Парламентская и президентская республика — чем они отличаются

В современном обществе большая часть государств являются республиками. Считается, что республика — наиболее демократичная  и прогрессивная форма правления, в основе которой мониторинг деятельности руководящих постов власти осуществляется народными избранниками. Понятно, что совершенной конфигурации управления страной в мировой истории нет. Существуют два преобладающих вида республиканского управления — президентская республика и парламентская.

Парламентская республика

При этом способе управления, основной и главной функцией в формировании государственной жизни обладает парламент, который выбирает премьер-министра. Следует отметить, что на пост председателя правительства (премьера) выдвигается преимущественно глава фракции, у которой большая часть голосов в парламенте.

Признаки парламентской республики:

  1. Глава государства избирается непосредственно парламентским большинством. Причем, президент страны не имеет значимого государственно – правового веса и ограничивается представительскими функциями.
  2. Председатель правительства (премьер), а не президент обладает исполнительной властью.
  3. Глава партии парламентского большинства (или партийной коалиции), в большинстве случаев, становится главой правительства и сам определяет состав кабинета министров. Президент не несет обязательств за деятельность правительства. Эта функция возложена на премьер-министра.
  4. Президент не может самостоятельно уволить с поста главу правительства, и только по согласованию с премьер-министром может увольнять членов правительства.
  5. Парламент осуществляет контроль работы правительства. Но — президент может объявить о роспуске парламента и, следовательно, указать на необходимость дополнительных выборов. Этот вариант возможен, когда парламент объявил о недоверии правительству.

Парламентская республика, реже встречающаяся в мире, чем президентская, распространена в таких странах: Австрия, Германия, Швейцария, Индия, Турция, Греция, Италия и др.

Президентская республика

В республике с такой формой правления президент соединяет должность главы государства и совместно — главы правительства. Выбирается путем народного голосования, что определяет его полную независимость от парламента.

Признаки президентской республики:

  1. Состав правительства единовластно формирует президент. Увольнять и смещать состав правительства – привилегия главы государства. Следовательно, в его руках находятся значительные рычаги исполнительных органов власти.
  2. У президента нет полномочий для роспуска парламента. Но и парламент не может требовать отставки главы державы (кроме вариантов с процедурой импичмента – крайних случаях, когда президентом нарушаются основные законы государства или он злоупотребляет властью).
  3. Глава государства может воспользоваться правом вето на любые законы, принимаемые в парламенте.
  4. Внешней и внутренней политикой страны руководит президент. Он же – главком вооруженных сил державы.
  5. Расширенные полномочия главы государства. В президентских республиках соблюдается принцип жесткой дифференциации власти (общепризнанная система сдержек и противовесов). Это не что иное, как — четкое разделение полномочий между инструментами исполнительной, законодательной и судебной власти. Они действуют автономно и в компетенции каждой – осуществлять контроль и ограничивать другие власти. Президентскую форму правления можем наблюдать в таких странах: США, Мексика, Бразилия, Россия, Казахстан, Беларусь, Армения, некоторые азиатские республики.

Рассмотренные формы правления государством имеют достаточно общих черт. Вот основные из них:

  • Судебная власть самостоятельна, подчинена только закону (на нее не влияет ни исполнительная, ни законодательная власти).
  • Имеются различные парламентские комитеты, которыми осуществляется мониторинг работы исполнительной власти.
  • Законодательной деятельностью занимается парламент, баллотируемый гражданами страны.
  • За парламентом закреплено право предлагать и утверждать финансовый документ страны – бюджет.

Конечно же, существуют и отличия между президентской и парламентской формой управления:

  1. В парламентской республике глава государства избирается не народным волеизъявлением, а парламентским большинством. В президентской стране, наоборот, главу державы непосредственно выбирает народ.
  2. Важным моментом в президентской республике является то, что в руках главы государства сконцентрирована верховная власть. А вот в парламентской республике глава правительства является очень значительным должностным лицом страны.
  3. В президентской республике главу правительства и министров назначает президент. В парламентских странах членов правительственного аппарата выбирают депутаты.
  4. Внешней политикой при этих формах правления занимается президент. В парламентской республике обязательным условием является координация его действий с правительством.

