§ 7. ОБЩЕСТВО И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
§ 7. ОБЩЕСТВО И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Понятие общество. Составные элементы общества. Методы исследования исторических процессов. Общественные отношения, их виды, содержание, направления.
Понятие ‘‘общество”. Когда мы говорим об обществе, то представляем, в первую очередь, «Общество книголюбов”, Международный Красный Крест, «Педагогическое общество”, «Общество садоводов” или какую-нибудь еще целевую организацию, деятельность которой направлена на решение определенных проблем. Эти общества имеют свои цели, планы, правила совместной работы (уставы). Люди добровольно вступают в них и решают стоящие перед обществом задачи.
Например, понятно, что «Общество садоводов» занимается выращиванием садовых культур. Работа этого объединения включает отбор садовых растений, которые можно выращивать в данной местности, скрещивание, при необходимости — доставку растений из других регионов, создание новых полезных сортов, сбор урожая, хранение, удовлетворение спроса населения на овощи и фрукты.
Для достижения определенных целей люди могут объединяться в мелкие по численности группы. В качестве примеров таких групп можно привести спортивную команду, класс в школе, производственную бригаду, коллектив цеха, армейское подразделение и др. Наиболее распространенной формой совместной жизнедеятельности людей является семья. Здесь нужно помнить, что эти группы людей могут действовать только в определенной сфере и в определенном месте (территория, учреждение, дом).
Понятие общество применяется также и в более широком и сложном значении: казахстанское общество — все граждане Казахстана, весь народ.
Место Казахстана среди других стран мира, территория, природные богатства, города, население, политика, экономическая и социальная жизнь полностью охватываются указанным выше термином. В таком контексте понятие «общество» применимо в отношении любой страны мира. Например, российское общество, американское общество, французское общество и т.д.
Применительно ко всему земному шару это будет звучать как человеческое сообщество. Здесь масштаб этого понятия намного шире, выражает в совокупности все население планеты Земля, миллиарды людей, живущих в сотнях стран мира, человеческую цивилизацию.
Из сказанного можно сделать несколько выводов. Во- первых, понятие общество используется в очень широком значении — от небольшой группы людей до населения всего земного шара. Во-вторых, общество относится не к отдельному человеку или его деятельности, а именно к совместной деятельности многих людей. В-третьих, рассматривая деятельность людей, мы замечаем, что она обязательно протекает в определенной природной среде, в тесном взаимодействии с природой. Учитывая, что человек тоже является частью природы, можно вывести конкретное определение понятия общество. Таким образом, общество — форма объединения людей как части материального мира в тесной взаимосвязи с природой и друг с другом
Составные элементы общества. Оно состоит из множества взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, подсистем, которые постоянно обновляются и изменяются.
С точки зрения национально-этнической структуры, человечество составляют сотни наций и тысячи этнических групп, представители белой, желтой и черной рас, говорящие более чем на 3 тыс. языках и диалектах, придерживающиеся трех мировых религий и множества других верований. В жизненной практике анализ и исследование развития общества часто проводятся с учетом различных признаков: государственных, национальных, языковых, религиозных.
Общества могут заниматься различными видами деятельности—политикой, хозяйством, торговлей, охраной природы, культурной и духовной деятельностью. Социальной основой любого общества, его первичной ячейкой является семья.
Общественные отношения. Каждый человек взаимодействует с обществом в десятках и сотнях направлений. В одно и то же время человек может быть связан с несколькими коллективами — семьей, трудовым коллективом, профсоюзом, политической партией, детским садом, школой, футбольной командой, садоводческим обществом, жилищно-строительным кооперативом и т.д.
Вместе с тем каждый человек — представитель определенной социальной группы, класса, нации, религии, расы, гражданин какого-либо государства, представитель человечества. Люди не могут жить вне указанных групп, следовательно, человек всегда действует совместно с этими группами, вступает с ними во взаимодействие.
Приведем пример взаимодействия человека и общества. Возьмем обычного рабочего фабрики. Он на станке изготавливает какое-либо изделие, продукцию. За эту работу фабрика выплачивает ему заработную плату. Хотя эти отношения между рабочим и фабрикой являются основными, существует еще много других связей между ними.
Еще шире отношения этого рабочего с людьми и организациями вне его профессиональной деятельности. Чтобы добраться с работы домой,
он пользуется услугами транспортных организации, покупая продукты — с работниками торговли; его дети воспитываются в детских садах или обучаются в школе. Таким образом, по многим причинам он вступает в отношения с десятками учреждений. Также человек поддерживает связи с членами своей семьи, друзьями, родственниками.
