3. Понятие категорий «социальное качество» и «качество жизни».

Важнейшее значение для понимания многоаспектности категории качество, его роли в современном мире имеют понятия «социальное качество» и «качество жизни».

Категория «социальное качество» имеет фундаментальное значение для анализа социальных процессов, выяснения их природы и присущих им качеств. Социальные качества воплощаются в условиях, средствах человеческой деятельности, проявляются через бытие людей (формы поведения людей, их потребности, знания, умения), через бытие социальных общностей (семья, народ, этнос, нация). Эти качества реализуются в социальном пространстве – во взаимодействии людей. Важнейшими составляющими социального качества являются качество общества, качество человека, духовность, ментальность, качество жизни.

Социальное качество реализуется в обществе и его социальном пространстве. Качественными характеристиками общества являются: целостность, определяющая границы социального пространства, внутреннюю и внешнюю определенность; порядок, обусловливающий характер и условия регулирования; стабильность, раскрывающая тип развития общества, его устойчивость и преемственность; ценности и нормы, выражающие внутреннее пространство целостности общества, характер регулирования поведения людей, межличностных связей и отношений; тип отношения (утилитарный, адаптированный, преобразующий, духовно-нравственный) к природному миру; системно-структурная упорядоченность, выражающая меру дифференцируемое и стратифицируемое общества; общественная безопасность.

Эти качественные характеристики имеют методологическое значение для анализа социальных процессов, который позволяет полнее понять их. При этом процессы, протекающие в обществе в свою очередь воздействуют на его качество, изменяя его.

Ментальность есть также качественная характеристика социальности, общества в целом. Ментальность является глубинным общим источником индивидуального и общественного сознания.

В структуре ментальности можно выделить две составляющие: духовную настроенность человека, общественных групп, общества в целом; и общественное умонастроение.

Духовная настроенность включает в себя веру, идеалы идеи, которые господствуют в обществе. Они выражают многообразие накопленного в обществе духовного опыта, устремленность общества в будущее, приоритеты его культурного развития. Изменение общественных идеалов и идей ведет к качественному изменению общества.

При этом в переломные, критические моменты развития общества духовная настроенность может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие, так как она основана на эмоциях, часто – неосознанных импульсах.

Ментальность оказывает непосредственное влияние на ценностное сознание: правовое, политическое, религиозное, нравственное, эстетическое. Различия в культуре и построении общества у разных народов часто обусловлены различиями ментальности (восточная цивилизация, античная цивилизация). Таким образом, ментальность имеет своим источником духовную самобытность этноса (народа), выражает его целостность, единство. Именно ментальность определяет смысл жизни общества,

придает духовные силы и веру в возможность качественного обновления.

О качестве человека можно говорить как о сложной, многоуровневой системе.Качества человека определяются как биологическими и психологическими особенностями, так и социальными факторами и условиями. В основе биологических качеств лежит генотип, наследственная информация; в основе социальных качеств – воздействие социального окружения, среды.

В их взаимосвязи и заключается процесс формирования из индивида личности.

Важнейшей составляющей социального качества является качество жизни.Со вступлением человечества в третье тысячелетие отступают в прошлое ориентиры только на научно-технический прогресс, развитие индустрии. Все больше осознается, что только качество жизни может быть целью развития мирового сообщества. Категория качества жизни является интегральной характеристикой жизни людей, которая раскрывает условия жизнедеятельности и жизнеспособности общества.

Ранее в науке и практике использовались категории образа жизни, уровня жизни, стиля жизни. Категория «образ жизни» фиксирует формы жизнедеятельности людей, типичные для исторически определенных социальных отношений. Категория «стиль жизни» раскрывает особенности образа жизни, которые проявляются в общении и поведении людей.

«Уровень жизни» акцентирует внимание на жизнеобеспеченности, фиксируя степень удовлетворения материальных и культурных потребностей людей.

