Рациональное познание в отличие от чувственного

12

Тема: «Познание»

Часть А. Выберите один вариант ответа.

  1. Восприятие — это

1) форма рационального познания,

2) присущее только человеку психическое свойство,

3) способ объяснения мира,

4) форма чувственного познания.

  1. В каких формах проявляется рациональное познание?

1) ощущение, восприятие, представление,

2) понятие, представление, умозаключение,

3) понятие, суждение, умозаключение,

4) представление, суждение, ощущение.

  1. Рациональное познание в отличие от чувственного

1) присуще только образованным людям,

2) формирует понятие о предмете,

3) является критерием истины,

4) приводит к полезным результатам.

1) обновляет знания об окружающем мире,

2) формирует наглядный образ предмета,

3) осуществляется в форме ощущений, восприятия и представления,

4) использует логические умозаключения.

  1. Рациональное познание в отличие от чувственного

1) отражает форму предмета,

2) создает зрительный образ предмета,

3) сравнивает существенные признаки предметов,

4) определяет пространственное расположение предметов.

  1. Отражение предметов и их свойств, непосредственно воздействующих на органы чувств в виде целостного образа, называется

1) понятием,

2) ощущением,

3) восприятием,

4) представлением.

  1. Мысль, отражающая предметы или явления в их общих и существенных признаках, называется

1) понятием,

2) Представлением,

3) восприятием,

4) выводом.

  1. Чувственное познание, в отличие от рационального

1) создает наглядный образ предмета,

2) использует логические выводы,

3) обогащает наши знания о мире,

4) дает субъективное знание о предмете.

  1. И чувственное, и рациональное познание

1) направлены на получение истины,

2) опираются на представления о предмете,

3) начинаются с субъективных ощущений,

4) отражают существенные свойства предметов.

  1. Что из названного является этапом чувственного познания

1) восприятие,

2) суждение,

3) наблюдение,

4) гипотеза.

  1. Эмпирические научные знания добываются в процессе

1) математического анализа,

2) построения теорий,

3) наблюдений,

4) систематизации знаний.

  1. В научном познании истина достигается с помощью

1) выдвижения гипотез,

2) прозрения и откровения,

3) астрологического исчисления,

4) создания художественного образа.

  1. Что характеризует понятие как форму рационального познания?

1) отражение общих и существенных признаков познаваемых предметов и явлений,

2) утверждение или отрицание чего-либо о познаваемых предметах и явлениях,

3) отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, непосредственно воздействующих на органы чувств,

4) процесс получения новых суждений на основе уже имеющихся согласно законам логического мышления.

  1. Высказывание, соединяющее вместе несколько суждений: «Боги бессмертны. Зевс – верховное божество. Следовательно, Зевс – бессмертен», является примером

1) представления,

2) восприятия,

3) понятия,

4) умозаключения.

  1. Решающую роль в познании отводили мышлению

1) эмпирики,

2) рационалисты,

3) агностики,

4) идеалисты.

  1. Агностики отрицают

1) рациональное познание,

2) возможность обрести истину,

3) чувственное познание,

4) материальный мир.

  1. И чувственное, и рациональное познание

1) формирует наглядный образ предмета,

2) направлено на получение знания о предмете,

3) использует теоретическое обобщение,

4) начинается с ощущения.

  1. И чувственное, и рациональное познание

1) формирует знания и представления о предмете,

2) Использует логические умозаключения,

3) начинается с ощущения,

4) дает наглядный образ предмета.

  1. И чувственное, и рациональное познание нацелено на

1) теоретическое осмысление действительности,

2) приобретение истинных знаний об окружающем мире,

3) опровержение существующих научных теорий,

4) восприятие окружающего мира.

  1. Что из перечисленного характеризует эмпирический уровень научного познания?

1) наблюдение отдельных фактов и явлений,

2) объяснение изучаемых фактов и явлений,

3) фиксация обобщений в форме законов,

4) выдвижение и обоснование гипотез.

  1. Какой метод получения знаний используется на теоретическом уровне научного познания

1) описание научных фактов,

2) проведение наблюдений,

3) описание экспериментальных данных,

4) выдвижение гипотезы.

  1. Какой из перечисленных примеров относится к научным знаниям?

1) мифы о героях,

2) мудрость «Тише едешь – дальше будешь»,

3) наблюдение: при удалении размеры предмета уменьшаются,

4) теория относительности.

  1. Что из перечисленного относится к научным знаниям

1) библейская легенда о сотворении мира,

2) китайские мифы о сотворении людей из глины,

3) вывод об уровне образования Древней Руси, полученные на основании исследования берестяных грамот,

4) сообщение Геродота о племенах людей с собачьими головами, обитавших в степях Северного Причерноморья.

  1. Какое из перечисленных утверждений является научным?

1) время течет повсюду одинаково и ни от чего не зависит,

2) судьба человека зависит от расположения звезд в момент его рождения,

3) электрический ток течет по проводам так же, как и вода по трубам,

4) существует наследственная предрасположенность к отдельным заболеваниям.

«Познание» Задание для курсов по обществу.( новый тест по теме


База данных защищена авторским правом ©psihdocs. ru 2023
обратиться к администрации

Тема: «Познание»


Задание для курсов по обществу.( новый тест по теме «Познание»)

Часть А. Выберите один вариант ответа.


  1. Восприятие — это

1) форма рационального познания,

2) присущее только человеку психическое свойство,

3) способ объяснения мира,

4) форма чувственного познания.


  1. В каких формах проявляется рациональное познание?

1) ощущение, восприятие, представление,

2) понятие, представление, умозаключение,

3) понятие, суждение, умозаключение,

4) представление, суждение, ощущение.


  1. Рациональное познание в отличие от чувственного

1) присуще только образованным людям,

2) формирует понятие о предмете,

3) является критерием истины,

4) приводит к полезным результатам.


  1. Рациональное познание в отличие от чувственного

1) обновляет знания об окружающем мире,

2) формирует наглядный образ предмета,

3) осуществляется в форме ощущений, восприятия и представления,

4) использует логические умозаключения.


  1. Рациональное познание в отличие от чувственного

1) отражает форму предмета,

2) создает зрительный образ предмета,

3) сравнивает существенные признаки предметов,

4) определяет пространственное расположение предметов.


