Кто отменил подушную подать в России?

Система налогообложения в России существовала с давних времен. Сегодня мы обязаны платить в казну подоходный налог, вычисляемый в процентном соотношении от совокупных доходов, а когда-то в нашей стране использовалась подушная подать, не зависящая от размеров заработка.
Сергей Михайлович Прокудин-Горский “На жнитве”

Что это был за налог? Почему его отменили и кто принял решение о прекращении налоговых выплат?

Что такое подушная подать?

Хотя обычно мы связываем подушную подать с петровской Россией, на самом деле впервые ее ввели еще в Древнем Риме. Тогда она называлась tributum capitis и изначально распространялась на граждан, проживавших в провинциях.

Позже подать появилась во всех европейских странах и действовала на протяжении многих столетий, а в XIX веке была отменена в связи с принятием новой реформы и введением подоходного налога.

Подушная подать представляла собой налог, который уплачивался всеми людьми, подлежащими обложению. Его насчитывали по итогам переписи населения и взимали примерно в одинаковых размерах с каждого человека. Отсюда и появилось название «подушный», что означает «с каждой души».
Сергей Михайлович Прокудин-Горский “Крестьяне на покосе”
В России податью облагались все мужчины от младенцев до стариков, за исключением духовенства и лиц дворянского сословия. Ставка налога могла изменяться в зависимости от категорий граждан. Как правило, с государственных крестьян брали меньше, чем с крепостных.

Кто ввел подушную подать в России?

Инициатором введения подушной подати был Петр I. Такое решение он принял в 1718 году в связи с необходимостью увеличить численность регулярной армии, для содержания которой потребовались дополнительные источники средств. Царь посчитал, что наилучшим вариантом будет привлечение денег с собственных подданных, и приказал произвести перепись населения, а затем разделить требуемую сумму на всех посчитанных.

Изначально считались только крестьяне, одинокие мужчины и задворные люди, но к 1720 году было решено учитывать церковников и дворовых людей. В итоге получилось более 5 млн. человек, которым постановили выплачивать по 74 копейки.
Сергей Михайлович Прокудин-Горский “На сенокосе около привала”
К 1722 году стали учитывать и городских жителей, причем на них назначили подать в 1 рубль 20 копеек. К взиманию подушного налога приступили в 1724 году.

Кто отменил подушную подать в России?

Подушная подать действовала в России до конца XIX века. Со временем ее размеры повысились и в некоторых регионах достигали 2 рубля 61 копейки. С введением косвенного налогообложения ее начали отменять. В 1866 году налоги перестали взимать с цеховых и мещан, а в 1882 году император Александр III подписал указ о постепенной отмене подати со всех людей на протяжении 8 лет.

По мере нахождения новых источников для замены налог сначала упразднили в центральной части России, а к 1897 году и в Сибири.

Почему отменили подушную подать?

Одной из причин отмены подушной подати стало нарушение равенства между гражданами перед налоговым законодательством. Дело в том, что с течением времени от уплаты налога последовательно освобождались некоторые сословия.

В результате к концу XVIII столетия подать взималась только с крестьян, причем при ее расчете учитывались многие обстоятельства – количество душ в семье, размер земельных наделов и т. д. Существование налогов, которые уплачивались лишь частью населения государства, рассматривалось как дискриминационное.
Сергей Михайлович Прокудин-Горский “Горные работы на Бакальском руднике на Урале”
Другая причина отмены подати – сложность с ее сбором и большие недоимки. К середине XIX столетия население было должно государству огромные суммы. После подписания указа об упразднении подати Александр III издал манифест, по которому простил гражданам все задолженности по состоянию на 1883 год.

В дальнейшем подушная подать была заменена пошлинами с передачи имущества, повышением таможенных тарифов и акцизного сбора, а также увеличением оброчной подати с государственных крестьян.

Подушная подать в XXI веке

«Подати» / Художник Николай Орлов, XiX век

Гражданин бесплатно получает от государства определенные блага. Это безопасность (как внешняя, которую обеспечивают Вооруженные силы, так и внутренняя, обеспечиваемая правоохранительными органами), дороги, благоустройство городов и сел, образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение. А потому идея о том, что каждый гражданин (или подданный) должен участвовать в пополнении государственной казны, вполне логична и имеет давнюю историю. И за исключением последних двух столетий основными единицами налогообложения было то, что легко увидеть и подсчитать: люди и их имущество.