Считается, что президентская республика, во время проведения реформ в державе,  более эффективна, так как подразумевает монополизацию власти у главы государства и, следовательно, возможность более оперативно реагировать на различные вызовы. Однозначного ответа, какая форма правления лучше, нет. Истина, как всегда, посередине.

Люди и обществоКомментировать

Президентская Республика: что это, признаки, отличия

В мире существует свыше двух сотен государств, отличающихся друг от друга формой правления. Последняя определяет то, каким образом осуществляется управление государственными структурами, и как происходит контроль за выполнением указов правительства.

Содержание

  • 1 Что это
  • 2 Признаки
  • 3 Правительство в президентской республике
  • 4 Отличие от парламентской республики
  • 5 Форма правления
    • 5.1 Россия
    • 5.2 США
    • 5.3 Украина
    • 5.4 Франция
  • 6 Суперпрезидентская республика

Что это

Президентская республика – форма власти, при которой основная главенствующая роль отведена президенту, имеющему очень широкий круг полномочий. Глава государства в то же время является главой исполнительной власти. Дополнительные особенности:

  • Выборы президента и парламента происходят независимо друг от друга.
  • Именно глава государства набирает правительство, состоящее из министров, не подконтрольных парламенту.
  • Две ветви власти – законодательная и исполнительная четко разделены друг от друга, но правительство и парламент взаимосвязаны и могут воздействовать друг на друга. Эта характеристика дает президентской республике второе название – дуалистическая.

Данная форма правления появилась в Соединенных Штатах Америки в конце 18 века, но спустя практически 3 сотни лет не потеряла важности. Однако на данный момент данный политический строй присущ государствам Латинской Америки.

Признаки

Основным признаком президентской республики является единоначалие – главой правительства президента. Он контролирует работу исполнительной ветви власти, набирает кабинет министров и следит за их деятельностью. При этом данный тип политического строя существует только на бумаге. В каждом государстве имеются свои особенности. Например, в Мексике выборы главы государства происходит исходя из желания каждого гражданина, а в Америке данная процедура передается так называемым выборщикам.

Второй немаловажный признак данного тип политического строя – способ формирования правительства является внепарламентским. Именно президент назначает тех людей, которые будут следить за исполнением его указов, и они же будут отчитываться напрямую перед своим руководителем.

Третий признак – четкое разделение ветвей власти. Президент не может своим указам освободить от должностей сотрудников парламента, а они не могут никак влиять на кабинет министров.

Правительство в президентской республике

Практически во всех государствах основную роль в жизни общества играет исполнительная власть. В президентской республике с ней связаны определенные особенности в связи с полным подчинением главе государства. Именно он формирует кабинет министров.

Вносить изменения в эту государственную структуру также можно без необходимости согласования своих действий с гражданами страны. Однако в части государств имеются дополнительные изменения в законодательства. Благодаря им представители парламента получают возможность влиять на работу министров и президента.

Отличие от парламентской республики

У двух типов политического строя имеется один важны общий фактор – выбор всех правительственных структур производится на конкретный срок. Основное же отличие заключается в том, что в президентской республике главой государства является президент, а в парламентской – парламент. Собственно, это и понятно из названия. В первом случае президент также:

  • Занимает должность главы исполнительной власти и верховного главнокомандующего.
  • Может влиять на законодательную власти путем добавления на рассмотрение новых законопроектов.
  • Контролирует «от и до» работу правительства.
  • Является первым лицом страны во время международного взаимодействия.

Во втором типе политического строя главенствующую роль занимает именно парламент. Данный орган следит за работой правительственных структур, определяет вектор внутренней и внешней политики, а также формирует бюджет на календарный год и следит за его расходом. Президент в таком государстве также присутствует, но главенствующую роль не занимает.

