Презентация «Семья как социальный институт»
#10 класс #Обществознание #Учебно-методические материалы #Презентация #Учитель-предметник #Школьное образование
Каждая семья – это своеобразный мир, основанный на преемственности, традициях, эмоциях, чувствах, определенных ценностях. Семья играет огромную роль в общественном прогрессе. Благодаря ей осуществляется непосредственная преемственность поколений. Из девочки семья готовит будущую жену и мать, из мальчика – отца и мужа.
План урока: Семья как социальный институт. Функции семьи. Семья в современном обществе.
ДЕМОГРАФИЯ ИСТОРИЯ ЭТНОГРАФИЯ ЭКОНОМИКА ЮРИСПРУДЕНЦИЯ ПЕДАГОГИКА СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЯ
Семья как малая группа – это основанное на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью.
Семья как социальный институт – это объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками.
Семья – один из наиболее древних социальных институтов. Он возник в условиях первобытного общества и на разных ступенях общественного развития приобретал различные формы.
С институтом семьи тесно связан другой социальный институт – институт брака
Слово мудрым: « Брак представляет собой отношения между мужчиной и женщиной, где независимость обеих сторон одинакова, зависимость обоюдна, а обязательства взаимны». Л.К. Анспахер, американский писатель XIX – XX вв.
Заполнить таблицу: Функции семьи Сферы семейной деятельности
Репродуктивная функция: ПРОДОЛЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА
Воспитательная функция: ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
Хозяйственная функция: ВЕДЕНИЕ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА
Экономическая функция: МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЕМЬИ
Эмоциональная функция: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЗАИМНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ И ЗАЩИЩЕННОСТИ КАЖДОГО ЧЛЕНА СЕМЬИ
Социально-статусная функция: НАСЛЕДОВАНИЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ЧЕЛОВЕКА К ТОМУ ЖЕ КЛАССУ, РАСЕ, ЭТНОСУ, РЕЛИГИОЗНОЙ ГРУППЕ, К КОТОРЫМ ПРИНАДЛЕЖИТ СЕМЬЯ
Функция первичного социального контроля: ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ
Функция духовного общения и досуга: ПРОВЕДЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ ПРАЗДНИКОВ, ПОХОДОВ, ВЕЧЕРОВ ОТДЫХА И Т. Д.
Каждое утро отец вместе с сыном делает зарядку. И если раньше в течение ряда лет отец первым вставал и будил сына, то теперь сын просыпается самостоятельно и нередко будит отца. ФУНКЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
Мать с отцом распределили в семье обязанности, связанные с повседневным обслуживанием: приготовление пищи, стирка белья, уборка, приобретение продуктов. При этом некоторые посильные обязанности достались детям. ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ
В зимние выходные дни вся семья выходит на лыжные прогулки. И младшему трехлетнему сыну приобрели детские лыжи и стали брать его с собой. ФУНКЦИЯ ДУХОВНОГО ОБЩЕНИЯ И ДОСУГА
Отец много времени проводит в гараже с машиной: меняет масло, подкачивает колеса, заменяет вышедшие из строя детали новыми… Дети сначала просто наблюдали за его работой, потом понемногу стали помогать. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ
В разные периоды жизни семьи приоритетное место занимает то одна, то другая функция.
В современном обществе семья переживает качественные изменения. Они связаны с глобальными социальными процессами индустриализации, урбанизации, несвойственными доиндустриальному (аграрному, традиционному) обществу.
Перечень изменений, переживаемых семьей в современном обществе: Становление нового положения женщины как распорядительницы семейного бюджета, изменение ее положения в семье; Изменение положения женщины в обществе, увеличение ее профессиональной и общественной значимости; Установление в большинстве семей равноправных отношений и взаимной ответственности между супругами; Разрушение многопоколенной семьи, переход к семье нуклеарной; Разделение институтов семьи и брака, рост числа фактических, но документально не оформленных браков и рожденных в них детей; Доминирование ценности материального обеспечения семьи над духовным общением родителей и детей; Снижение рождаемости из-за аморального образа жизни, болезней, плохого питания, ухудшения здоровья людей; Рост количества разводов, повторных браков, неполных семей и числа брошенных детей.
педагогическая технология «ЧЕТЫРЕ ШЛЯПЫ» «Красная шляпа» — цвет эмоций, чувств, интуиции. «Белая шляпа» — цвет «холодного разума»: факты, статистика и т.д. «Черная шляпа» — обобщить все негативное по проблеме, привести веские отрицательные аргументы. «Желтая шляпа» — обобщить все положительное по проблеме.
