А. Демократическое общество создает правовую основу предотвращения межнациональных конфликтов.
Б. В многонациональном обществе существует опасность перерастания экономических противоречий в межнациональные конфликты.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
21. Национальная политика– это
1) целенаправленная деятельность по регулированию этнополитических процессов
2) совокупность условий и типичных видов жизнедеятельности и поведения людей
3) совокупность основных целей, принципов и мероприятий органов государственной власти, направленных на реализацию социальных прав граждан, предусмотренных конституцией
4) совокупность мер, направленных на реализацию политических прав молодёжи
22. Какое утверждение раскрывает одно из проявлений государственной национальной политики РФ?
1) в органах государственной власти республик, входящих в состав России, национальный язык употребляется наряду с государственным языком РФ.
2) вопрос о сохранении родного языка решается только на уровне государственных органов данного национального образования.
3) РФ гарантирует права только тех коренных народов, численность которых превышает 10 тыс. чел.
4) предоставление льгот при поступлении в ВУЗы представителям коренного населения.
Какую тенденцию в развитии межнациональных отношений иллюстрирует углублённое изучение национального языка в школах субъекта федерации?
1) сохранение этнического своеобразия
2) преодоление социальной дифференциации
3) межнациональную интеграцию
4) ослабление социальной мобильности
Верны ли следующие суждения о принципах государственной национальной политики в России
А. К основным принципам государственной национальной политики в России относится запрет на развитие национальных культур и языков входящих в её состав народов.
Б. К основным принципам государственной национальной политики в России относится ограничение прав буддистов и мусульман по признаку религиозной принадлежности.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
К позитивным функциям социальных конфликтов относится
1) дезорганизация социальной жизни
2) создание стрессовых ситуаций
3) стимулирование социальных изменений
4) разрушение социальной системы
В школе возник конфликт между директором и учителем: учитель полагает, что директор предъявляет к нему завышенные требования, а директор убеждён, что учитель не желает работать в полную силу. Это пример конфликта
1) внутриличностного
2) межличностного
3) межгруппового
4) этнического
В затянувшемся конфликте между двумя банками генеральный директор А. выразил готовность решать возникшую проблему путем предоставления своему оппоненту необходимой информации и помощи. Какое поведение во время конфликта иллюстрирует этот пример?
1) давление
2) психологическое насилие
3) физическое насилие
4) дружелюбие
28. Верны ли следующие суждения об условии, способствующем успешному разрешению социальных конфликтов?
А. Условием, способствующим успешному разрешению социальных конфликтов, является своевременный и точный диагноз его причин.
Б. Условием, способствующим успешному разрешению социальных конфликтов, является обоюдная заинтересованность конфликтующих сторон в преодолении противоречий.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Эстетические нормы
1) закреплены в официальных документах
2) обеспечены силой государственного принуждения
3) отражают представления о прекрасном и безобразном
4) представлены религиозными запретами и предписаниями
30. В книге «Поучение детям» великий князь Владимир Мономах наказывал отрокам: «Еде и питью быти без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться…». Этот фрагмент является примером
1) социального статуса
2) социальной роли
3) социальной санкции
4) социальной нормы
31. Древнегреческий писатель Гесиод призывал: «Слушайся голоса правды и думать забудь о насилье!». Это высказывание
1) эстетической 3) нравственной
2) религиозной 4) правовой
Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А. Обычаи и традиции всегда закрепляются в законах.
Б. Соблюдение моральных норм обеспечивается силой государства.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Система способов воздействия общества, социальных групп на личность — это
1) социальный статус
2) социальный контроль
3) социальная норма
4) социальная санкция
1) формальных позитивных
2) формальных негативных
3) неформальных позитивных
4) неформальных негативных
Врач получил государственную премию. Это пример
1) социальной санкции
2) социальной роли
3) социальной нормы
4) социального статуса
6. Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях?
А. Межнациональные отношения включают в себя взаимоотношения личностей в процессе производства, в развитии культуры.
Б. Межнациональные отношения включают в себя отношения национальностей в процессе производства, в развитии культуры.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
7. Принижение, умаление, ущемление прав по национальному признаку:
1) национализм; 3) апартеид;
2) конфликт; 4) дискриминация.
8. Верны ли суждения о межнациональных отношениях?
А. Межнациональные отношения – это отношения между разными национальностями внутри одного государства.
Б. Межнациональные отношения – это отношения между разными нациями-государствами.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
9. В Бельгии государственными языками являются французский, датский и немецкий языки. Это пример:
1) формирования многонационального государства;
2) этноцентризма;
3) национальной интеграции;
4) культурной интеграции.
10. В 1991 г. в немецком городе Хоиерсверда неофашисты, вооруженные ножами и газовыми пистолетами, разгромили общежитие вьетнамских и мозамбикских беженцев. Это пример:
1) национальной и расовой нетерпимости;
2) этноцентризма;
3) военного конфликта;
4) девиантного поведения.
6.15. Социальный конфликт и пути его разрешения
1. Верны ли следующие суждения о конфликте?
А. Конфликт – это столкновение противоположных целей, интересов, позиций, взглядов субъектов взаимодействий.
Б. Изменяющаяся совокупность условий типичных видов жизнедеятельности и поведения людей во всех сферах общественной жизни: в труде, быту, политической и культурной жизни.
1) верно только А; 3) верны оба суждения;
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.
2. Верны ли следующие суждения о конфликтной ситуации?
А. Ситуация является конфликтной, когда стороны противодействуют, не переживая при этом негативных эмоций.
