«На дне» анализ произведения Горького – жанр, смысл названия, проблематика, история создания рассказа

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 4859.

Обновлено 29 Июня, 2021

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 4859.

Обновлено 29 Июня, 2021

В произведении М. Горького “На дне” затронут огромный пласт моральных, нравственных и духовных проблем общества. Автор использовал принцип великих умов прошлого: истина рождается в споре. Его пьеса – диспут призвана поднять самые важные для человека вопросы, чтобы он сам ответил себе на них. Полный анализ произведения может быть полезен учащимся 11 классов при подготовке к урокам литературы, тестовым заданиям, творческим работам.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением На дне.

Год написания

– конец 1901 – начало 1902 года.

История создания – пьеса создавалась специально для постановки в театре, Горький вложил в уста своих героев самые важные вопросы бытия, отразил свой собственный взгляд на жизнь. Показан период конца XIX века, глубокий экономический кризис, безработица, бедность, разорение, крах человеческих судеб.

Тема – трагедия отверженных людей, которые оказались на самом дне жизни.

Композиция – линейная композиция, события в пьесе построены в хронологическом порядке. Действие статично, персонажи находятся на одном месте, пьеса состоит из философских размышлений и споров.

Жанр – социально-философская драма, пьеса-диспут.

Направление – критический реализм.

История создания

Пьеса была задумана Горьким за год до её создания, как-то в разговоре со Станиславским он упомянул, что хочет создать пьесу о жителях ночлежки, опустившихся на самое дно. В 1900–1901 году автор сделал кое-какие наброски. В этот период Максим Горький серьёзно увлёкся пьесами А. П. Чехова, их постановкой на сцене и игрой актёров. Это оказало решающее значение для автора в плане работы в новом жанре.

В 1902 году была написана пьеса “На дне”, а в декабре этого же года поставлена на сцене театра МХАТ с участием Станиславского. Нужно отметить, что написанию произведения предшествовал кризис, который случился в России в конце 90-х годов XIX века: фабрики и заводы остановились, безработица, разорение, нищета, голод – всё это реальная картина в городах того периода. Пьеса создавалась с определённой целью: поднять уровень культуры всех классов населения. Её постановка вызвала резонанс во многом благодаря гениальности автора, а также актуальности озвученных проблем. В любом случае о пьесе говорили – с завистью, недовольством или восхищением – это был успех.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тема

В произведении переплетаются несколько тем

: судьба, надежда, смысл жизни, правда и ложь. Герои пьесы, находясь настолько низко, что дальше опуститься уже невозможно, рассуждают на высокие темы. Автор показывает, что бедный человек может иметь глубокую сущность, быть высокоморальным, духовно богатым.

Вместе с тем любой человек может опуститься на самое дно, подняться с которого практически невозможно: оно затягивает, даёт свободу от условностей, позволяет забыть о культуре, ответственности, воспитании и нравственных аспектах. Горький только озвучил самые острые проблемы современности, он не решил их, не дал универсального ответа, не показал путь. Поэтому его произведение названо пьесой-диспутом, она основана на споре, в котором рождается правда, своя для каждого персонажа.

Проблематика произведения разнообразна, самыми животрепещущими, пожалуй, стоит считать диалоги героев о спасительной лжи и горькой правде. Смысл названия пьесы в том, что социальное дно – это прослойка, где тоже есть жизнь, где люди любят, живут, мыслят и страдают, она существует в любую эпоху и никто не застрахован от этого дна.

Композиция

Композицию пьесы сам автор определял как “сцены”, хотя её гениальность соответствует шедевральным пьесам русских и зарубежных классиков. Линейность построения пьесы обусловлена хронологической последовательностью событий. Завязка пьесы – появление в ночлежке Луки с его непохожестью и безликостью. Далее в нескольких действиях происходит развитие событий, переходя к самому мощному накалу – диалогу о смысле существования, о правде и лжи. Это кульминация пьесы, за ней – развязка: самоубийство Актёра, потеря надежд последних обитателей ночлежки. Они не в состоянии спасти себя сами, а значит, обречены на гибель.

