Память. Подумай, как автор относится к герою стихотворения

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир

resheba.me

Методические рекомендации к изучению стихотворения С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном»

Разделы: Начальная школа


“У нас растет сильное
и одаренное поколение.
И писать детские книжки-
великая честь для наших литераторов”.

С.Я.Маршак

Творчество каждого писателя, поэта это особый мир, неповторимый и яркий.

С книгами дети знакомятся с самых ранних лет. С их помощью они гармонично развиваются интеллектуально и эмоционально. Ведь любая детская книга показывает красоту и многообразие человеческих чувств, возбуждает в них ответные чувства и среди них – одно из самых ценных - чувство юмора. Вот почему нет настоящего детства без веселых, но и по-настоящему мудрых произведений С.Маршака, А.Барто, Н.Носова и других.

В начальных классах огромную важность для эстетического воспитания имеет чтение стихотворений. Поэзия обогащает мир ребенка, учит видеть красоту в природе, в поступках людей, развивает поэтическую чуткость, радует и удивляет читателя музыкальностью и яркостью родного языка.

Для детей пишут очень легко, и, наверное, у всех среди любимых поэтов является С.Я.Маршак. Он очень много написал для детей. Это и сказки, и различные шутки, прибаутки, загадки, пословицы, скороговорки и, конечно, стихи. Среди самых разных стихотворений, написанными поэтами есть стихи повествовательного характера (эпического содержания): “Рассказ танкиста” А.Твардовского, “Разговор с сыном” С.Михалкова и другие. Все они всегда имеют какой-то лирический элемент, и это лирическое начало подчеркивается или ясно формируется автором.

“Рассказ о неизвестном герое” С.Я.Маршака — это маленькая поэма с напряженным драматическим сюжетом. Его идея — уважение к молодежи.

Стихотворение насыщено лирическим подтекстом: тревога за неизвестного юношу и ребенка; не высказанное словами, но заражающее восхищением мужеством и ловкостью юноши; удивление его скромностью.

В этой маленькой поэме выражаются и переживания автора: в кульминационной части стихотворения он очень напряжен; предложения короткие, часто отрывистые.

Третий этаж
И четвертый
И пятый…
Вот и последний
Пожаром объятый.
Черного дыма
Висит пелена.
Рвется наружу
Огонь у окна…

Перед началом работы над стихотворением детям можно задать вопрос:

— Какие рассказы о людях достойных вы знаете, читали?

После некоторых высказываний сделать обобщение:

— Вы все старались рассказать о хороших людях, которые понимают, что их долг — служить Родине. Таких примеров в жизни очень много. Надо их замечать, так как такие люди обычно очень скромные и не хвастаются хорошими поступками.

Сегодня мы с вами прочитаем стихотворение С.Я.Маршака “Рассказ о неизвестном герое”. Событие, которое описывается в нем, было на самом деле в Москве, Маршак решил рассказать о нем в стихах.

После этих слов учитель выразительно читает это стихотворение. Сначала тревожно, загадочно, чтобы подготовить ребят к вопросу автора:

— Что натворил он?

— И в чем виноват?

А знакомство с героем рассказа читает спокойно, беспечно; сцену пожара наоборот — тревожно, взволнованно, чтобы передать растерянность людей, бессильных помочь ребенку. Первые действия юноши для спасения ребенка учителю, я считаю, необходимо читать стремительно и быстро.

Но вот опасные минуты, затаив дыхание, “ждут люди, смотревшие снизу, как осторожно он шел по карнизу”. Учитель читает медленно, напряженно, и слушатели следят за каждым шагом храбреца.

Силой и гордостью проникнуто чтение последних строк стихотворения:

Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати.
Среднего роста,
Плечистый и крепкий,
Ходит он в белой
Футболке и кепке,
Знак ГТО
На груди у него
Больше не знают
О нем ничего.

И медленное прочтение последних строк стихотворения. Это автор доносит до детей идею стихотворения.

Дальше учитель задает вопросы детям, которые помогают им осмыслить все переживания вызванные чтением учителя:

— Как называется это стихотворение?

— Кто же назван здесь героем?

— Почему к слову герой прибавлено “неизвестный”?

Затем читают это стихотворение вслух по частям и с разбором содержания каждой из них. По ходу разбора частей, учитель задает вопросы.

К 1 части:

— По каким приметам ищут человека?

— Почему не могут найти?

Ко 2 части:

— Какие слова показывают, что юноша был решительным и смелым?

К 3 части:

— При каких словах в стихотворении, вы особенно волновались?

К 4 части:

— Почему пожарные не нашли девочку в доме?

К 5 части:

— Из чего видно, что парень не ждал благодарности?

К 6 части:

— Какие слова в этой части стихотворения, вы считаете главными?

После разбора стихотворения по частям, его необходимо проанализировать. Чтобы это сделать, учитель задает детям вопросы:

— Каким словом, назвал поэт поступок неизвестного героя?

— Почему спасение девочки названо подвигом?

— Скажите, почему герой остался неизвестным?

— Что сказано о внешности героя?

— Что можно сказать, о чертах характера героя? ( Находчивый, решительный, смелый, ловкий, скромный)

Затем можно предложить детям прочитать последние строки стихотворения про себя и найти главную мысль.

В конце урока, это стихотворение выразительно читает ученик.

6.02.2008

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Маяковский, Послушайте! Что должны услышать читатели в стихотворении?

Что должны услышать читатели в стихотворе­нии? Могли бы вы назвать героев этого стихотво­рения?

Прежде всего, читатели должны услы­шать и прочувствовать лирический на­строй поэта на постижение высокого в жизни. Зажигающиеся звезды связыва­ют душу человека с космическим про­странством.

Являясь творением Бога, они озаряют смысл человеческой жизни. Когда горит звезда, земному человеку не страшно. Маяковский создает непривычный образ Бога с жилистой рукой, напоминающий образ мудрого, опытного, много пережив­шего, понимающего человека. Звезды бе­регут земное и в том числе спокойствие человека. Среди героев стихотворения кто-то, кому нужны звезды, зажигающие­ся на небе, Бог и сами звезды.