Б. Ситуация является конфликтной, когда переживаются негативные эмоции, но внешне они не проявляются.
1) верно только А; 3) верны оба суждения;
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.
3. Конфликт между Российской Федерацией и Чеченской республикой по степени напряженности является:
1) конфликтом низкой интенсивности;
2) средней интенсивности;
3) высокой интенсивности;
4) наивысшей интенсивности.
4. Конфликт в Украине между сторонниками Ющенко и Януковича – это:
1) экономический конфликт;
2) культурный конфликт;
3) политический конфликт;
4) бытовой конфликт.
5. Верны ли следующие суждения о динамике конфликта?
А. Конфликт между США и Ираном, США и Северной Кореей по проблеме попытки создания Ираном и Северной Кореей ядерного оружия находится в открытом периоде.
Б. Конфликт между США и террористической организацией Аль-Каида находится в латентном периоде.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
6. Ссора друзей, родственников, незнакомых людей – это пример:
1) социального конфликта;
2) межличностного конфликта;
3) психологического конфликта;
4) социальной напряженности.
7. Женщинам труднее, чем мужчинам заниматься работой и семьей. Это требует много времени и усилий, что, в первую очередь, приводит к:
1) социальному конфликту;
2) межличностному конфликту;
3) внутриличностному конфликту;
4) неадекватному поведению.
6. 16. Национальная политика
1. Национальная политика – это:
1) одна из сфер политики, совокупность мер всех ветвей власти в области национальных отношений;
2) совокупность основных целей, принципов и мероприятий органов государственной власти, местного самоуправления, направленных на реализацию социальных прав граждан, предусмотренных Конституцией;
3) совокупность мер, направленных на реализацию политических прав молодежи;
4) изменяющаяся совокупность условий и типичных видов жизнедеятельности и поведения людей.
2. Верны ли следующие суждения о современной национальной политике российского государства?
А. Необходимой основой развития общества является этнополитическая интеграция.
Б. За государствообразующей этнической группой закрепляется право контроля над территорией, властью и природными ресурсами.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
3. Как называется идеология и политика, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности:
1) расизм;
2) национализм;
3) апартеид;
4) шовинизм.
4. Основным направлением развития наций и национальных отношений в современном мире является:
1) межнациональная интеграция;
2) межнациональная дифференциация;
3) саморазвитие наций;
4) интеграция (расширение связей) и дифференциация (саморазвитие).
5. Какое событие отражает национальную тенденцию в развитии наций:
1) расширение Европейского Сообщества;
2) образование СНГ;
3) движение сикхов в Индии за создание независимого государства Халистан;
4) создание организации Римский клуб.
6. Принцип гуманизма при решении национальных проблем проявляется:
1) в добровольном поиске согласия и отказе от насилия;
2) в признании приоритета прав человека над правами государства, общества, народов;
3) в уважении суверенитета народов и их права на самоопределение;
4) все вышеперечисленное.
7. Решение национального вопроса:
1) невозможно в современных условиях;
2) требует комплексного подхода, включающего деятельность государства на принципах демократизма и гуманизма;
3) возможно путем силового воздействия;
4) верно 2 и 3.
7. Политика
7.1. Власть, ее происхождение и виды
1. К какому виду власти относится власть над людьми с помощью научных знаний, информации; контроль над средствами массовой информации:
1) экономическая власть;
2) политическая власть;
3) культурно-информационная власть;
4) социальная власть.
2. Способность, право и возможность повелевать, распоряжаться и управлять кем-либо, чем-либо называется:
1) властью; 3) авторитетом;
2) государством; 4) санкцией.
3. Термин «политика» впервые введен в научный оборот:
1) К. Марксом;
2) Аристотелем;
3) М. Вебером;
4) В. Лениным.
4. Признание обществом или его большей частью существующей власти характеризует ее:
1) легальность;
2) легитимность;
3) этатизм;
4) реализм.
5. Верны ли следующие суждения о характере политической власти?
А. Политическая власть осуществляется в обществе, разделенном на классы и другие социально-экономические группы.
Б. Политическая власть реализуется через особые политические институты.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
6. Действием политической власти является:
1) приказ об отчислении студента за неуспеваемость;
2) распоряжение о порядке работы универмага в праздничные дни;
3) запрещение парковки машин в определенном месте;
4) принятие закона об общественных организациях.
7. К числу политических действий не относится:
1) избирательная компания;
2) государственный переворот;
3) политические организации;
4) референдум.
8. Верны ли следующие суждения о политической деятельности?
А. Деятельность субъектов политики направлена на общество, на сохранение его целостности, а также на осуществление в нем изменений, отвечающих интересам всего общества.
Б. Отличительным признаком политической деятельности является направленность её на общество в целом.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
9. Сторонники, рассматривающие политику как часть науки о морали (этики), считающие, что политики должны служить обществу, заниматься его духовным оздоровлением являются представителями:
1) политического морализма;
2) политического имморализма;
3) политического аморализма;
4) политического реализма.
10. Политическую власть осуществляет:
1) ректор университета;
2) Председатель Правительства;
3) директор строительной фирмы;
4) председатель коммерческого банка.
А. Межнациональный конфликт может возникнуть в том случае, если государство не будет гарантировать защиту интересов малых народов.
Б. Компактное расселение людей одной национальности в пределах многонационального государства рассматривают как условие успешного предотвращения межнациональных конфликтов в современном обществе.
1 ) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
№2. Назовите не менее 2 причин национальных конфликтов и проиллюстрируйте их примерами.
