Эволюция на надорганизменном уровне организации жизни

 

«Ценотическая эволюция», или эволюция на надорганизменном уровне организации жизни. Проблема развития надорганизменных систем, хотя и включается в сферу эволюционной теории, но, как правило, освещается весьма поверхностно, с недостаточной проработкой соотношения этого модуса развития жизни с другими явлениями эволюционного процесса.

Эта тема в недостаточно явной форме фигурировала в первых набросках задач и перспектив эволюционной экологии. Между тем очевидно, что именно «ценотическая эволюция» должна быть одной из основных ее составных частей.

Выражения типа «эволюция сообществ», «эволюция экосистем» очень часто встречаются в самых различных работах. Более того, в последнее время они стали привычными штампами, и создается впечатление, что многие авторы, используя их, не задумываются, сколь неопределенен их смысл. В свое время Д.Н. Кашкаров (1933) подчеркивал: «Нельзя говорить в прямом смысле об эволюции сообществ, биоценозов». А вот суждение видного современного эколога Р. Мэя (1981): «строго говоря, экологические системы как таковые не эволюционируют». Высказываются и такие суждения: «Идеология синтетической теории эволюции отвергает возможность эволюции сообществ» (Ковалев, 1994). Очевидно, мы имеем дело с весьма запутанным терминологически и пока еще концептуально неразрешимым вопросом.

С.С. Шварц (1973) полагал, что глубокая разработка проблемы развития биоценотических форм жизни — дело будущего: «Эволюция организмов сопровождается изменением структуры и организации их сообществ, в конечном итоге -биосферы. Какова взаимосвязь между этими процессами? Автор не считает возможным даже подойти к решению этой проблемы во всей ее многогранности. Можно полагать, что время это еще не пришло. Но оно придет завтра». Едва ли можно считать, что с тех пор положение изменилось кардинально. Очевидно лишь то, что проблема эволюции на надорганизменных уровнях организации жизни не может быть разрешена в рамках принципов и подходов эволюционной теории, она почти целиком находится в сфере эволюционной экологии.

Еще интересные статьи по теме:

www.zoofirma.ru

на тему Надорганизменные уровни жизни

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-06-09

PAGE  2

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС №3 г.ЕНАКИЕВО

Тестовые задания по биологии

для 11 класса на тему

» Надорганизменные уровни жизни»

Подготовила:

учитель биологии

Солоп Елена Ивановна

2010г.

г.Енакиево

1. Как называется фактор, который очень отличается от оптимального для вида значения:

А — битический;

Б — абиотический;

В — антропогенный;

Г — ограничительный.

2. Примером внутривидовой борьбы за существование является:

А — борьба с недостатком воды в пустыне;

Б — взаимодействие хищника и жертвы;

В — поедание птицами плодов;

Г — борьба самцов за самку.

3. Обозначьте первое звено трофической цепи:

А — личинки комаров;

Б — водоросли;

В — гнилостные бактерии;

Г — рыбы.

4.Обозначьте признак, который для экосистемы не характерен:

А — является относительно постоянной системой;

Б — абиотические условия в ней относительно постоянные;

В — является замкнутой системой;

Г — является саморегулирующейся системой.

5. Задача на установление соответствия:

1. — биотические факторы;

2. — абиотические факторы;

3. — антропогенные.

А — осушение болота;

Б –внесение извести в почву;

В — влажность почвы;

Г — коменсализм;

   Д — внутривидовая конкуренция.

  1.  1Б; 2А, В, Г; 3Д
    1.  1В; 2Г, Д; 3А, Б
    2.  1Г, Д; 2В; 3А,Б
    3.  1В, Г; 2Д; 3А, Б.

6. Обозначьте организмы-деструкторы:

А — травянистые растения;

Б — бактерии гниения;

В — жаба;

Г — кузнечики.

7. Обозначьте автотрофные организмы:

А — вирусы;

Б — бактерии гниения;

В — хищные насекомые;

Г — растения.

8. Обозначьте кем был предложен термин «экология»:

А — В.И. Вернадским;

Б — В.Н. Сукачевым;

В — Э.Геккелем;

Г — Н.И.Вавиловым

9. Из приведенных организмов выберите те, которые относятся в состав:

А – планктона

Б – нектона;

В – нейстона;

Г — бентоса

  1.  Афалина черноморская
  2.  Циклоп
  3.  Водомерка  большая
  4.  Актиния конская
  5.  Ерш обыкновенный

10. Выберите примеры, которые отвечают приведенным примером взаимодействия организмов:

 

А — паук- крестовик — муха

Б — подберезовик — береза

В — волк — лисица

Г — человек — чесоточный клещ

1. хищничество

2. паразитизм

3. мутуализм

 

11. Обозначьте тип взаимоотношений лисиц и полевок в биогеоценозе:

А — конкуренция;

Б — паразитизм;

В — хищничество;

Г — коменсализм.

12. Березовый гай — неустойчивый биогеоценоз, потому что в нем:

А – неплодородная почва;

Б — небольшая численность видов;

В — немного света для растений;

Г — травянистые растения придавлены недостатком влаги.

13. Ветер, дождь, пылевые бури — это факторы:

А — антропогенные;

Б — биотические;

В — абиотические;

Г — ограничительные.

14. В биогеоценозе главными связями между зайцами и растениями являются:

А — трофические;

Б — генетические;

В — эволюционные;

Г — антропогенные.

15. Агроценоз является искусственной экосистемой, потому что:

А — не существует без дополнительной энергии;

Б — существует только за счет солнечной энергии;

В — состоит из продуцентов, консументов и редуцентов;

Г — не имеет консументов и редуцентов.

16. Определите свойство экосистемы, которое обеспечивается тесным взаимодействием организмов между собой и факторами безжизненной природы:

А — самовоспроизведение;

Б — целостность;

В — постоянство;

Г — саморегуляция.

17. Обозначьте свойство экосистемы, которое зависит от взаимодействия популяций:

А — самовоспроизведение;

Б — целостность;

В — постоянство;

Г — саморегуляция.