Можно ли считать, что «кто-то» — это и есть лирический герой стихотворения, а звезды — во­площение его мечты?

За словом «кто-то» скрывается обоб­щенный образ человека, нуждающегося в живом участии, защите своей духовности, озарении своего жизненного пути божест­венным смыслом. Звезды — не просто мечта о прекрасном, но и путь воплоще­ния ее в жизнь.Скрипка и немножко нервно

ВОПРОСЫ

Каких героев стихотворения вы можете на­звать?

Скрипка, барабан, оркестр (музыканты), тарелка, геликон, лирический герой — персонажи стихотворения. По-настояще­му героями можно считать лирического героя (автора) и скрипку, которая вопло­щает духовное начало в произведении.

Почему геликон назван «меднорожим»? (Ге­ликон — басовый медный духовой инструмент.) Как вы представили себе этого героя?

Меднорожим он назван и потому, что сделан из меди, но главным образом потому, что в этом инструменте символизиру­ется неспособность к восприятию эмоци­онального мира другого, в данном слу­чае — скрипки. Он произносит три слова: «дура», «плакса», «вытри», проявляя не­желание и недоступность сочувствия нуж­дающемуся в нем.

Оркестр, некоторые инструменты которого названы в стихотворении, — коллективный свиде­тель лирической сценки. Сходная ситуация возни­кает в баснях. Почему мы утверждаем, что перед на­ми лирическое стихотворение?

Благодаря сильнейшему накалу чувств, идущих от лирического героя, понимаю­щего и разделяющего чувства скрипки. Нужда во взаимопонимании сближает скрипку как особо тонкий музыкальный инструмент и человека как тонкий душев­ный организм. Оркестр символизирует обывательскую толпу, не воспринимаю­щую неординарность как таковую.

ЗАДАНИЯ

Анализируя прочитанные стихотворения Ма­яковского, определите общность тем и настроений.

Человек в окружающем пространстве, его нужда в духовной опоре, потребность во взаимопонимании, стремление найти духовный смысл существования — вот основные темы прочитанных стихотво­рений.

Чередуются трагические и успокаиваю­щие моменты в настроении лирическо­го героя. Вторая часть названия стихо­творения «Скрипка и немножко нервно» характеризует внутреннее состояние ав­тора.

Выразите свои впечатления, возникшие при первом знакомстве с этими стихотворениями (нео­бычность названий, образов, ритмики).

Автор склонен к призывности как ос­новному качеству своей поэзии. Основной призыв — понять друг друга, боль, заботы каждого и посильно помочь, не остаться равнодушным. Поэт метафоричен, щедр на экстравагантные формы. Создаваемые формы необычны.

Маяковский обращается и к контрас­там — духовное противостоит в его лири­ке бездуховному. Первые впечатления от прочитанного: поэзия раннего Маяковско­го необычна. Необыкновенно эмоциональ­но сформулированы заглавия стихотворе­ний, содержащие либо призыв прислу­шаться к голосу поэта, либо определение основной тональности настроения лириче­ского героя. Он тонок, нежен, склонен к рефлексии и саморефлексии, активен в своем сочувствии, сопереживании, стрем­лении достичь гармонии душевого состоя­ния. «Мы ужасно похожи», — говорит он скрипке, ассоциируясь с образами, за­ключающими в себе высокое содержа­ние, в своем стремлении найти гармонию с миром.

Попробуйте доказать, что оба стихотворения созданы молодым поэтом примерно в одно время.

Доказать это можно, раскрыв сходство настроений и тональности этих стихотво­рений. Уязвимость, ранимость лириче­ского героя Маяковского, его одиночество были характерны для творчества поэта времен начала Первой мировой войны (1914), когда и были написаны эти стихо­творения.

Маяковский, Послушайте! Что должны услышать читатели в стихотворении?

Оцените пожалуйста этот пост
На этой странице искали :
  • стихотворение в котором воплощен лирический образ
  • каких героев стихотворения вы можете назвать
  • почему геликон назван меднорожим
  • стихотворение в котором был бы воплощён лирический образ
  • что должны услышать читатели в стихотворении послушайте

Сохрани к себе на стену!

vsesochineniya.ru

Типовой вариант №1 ЕГЭ 2012 года по литературе онлайн

Вследствие этого страшного гула, шума, потребности внимания и деятельности, Тушин не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову. Напротив, ему становилось все веселее и веселее. Ему казалось, что уже очень давно, едва ли не вчера, была та минута, когда он увидел неприятеля и сделал первый выстрел, и что клочок поля, на котором он стоял, был ему давно знакомым, родственным местом. Несмотря на то, что он все помнил, все соображал, все делал, что мог делать самый лучший офицер в его положении, он находился в состоянии, похожем на лихорадочный бред или на состояние пьяного человека.

Из-за оглушающих со всех сторон звуков своих орудий, из-за свиста и ударов снарядов неприятеля, из-за вида вспотевшей, раскрасневшейся, торопящейся около орудий прислуги, из-за вида крови людей и лошадей, из-за вида дымков неприятеля на той стороне (после которых всякий раз прилетало ядро и било в землю, в человека, в орудие или в лошадь), — из-за вида этих предметов у него в голове установился свой фантастический мир, который составлял его наслаждение в эту минуту. Неприятельские пушки в его воображении были не пушки, а трубки, из которых редкими клубами выпускал дым невидимый курильщик.

— Вишь, пыхнул огонь, — проговорил Тушин шепотом про себя, в то время как с горы выскакивал клуб дыма и влево полосой относился ветром, — теперь мячик жди — отсылать назад.

— Что прикажете, ваше благородие? — спросил фейерверкер, близко стоявший около него и слышавший, что он бормотал что-то.

— Ничего, гранату… — отвечал он.