Борьба за ресурсы. Истощение и неравномерное распределение природных ресурсов, обеспечивающих наибольше финансовые потоки, часто приводит к разжиганию споров и распрей.
Рост численности населения в условиях замкнутости территории, неравномерный уровень качества жизни, массовая вынужденная миграция населения.
Задания ко 2 вопросу.
№3. Установите соответствие между пословицами и теми моделями выхода из конфликта, которые они иллюстрируют. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца
ПОСЛОВИЦА МОДЕЛИ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТА
А. «Худой мир лучше доброй ссоры». 1. Интеграция
Б. «С глаз долой, из сердца вон». 2. Подчинение
В «Что хочу, то и ворочу». 3. Компромисс
Г. «Сядем рядком да поговорим ладком». 4. Прерывание конфликтных действий
Билет № 23
- Наука в современном мире.
Слово наука имеет несколько значений. Одно из них двоеточие Наука – это особая система знаний. Наука имеет дело с научными фактами. Такие факты тщательно собираются, описываются, перепроверяются и обобщаются. Развитие науки приводит, с одной стороны, к дроблению наук на относительно самостоятельные в рамках одной области знания. С другой стороны, происходит и противоположный процесс объединении наук, появление новых областей научного знания на стыке отдельных направлений. Особенность науки проявляется и в том, что она стремится объяснить мир, используя особый язык. Наука предполагает доказательность, проверку полученных результатов разными способами. От логичного объяснения до сложных экспериментов. Современная наука выходит за рамки отдельных государств, и Объединение ученых нередко включают специалистов определенной области знания из разных стран.
- Социальная мобильность и ее виды.
Перемещение отдельных людей и целых групп в рамках социальной системы называют социальной мобильностью. Различают горизонтальную и вертикальную мобильность. Горизонтальная социальная мобильность связана с изменениями социального положения в пределах 1 и той же страты. Вертикальная социальная мобильность выражается в движении по ступеням социальной лестницы. Причём это может быть как восхождение, так и движении вниз.
Задания к 1 вопросу.
Прочтите текст и выполните задания С2, С5.
Принято считать, что мы современники «эпохи науки», и даже указывают определённое её начала — середину ХХ века. Но так ли это, справедливо ли такое преклонение перед наукой и техникой современности? И да, и нет.
Нет — поскольку при более внимательном подходе к этому вопросу обнаруживается, что течении многих столетий люди всегда считали именно свою эпоху временем небывалого цвета и триумфа науки. Такой энтузиазм был порождён открытиями Коперника, Кеплера и Галилея, новой астрономией. И при Шекспире, и при Ньютоне, и при Пушкине, и при Эйнштейне за время формирования нового поколения издавалось столько же книг, сколько за всю историю человечества; появлялось столько же новых учёных, сколько их появилось за предыдущую историю науки.
И все же — да, наше время является для научной революции особенным и необычным. Выросла в огромных размерах доля населения, так или иначе вовлечённого в сферу науки (не только самих учёных, но и тех, кто им помогает). Уже теперь в развитых странах доля такого населения достигает нескольких процентов от полного числа жителей. В наше время мир науки в той или иной степени соприкасается с повседневной жизнью. Едва ли не каждый человек в большей или меньшей степени сталкивается с наукой. В прежние времена так было только с религией, господствовавшей над всеми, и искусством, которое тоже разными путями проникало во всё.
Более того, никогда ранее наука и техника не создавали угрозы уничтожения цивилизации и самого человечества, и эта угроза заведомо влияет на психологию едва ли не каждого.
С 1. Составьте план текста, выделив смысловые фрагменты текста, озаглавив их..
С 2. Что общего в развитии науки в различные исторические эпохи видит автор? Укажите две черты.
С 3. Какие принципиальные отличия науки современной эпохи выделяет автор? Укажите три отличия.
С 4. Автор отмечает возрастание доли населения, вовлечённого в науку. Опираясь на знания из курса, сообщения СМИ, назовите три категории работников, помимо учёных, деятельность которых в той или иной степени связана с наукой.
С 5. Открытия учёных в области химии, биологии, фармацевтики помогли создать ·новые действенные лекарственные препараты против неизлечимых ранее болезней. Какую черту современной науки отражает этот факт? Приведите фрагмент текста, подкрепляющий ваш вывод.
С 6. Автор отмечает, что в прежние времена так же активно, как сегодня наука, в жизнь человека вторгалось искусство. Согласны ли Вы с этой точкой зрения? Приведите два пояснения своей позиции.
Задания ко 2 вопросу.
№3.Установите соответствие между формами социальной мобильности и конкретными примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А)Медсестра перевелась из больницы в поликлинику, ближе к дому.
Б) Офицер-пограничник получил внеочередное воинское звание за удачное проведение операции.
B) Учитель переехал из провинции в столичный город, устроился на работу в школу.
Г) Директор банка по состоянию здоровья перевелся на должность начальника филиала банка.
Д) Преподаватель вуза после защиты кандидатской диссертации перешел на должность доцента.
ВИДЫ МОБИЛЬНОСТИ
1) восходящая 2) нисходящая 3) горизонтальная
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Билет 24
Религия как одна из форм культуры. Религия и ее роль в жизни общества.
Религия – одна из наиболее значимых форм человеческой культуры, появившаяся еще в глубокой древности. Любая религия предполагает наличие таинственной связи между человеком и Богом (или другими сверхъестественными силами), поклонение этим силам, возможность взаимодействия человека с ними. Религиозная вера всегда связывается с убеждением в наличии некихсверхъестественных сил, влияющих в той или иной мере на судьбу человека.
