16 Задание из ЕГЭ по русскому языку: Правила выполнения

Задание 16 ЕГЭ по русскому языку основано на правилах пунктуации. Ученику необходимо расставить запятые в простых (с одной грамматической основой) и сложных (с несколькими) предложениях. Изучаем правила пунктуации, алгоритм выполнения номера 16 ЕГЭ по русскому языку. 

Правила пунктуации

Из теории 16 задания ЕГЭ по русскому языку в 2021 году нужно знать несколько основных правил. Начнем с простых предложений. Главной сложностью являются ОЧП — однородные члены предложения. Особенности: 

  • являются одинаковым членом предложения;
  • отвечают на один вопрос;
  • относятся к одному главному слову.

Ставим запятую

Не ставим запятую

Союзы отсутствуют

Пример: Мама пришла, разделась, пообедала.

Союз «и»  

Пример: Мама пришла и пообедала.

Союзы «а», «но», «да» (= «но»), «зато», «однако» 

Пример: Я неплохо поработала, но просидела целый день дома.

Однородные члены связаны союзом в пару

Пример: Я неплохо поработала и успела сходить в магазин.

Союзы, состоящие из нескольких частей

Пример: Илья не только опоздал, но и соврал о местонахождении.

Устойчивые словосочетания

Пример: Илья пришел ни свет ни заря.

Повторяющиеся союзы

Пример: Катя и сделала прическу, и накрасилась.

Глаголы в одинаковой форме, выступающие в роли составного сказуемого.

Пример: Пойду отдохну перед дорогой — решила Катя. 

Сложные предложения образованы несколькими грамматическими основами. Простые варианты номера — запятая ставится в союзных и бессоюзных вариантах. Рассмотрим сложные примеры с отсутствием запятой перед «и». 

Запятая не ставится, если предложение…

Пример

Содержит общий член для разных грамматических основ

Весной солнце светит ярче и птицы прилетают домой.

Содержит общую вводную конструкцию

Кажется, мир замирает и звуки постепенно затихают.

Содержит общую придаточную или бессоюзную часть

Когда наступило лето, температура снаружи поднялась и Петя перестал выходить на улицу. 

Побудительное

Перестань кричать и давай спокойно обсудим ситуацию.

Вопросительное

Когда встретимся и Маша расскажет историю? 

Восклицательное

Как прекрасен мир и красиво поют птицы!

Неопределенно-личное

Произошло несчастье: вокруг замолкли и встали столбом.

Безличное

Требуется найти информацию и пересказать начальству.

Назывное

Осенний дождь и прохлада! Любимый сезон!

Алгоритм решения

Нельзя переходить к практике 16 задания ЕГЭ по русскому языку, не зная принцип выполнения. 

  1. Внимательно прочитайте предложения. 
  2. Проведите грамматический разбор, определите основу в 5 вариантах ответа. Сделайте вывод, простые предложение или сложные. 
  3. Предложение простое — найдите однородные члены. Определите объединяющие союзы, тип — простые или составные. Помните: однородный член иногда представлен словосочетанием. Встречаются целые группы ОЧП с собственными зависимыми придаточными.
  4. В сложном предложении посмотрите наличие общего второстепенного члена, вводной конструкции, придаточного. Вспомните остальные исключения, проверьте, попадает ли предложение в список.
  5. Выберите ответы, соответствующие заданию, запишите номера в бланк ответов. 

Мы разобрали принципы решения 16 задания ЕГЭ по русскому языку. Осталось попрактиковаться. Учиться самостоятельно бывает сложно, помогут курсы подготовки к ЕГЭ «Уникум» при Российском университете дружбы народов. Существуют различные форматы обучения: очная и онлайн. Преимущества онлайн-занятий: 

  • учеба с использованием современной платформы. Загружаются домашние задания, домашние задания, учебные материалы, тесты.
    Доступ открыт 24/7;
  • значительно дешевле очного обучения;
  • возможность стать учащимся курсов подготовки ведущего вуза страны, оставаясь дома.

