Надкласс рыбы, подготовка к ЕГЭ по биологии

Рыбы — низшие челюстноротые первичноводные позвоночные. Известно около 33 тысяч видов рыб. Им посвящен самостоятельный раздел биологии — ихтиология (от греч. ichthys — рыба и logos — слово).

Первые челюстноротые рыбы появились в ордовике, хрящевые рыбы — на рубеже силура и девона, около 420 млн. лет назад. Рыбы обитают как в пресных, так и в соленых водах. Надкласс рыбы подразделяется на два класса: костные и хрящевые рыбы.

Общими признаками всех рыб является наличие обтекаемой формы тела, жизнь в воде. Тело подразделяется на голову, туловище и хвост. Хорошо развиты органы чувств: зрения, обоняния, слуха, осязания, равновесия.

Ароморфозы рыб

Рыбы отличаются от предшествующих эволюционных форм новыми, прогрессивными чертами строения, которые повысили их уровень организации.

Давайте их перечислим.

  • Появление челюстей и черепа
  • У рыб первая пара жаберных дуг видоизменяется в челюсти. С помощью челюстей охота становится более эффективной, а питание — разнообразным.

    У рыб появляется череп — костное вместилище головного мозга и органов чувств, которое надежно защищает эти структуры нервной системы.

  • Парные плавники
  • Образуются предшественники конечностей, плавники, парные придатки тела, обособленные от туловища и головы, приводимые в движение мускульной силой.

  • Редукция хорды и формирование костного позвоночника
  • У рыб хорда редуцируется, на ее месте формируется позвоночник. У хрящевых рыб позвоночник в течение всей жизни имеет хрящевое строение, а у костных рыб позвоночник окостеневает: он представлен костной тканью.

    Обратите особое внимание, что в скелете хрящевых ганоидов (осетровых рыб, а также двоякодышащих) хорда сохраняется на всю жизнь.

Костные рыбы

Костные рыбы — процветающий класс, весьма многочисленный: к ним относятся около 95% современных рыб. Сюда входят важнейшие подклассы, которые мы разберем: хрящекостные, двоякодышащие и кистеперые рыбы.

Широко известны основные отряды класса костных рыб:

  • Осетрообразные — осетр, стерлядь, белуга
  • Карпообразные — карась, сазан, лещ, толстолобик
  • Лососеобразные — форель, лосось, семга
  • Трескообразные — треска, минтай, хек
  • Окунеобразные — окунь, судак, скумбрия, ставрида

Для большинства костных рыб характерен костный скелет, наличие жаберных крышек, прикрывающих жабры. Жаберные лепестки расположены непосредственно на жаберных дугах, имеется плавательный пузырь. Оплодотворение наружное.

Большинство видов костных рыб (90%) относятся к костистым рыбам. Для большей части костистых рыб характерно непрямое развитие (с метаморфозом).

Данный класс будет рассмотрен нами на примере типичного представителя — речного окуня.

  • Покровы, опорно-двигательная система
  • Форма тела обтекаемая, рыбообразная, за счет чего снижается трение о воду. Поверхность тела покрыта налегающими друг на друга (подобно черепице) чешуйками.

    У большинства видов чешуя ктеноидная (от греч. ktéis — гребень и éidos — вид) — снабжена зубцами или шипами, или циклоидная (от греч. kykloeides — кругообразный, круглый) — с гладким закругленным задним краем.

    В коже находится множество желез, которые секретируют слизь, покрывающую все тело рыбы, благодаря чему снижается трение о воду. Из-за слизи пойманную рыбу тяжело удержать в руках, она выскальзывает.

    Плавники — органы движения рыб. Плавники бывают как парные (грудные, брюшные), так и непарные (спинной, хвостовой, анальный).

    Череп — вместилище головного мозга, окружает его со всех сторон. Характерно наличие рострума (от лат. rostrum — клюв) — передней вытянутой части черепа рыб.

    Позвоночник состоит из двух отделов: туловищного и хвостового. В центре каждого позвонка имеется отверстие. Прилегая друг к другу, отверстия позвонков вместе соединяются в единый спинномозговой канал, в котором лежит спинной мозг.

    Скелет грудных плавников соединен с позвоночником костями плечевого пояса, в отличие от скелета брюшных плавников, который не сочленяется с позвоночником. Имеются жаберные крышки, снаружи прикрывающие жаберные щели (у хрящевых рыб жаберные крышки отсутствовали, 5 жаберных щелей открывались каждая в отдельности наружу.

    )

    Полость тела вторичная (целом).

    Мышечная система сегментируется, что выражается в возникновении отдельных (дифференцированных) мышечных пучков. Наиболее ярким примером дифференцировки являются мышцы ротового аппарата и парных плавников.

  • Пищеварительная система
  • Состоит из ротовой полости, глотки, продолжающейся в пищевод, желудка, толстого и тонкого кишечника. У многих рыб в ротовой полости имеются язык и острые зубы, расположенные на челюстях. Зубы предназначены не для механического измельчения пищи, а в основном для схватывания и удержания добычи. Слюнные железы отсутствуют, имеются вкусовые рецепторы.

    В просвет тонкой кишки рыб открываются протоки пищеварительных желез, печени и поджелудочной железы, а также желчного пузыря. Спиральный клапан в кишечнике (характерный для хрящевых рыб) отсутствует, общая площадь всасывания увеличивается за счет слепо оканчивающихся выростов кишечника — пилорических придатков.

  • Дыхательная система
  • Глотка тесно связано не только с пищеварительной, но и с дыхательной системой: здесь располагается жаберный аппарат рыб. С помощью жабр они приспособились забирать из воды растворенный в ней кислород и насыщать им кровь, откуда кислород поступает ко внутренним органам и тканям.

