Общество как сложная динамическая система – кратко о развитии и представлении (обществознание, 10 класс)
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 1445.
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 1445.
Понятие общества охватывает все сферы человеческой жизни, отношения и взаимосвязи. При этом общество не стоит на месте, оно подвержено постоянным изменениям, развитию. Узнаем кратко об обществе – сложной, динамично развивающейся системе.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Александровой Екатериной Валерьевной.
Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.
Черты общества
Общество как сложная система имеет свои особенности, отличающие его от других систем. Рассмотрим выявленные разными науками черты:
- сложный, многоуровневый характер
В общество входят разные подсистемы, элементы. Оно может включать в себя различные общественные группы, причем как малые – семья, так и большие – класс, нация.
Общественные подсистемы – это основные сферы: экономическая, социальная, политическая, духовная. Каждая из них также является своеобразной системой, имеющей множество элементов. Так, можно сказать, что существует иерархия систем, то есть общество делится на элементы, которые, в свою очередь, также включают в себя несколько компонентов.
- наличие разнокачественных элементов: материальных (техника, сооружения) и духовных, идеальных (идеи, ценности)
Например, экономическая сфера – это и транспорт, сооружения, материалы для изготовления товаров, и знания, нормы, правила, действующие в сфере производства.
- основной элемент – человек
Человек является универсальным элементом всех общественных систем, так как он входит в каждую из них, и без него их существование невозможно.
- постоянные изменения, преобразования
Конечно, в разное время скорость изменений менялась: сложившийся порядок мог сохраняться долгое время, но были и периоды, когда случались быстрые качественные перемены общественной жизни, например, во время революций. В этом состоит главное отличие общества от природы.
- порядок
Все компоненты общества занимают свое положение и определенные связи с другими элементами. То есть, общество – это упорядоченная система, в которой существует множество взаимосвязанных частей. Элементы могут исчезать, вместо них появляются новые, но в целом система продолжает функционировать в определенном порядке.
- самодостаточность
Общество в целом способно производить все необходимое для своего существования, поэтому каждый элемент играет свою роль и не может существовать без других.
- самоуправляемость
Общество организует управление, создает институты для согласования действий разных элементов общества, то есть создает такую систему, в которой все части могут взаимодействовать. Организация деятельности каждого отдельного человека и групп людей, а также осуществление контроля – особенность общества.
Социальные институты
Представление об обществе не может быть полным без знания основных его институтов.
Под социальными институтами понимают такие формы организации совместной деятельности людей, которые сложились в результате исторического развития и регулируются установленными в обществе нормами. Они объединяют большие группы людей, занятых каким-либо видом деятельности.
Деятельность социальных институтов направлена на удовлетворение потребностей. Например, потребность людей в продолжении рода вызвала к жизни институт семьи и брака, потребность в получении знаний – институт образования и науки.
Примеры социальных институтов:
- государство;
- семья;
- армия;
- школа;
- церковь.
Что мы узнали?
Изучив тему по обществознанию, мы выяснили, что общество как сложная динамическая система находится в постоянном развитии. Потребности человека привели к появлению определенных видов деятельности.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Александр Дульченко
10/10
Дарья Плотникова
9/10
Наталья Журавлёва
10/10
Сергей Краснов
10/10
Лена Линде
9/10
Николай Мусин
8/10
Оценка доклада
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 1445.
А какая ваша оценка?
Решать задание 2 ЕГЭ по обществознанию. Выберите верные суждения и запишите цифры, под которыми они указаны.
Решать задание 2 ЕГЭ по обществознанию 2022-2023. Формулировка: Выберите верные суждения о … и запишите цифры, под которыми они указаны». Суждения, встречающиеся в задании 2, проверяют знания раздела «Человек и общество, включая «Познание и духовную культуру».
1. Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Относительная истина, в отличие от абсолютной истины, определяет сущность общественных и природных явлений.
2) Истинное знание всегда соответствует характеристикам познаваемого объекта.
3) В научном познании абсолютная истина является идеалом, целью.
5) Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой практико-ориентированное знание.
2. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Под способностями учёные понимают особенности человека, которые позволяют ему наиболее успешно заниматься какой-либо деятельностью.
2) Биологическая природа человека проявляется в его анатомо-физиологических чертах.
3) Отличием человека от других живых существ является то, что он обладает инстинктом самосохранения.
4) Деятельность свойственна как человеку, так и животным.
5) Врождённые качества человека, на основе которых формируются те или иные способности, называют задатками.
3. Выберите верные суждения об истине. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Одним из критериев истины является практика.
2) Относительной истиной называют недостаточно полное знание о предмете, которое может изменяться по мере развития науки.
3) Рациональное познание, в отличие от чувственного, осуществляется учёными.
4) Истинным может быть только то знание, которое получено эмпирическим путём.
4. Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Общество и природа не связаны между собой.
2) Общество – это совокупность людей и их взаимодействий.
3) Структурные компоненты общества однотипны.
4) Динамика общества проявляется в его развитии.
5) Экономическая сфера общества включает в себя взаимодействия людей в процессе производства, обмена, потребления и распределения материальных благ и услуг.
5. Выберите верные суждения
1) Искусство влияет на мировоззрение личности.
2) Искусство позволяет теоретически объяснить общественные явления.
3) Произведения искусства помогают человеку восстановить душевную гармонию, реализовать творческий потенциал.
4) Искусство помогает привлечь внимание общества к социальным и нравственным проблемам.
5) Роль искусства проявляется в оппонировании научным концепциям.
6. Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Общество – целостная самоорганизующаяся система взаимоотношений между людьми.
2) В структуре общества выделяют экономическую, политическую, социальную и духовную подсистемы.
4) Динамичность социальных институтов проявляется в их обособленности от природной среды.
5) Социальным регрессом называют направление развития от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным.
7. Выберите верные суждения о познании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К формам чувственного познания относят понятия и суждения.
2) Для чувственного этапа (ступени) познания свойственно воспроизведение внешних черт и свойств объектов.
4) Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки, связи, закономерности, законы.
5) Чувственное познание предполагает непосредственное воздействие познаваемых объектов на органы чувств.
8. Выберите верные суждения об обществе и его институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В узком смысле общество – это весь окружающий человека материальный мир.