Задание 16 ЕГЭ. Теория и практика

Теория
и практика.
© Полшкова В.В., 2019
«Расставьте знаки
препинания. Укажите два
предложения, в которых
нужно поставить ОДНУ
запятую.
Запишите номера этих
предложений».
Воронеж
Просвещение 2021
© Полшкова В.В., 2019
1) И по богатству художественных приёмов и
по идейной значимости и по разнообразию
воссозданных социальных типов «Сказки»
М.Е. Салтыкова-Щедрина в полной мере
могут считаться одной из вершин
творчества писателя.
2) 2) Очень многие акварели того времени не
имели авторов или приписывались тем или
иным художникам предположительно.
3) 3) В стихах А.А. Вознесенского о любви
звучат либо настроения трагической
безысходности либо ликующие ноты
счастья.
4) 4) Для защиты истины и дела Дёжкину не
раз приходилось скрывать свои настоящие
взгляды и тогда он вынужден был играть
роль убеждённого сторонника академика
Рядно.
5) 5) В прозе и драматургии А.П. Чехова
прослеживается печальная и трагическая
участь человека бездуховного.
Ответ: 34
5
© Полшкова В.В., 2019
Алгоритм выполнения 16
задания ЕГЭ:
1. Выделите грамматическую
основу. Будьте особенно
внимательны в тех случаях,
когда части ССП односоставные предложения,
поскольку их легко не заметить
и перепутать с однородными
или второстепенными членами.
2.
Если предложение простое, то
обратите внимание на
однородные члены, которые
присутствуют в предложении.
Вспомните правила, при
которых ставится запятая и
особые случаи
постановки/отсутствия запятой
между однородными членами.
6
Совет: лучше всего рисовать схему
однородных членов на листке, чтобы
не запутаться в запятых.
3. Если предложение сложное,
применяем правило постановки
запятой в ССП (в ССП обычно
ставится запятая). Не забываем про
случаи отсутствия запятой в ССП.
4. Выпишите ответ. В качестве
ответа выступают две цифры,
записанные в произвольном
порядке.
7
© Полшкова В.В., 2019
Запятая между однородными членами:
ЗАПЯТАЯ СТАВИТСЯ:
Запятая ставится между
однородными членами, не
соединенными союзами.
( ), ( ), ( ), ( )
Пример:
Здесь уже все смешалось,
закружилось, зашумело.
В доме разместились
сельсовет, школа, избачитальня, квартира учителя.
8
Если в ряду однородных членов
последний однородный член
присоединяется союзами и, да
(=и), или, либо, то запятая
перед союзом не ставится.
( ), ( ), ( ) и ( )
Пример:
Райский смотрел на комнаты,
на портреты, на мебель и на
весело глядевшую в комнаты из
сада зелень…
9
© Полшкова В.В., 2019
Запятая ставится
• Запятая ставится между
однородными членами,
соединенными союзами а,
но, зато, однако, да (=но),
впрочем, а также, а то и,
хотя.
( ), а ( )
• Примеры:
Ибрагим проводил дни
однообразные, но
деятельные…
• Ври, да меру знай
(пословица) (да=но)
Одета она была в опрятное,
хоть и полинялое ситцевое
платье…
10
Запятая не ставится
• Запятая не ставится между
однородными членами, соединенными
одиночными соединительными
союзами и, да (=и) или
разделительными союзами (или, либо)
()и()
Примеры:
День был ясный и теплый.
Сведения об успехе или неудаче быстро
разносились.
Хлеб да вода – крестьянская еда
(поговорка). (да=и)
• !!! Не путайте соединительные
союзы И, ДА с присоединительным
союзом ДА И, перед которым должна
ставиться запятая.
• Пример:
Мы охотились исключительно за
белыми, да и у тех отрезали одни
шляпки.
11
© Полшкова В.В., 2019
Запятая ставится
• Запятая ставится между
однородными членами,
соединенными повторяющимися
союзами (и… и… и, да… да… да,
ни… ни… ни, или… или… или,
ли… ли… ли, ли… или… или,
либо… либо… либо, то… то… то,
не то… не то… не то, то ли… то
ли… то ли). Перед первым
повторяющимся союзом запятая не
ставится.
И ( ), и ( ), и ( )
• Примеры:
Овсяников разъезжал либо на
беговых дрожках, либо в небольшой
красивой тележке с кожаным
верхом.
Брала она понемножку то материи,
то шелку, то зонтик…
10
Запятая не ставится
• Если однородные члены
соединены союзами
ли…или (они не должны
быть повторяющимися), то
запятая перед или не
ставится.
• Пример:
Мечтал ли он об этом или
не мечтал – трудно сейчас
сказать.
11
© Полшкова В.В., 2019
Запятая ставится
• Если однородных членов
больше двух и перед первым
однородным членом
отсутствует союз И, запятая
ставится так же, как и в случае,
если бы этот союз
присутствовал.
( ), и ( ), и ( ), и ( )
• Примеры:
Весеннее солнце отражалось
на стеклах машин, и на окнах
многоэтажек, и в глазах
проходящих девушек.
Немецкий мост был солон от
океанской воды, и от рыбного
рассола, и от пролитой в
кулачных боях крови.
10
11
© Полшкова В.В., 2019
Запятая ставится
• Если два однородных члена
предложения соединены
повторяющимися союзами и…и, то
запятая ставится, если есть
обобщающее слово или зависимые
слова при однородных членах.
• Примеры:
Всё напоминало об осени: и желтые
листья, и туманы по утрам.
• Если два однородных члена
соединены другими повторяющимися
союзами (кроме И…И), то запятая
ставится во всех случаях (за
исключением фразеологических
сочетаний)
• Ни справа, ни слева, ни на воде, ни на
берегу никого не было
10
• Если два однородных члена,
соединенных повторяющимися союзами,
составляют тесное смысловое единство
(в том числе фразеологизмы), то запятая
между ними не ставится (и день и ночь, и
стар и млад, и смех и горе, и там и сям,
и то и се, и туда и сюда, ни два ни
полтора, ни дать ни взять, ни сват ни
брат, ни взад ни вперед, ни дна ни
покрышки, ни то ни се, ни стать ни
сесть, ни жив ни мертв, ни да ни нет,
ни слуху ни духу, ни себе ни людям, ни
рыба ни мясо, ни так ни сяк, ни пава ни
ворона, ни шатко ни валко, ни тот ни
этот и др. )
• Примеры:
На другой день ни свет ни заря Лиза
проснулась.
А дубы и подавно ни живы ни мертвы…
11
© Полшкова В.В., 2019
Запятая ставится
• Если однородные члены
объединяются при помощи
союза И в пары, то запятая
ставится между парами
однородных членов.
( ) и ( ), ( ) и ( )
• Пример:
Книги по географии и
туристские справочники,
друзья и случайные знакомые
твердили нам, что
Ропотамо — один из самых
красивых и диких уголков
Болгарии.
12
Запятая не ставится
• Запятая не ставится между
разными рядами однородных
членов.
()и() ()и()
• Пример:
Она говорила быстро и громко
и во время рассказа улыбалась
мягко и добродушно.
Быстро и громко
Говорила и улыбалась
Мягко и добродушно
Каждый ряд однородных
членов рассматривается
отдельно.
13
© Полшкова В.В., 2019
Запятая ставится
• Запятая ставится между
однородными членами,
соединенными двойным и союзами
как… так и, не только… но и, не
столько… сколько, насколько…
настолько, хотя и… но, если не…
то, не то что… но, не то чтобы… а,
не только не… а, скорее… чем
• Примеры:
Мама не то что сердилась, но всетаки была недовольна.
• Санин ощущал во всем существе
своем если
не удовлетворение, то некоторую
легкость.
Краски и свет в природе надо не
столько наблюдать, сколько ими
попросту жить.
Заря бывает не
только утренняя, но и вечерняя.
12
13
© Полшкова В.В., 2019
Однородные определения
(запятая нужна).
• используются для перечисления
разновидностей предметов,
характеризуя их с одной стороны;
• перечисляют признаки одного
предмета, оцениваемые положительно
или отрицательно, т. е. синонимичные
эмоционально;
• последующее определение
раскрывает содержание предыдущего.
• Примеры:
Это была холодная, снежная, скучная
пора.
• Перед ним открылись новые,
неведомые горизонты.
12
• А среди дня и река, и леса играли
множеством солнечных пятен –
золотых, синих, зеленых и
радужных.
Неоднородные определения (запятая
не нужна).
• Характеризуют предмет с разных
сторон, обычно выражаются
сочетанием качественных и
относительных прилагательных.
Неоднородными являются и такие
определения, когда одно из них
выражено местоимение или
числительным, а другое –
прилагательным. (твоя новая шляпа;
эта деревянная шкатулка; порядковым
числительным и прилагательным:
второй каменный дом).
• Примеры:
Был солнечный апрельский день.
Жесткая сухая земля сыпалась из-под
ладоней и колен.
• И вот бурной дождливой ночью
облака иссякли.
13
© Полшкова В.В., 2019
• 1. Два глагола в одинаковой