    Процесс дыхания осуществляется благодаря тому, что вода через ротовое отверстие попадает в глотку. Вследствие движений жаберной крышки вода из ротоглоточной полости втягивается в боковую жаберную полость, омывая жабры. В результате газообмена в кровь рыбы поступает кислород, а углекислый газ покидает ее и растворяется в воде.

    Жабры состоят из жаберной дуги, на которой расположены жаберные тычинки и лепестки. Жаберные тычинки направлены в сторону ротоглоточной полости и препятствуют проникновению частиц пищи в жабры (цедильная функция).

    Жаберные лепестки направлены наружу и оплетены густой сетью кровеносных сосудов — капилляров, в которых и происходит газообмен.

  • Кровеносная система
  • Как и хрящевые, костные рыбы имеют один круг кровообращения. Сердце двухкамерное, состоит из одного предсердия и одного желудочка. Запомните, что в сердце у рыб кровь венозная. Она накачивается сердцем в жабры, где происходит ее насыщение кислородом, после чего кровь становится артериальной.

    Артериальная кровь направляется к внутренним органам и тканям, движется кровь внутри сосудов: кровеносная система замкнутого типа.

  • Выделительная система
  • Состоит из парных лентовидных туловищных почек (мезонефрос, или первичная почка.) Располагаются они по бокам туловища. От почек начинаются мочеточники, сливающиеся между собой и образующие расширение — мочевой пузырь.

    Моча, содержащая побочные продукты обмена веществ, выводится из организма рыбы через анальное отверстие у самок, через мочеполовое отверстие — у самцов .

  • Нервная система
  • У всех хордовых нервная система трубчатого типа. Головной мозг состоит из продолговатого, среднего мозга, мозжечка, промежуточного и переднего мозга.

    Развитие одних и тех же отделов у разных классов хордовых неодинаково, что мы с вами отчетливо увидим по мере изучения данного раздела. Я рекомендую вам обратить на данную тему особое внимание.

    Относительно других классов хордовых головной мозг у рыб слабо развит: кора переднего мозга отсутствует, вместо нее поверхность мозга покрыта эпителием. Наибольшего развития достигает средний мозг — главный координирующий центр.

    Также хорошо выражен (развит) мозжечок, который отвечает за координацию движений и ориентацию тела в пространстве. Это связано со сложными перемещениями рыбы, которая «парит как птица» только не в воздушной, а в водной среде. От головного мозга берут начало 10 пар черепно-мозговых нервов.

    Органы чувств рыбы представлены особым образованием — боковой линией, тянущейся в виде канала вдоль всего тела с обоих боков. Чувствительные клетки (невромасты) органа боковой линии реагируют на изменения направления и скорости тока воды вблизи рыбы. С помощью нее рыба чувствует направление и скорость течения воды.

    У рыб впервые возникает специализированный орган слуха — внутреннее ухо. С помощью него они способны различать звуки, ориентируясь в водной среде. Состоит внутреннее ухо из трех полукружных канальцев, верхнего и нижнего мешочков. Иногда внутреннее ухо соединяется с плавательным пузырем (сомовые, карповые), за счет чего слух у таких рыб более развит.

    Органы зрения приспособлены к водной среде: хрусталик имеет шарообразную форму. Роговица плоская, аккомодация (настройка глаза на наилучшее видение объекта) происходит только благодаря перемещению хрусталика.

    Рыбы хорошо видят лишь на близком расстоянии. Имеются органы вкуса на коже и нижней челюсти, а также органы обоняния, открывающиеся в ротовую полость.

  • Половая система
  • Рыбы раздельнополы. Половые железы самцов — семенники, самок — единственный яичник. Оплодотворение наружное, происходит в воде: самка выметывает икру (яйцеклетки), а самец выделяет в воду сперматозоиды, которые сливаются с яйцеклетками. С течением времени из икры развиваются молодые особи.

    Развитие у большинства рыб (костистые рыбы) непрямое, с метаморфозом. Запомните, что процесс выметывания икры и ее последующего оплодотворения называется нерест, он носит сезонный характер. У пресноводных рыб нерест происходит весной, в это время строго запрещена ловля рыбы.

Плавательный пузырь

Этот орган характерен исключительно для костных рыб: у хрящевых рыб (акулы, скаты) он отсутствует. Плавательный пузырь представляет собой воздушный мешок, заполненный смесью газов: азотом, кислородом, углекислым газом.

Он выполняет ряд важнейших функций:

  • Гидростатическую — помогает занять рыбе в толще воды определенное положение. Так при расширении пузыря рыба всплывает, а при его уменьшении — опускается на дно.
  • Дыхательную — способен выполнять функцию легких
  • Барорецепторную — воспринимает изменения давления
  • Акустическую — воспринимает звуки, играет роль аналогичную уху

При заполнении газом пузырь расширяется: это меняет удельный вес рыбы, он понижается и рыба всплывает. Обратная схема происходит при уменьшении пузыря. Но откуда появляется газ, которым наполняется пузырь, если рыба обитает в воде? Отвечая на этот вопрос, отметим, что все рыбы делятся на два типа: открытопузырные и закрытопузырные.

У открытопузырных рыб плавательный пузырь сообщается с пищеварительной системой. Они в течение всей жизни поднимаются к поверхности воды и заглатывают воздух, по мере необходимости они могут освобождаться от газов, выдавливая их через глотку, а затем рот в окружающую среду. К таким рыбам относятся сельдеобразные, щукообразные, карпообразные, двоякодышащие.