  1. Отражение предметов и их свойств, непосредственно воздействующих на органы чувств в виде целостного образа, называется

1) понятием,

2) ощущением,

3) восприятием,

4) представлением.


  1. Мысль, отражающая предметы или явления в их общих и существенных признаках, называется

1) понятием,

2) представлением,

3) восприятием,

4) выводом.


  1. Чувственное познание, в отличие от рационального

1) создает наглядный образ предмета,

2) использует логические выводы,

3) обогащает наши знания о мире,

4) дает субъективное знание о предмете.


  1. И чувственное, и рациональное познание

1) направлены на получение истины,

2) опираются на представления о предмете,

3) начинаются с субъективных ощущений,

4) отражают существенные свойства предметов.


  1. Что из названного является этапом чувственного познания

1) восприятие,

2) суждение,

3) наблюдение,

4) гипотеза.


  1. Эмпирические научные знания добываются в процессе

1) математического анализа,

2) построения теорий,

3) наблюдений,

4) систематизации знаний.


  1. В научном познании истина достигается с помощью

1) выдвижения гипотез,

2) прозрения и откровения,

3) астрологического исчисления,

4) создания художественного образа.


  1. Что характеризует понятие как форму рационального познания?

1) отражение общих и существенных признаков познаваемых предметов и явлений,

2) утверждение или отрицание чего-либо о познаваемых предметах и явлениях,

3) отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, непосредственно воздействующих на органы чувств,

4) процесс получения новых суждений на основе уже имеющихся согласно законам логического мышления.


  1. Высказывание, соединяющее вместе несколько суждений: «Боги бессмертны. Зевс – верховное божество. Следовательно, Зевс – бессмертен», является примером

1) представления,

2) восприятия,

3) понятия,

4) умозаключения.


  1. Решающую роль в познании отводили мышлению

1) эмпирики,

2) рационалисты,

3) агностики,

4) идеалисты.


  1. Агностики отрицают

1) рациональное познание,

2) возможность обрести истину,

3) чувственное познание,

4) материальный мир.


  1. И чувственное, и рациональное познание

1) формирует наглядный образ предмета,

2) направлено на получение знания о предмете,

3) использует теоретическое обобщение,

4) начинается с ощущения.


  1. И чувственное, и рациональное познание

1) формирует знания и представления о предмете,

2) использует логические умозаключения,

3) начинается с ощущения,

4) дает наглядный образ предмета.


  1. И чувственное, и рациональное познание нацелено на

1) теоретическое осмысление действительности,

2) приобретение истинных знаний об окружающем мире,

3) опровержение существующих научных теорий,

4) восприятие окружающего мира.


  1. Что из перечисленного характеризует эмпирический уровень научного познания?

1) наблюдение отдельных фактов и явлений,

2) объяснение изучаемых фактов и явлений,

3) фиксация обобщений в форме законов,

4) выдвижение и обоснование гипотез.


  1. Какой метод получения знаний используется на теоретическом уровне научного познания

1) описание научных фактов,

2) проведение наблюдений,

3) описание экспериментальных данных,

4) выдвижение гипотезы.


  1. Какой из перечисленных примеров относится к научным знаниям?

1) мифы о героях,

2) мудрость «Тише едешь – дальше будешь»,

3) наблюдение: при удалении размеры предмета уменьшаются,

4) теория относительности.


  1. Что из перечисленного относится к научным знаниям

1) библейская легенда о сотворении мира,

2) китайские мифы о сотворении людей из глины,

3) вывод об уровне образования Древней Руси, полученные на основании исследования берестяных грамот,

4) сообщение Геродота о племенах людей с собачьими головами, обитавших в степях Северного Причерноморья.


  1. Какое из перечисленных утверждений является научным?

1) время течет повсюду одинаково и ни от чего не зависит,

2) судьба человека зависит от расположения звезд в момент его рождения,

3) электрический ток течет по проводам так же, как и вода по трубам,

4) существует наследственная предрасположенность к отдельным заболеваниям.


  1. Какое из перечисленных утверждений является научным

1) планета Марс наделяет людей большими организаторскими способностями,

2) жизнь человека определяет то, какой знак зодиака оказался восходящим в момент его рождения,

3) планета Венера наделяет людей любовью к искусству и творчеству,

4) со временем некоторые звезды становятся красными гигантами.


  1. Утверждение: «На погруженное в воду тело действует выталкивающая сила» иллюстрирует

1) научно обоснованный вывод,

2) народную примету,

3) логический вывод,

4) житейский опыт.


  1. Утверждение: «Находки берестяных грамот при раскопках древнерусских городов являются убедительным доказательством высокого уровня грамотности жителей Руси в домонгольский период» является примером

1) научного знания,

2) мифологического знания,

3) обыденного знания,

4) народной мудрости.


  1. Высказывание: «Все тела, расположенные на Земле, подчиняются закону всемирного тяготения» является примером

1) мифологического знания,

2) народной мудрости,

3) паранаучного знания,

4) научного знания.


  1. Только в процессе научного познания происходит

1) объяснение объективно действующих законов,

2) применение знаний на практике,

3) отрицание предыдущих достижений познавательного процесса,

4) формирование целостного образа мира.


  1. Суждение: «Наша Вселенная образовалась в результате Большого взрыва» — это

1) интуитивная догадка,

2) экспериментально подтвержденный факт,

3) художественный образ,

4) научная гипотеза.


  1. Научное знание, в отличие от других видов знания

1) никогда не может быть опровергнуто,

2) точно прогнозирует будущее,

3) требует доказательств и обоснования,

4) всегда добывается коллективным трудом ученых.


  1. В отличие от других видов познания, в процессе научного познания обязательно происходит

1) отражение внешних признаков познаваемого объекта,

2) теоретическое обобщение результатов наблюдений,

3) формулирование возможных ответов на возникающие вопросы,

4) построение предложений, основанных на опыте.


  1. Высказывание: «Терпение и труд – все перетрут» является примером

1) мифологического знания,

2) народной мудрости,

3) паранаучного знания,

4) научного знания.


