Формы государственного устройства и политического управления

Государство представляет собой особую форму организации политической власти и управления, которые имеют определенное устройство. Организацию, устройство и реализацию государственной власти отражает понятие «форма государства».

Форма государства включает три элемента: форму государственного устройства; форму правления; политический режим.

Форма государственного устройства – это национально-территориальная организация государства и взаимоотношения центральных, региональных органов. Основными формами государственного устройства является конфедерация, унитарное государство, федерация. (Простые и сложные. Простые – унитарное государство, сложные – федерация, автономия, конфедерация, содружество).

Для унитарных государств характерна высокая степень централизации политической власти. Они подразделяются лишь на административно-территориальные единицы (области, департаменты, провинции, воеводства и т. д.), которые не обладают юридической самостоятельностью. Большинство стран мира – унитарные государства (Франция, Швеция, Дания, Турция, Эстония, Республика Беларусь и многие другие). В рамках унитарных государств возможна национальная автономия (Испания, Великобритания и др.). Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство. Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.

Федеративная форма государственного устройства, в отличие от унитарной, не представляет собой единого целого. В нее входит несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образующих одно союзное государство. Существует союзная Конституция, но субъекты федерации могут иметь свои собственные конституции. Для федеративного государства характерно двойное гражданство. Члены федерации не обладают правом одностороннего выхода из союзного государства.

Конфедерация встречается редко, и как правило, либо предшествует образованию федерации (США, Швейцария), либо распадается (Сенегамбия). При конфедерации государства-участники полностью сохраняют свою независимость, имеют свои органы власти, конституцию. Объединенные органы власти существуют лишь для координации совместных действий. При этом входящие в конфедерацию государства могут иметь единое экономическое пространство, единое гражданство, единую валюту, единую таможню (страны Европейского Экономического Сообщества).

Автономия – широкое внутреннее самоуправление политико-национального образования в рамках единого государства. Оно, как правило, образуется в местах компактного заселения народностями, имеющими свои особенности языка, быта и экономической жизни.

Существуют содружества, состоящие из независимых государств, имеющих тесные контакты в различных сферах общественной жизни (Британское Содружество наций, Содружество Независимых Государств).

Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, которая определяет структуру высших государственных органов и принципы их взаимодействия. Различают две основные формы правления: монархия и республика. Форма правления складывается исторически. В странах, где буржуазные революции победили быстро, установилась республиканская форма правления (Франция, США). В странах, где буржуазия шла на компромисс с феодалами, сохранялась монархическая форма правления (Великобритания, Нидерланды, Япония и др.).

Монархия характеризуется тем, что глава государства занимает свой пост, как правило, по наследству, и его власть не зависит от избирателей. Монархия подразделяется на абсолютную и конституционную.

а)_Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства. В настоящее время в развитых странах она не встречается, лишь в развивающихся (Катар, Оман, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и др.).

б) Конституционная монархия характеризуется ограничением полномочий главы государства. В зависимости от степени такого ограничения различают дуалистическую (двойственную) и парламентскую монархию.

В дуалистической монархии полномочия монарха ограничены в основном в сфере законодательства и достаточно широки в сфере исполнительной власти (Марокко, Кувейт, Иордания).

В парламентской монархии (Англия, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Япония и др.) власть монарха фактически не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в сфере управления. Функции монарха чисто представительские. Любой его акт требует контрассигнации (подписи) главы правительства или соответствующего министра. Подписавшийся премьер-министр или министр отрасли несет ответственность за подписанный акт.

Республиканская форма правления отличается от монархической тем, что глава государства является выборным и сменяемым, и его власть зависит от избирателей. Существует две разновидности республиканской формы правления: президентская и парламентская.

Президентская и парламентская республики отличаются в свою очередь между собой способом избрания президента как главы государства. Различие состоит в избрании президента внепарламентским путем (президентская республика) и парламентским путем (парламентская республика). Только в первом случае президент избирается всеобщим прямым голосованием (Франция, Австрия), либо посредством косвенных выборов (в США), во втором случае – парламентом (Италия, Германия). Встречаются выборы президента посредством референдума (Сирия, Египет).