Закрытопузырные рыбы имеют пузырь, не сообщающийся с пищеварительной трубкой. Газы в него поступают благодаря газовой секреции: они переходят из растворенного (в крови) состояния в газообразное, заполняя пузырь. Когда пузырь уменьшается газы вновь растворяются в крови, возвращаясь в кровеносное русло. К таким рыбам относятся: трескообразные, окунеобразные, кефалеобразные.

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2023

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Как нарисовать рыбу поэтапно для детей. Рисование рыбки. Поэтапно для детей

Уроки рисования – это всестороннее развитие ребенка, на которых он не только изучает технику изображения, но и имеет возможность ознакомиться с окружающим миром и его жителями.

В этой статье мы расскажем, как поэтапно нарисовать с детьми рыбку карандашом.

Тело практически всех рыб овальное. Ребенок, который учится рисовать рыбу, должен уметь ее изобразить. Но вид овала может немного видоизменяться в зависимости от разновидности морского животного. Но, как всегда, начинаем рисунок с простого.

Из этой статьи вы узнаете

Изображаем и изучаем

Изображение рыбки очень простое. Такое рисовать могут дети, начиная с младшего возраста.

Первое, из чего состоит рыба, – это ее длинное овальное туловище. В этот момент можно рассказать малышу о том, где живут рыбы и об их строении тела. Если ребенок уже знает это, пусть сам скажет, чем она отличается от другого животного. Тем временем на бумаге появляется овал.

Второй шаг – это сделать из сторон этой фигуры голову рыбы и хвост. Для этого одна сторона немного удлиняется. Это будет голова. Она отделяется от туловища особыми пластинками, которые закрывают жабры рыбы. Объясните, что это их орган дыхания.

Нарисовать хвост рыбы нужно с противоположной стороны овала. Он будет продолжением овала и поэтому слегка расширен к концу. Пока рисуем хвост, рассказываем, что этот орган помогает этому водному животному двигаться, поворачивать и регулировать скорость передвижения.

Следующее, что следует прорисовать, – это основные составляющие головы:

  • глаза;

Не забывайте и про дополнительные плавники, которые находятся на спине у животного и снизу на брюшке. Заканчивая рисунок, сделайте карандашом последние штрихи на изображении. Все! Самое простое изображение рыбки поэтапно готово. Дополнить рисунок можно водорослями и другими морскими жителями.

В следующий раз предложите малышу самому изобразить рыбу и не забывайте подсказывать и хвалить кроху за его старания.

Имея такие практические знания изображения рыб, для ребенка в дальнейшем не составит труда нарисовать других жителей водного мира. Например, щука прорисовывается из изначально более длинного овала, так как ее тело более вытянутое.

А вот камбала, наоборот, отличается округленным телом и небольшими плавниками. Золотые рыбки отличаются наличием более пушистого хвоста, который красиво свисает книзу.

Более детальный поэтапный рисунок

Более детальное изображение можно начинать практиковать с детьми, которые уверенно владеют карандашом. Сделать это поэтапно не трудно. Поэтому вооружитесь листом бумаги и карандашами и начинайте рисовать рыбку. Всего изображение получится в шесть шагов.

  • С левой стороны бумаги рисуем мордочку рыбы и, начиная от нее, ведем плавную черту, слегка приподнятую к верху, а потом плавно спускающуюся вниз. У нас получилось нарисовать спину.
  • Вернемся к мордочке: ведем нижнюю ее часть, формируя рот. Линия плавно переходит в жабры, отделяя тем самым голову рыбы.
  • От жабр проводится линия живота. Нужно нарисовать ее так, чтобы она шла симметрично уже изображенной спинке. Верхняя и нижняя линии спины и живота к концу немного сходятся, но не соединяются.
  • Далее карандашом на спине в месте опускания спины рисуется плавник. Он самый крупный из всех. Нижний плавник нужно нарисовать в месте, где линия брюшка начинает устремляться к верхней линии. По размерам нижний плавник немного меньше верхнего, но также довольно крупный.

  • Рисовать дальше нужно хвост, который представляет собой продолжение линий брюшка и спины. Рыбку заканчиваем красивым хвостом.
  • Последний штрих – это рисование глаз, дополнительных плавников возле жабр. Прорисовывание чешуек по всему телу, кроме головы. Заштриховка плавников и хвоста карандашом.

Вот так легко нарисовать рыбку. Для детей этот урок может показаться трудным, но немного практики, и это будет получаться очень быстро и красиво.

Изображение рыбы-меч

Подводный мир очень многогранный. Здесь множество рыб, поэтому у детей может возникнуть желание научиться рисовать рыбу-меч. Она быстро плавает и имеет подвижное тело. Ее скорость может достигать 130 км в час. Но главной ее особенностью считается длинный нос, который схожий с мечем. Благодаря этому, рыбку так и назвали.

Рисовать начинаем с туловища, которое изображается в виде изогнутого овала, суженного в конце, – это хвост. Он небольшой, короткий и широкий. Спинной плавник высокий, заостренный и не широкий. Такие же и два нижних плавника.

Дальше следует поэтапно рисовать морду. Помним, почему эту рыбку назвали мечем, – делаем длинный нос. Прорисовываем жабра и круглые глаза. Тело рыбы необходимо разделить вдоль на две одинаковые части чуть заметной линией. Верхняя часть должна быть темнее нижней. Это ее особенность.

Последний штрих – удаление лишних линий ластиком и заштриховка туловища при помощи карандаша. Вот так быстро мы изобразили это морское животное.

Рисование рыбки акварельными карандашами поэтапно для детей

Мастер-класс «Рыбка-радужка» рисование акварельными карандашами пошаговый.

