Объединение Киева и Новгорода под властью Олега в 882 году для создания единого государства

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 181.

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 181.

Дата объединения Киева и Новгорода – 882 год, стала своеобразным рубежом превращения двух крупных восточнославянских центров в единое государство.

Предыстория

С 862 года в новгородских землях княжил Рюрик. Происхождение этого князя остается неясным. Он правил до 879 года и под его контролем оказалась огромная территория населенная восточными славянами и финно-угорскими племенами.

Рис. 1. Вещий Олег.

На западе она была ограничена Псковским озером, на востоке – верховьями Волги и современным Белозерском в Вологодской области. На юге его владения достигали верховьев Днепра под Смоленском, а на севере – Ладожского озера. На этой территории проживали словене ильменские, кривичи, чудь, весь, меря и мурома.

Некоторые варяги под предводительством Аскольда и Дира в 864 году ушли из Новгорода на юг, по торговому пути ведущему в Византию, они заняли киевский престол и правили там до 882 года.

Происхождение самого Олега остается предметов споров историков. Он мог быть и соплеменником Рюрика и каким-нибудь его родственником, например, шурином, то есть братом жены. После смерти у Рюрика остался малолетний сын Игорь и Олег стал выполнять роль опекуна.

Его имя происходит, скорее всего, от скандинавского Хельге. На древнешведском языке этого могло означать “святой” или “сакральный”. Сам князь был язычником. Ряд историков считают, что имя этого князя имело не скандинавское, а славянское, тюркское или иранское происхождение. Дело в том, что восточные славяне соседствовали с аланами, тюрками (Волжская Булгария).

О первых годах правления Олега ничего не известно. Князь в X веке мог занимать полюдьем со своей дружиной, то есть посещал подчиненные территории с целью сбора дани и проведения суда. В северной части восточнославянских земель, в которых он правил, было развито подсечно-огневое земледелие, охота, рыбная ловля, сбор меда диких пчел (бортничество).

Под властью Олега объединение Киева и Новгорода означало установление контроля над торговым путем из варяг в греки. Он соединял Скандинавию и прибалтийские территории с Причерноморьем, Крымом и Византией, а последняя была самым богатым и развитым европейским государством того времени.

Рис. 2. Князь Олег Вещий.

События 882 года и их последствия

В 882 году князь объединил в свое войско дружины подчиненных ему народов – варягов, чуди, словен, веси, кривичей. С ними он двинулся по Днепру на юг и захватил крепость Любеч. Киев он взял обманом. Сначала послы Олега сообщили, что они в качестве купцов едут в Византию и попросили Аскольда и Дира выйти за стены. Далее Олег сообщил им, что они не княжеского рода и убил их.

Новый князь занял престол в Киеве. По-своему, город был расположен удобнее Новгорода – климат теплее, торговые пути рядом, Византия и города Крыма ближе, земли плодороднее. Олег правил в Киеве с 882 по 912 год и за эти 30 лет успел подчинить себе несколько восточнославянских племен поблизости:

  • Древлян. Они жили на территории современной Житомирской области.
  • Северян с территории современной Черниговской области.
  • Радимичей, живших по реке Сож, около современного Гомеля.

Олег также оказался во враждебных отношениях с Хазарским каганатом, которому северяне и радимичи платили дань. Ему пришлось воевать со славянскими племенами Причерноморья – тиверцами и уличами. На рубеже IX-X веков через южную границу владений Олега произошла миграция венгров из Восточной Европы на равнину между Карпатами и Дунаем.

Рис. 3. Русь в 882 году.

Что мы узнали?

Год объединения Киева и Новгорода – 882. Это одна из ключевых дат в истории восточнославянских народов раннего Средневековья. Следует знать, кто объединил Киев и Новгород под своей властью в этом году, им стал князь Олег, опекун Игоря Рюриковича.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Юля Линник

    7/10

  • Татьяна Новожилова

    8/10

Оценка доклада

4. 5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 181.


А какая ваша оценка?

Объединение Киева и Новгорода. — Древнерусское государство

К середине IX столетия Древняя Русь представляла собой пеструю мозаику раннегосударственных образований. На севере сложилось объединение славянских и финно-угорских  племен с центром в Новгороде, на юге образовалось обширное Киевское княжение, включившее также Чернигов, Переяславль и другие города и волости. В Смоленске, Полоцке, Ростове, Муроме существовали самостоятельные правления.

