ГЛАВА 16 Культура Греции классической эпохи. Древняя Греция

ГЛАВА 16 Культура Греции классической эпохи. Древняя Греция

ВикиЧтение

Древняя Греция
Ляпустин Борис Сергеевич

Содержание

ГЛАВА 16

Культура Греции классической эпохи

ДУХОВНЫЙ МИР ДРЕВНИХ ГРЕКОВ

В классическую эпоху греческая культура достигает своего наивысшего расцвета. Это было непосредственно связано с окончательным оформлением классического полиса. Центральной фигурой античной цивилизации стал новый культурно-исторический тип человека – полноправный и свободный гражданин полиса, носитель новой системы ценностей. Именно античный человек создал уникальную культуру, ставшую основой современной мировой культуры. Он создал величайшие образцы художественной и духовной культуры, отражавшей его богатый внутренний мир.

Культура эпохи классики стала итогом интеллектуального развития общества периода архаики.

Была разрушена сковывавшая человека традиция, благодаря чему высвободилась огромная творческая энергия, которую античный человек блестяще реализовал в создании памятников культуры, имеющих мировое значение. Эта культура отражала, как отметил Г. Гегель, ту «временную гармонию человека с природой и его политическим миром», которой он достиг в V в. до н. э. в рамках античной цивилизации. Наиболее точным выражением этой гармонии стали произведения искусства эпохи высокой классики, отличавшиеся красотой формы и ясностью содержания. В художественной и духовной культуре классической эпохи была найдена и выражена идеальная мера гармонии, ритма, эстетических и этических оценок.

Те духовные ценности, которые сложились в архаическую эпоху, привели к утверждению высокой гражданственности, основанной на гуманистических началах. В центре античной гуманистической системы ценностей стоит не бог или царь, а рядовой гражданин, у которого духовное превалирует над материальным. Центральным элементом этой системы ценностей было понятие счастья. Геродот рассказал нам о диалоге между Солоном и царем Крёзом. На свой вопрос: «Кто самый счастливый человек на свете?» утопавший в богатстве царь надеялся услышать собственное имя. Но Солон назвал самым счастливым человеком на свете рядового гражданина Телла и перечислил те простые общечеловеческие ценности, которые для обычного человека оказались дороже царских сокровищ. Телл был счастлив потому, что был свободен, зажиточен, имел славную семью, прекрасных сыновей, дожил до того времени, когда смог увидеть внуков, и погиб со славой, защищая родной полис. Фразой «Счастлив не тот, кто богат, а тот, кто жизнь закончил благополучно» Солон подчеркнул принципиальное отличие античной, гуманистической системы ценностей от древневосточной, «варварской».

Смыслом жизни и высшей добродетелью объявляется любовь к доброй славе. Она воспринимается как высшая награда за безупречное и жертвенное служение гражданскому коллективу, за совершенный ради родного полиса подвиг.

Обретенная слава определяла место героя среди сограждан, создавала атмосферу почета, уважения и любви, которую не способны дать никакие материальные блага. Только слава делала имя человека бессмертным, что порождало уникальную атмосферу оптимистического мироощущения греков, запечатленную в памятниках искусства.

Важно отметить, что в классическую эпоху в Греции были созданы условия, когда разрыв между идеальным в системе ценностей и реальным в жизни общества практически исчез. В этой духовной атмосфере памятники культуры обретали эстетически совершенную и законченную форму, становились классическими образцами. Наиболее полно и последовательно эта тенденция была выражена в афинских памятниках художественной культуры, когда во времена правления Перикла

Афины превратились в культурный центр Эллады. Как передает Фукидид, Перикл высоко оценивал культурное лидерство Афин: «Мы развиваем нашу склонность к прекрасному без расточительности и предаемся наукам не в ущерб силе духа. Богатство мы ценим лишь потому, что употребляем его с пользой, а не ради пустой похвальбы». На Афины равнялись все полисы Древней Греции.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ В КЛАССИЧЕСКОЙ ГРЕЦИИ

ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ В КЛАССИЧЕСКОЙ ГРЕЦИИ Рассмотрение всех проблем истории Греции классического периода необходимо начать с анализа форм политического устройства. Именно в них наиболее явно проявляются характерные черты особого пути развития, свойственного

2. Источники по истории архаической и классической Греции

2. Источники по истории архаической и классической Греции Общее количество и разнообразие источников для изучения истории Греции VIII–IV вв. до н. э. резко возрастает. С особой полнотой представлены письменные источники самых различных жанров.

Наиболее ранними

Раздел II. История Греции в XI–IV вв. до н. э. Формирование и расцвет греческих полисов. Создание классической греческой культуры Глава V. Гомеровский (предполисный) период. Разложение родовых отношений и создание предпосылок полисного строя. XI–IX вв. до н. э

Раздел II. История Греции в XI–IV вв. до н. э. Формирование и расцвет греческих полисов. Создание классической греческой культуры Глава V. Гомеровский (предполисный) период. Разложение родовых отношений и создание предпосылок полисного строя. XI–IX вв. до н. э 1. Особенности

Глава XX. Культура Греции классического периода

Глава XX. Культура Греции классического периода 1. Особенности формирования греческой культуры В V–IV вв. до н. э. греческая культура стала одной из самых развитых систем древнего мира. Три важнейшие особенности придают ей исключительный характер: полнота, разнообразие и

Поселения классической эпохи.