  1. Какой из перечисленных законов относится к житейским знаниям

1) закон падающего бутерброда,

2) закон стоимости,

3) закон фотоэффекта,

4) закон спроса.


  1. «Прометей принес людям свет знаний». Данное утверждение является примером

1) научного знания,

2) мифологического знания,

3) обыденного знания,

4) народной мудрости.


  1. Что из перечисленного служит основанием для формирования житейских знаний

1) здравый смысл,

2) представление о прекрасном и безобразном,

3) научно обобщенные факты,

4) лабораторный эксперимент.


  1. «Судьба человека зависит от расположения на небе звезд в момент его рождения». Данное утверждение является примером знания

1) житейского,

2) интуитивного,

3) научного,

4) паранаучного.


  1. Мышление образами – обязательная составляющая познания:

1) художественного,

2) научного,

3) мифологического,

4) житейского.


  1. Верны ли следующие суждения о научном познании?

А. Теоретические научные знания фиксируются в виде законов.

Б. Теоретические научные знания помогают объяснять и предсказывать явления.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.


  1. Верны ли следующие суждения об особенностях отдельных видов познания?

А. Не только научное познание, но и житейская мудрость может проявиться в проницательных выводах и предположениях.

Б. Здравый смысл не способен сформулировать проблему, обнаружить загадку, это свойственно исключительно научному познанию.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.


  1. Верны ли следующие суждения об особенностях отдельных видов познания?

А. Выводы, сделанные на основе повседневного опыта, бывают недостаточно доказательными.

Б. Научное познание предполагает проверку и перепроверку истинности получаемых выводов.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.


  1. Верны ли следующие суждения о познании?

А. Познание имеет своей целью получение достоверного знания.

Б. Этапами познавательной деятельности являются познание, осуществляемое при помощи органов чувств, и теоретическое познание.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.


  1. Верны ли следующие суждения о научном познании?

А. Фиксируются в виде законов.

Б. Помогают объяснять и предсказывать явления.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.


  1. Верны ли следующие суждения о познании?

А. Рациональное познание отражает существенные свойства предметов и явлений.

Б. В ряде случаев человек приобретает новое знание интуитивно.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.


  1. Верны ли следующие суждения о самопознании?

А. Сосредоточение на недостатках других помогает повысить самооценку.

Б. Чем больше реальные качества личности приближаются к «Я-идеалу», тем ниже самооценка личности.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.


  1. Верны ли следующие суждения о социальном познании?

А. Особенностью социального познания является влияние позиции исследователя на оценку фактов.

Б. Не все методы, используемые в естествознании, могут использоваться в изучении общества.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.


  1. Верны ли следующие суждения о социальном познании?

А. Особенностью социального познания является субъективность добываемых знаний.

Б. Социальное познание отличается от естествознания предметом изучения.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.


  1. Верны ли следующие суждения о социальном познании?

А. Особенностью социального познания является преобладание фактического материала над теоретическими обобщениями.

Б. Социальное познание не использует метод моделирования.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.


  1. Верны ли следующие суждения о социальном познании?

А. Особенностью социального познания является совпадение объекта и субъекта познавательной деятельности.

Б. Социальное познание отличается от естествознания преимущественно индивидуальным характером познавательной деятельности.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.


  1. Познание в отличие от общения

1) является проявлением человеческой активности,

2) допускает использование речи (словесных форм),

3) способствует развитию личности,

4) может быть индивидуальным.


  1. Несомненно, раз и навсегда установленное знание — это

1) научное понятие,

2) относительная истина,

3) народная мудрость,

4) абсолютная истина.


  1. И абсолютная, и относительная истина

1) всегда находят свое подтверждение в практике,

2) имеют объективный характер,

3) дают полное, исчерпывающее знание о предмете,

4) могут быть опровергнуты со временем.


  1. И абсолютная, и относительная истина

1) содержит объективное знание о предмете,

2) добывается только научным путем,

3) никогда не может быть опровергнута,

4) является исчерпывающим знанием о предмете.


  1. Полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования называется

1) критерием истины,

2) объективной истиной,

3) относительной истиной,

4) абсолютной истиной.


  1. Относительная истина, в отличие от абсолютной

1) содержит объективное знание о предмете,

2) всегда опирается на здравый смысл,

3) может быть со временем опровергнута,

4) является результатом чувственного и рационального познания.


  1. Абсолютная истина, в отличие от относительной

1) добывается только научным путем,

2) является исчерпывающим знанием о предмете,

3) требует усилия для своего понимания,

4) содержит объективное знание о предмете.


  1. Истинное знание отличается от ложного тем, что оно

1) опирается на здравый смысл,

2) использует понятия и суждения,

3) создается в результате познавательной деятельности,

4) соответствует предмету познания.


  1. Практика как критерий истины включает

1) научный эксперимент,

2) научные понятия,

3) теоретические обобщения,

4) статистические методы.


  1. Под истиной понимается

1) обязательный результат познавательной деятельности человека,

2) объективное отражение действительности в сознании человека,

3) знание, разделяемое большинством людей,

4) знание, не противоречащее предыдущим знаниям.


  1. Верны ли следующие суждения об истине?

А. Истина – это объективное отражение в сознании человека предметов и явлений.

Б. Истина – это результат познания, существующий только в виде понятий, суждений и теорий.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.


  1. Верны ли следующие суждения об истинном знании?

А. Под истиной понимается достоверное, правильное знание.

Б. Под истиной понимается знание, которое не вызывает расхождений с убеждениями предыдущих поколений людей.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.


  1. Верны ли следующие суждения об истине?

А. Путь к абсолютной истине идет через истины относительные.

Б. Относительная истина – это полное, неизменное знание.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.


  1. Верны ли следующие суждения об истине?

А. Относительной истиной называется знание, обязательно порождающее разные точки зрения.

Б. Относительной истиной называется неполное знание, верное лишь в определенных условиях.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.


  1. Верны ли следующие суждения об истине?

А. Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира.

Б. Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.


  1. Верны ли следующие суждения о критериях истины?

А. Одним из критериев истины является практика.

Б. Не все истины могут быть проверены на практике.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.


  1. Вывод: «Друзья познаются в беде» является результатом

1) паранаучного знания,

2) обобщения жизненного опыта,

3) художественного вымысла,

4) экспериментальной проверки.


