Биология Общая характеристика грибов

Материалы к уроку

Конспект урока

Тема: Общая характеристика грибов.

Ход урока

 

  1. Организационный момент. Постановка целей урока.

 

На прошлом уроке мы с вами закончили изучение бактерий. Сегодня познакомимся еще с одной группой живых организмов. Догадайтесь, что это за организмы?

Подсказки:

– Уже в Древнем Риме люди знали и о вкусовых достоинствах этих существ, и об их ядовитых свойствах.                                                                             

– Появление данных организмов после дождя человек считал сверхъестественным.                         

– Древние греки и римляне, китайцы и индусы верили в их божественное происхождение.

– Об этих организмах можно сказать  «Самые знакомые и самые таинственные существа»?

 

Тема сегодняшнего урока «Общая характеристика грибов»

 

Слайд  2  [Вставить анимацию: тема урока .]

 

  1. Актуализация знаний.

 

1.    Какое строение имеет бактерия?

а) многоклеточное  б) одноклеточное

 

ПАУЗА В ВИДЕО

 

2.   Из каких частей состоит бактериальная клетка?

а) оболочка  б) ядро  в) пластиды  г) цитоплазма

д) рассеянное по цитоплазме ядерное вещество.

 

ПАУЗА В ВИДЕО

 

3.   Какое значение имеет образование спор у бактерий?

а) размножение б) перенесение неблагоприятных условий.

 

 

ПАУЗА В ВИДЕО

 

4.Какой способ питания  не характерен для бактерий?
а) фотосинтез  в) сапрофитный   г) паразитический

 

ПАУЗА В ВИДЕО

 

5. Какие бактерии превращают отмершие организмы в перегной?

а) бактерии гниения б) молочнокислые бактерии

 в) клубеньковые бактерии  г)  почвенные бактерии

 

ПАУЗА В ВИДЕО

 

6. Какие бактерии превращают перегной почвы в минеральные вещества?

 а) бактерии гниения б) молочнокислые бактерии

 в) клубеньковые бактерии г) почвенные бактерии.

 

ПАУЗА В ВИДЕО

 

Слайд 3 [Вставить анимацию: вопросы и варианты ответов .]

 

Правильные ответы показывать после прочтения вопроса, выделяя их.

Правильные ответы выделены жирным шрифтом.

 

  1. Изучение нового материала.

 

 Проникнуть в тайны царства грибов нам поможет путешествие по страницам полевого дневника «Загадочный мир грибов».

 

 Слайд 4 [Вставить анимацию: название полевого дневника «Загадочный мир грибов  .

]

 

Первая страница дневника – историческая. Сделав остановку на ней, мы совершим с вами экскурсию в историю микологии.

Микология – наука, изучающая грибы.

 

Слайд 5 [Вставить анимацию: определение термина микология .]

 

Название науки произошло от греческого слова «микос» – гриб. Зародилась микология на Балканском полуострове.

Первое упоминание о грибах встречается в трудах великого врача Древней Греции Гиппократа и относится к  5 веку до н.э. Древнегреческий ученый Аристотель тоже интересовался грибами.

 

Слайд 6 [Вставить анимацию:  изображения Гиппократа и Аристотеля.]

 

А один из его учеников, Теофраст, описал все известные ему грибы, разделив их на съедобные и ядовитые. Известный итальянский ботаник Микелли своими опытами доказал, что грибы размножаются спорами. Однако, даже такой великий знаток природы, как Карл Линней, долго не мог решить, куда отнести грибы – к животным, или к растениям

 

Слайд  7 [Вставить анимацию: изображение Теофраста и Карла Линнея   . ]

 

 Продолжаем наше путешествие  и вторая страница, на которой мы остановимся, называется исследовательская.

 Грибы – это растения или животные?

 

ПАУЗА В ВИДЕО

 

Слайд 8 [Вставить анимацию: вопрос .]

 

Учащиеся высказывают свои мнения по данному вопросу.

 

 Общие признаки грибов и растений

   Растворенные вещества поглощают путем всасывания.

   Не передвигаются.

   Растут в течение всей жизни.