2) В широком смысле под обществом понимают всё население Земли, совокупность всех народов и стран.
3) Общество является самоорганизующейся системой.
4) Динамичность социальных институтов проявляется в их обособленности от природы.
5) Социальный институт – это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности, направленной на удовлетворение базовых потребностей общества.
9. Выберите верные суждения о культуре и её видах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К отличительным признакам массовой культуры относят творческую деятельность народа.
2) Произведения элитарной культуры всегда ориентированы на достижение коммерческого успеха.
3) Народная культура в большинстве своём анонимна и создаётся людьми, не имеющими профессионального образования.
4) К отрицательным проявлениям массовой культуры относят стандартизацию культурных ценностей.
5) Диалог и взаимодействие массовой и элитарной культуры позволяют развиваться современной культуре.
10. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Индивид становится личностью в процессе социализации.
2) К естественным (биологическим) потребностям человека традиционно относят потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, общественном признании.
3) Свобода человека включает в себя возможность выбора между добром и злом.
4) Духовные потребности всегда связаны с потребностью человека в самосохранении как биологического вида.
5) Понятие «индивид» используется для обозначения отдельно взятого представителя всего человеческого рода.
11. Выберите верные суждения об обществе и социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальные институты выполняют функцию социализации человека.
2) Общественный прогресс характеризуется деградацией, возвратом к уже отжившим структурам и отношениям.
3) Общество представляет собой закрытую систему, не взаимодействующую с внешней средой.
4) Общество является постоянно развивающейся динамической системой.
5) В широком смысле под обществом понимают обособившуюся от природы, но связанную с ней часть мира, включающую в себя способы взаимодействия и формы объединения людей.
12. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К естественным (биологическим) потребностям человека традиционно относят потребности в общественной деятельности, общественном признании, общении с другими людьми.
2) Потребности человека удовлетворяются в процессе его деятельности.
3) Понятие «индивид» используется для характеристики отличительных особенностей одного человека от другого.
4) К отличиям человека от других живых существ относят наличие мышления и словесной речи.
5) Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей человека.
13. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К естественным (биологическим) потребностям человека традиционно относят потребности в продолжении рода, пище, воздухе для дыхания, отдыхе.
2) Человека и других живых существ объединяет возможность осуществлять преобразовательную деятельность.
3) Одна из особенностей человека – умение с помощью простых орудий создавать сложные орудия труда.
4) Возможность приспосабливаться к изменяющимся природным условиям – черта отличия человека от других живых существ.
5) К социальным потребностям человека относят потребности в общественной деятельности, общественном признании, общении с другими людьми.
14. Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Общественное развитие всегда имеет стихийный характер.
2) Общество – это обособившаяся от природы, но сохранившая с ней взаимосвязь часть мира, включающая в себя способы взаимодействия людей.
3) Структурные компоненты общества не меняются.
4) Динамика общества проявляется в его развитии.
5) Экономическая сфера общества включает в себя взаимодействия людей в процессе производства, обмена, потребления и распределения материальных благ и услуг.
15. Выберите верные суждения о различных формах (областях) духовной культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Одной из тенденций развития современного школьного образования является информатизация.
2) Деятельностный аспект морали заключается в практическом применении норм морали в поведении людей.
3) Искусству свойственны системность и отсутствие субъективизма.
4) Произведения массовой культуры, как правило, анонимны.
5) Буддизм, христианство и ислам являются мировыми религиями.
16. Выберите верные суждения об образовании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Образованием называют профессионально организованный процесс приобщения личности к ценностям и нормам культуры данного общества.
2) Использование в образовательном процессе телекоммуникационных сетей глобального масштаба характеризует информатизацию образования.
3) Гуманизация образования связана с увеличением количества уроков по предметам социально-гуманитарного цикла.
4) Образование отличается от других форм (областей) духовной культуры тем, что оно способно оказывать эмоциональное воздействие на человека.
5) Отличительной чертой современного образования становится его непрерывный характер.
17. Выберите верные суждения о формах (областях) духовной культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Мораль, в отличие от других форм (областей) духовной культуры, объясняет события и явления окружающего мира.
2) Наука, в отличие от других форм (областей) духовной культуры, воздействует на эмоциональную сферу человека.
3) Искусство помогает привлечь внимание общества к социальным и нравственным проблемам.
4) Один из признаков религиозного сознания – убеждение в реальном существовании сверхъестественного, его влиянии на жизнь человека и общества.
5) Наука призвана познать и объяснить устройство мира и законы его развития.
18. Выберите верные суждения о науке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Наука – особая форма деятельности человека, обеспечивающая получение и систематизацию нового знания.
2) Прогностическая функция науки позволяет предвидеть последствия происходящих изменений.
3) Наука и образование в современном обществе существуют обособлено друг от друга.
4) Наука влияет на формирование картины мира в мировоззрении человека.
5) Виды науки можно различать по среде, материалу, в котором реализуются художественные образы.
19. Выберите верные суждения о культуре и её видах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К отличительным признакам массовой культуры относят духовную деятельность народа, направленную на сохранение традиций.
2) Произведения элитарной культуры всегда ориентированы на достижение коммерческого успеха.
3) Народная культура в большинстве своём анонимна и создаётся людьми, не имеющими профессионального образования.
4) Занимательность массовой культуры обеспечивается обращением к таким сторонам жизни, которые понятны большинству людей, вызывают неизменный интерес, а иногда шокируют потребителя.
5) Диалог и взаимодействие массовой и элитарной культуры позволяют развиваться современной культуре.
20. Выберите верные суждения о культуре и её видах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Культура – это все виды преобразовательной деятельности людей и её результаты.
2) К материальной культуре относят нормы морали.
3) В развитии культуры отмечают такие тенденции, как преемственность и новаторство.
4) Произведения массовой культуры предъявляют высокие требования к общекультурному уровню потребителя.
5) Народная культура, как правило, создаётся коллективной творческой деятельностью народа, отражает его жизнь и традиции.
21. Выберите верные суждения о познании и об истине и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Познание является одним из видов деятельности.
2) В научном познании широко применяются художественные образы.
3) Соответствие знаний предмету познания, независимость от воли познающего субъекта характеризуют такую черту истины, как объективность.