Президент Республики Беларусь избирается непосредственно народом страны на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов. Отличительный признак этой системы состоит в том, что президент одновременно является главой государства и главой правительства. Он руководит внутренней и внешней политикой и является верховным главнокомандующим вооруженных сил. Он сам назначает членов кабинета министров, которые ответственны перед ним, а не перед парламентом.

В президентской республике существует четкое разделение законодательной и исполнительной ветвей власти, их значительная самостоятельность. Парламент не может вынести правительству вотум недоверия, президент не вправе распустить парламент. Парламент может ограничить действие президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент обладает правом отлагательного вето на решения парламента.

В странах Латинской Америки часто встречаются «суперпрезидентские республики». «Суперпрезидентская» форма правления – это практически независимая, слабо контролируемая законодательными и судебными органами сильная президентская власть.

Отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе и его формальная ответственность перед парламентом. Хотя премьер-министр официально не является главой государства, реально он – первое лицо в государстве. Деятельность президента почти выведена из сферы его влияния. Все действия президент осуществляет только по согласованию с главой правительства, который подотчетен не ему, а парламенту. Роль президента ограничивается представительскими функциями и напоминает роль монарха в конституционной монархии.

В современном мире подавляющее большинство демократических государств является парламентскими республиками. К ним относятся: Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль, Швейцария и другие.

Смешанная форма правления сочетает в себе признаки президентской и парламентской республик. К ней относятся Австрия, Польша, Франция, Ирландия и др. При этой форме правления сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Правительство подотчетно перед президентом и перед парламентом.

Формы государства различаются по политическому режиму. Под политическим режимом понимается совокупность приемов и методов, с помощью которых экономически господствующий класс определяет свое политическое господство. В отличие от формы правления, политический режим является более гибким. При разных формах правления политический режим может быть одинаковым. Политические режимы подразделяются на тоталитарные, авторитарные и демократические.

Заполните таблицу !На 5 !

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ  РЕСПУБЛИКА (Унитарные государства):
 Афганистан  Ангола  Бенин  Боливия  Бурунди  Чили  Колумбия
 Республика Конго  Коста-Рика  Кипр  Доминиканская Республика Эквадор  Сальвадор  Гамбия  Гана  Гватемала  Гондурас  Индонезия Иран  Кения  Либерия  Малави  Мальдивы  Никарагуа   Палау  Панама Парагвай  Филиппины  Сан-Марино  Сейшельские Острова  
 Сьерра-Леоне   Суринам   Уругвай   Замбия  Армения  Азербайджан Белоруссия  ЦАР  Камерун  Чад  Республика Корея  Кот-д’Ивуар  Гвинея Экваториальная Гвинея  Габон  Казахстан  Мозамбик  Намибия  Перу Руанда  Шри-Ланка  Танзания  Того  Уганда  Узбекистан  Йемен

——————————————————————————————

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА (Федеративные государства):
 Аргентина   Бразилия   Коморы   Мексика  Судан   Нигерия   
Южный Судан    США   Венесуэла 

——————————————————————————————

ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА (Унитарные государства):
 Албания  Бангладеш  Болгария  Кабо-Верде  Чехия  Доминика Восточный Тимор  Эстония Финляндия   Греция  Исландия  Ирландия Италия  Израиль  Кирибати  Латвия  Ливия  Литва  Македония  Мальта Маврикий  Молдавия  Черногория  Польша  Самоа  Сербия  Сингапур Словакия  Сомали  Тринидад и Тобаго  Тунис  Турция  Венгрия  Вануату

——————————————————————————————

ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА  (Федеративные государства):
 Австрия   Босния и Герцеговина   Эфиопия   Германия   Индия  Ирак  Непал 

——————————————————————————————

КОНСТИТУЦИОННАЯ МОНАРХИЯ (Унитарные государства):

