типы и признаки, политические партии России

Никакая партия ничего не стоит, если она не имеет целью захват власти
Лев Троцкий

Политическая партия — это организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных социальных слоев и стремящаяся к достижению политических целей. Политическими целями могут быть завоевание государственной власти или участие в осуществлении власти.

В зависимости от количества партий, принимающих участие в управлении страной, партийная система может быть однопартийной, двухпартийной и многопартийной.

Признаки политической партии

Чтобы называться политической партией, у объединения граждан должны быть следующие признаки:

  • Определенная идеология.

  • Нацеленность на завоевание и осуществление власти.

  • Политическая программа — документ, где сформулированы цели и задачи партии.

  • Партийная организация: руководящие органы, центральные и местные; разветвленная сеть на местах; членство в партии; устав, регулирующий нормы внутрипартийной жизни.

  • Агитационно-пропагандистская деятельность с целью привлечения сторонников.

Функции политических партий

  1. Борьба за власть в государстве и влияние на политику государства

  2. Участие в осуществлении власти. Работа в парламенте

  3. Участие в формировании власти. Выдвижение кандидатов на выборах

  4. Выражение интересов социальных групп

  5. Политическое воспитание граждан

  6. Формирование общественного мнения

  7. Подготовка кадров политиков

Классификация: виды и типы партий

В мире существует великое множество партий, поэтому классифицировать их можно по разным признакам.

По правовому статусу партии делятся на легальные, полулегальные и нелегальные (подпольные).

По способу действия и отношению к общественному строю партии можно разделить на реформистские и революционные. Реформисты стремятся к постепенным преобразованиям, а революционеры — к кардинальному изменению основ общества.

По отношению к действующей власти партии делят на правящие, оппозиционные и маргинальные.

Кадровые и массовые партии

Французский ученый Морис Дюверже предложил критерии, по которым партии можно делить по составу на кадровые и массовые.

  • Кадровые партии — это немногочисленные партии со свободным членством. Они опираются на профессиональных политиков и финансовую элиту. Все члены голосуют за данную партию на выборах. Основная деятельность таких партий сосредоточена вокруг выборов.
    Примеры кадровых партий: Республиканская и Демократическая партия США.

  • Массовые партии — это многочисленные партии, в которых преобладает воспитательная функция, тесная связь между членами. Подобные партии могут насчитывать миллионы членов, множество первичных организаций на местах. Массовые партии поддерживают жесткую дисциплину. Действует сложный порядок вступления и выхода из партии. Массовые партии ведут деятельность систематически.

Примеры массовых партий: Коммунистическая партия Советского Союза, Компартия Китая.

Торжественное мероприятие в честь юбилея Компартии Китая. Фото: Reuters

Партийная идеология

Политическая идеология — это система идей и взглядов на политику, представлений о политическом идеале и способах его достижения.

По идеологии партии можно делить на множество видов:

  • Консервативные и либеральные партии выступают за разгосударствление экономики, минимизацию участия государства в жизни общества, отстаивают право на «естественное неравенство». Консерваторы при этом ориентированы на сохранение существующего порядка и традиционные ценности (семья, государство, церковь), а либералы — на реформы и индивидуальные свободы.

  • Коммунистические партии стремятся к тотальному равенству, централизованной экономике, распределению материальных благ, к абсолютному госконтролю в социальной сфере — в образовании, здравоохранении и т.п.

  • Социалистические партии выступают за социальное равенство, активную поддержку государством социально незащищенных слоев населения, усиление госконтроля в экономике.

  • Социал-демократические партии выступают за социальную справедливость, активное участие государства в жизни общества и управлении экономикой при сохранении основных свобод и развитии демократии.

  • Клерикальные партии придерживаются религиозной идеологии, выступают за ведущую роль церкви в общественной, политической и культурной жизни.

  • Националистические партии провозглашают приоритет интересов своей нации, считают нацию главной составляющей государства.

  • Монархические партии выступают за власть монарха — царя, короля, императора.

Левые, правые и центристские партии

Традиционно представителей различных идеологий делят по политическому спектру — на левых, правых и центристов. В сегодняшней политике правыми называют тех, кто выступает за «естественное неравенство», капитализм и рыночную экономику. Левыми называют сторонников социального равенства, сторонников активного государственного вмешательства в экономику.

Левые партии выступают за активное вмешательство властей в экономику, за социальную защиту, равенство. Они призывают к радикальным реформам или революционным методам. К левым относят коммунистов, социалистов и анархистов.

Правые партии выступают за сильное государство, стабильность, охрану частной собственности. Правыми могут быть и либеральные, и консервативные партии. К правым обычно относят сторонников капитализма, монархистов, а также националистов. Правые отрицательно относятся к революционным методам, выступают за постепенные изменения.

Центристские партии занимают промежуточные позиции между правыми и левыми. Они ориентируются на компромисс и сотрудничество. Например, центристами могут быть социал-демократы — сторонники бо́льшего социального равенства при сохранении демократических свобод.

В России существовала определенная путаница с понятиями «правые» и «левые». В позднем СССР левыми называли сторонников рыночных реформ, либералов, которые противопоставляли себя социалистическому государству и выступали против плановой экономики. Сторонников социализма при этом именовали правыми. Однако в 1990-е, когда государство взяло курс на построение рыночной экономики, они поменялись местами: либералов-рыночников стали называть правыми, а коммунистов и социалистов — левыми, как это принято во всем мире.

Политические партии России

В Конституции РФ провозглашается идеологическая свобода, политический плюрализм, многопартийность:

В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

Конституция РФ. Статья 13

Деятельность партий в России регулируется федеральным законом №95 «О политических партиях». Там говорится, что «государством гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач».

Политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Федеральный закон «О политических партиях»

По состоянию на апрель 2019 года в России была официально зарегистрирована 61 политическая партия. Тогда же председатель Центральной избирательной комиссии Элла Памфилова заявила, что лишь треть партий соответствует критериям закона, а еще треть к концу года может быть ликвидирована.

Партийное законодательство в России меняется регулярно. Например, число политических партий заметно выросло после того, как в 2012 году были резко снижены требования к численности партий. В настоящее время партия должна иметь отделения по меньшей мере в половине регионов РФ и насчитывать не менее 500 членов (до 2012 года требовалось 40 000 членов партии — в 80 раз больше).

Политические партии обладают правом выдвигать кандидатов на любые выборные должности и в любые представительные органы.

В Государственной думе VII созыва по итогам выборов-2016 представлено шесть партий. Четыре из них имеют свои фракции: «Единая Россия», Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ), Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) и «Справедливая Россия». Две партии — «Родина» и «Гражданская платформа» — имеют по одному депутату.

Партийная система РФ: есть ли в России многопартийность?

Официально в России существует многопартийная система. Однако с 2003 года большинство в федеральном парламенте и местных законодательных собраниях принадлежит партии «Единая Россия». Представители «Единой России» контролируют исполнительную власть на федеральном уровне и почти во всех регионах. Таким образом, фактически в России сложилась система с одной доминирующей партией.

Кроме того, постоянное изменение закона о партиях может свидетельствовать о манипуляциях в пользу правящей партии, говорится в решении Европейского суда по правам человека по делу Республиканской партии России от 2011 года.

Дмитрий Медведев выступает на съезде партии «Единая Россия». Фото: ReutersЧитайте также: Что такое партийная система. Однопартийная, двухпартийная, многопартийная система

Политические партии. Задания ЕГЭ с ответами

Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимо знать определение политической партии, уметь перечислить их признаки и функции. Также необходимо различать типы партий: оппозиционные и правящие, легальные и нелегальные, кадровые и массовые. Важно понимать различия между различными политическими идеологиями. Для примера разберем ряд заданий из ЕГЭ прошлых лет.

