Кто такие маргиналы и почему это не оскорбление

Слово «маргиналы» в современных СМИ звучит так часто, что начинает казаться, будто они повсюду. При этом используют слово в основном с негативной окраской, когда дело касается опасных членов общества, которые разлагают традиции и подают детям плохой пример. На самом деле это не совсем так. Мы проверили историю слова «маргинал» и делимся ею с вами.

Кто такие маргиналы на самом деле

Маргинал — это человек (или сообщество), находящийся на периферии своей социальной группы, поскольку не разделяет ее ценности, или застрявший между несколькими социальными группами по ряду внешних или внутренних факторов. Среди внешних факторов могут быть культурные или законодательные ограничения, а ко внутренним может относиться привычка или желание человека быть вне своего сообщества.

Этот социологический термин довольно быстро подхватили медиа и, как зонтик, раскрыли его над всеми членами общества, которые подходят под описание чужаков или представляют для него опасность. Однако на самом деле маргинал — это не оппозиционер, не воинствующий представитель меньшинства. Это человек между группами, как мать-одиночка, которая не может получить кредит из-за отсутствия супруга, или дауншифтер, которому и так хорошо.

Одним из первых маргиналов описал представитель Чикагской социологической школы Роберт Парк. По его мнению, маргинал — это основной тип городского жителя. Такой индивид высокомобилен в социальной среде, имеет более широкий кругозор и большую степень цивилизованности, однако не все городские маргиналы соответствуют этому описанию.

Зачастую маргинал застревает в своем положении по ряду обстоятельств. Так, в начале XX века довольно обширный пласт маргиналов составляли беженцы и иммигранты, которые, приехав в новую страну, не пытались ассимилироваться и сохраняли образ жизни и традиции, которые соблюдали дома. Общество на новом месте ограничивало их социальную мобильность, чтобы отгородиться от чужой, иногда агрессивной культуры: иммигрантам могли отказывать в льготных банковских услугах, возможностях трудоустройства и покупки или аренды жилья.

Так появлялись гетто и из маргинализации росла сегрегация.

К счастью, на сегодняшний день социальная политика развитых стран направлена на преодоление процесса сегрегации и маргинализация проходит по новым сценариям. На сегодняшний день маргинальные группы могут рассчитывать на защиту своих прав и интересов.

Однако не обязательно быть иностранцем, чтобы стать маргиналом. Есть много других представителей этой группы:

  • Религиозные маргиналы — в эту группу входят религиозные меньшинства, атеисты и агностики в странах, где есть официальная религия. Также религиозными маргиналами могут быть сектанты или приверженцы несуществующих религий.

  • Биологические маргиналы — в этой категории люди оказываются ввиду возраста, болезни (как, например, ограничивали возможности ВИЧ-инфицированных пациентов по трудоустройству).

  • Экономические маргиналы — очень бедные или очень богатые люди, которые живут в отрыве от общей экономической ситуации в обществе.

  • Социальные маргиналы — это группы, которым приписывается деструктивное влияние на общество. Например, в начале 1900-х годов в Англии такой группой были матери-одиночки: считалось, что они не могут ни дать обществу здорового и функционального ребенка, ни внести достаточный экономический вклад своей работой.

Как работает маргинализация?

У маргинализации есть несколько факторов, которые делают ее возможной. Во-первых, это возрастающая социальная мобильность, когда перемещение индивидов между социальными группами становится в принципе возможным. Во-вторых, важным фактором становится просвещение, благодаря которому люди могут выбирать ценности, актуальные для них, но не всегда совпадающие с общественными ценностями.

По мнению социологов и антропологов, маргинализация — неизбежное следствие появления открытого общества. У этого процесса ранее отмечали негативные черты, однако с развитием глобализации к ним присоединились в том числе позитивные и амбивалентные черты.

Какие они?

К негативным результатам относится, по мнению социолога Зигмунда Баумана, то, что маргиналы способствуют эрозии социальной идентичности. Так, из-за существования маргиналов невозможно создать гомогенное структурированное общество.

К положительным результатам обращаются такие социологи, как Ульрих Бек и Энтони Гидденс. По их мнению, маргиналы гораздо лучше адаптируются к процессам глобализации и способствуют появлению новых подходов к изучению структур общества, которые выходят за пределы исторических и национальных структур.

