ЕГЭ. Познание Тема 1. Познание и его формы |
Тема 1. Познание и его формы
Человеку свойственно желание познать мир вокруг себя. Познание – это процесс получения человеком знаний о мире, обществе и самом себе.
Результатом познания является знание.
Субъект познания – это тот, кто занимается познанием как видом деятельности, то есть человек, группы людей или всё общество в целом.
Объект познания — это то, на что или на кого направлен процесс познания. Это может быть материальный или духовный мир, общество, люди, сам человек, познающий самого себя.
Гносеология – (греч. gnosis — знание, logos — учение)
это наука, изучающая особенности процесса познания.
Познание имеет две формы (или уровня).
Познание, его уровни и ступени
Существует два уровня познания: чувственное и рациональное.
Чувственное познание – это познание при помощи органов чувств: (обоняния, осязания, слуха, зрения, вкуса).
Ступени чувственного познания
- Ощущение — познание мира путём непосредственного воздействия его предметов на органы чувств человека. Например, яблоко сладкое, музыка нежная, картина красивая.
- Восприятие – на основе ощущений создание целостного образа предмета, например, яблоко сладкое, красное, твёрдое, имеющее приятный запах.
- Представление – создание образов предметов, которые возникают в памяти человека, то есть вспоминаются им на основе воздействия на органы чувств, которое произошло ранее. Например, человек может легко представить яблоко, даже «вспомнить» его вкус. Причём данное яблоко он когда-то видел, пробовал на вкус, чувствовал его запах.
Роль чувственного познания
- При помощи органов чувств человек непосредственно связывается с внешним миром.
- Без органов чувств человек не способен к познанию вообще.
- Потеря части органов чувств делает процесс познания более сложным. Хотя данный процесс продолжается. Компенсация органов чувств — это возможность одних органов чувств увеличивать свои возможности в познании мира. Так, слепой человек имеет более развитый слух и т.д.
- При помощи чувств можно получить поверхностную информацию о предмете познания. Чувства не дают всесторонней картины изучаемого предмета.
Рациональное познание – (от лат. ratio — разум) это процесс получения знания при помощи разума , без воздействия органов чувств.
Ступени рационального познания
- Понятие – это мысль, выраженная словами и представляющая собой сведения о свойствах изучаемого предмета — общих и конкретных. Например, дерево — общий признак, берёза— конкретный.
- Суждение – это мысль, в которой содержится либо утверждение, либо отрицание чего- либо о понятии.
Берёза — красивое дерево. Его белоснежный ствол в чёрную крапинку, нежная листва ассоциируются с родным домом.
Умозаключение – это мысль, содержащая новое суждение, которое возникает в результате обобщения сведений, полученных из суждений о понятии. Это своего рода вывод из предыдущих суждений.
Так, в нашем примере умозаключением может стать новое суждение:
Мне очень нравится это прекрасное дерево — берёза.
Для рационального познания свойственно абстрактное мышление, то есть теоретическое, не связанное с чувствами. Абстрактное мышление связано с языком, речью. Человек мыслит, рассуждает, изучает при помощи слов.
Вербальный язык — это речь человека, слова, языковые средства, при помощи которых человек мыслит.
Невербальный язык — это язык жестов, мимики, взгляда. Однако в основе даже такого языка лежит речь, ведь человек жестами передаёт мысли.
Какое же из двух уровней познания является основным в познавательной деятельности человека? Различные взгляды на данную проблему привели к появлению нескольких философских взглядов и теорий на сущность познания.
Сенсуализм – это такое направление в философии, согласно которому основным способом познания является чувственное восприятие мира. По их теории, человек, пока не увидит, не услышит, не попробует — не поверит в истину (Эпикур, Дж. Локк, Т.Гоббс).
Рационализм – это такое направление в философии, согласно которому источником знаний является разум, так как чувства не всегда дают верную информацию о предмете или лишь поверхностную (Сократ, Аристотель, Платон, Кант, Гегель)
Существует ещё интуитивный способ познания мира. Интуиция – это проницательность, чутьё, способность предугадать события и явления без объяснения и понимания источника знаний.
Современная точка зрения заключается в том, что и чувственное и рациональное познание играют важную роль в жизни человека. Мы познаём мир и чувствами, и разумом.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Виды знаний . Конспект по обществознанию, кратко.
Виды знаний
Раздел ЕГЭ: 1.3. Виды знаний
Информация сама по себе не является знанием до мыслительной обработки её человеком. Знание выступает в качестве информации, переработанной и интерпретированной субъектом.
Знание — совокупность систематизированных результатов познавательной деятельности человека. Оно включает в себя все утверждения об окружающем мире.
Человек постоянно находится в процессе поиска новых знаний. Он может получать их путём чувственного и рационального познания, используя для этого все возможные методы, процедуры и процессы.
Познание — процесс получения знания, постижение закономерностей и явлений объективного мира. Существует и другое определение познания — сумма всех знаний в какой-либо области.
УЧАСТНИКИ ПОЗНАНИЯ
Получение новых знаний всегда сопровождается наличием двух сторон, которые не могут существовать друг без друга.