4) К формам рационального познания относят ощущение, восприятие и представление.
5) Относительная истина – это знание, которое может измениться по мере развития науки.
22. Выберите верные суждения об образовании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Образование отличается от других форм (областей) духовной культуры тем, что оно способно оказывать эмоциональное воздействие на человека.
2) Гуманитаризация образования проявляется в сокращении количества уроков по предметам обществоведческого цикла.
3) Гуманизация образования предполагает учёт индивидуальных особенностей школьников.
4) Одна из функций образовательных организаций – социализация новых поколений.
5) Система образования реализует определённый общественный и государственный заказ.
23. Выберите верные суждения об обществе и социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальные институты выполняют функцию социализации человека.
2) Общественный регресс характеризует движение от простого к сложному, к более совершенному и передовому, изменение к лучшему.
3) Общество представляет собой закрытую систему, не взаимодействующую с внешней средой.
4) Общество является постоянно развивающейся динамической системой.
5) Под обществом понимают обособившуюся от природы, но связанную с ней часть мира, включающую в себя способы взаимодействия и формы объединения людей.
24. Выберите верные суждения о формах (областях) духовной культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Искусство помогает привлечь внимание общества к социальным и нравственным проблемам.
2) Мораль поддерживается силой государственного принуждения.
3) Наука призвана познать и объяснить устройство мира и законы его развития.
4) Религия объясняет события, явления окружающего мира с позиций существования сверхъестественного.
5) Мораль отражает окружающую действительность в художественных образах.
25. Выберите верные суждения о человеке и деятельности. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Понятие «личность» используется прежде всего для характеристики наследственных качеств человека.
2) Деятельность – это специфический способ существования всех живых существ.
3) Потребность – это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования и развития.
4) Индивидуальные потребности проявляются у отдельного человека и связаны с конкретными условиями его жизни, особенностями его личности.
5) Практическая деятельность направлена на преобразование природы и общества.
26. Выберите верные суждения об обществе и социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальные институты выполняют функцию социализации человека.
2) Общественный регресс характеризуется деградацией, возвратом к уже отжившим структурам и отношениям.
3) Общество представляет собой закрытую систему, не взаимодействующую с внешней средой.
4) Общество является постоянно развивающейся динамической системой.
5) Общество может оказывать на природу позитивное влияние.
27. Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Истинное знание – это соответствие полученного знания действительности.
2) Практика рассматривается как критерий истины.
3) Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой практико-ориентированное знание.
4) Относительная истина – это знание, меняющееся по мере развития возможностей познания.
5) Относительная истина – показатель определённого уровня достоверности и полноты знания в конкретных условиях.
28. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К естественным (биологическим) потребностям человека традиционно относят потребности в общественной деятельности, общественном признании, общении с другими людьми.
2) Потребности человека удовлетворяются в процессе его деятельности.
3) Понятие «индивид» используется для характеристики человека как представителя биологического вида.
4) К отличиям человека от других живых существ относят наличие мышления и словесной речи.
5) Духовные потребности лежат в основе возникновения некоторых интересов и склонностей человека.
29. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К социальным потребностям человека традиционно относят потребности в общественной деятельности, общественном признании, общении с другими людьми.
2) Потребности человека удовлетворяются в процессе его деятельности.
3) Понятие «индивид» используется для характеристики человека как представителя биологического вида.
4) К отличиям человека от других живых существ относят наличие инстинктов.
5) Духовные потребности лежат в основе возникновения некоторых интересов и склонностей человека.
30. Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Истиной называют любое новое знание, полученное в результате процесса познания.
2) Абсолютная истина представляет собой полное, исчерпывающее знание об объекте познания.
3) Относительная истина – это достоверное знание о предмете познания, которое может со временем быть уточнено или дополнено.
4) Только относительная истина выявляет существенные признаки, связи, закономерности, законы.
5) Истина – это соответствие полученного знания действительности.
31. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Личность – совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни.
2) Способности человека развиваются на основе задатков, данных ему от природы.
3) На формирование личности влияют только семья и ближайшее окружение человека.
4) Понятие «индивид» используется для обозначения единичного представителя человеческого рода.
5) Характер человека проявляется в его поступках.
32. Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) На развитие общества могут оказывать влияние внешние факторы.
2) Общество – это обособившаяся от природы, но сохранившая с ней взаимосвязь часть мира, включающая в себя способы взаимодействия людей.
3) Под обществом в узком смысле понимают группу людей, объединённых общими интересами.
4) Динамика общества проявляется в его изменении.
5) Политическая сфера общества включает в себя взаимодействия людей в процессе производства, обмена, потребления и распределения материальных благ и услуг.
33. Выберите верные суждения о мышлении и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Мышление характеризуется способностью человека рассуждать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
2) Анализ как операция мышления предполагает прежде всего выделение одной отличительной стороны свойства предмета или явления.
3) Мышление человека тесно связано с речью.
4) Мышление имеет исключительно коллективный характер.
5) Мышление позволяет получать знания, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственном этапе познания.
34. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Человека от других живых существ отличает способность к деятельности.
2) Способности человека развиваются на основе задатков, данных ему от природы.
3) Личность формируется до трёхлетнего возраста, все последующие этапы социализации не оказывают заметного влияния на развитие личности.
4) Потребность – это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.
5) К естественным (биологическим) потребностям человека относят потребности в познании окружающего мира, в достижении гармонии и красоты, в религиозной вере, художественном творчестве и т.п.
35. Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Структура общества представляет собой простую систему из нескольких элементов, которые существуют независимо друг от друга.
2) Общество создаёт условия, необходимые для удовлетворения разнообразных потребностей своих членов, и предоставляет им широкие возможности для самореализации.
3) Развитие общества может иметь прогрессивный характер.
4) Изменения в обществе происходят только под влиянием различных внешних факторов.
5) Обществом называют устойчивую систему социальных связей людей и форм их объединения, возникшую в процессе исторического развития человечества.
36. Выберите верные суждения о деятельности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Потребности человека лежат в основе формирования мотивов его деятельности.
2) К биологическим (естественным) потребностям человека учёные относят его стремление к познанию окружающего мира.