 Бахрейн  Бутан  Иордания  Кувейт (эмираты)  Лихтенштейн (княжество) Монако (княжество)  Марокко  Тонга   Андорра (княжество)  Антигуа и Барбуда    Багамы Барбадос   Белиз  Камбоджа   Дания  Гренада  Ямайка  Япония (империя) Лесото  Люксембург (Великое Герцогство)   Нидерланды  Новая Зеландия Норвегия  Папуа — Новая Гвинея  Великобритания   Сент-Люсия  Сент-Винсент и Гренадины  Соломоновы Острова  Испания  Швеция  Таиланд  Тувалу                                                                   ——————————————————————————————

КОНСТИТУЦИОННАЯ МОНАРХИЯ (Федеративные государства):
 ОАЭ (федеративные эмираты)   Австралия   Бельгия   Канада  Малайзия (федеративные султанаты)   Сент-Китс и Невис 

———————————————————————————————

АБСОЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ ( Только Унитарные государства, федеративных нет):
 Бруней (султанат)  Оман (султанат)  Катар (эмираты)  
Саудовская Аравия  Свазиленд  Ватикан

Из них абсолютная теократическая монархия:  Ватикан Бруней Саудовская Аравия 
——————————————————————————-

Непонятно, что подразумевается под государствами Британского Сожружества.

Если по форме правления, то Королевства Содружества, т.е. 16 государств (из 53) Британского Содружества Наций, в которых главой государства является Королева Великобритании:

УНИТАРНЫЕ:
 Антигуа и Барбуда
 Багамские Острова
 Барбадос 
 Великобритания
 Белиз
 Гренада
 Новая Зеландия
 Папуа — Новая Гвинея
 Сент-Винсент и Гренадины
 Сент-Люсия
 Соломоновы Острова  
 Тувалу
 Ямайка

ФЕДЕРАТИВНЫЕ:
 Австралия
 Канада
 Сент-Китс и Невис 

Является ли Тайвань президентской системой?

Abstract

В статье рассматриваются определения полупрезидентских систем, различая предписывающие критерии (конституционный режим) и описательные критерии (политический строй). Применяя предписывающие критерии к ситуации на Тайване, он приходит к выводу, что Конституция Тайваня предписывает полупрезидентский режим. Затем в статье анализируются описательные черты политической системы Тайваня. Выводы подкрепляются тщательным анализом ситуации после парламентских выборов 2004 г. на Тайване, а также событий весны 2006 г. (делегирование конституционных полномочий и ходатайство об отзыве). Политическая система Тайваня демонстрирует как очень сильные мажоритарные, так и делегатские тенденции, основные причины отсутствия функциональности при нынешнем конституционном режиме. То, что политическая система сопротивляется изменениям, означает для этой статьи, что единственной возможностью демократического функционирования правительства на Тайване является смена конституционного режима на парламентский1.

Начало страницы

Схема

Президентская и парламентская системы

Конституционные режимы и политические системы

Тайваньский конституционный режим

Мажоритарное правительство на Тайване

Делегативная демократия на Тайване

Последствия парламентских выборов 2004 г.

Президент Чен Новогоднее обращение

Президент Тайваня назвал имя нового премьер-министра

Премьер надеется на политическое примирение в 2005 году

Новый председатель Демократической прогрессивной партии

Подписано соглашение из 10 пунктов

Парламентский тупик, «конституционная» передача полномочий и предложение об отзыве

Начало страницы

Примечания

1 Эта статья является исправленной версией статьи, представленной на Второй конференции Европейской ассоциации тайваньских исследований в Рурском университете в Бохуме, Германия, 1 st -2 nd апреля 2005 г.

2 E.G. Ю-Шань Ву, «Назначение премьер-министра в условиях несоответствия: Тайвань в сравнении с Францией и Россией», Тайваньский журнал демократии , Vol. 1, № 1, июль 2005 г., стр. 103-104; Герман Хальбайзен, «Внутренняя политика Тайваня после президентских выборов 2000 г.» , Дуйсбургские рабочие документы по восточноазиатским исследованиям, № 53, 2003 г., с. 7; Роберт Элджи, «Полупрезидентство в Европе», Оксфорд, издательство Оксфордского университета, 1999, с. 14; Horst Bahro et al ., «Концепция Дюверже: новый взгляд на полупрезидентское правительство», Европейский журнал политических исследований , № 34, 1998, стр. 201-224.