  1. Примером какого вида знания является утверждение: «Задатки – природная основа способностей»?

1) паранаучного,

2) мифологического,

3) научного,

4) обыденного.


  1. Философ Сократ говорил: «Меня считают самым мудрым среди эллинов, потому что я знаю, что моя мудрость ничего не стоит». Это высказывание отражает следующий подход к проблеме познаваемости мира

1) человек вообще не в состоянии познать окружающий мир,

2) мудрецу ясно, что за границами познанного всегда остается непознанное,

3) человек не может познать ничего, кроме собственных ощущений,

4) человеческий разум всемогущ, ему доступна абсолютная истина.


  1. Высказывание: «Познать мир до конца – было бы чудом сосчитанной бесконечности» отражает следующий подход к проблеме познаваемости мира

1) человек не способен познавать мир,

2) познание человеком мира имеет границы, за ними всегда остается непознанное,

3) человек способен полностью познать окружающий мир, его разум всемогущ,

4) человек и мир автономны, человек может познавать только свою сущность, но не окружающий мир.


  1. Высказывание: «Всякая истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок» отражает следующий взгляд на проблему познания мира человеком

1) человеческие истины относительны, каждый новый этап познания ведет к изменению взглядов на мир, устареванию имеющихся суждений,

2) законы развития мира, открытые человеком, не могут устареть,

3) все знание человека о мире в действительности ложно, истинного знания не существует,

4) все знания, достигнутые предшествующими поколениями людей, ложны.

Каталог: assets -> files
files -> Профессиональная идентичность студентов-психологов
files -> Инновации в образовании Рекомендательный список статей, составленный по страницам журналов «Высшее образование сегодня»
files -> Программа повышения конкурентоспособности
files -> К проблеме адаптации студентов к обучению в вузе
files -> 2. Характеристика базовых терминов образовательно-реабилитационной модели
files -> Непрерывное профессиональное образование казачества: содержание, перспективы организации
files -> Формирование профессионально-коммуникативной культуры студентов педагогического вуза
files -> Конкурентоспособность выпускников вузов как ориентир государственных образовательных стандартов
files -> Муниципального бюджетного дошкольного
files -> Анализ и выбор средств оценки самостоятельной работы будущего бакалавра


Скачать 154,49 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Глава 10: Визуальные знания | Cognition, 5e: W. W. Norton StudySpace

Глава 10

Люди очень сильно различаются в том, как они описывают свой образный опыт, особенно его яркость. Однако опасения по поводу того, как мы должны интерпретировать эти самоотчеты, побудили исследователей искать более объективные средства изучения мысленных образов.

Хронометрические исследования показывают, что схема того, какая информация более доступна, а какая менее доступна на изображении, точно соответствует модели того, что доступно на реальном изображении. Точно так же время, необходимое для сканирования изображения, увеличения изображения для изучения деталей или представления вращающейся формы, близко соответствует времени, необходимому для этих операций с реальными изображениями. Эти результаты проявляются даже тогда, когда экспериментатор не упоминает об образности, исключая учет этих данных с точки зрения востребованности экспериментов.

Во многих случаях визуальные образы, по-видимому, включают механизмы, частично совпадающие с теми, что используются для визуального восприятия. Это отражается в том факте, что изображение одной вещи может затруднить восприятие чего-то другого, или что представление соответствующей цели может стимулировать последующее восприятие. Зрительные образы также демонстрируют сенсорные эффекты, подобные тем, которые наблюдаются при зрении. Дополнительные данные получены из нейровизуализации и исследований повреждений головного мозга; это свидетельство подтверждает значительное совпадение биологической основы образов и восприятия.

Однако не все образы являются визуальными, поэтому нам необходимо различать визуальные и пространственные образы. Это предположение подтверждается исследованиями людей с повреждением головного мозга, некоторые из которых, по-видимому, теряют способность к визуальному воображению, но сохраняют способность к пространственному воображению. Это предложение может также помочь нам понять закономерности индивидуальных различий в способности к воображению, при этом некоторые люди особенно хорошо разбираются в визуальном воображении, а некоторые — в пространственном.

Точно так же, как некоторые люди, по-видимому, имеют мало зрительных образов или вообще не имеют их, другие люди, называемые эйдетикерами, обладают невероятно подробными фотографическими образами. Нет никаких сомнений в том, что эти удивительно яркие образы существуют у некоторых людей, но механизмы, лежащие в их основе, остаются неизвестными.

Даже когда образы визуальны, ментальные образы подобны картинкам, а не картинкам. В отличие от картинок, ментальные образы, кажется, сопровождаются перцептивной системой отсчета, которая направляет интерпретацию изображения, а также влияет на то, что можно обнаружить об изображении.

Чтобы создать мысленный образ, вы черпаете информацию, хранящуюся в файле изображения в долговременной памяти. Эти файлы изображений можно рассматривать как «рецепты» для построения мысленного образа, обычно сначала создавая кадр, а затем дорабатывая кадр по мере необходимости. Кроме того, по крайней мере некоторая информация о внешнем виде или пространственном расположении хранится в долговременной памяти в виде словесных обозначений или концептуальных рамок. Например, информация о расположении городов может храниться в виде утверждений («Монреаль находится в Канаде; Канада находится к северу от Соединенных Штатов»), а не в виде какой-то ментальной карты.

Образы помогают людям запоминать, поэтому списки слов легче вспоминаются, если слова легко представить; точно так же инструкции по формированию образов помогают людям запоминать. Эти преимущества могут быть результатом двойного кодирования: хранение информации как в вербальном формате, так и в формате, кодирующем внешний вид; такой подход удваивает шансы вспомнить материал позже.

Когда вы пытаетесь запомнить комбинации идей, лучше всего представить, что объекты, которые нужно запомнить, каким-то образом взаимодействуют. Был некоторый спор о том, легче ли запоминаются причудливые образы, чем обычные изображения, и данные свидетельствуют о том, что причудливые изображения будут иметь преимущество только в том случае, если другие изображения, которые нужно запомнить, не являются причудливыми.

Память на изображения может быть точной, но она подчиняется большинству тех же правил, что и любая другая форма памяти; например, на него влияет схематическое знание.