«Ну-ка, наша Матвевна», — говорил он про себя. Матвевной представлялась в его воображении большая крайняя старинного литья пушка. Муравьями представлялись ему французы около своих орудий. Красавец и пьяница первый нумер второго орудия в его мире был дядя; Тушин чаще других смотрел на него и радовался на каждое его движение. Звук то замиравшей, то опять усиливавшейся ружейной перестрелки под горою представлялся ему чьим-то дыханием. Он прислушивался к затиханью и разгоранью этих звуков.

«Ишь задышала опять, задышала», — говорил он про себя.

Сам он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра.

— Ну, Матвевна, матушка, не выдавай! — говорил он, отходя от орудия, как над его головой раздался чуждый, незнакомый голос:

— Капитан Тушин! Капитан!

Тушин испуганно оглянулся. Это был тот штаб-офицер, который выгнал его из Грунта. Он запыхавшимся голосом кричал ему:

— Что вы, с ума сошли? Вам два раза приказано отступать, а вы…

«Ну, за что они меня?..» — думал про себя Тушин, со страхом глядя на начальника.

— Я… ничего, — проговорил он, приставляя два пальца к козырьку. — Я…

Но полковник не договорил всего, что хотел. Близко пролетевшее ядро заставило его, нырнув, согнуться на лошади. Он замолк и только что хотел сказать еще что-то, как еще ядро остановило его. Он поворотил лошадь и поскакал прочь.

— Отступать! Все отступать! — прокричал он издалека.

Солдаты засмеялись.

5litra.ru

Читать книгу Обучение в 1 классе по учебнику «Литературное чтение»: программа. Методические рекомендации. Тематическое планирование Э. Кац : онлайн чтение

Текущая страница: 3 (всего у книги 6 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Осваиваем рифмы

Данной теме посвящается два урока.

1-й урок

Закрепляются представления детей о рифме, которые они получили в букварный период. В работу включаются стихотворения только с парными рифмами (рифмуются первая со второй, третья с четвёртой строкой).

На этом уроке первоклассники снова возвращаются в мир игры, знакомятся с понятием «рифма» вместе с уже известными им фантастическими персонажами.

Закрепление этого понятия происходит при чтении фрагмента произведения К. Чуковского «Тараканище». Его чтению предшествует словарная разминка.

Сначала произведение читает учитель. Затем «цепочкой» – по одной строчке – ученики. Постоянное внимание уделяется выдерживанию пауз.

После прочтения стихотворения ученики находят рифмы, читают по одной паре: «медведи-велосипеде», «кот-на-перёд» и т. д.

После того как учащиеся прочитают стихотворение ещё раз, они называют животных, которые упоминаются в нём, и отвечают на вопрос (3): «Что кажется тебе особенно необыкновенным в этом произведении?»

Что-то из перечисленного К. Чуковским дети, возможно, видели в цирке. Но что-то покажется им совершенно невозможным. Педагогу важно услышать не однозначный ответ-реплику, а доступное ребёнку рассуждение, объясняющее сделанный вывод.

Стихотворение М. Карема сразу читают ученики: сначала про себя, затем «цепочкой» – каждый по одной строчке, после этого фронтально по строфам.

Задание (5) сложное: «Как ты думаешь, почему разные насекомые прилетели, прискакали к этому мальчику?»

Ответы учащихся:

Наверное, на этом мальчике была белая майка, всем насекомым она очень понравилась.

Этот мальчик ел мороженое. Он обкапал майку, поэтому к нему все насекомые пришли и прилетели.

Мальчик в майке был добрым, его все любили.

Ответы детей могут быть разнообразными и неожиданными. Ни один из них не отвергается учителем. Возможна лишь тактичная корректировка, когда педагог задаёт уточняющие вопросы.

В более подготовленном классе вместо стихотворения М. Карема читается произведение В. Хотомской «Аист». Преподаватель предлагает новый вид работы – дети подбирают отсутствующие рифмы.

2-й урок

Первоклассники узнают о перекрёстной рифме.

Чтению стихотворения К. Чуковского «Скрюченная песня» предшествует словарная разминка, которая включает, кроме «цепочки» слов, вопрос о значении слова «скрючиться». Ученики сначала объясняют его смысл самостоятельно (могут изобразить движения скрюченного человечка), затем находят значение слова в словаре.

Стихотворение сначала читает учитель. После этого выясняется первое эмоциональное впечатление учащихся: произведение смешное или страшное, весёлое или печальное (2). Необходимо добиваться от учеников обоснованных ответов.

Варианты детских ответов:

Стихотворение печальное – все скрюченные, их очень жалко.

Это очень смешное стихотворение. Все смешные, какие-то кривые.

После короткой беседы первоклассники читают стихотворение про себя, затем по «цепочке» – каждый по одной строчке.

Ознакомившись со стихотворением, ребята начинают работу в парах (1). Читают друг другу об одном скрюченном существе.

После этого учащиеся приступают к выделению рифм (3). Первоклассники читают вслух по одной строфе. Учитель записывает на доске последние слова стихотворных строк:

человек

ножки

век

дорожке

Дети находят рифмующиеся пары. Учитель подчёркивает их:

у ворот

ёлки

забот

волки и т. д.

В этих четверостишиях рифмуются первая и третья, вторая и четвёртая строки. С термином «перекрёстная рифма» дети не знакомятся, они получают лишь представление об этом типе рифмования.

Творческие задания выполняются по выбору учащихся в тетрадях. Результат творческой деятельности может быть продемонстрирован на следующем уроке: рассказаны сказки о новом скрюченном существе, показаны рисунки.

Считалки

Этой теме можно посвятить один или два урока.

Дети вводятся в фантастическое пространство – удивительную комнату. Текст первоклассники читают друг за другом по одному предложению. Задание (1, а) стимулирует работу воображения ребёнка, который находится в условиях игры, поэтому всё, о чём он рассказывает, должно быть удивительным, необычным. Степень необычности для каждого своя, для кого-то может быть необычным то, что другому кажется вполне привычным. Учитель стимулирует желание высказываться, предлагает учащимся дополнить, «развернуть» придуманное одноклассником. По усмотрению преподавателя, ребята могут нарисовать в тетрадях удивительную комнату или её фрагменты (1, б).

