Открытый урок по русскому языку на тему » Спряжение глаголов. Закрепление».
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме:
«Спряжение глаголов. Закрепление»
- Мотивация к учебной деятельности.
-Здравствуйте, ребята. Каким бы сегодня вы хотели увидеть урок? (интересным, познавательным)
— Чтобы урок получился таким, мне необходима ваша помощь. Какими должны быть ученики? (активными, внимательными)
-Внимание на экран. Вы видите следующие высказывания:
Сделал дело — гуляй смело.
Делу время – потехе час.
И петух свой час знает.
Упустишь минуту – потеряешь часы.
— Что объединяет эти высказывания? (они о времени, о работе)
-Понятно ли вам значение всех слов? (потеха – в толковом словаре Ожегова)
— Так давай те же, не теряя времени, приступим к делу. А к какому литературному жанру относится данные высказывания? (пословицы).
— Какие еще произведения относятся к устному народному творчеству? (легенды, сказки, былины, небылицы, скороговорки, прибаутки, потешки, заклички и т.д.)
— В пословицах запечатлен жизненный опыт народа, сила его ума. Пусть и эти пословицы пополнят нашу копилку знаний.
2. Актуализация знаний.
— Запишите последнюю пословицу в тетрадь (я – на доску). Вспомним орфограммы, которые можно встретить в предложении. (Один человек к доске с комментированием).
— Какое задание можно выполнить с данным предложением? (Синтаксический разбор)
(Один человек с комментированием к доске).
Упустишь минуту – потеряешь час. (Повест, невоскл, распр, упустишь, потеряешь – грамм. основа, с однород. членами).
-Попробуйте догадаться, о чем мы будем сегодня говорить на уроке. Поможет вам в этом стихотворение (на обратной стороне доски).
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду — всё в действие придет.
Летит ракета,
Люди строят зданья,
Цветут сады
И хлеб в полях растет.
— О какой части речи будет сегодня разговор? (Действительно- глагол).
— Интересно, что слово «глагол» в Древней Руси обозначало речь человека вообще. Так в толковом словаре Владимира Даля мы читаем: «Глагол – это речь человека, разумный разговор, язык». Постепенно данное слово утратило свое старое значение.
— Скажите, что теперь оно обозначает? (правило)
3. Постановка учебной задачи (темы).
— Что надо знать, чтобы правильно писать окончания глаголов? (Спряжение)
— Что такое спряжение? (Изменение глагола по числам и лицам и система его личных окончаний)
— Мы умеем определять спряжение глаголов? (Да)
— Значит, что будем делать сегодня на уроке? (Закреплять знания о спряжениях, отрабатывать навыки определения спряжения глаголов и написания их личных окончаний)
— Где нам пригодятся эти знания? (
-Что мы должны знать, чтобы правильно определить спряжение? (порядок определения спряжений)
— Сколько спряжений в русском языке? (1 и 2 спряжения)
— Какие личные окончания относятся к 1 спряжению? (на –е,ё, ут, ют). Ко второму спряжению?(на –и, ат, ят).
-Давайте составим алгоритм определения спряжения, расположив карточки в нужном порядке (на доске – на экране проверка).
1)Если окончание ударное, спряжение определить легко.
2)Если окончание безударное, образуй форму 3 лица мн.ч.
3) Поставь глагол в начальную форму, если личное окончание глагола в 3 лице мн.ч безударное.
4)Если в начальной форме глагол заканчивается на –ИТЬ (кроме брить, стелить), то это глагол II спряжения.
5) Если в начальной форме глагол не оканчивается на –ИТЬ и не относится к глаголам-исключениям, то это глагол I спряжения.
— Давайте вспомним глаголы-исключения (стихотворение).
Ко второму же спряженью
Отнесем мы, без сомненья,
Все глаголы, что на –ить,
Исключая: брить, стелить.
И еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья:
Их на –е спрягать нельзя!
4. Закрепление знаний (типовая и конструктивная ситуации).
1)- Найдите глаголы в пословице. Определите спряжение в глаголах (упустишь – 2 спр., потеряешь – 1 спр.)
— Какие еще признаки глаголов вы помните? (спряжение, лицо, число, род, наклонение, время, вид). Подпишите их над глаголами (2л. Ед.ч., сов.в., буд.вр.)
2) Работа с учебником.
— Урок 50 упр. 4. Прочитайте задание. Выпишите глаголы из 1 абзаца, определите спряжение. Объясните выбор. Те глаголы, которые повторяются, списывать не надо. (один человек у доски
Учится (2 спр.), состоит (2 спр.), встаёт (1 спр.), тратит (2 спр), чистит (2 спр), ходит (2 спр.), одевается (1 спр.), читает (1 спр.).
— Оцените работу…у доски (светофоры). Оцени свою работу у доски.
