Подготовка к ЕГЭ по обществознанию по теме
Познание.
Термины: бытие, познание, чувственное познание, рациональное познание, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, знание, истина, относительная истина, абсолютная истина, объективная истина, субъективная сторона истины, критерий истины, практика, заблуждение, ложь, вера, творчество, интуиция, научное познание, эмпирический уровень научного познания, теоретический уровень научного познания, особенности научного познания, методы научного познания, научный факт, научная проблема, научная идея, гипотеза, закон, теория, анализ, синтез, классификация, индукция, дедукция, эксперимент, наблюдение, умения, навыки, практическое познание, обыденное познание, миф, народная мудрость (здравый смысл), паранаука, художественное познание, философское познание, социальное познание, социальный факт, самопознание, самосознание, самооценка, идеальный тип, культурный контекст, конкретно-исторический подход, идеальный тип, общественное сознание, индивидуальное сознание, общественная психология, общественное мнение, массовое сознание.
Планы:
- Многообразие путей познания мира.
- Познание
- Научное познание
- Социальное познание
- Знание и сознание
- Самопознание и развитие личности
- Научное познание.
- Истинное знание и его критерии.
- Познание – процесс духовного освоения человеком материального мира.
- Познание как вид деятельности.
Задания части 2:
33. Сформулируйте два положения о роли практики в познании мира и каждое из них проиллюстрируйте примером.
32. Назовите любые четыре логические операции.
32. Назовите любые три вида познания.
32. Укажите четыре отличия знания от веры.
32. Приведите три примера ненаучных форм познания.
33. Назовите три формы рационального познания и проиллюстрируйте каждую из них примером.
33. Назовите три функции практики, которые она выполняет в процессе познания, и проиллюстрируйте каждую из них примером.
33. Назовите три вида социальных фактов и проиллюстрируйте каждую из них примером.
33. Сформулируйте два положения о роли практики в познании мира и проиллюстрируйте каждое из них примером.
33. Раскройте на трех примерах методы добывания знаний, присущих науке.
33. Назовите два любых отличия учебного познания от научного и проиллюстрируйте каждое на примерах.
33. Назовите любые три функции науки (научных знаний) и приведите по одному примеру осуществления каждой из них.
33. Укажите три аспекта роли практики в познании и раскройте каждый из них.
33. В чем состоит специфика социального познания? Ответ аргументируйте с помощью трех положений.
33. Общество представляет собой один из наиболее сложных и интересных познаваемых объектов. Укажите любые три метода социального познания, проиллюстрировав каждый из них конкретным примером.
33. Назовите и проиллюстрируйте примерами две особенности эмпирического уровня научного познания.
33. Назовите любые два отличия научного познания от житейского (обыденного) и проиллюстрируйте каждое из этих отличий примером.
34. «Как познать самого себя? Отнюдь не созерцанием, только действиями. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас себя познаешь». (И.В. Гете).
1. О каком познании ведет речь Гете?
2. Какими методами предлагает автор человеку познавать себя?
3. Кто еще из философов задался вопросом: «Что такое человек?»
34. Прочитайте фрагмент и ответьте на вопросы к нему:. «Наиболее значительным событием в науке XX века является чувство конца науки… В начале XX века еще возникали новые концепции, которые переворачивали представления о мире (квантовая механика, теория относительности, генетика). А во второй половине XX века ничего подобного не произошло. Спутники, компьютеры, -это не наука, а техника. Наука же открывает законы природы».
1. Что понимает один из российских ученых под «чувством конца науки» в XX веке?
2.
3. Что такое концепция в науке? Дайте определение.
4. Согласны ли вы с мнением автора, что «спутники и компьютеры — не наука, а техника? Ответ обоснуйте на конкретных примерах.
34. Ученые одного из университетов СЩА отобрали 25 добровольцев, которые согласились провести в лаборатории изучения сна 12 дней. Одним давали спать по 6 часов, а другим по 8 часов в сутки. Было установлено, что у тех, кто спал по 6 часов, повышался уровень в крови тех веществ, которые связаны с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.
Какой из методов научного познания использовался в данном исследовании? Какой уровень научного познания представлен в нем? Аргументируйте свой ответ.