18. Обозначьте свойство экосистемы, которое помогает организмам противостоять неблагоприятным внешним влияниям:

А — самовоспроизведение;

Б — целостность;

В — саморегуляция;

Г — постоянство.

19. Экосистемы, которые создает, контролирует и поддерживает человек — это:

А — суксессия;

Б — биоценоз;

В — агроценоз;

Г — биогеоценоз.

20. Биотическим фактором является:

А — свет;

Б — конкуренция;

В – влажность;

Г — гербициды.

21. Гетеротрофом является:

А — кактус;

Б — кролик;

В — ель;

Г — роза.

22. К существованию в условиях низкой влаги адаптированы:

А — ксерофиты;

Б — мезофиты;

В — гигрофиты;

Г — гидрофиты.

23. Взаимодействие льва и леопарда — это:

А — хищничество;

Б — конкуренция;

В — коменсализм;

Г — мутуализм.

24. Фотопериодизм — это реакция организмов на смену:

А — продолжительности дня;

Б — изменения влажности воздуха;

В — температуры воздуха;

Г — количества еды.

25. Назовите организм, у которого физиологические процессы ускоряются в связи с повышением температуры окружающей среды:

А — воробей;

Б — гусеница мотылька;

В — собака;

Г — лисица.

ОТВЕТЫ:

  1.  Г
  2.  Г
  3.  Б
  4.  В
  5.  3 (1Г, Д; 2В; 3А, Б)
  6.  Б
  7.  Г
  8.  В
  9.  А2 Б1 В3 Г4
  10.   А1 Б3 Г2
  11.   В
  12.  Б
  13.  В
  14.  А
  15.  А
  16.  Б
  17.  А
  18.  Г
  19.  В
  20.  Б
  21.  Б
  22.  А
  23.  Б
  24.  А
  25.  Б

Список использованной литературы:

  1.  Біологія. Посібник-конспект. 11 клас— Тернопіль: Навчальна книга — Богдан, 2000.
  2.  Здоровье- 1987.- №6.
  3.  Кучеренко М. Є., Вервес Ю. Т. Загальна біологія: Підручник для учнів 10-11 класів середніх загальноосвітніх шкіл.— К.: Генеза, 1998.
  4.  Біологія — 2005.— № 14.

samzan.ru

Уровни организации жизни

Живая природа представляет собой целостную, но совсем неоднородную систему, для которой свойственна организация с четкой иерархией. Именно это свойство и отражают так называемые уровни организации жизни. В такой системе все части четко расположены, начиная от низшего порядка к высшему.

Уровни организации жизни – это иерархическая система с соподчиненными порядками, которая отображает не только характер биосистем, но и их постепенное усложнение в отношении друг к другу. На сегодняшний день принято выделять восемь основных уровней

Кроме того, выделяют следующие системы организации:

1. Микросистема – это некая доорганизменная ступень, которая включает в себя молекулярные и субклеточные уровни.

2. Мезосистема – это следующая, организменная ступень. Сюда относят клеточный, тканевой, органный, системный и организменные уровни организации жизни.

Существуют также и макросистемы, которые представляют собой надорганизменную совокупность уровней.

Стоит также отметить, что каждый уровень имеет собственные характеристики, которые и будут рассмотрены ниже.

Доорганизменные уровни организации жизни

Здесь принято выделять две основных ступени:

1. Молекулярный уровень организации жизни – представляет собой уровень работы и организации биологических макромолекул, включая белки, нуклеиновые кислоты, липиды и полисахариды. Именно здесь начинаются самые важные процессы жизнедеятельности любого организма – клеточное дыхание, превращение энергии, а также передача генетической информации.

2. Субклеточный уровень – сюда можно отнести организацию клеточных органелл, каждая из которых исполняет важную роль в существовании клетки.

Организменные уровни организации жизни

К этой группе можно отнести те системы, которые обеспечивают целостную работу всего организма. Принято выделять следующие:

1. Клеточный уровень организации жизни. Ни для кого не секрет, что именно клетка является структурной единицей любого живого организма. Этот уровень изучается с помощью цитологических, цитохимических, цитогенетических и микробиологических методов исследования.

2. Тканевый уровень. Здесь основное внимание стоит уделить строению, особенностям и функционированию разного рода тканей, из которых, собственно, и состоят органы. Исследованиями этих структур занимаются гистология и гистохимия.

3. Органный уровень. Многоклеточные организмы характеризируются новым уровнем организации. Здесь некоторые группы тканей объединяются, образовывая целостную структуру со специфическими функциями. Каждый орган является частью живого организма, но не может самостоятельно существовать вне его. Этот уровень изучают такие науки, как физиология, анатомия и в некой мере эмбриология.

Организменный уровень представляет собой как одноклеточные, так и многоклеточные организмы. Ведь каждый организм является целостной системой, внутри которой осуществляются все важные для жизнедеятельности процессы. Кроме того, во внимание берутся и процессы оплодотворения, развития и роста, а также старения отдельного организма. Изучением этого уровня занимаются такие науки, как физиология, эмбриология, генетика, анатомия, палеонтология.

Надорганизменные уровни организации жизни

Здесь во внимание берутся уже не организмы и их структурные части, а определенная совокупность живых существ.

1. Популяционно-видовой уровень. Основной единицей здесь является популяция – совокупность организмов определенного вида, которая заселяет четко ограниченную территорию. Все особи способны к свободному скрещиванию друг с другом. В исследовании этого уровня участвую такие науки, как систематика, экология, генетика популяций, биогеография, таксономия.

2. Экосистемный уровень – здесь во внимание берется устойчивое сообщество разных популяций, существование которых тесно связано между собой и зависит от неживой природы, климатических условий и т. д. В основном изучением такого уровня организации занимается экология

3. Биосферный уровень – это высшая форма организации жизни, которая представляет собой глобальный комплекс биогеоценозов всей планеты.

fb.ru

» Надорганизменные уровни жизни» .

Тема: «Надорганизменные уровни жизни».

