Клеточная теория — презентация онлайн

Похожие презентации:

Эндокринная система

Анатомо — физиологические особенности сердечно — сосудистой системы детей

Хронический панкреатит

Топографическая анатомия верхних конечностей

Анатомия и физиология сердца

Мышцы головы и шеи

Эхинококкоз человека

Черепно-мозговые нервы

Анатомия и физиология печени

Топографическая анатомия и оперативная хирургия таза и промежности

1. Клеточная теория

Вызубрить и пройти тесты

2. Теоретическая преамбула

1. Все живые организмы (кроме вирусов) на Земле состоят из клеток, сходных
по строению, химическому составу и функционированию. Это говорит о
родстве (общем происхождении) всех живых организмов на Земле (о
единстве органического мира).
2. Клетка является:
• структурной единицей (организмы состоят из клеток)
• функциональной единицей (функции организма выполняются за счет работы
клеток)
• генетической единицей (клетка содержит наследственную информацию)
• единицей роста (организм растет за счет размножения его клеток)
• единицей размножения (размножение происходит за счет половых клеток)
• единицей жизнедеятельности (в клетке происходят процессы пластического и
энергетического обмена) и т. п.
3. Все новые дочерние клетки образуются из уже существующих материнских
клеток путем деления (Вирхов).
4. Рост и развитие многоклеточного организма происходит за счет роста и
размножения (путем митоза) одной или нескольких исходных клеток.

