Дмитрий Иванович Донской | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов

Дмитрий Иванович родился 12 октября 1350 года. Его родителями были Иван II Красный и княгиня Александра Ивановна. 

После смерти отца во главе государства стал 9-летний Дмитрий. Опекуном при нем был митрополит Алексий – человек, обладавший сильным характером и большим авторитетом. Иван Красный завещал все владения своим сыновьям. После смерти младшего брата Семена вся власть перешла к Дмитрию.

Политика Дмитрия Донского

Время правления Дмитрия Донского характеризуется расширением границ княжества. В это же время укрепился союз с Великим Новгородом. В 1375 году завершилось противостояние Москвы и Твери. После взятия штурмом Твери Дмитрий был признан «братом старшим». Дмитрию Ивановичу удалось сформировать вокруг себя команду помощников и сторонников, которые в дальнейшем стали главной опорой великого князя.

В 1366 году Дмитрий Иванович продолжил укрепление Москвы. Был построен новый каменный кремль, что спасло город через несколько лет. В 1368 и 1370 годах великий Литовский князь Ольгерд предпринял попытки взять город штурмом. Новые стены выдержали натиск врага, а захватчики потерпели поражение.

Дмитрий Иванович добился окончательного присоединения таких земель, как Галич Мерьский, Углич, Белоозеро, а также Костромское, Дмитровское, Чухломское, Стародубское княжества. В 1376 году волжские булгары были побеждены и уже не представляли реальной угрозы.

Отношения с церковью

Князь Дмитрий был воспитан глубоко верующим человеком. Много сил он отдавал на поддержку православных храмов и святых обителей. Он стал основателем Николо-Угрешского монастыря. При его помощи и содействии были открыты монастыри в Москве, Серпухове, Коломне и других местах Московского княжества. Особую роль в судьбе Дмитрия Донского сыграл настоятель Троицкого монастыря Сергий Радонежский. Именно он благословил русское воинство и Дмитрия Ивановича на битву с Мамаем.

Взаимоотношения с Золотой Ордой

Укрепление власти московского князя проходило в период, когда саму Золотую Орду терзали внутренние междоусобицы. Шла постоянная борьба между татарскими ханами за верховную власть.

Учитывая все эти условия, Дмитрий Иванович сделал первый шаг против Орды и отказался платить дань. Даром это пройти не могло, и Орда, несмотря на все свои внутренние проблемы, решает наказать Дмитрия. Она напала на Нижний Новгород и взяла его штурмом. Но поход на Москву в 1378 году оказался неудачным, войско Мамая было разбито (Битва на реке Воже).

Но главное событие в биографии Дмитрия Ивановича произошло 8 сентября 1380 года. Именно в этот день на Куликовом поле, на берегу рек Непрядвы и Дона, состоялось сражение, которое вошло в историю как Куликовская битва. Объединенное русское войско разгромило войско Мамая. Дмитрий Иванович принимал участие в битве. По сведениям летописцев, был ранен. За эту победоносную битву великого Московского князя прозвали Донским.

На время прекратилась выплата дани Золотой Орде. Произошло окончательное слияние Владимирского и Московского княжеств, а Москва по праву стала объединяющим центром русских земель.

Полностью сбросить монголо-татарское иго в этот раз не удалось. Уже через два года объединенные войска Золотой Орды под руководством хана Тохтамыша взяли Москву. Разорение было значительным, столица вновь ослабла. Междоусобицы продолжились, а Дмитрий Донской вновь был вынужден платить дань – правда, в более усеченном размере.

Дмитрий Иванович Донской умер 19 мая 1389 года в возрасте 39 лет. Похоронен был в Москве, в Архангельском соборе. После смерти Донского управление княжествами перешло к его сыну Василию I.

Рассмотрите схему и выполните задания — Мегаобучалка

1. Напишите название битвы, представленной на схеме

2. Напишите название реки, обозначенной на схеме цифрой «1»?

 

3. Назовите имя князя командовавшего действиями Засадного полка во время битвы. В ответе укажите только имя.

