Правила постановки ударений. — материалы для подготовки к ЕГЭ по Русскому Языку

К заданию № 4 «Орфоэпические нормы»

Правила постановки ударений в именах существительных.

1. Слова иноязычного происхождения, как правило, в русском языке сохраняют место ударения, какое они имели в языке-источнике. В английском языке ударения чаще всего имеют ударения на первом слоге, а во французском – на последнем.
Поэтому английские заимствования звучат так:
гЕнезис, мАркетинг, мЕнеджмент, пОртер;
а французские так:
гравЁр, диспансЕр, жалюзИ, каучУк, партЕр, пюпИтр, шассИ.

2. В словах, обозначающих меры длины и оканчивающиеся на -метр, ударение падает на последний слог:
киломЕтр, сантимЕтр, миллимЕтр, децимЕтр.

3. В сложных словах со второй частью -провод при общем значении «приспособление для транспортировки какого-либо вещества или энергии» ударение падает на корень -вод-:
бензопровОд, водопровОд, мусоропровОд, светопровОд.


НО: электропрОвод, электропрИвод.

4. В словах, оканчивающихся на -лог, ударение падает, как правило, на последний слог: диалОг, каталОг, монолОг, некролОг.

5. В отглагольных существительных сохраняется место ударения, что в исходном глаголе, от которого они образованы:
(веру) исповЕдать – вероисповЕдание
обеспЕчить – обеспЕчение.

6. В некоторых существительных ударение является неподвижным и остаётся на корне во всех падежах:
аэропОрт – аэропОрты
бАнт – бАнты – с бАнтами
бухгАлтер – бухгАлтеров
Икс – с Иксом – Иксы – Иксов
крАн – крАны
лЕктор – лЕкторы – лЕкторов

тОрт – с тОртом – тОрты – тОртами
шАрф – шАрфа – шАрфы – шАрфов.

7. В существительном бАловень ударение падает на корень. Во всех словах, образованных от этого слова, ударение на -БАЛ- НЕ падает:
балОванный, баловАть, балУю, балУясь, избалОванный, набаловАть.


Правила постановки ударений в именах прилагательных.
1. В некоторых прилагательных ударение такое же, как и в исходных существительных, от которых они образованы:
слИва – слИвовый
кУхня – кУхонный
щавЕль – щавЕлевый.

2. Ударный слог полной формы некоторых прилагательных остаётся ударным и в краткой форме:

красИвый – красИв – красИва – красИво – красИвы
немЫслимый – немЫслим – немЫслима – немЫслимо – немЫслимы.

3. В некоторых частотных прилагательных с подвижным ударением оно падает на корень в полной форме – в единственном и множественном числе; а также в краткой – в мужском и среднем роде. В краткой форме женского рода ударение переходит на окончание:
прАвый – прАв – прАво – прАвы – правА
стрОйный – стрОен – стрОйно – стрОйны – стройнА.

4. Если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной форме оно будет на суффиксе

-Е- или-ЕЕ-:
больнА – больнЕе, сильнА – сильнЕе, стройнА – стройнЕе.
Если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно там и сохраняется:
красИва – красИвее, печАльна – печАльнее.

Правила постановки ударений в глаголах.

1. Ударение в глаголах прошедшего времени обычно падает на тот же слог, что и инфинитиве:
гулЯть – гулЯл, гулЯла
прЯтать – прЯтал, прЯтала.

2. В другой группе глаголов ударение во всех формах неподвижно, а в женском роде прошедшего времени переходит на окончание:

брАть – брАл, бралА, брАло, брАли
лгАть – лгАл, лгалА, лгАло, лгАли.
взялА, взялАсь, влилАсь, ворвалАсь, воспринялА, воссоздалА, гналА, гналАсь, добралА, добралАсь, ждалА, дождалАсь, занялА, заперлА, заперлАсь, звалА, звалАсь, лилА, лилАсь, навралА, надорвалАсь, назвалАсь, налилА, нарвалА, началА, облилАсь, обнялАсь, обогналА, ободралА, отбылА, отдалА, отозвалА, отозвалАсь, перелилА, позвалА, полилА, понялА, прибылА, рвалА, снялА, создалА, сорвалА, убралА.