Автор: Сопина Татьяна Евгеньевна — Учитель технологии, МХК, руководитель кружка ИЗО.
МБОУ г. Керчь Республика Крым «Школа № 26»

Мастер класс для детей от 10 лет, педагогов, родителей
Курс для начинающих
Цель: знакомство с графическими возможностями акварельных карандашей при создании изображения рыбки.
Задачи:
— познакомить с изобразительными возможностями акварельных карандашей;
— изучить пропорции строения рыбки, тренировать глазомер;
— научить с помощью линий, пятен рисовать рыбку;
— повторить порядок расположения цветов в радуге;
— развивать творческое воображение;
— воспитывать художественно-эстетический вкус, терпение, аккуратность

Пошаговый процесс рисования рыбы

Материалы: альбомный листакварельной бумаги, простой карандаш, акварельные карандаши, кисточка, вода.

Этапы работы:
1. Располагаем лист горизонтально. В центре рисуем туловище – проводим горизонтальную линию, делим получившийся отрезок на 4 одинаковые части. Делаем разметку расположения головы — 1 часть, 2 части — туловище, 1 часть – хвост.

2. Далее линиями размечаем голову, туловище, хвост. Делаем разметку верхнего и нижнего плавника на продолжении линии головы.

3. Дорисовываем контур плавников. Намечаем глаз чуть выше центральной линии посередине головы – овалом.
Для чешуи. Намечаем 5 линий по вертикали, причем ближе к хвостику деления уменьшаем.

4. Намечаем 7 линий по горизонтали.

Придаем законченный вид чешуйкам на туловище, округляя каждый прямоугольник. Стираем вертикальные линии построения.

5. На голове прорисовываем глаза и рот. А в нижней части подрисовываем второй плавник.
6. Прорисовываем глаз — синим, рот — красным, голову – оранжевым.
Чешуя. Прорисовываем цветами радуги последовательно от красного к фиолетовому цвету горизонтальными штрихами в среднюю мощность карандаша.

7. Плавники и хвост. Делаем растяжку на плавнике, повторяя его форму от красного к оранжевому цвету. Хвост аналогично.

8. Размываем чистой водой, аккуратно радугу на туловище рыбки, голову и плавники.

Цвета становятся насыщеннее и ярче.
9. Когда подсохнет, дорабатываем чешую. Выполняем тоновую растяжку на каждой чешуйке. От линии разделяющей чешуйки тон уплотняем.

10. Фон штрихуем фиолетовым, синим, зеленым, желтым цветом вертикальными штрихами.

Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня мы будем искать вдохновение в подводном царстве и попробуем изобразить обитателей морей, рек и озер. В этом уроке мы узнаем как нарисовать рыбу разных видов, форм и в различных ракурсах.

Большинство водных обитателей обладают достаточно простыми формами, изобразить их с помощью карандаша несложно даже новичкам. Если вы хотите получить более реалистичный и достоверный рисунок стоит поискать качественные фотографии, которые будут служить образцом. Если дома есть аквариум — отлично, у вас есть натура, которую вы, наверняка, уже хорошо изучили.

Линия движения и форма

Чтобы правильно отобразить положение тела в воде, рисунок необходимо начинать из линии . В большинстве случаев эта линия будет совпадать с положением позвоночника.

Когда рыба плывет ее позвоночник извивается волнообразно, поэтому начинаем из линии, обозначающей движение:

Красная линия показывает направление движения, синяя — форму тела, зеленая — плавники и хвост. Примечательно, что направление головы и хвоста не совпадает.

Рисуем красивого лебедя

Таким образом, уже на начальном этапе набросок отображает движение, а не статичное положение. В таком положении невозможно замереть или дрейфовать, а можно лишь быстро и уверенно двигаться.

Если ваша задача изобразить рыбку в спокойном статичном положении достаточно показать прямую или слегка изогнутую ось, отображающую положение тела.

Осевая линия — это наш каркас, скелет, на который мы можем надеть форму любого из видов рыб.

Далее, намечаем форму . Сделать это очень просто ведь она обтекаемая, голова плавно перетекает в туловище, а потом в хвост, выделяются только плавники.

Простой геометрической фигурой намечаем туловище и голову, а потом прикрепляем к нему плавники и хвост. Таким образом получаем приблизительный силуэт. В непростом ракурсе можно легко вписать в туловище круги или овалы, так набросок приобретет более понятный и объемный вид.

На этом этапе работы все линии наносим очень легко, едва заметно, для этого лучше использовать твердый карандаш.

Как рисовать орхидею фаленопсис

Уточнения и детали

Сейчас самое время уточнить силуэт и наметить основные детали. Из обобщенной фигуры выделяем голову, легко намечаем линию глаз, и рта. Уточняем форму туловища, плавников и хвоста.

Все линии наносим поверх предыдущих, стараемся чтобы они были более точными. Это должен быть легкий набросок, в который легко вносить изменения и исправления.

Далее, детализируем и уточняем эскиз. Выделяем голову, намечаем глаза и рот. Показываем выпуклые губы или зубы в открытой челюсти. Более точно прорисуем плавники и хвост, показывая рельефный край, лучи и прозрачные прожилки.

Легко намечаем чешую.

Цвет

Если вашему рисунку нужно добавить выразительность и цвет, работайте следующим образом:

  • Сначала закрасьте общие формы, не вдаваясь в детали. Например: туловище зеленоватым, плавники красноватым и т. п.
  • Не закрашивайте каждую чешуйку по отдельности. Сначала придайте всем им один общий цвет, а потом выделите некоторые из них. Детализируйте лишь то, на чем хотите акцентировать внимание, а не все одновременно.
  • В конце работы добавьте блик по всей длине тела рыбы и на глазах.