Религия выполняет целый ряд значимых общественных функций:
1) Она регулирует поведение людей в обществе;
2) Дает свой ответ на вечные вопросы;
3) Снимает тяжелое психологическое состояние человека;
4) Способна избавить человека от одиночества;
Вместе с тем, религия также может порождать вражду между людьми, примером чему являются многочисленные религиозные войны и конфликты.
Социальные группы: понятие, признаки, виды.
Социальные группы – это совокупность людей, занимающих одну и ту же позицию в обществе, или выполняющих одну и ту же роль. Другое определение: социальная группа это собрание людей, взаимодействующих определенным образом на основе взаимных ожиданий соответствующего поведения.
Признаки социальной группы:
1) Наличие взаимодействия между некой совокупностью людей;
2) Регулирование отношений определенными правилами, ожиданиями соответствующего поведения;
3) Осознание своей принадлежности к данной группе и признание этого другими.
Группы различают на малые и большие по численности участников, на первичные и вторичные по характеру взаимодействия между участниками группы (в первичной группе люди не рассматриваются лишь в качестве носителей определнных качеств, здесь каждый воспринимается как индивидуальная личность), на формальные и неформальные по характеру отношений между участниками (группы с конкретной общественной задачей, структурой, разделением функций и т.д. являются формальными; группы, где нет начальников и подчиненных, каждому интересно мнение, называют неформальными).
Задания к 1 вопросу.
C3. Первым и основным элементом религии является вера.
C5. «На определённом этапе развития религии появилась церковь, которая объединяет верующих одного вероисповедания и разрабатывает единые нормы их поведения.»
Задания ко 2 вопросу.
№3. Жители определенного населенного пункта.
Билет 25
1.Культуры и ее формы.
Духовная форма жизни общества включает в себя язык, право, религию, образование, науку
искусство и так далее. Духовные ценности отличаются от ценностей материальных долгой долговечностью. Потребности людей в духовных ценностях поистине безграничны. Духовная сфера включает в себя и учереждения, готовящие кадры профессиональных работников культур. Вклад в развитие культуры внесли разные народы мира. История культуры развивалось вместе с историей человечества. Культура развивалась в пространстве и во времени. Современная культурная жизнь России отличается большим разнообразием. Освобождение общества от господства одной идеологии привело к тому, что россияне получили широкий доступ ко всему многообразию достижений человечества без каких лиюо ограничений. Культура России является многонациональной. В этом проявляется ее уникальность. Именно в сфере духовной культуры необходимы терпимость, уважение к культуре вех народов, забота о сохранении исторической памяти.
2.Безработица: понятие, виды, причины.
Безработица- положение в экономике, при котором часть трудоспособного населения, желающая трудиться, не может найти себе работу. Безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, но стремящиеся найти работу и состоящие на учете в службе занятости.
Причина безработицы связана с поиском или ожиданием получения рабочего сета гражданином. Среди безработных есть те кто впервые ищет работу. Например, выпускник колледжа или вуза может числится безработным, пока не найдет места, соответствующего его специальности и уровню подготовки. Безработица может быть вызвана таким явлением в развитии экономике, как спад производства. Он характеризуется сокращением производства и потребления. Высокий уровень безработицы влечет за собой серьезные экономические и социальные последовательности.
Для поддерживания достойного жизненного уровня своих граждан и сохранения социального мира в стране государству необходимо использовать различные меры помощи населению в поисках работы и трудоустройстве.
Задания к 1 вопросу.
A-1 Б-2 В-2 Г-1 Д-1
Задания ко 2 вопросу. №2
A-1 Б-2 В-3 Г-1 Д-2
№ 3 сходства-4,3
различия-1,2
Билет 26
№1
Социальный статус – социальная позиция человека в обществе с вытекающими из неё правами и обязанностями.
Социальный статус охватывает целый набор позиций. Из них всегда можно найти главную, наиболее важную в данный период для человека.
Социологи различают приписанный (предписанный) и достигаемый статусы. Первый статус принадлежит человеку от рождения, второй является результатом прилагаемых усилий.
Иногда статус разделяют на прирождённый и приписываемый. Прирождёнными можно рассматривать пол, этническую принадлежность, расу. Приписываемый также приобретается с рождения, но не носит биологического характера.
Задания к 1 вопросу.
C1
1) Понятие социального статуса;
2) Наличие у человека различных социальных статусов;
3) Статусный набор;
4) Главный статус.
C2
«Социальный статус — определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей».
Могут быть приведены следующие примеры:
1) Учитель обязан передавать научные знания ученику, проверять и оценивать их, следить за дисциплиной. Он наделен правом не аттестовать ученика и оставить его на второй год;
2) Ученик обязан регулярно посещать занятия, выполнять требования учителя, готовить домашние задания. Он имеет право на качественное получение знаний.
C3
«Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором».
Можно выделить следующие типы статусы:
1) Связанные с основным местом работы;
2) Связанные с местом жительства.
C4
Да, у Сергея есть социальный статус, даже несколько. У Сергея есть определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Он мужчина, сын, ребенок.
C5
Пример автора:
Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них он — просто индивид. Учитель обязан передавать научные знания ученику, проверять и оценивать их, следить за дисциплиной. Он наделен правом не аттестовать ученика и оставить его на второй год. Ученик обязан регулярно посещать занятия, выполнять требования учителя, готовить домашние задания. Учитель и ученик вступают друг с другом в социальные отношения как представители двух больших социальных групп, как носители социальных статусов.