3 Джон Фу-шэн Се, «Преемственность и изменения в избирательной политике Тайваня», в Се, Джон Фу-шен и Дэвид Ньюман (ред.), How Asia Votes . Нью-Йорк, Лондон, Chatham House, 2002, с. 33.

4 Филип Паолино, «Демократизация, разделение правительства и выборы в законодательные органы Тайваня в 2001 г. », Журнал азиатских и африканских исследований , Vol. 40, № 1-2, февраль–апрель 2005 г., с. 125(23), Expanded Academic ASAP (интернет-издание, ноябрь 2005 г.).

5 Чен Шуи-Биан, Шиджи Шоу Ханг Йи Чжэнданг Лунти Вубай Тиан де Ченси, Тайбэй, Юансхен, 2001.

6 Аренд Лиджфарт, «Трихотомия или дихотомия?», Европейский журнал политических исследований , № 31,. 1997, стр. 127-128. Richard Moulin, Le Présidentialisme et la classification des régimes politique , Paris, Librairie générale de droit et de jurisprudence, 1978, p. 39.

7 Морис Дюверже, «Новая модель политической системы: полупрезидентское правительство», Европейский журнал политических исследований , № 8, 1980 г., с. 186.

8 Классификация должна основываться на объективных критериях, не зависящих от субъективного мнения авторов.

9 Устный перевод основан на субъективных критериях и субъективном мнении отдельных авторов.

10 Роберт Элджи, «Полупрезидентство: концепции, последствия и противоречивые объяснения», Обзор политических исследований, Vol. 2, 2004, стр. 316-317.

11 Морис Дюверже, op. цит ., с. 166. Дюверже также обращает внимание на очевидные различия во власти президента в правительствах, классифицируемых как полупрезидентские. Он утверждает, что разница во власти президента в полупрезидентских системах зависит от позиции главы государства по отношению к какому-либо парламентскому большинству. Если он лидер партии, он становится очень могущественным. Но если он не глава своей партии, то часто становится подставным лицом. Если он находится вне большинства, будь то противник или нейтральная фигура, его полномочия соответствуют тем, которые изложены в Конституции (Морис Дюверже, 9).0045 оп. цит. ., с. 186)

12 Джованни Сартори, Сравнительная конституционная инженерия. An Inquiry in Structures, Incentives and Outcomes , Basingstoke and London, Macmillan, 1997. Сам Сартори использует термин полупрезидентская система вместо «формы правления» Дюверже. Его определение следующее: (1) Глава государства (президент ) должен избираться всенародно на определенный срок; (2) президент разделяет исполнительную власть с премьер-министром; (3) Президент независим от Кабинета и законодательной власти, хотя и не может править сам по себе; (4) премьер-министр формально независим от президента, но зависит от законодательной власти; (5) дуальная структура исполнительной власти позволяет гибко передавать реальную исполнительную власть в зависимости от обстоятельств.

13Патрик О’Нил, «Президентская власть в посткоммунистической Европе: пример Венгрии в сравнительной перспективе», Журнал коммунистических исследований, Vol. 9, № 3, сентябрь 1993 г., с. 197.

14 Роберт Элджи, «Полупрезидентство: концепции, последствия и спорные объяснения», Обзор политических исследований , Vol. 2, 2004, с. 316.

15 Роберт Элджи, «Классификация типов демократических режимов: концептуальная неоднозначность и спорные предположения», Европейский журнал политических исследований , № 33, 1998, стр. 219-238.

16 Роберт Элджи, «Полупрезидентство…», стр. 316–317.

17 Роберт Элджи, «Классификация типов демократических режимов…», с. 235.

18 Там же ..

19 Роберт Элджи, «Полупрезидентство…», с. 317.

20 Оливье Дюамель, «Ремарки о полупрезидентском режиме», Доминик Кола и Клод Эмери (ред.), Право, институты и политические системы: Mélanges en hommage à Maurice Duverger , Париж, ПНФ, 1987, с. 585.

