Размножение папоротников

У папоротников, как и у мхов, в жизненном цикле чередуются два поколения: гаметофит и спорофит. Однако, в отличие от мхов, у папоротников преобладает спорофит. То есть растение, которое мы в обиходе и называем папоротником, представляет собой спорофит. В клетках спорофита двойной набор хромосом, а в клетках гаметофита — одинарный.

Можно считать, что основное размножение папоротников происходит с помощью спор, так как именно благодаря им происходит увеличение количества новых растений папоротника, а также расселение. При половом размножении (с помощью половых клеток) новое растение вырастает там, где уже был заросток, выросший из споры.

На вайях (листьях папоротника) с нижней стороны образуются бугорки, состоящие из спорангиев. В них развиваются споры, содержащие одинарный набор хромосом (т. е. они уже являются гаметофитом, развивающемся на спорофите). Созревшие споры высыпают и разносятся ветром и водой.

Попав в благоприятные условия, спора прорастает в так называемый заросток, который является гаметофитом. Заросток папоротника выглядит как маленькая зеленая пластинка (в несколько миллиметров), но она способна к фотосинтезу, а значит, питается самостоятельно. У заростка есть корнеподобные образования (ризоиды), которыми он прикрепляется к почве и всасывает воду с минеральными веществами.

На нижней стороне заростков образуются половые клетки: сперматозоиды и яйцеклетки. Они гаплоидны, так же как заросток. Когда под заростками скапливается вода, сперматозоид может подплыть к яйцеклетке и оплодотворить ее.

В результате оплодотворения образуется зигота. Поскольку в ней объединяются хромосомные наборы сперматозоида и яйцеклетки, то она имеет двойной набор хромосом, т. е. представляет собой спорофит.

Зигота постепенно развивается в зародыш. При этом зародыш на начальных стадиях своего развития остается связанным с заростком и питается за его счет. Когда у зародыша появляется собственный корень и зеленые части, он начинает питаться самостоятельно.

Зародыш вырастает во взрослое растение папоротника (спорофит).

Папоротники способны также к вегетативному размножению. Оно может осуществляться с помощью корневищ, выводковых почек и др.

Часть 2 — вариант 3

  

1. Зачем человек разводит насекомое из отряда Чешуекрылые – тутового шелкопряда?

 

2. Какие структуры инфузории-туфельки изображены под цифрой 1? Какую функцию они выполняют? Почему инфузорию- туфельку считают более высокоорганизованным организмом, чем амебу обыкновенную?

 

3. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Папоротниковидные — высшие споровые растения. 2. Папоротники являются сосудистыми растениями. 3. В чередовании поколений у папоротников преобладает половое поколение (гаметофит). 4. Папоротники не имеют настоящих корней, их спорофит прикрепляется к почве ризоидами. 5. Из оплодотворенной яйцеклетки — зиготы — у папоротников развивается зародыш семени, а из семязачатка — семя.

 

4. Слишком быстрый подъем водолазов с большой глубины приводит к кессонной болезни. Что является причиной этого заболевания?

 

5. Какие приспособления к сезонным изменениям среды имеют млекопитающие?

 

6. Какой хромосомный набор характерен для спор и гамет растения кукушкин лен? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.

 

7. Известно, что ген А, отвечающий за серую окраску тела у мух дрозофил, доминирует над геном а, отвечающим за черную окраску. Ген длинных крыльев В доминирует над геном b, отвечающим за появление коротких крыльев. Также известно, что гены, отвечающие за окраску тела и длину крыльев, находятся в одной хромосоме.

В результате скрещивания серой короткокрылой мухи с черным длиннокрылым самцом получили потомство, все особи которого имели серую окраску и длинные крылья. Для определения генотипа потомства было проведено анализирующее скрещивание. Составьте схемы обоих скрещиваний. Определите генотипы и фенотипы потомства в первом и втором скрещивании, если известно, что кроссинговера в них не происходило.

