Сочинение к варианту №27 ЕГЭ-2023 по русскому языку

22 августа 2022

В закладки

Обсудить

Жалоба

TG 4ЕГЭ

Сочинения ЕГЭ

Готовое сочинение к варианту №27 сборника «36 типовых вариантов» под редакцией И.П. Цыбулько, Р.А. Дощинского.

В эту ночь снились мне безобразнейшие сны. Немудрено: весь вечер давили меня воспоминания о каторжных годах моей школьной жизни, и я не мог от них отвязаться. Меня сунули в эту школу мои дальние родственники, от которых я зависел и о которых с тех пор не имел никакого понятия, — сунули сиротливого, уже забитого их попрёками, уже задумывающегося, молчаливого и дико на всё озиравшегося.

 

Полный текст:

Сочинение

В.Г. Белинский утверждал: «Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество». Действительно, под влиянием среды у человека формируется определённая система ценностей и взгляды на жизнь. Иногда личность чувствует себя лишней и подвергается насмешкам со стороны социума.

Всё это так или иначе отражается на мировоззрении человека. В предложенном тексте Ф.М. Достоевского поднимается проблема роли среды в формировании подростка.

Рассказчик чувствует себя совершенно иным, не похожим на своих сверстников. У них разные интересы и жизненные позиции, что ведёт к взаимному отторжению и непониманию. Герой чувствует, что его не принимают в коллективе и он постоянно становится жертвой насмешек и унижений: «Но я не мог насмешек переносить; я не мог так дёшево уживаться, как они уживались друг с другом». Рассказчик отмечает, что возненавидел сверстников, отчаявшись когда-либо найти с ними общий язык. Это приводит к тому, что юноша всё сильнее отдаляется от других и становится одиночкой под давлением среды.

Надо также отметить, что герой продолжает нуждаться в родственной душе, друге, который бы мог принять его недостатки и проводить с ним свободное время. Однако рассказчик понимает, что не умеет привлекать внимание к своей скромной особе и не знает, как заинтересовать сверстника. Герой называет себя «деспотом в душе», тираном, который не способен дружить, а хочет лишь властвовать над другими. Именно поэтому зародившиеся дружеские отношения с одним человеком оканчиваются ничем, и рассказчик снова остаётся в одиночестве, потому что это его осознанный выбор. Нарастающая ненависть к людям мешает герою сблизиться с другими.

Между аргументами прослеживается причинно-следственная связь. Именно под губительным влиянием среды молодой человек озлобляется и закрывает своё сердце, предпочитая никогда ни с кем не сближаться.

Итогом размышлений писателя становится такая позиция: общество воздействует на формирование человеческого характера. Ненавистная и презираемая человеком среда деформирует его личность.

Нельзя не согласиться с точкой зрения Ф.М. Достоевского. Действительно, «развивает и образует» человека именно общество. Вспомним, например, роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин также не может найти общий язык с другими людьми и всегда держится на дистанции, потому что считает любую дружбу неравным союзом.

По его мнению, в таких отношениях один всегда раб другого. Сам Печорин объясняет княжне Мери, что именно среда оказала на него значительное влияние: «Я хотел любить весь мир, но меня никто не понял, и я выучился ненавидеть».

Таким образом, характер человека действительно формируется под влиянием социума. Это воздействие может быть как благоприятным, так и разрушительным.

Сочинение — задание 27 из ЕГЭ по русскому

Сочинение  — последнее и самое объемное задание в ЕГЭ по русскому. За него можно получить 24 первичных балла. Как правило, именно оно вызывает больше всего затруднений у школьников. Для получения высокого балла необходимо найти проблему в представленном тексте, выразить свое отношение к ней и привести аргументы. Кроме того, оцениваются орфография и пунктуация, качество речи, отсутствие фактических ошибок. Несмотря на то, что в большинстве школ сочинения пишут на уроках, для качественной подготовки к ЕГЭ этого бывает недостаточно. Более подробно последнее задание разбирают на курсах. А в статье мы кратко расскажем, как писать 27 задание из ЕГЭ по русскому: объясним, из каких частей состоит текст и из-за каких ошибок можно потерять драгоценные баллы. 