21 Томас Седелиус, «Полупрезидентство в посткоммунистических странах», доклад, представленный на XIII -й конференции Северной ассоциации политических наук (NOPSA) в Ольборге, 15–17 августа 2002 г., с. 16.

22 Аренд Лейпхарт, Модели демократии: формы правления и эффективность в тридцати шести странах , Нью-Хейвен и Лондон, издательство Йельского университета, 1999.

23 Томас Погунтке, «Президентизация парламентских демократий: противоречие» с точки зрения?» Документ, представленный на семинаре ECPR «Президентизация парламентских демократий?», Копенгаген, апрель 2000 г., с. 13.

24 Гильермо О’Доннел, «Democracia Delegativa?», Novos Estudios CEBRAP, № 31, октябрь 1991 г.

25 Статья 2, параграф 2 Дополнительных статей к Конституции Китайской Республики (шестая редакция).

26 Статья 44 Конституции Китайской Республики.

27  Там же .

28  Оп. цит. ., Статья 133.

29  Оп. cit . , Статья 136.

30 Шелли Риггер, «Тайвань верхом на драконе демократии», The Washington Quarterly , 23 февраля 2000 г., с. 107 (интернет-издание, 13 ноября 2005 г.).

31 Мэтью Форни, Барри Хилленбранд, Дон Шапиро, Дженнифер Ван, «Taiwan Little Big Man. (Президент Чэнь Шуйбянь) (Мир)», Time , 28 мая th 2001, Expanded Academic ASAP (Internet Edition) , 13 ноября -й 2005 г.).

32 Ю-Шань Ву, op. цит.

33 Hermann Halbeisen, op. цит. , с. 8.

34 Ко Шу-лин, «Президенту грозит срок в законодательном органе – аналитики», The Taipei Times , 11 декабря 2005 г., с. 3 (интернет-издание).

35 http://db.lawbank.com.tw

36 Кристиан Гёбель, «На пути к консолидированной демократии? Неформальные и формальные институты в политическом процессе Тайваня», документ, подготовленный для конференции группы по тайваньским исследованиям на встрече APSA 2001, Сан-Франциско, 30 августа – 2 сентября, с. 17.

37 «Сокращение бюджета осуждается кабинетом министров», The Taipei Times , 22 января 2005 г., с. 3.

38 Ю-Шань Ву, оп. цит.

39 Мэтью Форни и др., op. код .

40 Филип Паолино, op. цит. ., с. 125.

41 Пэт Гао, «Второй раунд», Taiwan Review , № 3, Vol. 54, март 2004 г., с. 24.

42 Метод измерения эффективного числа политических партий взят из М. Лааксо и Р. Таагепера, «Эффективное количество партий: мера с применением к Западной Европе», Сравнительные политические исследования 12 (1), 1979.

43 Более важные изменения: сокращение числа депутатов с 225 до 113; продление срока полномочий с трех до четырех лет и приведение парламентских выборов в соответствие с президентскими; изменение системы голосования SNTV на систему «один округ два голоса»; половина национального избирательного округа достается женщинам; 73 одномандатных округа, 6 мандатов от аборигенов, 34 от национальных избирательных округов и зарубежных китайцев (Hwang 2005: 14-15)

44 Кристиан Гёбель, оп. цит. ., с. 5.

45  Там же ., с. 6.

46 Чуанг Я-Чунг, «Демократия в действии: создание сетей социальных движений на Тайване», Критика антропологии , Vol. 24, № 3, стр. 235-255.

47 Минг-шо Хо, «Государственные и общественные движения Тайваня при правительстве ДПП, 2000–2004 гг.», Журнал восточноазиатских исследований 5 (2005), стр. 401–425.

48 Hermann Halbeisen, op. соч. ., стр. 2-7.

49 Филип Паолино, оп. цит. ., с. 125.

50 Hermann Halbeisen, op. цит. ., с. 11.

51 Герман Хальбайзен, op. цит. ., с. 9.