Экономические, политические, социальные, культурные отношения между людьми или социальными группами называются общественными отношениями.
Если рассматривать общественные отношения в сфере духовной или материального производства, то можно заметить, что эти отношения очень тесно связаны между собой. Первые являются результатом взаимодействия людей в процессе создания и распространения культурнодуховных ценностей, а вторые — основой производства необходимых обществу материальных благ.
Ни одно общество не может существовать изолированно. В любом существуют внутренние и внешние (с другими обществами) связи. Отношения между сообществами людей в процессе их духовной и практической деятельности тоже являются общественными отношениями. Можно привести очень много примеров отношений между компонентами и подсистемами, составляющими общество.
Содержание общественных отношений. По содержанию общественные отношения делятся на материальные и духовные. Общество все необходимое для своего существования черпает в природе и находится в тесной взаимосвязи с окружающей средой. Производство материальных благ является основой существования и развития человеческого общества, поэтому производственные отношения определяют характер всех других общественных отношений — политических, правовых, нравственных, религиозных и т.д.
Общественные отношения в зависимости от направленности бывают:
а) между отдельными людьми;
б) между обществом и индивидом;
в) между различными обществами;
г) между обществом и природой.
1. В чем состоит суть отношений между отдельными людьми, между обществом и человеком, между обществом и природой? 2. Как вы думаете, какие факторы позволяют характеризовать общество как единое целое? 3. Кратко сформулируйте понятие общество. 4. Какие общественные отношения могут возникнуть между вашей школой и предприятием, находящимся поблизости?
Вопрос 3
Понятие «общество» в социологических концепциях различных авторов. Общество в свете теории социальных систем.
У разных людей самые различные представления об обществе. Зачастую этим термином обозначается определенная совокупность людей, объединенных какими-либо интересами, взаимными симпатиями, образом жизни и совместной деятельностью. Понятие общества пришло из разговорной речи, где оно не имеет четкого определения (высшее общество, светское общество, общество охотников и рыболовов, скучаю без общества и т. д.) Социология по-своему подходит к пониманию этой категории.
Вся история социологической мысли есть история поисков универсальных методов построения теории общества. Однако общество – это предельно широкое понятие, затрудняющее построение единой теории. В итоге в понимании общества складывается обширный калейдоскоп теорий, концепций, мнений о том, что же такое общество, в чем заключается его сущность, его отличительные признаки и особенности развития. История изучения общества сопровождалась разработкой различных концептуальных подходов категории «общество». В многообразии всех определений можно выделить два наиболее общих подхода. Сторонники первого подхода рассматривают общество как некое количество человек, объединенных чем-то общим: культурой, национальной идентичностью, территорией и т.д. Второй подход заключается в рассмотрении общества как системы связей, отношений, взаимодействий, основанных на общении. Двойственность подходов хорошо просматривается в «Социологической энциклопедии», в которой общество определяется как
Классическим определением общество, которое можно отнести к первому подходу, является дефиниция, данная Н. Смелзером: «Общество — объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную национальную (социокультурную) идентичность». Однако в таком понимании есть несколько недочетов. Если в качестве основных признаков брать общую законодательную систему, то следует проводить дополнительное разграничение понятий «общества» и «государства». Географические границы в современном информационном обществе, связанном Интернетом и системой мгновенных коммуникаций, стремительно утрачивают свое значение. И наконец, социокультурная и национальная идентичность в процессе массовых миграций и демографического кризиса в Европе так же утрачивается, что и приводит к возникновению вновь национальных и религиозных конфликтов в пределах одного общества. Участившиеся в последнее время межнациональные войны, рост разобщенности и вражды между людьми грозит стабильности общества и поднимает вопрос о самом факте его существования. Об этом писал крупный западный социолог и политолог Ф.А. Хайек в работе «Пагубная самонадеянность». Он считает, что мы не вправе употреблять сейчас этот термин, потому что идет «война всех против всех»2. Нужно сразу обращаться к анализу определенных социальных групп. Общество, по Хайеку, в действительности характерно для сообществ более раннего типа, например, первобытнообщинного. Общество – от латинского социус – буквально лично знакомый, соплеменник, кровный родственник. Это понятие имело смысл, когда включало братство, сотрудничество, кровное родство, а не вражду и тем более не войну. Это мифологическое, анимистическое понятие, ностальгия по малой социальной группе. Однако мы должны уяснить, что усложнение социальных связей хотя и меняет содержательные характеристики понятия «общество», но не отрицает сам термин.