34. Как-то Эйнштейн с женой посетили крупную американскую обсерваторию. Осматривая телескоп, имеющий зеркало диаметром 2,5 метра, жена ученого поинтересовалась предназначением столь грандиозного прибора. Директор пояснил, что этот инструмент необходим, чтобы узнать строение вселенной. «А мой муж обычно делает это на обороте старого конверта»,- сказала супруга ученого.
Назовите два метода научного исследования, о которых идет речь в этом фрагменте и охарактеризуйте каждый из них.
34. Известный мореплаватель Магеллан икал кратчайший путь в Индию. Он пользовался картой, где был указан пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Однако в отмеченном на карте месте Магеллан пролива не обнаружил. Тогда он, изучив описания, оставленные предшественниками, предположил, что этот пролив должен быть южнее. Он исследовал каждую бухту, каждый залив – и обнаружил пролив (впоследствии названный его именем) между материком и архипелагом Огненная земля.
Какие методы научного познания применил Магеллан? Укажите три метода.
34. В начале XIX века в Англии готовился к спуску на воду мощный военный корабль «Каптен». Инженер Рид сделал уменьшенную копию этого судна и провел испытание на плавучесть. Результаты опытов привели его к выводу, что строящееся судно будет плохо держать ся на волне и может затонуть во время даже несильного шторма.
Какой метод научного познания использовался в приведенном случае? При каких условиях его целесообразно применять?
34. На заре самолетостроения из-за несовершенства конструкции, отсутствия точной системы аэродинамического и прочностного расчета часто происходили аварии самолетов. Н.Е. Жуковский, как и его предшественники, начал наблюдать за полетами птиц, источником подъемной милы их полетов. На основе этих наблюдений и специально поставленных опытов он создал математическую теорию крыла, научно обосновал наиболее целесообразные профили крыльев для летательных аппаратов. Расчеты Жуковского полностью оправдались на практике: крылья и воздушные винты современным самолетов рассчитываются по формулам и конструируются на основе оптимальных профилей, предложенных Жуковским.
Сущность какого процесса иллюстрирует приведенный пример? Укажите три признака, по которым вы это определили.
34. Чтобы получить об изучаемых явлениях или предметах необходимую информацию и открыть управляющие ими законы, необходимо представить исследуемый объект в виде особой системы. Затем такая система последовательно разбивается, разлагается на ряд подсистем различных уровней, вплоть до отдельных элементов. В ходе этого процесса накапливаются сведения об отдельных свойствах и характеристиках, частях и элементах изучаемого объекта. Однако при этом как бы теряется первоначальное представление об объекте как о чем-то целом. Для того, чтобы получить новое , на этот раз вполне конкретное, богатое, содержательно насыщенное знание об объекте, необходимо осуществить новый этап познания. Все сведения объединяются, связываются по определенным правилам таким образом, чтобы они наиболее точно, верно отражали свойства, характеристики, отношения и связи между подсистемами и элементами изучаемого объекта.
Назовите два метода научного познания, о которых идет речь в этом тексте. Охарактеризуйте каждый из них.
34. На основе обществоведческих знаний и знания других школьных дисциплин покажите, в чем проявляется сложность познания объективного мира. (Назовите три проявления).
34. Во время лекций ученый высказал следующее суждение: «Человек должен переделывать себя ради истины, истина не может переделываться в угоду человеку». На какие особенности научного познания указывал ученый? Объясните, как вы понимаете его слова? Укажите любые две неупомянутые особенности научного познания.
34. Известно высказывание римского философа Сенеки: «Истина открыта для всех, но всей мы еще не открыли, много еще выпадает на долю нашим потомкам». Какие две характеристики истины упомянуты в этом высказывании? Объясните, по каким признакам вы это определили.
34. Раскройте на примере теоретическое положение о том, что социальное познание оказывает влияние совпадение объекта и субъекта познания. Сформулируйте два положения и каждое из них проиллюстрируйте примером.
34. В искусстве допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего именно в таком виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности. Почему же, несмотря на это, искусство считают одной из форм (путей) познания объективного мира? Опираясь на обществоведческие знания, укажите две особенности этой формы познания.
34. Прочитайте фрагмент научного текста: «Гравитация, в отличие от других взаимодействий, универсальна в действии на всю материю и энергию. Не обнаружены объекты, у которых вообще отсутствовало бы гравитационное взаимодействие». Укажите два критерия, которые позволяют отнести данный текст к научным. Опираясь на обществоведческие знания, назовите еще одну черту, присущую научному познанию.