 

4. Какие суждения, относящиеся к событию, обозначенному на схеме, являются верными. Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) в составе русских войск, участвовавших в битве, не было дружин из Рязанского княжества

2) на стороне ордынцев в битве участвовали литовские полки под командованием князя Ягайло

3) битва была крупнейшим сражением русских и ордынских сил начала XV в.

4) вскоре после победы в битве русские земли освободились от ордынской зависимости

5) результаты битвы имели большое значение для укрепления авторитета Москвы как политического центра объединения русских земель

6) Московский князь Дмитрий Иванович сражался в пешем строю в доспехах простого воина

 

16. Рассмотрите изоб­ра­же­ние и вы­пол­ни­те задания.

1. Какие суж­де­ния о дан­ном па­мят­ни­ке ар­хи­тек­ту­ры яв­ля­ют­ся верными? Вы­бе­ри­те два суж­де­ния из пяти предложенных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Церковь была по­стро­е­на в X в.

2) Это пер­вая ка­мен­ная по­строй­ка на Руси.

3) Церковь по­стро­е­на в стиле на­рыш­кин­ско­го барокко.

4) Церковь от­но­сит­ся к ше­дев­рам владимиро-суздальской архитектуры.

5) Строительство этого храма от­но­сит­ся к прав­ле­нию Ан­дрея Боголюбского.

 

2. Какие из нижеприведённых па­мят­ни­ков ар­хи­тек­ту­ры были по­стро­ены в том же веке, что и изображённый выше? В ответе запишите две цифры, под ко­то­рыми они указаны.

 

 

17. Прочтите отрывок из «Истории России с древнейших времён» С. М. Соловьёва и кратко ответьте на вопросы 1-3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

«В 1389 году умер великий князь московский Дмитрий, еще только 39 лет от рождения. Дед, дядя и отец Дмитрия в тишине приготовили богатые средства к борьбе открытой и решительной… Он умел воспользоваться этими средствами, умел развернуть приготовленные силы и дать им вовремя надлежащее употребление. Лучшим доказательством особенно важного значения, придаваемого деятельности Дмитрия современниками, служит существование особого сказания о подвигах этого князя, особого, украшенно написанного жития его.

В его духовном завещании встречаем неслыханное прежде распоряжение: московский князь благословляет старшего своего сына Василия великим княжением Владимирским, которое зовет своею отчиною. Донской уже не боится соперников для своего сына ни из Твери, ни из Суздаля. Кроме Василия у Дмитрия оставались еще 5 сыновей. Завещатель выражает надежду, что сыновья его перестанут давать выход в Орду.

Мы не должны забывать о деятельности бояр московских: они отстояли права своего малолетнего князя и своего княжества, которым и управляли до возмужалости Дмитрия. Последний не остался неблагодарен людям, которые так сильно хотели ему добра. Чувствуя приближение смерти, Дмитрий, по словам сочинителя жития, дал сыновьям следующее наставление: «Бояр своих любите, честь им достойную воздайте, против их службы, без их воли ничего не делайте».

 

1. С каким периодом в истории России совпало княжение Дмитрия Ивановича? Какое событие этого периода прославило князя?

2. В чем видит историк главные заслуги князя? Почему историк придает особое значение духовному завещанию Дмитрия Ивановича?

3. На чем основано суждение историка о том, что Дмитрий Иванович не боится соперников для своих сыновей из других княжеств? Какой завет он оставил своим сыновьям?

 

 

18. Начало объединительных процессов в русских землях в XIV-XV вв. и создание единого государства сопровождалось борьбой за лидерство между уняжествами. Победу в этой борьбе одержала Москва. Н.М. Карамзин писал о возвышении Москвы:

«Сделалось чудо. Городок, едва известный до конца XIV в., возвысил главу и спас отечество».

Явление Лжедмитрия

  • Последнее обновление 10 ноября 2022 г.

Российский претендент на престол Лжедмитрий недолго царствовал в эпоху притворства, смуты и хаоса, что в конечном итоге привело к политическим изменениям и осознанию потребности России в «хорошем царе».

