Александр Пушкин ««Редеет облаков летучая гряда…»»

загрузка списка…

Рейтинг

Средняя оценка:
7.77
Оценок:
76
Моя оценка:

подробнее

Александр Пушкин

Стихотворение, 1824 год (год написания: 1820)

Примечание:

Датируется 1820 г.; написано во второй половине ноября — декабре. Напечатано Пушкиным впервые в альманахе „Полярная Звезда. Карманная книжка на 1824-й год для любительниц и любителей русской словесности, изданная А. Бестужевым и К. Рылеевым“, СПб., стр. 198. Вошло в „Стихотворения А. Пушкина“, изд. 1826 г., стр. 125, в отдел „Подражания древним“, и без изменений в „Стихотворения А. Пушкина“, часть первая, 1829, стр. 94, в отдел стихотворений 1820 г.

Входит в:

— антологию «Песнь о любви», 1985 г.

— антологию «Песнь любви. Лирика русских поэтов XIX и XX веков», 1988 г.

— антологию «Чудное мгновенье. Любовная лирика русских поэтов. В двух книгах», 1988 г.



Издания:ВСЕ (94)

/языки:
русский (91), английский (1), французский (1), итальянский (1)
/тип:
книги (90), аудиокниги (4)
/перевод:
Н. Насакина (1), А. Пайман (1)

1936 г.

1937 г.

1947 г.

1948 г.

1949 г.

1950 г.

1957 г.

1960 г.

1963 г.

1963 г.

1964 г.

1965 г.

1970 г.

1974 г.

1975 г.

1975 г.

1976 г.

1977 г.

1979 г.

1979 г.

1981 г.

1982 г.

1982 г.

1982 г.

1983 г.

1984 г.

1985 г.

1985 г.

1985 г.

1986 г.

1986 г.

1988 г.

1988 г.

1989 г.

1991 г.

1993 г.

1997 г.

1997 г.

1998 г.

1998 г.

1999 г.

1999 г.

1999 г.

1999 г.

1999 г.

1999 г.

1999 г.

2002 г.

2004 г.

2004 г.

2004 г.

2005 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2008 г.

2009 г.

2009 г.

2010 г.

2010 г.

2010 г.

2010 г.

2010 г.

2011 г.

2011 г.

2011 г.

2011 г.

2012 г.

2012 г.

2013 г.

2016 г.

2016 г.

2017 г.

2017 г.

2017 г.

2017 г.

2018 г.

2018 г.

2019 г.

2019 г.

2019 г.

2020 г.

2020 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.


Аудиокниги:

2007 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.


Издания на иностранных языках:

1974 г.

(английский)

2008 г.

(итальянский)

2011 г.

(французский)



 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Написать отзыв:

Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация

Редеет облаков летучая гряда.

.. | СПАДИЛО

О произведении

Автор: Пушкин А.С. | Дата публикации: 1820 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический, романтический | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 10 класс | Возраст: взрослые | Время чтения: до 1 часа

| Главные герои: лирический герой, образ возлюбленной, образ природы Темы: любовь и ненависть, человек и природа

Редеет облаков летучая гряда.

Звезда печальная, вечерняя звезда!

Твой луч осеребрил увядшие равнины,

И дремлющий залив, и черных скал вершины.

Люблю твой слабый свет в небесной вышине;

Он думы разбудил, уснувшие во мне:

Я помню твой восход, знакомое светило,

Над мирною страной, где всё для сердца мило,

Где стройны тополы в долинах вознеслись,

Где дремлет нежный мирт и темный кипарис,

И сладостно шумят полуденные волны.

Там некогда в горах, сердечной думы полный,

Над морем я влачил задумчивую лень,

Когда на хижины сходила ночи тень —

И дева юная во мгле тебя искала

И именем своим подругам называла.

Краткое содержание

И. Айвазовский. Ночь в Крыму. 1850

Произведение начинается описанием красоты окружающего мира.  Романтический герой любуется редеющими облаками: сквозь их пелену проступает очертание вечерней звезды. Её свет, словно нежная вуаль, покрывает землю.  Красота вечерней звезды волнует воображение романтического героя. Свечение её навевает герою мысли о далёкой мирной стране. Мы вместе с лирическим героем «видим» восход солнца, красоту окружающей природы. Абсолютное безмолвие нарушается лишь  шелестом волн. Этот умиротворяющий природный пейзаж погружает героя в состояние блаженства.

Он вспоминает, как проводил свои дни, гуляя и размышляя. Ночь уже совсем  опускалась на Землю, и лишь одна юная особа всё пыталась отыскать ту самую вечернюю звезду, называя её по имени. Посредством этого образа герой вспоминает о женщине, покорившей его: он преисполнен желанием отыскать её, увидеть вновь.

История создания

В 1820 г. Пушкин пребывал в Южной ссылке. Он посетил Крымский полуостров, где ознакомился с прелестями самобытной природы. Свои эмоции от поездки в Гурзуф он выразил в данном произведении. В стихотворных строках повествуется о некой «юной деве»: кого именно поэт имел в виду – остаётся загадкой. Быть может, под этим образом скрыта Екатерина Раевская, с её семьёй Пушкин подружился, находясь в южной ссылке.

Жанр, направление, размер

Произведение относится к лирическому жанру. Пушкиноведы относят данное произведение к романтической элегии. Поэтический размер – ямб. Рифмовка точная, мужская/женская. Способ рифмы парный.

