Конспект урока по русскому языку «Паронимы» | План-конспект урока по русскому языку:

Тема: «Паронимы и их употребление»

Тип урока: объяснение нового материала.

Метод: частично-поисковый.

Цели:

  1. Познавательные: углубить знания учащихся о паронимах;
  2. Практические: совершенствовать умение разграничивать паронимы в речи; продолжить подготовку к ЕГЭ; расширить словарный запас учащихся; развивать устную монологическую речь.
  3. Развивающие: развивать логическое мышление на основе выбора слов, подходящих по смыслу.

                                    Ход урока.

  1. Орг. момент. Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
  2. Проверка домашнего задания. Пройти и посмотреть наличие выполненного домашнего задания.
  3. Подготовка к ЕГЭ. 
  1.  Орфоэпическая разминка:  оклеить, шарфы, досуха, лгала, низведен, загодя, щавель, облилась, нажился, позвонила, баловать, цепочка, оптовый, цемент.
  2.  А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

   Однажды я ловил рыбу на небольшом озере (1) крутые берега (2) которого (3) густо заросли цепкой ежевикой.

       1) 1          2) 2          3) 1, 3          4) 1, 2

  1.  Синтаксический разбор предложения: (Повест., невоскл., сложное, сложноподчиненное).

IV.  Объяснение нового материала: 

  1. Составьте словосочетания со следующими словами: вечный – вековой, каменный – каменистый, единый – единичный, злой – злостный, ближний – близкий.

Вечный огонь – вековой памятник, каменный век – каменистая дорога, единый экзамен – единичный случай, злой человек – злостный нарушитель, ближние холмы – близкий человек.

  1. Беседа:

— Почему необходимо говорить ближние холмы, а не близкие? (Потому что эти слова разные по значению. Близкий – находящийся неподалеку, в небольшом расстоянии; коротко знакомый, связанный дружескими отношениями, взаимной симпатией. Ближний  – указывает на небольшое расстояние по отношению к месторасположению чего-либо, кого-либо: села, окрестности, дороги.

— Как называется ошибка неверного употребления рассмотренных слов? (Смешение паронимов.)

— Откройте и ознакомьтесь с §5 (чтение параграфа). Что же такое паронимы? (Паронимы – это слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию. Паронимический ряд составляют слова одной части речи.)   

V. Закрепление изученного материала. Для закрепления изученной темы выполним

Упр.18.Доска. (Задание: из слов в скобках выберите нужное).

1. На девочке было (одето, надето) зимнее пальто. 2. (Абонемент, абонент) не отвечает. 3. Окружность  и диаметр – (несоизмеримые, неизмеримые) величины. 4. Всё лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара. 5. Из лесу мы возвращались с (целой, цельной) корзиной грибов. 6. Как только (представится, предоставится) возможность, я поеду на юг. 7. (Дефективные, дефектные) вещи подлежат обмену. 8. (Длительное, длинное) путешествие хотя и утомительно, но очень полезно. 9. (Лесные, лесистые) озёра очень красивы.

        Следующее упражнение вы выполните самостоятельно.

Упр.19. Самостоятельно. (Задание: Выберите из скобок существительные, подходящие по смыслу к каждому прилагательному.)

   Гарантийный, гарантированный (работа, паспорт, ремонт, мастерская, срок). Генеральный, генеральский (сражение, план, чин, директор, погоны, уборка квартиры). Земляной, землистый, земельный (цвет лица, участок, холм). Защитительный, защитный (речь, панцирь, приспособление, аргумент, насаждение). Гармоничный, гармонический (человек, общество, ряд, колебание, ансамбль, спектакль). Ледовый, ледяной (покров, крыша, ветер, взгляд, голос).  

VI. Проверочная работа.

  1. В каком предложении вместо слова представлена необходимо употреблять предоставлена?
  1. Её работы представлены на выставке.
  2. Аня была представлена новому руководству.
  3. Справка должна быть представлена в суд.
  4. Ему была представлена возможность поехать на стажировку.
  1. В каком предложении вместо слова органический необходимо использовать органичный?
  1. Органические соединения образуют земную кору.
  2. Вундеркинды отличаются органической тягой к знаниям.
  3. Органическая связь теории с практикой.
  4. Его поступки вызывают органическое отвращение.
  1. В каком предложении вместо слова будничный необходимо употреблять будний?
  1. В будничный день было тяжело добраться до центра города.
  2. Анна была погружена в будничные заботы.
  3. Её будничный костюм на этот раз казался необычным.
  4. Будничная жизнь Алексея протекала спокойно.

Ответы: 1) 4; 2) 2; 3).