Задание 1
Найдите в приведенном ниже спис­ке функции по­ли­ти­че­ских партий в де­мо­кра­ти­че­ском обществе и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) разработка и при­ня­тие законов
2) выдвижение по­ли­ти­че­ских лидеров
3) оппонирование правительству
4) контроль над де­неж­ной системой
5) формирование пра­во­охра­ни­тель­ных органов
6) представление определенных групп общества
Правильный ответ: 236

Задание 2
Политическая партия находится в меньшинстве в законодательном собрании и критикует деятельность властей. Она не имеет широкого круга членов, предпочитая создавать на местах небольшие, но компетентные и профессиональные штабы. Партия отстаивает идеи социальной справедливости, введения прогрессивной шкалы налогообложения. Выберите из перечня понятия, термины, имеющие отношение к характеристике данной партии.
1) социалистическая
2) массовая
3) оппозиционная
4) нелегальная
5) кадровая

Правильный ответ: 135

Задание 3
Установите со­от­вет­ствие между ти­па­ми по­ли­ти­че­ских пар­тий и прин­ци­па­ми их классификации. К каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

ТИПЫ ПАРТИЙ

ПРИНЦИП КЛАС­СИ­ФИ­КА­ЦИИ ПАРТИЙ

А) оп­по­зи­ци­он­ная

Б) ли­бе­раль­ная

В) кадровая

Г) социал-демократическая

Д) мас­со­вая

1) по от­но­ше­нию к вла­сти

2) по по­ли­ти­че­ской идео­ло­гии

3) по со­ста­ву

Правильный ответ: 12323

Задание 4
В государстве Z была зарегистрирована новая политическая партия. Она имеет центральные органы управления и региональные отделения. Партия провозглашает своими базовыми принципами традиционализм, стабильность, порядок, а также приоритет интересов государства, нации, общества над интересами индивида. Политическая партия во время выборов набрала необходимое количество голосов и получила места в парламенте.
Определите тип политической партии в зависимости от ее идеологической принадлежности. Приведите факт, который позволил Вам сделать такой вывод.
Назовите любые два других типа партий, выделяемых по данному критерию, и кратко охарактеризуйте один любой из них.

Правильный ответ:
Это консервативная партия. Партия провозглашает базовыми принципами традиционализм, стабильность, порядок, приоритет интересов государства над интересами индивида.
Другие виды партий — либеральная и коммунистическая.
— Либеральные партии отстаивают идею индивидуальной свободы, минимального вмешательства государства в экономику.
— Коммунистические партии выступают за всеобщее равенство, государственный контроль в экономической и социальной сфере.

Задание 5
Назовите любые три при­зна­ка по­ли­ти­че­ской пар­тии как об­ще­ствен­ной ор­га­ни­за­ции и кон­кре­ти­зи­руй­те при­ме­ром каж­дый из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто).
В правильном ответе могут быть названы следующие признаки:
1. Наличие определенной идеологии, си­сте­мы общих ценностей. Например, на II съез­де пар­тии Z была при­ня­та про­грам­ма партии, от­ра­жа­ю­щая при­вер­жен­ность тра­ди­ци­он­ным ценностям, консерватизму.
2. Стремление к вла­сти. Например, партия R вы­ста­ви­ла своих кан­ди­да­тов на вы­бо­рах де­пу­та­тов му­ни­ци­паль­ных собраний.
3. Нацеленность на вы­ра­же­ние ин­те­ре­сов определенных со­ци­аль­ных групп. Например, партия Y от­ста­и­ва­ет сни­же­ние на­ло­га на мел­ких и сред­них предпринимателей.

понятие, признаки и виды — Студопедия

Политическая партия представляет собой общественное объединение граждан, созданное в целях участия в политической жизни общества, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Именно посредством политических партий общество получает возможность воздействовать на государство, направлять осуществляемую им политику.Степень значимости политический партий зависит с одной стороны от развитости партийной системы, с другой – от формы правления государства. в историческом ракурсе организация и деятельность различных партий оказываются весьма многообразными.

В крайних случаях взаимодействие партии и государства приводит к такой политической системе, которая может быть определена как «партийное государство»: руководитель партии превращается в фактического главу государства, важнейшие решения принимаются в партийных структурах и лишь оформляются государственными институтами. В «партийном государстве» все другие общественные организации также подпадают под партийный контроль и политическая система становится тоталитарной системой.

Антиподом политической системы типа «партийного государства» являются многопартийные, плюралистические политические системы, где важнейшие государственные решения принимаются демократически: сопоставлением мнений, их обоснованием, лоббированием в законных рамках, – словом, с помощью нормальной парламентской процедуры.


К признакам политической партии традиционно относят:

1) специфическую цель объединения граждан – участие в политической жизни общества;

2) наличие политической программы, включающей идеологию партии, принципы деятельности, цели и задачи, а также методы реализации целей и решения задач;

3) наличие политического лидера, выражающего и представляющего интересы партии;

4)определенное минимальное количество членов, как правило, в мировой практики – это не менее пяти тысяч членов.

Применительно к России некоторые характеристики политических партий нуждаются в некотором уточнении.

Прежде всего следует отметить, что сам термин политическая партия на уровне федерального законодательства появился только в 2001 г. с принятием Федерального закона «О политических партиях».

Действующее российское законодательство к политической партии предъявляет следующие требования:


1)политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;

2)в политической партии должно состоять не менее пятидесяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее пятисот членов политической партии. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот пятидесяти членов политической партии;

3)руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности.

Современное российское законодательство устанавливает ряд ограничений на создание и деятельность политических партий.

Так, запрещаются создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. Включение в уставы и программы политических партий положений о защите идей социальной справедливости, равно как и деятельность политических партий, направленная на защиту социальной справедливости, не может рассматриваться как разжигание социальной розни.

Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Политическая партия не должна состоять из лиц одной профессии.

Структурные подразделения политических партий создаются и действуют только по территориальному признаку. Не допускается создание структурных подразделений политических партий в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в Вооруженных Силах Российской Федерации, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных и негосударственных организациях.

Запрещается вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных учреждений.

Создание и деятельность на территории Российской Федерации политических партий иностранных государств и структурных подразделений указанных партий не допускаются.

Классификация политических партий осуществляется по различным основаниям.

Наиболее распространенные классификации предполагают деление партий на правящие и оппозиционные, кадровые и массовые, либеральные и консервативные, левые, правые и центристские, монархические и республиканские.

5.9 Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. |

5.9 Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.

ПЛАН.
  • Политическая партия. Понятие.
  • Признаки политической партии.
  • Структура партии.
  • Функции политической партии.
  • Классификации политических партий.
  • Партийная система. Понятие.
  • Типы партийных систем.
  • Политическое движение. Понятие.
  • Отличительные черты политического движения.
  • Современные демократические движения.

 Политические партии.

 Политическая партия – организованная группа единомышленников, выражающая интересы определённых социальных слоёв и стремящаяся к завоеванию государственной власти или участию в её осуществлении.

Признаки политической партии.

  • Стремление не только участвовать в политической жизни страны, но и к завоеванию государственной власти или участию в её осуществлении.
  • Постановка долговременных задач
  • Значительно протяжённый период существования.
  • Объединение людей с близкими взглядами на решение социальных проблем.
  • Общность единых представлений о государственном устройстве, которые изложены в партийной Программе.
  • Наличие не только центральных, но и местных организаций.
  • Наличие чёткой организационной структуры, закреплённой в Уставе партии.

Структура партии:

  • лидер
  • партийный аппарат
  • рядовые члены
  • сторонники партии.

Функции политической партии.

  • Борьба за власть.
  • Осуществление влияния на формирование и проведение внешней и внутренней политики государства.
  • Выполнение предвыборной программы.
  • Изучение состояния и оценивания перспектив развития общества.
  • Выявление интересов различных социальных групп
  • Разработка приоритетных направлений и методов развития общества.
  • Распространение в массах и отстаивание своих идей, нравственных ценностей, пропаганда программных целей.
  • Проведение избирательной кампании.
  • Подготовка кадров профессиональных политиков.
  • Подбор кандидатов на выборные органы.
  • Организация акций (митингов, демонстраций и др.) поддержки или недоверия правящему режиму.
Классификации политических партий.

По идеологической направленности:

  • социал-демократические
  • консервативные
  • либеральные (от лат. свободные)
  • клерикальные (от лат. религиозные).
  • националистические.

По участию в осуществлении власти:

  • правящие (находятся у власти)
  • оппозиционные (не находятся у власти, главная цель- прийти к власти).