Семья себя изжила как социальный институт?
Не смотря на все изменения, которые переживает сегодня современная семья, государство заинтересованно в ее укреплении.
Семья как социальный институт и малая группа
Похожие презентации:
Создание сети центров по подбору гувернеров пенсионного возраста «Бюро бабушкиных услуг»
Вербальные и невербальные средства общения
Готы (субкультура)
Демографическая проблема
Эмо
Вейп и его влияние на здоровье
Кто такие волонтеры
Конфликты. Понятие конфликта
Социальная сущность человека
Национальная идея и демократическое развитие
1.
Семья как социальный институт и малая группа2. План:
1.2.
3.
4.
5.
Сущность понятия
«СЕМЬЯ».
Семья как социальный
институт и малая группа.
Функции семьи.
Семейно-демографическая
структура общества.
Правовые основы семьи и
брака.
3. 1. Сущность понятия «СЕМЬЯ»
Семья – особый социальныйинститут, регулирующий
межличностные отношения
между супругами, родителями,
детьми и другими
родственниками, связанными
общностью быта,взаимной
моральной ответственностью и
взаимопомощью.
Под семьей
понимаются
межличностные
интересы между
супругами,
родителями, детьми
и другими
родственниками,
связанными
общностью быта,
взаимной
моральной
ответственностью и
взаимопомощью.
5. Как малая группа – семья:
особого рода союз между супругами,отличающийся духовной общностью,
глубокими доверительными связями;
в семье складываются доверительные
отношения между родителями и детьми, в
силу чего семья называется типичной
первичной группой;
семья образуется особым образом: на
основе взаимных симпатий, духовной
близости, любви.
6. Функции семьи:
1Биологическое воспроизводство общества (репродуктивная)
2
Воспитание и социализация молодого поколения
3
Социально-статусная – передача ребенку статуса семьи и
его ролевой подготовки к овладению статусными нормами
4
Сексуальный контроль
5
Экономическая и хозяйственно-бытовая
6
Эмоциональное удовлетворение (гедонистическая)
Оба родителя
4%
9%
1%
2%
Бабушки
идедушки
Школа
12%
Только мать
72%
Только отец
Няня
Главное в воспитании детей – дать хорошее
образование и приобщить к здоровому образу
жизни, считает каждый второй россиянин.
Важно также воспитывать патриотизм,
честность и доброту, мужество и
стойкость.
Немало внимания уделяется
привитию самодисциплины,
трудолюбия и организованности, а
также развитию умственных
способностей в детях.
Реже к качествам, которые в первую
очередь необходимо привить детям,
респонденты относят «деловую хватку»,
умение приспосабливаться к
обстоятельствам, демократические
ценности, гражданскую позицию,
толерантность, веру в Бога.
Типы семейных структур
Моногамное супружество —
Полигамное супружество —
брак одного мужчины с одной женщиной
брак одного супруга с несколькими
Полная семья: семья с обоими
Неполная семья — семья с одним
родителями
из родителей
Патриархальная семья:
Матриархальная семья:
главой является отец
главой является мать
Гомогенная семья: супруги
Гетерогенная семья: супруги
являются выходцами из одной страты
являются выходцами из разных страт
Нуклеарная семья: состоит из двух
Многопокаленная семья: дети,
поколений: родители и дети
родители, прародители
Однокарьерная семья: Муж занят
Двухкарьерная семья: оба супруга
на работе, а жена — в домашнем хозяйстве
на равных создают семейные доходы и
делят домашние заботы
МАЛОДЕТНАЯ СЕМЬЯ
1-2 РЕБЕНКА
СРЕДНЕДЕТНАЯ
СЕМЬЯ
3-4 РЕБЕНКА
МНОГОДЕТНАЯ
СЕМЬЯ
5 И БОЛЕЕ ДЕТЕЙ
Традиционная
(патриархальная)
Нуклеарная
Полная/
неполная
Многопоколенная
(расширенная)
Бездетная,
однодетная,
многодетная
Матриархат
Патриархат
Эгалитарные
семьи
(одинаковые
права)
Патрилокальное
Неолокальное
(молодожены
выбирают жить
отдельно от
родителей)
(молодожены
живут в доме
мужа, либо
поблизости от его
родителей)
Матрилокальное
(молодожены
должны жить либо
с родителями
невесты, либо
поблизости от
них)
Полигамный
(многоженство)
Моногамный
Гражданский
Авторитарный
Либеральный
Демократический
16.
