Особый порядок изменения Конституции — Мегаобучалка

Понятие Конституционного права РФ.

Традиционно КП понимаетсяв 3х смыслах:

1. Как науки –совокупность идей, взглядов, доктринальных разработок в области конституционного права

2. Как учебная дисциплина –совокупность лекций и семинарских занятий

3. Как отросли права – совокупность правовых норм, регулирующих наиболее важные фундаментальные отношения:

— основы конституционного строя

— отношения связи с правовым положением граждан РФ

— государственное устройство

— территориальная организация

— принципы организации деятельности власти и органов управления

 

Метод КП – приемы и способы познания конституционного права.

Императивный — метод власти предписаний

Диспозитивный — равенство сторон

Специальные методы КП:

1. Дозволение

2. Запрета

3. Обязывания

 

Конституционно-правовые нормы – правила поведения, установленные и санкционированные государством, направленные на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Классификация видов норм в зависимости от метода:

1. Дозволительные, запрещающие, обязывающие

2. Охранительные, регулятивные

3. Материальные и процессуальные

 

Особенности конституционно-правовых норм:

1. Нормы обладают высшей юридической силой – им не могут противостоять другие нормы

2. Носит учредительный характер

3. Не содержат санкций

4. Содержат большое количество норм деклараций и принципов

 

Субъекты конституционно-правовых отношений можно поделить на 3 группы:

1. Физические лица (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, вынужденные переселенцы, президент, депутаты и т.д.)

2. Государственные образования (РФ, субъект РФ, автономное образование и т.д.)

3. Негосударственные образования (муниципальные образования, политические партии, общественные и религиозные объединения и т.д.)

4. Многонациональный народ

 

Конституционно-правовая ответственность:

1. Субъектами КП ответственности не могут быть физические лица

2. В результате КП ответственности субъект не претерпевает негатива по отношению к личности



3. К конституционно-правовой ответственности относится пример признания судом РФ нормативно-правового акта (ФЗ, указы, пост.прав.) несоответствующим или недействительным.

 

Источники КП.

Источник конституционного права – это внешняя форма выражения конституционно-правовых норм.

Система источников:

— Конституция РФ

— Международные принципы и нормы

— Постановления конституционного суда

— Федерально-конституционный закон

— Федеральный закон

— Указ президента

— Постановления правительства и распоряжения

— Приказы и распоряжения федеральный агентств и федеральных служб

— Акты органов местного самоуправления

— Законодательство СССР

 

Федеральный и Федерально-конституционный закон.

Федеральный закон – нормативно-правовой акт, обладающий высшей после Конституции юридической силой, регулирующий наиболее важные общественные отношения, принимаемые в особом порядке парламентом России, либо на референдуме.

Федерально-конституционный закон имеет 3 отличия от ФЗ:

1. ФКЗ выше по юридической силе

2. ФКЗ имеют специальный порядок принятия (должны поддержать 2/3 депутатов Государственной Думы и 3/4 членов Совета Федерации, ФКЗ обязан подписать президент)

3. Ограничение по количеству -14-15, и они принимаются строго по вопросам, принимаемым в Конституции.

Законы: О флаге, О гербе, О гимне, Об уполномоченных по правам человека, О порядке образовании в РФ нового субъекта, О военных судах, О судебной системе РФ, об арбитражных судах, О конституционном суде, О правительстве, О чрезвычайном положении, О референдуме, О военном положении, О верховном суде.

 

Конституция РФ.

Это основной нормативно-правовой акт, принимаемый в особом порядке на всенародном голосовании, обладающий высшей юридической силой, верховенством, регулирующий наиболее значимые государственные отношения.

Юридические свойства Конституции:

1. Высшая юридическая сила (никакой другой НПА не может противостоять)

2. Верховенство (распространяется на всю территорию РФ)

3. Прямое действие (ссылка на конституцию может быть напрямую при решении юридических вопросов)

4. Учредительный характер (является базовым для всех других отраслей норм)

5. Особый порядок охранения Конституции

6. Особый порядок внесений изменений в Конституцию

Особой порядок охраны Конституции:

— президент РФ согласно конституции является эталоном, гарантом Конституции

— конституционный суд РФ

— федеральное собрание РФ (парламент)

— граждане РФ

 

Особый порядок изменения Конституции.