3. Персоналии и методы

Персоналии
Гук открыл клетки.
Левенгук открыл живые клетки (сперматозоиды, эритроциты, инфузории, бактерии).
Броун открыл ядро.
Шлейден и Шванн вывели первую клеточную теорию («Все живые организмы на Земле
состоят из клеток, сходных по строению»).
Методы
1. Световой микроскоп увеличивает до 2000 раз (обычный школьный – от 100 до 500 раз).
Позволяет изучать процессы, происходящие в живой клетке (митоз, движение
органоидов и т.п.)
2. Электронный микроскоп увеличивает до 107 раз, что позволяет изучать микроструктуру
органоидов. Метод не работает с живыми объектами.
3. Ультрацентрифуга. Клетки разрушаются и помещаются в центрифугу. Компоненты клетки
разделаются по плотности (самые тяжелые части собираются на дне пробирки, самые
лёгкие – на поверхности). Метод позволяет избирательно выделять и изучать
органоиды.
38. Из приведенных формулировок укажите положение клеточной
теории
А) Оплодотворение — это процесс слияния мужской и женской гамет
Б) Каждая новая дочерняя клетка образуется в результате деления
материнской
В) Аллельные гены в процессе митоза оказываются в разных клетках
Г) Развитие организма с момента оплодотворения яйцеклетки до смерти
организма называют онтогенезом
79. Сходство строения и жизнедеятельности клеток организмов
разных царств живой природы — одно из положений
А) теории эволюции
Б) клеточной теории
В) учения об онтогенезе
Г) законов наследственности
112. В основе роста любого многоклеточного организма лежит процесс
А) мейоза
Б) митоза
В) оплодотворения
Г) синтеза молекул АТФ
120. Доказательством родства всех видов растений служит
А) клеточное строение растительных организмов
Б) наличие ископаемых остатков
В) вымирание одних видов и образование новых
Г) взаимосвязь растений и окружающей среды
162. Одно из положений клеточной теории
А) при делении клетки хромосомы способны к самоудвоению
Б) новые клетки образуются при делении исходных клеток
В) в цитоплазме клеток содержатся различные органоиды
Г) клетки способны к росту и обмену веществ
175. Согласно клеточной теории, возникновение новой клетки
происходит путем
А) обмена веществ
Б) деления исходной клетки
В) размножения организмов
Г) взаимосвязи всех органоидов клетки
294. Какой метод позволяет избирательно выделять и изучать
органоиды клетки
А) окрашивание
Б) центрифугирование
В) микроскопия
Г) химический анализ
395. Клеточное строение организмов всех царств живой природы,
сходство строения клеток и их химического состава служат
доказательством
А) единства органического мира
Б) единства живой и неживой природы
В) эволюции органического мира
Г) происхождения ядерных организмов от доядерных
396. Единицей размножения организмов является
А) ядро
Б) цитоплазма
В) клетка
Г) ткань
437.
Единицей развития организмов является
А) ядро
Б) хлоропласты
В) митохондрии
Г) клетка
528. Что служит доказательством родства растений и животных,
единства их происхождения?
А) клеточное строение
Б) наличие разнообразных тканей
В) наличие органов и систем органов
Г) способность к вегетативному размножению
627. В клетке сосредоточена наследственная информация о
признаках организма, поэтому ее называют
А) структурной единицей живого
Б) функциональной единицей живого
В) генетической единицей живого
Г) единицей роста
660. Разделение органоидов клетки на основе их различной
плотности составляет сущность метода
А) микроскопирования
Б) центрифугирования
В) окрашивания
Г) сканирования
740. Изучать структуру органоидов клетки позволяет метод
А) светового микроскопирования
Б) электронного микроскопирования
В) центрифугирования
Г) культуры тканей
993. Положение клеточной теории
А) хромосомы способны к самоудвоению
Б) клетки размножаются путем деления
В) в цитоплазме клетки имеются органоиды
Г) клетки способны к митозу и мейозу
1073. Согласно клеточной теории, клетка — это единица
А) искусственного отбора
Б) естественного отбора
В) строения организмов
Г) мутаций организма
1113. Клеточная теория обобщает представления о
А) многообразии органического мира
Б) сходстве строения всех организмов
В) зародышевом развитии организмов
Г) единстве живой и неживой природы
1151. «Сходством по строению, химическому составу, обмену
веществ обладают клетки всех организмов». Это положение
А) гипотезы возникновения жизни
Б) клеточной теории
В) закона гомологических рядов в наследственной изменчивости
Г) закона независимого распределения генов
1191. Какая теория впервые подтвердила единство органического
мира
А) хромосомная
Б) эмбриогенеза
В) эволюционная
Г) клеточная
1229. Процессы жизнедеятельности у всех организмов протекают
в клетке, поэтому ее рассматривают как единицу
А) размножения
Б) строения
В) функциональную
Г) генетическую
1275. Какая формулировка соответствует положению клеточной
теории
А) клетки растений имеют оболочку, состоящую из клетчатки
Б) клетки всех организмов сходны по строению, химическому составу и
жизнедеятельности
В) клетки прокариот и эукариот сходны по строению
Г) клетки всех тканей выполняют сходные функции
1276. Какое из приведенных ниже положений относится к клеточной
теории
А) зигота образуется в процессе оплодотворения, слияния мужской и женской
гамет
Б) в процессе мейоза образуются четыре дочерние клетки с гаплоидным
набором хромосом
В) клетки специализированы по выполняемым функциям и образуют ткани,
органы, системы органов
Г) клетки растений отличаются от клеток животных по ряду признаков
1277. Организмы растений, животных, грибов и бактерий состоят из
клеток – это свидетельствует о
А) единстве органического мира
Б) разнообразии строения живых организмов
В) связи организмов со средой обитания
Г) сложном строении живых организмов
1278.
О единстве органического мира свидетельствует
А) круговорот веществ
Б) клеточное строение организмов
В) взаимосвязь организмов и среды
Г) приспособленность организмов к среде
1279. Клетку считают единицей роста и развития организмов, так как
А) она имеет сложное строение
Б) организм состоит из тканей
В) число клеток увеличивается в организме путем митоза
Г) в половом размножении участвуют гаметы
1586. Сходство строения и жизнедеятельности клеток организмов
разных царств живой природы свидетельствует о
А) единстве органического мира
Б) единстве живой и неживой природы
В) взаимосвязи организмов в природе
Г) взаимосвязи организмов и среды их обитания
1636. О единстве органического мира свидетельствует
А) наличие ядра в клетках живых организмов
Б) клеточное строение организмов всех царств
В) объединение организмов всех царств в систематические группы
Г) разнообразие организмов, населяющих Землю
1656. Согласно клеточной теории, клетки всех организмов
А) сходны по химическому составу
Б) одинаковы по выполняемым функциям
В) имеют ядро и ядрышко
Г) имеют одинаковые органоиды
1674. Немецкие ученые М. Шлейден и Т. Шванн, обобщив идеи разных
ученых, сформулировали
А) закон зародышевого сходства
Б) хромосомную теорию наследственности
В) клеточную теорию
Г) закон гомологических рядов
1702. В клетке происходит синтез и расщепление органических веществ,
поэтому ее называют единицей
А) строения
Б) жизнедеятельности
В) роста
Г) размножения
1843. Для выявления изменений, происходящих в живой клетке в
процессе митоза, используется метод
А) микроскопии
Б) пересадки генов
В) конструирования генов
Г) центрифугирования
1853. В световой микроскоп можно увидеть
А) деление клетки
Б) репликацию ДНК
В) транскрипцию
Г) фотолиз воды
1854. Укажите одно из положений клеточной теории
А) Половые клетки содержат всегда гаплоидный набор хромосом
Б) Каждая гамета содержит по одному гену из каждой аллели
В) Клетки всех организмов имеют диплоидный набор хромосом
Г) Наименьшей единицей строения, жизнедеятельности и
развития организмов является клетка
1903. В соответствии с какой теорией организмы разных царств имеют
сходный химический состав?
А) хромосомной
Б) эволюционной
В) онтогенеза
Г) клеточной
1922. Что свидетельствует о родстве организмов всех царств
А) наличие сходных тканей
Б) развитие от простого к сложному
В) клеточное строение
Г) функциональная роль в экосистемах
1943. Какая формулировка соответствует положению клеточной теории?
А) клетки всех тканей выполняют сходные функции
Б) в процессе мейоза образуются четыре гаметы с гаплоидным набором
хромосом
В) клетки животных не имеют клеточную стенку
Г) каждая клетка возникает в результате деления материнской клетки
2017. Одним из утверждений клеточной теории является следующее:
А) клетка – элементарная единица наследственности
Б) клетка – единица размножения и развития
В) все клетки различны по своему строению
Г) у всех клеток различный химический состав
2061. В разработку клеточной теории внесли вклад
А) А. И.Опарин
Б) В.И.Вернадский
В) Т.Шванн и М.Шлейден
Г) Г.Мендель
2071. В связи с тем, что в любой клетке происходит питание, дыхание,
образование продуктов жизнедеятельности, ее считают единицей
А) роста и развития
Б) функциональной
В) генетической
Г) строения организма
2086. Сходство обмена веществ в клетках организмов всех царств живой
природы – это одно из проявлений теории
А) хромосомной
Б) клеточной
В) эволюционной
Г) происхождения жизни
2117. В световой микроскоп можно увидеть
А) биосинтез белка
Б) молекулы АТФ
В) деление клетки
Г) рибосомы
2143. Почему структурной единицей живого считают клетку?
А) в ней происходит обмен веществ
Б) клетки способны к делению и росту
В) все клетки имеют сходный химический состав
Г) организмы всех царств живой природы состоят из клеток
2215. Вывод о родстве растений и животных можно сделать на
основании
А) хромосомной теории
Б) теории гена
В) закона сцепленного наследования
Г) клеточной теории
2283. Сходство строения и жизнедеятельности клеток всех организмов
свидетельствует о
А) родстве организмов
Б) развитии живой природы
В) приспособленности организмов
Г) многообразии живой природы
2284. В световой микроскоп можно увидеть
А) удвоение ДНК
Б) деление клетки
В) расщепление глюкозы
Г) биосинтез белка
2296. Клетка – единица роста и развития организма, так как
А) в ней имеется ядро
Б) в ней хранится наследственная информация
В) она способна к делению
Г) из клеток состоят ткани
2314. Почему клеточная теория стала одним из выдающихся обобщений
биологии?
А) вскрыла механизмы появления различного вида мутаций
Б) объяснила закономерности наследственности и изменчивости
В) установила взаимосвязь онтогенеза и филогенеза
Г) обосновала единство происхождения всего живого
2369. Элементарная биологическая система, способная к
самовоспроизведению и развитию, –
А) ядро
Б) орган
В) клетка
Г) ткань
2381. В соответствии с какой теорией организмы разных царств имеют
сходный химический состав?
А) хромосомной
Б) эволюционной
В) онтогенеза
Г) клеточной
2383. Единица роста организмов –
А) хромосома
Б) ткань
В) орган
Г) клетка
2409. Укажите одно из положений клеточной теории
А) Соматические клетки содержат диплоидный набор хромосом
Б) Гаметы состоят из одной клетки
В) Клетка прокариот содержит кольцевую хромосому
Г) Клетка – наименьшая единица строения и жизнедеятельности
организмов
2436. Среди указанных формулировок определите положение
клеточной теории
А) Аллельные гены в процессе мейоза оказываются в разных половых
клетках
Б) Клетки всех организмов сходны по химическому составу и строению
В) Оплодотворение представляет собой процесс соединения мужской и
женской клеток
Г) Онтогенез – это развитие организма с момента оплодотворения
яйцеклетки до смерти организма
2459. Клетка – составная часть тканей многоклеточных растений,
поэтому ее считают единицей
А) развития
Б) роста
В) жизнедеятельности
Г) строения
2676. Согласно клеточной теории клетка – это единица
А) роста и развития организмов
Б) изменчивости
В) наследственности
Г) эволюции органического мира
2702. Что служит доказательством единства происхождения
органического мира?
А) наличие органических и неорганических веществ
Б) существование одноклеточных организмов и неклеточных форм жизни
В) сходство в строении клеток организмов разных царств
Г) жизнь организмов в природных и искусственных сообществах
2731. Укажите одно из положений клеточной теории
А) Единицей строения, жизнедеятельности и развития организмов является
клетка
Б) Половая клетка содержит по одному аллелю каждого гена
В) Из зиготы формируется многоклеточный зародыш
Г) В ядрах эукариотических клеток гены расположены в хромосомах линейно
2789. Какая формулировка соответствует одному из положений
клеточной теории?
А) Новая клетка возникает в результате деления исходной клетки
Б) Клетки прокариот и эукариот сходны по строению
В) Клетки всех тканей живых организмов выполняют сходные функции
Г) В клетках бактерии ядерное вещество находится в цитоплазме
2973. Основу роста любого многоклеточного организма составляет
А) содержание в клетках витаминов
Б) взаимосвязь клеток
В) наличие в клетках ферментов
Г) деление клеток
Ответы на тесты можно посмотреть в разделе «ЕГЭ»