Более целесообразным представляется второй подход, в котором ключевым становиться понятие общения, взаимодействия. Еще Макс Вебер (1864 -1920) определял общество, как взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, то есть ориентированных на других действий. Карл Маркс определял общество, как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместных действий. Георг Зиммель писал: «Понятие общества имеет смысл, очевидно, только в том случае, если оно так или иначе противополагается простой сумме людей»3. К. Маркс не просто подчеркивал, что «общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу», но и на примере кооперации показал, что свойство системы не сводится к сумме свойств входящих в нее элементов. Толкотт Парсонс (1902-1979) определял общество как систему отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях, образующих культуру.
Для понимания сущности общества важнейшим является анализ общения. В широком смысле понятие «общество» используется как обозначение любых социальных общностей, образующихся в результате общения. Именно общение определяет практически безграничное разнообразие обществ и, одновременно, все общество в его предельно широких границах — человеческое сообщество. В социологии понятие «общество» используется, как правило, для обозначения сложной саморазвивающейся системы. Так, например, по П. Бергеру, двое на углу — не общество, но трое на необитаемом острове — общество, то есть обществом мы называем скорее не то сообщество, в котором общение воспроизводится лишь непосредственно и явно, но то, в котором присутствуют иные пласты и плоскости реальности. Общество — не только то, что явлено (на поверхности), но то, что кроме явной, внешней, одновременно и непременно имеет внутреннюю сторону. Общество – это сложная, самоорганизующаяся, открытая, нелинейная4 система. Сложность является, таким образом, характеристикой каждого общества. И одновременно постоянной тенденцией развития, приводящей к усложнению общественных систем.
В широком смысле понятие «общество» — «общество вообще» — характеризует то общее, что имеется в любых социальных образованиях. Исходя из этого, можно дать общее определение этой сложной категории. Общество — это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности. Нетрудно заметить, что это универсальное определение, под которое подходит и учебная группа, и общество книголюбов, и общество более высокой степени сложности. Поэтому социологический анализ общества предполагает многоуровневый характер. Модель социальной реальности может быть представлена по крайней мере на двух уровнях: макро- и микросоциологическом. Макросоциология уделяет основное внимание моделям поведения, помогающим понять сущность любого общества. Эти модели, которые можно назвать структурами, включают такие общественные институты, как семья, образование, религия, а также политический и экономический строй. На макросоциологическом уровне общество понимается как определившаяся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивая система социальных связей и отношений как больших, так и малых групп людей, поддерживаемая силой обычая, традиции, закона, социальных институтов и т.д. (гражданское общество), основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Микросоциологический уровень анализа представляет собой изучение микросистем (кругов межличностного общения), составляющих непосредственное социальное окружение человека. Эти системы эмоционально окрашенных связей индивидов с другими людьми.
В реальной же жизни «общества вообще» нет, как нет «дерева вообще», есть вполне конкретные общества: российское общество, американское общество и т.п. В этом случае понятие «общество» используется в узком смысле слова как эквивалент современных наций-государств, имея в виду человеческое наполнение («народ») внутреннего пространства в государственных границах. В связи с этим встает проблема разграничения таких близких понятий, как «общество», «государство» и «страна». О необходимости такой дифференциации говорит и Ю.Г. Волков5.
