Обществознание 3.2
1. Понятие и сущность государства
2. Теории происхождения государства
3. Основные формы государственного правления
Государство представляет собой сложное явление. В научной литературе государство принято трактовать либо в широком, либо в узком смыслах. При этом в широком смысле понимается определенным образом организованное общество, а в узком смысле — определенная организация, управляющая обществом.
С точки зрения классового подхода сущность государства в том, что оно есть машина для подавления угнетенных классов. Этот подход верно характеризовал сущность ряда исторических типов государства (рабовладельческого, феодального, буржуазного), однако на современном этапе развития сущностные характеристики государства изменились; данный подход не может объяснить сущность современных государств.
С точки зрения социального подхода государство —
Сущность государства проявляется в трех моментах, называемыми сущностными характеристиками государства:
1. Государственная власть
2. Суверенитет
3. Политический режим государства
Власть — это реальная возможность проводить в жизнь свою волю, подчинять своей воле волю других субъектов.
Суверенитет — это свойство государственной власти, которое выражает ее верховенство внутри страны и независимость от всякой иной власти за пределами страны.
Политический режим — это совокупность элементов порядка, способствующих формированию политической власти в данной стране на определенный период.
К наиболее известным относятся следующие теории возникновения государства:
Теологическая (Фома Аквинский).
Рис. 1. Фома Аквинский
Широкое распространение получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана.
Согласно данным воззрениям,
Рис. 2. Аристотель
Патриархальная (Аристотель, Н.К. Михайловский).
По утверждению Аристотеля, государство — наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья.
Власть монарха — естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание.
Рис. 3. Томас Гоббс
Договорная договорная (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо).
Государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. Они отмечали, что было время, когда не было ни государства, ни права. В догосударственном состоянии в условиях «золотого века» или «войны всех против всех» люди жили в соответствии со своими естественными правами. Но не существовало власти, способной защитить человека, гарантировать его права на жизнь, честь, достоинство и собственность.
Для устранения такого социального «порока» люди объединились и заключили между собой договор о том, что часть своих прав, присущих им от рождения, они передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека. Если же условия договора нарушаются, то народ приобретает право на революцию.
Теория насилия (Е. Дюринг, К. Каутский).
Сторонники этой теории утверждают, что государство возникло как результат насилия
По мнению представителей данной теории, государство более необходимо слабым племенам, нежели сильным. Будучи инструментом организации и управленческого воздействия завоевателей, государство становится мощным средством защиты завоеванных от возможных посягательств со стороны других сильных племен.
Психологическая теория (Л.И. Петражицкий).
Возникновение государства объясняется свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться.
Для обоснования своей идеи сторонники данной теории ссылаются на исторические примеры зависимости человеческого сознания от авторитета вождей, религиозных и политических деятелей, царей, королей и других лидеров.
Рис. 4. Карл Маркс
Классовая теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов).
Согласно этой теории, государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними
Форма государственного правления показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют.
Форма правления также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, т.е. демократическим или недемократическим способом они образованы. Недемократическим путем формируются, например, высшие органы государства при наследственной монархии.
Монархия — форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства — монарху (королю, царю, императору, шаху и т.
Монархии бывают двух видов. При неограниченной (абсолютной) монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию (воля монарха — источник права и закон; по Воинскому уставу Петра I государь — «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен»), руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие.
Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств. В настоящее время к абсолютным относятся некоторые монархии Среднего Востока (Саудовская Аравия).
При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами (Земский собор в Российской Империи). К ограниченным относятся сословно-представительная монархия (дореволюционная Россия) и современная конституционная монархия (Великобритания, Швеция), в которой власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом.
Республика — это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Республике присущ демократический способ образования верховных органов государства; в развитых государствах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними.
Республиканская форма правления зародилась в рабовладельческих государствах. Наиболее яркое проявление она нашла в демократической Афинской республике. Здесь все органы государства, в том числе высшие (важнейшим из них было народное собрание), избирались полноправными гражданами Афин.