 

Политические события, связанные с объединением двух крупнейших центров Руси — Новгорода и Киева, в легендарных облачениях изложены в летописях. Сравнение различных версий и фрагментов позволяет довольно точно представить себе эти далекие события. Начинаются они с момента прихода к власти в Новгороде Олега: «В лето 6387 [879 год. —Авт.]. Умер Рюрик, передав княжение свое Олегу, родичу своему, отдал ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал».

 

В древней Руси пользовались юлианским календарем, который вел счет от так называемого сотворения мира. Этот календарь пришел на Русь из Византии вместе с введением христианства. Новый, григорианский календарь был введен при Петре I.

 

Алчные взоры новгородской знати давно устремлялись на юг. Феодалы желали подчинить себе хлебные районы и заполучить в свои руки всю торговлю по пути «из варяг в греки», иметь прямой выход в Византию.

 

Путь к этим целям мог быть только один — объединение Киева и Новгорода под единой властью, создание мощного государства — «от моря до моря». В 882 году войско под предводительством князя Олега двинулось по пути «из варяг в греки» в южные земли. В составе этой разношерстной армии были варяги, чудь, словене, меря, весь, полоцкие кривичи. Первой преградой на их пути стал населенный кривичами Смоленск. Олегу без особого труда удалось взять город и посадить там своих воевод. Из Смоленска флотилия ладей двинулась к Любечу, который, так же как и  Смоленск, без сопротивления принял власть северного князя. Не так было в Киевской земле. Приближающиеся к городу ладьи были встречены сигнальными кострами на курганах и обстрелами из береговых засад.

 

Олег понял, что пойти на прямой штурм города — значит потерять много воинов и тогда неизвестно, чьей победой закончится борьба. Поэтому, по рассказу летописи, князь решил перехитрить киевлян и взять город обманом. На подходе к киевским холмам Олег велел воинам спрятаться, чтобы киевские дозорные видели только гребцов и не сообщили своим о войске на кораблях. Часть воинов князь вообще оставил за городом.

 

Когда флотилия подошла к низкому берегу в Угорском урочище, Олег отправил в город послов с наказом попытаться выманить его защитников из-за укреплений. Посланцы Олега пришли в город безоружными и сказали: «Мы купцы и идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». Киевляне, поверив послам, открыли ворота и вышли к ладьям в надежде купить у новгородских гостей нужные товары да продать свои. Вышли к гостям и киевские князья. Только у воды они поняли, что попались в ловушку: из ладей выскочили вооруженные воины, а Олег (по преданию, похожему на эффектный киноэпизод), став   на   носу   корабля,   обратился   к   киевским   правителям: «Не князья вы и не княжеского рода, а я княжеского рода! — А когда рослый дружинник поднял на руки маленького Игоря, добавил: — Вот он, сын Рюрика!» Завязалась схватка, но длилась она недолго, — киевские дружинники отступили.

 

После   этого   дружина   Олега   беспрепятственно   вошла в Киев.

 

С момента вокняжения Олега в Киеве славянские племена еще активнее стали объединяться в одно государство. Скоро дань Киеву начали платить словене, кривичи, меря, древляне, северяне, радимичи. Варягам, служившим Олегу, было установлено жалованье — 300 гривен в год. Щедрая плата и в дальнейшем давала русским князьям возможность использовать варяжские дружины для решения как внутренних проблем, так и внешнеполитических задач. Регулярные выплаты варягам были прекращены лишь после смерти Ярослава Мудрого, в середине XI века.

 

Летописец, рассказывая об объединении Киева и Новгорода и других земель, конечно не мог проникнуть в суть социально-экономических процессов, протекавших на Руси. И только тщательный анализ летописей и грамот, археологических находок и записок иностранных путешественников помог советским ученым объяснить события тех далеких времен.

 

Процесс возникновения государства детально раскрыт в трудах классиков марксизма-ленинизма. Владимир Ильич Ленин в своей работе «Государство и революция» отмечал, что «государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда’ и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены». На основе таких классовых противоречий возникло и Древнерусское государство.

 

Оно служило классу феодалов для угнетения трудящихся — землепашцев, скотоводов, ремесленников охотников, рыболовов.

