Задание 24 — материалы для подготовки к ЕГЭ по Русскому языку

Чтобы правильно выполнить это задание на ЕГЭ по русскому языку, надо понять «правила игры», о которых мы вам расскажем. Наши подсказки значительно упростят вашу работу.

 

 

Итак, последнее задание. В нем встречается то, что вы уже повторили раньше, в других заданиях. Это намного облегчает работу.

 

Формулировка задания:

Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой

соответствующую цифру.

 «Ф.А. Вигдорова говорит о сложных явлениях в нашей повседневной

жизни, неслучайно ведущим приёмом в тексте становится (А)_________

(предложения 24, 29–30). Акцентировать внимание читателей на важных

мыслях автору помогает ещё один приём – (Б)_________ (предложения

17–18, 28–29). Искреннюю взволнованность автора и неравнодушное

отношение к проблеме, поставленной в тексте, передают синтаксическое

средство – (В)_________ («как себя», «как в своей собственной»

в предложении 22) и троп – (Г)_________ («головокружительной горы»

в предложении 28, «коварных воронок» в предложении 29)».

 

Список терминов:

1) книжная лексика

2) эпитет

3) противопоставление

4) разговорная лексика

5) анафора

6) олицетворение

7) вводное слово

8) синонимы

9) сравнительный оборот

 

Вчитайтесь в формулировку задания. Вас просят найти приемы, синтаксическое средство и троп. Это подсказка, которая ограничивает круг поиска. В списке терминов есть тропы, есть синтаксические средства и то, что объединено словом «приемы».

В списке, представленном в задании, есть тропы: эпитет, олицетворение. Значит, ответ Г надо искать только среди них.

В списке есть синтаксические средства: вводное слово, сравнительный оборот. Ищите среди них ответ В.

Есть даже лексические средства: книжная лексика, разговорная лексика, синонимы. (Их исключаем из круга поисков сразу, так как о них не упомянуто в задании.)

Есть художественные приемы (их еще  называют стилистическими фигурами): противопоставление, анафора. Распределите среди них ответы А, Б.

Видите, как упростилась работа. Давайте вспомним по группам выразительные средства русского языка.

 

Тропы

это слова, словесные выражения, используемые в переносном значении.

1.  Эпитет – это художественное определение. Чаще всего выражен прилагательным, поэтому ищите в тексте красивые, необычные, образные прилагательные-определения.

Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

А волны моря с печальным рёвом о камень бились.

2. Олицетворение – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека.
Отговорила роща золотая березовым веселым языком. Забормотал спросонок гром.

3. Сравнение – сопоставление двух предметов и явлений. Сравнение состоит из двух частей: кого (что) сравнивают и с кем (чем) сравнивают.
Снежная пыль столбом стоит в воздухе. (Творительный сравнения: пыль как столб.)

Её любовь к сыну была подобна безумию

. ( Сравнение создается с помощью слов  подобный, похожий. Любовь как безумие.)

Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял. (Сравнение вводится с помощью слов как, будто, точно, словно, как будто. Казбек  как грань алмаза.)

4. Метафора – скрытое сравнение, перенос значения с одного предмета на другой. Всегда несет яркую образность.

В саду горит костер рябины красной. Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года. В каждый гвоздик душистой сирени, распевая, вползает пчела.

Научитесь отличать метафору от сравнения

.

Пример сравнения: Дождь, как горох, рассыпался по крыше. Дождь горохом рассыпался по крыше. (Речь идет о дожде, к этому слову-явлению подбирается сравнение.)

Пример метафоры: Стеклянный горох дождя рассыпался по крыше. (На первое место вышло переносное значение, художественный образ.)

Различайте метафору и фразеологизм. Фразеологизм существует в языке как языковая единица, он закреплен в словаре, все люди одинаково воспроизведут фразеологизм. Метафора уникальна, она рождена творческой фантазией автора. Можно сказать, что фразеологизмы – это бывшие метафоры, которые долго жили в языке, стали всем известны, привычны, застыли в своем составе.

5. Гипербола –  образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления.

В сто сорок солнц закат пылал.

6. Метонимия – «переименование» предмета речи, замена одного понятия другим по сходству, по близости явлений.

Все флаги в гости будут к нам (флаги = корабли).

Ликует буйный Рим (город = жители города).

И вы, мундиры голубые ( = жандармы, люди в мундирах).

7. Литота – чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления.

Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка!

8. Ирония – скрытая насмешка. Мы назовем глупое — умным, мелкое – значительным, безобразное – красивым, вкладывая в эту характеристику противоположный смысл, выражая тем самым свое пренебрежение, насмешку.
Ой, какой большой человек идёт! (о ребёнке). Пожалуйте в мой дворец (о маленькой комнате). Едва ли кто польстится на такую красавицу (о некрасивой женщине).

Лексические средства выразительности.

 

О них мы уже говорили в других заданиях. Здесь только перечислим их.

1. Антонимы. Контекстные антонимы.

2. Синонимы. Контекстные синонимы.

3. Фразеологизмы.

4. Разговорные слова.

5. Просторечные слова.

 6.  Неологизмы.

7. Термины.

8. Канцеляризмы – слова, характерные для стиля деловых бумаг. (По какому это вопросу плачем, гражданочка? Имели место отдельно взятые ошибки и недочеты.)

9. Устаревшие слова.

10. Диалектизмы – слова, употребляемые жителями отдельной местности:

стайка – сарай, кочет – петух, прясло – звено изгороди.

 

Синтаксические средства

 

  1. Однородные члены предложения. Ряды однородных членов.
  2. Лексический повтор.

Казалось, в природе все уснуло: спала река, спали деревья, спали облака.

  1. Многосоюзие.

Зато и внук, и правнук, и праправнук растут во мне, пока я сам расту.

