Урок 16. общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления — Русский язык — 6 класс

Русский язык

6 класс

Урок №16

Общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления.

2. Разграничение общеупотребительных слов и слов ограниченного употребления, нахождение их в тексте.

3. Навык использования толкового словаря, извлечения из него информации.

Тезаурус

Общеупотребительные слова – это слова, известные всему народу.

Необщеупотребительные слова (слова ограниченного употребления) – это слова, которые используются не всеми, а только представителями определённой профессии, социальной группы или жителями какой-либо местности.

Диалектные слова – это слова, которые используются жителями какой-либо местности.

Жаргонные слова – это слова, которые употребляются представителями определённой социальной группы.

Профессиональные слова – это слова, которые используются представителями определённой профессии.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.

2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. – 191 с.

Дополнительная литература:

1. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.

2. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019.

3. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

4. Егорова Н. В. Русский язык. Проверочные работы. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Основная часть русской лексики – это слова, которые употребляются всеми людьми независимо от места проживания и профессии. Благодаря этим словам все жители страны понимают друг друга, могут общаться в любой сфере жизни. Эти слова называются общеупотребительными. В толковых словарях у них нет таких помет, то есть у этих слов нет ограничений в употреблении. Заглянем в толковый словарь учебника. Слова́

банкомат, барабан известны любому, кто говорит по-русски. Хотя эти слова не являются исконно русскими.

Но есть и слова, которые используются не всеми, а только представителями определённой профессии, социальной группы или жителями какой-либо местности. Это необщеупотребительные слова или слова ограниченного употребления.

В толковом словаре такие слова имеют пометы. Например, слова музга и мшара имеют помету областное, которая свидетельствует о том, что эти слова понятны только жителям определённой местности. Жители другой территории страны будут говорить

яма с водой, сухое болото.

Слово мягкий в пятом значении имеет помету специальное. Лингвисты знают, что мягкий согласный произносится путём дополнительного подъёма спинки языка.

В повести «Золотая роза» Константин Паустовский пишет так: «А затем уже шли настоящие лесные слова: корабельная роща, осинник, мелколесье, песчаный бор, чапыга, мшары (сухие лесные болота), гари, чернолесье, пустошь, опушка, лесной кордон, березняк, порубка, корье, живица, просека, кондовая сосна, дубрава и много других простых слов, наполненных живописным содержанием

». По мнению писателя, это простые слова. Но все ли они понятны вам?

Корабельная роща изображена на картине русского художника Ивана Шишкина, которая так и называется – «Корабельная роща». Это лес, состоящий из высоких мачтовых деревьев, из которых строили корабли. Вот почему роща называется корабельной.

«Корабельная роща» И. Шишкин

Чапы́га – это кустарник. Гарь – выгоревшее место в лесу.

Корьё – это кора деревьев. Живи́ца – смола, которую выделяют хвойные деревья. Просека – очищенная от деревьев полоса в лесу, служащая границей участка, дорогой. Кондо́вой называют сосну с плотной, прочной древесиной, с малым количеством сучков.

Значения некоторых слов оказались для нас неясными. Чтобы их понять, нам пришлось заглянуть в толковый словарь.

Если вы ничего не понимаете в компьютерах, то следующий текст вам будет непонятен: «Хороший гироскутер всегда будет состоять из трёх плат: материнской и двух контроллеров. На платах должен стоять логотип производителя».

Чтобы понять смысл фразы, нужен словарь. Слов плата два. Нас интересует второе слово, омоним.

Плата – это пластина из тонкоизолирующего материала, на которой устанавливают и соединяют в общую схему электро- и радиоэлементы. Материнская плата – это центральная часть компьютера, в которой расположен процессор, оперативная память и т. п.

Ищем слово контроллер. У слова два значения, и оба ограниченного употребления. Первое с пометкой специальное нам не подходит, так как речь идёт о трамваях, троллейбусах, электровозах. А второе с пометкой информатика, то есть относящееся к информатике, нам подходит: контро́ллер – это компьютерная подсистема, управляющая работой подключённых к ней периферийных устройств и каналов связи.

Возможно, найдутся те, кто не знает, что такое гироскутер. Гироскутер – это уличное электрическое транспортное средство, выполненное в форме поперечной планки с двумя колёсами по бокам.

Ограниченными в употреблении могут быть профессиональные слова, понятные представителям одной профессии.

Есть ещё одна группа слов ограниченного употребления. Это жаргон и сленг. Молодые люди используют слова из английского языка: «хайп», «хэ́йтер», «свайп», «и́зи».

Важно помнить, что главное в общении – чтобы тебя понимали.

Тренировочные задания

1. Подберите синонимы к диалектным словам. Добавьте их в таблицу.

диалектное слово

рукотёрник

скрябка

утирка

общеупотребительное слово-синоним

Носовой платок, полотенце, лопата

Для выполнения этого задания можно проанализировать морфемный состав слов и догадаться, почему предметы так названы. Скрябка – от слова скрести. Рукотёрник – предмет, которым вытирают руки. Утирка – предмет, которым утираются.

Правильный ответ

диалектное слово

рукотёрник

скрябка

утирка

общеупотребительное слово-синоним

полотенце

лопата

носовой платок

2. Восстановите последовательность расположения информации в толковом словаре.