34. В лаборатории химического института производится сложный научный эксперимент. Ведутся постоянные наблюдения за происходящими изменениями. Полученные данные обрабатываются и анализируются по установленным критериям. Назовите три метода научного исследования, упомянутые в условии задания. Опираясь на обществоведческие знания, укажите и кратко охарактеризуйте еще один метод, используемый в науке.
34. Долгое время люди считали, что земля плоская. Чем с точки зрения современных научных взглядов является это представление: относительной истиной или заблуждением? Поясните свой ответ и приведите по одному примеру заблуждения и относительной истины в познании мира.
34. Ваш друг прочитал статью, посвященную изучению одного из природных явлений, и рассказал вам о выводах автора. Вам нужно убедиться, что эта статья – результат научного изучения данного явления. Сформулируйте три вопроса, ответы на которые убедят вас в обоснованности того или иного суждения относительно характера знания, изложенного в статье.
34. Учащийся профильного биологического класса М. по заданию учителя биологии осуществил летний исследовательский проект. Ему было необходимо определить места гнездований журавля, понаблюдать и описать процесс выведения и обучения птенцов, провести окольцовывание птиц перед их отлетом . Кроме того, М., готовясь к осуществлению проекта, выдвинул гипотезу исследования, составил аннотированный список научной литературы, изучил различные мнения ученых по проблеме гнездования журавлей, систематизировал и обобщил выводы. Какие группы методов использовал М. в своем проекте? Укажите их и подтвердите каждую группу тремя примерами, систематизировав их в виде таблицы:
1-ая группа | 2-я группа |
1) | 1) |
2) | 2) |
3) | 3) |
4) | 4) |
34. Обществоведам известны разные классификации наук. О. Конт построил пирамиду фундаментальных наук человечества, на вершине которой находятся учения об обществе. Назовите два отличия социальных знаний от гуманитарных. К какому виду знаний относится философия? Приведите два аргумента, подтверждающих ваш ответ.
34. Один философ критерием истинных знаний считал их ясность, самоочевидность. Другой философ такой критерий искал в ощущениях. Опираясь на знания курса, укажите три критерия истины, принятых современной наукой.
Школьный ориентир — Задание «Конкретизация теоретических положений»
Слово «общество» используется для обозначения всех существующих и существовавших социально- исторических организмов вместе взятых, а также конкретных социально-исторических образований (стран) и тех или иных организаций. Приведите по два примера использования понятия «общество» в каждом из этих трех значений. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто).
Назовите три типа обществ и укажите характерную черту каждого из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)
Назовите и проиллюстрируйте примерами два признака социального института на примере образования. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)
С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимосвязь глобальных проблем современности. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)
Раскройте на примерах зависимость развития личности от ее воспитания. Укажите любые три проявления этой зависимости и каждое проиллюстрируйте примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)
Приведите любые три примера воздействия различных социальных институтов на процесс социализации личности. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)
Психологи различают потребности подлинные (разумные) и мнимые (неразумные, ложные). Раскройте на примере последствия удовлетворения одной подлинной и одной мнимой потребности. В каждом случае вначале приведите конкретный пример потребности, а затем опишите последствия ее удовлетворения. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)
Назовите любые три агента социализации и проиллюстрируйте примером действие каждого из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)
Укажите три аспекта роли практики в познании и раскройте каждый из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)
Раскройте на примере теоретическое положение о том, что на социальное познание оказывает влияние совпадение объекта и субъекта познания. Сформулируйте два положения и каждое из них проиллюстрируйте примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)
Назовите любые три особенности научного познания и каждую из них проиллюстрируйте примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)
Назовите любые три особенности житейского опыта как формы познания объективного мира и проиллюстрируйте примером каждую из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)
Приведите три примера, иллюстрирующие взаимовлияние народной, массовой и элитарной культуры. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)
Назовите любые две особенности искусства как формы отражения объективного мира и проиллюстрируйте примером каждую из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)
Существует расхожее представление о том, что творчество — это удел только ученого, писателя, композитора или художника. Опровергните это представление с помощью трех примеров, доказывающих, что творческие возможности не имеют профессиональных и других ограничений. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)
Приведите три примера роли конкретных гуманитарных (или социальных) наук как непосредственной производительной силы. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)