Вариант 1

I. Тесты с одним правильным ответом (по 0 5 бала за каждый правильный ответ).

  1. Организмы, которые питаются остатками других организмов или продуктами их жизнедеятельности, называются:

А) хищники; Б) сапротрофы; В) паразиты; Г) фитофаги.

  1. Популяции автотрофных организмов, способные синтезировать органические вещества из неорганических, называются:

А) продуценты; Б) редуценты; В) консументы I порядка; Г) консументы II порядка.

  1. Восстановление лесов после пожара является примером:

А) первичной сукцессии; Б) агроценоза; В) вторичной сукцессии; Г) анабиоза.

  1. Кто предложил понятие «биосфера»?

А) В.И. Вернадский; Б) Э. Зюсс; В) Г. Мендель; Г) Э. Леруа.

  1. Факторы неживой природы называют:

А) абиотическими; Б) биотическими; В) антропогенными; Г) доминирующими.

  1. Последовательность организмов, в которой каждый последующий питается предыдущим:

А) пищевая цепь; Б) трофический уровень; В) трофическая сеть; Г) конкуренция.

  1. Биомассу, созданную за единицу времени продуцентами, называют:

А) первичной; Б) вторичной; В) третичной продукцией.

  1. Разложение органических соединений до неорганических, которые способны усваивать растения, называют:

А) минерализация; Б) окисление; В) фотосинтез; Г) эрозия.

  1. Ноосфера – это:

А) разумная оболочка Земли;

Б) часть оболочек Земли, заселенная живыми существами;

В) новое состояние биосферы, обусловленное разумной деятельностью человека;

Г) совокупность всех природоохранных территорий.

  1. Биотическая часть биогеоценоза состоит из:

А) продуцентов, консументов, редуцентов; Б) климатического режима, органических веществ; В) продуцентов, неорганических веществ; Г) продуцентов, редуцентов.

  1. Уменьшение численности особей, количества биомассы или энергии от одного трофического уровня до следующего, называют:

А) пищевой цепью; Б) правилом экологической пирамиды; В) пищевой сетью; Г) круговоротом веществ.

  1. В агроценозах в отличие от биогеоценозов:

А) пищевые цепи короче; Б) круговорот веществ нарушен;

В) отсутствуют продуценты; Г) отсутствуют консументы.

II. Тесты с двумя или больше правильными ответами (по 0, 5 балла за каждый правильный ответ):

  1. К автотрофным организмам относятся:

А) растения; Б) животные; В) грибы; Г) некоторые бактерии; Д) бактерии.

  1. К биотическим факторам относятся:

А) температура; Б) хозяйственная деятельность человека; В) конкуренция; Г) паразитизм; Д) влажность; Е) хищничество.

  1. К редуцентам относятся:

А) грибы; Б) растения; В) животные; Г) бактерии.

  1. Общие признаки биогеоценозов и агроценозов:

А) открытые системы; Б) присутствие продуцентов, консументов, редуцентов; В) полный круговорот веществ; Г) искусственное освещение.

III. Задание на соответствие (по 1 баллу за правильный ответ):

  1. Укажите соответствие между группами организмов и их ролью в экосистемах:

  1. Продуценты А) синтезируют органические вещества;

  2. Консументы Б) разлагают органические вещества до минеральных веществ;

  3. Редуценты В) употребляют готовое органическое вещество;

Г) запасают органические вещества.

  1. Установите соответствие между определением и понятием:

  1. Акклиматизация А) группировка организмов, искусственно созданная
    человеком для получения сельскохозяйственной продукции;

  2. Агроценоз Б) адаптация определенного вида к условиям местности,
    где он раньше не обитал;

  3. Сукцессия В) процесс саморазвития биогеоценозов, связанный с
    изменением видовой структуры;

Г) совокупность всех биогеоценозов Земли, единая глобальная
экосистема высшего порядка.

  1. Установите соответствие между понятием и определением:

  1. Сапротрофы А) организмы, способные синтезировать органические соединения из неорганических и потреблять готовые органические вещества;

  2. Фитофаги Б) организмы, способные употреблять разную по происхождению

пищу;

  1. Полифаги В) организмы, которые питаются растениями;

Г) организмы, которые питаются остатками других организмов.

  1. Расставьте в последовательности, которая показывает передачу энергии и органического вещества в пищевой цепи, указанные виды:

А) насекомые; Б) растения; В) стрижи; Г) соколы.

Тема: «Надорганизменные уровни жизни».

Вариант 2

I. Тесты с одним правильным ответом (по 0, 5 балла за каждый правильный ответ)

  1. Консументами I порядка являются:

А) растения; Б) растительноядные животные; В) хищники; Г) грибы.

  1. Организмы, которые долгое время используют организм как среду обитания и источник питания, называют:

А) сапротрофы; Б) хищники; В) паразиты; Г) миксотрофы.

  1. Кто предложил термин «ноосфера»?

А) В. И. Вернадский; Б) Э. Леруа; В) Т. Морган; Г) Э. Зюсс;

  1. Поселение лишайников на голых скалах является примером:

А) первичной сукцессии; Б) вторичной сукцессии; В) гомеостаза; Г) агроценоза.

  1. Факторы живой природы, называются:

А) антропогенными; Б) абиотическими; В) биотическими; Г) доминирующими.

  1. Структура биогеоценоза, которая формируется вследствие переплетения разных пищевых цепей называют:

А) трофическая цепь; Б) трофический уровень; В) детритная цепь; Г) трофическая сеть.

  1. Искусственные группировки организмов, созданные человеком, называются:

А) биоценозы; Б) фитоценозы; В) агроценозы; Г) биогеоценозы.

  1. Состояние организмов, в котором незаметны проявления процессов жизнедеятельности, вследствие значительного замедления процессов обмена веществ называют:

А) анабиоз; Б) гомеостаз; В) ароморфоз; Г) симбиоз.

  1. Реакция организмов на изменение длины светового периода суток – это:

А) фотопериодизм; Б) анабиоз; В) биологические часы; Г) адаптация.