Однако для современного человека существенное значение имеет не только определенный уровень благосостояния, но и состояние окружающей среды, состояние здоровья, наличие свободного времени, духовно ориентированная жизнь

. Каждый человек в отдельности и все общество в целом хотят жить качественно. Это возможно лишь тогда, когда слагаемые жизни и их взаимосвязь достигают определенного качества. Таким образом, можно констатировать, что качество жизни является современной парадигмой развития цивилизации, ориентиром государственной политики каждой страны и мирового сообщества в целом. Вместе с тем, до настоящего времени нет единого мнения относительно того, что включает в себя категория «качество жизни».В международной практике широко используется методология оценки качества жизни на основе определения индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), включающего три показателя – размер внутреннего валового продукта (ВВП) на душу населения, ожидаемую продолжительность жизни и уровень образования населения.
Специалисты ООН проводят ежегодную оценку качества жизни населения 174 стран мирового сообщества и определяют место каждой страны в ранжированном ряду по этим показателям. Россия по данным ООН за 2001 год заняла в этом ряду 55 место.

Наиболее полной можно признать концепцию качества жизни, которая разработана по заданию Министерства промышленности и науки России во Всероссийском научно-исследовательском институте технической эстетики. Согласно данной концепции основными сторонами, охватывающими в совокупности понятие «жизнь» являются: созидательная жизнь; потребительская жизнь; семейно-родовая жизнь; духовная жизнь.

Личность – социальная сущность человека, как проявляется (обществознание, 10 класс)

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 1363.

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 1363.

Проблема изучения человеческой личности всегда интересовала ученых, философов, писателей. Есть разные точки зрения по этому вопросу. Разберемся, что такое человек и что его отличает от животных, и изучим тему по обществознанию «Личность – социальная сущность человека».

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Александровой Екатериной Валерьевной.

Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.

Человек – биосоциальное существо

Человек сочетает в себе природные и социальные черты. Именно это сочетание обеспечивает ему возможность не только существовать, удовлетворяя свои естественные потребности, но и выстраивать отношения с другими людьми, реализовывать себя в той или иной сфере.

К биологическим относят:

  • тело человека, мозг;
  • инстинкты;
  • биологические потребности: в пище, сне, жилище.

К социальным относят:

  • членораздельная речь, мышление, целеполагание, умения человека;
  • потребность в общении;
  • потребность в получении новых знаний.

Существуют разные точки зрения о сочетании природного и социального начал в человеке:

  • эти качества противопоставлены друг другу;
  • находятся в неразрывном сочетании.

Сейчас все больше исследователей приходят к выводу, что для нормального существования человека необходимы и биологические, и социальные свойства, и только их сочетание формирует человека как личность.

Называя человека личностью, как правило, подразумевают его социальные качества. Социальная сущность человека проявляется во взаимоотношениях с другими людьми и наличии у него особых ролей, которые он активно реализует, участвуя в общественной жизни.

Первый подход – рассматривать личность как активного участника отношений, стремящегося познавать мир и себя.

Второй подход – рассматривать личность посредством набора ролей.

К таким ролям относятся:

  • родитель;
  • ребенок;
  • работник;
  • покупатель;
  • пешеход;
  • водитель и другие.

Выполнение тех или иных ролей невозможно без связи с другими людьми. То, как они выполняются, зависит не только от особенностей характера человека, но и от исторической эпохи, в которую он жил.

Процесс становления личности называется социализация. Агенты социализации – это люди, институты общества, учреждения, которые влияют на процесс развития личности. Стоит отметить, что на разных этапах развития общества, а также и развития самой личности влияют определенные агенты. Роль агентов социализации может усиливаться или уменьшаться: например, роль и влияние семьи (родителей) у многих с годами сходит на “нет”.

А вот роль церкви в жизни человека увеличивается с возрастом.

В России отношения в семье в XIX и в XXI веках сильно отличаются: в дореволюционный период главным принципом было беспрекословное подчинение главе семьи, повсеместно использовались телесные наказания для детей, строго соблюдались традиции. Сейчас на первый план вышло взаимопонимание, сотрудничество в семейных отношениях, любовь, поддержка, равные возможности каждого члена на самореализацию.

Также изменилась роль женщины: если в прошлом она занималась ведением домашнего хозяйства, воспитанием детей, то в современных условиях целью многих женщин стала карьера, то есть профессиональное становление.