Непонятно, какие еще могут быть категории памяти. В каждом случае другие виды памяти, вероятно, обладают некоторыми отличительными свойствами, а также многими свойствами, общими с воспоминаниями других видов.

Блокнот


I. МЫШЛЕНИЕ (или познание) относится к умственному манипулированию образами, понятиями, словами, правилами, символами и предписаниями. Он включает в себя внимание, распознавание образов, память, принятие решений, интуицию, знания и многое другое. Образы, мышечные реакции, понятия и язык или символ являются основными единицами мышления. Он принимает разные формы, в том числе мечтания, фантазии, решение проблем. В когнитивной психологии «компьютер» — это мозг, а мышление — это «программирование», которое мы ищем в понимании и рассуждениях (и это лишь некоторые из них). При всей своей необузданной мощи компьютеры способны планировать только на 5 или 6 ходов вперед (при рассмотрении более 1 миллиарда возможностей). Они не делают ошибок в краткосрочной перспективе, но их можно победить с помощью стратегии и предусмотрительности. В когнитивной психологии «компьютер» — это мозг, а мышление — это «программа», которую мы пытаемся понять.

Внутреннее представительство . В своей основе мышление — это внутреннее представление проблемы или ситуации — шахматист, который мысленно пробует несколько возможных ходов, прежде чем фактически коснется шахматной фигуры.

Инсайт . Озарение — это внезапная мысленная реорганизация элементов проблемы, которая делает решение очевидным. Шимпанзе способны использовать палки, чтобы достать все более длинные палочки, чтобы добраться до банана.


ОСНОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ МЫСЛИ могут быть объединены в комплексное мышление. :

    л. Изображения . Чаще всего это мысленное представление, имеющее картинные качества; Иконка.

    2. Мышечные реакции . Внутренние репрезентации событий с точки зрения генерируемых, запоминаемых или воображаемых мышечных ощущений.

    3. Концепции . Обобщенная идея, представляющая категорию или класс объектов или событий, сгруппированных вместе по какому-либо признаку.

    4. Язык или символы . Набор слов или символов и правил их сочетания, который используется для общения и мышления и понятен значительному сообществу.

II. МЕНТАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ
Изображения могут включать различные чувства. Опрос 500 человек показал, что у 97% есть зрительные образы, у 92% — слуховые образы, более 50% — образы, включающие движение, прикосновение, вкус, запах и боль. Большинство людей используют образы, чтобы думать и решать проблемы.

Синестезия . Образы преодолевают нормальные сенсорные барьеры. Индивидуальное прослушивание музыки может вызвать всплеск цвета или вкуса, а также звуковые ощущения.

Мысленно вращать . Ментальные образы не обязательно плоские, и их можно перемещать по мере необходимости.

Сохраненные изображения . Их можно использовать, чтобы применить предыдущий опыт для решения проблем. Вы можете начать с представления всех применений, которые вы уже видели, чтобы ответить: «Сколько применений вы можете придумать для старой автомобильной шины?»

Созданные образы . Используется для создания более оригинальных решений. Люди с хорошими способностями к воображению, как правило, набирают более высокие баллы в тестах на креативность. Скульптор может полностью изобразить предложенную скульптуру перед началом работы.

Размер изображения . Изображение вещей в крупном масштабе помогает узнать детали.

Мышечное воображение . Мы думаем своим телом. Мы часто представляем вещи в своего рода мышечных образах, созданных действиями или неявными (невыраженными) действиями. Люди, которые «разговаривают» руками, используют жесты, чтобы думать и общаться. Большой объем информации содержится в кинестетических ощущениях (ощущениях мышц и суставов). Когда человек говорит, эти ощущения помогают структурировать поток идей (Horowitz, 19).70). Невозможно не продемонстрировать, пытаясь описать некоторые вещи.

Микродвижения . Большинство размышлений сопровождается мышечным напряжением и микродвижениями во всем теле. Когда испытуемого просили представить, что он бьет молотком по гвоздю, в мышцах неподвижной руки регистрировался всплеск активности. Попросите кого-нибудь описать событие, и вы, вероятно, получите «мгновенный повтор».

III. ПОНЯТИЯ
Концепция — это идея, представляющая класс объектов или событий. Это мощные инструменты, потому что они позволяют нам мыслить более абстрактно, без отвлекающих деталей.

Формирование концепции . Это процесс классификации информации по значимым категориям. По своей сути, формирование концепции включает в себя опыт с положительными и отрицательными примерами концепции (диапазон обучения в размере категорий «собака» и «кошка»). Взрослые чаще усваивают понятия, изучая или формируя правила. Например, треугольник должен быть замкнутой формы с тремя сторонами, состоящими из прямых линий. Изучение правил, как правило, более эффективно, чем примеры, но примеры остаются важными. Маловероятно, что запоминание ряда правил позволит непосвященному слушателю точно классифицировать панк, новую волну, фьюжн, сальсу, хэви-метал и рэп.

Типы понятий:

    Конъюнктивное понятие . Он относится к классу объектов, имеющих более одного общего признака. Иногда называемые понятиями «и»: чтобы принадлежать к классу понятий, элемент должен иметь «эту функцию, эту функцию и эту функцию». Например, у мотоцикла должно быть два колеса, двигатель и руль.

    Реляционные понятия . Они классифицируют объекты на основе их отношения к чему-то другому или отношения между признаками объекта. Больше, вверху, слева, север и вверх ногами — все это реляционные понятия. Другим примером является сестра, которая определяется как «женщина, рассматриваемая в ее отношении к другому лицу, имеющему тех же родителей».

    Разделительные понятия . Они относятся к объектам, которые имеют хотя бы одну из нескольких возможных функций. Это понятия «или-или». Чтобы принадлежать, элемент должен иметь «эту функцию, или ту функцию, или другую функцию». В игре в бейсбол страйк — это либо замах и промах, либо подача по центру, либо фалбол. Качество «или-или» дизъюнктивных понятий затрудняет их изучение.