Однако более распространенной в рабовладельческих государствах была аристократическая республика, где в формировании и работе выборных органов верховной государственной власти принимала участие военно-земельная знать.
Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские. Различаются они главным образом тем, какой из органов верховной власти — парламент или президент — формирует правительство и направляет его работу и перед кем — парламентом или президентом — правительство несет ответственность.
При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства — конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми.
Унитарное государство — это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т. д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами. В унитарном государстве единые высшие органы государства, единое гражданство, единая конституция, что создает организационно-правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной государственной власти на всей территории страны.
Органы административно-территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении — центра и местных представительных органов. Большинство всех существовавших и ныне существующих государств унитарные. Это и понятно, ибо унитарное государство хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надежно обеспечивает государственное единство. Унитарные государства могут иметь и однонациональный (Франция, Швеция, Норвегия и др.), и многонациональный (Великобритания, Бельгия и др.) состав населения.
Федеративное государство — сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и п. д) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации.
В строго научном смысле федерацией называют союз государств, основанный на договоре или конституции. Поэтому федерация возможна только там, где объединяются самостоятельные государства. «При этом федеральные конституции устанавливают, в чем именно политически срастающиеся малые государства сохраняют свою «самостоятельность» и в чем они ее утратят».
Конфедерация — это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств — членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Значит, конфедерация не обладает суверенитетом.
Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются в федерации. Например, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского владычества. Конфедерация стала ступенькой на пути создания федеративного государства — США. А созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская Республика) распалась.
В последние десятилетия появилась особая форма ассоциированного государственного объединения. Примером тому является Европейское Сообщество, уже вполне доказавшее свою жизнеспособность. Представляется, что процесс современной европейской интеграции может привести от содружества к конфедеративному государственному устройству, а от него — и к федеративному европейскому государству.
Учебник:
Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 10-11 классов. – 7-е изд. – М.: ООО ТИД «Русское слово — РС», 2014. – 312 с.
Глава 5
§ 17 стр. 113-119
Темы рефератов и докладов::
1. Гражданство как политико-правовая связь человека и государства.
2. Понятие политической элиты и ее виды
Вопросы для закрепления и повторения:
1. Какие политические режимы вам известны?
2. Сравните демократический и недемократический режимы.
3. Можно ли назвать демократический режим вседозволенности?
4. Оцените с позиции обывателя «плюсы» и «минусы» демократии.
5. Какой политический режим характерен для нашего государства? Ответ поясните примерами.
Задание:
1. Прочитайте текст учебника на стр.128-129 и выпишите определения “государство”.
2. Заслушайте сообщение учителя о признаках государства и нарисуйте кластер “Признаки государства”.
Задание:
1. Рассмотрите таблицу 2. В ней приведены примеры территориального устройства госу-дарств. Поставьте крестик в то место, которое укажет на принадлежность государств к той или иной форме территориального устройства.
Задание:
1. Пользуясь текстом учебника (стр.129-133) выпишите в тетрадь определение “унитарное гос-ударство”, “федерация”, “конфедерация”. Заполнить таблицу 1.
2.Привести примеры каждого из типов государств.
3. Подумайте, как устанавливались границы постсоветских государств:
— по субъективному произволу политических руководителей;
— вдоль исторически пролегавших границ;
— другим способом.