Структура сочинения

Сочинение по русскому имеет четкую структуру. Написанные не по плану

тексты оцениваются низко: эксперт поставит баллы лишь за грамотность и соблюдение речевых норм. Структура 27 задания на ЕГЭ по русскому выглядит следующим образом: 

  1. Вступление и формулировка проблемы текста.
  2. Комментарий к проблеме: два примера из текста с пояснениями и указанием связи между ними.
  3. Позиция автора.
  4. Согласие или несогласие с автором текста.
  5. Аргументация собственной позиции.
  6. Заключение.

Требования к работе

Пару лет назад упор в сочинении делался на доказательство своей позиции. Требовалось приводить два аргумента из литературы, объяснять их. В последние годы куда важнее стала работа с текстом

. Обосновывать свое мнение нужно, но для этого можно использовать любые жизненные примеры или логические доводы. В целом, 27 задание представляет собой сочинение-рассуждение. Его необходимо писать на основе текста, но простое переписывание без комментариев не допускается (выпускник автоматически получает 0 баллов). Минимальный объем — 150 слов. Верхнего предела нет, однако эксперты рекомендуют уложиться в 300. Считаются не только самостоятельные слова, но и предлоги, частицы, союзы. Одним словом считаются инициалы и слова, написанные через дефис. 

Критерии 27 задания ЕГЭ по русскому:

Критерий

За что ставятся баллы

Максимальный балл

К1

Определение проблемы (допустимы разные формулировки, главное, чтобы был верно передан смысл). Если по К1 стоит 0, то по К2, К3 и К4 тоже выставляется ноль.

1

К2

Комментарий к проблеме

5 (по баллу за каждый  пример, пояснение к нему и связь между примерами)

К3

Позиция автора

1

К4

Своя позиция

1 (ставится, если позиция понятно выражена и аргументирована)

К5

Логическое построение текста, смысловая связность предложений

2

К6

Точность и выразительность речи

2 (максимальный балл ставят только при наличии максимума в критерии К10)

К7

Соблюдение орфографических норм 

3

К8

Соблюдение пунктуационных норм

3

К9

Соблюдение грамматических норм

2

К10

Соблюдение речевых норм

2

К11

Соблюдение этических норм

1

К12

Соблюдение фактической точности

1

 

Вступление и заключение

Наличие вступления не является обязательным условием в 27 задании. Текст можно начинать с формулировки проблемы. Однако для красоты и цельности текста несколько предложений можно посвятить введению. Удачные способы начать текст: 

  • риторические вопросы или восклицания
    по теме текста, диалог с читателем — Задумывались ли вы о том, как литература, прочитанная в детстве, повлияла на вашу взрослую жизнь? А ведь она во многом сформировала ваш характер!
  • цитата из текста, которая плавно подводится к формулировке проблемы — «Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью», — так герой описывает свои ощущения от звучащего органа. Вновь услышав знакомую с детства пьесу, рассказчик задумывается, какую роль искусство (а в первую очередь музыка) играет в нашей жизни. 
  • пословица, поговорка, афоризм — «Береги честь смолоду», — говорят в народе. Эта фраза прекрасно иллюстрирует текст, в котором герой размышляет о важности совести и чести для человека. 
  • собственные размышления о проблеме текста —  Нет в мире чувства, более необычного, чем любовь. Она способна исцелять и творить чудеса, но может и разрушить. Над этим задумывается и автор текста, поднимая проблему силы любви.
  • назывные предложения, которые рисуют перед читателем картинку, связанную с проблемой текста — Голод и разруха. Страх перед будущим, страх за близких. Для описания войны не найти положительных слов. Именно об этом пишет рассказчик — об ужасах войны. 