3) Деятельность человека обусловлена целеполаганием и имеет сознательный характер.
4) Структура деятельности человека предполагает наличие только двух составляющих: цели и средств для её достижения.
5) Творческий характер деятельности человека может проявляться в создании чего-либо качественно нового.
37. Выберите верные суждения о мышлении и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Результатом мышления является мысль – понятие, идея, смысл.
2) Анализ как операция мышления предполагает мысленное расчленение вещи или явления для выделения составляющих элементов.
3) Только для наглядно-действенного мышления характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения.
4) Обобщение как операция мышления включает в себя отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей.
5) Словесно-логическое мышление выражается в решении задач с помощью реального, физического преобразования ситуации, манипулирования с объектами.
38. Выберите верные суждения о глобализации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Росту темпов глобальной интеграции способствовали достижения в развитии технологий, средств связи, науки и т.п.
2) Глобализация в социальной сфере связана с массовыми миграциями населения.
3) Глобализация приводит только к тому, что сокращаются возможности человека для самореализации.
4) К экономическим последствиям глобализации относят утрату специфики национальных культур.
5) Глобализация экономики связана с формированием планетарного экономического пространства, в котором отрасли, география размещения производств, обмен информацией и технологиями определяются потребностями развития мирового хозяйства.
39. Выберите верные суждения об искусстве и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Искусство отражает окружающий мир в художественных образах.
2) К видам искусства относят музыку, живопись, кино.
3) Искусство способствует формированию художественных вкусов человека и общества.
4) Искусство отличается от других форм (областей) духовной культуры тем, что влияет на формирование мировоззрения человека.
5) Искусство позволяет теоретически объяснить общественные явления.
40. Выберите верные суждения о науке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Наука выполняет функции производства, накопления, распространения и использования объективных знаний.
2) К естественным наукам относят математику, физику, биологию, историю.
3) Наука и образование в современном обществе существуют обособленно друг от друга.
4) Наука оказывает влияние на формирование мировоззрения современного человека.
5) Наука, как и другие формы духовной культуры, вырабатывает и теоретически систематизирует объективные знания о действительности.
41. Выберите верные суждения о социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Появление социальных институтов связано с необходимостью удовлетворения фундаментальных потребностей общества.
2) Структура современного социального института, как правило, характеризуется простотой и несложностью отношений.
3) Ряд социальных институтов может выступать и как агент социализации, и как канал социальной мобильности.
4) К политическим институтам общества традиционно относят рыночную экономику и собственность.
5) Социальные институты упорядочивают, координируют индивидуальные действия людей, придают им организованный и предсказуемый характер.
4.11: Чтение: Структурно-функциональная теория — Социальные науки LibreTexts
- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 83595
Функционализм , также называемый структурно-функциональной теорией, рассматривает общество как структуру со взаимосвязанными частями, предназначенную для удовлетворения биологических и социальных потребностей людей в этом обществе. Функционализм вырос из работ английского философа и биолога Геберта Спенсера (1820–1819 гг.).03), которые видели сходство между обществом и человеческим телом; он утверждал, что точно так же, как различные органы тела работают вместе, чтобы поддерживать функционирование тела, различные части общества работают вместе, чтобы поддерживать функционирование общества (Spencer 1898). Части общества, о которых говорил Спенсер, представляли собой социальных института , или моделей убеждений и поведения, ориентированных на удовлетворение социальных потребностей, таких как правительство, образование, семья, здравоохранение, религия и экономика.
Эмиль Дюркгейм, еще один ранний социолог, применил теорию Спенсера, чтобы объяснить, как общества меняются и выживают с течением времени. Дюркгейм считал, что общество представляет собой сложную систему взаимосвязанных и взаимозависимых частей, работающих вместе для поддержания стабильности (Дюркгейм 189).3), и что общество скрепляется общими ценностями, языками и символами. Он считал, что для изучения общества социолог должен смотреть не только на отдельных людей, но и на социальные факты, такие как законы, мораль, ценности, религиозные верования, обычаи, мода и ритуалы, которые служат для управления социальной жизнью. Альфред Рэдклифф-Браун (1881–1955) определил функцию любой повторяющейся деятельности как роль, которую она играет в социальной жизни в целом, и, следовательно, вклад, который она вносит в социальную стабильность и преемственность (Рэдклифф-Браун 19). 52). В здоровом обществе все части работают вместе, чтобы поддерживать стабильность, состояние, которое более поздние социологи, такие как Парсонс (1961), назвали динамическим равновесием .
Дюркгейм считал, что индивиды могут составлять общество, но для изучения общества социологи должны смотреть не только на индивидов, но и на социальные факты. Социальные факты — это законы, мораль, ценности, религиозные верования, обычаи, мода, ритуалы и все культурные правила, управляющие общественной жизнью (Дюркгейм 189).5). Каждый из этих социальных фактов выполняет одну или несколько функций в обществе. Например, одна функция законов общества может заключаться в защите общества от насилия, другая — в наказании за преступное поведение, а третья — в охране общественного здоровья.
Другой известный структурный функционалист, Роберт Мертон (1910–2003), указывал, что социальные процессы часто имеют множество функций. Проявленные функции являются следствиями социального процесса, которые ищутся или ожидаются, в то время как латентные функции являются непрошенными последствиями социального процесса. Например, очевидная функция высшего образования включает в себя получение знаний, подготовку к карьере и поиск хорошей работы, которая использует это образование. Скрытые функции ваших студенческих лет включают знакомство с новыми людьми, участие во внеклассных мероприятиях или даже поиск супруга или партнера. Еще одна латентная функция образования — создание иерархии занятости на основе достигнутого уровня образования. Скрытые функции могут быть полезными, нейтральными или вредными. Социальные процессы, имеющие нежелательные последствия для функционирования общества, называются дисфункции . В сфере образования примерами дисфункции являются плохие оценки, прогулы занятий, отсев из школы, неполучение высшего образования и невозможность найти подходящую работу.
Принеси домой
Посмотрите следующее видео, чтобы увидеть другие приложения структурно-функциональной теории.
Нажмите на изображение, чтобы открыть видео в новой вкладке.