Известный со времен Ивана III подушный налог трансформировался при Петре I в подушную подать, которую платили не все, а только податные сословия, – составлявшие, впрочем, большинство населения, – и платили независимо от наличия работы и доходов.

Переход к преимущественному налогообложению более тонких материй – таких как доход, прибыль или добавленная стоимость – мог произойти только в условиях промышленной революции и развитого капитализма, с унифицированными формами учета товаров и денег. Еще Монтескье заметил, что «подушный налог более свойствен рабству, налог на товары – свободе, потому что он не столь непосредственно затрагивает личность плательщика». Через полтора столетия после этих слов, в конце XIX в., Российская империя в несколько приемов отказалась от подушного налогообложения – чтобы возродить «хорошо забытое старое» в XXI в.?

Кому не хватает денег

Среди сторонников новой подушной подати мы почему-то не слышим министра финансов, но слышим голоса из социального блока, причем из всех бесплатно потребляемых государственных благ на первый план вышло здравоохранение. Ольга Голодец, например, говорит: «Люди не работают, не платят страховые взносы, в том числе на обязательное медицинское страхование (ОМС), но имеют право на бесплатную медицину». Очевидно, что заботит «социального» вице-премьера; однако с не меньшими основаниями Сергей Шойгу мог бы сказать: «Люди не платят налоги, но имеют право на бесплатную оборону от внешних врагов», а Владимир Колокольцев – что «имеют право на бесплатную защиту от преступников».

Но от них мы такого не услышим – по вполне понятной причине: только в здравоохранении, пенсионном обеспечении и социальном страховании действует «страховой» принцип, граждане (а чаще их работодатели) отчисляют в соответствующие фонды страховые взносы. Правда, действует этот принцип по-разному. Если пенсия по старости (вернее, ее «страховая» часть) и пособия по нетрудоспособности зависят от размера уплаченных взносов, то объем оказанной гражданину медицинской помощи никак от этого не зависит – уплате подлежит 5,1% от фонда оплаты труда, а объем помощи определяется только медицинскими показаниями.

Таким образом, на фоне пенсионной системы и системы социального страхования, в которых принцип зависимости уплаченных взносов и полученного результата худо-бедно работает, в системе обязательного медицинского зависимости между уплаченным и потребленным не существует. Скорее связь носит обратный характер: чем больше у гражданина зарплата (и размер взноса на медицинское страхование), тем меньше он пользуется государственным «страховым» здравоохранением, предпочитая частные клиники. Так называемый «страховой взнос» по своей экономической сути – просто дополнительный налог целевого характера.

Но и платежи целевого характера целесообразны там, где есть связь между тем, сколько уплачено, и тем, сколько потреблено. Купил бензин, заплатил акциз, он зачислен в дорожный фонд – и поехал: чем больше заплатил – тем дальше уедешь на этом бензине. Чем больше заплатил с зарплаты в Пенсионный фонд – тем выше будет пенсия.

Лучше было бы вообще отказаться от этого «взноса» работодателей и финансировать фонд обязательного медицинского страхования из бюджета по «подушевому» принципу, повысив для компенсации какие-то другие налоги. Можно искать разнообразные подпорки, сегодня заставить платить «тунеядцев», завтра «самозанятых», послезавтра кого-нибудь еще, но это не решит финансовых проблем здравоохранения. Тем более что Ольга Голодец верно сказала о праве на бесплатную медицину: по 41-й статье Конституции «медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений». А значит, ничего не заплатившему «тунеядцу» в медицинской помощи отказать все равно нельзя.

Но, может быть, надо просто, отказавшись от «привязки» к здравоохранению, ввести новый налог для неработающих, зачисляемый в бюджет?

Как собрать подушную подать

До революций начала XX в. каждый подданный империи принадлежал к какому-то сословию, а внутри него – к определенному обществу (крестьянскому или мещанскому), которое по сути было ответственно за уплату подати своими членами, несло круговую поруку за каждого. Это делало собираемость подати близкой к 100%.