Как нарисовать красивый подсолнух


Особенности строения

Существует огромное количество видов рыб, все они имеют какие-то серьезные или незначительные различия в строении, окрасе, форме и размерах. Все же мы попытаемся выделить основные важные моменты, которые нужно знать, когда рисуешь подводных обитателей.

Плавники и хвост

Ваша работа будет выглядеть более натурально если вы правильно разместите плавники. У всех типичных морских и речных рыб, они располагаются следующим образом:

На картинке показано, как чаще всего располагаются плавники. Брюшной и грудной плавники всегда парные, располагаются с обеих сторон туловища. Спинные плавники иногда сливаются в единую форму, а подхвостовой — бывает едва заметен.

Плавники помогают двигаться в воде, балансировать, держать курс и менять направление, иногда привлекать внимание, маскироваться или отпугивать других обитателей водного царства. Естественно, у разных видов они выглядят по-разному, и иногда приобретают совершенно причудливые формы.

Как рисовать цветок нарцисс

Чешуя

Чешую можно показать несколькими способами. Все зависит от того, какую именно рыбку нужно изобразить и насколько вы хотите детализировать работу.

  1. Первый способ быстрый и более-менее точный. Суть его состоит в том, что сначала нужно наметить диагональные (слегка округлые) линии, по всему туловищу. Эти линии мы проводим очень легко с одинаковым интервалом, в двух разных направлениях. На картинке это показано стрелками зеленого и бирюзового цвета. Далее, в углах образовавшихся ромбов добавляем чешуйки.
  2. Этот способ требует точности и внимательности. Рисуем чешуйки рядами. Первый ряд (показан синим цветом) чешуйки размещены на небольшом расстоянии одна от другой. Второй ряд (зеленым) одна чешуйка этого ряда слегка прикрыта двумя чешуйками предыдущего (синего) ряда. Повторяя ряды чешуи, покрываем все туловище.
  3. Самый простой способ и подходит для многих видов, например, для зеркальных карпов. Мы хаотично показываем лишь самые большие и выразительные чешуйки, они, как правило, находятся в верхней части туловища.

Рисуем лицо человека в профиль

Рисуя чешую, следует помнить, что ее размеры и выразительность на животике и в области хвоста значительно ниже чем на спине и ребрах.

Голова

Как нарисовать голову рыбы поэтапно, изображено на следующей иллюстрации:

  1. Сначала нужно наметить два круга, один примерно в два раза больше другого. Эти круги должны пересекаться между собой примерно на уровне 1/3 большего круга. В верхней части, на месте пересечения этих кругов намечаем глаз.
  2. Объединяем круги в единую форму, полуовал или полукруг.
  3. Посередине меньшего круга намечаем рот. Верхняя губа направлена вниз. Нижняя — прямо или вверх. Между верхней губой и глазом есть выемка, похожая на ноздрю, ее также нужно легко обозначить. Снизу, ото рта к глазу также идет небольшая складка.
  4. Обозначаем пластинку над жабрами, уточняем глаз и все ранее намеченные линии согласно тому конкретному виду, который вы рисуете.

Глаза большинства рыб круглые с темным зрачком посередине, а уголки рта опущены вниз.

Видеоурок

Смотрите видео как нарисовать рыбу поэтапно:

Как нарисовать красный тюльпан

А для вдохновения и поиска творческих идей я приготовила для вас несколько интересных картин с рыбами:

Морских животных. Но вот если подобная дизайнерская идея пришла в голову? Необязательно делать рисунок на сто процентов натуралистичным. Вполне можно использовать стилизованные изображения рыб.

Используем детские рисунки в дизайнерских целях

Сделать рисунки совсем несложно. Сначала нужно карандашом на бумаге изобразить такие картинки, которые придутся по нраву и малышу, и самому художнику-дизайнеру. Затем можно вырезать их и наклеить на обои там, где это будет уместно. Кстати, к процессу рисования вполне можно привлечь и самих детей, так как нарисовать рыбок многим малышам по плечу. А как же будет приятно маленьким человечкам принимать участие в оформлении детской или ванной комнаты!

Как нарисовать рыбок декоративно?

Декоративное рисование отличается от натуралистичного тем, что изображаемые объекты выглядят сказочно, у них часто имеются черты, присущие прикольные выражения «лиц», веснушки или ресницы. Наша рыбка будет только награждена улыбкой и пухлыми щёчками, остальное у неё будет максимально приближено к реальности. Так похожими на реальных, живых малышам не под силу, многие детали всё-таки рисуются схематично.

Мастер-класс «Как нарисовать рыбку карандашом»


Как нарисовать золотую рыбку карандашом

Всеобщей любовью пользуется аквариумная Дети очень любят её рисовать. Иногда они пририсовывают ей маленькую корону, и получается героиня сказки Пушкина — Золотая Рыбка, исполняющая желания. Рисовать золотую рыбку можно так же, как и обычную, но следует учесть, что обычно у этого вида имеется роскошный вуалеобразный двойной хвост. Глаза у золотой рыбки тоже могут располагаться как обычным образом, так и быть немного навыкате. Если же принимается решение изобразить золотую рыбку более правдоподобно, то следует заметить такое её отличие от других рыб, как небольшой «горб» наверху тельца и довольно объёмный животик. Линия, обрисовывающая живот золотой рыбки, довольно круто изгибается в задней половине тела.

Тема следующего урока как нарисовать рыбу карандашом поэтапно. Для начала мы попробуем нарисовать речную рыбу простым карандашом, а в дальнейшем, будем рисовать и другие виды рыб цветными карандашами.