[«Лекция и вопросы по структурно-функциональной теории» Пола Ханнана, София находится под лицензией CC BY-NC-SA 4. 0]
Одно из критических замечаний в адрес структурно-функциональной теории состоит в том, что она не может адекватно объяснить социальные изменения. Также проблематичным является несколько круговой характер этой теории; Предполагается, что повторяющиеся модели поведения имеют функцию, однако мы утверждаем, что знаем, что они имеют функцию только потому, что они повторяются. Кроме того, дисфункции могут продолжаться, даже если они не выполняют функции, что, по-видимому, противоречит основной предпосылке теории. Многие социологи теперь считают, что функционализм больше не полезен как теория макроуровня, но что он действительно служит полезной цели в некоторых анализах среднего уровня.
Глобальная культура?
Социологи всего мира внимательно следят за признаками беспрецедентного события: появлением глобальной культуры. В прошлом империи, подобные тем, что существовали в Китае, Европе, Африке, Центральной и Южной Америке, связывали людей из разных стран, но эти люди редко становились частью общей культуры. Они жили слишком далеко друг от друга, говорили на разных языках, исповедовали разные религии и торговали небольшим количеством товаров. Сегодня благодаря развитию связи, путешествий и торговли мир стал намного меньше. Все больше и больше людей могут мгновенно общаться друг с другом, где бы они ни находились, по телефону, видео и текстовым сообщениям. Они обмениваются фильмами, телешоу, музыкой, играми и информацией через Интернет. Студенты могут заниматься с учителями и учениками с другого конца земного шара. Правительствам сложнее скрывать условия внутри своих стран от остального мира.
Социологи исследуют множество различных аспектов этой потенциальной глобальной культуры. Некоторые исследуют динамику, связанную с социальным взаимодействием глобальных онлайн-сообществ, например, когда участники чувствуют более близкое родство с другими членами группы, чем с людьми, проживающими в их собственных странах. Другие социологи изучают влияние этой растущей интернациональной культуры на менее влиятельные местные культуры. Другие исследователи исследуют, как международные рынки и аутсорсинг рабочей силы влияют на социальное неравенство. Социология может сыграть ключевую роль в способности людей понять природу этой зарождающейся глобальной культуры и то, как реагировать на нее.
Практика
1. В чем разница между социальной структурой и социальной функцией?
- Социальная структура — это стабильный, рутинный образец взаимодействия, а социальная функция — это любое действие или процесс, способствующий поддержанию социальной системы.
- Социальная структура — это сложная и взаимосвязанная машина, а социальная функция — это любое действие, которое способствует поддержанию социальной системы.
- Социальная функция — это сложная и взаимосвязанная машина, а социальная структура — это любое действие, которое способствует поддержанию социальной системы.
- Социальная функция — это стабильный, рутинный паттерн взаимодействия, а социальная структура — это любое действие или процесс, способствующий поддержанию социальной системы.
[reveal-answer q=”848448″]Показать ответ[/reveal-answer]
[hidden-answer a=”848448″]a[/hidden-answer]
2. Какие из следующих утверждений верны?
- Структурно-функциональная теория использует ориентацию на макроуровне.
- Структурно-функциональная теория сосредоточена на индивидуальных взаимодействиях в обществе.
- Структурно-функциональная теория рассматривает общество как сложную и взаимосвязанную машину.
- Оба а и с
- Все вышеперечисленное верно.
[reveal-answer q=”82118″]Показать ответ[/reveal-answer]
[скрытый-answer a=”82118″]d[/hidden-answer]
[reveal-answer q=”153084″] Показать глоссарий[/reveal-answer]
[hidden-answer a=”153084″]
- динамическое равновесие:
- стабильное состояние, в котором все части здорового общества правильно работают вместе
- дисфункции:
- социальные паттерны, имеющие нежелательные последствия для функционирования общества
- функция:
- роль, которую повторяющаяся деятельность играет в социальной жизни в целом, и вклад, который она вносит в структурную непрерывность
- функционализм:
- теоретический подход, который рассматривает общество как структуру со взаимосвязанными частями, предназначенную для удовлетворения биологических и социальных потребностей людей, составляющих это общество
- латентные функции:
- неосознанные или непреднамеренные последствия социального процесса
- явные функции:
- искомые последствия социального процесса в рамках дисциплины формулировать теории, обобщения и эксперименты, проведенные в их поддержку
- социальные факты:
- законы, мораль, ценности, религиозные верования, обычаи, мода, ритуалы и все культурные правила, управляющие общественной жизнью
- социальные институты:
- модели убеждений и поведения, ориентированные на удовлетворение социальных потребностей
[/hidden-answer]
Контент по лицензии CC, Ранее был опубликован
- Введение в социологию 2e. Автор : OpenStax. Расположен по адресу : http://cnx.org/contents/02040312-72c8-441e-a685-20e9333f3e1d/Introduction_to_Sociology_2e. Лицензия : CC BY: Attribution . Условия лицензии : Скачать бесплатно на http://cnx.org/contents/02040312-72c…[email protected]
- Лекция по структурно-функциональной теории и вопросы. Автор : Пол Ханнан. Предоставлено : Софией. Расположен по адресу : https://www.sophia.org/tutorials/structural-functional-theory—2?pathway=foundations-of-sociology—2. Лицензия : CC BY-NC-SA: Attribution-NonCommercial-ShareAlike
- Наверх
- Была ли эта статья полезной?
- Тип изделия
- Раздел или Страница
- Программа OER или Publisher
- Люмен
- Теги
- источник[1]-chem-247191
1.
3 Теоретические перспективы в социологии – Введение в социологию 3eЦели обучения
К концу этого раздела вы должны быть в состоянии:
- Описывать, как социологические теории используются для объяснения социальных институтов.
- Проведите различие между функционализмом, теорией конфликта и символическим интеракционизмом.
Рисунок 1,7 Социологи разрабатывают теории для объяснения социальных явлений, таких как митинги протеста. (Источник: Дэвид Шенкбоун/flickr)
Социологи изучают социальные события, взаимодействия и закономерности и разрабатывают теории, объясняющие, почему вещи работают именно так, а не иначе. В социологии теория — это способ объяснить различные аспекты социальных взаимодействий и создать проверяемое предположение, называемое гипотезой, об обществе (Allan 2006).