Назовите любые два неценовых фактора спроса и проиллюстрируйте примерами действие каждого из них, (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто. )
В рыночной экономике с определенной периодичностью наблюдаются спады и подъемы производства и деловой активности. Дайте три пояснения причин циклического развития экономики в условиях рынка. Конкретизируйте любую из этих причин. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)
В государстве Ъ существует рыночная экономическая система. Приведите три черты, присущие этой системе. Укажите один свойственный ей недостаток. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)
Приведите три примера, отражающие различные источники финансирования бизнеса. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)
Экономическая жизнь существенно влияет на другие сферы общественной жизни. Покажите это влияние с помощью трех примеров. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)
Конкретизируйте с помощью любых трех примеров теоретическое положение о государственном регулировании
экономики. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто. )
Поясните, в чем состоит связь между специализацией производства и ростом производительности труда. Проиллюстрируйте эту связь двумя примерами. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)
Назовите любые три вида социальных норм и проиллюстрируйте каждую из них примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)
Назовите любые три канала вертикальной социальной мобильности и проиллюстрируйте примером каждый из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)
Назовите любые три социальные функции государства и проиллюстрируйте примером каждую из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)
Приведите три возможных критерия классификации политических партий и укажите типы партий, выделяемых в каждой из этих классификаций. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)
В стране Ъ выборы в парламент проходят по мажоритарной системе. Опираясь на обществоведческие знания, укажите две особенности, присущие этой системе, и покажите одно преимущество этой системы. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)
Приведите три примера мер международной защиты прав человека в условиях мирного или военного времени. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)
Назовите три субъекта гражданских прав и укажите любую характерную черту каждого из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)
Назовите любые три основания получения гражданства РФ в упрощенном порядке и проиллюстрируйте примером каждое из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)
Теория социального познания
Теория социального познания (SCT) возникла как теория социального обучения (SLT) в 1960-х годах Альбертом Бандурой. Он превратился в SCT в 1986 году и постулирует, что обучение происходит в социальном контексте с динамичным и взаимным взаимодействием человека, окружающей среды и поведения. Уникальной особенностью SCT является акцент на социальном влиянии и акцент на внешнем и внутреннем социальном подкреплении. SCT рассматривает уникальный способ, которым люди приобретают и поддерживают поведение, а также учитывает социальную среду, в которой люди осуществляют это поведение. Теория принимает во внимание прошлый опыт человека, который влияет на то, произойдет ли поведенческое действие. Этот прошлый опыт влияет на подкрепление, ожидания и ожидания, все из которых определяют, будет ли человек заниматься определенным поведением, и причины, по которым человек занимается этим поведением.
Многие теории поведения, используемые в укреплении здоровья, не рассматривают поддержание поведения, а скорее сосредотачиваются на инициации поведения. Это прискорбно, поскольку поддержание поведения, а не просто инициация поведения, является истинной целью общественного здравоохранения. Цель SCT — объяснить, как люди регулируют свое поведение посредством контроля и подкрепления для достижения целенаправленного поведения, которое можно поддерживать в течение долгого времени. Первые пять конструкций были разработаны в рамках SLT; конструкция самоэффективности была добавлена, когда теория превратилась в SCT.
- Взаимный детерминизм — это центральная концепция SCT. Это относится к динамическому и взаимному взаимодействию человека (индивидуума с набором приобретенного опыта), окружающей среды (внешнего социального контекста) и поведения (реакции на стимулы для достижения целей).
- Поведенческие способности. Это относится к фактической способности человека выполнять определенное поведение с помощью основных знаний и навыков. Чтобы успешно выполнять какое-либо поведение, человек должен знать, что делать и как это делать. Люди учатся на последствиях своего поведения, что также влияет на окружающую среду, в которой они живут.
- Обучение через наблюдение. Утверждается, что люди могут быть свидетелями и наблюдать за поведением других, а затем воспроизводить эти действия. Это часто проявляется через «моделирование» поведения. Если люди видят успешную демонстрацию поведения, они также могут успешно завершить это поведение.
- Подкрепление — это относится к внутренним или внешним реакциям на поведение человека, которые влияют на вероятность продолжения или прекращения поведения. Подкрепление может быть инициировано самим собой или в окружающей среде, а подкрепление может быть положительным или отрицательным. Это конструкция SCT, которая наиболее тесно связана с взаимными отношениями между поведением и окружающей средой.