English     Русский Правила

Читать онлайн «Примерные вопросы и ответы к экзамену по биологии. 11 класс», Ирина Валерьевна Ткаченко – Литрес

СОДЕРЖАНИЕ

Билет № 1

1. Клетка – структурная и функциональная единица организмов всех царств живой природы

2. Палеонтологические, сравнительно-аналитические, эмбриологические доказательства эволюции органического мира

3. Рассмотреть внешнее строение цветка насекомоопыляемого растения и выявить приспособленность к опылению насекомыми. Объяснить, как могло возникнуть это приспособление

Билет № 2

1. Строение и жизнедеятельность растительной клетки

2. Ароморфоз – главное направление эволюции. Основные ароморфозы в эволюции позвоночных

3. Рассмотреть расположение листьев у комнатного растения и выявить приспособленность к поглощению света

Билет № 3

1.  Строение и жизнедеятельность клетки животного

2. Вид – надорганизменная система, его критерии

3. Решить задачу на анализирующее скрещивание

Билет № 4

1. Основные положения клеточной теории, ее значение

2. Половое размножение. Строение и функции мужских и женских гамет

3. Рассмотреть гербарные экземпляры растений разных видов одного рода, сравнить их и выявить различия по морфологическому критерию

Билет № 5

1. Химический состав клетки. Роль органических веществ в ее строении и жизнедеятельности

2. Модификационная изменчивость, ее значение в жизни организма

3. Решить задачу на наследование гемофилии

Билет № 6

1. Вирусы, их строение и функционирование. Вирусы – возбудители опасных заболеваний

2. Основные ароморфозы в эволюции растительного мира

3. Рассмотреть внешнее строение кактуса и найти черты приспособленности к жизни в засушливых условиях. Объяснить возникновение этих приспособлений в процессе эволюции

Билет № 7

1.  Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Ферменты, их роль в реакциях обмена веществ

2. Идиоадаптация – направление эволюции органического мира. Значение идиоадаптации

3. Решить задачу на независимое наследование при дегибридном скрещивании

Билет № 8

1. Энергетический обмен в клетках растений и животных, его значение

2. Движущие силы эволюции, их роль в образовании новых видов

3. Рассмотреть обитателей аквариума и составить пищевую цепь. Объяснить, почему в аквариуме пищевые цепи короткие

Билет № 9

1. Пластический обмен. Биосинтез белка. Матричный характер биосинтеза

2. Наследственная изменчивость, ее виды. Виды мутаций, их причины. Роль мутаций в эволюции органического мира и селекции

3. Рассмотреть обитателей аквариума и составить схему круговорота углерода в нем. Объяснить, почему необходимо систематически подкармливать рыб

Билет № 10

1. Особенности пластического обмена у растений. Фотосинтез. Строение хлоропластов и их роль в этом процессе

2.  Эволюция человека. Доказательства происхождения человека от млекопитающих животных

3. Рассмотреть обитателей аквариума и составить схему круговорота кислорода в нем. Объяснить, почему необходимо периодически накачивать в аквариум воздух

Билет № 11

1. Деление клеток – основа размножения и роста организмов. Роль ядра и хромосом в деление клеток. Митоз и его значение

2. Движущие силы эволюции человека. Основные стадии эволюции человека. Биологические и социальные факторы эволюции

3. Сравнить колосья двух сортов пшеницы или ржи (или два комнатных растения одного вида) и выявить у них различия по фенотипу

Билет № 12

1. Мейоз, его значение, отличие от митоза. Набор хромосом в гаметах и соматических клетках

2. Популяция – структурная единица вида. Причины колебания численности популяций

3. Составить вариационный ряд изменчивости семян фасоли или листьев какого-либо растения одного возраста. Выявить закономерности изменчивости выбранного признака

Билет № 13

1.  Половое размножение организмов. Оплодотворение, его значение

2. Наследственность, ее материальные основы. Гибридологический метод изучения наследственности

3. Рассмотреть готовый микропрепарат растительной клетки, назвать ее основные части и их функции

Билет № 14

1. Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональное развитие животных (на примере ланцетника)

2. Правило единообразия гибридов первого поколения. Наследование доминантных и рецессивных признаков

3. С помощью опыта выяснить наличие ферментов в клубнях картофеля

Билет № 15

1. Послезародышевое развитие: прямое и непрямое

2. Закон расщепления признаков во втором поколении

3. Решить задачу на построение и-РНК на основе известной последовательности ДНК

Билет № 16

1. Гены и хромосомы как материальные основы наследственности. Их строение и функционирование

2. Биогеоценоз как экологическая система, его звенья, связи между ними

3. Решить задачу на сцепленное с полом наследование

Билет № 17

1.  Закон независимого наследования признаков. Причина расщепления признаков у гетерозигот

2. Биогеоценоз дубравы

3. Рассмотреть под микроскопом микропрепарат митоза в клетках корешка лука, найти клетку в состоянии интерфазы, зарисовать ее и назвать признаки интерфазы