Композиция

Произведение состоит из шестнадцати строчек и трёх, практически одинаковых по длине, предложений. Каждое из предложений представляет собой самостоятельную картинку и транслирует «свежую» мысль. Объединяются они образом вечерней звезды:

  1. Первая часть – мы наблюдаем унылую картину поздней осени.
  2. Вторая часть – представляет собой крымский пейзаж и воспоминания лирического героя.
  3. Третья часть – описывается состояние влюблённости лирического героя, делается прозрачный намёк на личность возлюбленной.
Образы и символы

В произведении представлены яркие образы, способствующие раскрытию основной идеи:

  • образ лирического героя отличается сложностью и противоречивостью. Он любуется прелестью окружающей природы, но при этом осознаёт: абсолютное спокойствие недолговечно;
  • образ возлюбленной – «юная дева» олицетворяет саму любовь. Пушкиноведы полагают, что этот образ имеет жизненный прототип. Известно следующее: Пушкин одобрил издание данного произведения, требуя от издателей вырезать три финальных строчки, но требование поэта не выполнили. Узнав об этом, он пришёл в смятение от мысли, что секрет его сердечной привязанности станет известен не только читателям, а также самой «деве»;
  • образ звезды – в начале произведения романтический герой произносит обращение к вечерней звезде. Завершается произведение также речью, обращённой к ночному светилу. Для героя звезда стала символом стремления к достижению идеала.
Темы и настроение

Тема произведения – нежная грусть о прошлой любви. Природа, являясь божественным началом, способна пробудить в человеке приятные воспоминания, возродить к жизни.

Основная идея

Основная идея стихотворения заключается в следующем: романтическое сердце всегда будет находиться в поисках новых свершений, пытаться покорить очередные вершины. Великолепие окружающей природы и любовь к прелестной девушке не в силах заставить человека успокоиться.

Средства выразительности

Использованные Пушкиным средства выразительности позволяют создать с одной стороны – яркий пейзаж южной природы, а с другой – атмосферу античности мира, таинственности любовной лирики:

  • эпитеты – «нежный мирт», «стройны тополы», «чёрных скал»;
  • метафоры – «задумчивую лень», «дремлющий залив», «увядшие равнины»;
  • олицетворения – «…дремлет нежный мир», «…на хижины сходила ночи тень».

Все произведения автора

Ирина Зарицкая | Просмотров: 2.1k

«Летящий гребень редеет тучи», анализ стихотворения Пушкина.

«Летящий гребень редеет тучи» Пушкин

Анализ произведения — в статье раскрыты тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблемы и другие вопросы.

История создания

Поэма «Редеет летящая гряда облаков» написана в имении братьев Давыдовых Каменка (ныне Черкасская область). Пушкин прибыл туда в ноябре 1820 г. по приглашению генерала Н.Н. Раевский, герой 1812 года, брат Давыдовых. На берегу реки Тясьмин в Каменке Пушкин написал поэму — воспоминание о первом путешествии с Раевскими в период южной ссылки.

Когда в начале лета 1820 года в Екатеринославе поэт сильно простудился, Раевский, ехавший на Кавказ, уговорил Инзова (начальника службы Пушкина) отпустить его на Кавказ для лечения.

На обратном пути остановились в Гурзуфе на три недели. Пушкин вскоре написал брату о своем пребывании там, как о «самых счастливых минутах своей жизни». Но 21-летний Пушкин скрывал от брата свою любовь к 15-летней Марии Раевской. По-видимому, сестры Раевские рассказали Пушкину, что на Украине, где они выросли, Венеру иногда называют «звездой Марии»…

Через несколько лет Александр Бестужев в письме к Пушкину просил разрешения напечатать стихотворение в альманахе «Полярная звезда». Пушкин соглашается, но просит не публиковать последние три стиха, в которых зашифровано имя того, кому посвящено его произведение!

Бестужев не исполнил волю поэта. Пушкин писал ему в 1824 году: «Представьте мое отчаяние, когда я увидел их напечатанными, — журнал мог попасть ей в руки. Что она подумает? .. Признаюсь, что одну мысль об этой женщине я ценю больше, чем мнение всех журналов мира и всей нашей публики.

К тому времени юношеский роман Пушкина и Марии Раевской стал для них обоих лишь милым далеким воспоминанием. Мария была помолвлена ​​с молодым генералом князем Сергеем Волконским.

Литературное направление, жанр

Стихотворение «Летучий хребет редеет облака» — романтическая элегия. Звезда, восходящая над «увядшими равнинами» и над крутыми берегами реки Каменки, навевает воспоминания о лучшем времени и месте, о мирной стране, «где все сердцу мило». Романтический пейзаж вызывает образ «юной девы», вызвавший «задушевную мысль» лирического героя.

В одном автографе стихотворение называется «Звезда Таврическая», в другом вместе с несколькими другими стихотворениями — «Эпиграмма во вкусе древних».

Тема, основная идея и композиция

Стихотворение состоит из 16 строк и 3 предложений почти одинаковой длины. Каждое предложение — это отдельная картинка и новая мысль. Всех их объединяет образ вечерней звезды, которую лирический герой наблюдает тогда и сейчас – «знакомое светило». Лирический герой обращается к ней.

Первая часть — унылый осенний пейзаж, в котором угадываются берега реки Тясмин. Вторая часть – крымский пейзаж-воспоминание. Третья часть описывает состояние влюбленности лирического героя и намекает на личность возлюбленной.

Тема стихотворения — светлая грусть о прошлой любви. Основная идея: все, что было в жизни, остается частью личности. Природа как божественное начало пробуждает воспоминания и возрождает к жизни.

Размер и рифма

Стихотворение написано шестистопным ямбом с множеством пиррихов. Речь плавная, близкая к разговорной. Мужские и женские рифмы чередуются. Первая рифма мужская, что встречается редко. Паровая рифма. В стихотворении 8 куплетов.

Пути и образы

Поэма построена на детальном олицетворении. Лирический герой обращается к вечерней звезде (Венере), которая становится свидетельницей его счастливых дней и его чувств. Звезда является посредником между лирическим героем и его возлюбленной, «девственницей». Венера, «звезда Марии» — тезка возлюбленной. Глядя на звезду, лирический герой вспоминает девицу.

Персонификации делают природу живой и разумной: дремлющий залив, дремлющий мирт, свет звезды пробуждает мысли . Метафорические эпитеты одухотворяют природу: печальная звезда, стройные тополя, нежный мирт .

Поэма содержит метафоры. летучий гряда облаков, луч серебрил равнины, волны сладко шелестят . Эти образы делают пейзаж романтичным, как и эпитеты вершины черных скал, небесные высоты, мирная страна, полуденные волны, мысль сердца, юная дева .