Прежде чем прочитать текст, в котором даётся определение считалки, ученики пытаются ответить на вопрос: «Что такое считалка?»

Со считалками многие учащиеся уже встречались в играх. Следует активизировать их опыт: учитель предлагает вспомнить известную считалку, рассказать об игре, в которой она использовалась.

После прочтения народных считалок первоклассники находят в них выдуманные слова (2). Их выделение способствует развитию интереса к лексическому значению слова.

Одно из творческих заданий предполагает развитие подобного интереса: ученики сочиняют считалку с придуманными словами (3, в). Дети, не умеющие или не желающие сочинять, заучивают наизусть одну из прочитанных считалок (3, а).

Учитель в праве варьировать использование тех или иных творческих заданий по своему усмотрению, в зависимости от того, сколько уроков он посвятит этой теме.

Чудесные приключения

Этой теме можно посвятить один или два урока. Продолжается развитие творческого воображения первоклассников.

1-й урок (Вариант 1)

Дети снова оказываются в удивительной комнате. Они сочиняют, что увидели Фюсь и Каркузябра в чудесном окне.

Чтение стихотворения Ю. Тувима «Чудеса» предваряет словарная разминка. Учитель может акцентировать внимание учеников на слове «недоумение». Сначала первоклассники пытаются объяснить его смысл. Затем педагог предлагает возможный вариант объяснения (недоумение – это сомнение, нерешительность из-за того, что что-то непонятно). Это слово включается в беседу о стихотворении «Чудеса».

Далее учащиеся находят в словаре значение слов «наяву», «чудеса», «чудесный», с которыми они встретятся в тексте.

Сначала стихотворение читает учитель, дети воспринимают произведение на слух и отвечают на вопрос (2): «Почему стихотворение называется «Чудеса»?»

Затем первоклассники читают стихотворение шёпотом, про себя, потом фронтально – по законченным смысловым фрагментам (можно по одной строке, по предложению).

После прочтения произведения ребята решают, какое чудо в этом стихотворении кажется им самым удивительным, и находят и прочитывают соответствующий фрагмент (3). При выполнении этого задания происходит анализ прочитанного.

Слово «чудо» включается и в рассказ о собственных зрительских или читательских впечатлениях (4): дети рассказывают, с какими чудесами они встречались в сказках или мультфильмах.

Творческие задания, которые выполняют первоклассники по желанию, стимулируют развитие воображения, формируют умение выражать в устной речи придуманное.

1-й урок (Вариант 2)

Учитель может использовать для работы на уроке другое произведение – стихотворение Д. Самойлова «Сказка».

Этот урок начинается со словарной разминки, выделяются слова «ограда», «ограждение». Педагог спрашивает: «Из чего можно сделать ограду, ограждение? Как ещё называют деревянную ограду?» (Забор,)

В словаре учащиеся находят слово «бороздить». Они встретят его в тексте стихотворения Д. Самойлова, которое читает учитель. Дети определяют эмоциональную наполненность стихотворения, отвечая на вопрос о том, как нужно прочитать его – радостно, с восхищением, с удивлением, с грустью, со страхом (3).

После этого ученики читают стихотворение про себя, затем вслух «цепочкой», по предложениям, потом по строфам. Особое внимание обращается на выдерживание пауз, указанных в тексте.

Выполняя задание (2), ребята перечитывают текст и находят в нём характеристику облаков. Первое – «пышное, густое», второе – «пушистое, из снега». Третье облако лишь названо. Преподаватель предлагает первоклассникам рассказать, каким оно могло быть.

Другое творческое задание предлагает детям поместить себя в воображаемую ситуацию (4, а): «Вообрази, что ты плывёшь по небу. Расскажи товарищу, как бы ты хотел совершить это путешествие». Задача учителя – развивать творческое воображение ребёнка. Он может пояснить, что такое плавание не обязательно совершать на лодке.

Работа ведётся по уже описанной выше схеме: желающие выполнить это задание объединяются в пары и рассказывают друг другу о своём путешествии. Одно предложение из рассказа записывают в тетрадях. Другие учащиеся рисуют своё плавание (4, б), а остальные учат наизусть одну стихотворную строфу.

В конце этого или начале следующего урока несколько человек демонстрируют результаты своей творческой деятельности.

2-й урок

Для работы в более подготовленном классе используется стихотворение Б. Заходера «На Горизонтских островах».

После словарной разминки можно объяснить значение слова «горизонт» (воображаемая линия, которая отделяет небо от земли). Тогда название островов – Горизонтские – наполняется для детей смыслом. Учитель, не приступая к чтению стихотворения, спрашивает учащихся: «Как вы думаете, почему острова называются Горизонтскими?»

Понятие «остров» также может быть дано детям в доступной для них форме (небольшая часть земли (суши), со всех сторон окружённая водой). Это определение усилит впечатление изолированности, оторванности от мира выдуманной страны.

До знакомства со стихотворением первоклассники находят в словаре объяснение слов и словосочетаний: «бычки в томате», «кашалот», «свидетель», которые использованы в стихотворении.

Стихотворение первым читает педагог, обращая внимание на паузы в конце строк. После прослушивания ребята обдумывают, какие чувства они выразят при чтении стихотворения. Для ответа на этот вопрос они выбирают слова из предложенного списка: «радостно, удивлённо, грустно, со страхом, с завистью» (1).

Далее первоклассники читают произведение сначала по «цепочке» – каждый по одной строфе. Затем перечитывают его про себя, чтобы найти ответы на вопросы: «Что кажется тебе самым чудесным на Горизонтских островах?» (3), «Есть ли на островах то, что ты хочешь увидеть?» (4).

Творческие задания (5) способствуют формированию умения представлять себя в необычной ситуации. Развивается воображение ребёнка (5, а): «Подумай и расскажи товарищу, какие ещё чудеса могут быть на Горизонтских островах».

Другое творческое задание предлагает учащемуся быть не простым созерцателем в чудесном мире Горизонтских островов, а представить собственные действия в этой стране (5, б): «Что бы ты делал на Горизонтских островах, если бы нашёл туда дорогу?» Первое предложение из своего «сочинения» ученики записывают в тетрадь.