Субъект познания ⇒ Тот, кто познаёт (человек)
Объект познания ⇒ То, что познают (предмет)
ВИДЫ ПОЗНАНИЯ
Поскольку процесс получения знаний осуществляется с помощью различных органов чувств и последующего осмысления, выделяют два основных вида познания:
1) Чувственное (эмпирическое). Осуществляется с помощью органов чувств, зависит от состояния психики человека. Знание формируется на основе ощущений (боль, цвет, вкус). Получение образной информации о предмете. Субъективно.
Формы чувственного познания:
- ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления или процесса;
- восприятие — формирование чувственного образа целостной картины предмета, явления или процесса;
- представление — представление образа объекта познания.
2) Рациональное (теоретическое). Осуществляется с помощью разума и мышления. Знание формируется на основе осмысления чувственного опыта. Освобождение знания от личностной окраски. Объективно.
Формы рационального познания:
- понятие — утверждение общих и существенных свойств предмета, явления или процесса;
- суждение — утверждение или отрицание свойств предмета, явления или процесса;
- вывод — выведение нового умозаключения на основе нескольких известных.
НЕРАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ
Иногда познание осуществляется вне зависимости от воли человека, бессознательно. При нерациональном познании происходит процесс принятия нестандартных решений, неотделимых от жизненных переживаний и эмоций. Это становится возможным вследствие одновременного действия чувственного и рационального познаний. Нерациональное познание может принимать такие формы, как интуиция и творчество.
- Интуиция — способность к прямому усмотрению истины и её постижению без всяких рассуждений и доказательств. Характеризуется внезапностью. Люди иногда называют интуицию озарением.
- Творчество — создание абсолютно новых уникальных культурных и материальных ценностей. Через творчество человек осознаёт окружающую его действительность.
Абстракция — знание, свободное от субъективного окрашивания. Характеризуется выделением общих свойств предметов, их сравнения и сопоставления.
ФОРМЫ ЗНАНИЯ
Знание подразделяется на категории, соответствующие способу его приобретения, а также дальнейшего применения. Не бывает единого верного знания, оно может принимать разнообразные формы.
- Обыденно-практическое — основывается на личном опыте человека в его повседневной жизни. (Птицы летают с помощью крыльев).
- Личностное — приобретается непосредственно отдельно взятой личностью и является её достоянием. (Соседского кота нельзя трогать).
- Лженаучное — сознательное использование домыслов и предрассудков. (Все блондинки — глупые).
- Антинаучное — даёт намеренное искажение реальной действительности. (Средние века воевали на танках).
- Паранаучное — не подтверждается научным знанием и идёт с ним вразрез. (В океане живут русалки).
- Ненаучное — не соответствует научной картине мира, разрозненное и несистематизированное. (Земля плоская, потому что мы видим ровную линию горизонта).
- Научное — соответствует истине. Объективная картина мира, существующая вне зависимости от человека. (Земля круглая).
КАЧЕСТВА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
- систематичность: знание получается на основе неоднократно повторяющихся фактов;
- структурированность: знание имеет чёткую систему, а не разбросано хаотично. Обоснованно и доказано;
- методологическая обоснованность: знание приобретается при использовании научных методов, подходящих к ситуации;
- независимость от субъекта выработки: знание лишено личностных оценок.
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
1) Эмпирические.
- Наблюдение — целенаправленное восприятие предметов и явлений со стороны, без вмешательства. (Миграция животных).
- Эксперимент — изучение предметов и явлений в специально созданных условиях. (Поведение мышей в клетке с крысами).
- Сравнение — сопоставление изучаемого объекта с другим для выявления общего и различного. (Сравнение тигра и льва).
- Измерение — сопоставление изучаемого объекта с эталоном. (Измерение веса в килограммах).
2) Теоретические.
- Обобщение — выделение общих черт у изучаемых объектов. (Кот и мышь — млекопитающие).
- Анализ — мысленное и фактическое разложение предмета изучения на составляющие части и исследование каждой по отдельности. (Разбор слова по составу).
- Синтез — мысленное и фактическое соединение частей предмета изучения в одно целое. (Исследование всех произведений Даниила Ивановича Хармса).
- Аналогия — выявление у изучаемого объекта качеств, похожих на качества другого объекта, и их изучение по этому сходству. (Решение примеров по образцу).
- Отвлечение (абстрагирование) — рассмотрение объекта с выделением только интересующих исследователя свойств. (Изучение кровообращения без учёта других систем организма).
Вы смотрели конспект «Виды знаний».
ЕГЭ. Познание Тема 2. Многообразие форм и видов человеческих знаний |
Знание – это результат познавательной деятельности человека.
Знание — это многозначное понятие:
- Во-первых, это вся та информация, которую человек получил, осознал, воспринял об окружающем его мире, всё, что он о нём знает.
- Знания – это и умения, навыки, которые человек получил в результате овладения информацией.
- Наконец, о знании говорят как об определённой познавательной единице, противоположной практике, но в то же время находящейся с ней во взаимосвязи.
Знание имеет несколько форм и видов в зависимости от методов, способов, сущности познания мира, общества и человека. Каковы же они?