Свои примеры:
1) врач и пациент;
2) директор завода и рабочий этого завода;
3) студент и преподаватель одного вуза.
C6
В правильном ответе могут быть приведены следующие аргументы в защиту данной точки зрения:
1) Главный статус определяет поведение людей.
2) Оценка окружающими производится относительно главного статуса человека (пример: президент РФ, все остальные статусы будут вторичны).
Аргументы в опровержение:
1) Очень сложно определить главный статус человека, так как трудно установить, что важнее профессиональный статус или семейный, к примеру.
2) Выделение главного статуса относительно. субъективно и кратковременно. Для ушедшего в отставку императора Диоклетиана, важнее была капуста, выращенная его собственными руками, чем забота о государственном устройстве Рима.
№2.1
Исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к труду закреплено законом. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Трудовой кодекс РФ признаёт право каждого работника на справедливые условия труда, защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве.
Труд в рыночной экономике носит добровольный характер. Экономическая свобода производителей и добровольность занятости в рыночной экономике приводят к тому, что трудоспособный человек не всегда может найти приемлемую для себя работу. Это способствует возникновению безработицы. Она является постоянным спутником рыночной экономики, с которым сталкиваются практически все страны мира.
Безработица – положение в экономике, при котором часть трудоспособного населения, желающего трудиться, не может найти себе работу.
Среди трудоспособных граждан выделяют занятых и безработных. К занятым относятся граждане, работающие в качестве наёмных работников; лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой; избранные или назначенные на оплачиваемую должность; учащиеся учебных заведений. Безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, но стремящиеся найти работу и состоящие на учёте в службе занятости. Признанному безработному выплачивается пособие, которое обеспечивает поддержку уровня доходов безработного и его семьи на время поисков работы.
Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к численности трудоспособного населения, выраженное в процентах. Уровень безработицы в развитых странах составляет 5-6%. В российской экономике этот показатель претерпел серьёзные изменения, связанные с нестабильным развитием экономики.
№2.2
Высокий уровень безработицы влечёт за собой серьёзные экономические и социальные последствия. Экономисты при расчёте потерь от существующего уровня безработицы учитывают следующее: расходы Государственного фонда занятости на выплату пособий зарегистрированным безработным, недополученная зарплата и невыплата подходного налога.
Основная экономическая цена безработицы – несозданный продукт, который влечёт за собой снижение общего объёма производимых в стране экономических благ и сокращение потребительского спроса. Отсутствие зарплаты вынуждает большинство граждан и их семей сокращать свои расходы до минимума. Всё это препятствует росту благосостояния всех проживающих данной страны.
Для общества и для отдельных граждан важна и социальная сторона безработицы. Человек лишается заработной платы, а размер пособия по безработице не в состоянии обеспечить нормальный жизненный уровень в условиях постоянного роста цен на товары и услуги.
Безработица является серьёзным испытанием для самого безработного. Он теряет, как правило, чувство уверенности в себе, полезности окружающим и самоуважение, может ухудшиться его физическое и психическое состояние.
Для решения безработицы необходимо содействие или помощь государства, поскольку рынок не может самостоятельно решить данную проблему.
Задание ко 2 вопросу
Экономические последствия: 2,4,6;
Социальные последствия: 1,3,6.
Билет № 27
1. Социальные группы: понятие, признаки, виды.
2. Налоги: виды и их роль в экономике.
1)Социальная группа — это объективно существующая устойчивая общность, совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе нескольких признаков, в частности разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.
Понятие группы как самостоятельное наряду с понятиями личности (индивида) и общества встречается уже у Аристотеля. В Новое время Т. Гоббс первым определил группу как «известное число людей, объединенных общим интересом или общим делом».
Подсоциальной группой необходимо понимать любую объективно существующую устойчивую совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых формальными или неформальными социальными институтами. Общество в социологии рассматривается не как монолитное образование, а как совокупность множества социальных групп, взаимодействующих и находящихся в определенной зависимости друг от друга. Каждый человек в течение своей жизни принадлежит к множеству подобных групп, среди которых — семья, дружеский коллектив, студенческая группа, нация и т.д. Созданию групп способствуют сходные интересы и цели людей, а также осознание того факта, что при объединении действий можно достичь существенно большего результата, чем при индивидуальном действии. При этом социальная деятельность каждого человека во многом определяется деятельностью тех групп, в которые он включен, а также взаимодействием внутри групп и между группами. Можно утверждать с полной уверенностью, что только в группе человек становится личностью и способен найти полное самовыражен
2)Налоги – это обязательные к уплате платежи, взимаемые с граждан и организаций в пользу государства. Они составляют наибольшую часть доходов государства. Именно благодаря налогам государство получает денежные суммы, которые оно может потратить на такие расходные части бюджета как пенсии, стипендии, оборона и другие. Поэтому роль налогов в экономике государства значительна и оно заинтересовано в их сборе.
Билет 28
Социальные отношения
Тренировочные задания
Часть 1 (А)
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполненного вами задания поставьте знак «×» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
Человек, вышедший из одной страты, но не занявший устойчивого положения в другой, относится к
1) пролетариям
2) социальным низам
3) «синим воротничкам»
4) маргиналам
Циркуляр «о кухаркиных детях», изданный в России при императоре Александре III и рекомендовавший ограничить поступление в гимназии и прогимназии «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей», объективно способствовал
1) смягчению социального неравенства
2) увеличению вертикальной мобильности
3) росту горизонтальной социальной мобильности
4) уменьшению вертикальной мобильности
3. В ходе социологических опросов 2006 и 2007 гг. в стране N респондентам предложили ответить на вопрос: «Удовлетворены ли Вы своим уровнем жизни?» Были получены следующие результаты:
Варианты ответов | % от числа опрошенных | |
Определенно да | ||
Скорее да чем нет | ||
Скорее нет | ||
Определенно нет | ||
Затруднились ответить |
Какой вывод можно сделать на основе данных таблицы?