Одно из творческих заданий предлагает нарисовать то, что хочет увидеть первоклассник на Горизонтских островах (5, в).

В конце урока, как и в других случаях, желающие выступают перед классом с рассказами и комментариями к рисункам.

Неживое становится живым

Этой теме можно посвятить один или два урока.

1-й урок (Вариант 1)

В начале первого урока дети читают предложенный в учебнике текст. В нём говорится об уже известной им чудесной комнате. Игра продолжается: в комнате появляются удивительные вещи.

Творческие задания предлагают ребятам рассказать о необычных и обычных вещах, об их действиях. Их можно выполнить позднее, после работы со стихотворениями О. Мандельштама «Телефон» или «Юла» О. Дриза.

Знакомству со стихотворением «Телефон» предшествует обращение к жизненному опыту учеников. Они восстанавливают впечатления об известных предметах реального мира. Таким образом стимулируется их наблюдательность (1): «Как звучит звонок старого телефона…»

Стихотворение сначала читает учитель. Затем дети: сначала друг за другом по одной строке, потом по строфам.

После этого учащиеся осмысливают эмоциональные впечатления, вызванные произведением (2): «Как ты думаешь, это стихотворение печальное или смешное?» В процессе размышлений ученики погружаются в мир художественных образов – телефон «плачет», «злится». Первоклассники, отвечая на вопросы задания (3), ищут причину его переживаний в тексте: «Отчего телефон плачет? Почему он зол?»

После того как найдены нужные строчки: «никто не подошёл», «я совсем не нужен», «я обижен, я простужен», педагог побуждает детей к рассуждениям о судьбе и состоянии телефона. Он может задать вопрос: «Почему телефон думает, что только «телефоны-старики поймут его звонки»?» Ответ: «Старый телефон тоже никому не нужен» – неполон; ребёнок улавливает сходство «судьбы», но не определяет причину взаимоотношения телефонов. Более точный вариант ответа: «Старые телефоны сочувствуют, потому что им тоже плохо, их тоже никто не слышит». Вместо слова «сочувствуют» первоклассники часто говорят «жалеют».

Продолжается работа по развитию воображения учащихся, закрепляется представление о содержании понятий «обычное» и «необычное». Этой цели служат творческие задания на странице 43 учебника.

Для семейного чтения предлагается произведение К. Чуковского «Федорино горе». Ребята остаются в мире «живых» предметов. Родители читают произведение вместе с детьми, потом размышляют над вопросом, предложенным в учебнике, высказывая своё мнение, однако не преподносят его как единственно правильное, побуждая ребёнка к отстаиванию собственной позиции.

Результаты совместной деятельности первоклассников и их родителей корректируются учителем на специальном уроке домашнего чтения, во внеурочных занятиях или включаются в содержание проектных заданий.

1-й урок (Вариант 2)

Вместо стихотворения О. Мандельштама «Телефон» педагог может включить в работу произведение О. Дриза «Юла». Чтению произведения предшествует словарная разминка. Из «цепочки» слов выделяется слово «раздвоится», объясняется его смысл.

Произведение сначала читает учитель. Дети воспринимают его на слух. Затем отвечают на вопрос: «Какое это стихотворение: весёлое, смешное или печальное, грустное?»

Варианты детских ответов:

Смешно, как крутится юла. Она совсем всё перепутала.

Жалко юлу, ей очень плохо, у неё голова кружится.

Это стихотворение и смешное, и немножко печальное.

Ведь юле плохо.

Затем стихотворение читают ученики сначала про себя, потом «цепочкой» по одной строке, после этого фронтально по строфам.

Дети находят рифмы и прохлопывают ритм первой строфы (5).

Теперь первоклассники углубляются в содержание стихотворения, находят и читают строчки, которые помогают ответить на вопрос (2): «Почему юле кажется, что она «с ума сошла»?»

На следующем этапе беседы ребята определяют чувства юлы, выбирая нужные слова из предложенного перечня: «испуг, грусть, радость, растерянность, злость», и находят в тексте подтверждение сделанным выводам (3). Если учитель включил в работу оба стихотворения («Телефон» О. Мандельштама, «Юла» О. Дриза), то дети могут сравнить чувства юлы и телефона (4). Педагог помогает первоклассникам понять, что герои этих произведений не веселы, но юла – лишь растеряна, а телефон – зол, рассержен, он тоскует.

2-й урок

Если этой теме посвящено два учебных часа, то на втором уроке в более подготовленном классе рассматривается произведение Ю. Тувима «Пляска».

После словарной разминки учащиеся находят в словаре значение слова «кочерга», которое встретится в тексте стихотворения.

Сначала стихотворение читает учитель, передавая задор, радость пляшущих предметов. При чтении слов, которые «произносят» ведёрко и кофейник, следует интонационно подчеркнуть различие их внутреннего состояния.

У детей может вызвать затруднение определение значения разговорных оборотов: «Я, брат, тоже не старик!», «И тарелка, знай подругу…» Педагог прослушивает рассуждения учеников о смысле этих выражений, а затем объясняет им, что в первом случае кофейник ни к какому брату не обращается, он просто хочет, чтобы его услышали. Эти слова можно произнести так: «Я, пойми, тоже не старик». Во втором случае тарелка подзадоривает кофейник словами «знай подругу». Она как будто говорит ему: «Посмотри, как я ещё спляшу».

Дети первый раз читают стихотворение друг за другом по две строчки. После этого перечитывают его по одной строфе и находят в них рифмы (4).

Вникая в содержание произведения, первоклассники выполняют задания (2, 3): «Расскажи, кто с кем пляшет», «Почему метла едва не плачет? Найди ответ в стихотворении». Понравившуюся строфу дети заучивают наизусть.