Жанр

Анализируя пьесу “На дне”, можно сделать вывод об уникальности горьковского жанра пьесы-диспута. Главным в развитии сюжета является конфликт, он движет действие. Герои находятся в тёмном подвале и динамика достигается за счёт столкновения противоположных точек зрения. Жанр произведения принято определять как социально-философская драма.

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Рейтинг анализа

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 4859.


А какую оценку поставите вы?

Анализ пьесы «На дне» (М. Горький)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано

01.08.2022 · Обновлено

Максим Горький в своей пьесе «На дне» использует один из известных приемов прошлого: истина рождается в споре. Через идущий сквозь всё произведение диспут он демонстрирует нам мир отверженных людей, правды о низших слоях общества, что были выброшены установленными в обществе порядками. Разбор именно этой работы Горького Вам и предлагает Многомудрый Литрекон. 

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр и направление
  • 3 Композиция
  • 4 Смысл названия 
  • 5 Суть: о чем пьеса?
  • 6 Главные герои и их характеристика
  • 7 Темы 
  • 8 Проблемы 
  • 9 Основная идея 
  • 10 Чему учит? 
  • 11 Критика

История создания

Замысел появился у автора примерно за год до начала написания, об этом он сообщил Станиславскому: хочет написать пьесу про обитателей ночлежки. В период с 1900 по 1901 как раз был очень увлечен произведениями А.П. Чехова, актерской игрой и театральными постановками, так что начал записывать некоторые наброски. Но история создания пьесы «На дне» началась с личного опыта автора: он произошел из бедной семьи, с детства работал сам и рано потерял родителей. Дно жизни он видел лично, но смог оттолкнуться от него и взмыть вверх.

Серьезно за пьесу «На Дне» Максим Горький взялся в конце 1901 года, пока находился в Крыму. История написания «На дне» очень любопытна тем, что вариантов названия было множество, в рукописях до нашего времени сохранились такие вариации: «Без солнца», «Дно». Уже через шесть месяцев готовый экземпляр попадает в Санкт-Петербург, отправленный в целях публикации. 

Законченное уже в 1902 году произведение в декабре того же года было поставлено на сцене театра МХАТ, для которого и было написано, с участием вышеупомянутого режиссера. Окончательное название было утверждено перед премьерой. 

Жанр и направление

Автор по сути своей создал уникальный жанр «пьеса-диспут», где центральным в сюжете и его развитии является конфликт, именно он и двигает вперед действие, а динамика создается при помощи полярных точек зрения, что сталкиваются между собой.

 

Однако, если говорить об общепринятых стандартах, жанр пьесы «На дне» называется «социально-философская драма». Направление же – критический реализм. Автор описал жизнь такой, какой она была. Убедиться в этом позволяет язык пьесы: диалектизмы, просторечия, жаргонизмы, народные присказки и поговорки — все это было непривычно слышать со сцены в то время. А истории героев очень жизненные: шулер, проститутка, пьяница — именно такие люди населяли подвалы.

Композиция

В произведении «На дне» композиция линейная, о чем говорят все события, находящиеся в хронологическом порядке. Она состоит из философских споров и размышлений, персонажи остаются в одном месте, а само действие статично. 

  1. Завязкой является появление в ночлежки Луки, со всей его безликостью и несхожестью с другими людьми. 
  2. Развитие конфликта происходит через предложение убить мужа от Василисы. 
  3. А к самому мощному накалу, то есть к кульминации, сюжет приходит в момент, когда происходит диалог о смысле существования человеческого, о лжи и правде.
     
  4. И после безжалостная развязка – Актер убивает сам себя, а оставшиеся обитатели ночлежки теряют последнюю надежду, ведь они обречены на погибель, ведь оказать сами себе помощь и прийти к долгожданному спасению они не могут.  