1. Пример употребления в речи.

2. Грамматические пометы (например, род имени существительного).

3. Толкование лексического значения.

4. Искомое слово с указанием ударения.

Вспоминаем, как выглядит словарная статья толкового словаря учебника:

Правильный ответ

4. Искомое слово с указанием ударения.

2. Грамматические пометы (например, род имени существительного).

3. Толкование лексического значения.

1. Пример употребления в речи.

Тест ЕГЭ по русскому языку решать онлайн

(1)Когда шла Великая Отечественная война, мою родную деревеньку Ивановку не бомбили, не жгли, из пушек не обстреливали. (2)Немцы по ней проходили, но уже пленными, с печально опущенными головами. (3)Я знал, что они наши враги, что они убили моего отца. (4)Но мне всё равно почему-то было их жалко. (5)Может быть, потому, что их вели под конвоем и конвоиры сурово на них покрикивали, прикладами подталкивали отстающих…

(6)Накануне войны в одном из пахнущих свежей смолой домов с недостроенным высоким крыльцом поселилась наша семья. (7)Из этого дома, так и не успев его достроить, ушёл на войну отец. (8)С тех пор минуло много лет. (9)А я как сейчас вижу его, светловолосого, стройного, с печальным скуластым лицом. (10)Ранним июльским утром он усаживает нас с братом на дроги, а сам идет пешком. (11)За деревней по его команде мы спрыгиваем с дрог и с криками «Папа, папа!» бежим за подводой. (12)Он машет нам рукой и велит возвращаться домой. (13)Мы останавливаемся и тоже машем ему. (14)А дроги, на которых, как думаем мы, отец едет на войну, убегают вдаль. (15)На самом деле отец едет пока в райцентр на призывной пункт, а уже оттуда его должны отправить на фронт.

(16)На другой день после проводов отца в райцентр напротив нашего дома посреди дороги остановился грузовик, в кузове которого, сгрудившись, стояли молодые парни. (17)Из кузова спешно выпрыгнул отец и устремился к нам. (18)Навстречу ему с плачем рванулась мама, а за ней и мы с братом. (19)Парни сначала что-то кричали, смеялись, давая советы отцу, но, увидев нас, притихли. (20)Шофёр, высунувшись из кабины, торопил отца. (21)Но на улицу высыпали все жители нашей деревеньки, и каждый хотел с ним попрощаться, кто-то наказывал передать поклон родному человеку, будто отец обязательно должен был встретить его.

(22)Когда машина тронулась, заголосили бабы, мама зарыдала, брат Генка заплакал. (23)А я, предупрежденный отцом, что мужику реветь не положено, молча сглатывал слезы…

(24)Как бы я хотел перечитать сейчас отцовские письма, которые он посылал нам с фронта! (25)Они были без конвертов, написаны на листочках и сложены треугольником. (26)Не до конвертов было на фронте. (27)Нет отцовских писем. (28)Пропали при переездах. (29)Горько и обидно. (30)Ах, если бы поаккуратнее да позаботливее отнестись к ним! (31)Узнал бы, о чём он тогда думал, о чём мечтал…

(32)Я не помню, о чём писал отец, хотя мать и читала нам вслух его письма. (33)Но точно знаю, что о нас с братом он заботился. (34)Однажды в одном из писем-треугольников он прислал нам с Генкой два малюсеньких серебристых танка. (35)Вероятно, это были отличительные знаки, которые солдаты носили на петлицах. (36)А отец был командиром танка, сержантом в армии генерала Катукова. (37)В деревне никаких игрушек тогда не водилось, а тут такие невиданные значки! (38)Мы с братом гордились ими, хвастались перед ребятишками, но и давали поиграть.

…(39)В жаркий июльский полдень, ровно через год после того как отец ушёл на фронт, почтальонша вручила маме необычное с виду письмо. (40)В конверте! (41)Мама насторожилась, в глазах её заблестели слёзы. (42)Я был слишком мал, чтобы понять, что в конверте находилось похоронное извещение, или попросту «похоронка», и стал просить маму, чтобы она поскорее прочитала отцово письмо. (43)Но когда она, пробежав его глазами, заголосила и хлестнулась на землю, а зарёванные бабы, подруги матери, велели мне сбегать в поле за дедушкой и бабушкой, родителями отца, до меня дошло, что папу я уже никогда не увижу и не услышу его голоса. (44)И вот тогда на меня накатила такая безысходная тоска, что я всю дорогу бежал и рыдал…

(45)Тоска по отцу не отпускала долго, пока не стали приходить похоронки и в другие дома и моё горе не слилось с горем других деревенских ребятишек. (46)Слившись, оно не уменьшилось, но как бы перемешалось и предстало уже в ином качестве — всеобщего людского горя. (47)Страдать сообща всё-таки было легче. (48)Постепенно тоска по отцу приутихла, но рана в душе так никогда и не зарубцевалась… (По В. Кологриву)

* Виктор Федорович Смирнов (Кологрив) (род. в 1936 г.) — российский писатель, автор книг для детей и взрослых, лауреат Международной литературной премии им. С. В. Михалкова.