  1. Вопросно-ответная форма изложения.

Что делать? Ума не приложу. Куда бежать? Не знаю.

  1. Вводные слова, вводные (вставные) конструкции.

Враги его, друзья его (что, может быть, одно и то же) его честили так и сяк.

6. Сравнительный оборот. В отличие от сравнения как одного из видов тропов не обладает яркой образностью, не несет в себе переносного значения,  используется как уточняющее, проясняющее мысль средство,  усиливает эмоциональное воздействие.

7. Восклицательные предложения. Вопросительные предложения. Побудительные предложения:

Давай не ссориться. Не забывайте меня.

9. Риторический вопрос не требует ответа. Ответ и так ясен и заложен в самом вопросе.

Сколько еще можно терпеть это пренебрежение и черствость?

(Ответ ясен – терпеть надоело.)

  1. 10.                        Риторическое обращение – это условное обращение к предметам, признак эмоционального подъема, экспрессии. Часто объединяется в предложении с риторическим вопросом.

Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта? (Обращение к памятнику Петру I)

  1. Риторическое восклицание встречается в предложениях с риторическими вопросами и обращениями и помогает передать эмоциональный подъем и патетичность высказывания.

10. Цитирование – дословная выдержка из какого-либо текста.

 

Приемы (стилистические фигуры)

 

  1.  Парцелляция  — намеренное разделение единого по смыслу высказывания на несколько отдельных предложений. Одно предложение делится интонационно паузами, а на письме – знаками конца предложения.

Запомни, что услышал сегодня. Надолго. Навсегда.

  1. Синтаксический параллелизм – «зеркальное», симметричное строение смежных предложений.

В синем море волны хлещут,

В синем небе звезды блещут.

 

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской.

  1. Градация – последовательность расположения слов по степени нарастания смыслового и эмоционального значения.

Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. Нехорошо, недостойно, глупо и гадко смеяться над человеком.

  1. Анафора – единоначатие, повторение одинаковых слов в начале строф или близко расположенных фраз.

Чтобы не попасть в капкан, чтобы в темноте не заблудиться… начерти на карте план.

  1. Антитеза – резкое противопоставление понятий, мыслей, образов.

Мне грустно потому, что весело тебе. Я глупая, а ты умён, живой, а я остолбенелая.

  1. Аллюзия – намек на общеизвестный исторический, литературный,  общественный факт, известную цитату, афоризм. Чтобы увидеть аллюзию в тексте, надо обладать известным багажом знаний.

Мой дядя самых честных правил…  Так начинается роман Пушкина. Эта строка – аллюзия, намек на строчку из басни Крылова: Осёл  был самых честных правил…

  1. ОксЮморон – контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу.

Мертвые души. Сладкая горечь воспоминаний. Убогая роскошь.

 

Выполним задание:

А: (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я».

Использован прием противопоставленияантитеза.

 

Б: (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок.

Использован прием единоначатия предложений – анафора.

 

В: (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился.

Использовано синтаксическое средство – сравнительный оборот.

 

Г: (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок.

Использован троп  – эпитет.

Это одно из самых запутанных и заданий на ЕГЭ по русскому языку. По нему мы проводим интенсивы.

Ты нашел то, что искал? Поделись с друзьями!

Звоните нам: 8 (800) 775-06-82 (бесплатный звонок по России)                        +7 (495) 984-09-27 (бесплатный звонок по Москве)

Или нажмите на кнопку «Узнать больше», чтобы заполнить контактную форму. Мы обязательно Вам перезвоним.

ege-study.ru

Теория к заданию 24 по русскому языку ЕГЭ 2019 / Блог :: Бингоскул

  • Блог
  • Теория к заданию 24 по русскому языку ЕГЭ 2019

Лексическое значение слова

Прямое — переносное значение слова

Значение слова может быть прямым и переносным. Сравним:

  • Малыш бросился к матери. (Прямое значение)
  • Мне сразу бросилось в глаза, что он болен. (Переносное значение)

Различают два основных типа переноса наименования: метафора и метонимия:

  • Метафора – перенос наименования по сходству. Сходство – это связь объектов в сознании людей. Примеры метафор: дождь стучит, часы спешат, туча дел, золотая осень.
  • Метонимия – перенос наименования по смежности. Смежность – это реальная связь объектов. Примеры метонимий: класс писал диктант, читать Пушкина, выпить целый кувшин. Частный случай метонимии – синекдоха, при которой наблюдается смежность части и целого. Примеры: номер в отеле, лучшая ракетка мира, он у нас голова.

Синонимы

  • Синонимы – это слова одной и той же части речи, близкие или тождественные по своему лексическому значению. Синонимы могут отличаться друг от друга оттенками значения или стилистической принадлежностью.
  • Синонимические ряды состоят из слов одной части речи: младенец — новорожденный — малыш.
  • Роль синонимов в языке весьма велика. Синонимы делают нашу речь богатой и красивой: они избавляют нас от повторений в речи, позволяют наиболее точно и четко передать мысль, дают возможность выразить многообразие оттенков того или иного явления, качества. Например: Мы увидели странный дом. Крыша жилища напоминала купол.
  • Контекстуальные синонимы — слова, которые можно назвать синонимами только в рамках конкретного текста. Например: Тяжелое, злое чувство охватило меня.
  • Абсолютные синонимы – это слова, которые полностью совпадают по значению. Например: лингвистика — языкознание — языковедение

Антонимы

  • Антонимы – это слова одной и той же части речи, которые имеют противоположные значения. Антонимы позволяют представить, описать предметы, явления, признаки или выразить мысль с помощью контраста. Например: Они сошлись. Вода и камень. Стихи и проза, лед и пламень. Не столь различны меж собой. (А.С. Пушкин.)
  • Контекстуальные антонимы — слова, которые можно назвать антонимами только в рамках конткретного текста. Наример: Пой лучше щеглом, чем соловьём.