Смысл названия 

Смысл названия пьесы «На дне» не слишком сложно разгадать: он напрямую говорит о социальном положении героев. Многие исследователи литературы утверждают, что идея автора была в том, чтобы показать самый низ финансового и нравственного падения. 

Но в ходе развития истории, читателю становится ясно, что даже на такой глубине всё ещё есть надежда, любовь дружба, персонажи способны мыслить с философской точки зрения. Это так называемое «дно» будет всегда, и никто не может быть уверен в том, что не окажется там однажды. 

Суть: о чем пьеса?

В этом произведении Максим Горький изображает жителей ночлежки, людей маргинальных, которых унизила судьба, сама жизнь, а общество окончательно отвергло, отчего пришлось и им разорвать с ним последние связи.  

Они живут на тонком лучике надежды, без будущего, дискутируя о справедливости, правде и лжи, любви. Однако их слова некому услышать, даже они сами не ценят ни одного произносимого звука. Их философская драма в том, что им некому протянуть ладонь, чтобы схватиться за неё и выйти из этого порочного круга. 

Краткое содержание по действиям поможет Вам понять, о чем же пьеса?

Главные герои и их характеристика

Характеристика героев в пьесе «На дне» представлена в нижеследующем списке:

  1. Сатин – ему около сорока лет, он заядлый игроман и жулик, так и наскребает немного денег, ко всему прочему ещё и пьяница. За свою жизнь успел прочесть много книг, именно об этом непрерывно говорит своим соседям, в том числе для собственного утешения. Однажды за честь сестры дрался и без намерения убил человека, за что попал за решетку на пять долгих лет. После этого пробовал жить честно, но не смог: никуда не брали. Он озлобился на мир и стал исповедовать одну правду — горький цинизм, уживающийся в нем с верой в человека и его гордость. Несмотря на свой опыт, не верит в существование честных способов заработать во вселенной вообще. Он же считает, что ложь во спасение не нужна, потому жалость унижает личность и ничего не дает, кроме иллюзий.
  2. Лука – странствующий человек шестидесяти лет, появляется нежданно, негаданно, ведет себя крайне прилично, способен на сострадание и эмпатию, отчего создается впечатление, что оказался он в ночлежке с какой-то целью. Дает советы в попытках исправить все отношения, по этой причине возникает только больше разногласий. Некоторые его рассказы создают впечатление, что герой побывал в тюрьме, однако смог выбраться и теперь бродяжничает. 
  3. Бубнов – этому персонажу лет сорок пять, бывший меховой мастерской владелец, старающийся в себе лелеять способности к возвращению обратно в общество нормальное, так как его сильно не устраивает его жизнь сейчас. Из-за того, что документы были на жену оформлены, в ходе развода всё имущество и растерял, теперь шапки шьет. Разочаровался в жизни, потому что жена изменяла ему с подмастерьем и фактически разорила.
  4. Василиса – красавица, но по характеру злобная мегера, которая систематически избивает свою сестру. Ей двадцать шесть лет, любительница выгоды во всем, законная супруга Костылева, и хоть различий у неё с ним практически нет, она испытывает к нему ненависть неимоверную. Любовника своего, Пепла, пытается уговорить на убийство, давая честное слово – за решетку не угодит. Сестре же завидует, от жгучей злобы ей пуще остальных терпеть приходится. 
  5. Наташа – двадцатилетняя девушка с очень чистым душевным состоянием, отчего бескорыстно помогает окружающим, приходится Василисе сестрой, от которой вынуждена терпеть издевательства. Понимая, что сама она может пропасть, но зная всю подлую природу людей, она все равно не может довериться Пеплу, который предлагает уехать. И только когда она уже хотела было согласиться с Васькой, попадает в медучреждение из-за смерти Костылева, после – числится пропавшей без вести. Родная сестра ошпаривает ее кипятком.
  6. Васька или Пепел – двадцативосьмилетний вор, имеющий свои воззрения в философии, мечтающий освободиться от ночлежки и открыть новую главу своей жизни. Не раз сидевший, Василий имеет авторитет из-за того, что является любовником Василисы. После их расставания предпринимает попытки приударить за её сестрой Натальей, искренне хочет быть только с ней, однако позже случайно лишает жизни Костылева и драке. По этой причине снова угодил за решетку. 