Центральная область

Поселения классической эпохи. Центральная область Типичный «город» майя классической эпохи состоит из нескольких ступенчатых платформ, на вершинах которых находятся каменные постройки. Пирамиды обычно располагаются вокруг широких дворов или площадей. Крупные центры,

Поселения классической эпохи. Северная область. Рио-Бек, Ченес и Коба

Поселения классической эпохи. Северная область. Рио-Бек, Ченес и Коба Покрытые густыми лесами пустынные области, лежащие в южной части штатов Кампече и Кинтана-Роо, представляют собой самую труднодоступную часть интересующего нас региона. По этим территориям разбросано

Поселения классической эпохи. Северная область. Стиль пуук

Поселения классической эпохи. Северная область. Стиль пуук В 1566 г. епископ де Ланда писал: «Если бы Юкатану суждено было завоевать себе славу благодаря числу, великолепию и красоте своих зданий, подобно тому как другие регионы Вест-Индии завоевали себе славу благодаря их

ГЛАВА 10 Культура Греции архаической эпохи

ГЛАВА 10 Культура Греции архаической эпохи СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ В ПЕРИОД АРХАИКИ Развитие полиса – нового социально-политического феномена, гражданской общины, центром которой был город, и распространение полисного строя по всем регионам Средиземноморья вызвало

Раздел 3 ГРЕЦИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭПОХИ

Раздел 3 ГРЕЦИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭПОХИ Классическая эпоха, особенно ее первая половина, V в. до н. э., стала для Греции временем наивысшего расцвета античной цивилизации – полисного строя. Буквально во всех сферах жизни – политической, культурной, экономической – Эллада была

ГЛАВА 23 Культура эпохи эллинизма

ГЛАВА 23 Культура эпохи эллинизма ОСОБЕННОСТИ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Эпоха эллинизма характеризовалась рядом совершенно новых черт. Произошло резкое расширение ареала античной цивилизации, когда на обширных территориях практически во всех сферах жизни отмечалось

ГЛАВА II. Культура древнейшей Греции

ГЛАВА II. Культура древнейшей Греции В то время, когда началось разделение племен, наши индогерманские предки представляли полубродячий пасту­шеский народ[64] Их богатство состояло главным образом из рогатого скота, коз и овец; остальное имущество они везли с собой на

Символ классической эпохи

Символ классической эпохи Акрополь уже не царит над городом, как это было до XIX столетия. Посреди моря современных зданий он не выделяется, как раньше, меж горных отрогов и оливковых рощ. Порой автомобильный смог размывает линии колонн настолько, что издали кажется, будто

Греческое общество классической эпохи

Греческое общество классической эпохи Греческое общество V–IV вв. до н. э. делилось на три группы, три класса. Это рабовладельцы, свободные мелкие производители, не применявшие рабский труд в своем хозяйстве, и рабы (или подневольные работники рабского типа). Подобная

Глава 6 Культура Древней Греции

Глава 6 Культура Древней Греции «Но что больше всего радовало афинян… это великолепные храмы, в настоящее время единственное свидетельство того, что минувшее не было сказкой». Древнегреческий автор Плутарх Храм бога Гефеста в

Греческое общество классической эпохи

Греческое общество классической эпохи Греческое общество V–IV вв. до н. э. делилось на три группы, три класса. Это рабовладельцы, свободные мелкие производители, не применявшие рабский труд в своем хозяйстве, и рабы (или подневольные работники рабского типа). Подобная

I. Периптер как ведущий архитектурный тип классической эпохи греческой архитектуры

I. Периптер как ведущий архитектурный тип классической эпохи греческой архитектуры Периптер — тип греческого храма, окруженного со всех сторон колоннами. Слово «периптер» в дословном переводе значит «оперение»: колонны храма сравниваются с перьями птиц. За наружной

Греческое общество классической эпохи. История древнего мира [Восток, Греция, Рим]

Греческое общество классической эпохи. История древнего мира [Восток, Греция, Рим]

ВикиЧтение

История древнего мира [Восток, Греция, Рим]
Немировский Александр Аркадьевич

Содержание

Греческое общество классической эпохи

Греческое общество V–IV вв. до н. э. делилось на три группы, три класса. Это рабовладельцы, свободные мелкие производители, не применявшие рабский труд в своем хозяйстве, и рабы (или подневольные работники рабского типа). Подобная схема трехчленного деления общества в целом традиционна для всех древних цивилизаций, однако для Греции эпохи ее расцвета она имела свои характерные особенности в зависимости от типа полисных структур.

Контингент греческих рабов в классическое время состоял преимущественно из людей негреческого происхождения. После законодательной отмены порабощения сограждан в большинстве греческих полисов главным источником рабства стали войны – продажа в рабство военнопленных и жителей, захваченных во время военных столкновений. Число рабов росло также за счет продажи своих соплеменников в рабство представителями правящей аристократии варварской периферии греческого мира. Так называемое «самовоспроизводство» – рождение детей от рабынь – еще один источник рабства. Такие доморожденные рабы стоили гораздо больше, нежели агрессивные и стремящиеся к побегу на родину рабы из числа военнопленных. Рабский контингент пополнялся также за счет пиратства и похищения детей. Порабощали и преступников, осужденных по суду. Но основным, ведущим источником было все же порабощение военнопленных.