Как нарисовать рыбу простым карандашом

Первый этап урока как нарисовать рыбу простым карандашом – нарисуем плавные линии туловища рыбы до хвоста и рта рыбы. Сразу обратите внимание, что около хвоста линии сужаются. Должна быть нормальная длина и высота тела рыбы.

Далее нарисуем рыбе рот и хвост. Если у вас получается не ровно, можно стереть ластиком и попробовать нарисовать очертания рыбы более ровно. Уделите этому больше внимания, ведь какую форму рыбы вы сейчас нарисуете, такая рыба и получится.

Когда форма рыбы нарисована, можно приступать к рисованию плавников. Рисуйте плавники поочередно: сначала два спинных плавника, затем грудной плавник, снизу брюшные плавники и анальные плавники.

Осталось нарисовать рыбе так называемую жаберную крышку и глаз.

Мы закончили строение рыбы, и теперь переходим ко второй части урока как нарисовать рыбу.

Во второй части мы будем прорисовывать плавники, и нарисуем на теле рыбы чешую.

Чтобы прорисовать плавники правильно, нужно обратить внимание на их строение. Плавники состоят из складок кожи, которые натянуты на плавниковые лучи. Они могут быть колючими (большой спинной плавник), а могут быть мягкие (брюшные и грудные плавники). Прорисуйте их правильно!

Покройте тело рыбы чешуей. Чешуя рисуется полукруглыми линиями, идущими одна за другой. Я не думаю, что у вас возникнут трудности в этом.

Рыба простым карандашом нарисована! Это не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Если вы приложите немножко усилий – у вас все получится!

Спасибо за ваше внимание к уроку как нарисовать рыбу карандашом поэтапно!

Ключ к плаванию в косяке рыб — внимание к соседям • Earth.com

21-11-2017

ByEric Ralls

Штатный сотрудник Earth.com

Вы когда-нибудь замечали, как стаи птиц и косяки рыб удается плавно изменить направление, несмотря на их размер? Новое исследование пролило свет на то, как эта групповая координация происходит в косяке рыб.

Исследование было проведено учеными из Пекинского педагогического университета в Китае и опубликовано в журнале ПЛОС Вычислительная биология.

По мнению исследователей, групповая координация зависит от того, что каждая рыба меняет, на кого из своих собратьев она обращает внимание. Групповое движение происходит более плавно, потому что каждая рыба чередует, за кем из соседей она наблюдает. Если рыба смотрит на своего соседа и эта рыба меняет направление, то и другая рыба тоже меняет направление.

Ученые были знакомы с этим соседским взаимодействием у птиц и рыб, но это новое исследование изучает, сколько рыб должно сосредоточиться на одном соседе, чтобы двигаться в нужном направлении.

Тетры были размещены небольшими группами и помещены в кольцеобразные резервуары. Размер и форма резервуара позволили исследователям отметить сдвиги направления как по часовой, так и против часовой стрелки.

Затем исследователи смогли определить, какая рыба направлялась какой из своих соседей, когда группа меняла направление.

В исследовании также использовалась вычислительная модель направленного изменения групп рыб. Эта модель помогла исключить случайные сдвиги направления в группе.

Результаты показали, что когда группа изменила направление, это произошло потому, что один или два соседа повлияли на других рыб в группе. Групповая координация, согласно исследованию, происходит потому, что рыбы в группе постоянно меняют, на какую соседнюю рыбу они обращают внимание.

Исследователи говорят, что это необходимая тактика выживания, так как лидер может быть определен в любой момент в зависимости от того, с какими угрозами сталкивается группа.

«Возможность координировать движения в группе без лидера дает некоторые преимущества, включая эффективное разделение задач и устойчивость к потере лидера», — сказал Ли Цзян, один из авторов исследования. «Похоже, что ромбоносая тетра выбрала стратегию координации, согласно которой любой человек может стать лидером в зависимости от необходимости».

по Kay Vandette , Earth.com Стал. Стал.

Связанные новости

Новости. США

Политика конфиденциальности

Условия обслуживания

Карта сайта

Персонал

EARTH.COM

Новости

Видео

Изображения

0 Earthpedia 3

00002 Take action

Shop

EARTHPEDIA

Articles

Animals Encyclopedia

Endangered Animals

Plants Encyclopedia

Endangered Plants

EARTH NEWS

Breaking News

Environment

Lifesyle

Voices

Animals

Растения

СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ

Свяжитесь с нами

© 2023 Earth.com

Все права защищены

Стайные рыбы обращают внимание только на нескольких соседей для координации их коллективных движений | по исследовательским функциям

Как рыбы объединяют информацию от нескольких соседей при плавании в стае? Д-р Лей Лю и д-р Гай Тераулаз из Исследовательского центра познания животных в Тулузе, Франция, использовали как эксперименты с живыми животными, так и компьютерное и роботизированное моделирование, чтобы показать, что использование информации о двух соседних рыбах достаточно для установления соответствующих коллективных поведение. Однако важно выбрать самых влиятельных соседей, т. е. тех, которые оказывают наибольшее влияние на выбор направления движения школы.

Что общего у стай птиц, роев насекомых, стад антилоп гну, косяков рыб и даже толп пешеходов? Все они могут демонстрировать коллективное поведение, которое может быть довольно сложным. Люди могут почти одновременно реагировать на возможности или угрозы, создавая впечатление, что они действуют как единый сверхорганизм. Для такого скоординированного реагирования необходимы определенные правила взаимодействия, а также эффективная и быстрая передача информации между всеми людьми. Однако понимание того, как именно эта информация распределяется между соседями, оказывается немного неуловимым.