  7. Костылев – содержатель ночлежки пятидесяти четырех лет, законный супруг Василисы. Человек жадный, вспыльчивый, алчный. Людей он воспринимает лишь как способ дохода, за маской доброжелательности скрывает высокомерную натуру, любящую напоминать о долгах, притом ему же обязаны все быть благодарны за крышу над головой. Краденные Пеплом вещи скрытно покупает. Подозревает, что жена ему с ним изменяет, потому постоянно ко звукам за его дверью тщательно прислушивается. С ним в драке погибает. Удивительно, что Костылев при всем своем доминирующем положении боится Пепла и даже не может открыто бросить ему обвинение в связи с Василисой.
  8. Настя – двадцатичетырехлетняя девушка по вызову, жаждущая внимания, оттого просит её жалеть и сама на жизнь охотно жалуется. У неё есть некая связь с Бароном, однако она не имеет ничего общего с фантазиями, которые у неё появились от прочтения любовных романов. Она придумала себе идеальную жизнь, где ее любят и берегут. В свои иллюзии охотно верит. В реальности дает деньги на выпивку, а в ответ получает лишь неуважение и грубость. 
  9. Барон – из-за неудачно сложившихся обстоятельств он — тридцати трехлетний пьяница, что имеет дворянские корни, давшие возможность стать чиновником при состоянии. Но они не спасли от обвинения о трате средств казенных. Остался нищим, попал в тюрьму, теперь берет у Насти деньги на алкоголь, переваливая на неё обязанности свои. 
  10. Актер – сорокалетний мужчина со справедливым и добрым нравом, отличающимся излишней жалостью к себе. Узнав от Луки про некое лечебное место для алкоголиков, желает бросить пить, даже начинает копить деньги, но странник уходит раньше, чем он успевает узнать точное место, от того совершает суицид. 
  11. Клещ — слесарь. Очень гордый и чванливый человек, который кичится своей мнимой способностью вернуться в привычное общество. Он считает, что в нынешнем положении виновата его жена, которая является обузой в семье. Без нее Клещ давно бы мог зажить хорошо, ведь у него есть специальность и инструменты, а других обитателей ночлежки он считает паразитами. Грубо и холодно относится к супруге, однако ради ее похорон продает свои инструменты и прощается с надеждой стать «нормальным человеком». Жизнь ломает его.
  12. Анна — смертельно больная женщина, у нее туберкулез. В жизни видела лишь побои, нищету и унижение. Она верит в Бога и пытается в молитве обрести надежду на другой мир, но все равно боится смерти.

Темы 

Несмотря на то, что в «На дне» нет неожиданных поворотов и сложных сюжетов, внутри прячется несколько тем для размышлений:

  1. Тема правды – основная тема пьеса «На дне», размышления о ней идут в произведении Горького через реплики персонажей. Её границы быстро становятся размытыми, ведь порой вышеупомянутые действующие лица говорят очень странные вещи. Правда становится одним из способов спасения душ ночлежки, ведь только так можно показать им мир, открыв глаза на реальное положение дел, вместо масок, скрывающих истину.
  2. Тема свободы – тесно связана с предыдущей. Сатин, противостоя жалости Луки, которая соткана из иллюзий, говорит: «Ложь – религия рабов и хозяев. Правда – бог свободного человека». В пьесе правдивый человек свободен, а сам человек и является этой правдой, значит, он свободен по определению, и никто не может отнять у него эту свободу без его на то согласия. Именно благодаря этой теме произведение в своё время имело огромный успех, ведь была «пьесой-буревестником, которая предвещала грядущую бурю и к буре звала». 
  3. Тема любви – помогает раскрыть взаимоотношения обитателей, подобное глубокое и сильное чувство полностью отсутствует, каждый его миллиметр пропитан ненавистью. Краски эмоциональности были потеряны вместе со всем остальным: и больные, и здоровые вызывают лишь равнодушие, ссоры и ругань лишь вызывают легкую веселость. 
  4. Тема надежды – красной нитью проходит через всю работу автора, присутствует в каждом диалоге, но косвенно, никогда не напрямую. Каждый из них был когда-то счастлив, не ценил это, теперь мечтают вернуться к нормальной жизни, но надежда умирает вместе с Актером.  