1) Более половины жителей страны не смогли определить свое отношение к проблеме.
2) Значительно выросло количество жителей, удовлетворенныхуровнем жизни
3) По мнению половины опрошенных, уровень жизни в стране остается неудовлетворительным.
4) Сокращается число жителей неудовлетворенныхуровнем жизни
Верны ли следующие суждения об особенностях социальной мобильности?
А. Социальная мобильность всегда предполагает только добровольное перемещение индивидов или группы.
Б. Общественные изменения — один из факторов, влияющих на социальную мобильность.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
И семья, и коллектив сотрудников фирмы являются
1) этнической общностью
2) малой группой
3) социальным слоем
4) организацией
Укажите, по какому признаку образуются такие социальные общности, как католики, православные и протестанты?
1) территориальному
2) этническому
3) стратификационному
4) конфессиональному
Укажите, по каким значимым признакам может быть выделена социальная группа?
1) возраст, профессия, доход, образование
2) пол, возраст, физические особенности организма, доход
3) пол, физические особенности организма, профессия, доход
4) физические особенности организма, темперамент, способности
Верны ли следующие суждения об основаниях выделения социальных групп?
А. Основанием выделения социальных групп может являться признак этнической принадлежности.
Б. Основанием выделения социальных групп может являться демографический признак.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Для молодёжи как особой социальной группы характерно
1) отрицательное отношение к новациям
2) наличие большого жизненного опыта
3) стремление к изменению своего статуса
4) отсутствие социального оптимизма
Характерной социальной ролью для старшеклассника является роль
1) избирателя
2) участника общественного референдума
3) военнослужащего срочной службы
4) члена неформальной группы
11. О каком типе самодеятельности молодёжи идёт речь в следующем отрывке: «Базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям, как в обыденных, материальных формах жизни — одежде, причёске, так и в духовных — искусстве, науке. Происходит „вызов“ агрессии на се6я со стороны других лиц, чтобы тебя „заметили“»?
1) эпатажном
2) альтернативном
3) социальном
4) политическом
Верны ли следующие суждения о психологических особенностях молодёжи?
А. Для подростка важны в первую очередь внешние события, поступки, друзья.
Б. В юношеском возрасте большее значение приобретает внутренний мир человека, открытие собственного «Я».
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
К этносоциальным группам относятся
1) сословия 3) народности
2) касты 4) классы
Среди студентов ВУЗов был проведён анонимный опрос об их национальной принадлежности. Полученные результаты объединяют группы опрошенных на основании общности
1) демографической
2) этнической
3) профессиональной
4) экономической
При заполнении анкеты гражданин написал, что его национальность — татарин. Таким образом он определил свою принадлежность к общности
1) демографической
2) этнонациональной
3) территориальной
4) профессиональной
Верны ли следующие суждения об этносе?
А. Естественная предпосылка формирования того или иного этноса — общность территории.
Б. Отдельные части сформировавшегося этноса сохраняют этническую идентичность в случае разделения его территории политико-государственными границами.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Что из перечисленного отражает тенденцию к межнациональной интеграции в обществе?
1) сепаратизм
2) сближение народов
3) национальная изоляция
4) национальная дифференциация
Представители одной этнической общности объявили о своём стремлении создать суверенное государство. Это проявление
1) межнациональной интеграции
2) культурной глобализации
3) межнациональной дифференциации
4) экономического сотрудничества
19. Политическая партия «К.» в своей программе заявила, что причина всех существующих проблем страны заключается в наличии людей другой национальности, которые препятствуют успешному развитию страны. Какую идеологию проповедует политическая партия «К.»?
1) интернационализм 3) национализм
2) патриотизм 4) шовинизм
Верны ли следующие суждения о межнациональных конфликтах?
А. Демократическое общество создает правовую основу предотвращения межнациональных конфликтов.
Б. В многонациональном обществе существует опасность перерастания экономических противоречий в межнациональные конфликты.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
А. Межнациональный конфликт может возникнуть в том случае, если государство не будет гарантировать защиту интересов малых народов.
Б. Компактное расселение людей одной национальности в пределах многонационального государства рассматривают как условие успешного предотвращения межнациональных конфликтов в современном обществе.
1 ) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Задания ко 2 вопросу.
№2. Каждому человеку приходится в жизни исполнять множество социальных ролей. Часть из них могут исполнять только подростки или только взрослые, некоторые роли могут исполняться людьми вне зависимости от и возраста.
Укажите общие социальные роли подростков и взрослых. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера общих позиций, а во вторую колонку — порядковые номера позиций отличия.
- Пользователь сети Интернет 2) функционер футбольной команды 3) поклонник популярного певца 4) военнослужащий – контрактник
Сходство | Различие |
1, 3 | 2, 4. |
№3. А) Уважение к занимаемому человеком социальному положению (его статусу), сложившемуся в общественном мнении, называется
имиджем 2) харизмой 3) престижем 4) стратой
Билет № 20.
- Моральный выбор – это ответственность.
- Экономика и ее роль в жизни общества. Блага и их виды.
Задания к 1 вопросу.