Формы человеческого познания
- научное (систематизированное, объективное, доказанное, проверяемое)
- ненаучное (разрозненное, несистематизированное, находящееся в противоречии с научной картиной мира)
Ненаучное в свою очередь делится на следующие формы:
Формы ненаучного знания | Особенности |
Донаучное | Основа научного знания, оно возникло ещё до того, как знания оформились в определённые науки. |
Паранаучное | От греческого «вне», то есть знание, не принимаемое наукой, несовместимое с ней. |
Лженаучное | Знание, сознательно использующее всякого рода домыслы и предрассудки . |
Антинаучное | Утопичное, искажающее действительность. |
Квазинаучное | «Квази» — от лат. quasi якобы, как будто, то есть «мнимый, ненастоящий». Опирается на методы насилия и принуждения, возникает в строго идеологизированном режиме. Например, в СССР при Сталине — лысенковщина, то есть критика и гонения на генетику как науку. |
Псевдонаучное | «Псевдо» — от греческого корня pseudos «ложь». Знание, спекулирующее на популярных теориях, например, о снежном человеке, о древних астронавтах. |
Виды знаний
Наименование | Особенности, сущность |
Научное | Объективное, достоверное знание об окружающем мире. Реальность выражается в нём виде теоретических понятий, формул, законов, принципов. |
Житейское | Знание, которое основано на здравом смысле , обыденном сознании. Сводится к констатации фактов, к их описанию. Возникает в повседневной деятельности людей, в их взаимоотношениях с природой и друг с другом. |
Практическое | Преобразование мира, овладение вещами. |
Художественное | Образное восприятие мира, целостное отражение его и человека в нём, но с точки зрения видения мира творцом данного образа. |
Рациональное | Связано с рациональным мышлением, отражение действительности в определённых понятиях, категориях. |
Иррациональное | Основано на чувственном восприятии мира, эмоциях, переживаниях, интуиции |
Личностное | Знание, характерное для каждого конкретного человека, его уровень знаний о мире. Оно зависит от способностей человека, его желаний познавать мир, заниматься интеллектуальной деятельностью. |
Таким образом, форм и видов знаний достаточно много. Это свидетельствует об огромном желании человека познавать мир, получать сведения о нём, но в то же время подтверждает огромную силу воздействия знаний на жизнь общества. Поэтому так остро встаёт проблема ответственности учёных за свои открытия, а также вопрос о необходимости объективного познания мира, свободе научной деятельности.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Формы и методы научного познания / Блог :: Бингоскул
Обществознание: понятие, формы и методы научного познания
Познание – это процесс приобретения знаний об окружающем мире, его закономерностях и явлениях.
Методы научного познания
Методы познания — это система принципов и правил практической и теоретической деятельности.
Методы познания обобщают по двум уровням:
- Эмпирический уровень
- Теоретический уровень
Эмпирический уровень | |
Эмпирические (опытные) методы познания | — познание научных фактов, открытие эмпирической закономерности. |
Формы |
|
Методы |
|
Теоретический уровень | |
Теоретический (рационально-логический) уровень | — познание существенных связей, принципов и законов. |
Формы |
|
Методы |
|
Универсальные методы научного познания:
- Анализ
- Синтез
- Индукция
- Дедукция
- Абстрогирование
- Идеализация
- Обобщение
- Аналогия
- Системный подход
- Структурно-функциональный подход
- Моделирование: предметное, математическое, идеальное.
Формы познания
- Научное познание. Вид познания, основанный на логике, научном подходе, выводах; также называют рациональным познанием.
- Творческое или художественное познание (отражает окружающий мир с помощью художественных образов и символов)
- Философское познание. Оно заключается в стремлении объяснить окружающую действительность, место, которое в ней занимает человек, и то, каким оно должно быть.
- Религиозное познание. Объектом изучения является Бог, моральные устои, характерные данной религии.
- Мифологическое познание. Познание, свойственное первобытным культурам.
- Самопознание. Познание собственных психических и физических свойств, самоосмысление. Способы самосознания: самоанализ, самонаблюдение.
Решай задания и варианты ЕГЭ по обществознанию с ответами.
ЕГЭ. Познание Тема 5. Социальное познание |
Человечеству во все времена свойственно было желание познать не только природу, но и общество.
Социальное познание – это изучение процессов, происходящих в обществе, выявление их закономерностей, особенностей, причин и источников развития. Сфера социального познания – это деятельность человека во всех её проявлениях и формах.
Особенности социального познания
- Объект и субъект совпадают. Действительно, изучая общество, закономерности его развития, учёный одновременно сам является частью этого общества.
- Специфика методов социального познания. Многие методы, характерные для научного познания, в данном случае либо вообще неприемлемы, либо используются в редких случаях, часто с согласия самих людей (например, наблюдение, эксперимент).
- Зависимость исследователя от общества. Это может привести к необъективности тех или иных выводов. Достаточно привести в пример деятельность Сталина. Разве могли в его время критиковать политику вождя? Всё приукрашивалось и многое искажалось.
- Высокая вероятность неточности исследований. Приведём пример. В школе проводится анкетирование учащихся с целью выявления их отношения к наркотикам. Можно быть уверенным, что тот, кто их уже пробовал , никогда в анкете в этом не признается , а значит, и выводы будут неточными, приблизительными.