3. У глаголов класть, красть, красться, слать, послать, отослать ударение в форме женского рода прошедшего времени НЕ падает на окончание, а остаётся на основе:

клАла, крАла, крАлась, слАла, послАла, отослАла.
Исключение составляют глаголы с ударной приставкой ВЫ-, которая всегда перетягивает ударение:
лилА – вЫлила, крАла – вЫкрала.

4. В глаголах, оканчивающихся на -ИТЬ, при спряжении ударение падает на окончания: -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ/-ЯТ:
включИть – включИшь, включИт, включИм, включИте, включАт
вручИть – вручИшь, вручИт, вручИм, вручИте, вручАт
дозвонИться – дозвонИшься, дозвонИтся, дозвонИмся, дозвонИтесь, дозвонЯтся
кровоточИть – кровоточИшь, кровоточИт, кровоточИм, кровоточИте, кровоточАт.
По той же схеме спрягаются глаголы:

звонИть, исключИть, наделИть, накренИться, насорИть, обзвонИть, облегчИть, ободрИть, ободрИться, одолжИть, окружИть, повторИть, перезвонИть, позвонИть, сверлИть, укрепИть, щемИть.

5. В следующих глаголах, оканчивающихся на –ИТЬ, ударение НЕ падает на окончание:
опОшлить – опОшлят
освЕдомиться – освЕдомишься.

6. В глаголах, образованных от имён прилагательных, ударение чаще всего падает на -ИТЬ:
быстрый – убыстрИть, острый – обострИть, лёгкий – облегчИть, бодрый – ободрИть, глубокий – углубИть.


НО: глагол озлОбить, образованный от прилагательного злой, этому правилу не подчиняется.

7. В возвратных глаголах ударение в форме прошедшего времени часто переходит на окончание или суффикс (в глаголах прошедшего времени мужского рода):
начАться – началсЯ, началАсь, началОсь, началИсь
принЯться – принялсЯ, принялАсь, принялОсь, принялИсь.

Правила постановки ударений в причастиях.

1. В действительных причастиях прошедшего времени с суффиксом -ВШ- ударение, как правило, падает на ту же гласную, что стоит в слове перед этим суффиксом:
зажИвший, налИвший, посмотрЕ

вший.

2. В страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от глаголов изогнуть, загнуть, согнуть ударение падает на приставку:
изОгнутый, зАгнутый, сОгнутый.

3. В кратких страдательных причастиях прошедшего времени женского рода ударение падает на окончание:
занятА, запертА, заселенА, нажитА, налитА, ободренА, снятА, созданА.

4. Если ударение в полной форме падает на суффикс -ЁНН-, то в краткой форме оно сохраняется только в мужском роде, а в остальных формах переходит на окончание:

включЁнный – включЁн, включенА, включенО, включенЫ
довезЁнный – довезЁн, довезенА, довезенО, довезенЫ
заселЁнный – заселЁн, заселенА, заселенО, заселенЫ.
По той же схеме изменяются причастия:
наделЁнный, низведЁнный, ободрЁнный, отключЁнный, повторЁнный, поделЁнный, приручЁнный.

5. В полных формах причастий с суффиксом -Т-, образованных от глаголов с суффиксами -О- и -НУ- в инфинитиве, ударение падает на один слог вперёд:
полОть – пОлотый, колОть – кОлотый, согнУть – сОгнутый, завернУть – завЁрнутый.

Правила постановки ударений в деепричастиях.

1. Деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что и в инфинитиве глагола, от которого они образованы:
задАть – задАв, залИть – залИв, занЯть – занЯв, начАть – начАв, поднЯть – поднЯв, предпринЯть – предпринЯв, создАть – создАв.

