1.7. Общественный прогресс – SOOCIETY

Самоучитель по обществознанию — Общество

Изменения в процессе развития сложны и многообразны. Двумя противоположными по своим характеристикам, разнонаправленными и вместе с тем неотделимыми друг от друга тенденциями развития выступают прогресс и регресс.

Идея прогресса возникла в период подъема капитализма. Под прогрессом понималось развитие человеческого общества по восходящей линии от низших, менее совершенных форм к высшим, более совершенным. Идея прогресса заключала в себе попытку взглянуть на человеческую историю в целом, оценить достигнутые исторические результаты, понять основные тенденции истории, перспективы будущего общественного развития.

Идея прогресса долгое время носила ценностный характер, воплощая в себе высокие цели, идеалы равенства, справедливости, свободы, человеческого достоинства. Такие ценностные моменты актуальны и сегодня, они вряд ли утратят свое значение и в будущем. Однако важно осмыслить объективные черты прогресса. [/ Прогресс — это переход от низших, менее совершенных форм к более высоким и совершенным. Прогресс связан с повышением уровня организации системы. Если в процессе развития возрастает число элементов и подсистем, усложняются объединяющие их структуры, увеличивается число связей и взаимодействий, а также расширяются функции, выполняемые этими элементами и подсистемами, обеспечивая тем самым большую устойчивость, сохранность, приспособленность, жизнеспособность и возможность дальнейшего развития, то такой процесс называют прогрессом. У Если же в результате процесса развития уменьшается объем полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее структуры, сокращается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедеятельность данной системы, то такой процесс называют регрессом.

Прогресс и регресс тесно взаимосвязаны. Установлено, что в эволюции живых организмов сочетаются прогрессивные и регрессивные тенденции. Прогрессивное развитие живой природы включает дегенерацию отдельных видов. Так же и в развитии общества: обретению нового, «высшего» сопутствуют утраты, упрощения ранее существовавшего. Подобных примеров в истории множество.

Долгое время развитие, как отмечалось, приравнивалось к прогрессу. В реальных процессах развития природы и общества проявляется многонаправленностъ процессов, включающая в себя не только прогресс, но и регресс. Представления об однонаправленном развитии малообоснованны: никакого обязательного прогресса не обнаруживается ни в одном реальном процессе.

Итак, в реальном развитии линии прогресса и регресса сложным образом переплетены, представляют собой единое целое. Что следует считать прогрессом, нужно рассматривать в каждом конкретном случае.

Понятие прогресса имеет интегральный характер. Поэтому судить о тенденциях изменения по отдельным изолированным показателям практически невозможно. Нарастание, усложнение одних функций и структур часто сопровождается упрощением, даже свертыванием других. «Высшее» по ряду одних параметров может оказаться «низшим» по другим параметрам.

Понятие «прогресс» несет в себе идею единства исторического процесса, преемственности, сохранения и приумножения высших достижений материальной и духовной культуры человечества.

Острый характер в наши дни носят дискуссии о целях, средствах и смысле прогресса. В зависимости от того, какие цели, какой образ будущего приняты в качестве желаемых, какие средства признаны допустимыми, люди выбирают ту или иную стратегию деятельности. Как правило, осмысление и обоснование этой стратегии осуществляется в терминах «прогресса»: прогрессивная технология, политика, печать и т. п.

К концу XX — началу XXI в. понятие прогресса стало включать в себя, прежде всего, идею об освобождении людей от всех видов угнетения, порабощения и насилия. Современные представления о прогрессе предполагают также союз людей с живой и неживой природой, высокие достижения науки и техники, освобождение человечества на этой основе от пагубных физических недостатков, болезней, высокой смертности и т.д.

В отношениях между людьми основополагающим остается устранение из человеческой жизни всех видов отчуждения, враждебности и агрессивности. Предусматривается также освоение всем человечеством подлинных достижений культуры, развитие творческих способностей людей, создание новых, высших культурных ценностей.

В целом развитие человечества идет по линии нарастания прогрессивных социальных изменений. В историческом масштабе общая совокупность социальных изменений от первобытного общества к современному может быть охарактеризована как прогрессивное развитие. Однако социальный прогресс имеет противоречивый характер. К некоторым областям социальной жизни прогресс неприменим. Сюда относится область искусства как социального института. Искусство не стоит на месте, оно постоянно подвержено изменениям. Вместе с тем понятие прогресса неприменимо, когда рассматривается художественная, эстетическая сторона эволюции, развития искусства. Здесь можно говорить лишь об определенном прогрессе технических средств создания, сохранения и распространения произведений искусства.

Аналогичным образом следует оценивать и эволюцию некоторых других социальных институтов и явлений, например религии. То же можно сказать и о фундаментальных философских системах: их эволюция имеет место, но понятие прогресса здесь неприменимо.

Цели прогресса сознаются и совершенствуются людьми. Идеализированный «образ прогресса» постоянно применяется для оценки, критического анализа реального состояния общества, его потерь и достижений. Представление о прогрессе в его высоком понимании позволяет критически отнестись к разным вариантам псевдопрогресса, например к антигуманным, античеловечным реформам.

Принципиальная особенность нашей эпохи — развитие самосознания человечества как единого целого. Восприятие планеты Земля как общего дома для всех людей, понимание общности судьбы, будущего, перспектив социального и экономического развития становятся определяющими и в представлениях о социальном прогрессе.

История человечества неопровержимо свидетельствует о ее поступательном прогрессивном развитии, о ее движении от низшего к высшему. Несомненным является прогресс техники: от каменных орудий — к железным, от простых ручных орудий — к машинам, колоссально увеличивающим производительность человеческого труда.