Форма правления

Как уже говорилось, особенности президентской республики по-разному раскрываются в разных государствах. Это зависит от исторических событий на ее территории, особенностей проживающих на территории национальностей и так далее.

Россия

Согласно Конституции, исполнительная и законодательная властные ветви равны друг другу, из-за чего политический строй в Российской Федерации зачастую обозначается как смешанная республика. По-другому ее можно назвать президентско-парламентской.

США

В законодательстве Соединенных Штатов Америки прописано, что США гарантируют каждому штату в составе республиканскую форму правления. Она реализована в виде президентской республики. Единственное отличие – роль парламента играет Конгресс. При этом глава государства и данный орган не могут влиять на работу друг друга.

Украина

У данной страны политическим строем является парламентская республика. Выборы президента (главы государства) происходят путем тайного голосования. В должности он находится пять лет. Основные задачи и функции – представление страны на международной арене, назначение различных должностных лиц и так далее.

Франция

Главный законодательный документ Франции был написан в середине 20 века. С тех пор не менялась главная его составляющая – вся власть сосредоточена у органов исполнительной власти. Самым главным действующим лицом является президент, контролирующий работу всех государственных органов, а также является гарантом суверенитета государства, целостности территории и соблюдения всех законов и договоров. Обладает существенным количеством различных возможностей, среди которых выделяется возможность распустить нижнюю палату парламента.

Суперпрезидентская республика

Данный тип политического строя встречается далеко не везде и является довольно специфичным. Особенность заключается в том, что у президента имеется огромное число разнообразных полномочий. Ее признаками является отсутствие разделение власти. При этом глава государства контролируют работу каждой из ветвей при их наличии. Ни одна властная структура или орган не могут влиять на работу президента.

Чаще всего встречается в восточных странах и странах Латинской Америки. При этом стороннему наблюдателю может казаться, что управление осуществляется так, как должно согласно определению данного типа политического строя. Является одной из форм авторитаризма.

Разница между парламентской и президентской формой правления

Каждая страна в мире имеет свою собственную конституцию, в соответствии с которой разрабатывается политика, функционируют государственные органы и учреждения и принимаются решения . Говоря более тонко, это конституция, которая охватывает все аспекты политической системы, принятой в стране. Существуют две формы правления: парламентская и президентская. В парламентской системе политическая партия, получившая большинство мест в парламенте, формирует правительство и избирает из своего числа премьер-министра, который является главой правительства.

С другой стороны, при президентской форме правления Президент является главой исполнительной власти, который избирается прямым голосованием народа или членами коллегии выборщиков. В статье подробно рассмотрена разница между парламентской и президентской формой правления.

Содержание: Парламентская и президентская системы

  1. Сравнительная таблица
  2. Определение
  3. Ключевые отличия
  4. Видео
  5. Вывод

Сравнительная таблица

Основание для сравнения Парламентская форма правления Президентская форма правления
Значение В парламентской системе законодательная и исполнительная власть тесно связаны, а судебная власть независима от двух других органов власти.
В президентской системе законодательная, исполнительная и судебная власть независимы друг от друга.
Исполнительный Двойной исполнительный Одинарный исполнительный
Подотчетность Исполнительная власть подотчетна законодательной. Исполнительная власть не подотчетна законодательной.
Полномочия Концентрированные Разделенные
Министры Министрами могут быть назначены только члены парламента. Министрами назначаются лица, не входящие в законодательный орган.
Роспуск нижней палаты Премьер-министр может распустить нижнюю палату до истечения срока ее полномочий. Президент не может распустить нижнюю палату.
Срок полномочий исполнительной власти Не фиксированный Фиксированный

Определение парламентской формы правления

Парламентская форма правления представляет собой систему демократического управления страной, в которой исполнительная власть является производной от законодательного органа, то есть парламента. Здесь исполнительная власть разделена на две части: главу государства, то есть президента, который является только номинальной исполнительной властью, и главу правительства, то есть премьер-министра, который является реальной исполнительной властью.