Заключение — обязательная часть любого сочинения на ЕГЭ по русскому. 27 задание без него считается выполненным не до конца, из-за чего можно потерять баллы. Оно подводит итог, приводит читателя к логическому завершению. В заключении можно: 

  • обобщить все сказанное выше — Таким образом, настоящая любовь всегда бескорыстна. Любящий человек будет делать все для блага другого, не требуя ничего взамен. 
  • дать оценку тексту, точке зрения рассказчика — Автор дает читателям надежду. Предложение за предложением он объясняет, почему не бывает нерешаемых проблем и убеждает не прекращать борьбу. 
  • совет читателю или призыв к действию — Никогда не забывайте простое правило: «поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой». Дарите близким тепло и поддержку, и тогда вы тоже будете счастливы. 
  • цитата из текста — «Но в минуты уныния я вдруг вспоминаю бабушку с её незаряженной винтовкой, вечными поисками свистка и несокрушимой верой в победу», — пишет автор. Это совет, который он хочет дать нам всем: не бойтесь и не прекращайте верить, ведь победа возможна всегда. 

Проблема текста

Проблема — вопрос, на который дается ответ в тексте. Важно отличать ее от темы. Как правило, тема высказана одним-двумя словами, она абстрактна и не призывает к рассуждению. Проблема же направлена на раскрытие какого-то понятия, связана с моральным или философским вопросом, носит негативный оттенок (неприятности, конфликты). Кроме того, иногда она расширяет какой-то моральный аспект (не просто «проявление доброты», а «проявление доброты к детям»). Проблема может быть выражена утвердительным предложением, в таком случае автор ставит или поднимает ее. Можно сформулировать проблему в форме вопроса. Он должен полностью раскрывать главную мысль текста, а также быть связан с общими размышлениями и поступками, а не с конкретным героем. 4 варианта формулировки проблемы в 27 задании ЕГЭ по русскому: 

  • роль/значение (проблема значения литературы в жизни человека).
  • проявление (проблема проявления жестокости на войне).
  • отношение (проблема отношения человека к слабостям других).
  • влияние (проблема влияния любви на людей). 

Комментарий к проблеме

Задача комментария в 27 задании по русскому — показать, как размышлял автор, как пришел к тому или иному выводу. Его нужно писать с опорой на текст, не используя чрезмерного цитирования. В комментарии нужно указать 2 иллюстрации из текста (с цитатами). Чаще всего это конкретные эпизоды, связанные с проблемой. Универсальный переход к комментарию: «Размышляя над данной проблемой, автор рассказывает о…». После каждого примера необходимо пояснение. В нем вы объясняете, о чем говорит эта сцена, почему она важна для понимания главной мысли. Между примерами должна быть смысловая связь. Важно указать ее в отдельном предложении. Виды смысловой связи: 

  • равноправие (оба примера показывают, что…).
  • противопоставление (однако этой сцене противопоставляется другая: …).
  • причина (рассказывая об этом поступке героя, автор говорит о причине такого поведения: …).
  • следствие (произошедшее приводит героя к мысли о том, что…). 
  • вопрос-ответ (автор задается вопросом… отвечая на него, он говорит о…).

Позиция автора

Проблема — вопрос, который задает автор. Абзац с позицией является ответом, к которому он приходит после размышлений. Для определения позиции нужно понять, зачем автор рассказывает историю, что он хочет доказать, чему научить. Кроме того, найти ее помогают лирические отступления, описание героев, отсылки к другим текстам и даже средства художественной выразительности. Иногда позиция автора выражена словами героев. Самое главное — найдите цитату, в которой дается ответ на поставленный вопрос. Не забывайте, что после цитирования должно следовать ваше пояснение. Выразить позицию автора можно такими фразами: 

  1. Позиция автора ясна: …
  2. Автор считает, что…
  3. Автор хочет донести мысль, что…
  4. Точка зрения автора на проблему выражена прямо: …

Своя позиция

В 27 задании нужно не только найти позицию рассказчика, но и высказать свою. Во-первых, необходимо выразить согласие или несогласие с автором («Я согласен с автором и тоже считаю, что роль искусства в жизни сложно переоценить»). Вы можете быть несогласны с мнением рассказчика, но нужно уметь аргументировать свою позицию. Очень важно не принижать автора и относиться с уважением к его словам. Во-вторых, необходимо обосновать свою точку зрения. Требуется объяснить ход ваших  мыслей, привести хотя бы один аргумент. Можно воспользоваться такой формулировкой: «Примером, подтверждающим мою точку зрения, является…». Что можно использовать для обоснования: 

  • литературу;
  • пословицы и поговорки;
  • песни;
  • фильмы;
  • исторические события;
  • примеры из культуры;
  • биографии известных людей;
  • научные факты, статистику;
  • логические рассуждения. 