Предложения со словосочетанием ЗАГЛЯНУТЬ В СЛОВАРЬ

Заглянем в словари, чтобы узнать, что такое деньги. Заглянем в словарь русского языка… Самый простой способ попытаться разобраться с незнакомым или не совсем понятным словом — это, во-первых, попытаться понять его смысл, основываясь на анализе структуры самого слова, во-вторых — заглянуть в словарь. Подозревая неладное, я заглянул в словарь тотчас после урока. Загляни в словарь, и ты поймёшь свою ошибку.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: ознаменование — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Положительное

Отрицательное

Однако, если заглянуть в словарь, то окажется, что дача — это загородный дом для городской семьи, как правило, не используемый его владельцами для постоянного проживания. Конечно, она могла заглянуть в словарь, но ей хотелось отгадать, что оно означает. Заглянем в словарь: память — это процесс воспроизведения прежних впечатлений, знаний, опыта. Если заглянуть в словарь, то можно найти следующую трактовку слова «массаж»: «лечение, базирующееся на техниках поглаживания, разминания и растирания в целях лечения, расслабления и оздоровления». Когда вы заглянете в словарь, то найдёте дефиницию этого слова как «позиция». Однако я запомнил этот факт и решил заглянуть в словарь, узнать, что же представляет собой папье-маше, если ради него люди готовы нанять машину и тащиться на распродажу за город. Надо заглянуть в словарь сленга. Но заглянем в словари, хотя бы для того, чтобы проверить и обеспечить коммуникативность своих мыслей и речи. Если вы заглянете в словарь или медицинский справочник, то увидите, что структура лимбической системы может различаться. Если в поисках значения какого-либо слова мы заглянем в словарь, то найдём определение искомого термина и синонимы к нему, то есть другие слова. Для начала предлагаю заглянуть в словарь и разобраться с понятием «истинный». А если заглянуть в словарь синонимов, то увидим, что синонимы корректности — любезность, галантность, обходительность, уважительность, предупредительность, правильность, пристойность, вежливость, тактичность, точность, деликатность, приличность, учтивость, чёткость (и даже субтильность!). Учитель, сочувственно взглянув на меня, посоветовал всем интересующимся заглянуть в словарь. Если вы испытываете трудности при написании, не ленитесь заглянуть в словарь и проверить себя. Между тем заглянем в словарь еврейских слов и увидим, что слово земля в тексте показана словом «афар», т. А по сему, если вам что-то в этой книге и покажется сложным или вы встретите незнакомое для себя слово, то не бойтесь напрячь свои извилины или заглянуть в словарь. Магия языка заключена в его структуре. Давайте заглянем в словарь. Заглянув в словарь имён, вы найдёте там ещё фиалки (Виола) и маргаритки (Дейзи), а также гортензию и георгин. Если заглянуть в словарь, то less — это «что-то ничтожное или незначительное», «меньшее количество». Даже если вышеупомянутые джентльмены значения слова «штурман» не знали, могли бы заглянуть в словарь или энциклопедию и пополнить эрудицию. Возьми себе за правило заглядывать в словарь не менее 1000 раз в день. Перевод и транскрипция всех английских слов удобно даётся в местах использования этих слов (совсем не нужно заглядывать в словарь). Зачастую такой человек даже не даёт себе труда заглянуть в словарь, — он просто вставляет приглянувшееся словцо в e-mail и уповает на лучшее. Вспомните названия спортивных игр, вы тоже можете смело применять их, не заглядывая в словарь, в беседе на английском. Это позволяет применять одну и ту же единицу в нескольких ситуациях, не заглядывая в словарь. Читал медленно, потому, что иногда ему приходилось то подумать, то заглянуть в словарь: маленькая брусничного цвета книжечка со старинными прекрасными картинками была написана на английском языке. Если вы заглянете в словарь, то наверняка найдёте определение вроде этого. Просто переводчик увидел знакомое слово да так и перенёс его в русский текст — и не вдумался в то, что получилось, не заглянул в словарь, где ясно сказано, что tunic — просто мундир! Заглядываю в словарь практического психолога и читаю, что лень — это неосознанное сопротивление бесполезной работе. Проверила все документы — один за другим, всё время заглядывая в словарь, чтобы разобраться в иностранных юридических терминах. Хотите вызубрить пару сотен слов или разговаривать на нём так, чтобы вас понимали носители языка, а, быть может, выучить иностранный язык — значит знать его до такой степени, чтобы вы сами могли писать на нём стихи, не заглядывая в словари?