По внутренней организации.

Кадровые:

  • немногочисленные
  • отсутствует сильная организация на местах
  • остит из авторитетных деятелей
  • ориентируются на выборы
  • отсутствует фиксированное членство (нет партийного билета)
  • нет членских взносов.

Массовые:

  • многочисленные
  • имеют сложную организационную структуру
  • ориентируются не только на выборы, но и ведут и большую массово-политическую и идейно-воспитательную работу
  • источник финансирования – членские взносы.

По шкале политического спектра:

  • левые – выступают за интересы трудящихся, вытеснение частного сектора экономик, признают революционные методы действия;
  • правые – отстаивают неприкосновенность частной собственности, сильную, государственную власть, стабильность;
  • центристские – ориентируются на компромисс, сотрудничество.

По способу деятельности:

  • реформистские – стремятся к постепенным преобразованиям в обществе с использованием законных средств воздействия на власть и законных средств достижения власти;
  • революционные – стремятся к преобразованиям общества с использованием средств борьбы, которые с точки зрения существующего государственного устройства и политического режима являются незаконными.

 

Партийная система.

Партийная система – это совокупность отношений между действующими в стране политическими партиями.

Типы партийных систем.
  • Однопартийная:
    власть осуществляет одна партия (Индия, Китай, Куба, Северная Корея, Япония).
  • Двухпартийная: у власти одна из двух больших партий (Великобритания – лейбористы и консерваторы; США – демократы и республиканцы).
  • Многопартийная: несколько влиятельных партий борются за власть и собирают значительное число голосов (Россия, Италия, Испания, Франция, Швеция).
Политическое движение.

Политическое движение – это общественное движение, преследующее политические цели, поддерживаемое его участниками.

Отличительные черты политического движения.

  • Стремится не к завоеванию власти, а к воздействию на власть в нужном для него направлении.
  • Ориентировано на выражение частных интересов той или иной социальной группы.
  • Не требует обязательного идеологического единения своих участников.
  • Имеет широкую, достаточно пёструю социальную базу.
  • Не имеет чёткой организационной структуры, то есть отсутствует строгое распределение между центральными и местными организациями.
  • В большей мере зависит от лидера, его популярности, чем от содержания программы.
  • Относительная кратковременность существования.

 Современные демократические движения:

  • антивоенные
  • экологические
  • женские, студенческие, молодёжные
  • движения против расовой и национальной дискриминации
  • движения за новый экономический порядок (антиглобалисты)
  • движения неприсоединения и др.
  • движения за сохранение и развитии демократии, прав и свобод человека и др.

 Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

 

Отличительные признаки политической партии — Студопедия

Билет 5. Место и роль гос-ва в полит.системе об-ва. Институты полит.системы

Политическая система общества — это сложная, разветвленная совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, реализуемых через политическую власть.

В политической системе, согласно одному из подходов, существующих в политологии, выделяется пять структурных компонентов, которые называют подсистемами.

Институты полит. системы:

1.Общественно-политические движения — это добровольные формирования, возникшие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов; — иные политические институты.

2. Государство.

3. Полит. партии

Государство является центральным элементом политической системы, т. к. политическая система общества появляется только вместе с государством, без государства не может быть и политической системы. Место и роль государства в политической системе определяется рядом его черт и признаков, которые ставят государство в особое положение по сравнению с другими субъектами политической системы.

Черты государства, определяющие его положение в политической системе, таковы:

— Универсальность государственной власти. Государство — это организация, которая объединяет все общество в целом, универсальная организация.

— Государство обладает монополией на государственное принуждение. Только оно располагает армией, милицией и т. д.


— Государство создает правовую основу организации и деятельности для других элементов политической системы, для их формирования.

— Государство обладает монополией на налоги и в руках государственной власти сосредоточен бюджет.

— Государство обладает суверенитетом, является его главным субъектом, основным источником реализации политической власти.

— Прерогатива государственной власти как составляющая его суверенности. Означает, что государство может разрешить, запретить, приостановить на своей территории деятельность любой другой власти, любых других субъектов политической системы.

— Государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, это единственная полновластная организация в масштабе всей страны

Политическая партия — это организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных социальных слоев и стремящаяся к достижению определенных политических целей (завоевание государственной власти или участие в ее осуществлении).


1. Носитель определенной идеологии или особого видения мира и человека.

2. Нацеленность на завоевание и осуществление власти.

3. Наличие политической программы, т. е. документа, в котором формулируются цели и задачи партии как в плане участия в политической жизни, так и на тот случай, если партия придет к власти.

4. Наличие организации

Виды политических партий (основные классификации).

1. Классификация по идеологической направлености:

— социал-демократические — выступают за более заметное участие государства в жизни общества, в управлении экономикой при сохранении основных свобод;

— коммунистические — стремятся к полному огосударствлению экономики, распределению богатств с учетом интересов всех социальных слоев общества, полному контролю со стороны государства над сферами образования, здравоохранения и т.д.;

— консервативные и либеральные — ориентируются на разгосударствление экономики и некоторых других сфер жизни, т.е. на минимизацию участия государства в жизни общества;

— клерикальные — придерживаются религиозной идеологии;

— националистические — строят свою деятельность на основе националистических и фашистских идей.

2. Участие в осуществлении власти:

— правящие — это те партии, которые находятся у власти;

— оппозиционные — это те партии, которые не находятся у власти и имеют главную задачу — завоевать власть: легальные, полулегальные, нелегальные.

3. Характер членства:

— кадровые партии: — немногочисленны; — в них свободное членство; — опираются на профессиональных политиков и финансовую элиту; — в них только те члены, которые голосуют на выборах за данную партию; — проводят деятельность только в период выборов;

— массовые партии: — многочисленны; — в них преобладает воспитательная функция; — отличаются тесной связью между членами партии; — в них есть жесткая дисциплина; — есть первичные парторганизации; — их деятельность проводится систематически.

4. Шкала политического спектра:

— левые партии (социалистические и коммунистические партии): — за реформы; — за вытеснение частного сектора; — социальная защита трудящихся; — радикально-революционные методы действия Центристские партии: — компромисс; — сотрудничество;

— правые партии (либеральные и консервативные партии): — за сильное государство; — охрана частной собственности; — за стабильность; — отрицательное отношение к революции.

— центристские партии — Либеральные, либерально-демократические партии- за компромисс и сотрудничество.

5. Способ деятельности:

— реформистские — стремятся к постепенным преобразованиям общества с использованием законных средств воздействия на власть и законных средств достижения власти;

— революционные — стремятся к преобразованию общества с использованием средств борьбы, которые, с точки зрения существующего государственного устройства и политического режима, являются незаконными.

Основные функции политической партии: борьба за власть в государстве и влияние на политику государства; участие в осуществлении власти; участие в формировании власти; политическое воспитание; формирование общественного мнения; подготовка кадров политиков; выражение интересов социальных групп.

Партийная система — совокупность партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти.

В зависимости от того, сколько партий функционирует в политической сфере, выделяют однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы.

Типы партийных систем:

1. Однопартийная — в обществе функционирует одна партия, которая со временем выводит из политической жизни всех конкурентов (например, КПСС до 1990 г.). Формируется при авторитарных и тоталитарных режимах.

2. Двухпартийная — в обществе существуют две сильные партии, которые периодически приходят к власти. «Обмен властью» осуществляется в результате выборов лишь между этими двумя партиями (например, республиканская и демократическая партии в США). Существуют и другие партии, но они не обладают достаточной популярностью, чтобы прийти к власти. Формируется в экономически развитых странах. Обычно базируется на мажоритарной избирательной системе.

3. Многопартийная — в обществе существует конкуренция между многими партиями, ни одна из которых не имеет преимуществ перед другими. Раздробленность политических сил приводит к необходимости поиска и объединений. Образуются партийные блоки (например, во Франции) и многопартийные коалиции (например, в Нидерландах, Финляндии). Формируется в развитых демократических обществах, в которых соблюдается большинство свобод граждан, высок уровень экономического развития, что проявляется прежде всего в наличии мощного и большого среднего класса. Складывается под влиянием пропорциональной избирательной системы.