  1. Абиотическая часть биогеоценоза состоит из:

  1. неорганических веществ и редуцентов;

  2. продуцентов, консументов, редуцентов;

  3. неорганических и органических веществ, климатического режима;

  4. продуцентов, редуцентов.

  1. Биосфера – это:

  1. разумная оболочка Земли;

  2. часть геологических оболочек Земли, населенных живыми организмами;

  3. часть пространства в экосистеме, населенная популяциями данного вида;

  4. совокупность всех природоохранных территорий.

  1. Потепление климата Земли связано с:

А) увеличением народонаселения; Б) разрушением озонового экрана; В) ростом больших городов; Г) увеличением концентрации CO2 в атмосфере.

II. Тесты с двумя или больше правильными ответами (по 0, 5 балла за каждый правильный ответ).

  1. К гетеротрофным организмам принадлежат:

А) растения; Б) животные; В) некоторые бактерии; Г) грибы; Д) бактерии.

  1. К абиотическим факторам относятся:

А) хищничество; Б) количество осадков; В) конкуренция; Г) температура; Д) хозяйственная деятельность.

  1. К консументам относятся:

А) грибы; Б) фототрофы; В) фитофаги; Г) бактерии; Д) хищники.

  1. К экологическим пирамидам относятся:

А) пирамида энергии; Б) пирамида питания; В) пирамида биомассы; Г) циклическая пирамида; Д) пирамида чисел; Е) трофическая пирамида.

III. Задания на соответствие (по 1 баллу за правильный ответ).

1. Установите соответствие между определением и понятием:

  1. Адаптация А) совокупность особей одного вида, которые длительное время обитают в

определенной части ареала, частично или полностью изолированы от

других подобных группировок.

  1. Экосистема Б) приспособление организмов к условиям окружающей среды;

  2. Популяция В) природный комплекс, созданный живыми организмами и средой

существования, в котором живые и неживые компоненты связаны между

собой круговоротом веществ и потоком энергии;

Г) состояние биосферы, при котором определяющим фактором становится

разумная деятельность человека.

2. Найдите соответствие между экологическими факторами:

  1. Органические вещества А) кислород, вода, углекислый газ;

  2. Климатический режим Б) остатки живых организмов;

  3. Неорганические вещества В) конкуренция;

Г) температура, осадки.

3. Установите соответствие между определением и понятием:

  1. Сапротрофы А) организмы, способные потреблять разную по происхождению пищу;

  2. Миксотрофы Б) организмы, способные синтезировать органические соединения из

неорганических и потреблять готовые органические вещества;

  1. Полифаги В) организмы, которые питаются растениями;

Г) организмы, которые питаются остатками других.

4. Расставьте в последовательности, которая показывает перемещение энергии и органического вещества в пищевой цепи, указанные виды:

А) сокол; Б) комар; В) уж; Г) жаба; Д) растения.

infourok.ru

В чем отличие популяционно-видового уровня от биогенетического?

ПОПУЛЯЦИОННО-ВИДОВОЙ УРОВЕНЬ — это надорганизменный уровень жизни, основной единицей которого является популяция. Популяция — совокупность особей одного вида, относительно изолированных от других групп этого же вида, занимающих определенную территорию, воспроизводящую себя на протяжении длительного времени и обладающую общим генетическим фондом. В отличие от популяции видом называется совокупность особей, сходных по строению и физиологическим свойствам, имеющих общее происхождение, могущих свободно скрещиваться и давать плодовитое потомство. Вид существует только через популяции, представляющие собой генетически открытые системы. В условиях реальной природы особи не изолированы друг от друга, а объединены в живые системы более высокого ранга. Первой такой системой и является популяция. Популяция стала считаться целостной системой, непрерывно взаимодействующей с окружающей средой, способной к трансформации и развитию. Целостность популяций, проявляющаяся в возникновении новых свойств по сравнению с онтогенетическим уровнем жизни, обеспечивается взаимодействием особей в популяциях и воссоздается через обмен генетической информацией в процессе полового размножения. У каждой популяции есть количественные границы. С одной стороны, это минимальная численность, обеспечивающая самовоспроизводство популяции, а другой — максимум особей, которые могут прокормиться в ареале (месте обитания) данной популяции. Популяция как целое характеризуется такими параметрами, как волны жизни — периодические колебания численности, плотность населения, соотношение возрастных групп и полов, смертность и т.д.Популяции — генетически открытые системы, так как изоляция популяций не абсолютна и периодически бывает возможным обмен генетической информацией. Для популяционного уровня организации жизни характерна активная или пассивная подвижность всех компонентов популяции. Это влечет постоянное перемещение особей — членов популяции. Необходимо отметить, что никакая популяция не бывает абсолютно однородной, она всегда состоит из внутрипопуляционных группировок. При этом высокая численность и устойчивость достигаются только в тех популяциях, которые имеют сложную иерархическую и пространственную структуру,т.е. являются неоднородными, гетерогенными,имеют сложные и длинные пищевые цепи. Поэтому выпадение хотя бы одного звена из этой структуры, ведет к разрушению популяции или потере ею устойчивости. Биоценотический уровень.Популяции, представляющие первый надорганизменный уровень живого, являющиеся элементарными единицами эволюции, способными к самостоятельному существованию и трансформации, объединяются в совокупности следующего надорганизменного уровня — биоценозы. Биоценоз — совокупность всех организмов, населяющих участок среды с однородными условиями жизни,например лес,луг, болото и т.д. Иными словами, биоценоз — это совокупность популяций,проживающих на определенной территории. Обычно биоценозы состоят из нескольких популяций и являются составным компонентом более сложной системы — биогеоценоза. БИОГЕОЦЕНОТИЧЕСКИЙ уровень.Биогеоценоз — сложная динамическая система, представляющая собой совокупность биотических и абиотических элементов, связанных между собой обменом вещества,энергии и информации, в рамках которой может осуществляться круговорот веществ в природе.Это означает, что биогеоценоз — устойчивая система,которая может существовать на протяжении длительного времени.Равновесие в живой системе динамично,т.е.представляет собой постоянное движение вокруг определенной точки устойчивости.Для стабильного функционирования живой системы необходимо наличие обратных связей между ее управляющей и управляемой подсистемами.Такой способ поддержания динамического равновесия называется гомеостазом.Нарушение динамического равновесия между различными элементами биогеоценоза, вызванное массовым размножением одних видов и сокращением или исчезновением других, приводящее к изменению качества окружающей среды, называют экологической катастрофой.

touch.otvet.mail.ru

Надорганизменные уровни организации живой природы

В понятие внешней среды входят все условия живой н неживой природы, при которых существует организм и которые прямо или косвенно влияют на состояние, развитие и размножение, как отдельных организмов, так и популяций.