Существует 3 способа внесения изменений в Конституцию:

1. Пересмотр Конституции (изменение глав 1,2,9) – фактически смена Конституции.

Субъекты инициируют пересмотр (президент РФ, Совет РФ, Госдума, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, а также группа численностью не меньше 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Госдумы). Должны поддержать:

— 3/5 депутатов государственной думы

— 3/5 членов совета федерации.

Созывают Конституционное собрание (либо оставляют Конституцию неизменной, либо согласны на пересмотр). Если согласны, то решают либо сама группа 2/3, либо выносит на референдум.

2. Внесение поправки – изменение глав 3-8. Субъекты инициативы те же.

Должны поддержать:

— 2/3 государственной думы

— 3/4 совета федерации

Рассылается проект изменения по всем субъектам РФ. Субъекты в течении года должны поддержать численностью 2/3. Президент подписывает и обнародывает его.

3. Изменении статьи 65 (какие субъекты входят в состав РФ).

Изменения вносятся простым указанием президента.

 

megaobuchalka.ru

1.5.4. Особый порядок принятия и изменения

Конституцию характеризует и такое юридическое свойство, как особый порядок ее принятия и изменения.

Относительно принятия прежде всего важно то, что проходит оно в обстановке гласности и повышенного интереса общества: принятие конституции — это историческое событие. Если об обычном законе многие люди зачастую знают очень мало, то и текстом проекта, и дискуссиями о содержании конституции, и раскладом сил в обществе «за» и «против» нового основного закона, как правило, интересуется все-таки гораздо большее число граждан. К тому же проекты обычных законов, даже федеральных конституционных законов, публикуются далеко не всегда; проекты же конституций появляются и на страницах газет с большим тиражом, и издаются отдельными брошюрами.

Особый порядок принятия конституций может состоять и в специальной организации массового (всенародного) обсуждения ее проекта. Ранее было сказано, что в отечественной конституционной истории такие мероприятия проводились.

Наконец, особый порядок принятия может выражаться о вынесении проекта конституции на всенародное голосование (референдум), что и имело место в связи с действующей Конституцией РФ. Результаты референдума являются обязательными и означают принятие либо непринятие конституции народом. В случае принятия она приобретает государственно-обязательную силу, хотя это и не исключает официального провозглашения парламентом или президентом страны, центральной избирательной комиссией принятия конституции и вступления ее в силу.

Особый порядок изменения конституции — это специально усложненные процедуры представления проектов, обсуждения и принятия законов о внесении изменений в нее.

В том случае, если закон об изменениях и дополнениях конституции принимается парламентом, это обычно сопровождается требованием квалифицированного большинства голосов в пользу такого закона. Например, для изменения Конституции СССР 1977 г. закон должен был получить не менее двух третей голосов от общего числа депутатов в каждой палате Верховного Совета СССР (для принятия обычного закона достаточно было простого большинства). Изменение и дополнение предшествующей Конституции РФ производил Съезд народных депутатов РФ законом, принятым большинством не менее двух третей от общего числа народных депутатов РФ (ст. 185).

Дополнительные требования могут обусловливаться разными факторами. Один из них — потребность учета интересов субъектов федерации. Так, при конституционной реформе в РФ 21 апреля 1992 г., важнейшим моментом которой было отражение в Основном Законе Федеративного договора и признание субъектами РФ не только республик, но и автономных и территориальных образований, в упомянутую ст. 185 Конституции включили дополнение: изменения и дополнения статей Конституции РФ, касающихся федеративного устройства РФ, не могут быть осуществлены Съездом в одностороннем порядке и производятся по согласованию с республиками, краями, областями, автономной областью, автономными округами, городами Москвой и Санкт-Петербургом в лице их Советов народных депутатов.

Особый вариант специальных требований — сделать так, чтобы, как говорится, отпало само желание изменять конституцию и тем самым обеспечивалась бы ее стабильность. Наглядный тому пример — процедура изменения действующей Конституции РФ 1993 г., предусмотренная в главе 9 — «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

Согласно ст. 134 предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов СФ или депутатов ГД.