Согласно этой системе, политическая партия, получившая максимальное количество мест во время федеральных выборов в парламенте, формирует правительство. Партия избирает члена в качестве лидера, который назначается премьер-министром президентом. После назначения премьер-министра им формируется кабинет, члены которого должны быть вне парламента. Исполнительный орган, то есть Кабинет министров, подотчетен законодательному органу, то есть парламенту

Эта система распространена в таких странах, как Индия, Япония и Канада.

Определение президентской формы правления

Когда страна следует президентской форме правления, это означает, что есть только одно лицо в качестве главы государства и правительства, то есть Президент. Выборы президента производятся непосредственно гражданами страны или иногда членами коллегии выборщиков на определенный срок.

Президент избирает нескольких министров в качестве Секретаря и формирует небольшой Кабинет, который помогает управлять страной. Ни Президент, ни Секретари не подотчетны Конгрессу (Парламенту) за свои действия. На самом деле, они также не посещают заседания.

Эту форму правления можно найти в таких странах, как Соединенные Штаты Америки, Россия, Бразилия и Шри-Ланка.

Ключевые различия между парламентской и президентской формой правления

Представленные ниже пункты важны, поскольку речь идет о различиях между парламентской и президентской формой правления:

  1. отношения между законодательной и исполнительной властью, в то время как судебная власть работает независимо. В отличие от этого, при президентской форме правления три органа правительства работают независимо друг от друга.
  2. При парламентской форме правления исполнительная власть делится на две части: главу государства (президента) и главу правительства (премьер-министра). Напротив, президент является главой исполнительной власти при президентской форме правления.
  3. При парламентской форме правления исполнительный орган, т.е. Совет Министров, подотчетен Парламенту за свои действия. И наоборот, при президентской форме правления такой подотчетности нет, т.е. исполнительный орган не подотчетен парламенту за свои действия.
  4. В парламентской системе существует слияние властей, тогда как в президентской системе власти разделены.
  5. При парламентской форме министрами исполнительного органа назначаются только те лица, которые являются членами парламента. В отличие от президентской формы, секретарями могут быть назначены лица, не работающие в законодательном органе.
  6. При парламентском правительстве премьер-министр имеет право распустить нижнюю палату до истечения срока ее полномочий. Напротив, президент не может распустить нижнюю палату в президентском правительстве.
  7. Срок полномочий исполнительной власти не фиксируется в парламентском правительстве, например, если в парламенте принимается вотум недоверия, Совет министров распускается. В отличие от этого, исполнительная власть имеет фиксированный срок в президентском правительстве.

Видео: Парламентская и Президентская система

Заключение

Члены кабинета имеют двойное членство, т.е. в законодательном и исполнительном органе власти. В противоположность этому, при президентской форме правления члены кабинета обладают только членством в исполнительном органе.

Когда дело доходит до доминирования, в парламентской системе президент является лишь официальным главой, а реальная власть находится в руках премьер-министра. Наоборот, президент имеет высшую власть в президентской системе.

Демократическая система: президентская или парламентская?

Итан Холландер, Wabash College

Когда отцы-основатели Америки писали конституцию для новой республики, одним из самых острых споров был вопрос о природе и независимости исполнительной власти.

С одной стороны, они пытались уйти от опасности в британской системе — безудержной власти короля — с другой, они опасались спорной фракционности непослушного парламента. По сей день продолжаются споры о том, что лучше для демократического общества: президентская или парламентская форма правления. Изображение: Создание рабочих мест 51/Shutterstock)

Американская демократия

Отцы-основатели Америки изобрели новую систему, которая представляла собой гибрид власти короля и парламента: относительно влиятельный глава исполнительной власти, независимый от законодательной власти, но, тем не менее, контролируемый им — президент, который должен был работать с законодательным органом, но который не полагался на него, чтобы получить (или сохранить) свою работу.