понятие общества и типы обществ
| Общество (в широком смысле слова) — это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой формы объединения людей и способы их взаимосвязи**. В узком смысле, общество — это:
В любом обществе различают четыре сферы:
Общество всегда состоит из людей, а люди всегда образуют связи или общественные отношения. Общественные отношения — это многообразные формы взаимодействия и взаимосвязи, возникающие в процессе совместной деятельности между социальными группами, а также внутри них. Кроме того, в любом обществе существуют социальные институты, обеспечивающие его функционирование. Социальный институт — исторически сложившаяся форма организации людей, на основе специальных норм регулирующая их деятельности и обеспечивающая фундаментальные человеческие потребности. Человеческое общество не статично. Оно постоянно меняется. Когда-то, к примеру, существовало рабство и это не осуждалось, тогда как сейчас — все ровно наоборот. Когда-то большинство людей были сельскими жителями, занимавшимися земледелием, в то время как сейчас городские жители превысили количество сельских. Иными словами, общество развивается, меняется, ученые пытаются выявить причины изменений и дать названия старым и новым обществам. В XX веке американский социолог Даниел Белл предложил делить все известные человеческие общества на три типа: доиндустриальное (=традиционное, аграрное), индустриальное и постиндустриальное (=информационное). Традиционное общество существовало в рабовладельческую и сменившую её феодальную эпоху. Основным занятием людей было земледелие. На следующем историческом этапе — в эпоху капитализма — на смену традиционному обществу приходит индустриальное. Люди по-прежнему занимаются земледелием, но оно уже не главная сфера экономики, главная — промышленность. Постиндустриальное общество возникло совсем недавно — в 1970-х гг. XX в. Оно развивается в экономически сильных странах, в отсталых государствах общество по-прежнему индустриальное или даже традиционное. Главная сфера постиндустриального общества — сфера услуг (вытеснила сельское хозяйство и промышленность). В вопросах на тему типов общества в ЕГЭ проверяется знание черт всех трёх обществ. Их следует выучить и не путать.
Характерные черты традиционного (аграрного, доиндустриального) общества:
Характерные черты индустриального общества:
Характерные черты постиндустриального (информационного) общества:
**Определения по теме приведены по пособию Баранова, Воронцова, Шевченко «Полный справочник для подготовки к ЕГЭ»
|
Общество в самом широком смысле.
Общество в узком смысле. Определение и примеры общества в узком смыслеПонятие «общество» изучается многими гуманитарными науками. В зависимости от сферы интересов данная категория рассматривается в разных аспектах, в широком и узком смысле. Почему это важно изучать? Понимание социальной природы явления позволяет находить правильные пути решения проблем, неизбежных для жизни общества.
Изменения в природе общества, структуре, характере социальных взаимодействий диктуют необходимость не только исследования глубинных социальных механизмов, но и поиска механизмов управления ими во избежание негативных и необратимых последствий… Поскольку тема достаточно обширна, мы ограничимся абстрактным изложением некоторых ее основных положений.
Определение
Общество как предмет исследования выступает центральной категорией гуманитарного знания. Понятие происходит от латинского термина societas (общество). В широком смысле это совокупность форм и способов объединения и взаимодействия людей.
Определение общества в узком смысле трактуется как социальная структура, ограниченная определенными критериями общества.
Общество — важнейшая категория в сфере социальной философии. В ее рамках данный термин изучается в теоретическом аспекте. В практическом исследовательском поле эта категория выступает предметом изучения более молодой науки социологии.
Понятие «общество»: широкое и узкое значение
Понятие, о котором идет речь, достаточно многогранно, что послужило причиной множества вариантов его определений. В самом обобщенном виде, в широком смысле, общество понимается как объединение людей и совокупность способов их взаимодействия. Они могут осуществляться как внутри общества, так и по отношению к материальной природе.
Понятие «общество», в узком смысле, обычно трактуется как объединение по общему принципу определенного круга людей. Это довольно распространенный подход к этому явлению. При этом принцип их организации в общество может представлять собой довольно внушительный перечень оснований, начиная от привычек и заканчивая идеологией, превращающей в общество массу своих последователей. Широкий и узкий смысл содержания также зависит от направления научного интереса. Чем точнее наука, тем уже границы определения, и наоборот, универсальный подход раскрывает глубину и неисчерпаемость понятия.