Неточные совпадения:

Если заглянуть в энциклопедический словарь, то можно найти следующее определение магии: магия — это особые ритуальные обряды, связанные с верой в сверхъестественные способности человека, т. Сперва я предположил, что это словечки из молодёжного жаргона, но, заглянув в соответствующие словари, не нашёл никакого подтверждения подобному толкованию. Если заглянуть в толковый словарик русского языка, изданный в XIX веке, то начинает казаться, что это словарь иностранных слов так много непонятного! Однако достаточно заглянуть в любой буржуйский словарь, чтобы убедиться в том, что на самом деле, когда англичанин держит свечку, это означает, что он не уступает кому-то по качеству. Давайте сами проделаем работу переводчика, заглянув в соответствующий словарь. Нет бы заглянуть в орфоэпические словари и узнать, что и то и другое верно. Мы приводим небольшую подборку текстов, которые при желании легко пополнить, заглянув в различные лингвистические словари и справочники. Между тем имена, используемые нами, создавались веками, накапливались в разных народах и содержат в себе самые различные качества, выделенные в своё время людьми, в этом легко убедиться, заглянув в любой ономастический словарь. Только потом я сообразил заглянуть во франко-латинский словарь. Наш словарь поможет вам заглянуть в глубь веков и узнать историю своего имени, его происхождение и значение. — Он заглянул в толковый словарь. Стыдно — не в словарь заглянуть или выставить себя в дурацком свете, позорно — подвести всю редакцию и «обнулить» её труд.

ЗАГЛЯНУТЬ — это… Что такое ЗАГЛЯНУТЬ?

  • заглянуть — См. читать… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. заглянуть посетить, поглядеть, прийти, забрести, запустить глаза, посмотреть, зайти, залететь, заскочить, приехать, взглянуть …   Словарь синонимов

  • ЗАГЛЯНУТЬ — ЗАГЛЯНУТЬ, яну, янешь; совер. 1. Быстро или украдкой посмотреть куда н., взглянуть, чтобы узнать, выяснить что н. З. в окно. З. в справочник. 2. Зайти куда н. ненадолго (разг.). З. к приятелю. • Заглянуть (зайти) на огонёк к кому зайти к кому н.… …   Толковый словарь Ожегова

  • заглянуть — заглянуть, загляну, заглянет (не рекомендуется заглянёт) …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • заглянуть — (постараться разобраться в чувствах, думах) во что кому и к кому. Заглянуть в душу другу (к другу) …   Словарь управления

  • Заглянуть — I сов. неперех. 1. однокр. к гл. заглядывать I 2. см. тж. заглядывать I II сов. неперех. 1. однокр. к гл. заглядывать II 2. см. тж. заглядывать II …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • заглянуть — заглянуть, загляну, заглянем, заглянешь, заглянете, заглянет, заглянут, заглянул, заглянула, заглянуло, заглянули, загляни, загляните, заглянувший, заглянувшая, заглянувшее, заглянувшие, заглянувшего, заглянувшей, заглянувшего, заглянувших,… …   Формы слов

  • заглянуть — глаг., св., употр. часто Морфология: я загляну, ты заглянешь, он/она/оно заглянет, мы заглянем, вы заглянете, они заглянут, загляни, загляните, заглянул, заглянула, заглянуло, заглянули, заглянувший, заглянув см. нсв. заглядывать …   Толковый словарь Дмитриева

  • заглянуть — заглян уть, ян у, янет …   Русский орфографический словарь

  • заглянуть — (I), загляну/, гля/нешь, нут …   Орфографический словарь русского языка

  • заглянуть — C/A гл см. Приложение II загляну/ загля/нешь загля/нут загляну/л 235 см. Приложение II заглян …   Словарь ударений русского языка

  • Не бойтесь заглядывать в словарь… — Блоги — Эхо Москвы, 18.11.2016

    А знаете ли вы, что 22 ноября, в день рождения великого русского лексикографа Владимира Ивановича Даля, в России отмечают День словаря? Словаря, в который заглядывать почему-то считается ненужным и едва ли не зазорным: дескать, сам ничего не знаешь, вот и смотришь в словарь…

    Об истории словарного дела в России, о собирателе и толкователе слов Дале и о культуре обращения со словарем, которую нужно воспитывать в человеке с детских лет, будем говорить 20 ноября с Татьяной Малковой, учителем словесности московской школы № 1359. Почему с ней? Потому что именно она победила во всероссийском конкурсе «Словарный урок», который недавно провело некоммерческое партнерство по содействию в поддержке и сохранении русского языка «Родное слово». Кстати, мастер-классы призеров конкурса можно будет посетить в рамках празднования Дня словаря с 21 по 24 ноября (или же присоединиться к ним дистанционно).

    С момента выхода в свет словаря Даля (он издавался в 1863-1866 гг.) прошло уже 150 лет. Так что этот год – юбилейный. А Даль и его «Толковый словарь живого великорусского языка» для многих и сегодня «живее всех живых». Не в том смысле, что он по-прежнему современен: наш словарный запас, конечно, существенно изменился, да и само далевское творение не раз подвергалось критике, упрекам в том, что автор не только собирал слова, но и придумывал их. То, что словарь живет до сих пор, объясняется и тем, что он очень… живо, т. е. «ярко, ясно, сильно» написан. Может, поэтому его называют «энциклопедией русской жизни»? «Русского человека он знает, – говорил о Дале Тургенев, – как свой карман, как свои пять пальцев».