Билет № 18

1. Закон сцепленного наследования, его материальные основы. Значение кроссинговера

2. Биогеоценоз хвойного леса. Цепи питания

3. Рассмотреть под микроскопом микропрепарат митоза в клетках корешка лука, найти клетку в состоянии профазы, зарисовать ее и назвать признаки профазы

Билет № 19

1. Половые хромосомы и аутосомы. Сцепленное с полом наследование

2. Биогеоценоз водоема. Цепи питания

3. Рассмотреть под микроскопом микропрепарат митоза в клетках корешка лука, найти клетку в состоянии метафазы, зарисовать ее и назвать признаки метафазы

Билет № 20

1. Взаимодействие и множественное действие генов как основа целостности генотипа

2. Соотношение организмов-продуцентов, консументов, редуцентов в экосистеме

3.  С помощью опыта доказать, что фермент в клетках клубня картофеля, расщепляющий перекись водорода, имеет белковую природу. Какова химическая природа всех ферментов?

Билет № 21

1. Генетика человека. Методы изучения наследственности человека, наследственные заболевания, их профилактика

2. Саморегуляция в биогеоценозе. Многообразие видов, их приспособленность к совместному обитанию

3. Рассмотреть в аквариуме рыб, найти разные виды и объяснить, почему особи разных видов не скрещиваются между собой

Билет № 22

1. Роль генотипа и среды в повышении продуктивности сельскохозяйственных растений и животных

2. Изменения в биогеоценозах. Причины смены биогеоценозов. Охрана биогеоценозов

3. Рассмотреть на влажном препарате клубеньки на корнях бобовых. Описать характер взаимоотношений клубеньковых бактерий и бобовых растений. Сравнить цепь питания с включением в нее данных организмов

Билет № 23

1. Разнообразие сортов растений и пород животных – результат селекционной работы ученых. Закон Н. И. Вавилова о гомологических радах в наследственной изменчивости

2. Агроценоз (агроэкосистема), его отличие от биогеоценоза. Пути повышения продуктивности агроценоза

3. Описать фенотип своего организма и высказать предположение о его генотипе по ряду признаков, например, по цвету волос и глаз, росту

Билет № 24

1. Основные методы селекции растений и животных: гибридизация и искусственный отбор

2. Круговорот веществ в экосистеме. Основной источник энергии, обеспечивающий круговорот веществ

3. Решить задачу на определение аминокислот в молекуле белка с использованием таблицы генетического кода

Билет № 25

1. Гетерозис, полиплоидия, мутагенез, их использование в селекции

2. Изменение биогеоценозов под влиянием деятельности человека, их последствия. Меры охраны биогеоценозов (на примере либо водоема, либо леса, либо болота)

3. Рассмотреть микропрепарат покровной ткани листа, выявить особенности ее строения, обеспечивающие поступление углекислого газа в лист и испарение воды

Билет № 26

1.  Естественный и искусственный отборы, их сходство и отличия, роль в возникновении многообразия органического мира

2. Биосфера, ее границы. Причины бедности жизни в морских глубинах, в литосфере, в верхних слоях атмосферы

3. Рассмотреть микропрепарат поперечного среза листа, найти основную ткань, выявить особенности ее строения и черты приспособленности к фотосинтезу

Билет № 27

1. Сорта растений и породы животных как искусственные популяции, их сходство и отличия с естественными популяциями. Причины многообразия сортов, пород и естественных популяций

2. Биомасса или живое вещество биосферы. Закономерности распространения биомассы в биосфере, тенденция ее изменения под влиянием деятельности человека

3. Из предложенных гербарных материалов, коллекций, муляжей, чучел составить цепь питания, определить направление движения вещества и энергии в ней. Объяснить, почему в данной цепи начальное звено составляют растения

Билет № 28

1. Многообразие видов в природе, его причины. Влияние деятельности человека на многообразие видов. Биологический прогресс и регресс

 

2. Живое вещество и его роль в круговороте веществ и превращении энергии в биосфере

3. Рассмотреть под микроскопом лист элодеи, найти хлоропласты в клетках и объяснить их роль в фотосинтезе

Билет № 29

1. Приспособленность организмов к среде обитания, ее причины. Относительный характер приспособленности организмов. Приспособленность растений к использованию света в биогеоценозе

2. Изменения в биосфере под влиянием деятельности человека. Сохранение равновесия в биосфере как основа ее целостности

3. Решить задачу на промежуточный характер наследования

Билет № 30

1. Экологическое и географическое видообразования, их сходство и различие

2. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Ведущая роль живого вещества в преобразовании биосферы

3. Решить задачу на моногибридное скрещивание

ОТВЕТЫ НА ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ

Билет № 1

Вопрос 1. Клетка – структурная и функциональная единица организмов всех царств живой природы

Все ныне существующее разнообразие живых организмов ученые распределяют по четырем царствам: вирусы, грибы, растения, животные. Представители трех последних царств имеют клеточное строение, что свидетельствует об их родстве. Вирусы – неклеточная форма жизни.

Организмы могут быть представлены одной-единственной клеткой (простейшие) или могут состоять из множества клеток. Одноклеточные стоят на более низком уровне развития, нежели многоклеточные, но строение и функционирование клеток тех и других практически одинаково, что говорит об их филогенетическом родстве (многоклеточные произошли от одноклеточных). Преимущество многоклеточных состоит в том, что все свойства и особенности клеток (обмен веществ, движение, размножение, смерть) повторены много раз, что приводит к увеличению продолжительности жизни особи, возможности оставить больше потомков и меньшей зависимости от внешних условий.

Клетки разных организмов имеют сходное строение. Все живые организмы по строению клеток делятся на две основные группы: прокариоты и эукариоты. Прокариоты не имеют четко оформленного ядра, органеллы (кроме рибосом) заменены мембранными структурами. В клетках эукариотических организмов имеются ядра и набор органелл в зависимости от вида и функций клетки. Несмотря на единый принцип строения и сходный химический состав, между клетками эукариотических организмов разных царств имеются существенные различия. Все клетки имеют оболочку – плазмалемму, выполняющую одинаковые функции независимо от принадлежности клетки к какому-либо царству. Клетки растений и грибов имеют жесткую клеточную оболочку – клеточную стенку. У грибных клеток она состоит из хитина, а у растительных – из целлюлозы. Клетки бактерий окружены слизистой капсулой. Животные клетки клеточной стенки не имеют. Форма, размеры клеток различны и зависят от выполняемых функций. Точно так же все клетки имеют ядро и цитоплазму с основным набором органелл: эндоплазматической сетью, аппаратом Гольджи, рибосомами, митохондриями, лизосомами. Каждая из этих органелл выполняет свою функцию, но их деятельность в зависимости от потребностей клетки ослабевает или усиливается.