Например, в группе из сотен диких рыб, как каждое животное определяет, на каких соседей обращать внимание? Для исследователей это ключевой элемент для понимания того, как эти группы животных могут координировать свои движения и как информация распространяется внутри этих групп.

Со временем подход к ответу на этот вопрос изменился. В более ранних моделях считалось, что на каждую рыбу влияют все соседи, находящиеся на определенном расстоянии. Напротив, более современные подходы признают, что на движение каждого человека в группе, скорее всего, влияет небольшое количество соседей.

Исследователи пришли к выводу, что рыбам потребуются невероятные когнитивные способности, чтобы постоянно отслеживать движения большого количества соседей. Легко заметить, что этим животным намного проще обращать внимание только на небольшое количество соседей.

Д-р Лей Лю и д-р Гай Тераулаз из Исследовательского центра познания животных в Тулузе, Франция, стремятся распутать эти соседские взаимодействия, особенно в косяках рыб. Недавно команда доказала, что рыбам нужно всего лишь следовать за одной или двумя другими рыбами, чтобы совершать коллективные развороты. Теперь исследователи хотят выяснить, действительна ли та же закономерность, когда рыбы движутся вместе, а не выполняют совместные маневры.

Они могут ограничить свое внимание небольшим набором наиболее влиятельных соседей, сразу определяя, каких из них следует избегать и отдаляться, а за какими следует следовать.

Для исследователей это путешествие началось в круглом аквариуме, где они наблюдали за рыбой-четверкой ( Hemigrammus rhodostomus ), плавающей вокруг и вокруг. Этот вид тропических рыб интересен для изучения, потому что они плавают очень синхронно, чередуя периоды всплесков, в которых каждая рыба ускоряется и меняет направление с более тонкими фазами скольжения. Это прерывистое движение идеально подходит для анализа траектории как серии решений о том, в каком направлении двигаться. «Непосредственно перед этими краткими ускорениями рыба фильтрует информацию, поступающую из окружающей среды, и в результате выбирает новый курс», — объясняют доктор Лю и доктор Тераулаз.

После нескольких часов наблюдения за рыбами, плавающими в одиночку или парами, команда определила, какие подсказки могут использовать рыбы, и измерила, как изменилось их поведение. С одной стороны, рыбы избегали друг друга, когда расстояние было меньше двух длин тела, но они также не любили, когда расстояние было больше шести-семи длин тела, и активно старались сблизиться. В большинстве ситуаций рыбы выровняли свое направление со своими товарищами по группе, особенно когда расстояние между рыбами составляло три удобных длины тела. Влияние одной рыбы на другую рыбу также зависит от направления ее движения и особенно от «угла зрения», под которым она воспринимает другую рыбу. Наконец, интенсивность социальных взаимодействий между двумя рыбами зависит от направления их движения по отношению друг к другу. Эта анизотропия восприятия приводит к асимметрии в том, что известно как «социальная сила», воздействующая на рыбу А со стороны рыбы В, и сила, воздействующая на рыбу В со стороны рыбы А.

Фото: Дэвид Вилья ScienceImage/CBI/CNRS, Тулуза

Этот метод может показаться простым, но команда решила, что его достаточно, чтобы объяснить, как небольшие изменения в направлении небольшого количества рыб могут резко изменить всю группу. Например, в дикой природе рыба может быть вынуждена перейти от движения в определенном направлении (косяк) к адаптации более безопасного кругового плавания (фрезерование) при обнаружении хищника. Исследователи также обнаружили явление, известное в рыбном мире как поведение встречного измельчения, когда некоторые рыбы иногда начинали плыть в направлении, противоположном остальной части группы, чтобы гарантировать, что особи поменялись местами впереди.

Кроме того, рыбы реагируют на препятствия в окружающей их среде. В данном случае очевидным барьером была стенка резервуара. Исследователи обнаружили, что рыба быстро меняла направление, если направлялась к стене под углом 45 градусов, но эти животные были счастливы плыть параллельно краю.

За последние несколько лет и после многих экспериментов по изучению моделей плавания у рыб доктор Лю, доктор Тераулаз и их команда разработали общий метод извлечения из данных отслеживания взаимодействий между рыбами, которые участвуют в координации их коллективных движений. Они также использовали этот метод для разработки компьютерной модели для прогнозирования коллективного поведения этих животных. Используя эту модель, исследователи протестировали три разные стратегии, чтобы оценить, как каждая отдельная рыба решает, на каких соседей обратить внимание. Три стратегии включали выбор ближайшей рыбы, случайной рыбы или рыбы, которая оказала наибольшее влияние на их поведение.

Доктор Лю и доктор Тераулаз были впечатлены результатами. «Результаты моделирования ясно показывают, что групповое поведение может быть воспроизведено нашей моделью не только качественно, но и количественно, при условии, что люди взаимодействуют по крайней мере с двумя своими соседями в каждый момент принятия решения». Вопреки интуиции, исследователи обнаружили, что добавление большего количества рыбы на самом деле не улучшило результаты. На самом деле, похоже, все было как раз наоборот. Для большинства взаимодействий требовалось два соседа, но для самого влиятельного соседа было достаточно одного взаимодействия.

…каждая рыба должна получить минимальное количество информации о поведении своих соседей.