форме, обозначающие действие
и его цель (пойду поищу, пойду
посмотрю)
• 2. Глаголы со значением
движения, положения (Сижу
читаю; иди садись)
• 3. Сочетания двух глаголов при
помощи союзов да и, и, да,
частиц не, так (возьму да и
скажу; взял и пожаловался; спит
не спит; смотри не смотри)
14
• Примеры:
• Жду не дождусь, когда
вернется отец с охоты.
• Лежу смотрю телевизор.
• Пойду погляжу на детей.
• Идем разговариваем с
другом по улице.
15
© Полшкова В.В., 2019
• Между двумя грамматическими
основами в сложносочиненном
предложении в большинстве
случаев ставится ЗАПЯТАЯ.
• Вошла зима в берёзовую рощу, и сразу
заискрилось всё вокруг.
• Дикие и даже страшные в своём
величии горы выступали резко из
тумана, да вдали тянулась едва
заметная белая струйка дыма.
• Примеры:
• Запахло гарью, и воздух посинел
от дыма.
• Постояльцы с ним не
разговаривали, да и он сам не
любил тратить попусту слова.
14
15
© Полшкова В.В., 2019
В сложносочиненном предложении с
одиночными союзами и, да (=и), или,
либо запятая не ставится в следующих
ситуациях:
Общий обособленный член предложения:
Вопреки предсказаниям синоптиков, небо
уже прояснилось и дождь перестал.
1. Если части ССП имеют что-то общее:
Общий второстепенный член:
В эту ночь на море дул крепкий
береговой ветер и шел снег
Общую придаточную часть:
Как только поднялись мы на изволок,
туман исчез и первый луч солнца проник
почти сзади в карету и осветил лицо
спящей против меня моей сестрицы
Общее вводное слово:
Возможно, прошло еще слишком мало
времени и информация скоро
появится
16
17
© Полшкова В. В., 2019
2. Если части ССП представляют собой
Два назывных
предложения
Зной и свет…
Два безличных
предложения
Светло и жарко.
Два неопределенноличных предложения
Зрителей разместили
вокруг арены и на
арену вывели
участников
представления.
Два вопросительных
предложения
Кем налит был стакан
до половины и почему
нет розы на столе?
Два побудительных
предложения
Пусть светит солнце
и птицы поют!
Два восклицательных
предложения
Как хороша сирень и
память хороша!
18
19
© Полшкова В.В., 2019
ПРАКТИКА
Задание оценивается 2
баллами!
© Полшкова В.В., 2019
Задание
2.
Расставьте знаки препинания. Укажите
два предложения, в которых нужно
поставить ОДНУ запятую. Запишите
номера этих предложений.
• Задание 1.
• 1) Пленяющая красота русских
пейзажей поразительна и надолго
остаётся в памяти.
• 2) К числу самых древних
изображений на стенах пещер эпохи
палеолита относятся и оттиски руки
человека и непонятные узоры с
беспорядочными переплетениями
волнистых линий.
• 3) Логику познания Декарт выстроил
от простейшего и очевидного к
сложному и непонятному.
• 4) Для художественной речи
характерна как образность так и
эмоциональность.
• 5) Впервые за столь долгие военные
годы из парка доносился звонкий
детский смех и слышался скрип
проржавевших качелей.
20
• 1) Там были меха и перья шёлк и
жемчуг необыкновенная
легкость покроя и
умопомрачительная
причёска.2) Грин любил и море и
выдуманные им морские
побережья.
• 3) У молодого человека не было
ни денег ни квартиры ни ключа
от квартиры.
• 4) При виде концессионеров из
толпы встречающих и
любопытствующих вынырнул
гражданин в чесучовом костюме
и быстро зашагал к выходу.
• 5) Снег падал хлопьями и скоро
он покрыл всю землю.
21
© Полшкова В.В., 2019
Расставьте знаки препинания. Укажите
два предложения, в которых нужно
поставить ОДНУ запятую. Запишите
номера этих предложений.
• Задание 3.
• 1) Перед глазами возникает то
бескрайний степной пейзаж то
расписной терем русского леса то
жемчужное зеркало южного моря.
• 2) В более поздних русских летописях
содержатся ценнейшие исторические
и экономические данные и культурноэтнографические факты.
• 3) И небо высилось ночное с
невозмутимостью святой и над
любовию земною и над земною
суетой.
• 4) Поезд давно уже увёз и
концессионеров и театр Колумба и
прочую публику.
• 5) Налетела туча с крупным градом и
разметала она всю листву.
20
Задание
4.
• 1) Самый древний гербарий был
собран в начале XVI столетия и
хранится сейчас в Риме.2) Зимой
я ходил на охоту или рыбалку
или катался на лыжах.
• 3) Для наблюдательного человека
в тайге много интересного как
летом так и зимой.
• 4) Разошлись внуки и правнуки
лоцманами и матросами по всей
реке.
• 5) Глаз не устаёт любоваться
полями и рощами и сердце полно
ощущения гармонии с природой.
21
© Полшкова В.В., 2019
Расставьте знаки препинания. Укажите
два предложения, в которых нужно
поставить ОДНУ запятую. Запишите
номера этих предложений.
• Задание 5.
• 1) Природа проходит через
влюблённое и вечно творящее
сердце поэта и запечатлевается в его
лирических строках.2) Инверсия
является одним из важнейших
средств интонационносинтаксического выделения слов
или словосочетаний.
• 3) Лёгкий ветерок то просыпался то
утихал.
• 4) В этом портрете есть и лёгкость
манеры и тонкость колористической
гаммы и психологизм образа.
• 5) Двигатель не успел понастоящему остыть и его запустили
в течение нескольких минут.
20
Задание
6.
• 1) Попугай этот был склочной и
крикливой птицей и в течение
месяца отравлял жизнь своему
хозяину и всему дому.
• 2) Вечерами солнце купается в
багровых туманах или сухо
догорает на краю степи костром.
• 3) Во время полёта можно
вздремнуть или просто
помечтать.
• 4) В русской песне звучат как
робость так и мятежная
вольница.
• 5) Луна скатывалась за горизонт
и город медленно погружался в
предрассветную сухую тьму.
21
© Полшкова В.В., 2019
Расставьте знаки препинания. Укажите
два предложения, в которых нужно
поставить ОДНУ запятую. Запишите
номера этих предложений.
• Задание 7.
• 1) Всё блещет и нежится и
радостно тянется к солнцу.
• 2) Со своими увалами и
ухабами с лесами и
перелесками тайга обладает
десятками микроклиматов.
• 3) Я со своей стороны лишь
изменил имена некоторых
действующих лиц этой истории
да придал устному рассказу
письменную форму.
• 4) В древности зачастую
вопрос жизни и смерти зависел
от случайного стечения
обстоятельств или соотношения
сил людей и зверей.
• 5) Одна лишь стрекоза в такую
жару чувствует себя хорошо и
как ни в чём не бывало она
пляшет без устали в пахучей
хвое.
20
Задание
8.
• 1) В 1856 году в немецком городе Карлсруэ
вышло в свет первое издание поэмы
«Демон» бывшего поручика Тенгинского
полка М.Ю. Лермонтова и в том же году в
Омске в семье штабс-капитана того же
Тенгинского пехотного полка А.М. Врубеля
родился сын – будущий художник Михаил
Врубель.
2) Многие полотна И.К. Айвазовского
воспринимаются как музыкальные или
стихотворные импровизации.
• 3) Повесть Е.И. Замятина «На куличках»
полна любви и сострадания к
соотечественникам и выражает протест
против общественных условий.
• 4) С поэтами-декабристами композитора
А.А. Алябьева связывали как общие взгляды
так и многие обстоятельства жизни и
тяжёлой личной судьбы.
• 5) Здесь заповедными стали истоки рек и
родники и рощи и дубравы.
21
© Полшкова В.В., 2019
Расставьте знаки препинания. Укажите
два предложения, в которых нужно
поставить ОДНУ запятую. Запишите
номера этих предложений.
• Задание 9.
1) Андерсен сделал сказку
интересной как для взрослых
так и для детей.
2) Не то мысли не то
воспоминания не то мечты
бродили в голове Оленина.
3) Кум стоял ни жив ни мертв.
4) Уже в 20-е годы XIX века
поезда перекрыли скорость
самой быстрой лошади вдвое и
втрое и стали лучшим средством
передвижения.
5) Внезапно из-за леса выползла
темная туча и сразу стало свежо.
20
Задание 10.
• 1) Суриков явился не только
наследником но и великим
новатором русской исторической
живописи.
2) Сама личность А.И. Куинджи
привлекала молодёжь и служила
ей ярким примером беззаветной
преданности искусству.
3) На долю Архипа Куинджи
выпали громкая слава и забвение
широкая популярность и
непонимание.
4) И стар и млад приобщается к
красоте пейзажей Куинджи.
5) На выставке картин Куинджи
выступали художники и горячо
21
спорили критики.
© Полшкова В.В., 2019
• Выучить теорию;
• 30 вариантов 16
задания
20
21
© Полшкова В.В., 2019