Общество в результате деятельности человека
Общество, как было сказано выше, неразрывно связано с деятельностью людей. Не только связанный, но и фактически способ его существования. Высокоорганизованная материя отличается от природы тем, что способна организовать свою деятельность для защиты интересов каждого из своих членов. Исторически изначально это было условием выживания. В дальнейшем, в процессе совершенствования орудий труда, с развитием цивилизации общество превратилось в сложную систему взаимодействия как внутри самой системы, так и по отношению к окружающему миру.
Отношение к внешнему миру характеризует общество в широком смысле — как социальный институт. Внутренние взаимодействия представляют собой целую палитру социальных связей, которые в определенной социальной парадигме характеризуют общество в узком смысле.
Цели и отношения
Общество, в узком смысле этого слова, возникает для того, чтобы каждый его член мог усилить себя, привлекая единомышленников. Не всякая деятельность является способом существования в обществе. Она формируется в результате целенаправленной, направленной деятельности.
Общество в узком смысле слова — определенные группы людей, независимо от их масштаба, сами формирующие свою цель. Именно этот процесс лежит в основе возникновения тех или иных социальных групп. Этот процесс осуществляется совершенно по-другому в глобальном смысле. Для общества в самом широком смысле слова цель предопределена логикой самой природы — выживание и расширенное самовоспроизведение, сохранение себя как биологического вида.
Уровни общества
Внутренняя структура общества неоднородна. Люди стремятся объединиться в соответствии со своими профессиональными, любительскими интересами, для достижения целей и решения текущих задач.
Например, профессиональные сообщества людей формируют собственный кодекс поведения, нормы профессиональной этики, обмениваются знаниями на конференциях, семинарах и других научных, профессиональных мероприятиях.
Другой круг общественных интересов представляют национальные сообщества — они объединяются по геополитическим критериям и представляют собой яркие образцы общества в узком смысле этого слова. Ярким примером служат малые этносы, отстаивающие независимость вопреки процессам интеграции и глобализации.
Историческое становление общества предопределяет формы его существования, характер которых зависит от
Сферы общества
Общество как результат и смысл жизни человека внимательно изучается наукой о природе, обществе и познании. Выделяют четыре основные сферы общественной жизни человека: экономическую, социальную, политическую и духовную.
Экономический. Отношения людей при (а также распределении и потреблении) общественного продукта. Варианты взаимодействующих обществ — такие классы, как рабы и рабовладельцы, капитал и наемный труд, производители и потребители продуктов, другие классы и сообщества.
Соц. Человеческие отношения, регулируемые социальные институты классов, этносов, наций, семьи и брака, образования, социальной защиты (например, родители и дети, национальные меньшинства, эмигранты и др. ).
Политический. Взаимодействие людей по вопросам власти, политики, права, управления обществом (избиратели, политическая элита общества, юристы, судебные органы).
Культура, искусство, наука, нравственность, религия — области духовного общения людей. В этой сфере, если говорить об обществе в узком смысле, можно выделить следующие классы: ученые, духовенство, деятели искусства, продюсеры, исполнители, верующие и т. д. Это тоже сфера производства, только связанная с распределением и потребление духовных ценностей
Социальная направленность
Существуют и другие примеры понимания в узком смысле, основанного на самоутверждении через отрицание определенных норм, устоев, выработанных в других людях. Террористические, экстремистские, так называемые «экстремальные» объединения.
Часто такие организации пытаются привлечь внимание к самому факту своего существования. Они совершают террористические акты и берут на себя ответственность, чтобы защитить свои интересы, часто за счет интересов других сообществ.
Антагонистические противоречия — естественный процесс во взаимодействиях. Они служат катализатором метаболических процессов, и что важно в данном случае, так это своевременность и адекватность реакции на них со стороны общества.
Резюме
Если изучать феномен общества в его взаимодействиях на микро- и макроуровнях, то становится совершенно очевидным, что диалектические процессы повторяются на разных уровнях, имея лишь разную степень интенсивности и осознанности.