Главная тематика пьесы «На дне»: трагичная судьба людей, которые погрузились так глубоко, что продолжить погружение не представляется возможным. Однако при всем при этом они всё ещё остаются духовно богатыми людьми, глубокими, рассуждающими о высоком. 

А подняться со дна крайне тяжело, ведь там можно забыть о нравственных устоях, ответственности, воспитании и культуре, а также получить свободу от условностей. 

Проблемы 

Проблематика пьесы «На дне» уникально богатая, ведь Горький предпринял неплохую попытку пролить свет на все недостатки общества, в котором жили его современники. Впрочем, своей актуальности затронутые вопросы не теряют по сей день. 

  1. Проблема взаимоотношений друг с другом и с реальностью: по диалогам между персонажами сразу становится понятно, что они ежедневно портят отношения – ложь, алчность и ревность не решают их общую проблему, а создают новую; реальность адекватно они воспринимать не в состоянии, глубокая обида на мир заставляет их лишать самих себя будущего, пусть жизнь идет своим плачевным чередом.  
  2. Проблема гуманизма: когда цели в жизни нет, она перестает быть высшей ценностью, ночлежка – дом отчаяния, там всем плохо, так что никто не сочувствует умирающей Анне, никто не останавливает Василису, когда та издевается над сестрой, не защищает Настю от унижений.
  3. Проблема безнравственности: полное нравственное падение вырисовывается перед читателем через свойственное поведение для этого социального слоя – работой здесь считается воровство, игра в карты на деньги, быть «девушкой по вызову, а в свободное время подпитка своего алкоголизма, после посещение полицейского участка и драки.

Многомудрый Литрекон напоминает: если проблем или тем не хватает, пишите в комментариях — добавим)

Основная идея 

Смысл пьесы «На дне» кроется в глубоком убеждении Максима Горького в том, что люди между собой ни чем не отличаются, на это не могут оказать влияние даже деньги или титулы. Исходя из своего характера и воспитания, они лишь демонстрируют различные реакции. Опуститься на самое дно может каждый, и каждый же потеряет от этого себя, ведь там нет смысла соответствовать свои мечтам и ценностям. Растеряв все человеческие ценности, герой сохраняет только растерянность, держащую его далеко от реальности. 

Главная мысль «На дне» гласит: любая личность может быть сломлена, без мотивации для жизни может ожесточиться, стать равнодушной. Ответственность за это лежит не только на безразличии социума, но и на самих падших, кои потакают своим порокам. 

Чему учит? 

Конечно, чем ближе мы к заключению, тем больше хочется задаться вопросом: о чем заставляет задуматься пьеса «На дне»? Любые испытания, какими бы тяжелыми они ни были, стоит преодолевать с достоинством и извлекать из них уроки, а не винить жизнь в своих бедах, непрестанно жалея себя. 

Герои не хотят сопротивляться, чтобы начать жизнь с чистого листа, они полностью погрязли в своем положении. Они ждут, что за их муки им будет даровано чудо, их молитвы были услышаны, так и произошло – в ночлежку приходит Лука. Словом не помочь упавшему, но он старательно и бескорыстно дарит успокоение, утешение, однако руку помощи никто не готов взять, потому что после этого будет необходимо действовать. Никто из персонажей к этому по-настоящему не готов. 