Старославянство в метафоре по морю волок задумчивую лень позволяет в высоком стиле сообщить об обычных занятиях лирического героя на юге: прогулках, размышлениях и безделье.

Метонимия Иссохшие равнины определяет время события. В поэме описывается одно время суток, но разные места (Каменка и Гурзуф) и разные времена года (осень и лето). Время суток – вечер, момент восхода Венеры. Именно она пробуждает воспоминания о любви.

Александр Сергеевич Пушкин

Летящий хребет редеет облака.
Печальная звезда, вечерняя звезда!
Твой луч посеребрил иссохшие равнины,
И спящий залив, и черные скалы пика.
Я люблю твой слабый свет в небесных высях;
Он разбудил заснувшие во мне мысли:
Я помню восход твой, знакомое светило,
Над мирной страной, где все сердцу мило,
Где стройные тополя в долинах взошли,
Где дремлют нежные мирты и темные кипарисы,
И сладко шумят полуденные волны.
Там когда-то в горах, Сердечных дум полных,
Над морем Я лень задумчивую таскал,
Когда на хижины ночью спустилась тень —
И искала тебя девица юная во мраке
И позвала друзей своих имена.

Пушкин и Раевская

Стихотворение «Летящий хребет редеет облака…» написано в 1820 году, в ранний период южной ссылки. Туда Пушкин попал из-за нескольких работ, которые, по мнению властей, не соответствовали статусу государственного служащего. Изначально свободолюбивому поэту грозило гораздо более суровое наказание – ссылка в Сибирь или поселение в Соловецкий монастырь. Александра Сергеевича спасло заступничество влиятельных друзей. В раннем белом автографе стихотворение имело название — «Таврическая звезда». Работа создана под впечатлением от пребывания в Гурзуфе. Пушкин находился там с семьей Раевских с августа по сентябрь 1820 года. До сих пор точно неизвестно, кого имел в виду поэт, говоря в последних строках о «молодой девице». Литературоведы называют несколько претендентов. Среди них Екатерина Николаевна Раевская, Екатерина Андреевна Карамзина, Мария Аркадьевна Голицына.

В рассматриваемом тексте мотивы античного искусства сочетаются с чертами романтической элегии. Крымский полуостров воспринимается через призму его богатой древней истории. Для лирического героя эти земли — древняя Таврида, место, фигурировавшее в мифах. Например, в мифе об Ифигении — дочери микенского царя Агамемнона и его жены Клитемнестры. В первых строках герой обращается к звезде, скорее всего, речь идет о Венере, названной в честь древнеримской богини любви. Она появляется в небе, пробуждая дремлющие мысли. Благодаря повторению — «грустная звезда, вечерняя звезда» — создается ощущение, что читаешь заклинание. Есть версия, что ключевой мотив поэмы Александр Сергеевич позаимствовал из VII идиллии Биона «К Гесперу», переведенной Кошанским. На нем изображена древняя гармония, которая позволяет человеку соединиться с природой, небом.

В произведении «Летучий хребет редеет облака…» явно прослеживаются черты романтической элегии. Первые четыре строки представляют собой описание пейзажа, вызывающего у лирического героя воспоминания. По мнению исследователей пушкинской лирики, имеется в виду горный берег реки Тясминой в Каменке (ныне село в Черкасской области Украины). Именно там был составлен анализируемый текст. Далее идет развитие сюжета. Воображение героя рисует прекрасные картины южной природы. Создается атмосфера спокойствия. Читателям представлена ​​«мирная страна», «где дремлют нежные мирты и темные кипарисы», где возвышаются над землей вековые горы, где слышен шум морских волн. Лирический герой не может добиться полного слияния с природой. Мешает характерная для романтической литературы тоска по утраченному идеалу. Оно начинает проявляться ближе к концу стихотворения. Как было сказано выше, в последних строках упоминается «молодая дева», которая искала во тьме звезду Венеру и называла ее по имени. Так женский образ становится олицетворением самой любви.

По мнению поэта Вячеслава Иванова, и романтическое, и античное содержание звезды обусловлено христианской символикой. В средневековых католических гимнах Дева Мария фигурировала под именем stella maris, то есть звезда морей. Такое же имя носила Венера. Александр Сергеевич знал о stella maris. Подтверждением тому являются строки из черновика «Акафиста К. Н. Карамзиной»:

Святая Богородица,
Звезда морей, Небесная Дева…

Как и многие другие стихотворения Пушкина, произведение «Летящий гребень редеет облака …» был положен на музыку. Одноименный романс сочинил выдающийся русский композитор девятнадцатого века Николай Андреевич Римский-Корсаков.

1. Настроение стихотворения – грусть, размышление, ностальгия. В первой части лирический герой открывает свою грусть, воспоминания, которые приносит ему звезда, трогает его сердце и вызывает ряд образов:

«Там, где в долинах взошли стройные тополя,
Где дремлют нежные мирты и темные кипарисы ,
И сладко шумят полуденные волны

Летящий гребень редеет облака

. .. Он разбудил заснувшие во мне мысли

2 часть:

Помню твой восход, знакомое светило,

…И друзей обзывала.

3. Два лирических образа: один — лирический герой, от имени которого ведется повествование, и «юная дева».

4. Слова к каждому образу:

к лирическому герою — «Я люблю твой слабый свет» Он разбудил заснувшие во мне мысли, «»Все сладко сердцу», «Сердечные мысли полны, «, — протянул я задумчивую лень.

лирической героине: «И искала тебя девица юная во мраке
И звала подруг своих именами.

5.Ассоциативные ряды:

Лирический герой в начале стихотворения находится в отдаленном, уединенное место: простор местности (равнины), величие скал, бухта навевают воспоминания о какой-то стране

увядшие равнины — долины,

вершины черных скал — «тополя взошли»

спящая бухта — радостно шумят полуденные волны.