Общество — живой организм. Его социальная природа предполагает, что каждый элемент системы есть лишь капля, отражающая мир в целом. Общество в узком смысле слова повторяет единый механизм развития и разрешения внутренних противоречий, который можно наблюдать в глобальном масштабе.
Давайте прочитаем информацию.
В широком смысле
общество — часть материального мира, обособленная от природы, но тесно связанная с ней, состоящая из индивидов, обладающих волей и сознанием, включающая способы взаимодействия людей и формы их объединение.
В философской науке
общество характеризуется как сложная динамическая саморазвивающаяся система, состоящая из подсистем (сфер общественной жизни).
В узком смысле
общество — 1. Круг людей, объединенных общим происхождением, интересами, целями.
2. Отдельное конкретное общество.
3. Исторический этап в развитии человечества.
4. Человечество в целом.
2. Рассмотрим примеры слово «ОБЩЕСТВО» в узком смысле.
1. Круг лиц, объединенных общим положением, происхождением, интересами; объединились для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг друга.
высшее общество, светское общество, провинциальное общество, петербургское общество, элитарное общество, дворянское общество, тайное общество, масонское общество, профессиональное общество, научное общество, педагогическое общество, общество хирургов, общество художников, цветовод общество, акционерное общество, страховая компания, молодежное общество, садоводческое общество, энтомологическое общество, общество книголюбов, спортивное общество, общество филателистов, общество охраны природы, Российские военные -историческое общество, Русское геологическое общество, общество любителей русской словесности, Русское общество лесников, Русское географическое общество, Русское авиационное общество, Всероссийское общество слепых, Всероссийское общество инвалидов, Всероссийское общество -Российское добровольное пожарное общество, Всероссийское общество трезвости и здоровья, Общество «Знание», Всероссийское общество автомобилистов, Общество Красного Креста и Полумесяца, Общество ветеранов войн, Общество защиты прав потребителей, общество любителей России история, Общество потомков — героев войны 1812 года, Общество русско-китайской дружбы, Общество русско-вьетнамской дружбы, Общество русско-кубинской дружбы, Общество русскоязычных студентов в Германии, Общество страхования жизни, Общество с ограниченной ответственностью
Международное общество современной музыки, Международное общество музыкального образования, Международное общество прав человека, Международное общество охраны природы, Всемирное общество защиты животных, Национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца, Международное общество современного искусства, Королевское общество для развития природы (в просторечии Королевское общество)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Отдельное конкретное общество (от названия страны, государства и т.п.)
Французское общество, английское общество, советское общество, русское общество, русское общество, западное общество, западноевропейское общество
_____________________________________________________________________________________________________________
3. Исторический этап в развитии человечества.
первобытное общество, феодальное общество, социалистическое общество, капиталистическое общество, буржуазное общество, эксплуататорское общество, современное общество, традиционное общество, доиндустриальное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, информационное общество
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Человечество в целом
человеческое общество
Приглашаем к интеллектуальной и игровой деятельности.
Интеллектуальные игры на форуме «Познай общество»
Интеллектуальные игры «Обществознание»
Используемая литература:
1. Обществознание: Учебник для 10 класса. Часть 1 — 3-е изд. / А.И. Кравченко. – М.: «ТИД «Русское слово-РС», 2003.
2. Обществознание: Учебник для 11 класса. — 5-е изд. / А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. – М.: ООО «ТИД «Русское Слово – РС», 2004.
3.ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник / О.В. Кишенкова. – М.: Эксмо, 2008.
4. Обществознание: ЕГЭ. 2008: реальные задания / автор-сост.Котова О. А., Лискова Т. Е. — М.: АСТ: Астрель, 2008.
5.ЕГЭ 2010. Обществознание: тьютор / Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Рутковская М.Ю. Брандт и др. — М.: Эксмо, 2010.
6. Обществоведение. Подготовка к итоговой государственной аттестации-2010: учебно-методическое пособие/ О.А. Чернышева, Р.П. Пазин. – Ростов н/Д: Легион, 2009.