52 Брюс Дж. Диксон и Чиен-мин Чао (редакторы), Оценка наследия Ли Дэнхуэй в политике Тайваня: демократическая консолидация и внешние связи , Нью-Йорк, М.Э. Шарп, 2002 г., введение.

53 Джим Хван, «Долой старое. Тайвань модифицирует свою избирательную систему и реструктурирует Законодательный юань», Тайваньский обзор , Vol. 55, № 3, март 2005 г., с. 14.

54 Брюс Дж. Диксон и Чиен-мин Чао (редакторы), op. код .

55 Шелли Риггер, «Тайвань верхом на драконе демократии», The Washington Quarterly , 23 февраля 2000 г., с. 107 (Интернет-издание, 13 ноября -го -го 2005 г.).

56 Брюс Дж. Диксон и Чиен-мин Чао (редакторы), op. код .

57 Мэтью Форни и др., op. цит.

58 Герман Хальбайзен, оп. соч., с. 4.

59 «Демократический путь», Taiwan Review , № 2, 2005 г., редакционная статья, с. 1.

60 Пресс-релиз Офиса Президента, 1 января st 2005 (интернет-издание).

61 Ассошиэйтед Пресс, 25 января 2005 г. (Интернет-издание).

62  The China Post , 12 февраля 2005 г. (Интернет-издание).

63 Джуэл Хуанг, The Taipei Times , 16 февраля 2005 г., с. 1 (интернет-издание).

64 Кэролайн Хун и Хуан Тай-линь, The Taipei Times , 25 февраля 2005 г. , с. 1; 6 марта 2005 г., с. 8. (интернет-издание).

65 Приостановлены бюджетные счета, относящиеся к общественной инфраструктуре; проекты по борьбе с наводнениями; инвестиционные проекты государственных предприятий и размораживание около 200 миллиардов тайваньских долларов доходов, предназначенных для центрального правительства; рассмотрение кандидатуры государственного прокурора на должность генерального прокурора; утверждение членов Контрольного юаня и плана закупок оружия; проект органического закона о надзорной комиссии по страхованию труда; поправки к Органическому закону об исполнительном юане, которые должны проложить путь к реструктуризации правительства и административной эффективности; специальный бюджет на противопаводковые проекты и многие другие.

66 Мо Янь-чи и Ши Сю-чуань, «Ма нацеливается на смену власти Чэня», The Taipei Times , 2 июня 2006 г., с. 1 (интернет-издание).

67 Джуэл Хуанг, «ДПП поддержит кабинет, — говорит Ю», The Taipei Times , 2 июня 2006 г. , с. 3 (интернет-издание).

68 Предложение об отзыве президента требует подписи не менее одной четверти членов Законодательного Юаня — 55 — а также согласия двух третей всех членов Законодательного собрания до окончательного одобрения половиной имеющих право голоса избирателей страны. .

69 Чэнь Шуйбянь, op. цит. ;

70 Оскар Чанг, «После подсчета. Выборы в законодательные органы мало что изменили, так как оппозиция имела незначительное большинство», Taiwan Review , Vol. 55, № 3, март 2005 г., с. 8.

71 Пэт Гао, op. цит. ., с. 23.

72 Пресс-релиз Офиса Президента, 1 января st 2005 (интернет-издание).

73 Опросы общественного мнения за 1998-2003 годы показывают поддержку статус-кво примерно от 75 до 85 %. Taiwan Yearbook 2004 , Taiwan, GIO, 2004.

74 Предлагаемое изменение конституционного режима для отражения парламентского режима не рекомендуется по той причине, что Аллен Хунг, организатор Альянса за конституционную реформу, предлагает, чтобы парламентская система больше политической стабильности, потому что решения правительства принимаются совместно всеми политическими партиями. (Ко Шу-лин, «Конституционная реформа все еще на повестке дня, — говорит чиновник», The Taipei Times , 1 июня 2006 г., с. 3 (интернет-издание). Но, как раз наоборот, парламентский конституционный режим с идеальной (двухпартийной) мажоритарной политической системой может дать большую политическую стабильность именно потому, что решения правительства не должны приниматься совместно всеми политическими партиями. В двухпартийной системе одна партия всегда имеет большинство, и из этого большинства выходит глава исполнительной ветви власти. Великобритания является рабочим примером такого конституционного режима с такой политической системой.