2. В деепричастиях с суффиксом -ВШ-, -ВШИ- ударение падает на гласную букву, которая стоит в слове перед этими суффиксами:
начАв, отдАв, поднЯв, прибЫв, начАвшись.

Правила постановки ударений в наречиях.

1. На приставку ДО- ударение падает в следующих наречиях:

дОверху, дОнизу, дОсуха.
НО: добелА, донЕльзя.
2. На приставку ЗА- ударение падает в словах:
зАгодя, зАтемно, зАсветло.
НО: завИдовать – завИдно.

Если вы хотите разобрать большее количество примеров — записывайтесь на курсы подготовки к ЕГЭ по русскому языку онлайн

 

Спасибо за то, что пользуйтесь нашими статьями. Информация на странице «Правила постановки ударений.» подготовлена нашими редакторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. Чтобы успешно сдать нужные и поступить в высшее учебное заведение или техникум нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий. Также вы можете воспользоваться другими статьями из данного раздела.

Публикация обновлена: 09.03.2023

Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ-2020. Тема «Орфоэпические нормы русского языка» (задание №4 ЕГЭ)

Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ-2020. Тема «Орфоэпические нормы русского языка» (задание №4 ЕГЭ)

org/BreadcrumbList»> Разделы: Русский язык

Классы: 10, 11

Ключевые слова: ЕГЭ, дидактичекий материал


Таблица «Мнемонические приемы для запоминания правильного ударения в наиболее «ошибкоопасных» словах»

Особенность

Пример

1.

Если слово французского происхождения – значит на последний слог ударение!

диспансЕр, жалюзИ, партЕр, экспЕрт

2.  

Нет ударения в корне на БА – непременно запомните эти слова!

баловАть, баловАться, избаловАть, балОванный, избалОванный, балУясь

3.

Ударный ЛОГ

каталОг и диалОг, монолОг и некролОг – ударение ВСЕГДА на ЛОГ!

4.

Ассоциации к слову «прАздник» (ударение на 1 слог)

БАнты, шАрфы, тОрты — все к прАзднику везут в аэропОрты!

5.

5 глаголов на ИТ

ПозвонИт, включИт вручИт , и, конечно же, сверлИт, а потом еще крепИт

6.

Рифмовка

Ах, эти воры – украли наши договОры!

Умные бухгАлтеры пересчитали в магазине все бюстгАлтеры!

СлИвовое варенье — от слИвы спелой угощенье!

Из тертой свЕклы все едят вкусный свЕкольный салат!

ЩавЕлевый суп из щавЕля уплетает наш Емеля!

Очень важный господин – наш компьютерный логИн!

Красивый – игривый:
чем игрИвее, тем красИвее!

Задание №1. Прочитать текст, списать выделенные слова, расставить в них ударение.

День Рождения.

Гости, нарядные, один красивее другого: с бантами на голове, яркими шарфами на шее, остановив такси, попросили шофера подъехать прямо к дому именинника. Километр пути – и вот уже показалась знакомая новостройка. Дом заселен наполовину. В подъезде темно. — Давайте включим свет и позвоним в квартиру! Дверь открыл улыбающийся мужчина. «У него неправильный прикус! И зубы не мешало бы запломбировать!» — подумали гости. Не прошло и пяти минут, как все уже сидели за столом. Именинник, закрыв жалюзи на окне, приказал откупорить бутылку шампанского. Был поднят первый тост в честь «новорожденного». Виновник торжества, принимая подарки, говорил одну и ту же фразу: «Не надо меня так баловать!» Гости мастерски «отвешивали» хозяину стола комплименты, восхищаясь свекольным салатом, жареной камбалой, сливовым компотом и, конечно же, вкусным шоколадным тортом! Гости разных возрастов, все довольные, напившись допьяна, наевшись досыта, разошлись уже заполночь!