— (когда ученик сядет, делаю сама и говорю) Выделите личные окончания.
Физкультминутка.
Как живешь?
Как идешь?
А бежишь?
Ночью спишь?
Как плывешь?
Как берешь?
А даешь?
Как молчишь?
А грозишь?
Как сидишь?
1) Работа в парах.
-Следующее задание называется «Режим дня». Вы знаете, что правильный режим дня является одним из залогов крепкого здоровья. Особенно в вашем возрасте. Давайте попробуем составить свой режим дня.
— Работать будем в паре. Договоритесь и распределите глаголы в нужном порядке (указав номера) и вставьте пропущенные гласные в окончания.
Просыпаемся
Делаем зарядку
Умываемся
Одеваемся
Завтракаем
Идем в школу
Занима
Обедаем
Гуляем
Делаем домашнее задание
Отдыхаем
Ужинаем
Готовимся ко сну
— Самопроверка по эталону. (на экране)
— Глаголы какого спряжения преобладают? (1 спр., кроме готовить – 2 спр.)
— Поднимите руки те пары, которые не допустили ошибок.
6. Контроль знаний, коррекция.
1) Индивидуальная работа по карточкам.
-У вас на столах карточки, выберите те, которые вы считаете вам по силам выполнить. Самопроверка по эталону. (на экране
1 вариант.
1) Отметь ряд, в котором все глаголы II спряжения.
— бежать, молчать, сверкать
— идти, жить, греметь
— дружить, лепить, верить
2) От этих глаголов (те, которые отметили) образуй форму 3 лица множ. числа
_____________________________________________________________________
2 вариант
- Отметь ряд, в котором все глаголы I спряжения.
— убирать, дышать, встретить
— встречать, покрывать, слышать
— брить, стелить, улыбаться
2) От этих глаголов (те, которые отметили) образуй форму 3 лица множ. числа
_____________________________________________________________________
Дифф.задание (ОВЗ)
- Определите спряжение глаголов из физкультминутки (сверху подписать).
Как живешь? Как идешь? А бежишь? Ночью спишь? Как плывешь? Как берешь?
А даешь? Как молчишь? А грозишь? Как сидишь?
7. Домашнее задание.
— Стихотворение «Умей рассчитывать время на сборы в школу». Выписать в тетрадь глаголы и определить их спряжение.
Утром столько разных дел!
Ты умылся и поел,
Одеваешься, спешишь,
В школу весело бежишь.
Но запомнить надо всем:
Чтобы утро без проблем
Проходило, нужно вам
Собираться по часам.
Пять минут — на умыванье,
Пять минут — на одеванье,
Вам на завтрак семь минут!
Три — убрать постель, и тут
Выходить уже пора,
Собирайтесь, детвора!
Время нужно рассчитать,
Чтобы в класс не опоздать.
Конспект урока «Спряжение глаголов». | План-конспект урока по русскому языку (4 класс):
Тема урока: Спряжение глаголов. Закрепление. (4класс)
Тип урока: Урок закрепления.
Цели урока:
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся определять спряжение глаголов, безошибочно писать личные окончания глаголов.
Образовательная цель: обобщение и систематизация знаний учащихся определять спряжение глаголов, безошибочно писать личные окончания глаголов.
Задачи:
— создать условия для обобщения и систематизации знаний о спряжении глаголов;
— продолжить отработку алгоритма определения спряжения и закреплять полученные знания на практике;
— развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
— содействовать воспитанию активной личности, воспитывать доброжелательное, уважительное отношение друг к другу.
Планируемые результаты урока:
Личностные. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– высказывать своё предположение ;
– уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;
— оценивать правильность выполнения действия ;
— планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД:
— уметь оформлять свои мысли в устной форме;
— слушать и понимать речь других;
— договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе.
Познавательные УУД:
— уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
— добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;
– преобразовывать информацию из текстовой формы в схематическую;
– делать выводы о результатах совместной работы.
Ход урока.
Этапы урока. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Время. УУД. | |
Организационный этап. | 1 мин | |||
Здравствуйте, ребята! Друг на друга посмотрели, улыбнулись, Тихо сели. | — Проверяют свою готовность к уроку. | Личностные УУД Формируем эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности. | ||
Мотивация к учебной деятельности. | 1 мин | |||
Слайд 1. — Каким вы бы хотели видеть сегодняшний урок? — А какими должны быть вы? | — Интересным. — Познавательным. — Активными. — Внимательными. | Коммуникативные УУД Формируем умение слушать и понимать других. Формируем умение строить речевое высказывание. | ||
Слайд 2. — Тогда, внимание на экран. Какая из данных пословиц соответствует нашему уроку? Делу время – потехе час. Сделал дело – гуляй смело. Упустишь минуту – потеряешь часы. И петух свой час знает. | — Потеряешь минуту-упустишь часы. | Формируем внимание, умение анализировать, делать вывод, слушать других. | ||
Актуализация знаний. | 8 мин | |||
— Не теряя времени, приступим к делу. 1) Запишите пословицу в тетрадь. 2) Какое задание можно выполнить с данным предложением? 3) Найдите в пословице и назовите слова с непроверяемым написанием. -Значит следующее задание какое? — Напишите десять слов, пользуясь учебником, для нашего будущего контрольного диктанта. 4) Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга, поставьте оценку на полях. 5) Назовите главные члены предложения в пословице. -К какой части речи они относятся?