Из-за чего можно потерять баллы

Есть несколько моментов, из-за которых проверяющие могут снять баллы в 27 задании по русскому: 

  1. неоправданные повторы (слово можно убрать/заменить на другое, и смысл не потеряется).
  2. клише (не нужно употреблять такие приевшиеся выражения, как «светлое будущее», «проходит красной нитью»).
  3. лишние притяжательные местоимения («наш текст», «в своей книге»).
  4. упоминание об актуальности и важности проблемы.
  5. ошибки в имени автора.        

Как оформлять цитаты в сочинении

За неправильное оформление цитат в 27 задании ЕГЭ по русскому языку проверяющие могут снять баллы за пунктуацию. Разберем несколько правил: 

  • прямая речь, цитата идет после слов цитирующего: 
  1. Автор пишет: «Ц».
  2. Автор пишет: «Ц!»
  3. Автор пишет: «Ц?»
  4. Автор пишет: «Ц…»
  5. Автор пишет: «…ц…» (если предложение взято не с начала и не с конца).
  • прямая речь, цитата идет перед словами цитирующего: 
  1. «Ц», — пишет автор. 
  2. «Ц?» — пишет автор.
  3. «Ц!» — пишет автор.
  4. «Ц…» — пишет автор.
  5. «…Ц…»  — пишет автор (предложение взято не с начала и не с конца).  
  • цитата как часть придаточного предложения: 
  1. Автор пишет, что «ц…».
  2. Автор пишет, что «ц… ц…» (если взята только часть цитаты).

Сочинение — важнейшее задание на экзамене по русскому. Если вы не разбираетесь в его написании, получить высокий балл не выйдет. Благодаря нашей статье вы узнали основные правила выполнения 27 задания по русскому. Но если оно по-прежнему вызывает у вас затруднения, стоит задуматься о курсах. На них вы сможете качественно подготовиться к ЕГЭ, узнать все секреты получения максимального балла. Но как бы вы не готовились к экзамену, мы желаем вам удачи.

Россия исключит тесты из процедуры ЕГЭ

МОСКВА, 10 апреля. /ИТАР-ТАСС/. Будущее единого государственного экзамена снова в центре внимания россиян. Со следующего года правила будут кардинально изменены, так как планируется убрать тесты из экзаменационных процедур и вернуть устные экзамены. Эта перспектива, как и все, что связано с экспертизой, вызывает совершенно противоположные оценки. Некоторые считают, что эксперимент с единым экзаменом фактически провалился.

К 2015 году часть тестов, составляющих блок А, будет удалена. В этом разделе испытуемые должны выбрать один ответ из четырех вариантов, заявил недавно министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. При этом планируется ввести устное задание по всем гуманитарным наукам и перейти от письменной формы к полностью электронному формату.

Единые экзамены – это выпускные экзамены по окончании средней школы и вступительные экзамены в университеты, сдаваемые почти по всем предметам во всех средних школах. В России мало внутриполитических вопросов, которые обсуждались бы так горячо и так долго. Споры о том, нужны ли тесты в едином экзамене или лучше существовавшая ранее традиционная система экзаменов, не утихают с 2001 года, когда был введен единый экзамен. Особенно остро разговоры обострились в 2008 году, когда во всех регионах России была введена единая процедура.

Скандалы по поводу писанины с использованием электронных гаджетов, утечки тестовых заданий в интернет перед экзаменом, нарушения порядка проведения экзаменов и подведения итогов экзаменов разгораются постоянно. По поводу ожидаемых изменений звучат совершенно разные мнения.