Виды организмов приспособлены к этим определенным условиям, в которых они развились и в которых они могут находить пищу и жизненное пространство.

Понятие об условиях среды имеет функциональное значение на всех уровнях биологической организации.

Так, на молекулярном уровне отдельные компоненты молекул, например, ДНК и РНК, имеют определенные условия среды внутри хромосомы. Митохондрия, хромосома, хлоропласт — имеют каждая свои условия среды в клетке.

На клеточном уровне клетка имеет свои, контролирующие ее жизнь условия. Она действует и сама подвергается действию соседних клеток, жидкостей, омывающих их, и благодаря последним — действию более удаленных клеток.

На органном и организменном уровнях ткани, органы и системы органов имеют свои условия среды.

Целостный организм существует также в среде, в которой содержатся и другие различные организмы.

На популяционно-видовом уровне организм рассматривается как часть популяции своего вида, которая изменяется в ответ на изменения среды и в ответ на действие внутренних факторов.

Являясь частью сообщества (биоценоза), популяции имеют свои условия среды — биоценотический и биогеоценотический уровни. Популяции растений и животных не просто пассивно подвергаются влиянию окружающей их среды, они сами влияют на окружающие условия, видоизменяют и используют их.

Каждый уровень организации жизни имеет свои специфические черты строения и функции- Нам известно, что каждый уровень организации представляет систему, которая поглощает энергию извне, а затем использует ее для осуществления процессов жизнедеятельности, сохранения и воспроизведения жизни на данном уровне и одновременного приспособления к изменяющимся условиям среды. Из прежде изученного известно, что единицы одного уровня организации жизни представляют собой части, из которых образуется следующий более высокий уровень: молекулы, объединившись, образуют клетку, клетки образуют ткани и органы, ткани и органы образуют многоклеточный организм.

Изучением уровней организации жизни на последующих, более высоких уровнях (надорганизменных) — биогеоценотическом и биосферном — занимается наука экология.

Экология (от гр. «ойкос» — дом, жилище, родина + гр. «логос» — учение) — область знаний о взаимоотношениях организмов и их сообществ с окружающей средой (в том числе и с другими организмами и сообществами).

Экологая изучает две главные проблемы:

  1. влияние условий среды на отдельные организмы;
  2. взаимодействие с внешней средой биоценозов — устойчивых экологических систем (сообществ), состоящих из представителей многих видов животных, растений и микроорганизмов. Велика роль экологии в решении важнейших вопросов развития биосферы Земли в целом.

Экологические факторы — это условия окружающей среды, прямо или косвенно влияющие на живые организмы. Они бывают:

  • Абиотические (неживой природы) — свет, температура, влажность почвы и воздуха, химический состав почвы, воды, атмосферы и др.
  • Биотические — различные внутривидовые и межвидовые отношения организмов в природном сообществе.
  • Антропогенные — влияние деятельности человека на живую природу.

Каждый из экологических факторов незаменим. Влияние факторов может быть:

  • оптимальным, или оптимумом, когда интенсивность фактора наиболее благоприятна для жизнедеятельности того или иного организма
  • ограничивающим, если значение фактора выходит за пределы выносливости (распространение многих видов на север ограничивает недостаток тепла и т. д.)

Предел выносливости (нижний или верхний) — это границы, за которыми существование организма невозможно.


shkolo.ru

Тест Свойства живого. Уровни организации. Методы изучения

Свойства живого. Уровни организации. Методы изучения.

Вариант 1.

Выберите один ответ из четырех

1. Процесс трансляции изучают на уровне организации живого

1) организменном 2) молекулярно-генетическом 3) популяционно-видовом 4) биосферном

2. Реализация наследственной информации происходит на уровне

1) молекулярно-генетическом 2) организменном 3) популяционно-видовом 4) биосферном

3. Первым надорганизменным уровнем жизни считается

1) клеточный 2)биогеоценотический 3)биосферный 4) популяционно-видовой

4. Исторически сложившееся устойчивое сообщество растений, животных и микроорганизмов, находящееся в постоянном взаимодействии с компонентами атмосферы, гидросферы, литосферы, изучают на уровне организации живого

1)популяционно-видовом 2)биосферном 3) биогеоценотическом 4) организменном

5. Явления круговорота веществ и энергии, происходящие при участии живых организмов, изучают на уровне организации живого

1)молекулярно-генетическом 2)биосферном 3) тканевом 4) организменном

6. Способность живых организмов избирательно реагировать на внешнее воздействия специфическими реакциями называют

1)раздражимостью 2)саморегуляцией 3) дифференцировкой 4) онтогенезом

7. Все живые организмы объединяет

1)клеточное строение 2)способность к фотосинтезу

3) наличие ядра в клетке 4) способность к движению

8.Способность живых организмов образовывать себе подобные организмы называется

1)наследственность 2)самовоспроизведение 3) изменчивость 4) саморегуляция

9. Разделение органоидов клетки на основе их различной плотности составляет сущность метода

1) микроскопирования 2) центрифугирования 3) окрашивания 4) сканирования

10. Выращивание тканей вне организма — пример метода

1) культуры клеток 2) микроскопирования 3) центрифугирования 4) генной инженерии

Выберите три правильных ответа.