Таким образом, в целом масса рабов в Греции не была однородной и по своему происхождению, и по своему положению. Рабы были разобщены, имели отличные друг от друга интересы, находились под строгим присмотром. Возможностей для объединения, чтобы выразить солидарный протест, они не имели. Поэтому Греция не знала крупных и организованных выступлений рабов против своих господ. В ряде греческих полисов отсталого, аграрного типа, например в Спарте, роль рабов выполняли т. н. подневольные работники рабского типа – илоты.

Класс греческих рабовладельцев делился на несколько фракций. Прежде всего это представители старых аристократических родов, уже потерявшие многие свои привилегии в результате длительной борьбы демоса за свои права, а также слой рабовладельцев, чьи экономические интересы были связаны с ремеслом и торговлей. Последняя группа делилась на граждан и неграждан полиса (типа афинских метеков). Вообще, «метек» – это название лично свободных людей, переселившихся в какой-либо греческий полис. Они не имели гражданских прав в том полисе, который принял их на поселение. Не обладая правами собственности на землю, метеки могли заниматься только ремеслом, торговлей или арендовали участки земли. За право проживания они обязаны были платить властям своего полиса особый налог. Со временем, особенно в IV в. до н. э., некоторые метеки становятся очень богатыми людьми.

В периоды обострения внутриполитической борьбы в греческих полисах некоторые группы богатых метеков могли добиться гражданских прав. Народное собрание в порядке исключения могло даровать право гражданства за большие заслуги перед полисом также и отдельным метекам, например за их финансовую помощь государству.

Свободные мелкие производители – еще одна группа греческого общества – также делились на несколько фракций. Одна из них – крестьяне, обрабатывавшие собственные участки земли без применения рабского труда, или же крестьяне-арендаторы. Представители другой группы – мелкие ремесленники или торговцы, являвшиеся гражданами полиса. Свободные люди, занимавшиеся аналогичным трудом, но не входившие в состав гражданской общины полиса, – еще одна группа свободных мелких производителей. Положение крестьян-собственников было более устойчивым в экономическом и социальном плане, чем у граждан-арендаторов, граждан-ремесленников и торговцев. Зато положение неграждан – свободных мелких производителей было самым незавидным. Они были исключены из политической жизни полиса, не имели права на вывод в колонии. За возможность проживания на территории полиса они платили налог в пользу всей его гражданской общины.

В период кризиса полисной системы IV в. до н. э. преимущественно в полисах торгово-ремесленного типа появилась прослойка граждан, потерявших связь с землей и производством, лишившихся имущества, земли, обедневших, но по-прежнему располагавших полным набором гражданских прав. Эта масса деклассированных элементов была весьма беспокойна и, как правило, очень активна в политической жизни. Именно от них полисные власти ожидали выступлений, приводивших к политической нестабильности. Поэтому властями полисов осуществлялись некоторые меры по оказанию экономической поддержки этой паразитирующей части гражданского населения, утратившей интерес к труду и живущей за счет подачек от полиса.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

§ 1. Русское общество эпохи великих реформ

§ 1. Русское общество эпохи великих реформ Оттепель. Смерть Николая I и воцарение Александра II резко изменили характер общественной жизни в стране. Отличавшийся тонкой наблюдательностью поэт Ф. И. Тютчев, который после событий 14 декабря писал: «зима железная дохнула»,

Поселения классической эпохи.

Центральная область

Поселения классической эпохи. Центральная область Типичный «город» майя классической эпохи состоит из нескольких ступенчатых платформ, на вершинах которых находятся каменные постройки. Пирамиды обычно располагаются вокруг широких дворов или площадей. Крупные центры,

Поселения классической эпохи. Северная область. Рио-Бек, Ченес и Коба

Поселения классической эпохи. Северная область. Рио-Бек, Ченес и Коба Покрытые густыми лесами пустынные области, лежащие в южной части штатов Кампече и Кинтана-Роо, представляют собой самую труднодоступную часть интересующего нас региона. По этим территориям разбросано

Поселения классической эпохи. Северная область. Стиль пуук

Поселения классической эпохи. Северная область. Стиль пуук В 1566 г. епископ де Ланда писал: «Если бы Юкатану суждено было завоевать себе славу благодаря числу, великолепию и красоте своих зданий, подобно тому как другие регионы Вест-Индии завоевали себе славу благодаря их

ГРЕЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО В РАННЕЭЛЛАДСКИЙ ПЕРИОД

ГРЕЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО В РАННЕЭЛЛАДСКИЙ ПЕРИОД На побережье и в глубинных горных областях Балканского полуострова развитие цивилизации протекало по-разному. Наличие плодородных равнин и общение с народами, живущими за морем, способствовали ускорению

ГРЕЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

ГРЕЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО Устройство греческого общества предполисного периода отражало реалии эпохи разложения первобытнообщинных отношений. Повседневная жизнь греков протекала в рамках соседской общины, которая постепенно вытесняла с исторической арены предшествующую