Просмотров: 9832

Жизненный цикл папоротника — презентация онлайн

1. Жизненный цикл папоротника

Подготовила
Игошина Ю.Г.
учитель биологии
МБОУ СОШ №22

2. Щитовник мужской, взрослое растение – спорофит (диплоидный)

На листьях папоротника образуются группы
спорангиев (органы, где развиваются споры)
– сорусы. Спороносные листья –
спорофиллы.
У папоротников
листья носят
название вайи.

3. Сорус – группы спорангиев.

Внутри спорангия спорогенная ткань. Её
клетки мейотически делятся с
образованием спор.

4. Заросток

В благоприятных условиях спора
митотически делится и образуется заросток.
На его нижней стороне гаметангии, в
которых митотическим делением
формируются
гаметы.

5. Всход папоротника.

После оплодотворения зигота делится
и возникает зародыш. Он питается за
счёт заростка, а затем с помощью
фотосинтеза.

8. СЛОВАРЬ

• Спорофит (от споры и греч. phytón —
растение), бесполое поколение у
растений, в цикле развития которых
имеется чередование поколений;
развивается из зиготы. На С.
формируются спорангии, в которых в
результате мейоза образуются споры.

9. СЛОВАРЬ

• диплоидный — Организм, имеющий два
полных набора хромосом (2n), в
большинстве случаев один набор
отцовского происхождения, а другой материнского. Соматические ткани
высших растений и животных обычно
являются диплоидными, в
противоположность гаметам, имеющим
гаплоидный набор хромосом.

10. СЛОВАРЬ

• Спо́ры (греч. σπορά, σπόρος — сеяние,
посев, семя) — особый тип клеток с плотной
оболочкой.
• В биологии понятие «спора» может
относиться к нескольким категориям
организмов:
споры бактерий, служащие для пережидания
неблагоприятных условий;
споры растений и грибов, служащие для
размножения.

11. СЛОВАРЬ

Мейо́з (от греч. meiosis
— уменьшение)
или редукционное
деление клетки —
деление
ядра эукариотической
клетки с уменьшением
числа хромосом в два
раза.

12. СЛОВАРЬ

Мито́з (др.-греч. μίτος — нить) —
непрямое деление клетки, наиболее
распространенный
способ репродукции (размножения)
эукариотических (имеющих
ядро) клеток. Биологическое
значение митоза состоит в строго
одинаковом распределении
хромосом между дочерними ядрами,
что обеспечивает образование
генетически идентичных дочерних
клеток и сохраняет преемственность
в ряду клеточных поколений.

13. СЛОВАРЬ

• ГАМЕТАНГИИ (от гамета и греч. апgeion — сосуд), половой орган у
растений, одно- или многоклеточное
вместилище муж. и жен. половых клеток
— гамет. У высших растений (имеющих
ткани и органы) с
дифференцированными по полу
гаметами мужские гаметангии наз.
антеридиями, а женские — архегониями.

14. СЛОВАРЬ

• Гаметы (от греч. γᾰμετή — жена, γᾰμέτης —
муж) — репродуктивные клетки,
имеющие гаплоидный (одинарный)
набор хромосом и участвующие в половом
размножении. При слиянии двух гамет
в половом процессе образуется зигота,
развивающаяся в особь (или группу особей) с
наследственными признаками обоих
родительских организмов, продуцировавших
гаметы.

15. СЛОВАРЬ

ОПЛОДОТВОРЕНИЕ (сингамия) — слияние
мужских и женских половых клеток (гамет) у
растений, животных и человека, в результате
чего образуется зигота, способная
развиваться в новый организм.
Оплодотворение лежит в основе полового
размножения и обеспечивает передачу
наследственных признаков от родителей
потомкам.

16. СЛОВАРЬ

ФОТОСИНТЕЗ, химический процесс,
возникающий в зеленых растениях, при котором
вода и углекислый газ превращаются в
продукты питания растений и кислород при
помощи энергии, поглощаемой из солнечного
света. Существует две стадии фотосинтеза:
световая реакция и темновая реакция. Эти
реакции происходят в хлоропластах.

17. источники


http://www.totl1.com
http://fotki.yandex.ru
Яндекс.Словари › БСЭ. — 1969—1978
http://www.generative.ru/word/15294/
http://ru.wikipedia.org
http://bio-slovar.ru
http://dic.academic.ru
http://sbio.info

Урок «Размножение и развитие папоротников»

Тема урока : Размножение и развитие папоротников.