Самореализация и самосознание

Данные понятия обозначают важные для личности процессы.

Самосознание – это понимание человека своей роли, себя как личности, способности принимать самостоятельные решения, вступать в отношения и быть ответственным за свои действия.

Самореализация – достижение человеком поставленных целей, воплощение идей, максимальное приложение способностей, которое помогает быть успешным в выбранной деятельности, получить желаемый статус.

Что мы узнали?

Биологические и социальные качества человека неразделимы. Тело, здоровье, инстинкты позволяют человеку жить, быть биологическим существом. Социальные черты, такие как потребность в общении, получение новых знаний, признание общества, делают человека личностью. Быть личностью – значит участвовать в общественной жизни, выполняя особые роли, реализуя свои способности, соблюдая установленные нормы и правила. Выполнение особых функций в обществе всегда было присуще человеку, но со временем роли и их особенности менялись.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Оценка доклада

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 1363.


А какая ваша оценка?

Что такое социальный тип личности? — Черты характера и возможные занятия

JavaScript
Для полной функциональности этого сайта необходимо включить JavaScript. Вот инструкции по включению JavaScript в вашем веб-браузере.

Люди, которые относятся к социальному типу личности, являются преданными лидерами, гуманистами, ответственными и поддерживающими. Они используют чувства, слова и идеи, чтобы работать с людьми, а не физическую активность, чтобы делать что-то. Им нравится близость, общение, группы, неструктурированная деятельность и ответственность.

Социальный тип личности решает проблемы чувствами

Эти люди дружелюбны и умеют говорить словами и решают проблемы чувствами. Социальная личность типа любит информировать, помогать, обучать, развивать и лечить людей в своей работе. Их эмпатия и чувствительность к эмоциональным сигналам помогают им решать проблемы людей, иногда до того, как другие узнают о них. Эти люди могут сплотить людей и генерировать положительную энергию на благое дело.

Социальный тип личности фокусируется на людях и их заботах

Люди и их заботы находятся в центре внимания социального типа личности. Эти люди чувствительны к настроению и чувствам людей и легко заводят друзей. Иногда они сосредотачиваются на проблемах людей, исключая все остальное. Социальный тип личности может показаться непрактичным, особенно реалистическим типам. Пройдите бесплатный личностный тест, чтобы узнать больше о своих предпочтениях в работе, и пройдите тест личности .

Бесплатный тест на профессию

Хотите узнать, какая профессия лучше всего подходит вам? Пройдите бесплатный тест на профессию.

К тесту на профессию

Возможные профессии, соответствующие социальному типу личности

Их род занятий часто включает в себя работу, общение и/или обучение людей. Эти занятия часто включают в себя помощь или оказание услуг другим. Вот некоторые из профессиональных областей, которые соответствуют социальному типу личности :

Социальный / Художественный

Помощь людям в сочетании с творчеством, творчеством и проектированием.

Типичные занятия

  • Учитель искусств средней школы
  • Учитель архитектуры
  • Преподаватель художественной академии
  • Сотрудник программы отдыха
  • телеведущий
  • Сотрудник музея
  • Путеводитель по музею
Социальный /Обычный

Помощь людям в сочетании с организованностью, аккуратностью и надежностью.

Типичные занятия

  • Менеджер объекта
  • Кассовый оператор
  • Юрисконсульт
  • Сотрудник отдела кадров
  • Воспитатель дошкольного образования
  • Секретарь
  • Учитель начальных классов
  • Ответственный секретарь
  • Медицинский работник сообщества
  • Учитель средней школы
  • Помощник врача
Социальный /Предпринимательский

Помощь людям, полезность в сочетании с предприимчивостью и влиянием.

Типичные занятия

  • Агент по трудоустройству
  • Посредник
  • Клерк туристического агентства
  • Консультант по вопросам управления
  • Консультант по связям с общественностью и коммуникациям
  • Дежурная медсестра
  • Ответственный секретарь
Социальный /Расследовательский

Помощь людям в сочетании с исследованиями, решениями и специализацией.