11. Отличительными признаками живых организмов от объектов неживой природы являются

1) участие в круговороте веществ 4) изменение свойств под воздействием среды

2) клеточное строение 5) неклеточное строение

3) размножение 6) саморегуляция

12. Биосистемы надорганизменного уровня это

1) пшеничное поле 4) караси в озере

2) митохондрия 5)световые и теневые листья на одном кусте сирени

3)бактерии в кишечнике одного человека 6) крупные и мелкие яблоки на одной яблоне

13. Плесневый гриб мукор имеет уровни организации

1)элементарный 4)организменный

2)органоидно-клеточный 5)популяционно-видовой

3)молекулярно-генетический 6)биогеоценотический (экосистемный)

14. Реакции обмена веществ и превращения энергии происходят

1)с участием молекул ДНК 4)в хлоропластах зелёных растений

2)в результате фотосинтеза 5)с участием молекул углекислого газа

3)в процессе размножения организмов 6)под контролем рибосом клетки

15. Какие методы используют для изучения наследственности и изменчивости

1) генеалогический 4) метод меченых атомов

2)микроскопирование 5) центрифугирование

3)цитогенетический анализ 6) гибридологический

Установите соответствие

16. Установите соответствие между примерами самовоспроизведения и уровнями биосистем

Примеры самовоспроизведения

Уровни биосистем

А) размножение смородины отводками

Б) редупликация (самоудвоение) ДНК

В) почкование пресноводной гидры

Г) самосборка митохондрий и хлоропластов

Д) образование спор у гриба мукора

Е) дробление зиготы

1) организменный

2) молекулярно-генетический

3) органоидно-клеточный

17. Установите соответствие между примерами саморазвития и уровнями биосистем

Примеры самовоспроизведения

Уровни биосистем

А) развитие наружных жабр у головастика

Б) появление подвидов у белки обыкновенной

В) превращение гусеницы в бабочку

Г) появление лишайников на голых скалах

Д) гибель самцов уток во время зимовки

Е) заболачивание пруда

1) организменный

2) популяционно-видовой

3) биогеоценотический (экосистемный)

18. Установите соответствие между характеристикой живого и его свойством.

Характеристика живого

Свойства живого

А) использование внешних источников энергии в виде пищи и света.

Б) увеличение размеров и массы.

В) постепенное и последовательное проявление всех свойств организма в процессе индивидуального развития.

Г) в основе сбалансированные процессы ассимиляции и диссимиляции.

Д) обеспечение относительного постоянства химического состава всех частей организма.

Е) в результате этого свойства возникает новое качественное состояние объекта.

1) способность к росту и развитию;

2) обмен веществ и энергии.

19. Установите соответствие между процессом, происходящим в клетке, и методом ее изучения.

ПРОЦЕСС

МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ

А) движение пластид

Б) матричный синтез РНК

В) фотосинтез

Г ) деление клетки

Д) плазмолиз и деплазмолиз

1) световая микроскопия

2) метод меченых атомов

20. Установите, в какой последовательности располагаются уровни организации живого

А) молекулярно-генетический

Б) клеточный

В) биогеоценотический

Г) видовой

Д) популяционный

Е) организменный

Свойства живого. Уровни организации. Методы изучения.

Вариант 2.

Выберите один ответ из четырех

1. Процесс транскрипции изучают на уровне организации живого

1) молекулярно-генетическом 2) организменном 3) популяционно-видовом 4) биоценотическом

2. Внутривидовые отношения изучают на уровне организации живого

1) биогеоценотическом 2) популяционно-видовом 3) молекулярно-генетическом 4) организменном

3. Элементарной системой, в которой возможно проявление всех закономерностей, характеризующих жизнь, является

1)биосфера 2)биогеоценоз 3) популяция 4) клетка

4. Генные мутации происходят на уровне организации живого

1) организменном 2) популяционно-видовом 3) клеточном 4) молекулярном

5. Межвидовые отношения изучают на уровне организации живого

1) биогеоценотическом 2) популяционно-видовом 3) молекулярно-генетическом 4) организменном

6. Сохранение постоянства внутренней среды организма при изменении внешних условий среды называется

1)движение 2)саморегуляция 3) наследственность 4) филогенез

7. Необратимое направленное закономерное изменение объектов живой природы называется

1)наследственность 2)раздражимость 3) размножение 4) развитие

8. Способность организмов передавать свои признаки и особенности развития следующим поколениям называется

1)изменчивость 2)размножение 3) развитие 4) наследственность

9. Какой метод позволяет избирательно выделять и изучать органоиды клетки

1) окрашивание 2) центрифугирование 3) микроскопия 4) химический анализ

10. Исследования, связанные с пересадкой гена бактерий, способствующего усвоению азота из атмосферного воздуха, в генотип злаков, проводятся в области

1) микробиологического синтеза 2) генной инженерии 3) клеточной инженерии 4) биохимии

Выберите три правильных ответа.

11. Отличительными признаками живых организмов от объектов неживой природы являются

1)обмен веществ и энергии 4)рост и развитие

2)наследственность и изменчивость 5)неклеточное строение

3)изменение размеров под воздействием среды 6)участие в круговороте веществ

12. Биосистемы надорганизменного уровня это

1) еловый лес 4) сорняки на одной грядке

2) хлоропласт 5)световые и теневые листья на одной березе

3) бактерии в кишечнике одного человека 6) крупные и мелкие яблоки на одной яблоне

13. Эвглена зеленая имеет уровни организации

1)элементарный 4)организменный

2)органоидно-клеточный 5)популяционно-видовой

3)молекулярно-генетический 6)биогеоценотический (экосистемный)

14. Реакции обмена веществ и превращения энергии происходят

1)с участием молекул ДНК 4) в митохондриях

2) в результате дыхания 5) с образованием молекул углекислого газа

3)в процессе размножения организмов 6)под контролем рибосом клетки

15. Какие методы используют для изучения строения и функций клетки

1)генная инженерия 4) метод меченых атомов

2)микроскопирование 5) центрифугирование

3)цитогенетический анализ 6) гибридизация

Установите соответствие

16. Установите соответствие между примерами саморегуляции и уровнями биосистем.