В последнее время маргинальные группы получили возможность влиять на повестку — как социальную, так и культурную. Можно говорить о том, что маргинал, способный к анализу черт различных социальных структур, может составить свое представление о том, как улучшить общество, какие традиции можно назвать архаичными и что новое можно привнести в свою «старую» социальную группу из жизни «чужих», или наоборот. Именно благодаря этим изменениям становится возможным дальнейшее развитие культуры.

Александра Иваницкая

Теги

#наука

#культура и искусство

#эрудиция

Марина Королева: маргинал люмпену не товарищ

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

29.06.2007 00:00

Рубрика:

Общество

Марина Королева (обозреватель «Эхо Москвы»)

В телестудии идет бурное обсуждение одной из уличных акций.

— Кто там был? Вы знаете, кто там был? — кричит известный политик, — одни сплошные маргиналы!

Его оппонент тоже кипятится:

Маргиналы? Это кого же вы называете маргиналами? Давайте сначала о терминах договоримся!

Действительно, слово «маргинал» используют очень часто, но не всегда представляют себе, что именно оно означает.

А ведь это прежде всего термин, причем термин достаточно строгий. Он используется в социологии и означает человека, который находится вне своей социальной группы. Синоним «маргинала» — изгой (такой вариант нам предлагает Толковый словарь иноязычных слов Крысина).

«Маргинал» пришел к нам из немецкого языка, а туда это слово забрело из французского (marginal). Источник — латынь, где было слово «marginalis» — находящийся на краю.

Итак, «маргинал» — ни туда ни сюда, от своей социальной группы отбился, ни в какую другую не вошел… Действительно, изгой. Или… аутсайдер. Да-да, это слово, английское по происхождению, очень близко по значению к романскому «маргиналу». Outsider в английском — «посторонний», это его буквальное значение. Впрочем, даже в русском языке значений у «аутсайдера» значительно больше, и одно из них такое: «аутсайдер» — член какой-то социальной группы, занимающий в ней периферийное положение.

«Маргинал» и «аутсайдер» похожи, но мы вряд ли будем использовать их в одних и тех же контекстах.

Если «маргинал» имеет отношение к социологии, то «аутсайдер» — к психологии. Говоря о митинге, мы скажем, что там было много маргиналов. А оценивая свои ощущения, заметим, что чувствовали себя аутсайдером среди явных лидеров…

Впрочем, есть еще одно слово, которое сейчас употребляется гораздо реже, чем прежде: «люмпен» (от немецкого «тряпка, лоскут, лохмотья»).

Люмпен — тот, кто утратил связь со своей социальной средой и (внимание!) с общественно-полезным трудом. Получается, что «люмпен» и «маргинал» в чем-то схожи, но в чем-то решительно разные: дело в том, что люмпен не работает. Люмпены — это бродяги, нищие, уголовники. Возможно, сначала они были аутсайдерами или маргиналами, но люмпенами стали лишь после того, как бросили работу или потеряли ее.

Такая вот история о маргиналах, аутсайдерах и люмпенах.

Российская газета — Неделя — Федеральный выпуск:

ОбразованиеКолонка Марины Королёвой

Главное сегодня

  • Экcперт Свистек: подрыв «Северных потоков» организовало государство

  • Кадыров показал оставленные иностранными наемниками ПЗРК Stinger и «Игла»

  • Конгрессмен Мултон: Поражение России на Украине не должно угрожать глобальной безопасности

  • Евросоюз и США примут новые меры по предотвращению обхода санкций против РФ

  • Business Insider: Танкер под флагом Греции находился у места подрыва «Северных потоков»

  • Зеленский поручил Шмыгалю проработать вопрос о переименовании России в Московию

Почему люди в группах ведут себя иначе, чем в одиночку?

Социальная психология помогает объяснить интересные способы нашего поведения в группе.

Вы когда-нибудь шли за толпой только для того, чтобы в конечном итоге сделать что-то, о чем вы сожалели? Вы когда-нибудь присоединялись к команде и принимали вызовы, с которыми никогда бы не справились в одиночку? В обоих случаях участие в группе изменило способ принятия решений. Но почему?

Клинические психологи, практикующие специалисты в области психического здоровья и специалисты в области социальной психологии потратили годы на углубленное изучение групповой психологии, выясняя, почему наше поведение и принятие решений, как правило, отличаются, когда мы в группе, и когда мы одни . Вот основы того, что мы знаем.

Группы производят соответствие

Когда мы находимся в группе, у нас есть сильная тенденция соответствовать нормам этой группы. Это может быть связано с тем, что во многих отношениях нас защищают группы. В дообщественном мире нам нужны были группы — или племена — для защиты от хищников и получения достаточного количества ресурсов. В наше время группы защищают нас от одиночества и/или бесцельности. Подчиняясь, мы демонстрируем нашу готовность быть частью группы, тем самым увеличивая вероятность того, что группа защитит нас.