Ныне каждый налогоплательщик отвечает за себя сам, и налоги в России с гражданина легко собирать только тогда, когда у него есть легальный источник дохода. Служба судебных приставов не справляется с валом мелких налоговых недоимок и разнообразных штрафных санкций. В крайнем случае можно взыскать недоимку за счет имущества, но только если оно есть и хоть сколько-нибудь ликвидно.

А те, у кого нет легального дохода, часто не имеют и имущества, за счет которого можно взыскать неуплаченный налог. Или имеют в виде, скажем, единственной квартиры – попробуйте ее конфисковать и продать для погашения налоговой задолженности. Реальных рычагов воздействия на тех, кто не захочет платить «налог на неработающих», немного: его ребенка не примут в бесплатную школу? Или полиция откажется принять у него заявление о преступлении? Конечно, такого не будет. Вот за границу можно не выпустить или водительские права не выдать – как злостному неплательщику алиментов. Наверное, в этих случаях неработающим гражданам заплатить придется, а вот как обеспечить сбор с остальных? Пожалуй, надо будет возрождать еще один институт двухвековой давности – долговые тюрьмы.

Белоруссия, в которой «налог на тунеядцев» действует с прошлого года, отличается от России не только тем, что там мы можем запросто представить себе долговые тюрьмы, да и без них шансы собрать новый налог значительно выше.

Белоруссия отличается еще и бедностью природными ресурсами, которыми наша страна отнюдь не обделена, а в соответствии с Конституцией России (ст.

9) они являются «основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Этот тезис вполне логично толкуется как возможность и необходимость удовлетворения основных жизненных потребностей народа, в том числе и потребности в охране здоровья, за счет доходов государства от природных ресурсов. Конечно, отменить остальные налоги, как некоторые нефтяные монархии Персидского залива, мы не можем, но вполне можем обойтись без поисков копеечки на здравоохранение в карманах населения, удивляя мир возрождением подушной подати из позапрошлого века. А ведь можем еще и потратить на администрирование нового налога больше средств, чем в итоге соберем.

Автор – заведующий лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

Новости СМИ2

Хотите скрыть рекламу?  Оформите подписку  и читайте, не отвлекаясь

Национальный комитет по отмене подушного налога

gale

просмотров обновлено

Национальный комитет по отмене подушного налога, основанный в 1941 г. , представлял собой коалицию профсоюзов, либеральных и правозащитных организаций, занимающихся расширением федеральной защиты избирательных прав. права на юге. Подушный налог был одним из множества методов, принятых южными штатами на рубеже веков для ограничения участия избирателей. Стоимость подушного налога варьировалась от штата к штату и становилась все более ограничительной во время Великой депрессии. Так как были другие законы и обычаи, специально разработанные для запрета чернокожим голосовать, такие как белые праймериз, подушный налог был особенно эффективен для лишения избирательных прав белых бедняков и рабочего класса. В 1939,

Louisville Courier Journal подсчитал, что до 64 процентов взрослых белых избирателей были лишены избирательных прав в штатах с подушным налогом.

Основанная в 1938 году, Южная конференция за благополучие человечества сделала отмену подушного налога своим главным приоритетом. Конференция учредила Комитет по гражданским правам во главе с Джозефом Гелдерсом и Вирджинией Дарр для наблюдения за этой работой.

Гелдерс и Дарр, оба уроженцы Алабамы, сосредоточили свои усилия на внесении в Конгресс законопроекта, запрещающего подушный налог на федеральных выборах. При поддержке конгрессмена от Калифорнии Ли Гейерса Дарр и Гелдерс создали широкую базу поддержки среди основных профсоюзных, либеральных и правозащитных организаций для законодательства против подушного налога.

В 1941 году Дурр и Гелдерс включили свою коалицию в Национальный комитет по отмене подушного налога. Гелдерс вскоре записался в армию. В качестве заместителя председателя Национального комитета по отмене подушного налога Дурр руководил крупной лоббистской и просветительской работой. В число организаций, поддерживающих комитет, входили Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения, Национальный негритянский конгресс, Американская федерация труда и Лига женщин-избирательниц. Элеонора Рузвельт была среди видных деятелей, активно поддержавших ее усилия. Национальный комитет по отмене подушного налога опубликовал информационный бюллетень,

The Poll Tax Repealer, и набрал штат добровольцев, в том числе несколько студентов колледжей.