- Изучение предмета исследования в его взаимоотношениях, взаимосвязях, а не изолированно, обособленно.
Принципы социального познания
- Исследователи рассматривают общество, процессы и законы в нём в развитии, а не в статичности.
- Все процессы , происходящие в обществе взаимосвязаны и влияют друг друга. Социальное познание основано на изучении этой взаимосвязи.
- В социальном познании важен и каждый индивид в отдельности, и общество в целом, то есть происходит выявление общего и особенного.
Источники социального познания
- Социальная действительность, её развитие на данном этапе.
- Исторический опыт, знания о процессах развития общества, накопленные человечеством.
- Общественная практика, в ходе которой происходит развитие , изменение, преобразование общества.
Основные формы социального познания – это социальный и научный факт. В чём их различие?
Социальный факт – это какое-то конкретное событие, которое имело место в действительности в ту или иную эпоху и время.
Научный факт – событие, которое описано, изучено, с учётом конкретной ситуации, причин, последствий события на развитие общества.
Объекты социального познания
- Действия, поступки как отдельных лиц, так и социальных групп и всего общества в целом.
- Материальные и духовные ценности, созданные человечеством, то есть продукты деятельности.
- Словесные действия людей: высказывания, точки зрения, мысли, идеи, суждения о чём-либо.
Цели социального познания
- Изучение закономерностей развития общества, сложных взаимодействий и взаимосвязей, существующих в нём как между отдельными людьми, так и между группами.
- Стремление понять место и роль человека в обществе
- Изучение и постижение внутреннего мира личности, его «Я-концепции».
Методы социального познания
Эмпирические
- Наблюдение (может быть невключённым, то есть со стороны изучается объект, и включённым, когда объект познания принимает участие в исследовании, изучение объекта изнутри- например, социальной группы).
- Опрос (анкетирование, интервью)
- Тестирование
- Экспертная оценка
- Социометрия (изучение и измерение межличностных отношений)
- Эксперимент
- Измерение социальных установок (шкала самооценок, ранжирования, например вероятность победы на выборах того или иного кандидата).
Теоретические
- Анализ (анализ документов, социально-исторический анализ литературы)
- Обобщение
- Классификация
- Умозаключение
- Статистический метод
- Выдвижение гипотезы
- Научная абстракция
Итогом социального познания является знание
Типы социального знания
- Гуманитарное (предмет – субъективный мир человека)
- Социально-экономическое (изучение процессов, оказывающих значительное влияние на развитие общества – отношения собственности, распределения, обмена, потребления, то есть изучение экономической жизни)
- Социально-философское (изучение наиболее общих законов развития общества).
Социальное прогнозирование
В 20 веке появилась особая отрасль социальных знаний – футурология, занимающаяся социальным прогнозированием.
Научное прогнозирование следует отличать от утопии и фантастики.
Утопия основана на вере в предполагаемое будущее, а прогноз- на возможность альтернативного развития.
Фантастика — это художественное творчество, вымысел, характеризуется конкретностью деталей, а прогноз – лишь обобщённое видение будущего.
Виды социальных прогнозов
- Прогноз на ближайшее будущее е— 25-30 лет. Для него характерно достаточно точное и определённое видение будущего (например, численность населения, запасы сырья и др.)
- Прогноз на обозримое будущее (30-80 лет, до которого хоть кто-то из сегодня живущих людей сможет дожить ). Прогноз носит общий и вероятный характер.
- Прогноз на необозримое будущее (свыше 80 лет, когда будет жить совершенно новое поколение людей). Это лишь гипотезы общего плана.
Методы социального прогнозирования
- Моделирование – создание реальной или воображаемой модели развития общества и её дальнейшее изучение.
- Экспертиза — изучение мнения экспертов по той или иной изучаемой проблеме с целью выявления наиболее вероятных вариантов развития
- Экстраполяция – (лат. extra сверх, вне и polio выправляю, изменяю) изучение части или явления в целом и распространение выводов на будущее.
Таким образом, социальное познание- познание законов развития общества- это довольно сложный, но очень нужный и важный вид деятельности человека, направленной на дальнейшее совершенствование жизни людей.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Виды знаний
Новые знания о мире человек (или другой субъект познания: общество, группа, коллектив) получает путем познания. То есть познание – процесс деятельности, направленный на приобретение субъектом новых знаний. Объектом познания называют область реальности, в рамках которой знание находится. Это может быть сам человек, его внутреннее состояние, или окружающий мир в целом.
Существуют различные способы осуществления познавательной деятельности:
- Чувственное познание – получение знаний осуществляется через органы чувств. Формами такого познания являются:
- Ощущение – воссоздание отдельных частностей предмета или явления, возникающее в результате деятельности органов чувств;
- Восприятие – отражение цельного объекта, а не его деталей. Так, человек воспринимает предмет как совокупность его свойств.
- Представление – создание образа предмета в сознании человека, осуществляемое благодаря памяти или воображению человека.