Однако существуют теории, которые либо отрицают прогресс, либо признают его с серьезными оговорками. Действительно, технический прогресс приводит во многих случаях к разрушению природы и подрыву естественных основ существования общества. Наука не только способствует созиданию, но и порождает разрушительные силы. Особенно это касается военной техники, оружия массового поражения. Да и в обыденной жизни внедрение новинок науки и техники не только обеспечивает комфорт, но и влечет за собой массу отрицательных последствий. Излучение телеэкранов и компьютерных мониторов плохо влияет на зрение, чрезмерное увлечение Интернетом убивает живое общение людей.

Развитие цивилизации привело к утверждению идеалов гуманизма. Но в XX в. произошли две самые кровопролитные в истории человечества мировые войны, возникла идеология фашизма, предусматривавшая порабощение и даже уничтожение людей «низших рас». На рубеже XX—XXI столетий мир потрясают акты терроризма, распространяются наркомания, алкоголизм, преступность. Все это вряд ли может быть названо прогрессивными проявлениями развития.

Оценить прогрессивную или регрессивную направленность явлений сложно еще и потому, что разные люди по-разному понимают сущность изменений. То, что в глазах одних выступает прогрессом, для других — проявления регресса. Так, народ может враждебно встретить реформы, проведение которых правительство считает необходимым.

Для более правильной оценки развития общества необходимо выделить объективный критерий прогресса. Бесспорно, объективным показателем прогресса является уровень развития орудий труда, материальные возможности влияния на окружающую среду и способность изменять ее. В этом отношении рабовладение и феодализм прогрессивнее первобытно-общинного строя, а капитализм прогрессивнее феодализма. Современный этап развития человечества более прогрессивен, чем период рубежа XIX—XX вв. С этой же точки зрения развитие народов России, США, стран Европы более прогрессивно, чем развитие реликтовых племен, живущих в Африке, Австралии и Южной Америке. Таким образом, высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса служит развитие производительных сил (орудий труда), развитие самого человека.

Процесс развития человечества от его возникновения до современности включает в себя прошлое и настоящее, которые органически связаны между собой. Настоящее — это итог всей предшествовавшей всемирной истории и в то же время основа для будущего. Будущее человечества уже объективно содержится в его настоящем как в материальном, так и в духовном отношении. Оно будет результатом творческой, практической деятельности людей. Созидать будущее можно лишь используя то, что уже создано в настоящем на основе опыта и знаний, накопленных в прошлом.

Будущее человечества, несомненно, связано с дальнейшим восхождением общества на новые ступени своего развития в ходе реального исторического процесса. Это поступательное движение не может быть ни простым продолжением настоящего, ни повторением прошлого. Этот процесс означает становление совершенно нового, беспрецедентного в истории гуманного и демократического общества, которое призвано воплотить в себе вековые социальные идеалы человечества.

Вглядываясь в прошлое, оценивая настоящее, мы можем сделать вывод, что одной из основных закономерностей развития общества выступает необратимость социального прогресса в масштабе всемирной истории. Нельзя отрицать, что на протяжении всей истории человечества неоднократно имели место длительные застойные периоды в развитии, различные общества в результате стихийных бедствий и социальных катастроф иногда оказывались отброшенными далеко назад в экономическом, политическом и культурном отношении. Но при всей сложности, неравномерности и противоречивости процесса развития происходило неуклонное восхождение человечества от низших форм социальной организации к высшим. Хотя в каждом конкретном случае исход столкновения противостоящих друг другу сил прогресса и регресса заранее не предрешен, тем не менее победа прогрессивных сил, как правило, оказывается безусловной, тогда как победа регрессивных сил — временной и преходящей. Это обстоятельство и придает необратимость социальному прогрессу, пока существует человечество.

Одна из важнейших особенностей социального прогресса — возрастание его темпов, или «ускорение ритма истории», которое придает особую динамичность и стремительность поступательному развитию общества в современную эпоху в ее сравнении с прошлым. Скорость и радикальность социальных изменений есть результат возрастания роли широких народных масс в истории, участия в социальных отношениях каждого конкретного человека. В древности такого количества людей, как сейчас, просто не существовало. В период неолита население всего земного шара едва ли превышало 25 млн человек, к началу нашей эры оно достигло 250 млн и 1 млрд — в начале XIX в. Сейчас на земном шаре живет более 5 млрд человек.

Причина «ускорения ритма истории» не сводится только к увеличению численности населения Земли. Речь идет о его активном вовлечении в историческую деятельность, о его образованности, производительности труда, его политической сознательности. В этом отношении современная эпоха не имеет себе равных в истории. Ускорение социального прогресса слагается из многих объективных факторов. В первую очередь — это раскрепощение человека и увеличение его свободы, накопление научных знаний и рост технического могущества человечества по отношению к природе, вовлечение народов в международное общение и обмен результатами своей деятельности, интернационализация социально-экономических, политических и культурных процессов.

В каждом последующем периоде развития появляется все больше новых открытий и изобретений, которые человечество использует в повседневной жизни. Основную часть времени своего существования человечество занималось ручным трудом. Машинное производство появилось два века назад, электричество стали использовать чуть более ста лет назад. Авиация и автомобилестроение стали интенсивно развиваться в первой трети XX в. Телевидение стало доступно широким массам населения с 1960-х гг., а компьютеры — с 1980—1990-х гг.

По насыщенности политическими событиями и социальными преобразованиями, экономическими переменами и технологическими нововведениями, по интенсивности международного сотрудничества в сфере науки и культуры каждый год в начале XXI в. может быть приравнен к десятилетию в XIX в., к столетию — в Средневековье и в античности, к тысячелетию — в глубокой древности. В этом уплотнении исторического времени, в сопоставлении с его хронологическими рамками, т.е. в «ускорении ритма истории», с очевидностью проявляется стремительное возрастание темпов социального прогресса в ходе поступательного развития цивилизации на нашей планете. Благодаря ускорению социального прогресса мир уже сейчас разительно отличается от того, чем он был в XX в.