Понятие и признаки политической партии как юридического лица — Студопедия

 

Определение основных понятий является важным этапом любого исследования. Это следует из универсальности естественного языка, предполагающей многозначность используемых слов, необходимости избежать неопределенности в суждениях и наиболее точно сделать выводы.

Политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Политическая партия правомочна осуществлять не только прямую деятельность по достижению государственной власти, но и иную хозяйственную деятельность, установленную законодательством Российской Федерации. В собственности политической партии может находиться любое имущество, необходимое для обеспечения ее деятельности, предусмотренной настоящим Федеральным законом и уставом политической партии.

Именно данный имущественный аспект деятельности политической партии и проблемы финансирования являются ключевыми для понимания статуса политической партии как юридического лица.

Новый Закон о политических партиях устанавливает, что политическая партия как юридическое лицо является собственником имущества, в том числе имущества ее региональных отделений и иных структурных подразделений. Члены политической партии не имеют прав в отношении имущества политической партии. Региональные отделения и иные структурные подразделения с правами юридического лица (далее — зарегистрированные структурные подразделения) политической партии обладают правом оперативного управления имуществом, закрепленным за ними собственником, имеют самостоятельный баланс или смету. Имущество политической партии используется только для реализации целей и решения задач, предусмотренных уставом и программой политической партии.


Региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения политической партии отвечают по своим обязательствам находящимся в их распоряжении имуществом. При недостаточности указанного имущества субсидиарную ответственность по обязательствам регионального отделения или иного зарегистрированного структурного подразделения политической партии несет политическая партия. Ответственность за осуществление финансовой деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений несут назначаемые в соответствии с уставом политической партии уполномоченные лица.


Денежные средства политической партии формируются за счет:

а) вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом политической партии;

б) средств федерального бюджета, предоставляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом;

в) пожертвований;

г) поступлений от мероприятий, проводимых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями, а также доходов от предпринимательской деятельности;

д) поступлений от гражданско-правовых сделок;

е) других не запрещенных законом поступлений.

В соответствии с гражданским законодательством к имуществу политической партии относятся вещи, принадлежащие ей на праве собственности или ином ограниченном вещном праве, включая денежные средства и ценные бумаги, имущественные права. Под источником пожертвований следует понимать лицо, осуществляющее финансирование партии путем безвозмездного предоставления средств в качестве пожертвования. Финансовой деятельностью, по смыслу закона о партиях, можно считать любую деятельность партии, связанную с получением денежных средств, иного имущества независимо от их источника.

При определении понятия финансирования партии необходимо учитывать, что оно не может сводиться к увеличению ее имущества в гражданско-правовом смысле. Партийная деятельность представляет собой, прежде всего, политическую борьбу. Результаты этой деятельности носят нематериальный характер и выражаются в численности членов партии, ее сторонников, полученных на выборах голосах избирателей и т.д. В политической жизни помимо партий участвует множество других субъектов (средства массовой информации, граждане и др.), чьи действия так или иначе оказывают влияние на эффективность функционирования партии, способствуют или препятствуют достижению ее целей. Естественно, что такие действия имеют определенную «материальную оболочку» и должны оцениваться как косвенное финансирование партийной деятельности в той мере, насколько они могут получить денежную оценку.

Указанное обстоятельство учитывается, например, в законодательстве ФРГ. Для целей правового регулирования Закон о партиях ФРГ использует понятие дохода партии, которым согласно § 26 закона признаются поступления, получаемые партией извне в деньгах или ценностях, имеющих денежное выражение, выгоды, полученные в результате освобождения партии от возникающих по общему правилу обязательств, а также средства на организацию собраний и мероприятий, которые прямо служат агитационным целям партии. При этом стоимость экономических благ, предоставляемых не в денежной форме, определяется ценами, уплачиваемыми в обычных деловых отношениях за аналогичные или сравнимые приобретения.

В зависимости от различных критериев выделяют внутреннее и внешнее, прямое и косвенное, целевое (специальное) и нецелевое (общее), публичное и частное партийное финансирование.

Финансирование партии различается, например, по источнику получения финансовых ресурсов. Оно осуществляется из ее собственных, внутренних или из внешних финансовых источников. К внутренним источникам относят собственную предпринимательскую и иную хозяйственную деятельность партии, вступительные и членские взносы; к внешним — кредиты, государственные субсидии, пожертвования и т.п. Хотя такое деление по своей сути является экономическим, оно предполагает и различную правовую регламентацию. В отношении финансирования за счет внутренних источников обычно действует гражданско-правовой режим с определенными изъятиями в части осуществления партиями предпринимательской деятельности и положения партийного устава (например, устанавливающие размер и порядок уплаты членских взносов). Получение средств из внешних источников детально регулируется специальным законодательством, поскольку является одним из способов влияния на партию представителей частных интересов. Разграничение указанных источников давно существует во многих европейских странах и соответствует, как правило, делению партийных доходов на собственные и несобственные («чужие») средства. Такое деление приобретает особое значение в тех случаях, когда объем государственных субсидий, предоставляемых партиям, ставится в зависимость от суммы полученных ими собственных доходов.

Прямое финансирование партии заключается в предоставлении ей денежных средств с использованием наличных или безналичных денег. Косвенное финансирование партийной деятельности не связано с получением непосредственно партией денежных средств, а осуществляется, как правило, путем бесплатного (на льготных условиях) предоставления ей товаров, работ или услуг, в том числе ранее оплаченных другими лицами, либо их самостоятельной деятельности в поддержку партии, направленной на достижение ее целей.

Формами косвенного финансирования являются: предоставление бесплатного эфирного времени и печатных площадей, мест для размещения информационных, агитационных плакатов и других печатных материалов, налоговых льгот. Косвенно поддержка партий может осуществляться также через финансирование созданных партией фондов, средств массовой информации, партийных молодежных и аналогичных организаций, которые содействуют достижению целей партии (проводят социологические исследования, пропаганду партийных программ среди соответствующих социальных групп и т.п.) и нередко оплачивают многие по существу партийные мероприятия.

Деление на косвенное и прямое финансирование в значительной мере условно. Жертвователь может перечислить денежные средства непосредственно на счет партии, которая их самостоятельно израсходует. Тот же результат будет достигнут в случае, если по просьбе партии он оплатит какое-нибудь партийное мероприятие непосредственному исполнителю или проведет его самостоятельно. Однако в этих случаях различны возможности субъектов финансирования: для государственных органов и жертвователей — по контролю за целевым использованием средств, соблюдением предписаний закона в финансовой сфере, для партий — по планированию расходов, оперативности распоряжения средствами.

Целевое (специальное) финансирование партии заключается в выделении ей денежных средств, иных финансовых (материальных) ресурсов для использования в качестве средства достижения конкретной цели, обеспечения определенных видов партийной деятельности. В случае общего (нецелевого) финансирования предоставление средств не обусловлено использованием их на какие-либо определенные цели. Иногда употребляется термин финансирование текущей деятельности партий» чтобы отграничить финансирование общепартийной работы от материального обеспечения избирательных кампаний, иных особых партийных мероприятий. В этом случае речь не идет о правах партии по распоряжению полученными средствами.

Нецелевое финансирование предоставляет партии «пространство для маневра», возможность самостоятельно определять направления своих расходов, тактику и стратегию предвыборной борьбы, гибко и оперативно перераспределять средства, хотя при этом возрастает опасность их использования на цели, не предусмотренные законом.

Целевое финансирование, ограничивая правомочия партии по распоряжению полученными средствами, в большей степени позволяет контролировать их использование, финансировать только наиболее значимые статьи партийных расходов, например, избирательные кампании. Это имеет особое значение для государственного финансирования, основанного отчасти на признании того факта, что партии выполняют важные общественно-полезные функции. При этом различные виды партийной деятельности нельзя признать одинаково полезными и в равной степени требующими государственной поддержки.