Творческие задания активизируют воображение учащихся. Вопросы, помещённые в учебнике, помогают детям рассказать о пляске предметов, которые могли бы оказаться в комнате (6, а). Сопровождающая вопросы «цепочка» слов также облегчает выполнение задачи, поставленной перед учениками. Первоклассники, сочиняющие рассказ, объединяются в пары и рассказывают друг другу придуманное ими, сочиняют общую историю, записывают одно-два предложения в тетрадь.

Другое творческое задание предлагает ребятам нарисовать танцующий предмет, про который не говорится в стихотворении (6, б).

В конце урока учащиеся выступают с рассказами, показывают рисунки и комментируют их.

Загадки

Первоклассники знакомятся с определением этого жанра и загадками разных народов. После словарной разминки они находят в словаре значение слов «описание» и «сообразительность». Для закрепления смысла этих слов учитель предлагает ученикам описать (устно) бродячую собаку или домашнюю кошку, помогая им с помощью наводящих вопросов: «Какого цвета шерсть у животных?», «Чистые они или грязные?», «Как двигаются?», «Как смотрят на людей?» и т. д. Можно предложить ребятам описать любимую игрушку.

Это лишь подготовка к работе над разного рода описаниями, которая будет продолжаться не один год.

Затем, возвратившись в ситуацию игры, дети вместе с известными им фантастическими героями входят в мир загадок. Они читают определение жанра. Прочитав фрагмент, посвящённый игре в загадки, первоклассники находят в словаре значение слов «решето» и «сомбреро».

Загадки читаются ребятами по одной про себя, а затем вслух. После этого первоклассники находят в учебнике рисунки с отгадками.

Загадки обладают богатым познавательным содержанием. Кроме того, они дают возможность сравнивать восприятие одного предмета или явления разными народами.

Сопоставляются две загадки о подсолнухе. В русской говорится о золотом решете, в испанской – о кавалере в сомбреро. Учитель может дать информацию о национальном испанском платье, включающем сомбреро. Но самое главное – обращается внимание детей на то, что заинтересовало людей, сочинивших загадки о подсолнухе. В русской загадке внимание сосредоточено на срезанной «шляпе» подсолнуха, наполненной черными семечками, испанцы говорят о стройном стебле подсолнуха, увенчанном широким цветком.

После прочтения загадки о книге рассматриваются её корешок, листы. Ребята узнают, как сшита книга. Педагог говорит о том, что листы книги, подобно листьям растения, «вырастают» из книжного корешка.

Загадка о замке даёт основание для разговора о разных типах замков, навесных, врезных и др.

На уроке в форме игры-соревнования актуализируется личный опыт детей. Они вспоминают и загадывают товарищам известные им загадки.

Более сложное задание (3) посвящено формированию умения описывать определённый объект, не называя его: «Опиши какое-нибудь животное, но не называй его. Пусть ребята отгадают, о ком ты говоришь». Подобная работа позволяет откорректировать сам процесс наблюдения за объектами окружающего мира.

Творческие задания (4) рассчитаны на более подготовленных учеников. Но в их выполнении может участвовать большинство первоклассников, так как сочинённая ими загадка может быть представлена в форме рассказа-описания, а не стихотворения.

Звучащий мир в поэзии

Данной теме можно посвятить один или два урока. На этих уроках формируется внимание к звучащему миру. Учащиеся знакомятся с некоторыми способами передачи звуковых впечатлений в лирическом произведении.

1-й урок

В начале урока дети возвращаются в атмосферу игры, завершается общение с фантастическими существами Фюсем и Каркузяброй. После словарной разминки ученики читают рассказ о том, как эти существа прислушивались к тишине.

Задание «посиди тихо, а потом расскажи товарищу, что услышал» учит первоклассников сосредоточенному молчанию, умению направлять внимание в окружающее пространство и получать информацию без указания конкретных источников впечатлений.

Стихотворение В. Лунина «Жук» и фрагмент произведения Н. Матвеевой «Молчание листика» сначала читает учитель. При чтении он осторожно выделяет звуки [ж] и [ш]. Затем читают ученики.

Учитель выясняет, какое стихотворение детям понравилось больше. Ребёнок может ответить: «Никакое не понравилось». Тогда нужно попытаться выяснить, чем вызвано такое впечатление.

Эмоциональная реакция учащихся на прочитанное может быть выяснена и при ответе на вопрос: «Какие это стихотворения – весёлые, грустные, спокойные, взволнованные, радостные?»

Выполнение заданий (1, 2, 3) концентрирует внимание учеников на звукописи.

Творческие задания развивают умение соединять звуковое впечатление со зрительным образом (4, а): «Произнеси звук, который обозначает буква «Р». Что ты представляешь, когда произносишь его?»

В другом задании (4, б) предлагается сочинить рассказ по картинке. Дети используют слова, в каждом из которых встречается звук [р]. Рассказ ведётся по вопросам, предложенным в учебнике. Их можно использовать в любой последовательности.

2-й урок

Второй урок может быть посвящён стихотворению Н. Матвеевой «Было тихо». В данной работе закрепляется умение вслушиваться и вдумываться в состояние окружающего мира и находить нужные слова для выражения своего впечатления.

Сначала стихотворение читает учитель. Дети после прослушивания произведения читают его друг за другом, каждый по две строки. Затем перечитывают произведение по строфам.

После этого происходит «погружение» в содержание стихотворения. Вопрос (2): «Почему будильник тикал робко?» Ответ ученика: «Будильник очень боялся громко тикать. Он не хотел нарушить тишину».

Педагог может продолжить эту тему, спрашивая у ребят: «Почему Новелла Матвеева написала, что сверчок пиликал, а не трещал?» Можно уточнить в ходе беседы смысл слова «пиликать» (в данном случае – издавать робкие, неумелые, тихие звуки).

Задание (1): «Прочитай, какие звуки раздавались в тишине. А какие звуки нарушили тишину?» В русле этого задания и вопрос (3): «Почему в одном месте стихотворения сказано, что кот мурлыкал, а в другом – что он мяукал?» Дети актуализируют свой жизненный опыт, вспоминают, какой звук издаёт кот в первом и втором случаях, какой из этих звуков может нарушить тишину.