Клетка – не только структурная, но и функциональная единица живого организма, так как способна потреблять и преобразовывать энергию и вещество. Все вещества, поступившие в клетку извне, вовлекаются в метаболизм состоящий из пластического обмена и энергетического обмена. Эти два процесса неразрывно связаны между собой. Синтетические реакции, в ходе которых вырабатываются вещества, необходимые клетке, нуждаются в энергии. Энергия освобождается при распаде (окислении) веществ в ходе диссимиляции. Реакции распада происходят в присутствии ферментов, образуемых при ассимиляции. Взаимосвязь пластического и энергетического обменов определяет функциональную целостность клетки.

Все клетки растут и размножаются. Размножение происходит путем митоза. Деление наступает из-за изменения отношения объема цитоплазмы к объему ядра. При митозе наследственная информация передается дочерним клеткам целиком. В результате митоза получаются генетически идентичные клетки (особи у простейших). В многоклеточном организме митоз – способ роста.

Таким образом, по положению «один» клеточной теории, клетка – структурная и функциональная единица всего живого.

Вопрос 2. Палеонтологические, сравнительно-анатомические, эмбриологические доказательства эволюции органического мира

Сведения, подтверждающие теорию эволюции органического мира, поступают из разных разделов биологии. Среди них – палеонтология, сравнительная эмбриология, анатомия и морфология.

Палеонтология изучает ископаемые останки организмов, живших когда-то на планете. Установление возраста пород, в которых были найдены останки, позволяет определить период, в котором жил данный организм. На основе этого была построена геохронологическая шкала групп животных и растений. Самые древние организмы были очень примитивны и неразнообразны. Их останки находят в древних породах. В молодых породах появляются останки все более разнообразных и усложняющихся организмов. Существование переходных форм, сочетающих примитивные и более высокоорганизованные признаки – одно из основных доказательств эволюции. Каждый вид появлялся в соответствии с условиями, преобладающими в его время, процветал, а затем вымирал, уступая близкородственному виду. Примерами таких переходных форм являются: 1) археоптерикс – ископаемая первоптица юрского периода, связующее звено между рептилиями и птицами, 2) семенные папоротники – переходная форма между папоротниковидными и голосеменными.

Ископаемые данные не дают полной картины развития органического мира (следствие неблагоприятных условий для окаменения, быстрого разложения мягкотелых организмов, затруднения при исследовании морского дна), но все же свидетельствуют о прогрессивном развитии органического мира.

Сравнительно-анатомические доказательства эволюции появляются при установлении степени сходства и различий в строении организмов. Во-первых, все организмы имеют клеточное строение. Во-вторых, при сравнении организмов можно выделить гомологичные и аналогичные органы. Гомологичные органы имеют общее происхождение, сходное строение и положение в организме, но выполняют различные функции. Они являются примерами адаптации к разным условиям среды и доказательством близкого филогенетического родства. Примером могут служить конечности позвоночных, построенные по одному плану пятипалой конечности. Аналогичные органы не обладают общим строением и происхождением, но выполняют сходные функции. Примеры: глаза позвоночных и насекомых, крылья бабочек и птиц. Аналогичные органы служат доказательством приспособительного характера эволюции.

Существование рудиментов (аппендикса у человека, тазовых костей змей и китов и др.), проявление атавизмов (обильного волосяного покрова на лице, руках и теле, увеличение числа копчиковых позвонков у людей) также являются доказательствами эволюции.

Данные эмбриологии имеют очень большое значение для обоснования теории эволюции. Геккелем был сформулирован биогенетический закон: зародыш в своем развитии (онтогенезе) повторяет историческое развитие группы, к которой он принадлежит (филогенез). Например, если взять позвоночных, их зародыш на определенных этапах приобретает жабры и жаберные щели, двухкамерное сердце с одним кругом кровообращения и т. п.

В дальнейшем различные ученые (А. Н. Северцев, А. О. Ковалевский) уточняли данные эмбриологии и доказали, что онтогенез повторяет не строение взрослых предковых форм, а стадии их зародышей.

Имеются биохимические доказательства родства и эволюции мира: сходство аминокислотных последовательностей в белках и нуклеотидных последовательностей в ДНК у разных таксономических групп (чем больше сходства, тем ближе родство) и другие.

Вопрос 3. Рассмотреть внешнее строение цветка насекомоопыляемого растения и выявить приспособленность к опылению насекомыми. Объяснить, как могло возникнуть это приспособление

Переносчиками пыльцы при перекрестном опылении чаще всего являются насекомые. Эволюция покрытосеменных насекомоопыляемых растений шла совместно с эволюцией насекомых-опылителей по пути тесного приспособления цветка и насекомого друг к другу.

К числу таких приспособлений следует отнести оптические средства привлечения, которые способствуют зрительной ориентации насекомых в поисках нужного растения. Цветки насекомоопыляемых растений, как правило, либо крупные, одиночные, ярко окрашенные (шиповник, пион, гвоздика, мак и др.), либо мелкие, собранные в хорошо заметные соцветия, имитирующие цветок (корзинки сложноцветных, соцветия сирени, акации, черемухи и т. д.). Немаловажную роль играет окраска лепестков венчика цветка. Раннецветущие виды растений имеют чаще всего фиолетовые и синие цветки, заметные на фоне проталин. Белые и желтые венчики выделяются на фоне ярко-зеленой травы у тех видов растений, которые цветут в летний период. Каждому виду насекомых-опылителей свойственно определенное цветовосприятие, поэтому их привлекают цветки определенной окраски. Кроме того, у львиного зева, орхидных основание венчика имеет характерный рисунок в виде точек и пунктирных линий, указывающий насекомому место посадки.

Большое значение в поисках пищи для насекомых имеют запахи цветков. Хорошо развитое обоняние позволяет насекомым находить цветки как с приятным ароматом, так и с резким запахом.

Окраска, форма, размеры, запахи цветков служат для насекомых лишь указателями на присутствие в них главной приманки – пыльцы и нектара.

Строение ротового аппарата насекомых-опылителей, посещающих цветки растений определенного вида, приспособлены для сбора нектара, который находится у основания лепестков венчика в виде специальных кармашков-нектарников (лютиковые).