В большинстве стран правомочия партий по распоряжению средствами так или иначе ограничиваются исходя из их особого публично-правового статуса и специальной правоспособности. Аналогичная норма закреплена в российском законодательстве: «имущество политической партии используется только для реализации целей и решения задач, предусмотренных уставом и программой политической партии» (закон о партиях, ст.28, п.З).

Конкретные цели, на которые расходуются полученные партией средства, могут устанавливаться в законе или определяться лицом, предоставляющим средства. Российское законодательство о выборах предусматривает, например, что все средства, поступающие в избирательные фонды партий, могут расходоваться исключительно на оплату расходов, непосредственно связанных с проведением избирательной кампании.

В соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации (далее ГК РФ) пожертвование имущества может быть осуществлено с условием его использования по определенному назначению. При этом жертвователь вправе потребовать возврата пожертвования, если оно используется не по целевому назначению (ст.582). Жертвователь вправе определить назначение пожертвованного имущества в рамках закона. Если пожертвование все же оказалось обусловлено использованием его на цели, противоречащие закону или положениям партийного устава, партия обязана возвратить соответствующее имущество жертвователю.

Однако для конституционного регулирования важнее определить, на какие цели партии получают бюджетные средства. В соответствии с принципом целевого характера бюджетных средств (БК РФ, ст.38) они выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

В большинстве государств, включая Россию, институт государственного финансирования партий связан с выборами. Государственная поддержка может предоставляться в ходе избирательной кампании, например, путем перечисления в избирательные фонды бюджетных средств, которые будут использованы партией для оплаты предвыборных расходов.

Бюджетные средства выделяются также после дня голосования для компенсации партийных затрат по подготовке и проведению избирательных кампаний. При этом трудно признать целевое назначение этих средств. Суммы государственных субсидий, превышающие избирательные расходы партии, кандидата, следует, безусловно, отнести к общему финансированию. Нельзя согласиться с тем, что «частичное возмещение избирательных расходов является специальным финансированием», если партия вправе израсходовать эти средства по своему усмотрению. Немецкие ученые справедливо отмечают, что в действительности это лишь форма нецелевого государственного финансирования, которую следует выделить из контекста выборов. Не случайно эти вопросы регулируются как в ФРГ, так и в России в двух разных законах — в законе о партиях и в законе о выборах.

В зависимости от статуса субъектов, предоставляющих партии финансовые и иные материальные ресурсы, выделяют частное и публичное финансирование. Публичное финансирование может осуществляться за счет государства или муниципальных образований. При этом партии получают материальную поддержку прежде всего за счет бюджетных и иных финансовых (материальных) ресурсов государства, государственных учреждений и организаций. В федеративных государствах, к которым относится и Россия, государственное финансирование может осуществляться федерацией или субъектом федерации. Муниципальное финансирование производится за счет средств местного бюджета, муниципальных учреждений и организаций.

Средства налогоплательщиков, используемые для финансирования партий, могут также аккумулироваться не в бюджете соответствующего уровня, а в отдельном целевом денежном фонде. Так, в США кандидаты в президенты двух ведущих партий могут получить средства из единого фонда по проведению выборов, который формируется из особых налоговых отчислений. Каждый налогоплательщик вправе сделать отметку в декларации о направлении в указанный фонд 1 доллара взимаемых с него налогов.

Частное (негосударственное) финансирование — предоставление партии средств частными лицами — осуществляется за счет членских взносов, доходов от собственной хозяйственной деятельности, пожертвований, кредитов и прочих поступлений от гражданско-правовых сделок. Частное финансирование может иметь возмездный или безвозмездный характер. По субъектному составу (финансовым источникам) различается финансирование партии юридическими лицами и гражданами.

Частное финансирование партий дает возможность гражданам осуществить свои права на свободу политического выражения, материально поддержать носителей определенных идеологических взглядов. Внесение взноса в пользу той или иной партии или кандидата можно рассматривать как своего рода политическую декларацию. В случае частного финансирования общество само решает» работу каких партий следует «оплачивать из своего кармана».

Однако едва ли такое суждение обоснованно. Указанная положительная оценка будет справедлива в отношении финансирования за счет членских взносов, которое как исторически, так и с конституционно-теоретической точки зрения более всего согласуется с демократическими принципами деятельности партий, ибо не связано со сферой частных интересов и свободно от финансового влияния государства. Общее число плательщиков и сумм взносов позволяют выяснить мобилизационные возможности партии, степень партийной общности и тесноту связей партии с обществом в целом. Участие членов общественной организации, которой является любая политическая партия, в создании ее имущественной базы рассматривалось в качестве обязательного признака советскими исследователями.

Партии могут также совершать собственные инициативные действия по формированию своего имущества, то есть обладают определенной свободой в сфере гражданского оборота. Поступления от собственной предпринимательской и иной экономической деятельности относятся к категории собственных доходов партии. Она также в известной мере обеспечивает формирование собственной финансовой базы партии, ее самостоятельности и независимости. Тем не менее, широкая хозяйственная деятельность партий едва ли оправданна.

Правоспособность партии в части осуществления предпринимательской деятельности в большинстве стран законодательно существенно ограничивается, что связано с их особым публично-правовым статусом и политическим характером деятельности. По общему правилу им разрешено заниматься деятельностью, которая непосредственно связана с их уставными целями и задачами, хотя законодательство, как правило, предметно не определяет те направления предпринимательской деятельности партий, которые соответствуют их уставным целям.

Подобные ограничения направлены на решение нескольких проблем. Они призваны не допустить фактического превращения политических партий в коммерческие организации. Предпринимательская деятельность партий, не связанная с их политической деятельностью, негативно сказывается на выполнении ими своих функций в политической сфере и способна «уменьшить их роль как политических организаций», ибо политические цели и извлечение прибыли находятся в известном противоречии.

В этом случае возрастает опасность тайного финансирования партии со стороны финансово-промышленного капитала и других групп особых интересов. Увеличение объема сведений и материалов, подлежащих проверке, уже снижает эффективность работы контролирующих органов. Даже в условиях ограничения предпринимательской деятельности партий широкое распространение получила регулярная реклама в партийных печатных изданиях (как правило, малоэффективная), оплата издательских, полиграфических и прочих работ и услуг по договорам с партийными фондами, образовательными учреждениями или исследовательскими центрами, в том числе по завышенным расценкам, и т.п. Учитывая, что партиям нередко предоставляются налоговые льготы, нельзя исключить организацию под видом партии коммерческого предприятия, что влечет за собой потерю доходов бюджета.

Частные пожертвования со стороны граждан и юридических лиц требуют самостоятельной оценки. В отличие от пожертвований граждан, возможность участия юридических лиц в финансировании партий, в особенности их избирательных кампаний, подвергается в литературе довольно жесткой критике, которая в целом представляется обоснованной- Прежде всего, речь идет о крупных пожертвованиях коммерческих организаций. Основной легальной целью их деятельности является извлечение прибыли. Это позволяет предположить, что пожертвование от корпорации, особенно крупное, в действительности рассчитано на получение прямой или косвенной выгоды, будь то лоббирование интересов конкретной компании или отрасли в целом.

В отличие от государства и граждан крупные частные инвесторы не только могут, но и хотят «вложить в политику» значительные денежные средства. Потребность в денежных средствах, пишет Х. Палтиел, может привести политиков к тому, что они будут относиться с большим вниманием к интересам и запросам лиц, которые оказывают им финансовую поддержку, а не своих избирателей. В свою очередь, те, кто предоставляют такую помощь, могут прямо или косвенно стремиться получить разного рода «большее внимание».

Корпорации располагают финансовыми ресурсами, несопоставимо большими даже по сравнению с весьма состоятельными гражданами. Поэтому их чрезмерные денежные вложения в избирательную кампанию, сопровождающиеся активной политической рекламой, способны исказить результаты волеизъявления избирателей. Кроме того, с экономической точки зрения пожертвования организаций представляют собой финансирование со стороны ее членов или учредителей. В этой связи возможность отдельных граждан оказывать поддержку партии непосредственно от своего имени и через созданные ими юридические лица (объединения) в известной степени не согласуется с принципом равноправия граждан.

Некоторые исследователи указывают, что без пожертвований юридических лиц партии едва ли смогут обойтись. Однако фактически речь идет о значении для партий не частного финансирования, а финансового обеспечения в целом, которого всегда оказывалось недостаточно.