    Вот несколько живых штрихов к портрету человека и словаря. Даль, военный врач, прослуживший на флоте 7 лет, хирург-окулист, был и чиновником по особым поручениям, и чиновником в канцелярии министра внутренних дел, а собирание слов было его, как теперь сказали бы, хобби. За 50 лет один человек собрал в словарь из 4 томов более 200 тысяч слов. Если эти слова просто выписать столбиками, понадобится… 450 ученических тетрадей в линейку. А ведь у каждого слова есть толкование, родственники, окружение – пословицы и поговорки! Их тоже собрано было очень много – больше 30 тысяч. В 1853 году Даль представил в Академию наук свой сборник «Пословицы русского народа». В предисловии автор обращался к своим читателям: «Что если бы каждый любитель языка нашего, пробегая на досуге сборник мой, делал заметки, поправки и дополнения… и передавал бы их собирателю — не правда ли, что следующее издание, если бы оно понадобилось, могло бы оставить далеко за собой первое? Дружно – не грузно, а один и у каши загинет». Живое слово дороже мертвой буквы – Даль любил эту пословицу, похоже, больше всего. Говорят, до последних дней он вносил в словарь поправки и дополнения гусиным пером, чтобы буквы были круглее и четче, при этом бормотал: «А когда досуг-то будет? А когда нас не будет». Другие называли его труд подвигом, а он сам – «крупицей по силам», принесенной в дар Родине.

    В Москве есть дом-музей Даля – на Большой Грузинской, 4/6, стр. 9 С ним тоже связана любопытная история. Рассказывают, что в 1941 году перед домом упала фашистская бомба, но не взорвалась. Когда саперы раскрыли ее, то вместо детонатора обнаружили… чешско-русский словарь. Провидение рукою рабочего-антифашиста сохранило для нас дом, где Даль прожил свои последние годы? Возможно, это просто байка. Но, согласитесь, история красивая!

    Впрочем, что мы только о Дале? Есть и другие «люди и словари»: Ушаков, Ожегов, Фасмер… А сегодня еще и Шведова, Лопатин, Крысин…

    Что такое словарь? В каких жизненных ситуациях без словаря не обойтись? Что лучше – «бумажная версия» или словарный онлайн-поиск? Какие словари стоят у нас на полках или загружены в «гаджеты»? Как увлечь детей – да что там, и взрослых тоже! – путешествием в мир словарной Вселенной? На эти вопросы мы и собираемся искать ответы вместе с учителем-словесником Татьяной Малковой.

    Лингвистические термины — Студопедия

    Аббревиатура— сложносокращенное слово.

    Вопросы для самопроверки

    25. Какие слова называются многозначными? 2. Чем обуслов­лены прямое и производное значения слова? 3. На основе чего происходит перенос значения слова? 4. Что такое метафора?

    От чего зависит образность метафор? 6. Какие метафоры ха­рактерны для юридической речи? 7. Что такое метонимия и как она образуется? 8. Как называется разновидность метонимии и в чем ее сущность? 9. Каковы особенности сочетаемости много­значных слов? 10. Каких ошибок, связанных с употреблением многозначных слов, следует избегать юристу? 11. Что такое омо­нимы и с чем связано их появление в языке? 12. Что такое не­полные омонимы? Каковы их разновидности? 13. Чем отлича­ются омонимы от многозначных слов? 14. Как даются омонимы в толковых словарях?

    Примерный план практического занятия

    Теоретическая часть

    Понятие полисемии. Сущность явления. Основное и про­изводное значения слова. Разграничение полисемии и омони­мии.

    Построение словарной статьи многозначного слова в тол­ковых словарях. Обозначение омонимов в словарях.

    Ошибки, связанные с употреблением многозначных слов и омонимов.

    Практическая часть

    Задание 1.Прочитайте в словаре С. И.Ожегова или в «Сло­варе русского языка» (М., 1981. Т. 1—4) словарные статьи слов дача, квалификация, право, эпизод, язык, брак, защита, гриф, суд, лицо, повод, ссылка. Выделите среди них многозначные слова и омонимы.

    Задание 2.Среди многозначных слов, приведенных в разделе «Многозначные слова в речи юристов», выберите те случаи, где перенос значения происходит на основе сходства, и те случаи, где перенос значения возникает на основе смежности, т. е. на­зовите примеры метафоры, метонимии и синекдохи.


    Задание3. В отрывке из речи Н. П.Карабчевского по делу о крушении п/х «Владимир» выделите образные метафоры, пока­жите их функции в речи. Определите, на основе каких призна­ков произошел перенос значения слова в каждой из них.

    Рассвет, опоздавший осветить место печальной катастрофы 27 ию­ня, конечно, навсегда останется кровавым в нашем воображении; бездна, жадно поглотившая в короткий миг, между утром и ночью, столько человеческих жертв, останется навсегда холодной и мрачной.

    Задание 4. Вприведенном ниже отрывке выделите много­значные слова и омонимы. Подумайте, каковы их функции в тексте.

    Слово — полководец человечьей силы. В этом ярком и глубоком определении заключено признание могущественного воздействия сло­ва на человека. Каждый испытал силу слова на себе. Вовремя сказан­ное теплое, дружеское слово ободрит, обрадует, поможет преодолеть трудности; суровое и правдивое слово критики направит на верный путь, поможет стать нравственно чище, благороднее; вдохновенное слово оратора заронит в душу жажду большого дела, мечту о подвиге, воодушевит тысячи и тысячи людей на свершение великих задач, ко­торые народ поставил перед собой. А. Твардовский писал:


    Да, есть слова, что жгут, как пламя,

    Что светят вдаль и вглубь — до дна.