К началу страницы

Ссылки

Электронный справочник

Ондрей Кучера , «Является ли Тайвань президентской системой?»,  China Perspectives [Онлайн], 66 | июль-август 2006 г., онлайн с 1 августа 2009 г., подключение 21 мая 2023 г. URL: http://journals.openedition.org/chinaperspectives/1036; DOI: https://doi. org/10.4000/chinaperspectives.1036

К началу страницы

Правительство Франции

Как и Испания, Франция является суверенным государством, находящимся под контролем внутренней и внешней территории. Метрополия Франции простирается от Средиземного моря до Ла-Манша/Северного моря и от Рейна до Атлантики. К иностранным территориям Франции относятся Французская Гвиана и ряд островов в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах. Франция разделена на 18 целостных регионов (в том числе 5 заморских), занимающих общую площадь 248 573 квадратных миль с общей численностью населения 67,25 миллиона человек; страна является унитарной полупрезидентской республикой. Столица Франции — Париж, который также является крупнейшим городом страны.

Франция считается международным центром культурного разнообразия. Он содержит четвертое место в мире по количеству объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и является ведущим туристическим направлением в мире, ежегодно принимающим 83 миллиона иностранных посетителей. Кроме того, Франция имеет седьмую по величине экономику в мире и сильна с точки зрения образования, здравоохранения, продолжительности жизни и человеческого развития. Франция является одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН и оставляет за собой право вето — у нее также есть ядерный потенциал. Франция является членом Европейского Союза и Еврозоны, а также Группы семи, Организации Североатлантического договора, Организации экономического сотрудничества и развития, Всемирной торговой организации и Франкофонии.

Парламент

Французская политическая сцена определяется и формируется французской Конституцией Пятой французской республики, в которой говорится, что Франция должна быть «неделимой, светской, демократической и социальной республикой», и предусматривается «привязанность к права человека и принципы национального суверенитета, определенные Декларацией 1789 г.».

Французская Республика является унитарной полупрезидентской представительной демократической республикой. Исполнительная власть французского правительства состоит из двух лидеров: президента республики (в настоящее время Эммануэль Макрон), который является главой государства и избирается на 5-летний срок, и премьер-министра, возглавляющего правительство.

Французский парламент состоит из Национального собрания и Сената. Избранные депутаты Национальной ассамблеи представляют местные округа сроком на 5 лет, которые коллективно сохраняют за собой право распускать правительство. Сенаторы избираются на 6-летний срок (ранее на 9-летний срок), а половина мест переизбирается каждые 3 года. Сенат подчиняется власти Национального собрания в случае разногласий. Французское правительство имеет значительное влияние на повестку дня парламента.

Каждый год парламент собирается на девятимесячную сессию, хотя при необходимости может быть созвана дополнительная сессия. Национальное собрание имеет право свергнуть правительство, если абсолютное большинство проголосует против. Члены парламента обладают полной депутатской неприкосновенностью. В каждой ассамблее есть комитет, который пишет отчеты, и каждый может создавать парламентские комиссии по расследованию, если это необходимо.

Исполнительная власть

Система правления во Франции является полупрезидентской, так как президент и премьер-министр находятся у власти одновременно. Президент является более влиятельным из двух, и он назначает премьер-министра — он не может его уволить, но может попросить его уйти в отставку, если он в той же партии. Президент является главным лицом исполнительной власти, когда его партия контролирует парламент, и он может выбирать членов парламента и устанавливать политическую повестку дня по своему желанию. Власть президента значительно ограничивается, когда его оппоненты контролируют парламент, поскольку он должен выбрать премьер-министра и правительство, которые отражают повестку дня большинства.

Правительство

Премьер-министр, назначаемый Президентом, возглавляет Правительство, которое состоит из младших и старших министров.