втором абзаце проделываешь то же самое, но со вторым предложенным произведением. Наконец, в выводе еще раз все сравниваешь, причем важно не повторяться. Поначалу думал, что это почти невозможно, но к экзамену все становится возможным.

Наконец, С5 (сегодня — задание 17.1-17.3) — самое ценное. За него, если мне не изменяет память, давали около половины баллов. Да, да, вы правильно прочитали. А писать его в условиях нехватки времени более чем «нервотрепно».

С5 — большое сочинение на выбор. Выбираешь одну из трех тем и раскрываешь ее. Причем раскрываешь максимально полно. Тут оценивается многое, но главное — содержательный аспект. Если проблема не раскрыта, ни на что остальное эксперт не посмотрит. И за ЕГЭ вы получите максимум 50 баллов, при условии, что все остальное выполнено идеально. Второй критерий — термины, те самые, которые были в B-части. В 2014 году их нужно было употребить не менее 10 (цифра, конечно, условная, но зато она вписывается в формулировку критерия «высокий уровень владения терминологией»). Сегодня, кстати, критерий изменили и прописали, что хотя бы в одном месте термин должен использоваться для анализа. Третье — цитирование, краткий пересказ эпизода, описание — словом, все, что докажет знание текста. В этом случае краткий пересказ не возбранялся. Четвертое — логика и связность текста, тут все понятно.

Наконец — то, на что обращают внимание всегда, но снижают только в С5, — речевые ошибки (сегодня уже речь оценивают в 8 из 15 заданий). Кстати, прелесть экзамена по литературе в том и состоит, что на грамматику не обращают внимания. Это — очень-очень хорошо. Потому что в спешке иногда невесть что напишешь. Мне в школе по литературе из-за жесткого оценивания грамматических ошибок иногда даже «2» ставили.

Удачи всем, кто будет сдавать ЕГЭ по литературе в этом учебном году!

Ссылки по теме:

ЕГЭ точно в срок — 07.03.2017

ЕГЭ-2017: справочник выпускника — 13.02.2017

ЕГЭ-2018: К чему готовиться? — 30.01.2017

Почему школьники отказываются читать Пушкина и Толстого?   —  27.02.2016

Лекции по литературе на нашем портале и на нашем канале YouTube

ЕГЭ по литературе — 2016: как получить 100?  —  06. 04.2016

В школу вернули обязательное сочинение, но готовы ли к нему выпускники?   —      24.03.2016

Какой курс я могу изучать с этими результатами WAEC?

Сэр, я получил:
D7 по маркетингу
C6 по CRS
D7 по государственному управлению
F9 по литературе
F9 по сельскому хозяйству
F9 по экономике
C5 по гражданскому
C6 по английскому языку
C6 по математике
Пожалуйста, что я могу изучать
?

Винни

У вас недостаточно 5 кредитов, поэтому этого может быть недостаточно для поступления в университет.

Пожалуйста, сэр, у меня было:
B3 по английскому языку
C5 по математике
B3 в коммерции
C5 в CRS
C5 в сельскохозяйственных науках
D7 в правительстве
E8 в экономике
D7 в гражданском образовании
D7 в обработке данных

Есть надежда на меня?

Да, у вас есть 5 кредитов, включая английский и математику. На вас есть надежда.

Однако тот факт, что у вас не было кредита по экономике или государственному управлению, может повлиять на ваши шансы на поступление на курсы социальных наук (экономика, политология, бизнес-администрирование, социология и т. д.). Хотя некоторые школы могут взять вас на социологию. Некоторые школы могут также дать вам бизнес-администрирование, потому что вы сдали коммерцию.

Мы рекомендуем вам ознакомиться с брошюрой UTME, чтобы узнать, на какие курсы вы имеете право.

Вот мой результат для WAEC 2016
Математика — C5
Английский — B3
Правительство — B3
Гражданское право — B3
Экономика — C5

Пожалуйста, на какой курс я могу пойти?

Зайнаб

Экономика, политология, социология, демография, деловое администрирование и смежные курсы.

Здравствуйте, подскажите пожалуйста на какой курс учиться с таким результатом:

Маркетинг E8

Эконом B3

Правительство B3

Литература на английском языке F9

Гражданское образование C5

Английский язык C6

Язык игбо B3

Математика C5

Биология C4

Драгоценность

С этим результатом вы можете изучать экономику, социологию, политологию и т.