Но существуют ли пределы социального прогресса? Как это ни странно на первый взгляд, наличие определенных «пределов роста» служит необходимой предпосылкой для развития. В самом деле, если бы не было пределов для размножения примитивных биологических организмов, то не был бы возможен и естественный отбор, а следовательно, биологическая эволюция. Любые более высокоорганизованные биологические организмы, если бы они и возникли в результате мутации, просто «захлебнулись» бы в океане примитивных форм жизни, поскольку скорость размножения последних неизмеримо выше, чем у них.

Аналогичным образом обстоит дело и с социальным прогрессом. Всемирная история подтверждает, что наличие определенных «пределов» для экстенсивного роста выступает, скорее, объективным стимулом для общественного развития, чем его тормозом. Например, если бы не существовало пределов для охоты и собирательства, человечество, возможно, и поныне пребывало бы на примитивной ступени присвоения готовых продуктов природы. Во всяком случае его переход к земледелию и скотоводству задержался бы на тысячелетия. Если бы запасы древесного угля были неисчерпаемы, то это, несомненно, замедлило бы переход к использованию минерального топлива, затруднило бы распространение целого ряда технических изобретений. Если бы не существовало определенных пределов человеческой памяти и физических ограничений в устном общении между людьми, то это, по всей вероятности, задержало бы изобретение письменности и книгопечатания, развитие технических средств массовой коммуникации. Проблема ограниченных возможностей человека производить математические операции в уме и на бумаге привела к созданию компьютеров.

Однако нельзя сказать, что человечество идет единой дорогой социального прогресса. Примеры истории и современности показывают, что различные народы развиваются с неодинаковой скоростью. Одни из них достигли уровня, который позволяет отнести их к числу развитых стран, другие находятся еще на стадии первобытно-общинного строя. В истории неоднократно происходило взаимодействие народов, находящихся на разных ступенях общественного развития. Различные исторические примеры доказывают, что большее влияние оказывает более развитый народ на менее развитый. При этом менее развитый народ заимствует не только положительные результаты эволюции более развитого народа, но и массу негативных проявлений развития. Например, внедрение европейской культуры в иных странах приводило к деградации коренного населения, распространению среди аборигенов алкоголизма и неизвестных им ранее заболеваний.

Тем не менее нет оснований опасаться замедления социального прогресса в развитии человечества. Интеллектуальный прогресс состоит в том, что все больший объем знаний человечество способно вмещать в искусственную память благодаря изобретению письменности, книгопечатания, видеозаписи и компьютеров.

Мозг отдельного среднего человека обладает колоссальной информационной емкостью. Ученые считают, что человеческая память способна содержать до 10 млрд бит информации. Это означает, что человек будущего при правильном воспитании и образовании, если он разумно распорядится своей памятью, может обладать общеобразовательными знаниями в объеме десятков энциклопедий по самым разным областям науки.

Объективная логика всемирной истории указывает на поступательное развитие человечества. Но во всеобщем прогрессивном развитии нельзя не учитывать многообразных особенностей эволюции конкретных народов, в истории которых встречаются неравномерность развития, зигзаги, регрессивные черты. Периоды взлета духовной культуры не всегда совпадали с экономическим подъемом и наоборот. Тем не менее нельзя отрицать общей прогрессивной тенденции развития человечества как в историческом прошлом, так и в настоящем.

Вопросы и задания

1. Дайте развернутое определение прогресса и регресса. В чем проявляется их взаимосвязь?

2. В чем состоит проблема понимания развития явлений с точки зрения прогресса и регресса?

3. Какой смысл вкладывается в понятие прогресса в наше время?

4. В чем проявляется противоречивость социального прогресса?

5. Что относят к объективному критерию прогресса? Почему?

6. Приводя примеры из истории, докажите тезис о необратимости социального прогресса.

7. В чем состоит закон «ускорения ритма истории»? Обоснуйте его на конкретных примерах.

8. Какую роль в развитии играют пределы экстенсивного роста?

9. Почему народы Земли развиваются с неодинаковой скоростью? Как отношения между народами влияют на процесс их развития?

10. Какие прогрессивные и регрессивные черты проявляются в развитии современного человечества? Каким путем пойдет человечество в XXI в.? Свой ответ обоснуйте.

1.8. Глобализация человеческого общества →

← 1.6. Культура и цивилизация

Общественный прогресс — критерии, понятие, свойства, формы

Покажем, как применять обществознание в жизни

Начать учиться

102. 4K

Развитие может быть разным: не только вперед, но и назад. Так и общество может прогрессировать, регрессировать, а иногда оба процесса происходят одновременно, только в разных сферах. Узнаем больше про общественный прогресс и его критерии.

Понятие общественного прогресса

Прогресс — это тип развития, при котором происходит переход от низшего к высшему, от простого к более сложному. Задача прогресса — улучшать.

Критерии прогресса:

  1. Развитие человеческого разума.

  2. Совершенствование нравственности людей.

  3. Возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку.

  4. Прогресс науки и техники.

  5. Развитие производительных сил общества.

Прогресс может развиваться в двух формах:

  • Реформа — это тип общественных изменений, который предполагает поступательные и планомерные изменения правил в сфере человеческой жизни.

  • Революция — это тип общественных изменений, при котором быстро и в корне меняются все сферы жизни государства и общества.

В современном обществе преобладают две формы общественных изменений:

  • Инновация — это результат интеллектуальной деятельности человека и нововведение, которое он вводит в ту или иную сферу общества.

  • Модернизация — это глубокое обновление социально-экономических, политических, культурно-духовных основ жизни общества через нововведения и усовершенствования.

Противоположность общественного прогресса — это регресс.

Регресс — это такой тип развития, для которого характерно движение назад, переход от высшего к низшему, понижение уровня организации, возвращение к отсталому.

Стагнация — задержка или полная остановка общественного развития.

Прогресс — это не только положительное явление. Особенности прогресса:

  • Относительность — невозможность применить термин к некоторым сферам, например, искусству.
  • Противоречивость — последствия прогресса могут быть позитивными для одной сферы и негативными для другой, например, развитие промышленности приводит к загрязнению воздуха.