Цели урока:
Обучающая: изучить особенности строения, размножения и развития папоротников на примере щитовника мужского;
Развивающая:

развивать у учащихся умения устанавливать причинно-следственные связи;
Воспитательная: формировать ценностное отношение к окружающей природе; на примерах показать уязвимость папоротников и необходимость осторожного обращения с растениями в лесу.

Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: беседа, описание, «биологический диктант», рассказ с демонстрацией гербарных экземпляров.
Формы деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная.
Опорные термины, понятия: жизненный цикл, спорофит, гаметофит, спора, архегонии, антеридии, оплодотворение, зигота.
Вводимые понятия: папоротники, вайи, сорусы, заросток.
Материалы и оборудование:

гербарный материал, лупы, раздаточный материал, различные виды комнатных папоротников, таблица «папоротник щитовник мужской», компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями.

Перечень знаний, умений, навыков, которые предполагается развивать на данном уроке:
характеризовать строение, размножение и развитие папоротников.

1. Проверка домашнего задания.
— Деятельность учителя.
Проводит графический диктант, в котором необходимо отметить верные суждения знаком «+», неверные – знаком «-».
1. Среди высших растений моховидные представляют собой обособленную и тупиковую ветвь развития. Они произошли около 350 млн лет назад от первых наземных растений псилофитов – потомков прибрежных водорослей.
2. Мхи прикрепляются к почве с помощью корней, через которые они всасывают питательные вещества.
3. При разработке торфа были найдены хорошо сохранившиеся остатки рыцаря в доспехах. Это объясняется тем, что сфагновые мхи выделяют обладающие бактерицидными свойствами гуминовые кислоты, которые убивают бактерии и гниение не происходит.
4. Споры хвощевидных используют в медицине в качестве детской присыпки, в ветеринарии, а также в промышленности для получения желтой и зеленой красок.
5. Важные условие полового размножение мхов, плаунов, хвощей – наличие воды.

— Деятельность учащихся.

Предполагаемые правильные ответы: 1- «+»; 2- «-»; 3-«+»; 4-«-»; 5-«+».

— Деятельность учителя.
Нескольким учащимся может предположить выполнить индивидуальные задание по карточкам:

Карточка №1. Сделать подписи к рисунку «Строение сфагнума и кукушкина льна»

Карточка №2. В схеме «Размножение мха» вставить недостающие элементы:

Деятельность учащихся.
Выполняют индивидуальные задание, на которые отведено по 5 минут.

Деятельность учителя.
Задает вопросы: 1. Почему мхи называют «земноводными» в мире растений?
2. Чем мхи прилепляются к почве?
3. Какое поколение доминирует в жизненном цикле мхов?
4. Где находится половое и бесполое поколение у мхов.
5. Из чего вырастает растение мха?
6. Почему процесс образование торфа связан со сфагновым мхом?

— Деятельность учащихся.
Предполагаемые правильные ответы: 1. Клетки мхов легко теряют или поглощают воду. Для полового размножением им необходима водная среда.
2. Ризоидами.
3. Гаметофит.
4. На одном растении.
5. Из споры.
6. Он задерживает влагу и не гниет в толще отложениях.

2. Организационный момент, постановка проблемы.

Деятельность учителя.
Сообщает учащимся, что на уроке они продолжат изучение высших споровых растений, среди которых выделяются представители отдела Папоротниковидные. Это древнейшая группа настоящих наземных растений, известна с девонского периода. Сейчас известно коло 12 тыс. папоротников. Демонстрирует слайд №1.
— Деятельность учащихся.
Слушают объяснение учителя.
— Деятельность учителя.
Обращает внимание учащихся на тему урока и предлагает вспомнить и рассказать то, что им известно о папоротниках.
— Деятельность учащихся.
Записывают в рабочих тетрадях тему урока.
Вспоминают все, что знают о папоротниках.