В указанной главе 9 ее положения с точки зрения порядка изменения Конституции поделены на четыре части.

Первая часть — это положения глав 1 «Основы конституционного строя», 2 «Права и свободы человека и гражданина» и самой главы 9. Эти положения не могут быть пересмотрены самим Федеральным Собранием — парламентом РФ. ФС вправе лишь дать изначальную оценку соответствующих предложений. Статья 135 (ч. 2) гласит: если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов СФ и депутатов ГД (т.е. не одной, а обеих палат), то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Оно, согласно ч. 3, либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании (при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей).

Вторая часть — это поправки к главам 3-8 Конституции (т.е. к ее остальному тексту). В соответствии со ст. 136 они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. (Напомним, что по ст. 108 Конституции для принятия такого закона требуется не простое, а квалифицированное большинство голосов — не менее трех четвертей к СФ и двух третей в ГД). Однако этого недостаточно: принятые поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. по делу о толковании ст. 136 говорится, что поправки к главам 3-8 принимаются в форме особого правового акта — закона РФ о поправке к Конституции Российской Федерации*(6). В порядке реализации данного постановления КС в РФ принят Федеральный закон от 6 февраля 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»*(7), о содержании которого и проблемах его реализации подробно говорится в последней главе данной книги.

Третья часть — это изменения ст. 65 Конституции РФ, касающиеся состава субъектов РФ. Согласно ч. 1 ст. 137, они вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ.

Четвертая часть — изменения, касающиеся наименования субъекта РФ. В ч. 2 ст. 137 Конституции указано: в случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта РФ подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции определил, что изменения наименования субъекта включаются в текст ст. 65 указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им (т.е. субъектом — С.А.) порядке. В спорных случаях, говорится в постановлении. Президент использует полномочия, предусмотренные ч. 1 ст. 85 Конституции РФ*(8). В ч. 1 ст. 85 сказано, что Президент использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, а также между такими органами субъектов. В случае недостижения согласованного решения Президент может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Думается, поскольку речь идет об изменении Конституции РФ, это будет КС РФ.

В связи с принятием и изменением Конституции имеется немало проблем. Поскольку они актуальны для настоящего и будущего нашей страны, их рассмотрению посвящена часть последней главы данной работы.

studfiles.net

1.5.4. Особый порядок принятия и изменения. Конституция России. Природа, эволюция, современность




Конституцию характеризует и такое юридическое ϲʙᴏйство, как особый порядок ее принятия и изменения.

Относительно принятия прежде всего важно то, что проходит оно в обстановке гласности и повышенного интереса общества: принятие конституции — ϶ᴛᴏ историческое событие. В случае если об обычном законе многие люди зачастую знают очень мало, то и текстом проекта, и дискуссиями о содержании конституции, и раскладом сил в обществе «за» и «против» нового основного закона, как правило, интересуется все-таки гораздо большее число граждан. К тому же проекты обычных законов, даже федеральных конституционных законов, публикуются далеко не всегда; проекты же конституций побудут и на страницах газет с большим тиражом, и издаются отдельными брошюрами.

Особый порядок принятия конституций может состоять и в специальной организации массового (всенародного) обсуждения ее проекта. Ранее было сказано, что в отечественной конституционной истории такие мероприятия проводились.

Наконец, особый порядок принятия может выражаться о вынесении проекта конституции на всенародное голосование (референдум), что и имело место в связи с действующей Конституцией РФ. Результаты референдума будут обязательными и означают принятие либо непринятие конституции народом. В случае принятия она приобретает государственно-обязательную силу, хотя ϶ᴛᴏ и не исключает официального провозглашения парламентом или президентом страны, центральной избирательной комиссией принятия конституции и вступления ее в силу.

Особый порядок изменения конституции — ϶ᴛᴏ специально усложненные процедуры представления проектов, обсуждения и принятия законов о внесении изменений в нее.

В том случае, если закон об изменениях и дополнениях конституции принимается парламентом, ϶ᴛᴏ обычно сопровождается требованием квалифицированного большинства голосов в пользу такого закона. К примеру, для изменения Конституции СССР 1977 г. закон должен был получить не менее двух третей голосов от общего числа депутатов в каждой палате Верховного Совета СССР (для принятия обычного закона достаточно было простого большинства). Изменение и дополнение предшествующей Конституции РФ производил Съезд народных депутатов РФ законом, принятым большинством не менее двух третей от общего числа народных депутатов РФ (ст. 185).