Твоя пятёрка по английскому.

С подробными решениями домашки от Skysmart

Противоречивость общественного прогресса

Позитивные и негативные последствия прогресса

Примеры

Прогресс в одних областях может привести к застою в других.

Период сталинизма в СССР. В 30-е годы резко повысились темпы развития промышленности. В то же время социальная сфера развивалась слабо и легкая промышленность работала по остаточному принципу. Результатом стало ухудшение качества жизни людей.

Плоды научного прогресса можно использовать как во благо, так и во вред людям.

Развитие информационных систем. Интернет — величайшее достижение человечества, которое открыло людям широкие возможности. Когда интернет стал доступен массам, появились новые болезни: игровая и компьютерная зависимость.

Достижения прогресса сегодня могут привести к отрицательным последствиям в будущем.

Освоение целинных земель в правление Никиты Хрущева.

Сначала люди получили действительно богатый урожай, но через некоторое время возникла эрозия почв.

Прогресс в одной стране не всегда благоприятен для прогресса в другой.

Государство Золотая Орда — огромная империя в начале XIII века с многочисленным войском, передовой военной техникой.

Прогрессивные явления в этом государстве стали бедствием для многих стран, в том числе и для Руси, которая более двухсот лет находилась под игом Орды.

Перейдем к свойствам и критериям общественного прогресса.

Приглашаем на курсы подготовки к ЕГЭ по обществознанию для учеников 10 и 11 классов!

Критерии общественного прогресса

Критерий — это средство проверки истинности и достоверности знаний.

Общественный прогресс — это движение, которое предполагает развитие разных сфер жизни. В рамках школьной программы по обществознанию выделяют четыре критерия общественного прогресса.

Рассмотрим их характеристики в таблице.

Социальный

Отражение уровня развития общества.

Индикаторы: политические свободы, качество жизни граждан, уровень богатства и бедности.

Средний класс — один из важнейших показателей: чем больше его процент, тем более развито общество.

Экономический

Оказывает влияние на все другие сферы.

Индикаторы: ВВП (его рост или падение на душу населения), развитие кредитной сферы.

Особенность экономики — ее основа, то есть на чем базируется доход. В XXI веке в наибольшей опасности находятся страны, чья экономика основана на энергоресурсах.

Научно-технический

Развитие науки и техники, появление новых продуктов и инструментов.

Культурный (духовный)

Роль морали в обществе и уровень нравственного развития большинства индивидов в социуме.

Есть противоречие в том, что то или иное изменение может считаться как прогрессом, так и регрессом в зависимости от культуры.

Чем более совершенно общество, тем более гуманистических взглядов оно придерживается.

Лидия Казанцева

Автор Skysmart

К предыдущей статье

195.7K

Виды и формы культуры

К следующей статье

101.7K

Виды социальных конфликтов

Получите индивидуальный план обучения обществознанию на бесплатном вводном уроке

На вводном уроке с методистом

  1. Выявим пробелы в знаниях и дадим советы по обучению

  2. Расскажем, как проходят занятия

  3. Подберём курс

Определения прогресса – ОЭСР

 

Понятие прогресса: краткий обзор


Согласно последним исследованиям, сегодняшнее «западное» понимание прогресса можно проследить до конца семнадцатого и начала восемнадцатого веков, особенно во время европейской « Просветление». Однако гораздо более старые культуры разработали представления о прогрессе (включая римскую и греческую цивилизации).


Платон (427 г. до н.э. – 347 г. до н.э.) разработал понятие прогресса как непрерывного процесса, улучшающего состояние человека от естественного состояния к все более и более высоким уровням культуры, экономической организации и политической структуры (к идеальному состояние). Прогресс связан с возрастающей сложностью общества и необходимостью расширения знаний посредством развития наук и искусств. Этот процесс подразумевает изменения и конфликты, поэтому им необходимо правильно управлять.


Бэкон (1561 –1626) можно считать предшественником современной идеи прогресса. Он чувствовал, что знание должно служить человеческому счастью. Итак, прогресс в знаниях должен вести к прогрессу в благосостоянии, а изобретения должны быть полезны для самореализации человечества.


Мыслители конца 18 века искали «законы прогресса», которые могли бы описать эволюцию человеческих обществ во времени. Например, Конт (1798 – 1857), создатель позитивизма и альтруизма (ставить других выше себя, их интересов выше своих) буквально создал церковь последователей и его влияние дошло до Латинской Америки, где известная максима позитивистского движения «Любовь как принцип и порядок как основа; Прогресс как цель» был основой для рассвета Бразильской Республики).


Вольтер (1694 – 1778) считал, что прогресс относится не к человеческим действиям, а к человеческому разуму (искусства и науки). Бентам (1748–1832) подчеркивал значение государственной поддержки общественного благосостояния, в основном посредством законов, защищающих личную экономическую собственность. Стюарт Милль (1806–1873) видел полезность в качественном и динамическом смысле, связанную с прогрессом человечества. Спенсер (1820 – 1903) попытался объяснить, в чем состоит прогресс, предложив «закон органического прогресса», исходя из представления о том, что прогресс состоит в превращении однородного в разнородное.


Отсылки к идее прогресса также можно найти в большинстве основных религий. Например, Папская энциклика 1967 г. Populorum Progressio считается одной из самых влиятельных энциклик в истории католической церкви. А исламские ученые говорят, что «…искренне совершенная работа, направленная на прогресс и развитие, является, следовательно, актом религиозного поклонения и вознаграждается как таковой. Конечным результатом будет серьезная, скрупулезная и совершенная работа, настоящий научный прогресс и, следовательно, фактическое достижение сбалансированного и всестороннего развития» (Хамид Эль-Газли, 1994).