Например, хотя самоубийство обычно считается индивидуальным явлением, Эмиль Дюркгейм интересовался изучением социальных факторов, влияющих на него. Он изучал социальную солидарность, социальные связи внутри группы и выдвинул гипотезу, что различия в уровне самоубийств можно объяснить религиозными различиями. Дюркгейм собрал большое количество данных о европейцах и обнаружил, что протестанты чаще совершали самоубийства, чем католики. Его работа поддерживает полезность теории в социологических исследованиях.
Теории различаются по объему в зависимости от масштаба проблем, которые они призваны объяснить. Теории макроуровня относятся к крупномасштабным проблемам и большим группам людей, в то время как теории микроуровня рассматривают очень специфические отношения между отдельными людьми или небольшими группами. Большие теории пытаются объяснить крупномасштабные отношения и ответить на фундаментальные вопросы, например, почему общества формируются и почему они меняются. Социологическая теория постоянно развивается и никогда не должна считаться законченной. Классические социологические теории по-прежнему считаются важными и актуальными, но новые социологические теории основываются на работах своих предшественников и дополняют их (Calhoun, 2002).
В социологии есть несколько теорий, обеспечивающих широкие перспективы, которые помогают объяснить множество различных аспектов социальной жизни, и они называются парадигмами. Парадигмы — это философские и теоретические рамки, используемые в рамках дисциплины для формулирования теорий, обобщений и экспериментов, проводимых в их поддержку. Три парадигмы стали доминировать в социологическом мышлении, потому что они дают полезные объяснения: структурный функционализм, теория конфликта и символический интеракционизм.
Социологические теории/парадигмы | Уровень анализа | Фокус | Аналогии | Вопросы, которые могут быть заданы |
---|---|---|---|---|
Структурный функционализм | Макро или Середина | То, как каждая часть общества функционирует вместе, чтобы способствовать функционированию целого. | Как работает каждый орган, чтобы ваше тело было здоровым (или нет). | Как образование работает для передачи культуры? |
Теория конфликта | Макрос | То, как несправедливость и неравенство способствуют социальным, политическим и властным различиям, и как они увековечивают власть. | Побеждает тот, у кого больше всего игрушек, и они изменят правила игры, чтобы продолжать выигрывать. | Передает ли образование только ценности наиболее доминирующих групп? |
Символический интеракционизм | Микро | Способ взаимодействия и общения один на один. | Что значит быть X? | Как учащиеся реагируют на культурные сообщения в школе? |
Стол 1.1 Социологические теории или перспективы Различные социологические точки зрения позволяют социологам рассматривать социальные проблемы через множество полезных линз.
Функционализм
Функционализм, также называемый структурно-функциональной теорией, рассматривает общество как структуру со взаимосвязанными частями, предназначенную для удовлетворения биологических и социальных потребностей людей в этом обществе. Функционализм вырос из работ английского философа и биолога Герберта Спенсера, который видел сходство между обществом и человеческим телом. Он утверждал, что точно так же, как различные органы тела работают вместе, чтобы поддерживать функционирование тела, различные части общества работают вместе, чтобы поддерживать функционирование общества (Спенсер, 189). 8). Частями общества, о которых говорил Спенсер, были социальные институты или модели убеждений и поведения, ориентированные на удовлетворение социальных потребностей, такие как правительство, образование, семья, здравоохранение, религия и экономика.
Эмиль Дюркгейм применил теорию Спенсера, чтобы объяснить, как общества меняются и выживают с течением времени. Дюркгейм считал, что общество представляет собой сложную систему взаимосвязанных и взаимозависимых частей, которые работают вместе для поддержания стабильности (Durkheim, 1893), и что общество скрепляется общими ценностями, языками и символами. Он считал, что для изучения общества социолог должен смотреть не только на отдельных людей, но и на социальные факты, такие как законы, мораль, ценности, религиозные верования, обычаи, мода и ритуалы, которые служат для управления социальной жизнью (Durkheim, 189).5). Альфред Рэдклифф-Браун (1881–1955), социальный антрополог, определил функцию любой повторяющейся деятельности как роль, которую она играет в социальной жизни в целом, и, следовательно, вклад, который она вносит в социальную стабильность и преемственность (Рэдклифф-Браун, 1952). . В здоровом обществе все части работают вместе, чтобы поддерживать стабильность, состояние, названное более поздними социологами, такими как Парсонс (1961), динамическим равновесием.
Дюркгейм считал, что индивиды могут составлять общество, но для изучения общества социологи должны смотреть не только на индивидов, но и на социальные факты. . Каждый из этих социальных фактов выполняет одну или несколько функций в обществе. Например, одна функция законов общества может заключаться в защите общества от насилия, другая — в наказании за преступное поведение, а третья — в охране общественного здоровья.
Другой известный структурный функционалист, Роберт Мертон (1910–2003), указывал, что социальные процессы часто имеют множество функций. Проявленные функции — это ожидаемые или ожидаемые последствия социального процесса, а латентные функции — это непрошенные последствия социального процесса. Например, очевидная функция высшего образования включает в себя получение знаний, подготовку к карьере и поиск хорошей работы, которая использует это образование. Скрытые функции ваших студенческих лет включают знакомство с новыми людьми, участие во внеклассных мероприятиях или даже поиск супруга или партнера. Еще одна латентная функция образования — создание иерархии занятости на основе достигнутого уровня образования. Скрытые функции могут быть полезными, нейтральными или вредными. Социальные процессы, имеющие нежелательные последствия для функционирования общества, называются дисфункциями. В сфере образования примерами дисфункции являются плохие оценки, прогулы занятий, отсев из школы, неполучение высшего образования и невозможность найти подходящую работу.
Критика
Одна из критических замечаний в адрес структурно-функциональной теории заключается в том, что она не может адекватно объяснить социальные изменения, даже если функции являются процессами. Также проблематичным является несколько замкнутый характер этой теории: предполагается, что повторяющиеся модели поведения имеют функцию, однако мы утверждаем, что знаем, что они имеют функцию только потому, что они повторяются. Кроме того, дисфункции могут продолжаться, даже если они не выполняют функции, что, по-видимому, противоречит основной предпосылке теории. Многие социологи теперь считают, что функционализм больше не полезен как теория макроуровня, но что он действительно служит полезной цели в некоторых анализах среднего уровня.