Автор задает немой вопрос читателю: я показал вам, что будет, если оставаться бездействующими, лживо смиренными перед судьбой, готовы ли Вы сделать иной выбор и бороться за свой путь?

Критика

После публикации конкретно «На дне» к Максиму Горькому резко повысился интерес. Так как он и сам был выходцем из простого народа, сиротой, знал, что это такое – своего положения достичь в социуме. Его творчество было модным, его читали и с нетерпением ждали постановок в театре. К тому времени монархия в России себя исчерпала, действия и воля народа всячески подавлялись, так что оставалось лишь искать многочисленные минусы в нынешнем режиме. 

В своей работе «Конец Горького» Д.В. Философов писал: 

«Драма «На дне» была высшая точка творчества Горького; после нее начинается падение».  

Адрианов С.А. писал о пьесе: 

«Разнообразные фигуры выписаны со свойственным г. Горькому знанием этой среды, реально и выпукло». 

В статье «Драма на дне» И.Ф. Анненский утверждает:

«Вчитайтесь внимательнее в начальную и последнюю сцену, и вы увидите, что «На дне» вовсе не какая-то серая полоса с блестками, которую бог знает зачем выкроили из действительности и расцветили, а что это настоящее художественное произведение…» 

Таким образом, уверенно можно сказать, что даже среди искушенных современников произведение Горького имело особый успех. 

Автор: Василиса Шатыбелко

Метки: 11 классМаксим Горькийпо планупьеса На днеразбор

Читайте также:

Король Джон Жанр | Shmoop

История игры; Трагедия

Король Джон считается одновременно «трагедией» (как Гамлет ) и «исторической пьесой» (как Генрих IV Часть 1 ). В порядке Хорошо. Ну и что? Что ж, получается, что в каждом из этих двух жанров есть свои правила и условности. К счастью для вас, мы разобьем все это на пару отличных контрольных списков.

Что делает эту трагедию (шекспировской)?

Драматическая работа: Проверить. Мы уже рассмотрели это. King John — определенно пьеса.

Серьезная или мрачная тема: Хмм… Король Джон — это история о паршивом монархе, который готов на все (например, убить своего племянника и начать войну), чтобы сохранить контроль над короной. Звучит серьезно и мрачно для нас. Проверять.

У Героя серьезный недостаток характера или конфликт с какой-то непреодолимой силой: Проверка. Вы обращали внимание? У короля Джона есть (более чем) несколько недостатков, да… настолько много, что он совсем не похож на «героя». Так что, если вы хотите продолжить и назвать его «антигероем», мы не против.

Герой обречен на разрушение и падение: Чек. В трагедиях Шекспира герой НИКОГДА не выживает, а эта пьеса полностью изображает падение короля Иоанна. Мало того, что он теряет контроль над английской короной, так еще и отравляется монахом… и хрипит. Игра закончена.

Трагедии Шекспира ВСЕГДА заканчиваются смертью: Чек. Как мы уже говорили, к концу пьесы Джон оказывается на глубине шести футов. Но если вам нравятся брызги крови, не слишком волнуйтесь, потому что этот финал не такой кровавый и броский, как резня в конце других трагедий, таких как 9.0005 Тит Андроник или Гамлет .

Несмотря на гибель людей в конце, концовка пьесы обещает восстановление политического порядка: Хорошо. Итак, в конце пьесы монах отравляет Джона и умирает посреди французского вторжения. Значит ли это, что это шторы и для Англии? Вообще-то нет. Французская армия отступает, и оказывается, что у Джона есть ребенок (который должен быть принцем Генрихом), который появляется в акте 5 и наследует корону, когда его старик умирает. Так что будущее Англии кажется вполне безопасным. На самом деле, мы как бы понимаем, что все будет намного лучше, когда король Джон уйдет с дороги.

Почему это (шекспировская) историческая пьеса?