- Ожидания — это относится к ожидаемым последствиям поведения человека. Ожидаемые результаты могут быть связаны со здоровьем или не связаны со здоровьем. Люди предвидят последствия своих действий, прежде чем приступить к поведению, и эти ожидаемые последствия могут повлиять на успешное завершение поведения. Ожидания во многом зависят от предыдущего опыта. Хотя ожидания также проистекают из предыдущего опыта, ожидания сосредоточены на ценности, придаваемой результату, и являются субъективными для человека.
- Самоэффективность. Это относится к уровню уверенности человека в своей способности успешно выполнять определенное поведение. Самоэффективность уникальна для SCT, хотя другие теории добавили эту конструкцию позже, например, Теория запланированного поведения. На самоэффективность влияют специфические возможности человека и другие индивидуальные факторы, а также факторы внешней среды (барьеры и фасилитаторы).
Существует несколько ограничений SCT, которые следует учитывать при использовании этой теории в общественном здравоохранении. Ограничения модели включают следующее:
- Теория предполагает, что изменения в окружающей среде автоматически приведут к изменениям в человеке, хотя это не всегда может быть правдой.
- Теория слабо организована и основана исключительно на динамическом взаимодействии между человеком, поведением и окружающей средой. Неясно, в какой степени каждый из этих факторов влияет на фактическое поведение и является ли один из них более влиятельным, чем другой.
- Теория уделяет большое внимание процессам обучения и при этом игнорирует биологические и гормональные предрасположенности, которые могут влиять на поведение, независимо от прошлого опыта и ожиданий.
- Теория не фокусируется на эмоциях или мотивации, кроме как на прошлом опыте. Этим факторам уделяется минимальное внимание.
- Теория может иметь широкий охват, поэтому ее может быть трудно реализовать в полном объеме.
Социальная когнитивная теория рассматривает многие уровни социально-экологической модели применительно к изменению поведения людей. SCT широко используется в укреплении здоровья, учитывая упор на человека и окружающую среду, последняя из которых стала в последние годы основным направлением деятельности по укреплению здоровья. Как и в случае с другими теориями, применимость всех конструкций SCT к одной проблеме общественного здравоохранения может быть затруднена, особенно при разработке целенаправленных программ общественного здравоохранения.
вернуться наверх | предыдущая страница | следующая страница
Теория социального познания Альберта Бандуры: определение и примеры
Ключевые выводы
- Теория социального познания делает акцент на обучении, происходящем в социальном контексте. С этой точки зрения люди являются активными агентами, которые могут как влиять, так и находиться под влиянием своего окружения.
- Теория была основана в первую очередь Альбертом Бандурой, который также известен своими работами по обучению через наблюдение, самоэффективности и взаимному детерминизму.
- Одно из предположений о социальном обучении состоит в том, что мы учимся новому поведению, наблюдая за поведением других и последствиями их поведения.
- Если поведение вознаграждается (положительное или отрицательное подкрепление), мы, вероятно, будем его подражать, однако если поведение наказывается, подражание менее вероятно. Например, в эксперименте Бандуры и Уолтерса дети больше имитировали агрессивное поведение модели, которую хвалили за агрессивность по отношению к кукле Бобо.
- Социальная когнитивная теория использовалась для объяснения широкого спектра человеческого поведения, от позитивного до негативного социального поведения, такого как агрессия, злоупотребление психоактивными веществами и проблемы с психическим здоровьем.
Содержание
Как мы учимся на поведении других
Социальная когнитивная теория рассматривает людей как активных агентов, которые могут влиять на окружающую среду и находятся под ее влиянием.
Теория является расширением социального обучения, которое включает влияние когнитивных процессов, таких как концепции, суждения и мотивация, на поведение человека и на окружающую среду, которая на них влияет.
Социальная когнитивная теория утверждает, что вместо того, чтобы пассивно впитывать знания из окружающей среды, люди активно влияют на свое обучение, интерпретируя результаты своих действий, что, в свою очередь, влияет на их среду и личные факторы, информируя и изменяя последующее поведение (Schunk, 2012). ).
Включая мыслительные процессы в человеческую психологию, социальная когнитивная теория способна избежать предположения, сделанного радикальным бихевиоризмом, что все человеческое поведение изучается путем проб и ошибок. Вместо этого Бандура подчеркивает роль наблюдательного обучения и имитации в человеческом поведении.
Многочисленные психологи, такие как Джулиан Роттер и американский личностный психолог Уолтер Мишель, предложили различные социально-когнитивные точки зрения.