Интересно обратить внимание первоклассников на звукопись последних пяти строк стихотворения, которая передаёт нарастание шума. Учитель просит детей ещё раз прислушаться к последним пяти строчкам, сам перечитывает их, усиливая в словах звук [р]:

Поросёнок дерзко хрюкал,

Бык ревел,

И две собаки

Дружно вторили во мраке

Ржанию коней.

Вопросы: «Сколько раз встретилась вам буква «Р»? Какой звук она обозначает?», «Как вы думаете, почему Н. Матвеева включила в эту часть стихотворения восемь слов с буквой «Р»?»

Ответы детей:

Стало шумно. Все кричат, ревут.

Буква «Р» встречается много раз, потому что она передаёт резкий громкий звук. Мы уже про это говорили. Все шумят.

Заключительное задание (4): «Прислушайся к тишине у себя дома. Можешь это сделать утром, днём или вечером. Какие звуки были тебе неприятны, а какие понравились?» Умения, приобретаемые в классе, выходят за пределы школьной аудитории. Таким образом, знакомство с различными проявлениями окружающего мира продолжается в реальной жизни (наблюдения школьников).

Итоги наблюдений подводятся в начале следующего урока.

iknigi.net

ЛитКульт — Отсутствие знаков препинания в стихотворениях — зачем и почему?

Если вы увлекаетесь поэзией, то должны были заметить, что имеется в современной литературе такая тенденция: некоторые авторы все свои стихотворения, а другие авторы — только некоторые свои стихотворения публикуют без расстановки в тексте знаков препинания (реже — с двумя-тремя знаками на весь текст).


Давно зная о данном течении, я, тем не менее, только на этой неделе решила серьезно углубиться в вопрос и найти какую-нибудь информацию: материалы, статьи, обзоры — во всемирной библиотеке, чтобы вооружиться мнением экспертов и великих умов. Но то ли я плохо искала, то ли умы и эксперты до этого направления еще не добрались, в общем, подробный и доступный для понимания текст по вопросу отсутствия знаков препинания в стихотворениях мне не попался.
Тогда я поняла, что статью придется писать самой, в попытке упорядочить мысли по этому вопросу.


Должна сразу сказать, что придерживаюсь мнения, что отсутствие знаков препинания в стихотворении нужно рассматривать как стилистический прием, способ выражения или усиления идеи/ формы написанного текста, наравне с намеренной сбивкой ритма, сочетанием разных размеров в одном стихотворении, отсутствием размера, отсутствием рифм и др. Случаи, когда автор не знал, как правильно расставить знаки препинания, в этой статье не рассматриваются и за стилистический прием не принимаются.

Итак, возьмем идеально грамотного, опытного, профессионального поэта. Какие у него могут быть причины написать стихотворение без знаков препинания и какие цели он хочет достичь, применяя данный прием?

1. Долой преграды
Для начала предлагаю вам вдуматься в словосочетание «знаки препинания». Однокоренное слово к «препинанию» — препоны, т.е. препятствия, преграды. Знаки препинания разделяю предложения (т.е. законченные мысли), создают преграды внутри предложений: подсказывают отношения между словами, необходимые паузы, эмоциональную окраску мыслей. А если текст представляет собой некий быстропроизносимый массив, без пауз? Например, речитатив; имитация речи больного, потрясенного, сумасшедшего человека. Если текст специально написан так, чтобы было трудно или невозможно понять, где заканчивается одна мысль и начинается другая, если текст предполагает стремительное, беспаузное чтение, если автор хотел, чтобы читатель терялся в тексте без ориентиров, как герой теряется в своем внутреннем или окружающем его мире, то отсутствие знаков препинания вполне уместно.

2. Монотонность, бормотание
Мы уже выяснили, что знаки препинания помогают придать тексту эмоциональную окраску, отсутствие же оных создает еще один интересный эффект – стихотворение читается на одной ноте, читатель переносится в атмосферу, сравнимую с прослушиванием механического голоса, произносящего цифры: «пять семь восемь двадцать пять девять восемь девятнадцать». Таким безучастным ровным голосом самые жестокие маньяки рассказывают об очередной зверско изуродованной жертве; так хирург, придя домой, усталым и бесцветным голосом признается жене, что ошибся и не спас пациента.
В итоге, описывая рабочий день, город, природу — придаем тексту будничность, монотонность, намекаем на повторение событий, их привычность; описывая страшные, необычные, тяжелые для эмоционального восприятия факты и ощущения — показываем опустошенность/равнодушие героя, его неспособность эмоционально отреагировать на события.

3. Эффект неожиданности
Лучше всего демонстрируется на короткометражках от стихов – «пирожках», форма которых предполагает отсутствие знаков препинания _всегда_

листают желтые газеты
осенний ветерок и дождь
они хотят найти квартиру
и поселиться там вдвоем
(с) better_days

В результате отсутствия связи между словами, читателю трудно предугадать дальнейшее развитие событий и финал произведения.

4. Многосмысловость
Если автор хочет сохранить всё многообразие значений, несомых имеющимся сочетанием слов, то отсутствие знаков препинания ему поможет. Приведу в качестве примера строчку стихотворения Евгения Орлова:

весна ледяная вода под ногами

Варианты прочтения:
весна /ледяная вода под ногами…
весна ледяная / вода под ногами…
весна / ледяная вода / под ногами…

Читателю ничего не разжевывается, он должен сам найти разгадку, иногда – домыслить, иногда – расставить акценты, найти вариант по душе. Стих несет в себе удивительную свободу восприятия, прочтения, читатель чувствует себя причастным к акту творения.