Тестовое задание №2 (в формате ЕГЭ-2020)

В каком из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения. Неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

  1. позвонИм, рвалА, грАжданство, давнИшний, отобралА.
  2. обогналА, занятА, корЫсть, облЕгчит, влилАсь.
  3. послАла, снялА, нажИвший, донИзу, крепИт
  4. крАны, крАлась, надЕлит, лилА, шАрфов.
  5. аэропОртов, воссоздАла, жалюзИ, ободралА, откУпорит.
  6. взялАсь, плодоносИть, лекторОв, начАв, пОручни.
  7. отбылА, сливОвый, укрепИт, бОроду, нОгтя.
  8. бухгАлтеров, взялА, тОрты, дозвОнятся, экспЕрт.
  9. вручИт, диспансЕр, клАла, черпАть, свЕкла.
  10. вероисповедАние, ловкА, оптОвый, дождалАсь, понЯв.
  11. зАгнутый, Отрочество, возрастОв, каталОг, жилОсь.
  12. дОверху, квартАл, понЯвший, красИвее, обОдрить.
  13. мозаИчный, созЫв, окружИт, гналАсь, занЯли.
  14. танцОвщица, щавЕль, ходАтайство, Умерший, Искра.

Ответы к заданию №2

1.

гражданство

2.

облегчит

3.

донизу

4.

наделит

5.

воссоздала

6.

лекторов

7.

сливовый

8.

дозвонятся

9.

черпать

10.

вероисповедание

11.

возрастов

12.

ободрить

13.

заняли

14.

умерший

Слияние с раскладушкой | Диалект Блог

Детская кроватка! (Викимедиа)

Одним из главных отличий американского английского является то, что называется Cot-Caught Merger . Именно так это и звучит: некоторые диалекты сливают звуки в словах типа кроватка , лот и том с гласной в поймал , лапа , а подумал . Диалекты западной части Соединенных Штатов почти всегда имеют такое слияние; большинство диалектов в восточной половине США этого не делают (за исключением северо-востока Новой Англии).

Итак, в то время как кто-то из Нью-Джерси может произносить cot и catch как IPA kɑt и kɔt («caht» и «cawht»), кто-то из Лос-Анджелеса может произносить эти слова как IPA kɑt 9006 и kɑt («кахт» и «кахт»). Другими словами, то же самое.

Вроде ничего особенного, верно? И все же вы удивитесь, сколько страсти она вызывает у людей. Такие знатоки английского языка, как я, часами обсуждают точные масштабы и особенности слияния. Когда-то я участвовал в (ныне несуществующем) языковом форуме, где велись трехсотстраничные дебаты по поводу этой лингвистической мелочи.

Ладно, может быть, я преувеличиваю. Но позвольте мне перейти к сути: я думаю, что слияние застало меня врасплох.

Это кажется странным. Я вырос в Коннектикуте, который не является слитым штатом с колыбелью, и я жил в Нью-Йорке, возможно, наименее слитом с колыбелью месте на земле, в течение 13 лет ( кроватка — это IPA kat , тогда как — это IPA kʊət — то есть caht и caw-uht ). Но недавно я заметил, что моя гласная на кроватка (или лот или треска ) стала приобретать более округлые и обратные качества, в то время как гласная в пойманная начала немного выдвигаться вперед.

И не я один такой. Прослушивая запись моей любимой второй половинки, диктора, я заметил, что она склонна произносить оба звука со слегка округленной гласной (IPA ɒ ). И она выросла в Большой Филадельфии, которая является еще одной областью резкого различия между двумя фонемами.

Так что же здесь происходит? Что ж, пора признаться: мы с моей девушкой учились на актеров, и, будем откровенны, актеры не являются прекрасными примерами «нормального» диалектного поведения. Но я читал, что слияние, застигнутое врасплох, распространяется со скоростью лесного пожара. Почему?