Краткое содержание события

18 июля 1605 года Лжедмитрий был коронован на царство России. Этот эпизод был частью затяжного кризиса, который почти уничтожил Россию между 1584 и 1613 годами. Известный в русской истории как Смутное время (1584-1613), этот период был отмечен самозванцами, гражданскими войнами, социальными бунтами, голодом настолько жестоким, что вызвать каннибализм, а в его самые темные часы занятие русского престола Польшей и завоевание значительной части страны Швецией.Голод;Россия[kw]Явление Лжедмитрия (ок. 1601-1606)[kw] Дмитрий, Явление Лжедмитрия (ок. 1601-1606) [kw] Лжедмитрий, Явление (ок. 1601-1606) Правительство и политика; ок. 1601-1606: Явление Лжедмитрия[0170]Войны, восстания и гражданские беспорядки; в. 1601-1606: Явление Лжедмитрия[0170]Отрепьев, Григорий

Непосредственной причиной катастрофической череды событий стало угасание рода князей Рюриковичей, правивших Россией более семисот лет. Более фундаментальными были невероятные нагрузки, которые москвичи наложили на все слои русского населения в своем стремлении укрепить свою власть в России и расширить ее границы на востоке и западе.

Кульминация превращения России в абсолютную монархию пришлась на период правления Ивана ГрозногоИван Грозный. Он вел беспощадную войну против могущественных дворян-землевладельцев, известных как бояре. Убийствами, грабежами, грабежами, пытками и ссылками он положил конец их притязаниям на независимую политическую власть в России. Неуравновешенный, буйный и, вероятно, психически неуравновешенный, Иван в приступе ярости убил своего старшего сына и оставил наследниками Федора Федора I, физически слабого и политически импотентного двадцатишестилетнего юношу, и малолетнего Дмитрия Дмитрия Ивановича. Учитывая жадность и свирепость бояр; недовольство крестьянского, казачьего и купеческого населения; и алчные цели Швеции и Польши, Россия была лишена сильного, законного правителя, когда он был отчаянно нужен.

После смерти Ивана в 1584 году Федор был коронован на царство, но из-за своей физической и умственной слабости над ним господствовали разные бояре и другие люди с военным и административным опытом, которые закулисно боролись за власть. В конечном итоге победителем в этой борьбе стал Борис Годунов, Годунов, Борис, который был одним из самых надежных приспешников Ивана IV «Грозного» и был женат на сестре Федора. В 1598 году Борис стал самостоятельным царем, несмотря на активное противодействие бояр и деятелей Русской православной церкви. Несмотря на свои успехи в заключении мира с Литвой, создании русского патриаршества, сдерживании татарских нашествий, установлении дипломатических отношений с Европой и развитии торговли, Годунову не удалось утвердиться на престоле как инициатору новой линии. Эта неудача позволила Лжедмитрию сыграть свою роль в русской истории.

В тот период, когда он был доминирующей силой, стоящей за Федором, Борис столкнулся с постоянной возможностью того, что друзья и родственники матери Дмитрия попытаются посадить мальчика на престол после ожидаемой смерти Федора. Борис попытался предотвратить это, отправив Дмитрия и его мать вместе с другими членами семьи в женский монастырь в Угличе на северном берегу Волги. Там, при обстоятельствах, до конца не выясненных, девятилетний мальчик скончался от ножевого ранения в горло в 159 г.1. Он был эпилептиком, и, по словам его медсестры, у него случился припадок, и он порезался ножом, которым играл. В течение четырех дней Борис отправил в Углич комиссию, которая провела тщательное расследование и представила акт, подтверждающий версию медсестры о том, что ранения были нанесены самому себе. Однако отчет не получил широкого распространения, и вскоре стало широко распространено мнение, что Борис организовал убийство мальчика.