 

Слайд  9[Вставить анимацию: общие признаки грибов и растений .]

 

 Общие признаки грибов и животных

   Питаются готовыми органическими веществами.

   Сапрофиты и паразиты.

   Клеточная оболочка содержит  органическое вещество – хитин.

 

Слайд 10 [Вставить анимацию: общие признаки грибов и животных  .]

 

Отличительные признаки грибов

             Одноклеточные и многоклеточные организмы.

             Тело гриба состоит из тонких белых нитей (гиф), образующих грибницу (мицелий)

 

Слайд 11 [Вставить анимацию: отличительные признаки грибов.]

 

А теперь давайте сделаем вывод: что такое грибы?

Грибы – одноклеточные или многоклеточные организмы, тело которых состоит из тонких белых нитей (гиф), образующих грибницу   (запись в тетрадь вывода)

 

Слайд 12 [Вставить анимацию: определение грибы- это…. .]

 

Грибы, как и все живые организмы, размножаются .

ПАУЗА В ВИДЕО

 

Слайд 13 [Вставить анимацию: способы размножения грибов .]

 

  1. Физкультурная минутка.

Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете.  

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!

 

Слайд 14 [Вставить анимацию: физкультминутки, можно подобрать соответствующую музыку к каждой строчке . ]

 

Мир грибов гораздо богаче того, который мы видим в лесу. Они отличаются друг от друга по строению и внешнему виду.

 

Слайд  15 [ Анимация заимствована:  роль грибов в природе и жизни человека.]

 

  1. Закрепление знаний.

                                   

Наше путешествие по страницам полевого дневника «Загадочный мир грибов» подошло к концу, я предлагаю вам выполнить тест «Выберите один правильный ответ»

  1. Раздел биологии, изучающий грибы это: 

а) дендрология   б) микология   в) альгология

ПАУЗА В ВИДЕО

 

  1. Грибы представляют собой:

а) отдельную группу растений б) отдельную группу животных в) особую группу живых организмов

ПАУЗА В ВИДЕО

 

  1. Грибы отличаются от животных тем, что они:

а) имеют клеточное строение  б) всасывают из почвы воду и минеральные соли в) питаются готовыми органическими веществами

ПАУЗА В ВИДЕО

 

  1. С растениями грибы объединяет:

а) неподвижность и наличие клеточной стенки   б) неподвижность и верхушечный рост в) неподвижность, наличие клеточной стенки, верхушечный рост

ПАУЗА В ВИДЕО

 

  1. Мицелий гриба образован: 

а) гифами   б) спорами   в) ризоидами

ПАУЗА В ВИДЕО

 

6. Грибы не способны к фотосинтезу потому что …

а) они живут в почве   б) имеют небольшие размеры                                         в) не имеют хлорофилла

ПАУЗА В ВИДЕО

 

7. Грибы размножаются …

а) спорами                    б) семенами             в) частью стебля

ПАУЗА В ВИДЕО

 

Слайд 16 [Вставить анимацию: вопросы и варианты ответов .]

 

Правильные ответы выделены жирным шрифтом. Правильные ответы показывать после прочтения вопроса, дав учащимся некоторое время на ответ.

 

  1. Рефлексия.

 

Какие впечатления у вас остались после урока.

Например: На уроке я работал активно или пассивно. Как вы считаете? Каждый выбирает только для себя.

 

 

 

Слайд 17 [Вставить анимацию:  рефлексии  .]

 

 

 

  1. Подведение итогов.

 

«Если положить на чаши весов полезную и вредную для человека деятельность грибов, то весы примерно уравновесятся»

М. В. Горленко

 

Слайд 18  [Вставить анимацию]

 

Остались вопросы по теме? Наши педагоги готовы помочь!

  • Подготовим к ЕГЭ, ОГЭ и другим экзаменам

  • Найдём слабые места по предмету и разберём ошибки

  • Повысим успеваемость по школьным предметам

  • Поможем подготовиться к поступлению в любой ВУЗ

Выбрать педагогаОставить заявку на подбор

Грибы – онлайн-тренажер для подготовки к ЕНТ, итоговой аттестации и ВОУД

Грибы – эукариотные организмы.