№1.Моральный выбор — дело трудное и ответственно. И никуда от него не уйти. Всю жизнь мы находимся в положении сказочного богатыря – постоянно должны выбирать свой путь, варианты действий, поступков. Но бывают ситуации, когда человек отказывается от выбора, самоустраняется – пусть другие решают. Оцени ситуацию уклонения от выбора, ее последствия, нравственную сторону.
Задания ко 2 вопросу.
Прочтите текст и выполните задания С2, С5.
№3. Для возникновения рыночных отношений важную роль играет наличие или отсутствие права частной собственности на экономические ресурсы. В различные эпохи истории мелкотоварные хозяйства создавали наилучшие условия для формирования рыночной системы с ее классическими признаками конкуренции, равновесия спроса и предложения, свободного ценообразования. Разрушение традиций частной собственности разрушает и саму рыночную систему…»
Рынок представляет собой универсальную систему использования ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов не позволяет производить все виды потребительских благ, в которых нуждаются люди. Ограниченность свойственна полезным ископаемым, капиталу, знаниям и информации о технологиях производства. Ограничены и ресурсы земли. И не только в смысле пределов земной суши или географически обозначенных территорий отдельных государств. Земле свойственна ограниченность в том смысле, что каждый ее участок в одно и то же время может использоваться либо в аграрном секторе, либо в добывающей промышленности, либо для строительства.
Роль рынка как регулятора экономических отношений оценивается по-разному. Наряду с теми, кто считает рыночную систему наиболее эффективной экономической моделью, немало и тех, кто усматривает в этой системе серьезные недостатки. Критики рынка, в частности, обращают внимание на то, что есть сферы жизни, где рыночное регулирование неуместно, не достигает нужных целей (общественный транспорт, оборона и др.).
По кн. «Экономическая теория» / Под ред. В. Д. Камаева. М., 2003. С. 47, 50
С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
С2. Какие три признака рыночной системы указаны в тексте?
С3. В чем авторы видят ограниченность такого ресурса, как земля? (Укажите три проявления.)
С4. Перечислите четыре вида ресурсов, об ограниченности которых говорится в тексте. Какой вид ресурсов не упомянут? На конкретном примере покажите ограниченность этого вида ресурсов.
С5. Из курса истории вы знаете, что в России после революции 1917 г. была проведена национализация промышленности. Это послужило началом ликвидации рыночной экономики в стране. Приведите положение текста, в котором выражена эта зависимость. Опираясь на исторические и обществоведческие знания, укажите одну из черт той экономической системы, которая утвердилась в стране в 20-30-е годы XX века.
С6. В тексте указывается, что немало исследователей усматривают в рыночной системе серьезные недостатки. Согласны ли вы с такой оценкой рынка? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (помимо приведенного в тексте) в защиту своей позиции
Билет № 21.
- Социализация и ее агенты.
- Безработица: понятие и государственные меры по борьбе с безработицей.
Задания к 1 вопросу.
№1. Установите соответствие между конкретными агентами социализации и тем, как они влияют на формирование личности — опосредованно или непосредственно: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
АГЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВЛИЯНИЕ
А) армия 1) опосредованное влияние на формирование личности
Б) церковь 2) непосредственное влияние на формирование личности
В) семья
Г) СМИ
А | Б | В | Г |
1 (2) | 1 | 2 | 2 (1) |
№2. Установите логическую последовательность предложений таким образом, чтобы они составили связный текст.
Д) Формирование личности человека связано с процессом социализации. Б) Этот процесс включает в себя освоение человеком социального опыта, знаний, умения взаимодействовать с другими людьми, обществом в целом. А) В процессе социализации можно выделить первичные и вторичные факторы. Г) Первичные факторы социализации – это в первую очередь семья, близкие. Первые друзья. В) Важнейшим фактором вторичной социализации выступает образование и профессиональная деятельность. |
Задания ко 2 вопросу.
№3.Приведите не менее 3 государственных мер по борьбе с безработицей.
Билет № 22.
- Национальные конфликты: понятие, причины происхождения и примеры.
- Конфликт и пути его разрешения..
Задания к 1 вопросу.
№1. А) Верны ли следующие суждения о межнациональных конфликтах?
А. Межнациональный конфликт может возникнуть в том случае, если представителей малых народов ограничат в праве развивать национальную культуру.