«Полная отмена тестовых заданий может привести к искажению достоверности результатов экзамена», — говорит Оксана Решетникова, директор Федерального института педагогических измерений, разработчика единого теста.

Учитель литературы и член Общественного совета Минобрнауки Сергей Волков, которого цитирует интернет-издание «Газета.ру», назвал грядущую отмену тестов «гром среди ясного неба», поскольку эта часть экзамена «разрешена чтобы все учащиеся получили оценку «три» (оценка C в европейской системе образования)». «Но есть те, кто говорит, что пора отменить тесты, потому что они притупляют ум и означают, что необходимы дальнейшие тренировки».

«Задания с вариантами ответов противоречили российской образовательной традиции, когда вместо решения задач учеников просто тренировали и угадывали ответы», — отметил директор Московского центра непрерывного математического образования Иван Ященко, добавив, что «большое количество школьников берут ЕГЭ по физике, но не может объяснить, почему зимой холодно, а летом тепло».

Отказ от тестов в ЕГЭ и введение устных экзаменов по всем гуманитарным дисциплинам фактически означает провал многолетнего эксперимента, считают многие аналитики.

Заместитель председателя Комитета нижней палаты Государственной Думы по образованию Виктор Шудегов назвал это решение «крупным достижением научно-педагогического сообщества, учителей и родителей, которые боролись против ЕГЭ, осознавая все недостатки этой системы». «Этот экзамен отбивает у школьников охоту думать. По сути, Минобрнауки таким образом плавно отказывается от единой процедуры, не теряя при этом лица», — считает депутат.

«По сути, это полное признание несостоявшейся сдачи единого экзамена», — цитирует «Независимая газета» члена-корреспондента РАО Александра Абрамова. «От единого экзамена ничего не останется, если называть вещи своими именами. Поскольку нас все время уговаривали ввести единый государственный экзамен, формально основанный на тестах, устный экзамен предотвратит несправедливое отношение. И вот пришло время отказаться от системы тестирования. Это исторический день, когда была признана полная ошибка этого «эксперимента», — добавил он.

Абрамов также сообщил, что срочно необходима государственная комиссия для расследования всех инцидентов, связанных с единым экзаменом, для принятия обоснованного и взвешенного решения. «Сегодня вопрос стоит так: проводить серьезную, тщательную и профессиональную реформу системы образования или забыть о 25 млн высокотехнологичных рабочих мест, о которых говорил президент Владимир Путин», — уверенно отметил Абрамов.

 

ИТАР-ТАСС вправе не разделять мнения своих авторов

‘Экзамен останавливали 7 раз’: иностранные студенты возмущены тем, что их заставляют вернуться в Украину для сдачи теста

Европа Расшифровано

Комментарии

Жители Африки в Украине ждут на платформе Львовского железнодорожного вокзала, 27 февраля 2022 года, Львов, западная Украина. — Авторские права AP Photo/Bernat Armangue

By  Lorenzo Di Stasi

Иностранные студенты из стран Африки и Азии, бежавшие из Украины, когда Россия начала незаконное вторжение, жаловались, что их заставили вернуться в раздираемую войной страну, чтобы сдать ключевые экзамены.

14 марта некоторые из 76 000 иностранных студентов, изучавших медицину в Украине до начала войны, вернулись в страну, чтобы сдать выпускной лицензионный экзамен Крок 2, чтобы получить дипломы.

Перед поездкой в ​​страну Киевский медицинский университет сказал им, что они «несут ответственность за свою безопасность и жизнь», несмотря на то, что отказ от поездки поставит под угрозу годы учебы и связанные с этим расходы.

«Семь раз нам пришлось прерывать экзамен из-за ракетной тревоги. В комнате было холодно и почти не было света. Экзамен длился с 9с :00 до 16:00 из-за разных перерывов, и все 50 человек, которые сдавали экзамен вместе со мной, не сдали его», — сказал Euronews С. , студент-медик Донецкого университета из Йемена, который сдавал тест в Киеве.