- Рациональное познание – получение знание происходит при помощи мыслительной деятельности. Фундаментальные формы познания:
- Понятие – положение, выделяющее общие, значимые черты или свойства признака.
- Суждение – связующее между понятиями, отрицающее или подтверждающее что-либо.
- Умозаключение (вывод) – некое новое суждение, образованное из совокупности суждений, обозначенных ранее, объединенных общей тематикой. Умозаключения делятся на различные категории: индуктивное — обобщающий вывод происходит из частностей; дедуктивное — вывод о частном извлекается из вывода об общем; по аналогии — вывод достигается схоже подобным выводам.
Рациональное и чувственное познания взаимозависимы и неотделимы друг от друга, поэтому нельзя говорить об одном из этих способов познания как о единственно верном.
Вышеперечисленные способы познания мира определяются как научные. В этом случае уместно говорить и о ненаучном способе получения знаний.
Интуиция — бессознательное получение знания, не имеющее под собой свидетельства и обоснования.Однако возможность познания мира остается вопросом нерешенным, а потому и главным вопросом философии. Существуют разные мнения на этот счет:
Мнение | Сущность |
Агностицизм | Отрицание даже частичного познания реальности |
Скептицизм | Не опровергает, но и не принимает познание мира. Сомнение в достоверности любого полученного знания |
Оптимизм | Познание мира возможно и достижимо |
Рационализм | Предполагает познание мира исключительно мыслительной деятельностью и объективностью |
Сенсуализм (обратно рационализму) | Познание осуществимо только органами чувств, эмоциями и интуицией. |
Виды знаний:
- Житейское – формируется на основе личного опыта.
- Научное – отличается высокой степенью объективности и логичности.
- Религиозное – базируется на вере, принимается человеком целостно и безоговорочно.
- Художественное – основывается на художественном образе.
- Рациональное – строится исходя из рационального мышления, отличается достоверностью,
- Иррациональное – опирается на чувственное познание, интуицию.
- Практическое – включает в себя подчинение окружающего мира человеческим потребностям.
- Личностное – знание зависит от качеств и характеристик конкретного человека.
Помимо видов знаний выделяют различные формы знания:
- Научное – рациональное, истинное знание.
- Ненаучное – знание, диаметрально противоположное существующему научному знанию.
- Донаучное – прообраз научного знания.
- Паранаучное – околонаучное, однако несовместимое с научным знанием.
- Лженаучное – априори невозможное знание, состоящее из заблуждений.
- Антинаучное – фантастическое знание, нереальное по отношению к действительности.
Что такое социальное познание? (с иллюстрациями)
Социальное познание — это аспект социальной психологии, связанный с изучением того, как люди взаимодействуют друг с другом и с окружающей их средой. В частности, социальная психология фокусируется на том, как информация кодируется и хранится мозгом, чтобы ее можно было извлечь позже. В процессе хранения социальной информации и при связывании фрагментов связанной информации используется ряд когнитивных процессов, чтобы их можно было извлечь, когда они могут быть ценными.
Социальное познание включает в себя создание ассоциаций о людях, с которыми мы встречаемся, что может облегчить будущее социальное взаимодействие.Когда люди взаимодействуют друг с другом, они постоянно находятся в процессе сохранения новой информации, вспоминая существующую информацию, которая может быть полезна для взаимодействия.Например, при встрече с кем-то новым мозг человека будет использовать базовую предоставленную информацию, такую как возраст, раса и пол нового знакомого, для создания ассоциаций, которые могут сгладить социальное взаимодействие. Эта информация вызывается и используется на бессознательном уровне.
Исследователи социального познания могут изучать людей, которым не хватает социальных навыков.Люди также хранят социальную информацию, которая, по их мнению, может быть ценной. Это может включать воспоминания о социальном опыте, информацию о конкретных людях и информацию о социальных группах.Эта информация используется в будущих социальных взаимодействиях и при дальнейшей обработке социального опыта. Ряд когнитивных процессов вступает в игру с социальным познанием, включая формирование стереотипов и других сокращений для обработки информации.
Социальное познание исследует способы, которыми люди встречаются.Некоторых студентов, изучающих теорию социального познания, особенно интересует роль социального познания в развитии детей раннего возраста. Культура, в которой воспитывается ребенок, явно оказывает сильное влияние на его развитие, как показано в ряде исследований.Исследователи изучают, как дети обрабатывают социальную информацию и как социальная зрелость развивается с возрастом. Исследователей также могут интересовать люди, которым не хватает социальных навыков или которые взаимодействуют с людьми уникальными, незнакомыми или необычными способами.
Социальное познание исследует то, как люди взаимодействуют друг с другом и с окружающей их средой.Важно знать, что большая часть социального познания происходит на подсознательном уровне. Многие термины, используемые в социальной психологии, имеют значение за пределами этой области; «Стереотип», например, часто рассматривается как негативное понятие, тогда как в социальной психологии это инструмент, помогающий людям обрабатывать социальную информацию.На подсознательном уровне у каждого формируются стереотипы; именно сознательное использование и отражение стереотипов может стать поводом для беспокойства. Классификация людей — это ярлык, используемый мозгом для группировки схожей информации, но людям не обязательно действовать в соответствии с классификациями, предоставляемыми мозгом.