2. Семья как социальный институт и малая группаГосударство регулируетотношения в семейной сфере
с помощью документов:
Ст. 38 Конституции РФ.
Семейный кодекс – основа в
сфере семейного права –
отрасль права, регулирующая
брачно-семейные отношения.
17. 3. Тенденции развития семьи в современном обществе
Кризис семьи как социального института1.
2.
3.
4.
Утрачивает в значительной степени свои
традиционные функции: репродуктивную,
воспитательную и гедонистическую.
Резко возросшее количество разводов.
Становится обычной монородительская семья,
состоящая из детей и одного из родителей (чаще всего
матери).
Идет формирование новых ценностных ориентаций в
отношении форм, стилей и образцов семейно-брачного
поведения.
18. Основой семьи является брак
Институт брака – этосоциально-правовые
аспекты семейнородственных
отношений,
институционализацию
отношений между
мужем и женой как
гражданами
государства.
Никто не принуждается к заключению брака, но
всякий должен быть принужден подчиняться
законам брака, раз он вступил в брак. (К.Маркс)
Удачный брак – это строение, которое нужно
Жениться – это значит наполовину уменьшить
свои права и вдвое увеличить свои обязанности.
(А.Шопенгауэр)
Брак представляет собой отношения между
мужчиной и женщиной, где независимость обеих
сторон одинакова, зависимость – обоюдна, а
обязательства взаимны. (Л.Анспахер)
С родителями
отца(либо
поблизости)
9%
У родителей
матери(либо
поблизости)
17%
Отдельно от
родителей
74%
Кто ведет
хозяйство
12%
14%
Равенство
71%
32%
Патриархат
Кто лучше
ориентируется
38%
Кто
зарабатывает
Быть вместе с
любимым
8%
7%
Для продолжения
7%
57%
24%
Чтоб не быть
одинокими
По расчету
40%
Традиции
Надежный
партнер
13%
Жилищные
проблемы
11%
68%
20%
Низкий уровень
доходов
Несамостоятельность
молодёжи
Отсутствие
моральных установок
24%
Стремление жить для
себя
57%
Сложности общения
и знакомства
Любовь
11%
10%
Наличие отдельного жилья
6%
65%
13%
7%
Похожие жизненные планы
Хорошие отношения с
окружением второй половинки
Совпадение по уровню
образования, соц. слою
Опыт совместного быта
34%
55%
Возраст
жизни
Домашнее задание:
I. Ответьте на вопрос: «Семья ли это?»
Результат внесите в таблицу:
1. Евдокия Павловна — вдова, живет со своей дочерью в общежитие того
предприятия, в котором она работает
2. Владимир и Елена — супруги. У них нет детей. Они живут самостоятельно,
нанимая квартиру в одном жилищном блоке. 3. Ивану Петровичу — 47 лет. Он
никогда не вступал в брак, но месяц назад усыновил трехлетнего ребенка
4. У Марины и Сергея Сидоровых двое детей. У них нет собственного угла, и они
живут вместе с родителями.
5. Татьяна и Олег познакомились 2 года назад и уже 7 месяцев живут вместе,
нанимая квартиру совместно.
№ примера
Каков состав семьи
II. А. А. Горелова, Т. А. Горелова «Обществознание», параграф 34, 35, стр. 191 –
201, прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа (устно).
III. Изучить правовые основы семейно-брачных отношений. Приложение 1
IV. Заполнить план-конспект. Приложение 2
V. Написать эссе, раскрывая один из афоризмов, подкрепляя его аргументами.
Приложение 3
English Русский Правила
Социальные учреждения Семья Краткий обзор и анализ
Учреждение семьи выполняет три важные функции:
- Обеспечение воспитания детей
- Для обеспечения чувства идентичности или принадлежности среди своих членов
- Для передачи культуры между поколениями
В западных обществах мы склонны считать семью состоящей из матери, отца, и дети, живущие под одной крышей: нуклеарная семья . Прежде чем общество модернизируется, семьи обычно состоят из нескольких поколений и ветвей расширенная семья проживающих в одном доме или в одной деревне. По мере модернизации молодые люди склонны уехать из деревень, в которых они выросли, в поисках работы, оставив старших поколения позади. Они переезжают в города и встречают людей, которых, вероятно, никогда бы не встретили. если бы они остались дома. Люди в модернизированных, урбанизированных обществах встречают супругов самостоятельно, вместо того, чтобы быть представленным членами семьи, жениться и поселиться в местах, которые часто вдали от своих первоначальных сообществ.