Раздел 3 ГРЕЦИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭПОХИ

Раздел 3 ГРЕЦИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭПОХИ Классическая эпоха, особенно ее первая половина, V в. до н. э., стала для Греции временем наивысшего расцвета античной цивилизации – полисного строя. Буквально во всех сферах жизни – политической, культурной, экономической – Эллада была

ГЛАВА 16 Культура Греции классической эпохи

ГЛАВА 16 Культура Греции классической эпохи ДУХОВНЫЙ МИР ДРЕВНИХ ГРЕКОВ В классическую эпоху греческая культура достигает своего наивысшего расцвета. Это было непосредственно связано с окончательным оформлением классического полиса. Центральной фигурой античной

Абсолютизм эпохи барокко и придворное общество

Абсолютизм эпохи барокко и придворное общество /175/ На конец XVI в. пришелся апогей могущества сословий и исповедуемого многими их представителями протестантизма. Последний раз к доминированию сословий и протестантов привела «братская распря» Рудольфа и Маттиаса,

2. Общество эпохи викингов: бонды

2. Общество эпохи викингов: бонды Исходное звено общественной системы Скандинавии IX-XI вв. – унаследованный от предшествующих столетий родовой коллектив, aett (шв. kind, kyn), союз родичей, объединяющий (если буквально следовать «Эдде» Снорри Стурлусона) всю генеалогическую

Исландия эпохи народовластия — протодемократическое общество?

Исландия эпохи народовластия — протодемократическое общество? В свете отсутствия национальных и региональных лидеров, которые в других странах сеяли вражду с соседями из-за торговли, прав наследования или территориальных притязаний, исландское общество развивалось в

Символ классической эпохи

Символ классической эпохи Акрополь уже не царит над городом, как это было до XIX столетия. Посреди моря современных зданий он не выделяется, как раньше, меж горных отрогов и оливковых рощ. Порой автомобильный смог размывает линии колонн настолько, что издали кажется, будто

Китайское общество эпохи Тан

Китайское общество эпохи Тан По конфуцианским канонам, общество, в соответствии со своей Небом определенной природой, должно делиться на «верхи» и «низы». Танские правители ни в коем случае этого не оспаривали, да это было и в принципе невозможно. Различные слои общества

Греческое общество классической эпохи

Греческое общество классической эпохи Греческое общество V–IV вв. до н. э. делилось на три группы, три класса. Это рабовладельцы, свободные мелкие производители, не применявшие рабский труд в своем хозяйстве, и рабы (или подневольные работники рабского типа). Подобная

3.

1.2. Греческое общество эпохи «темных веков»

3.1.2. Греческое общество эпохи «темных веков» После крушения Микенской цивилизации в Греции наступила эпоха, которую именуют темными веками (XII-IX вв. до н.э.). Предклассовое общество этого времени нередко называют гомеровским, ибо сведения о нем в основном черпаются из

I. Периптер как ведущий архитектурный тип классической эпохи греческой архитектуры

I. Периптер как ведущий архитектурный тип классической эпохи греческой архитектуры Периптер — тип греческого храма, окруженного со всех сторон колоннами. Слово «периптер» в дословном переводе значит «оперение»: колонны храма сравниваются с перьями птиц. За наружной

История Греции: Классическая Греция

За бурным развитием и расширением архаической эры последовал период зрелости, известный нам как «Классическая Греция». Между 480 и до 323 г. до н.э. Афины и Спарта доминировали в эллинском мире благодаря своим культурным и военным достижениям. Эти два города с участием других греческих государств пришли к власти благодаря союзам, реформам и серии побед над вторгшимися персидскими армиями. В конце концов они разрешили свое соперничество в долгой и особенно жестокой войне, которая завершилась падением сначала Афин, затем Спарты и появлением Македонии в качестве доминирующей державы Греции. Другие города-государства, такие как Милет, Фивы, Коринф и Сиракузы среди многих других, сыграли важную роль в культурных достижениях классической Греции.

В начале классической эпохи Афины и Спарта мирно сосуществовали из-за скрытой подозрительности друг к другу до середины V в. до н.э. Политическое и культурное расположение двух городов-государств находилось на противоположных концах спектра. Спарта была закрытым обществом, управляемым олигархическим правительством во главе с двумя царями, и, занимая суровую южную оконечность Пелопоннеса, организовала свои дела вокруг мощной армии, которая защищала спартанских граждан как от внешнего вторжения, так и от внутреннего восстания илотов. С другой стороны, Афины превратились в авантюрное открытое общество, управляемое демократическим правительством, которое процветало благодаря коммерческой деятельности. Период правления Перикла в Афинах называют «золотым веком». Именно в этот период был предпринят масштабный строительный проект, в том числе Акрополь.

Бронзовый шлем Мильтиада. Посвящен в Олимпии, сейчас в музее Олимпии.

Афинский авантюрный дух и верность своим ионийским родственникам обязывали их помогать греческим колониям, враждующим с могущественной Персидской империей в Малой Азии. Чтобы помочь Ионическому восстанию (499 г. до н.э.) под предводительством Милета, афиняне высадили в Ионии небольшой гарнизон для борьбы с персами и распространения восстания. Греческие войска привели персов в ярость, сожгли столицу Лидии Сарды в 49 г.8 г. до н.э., но окончательно они потерпели поражение в 494 г. до н.э. Разграбление Сард и неповиновение афинян вызвали гнев персидского царя Дария, поклявшегося отомстить. В 490 г. до н. э. он высадил свои войска в двадцати милях к северу от Афин, в Марафоне. Пока спартанцы были заняты религиозным праздником, превосходящие по численности афиняне под предводительством Мильтиада предприняли внезапную атаку и разбили ошеломленных персов в Марафоне, чтобы на время сохранить независимость Греции.