Цветки некоторых растений насекомые посещают ради пыльцы, которую они поедают сразу или собирают в прок как пищу для личинок. Большое количество тычинок (до 100 и более), хорошо развитые крупные пыльники на относительно коротких тычиночных нитях являются признаками цветков насекомоопыляемых растений.

Морфология | Определение и примеры

Типы листьев

Просмотреть все материалы

Ключевые люди:
Роберт Браун Александр Браун Адольф-Теодор Броньяр Вильгельм Хофмайстер Уильям Кейт Брукс
Похожие темы:
эволюция биологическое развитие зоология физиология морфогенез

Просмотреть весь связанный контент →

морфология , в биологии изучение размера, формы и строения животных, растений и микроорганизмов, а также взаимоотношений их составных частей. Термин относится к общим аспектам биологической формы и расположения частей растения или животного. Термин анатомия также относится к изучению биологической структуры, но обычно предполагает изучение деталей макроскопической или микроскопической структуры. Однако на практике эти два термина используются почти как синонимы.

Обычно морфологию противопоставляют физиологии, которая занимается изучением функций организмов и их частей; Однако функция и структура настолько тесно взаимосвязаны, что их разделение несколько искусственно. Первоначально морфологи занимались костями, мышцами, кровеносными сосудами и нервами, составляющими тела животных, и корнями, стеблями, листьями и частями цветков, составляющими тела высших растений. Развитие светового микроскопа сделало возможным рассмотрение некоторых деталей строения отдельных тканей и отдельных клеток; развитие электронного микроскопа и методов получения ультратонких срезов тканей создало совершенно новый аспект морфологии — изучение детального строения клеток. Электронная микроскопия постепенно выявила удивительную сложность многих структур клеток растений и животных. Другие физические методы позволили биологам исследовать морфологию сложных молекул, таких как гемоглобин, газопереносящий белок крови и дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК), из которых состоит большинство генов. Таким образом, морфология охватывает изучение биологических структур в огромном диапазоне размеров, от макроскопических до молекулярных.

Глубокое знание структуры (морфологии) имеет фундаментальное значение для врача, ветеринара и фитопатолога, каждый из которых имеет дело с видами и причинами структурных изменений, возникающих в результате определенных заболеваний.

Доказательства того, что доисторические люди ценили форму и строение современных им животных, сохранились в виде рисунков на стенах пещер во Франции, Испании и других местах. Во время ранних цивилизаций Китая, Египта и Ближнего Востока, когда люди научились приручать определенных животных и выращивать многие фрукты и злаки, они также приобретали знания о строении различных растений и животных.

Викторина «Британника»

Золотое дно биологии

Аристотель интересовался биологической формой и строением, и его Historia animalium содержит превосходные описания животных Греции и Малой Азии, четко узнаваемые в существующих видах. Он также интересовался морфологией развития и изучал развитие цыплят до вылупления, а также методы размножения акул и пчел. Гален был одним из первых, кто препарировал животных и сделал тщательные записи своих наблюдений за внутренним строением. Его описания человеческого тела, хотя и оставались непререкаемым авторитетом на протяжении более 1000 лет, содержали ряд замечательных ошибок, поскольку основывались на вскрытиях свиней и обезьян, а не людей.

Хотя трудно точно определить появление современной морфологии как науки, одной из первых вех была публикация в 1543 г. книги De humani corporis Fabrica Андреаса Везалия, чьи тщательные вскрытия человеческих тел и точные рисунки его наблюдений выявили многие неточности в более ранних описаниях человеческого тела Галеном.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

В 1661 году итальянский физиолог Марчелло Мальпиги, основатель микроскопической анатомии, продемонстрировал наличие мелких кровеносных сосудов, называемых капиллярами, которые соединяют артерии и вены. Существование капилляров было постулировано 30 лет назад английским врачом Уильямом Харви, чьи классические эксперименты по изучению направления кровотока в артериях и венах показали, что между ними должны существовать мельчайшие связи. Между 1668 и 1680 годами голландский микроскопист Антони ван Левенгук использовал недавно изобретенный микроскоп для описания эритроцитов, сперматозоидов человека, бактерий, простейших и различных других структур.

Клеточные компоненты — ядро ​​и ядрышко растительных клеток и хромосомы внутри ядра — и сложная последовательность ядерных событий (митоз), происходящих во время клеточного деления, были описаны различными учеными на протяжении 19 века. Organographie der Pflanzen (1898–1901; Organography of Plants , 1900–05), великая работа немецкого ботаника Карла фон Гебеля, который был связан с морфологией во всех ее аспектах, остается классикой в ​​этой области. Британскому хирургу Джону Хантеру и французскому зоологу Жоржу Кювье было 19 лет.пионерами X века в изучении сходных структур у разных животных, т. е. сравнительной морфологии. Кювье, в частности, был одним из первых, кто изучал структуру как окаменелостей, так и живых организмов, и ему приписывают создание науки палеонтологии. Британский биолог сэр Ричард Оуэн разработал два принципиально важных понятия сравнительной морфологии — гомологию, которая относится к внутреннему структурному сходству, и аналогию, которая относится к внешнему функциональному сходству. Хотя эти концепции предшествовали дарвиновскому взгляду на эволюцию, анатомические данные, на которых они основывались, стали, во многом благодаря работе немецкого специалиста по сравнительной анатомии Карла Гегенбаура, важным свидетельством в пользу эволюционных изменений, несмотря на устойчивое нежелание Оуэна принять эту точку зрения. диверсификации жизни от общего происхождения.

Одним из основных направлений современной морфологии было выяснение молекулярных основ клеточной структуры. Такие методы, как электронная микроскопия, выявили сложные детали клеточной структуры, обеспечили основу для связи структурных деталей с конкретными функциями клетки и показали, что определенные клеточные компоненты встречаются в различных тканях. Изучение мельчайших компонентов клеток прояснило структурную основу не только сокращения мышечных клеток, но и подвижности хвоста сперматозоида и волосовидных отростков (ресничок и жгутиков), обнаруживаемых у простейших и других клеток. Исследования структурных деталей растительных клеток, хотя и начатые несколько позже, чем исследования животных клеток, выявили удивительные факты о таких важных структурах, как хлоропласты, содержащие хлорофилл, участвующий в фотосинтезе. Внимание было обращено также на ткани растений, состоящие из клеток, сохраняющих способность к делению (меристемы), особенно на концах стеблей, и на их связь с новыми частями, которые они дают начало. Детали строения бактерий и сине-зеленых водорослей, во многом сходных между собой, но резко отличающихся как от высших растений, так и от животных, изучались в попытке установить их происхождение.