Омонимы

  • Омонимы – это слова, различающиеся по значению, но совпадающие по написанию. Например: Косить косой — косой взгляд, стрелять из лука — слезы от лука, банка огурцов — отделение сберегательного банка
  • Полные омонимы — такие, в которых омонимичными являются все формы слов. Например: коса (орудие) — коса (прическа)
  • Частичные или неполные омонимы — такие, в которых омонимичными являются только некоторые грамматические формы. Например: завод (предприятие) — завод (действие)

Фразеологизм

Фразеологизм — это устойчивое по составу и структуре образное выражение, состоящее из двух и более слов.

 

Самые частые в употреблении фразеологизмы:

  •    в глаза не видеть — ни разу не видеть, не встречать
  •    вавилонское столпотворение — скопление народа, суматоха
  •    бросаться в глаза — обращать на себя внимание, выделяться
  •    золотой телец — деньги, богатство
  •    сплошь и рядом — очень часто, повсеместно
  •    глас вопиющего в пустыне — призыв, остающийся без ответа
  •    ставить что-либо на карту — подвергать что-либо риску, опасности в надежде на выигрыш
  •    во весь дух — очень быстро, изо всех сил
  •    принять что-то за чистую монету — поверить во что-то, считать что-то истинным
  •    изо дня в день — каждый день, постоянно
  •    за тридевять земель — очень далеко
  •    наступить на (те же) грабли — повторить глупую ошибку
  •    положа руку на сердце — откровенно, искренне
  •    строить воздушные замки — фантазировать, мечтать
  •    замок из песка (или на песке) — иллюзия, что-то ненадежное, непрочное
  •    камень на душе (или на сердце) — тяжелое чувство, тревога или чувство вины
  •    убивать время — тратить время без пользы, занять время чем-то случайным
  •    сбиться с ног — устать от хлопот
  •    под (самым) носом — совсем близко
  •    зарыть талант в землю — не развивать, не использовать талант
  •    ни с того ни с сего — без всякой видимой причины

 

bingoschool.ru

Разбор задания №24 ЕГЭ по русскому языку

(1)Вечером опять сошлись у Старкиных. (2)Говорили только о войне. (3)Кто-то пустил слух, что призыв новобранцев в этом году будет раньше обыкновенного, к восемнадцатому августу, и что отсрочки студентам будут отменены. (4)Поэтому Бубенчиков и Козовалов были угнетены: если это верно, то им придётся отбывать воинскую повинность не через два года, а нынче.

(5)Воевать молодым людям не хотелось: Бубенчиков слишком любил свою молодую и, казалось ему, ценную и прекрасную жизнь, а Козовалов не любил, чтобы что бы то ни было вокруг него становилось слишком серьёзным.

(6)Козовалов говорил уныло:

— Я уеду в Африку. (7)Там не будет войны.

— (8)А я во Францию, — говорил Бубенчиков, — и перейду во французское подданство.

(9)Лиза досадливо вспыхнула. (10)Закричала:

— И вам не стыдно! (11)Вы должны защищать нас, а думаете сами, где спрятаться. (12)И вы думаете, что во Франции вас не заставят воевать?

(13)Из Орго призвали шестнадцать запасных. (14)Был призван и ухаживающий за Лизою эстонец, Пауль Сепп. (15)Когда Лиза узнала об этом, ей вдруг стало как-то неловко, почти стыдно того, что она посмеивалась над ним. (16)Ей вспомнились его ясные, детски чистые глаза. (17)Она вдруг ясно представила себе далёкое поле битвы — и он, большой, сильный, упадёт, сражённый вражескою пулею. (18)Бережная, жалостливая нежность к этому, уходящему, поднялась в её душе. (19)С боязливым удивлением она думала: «Он меня любит. (20)А я, что же я? (21)Прыгала, как обезьянка, и смеялась. (22)Он пойдёт сражаться. (23)Может быть, умрёт. (24)И, когда будет ему тяжело, кого он вспомнит, кому шепнёт: „Прощай, милая”? (25)Вспомнит русскую барышню, чужую, далёкую».

(26)Призванных провожали торжественно. (27)Собралась вся деревня. (28)Говорили речи. (29)Играл местный любительский оркестр. (30)И дачники почти все пришли. (31)Дачницы принарядились.

(32)Пауль шёл впереди и пел. (33)Глаза его блестели, лицо казалось солнечно-светлым, — он держал шляпу в руке, — и лёгкий ветерок развевал его светлые кудри. (34)Его обычная мешковатость исчезла, и он казался очень красивым. (35)Так выходили некогда в поход викинги и ушкуйники. (36)Он пел. (37)Эстонцы с воодушевлением повторяли слова народной песни.

(38)Дошли до леска за деревнею. (39)Дачницы стали возвращаться. (40)Призываемые начали рассаживаться в экипажи. (41)Набегали тучки. (42)Небо хмурилось. (43)Серенькие вихри завивались и бежали по дороге, маня и дразня кого-то.

(44)Лиза остановила Сеппа:

— Послушайте, Пауль, подойдите ко мне на минутку.

(45)Пауль отошёл на боковую тропинку. (46)Он шёл рядом с Лизою. (47)Походка его была решительная и твёрдая, и глаза смело глядели вперёд. (48)Казалось, что в душе его ритмично бились торжественные звуки воинственной музыки. (49)Лиза смотрела на него влюблёнными глазами. (50)Он сказал:

— Ничего не бойтесь, Лиза. (51)Пока мы живы, мы немцев далеко не пустим. (52)А кто войдёт в Россию, тот не обрадуется нашему приёму. (53)Чем больше их войдёт, тем меньше их вернётся в Германию.