Потребовалось десять лет, но персидский царь Ксеркс, решивший преуспеть там, где Дарий потерпел неудачу, собрал то, что Геродот назвал величайшей армией, когда-либо созданной, чтобы снова напасть на Грецию. К этому моменту подготовились и афиняне, ожидавшие полной атаки персов. Под предводительством Фемистокла они обналичили серебро, добытое из недавно вырытых рудников Лавриона, и построили грозный флот из триер. Ксеркс пересек Геллеспонт в 480 г. до н.э. со своей огромной армией и начал присоединять Грецию по суше и по морю. Первая линия обороны греческого союза городов-государств находилась у узкого прохода через Фермопилы, где Леонид с 300 спартанцами и 700 феспийцами в течение трех дней сдерживал могущественную персидскую армию, прежде чем они обманом пали перед человеком. В то же время афинские корабли зашли в тупик с персидским флотом у соседнего Артемисиона, прежде чем он отступил к проливам Саламины.

Афиняне выселили из своего города все небоеспособное население, поэтому, когда пришли персы, они не встретили сопротивления. Они отомстили афинским зданиям и храмам, сожгли их дотла и бросили свой флот на якорь в Фалироне, преследуя греческий флот, укрывшийся на соседнем острове Саламина. В то время как совместное руководство эллинов спорило в типично греческой манере, следует ли им отступить к Пелопоннесу и где дальше вступать в бой с песами, Фемистокл, стремясь к выгодному быстрому сражению, призвал персидский флот к атаке, поскольку греческие корабли инсценировали бегство ранним утром. из Саламины. Пока персы преследовали то, что они считали убегающим противником, триеры Грека повернулись и вступили в бой с удивленными персами, нанеся огромные потери и уничтожив персидский флот. Когда его флот был уничтожен, Ксеркс опасался, что греческие триеры устремятся к Геллеспонту, чтобы отрезать ему единственный путь домой, поэтому он отступил обратно в Азию, оставив своего способного генерала Мардония сражаться с греками. В следующем году, в 479 г.до н.э. эта персидская армия потерпела поражение при Платеях от союза греческих государств под руководством спартанского полководца Павсания, что навсегда положило конец дальнейшим персидским амбициям по аннексии Греции.

Победа греческих войск при Марафоне и Саламине считается поворотным моментом в развитии западной цивилизации. Причина в том, что, если бы персы победили, все достижения Греции (и особенно Афин), которые последовали сразу после этого и которые многие считают основой западной цивилизации, не произошли бы. После успешной защиты своей родины греческие государства вошли в состояние высокого развития. В частности, Афины стали крупной сверхдержавой, которая привела множество других греческих городов-государств (некоторые добровольно, некоторые неохотно, а некоторые неохотно) в оборонительный союз, Делосский союз, против персов. Дань, собранная союзниками, помогла Афинам расширить и сохранить огромную, но трудную империю в Эгейском мире. В то же время Спарта возглавила Пелопоннесскую лигу, союз государств, в основном из Пелопоннеса, который действовал как противовес предполагаемой афинской гегемонии Греции.

Дух соперничества, подозрительность и враждебность по отношению друг к другу, которые были характерны для всех греческих городов, возродились после того, как внешняя опасность со стороны персов утихла, а поскольку две доминирующие империи занимали противоположные концы политического и культурного спектра, задолго до того, как глубинные разногласия и недоверие вылились в особенно долгий и неприятный конфликт: Пелопоннесскую войну. В то время как Спарта и Афины были основными противниками, почти каждый другой греческий город в то или иное время принимал участие в войне. Поскольку Спарта обладала более сильными сухопутными войсками, а Афины доминировали на море со своим флотом триер, война длилась с 431 по 404 год до н.э., а Никиев мир ненадолго прервал ее в 421-418 годах до н. Пережив опустошительную чуму в 430/9 г.до н.э. и сокрушительное поражение на Сицилии от Сиракуз в 413 г. до н.э. Афины, лишенные ресурсов, наконец капитулировали перед спартанцами в 404 г. до н.э.

Классический период принес замечательные культурные и научные достижения. Город Афины представил миру непосредственную демократию, подобной которой никогда не видели ни до сих пор, ни впоследствии, когда западные правительства, такие как Великобритания, Франция и США, подражали ей тысячу лет спустя. Рациональный подход к исследованию и объяснению мира, отраженный в классическом искусстве, философии и литературе, стал хорошо обоснованным трамплином, который западная культура использовала для скачка вперед, начиная с последующей эллинистической эпохи. С тех пор мыслители классической греческой эпохи доминировали в мысли на протяжении тысячелетий и остаются актуальными и по сей день. Учения Сократа, Платона и Аристотеля, среди прочих, либо напрямую, либо в оппозиции, либо в видоизменении, использовались бесчисленным количеством западных мыслителей в качестве отправной точки за последние две тысячи лет. Гиппократ стал «отцом современной медицины», и клятва Гиппократа используется до сих пор. Драмы Софокла, Эсхила, Еврипида и комедии Аристофана считаются шедеврами западной культуры.