Микология – наука о грибах, исследует морфологию, анатомию, а также развитие и значение грибов в жизнедеятельности людей, в природе. Из-за многочисленных различий в строении их выделяют в отдельную группу.

Основные причины выделения грибов в отдельную царство

Признаки сходства животных:

1. Клеточная оболочка многослойная (иногда занимает 60% от массы гриба).

2. В клетках отсутствуют пластиды, придающие зеленый цвет.

3. Запас питательных веществ – гликоген.

4. Азотный обмен.

5. Гетеротрофное питание (питаются готовыми орг. веществами).

Признаки сходства с растениями:

1. Прикреплены к одному месту.

2. Могут расти в течение всей жизни, пока не погибнут.

3. Питание всасывают, а не глотают, как животные.

4. Имеются толстые оболочки.

Известно свыше 100 000 видов грибов – от низших одноклеточных до гигантских, плодовое тело которых достигает до полуметра. Тело грибов состоит из нитей – гифов. У низших грибов нити видны на верхней части субстрата, к которому они прикреплены, у высших грибов (шляпочные) их не видно. Гифы растут и расходятся по сторонам. Если они разделены перегородками, то гриб многоклеточный, а если между ними нет перегородок, то гриб одноклеточный.

Их функции:

1. Всасывают воду и питательные вещества.

2. Растут и ветвятся, тем самым увеличивают объем всасывания и облегчают питание.

3. Плотно прижимаясь друг к другу или переплетаясь, гифы образуют плодовое тело грибов.

4. Концы гифов направлены вертикально и образуют различные (вертикальны, горизонтальные) споры.

5. Гифы делятся на несколько частей, из каждого отростка образуется новый гриб.

РАЗМНОЖЕНИЕ

Размножаются вегетативно, бесполым и половым путями.

Вегетативно – частями гифов (грибницы).

Бесполым – с помощью образования спор: они не имеют гифов, концы растут, удлинняются, делятся перегородками, из каждого деления вырастают новые грибы.

Половое – слияние двух половых клеток (изогамия).

Гетерогамное – слияние клеток неодинакового размера.

Оогамное – крупная яйцеклетка, а в мужском организме – антеридии.

Одноклеточные грибы.

Строение очень простое, он не имеет грибницы. Шарообразные или овальные клетки имеют оболочку, ядро и вакуоль. Не смотря на то, что они одноклеточные, они живут, размножаются, дышат и происходит обмен веществ.

Дрожжевой гриб очень быстро размножается – почкованием. Если в среде много сахара, то они усиленно размножаются и это приводит к образованию спирта и углекислоты.

Плесневые грибы

Кроме шляпочных, в природе встречаются и другие грибы, например плесени. Они иногда так малы, что рассмотреть их удается только под микроскопом. Таков гриб мукор, образующий плесень.

Этот гриб часто появляется на хлебе, овощах, на конском навозе в виде пушистого белого налета, который через некоторое время становится черным. Под микроскопом хорошо заметно, что грибница мукора состоит из тонких бесцветных нитей. Это всего одна сильно разросшаяся клетка с множеством ядер в цитоплазме.

Размножается мукор спорами. Некоторые нити грибницы поднимаются вверх и расширяются на концах. В этих расширениях, имеющих вид округлых черных головок, образуются споры. После созревания спор головки вскрываются. Споры разносятся. При благоприятных условиях они прорастают в грибницу. Грибница мукора, как и всех грибов, не имеет хлорофилла. Мукор питается готовыми органическими веществами.

На пищевых продуктах и на почве поселяются и другие плесневые грибы. Один из них – пеницилл. Колонии пеницилла голубого цвета, а аспиргила – желтовато-зеленые. Грибница пеницилла состоит из ветвящихся нитей, разделенных перегородками на отдельные клетки. Этим она отличается от одноклеточной грибницы мукора. Споры пеницилла расположены не в головках, как у мукора, а на концах некоторых нитей грибницы – в мелких кисточках. Этот гриб разводят специально, чтобы получить из него лекарство пенициллин. Пенициллин широко применяют для подавления жизнедеятельности многих болезнетворных бактерий, например при воспалении легких, воспалении среднего уха, ангине и других заболеваниях.