6. На основании вышеприведенного ассоциативного ряда можно сделать вывод о развитии эмоций. Пейзаж дремлющей в ночном покое местности и некая звезда сначала создают у лирического героя настроение задумчивости и вызывают воспоминания. Главный толчок дает звезда – ведь именно она объединяет лирического героя с некой «молодой девой». Затем лирический герой погружается в воспоминания о праздничном мире некой «мирной страны», образы которой так дороги его сердцу. Эти образы наполнены жизнью и солнцем («сладко шумят полуденные волны»). После этого в поэме снова появляются вечер и звезда, но уже в строках нет горечи, потому что здесь появляется образ некой девы, которая вместе с героем любовалась той звездой. Стихотворение, начатое с грусти и ностальгии, заканчивается легко и романтично.

7. Выразительные средства языка:

эпитетов: дремлющая бухта, слабый свет, мирная страна. нежный мирт и др.

метафора: летящая гряда облаков (гряда — общее название вытянутых, относительно невысоких положительных форм рельефа), дремлющие мысли (он разбудил заснувшие во мне мысли), нежный мирт дремлющий

Пейзаж лирика помогает наглядно увидеть картину природы, но в то же время понять лирического героя, как это, например, можно увидеть в одном из произведений А. С. Пушкина, если проанализировать стихотворение «Летящий хребет редеет облака …”. Настроение находится в гармонии с окружающим миром, лирический герой находится в состоянии, когда все вокруг цветет, наслаждаясь прекрасным временем года. Но бывает и так, что в стихотворении противопоставляются состояния души и природы.

Рассказ

Анализ поэмы «Летящий хребет редеет тучи» необходимо начать с упоминания об истории ее создания. Когда Пушкин был в имении братьев Давыдовых, в 1820 году, он написал это произведение.

Написанию поэмы предшествовало знакомство молодого 21-летнего поэта с 15-летней. Он познакомился с ней, когда был в гостях в Гурзуфе.

Годы спустя юношеское увлечение казалось юным, сладким и далеким воспоминанием. Каждый пошел своей дорогой. Но когда Александр Бестужев написал Пушкину с просьбой поместить стихотворение в журнал, поэт попросил не печатать последние строки, потому что в них зашифровано послание. Однако Бестужев не послушал и выложил произведение полностью, оставив Пушкина в отчаянии, о чем он писал в письме своему другу.

Основная мысль, жанр и композиция

Тема стихотворения скрыта в словах «грустный», «дремлющий», «нежный», «сердечный», что говорит о светлой печали прошлой любви. Природа только помогает нежным чувствам, пробуждает их, вызывая только положительные эмоции. Исходя из этих слов, можно увидеть основную тему и основную идею.

Анализ стихотворения «Летящий гребень редеет облака» показывает, что произведение состоит из 16 строк, где каждое предложение представляет собой новую картину и мысль.

Поэма делится на три части, на три состояния души:

  • первая часть — унылый пейзаж, когда герой находился в печальном состоянии и еще не встретил любви;
  • вторая часть — воспоминания;
  • третья часть — состояние влюбленности и обращения к любимому.

Будучи в юности, Пушкин писал «Летучий хребет редеет облака». Анализ стихотворения позволяет определить жанр произведения как романтическая элегия, когда поэт смотрел на пейзаж, вызывавший в его памяти образ юного человека, и того времени и места, «где все сладко за сердце», которую он провел на берегу реки Каменки.

Ровная речь, мужские и женские рифмы, восемь куплетов — и все это написано шестистопным ямбом.

Интересно, что поэма имела несколько названий: «Звезда Таврическая», «Эпиграмма во вкусе древних» — но так и осталась без названия, в основу которого легли первые строки.

«Летящий гребень редеет облака»: анализ стихотворения, тропы

Гармония с природой — это состояние лирического героя, он смотрит на пейзаж и видит образ возлюбленной, а значит, поэт использовал олицетворение в работе, сравнивая звезду с девушкой. Использование олицетворения делает природу живой и чувственной, она как бы понимает героя и вызывает прекрасные воспоминания о прошедшем моменте. Благодаря использованному приему нет ощущения какой-то утраты, нет грусти, печали, а только светлое воспоминание, которое было у каждого, и, как лирический герой, он вспоминает это время с улыбкой.

Анализ стихотворения «Летящий хребет — тучи редеет» помогает увидеть и другие пути, такие как эпитеты (небесные высоты, печальная звезда, вершины черных скал), метафоры (луч посеребренный равнинами), Старые Славянство (я потащил за море) и метонимия (засохшие равнины).

«Летучий хребет редеет облака…» Александр Пушкин

Летящий гребень редеет облаками.
Печальная звезда, вечерняя звезда!
Твой луч посеребрил иссохшие равнины,
И спящий залив, и черные скалы пика.
Я люблю твой слабый свет в небесных высях;
Он разбудил заснувшие во мне мысли:
Я помню восход твой, знакомое светило,
Над мирной страной, где все сердцу мило,
Где стройные тополя в долинах взошли,
Где мирт нежный и темный кипарисовая дремота,
И сладко шумят полуденные волны.
Там когда-то в горах, дум сердечных полных,
За морем тащил задумчивую лень,
Когда на хижины ночью спустилась тень —
И искала тебя девица юная во мраке
И друзей своих обзывала.

Анализ стихотворения Пушкина «Летучий хребет редеет тучи…»

Стихотворение «Летящий хребет редеет тучи…» написано в 1820 году, в ранний период южной ссылки. Туда Пушкин попал из-за нескольких работ, которые, по мнению властей, не соответствовали статусу государственного служащего. Изначально свободолюбивому поэту грозило гораздо более суровое наказание – ссылка в Сибирь или поселение в Соловецкий монастырь. Александра Сергеевича спасло заступничество влиятельных друзей. В раннем белом автографе стихотворение имело название — «Таврическая звезда». Работа создана под впечатлением от пребывания в Гурзуфе. Пушкин находился там с семьей Раевских с августа по сентябрь 1820 года. До сих пор точно неизвестно, кого имел в виду поэт, говоря в последних строках о «молодой девице». Литературоведы называют несколько претендентов. Среди них Екатерина Николаевна Раевская, Екатерина Андреевна Карамзина, Мария Аркадьевна Голицына.