VII. Домашнее задание. 

VIII.  Итог урока. Итак, что мы сегодня узнали на уроке? (Сегодня на уроке мы узнали, что паронимы – это слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию, а также то, что паронимический ряд составляют слова одной части речи.)

IX.  Выставление оценок, их комментирование.

выберите из скобок существительные, подходящие по смыслу к каждому из прилагательных. гарантийный,гарантированный(работа,паспорт,ремонт,мастерская,срок). генеральный,генеральский(сражение,план,чин,директор,погоны,уборка квартиры). земляной,землистый,земельный(цвет лица,участок,холм). защитительный,защитный(речь,панцирь,приспособление,аргумент,наслаждение). гармоничный,гармонический(человек,общество,ряд,колебание,ансамбль,спектакль). ледовый,ледяной(покров,крыша,ветер,взгляд,голос).

Кто не видел белого медведя? В зоопарках он – обычный гость. Нет нужды описывать, каков он на вид. Напомним лишь, что у него только нос черный, сам медведь белый и зимой, и летом (а не как, скажем, песец или заяц-беляк – те лишь зимой белые). Подошвы лап у белого медведя густой шерстью поросли, а пальцы примерно на половину своей длины соединены плавательными перепонками. 

Плавают и ныряют белые медведи отлично. Две минуты могут пробыть под водой, но погружаются в нее редко глубже двух метров. Далеко в открытом море не раз видели белых медведей, даже медведиц с медвежатами. Плывут со скоростью 5 километров в час, не беспокоясь, что ни земли, ни льдов нигде вблизи не видно.

Белый медведь и тюленей ловит не только на льду, украдкой к ним подползая. Обычный его прием, так сказать, атаки с моря такой: поблизости от лежбищ тюленей медведь осторожно, без плеска и шума, сползает в воду, плывет туда, где заметил тюленей. Затем он бесшумно ныряет и выныривает уже у самого лежбища, быстро карабкается на лед, отрезая тем самым тюленям путь к спасительной воде. По отвесным ледяным стенам медведь может прямо из воды выпрыгнуть на льдину, даже если высота ее над водой два метра.

Тюлени – главная охотничья добыча белого медведя весной. За год ловит и съедает он примерно 50 тюленей. Летом меню его более разнообразно. Ловит он рыбу на мелкой воде, на берегу – леммингов, песцов, лакомится яйцами птиц. Когда голоден, ест ягоды, водоросли, мхи, лишайник, грибы.

Белый медведь – самый могучий из сухопутных хищных зверей. Лев и тигр в сравнении с ним легковесы: средний вес медведиц 310 килограммов, медведей-самцов – 420 килограммов. Если медведь матерый и хорошо упитанный, то он может весить целую тонну!

Акимушкин И.И. Мир животных: Млекопитающие, или звери. – М., 1988 г

IV. Тест по русскому языку

1. В тексте про белых медведей больше всего предложений:

а) повествовательных; б) вопросительных

2. Восклицательное предложение находится: 

а) в начале текста; б) в конце текста

3. Вопросительное предложение находится 

а) в начале текста; б) в конце текста

4. Выпиши из второй части текста (из второго абзаца) первое предложение. Разбери его по членам предложения. Что ты можешь сказать о сказуемых? Они являются

а) родственными словами; б) однородными членами предложения 

5. Что можно сказать о глаголах, которыми выражены сказуемые? Эти глаголы:

а) I спряжения; б) II спряжения

6. Эти глаголы стоят в форме:

а) настоящего времени; б) будущего времени; в) прошедшего времени

7. Эти глаголы стоят в форме:

а) единственного числа; б) множественного числа

8. Эти глаголы стоят в форме:

а) 1-го лица;     б) 2-го лица;  в) 3-го лица;    г)нельзя определить лицо

9. Эти глаголы стоят в форме:

а) ж.р.; б) м.р.; в) ср.р.; г) нельзя определить род

10. Найди во второй части текста (во втором абзаце) все слова, которые являются родственными существительному, являющемуся подлежащим в первом предложении. Запиши их столбиком, поставив в начальную форму. У тебя получилось:

а) два слова; б) три слова  

11. Найди во второй части текста (во втором абзаце) другую форму слова, которое является подлежащим в первом предложении. Выпиши такое словосочетание с формой этого слова, из которого можно определить его падеж. Этот падеж: 

а) Р.п.; б) В.п.

словосочетание защитная оболочка | значение и примеры использования

Эти слова часто используются вместе. Нажмите на ссылки ниже, чтобы изучить значения. Или посмотрите другие словосочетания со словом shell.

Эти примеры взяты из корпусов и источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.

Она строит образ дивы вместе со своим голосом, защитный панцирь вокруг нее разница.

Из Кембриджского корпуса английского языка