После прихода Годунова к власти стихийные бедствия в виде наводнения и заморозков погубили урожаи по всей России в 1601 году. Эти события стали сигналом бедствия для страны, едва способной существовать. Сообщается, что треть населения умерлаНаселение уменьшается;Россия. Хотя Годунов пытался облегчить проблемы своей страны, он выступил против бояр. Последовали волнения.

Первые слухи о Лжедмитрии появились в 1598 году, а в Москве о нем сообщали еще в 1601 и 1602 годах. Однако он бежал, когда выяснилось, что его могут арестовать, когда он выдавал себя за Дмитрия. Затем его видели в Польше в 1602 году в качестве камердинера у польского помещика. Российские власти опознали его как Григория Отрепьева, Лжедмитрий был беглым монахом, который раньше служил Романовым и был искусным переписчиком и композитором. Он был достойным, хладнокровным человеком с большим изяществом как на лошади, так и пешком, и, как говорили, был смелым и умным. Он многое знал об обстоятельствах, в которых жил царевич Дмитрий. Почти наверняка он уверовал, что он Дмитрий, и в краткий период своей славы действовал с полной самоуверенностью и внутренним убеждением. Он убедил своего благородного господина в своей искренности и добился если не поддержки, то, по крайней мере, доброжелательного нейтралитета короля Польши Сигизмунда III Вазы Сигизмунда III Вазы, который приветствовал любой предлог, чтобы затруднить жизнь русского царя. Лжедмитрий получил дальнейшую поддержку в Польше, женившись на Марине Мнишек, дочери своего польского лорда, и обратившись в католицизм весной 1604 года. Тем не менее, польский король не подстрекал и не поддерживал активно нападение Дмитрия на и его возможное пленение. московского престола.

Во главе небольшой армии из менее чем четырех тысяч разбойничающих польских дворян и беглых крестьян Лжедмитрий в октябре 1604 года переправился через Днепр в Россию. На юге России он быстро получил массовую поддержку казаков, недовольных мелкими землевладельцами. , и крестьян. Ему противостояли правительственные войска, и он потерпел несколько военных поражений, но неуклонно продвигался к Москве во главе постоянно растущего роя недовольных русских. В апреле 1605 года Годунов скоропостижно скончался, и последняя преграда была снята. Московские толпы убивали сторонников Годунова, а великие бояре столицы во главе с Василием ШуйскимВасилий Шуйский отказывались присягать сыну и преемнику Годунова Феодору. Жена и сын Годунова были убиты, а 20 июня 1605 года Лжедмитрий совершил триумфальный въезд в Москву. Шуйский, возглавлявший комиссию по расследованию смерти царевича Дмитрия в 159 г. 1, объявила теперь, что новоприбывшим был Дмитрий, как и мать царевича, которую для этой цели привели из монастыря. Шуйский также приводил к присяге Лжедмитрия. Россия, отчаянно нуждавшаяся в Рюрике, приняла самозванца как царя; был сделан еще один шаг к гражданской войне и анархии.

Значение

После того, как он стал царем, поддержка Лжедмитрия быстро ослабла. Его манеры были слишком легкомысленными и слишком «западными» для москвичей, которые предпочитали, чтобы их цари были торжественными и преданными двору и религиозным ритуалам. Он и его польские сторонники жили слишком весело, устраивая многочисленные балы и вечеринки, которые расстраивали пуританских москвичей. Более того, он был практикующим католиком и привел с собой священников-иезуитов, которые пугали и раздражали русское православное духовенство и население Москвы.

Наконец, Василий Шуйский и уцелевшие бояре, которые надеялись использовать Дмитрия как орудие, обнаружили, что он служит своим интересам, и опасались, что он может служить интересам короля Польши Сигизмунда III Вазы. Их националистические эмоции совпадали с их стремлением к власти, и они возбуждали националистический пыл жителей Москвы. 17 мая 1606 г. Лжедмитрий был убит; 29 мая его тело было сожжено, а прах пущен из пушки в сторону Польши.