В рассматриваемом тексте мотивы античного искусства сочетаются с чертами романтической элегии. Крымский полуостров воспринимается через призму его богатой древней истории. Для лирического героя эти земли — древняя Таврида, место, фигурировавшее в мифах. Например, в мифе об Ифигении, дочери микенского царя Агамемнона и его жены Клитемнестры. В первых строках герой обращается к звезде, скорее всего, речь идет о Венере, названной в честь древнеримской богини любви. Она появляется в небе, пробуждая дремлющие мысли. Благодаря повторению — «грустная звезда, вечерняя звезда» — создается ощущение, что произносишь заклинание. Есть версия, что ключевой мотив поэмы Александр Сергеевич позаимствовал из VII идиллии Биона «К Гесперу», переведенной Кошанским. На нем изображена древняя гармония, которая позволяет человеку соединиться с природой, небом.

В произведении «Летучий хребет редеет облака…» явно прослеживаются черты романтической элегии. Первые четыре строки представляют собой описание пейзажа, вызывающего у лирического героя воспоминания. По мнению исследователей пушкинской лирики, имеется в виду горный берег реки Тясминой в Каменке (ныне село в Черкасской области Украины). Именно там был составлен анализируемый текст. Далее идет развитие сюжета. Воображение героя рисует прекрасные картины южной природы. Создается атмосфера спокойствия. Читателям представлена ​​«мирная страна», «где дремлют нежные мирты и темные кипарисы», где возвышаются над землей вековые горы, где слышен шум морских волн. Лирический герой не может добиться полного слияния с природой. Мешает характерная для романтической литературы тоска по утраченному идеалу. Оно начинает проявляться ближе к концу стихотворения. Как было сказано выше, в последних строках упоминается «молодая дева», которая искала во тьме звезду Венеру и называла ее по имени. Так женский образ становится олицетворением самой любви.

По мнению поэта Вячеслава Иванова, и романтическое, и античное содержание звезды обусловлено христианской символикой. В средневековых католических гимнах Дева Мария фигурировала под именем stella maris, то есть звезда морей. Такое же имя носила Венера. Александр Сергеевич знал о stella maris. Подтверждением тому являются строки из черновика «Акафиста К. Н. Карамзиной»:
Святая Владычица,
Звезда морей, Небесная Дева…

Как и многие другие стихотворения Пушкина, произведение «Летящий хребет редеет тучи». ..» был положен на музыку. Одноименный романс сочинил выдающийся русский композитор девятнадцатого века Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Погас дневной свет состояния лирического героя. Стихотворение А. Пушкина «Погас день» (восприятие, интерпретация, оценка)

Знакомая многим пушкинская элегия «Погасла заря» открывает цикл крымских элегий, куда входят также «Летящий хребет редеет облака…» «Кто видел землю, где роскошь природы…», «Ты простишь мне ревнивые сны» и так далее. Кроме того, это точка отсчета романтического периода в творчестве поэта.

В 1820 году Пушкин был приговорен к ссылке в Сибирь за чрезмерно вольнодумные стихи. Но, благодаря друзьям, наказание смягчили, и вместо северного плена поэта перевели на юг, в кишиневскую контору.

Чуть позже Пушкин тяжело заболевает, и друзья Раевские берут его с собой в поездку на Кавказ и в Крым, чтобы ускорить выздоровление поэта. 18 августа 1820 года они на корабле отплывают в Гурзуф. Во время этого плавания автор пишет элегию «Погас дневной свет».

Жанр, направление и размер

Стихотворение «Угасает дневной свет» — философская элегия. Он представляет собой грустные размышления лирического героя о расставании с родными берегами, с рано ушедшей молодостью, с любимыми друзьями.

Элегия — излюбленный жанр поэтов-романтиков, в том числе и Байрона, творчество которого очень любил Пушкин. Александр Сергеевич даже в подзаголовке пишет: «Подражание Байрону». Так, «Погас дневной свет» — образец романтической лирики.

Стихотворение «Погасла заря» составлено на основе смешанного ямба с перекрестной рифмовкой.

Композиция

Благодаря припеву (повторению) элегия условно делится на три части.

  1. Первая часть состоит из двух строк и служит своеобразным введением, создавая романтическую атмосферу;
  2. Во второй части лирический герой размышляет о покинутой родине, вспоминает волнующее прошлое, которое покидает с родным берегом, но, вместе с тем, надеется на счастливое будущее в новых местах;
  3. Третья часть – противопоставление стремления сбежать из родного края и столь важных для лирического героя воспоминаний. В этом разделе также резюмируется стихотворение в последних двух строках перед припевом.

Изображения и символы

Главный образ элегии – корабль, несущий лирического героя к новым берегам. Сам корабль является символом нового стремления героя к неизведанному и бегства от прошлого. Второй яркий образ – сумрачный океан, который может рассматриваться как символ печали, терзающей героя, или окружающего его потока неприятных событий.

Оба эти образа передают ту атмосферу грусти, тоски и тревоги, которой поглощен лирический герой, и в то же время образ корабля, несущего героя к новым берегам, дает надежду на что-то новое, что-то лучшее, что его ждет предстоящий.

Состояние лирического героя так же неоднозначно, как и окружающий пейзаж. Его терзают тоска и ностальгия, но в то же время вера в лучшее будущее не покидает его.

Темы и настроение

В поэме представлены философские рассуждения лирического героя, покинувшего родные края и устремившиеся к новым берегам, а также чувства, связанные с этими рассуждениями. Это значит, что главная тема — изгнание, которое уносит человека в неизвестность и отрывает от родного дома.

Конечно, Пушкин пишет о герое, который сам бежит от старых забот к чему-то новому, но все же тоскует по родине и боится неожиданных перемен. Впрочем, упоминание о добровольном побеге героя — скорее дань романтической традиции, сам Пушкин был ссыльным, сосланным за вольнодумство. Он плыл не по «сумрачному океану», а по спокойному Черному морю, но плыл в незнакомые земли и в неизвестное будущее. Оба эти изображения служат для создания одинаковой романтической атмосферы. Читатель пребывает в грустном, но в то же время мечтательном настроении. А вдруг там, за горизонтом, человека ждут перемены к лучшему?