Конформизм может быть положительной силой, если группа поддерживает позитивное поведение. Но наш импульс конформизма настолько силен, что может подавить наши здравые суждения. В одном известном исследовании участников объединили в группы и попросили каждого члена группы решить, какая из трех линий имеет ту же длину, что и четвертая линия. Ответ был очевиден, но только один участник был настоящим испытуемым. Все остальные были проинструктированы выбрать неправильный ответ. Столкнувшись с необходимостью пойти против группы или согласиться, около 75% испытуемых согласились с неправильным ответом хотя бы один раз в ходе исследования. 1

Групповое поведение полиции

Угроза остракизма также играет роль в поддержании группового порядка. Группы часто используют остракизм или угрозу остракизма, чтобы держать всех в соответствии с нормами группы. Хотя вы можете думать о остракизме как о негативном по своей сути действии, на самом деле это может быть полезно, если группа поддерживает позитивное поведение и этику. Недавнее исследование в Стэнфорде показало, что группы, подвергающиеся остракизму, лучше способны перевоспитать хулиганов, защитить менее напористых членов от эксплуатации и добиться конструктивного сотрудничества. 2

Группы нормализуют поведение

Многочисленные исследования показали, что мы часто решаем, как действовать, основываясь на том, как ведут себя окружающие. 3 Иными словами, если группа говорит, что какое-то поведение нормально, мы, скорее всего, поверим, что оно действительно нормальное. Это называется нормализацией, и она идет глубже, чем просто соответствие. С конформизмом мы следуем нормам группы ради того, чтобы ладить. Когда определенное поведение нормализуется в нас, мы считаем его нормальным и правильным, что сильно связывает нас с группами, которые верят в то же самое. В зависимости от того, что нормализуется, нормализация может быть либо положительной (здоровое питание — это нормально), либо отрицательной (употребление наркотиков — это нормально).

Группы усиливают отношение

Если вы присоединитесь к группе людей, мнения которых совпадают с вашими, ваше мнение, скорее всего, усилится. Социологи называют это поляризацией и наблюдали это явление во многих исследованиях. 2 Это особенно распространено, когда люди со схожими политическими взглядами собираются вместе, но это может произойти в любое время, когда все члены группы разделяют одинаковое отношение к предмету. Поляризация возникает потому, что, когда наши мнения подкрепляются другими, мы становимся более уверенными в том, что наши мнения верны, и менее осведомлены о контраргументах.

Лидеры меняют мир к лучшему

В большинстве групп есть лидеры, и эти лидеры могут играть значительную роль в том, поддерживает ли группа положительное или отрицательное поведение. Плохие лидеры обретают личную власть, эксплуатируя наше стремление подчиняться, используя страх остракизма (и того хуже) для мотивации действий, нормализуя неэтичное поведение, чтобы оправдать свои проступки, и/или подавляя инакомыслие, чтобы сделать свое мнение единственным мнением. Однако хорошие лидеры могут использовать то, как группы влияют на поведение, чтобы помочь членам группы улучшить себя и помочь группе улучшить организацию или общество в целом.

Как узнать больше о социальной психологии?

Если вы специалист в области психологии, интересуетесь групповой психологией и хотите начать или продвинуться по карьерной лестнице в области психологии, ориентированной на групповое поведение, степень магистра психологии может помочь вам в достижении ваших целей. В частности, вам следует искать программу магистра психологии со специализацией в области социальной психологии.

Если вы обеспокоены тем, что получение степени магистра психологии помешает вашей работе или другим обязанностям, онлайн-обучение может предложить решение. Когда вы зарегистрируетесь в онлайн-программе магистра психологии, вам не придется ехать в кампус. Вместо этого вы будете проходить онлайн-курсы по психологии прямо из дома или из любого другого места, где есть доступ в Интернет. Кроме того, когда вы получаете онлайн-степень психологии, вы можете посещать занятия в любое удобное для вас время суток.

Онлайн-обучение позволяет работающим специалистам пройти магистерские программы по психологии и начать или продвинуться по карьерной лестнице в психологии. Вы можете присоединиться к ним, когда получите степень магистра психологии со специализацией в области социальной психологии.