7. Обществознание. Опытно-проверочная работа. Типовые тестовые задания . 8 класс / С.В. Краюшкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
8. Обществознание: полный справочник / П.А.Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; изд. П.А. Баранова. — М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.
9. Обществознание: профильный уровень: учеб. За 10 кл. общее образование. институтов / Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лазебников, Н.М. Смирнов и др., изд. Л.Н.Боголюбова и др. – М.: Просвещение, 2007.
Приведите три определения «общества» в узком смысле и три определения «общества» в широком смысле, содержащиеся в тексте.
Прочитайте текст и выполните задания C1-C4.
В современной лексике обществами можно назвать как национально-государственные образования, существующие на политической карте мира, так и добровольные объединения людей по профессиям и интересам (Общество филателистов, Общество спасения на водах и др.). Об обществе говорят, когда имеют в виду социальное окружение человека, круг его общения (предостережение от попадания в «плохое общество»).
Как называют общество ученые, стремящиеся понять сущность общественной жизни, условия и механизмы ее существования?
Каждому из нас приходилось сталкиваться с антитезой «общество — природа», которая служит средством классификации явлений по принадлежности их к разным формам существования, уровням организации окружающего и окружающего мира. Мы знаем, например, что планетная система или гравитация принадлежат миру природных реальностей, тогда как гидроэлектростанции, симфоническая музыка или совесть принадлежат обществу, являются социальными явлениями, отсутствующими в царстве природы. В этом самом широком смысле
термин «общество» представляет собой системную совокупность свойств и признаков, присущих явлениям как коллективной, так и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включены в особый мир, выделенный из
природы и природы превосходный.
В этом смысле термин «общество» совпадает с понятиями «надорганический мир», «социокультурная реальность», «социальная форма движения материи», «общество» и др. , с помощью которых различные научные школы передают специфику противоестественных реалий нашего мира9.0003
Соответственно, большинство философов и социологов критически относятся к попыткам естествоиспытателей — в первую очередь биологов — универсализировать понятие «общество», распространить его на природу,
рассматривая общество как «коллективность вообще» и называя их пчелиными ульями , муравейники или волчьи стаи. Наоборот, общество рассматривается как мир людей и созданных ими культурных артефактов, являющихся продуктами человека, не встречающихся в чисто специфичной по своим законам природе.
Итак, в самом широком смысле термин «общество» обозначает социальность вообще, выступающую антитезой природного и природного.
( по В.В. Миронову )
Пояснение.
Определения понятия «общество» в узком смысле:
1) национально-государственные образования;
2) добровольные объединения людей по профессиям и интересам;
3) социальная среда человека.
Определения понятия «общество» в широком смысле:
1) системная совокупность свойств и признаков, присущих явлениям как коллективной, так и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включены в особый мир, изолированы от природы и отличаются от природы;
2) мир людей и созданных ими культурных артефактов, специфичных по их законам;
3) социальность вообще, выступающая антитезой природы и природного.
Человеческая культура: что такое культура?
Что такое культура?
Эдвард
Б. Тайлор (1832-1917) |
Слово культура имеет много разных
значения. Для некоторых это относится к оценке хорошей литературы,
музыка, искусство и еда. Для биолога это, вероятно,
колонии бактерий или других микроорганизмов, растущие в питательной среде в
лабораторная чашка Петри. Однако для антропологов и других поведенческих
ученые, культура — это полный набор усвоенных моделей человеческого поведения .
Этот термин был впервые использован таким образом пионером английского антрополога.
Эдвард Б. Тайлор в своей книге « Первобытная культура, », опубликованной в
1871. Тайлор сказал, что культура — это «то сложное целое, которое включает в себя
знание, вера, искусство, закон, мораль, обычай и любые другие способности и
привычки, приобретенные человеком как членом общества». Конечно, это не
ограничивается мужчинами. Женщины также обладают и создают его. Так как Тайлор
Со временем понятие культуры стало центральным направлением антропологии.