    Он говорил также, что слова «ведут на бой и труд». Не случайно у многих писателей и поэтов мы находим сравнение слова с оружием: «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо».

    Но свою роль помощника и оружия слово по-настоящему выпол­няет только тогда, когда им владеют. Знать язык так, чтобы уметь точ­но, ясно, интересно и убедительно сказать о деле, чтобы говорить с людьми с учетом обстановки, чтобы не затрудняться при письменном изложении мыслей, — это, без преувеличения, обязанность каждого гражданина. «Язык — инструмент, необходимо хорошо знать его, хо­рошо им владеть» — это высказывание Горького, обращенное к писа­телям, относится к каждому из нас.

    Задание 5.Определите и устраните ошибки, возникшие в ре­чи юристов в результате неудачного использования многознач­на слов и омонимов.

    1. Для установления причин недостачи необходимо установить дви­жение перца внутри торгового куста. 2. Неизвестное лицо, заглянув в комнату № 9 общежития, плюнуло на Чураева и Глазунова. 3. В на­стоящее время его сын находится на поселении в Нижнем Ингаше Красноярского края, перебрасывается с места на место и продолжает злоупотреблять спиртными напитками. 4. Человек потерпел наказа­ние. 5. Козел гр-ки Динер травмировал брюки истца. 6. К Воронкову подошли двое лиц с неизвестными лицами. 7. Лицо может быть ис­правлено без изоляции от общества. 8. Лодка, плывшая по реке, пере­вернулась, и лица последовали вверх ногами по течению. 9. Обнажен­ные души вчерашних влюбленных брошены на костер допроса.

    Прибывшему сотруднику милиции подсудимая оказала сопротив­ление, выталкивая его корпусом.

    Задание 6. Вотрывке из воспоминаний А. Ф.Кони о Ф. М.Достоевском проследите, как с помощью метафор созда­на картина внутреннего развития преступления. Оцените рече­вое мастерство автора. Отметьте привычные метафоры, выдели­те образные; обоснуйте уместность их употребления.

    Задавленный бедностью, оскорбленный и раздраженный неудача­ми, болезненно чуткий, нежный и впечатлительный студент Расколь­ников видит, как все более и более сжимается круг теснящей его нуж­ды, за пределами которого тщетно выбивается из сил скорбная фигура его любящей матери. Молодые силы напрасно ищут исхода. Почти не­избежный в страдающей душе затерянного в огромном и чуждом горо­де человека вопрос о праве сытых, спокойных, способных жить только для себя, бесплодно и бездушно, — возникает и у Раскольникова. Слу­чайно подслушанный разговор о злобной закладчице, сидящей «сторо­жевою тенью» на сундуках, где бесполезно лежат средства для разви­тия одних, для спасения от гибели других, порождает мысльо праве этой «вши» на существование. И тут в первый раз, как змейка, мелька­ет мысль об отнятии этого права. Она еще неопределенна, еще она не коснулась практических вопросов, еще как и каким образом не су­ществуют, — но она упала на подготовленную голодом, нуждою, уны­нием почву. Это зерно уже не склюют придорожные щебетуньи; а мрачные птицы отчаяния, летающие над душою Раскольникова, для зерна этого не опасны. В долгие дни сумрачной думы больная фанта­зия рисует мало-помалу картины практического осуществления; в об­думывании его, без всякой веры в его серьезность и возможность, но без освежающих ум картин, проходит время. И вот «проба» — и вдруг встает с ясностью эта возможность, осуществимость предприятия. Бу­дущая удобная обстановка с назойливой очевидностью бросается в гла­за. Зерно всходит на поверхность молодым побегом. Змейка, свившая себе гнездышко в душе Раскольникова, приходит в движение…

    Задание 7.Расскажите о функциях многозначных слов в ре­чи оратора; при этом следите за использованием в вашей речи слов в переносных значениях.

    Задание 8.Познакомьтесь со словарями: Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка. М., 1976; Колесни­ков Н. П. Словарь омонимов русского языка. Ростов н/Д, 1995. Расскажите на практическом занятии о построении словарной статьи в словаре. Выберите несколько омонимов, среди которых есть слова, являющиеся юридическими терминами.

    Задание 9.Попробуйте составить для толкового словаря сло­варные статьи к словам преступление, закон, учитывая их мно­гозначность. Затем проверьте свои материалы по толковому словарю.

    Что означает глагол «будировать» — Российская газета

    — Опять вы, коллеги, будируете этот вопрос! Мы же договорились, что на решение проблемы уйдет не меньше месяца, имейте терпение!

    Интересно, что слово «будировать» всем кажется соответствующим моменту. «Будировать вопрос» — это ставить его, поднимать, привлекать к этому вопросу внимание, так?.. Если доверять словарям и комментариям языковедов, совсем не так! В последнем издании Толкового словаря под редакцией Н. Шведовой «будировать» отсутствует, его как бы и не существует. Но поскольку в его звучании чувствуется некая «иноземность», можем заглянуть в Толковый словарь иноязычных слов. Вот оно, наше слово: «будировать» от французского bouder — дуться, сердиться, воротить нос, бойкотировать что-то! Точно так же его употребляли в XIX веке и у нас. У Н. Чернышевского: «Очень приятно видеть, когда хорошенькая женщина будирует». «Будирует» — дуется, сердится. Среди моих знакомых нет никого, кто использовал бы слово «будировать» в подобном смысле.