Борьба вокруг подушного налога отразила раскол между коалицией Нового курса внутри Демократической партии и консервативными южными демократами. С 1941 по 1948 год Комитету удалось в получении трех основных законопроектов, внесенных в Конгресс. Первый законопроект, инициированный Ли Гейерсом и сенатором Клодом Пеппером от Флориды, инициировал первые полномасштабные дебаты в Конгрессе о федеральной защите избирательных прав после провала законопроекта о выборах Ложи в 189 г.0. Южные консерваторы выступили с энергичной оппозицией, утверждая, что законопроект неконституционен, и предупреждая, что любое федеральное вмешательство в ограничения голосования в конечном итоге поставит под угрозу способность Юга ограничить участие чернокожих избирателей. Закон о борьбе с подушным налогом был принят Палатой представителей со все более широким перевесом только для того, чтобы быть представленным в Сенате флибустьерами, возглавляемыми южанами.

К моменту своего роспуска в 1948 году Национальному комитету по отмене подушного налога удалось сформировать широкую либерально-лейбористскую коалицию, которая будет играть все более важную роль в обеспечении национальной поддержки федеральной защиты гражданских прав и избирательных прав в юг.

См. также: КОНСЕРВАТИВНАЯ КОАЛИЦИЯ; ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ; ЮЖНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ЗА БЛАГОПОЛУЧИЕ ЧЕЛОВЕКА (SCHW).

Лоусон, Стивен Ф. Черные бюллетени: право голоса на Юге, 1944–1969. 1976.

Патрисия Салливан

Энциклопедия Великой депрессии

Еще с сайта encyclopedia.com а не на доход или имущество.… Налогообложение, правительствам нужны деньги, чтобы они могли предоставлять важные услуги своим гражданам. Такие услуги могут включать национальную оборону от внешних угроз, пол… Акцизы, акцизы акцизы, государственные сборы на определенные товары, производимые и потребляемые внутри страны. Они отличаются от тарифов, которые обычно применяются… Tax Exemption , не облагаемый налогом • прил. не обязан или не обязан платить налоги: фонд подал заявление на освобождение от налогов. ∎ с процентами, на которые не начисляются налоги i… Налоговые ставки, ПОЛОЖЕНИЕ О ЕДИНСТВЕННОМ НАЛОГЕ (ВЫПУСК) Единый налог облагает всех налогом по одинаковой ставке.
А градуированные налоги по разным налоговым ставкам. В конце 19Единый налог 90-х годов… Налоговые декларации , Налоговые декларации включают в себя все необходимые документы, которые сопровождают перечисление налогов в соответствующие государственные учреждения, самые крупные из них…
Вам также могут понравиться
БЛИЖАЙШИЕ ТЕРМИНЫ

Национальный комитет по стандартам информационных технологий (NCITS)

Национальная комиссия по террористическим атакам на США

Отчет Национальной комиссии по борьбе с терроризмом (NTC)

Национальная комиссия по совместному обучению

Национальное командование

Национальная ассоциация церквей цветных спиритов

Национальный университетский онкологический фонд

Национальная коллегиальная национальная спортивная ассоциация (NCAA)

3 Athletic Association (NCAA)

3 Ассоциация

Национальный колледж акушерства: табличные данные

Национальный колледж акушерства: описательное описание

Национальный колледж бизнеса и бизнеса Технология: табличные данные

National College of Business & Технология: Описание

National College of Business & Технология (Салем): табличные данные

National College of Business & Технология (Салем): Описание

National College of Business & Технология (Ричмонд): табличные данные

National College of Business & Технология (Ричмонд): повествовательное описание

Национальный колледж бизнеса и бизнеса Technology (Pikeville): табличные данные

National College of Business & Технология (Пайквилл): Описание

National College of Business & Технологии (Нэшвилл): табличные данные

National College of Business & Технология (Нэшвилл): описательное описание

National College of Business & Технология (Мартинсвилл): табличные данные

National College of Business & Технология (Мартинсвилл): повествовательное описание