Дрожжи

Дрожжи – это микроскопически мелкие грибы, с давних пор применяемые человеком. Дрожжевые клетки имеют форму шариков. Они живут в питательной жидкости, богатой сахаром.

Размножаются дрожжи почкованием. Сначала на взрослой клетке появляется небольшая выпуклость. Она увеличивается и превращается в самостоятельную клетку, которая вскоре отделяется от материнской. Почкующиеся клетки дрожжей похожи на ветвящиеся цепочки.

В тесте дрожжи разлагают сахар на спирт и углекислый газ. Освобождающаяся при этом энергия используется дрожжами для обеспечения их жизнедеятельности. Пузырьки углекислого газа, образующиеся в тесте, делают его легким и пористым.

История жизни и экология грибов

История жизни и экология грибов


Эта фотография сделана с помощью UCMP
Сканирующий электронный микроскоп


Грибы существуют в основном как нитевидные дикариотические организмы.

В рамках своего жизненного цикла грибы производят споры. На этой электронной микрофотографии жабры гриба, четыре споры, образующиеся в результате мейоза (в центре этой картины) носятся на булавовидных спорангий (видимый Лево и право). Из этих спор вырастают и разветвляются гаплоидные гифы , и могут давать бесполые спорангии, специальные гифы, которые производят споры. без мейоза.

Половая фаза начинается, когда гаплоидные гифы из двух различные грибковые организмы встречаются и сливаются. При этом цитоплазма из двух клеток сливается, но ядра остаются отдельными и отдельными. одиночная гифа, полученная путем слияния, обычно имеет два ядра на «клетку» и известный как дикарион , что означает «два ядра». Дикарион может жить и растут годами, а некоторым считается, что им много веков. В конце концов дикарион образует половые спорангии, в которых ядра сливаются. в одну, которая затем подвергается мейозу с образованием гаплоидных спор, и цикл повторяется.

Некоторые грибы, особенно хитриды и зигомицеты, имеют жизненный цикл, более похожий на тот, который встречается во многих протисты. Организм гаплоидный и не имеет диплоидной фазы, за исключением полового спорангия. У ряда грибов потеряли способность к половому размножению и размножались бесполыми спорами или только вегетативный рост. Эти грибы называются несовершенными грибами. и включают, среди прочего, микоз стопы и грибок в блю сыр. Другие грибы, такие как дрожжи, в основном размножаются бесполый деление или фрагментация — расщепление, каждая из частей превращается в новый организм.


Грибы гетеротрофны.

Грибы не могут глотать пищу, как это делают животные, и не могут производят себе пищу так, как это делают растения. Вместо этого грибы питаются поглощение питательных веществ из окружающей среды. Они достичь этого, прорастая сквозь и внутри субстрата на которым они кормят. Многочисленная сеть гиф через древесину, сыр, почва или мясо, из которого они растут. Гифы выделяют пищеварительные ферменты, которые расщепляют субстрат, облегчая грибок поглощает питательные вещества, содержащиеся в субстрате.

Этот нитевидный рост означает, что гриб находится в тесном контакте с его окружение; у него очень большая площадь поверхности по сравнению с его объемом. Пока это облегчает диффузию питательных веществ в гифы, а также грибок подвержен высыханию и ионному дисбалансу. Но обычно это не Проблема, так как грибок растет во влажном субстрате.

Большинство грибов являются сапрофитами , питающимися мертвым или разлагающимся материалом. Это помогает удалить опавшие листья и другой мусор, который в противном случае накапливаться на земле. Питательные вещества, поглощенные грибком, затем становятся доступны для других организмов, которые могут питаться грибами. Очень мало грибов активно захватывать добычу, например Arthrobotrys , улавливающий нематод которым он питается. Многие грибы паразитируют , питаются живыми организмы, не убивая их. Спорынья, кукурузная головня, болезнь голландского вяза и стригущий лишай – это все заболевания, вызываемые паразитическими грибами.


Микоризы представляют собой симбиотические отношения между грибами и растениями.