Поэтому можно лишь признать, что, предоставляя средства, корпорации поддерживают партии как традиционные демократические институты, которые выполняют важные общественно-политические функции, увеличивают возможности их работы с избирателями, содействуют активизации политических дискуссий и более широкому участию граждан в политической жизни. В то же время это утверждение в каждом конкретной случае зависит от того, на какие цели расходуются полученные партией средства.

Некоммерческие организации также имеют специфические цели деятельности, закрепляемые в уставе. В том случае, если уставные цели организации специфичны (благотворительные, религиозные) и не связаны с политической деятельностью, ее участие в финансировании политических партий представляется нелогичным. Напротив, различные общественные объединения, преследующие цели политического просвещения, пропаганды определенных политических взглядов и т.п., могут с полным правом в установленных законом формах и пределах финансировать партии и выборы.

Что касается пожертвований граждан, то здесь затруднительно выделить какие-либо критерии их допустимости, пригодные для правового регулирования. Пожертвование может осуществляться гражданином как с целью материально поддержать политическую организацию, программу которой он разделяет, так и с целью получить определенные выгоды (место в партийном списке и т.п.). Оптимальными являются небольшие пожертвования, осуществляемые без намерения получить какие-либо выгоды, незначительные работы (услуги) для партии со стороны ее членов или сторонников, которые можно оценить аналогично членским взносам.

Представляется, что в целом правовое регулирование должно быть направлено на закрепление такой модели смешанного финансирования партий, которая бы исключала крайности, по возможности устраняла недостатки государственного и частного финансирования, равно и взаимно усиливала их положительное влияние. То есть наиболее предпочтительной является сбалансированная модель партийного финансирования с разумным сочетанием публичного и частного финансирования.

Однако национальные особенности оказывают существенное влияние как на содержание законодательных предписаний, так и на практику их реализации и эффективность соответствующих систем правовой регламентации партийного финансирования в целом. Поэтому вопросы о том, оправдывает ли значение партий различные формы их государственного финансирования, что можно рассматривать как приемлемую государственную поддержку, способствующую развитию демократии, какими должны быть лимиты на пожертвования и партийные расходы, будут по разному решаться в зависимости от конкретных условий отдельных стран, положения партий в политико-правовой системе государства.

понятие, признаки, виды — Студопедия

Политические партии – институт политической системы предназначенный выполнять связующую функцию между государством и обществом (гражданским).

Политическая партия представляет собой общественное объединение граждан, созданное в целях участия в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Именно посредством политических партий общество получает возможность воздействовать на государство, направлять осуществляемую им политику.

Степень значимости политический партий зависит с одной стороны от развитости партийной системы, с другой – от формы правления государства. в историческом ракурсе организация и деятельность различных партий оказываются весьма многообразными. Еще более многообразно и их взаимодействие с государством, его институтами.

В некоторых обществах длительное время независимо от партийного влияния формируется и функционирует аппарат министерств, других органов управления, но руководители этих министерств, других органов управления назначаются по партийной принадлежности, в зависимости от того, какая парламентская партия пришла к власти. В других обществах происходит повальная смена состава аппарата государства, если к власти приходит иная партия.


В крайних случаях взаимодействие партии и государства приводит к такой политической системе, которая может быть определена как «партийное государство»: руководитель партии превращается в фактического главу государства, важнейшие решения принимаются в партийных структурах и лишь оформляются государственными институтами. В «партийном государстве» все другие общественные организации также подпадают под партийный контроль и политическая система становится тоталитарной системой.

Антиподом политической системы типа «партийного государства» являются многопартийные, плюралистические политические системы, где важнейшие государственные решения принимаются демократически: сопоставлением мнений, их обоснованием, лоббированием в законных рамках, – словом, с помощью нормальной парламентской процедуры.

К признакам политической партии традиционно относят:


во-первых, специфическую цель объединения граждан – участие в политической жизни общества;

во-вторых, наличие политической программы, включающей идеологию партии, принципы деятельности, цели и задачи, а также методы реализации целей и решения задач;

в-третьих, наличие политического лидера, выражающего и представляющего интересы партии;

в-четвертых, определенное минимальное количество членов, как правило, в мировой практики – это не менее пяти тысяч членов.

Применительно к России некоторые характеристики политических партий нуждаются в некотором уточнении.

Прежде всего следует отметить, что сам термин политическая партия на уровне федерального законодательства появился только в 2001 г. с принятием Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях». Ранее российское законодательство использовало понятие политическое общественное объединение и, фактически, рассматривало политическую партию как одну из разновидностей общественного объединения.

Действующее российское законодательство к политической партии предъявляет следующие требования:

во-первых, политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;

во-вторых, в политической партии должно состоять не менее пятидесяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее пятисот членов политической партии. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот пятидесяти членов политической партии;

в-третьих, руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности.

Современное российское законодательство устанавливает ряд ограничений на создание и деятельность политических партий.

Так, запрещаются создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. Включение в уставы и программы политических партий положений о защите идей социальной справедливости, равно как и деятельность политических партий, направленная на защиту социальной справедливости, не может рассматриваться как разжигание социальной розни.

Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Политическая партия не должна состоять из лиц одной профессии.

Структурные подразделения политических партий создаются и действуют только по территориальному признаку. Не допускается создание структурных подразделений политических партий в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в Вооруженных Силах Российской Федерации, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных и негосударственных организациях.

Не допускается деятельность политических партий и их структурных подразделений в органах государственной власти и органах местного самоуправления (за исключением законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований), в Вооруженных Силах Российской Федерации, в правоохранительных и иных государственных органах, в аппаратах законодательных (представительных) органов государственной власти, в государственных организациях. Запрещается вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных учреждений.

Создание и деятельность на территории Российской Федерации политических партий иностранных государств и структурных подразделений указанных партий не допускаются.

Классификация политических партий осуществляется по различным основаниям.

Наиболее распространенные классификации предполагают деление партий на правящие и оппозиционные, кадровые и массовые, либеральные и консервативные, левые, правые и центристские, монархические и республиканские.

Понятие политической партии, ее главное отличие от других общественных организаций. Функции политической партии

Среди политических организаций наибольшую роль в политической жизни современного общества играют политические партии. Термин партия происходит от латинского «pars» и означает «часть», «группа». Он получил распространение еще в древнем мире. Однако собственно политические партии появляются в процессе становления парламентаризма (18-19 вв.) В истории политических партий М. Вебер выделял три этапа:

  1. партии сторонников светской власти папы и сильной власти короля;
  2. замкнутые политические клубы феодальной аристократии;
  3. современные политические партии.

Предпосылками возникновения политических партий являлись:

  1. появление новой социальной силы – буржуазии, стремившейся к власти, боровшейся с традиционными сословными порядками, абсолютизмом;
  2. предоставление избирательных прав значительной части населения, стремление представителей различных социальных групп к объединению для удовлетворения общих интересов и достижения совместных целей;
  3. объединение в парламентские группы депутатов в парламентах.

Политическая партия – это наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающаяся их интересы, борющаяся за политическую власть. В политической системе, как правило, действует несколько политических партий, что связано с противоречиями между классами и социальными слоями, борьбой за осуществление собственной политики. Политическая партия представляет собой добровольную, имеющую устойчивую структуру и постоянный характер деятельности, организацию единомышленников, объединенных идеологически и организационно, имеющих целью завоевать, удержать и использовать государственную власть для реализации своих основных интересов. Партии отражают обще групповые интересы, цели разных слоев населения. Главным отличием политических партий от иных общественных организаций является их четкая нацеленность на политическую деятельность, а именно нацеленность на завоевание и осуществление власти, борьба за руководство государственными делами. Из главной цели политических партий – борьбы за власть – вытекают и функции партии:


  1. Выявление, формулирование и удовлетворение интересов больших социальных групп;
  2. Разработка партийной идеологии; политическое воспитание общества в целом или его части;
  3. Борьба за политическую власть;
  4. Подготовка и проведение избирательных кампаний по формированию высших и местных органов власти;
  5. Взаимодействие партии с государственными и общественными организациями и движениями.