| -Один ученик с комментированием у доски, проговаривая все орфограммы: Потеряешь минуту – упустишь часы. -Второй ученик делает синтаксический разбор у доски: Потеряешь минуту – упустишь часы.
— Минута. — Словарная работа. — Самостоятельная работа. — Взаимопроверка. -Потеряешь, упустишь. — Это глаголы. … глагол. | Познавательные УУД. Уметь ориентироваться в системе знаний. Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД. Оценивать правильность выполнения действий. Умение работать самостоятельно. Оценивать правильность выполнения. Контроль. Самоконтроль. | ||
Постановка учебной задачи. | 1 мин | |||
— О чем дальше пойдет речь? -Что мы знаем о глаголе? — Какую тему мы изучали в последнее время? Слайд 3. — Какая же наша задача сегодня? — Еще научиться применять наши знания на практике. А достижения отмечать на дереве успехов. | — О глаголах. -Глагол- это часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы….. — Время, вид, спряжение… — Спряжение глаголов. -Повторить и закрепить знания о спряжении.
| Определять и формулировать цель деятельности. | ||
Закрепление знаний. | 30 мин | |||
1) Составление алгоритма определения спряжения. — Назовите, какие окончания у глаголов из пословицы? — Что нужно знать, чтобы правильно написать окончания глаголов? — Что такое спряжение? — Составим алгоритм определения спряжения (на доске карточки). — Я начинаю, вы договариваете:
2) Давайте вспомним ,что мы знаем про глаголы-исключения. 3) Определите спряжение глаголов в пословице.
— Прочитайте задание. -Выпишите глаголы только из 1 абзаца. — Проверяем.
— Поставьте себе оценку.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Делаю и говорю сама.) Как живешь? Как идешь? Как бежишь? Ночью спишь? А как плывешь? Как берешь? А даешь? Как молчишь? А грозишь? Как сидишь?
А) Мы с вами прекрасно отдохнули. А сейчас продолжим работать в группах. — У вас на партах лежат листочки с заданием. — Прочитайте внимательно. -Кто догадался, как называется задание? — Что необходимо сделать? Б) Договариваю: цифрами укажить порядок, выделить окончания, определить спряжение. Отдыха.м. Гуля.м. Просыпа.мся. Ид.м в школу. Дела.м зарядку. Одева.мся. Обеда.м. Дела.м домашнее задание. Готов.мся ко сну. Ужина.м. Занима.мся в школе. Умыва.мся. Завтрака.м. В) Самопроверка. Слайд 4. Г) Самооценка. Д) Ответы на вопросы: -Глаголы какого спряжения преобладали в данном тексте? — Какой глагол не относится к 1 спряжению? | — безударные -спряжение — правило
… спряжение определить легко. … форму 3 лица множественного числа.
… в начальную форму. … это глагол 2 спряжения, кроме брить, стелить. … — глагол 1 спряжения, кроме глаголов-исключений. — Учащиеся цепочкой по строчке проговаривают наизусть стихотворение: Ко второму же спряженью Отнесем мы, без сомненья, Все глаголы, что на -ить, Исключая: брить, стелить. И еще: смотреть, обидеть, Слышать, видеть, ненавидеть, Гнать, держать, дышать, вертеть, И зависеть, и терпеть. Мы запомнили, друзья: Их на –е спрягать нельзя! — потеряешь-потерять, не гл.-иск., 1спр. — упустишь- упустить, не гл.-иск., 2 спр. -Читают про себя. — Работают самостоятельно (1 учащийся за доской). — Проверяют, что написано на доске и сверяют, что написано у себя, выявляют ошибки. — А дети лишь повторяют окончание и показывают спряжение на пальцах .) — Распределяются по группам. — Режим дня. — Исправить порядок действий в режиме, вставить пропущенные буквы. — Сверяют с ключом. — Ставят себе оценку. — Глаголы 1 спряжения. -Готовимся. | Планировать действия. Работать по коллективно составленному алгоритму. Договариваться о правилах поведения и общения и следовать им. Учиться работать в паре, группе. Контроль, самоконтроль, самооценка. Работать с материалом учебника. | ||
Контроль знаний, коррекция. | ||||
-У вас на партах лежат карточки. -Прочитайте первое задание. — Поднимите руки, кому непонятно, как делать. — Прочитайте второе задание. — Поднимите руку, кто не знает, как выполнить это задание. КАРТОЧКА №1. а) Прочитай внимательно каждую строчку. Подчеркни ту строчку, в которой ты считаешь, что это глаголы 2 спряжения. — бежать, молчать, сверкать — идти, жить, греметь — дружить, лепить, верить б) От глаголов, которые ты подчеркнул, образуй форму 3 лица множественного числа. Запиши глаголы парами. КАРТОЧКА №2. а) Прочитай внимательно каждую строчку. Подчеркни ту строчку, в которой ты считаешь, что это глаголы 1 спряжения. — убирать, дышать, встретить — встречать, покрывать, слышать — брить, стелить, улыбаться б) От глаголов, которые ты подчеркнул, образуй форму 3 лица множественного числа. Запиши глаголы парами.