Деятельность учителя.
Знакомит учащихся с преданием: «Только один раз в году – в ночь на Ивана Купалу – в густом лесу в полночь раскрывается удивительный цветок папоротника». Читает отрывок из произведения Н. В. Гоголя «Ночь накануне Ивана Купалы»: «Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудно! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся, словно пламя, осветив и других около себя. Только смелый и удачливый человек смог заполучить цветок папоротника – разрыв – травы, от которого распадались все замки и запоры и сами в руки давались клады.»

— Деятельность учащихся.
Слушают отрывок.
3. Изучение нового материала.

Деятельность учителя.
Задает вопрос: «Можно ли верить преданию о цветке папоротника и его чудодейственной силе?»
— Деятельность учащихся.
Отвечают на поставленный вопрос. Выдвигают собственные гипотезы. Деятельность учителя.
«Чтобы ответить на поставленный вопрос, нам необходимо познакомиться со строением и жизнедеятельности папоротников. Возникновение легенды связано с тем что у некоторых видов папоротников, например, у щитовника мужского , одна часть листа выполняет функцию фотосинтеза, а другая спороношения. Спороносная часть листа похожа на нераскрывшийся бутон цветка.» Демонстрирует слайд №2.
— Деятельность учащихся.
Записывают в тетради новые понятия.

Деятельность учителя.
Рассказывает, что тело папоротника делится на корень и побег. Как у настоящих наземных растений, приспособленных к жизни на суше. Побег образован стеблем и листьями. Демонстрирует слайд №3.
— Деятельность учащихся.
Предполагаемый правильный ответ: Корень обеспечивает растение водой и минеральными солями, а побег синтезирует органические вещества

Деятельность учителя.
Сообщает, что листья папоротников очень специфичны и называются «вайи». Для них характерен длительный рост вершины, проявляющийся в образовании улитки. Задает вопрос учащимся: «Какую функцию, по вашему мнению, выполняют листья и стебель папоротников?».
— Деятельность учащихся.
Записывают понятие «вайи» в рабочих тетрадях.
Предполагаемый правильный ответ: Основная функция листьев – фотосинтез и спорообразование, а стебля – транспорт веществ и вынос листьев на поверхность.

Деятельность учителя.
Задает вопрос: «Как вы думаете, какие особенности строения листьев связаны с выполнением названных функций?».
— Деятельность учащихся.
Предполагаемый правильный ответ: С фотосинтезом связано наличие хлоропластов, обуславливающих зеленую окраску листьев, и широкой листовой пластинки, обеспечивающей более полное использование света под пологом леса. Спороношение обеспечено наличием спорангиев на нижней поверхности листьев.

Деятельность учителя.
Обращает внимание учащихся на то, что зародышевый корень у папоротников быстро отмирает и на смену ему появляются придаточные корни, возникающие на стебле.
— Деятельность учащихся.
Записывают в рабочих тетрадях следующий факт: «Корень, как орган минерального питания, поглощает из почвы воду и минеральные соли, которые по проводящей системе корня, стебля и листа поступают во все органы папоротника. Сам корень использует готовые органические вещества, синтезируемые в листьях и поступающие ко всем органам растения по проводящим тканям – ксилеме и флоэме».

Деятельность учителя.
Ставит перед учащимися вопрос: «Каким образом происходит размножение и развитие папоротников?». Затем сообщает, что развитие папоротников происходит со сменой поколений спорофита и гаметофита. Демонстрирует слайд №4


— Деятельность учащихся.
Отмечают в рабочих тетрадях особенности размножения папоротников.
— Деятельность учителя.
Осуществляет актуализацию опорных знаний учащихся. Предлагает ответить на вопросы: 1. Какое поколение называют гаметофитом?
2. Какое поколение называют спорофитом?
3. Чем представлено половое поколение мхов?
4. Что собой представляет бесполое поколение мхов?
5. Какое поколение преобладает в жизненном цикле мхов?

— Деятельность учащихся.
Предполагаемые правильные ответы: 1. Гаметофит – половое гаплоидное поколение, на котором формируются половые клетки: яйцеклетки и сперматозоиды.
2. Спорофит – бесполое диплоидное поколение, на котором формируются споры.
3. Половое поколение мхов представлено зеленым травянистым растением.
4. Бесполое поколение мхов представляет собой коробочку на ножке, живущую на спорофите.
5. В жизненном цикле мхов преобладает гаметофит.