Как и многие компромиссы, этот компромисс дал американской демократии лучшее или худшее из обоих миров, в зависимости от точки зрения.

Решая, насколько независимым или ограниченным должен быть глава исполнительной власти, американские основатели были вовлечены в дебаты, которые продолжаются и по сей день, о том, что лучше для демократического общества с президентской или парламентской формой правления.

Глава исполнительной власти

На первый взгляд, разница между президентским и парламентским режимом очень проста, или, по крайней мере, так кажется на первый взгляд. В президентской системе глава исполнительной власти избирается народом прямым голосованием и в течение своего срока правит более или менее независимо от законодательной власти.

При парламентской форме правления глава исполнительной власти — премьер-министр — не избирается населением напрямую. Вместо этого люди голосуют за членов законодательного органа, парламента, а затем парламент выбирает одного из своих, чтобы возглавить исполнительную власть.

Прямые и непрямые выборы главы исполнительной власти являются основным различием между президентской и парламентской формами правления.

Но это, казалось бы, незначительное различие имеет очень большое значение.

Эта статья взята непосредственно из серии видео Демократия и ее альтернативы . Смотрите прямо сейчас на Wondrium.

Эффективность правительства

Поскольку премьер-министр является продуктом законодательной власти, он или она обычно может рассчитывать на поддержку парламента. Если бы у премьер-министра не было поддержки в парламенте, он или она, вероятно, вообще не был бы назначен премьер-министром. С другой стороны, в президентской системе все ставки сняты. Путь президента к власти не зависит от законодательной власти, и в результате выше вероятность того, что президент и законодательная власть будут глубоко расходиться.

Разделение властей, которое характеризует президентскую систему правления, является одновременно и ценным преимуществом, и экзистенциальной опасностью. (Изображение: Niyazz/Shutterstock)

Разделение властей, характерное для президентской системы правления, является одновременно и ценным преимуществом, и угрозой существованию. Хотя система сдержек и противовесов защищает от тирании большинства, она делает это за счет замедления процесса принятия решений, затрудняя принятие законов правительством. И это может затруднить правительству вообще что-либо делать.

Парламентская демократия, с другой стороны, может быть опасно эффективной. Природа системы такова, что премьер-министр представляет правящую коалицию в парламенте. Это эффективно устраняет критический контроль над властью премьер-министра, но облегчает принятие законодательства.

Другими словами, президентская и парламентская системы правления представляют собой две стороны фундаментального компромисса между эффективностью правительства и его представительством.

Исполнительный директор и собрание

Важно помнить, что метод отбора и взаимодействие между исполнительным директором и собранием имеют значение. Именно это определяет сильные и слабые стороны политической системы страны.

При парламентской системе правления есть большая вероятность, что премьер-министр и парламент смогут работать вместе. Во-первых, два института почти всегда начинают с хотя бы какого-то широкого соглашения. Если бы они этого не сделали, этот парламент вообще не выбрал бы этого премьер-министра.

Кому принадлежит власть?

Другими словами, в парламентскую систему правления заложена вероятность того, что премьер-министром будет представитель политической партии, контролирующей большинство или, по крайней мере, доминирующую долю мест в парламенте. И кроме того, если премьер и парламент действительно окажутся в тупике, парламент всегда может уволить премьера и заменить ее кем-то другим.

В президентской системе, напротив, глава исполнительной власти и законодательная власть как бы связаны друг с другом. Относительный иммунитет президента означает, что он может безнаказанно блокировать законодательные предложения. И законодательная власть тоже может заблокировать действия президента. Это создает потенциал для противостояния — противостояния, которое только усиливается, когда президент и законодательный орган представляют разные политические партии или фракции.

В этом суть системы сдержек и противовесов.

Общие вопросы о демократической системе

В: Как избирается глава исполнительной власти в президентской и парламентской системах?

В президентской системе глава исполнительной власти избирается прямым голосованием народа и в течение своего срока правит более или менее независимо от законодательной власти.