Прототипы . В дополнение к правилам и функциям большинство людей также используют прототипы или идеальные модели для определения концепций. Например, малиновка — модельная птица, а страус — нет. Это говорит нам о том, что не все примеры понятия одинаково репрезентативны. Как мы узнаем, когда линия пересечена от высокой чашки до вазы? Возможно, мы мысленно сравниваем предметы с «идеальной» чашкой. В результате определение концепций затруднено, когда мы не можем придумать прототип, соответствующий тому, что мы видим.

Понятия имеют два типа значений:

    Денотативное значение . Денотативное значение слова или понятия есть его точное определение.
    Коннотативное значение . Это его эмоциональный или личностный смысл. Коннотации чего-то одного могут быть разными.

Семантический дифференциал Осгуда . Метод, используемый для измерения коннотативного значения. Когда слова или понятия оцениваются по ряду шкал, большая часть их коннотативного значения сводится к измерениям «хорошо-плохо», «сильно-слабо» и «активно-пассивно». Поскольку понятия различаются по этим измерениям, слова или фразы с примерно одинаковым денотативным значением могут иметь очень разные коннотации. Например, я добросовестный; ты осторожней, он придирается!

    Оцените это слово: ДЖАЗ

    Закругленный —————————- Угловой
    Сильный ——————————————— Слабый
    Гладкая ——————————————- Шероховатая
    Пассивный ——————————————- Активный
    Большой ———————————————- Маленький
    Горячий —————— Холодный
    Плохо ———————————- Хорошо
    Расслабленный ——————————————— Напряженный
    Сухой ———————————- Влажный
    Устаревший ——————————— Свежий

IV. ЯЗЫК
Как мы видели, мышление иногда происходит без языка. У каждого был опыт поиска слова для выражения идеи, которая существует как смутный образ или чувство. Тем не менее, большая часть мышления в значительной степени опирается на язык, потому что он позволяет кодировать мир в символы, которыми легко манипулировать.

Семантика . Изучение значения слов и языка. Именно здесь связь между языком и мышлением становится наиболее очевидной. Например, тонкое изменение значения, вызванное перестановкой слов. Семантические проблемы часто возникают, когда слово имеет двойное или неясное значение: означает ли предложение «Том был усажен официантом», что официант уступил Тому место или что Том сидел рядом с официантом? Выбор слов может напрямую влиять на мышление, меняя значение: «Вторглась ли армия одной страны» в другую? Или «осуществили защитное вторжение»? Городской резервуар «наполовину полон» или «наполовину пуст»? Вы бы предпочли есть «первоклассную говядину» или «мертвую корову»?!

Структура языка.

    1. Символы . Во-первых, язык должен предоставлять символы, которые могут обозначать объекты и идеи. Символы, которые мы называем словами, состоят из:
      Фонема . Основные звуки речи.
      Морпогемы . Звуки речи собраны в осмысленные единицы, такие как слоги или слова.

    Звуки m , b , w и a не могут образовывать слог мбва в английском языке, но в суахили они могут. Единицы речи могут быть расположены бесчисленным количеством способов. Рассмотрим возможности всего с четырьмя морфемамиreach, to,able и un. Из них мы можем сделать способный, неспособный, достичь, достичь, способный достичь, неспособный достичь, достижимый, недостижимый, достижимый, недостижимый для, до, до способный.

    2. Грамматика . Во-вторых, язык должен иметь грамматику или набор правил для преобразования звуков в слова и слов в предложения. Одна часть грамматики, известная как синтаксис , состоит из правил порядка слов в предложениях. Синтаксис важен, потому что перестановка слов почти всегда меняет смысл предложения. Традиционная грамматика имеет дело с «поверхностным» языком — предложениями, которые мы на самом деле произносим. Лингвист Ноам Хомский утверждает, что мы не заучиваем все предложения, которые когда-либо произносим. Скорее, мы активно создаем их, применяя правил преобразования (ребенок говорит «Я побежал домой»). Например, основное предложение «Собака кусает человека» можно преобразовать в следующие шаблоны (и другие):

      Прошлое: Собака укусила человека.
      Пассив: Мужчину укусила собака.
      Отрицательный: Собака не кусала человека.
      Вопрос: Собака укусила человека?

    3. Продуктивное, осмысленное расположение . Третьей, возможно, самой существенной характеристикой языка является его продуктивность. Великая сила любого истинного языка в том, что он может порождать новые мысли или идеи. Поскольку слова не похожи на то, что они обозначают, слова можно переставлять, чтобы получить бесконечное множество осмысленных предложений. Именно продуктивное качество языка делает его таким мощным инструментом мышления. Крики, жесты и брачные крики животных имеют широкое значение, которое сразу понимают другие животные того же вида, но по большей части естественное общение животных весьма ограничено (например, никаких вариаций на тему). Что еще более важно, общение животных, по-видимому, лишено продуктивного качества человеческого языка. Обмен мнениями может быть впечатляющим, но общение и фактическое использование языка — две разные вещи.

V. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ
Решение проблем может быть результатом механического, проницательного или основанного на понимании мышления. Мы начинаем с осознания того, что ответ, вероятно, существует и что путем правильного мышления можно найти решение. Можно выделить несколько различных подходов к решению проблемы.

л. Механические решения . Они могут быть достигнуты методом проб и ошибок или наизусть.

    Метод проб и ошибок: Если я забуду комбинацию к моему велосипедному замку, я смогу узнать ее методом проб и ошибок. В эпоху высокоскоростных компьютеров многие решения, основанные на пробах и ошибках, лучше оставить машинам. Компьютер мог сгенерировать все возможные комбинации из пяти цифр на моем замке за долю секунды.

    Рот. Когда проблема решается наизусть, мышление направляется выученным набором правил.

2. Решения на основе понимания . Многие проблемы не могут быть решены механически или с помощью привычных способов мышления. В этом случае необходим более высокий уровень мышления, основанный на понимании. Карл Дункер, немецкий психолог, обнаружил, что успешное решение проблем состоит из двух фаз.

    Общие свойства . Решение, в котором правильно указаны требования для успеха, но недостаточно подробно для дальнейших действий. Открываются общие свойства правильного решения (тот, кто понимает общие свойства головоломки, может решить ее последовательно)

    Функциональные (работоспособные) растворы . Подробное, практичное и работоспособное решение.