Искусство классической Греции положило начало тенденции к более натуралистическому (даже в его раннем идеалистическом состоянии) изображению мира, отражая тем самым сдвиг в философии от абстрактного и сверхъестественного к более непосредственным земным заботам. Художники перестали просто «внушать» человеческую форму и стали точно «описывать» ее. Человек стал центром и «мерой всех вещей» в повседневной жизни благодаря демократической политике и культурным представлениям. Рациональное мышление и логика стали движущей силой этой культурной революции за счет эмоций и порывов. Самая яркая иллюстрация этого подхода «логика выше эмоций» застыла на лицах статуй западного фронтона храма Зевса в Олимпии. В сложном массиве скульптур легко узнать, кто «варвар», а кто «цивилизованный эллин» по выражению их лиц. Кентавры-варвары проявляют избыток эмоций, в то время как женщины-лапиты и Аполлон остаются собранными и бесчувственными даже в самых тяжелых ситуациях (фото слева).

Даже после поражения в Пелопоннесской войне Афины долгое время оставались путеводной звездой для остальной Греции, но этот свет, сиявший так ярко, начал медленно угасать. Спарта выиграла Пелопоннесскую войну и стала доминирующей державой в Греции, но ее политическое мастерство не соответствовало ее военной репутации. Вскоре после того, как конфликт закончился, и пока Спарта сражалась с другими городами-государствами по всей Греции, Афины восстановили свою империю после восстановления своих стен, своего флота и армии. Мощь и военная мощь Спарты со временем уменьшились, особенно после двух сокрушительных поражений от фиванцев: сначала при Левктре в 371 г. до н. э., а затем еще раз, девять лет спустя, при Мантинее. Однако этот вакуум власти был быстро заполнен македонцами, которые под руководством Филиппа II стали единственным крупным военным авторитетом Греции после их победы при Херонее над афинянами в 338 г. до н.э.

С помощью дипломатии и могущества Филипп II, ставший королем в 359 г. до н. э., сумел объединить территории вокруг северной Греции под своей властью, и до своего убийства в 336 г. до н. э. он присоединил к своей гегемонии центральную и южную Грецию. Предлогом для его военных походов в южную Грецию была защита Дельфийского оракула от фокейцев, но его взор был устремлен за пределы Греции. Его целью было возглавить военную экспедицию объединенной Греции против Персидской империи, чтобы отомстить за более ранние персидские вторжения в Грецию. Это стремление было выполнено его сыном Александром Македонским, который стал королем после убийства его отца.

С копией «Илиады» и кинжалом в руке Александр продолжил многовековой конфликт между Востоком и Западом, поведя объединенную греческую армию в Азию. Его успехи на поле боя и количество завоеванных им земель стали легендарными и принесли ему прозвище «Великий». Помимо блестящей военной тактики, Александр обладал лидерскими качествами и харизмой, которые сделали его армию непобедимой в многочисленных битвах с более многочисленными противниками, оттеснив греков вплоть до Египта, Индии и Бактрии (сегодня Афганистан). Александр вел свою армию в бой, всегда ставя себя в точку атаки, участвуя в опасности простого солдата, и, таким образом, выиграл серию крупных сражений, сметая все сопротивление на своем пути. В процессе он собрал самую большую империю из известных до сих пор и изменил состав древнего мира.

В 334 г. до н.э. Александр повел свою армию через Геллеспонд в Азию и одержал несколько побед над Персидской империей. Его первый успех пришел к реке Граникус на северо-западе Малой Азии, где его Голгофа разгромила превосходящих по численности персидских наемников, сражавшихся под предводительством Мемнона Родосского. В 333 г. до н. э. превосходящая по численности армия Александра нанесла поражение персам при Иссе и вынудила царя Дария бежать, спасая свою жизнь. Последующее завоевание Милета, Тира (332 г. до н. э.) и Египта (331 г. до н. э.) дало грекам контроль над всем восточным побережьем Средиземного моря и позволило Александру продвинуться вглубь страны к сердцу Персидской империи. В Египте Александра провозгласили сыном бога Аммона (эквивалент греческого Зевса), и он провозгласил себя царем Азии после победы в битве при Гавгамелах в 331 г. до н. э., решившей судьбу Персидской империи.

Из Вавилона Александр повел свою армию к сердцу Южной Азии, подавляя все сопротивление и по пути основывая города. Несмотря на возражения своих офицеров, он включил в свою армию войска из завоеванных земель, перенял местные обычаи и женился на бактриянке Роксане. Его марш на восток в конце концов остановился на краю Индии отчасти из-за возражений его утомленной армии. Он вернулся с границы в Вавилон, чтобы спланировать свою следующую экспедицию на юг, в сторону Аравии, но в 323 г. до н. э. его внезапная смерть от лихорадки в возрасте 32 лет положила конец блестящей военной карьере и оставила его обширную завоеванную землю без видимого следа. наследник.

Завоевания Александра Македонского изменили ход Древней истории. Центр тяжести греческого мира переместился из замкнутых городов-государств на более обширную территорию, которая охватывала все побережье Восточного Средиземноморья и уходила далеко в Азию. Завоевания Александра поставили множество разнообразных культур под общую гегемонию и греческое влияние в Средиземноморье и Южной Азии, проложив путь для особой эллинистической культуры, которая последовала за его смертью.