 

См. таблицу «Хронологическая эволюция связанных показателей прогресса»

 

Переводы слова «Прогресс»

 

 

 

 

Связанные документы

 

Прогресс, Идея | Encyclopedia.com

Идея прогресса — идея о том, что человеческое общество можно сделать еще лучше благодаря сознательным усилиям или что общество становится все лучше благодаря спонтанным законам истории — относительно нова. Эта идея была практически неизвестна в классической древности. В каждой из трех величайших книг того периода прямо отрицается то, что мы считаем прогрессом. У Платона Республика, даже самый лучший политический режим, основанный на правлении короля-философа, подвержен неизбежному распаду и скатыванию в тиранию. В «Политике », Аристотель утверждает, что, хотя частые перемены хороши в искусстве и науке, они не годятся в вопросах политики и права. А «История Пелопоннесской войны » Фукидида начинается со знаменитой «археологии», призванной напомнить читателю о забвении, в которое неизбежно должны пасть даже самые могущественные человеческие империи. В классическом сознании преобладало мнение, что ход времени и движение Вселенной состоят из бесконечных циклов подъема и падения — за творением всегда следует разрушение. Потребовалось появление Библии, чтобы течение времени стало пониматься как история с началом, серединой и концом. Но с христианским учением о грехе и искуплении на небесах, а не на земле, прошло много столетий, прежде чем библейское понимание истории было переосмыслено в сторону искупления человечества на этой земле и мирскими средствами.

Первый пророк прогресса

Даже приход эпохи Возрождения в Европе не проложил путь идее прогресса. На самом деле можно возразить, что гуманизм эпохи Возрождения с его сосредоточением на классической древности и почитанием ее затруднял понимание прогресса, поскольку возрождение науки в эпоху Возрождения требовало взгляда назад, из состояния современного упадка. Это, безусловно, точка зрения, которой придерживался первый великий мыслитель, выдвинувший идею прогресса в том виде, в каком мы ее знаем: Фрэнсис Бэкон (1561–1626). Бэкон был, по словам биолога Э. О. Уилсона, «великим архитектором» Просвещения, интеллектуального движения семнадцатого и восемнадцатого веков, породившего идею прогресса. Согласно Бэкону, классическая мысль заразила христианскую науку — особенно в форме схоластики — и таким образом надолго задержала реальный прогресс знания. Чрезвычайно почитаемые «древние» (в особенности Платон и Аристотель), по мнению Бэкона, смешали теологию и естествознание и в результате создали телеологическое и спекулятивное естествознание, которое принимало природу за своего рода Бога и не открывало ничего относительного. что такое природа на самом деле. Скромное и анонимное изобретение компаса, сказал Бэкон, сделало для развития человечества больше, чем вся созерцательная философия древних, которые гордились тем, что уважали «теорию» над простой «практикой». Пока изнурительное ярмо классической мысли не было снято с человеческого разума, нельзя было усвоить настоящий урок христианской веры: мир — не Бог, а всего лишь объект божественного искусства, мудрости и силы — и, в конечном счете, объект также человек искусство, мудрость и сила. Как только человеческий разум был освобожден от чар древних и как только метафизические спекуляции были заменены знанием, основанным на опыте и индукции и организованным ясными и регулярными методами, тогда можно было выявить действительные течения природы и покорить природу «для облегчение состояния человека». По мнению Бэкона, когда с человеческого тела будут сняты суровые ограничения природы, тогда будут удалены и тщетные иллюзии, которые тревожат душу и мутят политическую жизнь. На фундаменте современной науки возникло бы рациональное и светское государство, чье дело — прогресс.

Открытие скромного компаса, как указывал Бэкон, несомненно, значительно расширило горизонты навигации, и вскоре должны были последовать достижения в кораблестроении. Но есть важное различие между такими фактами технического прогресса и идеей прогресса — идеей о том, что такие изобретения обязательно приведут к большему человеческому счастью и справедливости, или идею о том, что общество можно упорядочить таким образом, чтобы оно производило такие изобретения и такое счастье со все возрастающей скоростью и со все возрастающими добрыми результатами. Идею прогресса как организованного и благотворного проекта впервые выдвинул Бэкон, которого почитали деятели позднего Просвещения восемнадцатого века.

Хотя идеи и могут быть настоящими королевами мира, они не действуют мгновенно или гладко и прямо. Итак, в течение ста лет после смерти Бэкона в 1626 г. во Франции и Англии велся литературно-философский спор, называемый спором между древними и современными, по вопросу о том, выродились ли человеческая мысль и знание по сравнению с теми высотами, которые были в классической античности, или современные времена были более развиты интеллектуально, хотя бы из-за накопленной мудрости более длительного исторического опыта. В своей брошюре 1688 г., озаглавленной Отступление о древности и современности, французский философ Бернар Ле Бовье де Фонтенель утверждал, что действительно прогресс в искусствах и науках бессрочный и необходимый и происходит по своим собственным законам, не имея ничего общего с усилиями отдельных мыслителей. Аргумент Фонтенеля добавил существенное новое измерение к идее прогресса. Концепция Бэкона была волюнтаристской в ​​том смысле, что сознательное преобразование ума приведет к преднамеренному созданию научных и политических институтов для достижения материального и морального прогресса. У Фонтенеля мы видим первое появление идеи о том, что прогресс — это исторический процесс, движущийся как сила сама по себе, независимо от человеческой воли, и что его можно проследить в летописях человеческой истории и увидеть в свое время.