После сбития летающих объектов у США и Канады больше теорий, чем ответов

Реклама

Продолжить чтение основной истории

США и Канада расследуют три неопознанных летающих объекта, сбитых над Северной Америкой за последние три дня. Военные настроили радары, чтобы попытаться обнаружить больше вторжений.

В последние годы Пентагон и спецслужбы активизировали изучение необъяснимых инцидентов вблизи военных баз. Фото… Алекс Вонг/Getty Images

Представители Пентагона и разведки пытаются разобраться в трех неопознанных летающих объектах над Аляской, Канадой и Мичиганом, которые американские истребители сбили ракетами в пятницу, субботу и воскресенье.

Последний поворот в воздушном шоу, происходящем в небе над Северной Америкой, происходит после суматошных выходных, связанных с тем, что временами казалось вторжением неопознанных летающих объектов.

Последний объект впервые был замечен в субботу над Монтаной, что поначалу вызвало споры о том, существует ли он вообще. В субботу военные обнаружили над Монтаной метку на радаре, которая затем исчезла, что привело их к выводу, что это аномалия. Затем в воскресенье вспышка появилась над Монтаной, затем над Висконсином и Мичиганом. Как только военные получили визуальное подтверждение, они приказали F-16 сбить его над озером Гурон.

Есть два больших вопроса, связанных с эпизодами: Какими были ремесла? И почему Соединенные Штаты, кажется, видят более внезапно и сбивают больше?

На первый вопрос пока нет ответов. Американские официальные лица не знают, что это были за предметы, а тем более их цель или кто их послал.

Для второго непонятно, вдруг объектов больше. Но что можно сказать наверняка, так это то, что после недавнего вторжения китайского воздушного шара-шпиона американские и канадские военные проявляют повышенную бдительность, отмечая некоторые объекты, которые ранее могли быть пропущены.

После прохождения в этом месяце воздушного шара-шпиона Североамериканское командование воздушно-космической обороны, или NORAD, скорректировало свою радиолокационную систему, чтобы сделать ее более чувствительной. В результате количество обнаруживаемых им объектов резко увеличилось. Другими словами, NORAD фиксирует больше вторжений, потому что ищет их, подстрекаемый повышенным вниманием, вызванным фурором по поводу шпионского аэростата, который пролетел над континентальной частью Соединенных Штатов в течение недели, прежде чем F-22 сбил его. 4 фев.

«Мы более внимательно изучаем наше воздушное пространство на этих высотах, включая усиление нашего радара, что может хотя бы частично объяснить увеличение количества объектов, обнаруженных нами за последнюю неделю», — Мелисса Далтон, помощник министра обороны США. обороне страны и делам полушария, говорится на пресс-конференции в воскресенье вечером.

Американские официальные лица не полностью отвергли теории о том, что объектов может быть больше, и точка. Некоторые официальные лица предполагают, что объекты могут быть из Китая или другой иностранной державы и могут быть предназначены для проверки способности обнаружения после шара-шпиона.

Объект, замеченный в воскресенье у озера Гурон, летел на высоте 20 000 футов и представлял потенциальную угрозу для гражданской авиации, поэтому президент Байден приказал его сбить, сообщили официальные лица США. Они добавили, что у него была восьмиугольная конструкция со свисающими нитями, но не было заметной полезной нагрузки.

Официальные лица США и Канады заявляют, что объекты, сбитые в пятницу и субботу, также летели ниже, чем воздушный шар-шпион, представляя большую опасность для гражданских самолетов, что побудило руководителей отдать приказ об их уничтожении. Эти два объекта пролетели над районами Аляски и Юкона, где мало жителей, а третий объект, сбитый в воскресенье, находился над водой, поэтому риски, связанные с падающими обломками, минимальны.

Видео

Премьер-министр Канады Джастин Трюдо заявил, что он и президент Байден приказали сбить летающий объект, который «представлял разумную угрозу для гражданских самолетов». США летали намного выше, на высоте 60 000 футов, и не представляли опасности для самолетов. Но любые падающие обломки могли поразить людей на земле, заявили представители Пентагона.

В течение выходных официальные лица заявили, что все еще пытаются определить, что это за три объекта. Первый, по словам представителя министерства обороны, скорее всего, не воздушный шар, и он развалился на части после того, как его сбили в пятницу. Субботний объект был описан канадскими властями как цилиндрический, а американские официальные лица говорят, что, скорее всего, это был какой-то воздушный шар. По словам одного чиновника, воскресный объект вряд ли был воздушным шаром.

Радар NORAD отслеживал первые два объекта не менее 12 часов, прежде чем они были сбиты. Но чиновники министерства обороны никогда не говорили, засекли ли они объекты на радаре до того, как они приблизились к американскому воздушному пространству. Один чиновник сказал, что неясно, что удерживает объекты в воздухе.

Официальные лица США заявили, что изучают видео и другие показания датчиков, собранные американскими пилотами, которые наблюдали за объектами до их уничтожения. Но точная природа предметов, откуда они и для чего предназначались, не будет подтверждена до тех пор, пока ФБР не примет меры. По словам официальных лиц, у Королевской канадской конной полиции есть возможность тщательно изучить обломки.

Отвечая на вопрос во время пресс-конференции в воскресенье, исключил ли он внеземное происхождение, генерал Глен Д. ВанХерк, командующий Северным командованием ВВС, сказал: «На данный момент я ничего не исключаю». Но в воскресных интервью представители национальной безопасности отвергли любые мысли о том, что то, что ВВС стреляли с неба, представляло собой каких-либо инопланетных посетителей. Никто, как сказал один высокопоставленный чиновник, не думает, что эти вещи являются чем-то иным, кроме устройств, созданных здесь, на Земле.

Луис Элизондо, офицер военной разведки, руководивший отделом НЛО Пентагона. программа до 2017 года, согласована. Но он сказал, что администрация Байдена должна найти способ сбалансировать бдительность в отношении того, что происходит в небе над Америкой, и «преследование нашего хвоста» всякий раз, когда появляется что-то неизвестное — сложная задача, сказал он.

В течение многих лет противники отправляли низкотехнологичные гаджеты в небо над Соединенными Штатами, сказал г-н Элизондо.

«То, что сейчас происходит, это то, что у вас есть низкокачественные технологии, которые используются для преследования Америки», — сказал он в интервью. «Это высокоэффективный и недорогой способ для Китая сделать это, и чем больше вы смотрите в небо, тем больше вы увидите».

По настоянию Конгресса Пентагон и спецслужбы в последние годы активизировали изучение необъяснимых инцидентов вблизи военных баз. Исследования того, что разведывательное сообщество называет неопознанными воздушными явлениями, выявили ранее необнаруженные попытки вести наблюдение за американскими военными учениями и базами. Многие из этих необъяснимых инцидентов были связаны с воздушными шарами, и теперь считается, что некоторые из них были попыткой наблюдения со стороны Китая или других держав с использованием как воздушных шаров, так и беспилотных летательных аппаратов. 900:03 В воскресенье США над озером Гурон сбили четвертый летающий объект. Кредит… Джефф Ковальски / Agence France-Presse — Getty Images

«Теперь мы можем оценивать схемы и траектории полетов гораздо более научным способом», — сказала сенатор Кирстен Гиллибранд, демократ из Нью-Йорка, которая написала недавний закон, предписывающий усиление внутренних вооруженных сил. отчеты и анализ воздушных явлений, что приводит к большему документированию наблюдений. «Вы должны знать, кто использует эту технологию и что это такое».

Наиболее тревожная версия, рассматриваемая некоторыми официальными лицами США, заключается в том, что объекты были отправлены Китаем или другой державой в попытке узнать больше об американских радарах или системах раннего предупреждения.