    Между тем в Большом толковом словаре русского языка это значение по-прежнему стоит на первом месте, хотя и с пометкой «устарелое». Демонстративно не замечать кого-то, подчеркивая свое недовольство кем-то или чем-то, дуться, сердиться — так определяет словарь наше «будировать». Важное замечание: «будировать» в этом значении используется без дополнения. Он будирует. Она будирует. Они будируют. Не кого-то или что-то, а просто «будируют». Повторю: не знаю никого, кто говорил бы так сейчас!

    Зато многие охотно «будируют кого-то или что-то»: будируют начальство, общественное мнение, будируют вопросы… Словари такое употребления замечают, конечно, но крайне неохотно. Второе значение глагола «будировать» сопровождается пометой «разговорное». Будировать — это тормошить, возбуждать, признает словарь. И тут же поясняет: такое употребление — результат ошибки, результат контаминации (смешения) французского глагола bouder и русского «будить».

    Ошибка-то ошибка, но какова ее устойчивость, какова живучесть! Нет уж, если языку что придется по душе, если что покажется ему целесообразным, стоять у него на пути бесполезно. У второго значения слова «будировать» есть все шансы в недалеком будущем стать первым. И почему бы нет, собственно?

    Определение

    в кембриджском словаре английского языка

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ | Определение в кембриджском словаре английского языка Тезаурус: синонимы и родственные слова ,

    Основные причины, по которым города были построены там, где они сейчас находятся

    Почему города находятся там, где они есть? кажется, что ответить на простой вопрос. Вы, вероятно, не удивитесь, что вода, природные ресурсы и история имеют прямое отношение к этому. Но почему большинство из них находится в северном полушарии?

    На этот вопрос есть отличное небольшое видео от Wendover Productions, и оно определенно стоит «мясников». Большинство причин говорят сами за себя. Очевидно, вам понадобится доступ к воде для питья.Расположение рядом с большим водоемом также полезно для транспорта и торговли. Местный доступ к множеству природных ресурсов, очевидно, также очень полезен, вам нужен этот материал для строительства городов.

    Углубленное изучение выходит за рамки этой статьи, но мы быстро сделаем шаг.

    История двух полушарий

    Что действительно интересно, так это то, что большинство крупнейших городов мира расположены в северном полушарии. Но почему? Вы можете подумать, что это потому, что в этом полушарии больше земли, с которой можно «поиграть».Вы можете быть удивлены, узнав, что это не всегда правда. Южное полушарие составляет около 32% суши Земли, но только 14% крупнейших городов мира. Плотность крупных городов явно больше сосредоточена в Северном полушарии. Большинство этих городов сосредоточено в Европе и Азии.

    Очевидно, что крупные и развитые цивилизации развивались в этой части мира раньше, чем, скажем, в Северной Америке, но влияет ли на это что-нибудь еще? Почему в Африке не так много больших городов? Все текущие свидетельства эволюции указывают на наше развитие на этом континенте, так что на нем наверняка должна быть самая высокая концентрация больших городов, верно? Как мы знаем, это не так.Как оказалось, большинство крупнейших и величайших империй в мире располагались в Европе и Азии. Форма Европы и Азии особенно хорошо подходит для больших империй: они шире, чем высота.

    Когда мы смотрим на некоторые из величайших империй прошлого, например, Империю Цин, Монгольскую империю и Римскую империю, мы видим примерно горизонтальное расширение по Евразии (и вершине Африки в случае Рима).

    The Primary Reasons Why Cities Were Built Where They Now Are

    [Источник изображения: NASA ]

    Age of Empires

    Все хорошо, но что сделало Европу и Азию такими благоприятными для городского строительства? Теории и модели могут предполагать, что форма земли в значительной степени влияет на успех культур и цивилизаций.Ширина этой плиты Земли дает много земли примерно на одной широте. Это обеспечивает более или менее одинаковый или похожий климат. Если вы жили на континенте, скажем, в Африке, он скорее выше, чем в ширину. Это означает, что по мере того, как вы путешествуете на север или юг, климат будет меняться более резко по сравнению с более длинным, а не высоким континентом.

    Основные ранние события в жизни человека были связаны с животноводством и земледелием. Эти нововведения позволили нам перейти от кочевого общества охотников-собирателей к оседлому земледельческому образу жизни.Растения и животные, которые процветали в одной части континента, вероятно, преуспеют на одном и том же массиве суши на одинаковой широте. Даже на других континентах с похожим климатом эти виды могут быть заселены.

    Америка — хороший тому пример. Современные империи, такие как Британская империя, могли использовать в своих колониях европейские сельскохозяйственные культуры. США и Европа более или менее климатически идентичны. Если вам нужно было расширить свою цивилизацию на очень многих широтах, вам, скорее всего, придется приручить различные виды, а не использовать те же или похожие виды, которые у вас уже есть.