Национальный колледж бизнеса и бизнеса Технологии (Линчбург): табличные данные

National College of Business & Технология (Lynchburg): Описательное описание

Национальный комитет по отмене подушного налога

Национальная коммуникационная ассоциация

Национальная общественная ассоциация фармацевтов

Национальная примирительная партия (PCN)

Национальная конференция за общественность и справедливость (NCCJ)

3 2

3

2

2 Национальная конференция адвокатов

Национальная конференция бразильских епископов (CNBB)

Национальная конференция катехизического руководства

Национальная конференция писателей-редакторов

Национальная конференция пуэрториканских женщин

Национальная конференция советского еврейства

Национальный конгресс американских индейцев

3 9 профсоюзов Германии

Партия национального конгресса

Национальная консерватория музыки Америки

Национальная конституционная партия

Национальные магазины, внедренные

Национальная конвергенция

Национальный кооперативный банк

Национальная ассоциация косметологии

Национальная ассоциация костюмеров

Национальный совет по аккредитации педагогического образования

Национальный совет для геокоссмических исследований. для геокосмических исследований (NCGR)

Национальный совет социальных исследований

Национальный совет по профессиональным квалификациям

Палата представителей одобряет запрет подушного налога в качестве конституционной поправки, 27 августа 1962 г.

Член палаты представителей Джон Линдси (Р-Нью-Йорк) посчитал, что законодательство несовершенно, поскольку оно также не смогло защитить избирательные права чернокожих на выборах в штате и в местные органы власти.

В этот день в 1962 году Палата представителей 295 голосами против 62 проголосовала за отмену подушного налога в качестве требования на федеральных выборах. Законодатели действовали, одобряя предложенную 24-ю поправку к Конституции. В то время в пяти штатах — Вирджинии, Алабаме, Миссисипи, Арканзасе и Техасе — сохранялись избирательные налоги, которые, по мнению критиков, больше всего ложились на потенциальных избирателей-афроамериканцев.

Поправка была представлена ​​штатам 24 сентября 1962 г. после того, как она была одобрена Сенатом необходимым большинством в две трети голосов. Он гласит:

«Право граждан Соединенных Штатов голосовать на любых первичных или других выборах за президента или вице-президента, за выборщиков президента или вице-президента, сенатора или представителя в Конгрессе не может быть отклонено или сокращено. Соединенными Штатами или любым штатом по причине неуплаты какого-либо подушного налога или другого налога.

«Конгресс имеет право обеспечить соблюдение этой статьи посредством соответствующего законодательства».

Некоторые критики считали законодательство несовершенным, потому что оно не защищало избирательные права чернокожих на выборах в штаты и местные органы власти. Член палаты представителей Джон Линдси (R-N.Y.) сказал: «Если мы собираемся внести поправку в конституцию, давайте сделаем содержательную». Но член палаты представителей Эмануэль Селлер (штат Нью-Йорк), председатель Судебного комитета Палаты представителей, где и начался процесс внесения поправок, отклонил критику.

24-я поправка вступила в силу 23 января 1964 года, когда Южная Дакота стала 38-м штатом, ратифицировавшим ее. Президент Линдон Б. Джонсон назвал принятие поправки «триумфом свободы над ограничениями» и «проверкой прав людей».

В 1930-х годах президент Франклин Д. Рузвельт выступил против налога, назвав его «пережитком революционного периода», который страна миновала. Однако в 1938 году, когда укоренившиеся консервативные южные демократы победили либеральных соперников на праймериз, Рузвельт отступил. Он чувствовал, что ему нужны голоса южных демократов, чтобы провести свои заветные программы «Нового курса».

Тем не менее, на уровне Конгресса продолжались усилия по отмене подушного налога. Законопроект 1939 года об отмене подушного налога на федеральных выборах был поддержан южанами, чье долгое пребывание у власти в тогдашнем однопартийном регионе дало им старшинство и командование многочисленными председателями ключевых комитетов.

Между тем, в 1937 году подушный налог пережил судебное разбирательство, когда Верховный суд единогласно постановил в деле Breedlove v.