Примеры самовоспроизведения

Уровни биосистем

А) зависимость высоты травостоя от осадков

Б) рефлекторная секреция желудочного сока

В) поддержание постоянства состава цитоплазмы

Г) избирательная проницаемость плазмалеммы

Д) увеличение жизненной емкости легких

Е) снижение численности травоядных насекомых

1) органоидно-клеточный

2) организменный

3) биогеоценотический (экосистемный)

17. Установите соответствие между характеристикой и уровнем организации, к которому она относится.

Характеристика

Уровень организации

А) состоит из биологических макромолекул.

Б) элементарной единицей уровня служит особь.

В) возникают системы органов, специализированных для выполнения различных функций.

Г) с этого уровня начинаются процессы передачи наследственной информации.

Д) с этого уровня начинаются процессы обмена веществ и энергии.

Е) особь рассматривается от момента зарождения до момента прекращения существования.

1) молекулярный;

2) организменный.

18. Установите соответствие между характеристикой живого и его свойством.

Характеристика живого

Свойства живого

А) использование внешних источников энергии в виде пищи и света.

Б) увеличение размеров и массы.

В) постепенное и последовательное проявление всех свойств организма в процессе индивидуального развития.

Г) в основе сбалансированные процессы ассимиляции и диссимиляции.

Д) обеспечение относительного постоянства химического состава всех частей организма.

Е) в результате этого свойства возникает новое качественное состояние объекта.

1) способность к росту и развитию;

2) обмен веществ и энергии.

19. Установите соответствие между процессом, происходящим в клетке, и методом ее изучения.

ПРОЦЕСС

МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ

А) движение пластид

Б) матричный синтез РНК

В) фотосинтез

Г ) деление клетки

Д) плазмолиз и деплазмолиз

1) световая микроскопия

2) метод меченых атомов

20. Установите, в какой последовательности располагаются уровни организации живого

А) популяционный

Б) клеточный

В) биогеоценотический

Г) видовой

Д) молекулярно-генетический

Е) организменный

Свойства живого. Уровни организации. Методы изучения.

Вариант 1.

Выберите один ответ из четырех

1. Процесс трансляции изучают на уровне организации живого

1) организменном 2) молекулярно-генетическом 3) популяционно-видовом 4) биосферном

2. Реализация наследственной информации происходит на уровне

1) молекулярно-генетическом 2) организменном 3) популяционно-видовом 4) биосферном

3. Первым надорганизменным уровнем жизни считается

1) клеточный 2)биогеоценотический 3)биосферный 4) популяционно-видовой

4. Исторически сложившееся устойчивое сообщество растений, животных и микроорганизмов, находящееся в постоянном взаимодействии с компонентами атмосферы, гидросферы, литосферы, изучают на уровне организации живого

1)популяционно-видовом 2)биосферном 3) биогеоценотическом 4) организменном

5. Явления круговорота веществ и энергии, происходящие при участии живых организмов, изучают на уровне организации живого

1)молекулярно-генетическом 2)биосферном 3) тканевом 4) организменном

6. Способность живых организмов избирательно реагировать на внешнее воздействия специфическими реакциями называют

1)раздражимостью 2)саморегуляцией 3) дифференцировкой 4) онтогенезом

7. Все живые организмы объединяет

1)клеточное строение 2)способность к фотосинтезу

3) наличие ядра в клетке 4) способность к движению

8.Способность живых организмов образовывать себе подобные организмы называется

1)наследственность 2)самовоспроизведение 3) изменчивость 4) саморегуляция

9. Разделение органоидов клетки на основе их различной плотности составляет сущность метода

1) микроскопирования 2) центрифугирования 3) окрашивания 4) сканирования

10. Выращивание тканей вне организма — пример метода

1) культуры клеток 2) микроскопирования 3) центрифугирования 4) генной инженерии

Выберите три правильных ответа.

11. Отличительными признаками живых организмов от объектов неживой природы являются

1) участие в круговороте веществ 4) изменение свойств под воздействием среды

2) клеточное строение 5) неклеточное строение

3) размножение 6) саморегуляция

12. Биосистемы надорганизменного уровня это

1) пшеничное поле 4) караси в озере

2) митохондрия 5)световые и теневые листья на одном кусте сирени

3)бактерии в кишечнике одного человека 6) крупные и мелкие яблоки на одной яблоне

13. Плесневый гриб мукор имеет уровни организации

1)элементарный 4)организменный

2)органоидно-клеточный 5)популяционно-видовой

3)молекулярно-генетический 6)биогеоценотический (экосистемный)

14. Реакции обмена веществ и превращения энергии происходят

1)с участием молекул ДНК 4)в хлоропластах зелёных растений

2)в результате фотосинтеза 5)с участием молекул углекислого газа

3)в процессе размножения организмов 6)под контролем рибосом клетки

15. Какие методы используют для изучения наследственности и изменчивости

1) генеалогический 4) метод меченых атомов

2)микроскопирование 5) центрифугирование

3)цитогенетический анализ 6) гибридологический

Установите соответствие

16. Установите соответствие между примерами самовоспроизведения и уровнями биосистем 121313

Примеры самовоспроизведения

Уровни биосистем

А) размножение смородины отводками

Б) редупликация (самоудвоение) ДНК

В) почкование пресноводной гидры

Г) самосборка митохондрий и хлоропластов

Д) образование спор у гриба мукора

Е) дробление зиготы

1) организменный

2) молекулярно-генетический

3) органоидно-клеточный

17. Установите соответствие между примерами саморазвития и уровнями биосистем 121323

Примеры самовоспроизведения

Уровни биосистем

А) развитие наружных жабр у головастика

Б) появление подвидов у белки обыкновенной

В) превращение гусеницы в бабочку

Г) появление лишайников на голых скалах

Д) гибель самцов уток во время зимовки

Е) заболачивание пруда

1) организменный

2) популяционно-видовой

3) биогеоценотический (экосистемный)

18. Установите соответствие между характеристикой живого и его свойством. 211221

Характеристика живого

Свойства живого

А) использование внешних источников энергии в виде пищи и света.