Большая фотография
Глобальная культура?
Рисунок 1,8 Некоторые социологи считают, что онлайн-мир способствует созданию зарождающейся глобальной культуры. Являетесь ли вы частью каких-либо глобальных сообществ? Этот раввин из Индианы участвует в том, что было признано самым продолжительным собранием Zoom, которое началось в Австралии после субботы и проходило через все часовые пояса мира, фактически продолжаясь намного дольше, чем день. (Фото: Хабад Любавич/flickr)
Социологи всего мира внимательно следят за признаками беспрецедентного события: появлением глобальной культуры. В прошлом империи, подобные тем, что существовали в Китае, Европе, Африке, Центральной и Южной Америке, связывали людей из разных стран, но эти люди редко становились частью общей культуры. Они жили слишком далеко друг от друга, говорили на разных языках, исповедовали разные религии и торговали небольшим количеством товаров. Сегодня благодаря развитию связи, путешествий и торговли мир стал намного меньше. Все больше и больше людей могут мгновенно общаться друг с другом, где бы они ни находились, по телефону, видео и текстовым сообщениям. Они обмениваются фильмами, телешоу, музыкой, играми и информацией через Интернет. Студенты могут заниматься с учителями и учениками с другого конца земного шара. Правительствам сложнее скрывать условия внутри своих стран от остального мира.
Социологи исследуют множество различных аспектов этой потенциальной глобальной культуры. Некоторые исследуют динамику, связанную с социальным взаимодействием глобальных онлайн-сообществ, например, когда участники чувствуют более близкое родство с другими членами группы, чем с людьми, проживающими в их собственных странах. Другие социологи изучают влияние этой растущей интернациональной культуры на менее влиятельные местные культуры. Другие исследователи исследуют, как международные рынки и аутсорсинг рабочей силы влияют на социальное неравенство. Социология может сыграть ключевую роль в способности людей понять природу этой зарождающейся глобальной культуры и то, как реагировать на нее.
Теория конфликтов
Теория конфликта рассматривает общество как конкуренцию за ограниченные ресурсы. Эта перспектива представляет собой подход макроуровня, который больше всего ассоциируется с работами немецкого философа и экономиста Карла Маркса, который видел общество как состоящее из людей, принадлежащих к разным социальным классам, которые должны конкурировать за социальные, материальные и политические ресурсы, такие как еда и жилье. , занятость, образование и свободное время. Социальные институты, такие как правительство, образование и религия, отражают эту конкуренцию в присущем им неравенстве и помогают поддерживать неравную социальную структуру. Некоторые люди и организации способны получить и сохранить больше ресурсов, чем другие, и эти «победители» используют свою власть и влияние для поддержания социальных институтов. Увековечивание власти приводит к увековечиванию угнетения.
Несколько теоретиков предложили вариации на эту основную тему, например, польско-австрийский социолог Людвиг Гумплович (1838–1909), который расширил идеи Маркса, утверждая, что война и завоевание являются основой цивилизаций. Он считал, что культурные и этнические конфликты приводят к тому, что государства идентифицируются и определяются доминирующей группой, имеющей власть над другими группами (Ирвинг, 2007).
Немецкий социолог Макс Вебер (1864–1920) соглашался с Марксом, но также считал, что, помимо экономического неравенства, причиной конфликта является неравенство политической власти и социальной структуры. Вебер отметил, что разные группы по-разному пострадали в зависимости от образования, расы и пола, и что реакция людей на неравенство сдерживалась классовыми различиями и уровнем социальной мобильности, а также представлениями о легитимности тех, кто находится у власти. Читатель Маркса Георг Зиммель считал, что конфликт может помочь интегрировать и стабилизировать общество. Он сказал, что интенсивность конфликта варьируется в зависимости от эмоциональной вовлеченности сторон, степени солидарности внутри противоборствующих групп, ясности и ограниченности целей. Зиммель также показал, что группы работают над созданием внутренней солидарности, централизацией власти и уменьшением инакомыслия. Чем сильнее связь, тем слабее разлад. Разрешение конфликтов может снизить напряженность и враждебность и может проложить путь к будущим соглашениям.
В 1930-х и 1940-х годах немецкие философы, известные как Франкфуртская школа, разработали критическую теорию как развитие марксистских принципов. Критическая теория является расширением теории конфликта и шире, чем просто социология, включая другие социальные науки и философию. Критическая теория является целостной теорией и пытается решить структурные проблемы, вызывающие неравенство. Он должен объяснять, что не так в текущей социальной реальности, определять людей, которые могут внести изменения, и ставить практические цели социальных преобразований (Horkeimer, 19). 82).
Совсем недавно аналогичным образом объяснялось неравенство по признаку пола или расы, и были определены институционализированные структуры власти, которые помогают поддерживать неравенство между группами. Джанет Зальцман Чафец (1941–2006) представила модель феминистской теории, которая пытается объяснить силы, поддерживающие гендерное неравенство, а также теорию того, как такую систему можно изменить (Turner, 2003). Точно так же критическая расовая теория выросла из критического анализа расы и расизма с правовой точки зрения. Критическая расовая теория рассматривает структурное неравенство, основанное на привилегиях белых и связанных с ними богатстве, власти и престиже.
Социология в реальном мире
Сельское хозяйство и местные жители: как социологические взгляды могут смотреть на потребление продуктов питания
Прием пищи – обычное, повседневное явление. Тем не менее, это также может быть связано с важными моментами в нашей жизни. Прием пищи может быть индивидуальным или групповым действием, а привычки и обычаи в еде зависят от нашей культуры. В контексте общества продовольственная система нашей страны находится в центре многочисленных социальных движений, политических вопросов и экономических дебатов. Любой из этих факторов может стать предметом социологического исследования.
Структурно-функциональный подход к теме потребления продуктов питания может проанализировать роль сельскохозяйственной отрасли в национальной экономике и то, как она изменилась с первых дней ручного труда в сельском хозяйстве до современного механизированного производства. Другой мог бы изучать различные функции процессов в производстве продуктов питания, от земледелия и сбора урожая до яркой упаковки и массового потребления.