Далее: Эллинистическая эпоха

 

 

Искусство классической Греции (ок. 480–323 гг. до н. э.) | Эссе | Метрополитен-музей

После поражения персов в 479 г. до н.э. Афины доминировали в Греции в политическом, экономическом и культурном плане. Афиняне организовали конфедерацию союзников для обеспечения свободы греческим городам на Эгейских островах и на побережье Малой Азии. Члены так называемой Делосской лиги предоставили либо корабли, либо фиксированную сумму денег, которая хранилась в сокровищнице на острове Делос, посвященном Аполлону. Обладая контролем над средствами и сильным флотом, Афины постепенно превратили первоначально добровольных членов Лиги в подданных. К 454/453 г. до н.э., когда казна была перенесена с Делоса в афинский Акрополь, город превратился в богатую имперскую державу. Она также превратилась в первую демократию. Все взрослые граждане мужского пола участвовали в выборах и собраниях собрания, которое служило одновременно резиденцией правительства и суда.

Перикл (ок. 461–429 гг. до н. э.), самый творческий и искусный государственный деятель третьей четверти пятого века до н. э., превратил Акрополь в прочный памятник вновь обретенной политической и экономической мощи Афин. Посвященный Афине, богине-покровительнице города, Парфенон олицетворяет архитектурное и скульптурное величие строительной программы Перикла. Внутри великолепного дорического храма стояла колоссальная статуя Афины из золота и слоновой кости работы греческого скульптора Фидия. Само здание было построено полностью из мрамора и богато украшено скульптурой, одним из лучших образцов высокого классицизма середины пятого века до н.э. Его скульптурное убранство оказало большое влияние на другие произведения искусства, начиная с его дней и до наших дней (27.45).

греческие художники пятого и четвертого веков до н.э. достиг манеры изображения, которая передает жизненную силу, а также ощущение постоянства, ясности и гармонии. Поликлет Аргосский был особенно известен тем, что сформулировал систему пропорций, которая достигла этого художественного эффекта и позволила другим воспроизвести его. Его трактат, Канон , теперь утерян, но одна из его самых важных скульптурных работ, Диадумен, сохранилась в многочисленных древних мраморных копиях бронзового оригинала (32.11.2). Бронза, ценившаяся за прочность на растяжение и блестящую красоту, стала предпочтительным материалом для отдельно стоящих скульптур, хотя очень немногие бронзовые оригиналы пятого века до н.э. выживать. То, что мы знаем об этих знаменитых скульптурах, происходит в основном из древней литературы и более поздних римских копий из мрамора (14.130.9).).

Середина пятого века до н.э. часто называют золотым веком Греции, особенно Афин. Значительные успехи были достигнуты в аттической вазописи. В частности, техника красных фигур вытеснила технику черных фигур, и вместе с этим были достигнуты большие успехи в изображении человеческого тела, одетого или обнаженного, в покое или в движении. Работы художников-вазописцев, таких как Дурис, Макрон, Клеофрад и берлинский художник (56.171.38), демонстрируют изысканно переданные детали.

Хотя расцвет классического выражения был недолгим, важно отметить, что оно сформировалось во время персидских войн (490–479 гг. до н. э.) и продолжилось после Пелопоннесской войны (431–404 гг. до н. э.) между Афинами и союзом союзные города-государства во главе со Спартой. Конфликт продолжался с перерывами почти тридцать лет. Афины понесли непоправимый ущерб во время войны и опустошительной чумы, которая длилась более четырех лет. Хотя город потерял свое первенство, его художественное значение не ослабевало в течение четвертого века до нашей эры. Элегантный каллиграфический стиль скульптуры конца пятого века (35.11.3) сменился трезвым величием как в отдельно стоящих статуях (06.311), так и во многих надгробных памятниках (11.100.2). Одним из далеко идущих нововведений в скульптуре того времени и одной из самых знаменитых статуй древности была обнаженная Афродита Книдская работы афинского скульптора Праксителя. Творчество Праксителя нарушило одну из самых устойчивых условностей в греческом искусстве, согласно которой женская фигура ранее изображалась задрапированной. Его стройные пропорции и отличительная позиция контрапоста стали отличительными чертами четвертого века до нашей эры. Греческая скульптура. В архитектуре коринфский стиль, характеризующийся богато украшенными растительными капителями колонн, впервые вошел в моду. И впервые в качестве учебных заведений были созданы художественные школы. Среди самых известных была школа в Сикионе на Пелопоннесе, которая делала упор на совокупное знание искусства, основу истории искусства. Греческие художники также путешествовали больше, чем в предыдущие века. Скульптор Скопас из Пароса путешествовал по восточному Средиземноморью для выполнения своих заказов, среди которых был мавзолей в Галикарнасе, одно из семи чудес древнего мира.

В то время как Афины начали приходить в упадок в четвертом веке до нашей эры, влияние греческих городов на юге Италии и Сицилии распространилось на местные культуры, которые с готовностью переняли греческий стиль и наняли греческих художников. Изображения афинской драмы, расцвет которой пришелся на V век творчеством Эсхила, Софокла и Еврипида, были особенно популярным сюжетом для местной керамики (24. 97.104).