(54)Вдруг Лиза очень покраснела и сказала:

— Пауль, в эти дни я вас полюбила. (55)Я поеду за вами. (56)Меня возьмут в сёстры милосердия. (57)При первой возможности мы повенчаемся.

(58)Пауль вспыхнул. (59)Он наклонился, поцеловал Лизину руку и повторял:

— Милая, милая!

(60)И когда он опять посмотрел в её лицо, его ясные глаза были влажны.

(61)Анна Сергеевна шла на несколько шагов сзади и роптала:

— Какие нежности! (62)Он Бог знает что о себе вообразит. (63)Можете представить: целует руку, точно рыцарь своей даме!

(64)Бубенчиков передразнивал походку Пауля Сеппа. (65)Анна Сергеевна нашла, что очень похоже и очень смешно, и засмеялась. (66)Козовалов сардонически улыбался.

(67)Лиза обернулась к матери и крикнула:

— Мама, поди сюда! (68)Она и Пауль Сепп остановились у края дороги. (69)У обоих были счастливые, сияющие лица.

(70)Вместе с Анною Сергеевною подошли Козовалов и Бубенчиков. (71)Козовалов сказал на ухо Анне Сергеевне:

— А нашему эстонцу очень к лицу воинственное воодушевление. (72)Смотрите, какой красавец, точно рыцарь Парсифаль.

(73)Анна Сергеевна с досадою проворчала:

— Ну уж красавец! (74)Ну что, Лизонька? — спросила она у дочери.

(75)Лиза сказала, радостно улыбаясь:

— Вот мой жених, мамочка.

(76)Анна Сергеевна в ужасе воскликнула:

— Лиза, что ты говоришь!

(77)Лиза проговорила с гордостью:

— Он защитник Отечества.

(По Ф. Сологубу*)

* Фёдор Сологуб (1863—1927) — русский поэт, писатель, драматург, публицист.

Среди предложений 64–72 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи собирательного числительного. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

spadilo.ru

Задание 24 егэ русский язык 2018

 
 
 
 


 

Для успешного выполнения задания 24 ЕГЭ необходимо знать средства связи предложений в тексте.

Средствами связи в предложении служат союзы, частицы, местоимения, наречия, лексические повторы, формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы (в том числе контекстные), синтаксический параллелизм, парцелляция. 

 

Изменения в 2017-2018 году

 

Теперь ответов теперь может быть от 1 до 3-х.
Формулировка задания:
Среди предложении? 20–39 наи?дите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью …. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ии?). 

Алгоритм выполнения:

1) Внимательно прочитайте задание. Если написано: найдите предложение, связанное с ПРЕДЫДУЩИМ, то следует смотреть только одно предшествующее предложение. Если написано : найдите предложение связанное с ПРЕДЫДУЩИМИ, то следует обратить внимание на несколько предложений, находящихся перед предполагаемым ответом.

2) Внимательно прочитайте фрагмент текста.

3) Обратите внимание на начало предложения, но имейте в виду, что слово-связка может находит в любой части предложения. 

4) Выберете то предложение, в котором присутствуют все средства связи, заявленные в задании.

 

 

Местоимения

 

Разряд

Пример

Дополнительная информация

Личные

я, ты, он, она, мы, вы, они, ее, нас, меня, мне, тебе, мной

Притяжательные местоимения, ее, его, их совпадают по форме с личными местоимениями он, она, они в Р.п. и В.п. Их легко отличить в тексте. Сравните:

Ее книга лежала на столе. (Чья книга?) – ее. Это притяжательное местоимение.

Я хорошо знаю ее. (Знаю кого?) – ее. Это личное местоимение.

 

Притяжательные

 мой, твой, его, ее, их, моего, твоей и т.д.

Возвратное

себя

 

Указательные

тот, те, этот, таков, столько, сей, оный

 

Определительные

весь, всякий, любой, другой, иной, каждый, самый, сам

 

Относительные

кто, что, сколько, чей, какой, каков, кому, кого

Эти разряды состоят из одинаковых слов. Если эти местоимения служат для выражения вопроса, то они относятся к вопросительным местоимениям (Сколько тебе лет?). Если они служат для связи частей сложного предложения, то они относятся к относительным местоимениям (Он спросил меня, сколько мне лет).

Вопросительные

кто, что, сколько, чей, какой, каков, чем, кому, кого

Неопределенные

некто, нечто, кое-кто, что-нибудь и т.д.

Неопределенные местоимения образованы от вопросительно-относительных при помощи приставок не- или кое-, а также при помощи суффиксов -то-, -либо-, нибудь-

 

Отрицательные

никто, ничто, ничего и др.

 

Наречие

Разряд

Пример

Образа действия (как, каким образом?)

Так, по-летнему, товарищески

Меры и степени (Сколько? Во сколько? На сколько? В какой мере?)

Очень, вдоволь, чуть-чуть, немного

Места (Где? Куда? Откуда?)

Вдалеке, здесь, куда-то

Времени (Когда? Как долго?)

Сейчас, послезавтра, всегда, тогда

Причины (Почему? По какой причине?

Потому, сослепу, сгоряча

Цели (Зачем? С какой целью?)

Назло, нарочно, специально

Частицы

 

 

Трудность заключается в том, что выпускники часто путают частицы с другими частями речи или просто не видят их в тексте.

Для вашего удобства мы напишем разряды, но запоминать их названия не нужно. Важно лишь понять примеры их не путать их с другими частями речи.

 

 

1) Формообразующие: бы, давай(те), пусть, пускай, да. Не путайте частицу «да» с союзом «да».

Союз: старик да старуха (можно заменить на «и»)

Частица: Да здравствует солнце! 