Соответственно, мы видим тему надежды. Герой верит, что будущее еще может вознаградить его за разлуку с родным домом. Возможно, судьба будет к нему более благосклонна в новом направлении.

Кроме того, чувствуется тема привязанности к своему дому. Дом — это не место, это храм воспоминаний, где мы всегда находим тайный уголок для серьезных размышлений. Уют родной земли ничем не заменить, ведь прошлое неисправимо. То, что человек откуда-то родом, зафиксировать нельзя, и к лучшему, ведь у каждого из нас должно быть свое убежище для ностальгии. Даже несмотря на то, что герой был обманут и брошен на родине, чувствуется, что он всегда будет помнить ее.

Основная идея

Смысл стихотворения выражен в последних строках перед припевом. Лирический герой понимает, что его жизнь необратимо изменилась, но готов принять и неопределенность будущего, и свое прошлое. В то же время его любовь, которую он оставил, не может быть забыта, так как неподвластна времени и обстоятельствам.

Основная мысль стихотворения указывает на необходимость принять свою судьбу. Поэт повидал на своем веку немало несправедливости, бед и разочарований, но это не мешает ему смотреть в будущее с улыбкой, со склонностью пререкаться с разбушевавшейся стихией. Он по-прежнему готов бороться за свое счастье. При этом он осознает, что с ним произошло, принимает это, извлекает необходимые уроки и идет дальше, не зацикливаясь на зле. Да, раны не залечены, но предательства с обидами он не помнит.

Средства художественной выразительности

В стихотворении Пушкин использует сочетание простой и ясной речи и возвышенного слога. Возвышенный слог выражается в частом употреблении старославянизмов (например, парус, пьяный, берег) и перифразов (например, дневной свет вместо солнца). Возвышенный слог служит для создания и углубления романтической атмосферы, но, при условии его наличия, элегия все же легко воспринимается, благодаря умению поэта грамотно сочетать обыденную речь и архаизмы.

Пушкин использует множество метафор, служащих для создания атмосферы: сумрачный океан, знакомый сон, потерянная юность и так далее. Не обошел автор стороной и эпитеты: его радость легкокрыла, его заблуждения порочны, а моря обманчивы.

Интересно? Держите его на своей стене!

Анализ стихотворения — Погас дневной свет

В творческом наследии Пушкина, наряду с темами «поэта и поэзии», любовной и гражданской лирики, принято выделять философскую лирику, к которой относятся стихотворения, в которых поэт излагает свой взгляд на природу мироздания, место человека в нем.

Одним из произведений, относящихся к философской лирике, является стихотворение «Погас день светлый…»

По форме это стихотворение- элегия. Это традиционный жанр романтической поэзии, печальное размышление поэта о жизни, судьбе, своем месте в мире. Тем не менее Пушкин наполняет традиционную романтическую форму совершенно новым содержанием.

Стихотворение было написано поэтом ночью на корабле на пути из Феодосии в Гурзуф. Картина опустившейся на море ночи и стремительный бег корабля навевают лирическому герою воспоминания об ушедших днях.

Композиционно стихотворение разделено на три части, отделенные друг от друга припевом. В первой части мы видим картину моря, на которое «опустился туман». Это своего рода экспозиция к основной части лирического произведения.

Во второй части поэт вспоминает «прошлые годы безумной любви»; все, «которым он страдал», «желания и надежды — мучительный обман».

В третьей части представлен образ заброшенной родины. Поэт вспоминает время, когда его «чувства вспыхнули в первый раз»; земли, где «рано бури расцвели» на юге, оставив после себя «мимолетную юность мельчайших друзей». Поэт осознает, что воспоминания минувших дней, волнения и даже «наперсники порочных заблуждений» «забыты». Однако тут же добавляет, что «раны бывших сердец», «раны любви ничем не залечены».

В этих последних словах, предшествующих рефрену, заключен смысл, полностью меняющий элегически-романтический тон произведения, придающий ему философскую глубину и иное идейное содержание. Читателю становится ясно, что ничего из прошлого вовсе не забыто, просто изменился сам герой. Молодость прошла, пришло время зрелости. Однако ничего трагического в этих переменах поэт не видит, претензий к миру и природе не предъявляет, никого не винит. И в этом его принципиальное отличие от романтиков. По Пушкину, и зрелость, и даже старость естественны и прекрасны, потому что вместе с ними приходит к человеку мудрость. Усложненный опытом человек способен объективно оценивать все происходящее вокруг него — как это делает лирический герой стихотворения. Воспоминания о прошлом у него светлые, отношение к будущему спокойное.

Присутствующие в припеве образы «парус» и «океан» являются символами времени, неподвластного человеку. Авторское благословение естественному ходу вещей выражается в глаголах повелительного наклонения, сопровождающих эти символы.

Пушкин использует такие изобразительные средства, как метафоры (печальные берега; пламя страсти), эпитеты (мрачный океан), олицетворения (родились слезы).

Итак, главный смысл стихотворения, его гуманистический пафос в том, что автор принимает естественные законы бытия и благословляет природу, являющуюся для него воплощением вечного течения жизни, неподвластного человеку. Рождение, детство, отрочество, зрелость, старость, смерть воспринимаются поэтом как естественные вещи, ниспосланные свыше, а человек воспринимается как часть мудрой и справедливой природы. Даже за душевные раны, за горечь прошлых обид следует благодарить судьбу, так как эти чувства — неотъемлемая часть жизни.

«Погас день» анализ произведения — в статье раскрыты тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблемы и другие вопросы.

История создания

Элегия была написана на корабле, когда Пушкин плыл из Керчи в Гурзуф с семьей Раевских. Это период южной ссылки Пушкина. Раевский взял больного поэта с собой в путешествие, чтобы тот поправил свое здоровье. Корабль плыл по спокойному морю августовской ночью, но Пушкин намеренно преувеличивает краски в элегии, описывая бушующий океан.