Брак
Брак, основа семейной жизни, существует во всех культурах с некоторыми вариациями:
- Эндогамия: Брак между членами одной категории, класса или группы
- Экзогамия: Брак между представителями разных категорий, классов или группы
- Моногамия: Брак между одним мужчиной и одной женщиной
- Полигамия: Брак между одним мужчиной и более чем одной женщиной
- Полиандрия: Брак между одной женщиной и более чем одним мужчиной
В некоторых культурах после свадьбы пара живет в доме семьи жены — практика называется матрилокальность . Когда супруги живут в семье мужа домохозяйство, практика называется патриолокальность . Если они выйдут и получат свое место для жизни, они практикуют неолокальности .
Воспитание детей
Воспитание детей является основной функцией семьи. Быть в семье дает дети с чувством идентичности. Они изучают нормы и ценности своего общества, а также как нормы и ценности меньших групп, к которым они принадлежат. Узнав об их культурного наследия дети обретают чувство принадлежности к чему-то большему, чем они сами. К рассказывая детям об их наследии, семьи гарантируют, что их культура будет жить.
Несмотря на множество требований к воспитанию детей, большинство взрослых описывают воспитание детей как важный и исполняющий долг. Тем не менее количество детей в семьях промышленно развитых стран сокращается на протяжении поколений. Экономическое давление привело к средняя американская семья имеет только одного или двух детей. Потому что оба родителя должны часто работать вне дома для поддержки семьи родители и дети проводят все меньше и меньше времени вместе.
Альтернативные семьи
Не все семьи состоят из супружеской пары с детьми. к увеличению степени, в домохозяйствах США представлены альтернативные типы семей, такие как следующие:
- Домохозяйство с одним родителем
- Сожительство, не состоящие в браке пары
- Пары геев и лесбиянок
- Одинокие взрослые
Семья как социальный институт — 3202 Words
Для того, чтобы общество удовлетворяло основные социальные потребности своих членов, социальные институты, которые являются не зданиями, не организациями и даже не людьми, а системой социальных норм, нравы и обычаи, которые помогают людям чувствовать себя важными. Социальные институты, согласно нашему учебнику, определяются как фундаментальный компонент этой организации, в которой индивиды, занимающие определенные статуи, «регулируются социальными нормами, общественным мнением, законом и религией» (Amato 2004, p.9).61). Социальные институты предназначены для удовлетворения основных потребностей людей и обеспечения выживания общества. Поскольку социальные институты предписывают общепринятые убеждения, ценности, отношения и поведение, они осуществляют значительный социальный контроль над людьми.
Социологи смотрят на общество либо с макро-, либо с микро-карты, и теории, определяющие их работу, основаны на этих перспективах. В этом семестре мы узнали несколько семейных теорий. Вкратце, структурно-функционализм и теория конфликтов являются «макро» теориями в социологии. Структурно-функционализм рассматривает общество как живую машину, состоящую из различных частей, которые работают вместе на благо общества. Отдельные лица, а также учреждения работают вместе, и семья является ключом к хорошо функционирующей машине. Эмиль Дюркгейм, которого считают отцом социологии, утверждает социальную солидарность, когда люди поступают правильно, создают гармонию и разделяют общие ценности. Согласно Дюркгейму, нуклеарная семья — единственный тип института, который может достичь этого. Теория конфликтов рассматривает общество как пирамиду, в которой те, кто находится наверху, обладают большей властью и влиянием, чем те, кто находится внизу. Мужчины в обществе имеют больше власти, чем женщины. Существует дисбаланс сил, который может привести к угнетению других…
… середина бумаги …
… дома, их работа и чувство безопасности. В 1943 году психолог Абрахам Маслоу заявил, что «люди мотивированы удовлетворить основные потребности, прежде чем перейти к другим, более продвинутым потребностям», и я считаю, что если эти основные потребности не будут удовлетворены или потеряны, у нас будет поколение родителей и детей. которым не хватает мотивации для достижения более высокого уровня самореализации. Я считаю крайне важным, чтобы у семей были планы на случай непредвиденных обстоятельств, чтобы удовлетворить свои собственные потребности во время стихийных бедствий и экономических спадов. Семьи должны обратиться к своим сообществам и сформировать «расширенные семьи», которые будут на месте, если правительство не отреагирует своевременно.
Процитированные работы
(http://www.pobronson.com/factbook/pages/433. html)
http://www.hoover.org/publications/hoover-digest/article/6798
http: //www.stephaniecoontz.com/articles/article32.htm
В этом эссе автор
- определяет социальные институты как систему, социальные нормы, нравы и обычаи которой помогают людям чувствовать себя важными. они предназначены для удовлетворения основных потребностей людей и обеспечения выживания общества.