Высокопоставленный чиновник администрации сказал, что одна из теорий — и человек подчеркнул, что это всего лишь теория — состоит в том, что Китай или Россия отправили объекты для проверки возможностей США по сбору разведывательных данных. По словам чиновника, их могут отправить, чтобы узнать, как быстро Соединенные Штаты узнают о вторжении, и как быстро военные могут отреагировать на такое вторжение.

Американские официальные лица едины в своем убеждении, что воздушный шар-шпион, пролетевший над Соединенными Штатами, был китайской машиной, предназначенной для наблюдения за американскими военными базами. Официальные лица заявили, что неясно, имел ли Китай полный контроль над воздушным шаром на протяжении всего его полета. Но официальные лица заявили, что у Китая были, по крайней мере, ограниченные возможности управлять им, и воздушный шар маневрировал 3 февраля, прежде чем был сбит на следующий день.

Другой американский чиновник сказал, что китайский воздушный шар-шпион был оснащен механизмом самоуничтожения, но Пекин не использовал его, что является потенциальным признаком того, что китайские официальные лица хотят продолжать сбор разведданных даже после того, как он был обнаружен.

Раскрытие воздушного шара Пентагоном 2 февраля привело к открытому дипломатическому кризису между Китаем и США. Пекин заявил, что имеет право на дальнейший ответ. В воскресенье китайская газета сообщила, что местные морские власти в провинции Шаньдун на восточном побережье заметили «неопознанный летающий объект» в водах у города Жичжао и готовятся его сбить. Информацию перепостили государственные новостные агентства.

Если какое-либо из устройств, уничтоженных в Северной Америке за последние три дня, было китайским, это было бы серьезной провокацией по следам шпионского шара, что является одной из причин, по которой некоторые официальные лица заявили, что не следует делать поспешных выводов о том, что объекты находятся под наблюдением. устройства отправлены из Пекина.

Официальные лица в Пекине, похоже, хотят снизить напряженность в связи с воздушным шаром-шпионом, предполагая некоторым официальным лицам США, что последние объекты с меньшей вероятностью могут быть преднамеренными китайскими провокациями или испытаниями.

Должностные лица Пентагона поднимают флаги по поводу недостатков в устаревших системах предупреждения, радарах и датчиках Северной Америки.

Выступая в прошлом году на конференции по безопасности в Аспене в Колорадо, генерал ВанХерк сказал, что Соединенные Штаты изо всех сил пытались обнаружить определенные вторжения, которые он назвал «проблемами осведомленности о домене». Генерал ВанХерк сказал, что радары NORAD не могут адекватно обнаруживать гиперзвуковые и другие угрозы.

Но он также сказал, что Соединенные Штаты и Канада вкладывают средства в новый загоризонтный радар, чтобы лучше выявлять потенциальные угрозы, а также в системы искусственного интеллекта, помогающие обнаруживать возможные вторжения.

«Я очень воодушевлен тем, куда мы идем, — сказал генерал ВанХерк в июле прошлого года, — но нам еще предстоит решить некоторые проблемы».

Клэр Фу внесла репортаж из Сеула.

Джулиан Э. Барнс — репортер по вопросам национальной безопасности, базирующийся в Вашингтоне и работающий со спецслужбами. До прихода в The Times в 2018 году он писал статьи о безопасности для The Wall Street Journal. @julianbarnes • Facebook

Хелен Купер — корреспондент Пентагона. Ранее она была редактором, дипломатическим корреспондентом и корреспондентом Белого дома и входила в команду, удостоенную Пулитцеровской премии 2015 года в области международной журналистики за освещение эпидемии лихорадки Эбола. @helenecooper

Эдвард Вонг — дипломатический корреспондент, работающий в The Times более 22 лет в Нью-Йорке, Багдаде, Пекине и Вашингтоне. Он получил премию Ливингстона и был в команде финалистов Пулитцеровской премии за освещение войны в Ираке. Он был научным сотрудником Нимана в Гарварде и приглашенным профессором журналистики в Принстоне и Калифорнийском университете. Беркли. @ewong

Версия этой статьи напечатана в  , Раздел A, страница 1 нью-йоркского издания под заголовком: Объекты в небе вызывают беспокойство на земле. Заказать репринты | Сегодняшняя газета | Подписаться

9.2 Теории продолжительности жизни — Психология 2e

Цели обучения

К концу этого раздела вы сможете:

  • Обсудить теорию психосексуального развития Фрейда
  • Опишите основные задачи психосоциального развития детей и взрослых по Эриксону
  • Обсудить точку зрения Пиаже на когнитивное развитие и применить этапы к пониманию детского познания
  • Опишите теорию морального развития Кольберга
  • Сравните и сопоставьте сильные и слабые стороны основных теорий развития

Существует множество теорий о том, как младенцы и дети растут и превращаются в счастливых и здоровых взрослых. В этом разделе мы исследуем некоторые из этих теорий.

Психосексуальная теория развития

Зигмунд Фрейд (1856–1939) считал, что личность развивается в раннем детстве. Для Фрейда детские переживания формируют нашу личность и поведение во взрослом возрасте. Фрейд считал развитие прерывистым; он считал, что каждый из нас должен пройти через ряд стадий в детстве, и что если нам не хватает надлежащей заботы и воспитания на какой-то стадии, мы можем застрять или зациклиться на этой стадии. Стадии Фрейда называются стадиями психосексуального развития. Согласно Фрейду, стремление детей к получению удовольствий сосредоточено в различных областях тела, называемых эрогенными зонами, на каждой из пяти стадий развития: оральной, анальной, фаллической, латентной и генитальной.

Хотя большинство идей Фрейда не нашли поддержки в современных исследованиях, мы не можем сбрасывать со счетов тот вклад, который Фрейд внес в область психологии. Психологи сегодня оспаривают психосексуальные стадии Фрейда как законное объяснение того, как развивается личность, но что мы можем вынести из теории Фрейда, так это то, что личность в какой-то мере формируется под влиянием переживаний, которые мы получаем в детстве.

Эти этапы подробно обсуждаются в главе о личности.

Психосоциальная теория развития

Эрик Эриксон (1902–1994) (рис. 9.4), еще один теоретик стадии, взял теорию Фрейда и модифицировал ее как психосоциальную теорию. Теория психосоциального развития Эриксона подчеркивает социальную природу нашего развития, а не его сексуальную природу. В то время как Фрейд считал, что личность формируется только в детстве, Эриксон предположил, что развитие личности происходит на протяжении всей жизни. Эриксон предположил, что то, как мы взаимодействуем с другими, влияет на наше самоощущение, или то, что он назвал эго-идентичностью.

Рисунок 9.4 Эрик Эриксон предложил психосоциальную теорию развития. На каждом этапе теории Эриксона есть психосоциальная задача, которую мы должны решить, чтобы ощутить чувство компетентности.

Эриксон предположил, что нами движет потребность достичь компетентности в определенных областях нашей жизни. Согласно психосоциальной теории, мы проходим восемь стадий развития на протяжении всей жизни, от младенчества до поздней взрослой жизни.

На каждом этапе возникает конфликт или задача, которую нам необходимо решить. Успешное выполнение каждой развивающей задачи приводит к ощущению компетентности и здоровой личности. Неспособность справиться с этими задачами приводит к чувству неадекватности.

Согласно Эриксону (1963), доверие является основой нашего развития в младенчестве (от рождения до 12 месяцев). Поэтому первостепенной задачей этого этапа является доверие против недоверия. Младенцы зависят от своих опекунов, поэтому опекуны, чутко реагирующие и чуткие к потребностям своего младенца, помогают ребенку развить чувство доверия; их ребенок увидит мир как безопасное и предсказуемое место. Неотзывчивые опекуны, которые не удовлетворяют потребности своего ребенка, могут вызвать чувство беспокойства, страха и недоверия; их ребенок может видеть мир непредсказуемым.