5. Оголенная мысль
Как мы думаем? У нас в голове проносятся четкие, правильно сформулированные предложения? Разве мы сначала представляем в голове одну завершенную мысль, за которой следует другая, а за ней уже третья, и все это сразу выверено и логично?
Нет, конечно. Мы перескакиваем с предмета на предмет, мысли обрывочны, непоследовательны, хаотичны, но при этом они могут быть свежее красиво уложенных слов, обаятельны своей растрепанностью, искренни в своей неправильности. Как, бывает, юная наивная девушка, несущая чепуху и грызущая ноготь большого пальца, выигрывает у роскошной, ухоженной, накрашенной дамы, ведущей светскую беседу. А бывает, что и не выигрывает, хехе. Но, тем не менее, вышеуказанная девушка-простушка имеет право на существование 🙂
Поэтому, когда автор считает необходимым вылить на читателя чистые, незаредактированные мысли, именно так, как они рождались у него в голове или же в голове героя (вариант – правдоподобно описать процесс вспоминания какого-то события, временного отрезка), либо когда автор хочет показать, что состояние героя таково, что он не может четко формулировать мысли (например, влюбленность, острый приступ восторга, боль, паника), отсутствие знаков препинания в сочетании со свободной формой стиха может помочь в воплощении этой задачи.

Вот основные причины, которые я на данный момент выявила. Естественно, автор может сочетать несколько из них, или все сразу. Так же у него могут быть другие причины не расставлять знаки препинания, о которых лучше узнать у самого автора. До того, как начнете кидать в него помидорами 🙂

И, пожалуй, стоит кратенько подвести итоги.
Отсутствие знаков препинания в стихотворении — стилистический прием, способ выражения или усиления идеи/ формы написанного текста. Часто (но не обязательно) применяется в вольном стихе, верлибре.
Автор, используя прием нерасстановки знаков препинания, должен знать, зачем он это делает (или же остро чувствовать, что именно так — правильно), а так же понимать, что большинство читателей подумает, что он не расставил знаки препинания потому, что он неграмотный 🙂

litcult.ru

Лирический герой ранней поэзии В.В.Маяковского Стихотворения Маяковский В.В. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Маяковский В.В. / Стихотворения / Лирический герой ранней поэзии В.В.Маяковского

    Человек с тонкой душевной организацией, Маяковский всю свою жизнь протестовал против зла, насилия, бездуховности окружающего его мира. Поэтому вполне логично, что основное качество лирического героя Маяковского – бунтарство. Особенно ярко это проявляется в его ранней поэзии.
    Здесь перед нами предстает бунтарь-пессимист. Он изо всех сил стремится что-то сказать людям, но его никто не слушает. Поэтому из его уст вылетает крик-отчаяние:
    Душа не хочет немая идти,
    А сказать кому?
    Лирический герой пытается сказать людям о необходимости перемен, прокричать о том, что они несчастны. Но он видит вокруг себя лишь людей, с которых стекает «обрюзгший жир». Все свое бунтарское настроение ранний лирический герой Маяковского направляет на воодушевление людей, на их пробуждение, на освобождение их от гнета буржуазных условностей, которые не дают свободно любить, жить, творить. В стихотворении «А вы могли бы?..» поэт вопрошает:
    А вы
    ноктюрн сыграть
    могли бы
    на флейте водосточных труб?
    Стихотворение Маяковского «Нате!» (1913) – одно из самых ярких и характерных произведений раннего творчества поэта. Само название настраивает нас на эпатажный лад. Просторечное и грубое «Нате!», который герой бросает бездушной и пошлой публике, объясняет его отношение к ней. Герой, как подачку, швыряет этой публике свои стихи, не надеясь уже на их понимание, а тем более достойную оценку творчества.
    Лирический герой говорит с людьми о самом наболевшем, о том, что он отрывает от сердца: «я вам открыл столько стихов шкатулок, я — бесценных слов мот и транжир». Эпитет «бесценных» подчеркивает значимость этих слов для лирического героя.
    Почему он называет себя «мотом и транжиром?» Мне кажется, с одной стороны, потому, что герой осознает всю тщетность своих усилий раскрыться перед вечно жующими «жирными» мужчинами и женщинами. А с другой – эти определения указывают на силу и мощную энергию героя, который, не жалея себя, будет и дальше пытаться что-то сделать, изменить своим творчеством мир.
    Но что же публика? Ей все равно. Эти люди погрязли в мелочных заботах из «мира вещей». Они намертво спрятали свою душу в раковине и теперь не способны понимать что-либо, не касающееся их желудка.
    Постепенно границы стихотворения начинают расширяться. Теперь герой оказывается один на один со всем враждебным ему миром, с толпой. Очень сильна и ярка метафора, которая характеризует эти отношения:
    Все вы на бабочку поэтиного сердца
    взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
    Калоши здесь являются очень точной деталью, характеризующей «сытую и пошлую публику». Для героя она «грязна», грязна прежде всего душой, потому что глуха ко всему прекрасному.
    Далее картина разворачивается, усиливая свое воздействие. Эти люди в калошах превращаются в толпу, которая мощной стеной встает против лирического героя, не желая понимать и принимать его. Сравнение «ощетинит ножки стоглавая вошь» носит оценочный характер. В нем заключено отношение лирического героя в толпе, которая вызывает лишь омерзение.
    Но лирический герой считает себя свободным от мнения этой толпы. С радостью и смехом он констатирует, что может в любой момент просто плюнуть в лицо всей этой публике. Что это значит? Мне кажется, Маяковский имеет в виду, что он может открыто сказать этим людям все, что он о них думает. Его герой может позволить себе любой эпатаж, чтобы как-то «расшевелить» толпу, заставить ее чувствовать.
    Завершается стихотворение повторением строки из первой строфы стихотворения. В ней герой еще раз повторяет, что он «бесценных слов транжир и мот». Несмотря на все одиночество лирического героя, стихотворение это позитивно. Оно подчеркивает силу, свободу, яркость поэта, который будет «делать свое дело», несмотря ни на что.
    Таким образом, основной мотив раннего творчества Маяковского – противостояние героя и равнодушной и враждебной ему толпы. Лирический герой выполняет возложенную на него миссию: сделать людей лучше, заставить их прозреть. Он чувствует в себе силы бороться дальше, несмотря на сопротивление пассивной «вечно жующей» толпы.


0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Маяковский В.В. / Стихотворения / Лирический герой ранней поэзии В.В.Маяковского


Смотрите также по произведению «Стихотворения»:


www.litra.ru