- Объясняет, что социологи смотрят на общество с макро- или микропредставления, и теории, определяющие их работу, основаны на этих перспективах. структурно-функционализм и теория конфликта являются макротеориями в социологии.
- Объясняет, что теория обмена и теория семейных систем являются «микро» теориями в социологии. Теория обмена хорошо работает в семьях с одним родителем и не обязательно должна касаться денег.
- Определяет социальные институты как систему, чьи социальные нормы, нравы и обычаи помогают людям чувствовать себя важными. они предназначены для удовлетворения основных потребностей людей и обеспечения выживания общества.
- Объясняет, что социологи смотрят на общество с макро- или микропредставления, и теории, определяющие их работу, основаны на этих перспективах. структурно-функционализм и теория конфликта являются макротеориями в социологии.
- Объясняет, что теория обмена и теория семейных систем являются «микро» теориями в социологии. Теория обмена хорошо работает в семьях с одним родителем и не обязательно должна касаться денег.
- Объясняет, что роль семьи как социального института заключается в сохранении общества и воспитании добропорядочных, ответственных граждан.
- Объясняет определение семьи, основанное на статистике переписи населения, классических и современных теоретиков, а также членов научных кругов.
- Утверждает, что индустриализация и урбанизация общества лишили семью многих традиционных функций.
- Объясняет, что в 1950-х годах дом был центром семейной жизни, но теперь есть дела и обязанности, которые делают совместный ужин запланированным событием. Добавьте к этому сценарию рецессию и экономический кризис занятости, родителей, заботящихся о детях, и пожилых родителей.
- Анализирует, как структура американской семьи изменилась с колониальных времен. процент никогда не состоявших в браке взрослых увеличился как среди белых, так и среди черных женщин, а пожилые люди живут дольше и здоровее.
- По мнению, теперь отцы проводят больше времени со своими детьми, чем раньше, в то время как матери могут проводить меньше времени из-за занятости.
- Объясняет, что функция семьи, как традиционно, так и сегодня, не сильно изменилась в своих основных ценностях.
- Объясняет, что функции семьи включают обучение регулированию сексуального поведения и навыкам социализации, необходимым для того, чтобы стать активным членом общества.
- Объясняет, что в начале двадцатого века под одной крышей обычно проживало три или более поколений, и почти все занимались физическим трудом. в современном обществе очень немногие семьи живут в домохозяйствах, состоящих из нескольких поколений.
- Объясняет, что патриархальное домашнее хозяйство было нормой, когда мужчины имели власть и власть над женщинами. экономическая поддержка по-прежнему очень важна для современных семей, поскольку разные страны и культуры по-разному относятся к экономической поддержке.
- Объясняет, как институт семьи изменился в плане контроля над сексуальностью и деторождением. подростковая беременность сократилась, а незамужнее материнство сократилось.
- Объясняет, что сегодняшняя семья сильно отличается от 19-летней.Семья 50-х годов. белый частокол, нуклеарная семья и биологические дети, живущие долго и счастливо, — это не то, что мы находим в сегодняшнем обществе.
- Считает, что 1950-е годы были десятилетием конформизма, когда стереотипы использовались для того, чтобы население вело себя определенным образом.
- Анализирует актуальность видео, которое мы просмотрели сегодня с семьями. они отмечают, что жизнь приобрела другую энергию после 1960-х годов, когда семьи с двумя доходами и мама и папа работали.
- Полагает, что противозачаточные таблетки, Роу против Уэйда и проблема абортов, технический прогресс, война во Вьетнаме и Вудсток способствовали изменению общества.
- Полагает, что решение о сегодняшнем обществе «хорошее или плохое» еще не принято.
- Считает, что другие социальные институты не изменились по отношению к семье. политика, которую можно обнаружить в действии, является хорошим индикатором, поскольку она изображает более раннюю эпоху.
- Объясняет, как семья избавилась от патриархальной модели и стала более совместимой с гибким и мобильным образом жизни.
- Объясняет, что, хотя американцы ценят свободу в личной и семейной жизни, они сохраняют приверженность идеям детей, семьи и брака. s выдвигать на первый план достижения в области коммуникации и репродуктивных технологий.
- Полагает, что противозачаточные таблетки, Роу против Уэйда и проблема абортов, технический прогресс, война во Вьетнаме и Вудсток объяснят большую часть изменений в обществе.
Leave A Comment