Как и в случае со всеми языковыми изменениями, должно быть множество факторов, способствующих этому, но я бы предположил, что одним из возможных вариантов является подъем технологического сектора за последние тридцать лет. Диалектные изменения, как правило, происходят там, где есть деньги, и до жилищного бума деньги были в высокотехнологичных областях, таких как Калифорния и штат Вашингтон.

С другой стороны, в большинстве районов США различение кроваток-пойманных было не таким уж большим. В местах, где эти звуки отчетливы, Caught часто является лишь слегка округленной версией Cot .

Кому-нибудь еще кажется, что их «кроватки» не так уж отличаются от того, что их «поймали» в наши дни?

Эта запись была опубликована на американском английском и помечена как слияние, пойманное на раскладушке, Нью-Йоркский акцент. Добавьте постоянную ссылку в закладки.

диалектное различие и раннее обучение грамоте – Вы меня слышите?

Язык постоянно развивается, появляются новые слова ( перевариваемый, суперраспространитель ), новые выражения ( Я даже не могу ) и даже меняющийся синтаксис ( У вас есть? против У вас есть? ) и грамматика (исчезающее сослагательное наклонение: Если бы я был… ). Но главная интересующая сегодня тема — это сдвиги в произношении. То, как мы произносим слова, медленно меняется со временем, часто в зависимости от географического региона или демографической группы, что приводит к лоскутному одеялу с разными акцентами у носителей одного и того же языка.

Иногда произношение может настолько измениться, что звуки, которые когда-то были совершенно разными, теперь произносятся точно так же. Это известно как слияние . Хорошо известным и широко распространенным примером этого является слияние с низкой спиной , также известное как слияние кроватка , где гласные в словах кроватка и поймал эволюционировали так, что они больше не являются два разных звука. В зависимости от того, где вы живете, вы можете думать об одной из двух вещей прямо сейчас: Конечно, «раскладушка» и «поймал» звучат совершенно одинаково! или Не может быть, чтобы слова «кроватка» и «поймал» звучали одинаково! Практически у всех канадцев произошло слияние, в то время как население США разделено на объединенных и неслитых. В результате, хотя различия в написании сохраняются, гласные звуки в словах кроватка/поймать, кивнуть/грызть, запас/стебель идентичны для одних носителей английского языка, а не для других. Если у вас есть слияние, застигнутое врасплох, и вам трудно понять, как другие люди могут воспроизводить и воспринимать их как два разных звука, вы можете посмотреть это видео.

Детская кроватка и пойманный звучат одинаково в Канаде и большей части западной части США. Они различны на большей части востока США.
Таблица гласных показывает английские гласные, расположенные по месту артикуляции, от передней к задней части рта, от закрытого к открытому рту, с кроваткой и пойманным не объединенным.

Это все очень интересно, а при чем здесь обучение грамоте? Ну, это вопрос, который на удивление часто поднимается на онлайн-форумах для любителей грамотности и языков, в том числе несколько раз недавно в замечательном сообществе на Facebook под названием 9. 0007 Наука о чтении – чему я должен был научиться в колледже , группа, посвященная обмену знаниями о научно обоснованной практике грамотности . Члены этой группы знают, что очень эффективный способ научить детей читать и писать состоит в том, чтобы они обращали внимание на звуки в произносимых ими словах, а затем связывали эти звуки с буквами нашего алфавита. Этот подход метко называют речью для печати.  

Существует множество опубликованных материалов, которые помогают учителям применять подход речи к печати. Небольшая проблема заключается в том, что некоторые из них могут не обсуждать диалектные различия, такие как слияние, пойманное на раскладушке. Итак, что происходит, когда один из миллионов людей, застигнутых врасплох слиянием, натыкается на эти материалы? Иногда какая-то путаница. Хм, я всю жизнь неправильно произносил эти слова? Делаю ли я едва заметное различие между этими двумя звуками? Должен ли я помочь своим ученикам сделать/услышать разницу между этими звуками? К счастью, ответ — нет, нет и еще раз нет. Если у вас нет различия в вашем диалекте, у вас его просто нет, потому что это один и тот же звук.