В середине четвертого века до нашей эры Македония (в северной Греции) стала грозной державой при Филиппе II (годы правления 360/359).–336 г. до н.э.), а македонский царский двор стал ведущим центром греческой культуры. Военные и политические достижения Филиппа умело служили завоеваниям его сына Александра Македонского (годы правления 336–323 до н. э.). В течение одиннадцати лет Александр покорил Персидскую империю в Западной Азии и Египте, продолжая свою деятельность в Центральной Азии вплоть до долины реки Инд. Во время своего правления Александр культивировал искусства так, как до него не делал ни один покровитель. Среди его свиты художников был придворный скульптор Лисипп, возможно, один из самых важных художников четвертого века до нашей эры. Его работы, в первую очередь его портреты Александра (и работа, на которую они повлияли), открыли многие черты эллинистической скульптуры, такие как портрет героического правителя (52.127.4). Когда Александр умер в 323 г. до н. э., его преемники, многие из которых приняли этот портретный тип, разделили обширную империю на более мелкие царства, что изменило политический и культурный мир в эллинистический период (ок. 323–31 до н. э.).


Цитата

Хемингуэй, Колетт и Шон Хемингуэй. «Искусство классической Греции (ок. 480–323 до н. э.)». В г. Хайльбрунн Хронология истории искусств г. . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/tacg/hd_tacg.htm (январь 2008 г.)

Дополнительное чтение

Бордман, Джон. Греческая скульптура: классический период: справочник . Лондон: Темза и Гудзон, 1985.

Бордман, Джон. Греческая скульптура: поздний классический период и скульптура в колониях и за границей . Лондон: Темза и Гудзон, 1995.

.

Пикон, Карлос А., Шон Хемингуэй, Кристофер С. Лайтфут, Джоан Р. Мертенс и Элизабет Дж. Миллекер, при участии Ричарда Де Пумы. человек Метрополитен-музей: Греция, Кипр, Этрурия, Рим . Нью-Йорк: Метрополитен-музей; Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 2007. См. в MetPublications 9.0005

Поллитт, Джером Дж. Искусство и опыт в классической Греции . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1972.

.
Дополнительные эссе Шона Хемингуэя
  • Хемингуэй, Шон. «Искусство эллинистической эпохи и эллинистическая традиция». (апрель 2007 г.)
  • Хемингуэй, Шон. «Греческие Hydriai (кувшины для воды) и их художественное оформление». (июль 2007 г.)
  • Хемингуэй, Шон. «Эллинистические украшения». (апрель 2007 г.)
  • Хемингуэй, Шон. «Интеллектуальные поиски эллинистической эпохи». (апрель 2007 г.)
  • Хемингуэй, Шон. «Микенская цивилизация». (октябрь 2003 г.)
  • Хемингуэй, Шон. «Африканцы в древнегреческом искусстве». (январь 2008 г.)
  • Хемингуэй, Шон. «Древнегреческая колонизация и торговля и их влияние на греческое искусство». (июль 2007 г.)
  • Хемингуэй, Шон. «Греческие боги и религиозные обряды». (октябрь 2003 г.)
  • Хемингуэй, Шон. «Легкая атлетика в Древней Греции». (октябрь 2002 г.)
  • Хемингуэй, Шон. «Возвышение Македонии и завоевания Александра Македонского». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Шон. «Техника изготовления бронзовых скульптур в Древней Греции». (октябрь 2003 г.)
  • Хемингуэй, Шон. «Кипр — медный остров». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Шон. «Музыка в Древней Греции». (октябрь 2001 г.)
  • Хемингуэй, Шон. «Этрусское искусство». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Шон. «Доисторическое кипрское искусство и культура». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Шон. «Минойский Крит». (октябрь 2002 г.)
Дополнительные эссе Колетт Хемингуэй
  • Хемингуэй, Колетт. «Искусство эллинистической эпохи и эллинистическая традиция». (апрель 2007 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Греческие Hydriai (кувшины для воды) и их художественное оформление». (июль 2007 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Эллинистические украшения». (апрель 2007 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Интеллектуальные поиски эллинистической эпохи». (апрель 2007 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Микенская цивилизация». (октябрь 2003 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Ретроспективные стили в греческой и римской скульптуре». (июль 2007 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Африканцы в древнегреческом искусстве». (январь 2008 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Древнегреческая колонизация и торговля и их влияние на греческое искусство». (июль 2007 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Архитектура Древней Греции». (октябрь 2003 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Греческие боги и религиозные обряды». (октябрь 2003 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Подвиги Геракла». (январь 2008 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Легкая атлетика в Древней Греции». (октябрь 2002 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Возвышение Македонии и завоевания Александра Македонского». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Техника изготовления бронзовых скульптур в Древней Греции». (октябрь 2003 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Женщины в классической Греции». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Кипр — медный остров». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Музыка в Древней Греции». (октябрь 2001 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Эрнест Хемингуэй (1899–1961) и искусство». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Этрусское искусство». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Доисторическое кипрское искусство и культура». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Сарды». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Медицина в классической древности». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Южно-итальянская вазопись». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Театр в Древней Греции». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Кифара в Древней Греции». (октябрь 2002 г.)
  • Хемингуэй, Колетт.