политическая партия | Определение, типы, функции, примеры и факты

Можно провести фундаментальное различие между кадровыми партиями и массовыми партиями. Эти две формы сосуществуют во многих странах, особенно в Западной Европе, где коммунистические и социалистические партии возникли наряду с более старыми консервативными и либеральными партиями. Многие партии не попадают точно в одну из категорий, но сочетают в себе некоторые характеристики обеих.

Кадровые партии

Кадровые партии — i.е., партии, в которых доминируют группы политически элитных активистов, возникшие в Европе и Америке в 19 веке. За исключением некоторых штатов США, Франции с 1848 г. и Германской империи с 1871 г., избирательное право было в значительной степени ограничено налогоплательщиками и владельцами собственности, и даже когда право голоса было предоставлено большему количеству людей, политическим влияние по существу ограничивалось очень небольшой частью населения. Масса людей ограничивалась ролью зрителей, а не активных участников.

Кадровые партии XIX века отражали фундаментальный конфликт между двумя классами: аристократией с одной стороны и буржуазией с другой. Первые, состоявшие из землевладельцев, зависели от сельских имений, в которых обычно неграмотное крестьянство сдерживалось традиционалистским духовенством. Буржуазия, состоящая из промышленников, купцов, торговцев, банкиров, финансистов и профессиональных людей, зависела от низших классов клерков и промышленных рабочих в городах.И аристократия, и буржуазия выработали свою идеологию. Первой возникла буржуазно-либеральная идеология, зародившаяся во время английской революции 17 века в трудах английского философа Джона Локка. Затем он был разработан французскими философами 18 века. Стремясь к формальному юридическому равенству и принятию неравенства обстоятельств, либеральная идеология отражала интересы буржуазии, стремившейся уничтожить привилегии аристократии и устранить сохранявшиеся экономические ограничения феодализма и меркантилизма.Но поскольку он сформулировал эгалитарный идеал и требование свободы, буржуазный классический либерализм выражал чаяния, общие для всех людей. Консервативной идеологии, с другой стороны, никогда не удавалось определить темы, которые оказались бы столь же привлекательными, поскольку она, по-видимому, более тесно связана с интересами аристократии. Однако в течение значительного периода консервативные настроения сохраняли значительное влияние среди людей, поскольку они представлялись как выражение воли Бога.В римско-католических странах, в которых религия была основана на иерархически структурированном и авторитарном духовенстве, консервативные партии часто были клерикальными партиями, как во Франции, Италии и Бельгии.

Консервативные и либеральные кадровые партии доминировали в европейской политике в XIX веке. Возникнув в период великих социальных и экономических потрясений, они осуществляли власть в основном посредством избирательной и парламентской деятельности. Придя к власти, их лидеры использовали силу армии или полиции; сама партия, как правило, не была организована для насильственных действий.На его местные подразделения было возложено обеспечение моральной и финансовой поддержки кандидатов во время выборов, а также поддержание постоянного контакта между избранными должностными лицами и электоратом. Национальная организация стремилась объединить членов партии, избранных в собрания. В целом местные комитеты сохраняли базовую автономию, а каждый законодатель — большую степень независимости. Партийной дисциплине при голосовании, установленной британскими партиями, которые были старше из-за того, что британский парламент был создан давно, на континенте почти не копировали.

Первые политические партии США 19 века не особо отличались от европейских кадровых партий, за исключением того, что их противостояние было менее жестоким и в меньшей степени основывалось на идеологии. Первая в США форма борьбы между аристократией и буржуазией, между консерваторами и либералами, была проведена в форме Войны за независимость, в которой Великобритания воплотила власть короля и дворянства, а повстанцы — власть буржуазии. и либерализм.Такая интерпретация, конечно, упрощена. На Юге существовала некоторая аристократия и, в частности, аристократический дух, основанный на институтах рабовладения и патерналистской собственности на землю. В этом смысле гражданскую войну (1861–1865 гг.) Можно рассматривать как вторую фазу ожесточенного конфликта между консерваторами и либералами. Тем не менее Соединенные Штаты с самого начала были по сути буржуазной цивилизацией, основанной на глубоком понимании равенства и личной свободы.Федералисты и антифедералисты, республиканцы — все принадлежали к либеральной семье, поскольку все разделяли одну и ту же базовую идеологию и одну и ту же систему фундаментальных ценностей и различались только средствами, с помощью которых они могли реализовать свои убеждения.

С точки зрения партийной структуры партии в США вначале мало отличались от своих европейских собратьев. Как и они, партии США состояли из местных знаменитостей. Связи местного комитета с национальной организацией были даже слабее, чем в Европе.На государственном уровне была эффективная координация местных партийных организаций, но на национальном уровне такой координации не существовало. Более оригинальная структура была разработана после гражданской войны — на юге, чтобы использовать голоса афроамериканцев, и вдоль восточного побережья, чтобы контролировать голоса иммигрантов. Крайняя децентрализация в Соединенных Штатах позволила партии установить местную квазидиктатуру в городе или округе, захватив все ключевые посты на выборах. Не только должность мэра, но и полиция, финансы и суды попали под контроль партийной машины, и, таким образом, машина была развитием исходных кадровых партий.Местный партийный комитет обычно состоял из авантюристов или гангстеров, которые хотели контролировать распределение богатства и обеспечивать продолжение своего контроля. Эти люди сами находились под властью босса, политического лидера, который контролировал машину на уровне города, округа или штата. По указанию комитета, каждый избирательный округ был тщательно разделен, и за каждым участком внимательно следил агент партии, капитан, который отвечал за обеспечение голосов для партии.За обещанные голоса избирателям предлагались различные награды. Машина могла предлагать такие стимулы, как профсоюзные рабочие места, лицензии трейдера, иммунитет от полиции и тому подобное. Действуя таким образом, партия часто могла гарантировать большинство на выборах кандидатам по своему выбору, и, когда она контролировала местное правительство, полицию, суды, государственные финансы и т. Д., Механизм и его клиентов заверили в безнаказанности за незаконную деятельность, такую ​​как проституция и игорные заведения, и в предоставлении государственных контрактов привилегированным бизнесменам.

Перерождение партийного механизма не обошлось без плюсов. Европейский иммигрант, прибывший в Соединенные Штаты, потерянный и изолированный в огромном и ином мире, мог найти работу и жилье в обмен на свою приверженность партии. В системе почти чистого капитализма и в то время, когда социальные услуги практически отсутствовали, машины и боссы брали на себя обязанности, которые были необходимы для общественной жизни. Но моральные и материальные издержки такой системы были очень высоки, и машина часто использовалась исключительно для эксплуатации, не оказывая никакой услуги обществу.

К концу 19-го века эксцессы машин и начальства и закрытый характер партий привели к развитию первичных выборов, на которых выбирались партийные кандидаты на должность. Первичное движение лишило партийных лидеров права диктовать кандидатов на выборах. Большинство штатов приняли первичную систему в той или иной форме в период между 1900 и 1920 годами. Цель системы заключалась в том, чтобы сделать партии более демократичными, открыв их для широкой публики в надежде уравновесить влияние партийных комитетов. ,На практике цель не была реализована, так как комитеты сохранили преимущество в отборе кандидатов на праймериз.

В своей первоначальной форме Британская лейбористская партия представляла собой новый тип кадровой партии, образующей промежуточное звено с массовыми партиями. Он был сформирован при поддержке профсоюзов и левой интеллигенции. На базе каждая местная организация направила представителей в районный комитет по труду, который, в свою очередь, был представлен на национальном конгрессе.