Если вы один из миллионов ораторов с низкочастотным слиянием, вам не нужно выбрасывать большие учебные материалы, которые различают эти звуки. Нам просто нужно понять это явление, чтобы мы могли лечить o в fox и aw в видели как два разных графических представления одного и того же звука, не пытаясь провести различие, которого просто нет. Если вы говорите на диалекте со слиянием кроватки, то o в fox и aw в saw звучат так же, как ee и ea в 9 1 9015 tr 8. и tr ea t , которые когда-то также были отдельными звуками, которые полностью слились для большинства диалектов английского языка примерно 300 лет назад.

В Lively Letters (Telian & Castagnozzi) разные жесты обычно обозначают разные звуки.
Если у вас есть слияние в нижней части спины, просто произнесите их одинаково, и все готово!

Одна точность. Графемы для звуков o и aw/au не представляют точно тот же сценарий, что и ee vs ea . Обе графемы ee и ea являются группами гласных: две гласные буквы представляют один гласный звук, как в 9.0007 встретить и мясо . Напротив, o — это короткие гласные, а aw/au функционируют как команды гласных. Погружаясь немного глубже, внимательный взгляд на английскую орфографию показывает, что ряд правил правописания зависит от того, содержит ли слог короткую гласную или команду гласных. Например, мы используем -ck в конце короткого слова, следующего за короткой гласной, как в rock , тогда как слово hawk требует только -k после гласной команды ав . Таким образом, даже если они звучат для вас одинаково, вероятно, имеет смысл четко различать короткие o и команды гласных au/aw , потому что это помогает нам понять закономерности правописания. Как канадец, если бы я строил звуковую стену, чтобы помочь детям понять звуки английского языка, я бы поставил o и aw/au , склеенные вместе, бок о бок, и я бы, конечно, произнес их точно. одинаковый.

From Speech to Print: Language Essentials for Teachers от Луизы Моутс. кроватка и поймали гласных на этой диаграмме ( лиса и увидел ), хотя в книге обсуждаются диалектные различия. Также показаны другие варианты написания o/aw/au .

Чтобы еще больше усложнить ситуацию, не все говорящие, у которых есть отчетливые гласные для cot и пойманный , разделяют эти два звука одинаково. В Атласе североамериканского английского языка (Labov et al, 2006) поясняется, что в определенных контекстах, в основном перед глухими продолженными звуками /f, s, th/ (как в прочь, потеря, ткань ) и перед звуком /g/ (как в собака, лягушка ) слова с кратким o на самом деле произносятся с гласной ближе к звуку, слышимому в увидел/поймал.   Следовательно, хот-дог на самом деле имеет два разных гласных звука для некоторых говорящих из-за влияния согласных звуков в конце каждого слога. Разве фонология не интересна??

Итак, что делать, если любопытный юный ум замечает, что o и aw/au представлены разными картинками или жестами, или выглядят как разные на звуковой диаграмме гласных, но имеют одинаковые звуки? Вместо того, чтобы давать слишком распространенный ответ «Английский сложен! Так оно и есть!», вы могли бы увидеть в этом прекрасную возможность ввести диалектные различия и языковые изменения: «Некоторые люди произносят это по-разному, но для нас они одинаковы».

Это кажется немного сложным ? Как и многие другие аспекты грамотности и языка, основные идеи довольно сложны, но это не значит, что это должно быть для детей. Врачи обладают кучей глубоких знаний, которые служат источником их иногда простых советов пациентам. Точно так же, когда преподаватели понимают сложности нашего языка — как устного, так и письменного, — они находятся в гораздо лучшем положении, чтобы обучать ему маленьких учащихся, используя простые объяснения, адаптированные к потребностям и способностям детей.