    The Primary Reasons Why Cities Were Built Where They Now Are

    [Источник изображения: AngMoKio через Wikimedia Commons ]

    Думающий фермер

    Когда-то поселившиеся люди могли сосредоточиться на менее насущных вопросах, таких как еда, работать над технологическим прогрессом для экономии труда и многих других аспектов современной жизни. общества. Избыток пищи приводит к положительной обратной связи о росте населения. Это означало, что города и колонии могли содержать еще больше людей. Самые успешные из них или из них в конечном итоге могут стать крупнейшими городами мира.Мы явно немного замалчиваем здесь войну и болезни.

    Вода

    Кажется здравым смыслом, что доступ к воде является важным ресурсом для строительства города. На самом деле 14 из 15 крупнейших городов мира расположены на расстоянии не более нескольких десятков километров океанов. Обычно их также садят прямо на воду или очень близко к источникам питьевой воды, таким как реки, озера или природные источники.

    Ресурсы и горы

    Крутые вещи, такие как металлы, уголь, полезные ископаемые и другие ресурсы, обычно можно найти в горных районах.Было бы здорово разместить ваш город рядом с этими объектами. Они также могут обеспечить защиту и облегчить защиту вашей молодой цивилизации. Но они могут быть палкой о двух концах. Горы также могут ограничивать рост городов. Например, горные хребты Аппалачей в США ограничивали исследования к западу от горного хребта до тех пор, пока технологии не преодолеют технические трудности.

    The Primary Reasons Why Cities Were Built Where They Now Are

    [Источник изображения Pixabay ]

    Где построить свой город

    Итак, если бы мы начали с нуля, скажем, в большой, реальной игре Civilization, где было бы лучшее место для наших город? Сверху мы видели, что где-нибудь в Европе или Азии было бы хорошим началом.Хотелось бы быть где-нибудь близко к воде и не дальше нескольких десятков километров от моря. Было бы неплохо, чтобы поблизости были горы и тоже была судоходная река. Оказывается, все точки теоретической модели предполагают, что идеальным местом будет Дакка, Бангладеш. Это не просто теория.

    Если вы возьмете местоположение каждого человека на Земле и усредните его, вы окажетесь в Южной Центральной Азии. Другими словами, это оптимальное место для жизни. Дакка занимает от 4-го до 18-го места по величине мегаполисов (в зависимости от вашего определения), а Бангладеш имеет одну из самых высоких плотностей населения в мире в целом.

    Круто а? Надеемся, вам это показалось таким же интересным, как и нам. Вы согласны? Где бы вы поместили свой город в идеальном мире?

    Источники: Wendover Productions, Bigthink, Historyworld

    СМОТРИ ТАКЖЕ: Эти карты показывают рейтинг самых токсичных народов Земли

    .

    Интерактивный подход к обучению грамматике для взрослых — на каждый день ESL

    Как я могу использовать интерактивные исследования в классе?

    Управляемое открытие — отличный инструмент для взрослых учащихся, потому что он признает их автономность в классе и их способность направлять собственное обучение. Это также отличный метод для использования с грамматикой, поскольку он позволяет учащимся не только изучать изучаемый предмет, но также видеть его в использовании и рассматривать его как нечто большее, чем абстрактную часть языка.Грамматика, изученная посредством управляемого открытия, — это грамматика, изученная в контексте.

    Управляемое открытие придает огромное значение руководству учителя, но может быть сложно понять, как направлять своих учеников, не переключившись в «режим лекции». Ключевой метод заключается в постановке вопросов. Задаваемые вами вопросы призваны побудить ваших учеников замечать, думать и учиться на определенных аспектах языка, с которым они работают.

    Вопросы, которые вы задаете, будут различаться в зависимости от вашего класса, уровня подготовки, задач, целей и т. Д.Тем не менее, задаваемые вами вопросы должны предлагать учащимся определить или заметить аспект грамматики, который вы выделяете. Однако не стоит просить учащихся сразу же определять грамматический вопрос. Вопросы должны помочь вашим ученикам сделать собственные выводы.

    Освежить грамматику?

    Check Out ‘ Базовая грамматика английского языка для учителя ESL: прошлые прогрессивные глаголы

    Например, если я использую управляемое открытие, чтобы научить своих учеников множественному числу, я могу дать своим ученикам следующее предложение: «У меня одна собака и две кошки.«Вопросы, которые я задаю, можно попросить студентов нарисовать изображение животных испытуемого, спросить, сколько собак и сколько кошек, попросить их определить, чем отличается первое упомянутое животное от второго и т. Д.

    От С помощью этих вопросов учащиеся смогут определить, что первое животное (собака) имеет единственное число, а второе животное (кошки) — множественное число. Затем мы можем перейти к обсуждению добавления суффикса -s перед тем, как перейти к предложению, которое продвигает тему дальше, например: «У нее в гостиной три стула и два дивана.”

    Этот второй вопрос направит моих студентов к обращению и изучению написания множественного числа. Управляемое открытие могло бы продолжиться и дальше, и мы смогли бы наблюдать и выяснять закономерность того, как множественное число передается и пишется на английском языке.

    .