2) Отрицательные: не и ни 

3) Вопросительные: разве, неужели, ли 

4) Модальные: как, что за, вряд ли, едва ли, только лишь, всего, вот, вон, ведь, все-таки, даже, же, и, именно, как раз, прямо

Самая коварная группа, среди частиц есть много омонимов с другими частями речи. Модальные частицы вносят в предложение дополнительные смысловые оттенки, выражают субъективное отношение к сообщению.

 

Сравните: 

Что-то вроде фильма (предлог) — Понравилось? Вроде хорошо (частица)

Пусть смешно, зато честно (союз) – Пусть говорит (частица)

Задачу решить просто (наречие) – Ты просто неуч (частица)

Союзы

Сочинительные союзы

соединяют однородные члены предложения и части сложносочиненного предложения

Подчинительные союзы

соединяют части сложноподчиненного предложения

Соединительные: 

 

и, да (в значении и), не только…но и, также, тоже, и…и, ни…ни, как…так и

Изъяснительные:

что, как, будто 

Временные:

когда, лишь, едва 

Целевые:

чтобы, дабы, с тем чтобы, для того чтобы

Противительные: 

 

а, но, да (в значении но), зато, однако,

однако же, все же

Условные:

если, если бы, раз 

Уступительные:

хотя, хоть, пускай

Сравнительные:

как, как будто, словно, будто

Разделительные: 

 

или, или…или, либо, либо…либо, то…то,

то ли…то ли, не то…не то

 

Причинные:

потому что, ибо так как

Следственные:

так что

 

 

Предлоги

 

1) Производные (произошли от других частей речи): благодаря, по причине, вопреки, в течение, в следствие и др.

2) Непроизводные: о, об, без, по, над, в и др.

 

 

Вводные слова

  • Обособляются запятыми
  • Не являются членами предложения
  • К ним нельзя задать вопрос

 

Примеры: может быть, иначе говоря, во-первых, к счастью, по слухам и др. 

Более подробную информацию смотри в задании №17 

 

Контекстные синонимы и антонимы 

 

Синонимы — слова, схожие по значению. (прекрасный-замечательный)

Антонимы — слова, противоположные по значению.

Контекстные синонимы и антонимы — синонимы и антонимы, которые являются таковыми только в определенном контексте, в данном случае только в указанном фрагменте текста.

 

 Парцелляция

 

 

Членение одного высказывания на несколько предложений.

 

 

Синтаксический параллелизм

Схожее строение соседних предложений.

Следующее задание

 

rustutors.ru

Задание 24 ЕГЭ по русскому языку 2019

Задание 24 ЕГЭ по русскому языку 2019. Теория и практика. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.   

Для выполнения задания 24 нужно знать следующие определения: 

  • прямое/переносное значение слова (метафора, метонимия, синекдоха) 
  • синонимы (контекстный синоним) -антонимы (контекстный антоним) 
  • омонимы 
  • фразеологизмы 
  • заимствованные слова 
  • лексика пассивного запаса (историзмы, архаизмы, неологизмы) 
  • ограниченная в употреблении лексика (профессионализмы, просторечная лексика, жаргонизмы, диалектизмы) 
  • стилистически нейтральная, книжная, разговорная лексика 
«Из предложений 13–15 выпишите синонимы (синонимическую пару)». ТЕОРИЯ.
Лексическое значение слова — это исторически закрепленное «содержание» слова. 

Слова могут иметь: 
Прямое значение – первоначальное, исходное значение слова. 

Переносное значение – вторичное значение, возникающее на основе первого. (Он повесил картину на стену. Слово повесил имеет прямое значение. – На него повесили много работы «Повесили» использовано в переносном значении). 

Перенос по какому-либо сходству (цвет, форма, функция) называется метафорой. (Глазное яблоко – сходство по форме; он не сдал экзамен, и теперь у него хвост – сходство на основе функции). 

Перенос названия с одного предмета на другой на основе смежности этих предметов называется метонимией. (Золото на пальце, хрусталь на полках, Пушкин в сумке, съел тарелку). Одной из разновидностей метонимии является синекдоха. Синекдоха – перенос названия целого на его часть или наоборот. (Эй шляпа, куда идешь? Лишний рот в семье). 

Синонимы — это слова, обычно принадлежащие к одной и той же части речи, разные по звучанию и написанию, но одинаковые по значению. (Путь – дорога, думать — размышлять).
 
Контекстные синонимы – слова, имеющие сходное значение только в пределах предложенного текста. За пределами контекста такие слова не являются синонимами. (Контекстные синонимы глагола говорить. Марья Кирилловна сыпала про близких, он молчал. Деду никто не верил. Даже сердитые старухи шамкали, что у чертей отродясь не было клювов (Пауст.)) 
Антонимы — это слова, обычно принадлежащие к одной и той же части речи, разные по звучанию и написанию, но одинаковые по значению. (Белый-черный, говорить-молчать, добро-зло).

Контекстные антонимы — слова, находящиеся в антонимических отношениях только в условиях определенного контекста. Они могут иметь разные грамматические формы и относиться к разным частям речи. (Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая (М. Цветаева)) 

Омонимы — это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. Не всегда принадлежат одной части речи. Омонимы бывают полными и частичными. Полные омонимы — это слова одной части речи, у которых совпадают все грамматические формы. Например: ключ (которым открываем дверь) и ключ ( источник воды). Частичные омонимы — это слова, у которых не все грамматически формы одинаковы.   

Фразеологизмы  — это устойчивые, неделимые, несвободные словосочетания, которые сохраняются в памяти и используются вместе всегда в одном определенном значении. Как правило, значение фразеологизмов не лежит на поверхности. Фразеологизм — это не сумма значений слов, а одно значение для нескольких слов, объединенных в словосочетание. 