Таким образом, ранняя (до 1918 г.) Лейбористская партия состояла из многих местных и региональных организаций. Вступить в партию напрямую не было возможности; членство происходило только через аффилированный орган, такой как профсоюз. Таким образом, она представляла собой новый тип партии, зависящей не от политиков, объединенных вместе в результате их желания получить власть и владеть ею, а от организованных представителей более широкого круга интересов — рабочего класса. Некоторые христианско-демократические партии — например, Бельгийская социал-христианская партия между двумя мировыми войнами и Австрийская народная партия — имели аналогичную структуру: федерация профсоюзов, сельскохозяйственных организаций, движений среднего класса, ассоциаций работодателей и т. Д.После 1918 года Лейбористская партия разработала политику прямого членства по образцу континентальных социалистических партий, при этом отдельным членам было разрешено присоединяться к местным отделениям избирательных округов. Однако большая часть его членов оставалась аффилированной, а не прямой на протяжении большей части ХХ века. На ежегодной конференции 1987 года предел доли профсоюзных делегатов был установлен на уровне 50 процентов.

.

Функции политических партий

Функции политических партий

Политические партии выполняют важную задачу в правительстве. Они объединяют людей для достижения контроля над правительством, разрабатывают политику, благоприятную для их интересов или групп, которые их поддерживают, а также организуют и убеждают избирателей избирать своих кандидатов на должность. Хотя политические партии активно участвуют в деятельности правительства на всех уровнях, они не являются самим правительством, и в Конституции они не упоминаются.

Основная цель политических партий — выдвинуть кандидатов на государственные должности и добиться избрания как можно большего числа из них. После избрания эти должностные лица пытаются достичь целей своей партии с помощью законодательных и программных инициатив. Хотя многие люди так не думают, регистрация в качестве демократов или республиканцев делает их членами политической партии. Политические партии хотят, чтобы в них было вовлечено как можно больше людей. Большинство членов играют довольно пассивную роль, просто голосуя за кандидатов своей партии во время выборов.Некоторые становятся более активными и работают в качестве официальных лиц в партии или добровольно пытаются убедить людей голосовать. Самые амбициозные члены могут сами решить баллотироваться.

Представление групп интересов

Народ, представленный выборными должностными лицами, называется избирателями. Независимо от того, республиканцы или демократы, избиратели сообщают о своих опасениях своим представителям. В свою очередь, избранные должностные лица должны не только отражать интересы своей политической партии, но также должны пытаться заручиться поддержкой людей в своих районах или штатах, которые принадлежат к другой партии.Они могут получить эту поддержку, поддерживая двухпартийных вопросов (вопросы, вызывающие озабоченность, пересекающие границы партии) и внепартийных вопросов (вопросы, не имеющие ничего общего с партийной принадлежностью).

Политические партии представляют как группы, так и отдельных лиц. У этих групп интересов есть особые опасения. Они могут представлять интересы сельскохозяйственных рабочих, городских афроамериканцев, операторов малого бизнеса, определенных отраслей или учителей — любых подобных лиц, которые сотрудничают, чтобы выразить конкретную повестку дня.

Упрощение выбора

Две основные политические партии в Соединенных Штатах обращаются к как можно большему количеству различных групп. Они делают это, формулируя свои цели в общем виде, чтобы избиратели были привлечены к широкой философии, не обязательно сосредотачиваясь на каждой конкретной проблеме. Республиканцы известны своей поддержкой бизнеса, консервативной позицией по социальным вопросам и озабоченностью размером правительства; Демократы традиционно поддерживали трудящихся и меньшинства и верят, что правительство может решить многие проблемы нации.Альтернативой использованию общей философии политических партий для отбора кандидатов является голосование за отдельных лиц на основе только их собственных программ из одного или двух вопросов.

Создание политики

Политические партии сами по себе не являются политическими организациями. Они, безусловно, занимают позицию по важным политическим вопросам, особенно в том, чтобы предложить альтернативу позиции той партии, которая находится у власти. Находясь у власти, партия пытается претворить в жизнь свою философию через законодательство.Если кандидат побеждает на выборах подавляющим большинством голосов, это может означать, что избиратели дали ему или ей мандат на выполнение программы, изложенной в кампании. Поскольку президент Билл Клинтон не смог выиграть большинство голосов избирателей ни в 1992, ни в 1996 году, немногие считали его победы мандатом какой-либо конкретной политики или идеологии. Президент Джордж Буш также вступил в должность без четкого мандата, потому что его оппонент, Эл Гор, получил больше голосов (и, возможно, выиграл бы Коллегию выборщиков, если бы не нарушения, такие как путаница в бюллетенях, во Флориде).

,

История Англии »Политика» Политические партии

Основные политические группировки. Стороны, представленные в палате общин

Политические партии впервые возникли в Великобритании в конце 17 века. Консервативная и Либеральная партии являются самыми старыми и до конца 19 века они были единственными партиями, избранными в Палату общин. Основными британскими политическими группировками являются Консервативная и Лейбористская партии и Партия либеральных демократов.Консервативная партия является правящей партией, Лейбористская партия — оппозицией консерваторам, а партия либерал-демократов называется «консервативно ориентированной». Социал-демократическая партия была образована в 1981 году и заключила союз с Либеральной партией в 1988 году.

Есть также некоторые другие партии: Шотландская национальная и Валлийская националистические партии.

Из-за используемого метода выборов только две основные партии получают места в Палате общин.Люди, принадлежащие к более мелким политическим партиям, присоединяются к одной из более крупных партий и работают изнутри, чтобы почувствовать свое влияние. Исключением являются члены Шотландской национальной и Валлийской националистических партий, которые, поскольку их голоса влияния сосредоточены в определенных географических регионах, могут получить места, хотя их общая поддержка относительно невелика.

Консервативная партия

Партия тори — партия большого бизнеса.Что означает слово «тори» ?. Внешняя и внутренняя политика Консервативной партии

Консервативная партия, которую часто называют партией тори, является одной из тех, которые уходят своими корнями в этот период. Сегодня партия тори — это партия крупного бизнеса, промышленности, торговли и землевладельцев. Большая часть денег, необходимых для проведения вечеринки, поступает от крупных фирм и компаний. Партия представляет тех, кто верит в частные предприятия, а не в государственные.Внутри самой партии есть некоторое разделение: более аристократическое крыло и группа низшего среднего класса. Тори представляют собой смесь богатых и привилегированных — монополистов и землевладельцев. Консервативная партия — самая могущественная, ее часто называют партией бизнес-директоров.

Слово «тори» означает ирландский разбойник с большой дороги и применялось к консерваторам их противниками, но позже они приняли это имя, чтобы описать себя.Тори выступали против идей Французской революции, парламентской реформы и развития тред-юнионизма. Между двумя войнами именно тори в Британии разрешили и поощряли приход нацистов к власти. Они представляют собой колониальную политику. Во внутренней политике они выступали против тенденций Лейбористской партии национализировать газ, электричество, уголь и железные дороги.

Либеральная партия и Лейбористская партия

Кого называют «виги» ?.История Либеральной партии. История лейбористской партии

Консервативной и Либеральной партиям более трехсот лет. Тори называли либералов «вигами». «Виг» был шотландским проповедником, который мог по 4 или 5 часов проповедовать морализаторские проповеди. В середине 19 века Либеральная партия представляла торговые и производственные классы. В то время его лозунгом было «Гражданская и религиозная свобода».Уильям Гладстон возглавлял первую администрацию (1868-74), и в течение долгого времени либералы имели парламентское большинство. Во второй половине XIX века многие трудящиеся смотрели на Либеральную партию как на альтернативу консерваторам и их политике.

В конце XIX века и в первые два десятилетия этого периода либералы потеряли поддержку избирателей из рабочего класса. В 1988 году Либеральная партия заключила союз с социал-демократами, и была создана Партия либеральных демократов.

Лейбористская партия, созданная в 1900 году, лишила трудящихся поддержки. Его основали профсоюзы. Когда в 1945 году было впервые избрано лейбористское правительство, оно не показало радикальных изменений в политике тори.

С 1924 года Лейбористская партия четыре раза приходила к власти и выходила из нее, а консерваторы формировали правительство на протяжении всего остального времени. Социальная система осталась неизменной.В результате раскола внутри Лейбористской партии ее правые члены отделились в 1981 году и образовали новую организацию — Социал-демократическую партию. Его политика очень похожа на политику либералов.

Они боролись на выборах 1983 года в союзе с либералами, но было избрано лишь небольшое число их депутатов.


Прочтите эту биографию, чтобы узнать о достижениях Макса Полякова в США. ,