Страна – это часть света или территория, имеющая определенные границы и пользующаяся государственным суверенитетом. Страна – это понятие, отражающее преимущественно географическую характеристику части нашей планеты, определенную границами независимого государства. Однако иногда это понятие используют в качестве синонима понятию общества, подчеркивая прежде всего нерасторжимую духовную целостность, а уж затем географическое единство. Например, после распада СССР образовалось 15 независимых государств-стран, однако в обыденной речи мы по прежнему часто слышим утверждения, что мы «остались одной страной». Государство – это политическая организация страны, подразумевающая определенный тип власти (монархия, республика), и наличие аппарата управления (правительства). В «Социологической энциклопедии» государство рассматривается как «основной политический институт власти по управлению обществом»6. Однако взаимоотношения между государством и обществом более сложные: и общество может управлять государством, бойкотируя неугодные ему решения, отвечая акциями гражданского неповиновения на несправедливые законы. Крайний вариант недовольства общества государством и правительством приводит к возникновению революционной ситуации и смене правительства насильственным или иным путем (досрочные выборы, уход правительства в отставку и т. д.). Государство, стремящееся к полному, тотальному контролю над всеми сферами общественной и частной жизни, называется тоталитарным. История свидетельствует, что тоталитарное общество, как правило, недолговечно (в исторических масштабах), и рано или поздно терпит крах. Сейчас большой популярностью пользуются теории гражданского общества, в которых провозглашается приоритет общества над государством. Возникнув первоначально как философская концепция, идеальный проект совершенствования общества, власти и человека, идея гражданского общества постепенно стала одной из центральных проблем политической мысли, освободительных движений в разных странах мира. Свое практическое воплощение она нашла в процессе перехода от деспотии к демократии. Национальное законодательства РБ гарантирует невмешательство государства в частную жизнь граждан, а также государственные обязательства по сохранению и охране прав и законных интересов членов общества. Следует иметь в виду, что категории «общество» не было ни в античности, ни в средневековой культуре. Был греческий «полис», римский «civitas», государство (т.е. были общности). Категория «общества» в нашем понимании появляется лишь в конце ХVIII – первой половине XIX в., хотя само общество возникло раньше стран и государств. Мы говорим о первобытном обществе или о современных примитивных обществах, в которых понятия государство не существовало и не существует, а все функции государства выполняло само общество. Общество – это социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура. Понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любой по численности группе или объединению людей (два человека – уже общество)
На настоящем этапе общество рассматривается как исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми и их общностями, складывающаяся в процессе их совместной деятельности. Основными социальными характеристиками общества являются системность, динамизм, целостность. Общество (социум) можно определить как совокупность всех способов и форм взаимодействия и объединения людей.
В социологии существуют два основных конкурирующих подхода к изучению общества: функционалистский и конфликтологический. Теоретические рамки современного функционализма составляют пять основных теоретических положений: 1) общество — это система частей, объединенных в единое целое; 2) общественные системы сохраняют устойчивость, поскольку в них существуют такие внутренние механизмы контроля, как правоохранительные органы и суд; 3) дисфункции (отклонения в развитии), конечно, существуют, но они преодолеваются сами по себе; 4) изменения обычно имеют постепенный, но не революционный характер; 5) социальная интеграция или ощущение, что общество является крепкой тканью, сотканной из различных нитей, формируется на основе согласия большинства граждан страны следовать единой системе ценностей. Конфликтологический подход был сформирован на основе произведений К.Маркса, который считал, что классовый конфликт находится в самой основе общества. Таким образом, по Марксу, общество — это арена постоянной борьбы враждебных классов, благодаря которой происходит его развитие.
Итак, общество – это особый, необычайно сложный вид организации социальной жизни. Оно включает в себя все многообразие устойчивых социальных отношений, взаимодействий, все институты и общности, локализованные в рамках конкретных государственно-территориальных границ.
Социальная структура | Определение, примеры, теории и факты
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Britannica Beyond
Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Table of Contents
- Introduction
Structure and social organization
Structural functionalism
Theories of class and power
Structuralism
Later trends in social structure theory
Conclusion
Краткие факты
- Связанный контент
социальных сфер | Право в современном обществе
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicПраво в современном обществеЮриспруденция и философия праваПраво и обществоКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicПраво в современном обществеЮриспруденция и философия праваПраво и обществоКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Укажите
ГАЛЛИГАН, Д. Дж., «Социальные сферы», Закон в современном обществе , Clarendon Law Series (
Oxford, 2006; онлайн-издание, Oxford Academic, 22 марта 2012 г.), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199291830.003.0007, по состоянию на 21 марта 2023 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicПраво в современном обществеЮриспруденция и философия праваПраво и обществоКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicПраво в современном обществеЮриспруденция и философия праваПраво и обществоКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
Два наиболее интересных способа взаимодействия права с другими частями общества связаны со следующими ситуациями: во-первых, когда чиновники создают, интерпретируют и применяют закон; второй касается того, как отдельные лица и организации осуществляют свою деятельность в соответствии с законом. Когда на ум приходят образы, связанные с этими ситуациями, понятие социальная сфера введена, чтобы лучше понять эти образы. Социальная сфера может быть определена как область деятельности, в которой акторы могут объединяться, разделяя понимание, правила и принципы, касающиеся деятельности. Это понимание влияет на то, как люди участвуют в такой деятельности. Второй методологический принцип изучения права в обществе, рассматриваемый в этой главе, фокусируется на том, как правовые нормы должны толковаться и управляться должностными лицами и гражданами. В этой главе делается акцент на концепции социальных сфер и рассматривается, как это помогает структурировать социальный мир.
Ключевые слова: социальные сферы, право в обществе, правовые нормы, структура, социальный мир
Предмет
Правоведение и философия праваПраво и общество
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Войти через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр ваших зарегистрированных учетных записей
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.
Leave A Comment