Заимствованные слова
— это слова, пришедшие в русский язык из других языков. Ни один язык, не считая языков изолированных народов, которые не контактируют с другими народами. 

Примеры: математика (из греческого), жемчуг (из тюркских языков), сельдь (из скандинавских языков), галстук (из немецкого), матрос (из голландского), футбол (из английского), бульон (из французского), соната (из итальянского), гитара (из испанского), пельмени (из финского), хутор (из венгерского). 

Историзмы — устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением реалий действительности, которые они обозначали. (Пример: бурмистр, боярин и т.д.)
Архаизмы — устаревшие слова, заменённые современными синонимами. (Ланиты — щёки, длань-ладонь) 

Неологизмы — это новые слова, появившиеся недавно в связи с возникновением новых реалий. (В свое время это были такие слова, как комсомол, пионер.) 

Диалектизмы — это слова, используемые только на определенных территориях.
Примеры: жОна вместо жена, векша — белка (северный диалект). 

Профессионализмы — слова, которые используют в устной речи в разных профессиональных средах. Например: чайник — у программистов человек, плохо разбирающийся в компьютерах, новичок. 

Жаргонная лексика — слова, которые использую в своей речи определенные социальные слои населения. Примеры: беспредел (уголовное арго) клёвый (молодежь) 

Сленг — чаще понимается как «молодежный». 

Арго — диалект, созданный группой с целью обособления (первоначально обозначал воровской язык). 

Просторечная лексика — слова со стилистически сниженным, грубым, вульгарным оттенком. К числу этих слов относятся и матерные слова. Например, «свистнуть» — в значении «украсть», «харя, морда» — в значении «лицо» и т.д. 

 

Нейтральная лексика — используется в любой ситуации (хороший, общество, рисовать). 

Книжная лексика — используется преимущественно в письменной форме (достохвальный, ассоциация, живописать). 

Разговорная лексика — используется в непринужденной беседе (гробить, запаска, деляга).


РЕШАТЬ ВАРИАНТ ЕГЭ
Решать задание 24

rustutors.ru

Задание 24. Речь. Языковые средства выразительности.

Справочная информация

Задание 24 предлагает найти в тексте и определить средства языковой выразительсти.

Задание формулируется в виде текста, названного фрагментом рецензии. В нём якобы пропущены термины, которые нужно восстановить. Для справки даётся список возможных терминов. Нужно понимать, что предложенный в качестве задания текст является искусственно созданным построением и никакого отношения к реальным рецензиям литературных критиков и литературоведов не имеет. Отвлекаться на содержание данных текстов-заданий не стоит. Напротив, я бы рекомендовала разделить текст на отдельные вопросы и последовательно на них ответить.  Для ответов на вопросы нужно знать значения терминов.

Тропы — это слова и выражения, использованные авторами текстов в переносном значении. Это лексические средства художественной выразительности. Например, метафора, метонимия, синекдоха, синонимы и др.

Также в текстах встречаются фигуры речи, то есть синтаксические средства, делающие речь выразительной. Это, к примеру, парцелляция, синтаксический параллелизм, риторический вопрос, эллипсис, однородные члены предложения, инверсия и др.

Список терминов:

Анафора (=единоначатие) — повторение слов или оборотов в начале одного или нескольких предложений:

Август — астры,
Август — звёзды,
Август — грозди
Винограда и рябины… 
                 (М. Цветаева)

Антитеза – сопоставление противоположного:

Я глупая, а ты умён,
Живой, а я остолбенелая.
                    (М. Цветаева)

Вопросно-ответная форма изложения – изложение в виде последовательности: вопрос-ответ:

У меня зазвонил телефон. 
– Кто говорит? 
– Слон. 
— Откуда? 
– От верблюда.
                  (К.И. Чуковский)

Восклицательное предложение – предложение, выражающее экспрессивность, эмоциональность, оценочность речи говорящего. На письме в восклицательных предложений ставится восклицательный знак. Сколько яблок! Яблок!

Гипербола — преувеличение, например: Сто лет не виделись!

Градация – расположение однородных членов в порядке возрастания интенсивности признака, действия, состояния, количества и т.п., усиливающего эффект от перечисления:

В углу стояла корзина с ароматными, крупными, спелыми, налитыми сладким соком яблоками.

Диалектизм – диалектное слово, употребление которого ограничено территориально, и поэтому не входит в пласт общего литературного языка. Примеры: векша (белка), бурак (свёкла), закут (хлев), кочет (петух), коты (лапти), новина (суровый холст).

Инверсия – изменение порядка слов с целью привлечь внимание к фразе или слову:

На, кажется, надрезанном канате
Я маленький плясун.
                                   (М. Цветаева)

Индивидуально-авторское слово — авторский неологизм, слово, придуманное или образованное автором текста. Пример (из базы заданий ФИПИ):

И в этом недоуменном возмущении «поп-звезды» проявляется её гражданская незрелость, её человеческая «недообразованность».

Ирония — использование слов, высказываний с вложением в них противоположного смысла: Умный какой! (в значении: глупый, дурак).

Контекстные антонимы, контекстные синонимы – слова, служащие антонимами либо синонимами только в данном контексте, а в других контекстах ими не являющиеся.

Изба была не холодной, а выстуженной до такой степени, что в ней, казалось, было даже холоднее, чем на улице.

Холодной – выстуженной – не являются антонимами, но в данном предложении благодаря противопоставлению они употребляются как антонимы.

Лексический повтор – повтор слова:

Ветер, ветер —
На всём божьем свете!
                       (А. Блок)

Литота – преуменьшение: мужичок с ноготок, мальчик-с-пальчик.