Неизбежный прогресс

Это новое измерение, введенное Фонтенелем, должно было стать очень важным позже, но часто основывалось больше на вере, чем на явных доказательствах превосходства современной жизни. Эта зависимость от веры проистекала из причины, открытой самим Фонтенелем: прогресс знания и науки, даже если он был необходим и бесконечен, по мнению Фонтенеля, не обязательно приводил к улучшению общества и увеличению человеческого счастья. По крайней мере, не всегда очевидно, что прогресс в искусствах и науках ведет к нравственному прогрессу или к большей справедливости в обществе. Наряду с компасом Бэкон упомянул изобретение пороха как одно из важнейших открытий в практическом искусстве. Ни в коем случае не очевидно, что изобретение пороха было безоговорочным благом. Тем больше оснований считать прогресс неизбежным, но видимым лишь ретроспективно. Требуется такая вера, чтобы думать, что технологические и социальные изменения, которые часто бывают насильственными и тревожными, когда мы их переживаем, обязательно к лучшему. Во всяком случае, прошло еще некоторое время, прежде чем бэконовская тема социальных преобразований с помощью науки и разума стала активным общественным проектом, закрепленным в знаменитом 9Энциклопедия 0067, , изданная во Франции между 1751 и 1772 годами. Энциклопедия была отредактирована Дени Дидро и содержала работы блестящей группы мыслителей, называемых философами, группы, в которую входили такие люди, как Вольтер, Шарль-Луи де Секонда, барон де Монтескье, Жан-Жак Руссо, Жан Ле Рон д’Аламбер, Жорж-Луи Леклерк де Бюффон, Анн-Робер-Жак Тюрго и Франсуа Кенэ. Его цель состояла в том, чтобы представить сборник существующих знаний в популярной форме, а также раскрыть иррациональность и недостатки существующего общества и провозгласить решающую для прогресса доктрину о том, что человеческая природа достаточно податлива, чтобы ее можно было реформировать. С публикацией Энциклопедия, Проект Просвещения для прогресса стал громким призывом.

Вскоре после этого Францию ​​и весь Запад сотрясли Французская революция, Царство террора и последствия Наполеона. Одна из величайших ироний современной истории заключается в том, что первая полноценная работа, открыто излагающая доктрину прогресса, была написана жертвой революции, которую он поддерживал. Мари-Жан Карита, маркиз де Кондорсе — один из блестящих умов французского Просвещения и участник Энциклопедия — написал свой знаменитый Очерк исторической картины прогресса человеческого разума , когда отчаянно бежал от якобинских радикалов. Кондорсе умер в тюрьме после того, как его обнаружила и избила разъяренная толпа. Тем не менее, Кондорсе был убежден, что американская революция и распространяющееся сопротивление рабству были признаками морального прогресса, видимого в его время, и с этой точки зрения он утверждал, что вся человеческая история представляет собой связанную серию стадий, в которых человеческий разум прогрессирует, и вместе с прогрессом разума расширяются возможности материального прогресса и моральных и политических реформ. Человеческая история — это не мешанина бессмысленных случайностей, а движется и медленно меняется к лучшему в соответствии с известными законами. С Кондорсе бэконовский проект, связавший научные и нравственный прогресс, были выведены как из неумолимых законов истории, так и из сознательных человеческих действий и изобретений. Если бы не «демонстрация» этих законов, страдающему Кондорсе было бы трудно сохранить свой оптимистический настрой.

Примерно через четыре десятилетия после публикации «Очерка » Кондорсе в 1795 году идея прогресса была развита двумя французскими мыслителями в научную школу, известную как позитивизм. Первый, Клод-Анри де Рувруа, граф де Сен-Симон (1760–1825), был основоположником французского социализма, писателем, памфлетистом и журналистом, разработавшим теорию, претендующую на раскрытие необходимых законов исторического и социального развития. изменять. Согласно Сен-Симону, история человечества характеризуется чередованием и наступлением периодов. Социальные и интеллектуальные формы сначала строятся и приводятся в соответствие, а за этим следует революционная критика и изменения. Не последним из критических периодов было Просвещение и последующая Французская революция. Для Сен-Симона сменяющие друг друга исторические периоды были этапами психического развития. По мере того, как разум продвигается к настоящему времени, становится возможным постичь как физический, так и социальный мир с точки зрения научного знания, не включающего спекуляций или метафизических предположений, и, следовательно, и природа, и общество могут быть освещены «позитивным» знанием. Те, у кого есть такие знания, организуют тех, у кого их нет, и, в частности, мудрецы позитивной науки организуют социалистическое общество, которое принесет пользу рабочему классу. Действительно, мудрецы в позитивных науках станут новым духовенством для новой позитивной эпохи.

Теория Сен-Симона получила свое полное изложение в руках Огюста Конта (1798–1857), самопровозглашенного основателя позитивной социологии. Опять же, история человечества связана с трансформациями идей, прогрессом от богословского к метафизическому, а затем к положительному и научному. Имея в виду эту концептуальную схему, можно разделить человеческую историю на более конкретные периоды, отмеченные различными религиями и движениями против них. В нынешнюю эпоху социальный мир будет организован социологами в соответствии с позитивными законами социологии, и конечным результатом будет разумный мир без войн и несправедливости.

Вместе с подъемом французского позитивизма и социологии идея прогресса росла и в Германии, но в другом ключе. Еще до «Очерка » Кондорсе, , философ Иммануил Кант опубликовал (в 1784 г.) эссе, озаглавленное «Идея универсальной истории с космополитической целью». Через год он опубликовал еще одно эссе под названием «Вечный мир». Согласно Канту, наш практический разум побуждает нас постулировать исторический прогресс в направлении совпадения счастья и нравственности и искать признаки того, что такой прогресс действительно имел место. Более того, средства, посредством которых происходит этот прогресс, — антагонизм и «необщественная общительность» людей. Без разлада между эгоистичной личностью и обществом человечество пребывало бы в аркадском сне. Человеческие силы и таланты, высвобожденные антагонизмом, являются средствами, используемыми историей для развития с течением времени формы гражданского общества и мирного мирового порядка, которые сделают возможной всеобщую справедливость. У Канта мы видим важное новое измерение идеи прогресса: представление о том, что история или природа используют человеческий конфликт для достижения в конечном счете благих целей. Позднее это понятие было выражено как хитрость разума в мысли Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831), одной из важнейших фигур в истории идеи прогресса.