Дополнительные требования могут обусловливаться разными факторами. Важно заметить, что один из них — потребность учета интересов субъектов федерации. Так, при конституционной реформе в РФ 21 апреля 1992 г., важнейшим моментом кᴏᴛᴏᴩой было отражение в Основном Законе Федеративного договора и признание субъектами РФ не только республик, но и автономных и территориальных образований, в упомянутую ст. 185 Конституции включили дополнение: изменения и дополнения статей Конституции РФ, касающихся федеративного устройства РФ, не могут быть осуществлены Съездом в одностороннем порядке и производятся по согласованию с республиками, краями, областями, автономной областью, автономными округами, городами Москвой и Санкт-Петербургом в лице их Советов народных депутатов.

Особый вариант специальных требований — сделать так, ɥᴛᴏбы, как говорится, отпало само желание изменять конституцию и тем самым обеспечивалась бы ее стабильность. Наглядный тому пример — процедура изменения действующей Конституции РФ 1993 г., предусмотренная в главе 9 — «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

Исходя из ст. 134 предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов СФ или депутатов ГД.

В указанной главе 9 ее положения с позиции порядка изменения Конституции поделены на четыре части.

Первая часть - ϶ᴛᴏ положения глав 1 «Основы конституционного строя», 2 «Права и ϲʙᴏбоды человека и гражданина» и самой главы 9. Эти положения не могут быть пересмотрены самим Федеральным Собранием — парламентом РФ. ФС вправе исключительно дать изначальную оценку ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих предложений. Статья 135 (ч. 2) гласит: если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов СФ и депутатов ГД (т.е. не одной, а обеих палат), то в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Стоит заметить, что оно, согласно ч. 3, либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, кᴏᴛᴏᴩый принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании (при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей).

Вторая часть - ϶ᴛᴏ поправки к главам 3-8 Конституции (т.е. к ее остальному тексту). В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со ст. 136 они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. (Напомним, что по ст. 108 Конституции для принятия такого закона требуется не простое, а квалифицированное большинство голосов — не менее трех четвертей к СФ и двух третей в ГД). При этом ϶ᴛᴏго недостаточно: принятые поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. по делу о толковании ст. 136 говорится, что поправки к главам 3-8 принимаются в форме особого правового акта — закона РФ о поправке к Конституции Российской Федерации*(6). В порядке реализации данного постановления КС в РФ принят Федеральный закон от 6 февраля 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»*(7), о содержании кᴏᴛᴏᴩого и проблемах его реализации подробно говорится в последней главе данной книги.

Третья часть - ϶ᴛᴏ изменения ст. 65 Конституции РФ, касающиеся состава субъектов РФ. Согласно ч. 1 ст. 137, они вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ.

Четвертая часть — изменения, касающиеся наименования субъекта РФ. В ч. 2 ст. 137 Конституции указано: в случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта РФ подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции определил, что изменения наименования субъекта включаются в текст ст. 65 указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им (т.е. субъектом — С.А.) порядке. В спорных случаях, говорится в постановлении. Президент использует полномочия, предусмотренные ч. 1 ст. 85 Конституции РФ*(8). В ч. 1 ст. 85 сказано, что Президент использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, а также между такими органами субъектов. В случае недостижения согласованного решения Президент может передать разрешение спора на рассмотрение ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего суда. Думается, поскольку речь идет об изменении Конституции РФ, ϶ᴛᴏ будет КС РФ.

В связи с принятием и изменением Конституции имеется немало проблем. Поскольку они актуальны для настоящего и будущего нашей страны, их рассмотрению посвящена часть последней главы данной работы.