3. Эвристика . Стратегия решения проблем. Решение проблем часто требует стратегии. Если количество альтернатив невелико, может работать стратегия случайного поиска. Это еще один пример решения проблемы методом проб и ошибок, в котором испробованы все возможности. Как правило, эвристика сокращает количество альтернатив, которые должен рассмотреть мыслитель. При решении более сложных задач эвристика не гарантирует успеха, но определенно помогает. Вот некоторые стратегии, которые часто работают:

    Попытайтесь определить, чем текущее положение дел отличается от желаемой цели. Затем найдите шаги, которые уменьшат разницу.

    Попробуйте вернуться от нужной цели к исходной точке или текущему состоянию.

    Если вы не можете достичь цели напрямую, попробуйте определить промежуточную цель или подзадачу, которая, по крайней мере, приблизит вас к ней.

    Представьте проблему другими способами, например, с помощью графиков, диаграмм или аналогий.

    Сгенерируйте возможное решение и протестируйте его. Это может устранить многие альтернативы или прояснить, что необходимо для решения.

4. Идеальное решение проблем . Наиболее ценной эвристикой является наличие общей стратегии мышления. Психолог Джон Брансфорд и его коллеги перечисляют пять шагов, которые, по их мнению, ведут к эффективному решению проблем:

    л. Определите проблему.
    2. Дайте четкое определение.
    3. Изучите возможные решения и соответствующие знания.
    4. Действуйте, пробуя возможное решение или гипотезу.
    5. Посмотрите на результаты и извлеките из них уроки. Конечно, каждое предпринятое решение может выявить дополнительные подпроблемы. Их снова можно решать с помощью «идеальных» шагов, пока не будет найдено окончательное удовлетворительное решение.

5. Проницательные решения . О людях мы говорим, что озарение произошло, когда ответ внезапно появляется после периода безуспешных размышлений. Инсайт обычно бывает настолько быстрым и ясным, что мы часто удивляемся, как можно было упустить такое «очевидное» решение. Если озарение не быстрое, возможно, идет ошибка. Психологи Роберт Штернберг и Джанет Дэвидсон (1982) изучали людей, когда они решают проблемы, требующие понимания или «логических скачков». По их мнению, проницательность включает в себя три способности.

    л. Выборочное кодирование . Относится к выбору информации, имеющей отношение к проблеме, при игнорировании отвлекающих факторов.
    2. Селективная комбинация . Объединение, казалось бы, несвязанных кусочков полезной информации.
    3. Выборочное сравнение . Возможность сравнивать новые проблемы со старой информацией или с уже решенными проблемами.


Общие барьеры на пути к творческому мышлению:

    1. Фиксации: Один из умственных блоков, препятствующих прозрению. Легкость, с которой решаются проблемы, связана с целым рядом факторов. Один из самых важных барьеров на пути к решению проблем называется фиксацией. Фиксация — это тенденция «зацикливаться» на неправильных решениях или становиться слепыми к альтернативам. Ярким примером фиксации является функциональная неподвижность. Это неспособность увидеть новое использование (функции) знакомых объектов или объектов, которые использовались определенным образом. Если вы когда-либо использовали десятицентовую монету в качестве отвертки, вы преодолели функциональную неподвижность.

    2. Эмоциональные барьеры: Заторможенность и боязнь выставить себя дураком, боязнь совершить ошибку, неспособность терпеть двусмысленность, чрезмерная самокритичность.

    3. Культурные барьеры: Ценности, которые утверждают, что фантазии — пустая трата времени; что игривость только для детей; что разум, логика и числа хороши; что чувства, интуиция, удовольствие и юмор плохи или не имеют никакой ценности в серьезном деле решения проблем.

    4. Выученные барьеры: Соглашения об использовании (функциональная фиксированность), значениях, возможностях, табу.

    5. Барьеры восприятия: Привычки, ведущие к неспособности определить важные элементы проблемы.

VI. ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ .
В дополнение к мышлению, которое является механическим, проницательным или основанным на понимании, мы можем добавить, что мышление может быть индуктивным (идущим от конкретных фактов или наблюдений к общим принципам) или 0029 дедуктивный (идущий от общих принципов к конкретным ситуациям), логический (идущий от данной информации к новым выводам на основе эксплицитных правил) или алогический (интуитивный, ассоциативный или личностный). Креативное мышление включает в себя все эти стили мышления (в различных сочетаниях), а также беглость, гибкость и оригинальность (Guilford, 1950). Креативность ваших предложений можно было бы оценить следующим образом (подсчитав, сколько раз вы продемонстрировали беглость, гибкость и оригинальность, мы могли бы оценить креативность вашего мышления по этой проблеме — говоря в более общем плане, мы оценили бы вашу способность для дивергентного мышления (Уоллах, 1985):

    Беглость определяется как общее количество предложений, которые вы можете сделать.

    Гибкость определяется как количество раз, когда вы переходите от одного класса возможных применений к другому.

    Оригинальность относится к тому, насколько новыми или необычными являются ваши предложения.

    Дивергентная мысль . Мышление, порождающее множество идей или альтернатив; важный элемент оригинальной или творческой мысли. Это наиболее широко используемый показатель творческого решения проблем. Многие возможности развиваются из одной отправной точки.

    Конвергентная мысль . Мышление, направленное на обнаружение единственного установленного правильного ответа; обычное мышление. В рутинном решении проблем или мышлении есть один правильный ответ, и проблема состоит в том, чтобы найти его. Это приводит к конвергентному мышлению (линии мысли сходятся к правильному ответу).


ИСПЫТАНИЯ . Существует несколько тестов дивергентного мышления. Каждый из этих тестов можно оценить по беглости, гибкости и оригинальности. Тесты на дивергентное мышление, по-видимому, касаются чего-то совершенно отличного от интеллекта. Как правило, существует небольшая корреляция между такими тестами и результатами тестов IQ.

    Тест необычного использования . Человека просят придумать как можно больше вариантов использования объекта.

    Тест последствий . Цель состоит в том, чтобы ответить на вопрос, например: «Каковы были бы результаты, если бы все внезапно потеряли чувство равновесия и не смогли оставаться в вертикальном положении?» перечислив как можно больше реакций.

    Тест анаграмм . Испытуемым дают слово, такое как творчество, и просят составить как можно больше новых слов, переставляя буквы.