Когда малыши (в возрасте от 1 до 3 лет) начинают исследовать свой мир, они узнают, что могут контролировать свои действия и воздействовать на окружающую среду для достижения результатов. Они начинают проявлять явные предпочтения к определенным элементам окружающей среды, таким как еда, игрушки и одежда. Основная задача малыша — решить проблему автономии, а не стыда и сомнения, работая над установлением независимости. Это стадия «Я делаю это». Например, мы можем наблюдать зарождающееся чувство автономии у двухлетнего ребенка, который хочет сам выбирать себе одежду и одеваться. Хотя ее наряды могут не соответствовать ситуации, ее вклад в такие базовые решения влияет на ее чувство независимости. Если ему откажут в возможности воздействовать на свое окружение, он может начать сомневаться в своих способностях, что может привести к низкой самооценке и чувству стыда.

Когда дети достигают дошкольного возраста (возраст 3–6 лет), они способны инициировать деятельность и утверждать контроль над своим миром посредством социальных взаимодействий и игр. По Эриксону, дети дошкольного возраста должны решить задачу инициативы и вины. Научившись планировать и достигать целей, взаимодействуя с другими, дети дошкольного возраста могут справиться с этой задачей. Те, кто это сделают, разовьют уверенность в себе и почувствуют целеустремленность. У тех, кто потерпел неудачу на этом этапе — их инициатива не сработала или задушена — может развиться чувство вины. Как чрезмерный контроль родителей может подавить инициативу ребенка?

На этапе начальной школы (7–11 лет) дети сталкиваются с задачей трудолюбия и неполноценности. Дети начинают сравнивать себя со своими сверстниками, чтобы увидеть, насколько они соответствуют. У них либо развивается чувство гордости и достижений в учебе, спорте, общественной деятельности и семейной жизни, либо они чувствуют себя неполноценными и неполноценными, когда не соответствуют им. Что могут сделать родители и учителя, чтобы помочь детям развить чувство компетентности и веру в себя и свои способности?

В подростковом возрасте (12–18 лет) дети сталкиваются с проблемой идентичности и смешения ролей. По Эриксону, главной задачей подростка является развитие чувства собственного достоинства. Подростки борются с такими вопросами, как «Кто я?» и «Что я хочу делать со своей жизнью?» Попутно большинство подростков примеряют множество разных «я», чтобы понять, какое из них подходит. Подростки, добившиеся успеха на этом этапе, обладают сильным чувством идентичности и способны оставаться верными своим убеждениям и ценностям перед лицом проблем и точек зрения других людей. Что происходит с апатичными подростками, которые не занимаются сознательным поиском идентичности, или с теми, на кого оказывается давление, чтобы они соответствовали представлениям своих родителей о будущем? Эти подростки будут иметь слабое чувство собственного достоинства и путаницу ролей. Они не уверены в своей личности и смущены будущим.

Людей в раннем взрослом возрасте (т. е. от 20 до 40 лет) беспокоит близость по сравнению с изоляцией. После того, как в подростковом возрасте мы развили чувство собственного достоинства, мы готовы поделиться своей жизнью с другими. Эриксон сказал, что мы должны иметь сильное чувство собственного достоинства, прежде чем развивать близкие отношения с другими. Взрослые, у которых в подростковом возрасте не формируется позитивная самооценка, могут испытывать чувство одиночества и эмоциональной изоляции.

Когда людям исполняется 40 лет, они вступают в период, известный как средняя взрослость, которая продолжается до середины 60-х годов. Социальная задача зрелого возраста — генерация против стагнации. Генеративность включает в себя поиск работы своей жизни и содействие развитию других посредством такой деятельности, как волонтерство, наставничество и воспитание детей. Те, кто не справляются с этой задачей, могут столкнуться с застоем, иметь мало связи с другими и мало интересоваться продуктивностью и самосовершенствованием.

С середины 60-х годов до конца жизни мы находимся в периоде развития, известном как поздняя взрослость. Задача Эриксона на этом этапе называется целостностью против отчаяния. Он сказал, что люди в позднем взрослом возрасте размышляют о своей жизни и испытывают либо чувство удовлетворения, либо чувство неудачи. Люди, которые гордятся своими достижениями, чувствуют себя цельными и могут оглядываться на свою жизнь с небольшим сожалением. Однако люди, которые не добились успеха на этом этапе, могут чувствовать, что их жизнь прошла впустую. Они фокусируются на том, что «было бы», «должно было быть» и «могло бы быть». Они встречают конец своей жизни с чувством горечи, депрессии и отчаяния. Таблица 9.1 суммирует этапы теории Эриксона.

Психосоциальные стадии развития Эриксона

Стадия Возраст (лет) Задание на развитие Описание
1 0–1 Доверие против недоверия Вера (или недоверие) в то, что основные потребности, такие как питание и привязанность, будут удовлетворены
2 1–3 Автономия против стыда/сомнения Развивайте чувство независимости во многих задачах
3 3–6 Инициатива против вины Проявите инициативу в некоторых действиях — может развиться чувство вины при неудаче или нарушении границ
4 7–11 Трудолюбие против неполноценности Развивать уверенность в своих способностях, когда компетентен, или чувство неполноценности, когда нет
5 12–18 Идентичность против путаницы Экспериментируйте и развивайте личность и роли
6 19–29 Близость против изоляции Установить близость и отношения с другими
7 30–64 Генерация против стагнации Внесите вклад в общество и станьте частью семьи
8 65– Целостность против отчаяния Оценить и осмыслить жизнь и смысл вклада

Стол 9. 1

Когнитивная теория развития

Жан Пиаже (1896–1980) — еще один теоретик стадий, изучавший развитие детства (рис. 9.5). Вместо того чтобы подходить к развитию с психоаналитической или психосоциальной точки зрения, Пиаже сосредоточился на когнитивном росте детей. Он считал, что мышление является центральным аспектом развития и что дети от природы любознательны. Однако он говорил, что дети думают и рассуждают не так, как взрослые (Пиаже, 1930, 1932). Его теория когнитивного развития утверждает, что наши когнитивные способности развиваются через определенные стадии, что иллюстрирует прерывистый подход к развитию. По мере того, как мы продвигаемся к новой стадии, происходит явный сдвиг в том, как мы думаем и рассуждаем.

Рисунок 9,5 Жан Пиаже провел более 50 лет, изучая детей и то, как развивается их разум.

Пиаже сказал, что дети разрабатывают схемы, чтобы помочь им понять мир. Схемы — это концепции (ментальные модели), которые помогают нам классифицировать и интерпретировать информацию. К тому времени, когда дети достигают совершеннолетия, они создают схемы практически для всего. Когда дети узнают новую информацию, они корректируют свои схемы посредством двух процессов: ассимиляции и аккомодации. Во-первых, они усваивают новую информацию или опыт с точки зрения своих текущих схем: ассимиляция — это когда они усваивают информацию, сравнимую с тем, что они уже знают. Приспособление описывает, когда они меняют свои схемы на основе новой информации. Этот процесс продолжается по мере того, как дети взаимодействуют с окружающей их средой.