Морфология по-прежнему имеет важное значение в таксономии, поскольку для ее идентификации используются морфологические признаки, характерные для конкретного вида. Поскольку биологи начали уделять больше внимания экологии, идентификация видов растений и животных, присутствующих в районе и, возможно, изменяющихся в количестве в ответ на изменения окружающей среды, приобретает все большее значение.

Гомеотические гены и модели тела

Каждый организм имеет уникальную структуру тела. Хотя специализированные структуры тела, такие как руки и ноги, могут быть похожи по строению (и те, и другие состоят из мышц и костей), их форма и детали различаются. Пока эмбрион растет, руки и ноги развиваются по-разному из-за действия гомеозисных генов, которые определяют, как развиваются структуры в разных сегментах тела.

Как ученые обнаружили гены, определяющие строение тела?

Ученые открыли гомеозисные гены, изучая странные трансформации плодовых мушек, в том числе мух, у которых вместо рта были ноги, дополнительные пары крыльев или две пары органов равновесия (называемых жужжальцами) вместо крыльев. У некоторых вместо усиков из головы росли ноги!

Ученые назвали эти модификации «гомеотической трансформацией», потому что одна часть тела как бы заменялась другой. Исследователи, в том числе группа, возглавляемая Эдом Льюисом из Калифорнийского технологического института, обнаружили, что многие из этих трансформаций были вызваны дефектами в отдельных генах, которые они назвали гомеозисными, или Hox, генами.

Эта работа показала, что антенные клетки несут всю информацию, необходимую для превращения в ножки. Это общий принцип: каждая клетка организма несет в своей ДНК всю информацию, необходимую для построения всего организма.

Вверху: (слева) Обычная плодовая муха; (Справа) Плодовая муха с мутацией в гене антеннопедии. Внизу: (слева) обычная плодовая муха; (Справа) Плодовая муха с гомеотической мутацией, дающей ей два грудных отдела. Нижние изображения предоставлены архивом Калифорнийского технологического института.

Общие характеристики

Гены в разных организмах, которые имеют сходную последовательность и функцию, называются гомологичными генами.

Плодовые мушки начинают жизнь как червеобразные существа, состоящие из повторяющихся единиц или сегментов. В начале развития гены Hox включаются в разных сегментах. Паттерны активности гена Hox придают каждому сегменту индивидуальность, сообщая ему, где он находится в теле и какие структуры он должен расти. Например, гены, активные в голове, направляют рост частей рта и усиков, а гены, активные в грудной клетке, направляют рост ног и крыльев.

Изменения в экспрессии гена Hox изменяют идентичность сегмента. Например, на первом сегменте грудной клетки обычно растут ноги, на втором — ноги и крылья, а на третьем — ноги и жужжальца. Когда активность гена Hox в третьем сегменте становится такой же, как во втором, у обоих сегментов вырастают ноги и крылья (см. фотографии выше).

Изучая последовательности ДНК гомеозисных генов плодовых мушек, исследователи обнаружили, что все они имеют одинаковый участок примерно из 180 оснований; они назвали этот участок гомеобоксом. Гомеобокс — это всего лишь часть каждого гена. Если бы приведенные ниже слова были гомеозисными генами, заглавные буквы обозначали бы гомеобокс: ВМЕСТЕ — ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ — СБОРКА — ЗАБОТА

Исследователи использовали сходство последовательностей ДНК, чтобы найти гены с гомеобоксами у других видов, включая других насекомых, червей и даже млекопитающих. Вместе эти гены составляют семейство генов Hox (Hox — это сокращение от гомеобокс).

Интересно, что гены Hox расположены кластерами. Как правило, их порядок в хромосоме такой же, как и порядок их появления на теле. Другими словами, гены слева контролируют формирование паттерна в голове, а гены справа контролируют формирование паттерна в хвосте.

Гены содержат ключи к разгадке эволюционных отношений

Почти каждое исследованное животное имеет в своей ДНК гомеобоксные последовательности, что позволяет предположить, что Hox-гены возникли очень рано в генеалогическом древе животных. Считается, что генетические последовательности, сохраняющиеся на протяжении эволюции, особенно важны для базового развития даже отдаленно родственных организмов. Наличие последовательностей гомеозисных генов у таких разных животных, как медузы, насекомые и млекопитающие, позволяет предположить, что эти гены выполняют важную функцию у многих, а возможно, и у всех животных.

Ученые изучили последовательности, функции и организацию ДНК генов, чтобы узнать об эволюционных отношениях. Hox-гены открыли много ключей к разгадке эволюции генеалогического древа животных.

Сходство среди Hox-генов, особенно в общей последовательности гомеобокса, позволяет предположить, что все они произошли от одного предкового гена, который многократно дублировался. После каждого события дупликации гены постепенно менялись, выполняя несколько иную работу. Этот процесс известен биологам-эволюционистам как «удвоение и дивергенция».

Первые удвоения произошли очень давно. Животное, жившее около миллиарда лет назад, предок всех животных, имело как минимум 4 гена Hox. К 600 миллионам лет назад у предка всех современных животных, обладающих билатеральной симметрией, это число выросло как минимум до 7. Мы знаем это, потому что животные, произошедшие от этого предка, имеют гомологи этих генов.

Дополнительные события дублирования произошли в некоторых ветвях генеалогического древа животных. У насекомых, например, был продублирован ген рядом с правым концом кластера. У позвоночных удвоился весь Hox-кластер — 3 раза у млекопитающих и до 8 раз у некоторых видов рыб. Затем двойные гены могли свободно выполнять новые функции, что часто приводило к более сложным структурам тела.

Hox-гены имеют не только общую последовательность ДНК, но и общие функции. Гены мышиных Hox могут замещать их гомологи у мух. И когда они активируются в других сегментах, мышиные гены могут вызывать гомеозисные преобразования у мух.

Как и другие гены, Hox-гены более сходны у близкородственных видов и менее сходны у более отдаленно родственных видов. Сравнивая сходство последовательностей, ученые могут определить, когда в истории эволюции произошли определенные события дупликации и где по пути были потеряны некоторые Hox-гены (дополнительные приобретения и потери произошли внутри отдельных видов в каждой группе).

Illustraiton на основе информации Паскуаль-Аная и др. (2005 г.), Кэрролла и др. (2005 г.) и Гарсии-Фернандеса (2013 г.).