Б) увеличение размеров и массы.

В) постепенное и последовательное проявление всех свойств организма в процессе индивидуального развития.

Г) в основе сбалансированные процессы ассимиляции и диссимиляции.

Д) обеспечение относительного постоянства химического состава всех частей организма.

Е) в результате этого свойства возникает новое качественное состояние объекта.

1) способность к росту и развитию;

2) обмен веществ и энергии.

19. Установите соответствие между процессом, происходящим в клетке, и методом ее изучения. 12211

ПРОЦЕСС

МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ

А) движение пластид

Б) матричный синтез РНК

В) фотосинтез

Г ) деление клетки

Д) плазмолиз и деплазмолиз

1) световая микроскопия

2) метод меченых атомов

20. Установите, в какой последовательности располагаются уровни организации живого АБЕДГВ

А) молекулярно-генетический

Б) клеточный

В) биогеоценотический

Г) видовой

Д) популяционный

Е) организменный

Свойства живого. Уровни организации. Методы изучения.

Вариант 2.

Выберите один ответ из четырех

1. Процесс транскрипции изучают на уровне организации живого

1) молекулярно-генетическом 2) организменном 3) популяционно-видовом 4) биоценотическом

2. Внутривидовые отношения изучают на уровне организации живого

1) биогеоценотическом 2) популяционно-видовом 3) молекулярно-генетическом 4) организменном

3. Элементарной системой, в которой возможно проявление всех закономерностей, характеризующих жизнь, является

1)биосфера 2)биогеоценоз 3) популяция 4) клетка

4. Генные мутации происходят на уровне организации живого

1) организменном 2) популяционно-видовом 3) клеточном 4) молекулярном

5. Межвидовые отношения изучают на уровне организации живого

1) биогеоценотическом 2) популяционно-видовом 3) молекулярно-генетическом 4) организменном

6. Сохранение постоянства внутренней среды организма при изменении внешних условий среды называется

1)движение 2)саморегуляция 3) наследственность 4) филогенез

7. Необратимое направленное закономерное изменение объектов живой природы называется

1)наследственность 2)раздражимость 3) размножение 4) развитие

8. Способность организмов передавать свои признаки и особенности развития следующим поколениям называется

1)изменчивость 2)размножение 3) развитие 4) наследственность

9. Какой метод позволяет избирательно выделять и изучать органоиды клетки

1) окрашивание 2) центрифугирование 3) микроскопия 4) химический анализ

10. Исследования, связанные с пересадкой гена бактерий, способствующего усвоению азота из атмосферного воздуха, в генотип злаков, проводятся в области

1) микробиологического синтеза 2) генной инженерии 3) клеточной инженерии 4) биохимии

Выберите три правильных ответа.

11. Отличительными признаками живых организмов от объектов неживой природы являются

1)обмен веществ и энергии 4)рост и развитие

2)наследственность и изменчивость 5)неклеточное строение

3)изменение размеров под воздействием среды 6)участие в круговороте веществ

12. Биосистемы надорганизменного уровня это

1) еловый лес 4) сорняки на одной грядке

2) хлоропласт 5)световые и теневые листья на одной березе

3) бактерии в кишечнике одного человека 6) крупные и мелкие яблоки на одной яблоне

13. Эвглена зеленая имеет уровни организации

1)элементарный 4)организменный

2)органоидно-клеточный 5)популяционно-видовой

3)молекулярно-генетический 6)биогеоценотический (экосистемный)

14. Реакции обмена веществ и превращения энергии происходят

1)с участием молекул ДНК 4) в митохондриях

2) в результате дыхания 5) с образованием молекул углекислого газа

3)в процессе размножения организмов 6)под контролем рибосом клетки

15. Какие методы используют для изучения строения и функций клетки

1)генная инженерия 4) метод меченых атомов

2)микроскопирование 5) центрифугирование

3)цитогенетический анализ 6) гибридизация

Установите соответствие

16. Установите соответствие между примерами саморегуляции и уровнями биосистем. 321123

Примеры самовоспроизведения

Уровни биосистем

А) зависимость высоты травостоя от осадков

Б) рефлекторная секреция желудочного сока

В) поддержание постоянства состава цитоплазмы

Г) избирательная проницаемость плазмалеммы

Д) увеличение жизненной емкости легких

Е) снижение численности травоядных насекомых

1) органоидно-клеточный

2) организменный

3) биогеоценотический (экосистемный)

17. Установите соответствие между характеристикой и уровнем организации, к которому она относится. 122112

Характеристика

Уровень организации

А) состоит из биологических макромолекул.

Б) элементарной единицей уровня служит особь.

В) возникают системы органов, специализированных для выполнения различных функций.

Г) с этого уровня начинаются процессы передачи наследственной информации.

Д) с этого уровня начинаются процессы обмена веществ и энергии.

Е) особь рассматривается от момента зарождения до момента прекращения существования.

1) молекулярный;

2) организменный.

18. Установите соответствие между характеристикой живого и его свойством. 211221

Характеристика живого

Свойства живого

А) использование внешних источников энергии в виде пищи и света.

Б) увеличение размеров и массы.

В) постепенное и последовательное проявление всех свойств организма в процессе индивидуального развития.

Г) в основе сбалансированные процессы ассимиляции и диссимиляции.

Д) обеспечение относительного постоянства химического состава всех частей организма.

Е) в результате этого свойства возникает новое качественное состояние объекта.

1) способность к росту и развитию;

2) обмен веществ и энергии.

19. Установите соответствие между процессом, происходящим в клетке, и методом ее изучения. 12211

ПРОЦЕСС

МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ

А) движение пластид

Б) матричный синтез РНК

В) фотосинтез

Г ) деление клетки

Д) плазмолиз и деплазмолиз

1) световая микроскопия

2) метод меченых атомов

20. Установите, в какой последовательности располагаются уровни организации живого ДБЕАГВ

А) популяционный

Б) клеточный

В) биогеоценотический

Г) видовой

Д) молекулярно-генетический

Е) организменный

infourok.ru