Согласно Гегелю, история человеческого рода производится диалектическим спором между конфликтующими идеями свободы и признания. Движение диалектично, потому что каждая стадия истории содержит условия для своей гибели и замены следующей. Человеческая история касается диалектического развития духа, и ее этапы идут от мира, в котором считается, что один человек свободен, а все другие — нет, к тому, где считается, что некоторые свободны, а все остальные — нет, к мир, где считается, что все свободны. В каждом случае мыслится то, что воплощается в конкретных институтах и ​​социальных практиках. Последняя стадия, по мысли Гегеля, достигнута и воплощена в современном государстве, характеризующемся равноправием, верховенством права и гармонией между отдельными сферами профессионального политического управления, экономической и частной жизни, религии. У Гегеля мы видим еще одно важное измерение идеи прогресса: конец истории. Для Гегеля человеческая история — это история прогресса, но этот прогресс — и, следовательно, история, какой мы ее знаем, — не только подходит к концу, но и пришел к концу в его время. Поэтому не будет новой борьбы между формами моральной, политической и социальной жизни.

Гегель важен сам по себе, но также и потому, что его мышление повлияло, пожалуй, на самого важного теоретика прогресса: Карла Маркса (1818–1883). Последователи Гегеля разделились на старогегельянцев и младогегельянцев. Вопрос касался того, в какой степени система Гегеля примирила или не примирила разум и религию. На Маркса оказали влияние младогегельянцы, считавшие, что система требует дальнейшей критики религии, но Маркс отверг идею диалектики разума и заменил ее диалектическим материализмом. (И соответственно он высмеивал французский социализм Сен-Симона как утопический. Соратник Маркса Фридрих Энгельс также критиковал Сен-Симона за попытку «вывести решение человеческих проблем из мозга», а не из материальных условий. ) Согласно Маркс, ход истории определяется внутренними противоречиями и классовыми конфликтами, заложенными в последующем расположении средств материального производства. По мере развития капитализма и буржуазной монополии на средства производства традиционные и сельские формы жизни сметаются. Но по мере развития производительной силы революционного капитализма происходит и обнищание промышленного пролетариата, и неизбежные кризисы перепроизводства в сочетании с этим обнищанием вызывают революцию коммунистической партии, которая действует политически для пролетариата. С наступлением революции средства производства обобществляются, а вместе с этим исчезают гнет и неравенство, исчезает и принудительное политическое государство, которое со временем «отомрет». Излишне говорить, что марксизм был самым мощным политическим воплощением идеи неизбежного прогресса в ХХ веке. Критики идеи прогресса могли бы указать, что от рук коммунизма, потерпевшего крах, погибло больше людей, чем от любой другой идеи или причины за всю историю человечества.

Идея прогресса в англо-американском мире

В то время как идея прогресса была впервые провозглашена Фрэнсисом Бэконом в Англии, и в то время как английские философы (включая Бэкона, Томаса Гоббса и особенно Джона Локка) играли важную роль в Французское и немецкое Просвещение, идея прогресса развивалась в более умеренных и практических формах в Англии и Америке. В девятнадцатом веке были английские мыслители-утописты, такие как Уильям Годвин (1756–1836) и Роберт Оуэн (1771–1858), которые выдвинули теории прогресса, совершенствования человека и социализма (Оуэн сформировал неудачные утопические сообщества в Соединенных Штатах). . А в Англии к концу девятнадцатого века сложилось сильное социалистическое движение. Но социализм в Англии был гораздо менее революционным и утопическим, чем его европейские аналоги, и в целом великие теории исторического прогресса были импортированы в Англию с континента. Однако нет сомнений в том, что идея прогресса играла важную роль в политическом основании Америки. Бенджамин Франклин (1706–179 гг.)0) и Томас Джефферсон (1743–1826) были рьяными бэконианцами, и, как часто отмечается, Декларация независимости во многом обязана второму трактату оптимистичной книги Локка «Два трактата о гражданском правительстве » (1690). Но в Америке идея прогресса больше выросла из бэконовской идеи о том, что при правильных интеллектуальных и политических условиях природа может быть покорена «для облегчения состояния человека». Прогресс понимался скорее как реальная возможность и факт жизни, чем как некая глубинная сила, действовавшая в мировой истории с самого начала цивилизации. Америка представляла собой новый мир и новую надежду и как таковая могла стать светом для других менее удачливых наций. В самом деле, как сказал Авраам Линкольн в 1863 году в Геттисбергской речи и как он считал, проблемой Гражданской войны в США было не только рабство, но и демократическое правительство. было бы реальной возможностью в мире. По большей части, однако, считалось, что новый мир оставил старый позади, погрязший в нищете и угнетении, сам по себе и без помощи, которую можно ожидать от прогресса.