| — Проверяют себя по эталону. — Ставят себе оценку. | |||
Домашнее задание. | Слайд 6. Учебник, с. 127-128, упр. 2, 3 (по выбору). | 2 мин | ||
Рефлексия. | Слайд 7. Наше занятие подошло к концу. Давайте подведем итог. На наше « дерево» успеха вы сейчас повесите еще один плод. Знаю, могу – зеленый. Знаю, но ошибаюсь – желтый. Нужна помощь – красный. Слайд 8. (Спасибо за урок!) | 2 мин |
Спряжение слова терять — WordReference.com
Пользователи Firefox и Chrome: установите ярлык (Firefox или Chrome), затем введите «conj loss» в адресной строке для быстрого сопряжения.
потерять
Сопрягается так: означаетОриентировочно
present ⓘAlso known as: present simple or simple present | |
---|---|
I | lose |
you | lose |
he, she, it | loses |
we | проиграть |
You | Потеряйте |
Они | Потеряны |
Простые прошлые ⓘALSO Известно как: Простой или ПРЕТЕРрит . 0014 | | ||
---|---|---|---|
I | los t | ||
you | los t | ||
he, she, it | los t | ||
we | los t | ||
you | los t | ||
they | los t |
future | |
---|---|
I | will lose |
you | will lose |
he, she, it | will lose |
we | will lose |
you | will lose |
they | will lose |
Времена совершенного вида
настоящее совершенное | |
---|---|
я | есть т |
ты | have los t |
he, she, it | has los t |
we | have los t |
you | have los t |
Они | имеют LOS T |
Прошлый идеальный0015. | Они | были LOS T |
---|
Future Perfect | |
---|---|
I | У вас будет LOS T |
.0067 | |
HE, она, IT | будет иметь LOS T |
WE | У вас будет 6 T |
. | будет иметь лос т |
Продолжительное (прогрессивное) и эмфатическое время
настоящее непрерывное | |
---|---|
I | AM Потеряя |
You | потеряете |
HE, она | потеряет |
We | . |
Они | проигрывают |
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ | |
---|---|
I | потерял |
Вы | . 0016 |
he, she, it | was losing |
we | were losing |
you | were losing |
they | were losing |
present emphatic | |
---|---|
I | DO LOSE |
YU | DO LOSE |
HE, она, это | Потеряет |
We | DO |
We | DO |
We | DO | 0016
you | do lose |
they | do lose |
past emphatic | |
---|---|
I | did lose |
you | did lose |
he, she , это | потерял |
We | DID |
You | потерял |
Они | потеряли |
Составные продолженные (прогрессивные) времена
Present Perfect | |
---|---|
I | потерял |
Вы | потеряли |
HE, IT | . |
вы | теряли |
они | проиграл |
Прошлый Perfect | |
---|---|
I | потерял |
You | был потерпел |
HE, HES. мы | проигрывали |
вы | проигрывали |
они | проигрывали |
00010 | I | will be losing |
---|---|
you | will be losing |
he, she, it | will be losing |
we | will be losing |
you | will Потеряться |
Они | будут потери |
Future Perfect | |
---|---|
I | будет потери |
. 0020 will have been losing | |
he, she, it | will have been losing |
we | will have been losing |
you | will have been losing |
they | will теряли |
Условный
настоящее | |
---|---|
I | would lose |
you | would lose |
he, she, it | would lose |
we | would lose |
you | would lose |
they | Потерят |
Perfect ⓘalso, известный как: Прошлый.0015 would have los t | | |
---|---|---|
he, she, it | would have los t | |
we | would have los t | |
you | would have los t | |
Они | будут иметь LOS T |
НАСТОЯЩИЙ непрерывный | |||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
I | будет Lowing | ||||||||||||||||||||
0020 would be losing | |||||||||||||||||||||
he, she, it | would be losing | ||||||||||||||||||||
we | would be losing | ||||||||||||||||||||
you | would be losing | ||||||||||||||||||||
they | would be losing |
Leave A Comment