Теоретик конфликта может заинтересоваться различиями в силе, присутствующими в регулировании продуктов питания, исследуя, где право людей на информацию пересекается со стремлением корпораций к прибыли и как правительство опосредует эти интересы. Или теоретик конфликта может исследовать силу и бессилие местных фермеров по сравнению с крупными сельскохозяйственными конгломератами, как, например, в документальном фильме Food Inc., который изображает результат патентования компанией Monsanto технологии семян. Другой темой исследования может быть то, как питание варьируется между различными социальными классами.
Социолога, рассматривающего потребление пищи через призму символического интеракционизма, больше интересуют темы микроуровня, такие как символическое использование пищи в религиозных ритуалах или роль, которую она играет в социальном взаимодействии во время семейного ужина. Эта точка зрения может также исследовать взаимодействие между членами группы, которые идентифицируют себя на основе того, что они придерживаются определенной диеты, например, вегетарианцы (люди, которые не едят мясо) или локаворы (люди, которые стремятся есть продукты местного производства).
Критика
Подобно тому, как структурный функционализм подвергался критике за то, что слишком много внимания уделял стабильности обществ, теория конфликта подвергалась критике за то, что она имеет тенденцию сосредотачиваться на конфликте, исключая признание стабильности. Многие социальные структуры чрезвычайно стабильны или постепенно развиваются с течением времени, а не меняются резко, как предполагает теория конфликта.
Теория символического интеракционизма
Символический интеракционизм — это теория микроуровня, фокусирующаяся на отношениях между людьми в обществе. Коммуникация — обмен смыслами посредством языка и символов — считается способом, которым люди осмысливают свои социальные миры. Теоретики Герман и Рейнольдс (1994) обратите внимание, что эта точка зрения рассматривает людей как активных в формировании социального мира, а не просто как объект воздействия.
Джордж Герберт Мид считается основателем символического интеракционизма, хотя он никогда не публиковал свою работу по нему (LaRossa and Reitzes, 1993). Ученик Мида, Герберт Блумер (1900–1987), ввел термин «символический интеракционизм» и обозначил следующие основные положения: люди взаимодействуют с вещами на основе значений, приписываемых этим вещам; приписываемое значение вещей исходит из нашего взаимодействия с другими людьми и обществом; значения вещей интерпретируются человеком при обращении с вещами в конкретных обстоятельствах (Blumer 1969). Например, если вы любите книги, символический интеракционист может предположить, что вы узнали, что книги хороши или важны во взаимодействии с семьей, друзьями, школой или церковью. Возможно, в вашей семье каждую неделю было специальное время для чтения, получение читательского билета рассматривалось как особое событие, или сказки на ночь ассоциировались с теплом и комфортом.
Социологи, применяющие символически-интеракционистское мышление, ищут закономерности взаимодействия между людьми. Их исследования часто включают наблюдение за взаимодействием один на один. Например, в то время как теоретик конфликта, изучающий политический протест, может сосредоточиться на классовых различиях, символический интеракционист был бы больше заинтересован в том, как взаимодействуют отдельные лица в протестующей группе, а также в знаках и символах, которые протестующие используют для передачи своего сообщения.
Акцент на важности символов в построении общества привел социологов, таких как Эрвинг Гоффман (1922-1982), к разработке техники, называемой драматургическим анализом. Гоффман использовал театр как аналогию социального взаимодействия и признал, что взаимодействие людей демонстрирует образцы культурных «сценариев». Он утверждал, что люди были актерами в пьесе. Мы менялись ролями, иногда минута в минуту — например, из ученицы или дочери в собаковода. Поскольку может быть неясно, какую роль человек может играть в данной ситуации, ему или ей приходится импровизировать свою роль по мере развития ситуации (Гоффман, 19 лет).58).
Исследования, использующие точку зрения символического интеракционизма, скорее всего, будут использовать качественные методы исследования, такие как углубленные интервью или включенное наблюдение, потому что они стремятся понять символические миры, в которых живут испытуемые.
Конструктивизм — это расширение теории символического взаимодействия, которое предполагает, что реальность — это то, чем люди когнитивно конструируют ее. Мы разрабатываем социальные конструкты, основанные на взаимодействии с другими людьми, и те конструкты, которые сохраняются с течением времени, — это те, которые имеют значения, общепризнанные или общепринятые большинством в обществе. Этот подход часто используется для изучения того, что в обществе считается девиантным. Абсолютного определения девиации не существует, и разные общества придумывали разные значения девиантности, а также связывали с девиантностью разное поведение.
Одна из ситуаций, иллюстрирующих это, — это то, что, по вашему мнению, вы должны делать, если найдете бумажник на улице. В Соединенных Штатах передача кошелька местным властям считалась бы надлежащим действием, а сохранение кошелька считалось бы отклонением от нормы. Напротив, многие восточные общества сочли бы гораздо более целесообразным оставить кошелек себе и самостоятельно искать владельца. Передача его кому-то другому, даже властям, будет считаться девиантным поведением.
Критика
Исследования, проведенные с этой точки зрения, часто подвергаются тщательной проверке из-за того, что трудно оставаться объективными. Другие критикуют чрезвычайно узкую направленность на символическое взаимодействие. Сторонники, конечно, считают это одной из его самых сильных сторон.
Социологическая теория сегодня
Эти три подхода до сих пор составляют основную основу современной социологической теории, хотя и претерпели изменения. Структурно-функционализм был доминирующей силой после Второй мировой войны и до XIX века.60-х и 1970-х годов. В то время социологи начали чувствовать, что структурно-функционализм недостаточно объясняет быстрые социальные изменения, происходящие в Соединенных Штатах в то время. Женское движение и движение за гражданские права заставили ученых разработать подходы к изучению этих новых социальных практик.
Тогда теория конфликта приобрела известность с ее акцентом на институционализированное социальное неравенство. Критическая теория, а также отдельные аспекты феминистской теории и критической расовой теории были сосредоточены на создании социальных изменений посредством применения социологических принципов. В этой области вновь стал делаться акцент на том, чтобы помочь обычным людям понять принципы социологии в форме публичной социологии.
Leave A Comment