Альберт Бандура (1989) представил наиболее выдающийся взгляд на социальную когнитивную теорию.
Точка зрения Бандуры была применена к широкому кругу тем, таких как развитие и функционирование личности, понимание и лечение психологических расстройств, программы организационного обучения, образование, стратегии укрепления здоровья, реклама и маркетинг и многое другое.
Центральный принцип социально-когнитивной теории Бандуры состоит в том, что люди стремятся развить чувство свободы действий и осуществлять контроль над важными событиями в своей жизни.
На это чувство свободы действий и контроля влияют такие факторы, как самоэффективность, ожидания результатов, цели и самооценка (Schunk, 2012).
Обучение через наблюдение
Бандура согласился с бихевиористами в том, что поведение изучается через опыт, однако он предложил другой механизм, чем обусловливание.
Он утверждал, что мы учимся, наблюдая и подражая поведению других.
Эта теория фокусируется не только на самом поведении, но и на психических процессах, связанных с обучением, поэтому она не является чисто бихевиористской теорией.
Этапы теории социального обучения (SLT)
Не все наблюдаемые модели поведения усваиваются эффективно. Есть несколько факторов, влияющих как на модель, так и на наблюдателя, которые определяют, усвоено ли поведение. К ним относятся внимание, удержание, моторное воспроизведение и мотивация (Bandura & Walters, 1963).
Внимание
Индивидуум должен обращать внимание на поведение и его последствия и формировать мысленное представление о поведении. Некоторые вещи, влияющие на внимание, связаны с характеристиками модели.
Это означает, что модель должна быть яркой или заметной. Если модель привлекательна, или престижна, или кажется особенно компетентной, вы будете уделять ей больше внимания. И если модель больше похожа на вас, вы обращаете больше внимания.
Удержание
Сохранение наблюдаемого поведения в LTM, где оно может оставаться в течение длительного периода времени. Подражание не всегда происходит мгновенно. Этот процесс часто опосредован символами. Символы — это «все, что обозначает что-то другое» (Бандура, 1998).
Это могут быть слова, изображения или даже жесты. Чтобы символы были эффективными, они должны быть связаны с изучаемым поведением и должны быть понятны наблюдателю.
Репродукция двигателя
Индивидуум должен иметь возможность (иметь способности и навыки) физически воспроизвести наблюдаемое поведение. Это означает, что поведение должно быть в пределах их возможностей. Если это не так, они не смогут этому научиться (Бандура, 1998).
Мотивация
Наблюдатель должен быть мотивирован, чтобы выполнить действие. Эта мотивация может исходить из различных источников, таких как желание достичь цели или избежать наказания.
Бандура (1977) предположил, что мотивация состоит из трех основных компонентов: ожидания, ценности и аффективной реакции. Во-первых, ожидание относится к вере в то, что человек может успешно выполнить поведение. Во-вторых, ценность относится к важности цели, для достижения которой предназначено поведение.
И последний из них, Аффективная реакция, относится к эмоциям, связанным с поведением.
Если поведение связано с положительными эмоциями, оно с большей вероятностью будет усвоено, чем поведение, связанное с отрицательными эмоциями. Подкрепление и наказание играют важную роль в мотивации.
Люди должны ожидать получения того же положительного подкрепления (заместительного подкрепления) за подражание наблюдаемому поведению, которое они видели у модели.
Подражание более вероятно, если модель (человек, который выполняет поведение) получает положительное подкрепление. Это называется косвенным подкреплением.
Подражание также более вероятно, если мы идентифицируем себя с моделью. Мы видим, что они имеют некоторые общие с нами характеристики, то есть схожий возраст, пол, социальный статус, поскольку мы идентифицируем себя с ними.
Цель социальной когнитивной теории состоит в том, чтобы объяснить, как люди регулируют свое поведение посредством контроля и подкрепления, чтобы добиться целенаправленного поведения, которое можно поддерживать в течение долгого времени.
Бандура в своей первоначальной формулировке родственной теории социального научения включил пять конструктов, добавив к своей окончательной теории социального познания самоэффективность (Бандура, 1986).
Взаимный детерминизм
Взаимный детерминизм является центральной концепцией социальной когнитивной теории и относится к динамическому и взаимному взаимодействию людей — индивидуумов с набором приобретенного опыта — с окружающей средой или внешним социальным контекстом и поведением — реакцией на стимулы для достижения целей.