Культура — мощный человеческий инструмент для выживание, но это хрупкое явление. Он постоянно меняется и легко теряется, потому что существует только в наши умы. Наши письменные языки, правительства, здания и другие рукотворные вещи являются просто продуктами культуры. Они не являются культурой в сами себя. По этой причине археологи нельзя откапывать культуру прямо в своих раскопках. Разбитые горшки и другие артефакты древние люди, которых они обнаруживают, представляют собой лишь материальные останки, отражающие культурные паттерны — это вещи, которые были созданы и использовались культурными знания и навыки.
Слои культуры
Очень вероятно, что три слои или уровни культуры, которые являются частью выученных моделей поведения и восприятия. Наиболее очевидным является совокупность культурных традиций, различать ваше конкретное общество. Когда люди говорят об итальянском, самоанском, или японской культуры, они имеют в виду общий язык, традиции, и верования, которые отличают каждый из этих народов от других. В большинстве случаях те, кто разделяет вашу культуру, делают это потому, что они приобрели ее, когда были воспитаны родителями и другими членами семьи, у которых он есть.
Второй слой культуры, который может быть частью вашей идентичности субкультура . В сложных, разнообразных обществах в котором люди приехали из разных уголков мира, они часто сохранили большую часть своих первоначальных культурных традиций. В результате они, вероятно, являются частью идентифицируемой субкультуры. в своем новом обществе. Общие культурные черты субкультур отличают их от остальных их общество. Примеры легко идентифицируемых субкультур в Соединенные Штаты включают этнические группы, такие как американцы вьетнамского происхождения, афроамериканцы и американцы мексиканского происхождения. Представители каждой из этих субкультур имеют общую идентичность, пищевые традиции, диалект или язык и другие культурные черты, которые исходят от их общего предкового происхождения и опыт. Как культурные различия между членами субкультуры доминирующая национальная культура размывается и со временем исчезает, субкультура перестает существовать, кроме как как группа людей, претендующая на общность родословная. Обычно это относится к немецко-американцам и ирландцам. Американцы в США сегодня. Большинство из них в первую очередь идентифицируют себя как американцы. Они также считают себя частью культурный мейнстрим нации.
Эти кубинские американцы женщины в Майами, Флорида иметь общую субкультуру усиленная личность через их язык, еда и другие традиции |
Третий слой культуры состоит из культурных универсалий . Это выученные модели поведения, которые разделяют все человечество в совокупности. Независимо от того, где люди живут в мире они разделяют эти универсальные черты. Примеры таких «человеческих культурные» черты включают в себя:
1. | общение на вербальном языке, состоящем из ограниченный набор звуков и грамматических правил построения предложений |
2. | с использованием возраста и пола для классификации людей (например, подросток, пенсионер, женщина, мужчина) |
3. | классификация людей по признаку брака и происхождения
отношения и наличие терминов родства для обозначения |
4. | воспитание детей в какой-либо семейной обстановке |
5. | с разделением труда по половому признаку (например, мужская работа по сравнению с женской работой) |
6. | с концепцией конфиденциальности |
7. | наличие правил, регулирующих сексуальное поведение |
8. | различать хорошее и плохое поведение |
9. | наличие украшения на теле |
10. | шутить и играть в игры |
11. | с арт. |
12. | , имеющие какие-то руководящие роли для реализация решений сообщества |
Хотя они есть во всех культурах и, возможно, много другие универсальные черты, разные культуры выработали свои специфические способы их выполнения или выражения. Например, глухие люди. субкультуры часто используют руки для общения на языке жестов вместо словесного языка. Однако жестовые языки имеют грамматическую основу. правила так же, как и словесные.
Культура и общество
Культура и общество не то же самое вещь. В то время как культуры представляют собой комплексы усвоенных моделей поведения и восприятие, общества — это группы взаимодействующих организмов .
Leave A Comment