Люди хранят социальную информацию о своем опыте, чтобы интерпретировать ее и использовать позже. Социальное познание может исследовать, как люди участвуют во внеклассной деятельности. ,Что такое познание и какие навыки оно требует?
Познание . Это слово мы слышим постоянно. Однако, что именно означает познания и насколько большую роль оно играет в нашей жизни?
Короче говоря, познание — это наша способность обрабатывать информацию, а когнитивное мышление играет чрезвычайно ( в огромной степени ) важную роль в нашей жизни. Однако реальная реальность познания намного грандиознее и запутаннее, чем мы можем по праву выразить словами (тем не менее, одним предложением).
Однако в этой статье мы постараемся объяснить, что такое когнитивные способности, а также различные когнитивные навыки, которые мы можем улучшить со временем.
Что означает когнитивное функционирование?
Если это связано с вашим возбуждением, найдите время, чтобы представить себе все мысли, происходящие в вашей голове. Представьте их, как если бы они существовали в физической форме, кружились и кружились, быстро повсюду в вашем уме.
Довольно дико, правда? Что ж, это лишь малая часть действия.Это просто мысли, которые мы осознаем, — мы не осознаем или наших когнитивных функций. Однако каким-то образом наше сознание способно разобраться в этом головокружительном лабиринте электрических воспламенений и связно перемещаться по ним, по одному, в организованном потоке мыслей.
Вряд ли знакомство… Познание.
Познание отвечает за все наши мыслительные процессы; бесконечное восприятие, решение проблем, суждение, память, язык и приобретение знаний.
Что такое пример познания?
Примеры познания могут включать вербальные, пространственные, психомоторные способности и способности к скорости обработки.
Следовательно, познание будет:
- Делать суждение о чем-либо на основании полученной информации и обработанной вашим мозгом.
- Решение проблем на основе того, что мы уже знаем, и других подобных ситуаций, через которые мы прошли.
- Логические рассуждения, основанные на разных аргументах.
Что такое 8 когнитивных навыков?
Для нас в Mindvalley самое захватывающее в изучении познания — это то, что мы можем улучшить свои познавательные навыки и способности.Чем лучше мы понимаем основы когнитивного мышления и эти навыки, тем больше мы можем улучшить их и стать лучшими из возможных.
Итак, что такое когнитивные навыки?
Определение беговых когнитивных навыков выглядит следующим образом: Когнитивные навыки — это основные навыки, которые наш мозг использует, чтобы думать, учиться, запоминать, рассуждать, читать и поддерживать внимание.
Для полного познания все эти различные аспекты познания должны работать вместе. Поскольку каждый из этих навыков играет жизненно важную роль в обработке информации (познании), если он становится слабым, вся когнитивная система испытывает трудности.
Без лишних слов, вот список всех наших когнитивных навыков.
Примечание: поскольку познание — это такой сложный процесс, существует довольно много версий этого списка, поскольку у многих исследователей есть собственное словоблудие, категоризация и восприятие точного определения когнитивных навыков. Тем не менее, список, приведенный ниже, получил широкое признание.
Внимание
- Устойчивое внимание позволяет оставаться сосредоточенным в течение определенного периода времени
- Выборочное внимание позволяет сосредоточиться на конкретной задаче, не отвлекаясь.
- Разделенное внимание позволяет вам выполнять несколько задач одновременно — сосредотачиваться на более чем одном деле
Обработка
- Визуальная обработка позволяет мыслить и воспринимать визуальные образы
- Обработка звука позволяет обрабатывать, смешивать, анализировать и сегментировать звуки
- Скорость обработки позволяет получать доступ к информации и выполнять задачи быстро и точно
Память
- Долговременная память позволяет запоминать информацию, которая была сохранена в предыдущий раз
- Рабочая / кратковременная память длится около 15-30 секунд за раз, это позволяет вам сохранять информацию, пока вы в процессе ее использования в данный момент
Рациональное мышление против.Логическое рассуждение
Есть два когнитивных навыка, которые мы не упомянули выше: логическое мышление и рациональное мышление. Мы сохранили их для отдельных разделов, потому что эти два термина часто оставляют людей в некотором замешательстве — какая разница?
Хотя эти два навыка когнитивного мышления обычно объединяются в одно целое, это совершенно разные процессы.
Рациональное мышление
Рациональное мышление намного гуманистичнее, чем логическое мышление.Рациональное мышление — это состояние рассуждения (или разумных ), о котором могут судить только люди. Как правило, очень «рациональный человек» — это тот, кто способен принимать решения, не позволяя предубеждениям и эмоциям встать на пути.
Например, судьи суда должны мыслить очень рационально. Тот, кто способен отойти от драмы ситуации и ясно подумать о справедливом результате, считается очень рациональным. Рациональное мышление способствует свободе и справедливости.
Логические рассуждения
Логика, с другой стороны, представляет собой тип рассуждений, абсолютную правильность которых можно показать с помощью математического доказательства.Даже словесные утверждения и аргументы можно анализировать математически. Логические рассуждения холодны, расчетливы и абсолютны.