 

Пользовательское соглашение:
Интеллектуальные права на материал — Конституция России. Природа, эволюция, современность — Авакьян С.А. принадлежат её автору. Данное пособие/книга размещена исключительно для ознакомительных целей без вовлечения в коммерческий оборот. Вся информация (в том числе и «1.5.4. Особый порядок принятия и изменения») собрана из открытых источников, либо добавлена пользователями на безвозмездной основе.
Для полноценного использования размещённой информации Администрация проекта Зачётка.рф настоятельно рекомендует приобрести книгу / пособие Конституция России. Природа, эволюция, современность — Авакьян С.А. в любом онлайн-магазине.

Тег-блок: Конституция России. Природа, эволюция, современность — Авакьян С.А., 2015. 1.5.4. Особый порядок принятия и изменения.

xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai

Особый порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию РФ. — КиберПедия

Принятие конституции — это историческое событие. Если об обычном законе многие люди зачастую знают очень мало, то и текстом проекта, и дискуссиями о содержании конституции, и раскладом сил в обществе «за» и «против» нового основного закона, как правило, интересуется все-таки гораздо большее число граждан. К тому же проекты обычных законов, даже федеральных конституционных законов, публикуются далеко не всегда; проекты же конституций появляются и на страницах газет с большим тиражом, и издаются отдельными брошюрами.

Особый порядок принятия конституций может состоять и в специальной организации массового (всенародного) обсуждения ее проекта. Ранее было сказано, что в отечественной конституционной истории такие мероприятия проводились.

Процедура изменения действующей Конституции РФ 1993 г., предусмотренная в главе 9 — «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

Согласно ст. 134 предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов СФ или депутатов ГД.

В указанной главе 9 ее положения с точки зрения порядка изменения Конституции поделены на четыре части.

Первая часть — это положения глав 1 «Основы конституционного строя», 2 «Права и свободы человека и гражданина» и самой главы 9. Эти положения не могут быть пересмотрены самим Федеральным Собранием — парламентом РФ. ФС вправе лишь дать изначальную оценку соответствующих предложений. Статья 135 (ч. 2) гласит: если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов СФ и депутатов ГД (т.е. не одной, а обеих палат), то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Оно, согласно ч. 3, либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании (при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей).

Вторая часть — это поправки к главам 3-8 Конституции (т.е. к ее остальному тексту). В соответствии со ст. 136 они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. (Напомним, что по ст. 108 Конституции для принятия такого закона требуется не простое, а квалифицированное большинство голосов — не менее трех четвертей к СФ и двух третей в ГД). Однако этого недостаточно: принятые поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.



В постановлении Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. по делу о толковании ст. 136 говорится, что поправки к главам 3-8 принимаются в форме особого правового акта — закона РФ о поправке к Конституции Российской Федерации. В порядке реализации данного постановления КС в РФ принят Федеральный закон от 6 февраля 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации», о содержании которого и проблемах его реализации подробно говорится в последней главе данной книги.

Третья часть — это изменения ст. 65 Конституции РФ, касающиеся состава субъектов РФ. Согласно ч. 1 ст. 137, они вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ.

Четвертая часть — изменения, касающиеся наименования субъекта РФ. В ч. 2 ст. 137 Конституции указано: в случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта РФ подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции определил, что изменения наименования субъекта включаются в текст ст. 65 указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им (т.е. субъектом — С.А.) порядке. В спорных случаях, говорится в постановлении. Президент использует полномочия, предусмотренные ч. 1 ст. 85 Конституции РФ. В ч. 1 ст. 85 сказано, что Президент использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, а также между такими органами субъектов. В случае недостижения согласованного решения Президент может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Думается, поскольку речь идет об изменении Конституции РФ, это будет КС РФ.



cyberpedia.su

1.4. Особый порядок принятия и изменения. Юридические свойства и функции Конституции РФ

Похожие главы из других работ:

Кассационное производство в гражданском процессе

— основания для отмены судебного постановления, его изменения или принятия нового решения;

— акты суда кассационной инстанции. Данная работа состоит из введения, трёх глав, выводов и списка использованной литературы. В первой главе рассматриваются понятие и сущность кассационного производства…

Конституционность государства и правовая охрана Конституции Российской Федерации

2.3 Особый порядок принятия и изменения

Конституция России фактически относиться жестким конституциям. Принципы и положения Конституции играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства. Именно Конституция сам процесс правотворчества — устанавливает…