Университет Уолдена является аккредитованным учебным заведением, предлагающим онлайн-программу получения степени магистра психологии со специализацией в области социальной психологии. Расширьте возможности своей карьеры и заработайте диплом, используя удобную и гибкую платформу обучения, которая соответствует вашей насыщенной жизни.

1Источник: www. simplypsychology.org/asch-conformity.html
2 Источник: http://news.stanford.edu/pr/2014/pr-upside-of-gossip-012714.html
3Источник: www. Психология сегодня.

Определение, история, примеры и факты

Tajfel (1979) предположил, что группы (например, социальный класс, семья, футбольная команда и т. д.), к которым принадлежали люди, были важным источником гордости и чувства собственного достоинства. Группы дают нам чувство социальной идентичности: чувство принадлежности к социальному миру.

Мы разделили мир на «их» и «нас» посредством процесса социальной категоризации (т. е. мы разделяем людей на социальные группы).

Анри Тайфель предположил, что формирование стереотипов (т. е. разделение людей на группы и категории) основано на нормальном когнитивном процессе: тенденции группировать вещи вместе. При этом мы склонны преувеличивать:

1. различия между группами

2. сходство вещей в одной группе.

Это известно как внутри группы (нас) и вне группы (они). Центральная гипотеза теории социальной идентичности заключается в том, что члены своей группы будут стремиться найти негативные аспекты чужой группы, тем самым улучшая свое представление о себе.

Предвзятые взгляды между культурами могут привести к расизму; в своих крайних формах расизм может привести к геноциду, как это произошло в Германии с евреями, в Руанде между хуту и ​​тутси и совсем недавно в бывшей Югославии между боснийцами и сербами.

Точно так же мы классифицируем людей. Мы видим, что группа, к которой мы принадлежим (своя группа), отличается от других (чужая группа), а члены той же группы более похожи, чем они сами.

p> Социальная категоризация является одним из объяснений предубеждений (т. е. менталитета «они» и «нас»), которые ведут к своим и внешним группам.

Примеры своих и чужих групп

o Северная Ирландия: католики – протестанты

o Руанда: хуту и ​​тутси

o Югославия: боснийцы и сербы

o Германия: евреи и нацисты

o Политика: лейбористы и консерваторы

o Футбол: Ливерпуль и Манчестер Юнайтед

o Пол: мужчины и женщины

o Социальный класс: средний и рабочий классы

Стадии теории социальной идентичности

Тайфел и Тернер (1979) предположили, что существуют три психических процесса, участвующих в оценке других как «нас» или «их» (т. е. «в группе» и «вне группы». Они происходят в определенном порядке.

Категоризация

Первая — категоризация. Мы классифицируем объекты, чтобы понимать их и идентифицировать. Очень похожим образом мы классифицируем людей (включая самих себя) ), чтобы понять социальную среду. Мы используем социальные категории, такие как черный, белый, австралиец, христианин, мусульманин, студент и водитель автобуса, потому что они полезны.

Если мы можем отнести людей к какой-либо категории, это расскажет нам об этих людях, и, как мы видели на примере с водителем автобуса, мы не могли бы нормально функционировать без использования этих категорий; то есть в контексте автобуса.

Точно так же мы узнаем что-то о себе, зная, к каким категориям мы принадлежим. Мы определяем надлежащее поведение, ссылаясь на нормы групп, к которым мы принадлежим, но вы можете сделать это, только если знаете, кто принадлежит к вашей группе. Человек может принадлежать к разным группам.

Социальная идентификация

На втором этапе, социальной идентификации, мы принимаем идентичность группы, к которой мы относим себя.

Если, например, вы причислили себя к ученикам, есть вероятность, что вы примете образ ученика и начнете вести себя так, как, по вашему мнению, ведут себя ученики (и соответствовать нормам группы).

Ваша идентификация с группой будет иметь эмоциональное значение, и ваша самооценка будет связана с членством в группе.

Социальное сравнение

Заключительный этап — социальное сравнение. Как только мы классифицируем себя как часть группы и отождествляем себя с этой группой, мы склонны сравнивать эту группу с другими группами. Если мы хотим сохранить нашу самооценку, наша группа должна выгодно отличаться от других групп.

Это очень важно для понимания предубеждений, потому что как только две группы идентифицируют себя как соперники, они вынуждены конкурировать, чтобы члены поддерживали свою самооценку.

Конкуренция и враждебность между группами, таким образом, являются не только вопросом борьбы за ресурсы (как в Пещере разбойников Шерифа), например за рабочие места, но и результатом конкурирующих идентичностей.