Часто утверждают, что слишком логичное мышление может подавлять изобретательность и творческие достижения. Однако логическое мышление — полезная черта для ученых и математиков.
У вас проблемы с запоминанием имен?
Может быть, вам сложно вспомнить важные даты или даже основные факты и цифры, необходимые для презентации?Если да, не волнуйтесь — это обычная проблема.
Но также распространен миф о том, что некоторые люди просто рождаются с хорошей фотографической памятью, а остальным просто приходится бороться.
По правде говоря, память похожа на мышцы — вы можете тренировать ее, чтобы стать на сильнее .
Работаете ли вы профессионалом, желающим овладеть новыми навыками, студентом, готовящимся к экзаменам, или просто старшим специалистом, который хочет оставаться в тонусе — есть методы, которые вы можете применить, чтобы активно и постоянно улучшать свою память.
Если вы хотите воспользоваться этой секретной силой, о которой вы не знали… Тогда присоединяйтесь к Джиму Квику, эксперту по производительности и гуру памяти, в этом БЕСПЛАТНОМ мастер-классе
Из него вы также узнаете:
✅ Самая большая ложь, которую нам всем рассказывали о нашем мозге , которая удерживает нас от реализации нашего потенциала. Вопреки расхожему мнению, ваша память на самом деле не фиксирована. Как только вы поймете, насколько у вас есть контроль, вы начнете понимать, на что вы действительно способны.
✅ 10 мощных ментальных приемов, которые вы можете применить, чтобы разблокировать своего внутреннего супер-ученика . Небольшие хитрости в этих областях могут помочь вам стать забывчивым человеком или человеком с почти идеальной памятью.
✅ Мощная техника запоминания , которую можно использовать в любой ситуации. Вы сможете произнести речь, не используя свои заметки, и даже запомнить весь свой список покупок, не записывая его!
Зарегистрируйтесь сейчас, чтобы открыть для себя мощные уловки, чтобы разблокировать свой сверхмозг (почувствуйте результаты через 1 час)
Какие из этих когнитивных навыков вы считаете самыми сильными? Что бы вы могли улучшить? Поделитесь с нами в комментариях ниже!
,Какая связь между языком и познанием?
Язык и познание тесно связаны, практически и концептуально, хотя между экспертами существуют значительные разногласия относительно точной природы этой связи. Споры между лингвистами и психологами во многом похожи на споры о курице и яйце: они задаются вопросом, стоит ли на первом месте способность думать или способность говорить.Есть три основных позиции относительно взаимосвязи между языком и познанием: язык развивается в значительной степени независимо от познания, познание влияет как на язык, так и на темп языкового развития, а язык предшествует познанию и является основным влиянием на развитие мышления.
Когнитивная терапия основана на идее, что то, как человек когнитивно воспринимает себя, определяет его или ее чувства.Все три теории относительно природы связи между языком и познанием считаются обоснованными. Существуют обширные исследования и доказательства, подтверждающие каждую позицию. Среди экспертов по развитию детей большая часть разногласий связана с вопросом «когда», а не «если».”
Язык — это использование звуков, грамматики и словарного запаса в соответствии с системой правил, которая используется для передачи знаний и информации.Язык — это использование звуков, грамматики и словарного запаса в соответствии с системой правил, которая используется для передачи знаний и информации. Хотя многие нечеловеческие виды обладают коммуникативными способностями, которые можно условно назвать языком, только люди используют систему правил, включающую грамматику и словарный запас.Слово «познание» часто используется как синоним «мысли» или «мышления», но его общее значение более сложное. Это относится к процессу или акту получения знания не только посредством восприятия, но и посредством распознавания и суждения. Познание также включает такие мыслительные процессы, как рассуждение, запоминание, категоризация, принятие решений и решение проблем.
Лингвистика занимается научным изучением языка во всех его проявлениях, и есть несколько разделов социальных наук, которые сосредоточены на познании.Например, когнитивная антропология изучает культурные различия в мышлении и восприятии. Когнитивная наука — это формальное исследование разума, а модели и теории из этой дисциплины послужили основой для зарождения теорий искусственного интеллекта.
Раздел психологии, изучающий психические процессы, такие как память и внимание, называется когнитивной психологией.В сфере психологии когнитивная терапия — это поведенческая терапия, основанная на идее о том, что то, как человек когнитивно воспринимает себя в мире, определяет его или ее чувства. Когнитивные терапевты считают, что люди могут изменить свои эмоции, сначала изменив свое когнитивное восприятие.
Проще говоря, связь между языком и познанием для нормальных взрослых людей, независимо от их этнической принадлежности или культуры, является глубокой.Речь озвучивает мысли. Хотя отдельные когнитивные процессы являются внутренними и, следовательно, безмолвными, язык — устный или письменный — позволяет обмениваться знаниями и информацией.