«У меня есть пересдать, не зная, какая ситуация будет через год», — добавил С. на условиях анонимности. лет, хотя им нужно ждать как минимум год. Это означает, что они должны пересдать последний год и, следовательно, платить ежегодную плату за обучение.

Студенты, с которыми связался Euronews, утверждали, что их однокурсники из Запорожья получили диплом без сдачи выпускного экзамена.

По телефону из Запорожского университета не объяснили решение о выдаче дипломов без экзамена, а вместо этого направили Euronews в Минздрав. Тем временем представитель Испытательной комиссии Министерства здравоохранения Украины сообщил Euronews, что Запорожский государственный медико-фармацевтический университет несет исключительную ответственность за выдачу дипломов студентам.

‘Мы полностью истощены’

Испытание приходится на вершину часто неустойчивой ситуации в их нынешних принимающих странах по сравнению с их украинскими сверстниками.

«Наша позиция уникальна для украинцев, с которыми мы бежали от войны. Хотя мы бежали от той же войны, нам неоднократно говорили, когда мы пытались подать заявку на стипендию и помощь, что эти меры предназначены только для украинцев», — Коррин, студент-медик. из Зимбабве, которые бежали из Днепра в Великобританию, сообщил Euronews.

Европейский Союз ввел в действие свою Временную директиву о защите, когда миллионы беженцев из Украины пересекли границу стран-членов в поисках убежища. Это позволяет украинцам обойти традиционную систему предоставления убежища и обеспечить себе право жить, работать и учиться на территории всего блока.

Неукраинским студентам, которые также бежали от российских войск и бомбардировок, было отказано равной поддержки в поступлении в европейские университеты. Из-за этого многие из них не могут продолжать учебу и не имеют ясного пути вперед.

Нидерланды стали одним из самых популярных европейских направлений для этих студентов.

Майкл, гражданин Ганы, обучающийся на 4-м курсе медицинского факультета Сумского университета, решил учиться удаленно из небольшого юго-восточного голландского города Венрай, но говорит, что это ненадежное решение.

«Много вещей вступает в игру эмоционально, умственно и физически. Мы полностью истощены. Если я подам заявление в школу здесь, мне придется начинать все сначала», — сказал он Euronews.

«Это очень дорого, и у них нет никаких дотаций для нас, а только для украинцев. Мы [африканские беженцы] совершенно не в курсе».

«Назначенные центры сертификационного тестирования»

Многие иностранные студенты, такие как Майкл, за годы до войны решили переехать в Украину в основном из-за низкой годовой платы за обучение: 4300 долларов США (3900 евро) за учебный год в Украинском Сумском университете. по сравнению с 6 000–15 000 евро в год для получения степени бакалавра или от 8 000 до 20 000 евро в год для получения степени магистра в Нидерландах.

Университеты Утрехта и Гронингена предлагают программы «инклюзии» или «приглашенных студентов» для студентов украинских университетов, обучающихся дистанционно. Это позволяет им пользоваться объектами, но не имеет права переводить годы обучения, уже пройденные в стране.

Иностранные студенты, которые уже закончили обучение, но не успели сдать экзамен Крок 2, видят свою жизнь в подвешенном состоянии.

«В будущем я хотела стать гинекологом, потому что многие женщины до сих пор не так много знают о женском теле, особенно во время беременности. Поэтому я действительно хочу посмотреть, как я могу помочь», Амара, студентка-медик из Нигерия в настоящее время проживает в Польше, сообщил Euronews.

Четыре месяца назад она закончила учебу в Сумском университете и сейчас занимается онлайн, ожидая следующей возможности пересдать экзамен: «Украинские власти не могут компенсировать время, которое мы потеряли, ничего не делая», — добавила она.

После многочисленных протестов студентов Министерство здравоохранения Украины 16 марта опубликовало пресс-релиз, в котором говорится, что в Кабинет Министров будет внесен проект постановления о разрешении студентов на улицу, если Украина «сможет вывозить экзамены в назначенных центрах сертификационного тестирования».