Чтобы дополнить этот вычислительный подход, д-р Лю и д-р Тераулаз также использовали роботов, чтобы проверить, могут ли они совершать устойчивые коллективные движения, как предсказывала модель, при наличии физических ограничений и когда каждый робот должен контролировать свою скорость, чтобы избежать столкновения с другими роботами. Как и в компьютерной модели, группа роботов оставалась тесной и сплоченной, взаимодействуя со своим наиболее влиятельным соседом. Напротив, группа потеряла все виды скоординированного поведения, вместо этого выбрав ближайшего соседа. В этом случае использование по крайней мере двух соседей улучшило их поведение, но только когда роботы взаимодействовали с тремя своими ближайшими соседями, эта стратегия создавала очень сплоченную и скоординированную группу. Примечательно, что можно добиться групповой сплоченности и когерентного коллективного движения в течение длительных периодов времени, даже когда роевые роботы взаимодействуют только с одним наиболее влиятельным соседом.

Наконец, д-р Лю и д-р Тераулаз хотели сравнить предсказания компьютерных моделей и роев роботов с экспериментами, проведенными в тех же условиях с группами живых рыб. «В целом, и даже более убедительно, чем в случае с моделью рыб, — говорят исследователи, — наиболее влиятельная стратегия приводит к наилучшему общему согласию, когда рыбы фокусируются на одном или двух соседях». Примечательно, что удалось достичь групповой сплоченности и согласованного коллективного движения в течение длительных периодов времени, даже когда роботы взаимодействовали только со своим наиболее влиятельным соседом. С другой стороны, выбор ближайшей рыбы не улучшал групповую координацию только для одного соседа и имел лишь незначительные улучшения для двух соседей.

Объединение вычислительных и роботизированных подходов для исследования влияния различных стратегий взаимодействия рыб со своими соседями на коллективное плавание в группах красноносых тетра.
Фото: Дэвид Вилья ScienceImage/CBI/CNRS, Тулуза.

У всех позвоночных, и в частности у рыб, средний и передний мозг активно участвуют в обработке зрительной информации и выборе того, какой внешний раздражитель должен быть в центре внимания. Средний мозг постоянно отслеживает окружающую среду в поисках подсказок. Это основное место, где информация, поступающая от соседей, собирается и затем передается в передний мозг, который отвечает за выбор лучших стимулов, на которых рыба должна сосредоточить свое внимание.

Используя этот когнитивный механизм, рыбы могут очень хорошо фильтровать важную информацию из своего окружения. Они могут ограничить свое внимание небольшим набором наиболее влиятельных соседей, сразу определяя, каких из них следует избегать и отдаляться, а за какими следует следовать. Эти соседи, которые инициируют немедленные действия, могут привести к большей реакции, чем другие соседи, что упрощает понимание концепции наиболее влиятельных соседей.

В совокупности результаты доктора Лю и доктора Тераулаз показывают, что рыбы обычно взаимодействуют со своими двумя наиболее влиятельными соседями. Этот выбор уменьшает количество информации, которую необходимо обработать в мозгу, и позволяет избежать когнитивной перегрузки. «Наше исследование, таким образом, предполагает, что каждая рыба должна получить минимальный объем информации о поведении своих соседей, чтобы появилась координация на групповом уровне, — заключили исследователи, — что позволяет рыбам избежать информационной перегрузки, когда они перемещаются большими группами. Кроме того, наши находки пригодятся при проектировании автономных роев микророботов».

Удивительно, но эти результаты могут быть использованы в качестве источника вдохновения для координации действий искусственных систем, таких как рои дронов, которые в будущем могут все чаще использоваться для поисково-спасательных операций, наблюдения за окружающей средой и дикой природой.

Можно ли применить те же методы к другим животным, изучающим их коллективное поведение, например к насекомым или птицам?

Общая методология и процедуры, которые мы использовали для исследования рыб, могут быть аналогичным образом применены к любому набору траекторий других организмов, включая людей, для измерения социальных взаимодействий между людьми. Понимание того, как взаимодействия между особями в роях насекомых, косяках рыб, стаях птиц, стадах копытных или человеческих толпах порождают свойства «коллективного уровня», требует разработки математических моделей. Наша методология в конечном итоге приводит к кратким и явным моделям, которые можно использовать для понимания и объяснения различных экспериментальных особенностей и различных форм коллективного поведения и которые обладают предсказательной силой.

Ссылки

  • Лей Л., Эскобедо Р., Сир С., Тераулаз Г. (2020). Вычислительное и роботизированное моделирование выявляет экономные комбинации взаимодействий между особями при стайной рыбе. PLoS Comput Biol 16: e1007194.
  • Эскобедо Р., Лечеваль В., Папаспирос В., Боннет Ф., Мондада Ф., Сир С. и Тераулаз Г. (2020). Управляемый данными метод реконструкции и моделирования социальных взаимодействий в группах животных. Философские труды Лондонского королевского общества — Серия B . , 375, 20190380.
  • Калови Д.С., Литчинко А., Лечеваль В., Лопес У., Перес Эскудеро А., Шате Х., Сир С. и Тераулаз Г. (2018). Высвобождение и моделирование взаимодействий у рыб при взрыве и плавании у берега выявляют отчетливое выравнивание и поведение притяжения. Plos Computational Biology 14: e1005933.

Исследовательские интересы Лей Лю и Гая Тераулаза включают роевой интеллект в естественных и искусственных системах, самоорганизацию в биологических и роботизированных системах, коллективное поведение и коллективный интеллект в обществах животных и людей, вычислительную и системную биологию.

Liu Lei была поддержана грантом Фонда естественных наук Шанхая в рамках гранта №17ZR1419000 и Посещающего фонда Шанхайской комиссии по образованию.

Гай Тераулаз выражает признательность Индийскому научному институту за приглашение профессора Infosys в Центре экологических наук в Бангалоре.

Рамон Эскобедо (CRCA/CBI/CNRS), Клеман Сир (Лаборатория теоретической физики, CNRS и Университет Тулузы).