,Роль образования и интеллектуальной деятельности в познании
Хотя уровень образования постоянно связан с познанием во взрослом возрасте, механизмы все еще не ясны. Раннее образование и другие виды социального обучения могут дать навыки, знания и интерес для решения интеллектуальных задач на протяжении всей жизни. Следовательно, познание в зрелом возрасте может отражать постоянное взаимодействие с когнитивно сложной средой. Используя исходные данные из исследования Baltimore Experience Corps, были применены несколько моделей посредничества для изучения комбинированного и уникального вклада интеллектуальной, социальной, физической, творческой и пассивной активности в образ жизни на взаимосвязь между образованием и познанием.Отдельные модели были протестированы для каждого когнитивного результата (например, способности читать, скорости обработки данных, памяти). Результаты показывают, что за исключением задач на память, отношения обучения и познания частично объясняются частым участием в интеллектуальной деятельности. Однако связь между образованием и познанием не была полностью устранена, что позволяет предположить, что другие факторы могут управлять этими ассоциациями.
1. Роль образования и интеллектуальной деятельности на познание
Когнитивное обогащение в раннем возрасте может объяснить некоторые вариации когнитивных способностей во взрослом возрасте.Соответственно, более высокий уровень образования связан с более высокими уровнями когнитивных способностей [1–5], а также со сниженным риском деменции и болезни Альцгеймера [6–9]. Хотя точные механизмы неясны, одна из возможностей заключается в том, что образовательный опыт обеспечивает основу для непрерывной интеллектуальной стимуляции на протяжении всей жизни, что приводит к улучшению когнитивных функций в позднем взрослом возрасте. Предыдущие результаты исследований подтверждают правдоподобие этого предположения. Во-первых, уровень образования часто ассоциируется с более активным участием в различных образах жизни [10, 11], особенно в тех, которые требуют когнитивных способностей [12–14].Во-вторых, положительные эффекты от поддержания активного образа жизни были продемонстрированы в нескольких исследованиях, даже когда занятия начинаются в более позднем возрасте [15–19].
Образование может способствовать развитию знаний, навыков и способностей, необходимых для продолжения участия в интеллектуальной деятельности (например, чтение, прохождение курсов) и в более зрелом возрасте. Согласно гипотезе вовлеченности, люди, которые постоянно предъявляют значительные требования к своим интеллектуальным ресурсам (т.е., посредством множественных и сложных решений, нечеткое решение проблем) может поддерживать или даже усиливать когнитивный потенциал [3, 20, 21]. Следовательно, по сравнению с другими формами жизнедеятельности, более активное участие в интеллектуальной деятельности может быть особенно полезно для когнитивной функции [3, 10, 14, 20–24]. Например, Hultsch et al. [10] обнаружили, что люди, которые чаще участвовали в обработке новой информации, с меньшей вероятностью демонстрировали снижение когнитивных функций с течением времени.Точно так же Гислетта и его коллеги [25] обнаружили, что такие действия, как чтение книги и игры, были связаны с изменениями скорости восприятия, тогда как другие формы взаимодействия (например, физическая, социальная и религиозная деятельность) не были связаны с такими изменениями. И наоборот, деятельность с низким уровнем когнитивной стимуляции, например просмотр телевизора, связана с повышенным риском когнитивных нарушений [26]. Более того, виды деятельности с низким уровнем когнитивного спроса могут быть более распространены среди лиц с более низким уровнем образования [27].
Хотя в нескольких исследованиях изучается независимый вклад образования или деятельности в познание, лишь немногие исследования изучали эти факторы в сочетании. В текущем исследовании изучается, влияют ли образовательные достижения и деятельность в позднем возрасте независимо на когнитивные способности, или отношения между образованием и познанием могут быть хотя бы частично объяснены участием в деятельности во взрослом возрасте. В частности, наша работа основана на следующих предположениях: (1) образование будет связано с познанием, так что люди с более высоким уровнем образования будут демонстрировать лучшие результаты по когнитивным показателям; (2) пожилые люди с более высоким уровнем образования сообщают, что они более активны, особенно в интеллектуальной деятельности; (3) интеллектуальная деятельность будет влиять на познание, так что участие в интеллектуальной деятельности (по сравнению с другими формами деятельности) будет связано с лучшими познавательными способностями, независимо от образования.Следовательно, мы ожидаем, что связь между образованием и познанием будет ослаблена (не полностью устранена), как только будет рассмотрен вопрос об участии в самых разнообразных образах жизни [28, 29]. Кроме того, мы также ожидаем, что наибольший эффект будет иметь деятельность, требующая интеллектуальных усилий, поскольку она может быть более тесно связана как с образованием, так и с познанием [1–5, 10, 12–14].
Мы хотим прояснить, что это перекрестное корреляционное исследование не позволяет нам установить временной порядок между переменными и признать, что взаимные отношения возможны.Следовательно, мы не можем сделать никаких выводов относительно причинно-следственных связей между образованием, деятельностью и познанием, как это подразумевается нашей теоретически обоснованной моделью (т.е. образование ведет к большему участию в деятельности, что, в свою очередь, способствует познанию). Однако в отсутствие продольных данных установление связей между образованием, активностью и познанием позволяет нам лучше концептуализировать правдоподобные механизмы для укрепления когнитивного здоровья в зрелом возрасте.
2. Методы
Мы сообщаем данные, собранные в рамках исследования Baltimore Experience Corps (подробности см. В Fried et al. [30]).
Leave A Comment