Его основной принцип заключается в том, что люди стремятся развить чувство свободы действий и осуществлять контроль над важными событиями в своей жизни.
На это чувство свободы действий и контроля влияют такие факторы, как самоэффективность, ожидания результатов, цели и самооценка (Bandura, 1989).
Чтобы проиллюстрировать концепцию взаимного детерминизма, рассмотрим Учащийся, который считает, что он способен успешно сдать экзамен (самоэффективность), с большей вероятностью приложит необходимые усилия для учебы (поведение).
Если они не верят, что смогут сдать экзамен, то вряд ли будут учиться. В результате их убеждения в своих способностях (самоэффективность) будут подтверждены или опровергнуты их фактической работой на экзамене (результатом).
Это, в свою очередь, повлияет на будущие убеждения и поведение. Если студент сдает экзамен, он, вероятно, поверит, что сможет хорошо сдать будущие экзамены, и приложит усилия для учебы.
В случае неудачи они могут усомниться в своих способностях (Бандура, 1989).
Поведенческие способности
Поведенческие способности, тем временем, относятся к способности человека выполнять определенное поведение посредством использования собственных знаний и навыков.
То есть, чтобы осуществлять какое-либо поведение, человек должен знать, что и как делать. Люди учатся на последствиях своего поведения, в дальнейшем влияя на окружающую среду, в которой они живут (Бандура, 1989).
Подкрепление
Подкрепление относится к внутренним или внешним реакциям на поведение человека, которые влияют на вероятность продолжения или прекращения поведения.
Эти подкрепления могут быть инициированы самостоятельно или в окружающей среде, и могут быть как положительными, так и отрицательными. Положительные подкрепления увеличивают вероятность повторения поведения, в то время как отрицательные подкрепления уменьшают вероятность повторения поведения.
Подкрепление также может быть прямым или косвенным. Прямое подкрепление — это непосредственное следствие поведения, влияющее на его вероятность, например, получение зарплаты за работу (положительное подкрепление).
Косвенное подкрепление не является немедленным следствием поведения, но может повлиять на его вероятность в будущем, например, усердно учиться в школе, чтобы поступить в хороший колледж (положительное подкрепление) (Bandura, 1989).
Ожидания
Между тем, ожидания относятся к ожидаемым последствиям поведения человека.
Ожидаемый результат, например, может относиться к последствиям, которые кто-то предвидит для своего здоровья.
Поскольку люди предвидят последствия своих действий, прежде чем начать какое-либо поведение, эти ожидания могут повлиять на то, успешно ли кто-то завершит это поведение (Bandura, 1989).
Ожидания во многом основаны на чьем-то предыдущем опыте. Тем не менее, ожидания также сосредоточены на ценности, придаваемой результату, что является субъективным от человека к человеку.
Например, учащийся, который может не быть мотивирован высокими оценками, может придавать меньше значения шагам, необходимым для их достижения, чем тот, кто стремится быть высокоэффективным.
Самоэффективность
Самоэффективность относится к уровню уверенности человека в своей способности успешно выполнять определенное поведение.
На самоэффективность влияют собственные способности человека, а также другие индивидуальные факторы и факторы окружающей среды.
Эти факторы называются барьерами и посредниками (Бандура, 1989). Часто говорят, что самоэффективность зависит от конкретной задачи, а это означает, что люди могут быть уверены в своей способности выполнять одну задачу, но не могут выполнять другую.
Например, студент может быть уверен в своей способности хорошо сдать экзамен, но не уверен в своей способности заводить друзей.
Это потому, что самоэффективность основана на прошлом опыте и убеждениях. Если учащийся никогда раньше не заводил друзей, он с меньшей вероятностью поверит, что сделает это в будущем.
Моделирование медиа и теория социального познания
Обучение было бы трудоемким и опасным в мире, который полагался бы исключительно на непосредственный опыт.
Социальное моделирование позволяет людям наблюдать за успехами и неудачами других с минимальным риском или без него.
Моделирование может происходить в массовом масштабе.
Моделирование средств массовой информации определяется как «любой тип массовой коммуникации — телевидение, фильмы, журналы, музыка и т. д. — который служит моделью для наблюдения и имитации поведения» (Bandura, 1998).