Hox-белки регулируют другие гены

Hox-гены кодируют белки, которые прикрепляются к молекулярным переключателям ДНК, включая и выключая другие гены. ДНК-связывающая часть белка Hox называется гомеодоменом и кодируется гомеобоксом. Гомеодомены в разных Hox-белках сходны, но не идентичны — они связываются с разными последовательностями ДНК. Итак, разные Hox-белки регулируют разные наборы генов, а комбинации Hox-белков, работающие вместе, регулируют другие наборы генов.

Являясь регуляторами других генов, Hox-белки очень эффективны. Один белок Hox может регулировать активность многих генов. И наборы генов работают вместе, чтобы выполнять «программы» во время эмбрионального развития — например, программы для построения ноги или антенны — так же, как компьютерные программы выполняют определенные задачи.

Гомеотические гены и эволюционные изменения

Большое разнообразие животных основано на двух простых идеях: тела, состоящие из повторяющихся единиц (или сегментов), и генетические программы для построения структур.

Только внутри членистоногих (показаны справа) вариации на эту тему привели к огромному разнообразию типов тела. И действительно, во многих случаях домены активности гена Hox параллельны различным типам структур, вырастающих из сегментов тела животных.

Цветными полосами выделяются сегменты тела, имеющие сходные черты; вы можете думать о каждом цвете как о запуске отдельной генетической программы: например, программы «ноги» или программы «антенны». Как только программа для построения структуры существует, ее можно повторно использовать в другом месте, просто изменив экспрессию гена Hox. Легко увидеть, как добавление некоторых сегментов и запуск в них программы «ноги» может построить организм с еще несколькими наборами ног.

А сами генетические программы можно модифицировать (через изменения в генах «ног» или «антенн») для построения немного иных структур. Например, программа «крыло» возникла не на пустом месте — это просто модифицированная программа «нога».

Генетическое изменение, которое приводит к изменению формы тела, может позволить организму более эффективно захватывать пищу или избегать хищников, давая ему репродуктивное преимущество. Его гены могут преимущественно передаваться следующему поколению, влияя таким образом на ход эволюции.

Hox-гены позвоночных

У позвоночных (животных, у которых есть позвоночник) весь Hox-кластер дублируется несколько раз. Мыши и другие млекопитающие имеют четыре кластера Hox. Все четыре похожи, но все разные. Сходные гены в разных кластерах называются паралогами.

Большинство паралогов имеют частично перекрывающиеся функции, поэтому выяснить, как функционируют Hox-гены у позвоночных, непросто: эффекты изменения одного гена часто скрыты за функционирующими генами в одной и той же паралогической группе. Но изменение функции нескольких генов в группе может иметь драматические последствия.

На фотографиях слева, предоставленных исследовательской группой Марио Капеччи из Университета Юты, видны передние лапы мыши. Деактивация того или иного паралога имеет тонкие эффекты (два средних изображения). Но при отключении обоих получается совершенно другая конечность (справа). Этот и другие эксперименты показали, что гены Hox у мышей работают почти так же, как и у плодовых мушек.

Hox-гены определяют идентичность позвонков

Хотя мыши и другие позвоночные не так явно сегментированы, как членистоногие, некоторые области их тел на самом деле сегментированы. Позвонки со всеми связанными с ними мышцами и костями вырастают из повторяющихся единиц эмбриона, называемых сомитами. Hox-гены (часто в комбинации) помогают определить идентичность сомитов, направляя их развитие по-разному в зависимости от того, где они находятся в организме.

Точно так же, как Hox-гены у членистоногих направляют сегменты для роста ног, крыльев или антенн, Hox-гены у позвоночных направляют сегменты для роста ребер (или нет) или костей, которые сливаются вместе, образуя крестец.

Эксперименты на мышах показывают, как гены Hox влияют на идентичность позвонков. У эмбрионов мышей гены Hox10 выключают программу «ребра». Обычно гены активны в нижней части спины, где из позвонков не растут ребра, и неактивны в средней части спины, где из позвонков растут ребра. Когда паралоги Hox10 экспериментально инактивируются, в позвонках нижней части спины вырастают ребра. Нечто подобное могло произойти и в природе. У змей гены Hox10 утратили свою способность блокировать ребра, что может быть причиной того, что у них растут ребра от головы до хвоста.

Hox-гены играют гораздо больше ролей в развитии позвоночных. Они помогают определить разницу между рукой и ногой, а также мизинцем и большим пальцем. В нервной системе их экспрессия в сегментированных эмбриональных структурах, называемых ромбомерами, направляет развитие различных областей мозга.

Hox-гены — захватывающий пример того, как один ген, который делал что-то хорошо, был скопирован и переназначен в процессе эволюции, чтобы делать еще больше.

(слева) Эмбрион мыши с сомитами; (Справа) Позвоночный столб взрослой мыши. Цвета показывают позвонки с разной идентичностью. Области активности гена Hox показаны скобками на эмбрионе. На основе изображений в Wellik (2007).

Ссылки

Ссылки

Кэрролл, С.Б., Гренье, Дж.К. и Уэзерби, С.Д. (2004). От ДНК к разнообразию: молекулярная генетика и эволюция дизайна животных (2-е изд.). Молден, Массачусетс ; Уайли-Блэквелл.

Дэвис, А.П., Витте, Д.П., Се-Ли, Х.М. , Поттер, С.С. и Капеччи, М.Р. (1995). Отсутствие лучевой и ольна у мышей с отсутствием hoxa-11 и hoxd-11. Природа, 375, 791-795. doi:101038/375791a0

Гарсия-Фернандес, Дж. (2013). Генезис и эволюция гомеобоксных кластеров. Nature Reviews Genetics 6, 881-891. doi:10.1038/nrgl723

Хеффер, А. и Пик, Л. (2013). Сохранение и изменение генов Hox: как модели насекомых стали пионерами в области эво-дево. Ежегодные обзоры по энтомологии, 58, 161-179. doi:10.1146/annurev-ento-120811-153601

Льюс, Э.Б. (1978). Генный комплекс, контролирующий сегментацию у дрозофилы. Природа 276, 565-570.

Малло М., Веллик Д.М. и Дешам, Дж. (2010). Hox-гены и региональное формирование строения тела позвоночных. Биология развития, 344, 7-15. doi:10.1016/j.ydbio.2010.04.024

Паскуаль-Аная, Дж., Д’Аньелло, С., Куратани, С. и Гарсия-Фернандес, Дж. (2013). Эволюция кластеров генов Hox у вторичноротых. Биология развития BMC, 13 (26). doi:10.1186/1471-213X-13-26

Пирсон, Дж.