Метафора — перенос значения по сходству: золотая осень, хмурое небо, холодный взгляд

август — грозди 
винограда и рябины 
ржавой — август!
                     (М. Цветаева)

Метонимия — перенос по смежности:выиграть золото, зал аплодировал, ставить Чехова.

Назывные предложения — предложения с одним главным членом – подлежащим: Полдень. Жарища страшная.

Неполные предложения — частотные в разговорной и художественной речи предложения, в которых опущен один из главных членов, ясный из контекста.

Она пришла ко мне вчера(1). Пришла и говорит…(2).

Во втором предложении опущено подлежащее она, чтобы избежать повтора и сделать рассказ более динамичным. Но подлежащее легко восстановить из контекста.

Олицетворение — наделение неодушевлённых предметов человеческими чертами и качествами: Небо над ним содрогнулось. Небо хмурилось.

Параллелизм (= использование параллельных конструкций) — сходное синтаксическое оформление соседних предложений:  
 

То не ветер ветку клонит, 
не дубравушка шумит.
То моё сердечко стонет, 
Как осенний лист дрожит.
                       (Русская народная песня)

Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами.
                                            (М. Цветаева)

Парцелляция — деление фразы на части, возможно и на слова, оформленные как самостоятельные неполные предложения. Часто используется для создания эффекта динамичного разворачивания событий или их драматизма

Она резко отвернулась. Отошла к окну. Заплакала.

Перифраза – замена слова на описательное выражение: столица нашей Родины, город на Неве.

Пословица — образное законченное изречение, имеющее назидательный смысл. Обычно пословицы характеризуются особым ритмо-интонационным оформлением, могут иметь стихотворный размер, звуковые повторы, рифму и др. особенности, а также параллелизм построения. Примеры: На вкус и цвет товарищей нет. Волков бояться — в лес не ходить. Ученье — свет, а неученье — тьма.

Просторечие  — слова, сочетания слов, формы словообразования и словоизменения, выходящие за пределы литературной нормы и придающие речи черты упрощенности, сниженности, грубоватости. Широко используется в художественной литературе как экспрессивные элементы: давеча, завсегда, тама, здеся, забулдыга, дохлятина, отродясь, улыбаюся, ихнего,не влазиет.

Противопоставление — сравнение, сопоставление чего-либо с целью привлечь внимание к несходству, противоположности признаков, состояний, действий и т.п. Противопоставление лежит в основе антитезы. Пример (из банка заданий ФИПИ): 

Когда под Полтавой была наголову разгромлена не знавшая прежде поражений армия шведского короля Карла ХII, державшего в узде всю Европу, многим казалось, что теперь для русского оружия нет ничего невозможного, что чудо-богатыри только свистнут – и турки сразу же выбросят белый флаг.

Разговорные слова — стилистически окрашенные слова, употребимые в разговорной речи: электричка, растрёпа, нуднятинаМногие подобные слова экспрессивно окрашены.

Риторический вопрос — высказывание, имеющее целью не получение ответа, выяснение информации, а выражение эмоций, чувств, оценки, экспрессии:Когда же это всё кончится? Где брать терпение?

Риторическое обращение
 часто предшествует риторическому вопросу или восклицанию: 
 

Скучно жить на этом свете, господа! (Н.В. Гоголь)

Милые спутники, делившие с нами ночлег! (М. Цветаева)

Ряды однородных членов

Кто знает, что такое слава!
Какой ценой купил он право,
Возможность или благодать 
Над всем так мудро и лукаво
Шутить, таинственно молчать
И ножкой ножку называть?..
             (А. Ахматова)

Сравнение – сопоставление предмета, признака, состояния и т.п. с другим, имеющим общую черту или черту сходства: витрины, как зеркала, влюблённость промелькнула, как молния (= молниеносно, быстро).

Сравнительный оборот – развёрнутое сравнение, вводится сравнительными союзамикак, как будто, будто, словно, навроде (прост.), вроде.

 

Стихи растут, как звёзды и как розы,
Как красота… 
                      (М. Цветаева)

Как правая и левая рука,
Твоя душа моей душе близка.
              (М. Цветаева)

 

Термин — слово, обозначающее понятие какой-либо профессиональной сферы деятельности либо науки и имеющее в силу этого ограниченное употребление: эпитет, перифраза, анафора, эпифора.

Цитирование — использование чужого текста в качестве цитаты. Примеры (из базы заданий ФИПИ):

Поэт сказал: «Мы все немножко подпираем небосвод». (14)Это о достоинстве человека, его месте на земле, его ответственности за себя, за всех и за всё.

(15)И ещё верные слова: «Каждый человек стóит ровно столько, сколько он действительно создал, минус его тщеславие».

Эмоционально-оценочные слова: доченька, маленький мой, солнышко моё, вражина.

Эпитет – определение: 
 

А он, мятежный, ищет бури, 
Как будто в буре есть покой. 
            (М.Ю. Лермонтов)

Эпифора – (общая концовка), повторение слова или словосочетания в конце соседних предложений с целью привлечь к ним особое внимание:
 

Ведь звёзды были крупнее,
Ведь пахли иначе травы,
Осенние травы.
(А. Ахматова. «Любовь покоряет обманно»)

 

Значение терминов нужно понять, сами термины запомнить.  

 

 

— Понравилась статья?:)

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

russkiy-na-5.ru

«Задание 24» ЕГЭ по русскому языку, теория

Задание 24. Средства связи предложений в тексте.

Задание 24 ЕГЭ по русскому языку 2018, теория

 

Для успешного выполнения задания 24 ЕГЭ необходимо знать средства связи предложений в тексте. 

Средствами связи в предложении служат союзы, частицы, местоимения, наречия, лексические повторы, формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы (в том числе контекстные), синтаксический параллелизм, парцелляция.