Конституционные поправки и пересмотр Конституции

§ 2. Проблемы совершенствования законодательства о порядке изменения действующей и принятия новой Конституции РФ

В Конституции Российской Федерации конституционно-правовые нормы о пересмотре и изменении Конституции в основной своей массе сгруппированы в отдельном блоке…

Конституция Российской Федерации

2. Порядок принятия и изменения региональных конституций и уставов

В целях обеспечения стабильности конституций (уставов) субъектов Российской Федерации устанавливается усложненная процедура их принятия и изменения. К сожалению…

Особый порядок реализации права на принятие и отказ от наследства

2. Особый порядок реализации права на принятия наследства и отказ от наследства

Понятие и основные принципы экологического права

2. Порядок принятия и изменения Конституции РФ

Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и внесения поправок

1.2 Конституционно-правовое регулирование изменения Конституции и принятия поправок к ней

Прежде всего, естественно, вопросы правового регулирования внесения поправок в Конституцию Российской Федерации и ее пересмотра, находят свое отражение в самой Конституции. Причем это не разбросанные и дифференцированные положения…

Порядок принятия, изменения и отмены Конституции в Российской Федерации (сравнительный анализ)

1.2 Порядок принятия, пересмотра и изменения Конституции РФ

Порядок принятия Конституции РФ определялся Указом Президента РФ «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции РФ» от 15 октября 1993 г. [5]…

Порядок судебного разбирательства

Особый порядок судебного разбирательства

Сущность особого порядка судебного разбирательства заключается в том, что при наличии согласия обвиняемого с предъявленным ему обвинением и его ходатайства о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства в общем порядке…

Правовое регулирование качества продукции, работ и услуг

1.3 Виды технических регламентов. Общий и особый порядок разработки и принятия технических регламентов

Законом предусмотрено принятие общих и специальных технических регламентов. Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации…

Правовые основы охраны ПО

7.4 Особый порядок заключения договоров

При продаже и предоставлении массовым пользователям доступа к программам для ЭВМ и базам данных допускается применение особого порядка заключения договоров…

Правоприменение в сфере уголовного судопроизводства

3.1 Особый порядок судебного разбирательства, особенности

Одним из сравнительно новых для российского уголовного судопроизводства институтов является особый порядок судебного разбирательства, регламентированный положениями раздела УПК РФ…

Приговор как акт правосудия

2. Особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением

Обвиняемый вправе при наличии согласия государственного или частного обвинителя и потерпевшего заявить о согласии с предъявленным ему обвинением и ходатайствовать о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства по…

Расторжение брака

2.1.2 Особый порядок расторжения брака

По законодательству о браке и семье 1969 года дела о расторжении брака, подлежащие рассмотрению в особом порядке, относились к компетенции органов загса…

Характеристика основных положений Конституции Российской Федерации

2.5 Особый порядок принятия и изменения Конституции РФ

Конституцию отличает и особый, усложненный порядок ее пересмотра и внесения поправок, который применительно к Конституции Российской Федерации будет изложен ниже: В силу своей природы конституции присуще качество стабильности…

pravo.bobrodobro.ru

1.5.4. Особый порядок принятия и изменения : Конституция России. Природа, эволюция, современность

Конституцию характеризует и такое юридическое свойство, как особый порядок ее принятия и изменения.

Относительно принятия прежде всего важно то, что проходит оно в обстановке гласности и повышенного интереса общества: принятие конституции — это историческое событие. Если об обычном законе многие люди зачастую знают очень мало, то и текстом проекта, и дискуссиями о содержании конституции, и раскладом сил в обществе «за» и «против» нового основного закона, как правило, интересуется все-таки гораздо большее число граждан. К тому же проекты обычных законов, даже федеральных конституционных законов, публикуются далеко не всегда; проекты же конституций появляются и на страницах газет с большим тиражом, и издаются отдельными брошюрами.

Особый порядок принятия конституций может состоять и в специальной организации массового (всенародного) обсуждения ее проекта. Ранее было сказано, что в отечественной конституционной истории такие мероприятия проводились.