Большинство растений полагаться на симбиотический гриб, который помогает им в получении воды и питательных веществ из почвы. Специализированные корни, которые растут у растений, и грибок, населяющий их, вместе известен как микориза , или «грибковые корни». Гриб, обладая большой площадью поверхности, способен впитывать воду и питательные вещества на большой площади и обеспечить ими растение. В возвращение, завод обеспечивает богатые энергией сахара, произведенные через фотосинтез. Примеры микоризных грибов включают трюфели и Auricularia , гриб, придающий вкус кисло-сладкому супу.

В некоторых случаях, таких как ваниль орхидея и многие другие орхидеи, молодое растение не может прижиться сам по себе без помощи своего грибного партнера. У печеночников, мхов, ликофиты, папоротники, хвойные и цветение растения, грибы образуют симбиотические отношения с растением. Поскольку микоризные ассоциации обнаруживаются в так много растений, считается, что они могли быть важным элементом при переходе растений на сушу.


Больше информации об одной экологически и экономически важной группе грибов, Uredinales или ржавчинных грибов, доступен через Артур Гербарий в Университет Пердью.



Обучение грибковому дереву жизни-дом

Здесь вы найдете термины, которые вам понадобятся для чтения основной литературы.

поглощающее питание- описывает способ получения энергии и питательных веществ, при котором пищеварительные ферменты выделяются в субстрат, а затем более мелкие, легко усваиваемые молекулы поглощаются через клеточную мембрану.

водоросли — разнообразная группа фотосинтезирующих организмов, которые не являются ни настоящими растениями, ни бактериями

анаморфа — репродуктивная структура гриба, растущего бесполым путем

бесполые – размножающиеся без объединения ДНК или обмена ДНК с другой особью вида

аскоспора — репродуктивная клетка аскомицетов, которая находится в аске (мешке), обычно в группе из 8.

базидий — микроскопическая структура полового размножения базидомицетов, несущая (обычно 4) базидиоспоры

биоразнообразие- сумма различных видов или генотипов жизни в пределах группы или района

скобка- Морфология плодового тела гриба, которая выглядит как выступ, выступающий из ствола дерева или другого древесного субстрата.

Почкование — способ митотического бесполого размножения, при котором новая клетка образуется как небольшой отросток родительской клетки.

плотоядный — режим питания, состоящий в употреблении в пищу мяса животных.

хитин- сложная структурная молекула, состоящая из разветвленных цепей N-ацетилглюкозамина. Хитин входит в состав клеточной стенки грибов и экзоскелета членистоногих.

зажимное соединение — растущие назад короткие отростки гиф у многих дикариотических базидиомицетов, которые участвуют в распределении равных пар ядер по отдельным клеткам.

комменсализм — симбиотическое взаимодействие, при котором на хозяина не влияет присутствие другого организма, который получает выгоду от отношений.

конидии — бесполые спороносные репродуктивные структуры, образующиеся в результате митотического деления клеток мицелия.

загадочный вид — генетически отличный вид, который кажется представителем другого, хорошо известного вида из-за сходных морфологических особенностей и, как правило, общего происхождения

разлагатель — организм, получающий углеродное питание за счет разложения мертвого органического вещества.

диморфный — , имеющий две формы, например одноклеточную форму и нитевидную форму.

эукариотический — Состоит из клеток с мембраносвязанным ядром и органеллами.

жгутик эукариот (см. ундулиподий)

нитчатые — клетки расположены длинными нитями.

плодовое тело — многоклеточная структура, предназначенная для размножения.

гетеротрофный — , относящийся к организмам, которые получают углеродное питание за счет потребления органических веществ.

гифа- нить структурно и питательно связанных клеток грибов

лишайник- Разнообразная группа симбиозов между грибами и одноклеточным фотосинтезирующим организмом, таким как водоросль или цианобактерия

мейоз- тип клеточного деления, дающий начало четырем уникальным гаплоидным дочерним клеткам.

мейоспора — спора, образующаяся в результате мейотического деления.

митохондрии — Клеточная органелла, полученная из симбиотических бактерий, ответственная за высокое производство энергии АТФ у эукариот за счет использования кислорода.