В первом столетии Америки доминирующее интеллектуальное внимание было по большей части сосредоточено на ограниченном правительстве и расширении свободы, а не на социальных преобразованиях и равенстве условий. Однако к 1890-м годам иммиграция и индустриализация, а также практика экономики laissez-faire породили движение, которое беззастенчиво приняло идею прогресса в качестве своего названия: «прогрессивизм». Прогрессивная эра охватила период примерно между 1890 и 1914 годами, но она оставила неизгладимый след в американской политике (включая «Новый курс» и далее) и американской политической мысли. Одним из самых влиятельных представителей прогрессивизма был Герберт Кроли, мыслитель и журналист (а также соучредитель и редактор New Republic ), две книги которого, The Promise of American Life (1909) и Progressive Democracy (1914), были широко прочитаны и особенно оценены Теодором Рузвельтом. Кроли находился под влиянием Гегеля и американских мыслителей-прагматиков, особенно американского философа и педагога Джона Дьюи (который также ценил Гегеля). Взгляд Кроули на прогресс был сосредоточен на необходимости реформировать политические институты, чтобы они могли справиться с современными условиями — условиями, которые, по его мнению, радикально отличались от мира американских конституционных создателей. Для Кроули Конституция США отражала уже устаревший и «реакционный» законничество, стоявшее на пути социальных реформ и нравственного развития американского сообщества. Хотя ограничения конституционного законничества были уместны в детстве нации — когда моральная незрелость и импульсивность требуют правового сдерживания, — они не подходят для более зрелого национального сообщества. Вследствие этой точки зрения Кроли и прогрессисты в целом не одобряли Конституцию и выступали за более прямые формы демократии, связанные с более мощным и централизованным правительством. Они также поддерживали сильную роль административной и интеллектуальной элиты, включая ученых-социологов, в формировании национальной политики и формировании национального характера. В этом они опирались на взгляды французских позитивистов. Прогрессивное различие между «прогрессивным» и «консервативным» все еще признается в двадцать первом веке, как и существенное различие между ними. Прогрессивная позиция рассматривает большую демократию как лекарство от проблем демократии, любит перемены ради них самих и одобряет действия государства по продвижению большего равенства. Прогрессисты склонны думать, что ход истории на их стороне. Консервативная позиция не доверяет прямой демократии, опасается изменений из-за их непреднамеренных последствий и рассматривает растущую власть государства как опасность для свободы. Таким образом, консерваторы мало верят в исцеляющую силу истории.

Куда идет идея прогресса

Двадцатый век не был благосклонен к сторонникам идеи неизбежного прогресса. Можно без преувеличения сказать, что между Первой мировой войной и распадом Советского Союза и коммунизма Запад, лон Просвещения и идеи прогресса, сотрясало кровавое безумие, невиданное во всем человеческом опыте. Бэконовский прогресс породил нарезной ствол и пулемет, а последние использовались западными «измами» — национализмом, колониализмом, коммунизмом и фашизмом — для превращения Европы, России и большей части Азии в склепы. Поэтому неудивительно, что в двадцатом веке интеллектуальные течения начали бросать вызов идее прогресса. Самые модные из этих течений включали некоторые формы радикального феминизма и постмодернизма. Двумя великими мыслителями постмодернизма были Фридрих Ницше (1844–1819 гг.).00) и Мартина Хайдеггера (1889–1976), хотя их влияние в Америке происходило более косвенно через французских мыслителей, особенно Жака Деррида, находившегося под влиянием Хайдеггера. Согласно постмодернизму, идея необходимого прогресса разума непоследовательна, потому что разум — особенно современная позитивная наука — не может рационально обосновать господство разума над жизнью. Этот фундаментальный предел разума сам по себе есть открытие, сделанное разумом. Разум узнает, что разум сам по себе является не чем иным, как образом жизни и проекцией воли, и как таковой разум является одной из таких проекций (и патриархальной в глазах радикального феминизма) среди многих возможностей.

Нет никаких сомнений в том, что наука и технологии сейчас развиваются с геометрической скоростью. Достаточно подумать только о генной инженерии и компьютере, чтобы понять, что очень скоро материальный мир будет совсем другим. Как предсказал Бенджамин Франклин, когда-нибудь люди будут жить триста или четыреста лет, и старость станет излечимой болезнью. Но, как показывает приход постмодернизма, будет непросто предсказать, какие нравственные формы примут эти долгие жизни, и, если бы мы могли заглянуть в будущее, увидели бы мы их как свидетельство нравственного прогресса. В Соединенных Штатах постмодернизм, как это ни парадоксально, обычно связан с прогрессивными или либеральными движениями, такими как мультикультурализм и феминизм. Но постмодернизм можно было так же легко связать (как это действительно было в случае с Хайдеггером и литературным теоретиком Полем де Манном) с нелиберальным политическим иррационализмом или даже с новой эпохой веры. Как утверждал Ницше, смерть разума как идеала происходит от рук разума. Если Ницше прав, то конечная точка прогресса — это конец «идеи» прогресса.

См. также Циклы ; Просветление ; Гегельянство ; История, идея ; Марксизм ; Постмодернизм .

библиография

Аламбер, Жан Ле Ронд д’. Предисловие к энциклопедии Дидро. Перевод Ричарда Н. Шваба. Индианаполис: Боббс-Меррилл, 1963.

Бэкон, Фрэнсис. Новая Атлантида; и Великая реставрация. Под редакцией Джерри Вайнбергера. Изд. ред. Арлингтон-Хайтс, Иллинойс: Х. Дэвидсон, 1989.

Бери, Дж. Б. Идея прогресса: исследование ее происхождения и роста. Нью-Йорк: Дувр, 1955.

Граф, Огюст. Система позитивной политики. 4 тома. Нью-Йорк: Б. Франклин, 1968.

Кондорсе, Мари-Жан-Антуан-Николя Карита, маркиз де. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. Перевод Джун Барраклаф. Нью-Йорк: полдень, 1955.

Кроли, Герберт. Прогрессивная демократия. Нью-Йорк: Macmillan, 1914.

——. Обещание американской жизни. 1909. Перепечатка, Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Transaction, 1993.

Fontenelle, M. de (Bernard Le Bovier). Достижение Бернара ле Бовье де Фонтенеля. Собрано с переводами и предисловием Леонарда М. Марсака. Нью-Йорк: Johnson Reprint, 1970.

Гегель, Георг Вильгельм Фридрих. Причина в истории. Перевод Роберта С. Хартмана. Нью-Йорк: Гуманитарные науки, 1953.

——. Философия права Гегеля. Перевод Т. М. Нокса. Лондон и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1967.

Хайдеггер, Мартин. Вопрос о технике и другие очерки. Перевод Уильяма Ловитта. Нью-Йорк: Харпер и Роу, 1977.

Кант, Иммануил. Политические сочинения Канта, Под редакцией Ганса Рейсса. Перевод HB Nisbet. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета, 19.70.

Маркс, Карл. Читатель Маркса-Энгельса.