Наконец, особый порядок принятия может выражаться о вынесении проекта конституции на всенародное голосование (референдум), что и имело место в связи с действующей Конституцией РФ. Результаты референдума являются обязательными и означают принятие либо непринятие конституции народом. В случае принятия она приобретает государственно-обязательную силу, хотя это и не исключает официального провозглашения парламентом или президентом страны, центральной избирательной комиссией принятия конституции и вступления ее в силу.

Особый порядок изменения конституции — это специально усложненные процедуры представления проектов, обсуждения и принятия законов о внесении изменений в нее.

В том случае, если закон об изменениях и дополнениях конституции принимается парламентом, это обычно сопровождается требованием квалифицированного большинства голосов в пользу такого закона. Например, для изменения Конституции СССР 1977 г. закон должен был получить не менее двух третей голосов от общего числа депутатов в каждой палате Верховного Совета СССР (для принятия обычного закона достаточно было простого большинства). Изменение и дополнение предшествующей Конституции РФ производил Съезд народных депутатов РФ законом, принятым большинством не менее двух третей от общего числа народных депутатов РФ (ст. 185).

Дополнительные требования могут обусловливаться разными факторами. Один из них — потребность учета интересов субъектов федерации. Так, при конституционной реформе в РФ 21 апреля 1992 г., важнейшим моментом которой было отражение в Основном Законе Федеративного договора и признание субъектами РФ не только республик, но и автономных и территориальных образований, в упомянутую ст. 185 Конституции включили дополнение: изменения и дополнения статей Конституции РФ, касающихся федеративного устройства РФ, не могут быть осуществлены Съездом в одностороннем порядке и производятся по согласованию с республиками, краями, областями, автономной областью, автономными округами, городами Москвой и Санкт-Петербургом в лице их Советов народных депутатов.

Особый вариант специальных требований — сделать так, чтобы, как говорится, отпало само желание изменять конституцию и тем самым обеспечивалась бы ее стабильность. Наглядный тому пример — процедура изменения действующей Конституции РФ 1993 г., предусмотренная в главе 9 — «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

Согласно ст. 134 предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов СФ или депутатов ГД.

В указанной главе 9 ее положения с точки зрения порядка изменения Конституции поделены на четыре части.

Первая часть - это положения глав 1 «Основы конституционного строя», 2 «Права и свободы человека и гражданина» и самой главы 9. Эти положения не могут быть пересмотрены самим Федеральным Собранием — парламентом РФ. ФС вправе лишь дать изначальную оценку соответствующих предложений. Статья 135 (ч. 2) гласит: если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов СФ и депутатов ГД (т.е. не одной, а обеих палат), то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Оно, согласно ч. 3, либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании (при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей).

Вторая часть - это поправки к главам 3-8 Конституции (т.е. к ее остальному тексту). В соответствии со ст. 136 они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. (Напомним, что по ст. 108 Конституции для принятия такого закона требуется не простое, а квалифицированное большинство голосов — не менее трех четвертей к СФ и двух третей в ГД). Однако этого недостаточно: принятые поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. по делу о толковании ст. 136 говорится, что поправки к главам 3-8 принимаются в форме особого правового акта — закона РФ о поправке к Конституции Российской Федерации*(6). В порядке реализации данного постановления КС в РФ принят Федеральный закон от 6 февраля 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»*(7), о содержании которого и проблемах его реализации подробно говорится в последней главе данной книги.

Третья часть - это изменения ст. 65 Конституции РФ, касающиеся состава субъектов РФ. Согласно ч. 1 ст. 137, они вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ.

Четвертая часть — изменения, касающиеся наименования субъекта РФ. В ч. 2 ст. 137 Конституции указано: в случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта РФ подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции определил, что изменения наименования субъекта включаются в текст ст. 65 указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им (т.е. субъектом — С.А.) порядке. В спорных случаях, говорится в постановлении. Президент использует полномочия, предусмотренные ч. 1 ст. 85 Конституции РФ*(8). В ч. 1 ст. 85 сказано, что Президент использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, а также между такими органами субъектов. В случае недостижения согласованного решения Президент может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Думается, поскольку речь идет об изменении Конституции РФ, это будет КС РФ.

В связи с принятием и изменением Конституции имеется немало проблем. Поскольку они актуальны для настоящего и будущего нашей страны, их рассмотрению посвящена часть последней главы данной работы.