Изображает английские исторические события: Чек. Как мы уже говорили ранее, эта пьеса охватывает события, произошедшие во время правления короля Иоанна, правившего Англией с 1199 по 1216 год. К вашему сведению: другие исторические пьесы Шекспира изображают события конца 1300-х и 1400-х годов, поэтому «Король Джон » выделяется среди других, поскольку речь идет о более раннем периоде английской истории.

Исторические события перекликаются с текущими политическими вопросами, включая вопросы королевской власти, конституции и восстания: Проверить. Король Иоанн изображает события начала 1200-х годов, но он был написан примерно в 1596 году, когда Англией правила королева Елизавета I. Таким образом, елизаветинская аудитория Шекспира увидела бы много параллелей между непростым правлением Иоанна и некоторыми текущими политическими проблемами, с которыми столкнулась Елизавета I. Оба монарха обвинялись в том, что они были незаконными правителями, оба спорили с католической церковью, и оба столкнулись с иностранными вторжениями. Подробнее об этом мы говорим в «Темах: Память и прошлое».

Шекспир приправляет «историю» небольшим вымыслом: CHECK. Вы, наверное, заметили, что большая часть пьесы посвящена Филиппу Бастарду, вымышленному персонажу, который дружит с историческим монархом. Что мы можем сказать? Шекспир любит немного оживить вещи. Прочтите наш анализ персонажей «Ублюдка», если хотите узнать больше.

Двенадцатая ночь: Жанр | SparkNotes

«Двенадцатая ночь» можно считать образцом шекспировской комедии, поскольку в ней используются почти все черты жанра: свадьба, ошибочные личности, недоразумения, физическая комедия и счастливый конец. Как и все комедии Шекспира, пьеса заканчивается свадьбой — в данном случае совместной свадьбой двух влюбленных: Оливии и Себастьяна, Виолы и Орсино. Также, как и во многих других комедиях, влюбленных поначалу разлучают из-за недоразумений, которые приводят к сюжетным осложнениям. Оливия влюбляется в Чезарио (который на самом деле является замаскированной Виолой), но Виола не может ответить на любовь Оливии. Точно так же Виола влюбляется в Орсино, который, полагая, что Виола — это Чезарио, отказывается отвечать на ее любовь. Только после того, как истинные личности раскрываются, влюбленные могут объединиться со своими соответствующими партнерами. Помимо нелепого сюжета, переодеваний и недоразумений, пьеса изобилует глупостями. В то время как главные герои преследуют не тех партнеров, Дурак, сэр Тоби Белч и сэр Эндрю приносят много комического облегчения в виде нелепых рифм, песен, двусмысленностей и выходок.

Почитайте о другой комедии Шекспира, Как вам это понравится .

Несмотря на всю эту глупость, Двенадцатая ночь предлагает исследовать желание как непостоянную, всепоглощающую силу природы, достаточно сильную, чтобы разрушить общественный порядок. Действие шекспировских комедий часто происходит в обществах, где социальный порядок не в порядке. В «Двенадцатая ночь» эротическое желание разрушает хрупкие структуры, созданные обществом. При нормальных обстоятельствах знатная Оливия не должна влюбляться в такого слугу, как Чезарио, который (по крайней мере, замаскированный) занимает более низкое социальное положение. Точно так же герцог Орсино, который тоскует по Оливии, не должен испытывать эротического притяжения к Виоле, пока она маскируется под мальчика-слугу. Скорость и легкость, с которой влюбленные переключаются с одного объекта желания на другой (Орсино любит Оливию, но затем переключается на Виолу; Оливия поклялась в любви, чтобы оплакивать смерть брата, но затем быстро решает, что любит Чезарио; позже она переключается на Себастьяна) подчеркивает беспорядочный и всепоглощающий характер эротического томления. В пьесе желание переходит от человека к человеку, не обращая внимания на социальный статус, пол или другие ограничения, которые гражданское общество считает важными.

В то же время, в то время как пьеса завершается радостным тоном для благородных, гетеросексуальных персонажей, для других остаются ощутимые нотки раздора.