 

Изменения в 2017- 2018 году

Теперь ответов теперь может быть от 1 до 3-х.
Формулировка задания:
Среди предложений 20–39 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью …. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). 

 

Алгоритм выполнения:

1) Внимательно прочитайте задание. Если написано: найдите предложение, связанное с ПРЕДЫДУЩИМ, то следует смотреть только одно предшествующее предложение. Если написано : найдите предложение связанное с ПРЕДЫДУЩИМИ, то следует обратить внимание на несколько предложений, находящихся перед предполагаемым ответом.

2) Внимательно прочитайте фрагмент текста.

3) Обратите внимание на начало предложения, но имейте в виду, что слово-связка может находит в любой части предложения.

4) Выберете то предложение, в котором присутствуют все средства связи, заявленные в задании.

 

Местоимения

Разряд

Пример

Дополнительная информация

Личные

я, ты, он, она, мы, вы, они, ее, нас, меня, мне, тебе, мной

Притяжательные местоимения, ее, его, их совпадают по форме с личными местоимениями он, она, они в Р.п. и В.п. Их легко отличить в тексте. Сравните:

Ее книга лежала на столе. (Чья книга?) – ее. Это притяжательное местоимение.

Я хорошо знаю ее. (Знаю кого?) – ее. Это личное местоимение.

 

Притяжательные

 мой, твой, его, ее, их, моего, твоей и т.д.

Возвратное

себя

 

Указательные

тот, те, этот, таков, столько, сей, оный

 

Определительные

весь, всякий, любой, другой, иной, каждый, самый, сам

 

Относительные

кто, что, сколько, чей, какой, каков, кому, кого

Эти разряды состоят из одинаковых слов. Если эти местоимения служат для выражения вопроса, то они относятся к вопросительным местоимениям (Сколько тебе лет?). Если они служат для связи частей сложного предложения, то они относятся к относительным местоимениям (Он спросил меня, сколько мне лет).

Вопросительные

кто, что, сколько, чей, какой, каков, чем, кому, кого

Неопределенные

некто, нечто, кое-кто, что-нибудь и т.д.

Неопределенные местоимения образованы от вопросительно-относительных при помощи приставок не- или кое-, а также при помощи суффиксов -то-, -либо-, нибудь-

 

Отрицательные

никто, ничто, ничего и др.

 

 

Наречие

Разряд

Пример

Образа действия (как, каким образом?)

Так, по-летнему, товарищески

Меры и степени (Сколько? Во сколько? На сколько? В какой мере?)

Очень, вдоволь, чуть-чуть, немного

Места (Где? Куда? Откуда?)

Вдалеке, здесь, куда-то

Времени (Когда? Как долго?)

Сейчас, послезавтра, всегда, тогда

Причины (Почему? По какой причине?

Потому, сослепу, сгоряча

Цели (Зачем? С какой целью?)

Назло, нарочно, специально

 

Частицы

Трудность заключается в том, что выпускники часто путают частицы с другими частями речи или просто не видят их в тексте.

Для вашего удобства мы напишем разряды, но запоминать их названия не нужно. Важно лишь понять примеры их не путать их с другими частями речи.

 

1) Формообразующие: бы, давай(те), пусть, пускай, да. Не путайте частицу «да» с союзом «да».

Союз: старик да старуха (можно заменить на «и»)

Частица: Да здравствует солнце! 

2) Отрицательные: не и ни 

3) Вопросительные: разве, неужели, ли 

4) Модальные: как, что за, вряд ли, едва ли, только лишь, всего, вот, вон, ведь, все-таки, даже, же, и, именно, как раз, прямо

Самая коварная группа, среди частиц есть много омонимов с другими частями речи. Модальные частицы вносят в предложение дополнительные смысловые оттенки, выражают субъективное отношение к сообщению.

 

Сравните:

Что-то вроде фильма (предлог) — Понравилось? Вроде хорошо (частица)

Пусть смешно, зато честно (союз) – Пусть говорит (частица)

Задачу решить просто (наречие) – Ты просто неуч (частица)

 

Союзы

Сочинительные союзы

соединяют однородные члены предложения и части сложносочиненного предложения

Подчинительные союзы

соединяют части сложноподчиненного предложения

Соединительные

 

и, да (в значении и), не только…но и, также, тоже, и…и, ни…ни, как…так и

Изъяснительные:

что, как, будто

Временные:

когда, лишь, едва

Целевые:

чтобы, дабы, с тем чтобы, для того чтобы

Противительные

 

а, но, да (в значении но), зато, однако,

однако же, все же

Условные:

если, если бы, раз

Уступительные:

хотя, хоть, пускай

Сравнительные:

как, как будто, словно, будто

Разделительные

 

или, или…или, либо, либо…либо, то…то,

то ли…то ли, не то…не то

 

Причинные:

потому что, ибо так как

Следственные:

так что


 

Предлоги

1) Производные (произошли от других частей речи): благодаря, по причине, вопреки, в течение, в следствие и др.

2) Непроизводные: о, об, без, по, над, в и др.

 

Вводные слова

  • Обособляются запятыми
  • Не являются членами предложения
  • К ним нельзя задать вопрос

 

Примеры: может быть, иначе говоря, во-первых, к счастью, по слухам и др.

Более подробную информацию смотри в задании №17 

 

Контекстные синонимы и антонимы 

Синонимы — слова, схожие по значению. (прекрасный-замечательный)

Антонимы — слова, противоположные по значению.

Контекстные синонимы и антонимы — синонимы и антонимы, которые являются таковыми только в определенном контексте, в данном случае только в указанном фрагменте текста.

 

 Парцелляция

Членение одного высказывания на несколько предложений.

 

Синтаксический параллелизм

Схожее строение соседних предложений.

libaid.ru