Например, 2-летний Абдул выучил схему для собак, потому что в его семье есть лабрадор-ретривер. Когда Абдул видит других собак в своих книжках с картинками, он говорит: «Посмотри, мама, собака!» Таким образом, он ассимилировал их в свою схему для собак. Однажды Абдул впервые видит овцу и говорит: «Смотри, мама, собака!» Имея базовую схему, согласно которой собака — это животное с четырьмя ногами и мехом, Абдул считает, что все пушистые четвероногие существа — это собаки. Когда мама Абдула говорит ему, что животное, которое он видит, — овца, а не собака, Абдул должен приспособить свою схему для собак, чтобы включить больше информации, основанной на его новом опыте. Схема Абдула для собаки была слишком широкой, поскольку не все мохнатые четвероногие существа — собаки. Теперь он изменяет свою схему для собак и формирует новую для овец.

Подобно Фрейду и Эриксону, развитие мышления Пиаже разворачивается в виде ряда стадий, примерно соответствующих возрастным диапазонам. Он предложил теорию когнитивного развития, которая разворачивается в четыре стадии: сенсомоторную, дооперациональную, конкретно-операциональную и формально-операциональную (табл. 9.2).

Стадии когнитивного развития Пиаже

Возраст (лет) Стадия Описание Проблемы развития
0–2 Сенсомотор Мир, переживаемый через чувства и действия Постоянство объекта
Тревога незнакомца
2–6 Предэксплуатационный Использовать слова и образы для представления вещей, но не иметь логических рассуждений Ролевая игра
Эгоцентризм
Развитие речи
7–11 Бетон рабочий Логически понимать конкретные события и аналогии; выполнять арифметические операции Сохранение
Математические преобразования
12– Официальная операционная Формальные операции
Использование абстрактных рассуждений
Абстрактная логика
Моральное рассуждение

Стол 9. 2

Первой стадией является сенсомоторная стадия, которая длится от рождения до примерно 2 лет. На этом этапе дети познают мир через свои чувства и двигательное поведение. Маленькие дети берут предметы в рот, чтобы проверить, съедобны ли они, и как только они могут брать предметы, они могут трясти или стучать ими, чтобы посмотреть, издают ли они звуки. Между 5 и 8 месяцами у ребенка развивается постоянство объекта, то есть понимание того, что даже если что-то находится вне поля зрения, оно все еще существует (Bogartz, Shinskey, & Schilling, 2000). Согласно Пиаже, маленькие дети не помнят предмет после того, как он был убран из поля зрения. Пиаже изучал реакцию младенцев, когда ребенку сначала показывали игрушку, а затем прятали под одеяло. Младенцы, которые уже развили постоянство объекта, потянулись бы к спрятанной игрушке, показывая, что они знали, что она все еще существует, тогда как младенцы, у которых не развилось постоянство объекта, выглядели бы сбитыми с толку.

По мнению Пиаже, примерно в то же время, когда у детей развивается постоянство объекта, они также начинают проявлять тревогу по отношению к незнакомцам, то есть боязнь незнакомых людей. Младенцы могут демонстрировать это, плача и отворачиваясь от незнакомца, цепляясь за воспитателя или пытаясь дотянуться руками до знакомых лиц, таких как родители. Тревога незнакомца возникает, когда ребенок не может ассимилировать незнакомца в существующую схему; поэтому она не может предсказать, каким будет ее опыт с этим незнакомцем, что приводит к реакции страха.

Вторая стадия по Пиаже — это предоперационная стадия, которая длится примерно от 2 до 7 лет. На этом этапе дети могут использовать символы для представления слов, изображений и идей, поэтому дети на этом этапе участвуют в ролевой игре. Руки ребенка могут стать крыльями самолета, летящего по комнате, или ребенок с палкой может стать отважным рыцарем с мечом. Дети также начинают использовать язык на дооперациональной стадии, но они не могут понять взрослую логику или мысленно манипулировать информацией (термин 9).0331 оперативный относится к логическому манипулированию информацией, поэтому дети на данном этапе считаются до -оперативными). Детская логика основана на их собственных личных знаниях о мире до сих пор, а не на общепринятых знаниях. Например, папа дал кусочек пиццы 10-летней Кейко и еще один кусочек ее 3-летнему брату Кенни. Кусок пиццы Кенни был разрезан на пять частей, поэтому Кенни сказал сестре, что получил больше пиццы, чем она. Дети на этой стадии не могут выполнять мыслительные операции, потому что у них не развито понимание сохранения, то есть представления о том, что даже если вы измените внешний вид чего-либо, оно останется прежним по размеру, пока ничего не будет удалено или добавлено.

На этом этапе мы также ожидаем, что дети будут проявлять эгоцентризм, что означает, что ребенок не в состоянии принять точку зрения других. Ребенок на этом этапе думает, что все видят, думают и чувствуют так же, как и они. Давайте снова посмотрим на Кенни и Кейко. Приближается день рождения Кейко, поэтому их мама ведет Кенни в магазин игрушек, чтобы выбрать подарок для его сестры. Он выбирает для нее фигурку Железного человека, думая, что если ему понравится игрушка, то и его сестре тоже. Эгоцентричный ребенок не способен сделать вывод о точке зрения других людей и вместо этого приписывает свою собственную точку зрения.

Третья стадия по Пиаже — конкретная операционная стадия, которая возникает примерно в возрасте от 7 до 11 лет. На этом этапе дети могут логически мыслить о реальных (конкретных) событиях; они хорошо разбираются в использовании чисел и начинают применять стратегии запоминания. Они могут выполнять математические операции и понимать преобразования, например, сложение противоположно вычитанию, а умножение противоположно делению. На этом этапе дети также осваивают концепцию сохранения: даже если что-то меняет форму, его масса, объем и количество остаются прежними. Например, если вы нальете воду из высокого тонкого стакана в низкий толстый стакан, у вас все равно будет столько же воды. Помните Кейко, Кенни и пиццу? Откуда Кейко знала, что Кенни был не прав, когда сказал, что у него есть еще пицца?

Дети на этапе конкретной операции также понимают принцип обратимости, который означает, что объекты могут быть изменены, а затем возвращены в их первоначальную форму или состояние. Возьмем, к примеру, воду, которую вы налили в короткий толстый стакан: вы можете перелить воду из толстого стакана обратно в тонкий стакан и получить такое же количество воды (минус пара капель).

Четвертая и последняя стадия в теории Пиаже — формальная операциональная стадия, которая длится примерно с 11 лет до совершеннолетия. В то время как дети на стадии конкретной операции способны логически мыслить только о конкретных событиях, дети на стадии формальной операции могут также иметь дело с абстрактными идеями и гипотетическими ситуациями. Дети на этом этапе могут использовать абстрактное мышление для решения проблем, искать альтернативные решения и тестировать эти решения. В подростковом возрасте происходит возобновление эгоцентризма. Например, 15-летняя девушка с очень маленьким прыщиком на лице может подумать, что он огромен и невероятно заметен, из-за ошибочного впечатления, что другие должны разделять ее восприятие.

За рамками формального оперативного мышления

Как и в случае с другими крупными авторами теорий развития, некоторые идеи Пиаже подверглись критике на основании результатов дальнейших исследований. Например, несколько современных исследований поддерживают модель развития, которая является более непрерывной, чем дискретные стадии Пиаже (Courage & Howe, 2002; Siegler, 2005, 2006). Многие другие предполагают, что дети достигают когнитивных вех раньше, чем описывает Пиаже (Baillargeon, 2004; de Hevia & Spelke, 2010).