 

www.adhdportal.com

2.5 Особый порядок принятия и изменения Конституции РФ. Характеристика основных положений Конституции Российской Федерации

Похожие главы из других работ:

Конституционность государства и правовая охрана Конституции Российской Федерации

2.3 Особый порядок принятия и изменения

Конституция России фактически относиться жестким конституциям. Принципы и положения Конституции играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства. Именно Конституция сам процесс правотворчества — устанавливает…

Конституционные поправки и пересмотр Конституции

§ 2. Проблемы совершенствования законодательства о порядке изменения действующей и принятия новой Конституции РФ

В Конституции Российской Федерации конституционно-правовые нормы о пересмотре и изменении Конституции в основной своей массе сгруппированы в отдельном блоке…

Конституция России: понятие, основные свойства, структуры, конституционные гарантии

2. Структура Конституции РФ, порядок её пересмотра и принятия конституционных поправок

Конституция — правовой акт (или совокупность правовых актов), обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы организации государства и взаимоотношения государства и личности…

Конституция Российской Федерации

2. Порядок принятия и изменения региональных конституций и уставов

В целях обеспечения стабильности конституций (уставов) субъектов Российской Федерации устанавливается усложненная процедура их принятия и изменения. К сожалению…

Конституция Российской Федерации

2.2 Порядок изменения Конституции Российской Федерации

В Конституции закреплены гарантии ее стабильности, неизменности, которые выражаются в усложненном порядке ее изменения. Порядок внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции Российской Федерации установлен в гл. 9 Конституции…

Конституция Франции 1958 г.: исторические условия и порядок принятия, структура и основные черты

— исторические условия и порядок принятия Конституции;

— структура и основные черты; — порядок пересмотра и конституционный контроль. Исследование данных аспектов темы я и определяю как цель и задачи своей контрольной работы…

Конституция Франции 1958 г.: исторические условия и порядок принятия, структура и основные черты

1. Исторические условия и порядок принятия Конституции

В послевоенное время в конституционном развитии Франции различаются два периода: первый — период Четвертой республики — с 1946 по 1958 г., второй — с момента принятия Конституции 1958 г. Основной закон 1946 г…

Особенности принятия, изменения и пересмотра конституций в зарубежных странах

1. Порядок разработки проекта и принятия конституции в зарубежных странах

Разработка проекта конституции. Новая конституция обычно принимается при возникновении нового государства, смене политических режимов (особенно в результате революционных событий), при существенных изменениях в общественном строе…

Особый порядок реализации права на принятие и отказ от наследства

2. Особый порядок реализации права на принятия наследства и отказ от наследства

Понятие и основные принципы экологического права

2. Порядок принятия и изменения Конституции РФ

Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и внесения поправок

1.2 Конституционно-правовое регулирование изменения Конституции и принятия поправок к ней

Прежде всего, естественно, вопросы правового регулирования внесения поправок в Конституцию Российской Федерации и ее пересмотра, находят свое отражение в самой Конституции. Причем это не разбросанные и дифференцированные положения…

Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и внесения поправок

Глава 2. Порядок принятие поправок к Конституции Российской Федерации. Порядок изменения Конституции Российской Федерации

2.1 Понятие и порядок принятия поправок к Конституции Российской Федерации, порядок внесения изменений в ст. 65 Конституции Под поправкой к Конституции Российской Федерации понимается исключение, дополнение…

Порядок принятия, изменения и отмены Конституции в Российской Федерации (сравнительный анализ)

1.2 Порядок принятия, пересмотра и изменения Конституции РФ

Порядок принятия Конституции РФ определялся Указом Президента РФ «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции РФ» от 15 октября 1993 г. [5]…

Приговор как акт правосудия

2. Особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением

Обвиняемый вправе при наличии согласия государственного или частного обвинителя и потерпевшего заявить о согласии с предъявленным ему обвинением и ходатайствовать о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства по…

Юридические свойства и функции Конституции РФ

1.4. Особый порядок принятия и изменения

Конституцию характеризует и такое юридическое свойство, как особый порядок ее принятия и изменения. Относительно принятия прежде всего важно то…

pravo.bobrodobro.ru