Другими словами, это средство, с помощью которого люди могут научиться новому поведению. Моделирующие медиа часто используются в индустрии моды и вкуса, чтобы влиять на поведение потребителей.
Это потому, что моделирование предоставляет наблюдателям ориентир для подражания. При эффективном использовании моделирование может подтолкнуть людей к определенному поведению, которое в противном случае они, возможно, не использовали бы.
Кроме того, средства моделирования могут подкреплять желаемое поведение.
Например, если кто-то увидит модель, одетую в определенный тип одежды, и сам получит за это комплименты, он с большей вероятностью купит одежду, похожую на одежду модели.
Примеры обучения через наблюдение
Существует множество примеров обучения через наблюдение в повседневной жизни людей всех возрастов.
Тем не менее, обучение через наблюдение особенно распространено в процессе социализации детей. Например:
- Новый сотрудник избегает опозданий на работу после того, как его коллегу уволили за опоздание.
- Новый покупатель магазина изучает процесс выстраивания очереди и оформления заказа, наблюдая за другими покупателями.
- Путешественник в другой стране учится покупать билеты на поезд и входить в ворота, наблюдая, как другие делают то же самое.
- Покупатель в магазине одежды изучает процедуру примерки одежды, наблюдая за другими.
- Человек в кофейне узнает, где найти сливки и сахар, наблюдая, как другие любители кофе определяют это место.
- Новый продавец автомобилей учится обращаться к потенциальным клиентам, наблюдая за другими.
- Кто-то переезжает в новый климат и учится правильно убирать снег со своей машины и подъездной дороги, наблюдая, как его соседи делают то же самое
- Жильщик учится вовремя платить арендную плату в результате того, что его соседа выселили за несвоевременную оплату.
- Неопытный продавец добивается успеха на собрании по продажам или в проведении презентации после наблюдения за поведением и заявлениями других продавцов
- Зритель смотрит онлайн-видео, чтобы узнать, как контурировать и придавать форму бровям, а затем идет в магазин, чтобы сделать это самостоятельно.
- Водители снижают скорость, увидев, что полицейский остановил другого водителя.
- Кассир банка наблюдает за своим более умелым коллегой, чтобы научиться более эффективному способу подсчета денег.
- Застенчивый гость на вечеринке наблюдает, как кто-то более популярный разговаривает с разными людьми в толпе, а позже позволяет им делать то же самое.
- Взрослые дети ведут себя так же, как их родители в детстве
- Заблудившийся ученик бродит по школьному кампусу, увидев, как другие делают это самостоятельно.
Социальное обучение против теории социального познания
Теория социального обучения и теория социального познания — это теории обучения, в которых особое внимание уделяется роли обучения через наблюдение.
Однако между этими двумя теориями есть несколько ключевых различий. Теория социального научения фокусируется на идее подкрепления, в то время как теория социального познания подчеркивает роль когнитивных процессов.
Кроме того, теория социального обучения утверждает, что любое поведение изучается посредством наблюдения, в то время как теория социального познания допускает возможность обучения с помощью других средств, таких как непосредственный опыт.
Наконец, теория социального обучения фокусируется на индивидуальном обучении, в то время как теория социального познания придерживается более целостного подхода, признавая важность факторов окружающей среды.
Хотя они во многом похожи, различия между теорией социального научения и теорией социального познания важно понимать. Эти теории обеспечивают различные рамки для понимания того, как происходит обучение.
Таким образом, они имеют разные последствия во всех аспектах своего применения (Reed et al. , 2010).
Бандура, А. (1986). Социальные основы мышления и действия: социальная когнитивная теория . Prentice-Hall, Inc.
Бандура, А. (1977). Теория социального обучения . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл.
Бандура, А. (1977). Самоэффективность: к объединяющей теории поведенческих изменений. Psychological Review, 84 (2), 191.
Бандура, А. (1986). Страшные ожидания и избегающие действия как сопутствующие эффекты воспринимаемой самонеэффективности.
Бандура, А. (1989). Человеческая деятельность в социальной когнитивной теории. Американский психолог, 44 (9), 1175.
Бандура, А. (1998). Укрепление здоровья с точки зрения социальной когнитивной теории. Психология и здоровье, 13 (4), 623-649.
Бандура, А. (2003). Социальная когнитивная теория личных и социальных изменений с помощью средств массовой информации. В Развлечения-образование и социальные изменения (стр.
Leave A Comment