митоз- тип клеточного деления, дающий начало двум идентичным дочерним клеткам.

митоспора- спора, образующаяся в результате митотического деления.

плесень — общее название для разнообразной группы грибов, которые растут (обычно бесполым путем) на коммерческих или бытовых продуктах, таких как продукты питания, бумага или кинопленка.

морфологические критерии — аспектов формы или организации организма, которые можно использовать для группировки сходных организмов и их классификации.

подвижный- способный передвигаться около

многоклеточный — , состоящий из нескольких или многих клеток, работающих вместе, иногда с одной или несколькими специализированными функциями отдельных типов клеток

многоклеточное плодовое тело- Репродуктивная структура, достаточно большая, чтобы ее можно было увидеть невооруженным глазом, например, гриб.

гриб — общее название многоклеточных плодовых тел большинства аскомицетов и особенно базидиомицетов

мутуализм- тип симбиотических отношений, который приносит пользу как хозяину, так и симбионту.

мицелий- , также известный как таллом, вегетативная часть гриба, обычно визуализируемая как мат взаимосвязанных гиф отдельного гриба.

некротрофный- способ питания, включающий умерщвление ткани хозяина с последующим сапротрофным поеданием полученного мертвого вещества.

паразитизм — тип симбиотических отношений, при которых хозяин подвергается неблагоприятному влиянию со стороны симбионта, который извлекает выгоду из ассоциации.

патоген- организм, вызывающий заболевание

фотосинтетические — , описывающие организмы, способные производить себе пищу за счет энергии солнечного света. Эти организмы «фиксируют» углерод из атмосферы для создания органических молекул.

дождевик — форма гриба, в которой споры заключены в жесткий внешний мешочек, пока они не высвобождаются через разрыв или пору в плодовом теле.

ризоморф — корневая организация гиф, обеспечивающая больший потенциал для исследования окружающей среды и переноса питательных веществ.

сапротрофный — способ питания, при котором мертвый или экструдированный органический материал поглощается из окружающей среды.

склероций — вегетативный клубок гиф, иногда включающий симбиотическую ткань хозяина, служащую фазой покоя или резистентности, но не репродуктивной.

shmoo — описывает форму почкующихся дрожжевых клеток. Из мультфильма «Невероятная болтушка».

перегородка- стенка, часто с воротами, разделяющая отдельные клетки в гифах

половой — относящийся к генетической рекомбинации между особями. При половом размножении рекомбинация происходит между совместимыми представителями биологического вида.

видов — низшая таксономическая группировка организмов. Иногда относится к скрещивающимся популяциям организмов.

спора

спорангий — специализированная клетка, образующая спору (споры).

субстрат- для грибка, как его дома, так и его пищи. Материал, вещество или предмет, на котором или в котором растет и переваривается грибок.

симбионт- организм, живущий в симбиозе

Симбиоз- «…приобретение одного организма другим, отличным от него организмом, и их последующая длительная близость развивает новый метаболизм и структуры». (Д. Зук, 19 лет98. см. ссылку.)

наземные — живущие на суше

слоевище — общая форма, которую принимает мицелий гриба. «Тело» гриба.

undulipodium — термин, разработанный для дифференциации специализированной органеллы движения, которая выступает из подвижных эукариотических клеток, и настоящих бактериальных жгутиков. Они похожи на настоящие бактериальные жгутики (вращающиеся белковые нити) только по аналогии. Все ундулиподии демонстрируют характерные 9+2 расположение микротрубочек, покрытых плазматической мембраной.

одноклеточные — клеток, не соединенных прочными связями. Независимо действующие отдельные клетки.

белая гниль — тип гниения древесины, при котором разлагаются как целлюлоза, так и лигнин.

дрожжи- сапротрофные, одноклеточные грибы Ascomycota или Basidiomycota

Зооспора — репродуктивная клетка , способная создавать собственное движение

зигоспора — крупная репродуктивная спора, созданная зигомицетами (зиго означает ярмо, как у двух быков, запряженных вместе), где встречаются две совместимые гифы.