Дальнейшее чтение
  • citation-type=»booksimple»xlink:type=»simple»>Барбур, Филипп Л. Димитрий, прозванный Самозванцем, царем и великим князем всея Руси, 1605-1606 . London: Macmillan, 1967. Эта замечательная книга является научно обоснованной и рассказывает захватывающую историю.
  • citation-type=»booksimple»xlink:type=»simple»>Даннинг, Честер С. Л. Первая гражданская война в России: Смутное время и основание династии Романовых . University Park: Pennsylvania State University Press, 2001. В этой постмарксистской переоценке Даннинг утверждает, что Смутное время было не русским крестьянским восстанием, а долгой и жестокой гражданской войной. Также рассказывается история Лжедмитрия.
  • citation-type=»booksimple»xlink:type=»simple»>Эмерсон, Кэрил. Борис Годунов. Транспозиции русской темы . Bloomington: Indiana University Press, 1986. Эмерсон исследует русскую историю с точки зрения исторической, литературной и музыкальной интерпретации.
  • citation-type=»booksimple»xlink:type=»simple»>Флоринский, Майкл Т. Россия: история и интерпретация . 2 тт. New York: Macmillan, 1947, 1953. Работа Флоринского многими признана лучшей общей историей России на английском языке. Включает глоссарий, библиографию основных источников и указатель в каждом томе.
  • citation-type=»booksimple»xlink:type=»simple»>Масса, Исаак. Краткая история начала и происхождения этих теперешних войн в Москве при разных государях до 1610 года . Перевод Г. Эдварда Орчарда. Торонто: University of Toronto Press, 1982. Рассказ голландского очевидца об исторических событиях.
  • citation-type=»booksimple»xlink:type=»simple»>Перри, Морин. Самозванцы и народный монархизм в России раннего Нового времени: Лжецари Смутного времени . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1995. Углубленное исследование ряда российских претендентов на престол и сравнение с другими самозванцами в Европе.
  • citation-type=»booksimple»xlink:type=»simple»>Рясановский, Николай В. и Марк Д. Стейнберг. История России . 7-е изд. Нью-Йорк: Oxford University Press, 2004. Всесторонний обзор истории России, включающий главу о Смутном времени и обсуждение Лжедмитрия.
  • citation-type=»booksimple»xlink:type=»simple»>Свак, Дьюла. Лжецари . Перевод Питера Дэниела. Боулдер, Колорадо: Восточноевропейские монографии, 2000. В этой работе рассматриваются претенденты на российский престол от Смутного времени до конца XIX века. Швак, венгерский историк, описывает, как трое мужчин выдавали себя за Дмитрия, сына Ивана Грозного.
Статьи по теме в Великие жизни из истории: семнадцатый век

Михаил Романов; Сигизмунд III Ваза; Василий Шуйский.Отрепьев, Григорий

Категории: История

Писарев Дмитрий Иванович | Encyclopedia.

com

(1840–1868), известный литературный критик, радикальный социальный мыслитель и сторонник «рационального эгоизма» и нигилизма.

Родившийся в дворянской семье, Дмитрий Иванович Писарев учился в Московском и Санкт-Петербургском университетах, специализируясь на филологии и истории. С 1862 по 1866 год Писарев был главным голосом журнала Русское слово ( Русское слово ), журнал, несколько родственный «Современник » ( «Современник »), который издавал и редактировал поэт Николай Некрасов (1821–1878). В 1862 году Писарев был заключен в Петропавловскую крепость за написание статьи с критикой царского правительства и защитой общественного критика Александра Герцена, редактора лондонского эмигрантского журнала «Колокол » ( «Колокол »). По иронии судьбы, арест Писарева ознаменовал его собственное восхождение к известности, совпавшее со смертью Николая Добролюбова в 1861 году и арестом Николая Чернышевского в 1862 году. Во время своего заключения в течение следующих четырех с половиной лет Писарев продолжал писать для

«Русское слово», , в том числе несколько авторитетных статей, демонстрирующих его литературное щегольство: «Заметки по истории труда» (1863 г. ), «Реалисты» (1864 г.), «Исторические идеи Огюста Конта» (1865 г.), «Пушкин и Белинский» (1865). Его статьи о Платоне и принце Меттернихе и особенно статья «Схоластика девятнадцатого века» принесли ему известность как литературному критику.