Согласно Пиаже, высшим уровнем когнитивного развития является формально-операциональное мышление, которое развивается в возрасте от 11 до 20 лет. Однако многие специалисты по психологии развития не согласны с Пиаже, предполагая пятую стадию когнитивного развития, известную как постформальная стадия (Basseches, 1984; Commons & Bresette, 2006; Sinnott, 1998). В постформальном мышлении решения принимаются на основе ситуаций и обстоятельств, а логика интегрируется с эмоциями по мере того, как взрослые вырабатывают принципы, зависящие от контекста. Один из способов, которым мы можем увидеть разницу между взрослым в постформальном мышлении и подростком в формальных операциях, заключается в том, как они справляются с эмоционально заряженными проблемами.

Кажется, что когда мы достигаем совершеннолетия, наши способности решать проблемы меняются: когда мы пытаемся решить проблемы, мы склонны более глубоко задумываться о многих сферах нашей жизни, таких как отношения, работа и политика (Labouvie-Vief & Diehl, 1999). ). Из-за этого постформальные мыслители могут опираться на прошлый опыт, чтобы помочь им решить новые проблемы. Стратегии решения проблем с использованием постформального мышления различаются в зависимости от ситуации. Что это значит? Взрослые могут понять, например, что то, что кажется идеальным решением проблемы на работе, связанной с разногласиями с коллегой, может не быть лучшим решением разногласий со значимым другим.

Соедините концепции

Нейроконструктивизм

Генетическая корреляция окружающей среды, о которой вы узнали, касающаяся двунаправленного влияния генов и окружающей среды, была исследована в более поздних теориях (Newcombe, 2011). Одна из таких теорий, нейроконструктивизм, предполагает, что развитие нейронов мозга влияет на когнитивное развитие. Опыт, с которым сталкивается ребенок, может повлиять или изменить способ развития нейронных путей в ответ на окружающую среду. Поведение человека зависит от того, как он понимает мир. Существует взаимодействие между нейронными и когнитивными сетями на каждом уровне и между ними, состоящее из следующего:

  • гены
  • нейронов
  • мозг
  • кузов
  • социальная среда

Эти взаимодействия формируют мысленные представления в мозгу и зависят от контекста, который люди активно изучают на протяжении всей своей жизни (Westermann, Mareschal, Johnson, Sirois, Spratling, & Thomas, 2007).

Примером этого может быть ребенок, который может быть генетически предрасположен к трудному темпераменту. У них могут быть родители, которые обеспечивают социальную среду, в которой они поощряются к самовыражению оптимальным образом. Мозг ребенка будет формировать нейронные связи, усиленные этой средой, тем самым влияя на мозг. Мозг сообщает телу информацию о том, как оно будет воспринимать окружающую среду. Таким образом, нейронные и когнитивные сети работают вместе, чтобы влиять на гены (т. е. ослаблять темперамент), тело (т. е. могут быть менее склонны к высокому кровяному давлению) и социальную среду (т. е. могут искать людей, похожих на них).

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ

Лев Выготский — русский психолог, предложивший социокультурную теорию развития. Он предположил, что развитие человека коренится в его культуре. Социальный мир ребенка, например, составляет основу формирования языка и мышления. Язык, на котором человек говорит, и то, как человек думает о вещах, зависит от его культурного происхождения. Выготский также считал исторические влияния ключом к своему развитию. Его интересовал процесс развития и взаимодействие человека с окружающей средой (John-Steiner & Mahn, 19). 96).

Моральная теория развития

Основная задача, начинающаяся в детстве и продолжающаяся в подростковом возрасте, — отличить правильное от неправильного. Психолог Лоуренс Кольберг (1927–1987) расширил основу, которую Пиаже заложил в отношении когнитивного развития. Кольберг считал, что нравственное развитие, как и когнитивное развитие, проходит ряд стадий. Чтобы развить эту теорию, Кольберг ставил моральные дилеммы перед людьми всех возрастов, а затем анализировал их ответы, чтобы найти доказательства их конкретной стадии морального развития. Прежде чем читать об этапах, подумайте, как бы вы ответили на одну из самых известных моральных дилемм Колберга, широко известную как дилемма Хайнца:

В Европе женщина была при смерти от особого вида рака. Было одно лекарство, которое, по мнению врачей, могло ее спасти. Это была форма радия, которую недавно открыл аптекарь в том же городе. Изготовление лекарства было дорогим, но аптекарь брал в десять раз больше, чем стоило ему производство лекарства. Он заплатил 200 долларов за радий и 2000 долларов за небольшую дозу препарата. Муж больной женщины, Хайнц, ходил ко всем своим знакомым, чтобы занять деньги, но смог собрать только около 1000 долларов, что составляет половину его стоимости. Он сказал аптекарю, что его жена умирает, и попросил продать дешевле или позволить заплатить позже. Но аптекарь сказал: «Нет, я открыл это лекарство и собираюсь зарабатывать на этом деньги». Поэтому Хайнц впал в отчаяние и ворвался в магазин мужчины, чтобы украсть лекарство для его жены. Это должен был сделать муж? (Кольберг, 1969, с. 379)

Как бы вы ответили на эту дилемму? Колберга не интересовало, ответите ли вы на дилемму «да» или «нет»: вместо этого его интересовало обоснование вашего ответа.

Поставив перед людьми эту и ряд других моральных дилемм, Колберг проанализировал ответы людей и поместил их на разные стадии моральных рассуждений (рис. 9.6). Согласно Кольбергу, человек прогрессирует от способности к доконвенциональной морали (до 9 лет) к способности к конвенциональной морали (ранний подростковый возраст) и к достижению постконвенциональной морали (после достижения формального операционального мышления), чего полностью достигают лишь немногие. Колберг поставил на высшую ступень ответы, которые отражали рассуждения о том, что Хайнцу следует украсть лекарство, потому что жизнь его жены важнее, чем зарабатывание денег фармацевтом. Ценность человеческой жизни важнее жадности аптекаря.

Рисунок 9,6 Кольберг выделил три уровня моральных рассуждений: доконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный: каждый уровень связан со все более сложными стадиями морального развития.

Важно понимать, что даже те люди, у которых есть самые изощренные, постконвенциональные причины для некоторых выборов, могут делать другие выборы по простейшим из доконвенциональных причин. Многие психологи согласны с теорией Кольберга о нравственном развитии, но отмечают, что нравственные рассуждения сильно отличаются от нравственного поведения. Иногда то, что мы говорим, что сделали бы в той или иной ситуации, не соответствует тому, что мы на самом деле делаем в этой ситуации. Другими словами, мы можем «говорить, говорить», но не «ходить пешком».

Как эта теория применима к людям разного пола? Колберг (Kohlberg, 1969) считал, что больше мужчин, чем женщин, проходят четвертую стадию в своем моральном развитии. Далее он отметил, что женщинам, похоже, не хватает способностей к моральному мышлению. Эти идеи не были хорошо восприняты Кэрол Гиллиган, научным сотрудником Кольберга, которая впоследствии разработала свои собственные идеи морального развития. В своей новаторской книге « Другим голосом: психологическая теория и развитие женщин» , Гиллиган (1982) раскритиковала теорию своего бывшего наставника, потому что она была основана только на белых мужчинах и мальчиках из высшего класса. Она утверждала, что женщины не лишены моральных рассуждений — она предположила, что представители разных полов рассуждают по-разному. Девочки и женщины больше внимания уделяют тому, чтобы оставаться на связи и важности межличностных отношений. Поэтому в дилемме Хайнца многие девушки и женщины отвечают, что Хайнцу не следует красть лекарство.