Литературное направление, жанр

«Погас день» — один из лучших образцов романтической лирики Пушкина. Пушкин страстно любит творчество Байрона, в подзаголовке называет элегию «Подражание Байрону». Это перекликается с некоторыми мотивами прощальной песни Чайльд-Гарольда. Но мои собственные впечатления и эмоции, внутренний мир лирического героя Пушкина не выглядят холодным и бесстрастным прощанием с родиной Чайльд-Гарольда. Пушкин использует реминисценцию из русской народной песни: «Как на синее море пал туман».

Жанр стихотворения «Угасает свет» — философская элегия. Лирический герой прощается с печальными берегами туманной родины. Он жалуется на раннюю молодость (Пушкину 21 год), на разлуку с друзьями и «молодых предателей». Как романтик, Пушкин несколько преувеличивает собственные страдания, он разочаровывается в том, что обманулся в своих надеждах.

Тема, основная идея и композиция

Тема элегии — философские грустные размышления, связанные с вынужденным отъездом с родины. Пушкин говорит, что лирический герой «бежал», но это дань традиции романтизма. Пушкин был настоящим изгнанником.

Элегию условно можно разделить на три части. Их разделяет рефрен (повтор) из двух строк: «Шум, шум, парус послушный, Волнуйся подо мною, сумрачный океан».

Первая часть состоит всего из двух строк. Это введение, создающее романтическую атмосферу. В строках сочетаются торжественность (дневной свет) и песенные мотивы.

Вторая часть описывает состояние лирического героя, надеющегося на счастье в волшебной южной дали и плачущего о покинутой родине и обо всем, что с ней связано: любви, страданиях, желаниях, обманутых надеждах.

Третьей части противопоставляется неуверенность в будущем, которая во второй части ассоциируется с надеждой, и грустными воспоминаниями о прошлом и туманной родине. Именно там лирический герой впервые влюбился, стал поэтом, испытал горе и страдание, провел там свою юность. Поэт сожалеет о разлуке с друзьями и женщинами.

Итог стихотворения всего за полторы строки до припева. В этом основная мысль стихотворения: жизнь лирического героя изменилась, но он принимает и прежний жизненный опыт, и будущую неизведанную жизнь. Любовь лирического героя не угасла, то есть в человеке всегда остается личностный стержень, не подверженный изменениям ни временем, ни обстоятельствами.

Послушный парус (так торжественно называет парус Пушкин) и сумрачный океан (на самом деле тихое Черное море) — символы жизненных обстоятельств, от которых человек зависит, но не может сам на них повлиять. Лирический герой смиряется с неизбежным, с естественными законами природы, с течением времени и утратой молодости, принимая все эти явления, хотя и с легкой грустью.

Размер и рифма

Элегия написана ямбическими отличиями. Мужские и женские рифмы чередуются. Встречаются крестовые и кольцевые рифмы. Ямбические разночтения и непостоянные рифмы сближают повествование с живой разговорной речью, делают поэтические размышления Пушкина универсальными.

Тропы и образы

В элегии сочетаются ясность и простота мысли и возвышенный слог, которого достигает Пушкин использованием устаревших слов, старославянизмов: парус, пределы, берега, юность, холод, наперсники, золотой.

Возвышенный слог создается парафразами: дневной свет (солнце), наперсницы порочных заблуждений, любимцы наслаждений.

Эпитеты Пушкина точны и емки, много метафорических эпитетов: послушный парус, сумрачный океан, дальний берег, полуденная земля, волшебные земли, знакомый сон, печальные берега, туманная родина, потерянная юность, легкокрылая радость , холодное сердце, золотая весна.

Традиционные эпитеты в сочетании с оригинальными делают речь близкой к народной: море синее, вечерний туман, безумная любовь, далекие пределы. Такие эпитеты часто стоят в перевернутом положении.

Есть метафоры, оживляющие историю: летит мечта, летит корабль, увяла молодость.

«Погас день» Александр Пушкин

Туман опустился на синее вечернее море.

Я вижу дальний берег
Земли полуденных волшебных земель;
С волненьем и тоской Стремлюсь туда,
Воспоминанием опьяненный…
И чувствую: опять родились слезы на глазах;
Душа кипит и леденеет;
Знакомый сон летает вокруг меня;
Я вспомнил старые годы безумной любви,
И все, что я перенес, и все, что сердцу мило,
Желания и надежды — мучительный обман…
Шум, шум, парус послушный,
Тревога подо мной, хмурая океан.
Лети, корабль, унеси меня в даль
По страшной прихоти обманчивых морей,
Но не к печальным берегам
Моя туманная родина,
Страны, где пылают страсти
Впервые вспыхнули чувства
Где нежные музы тайно улыбались мне,
Где рано в бурях цвела
Моя утраченная юность
Где предала меня легкокрылая радость
И сердце холодное я предал страданием.
Искатель новых впечатлений
Я бежал от тебя, отчий край;
Я побежал за вами, питомцы наслаждений,
Минутная молодость, минутные друзья;
А вы наперсники порочных заблуждений,
Я без любви пожертвовал собой
Мир, слава, свобода и душа,
И вы мною забыты, юные предатели,
Тайные друзья моей золотой весны,
И вы мною забыты. .. Но старые сердца раны,
Глубокие раны любви, ничем не залеченные…
Шум, шум, послушный парус,
Тревоги подо мной, сумрачный океан…

Анализ стихотворения Пушкина «Погасла заря»

Эпиграммы на чиновников и самого императора Александра I, написанные Пушкиным, имели для поэта очень печальные последствия. В 1820 году его отправили в южную ссылку, и конечным пунктом его назначения стала Бессарабия. По дороге поэт останавливался на несколько дней, чтобы навестить своих друзей в разных городах, в том числе и в Феодосии. Там, наблюдая за бушующим морем, он написал поэму-медитацию «Погас дневной свет».