Разве творчество не больше, чем расходящееся мышление? Дивергентное мышление, безусловно, важная часть творческого мышления, но это еще не все. Чтобы быть творческим, решение проблемы должно быть чем-то большим, чем новым, необычным или оригинальным. Она также должна быть полезной или значимой, и она должна отвечать требованиям проблемы. Это разделительная линия между «безрассудной схемой» и «гениальным ходом». Другими словами, творческий человек применяет рассуждение и критическое мышление к новым идеям, как только они возникают.


Этапы творческой мысли. Хорошее резюме последовательности событий в творческом мышлении предлагает пять стадий, которые обычно происходят. Конечно, творческая мысль не всегда так опрятна. Тем не менее, перечисленные стадии являются хорошим резюме наиболее типичной последовательности событий.

    л. Ориентация . В качестве первого шага необходимо определить проблему и определить важные аспекты.

    2. Подготовка . На втором этапе творческие мыслители насыщают себя как можно большим количеством информации, относящейся к проблеме.

    3. Инкубация . Большинство серьезных проблем порождают период, в течение которого все попытки решения оказываются тщетными. На этом этапе решение проблемы может происходить на подсознательном уровне: кажется, что проблема отложена в сторону, но она все еще «готовится» в фоновом режиме.

    4. Подсветка . Стадия инкубации часто заканчивается быстрым озарением или серией озарений. Они производят «Ага!» опыт, часто изображаемый в карикатурах в виде лампочки, появляющейся над головой мыслителя.

    5. Проверка . Завершающим этапом является проверка и критическая оценка решения, полученного на этапе освещения. Если решение оказывается ошибочным, мыслитель возвращается к стадии инкубации.


Творческая личность . Согласно распространенному стереотипу, высокотворческие люди эксцентричны, интровертированы, невротичны, социально неумелы, неуравновешенны в своих интересах и часто находятся на грани сумасшествия. Хотя некоторые известные художники и музыканты культивируют публичный образ, соответствующий стереотипу, в этом мало правды. Дональд Маккиннон, психолог, сделал следующие выводы на основе обширного тестирования творческих писателей, архитекторов, математиков и ученых:

    1. При любом уровне IQ одни люди творческие, а другие нет. Для людей с нормальным или выше нормального интеллекта существует небольшая корреляция между креативностью и IQ (Nelson & Crutchfield, 1970; Taylor, 1978).

    2. Творческие люди обычно имеют больший, чем в среднем, круг знаний и интересов, и они более свободно комбинируют идеи из разных источников.

    3. Творческие люди открыты новому. Они принимают иррациональные мысли и не стесняются своих чувств и фантазий.

    4. Субъектам Маккиннона нравилось символическое мышление, идеи, концепции и возможности. Они, как правило, интересовались правдой, формой и красотой, а не признанием или успехом. Их творческая деятельность была самоцелью.

    5. Высокотворческие люди ценят независимость и предпочитают сложность. Однако они нетрадиционны и неконформны прежде всего в своей работе; в остальном у них нет особенно необычных, диковинных или причудливых личностей. Действительно, большинство творческих личностей напоминают этот профиль (неоднократно обнаруживались следующие качества, характеризующие творческих личностей):

      1. Необычная осведомленность о людях, событиях и проблемах.
      2. Высокая степень владения устной речью
      3. Гибкость с числами, концепциями, средствами массовой информации и социальными ситуациями.
      4. Оригинальность идей и выражений; чувство юмора.
      5. Способность к абстрагированию, организации и синтезу.
      6. Высокий уровень энергии/активности.
      7. Настойчивость в интересующих задачах.
      8. Нетерпение при выполнении рутинных или повторяющихся задач.
      9. Готовность к риску.
      10. Живое и спонтанное воображение; в детстве это может принимать форму «выдумывания» или воображаемых товарищей.

Творчество . Большая часть того, что мы знаем о творчестве, остается предварительным. Тем не менее, начинает казаться, что некоторым навыкам творческого мышления можно научить.

VII. ИНТУИЦИЯ
Мы часто принимаем решения на основе интуиции, а не логики. Это может дать быстрые ответы, но также может ввести в заблуждение, а иногда и иметь катастрофические последствия. Два известных психолога, Даниэль Канеман и Амос Тверски, потратили 20 лет на изучение того, как люди принимают решения и делают прогнозы в условиях неопределенности. Грубо говоря, они обнаружили, что человеческое суждение часто серьезно ошибочно. Короткие пути к ответам часто мешают ясному мышлению. Распространенные ошибки в суждениях:

1. Репрезентативность . Выбору придается большее значение, если он кажется репрезентативным для того, что мы уже знаем. Выбор, кажется, лучше представляет модель и, следовательно, кажется более вероятным, даже если это не так. Вероятность того, что два события произойдут вместе, ниже, чем вероятность каждого из них по отдельности. Например: вероятность выпадения орла при подбрасывании монеты равна половине или 0,5. А вероятность выпадения двух решек при подбрасывании двух монет составляет одну четвертую, или 0,25.

2. Базовые коэффициенты . Вторая распространенная ошибка в суждениях заключается в игнорировании базовой скорости или лежащей в основе вероятности события. Оценки должны производиться с коэффициентом 70-30, если это базовый коэффициент, даже если интуитивно кажется, что шансы равны 50-50. Во многих ситуациях с высоким риском игнорировать базовые ставки — это то же самое, что считать себя исключением из правил.

3. Каркас . То, как проблема формулируется или формулируется, влияет на решения. Люди часто дают разные ответы на одну и ту же проблему, сформулированную несколько по-разному. Обычно самый широкий способ формулирования или постановки проблемы приводит к наиболее рациональным решениям. Однако люди часто формулируют проблемы во все более узком смысле, пока не появится единственный, казалось бы, «очевидный» ответ. Например, при выборе карьеры было бы разумно учитывать оплату, условия труда, удовлетворенность работой, необходимые навыки, перспективы будущего трудоустройства и многие другие факторы. Вместо этого такие решения часто сводятся к таким мыслям, как: «Мне нравится писать, поэтому я буду журналистом».

[ Примечания от: Кун, Деннис.