Деятельность учителя: Следующим вопросом, который необходимо рассмотреть на уроке, является изучение жизненного цикла папоротников.
Отмечает, что чередуются бесполое и половое поколение – спорофит и гаметофит. Преобладает фаза спорофита – именно его мы называем папоротником. На нижней стороне листа можно заметить маленькие округлые образования. Демонстрирует слайд №5.
Объясняет учащимся: «Отдельный спорангий трудно увидеть простым глазом. Его строение идеально приспособлено для разбрасывания спор. Зрелые споры высыпаются и разносятся ветром. Из споры вырастает крошечное растеньице, которое похоже сердцевидную пластинку. Это – заросток, являющийся гаметофитом. Заростки при внимательном осмотре можно обнаружить на поверхности лесной подстилки. На нижней стороне заростка имеются ризоиды. Там же образуются антеридии и архегонии, в которых развиваются половые клетки – соответственно подвижные сперматозоиды и неподвижные яйцеклетки. Сперматозоиду, чтобы доплыть до яйцеклетки необходима вода. После слияния половых клеток образуется одна клетка – зигота. Из зиготы развивается – зародыш, которые вырастает во взрослое растение – спорофит (сам папоротник)».
— Деятельность учащихся.
Составляют опорную схему жизненного цикла папоротников и рисуют ее в рабочих тетрадях.
4. Закрепление изученного материала.

Деятельность учителя.
Предлагает учащимся проанализировать записи, которые были сделаны в рабочих тетрадях в течении урока, и сформулировать вывод: что нового они узнали о папоротниках?
— Деятельность учащихся.
Формируют устно ответ на поставленный вопрос.

Деятельность учителя.
Предлагает выполнить дифференцированные задания: 1. Сделайте подписи к рисунку «Строение папоротника».
2. В предложенных карточках учащимся необходимо подчеркнуть правильные ответы.
Пример карточки: 1. Что развивается из пор папоротников? (Гаметофит, спорофит).
2. Чем представлен гаметофит папоротника? (Травянистым растение с корневищем, стеблем и листьями; коробочкой со спорами; заростком).
3. Чем представлен гаметофит? (Травянистым растение с корневищем, стеблем и листьями; коробочкой со спорами; заростком).
4. Какое поколение преобладает в жизненном цикле папоротников? (Бесполое – спорофит, половое – гаметофит).
5. Что служит ограничивающим фактором в цикле развития папоротников? (Воздух, вода, температура).
Деятельность учащихся.
Подписывают рисунок.
Предполагаемые правильные ответы: 1. Гаметофит.
2. Заростком.
3. Травянистым растением с корневищем, стеблем и листьями.
4. Спорофит.
5. Вода.
5. Рефлексия.
Деятельность учителя.
Создает рефлексивную ситуацию, чтобы получить качественную оценку работы на уроке каждого учащегося и всего класса в целом.
Оценивает активность учащихся на уроке, благодарит за работу. Предлагает учащимся прикрепить смайлик, выражающий их отношение к уроку к доске.

— Деятельность учащихся.
Оценивают результаты собственной работы на уроке. Прикрепляют смайлик к доске

6. Домашнее задание.

Деятельность учителя.
Предлагает выполнить следующие задания. Изучить параграф 38 учебника биологии 6 класс. Ответить на вопросы после параграфа.
Сообщает учащимся, что на следующем уроке речь пойдет о многообразии папоротников, поэтому необходимо подготовить презентации по темам: « Значение современных папоротникообразных растений в природе и для человека», « Охрана растений и мест их произрастания.» Благодарит учащихся за работу на уроке.
— Деятельность учащихся. Записывают домашнее задание. Готовят дома сообщение.

Контрольная работа « Высшие споровые растения Мохообразные. Папоротники. Хвощи. Плауны.» | Контрольные работы по биологии

Контрольная работа « Высшие споровые растения Мохообразные. Папоротники. Хвощи. Плауны.»