Б. К условиям успешного предотвращения межнациональных конфликтов в современном обществе относят создание национально однородных государств.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
90000 Can nationalism be understood as a cause of ethnic conflict? 90001 90002 90003 90004 90005 The vast majority of conflicts that have raged since the end of the Cold War have had ethnic or nationalistic dimensions [1]. This observation suffices to highlight the relevance of the initial question both to academics and policy-makers. This essay argues that nationalism can be understood as a cause of ethnic conflict and proceeds to qualify this claim. In particular, scepticism towards single-factor explanations suggests situating nationalism in a broader framework of multiple and multi-level explications of ethnic conflict.In terms of structure, this paper engages first with concisely defining the terms under discussion. Having done so, it suggests possible analytical paths one can take to unravel the complex genesis of ethnic conflicts, focusing on the role played by nationalism. This theoretical endeavour is integrated with empirical illustrations from the ethnonationalist struggles that marked the death of Yugoslavia [2] in the 1990s and the empowerment of ethnocracies [3] throughout the Balkans. 90006 90007 This paper starts with the unenviable but necessary task of defining the main terms under discussion, i.e. nationalism and ethnic conflict. The fact that nationalism is a complex phenomenon resisting a single method of investigation does not preclude the possibility of a general definition. Here, the focus is on the political dimension [4] of nationalism expressed by an ambition of congruence between state and nation [5]. In order to highlight its relationship with ethnic conflict, nationalism can be more narrowly defined as a political movement where individual members give their primary loyalty to their ethnic or national community [6], this allegiance constituting the main thrust of their political endeavors.90006 90007 Defining ethnic conflict is problematic. It can be broadly understood as a situation entailing varying degrees of political competition, inter-state as well as intra-state, between at least two collectivities that understand themselves as ethnically different. A definition that accommodates both violent and non-violent conflicts has the practical merit of extending the focus from simply areas of violent ethnic conflict to areas where violence is latent but has the potential to erupt.90006 90007 In looking at what type of causality exists between nationalism and ethnic conflict, this paper starts from the assumption that a strong nexus exists between ethno-nationalist claims and conflict [7]. 90006 90007 In order to understand the nature of this nexus, starting with a puzzle can be helpful. Why is it that ethnic conflicts break out in some places and times and not in others, given identical levels of ethnic heterogeneity? This empirical observation makes explanations of ethnic conflict based on mere ethnic diversity unwarranted.In other words, no 90014 significant 90015 relation exists between ethnic demography and the likelihood of conflict [8]. What is it that makes divisions along ethnic lines salient to forms of opposition that can degenerate into levels of violence as extreme as genocide? Empirically speaking, what made the peaceful multi-ethnic neighborhoods of Sarajevo turn into battlefields? The short answer is the politicization of ethnicity and ethnic diversity. Insofar as nationalism is precisely a theory of political legitimacy requiring that ethnic boundaries do not cut across political ones [9], the nexus between nationalism and ethnic conflict is clear.90006 90007 The above is only the short answer to the more interesting but extremely complex question of what factors lead to the politicization of ethnicity and the eruption of ethno-national conflicts. The literature offers a copious array of explanations of ethnic conflict that focus on different factors. Given that single factor explanations can not account for significant variation in the incidence and intensity of ethnic conflict, it is helpful to introduce a more complex causality of conflict genesis that distinguishes between underlying causes (or permissive conditions), and proximate causes (or catalytic factors) [10].In Brown, nationalism, understood as a political factor, constitutes an underlying cause of ethnic conflict alongside structural, economic / social and cultural / perceptual factors. The problem I have with Brown’s framework is that after putting forth a hopeful strategy to disentangle the web of causality of conflict, he seems to conflate the two typologies of causes. Gagnon claims that violent conflict is caused by the dynamics of within-group conflict whereby elites provoke inter-ethnic opposition to create a domestic political context where ethnicity is the only politically relevant 90014 identity.90015 This allegedly serves as a power retention strategy in the face of shifts in the structure of domestic political and economic power [11]. In the Balkans, the shifts originating from political and economic failures of the socialist utopia led to an acute social and identity crisis that saw nationalisms rise as the dominant response [12]. Insofar as nationalism is precisely this strategy of politicizing ethnicity it seems possible to see it as a proximate, and not just underlying, cause of conflict.90006 90007 Van Evera’s account illuminates the ‘nationalism as underlying cause versus proximate cause of war’ debate as I framed it above. He suggests that the type of causality between nationalism and conflict depends both on the 90014 type 90015 of nationalism and on a series of structural factors. Nationalisms characterized by unattained statehood, expansionist attitudes towards national diasporas, low national respect for minority rights, and asymmetrical ideology (only one or some nationalities deserve statehood) are more likely to cause war [13].Pan-Serbian nationalism embodied at least some of these characteristics, given both its attempted diaspora-incorporation through territorial expansion, and its demagoguery of systematic denigration of other nations / nationalities depicted as ‘bad’, ‘dirty’ and ‘dangerous’ [14] . Is it all demagoguery and elite, top-down manipulation of the masses? Hardly. Actual grievances do matter. The Serbian case shows how supply (elite nationalist strategies) had to meet demand: paramount to Milosevic’s success in mobilizing ethnic sentiment was the existence of a whole range of grievances between Albanians and Serbs in Kosovo, which left the Serbian audience primed to accept his divisive message [15].Nonetheless, since ethnic grievances are commonly felt and latent, it is the factors that turn them into violent actions in some cases and not others that should be considered explanatory for that violence [16]. 90006 90007 The conventionally held view that manipulation of publ 90006.90000 Dealing With Ethnic Conflict | Cultural Survival 90001 Skip to main content Learn about Cultural Survival’s response to Covid-19 90002 90003 About Us 90002 90003 About Cultural Survival 90006 90003 Staff 90006 90003 Internships 90006 90003 Financials 90006 90003 Jobs 90006 90003 Contact Us 90006 90017 90006 90003 Our Programs 90002 90003 Community Media 90006 90003 Indigenous Rights Radio 90006 90003 Advocacy 90006 90003 Bazaars 90006 90017 90006 90003 Our Publications 90002 90003 Cultural Survival Quarterly 90002 90003 Back Issues 90006 90003 Revistas Pasadas en Español 90006 90003 Guidelines 90006 90003 Subscribe 90006 90017 90006 90003 News & Articles 90006 90003 Reports 90006 90003 Annual Reports 90006 90003 Resources 90006 90017 90006 90003 Bazaars 90006 90003 Get Involved 90002 90003 Intern or Volunteer 90006 90003 Donate 90006 90003 Shop CS 90006 90017 90006 90003 Donate Now 90006 90017 90070 90002 90003 The Issues 90006 90003 Our Approach 90006 90003 Get Involved 90006 90003 90006 90017.
Leave A Comment