д.

Сэр, я хочу изучать гражданское строительство, и у меня было
Экономика F9
Гражданское образование C6
Английский язык C5
Язык игбо в совершенстве
Математика C5
Биология D7
Химия C4
Физика B3
Рыболовство B3
Могу ли я?

Ikenna

Да, этого результата достаточно для гражданского строительства с учетом ваших баллов в UME и пост-UME.

Пожалуйста, сэр, мне нужна ваша помощь. Конечно, я получу этот результат?
Маркетинг D7
CRK F9
Экономика C5
Правительство E5
Литература F9
Гражданское образование C5

Английский C5
Язык игбо. Отсутствует
Математика. С5

Эммануэль

Вы можете поступить в Политехникум, но вы не сможете поступить в хороший университет с 4 кредитами.

У меня были зачеты по математике, английскому языку, сельскому хозяйству, экономике, бухгалтерскому учету, биологии… могу ли я получить образование бухгалтера?

Ayo

Да, это даст вам бухгалтерское образование.

Пожалуйста, сэр, какой курс я могу изучать с моим результатом?
Математика D7

Английский E8
Государственное управление C4
Литература C5
Экономика C3
Коммерция C6
Сельскохозяйственные науки C4
Биология C6
CRK C5

Похвала

Вернитесь назад и перепишите SSCE, чтобы получить как минимум C6 по английскому языку и математике. Ни одна хорошая школа не даст вам никакого курса с таким результатом.

Пожалуйста, у меня есть
A1-английский
C6-CRK
C6-математика
C4-биология
c4-экономический
C6-Здоровое образование
E8-Физика
E8-Химия
какой курс я могу изучать с таким результатом?

Можно рассмотреть экономику.

Желаем Вам всего наилучшего.

ДЖАРУШУБ

В настоящее время в Университете Оффы идет прием. Пожалуйста, ознакомьтесь с ним здесь.

ЧТОБЫ ЗАДАТЬ СВОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВОПРОС ИЛИ ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ/РУКОВОДСТВО ПО ОБУЧЕННОЙ И КАРЬЕРНОЙ РАБОТЕ, ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАШЕМУ СООБЩЕСТВУ – НАЖМИТЕ, ЧТОБЫ ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ И ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС: HOTPROFORUM. COM

См. Что означают категории C4, C5, C6, D7 и E8

by BEN10

Что означают категории C6, D7, E8 и другие в WAEC? Если вы хотите узнать, что означает каждая оценка в WAEC, продолжайте читать этот пост, чтобы узнать, что означают A1, B2, B3, C4, C5, C6, D7, E8 и F9 в вашем результате WAEC.

waec logo

Это сообщение предназначено для информирования всех кандидатов в WAEC, которые участвовали в экзамене на получение аттестата средней школы Западной Африки (WASSCE) или экзаменационном совете Западной Африки (WAEC), поскольку общеизвестно, что система оценок Совета была опубликована руководством.

Выставление оценок — это использование букв или алфавитов для обозначения определенного балла или диапазона баллов, которые можно получить на любом экзамене.

Зная вышеизложенное, система оценки WAEC пытается показать, что представляет собой каждая оценка с точки зрения оценки и интерпретации каждой оценки (A, B, C, D, E, F).

Это поможет каждому абитуриенту узнать свою судьбу в отношении той или иной оценки, которую они получили в своих результатах, и что это значит для них.

Это также поможет тем, кто хочет поступить, узнать, будет ли приемлема определенная оценка для курса, на который они идут, а также ответить на такие вопросы, как:

В моем результате WAEC есть D7 по математике, английскому языку, химии, физике, биологии, государственному управлению, литературе и т. д. Что это значит?

Рекомендуется

  • Результат WAEC отсутствует: как проверить результат WAEC
  • Как проверить результат WAEC с помощью телефона некоторые вопросы, которые могут у вас возникнуть относительно результатов WAEC и полученных вами оценок.

    Как оценивается результат WAEC

    Ниже приведен список, показывающий, как каждая оценка интерпретируется в результате WAEC.

    • A1 означает превосходное,
    • B2 означает очень хорошо,
    • B3.