Пушкин впервые в жизни увидел море и был очарован его силой, мощью и красотой. Но, будучи далеко не самым лучшим локационным духом, поэт придает ему мрачные и мрачные черты … Кроме того, в стихотворении, как рефрен, несколько раз повторяется одна и та же фраза: «Шум, шум, послушное круженье». Его можно интерпретировать по-разному. В первую очередь поэт пытается показать, что морская стихия совершенно безразлична к его душевным терзаниям, которые автор испытывает из-за вынужденной разлуки с родиной. Во-вторых, Пушкин примеряет на себя эпитет «послушный извращенец», считая, что он не до конца боролся за свою свободу и был вынужден подчиниться чужой воле, отправляясь в ссылку.

Стоя на берегу моря, поэт предается воспоминаниям о своей счастливой и довольно безмятежной юности, наполненной безумной любовью, откровениями с друзьями и, главное, надеждами. Теперь все это в прошлом, и будущее Пушкину видится мрачным и совершенно непривлекательным. Мысленно каждый раз возвращается домой, подчеркивая, что постоянно стремится туда «с волнением и тоской». Но от заветной мечты его отделяют не только тысячи километров, но и несколько лет жизни. Еще не зная, как долго продлится его ссылка, Пушкин мысленно прощается со всеми радостями жизни, считая, что отныне его жизнь окончена. Этот юношеский максимализм, еще живущий в душе поэта, заставляет его мыслить категорично и отвергать всякую возможность решения жизненной проблемы, с которой ему пришлось столкнуться. Он похож на тонущий корабль, выброшенный штормом на чужой берег, где, по мнению автора, помощи ждать просто не от кого. Пройдет время, и поэт поймет, что даже в далекой южной ссылке его окружали верные и преданные друзья, роль которых в его жизни ему еще предстоит переосмыслить. А пока 20-летний поэт вычеркивает из своего сердца сиюминутных друзей и возлюбленных юности, отмечая, что «старых сердец раны, глубокие раны любви, ничто не залечило».

В своих стихах Александр Сергеевич часто критиковал царскую власть. Из-за этого поэта в 1820 г. отправили в южную ссылку. Его стихотворение «Погас день», анализ которого представлен ниже, пронизано тоской по родному краю.

Кратко об истории создания

Анализ «Погас день» следует начать с краткого описания истории написания этого стихотворения. Поэт отплыл на корабле из Керчи в Гурзуф в компании семьи Раевских.

В то время Пушкин уже был отправлен в южную ссылку. Раевский взял с собой Александра Сергеевича для поправки здоровья (в момент их встречи поэт заболел). И это стихотворение было написано на палубе корабля. Во время плавания море было спокойным, но поэт намеренно преувеличил краски, чтобы создать картину надвигающейся бури.

Жанр стихотворения

В анализе «Погасла заря» необходимо определить жанр и литературную направленность произведения. Это стихотворение относится к лирике, написанной в лучших традициях романтизма. В то время Пушкин был впечатлен творчеством Байрона. Это произведение написано в подражание Байрону, о чем стоит рассказать в анализе «Дневной свет погас».

Можно найти некоторое сходство с его творчеством, но личные переживания и эмоциональность Александра Сергеевича сильно отличаются от холодного и бесстрастного героя Байрона Чайльд-Гарольда. Творчество Пушкина следует отнести к жанру философской элегии. Герой прощается с родным краем, с местами, где прошла его беззаботная юность. Он во власти тоски и печали. Как поклонник романтизма, поэт немного приукрасил свои чувства.

Тема и композиция элегии

Основная тема произведения — философские размышления героя о ссылке, его тоска по юным годам. Поэт писал в своем стихотворении, что герой «бежал» из столь дорогих его сердцу земель. На самом деле поэт вовсе не бежал, а попав в немилость императора, был отправлен в ссылку. Но полет героя — отголосок течения романтизма.

Произведение условно можно разделить на три части, которые необходимо описать при разборе стиха «Погас дневной свет». Их разделяет повторение шума паруса и морского течения. Первая часть – вступление, лирическая зарисовка образа героя. Эти строки отличаются торжественностью и мелодичностью. Следующая часть раскрывает внутренний мир героя, его переживания и мысли о покинутой родной земле. В третьей части он думает о том, что его ждет впереди.

И эти мысли перекликаются с его воспоминаниями о прошлом, о родине. Герой вспоминает, как впервые влюбился, как страдал, как провел свои молодые годы. Пушкин грустит, что ему пришлось расстаться с любимыми. Основная идея этих философских размышлений – осознание и принятие своего прошлого и неопределенности будущего. Порывы любви не исчезли в душе героя, они составляют его стержень, основу, которую не может поколебать никакая связь.

Размер и способ рифмовки

Далее, по плану анализа «Погас свет дневной» определение стихотворного размера и способа рифмовки. Философские размышления написаны разновидностями ямба. Способ рифмовки – чередование мужских и женских рифм. Это придает элегии Пушкина живость и делает ее близкой к доверительной беседе.

Художественные средства выразительности

При анализе стихотворения «Погас дневной свет» по замыслу следующим пунктом являются литературные тропы. .. Элегия сочетает в себе простоту мысли и возвышенность слога, что получено благодаря использованию поэтом устаревших слов (парус, юность) и перифраз.

Это стихотворение изобилует эпитетами, особенно метафорическими, что делает его строки музыкальными и мелодичными. Сочетание знакомых читателю эпитетов и эпитетов, взятых из русского фольклора, сближает поэтическую речь с народной. Поэт также использовал метафоры, добавлявшие живости языку.

Несмотря на восхищение морским пейзажем, Пушкин изображает морскую стихию равнодушной к его страданиям, а в парусе (это устаревший вариант слова парус) видит себя. Поэт считает, что он не проявил достаточно упорства в борьбе и поэтому был вынужден подчиниться царской воле и отправиться в ссылку. А во время ссылки он предается воспоминаниям о родной земле.

В этих преувеличенных переживаниях виден характерный для поэта юношеский максимализм. Пушкин не знал, как долго продлится его ссылка, поэтому смотрел на все с мрачной точки зрения.