Писарев отличался от других, более либеральных социальных реформаторов первой половины десятилетия тем, что подчеркивал индивидуально-этические аспекты социально-экономических реформ, такие как семейные проблемы и тяжелое положение женщины в обществе. Когда роман Чернышевского

Что делать ( Что делать? ) вышел в 1863 году, Писарев хвалил его как утилитарный трактат, акцентирующий внимание на положительных сторонах нигилизма (вообще взгляда на то, что не существует абсолютных ценностей). В то же время Писарев критиковал Чернышевского за его интеллектуальную робость и неспособность развить свои идеи достаточно далеко. По Писареву, функциональному обществу не нужна была литература («искусство ради искусства»), и поэтому литература должна просто слиться с публицистикой и научным исследованием как описанием действительности.
Он даже посягнул на репутацию Александра Пушкина, заявив, что творчество поэта препятствует общественному прогрессу и должно быть отправлено на свалку истории.

Вместо того чтобы высмеивать роман Ивана Тургенева « Отцы и дети » ( Отцы и дети ), написанный в 1862 году, как это делал Чернышевский, утверждая, что он бичевал радикальную молодежь, Писарев решительно отождествлял себя с героем романа Базаровым — нигилистом, который верит в разум и имеет научное понимание потребностей общества, но отвергает традиционные религиозные верования и моральные ценности. «Базаров, — писал Писарев, — представитель нашего молодого поколения; в его лице собраны все те черты, которые в меньшей степени рассеяны в массе». Для Писарева «реализм» и «эмпиризм» Базарова сводили все принципиальные вопросы к личным предпочтениям. Герой Тургенева руководствуется только личным капризом или расчетом. Ни над собой, ни вне себя, ни внутри себя он не признает никакого регулятора, никакого нравственного закона.

Далеко не испытывая никаких моральных угрызений совести за совершение преступлений, новый герой молодого поколения вряд ли подчинил бы свою волю такому устаревшему предубеждению.

Читатели Писарева почерпнули в самом авторе некоторые из этих самых экстремистских, нигилистических тенденций. Однако Писарев был интеллигентом-экстремистом, но честным. Он красноречиво защищал таких практичных социальных типов, как Базаров, — активистов интеллигенции, т. е. людей, способных сыграть роль «мыслящего пролетариата». Однако сам Писарев не выступал за политическую революцию. Он считал, что общество и, прежде всего, массы людей могут быть преобразованы посредством социально-экономических изменений. Он просто осуждал все, что стояло на пути таких мирных перемен, более резко, чем любой из его предшественников. Таким образом, это стремление атаковать все, что казалось социально бесполезным, звучало более революционно, чем было на самом деле.

После освобождения из тюрьмы Писарев публиковал статьи в журналах Задание ( Дело ) и Отечественные записки ( Отечественные записки ). Хотя он утонул в Рижском заливе в 1868 году в возрасте двадцати восьми лет, его идеи продолжали оказывать влияние на других писателей, особенно на Федора Достоевского. В Преступление и наказание ( Преступление и наказание ) герой Достоевского Раскольников (от слова раскол или «раскол») показывает, что происходит, когда кто-то выставляет напоказ моральные принципы и лишает человека жизни. В «

Бесах » ( Бесы ) Достоевский показывает читателю наихудшие способы, которыми люди могут злоупотреблять своей свободой. Несколько персонажей этого романа руководствуются ужасающими убеждениями, оставляя после себя множество мертвых тел. Взгляды Раскольникова бледнеют по сравнению с шокирующим поведением «демонов», которых Достоевский боялся больше всего: людей, теряющих перспективу и позволяющих преобладать худшей стороне своей натуры.

См. также: Достоевский Федор Михайлович; золотой век русской литературы; интеллигенция; нигилизм и нигилисты; тургенев иван сергеевич

Бердяев Николай и Шац Маршалл.