Типичные занятия

  • Врач общей практики
  • Ветеринарный техник
  • Преподаватель послесреднего образования
  • Психолог
  • Логопед
  • Реанимация, реанимационная медсестра
  • Диетолог
  • Консультант по вопросам образования
  • Советник по сельскому хозяйству
Социальный /Реалистичный

Помогать людям, быть полезным, совмещать с работой на природе, животными, эксплуатацией техники, ручным трудом, путешествовать, браться за работу.

Типичные занятия

  • Физиотерапевт
  • Массажист, массажистка
  • Врач-ветеринар
  • Гинеколог
  • Больничная медсестра
  • Специалист по акушерству
  • Советник по сельскому хозяйству
  • Воспитатель детского сада
  • Личный помощник в частном доме
  • Пособие по уходу
  • Личный помощник в интернате для инвалидов
  • Личный помощник в доме престарелых
  • Кассовый оператор
  • Советник по сельскому хозяйству
  • Официанты
  • Косметолог
  • Бортпроводник
  • Инструктор по плаванию
  • Инструктор по верховой езде

Узнайте больше о своих предпочтениях в работе, пройдя бесплатный тест личности

Наш тест личности основан на кодексах Голландии, разработанных психологом Джоном Л. Холландом. Социальный тип личности является одним из шести типов личности в этой модели. У вас могут быть черты других типов личности. Узнайте больше о своих предпочтениях в работе и типе личности и пройдите бесплатный карьерный тест на основе Кодексов Голландии прямо сейчас.

 

Некоторые основные принципы социального качества – Международная ассоциация социального качества

Международная ассоциация социального качества стремится развивать теорию, методологию и политику социального качества путем изучения динамики современных обществ, выраженной в социально-экономической и финансовой, социально-политические и правовые, социокультурные и социально-бытовые, а также экологические аспекты повседневных обстоятельств. Социальное качество недавно было определено как « степень, в которой люди способны участвовать в социальных(эт)отношениях в условиях, повышающих их благополучие, способности и индивидуальный потенциал . Оно относится к реальному пониманию «социального» как результата продуктивных и репродуктивных отношений людей, как «реализованного» в этих измерениях.

Эта концепция, в связи с особым пониманием процессов внутри и между четырьмя измерениями общественной жизни, дает новое видение трех областей общественной жизни, в которых эти измерения проявляются. Это касается: (i) области социальных сложностей, (ii) области сельских/городских обстоятельств и (iii) области экосистем, а также их взаимности. Эта взаимность приведет к уменьшению, стабилизации или увеличению общей устойчивости. Эти основные принципы более подробно изложены в разделе «Теория» на этом веб-сайте.

 

 

Качество социального в контексте взаимности трех полей зависит от характера изменения:

  1. объективных условий повседневной жизни , включая социально-экономические условия, в которых живут люди, (ii) социальная сплоченность, которую они испытывают в своих сообществах, (iii) социальная интеграция для реализации своих гражданских прав, (iv) степень их социальных возможностей, позволяющих им играть ответственные роли в обществе и в процессах социальных изменений, и (v) с фактором экореальности.
  2. субъективные условия жизни , включая (i) личную безопасность, (ii) и общественное признание, (iii) социальную ответственность, (iv) их личную способность преодолевать чувства отчуждения, эксплуатации, дискриминации и унижения, и (v) фактор экосознания.
  3. нормативные условия жизни : включая (i) социальную справедливость и равноправие, (ii) солидарность на уровне сообщества, на национальном и международном уровнях, (iii) равную ценность всех людей, (iv) защищать и укреплять их человеческие достоинство и (v) фактор экоравновесия. Они также формируют основную ориентацию для оценки результатов соединения объективных и субъективных условий.

Улучшая и защищая эти условия для социального качества, будет поддерживаться развитие в направлении устойчивости как состояния динамического равновесия между людьми и всей экосистемой, оставаясь в ее устойчивых границах. Это также подразумевает инвестиции в устойчивое городское развитие, охватывающее все политические области общественной жизни и направленное на преодоление существующего вопиющего неравенства между гражданами путем поддержки трансформации городов и мегаполисов с целью создания городских центров, которые служат опорой как для устойчивости, так и для социального качества.