 

С объединением Киева и Новгорода Древнерусское государство протянулось узкой полосой вдоль пути «из варяг в греки». Территориальный и экономический рост государства позволил киевскому князю активно выступать и на международной арене. В начале X века Русь вновь выступила соперницей Византии. В 907 году пошел Олег на греков, оставив уже взрослого Игоря в Киеве. Лазутчик греков рассказал императорам (их было тогда два — Лев и Александр) о небывалом войске, идущем на главный град государства. Сам он когда-то жил в Киеве, побывал во многих русских землях, умел по говору, повадкам, одежде отличать киевлян от новгородцев, чуди, кривичей. Так вот в войске есть и те, и другие, и третьи. Под стягами Олега идут также древляне, радимичи, северяне, вятичи, меря… Кого только там нет! Нанял Олег и множество воинов из варягов. 2 тысячи кораблей движутся в Константинополь! Нет на них купеческих грузов, а только жаждущие добычи дружинники, готовые по первому кличу броситься в бой или на приступ города!..

 

Императоры совещались с многочисленными советниками. Многие из них не хотели верить лазутчику, надеялись на то, что молва преувеличила опасность. Однако некоторые вспоминали слова гордого славянского посла Лаврита, сказанные предкам нынешних византийских правителей много лет назад: «Родился ли на свет и согревается ли лучами солнца тот человек, который бы подчинил себе силу нашу?» А ведь ныне русы стали еще искуснее в военном деле, лучше вооружены и хорошо знают слабые стороны тактики византийцев! На всякий случай было решено запереть вход в гавань и закрыть городские ворота. Уже утром следующего дня, после того как это было сделано, жители Константинополя увидели, что меры предосторожности были предприняты не напрасно: у берега стояло невиданное число ладей, с которых, бряцая оружием, спускались на сушу вооруженные люди.

 

Началась осада города по всем правилам. Он оказался в огненном кольце: горели в предместьях богатые палаты, жилища рядовых горожан, церкви. Те, кто не успел укрыться за мощными стенами укреплений, попали в плен, а оказавшие сопротивление заплатили за это жизнью. Скоро положение стало тяжелым и византийцы начали переговоры. Князь Олег потребовал заплатить на каждого из своих воинов по 12 гривен откупа, обещая после этого отойти от города. А ведь на каждом из 2 тысяч кораблей было по 40 человек!

 

Итоги переговоров даже превзошли ожидания русских: греки так испугались, что были готовы на все, лишь бы с миром отправить завоевателей восвояси. Русским городам Чернигову, Переяславлю, Полоцку, Ростову, Любечу было обещано выплачивать ежегодную дань. Если придут послы от русов, то греки обязались их содержать сколько понадобится, а если пожалуют купцы, то 6 месяцев им будут выделяться хлеб, мясо, вино, рыба, овощи. А когда наступит время им возвратиться назад, то обеспечат их пищей, якорями, канатами, парусами и всем, что надобно. Только те, кто придет в Византию без поручений от князя и не для торговли, обеспечением пользоваться не будут. Греки просили Олега запретить русским, приходящим в Константинополь, чинить на пути самоуправство и грабеж. Князь согласился, чтобы пришедшие из русских земель располагались в предместье города, у монастыря. В город входить русские купцы должны были без оружия, по 5—10 человек и в сопровождении «царева мужа» — специального княжеского слуги, наблюдавшего за порядком.

 

После долгих споров и обсуждения каждого слова в договоре императоры и князь заверили друг друга, что будут неукоснительно выполнять все статьи соглашения. Дружинники Олега поклялись своим оружием и богами — Перуном и Велесом.

 

Последним требованием Олега было сшить паруса для ладей из шелка и полотна.

 

Вернулись дружины Олега в родной Киев с богатой добычей — с золотом, шелками, овощами, винами и всякими восточными диковинками. Такие походы значительно укрепляли внешнеполитическую мощь молодого Древнерусского государства, давали возможность обогащаться его правящим слоям. Мирные договоры, заключенные князем Олегом с таким могущественным государством средневековья, как Византия, позволили Древней Руси расширить свое влияние и укрепить власть киевского князя.

 

Через несколько лет после похода князь Олег умер. Летопись в легендарной форме повествует о его смерти. В этом рассказе отразилась та борьба, которая велась между новым классом феодалов и старой родовой верхушкой, стойкими приверженцами которой были языческие волхвы и кудесники. Знаменитое стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Песнь о вещем Олеге» — романтический рассказ о гибели князя из-за его близкого друга, боевого коня, — построено на материале летописного сообщения, в котором отразились языческие представления о коне как символе плодородия, благополучия, силы и счастья.

 

Князь тихо на череп коня наступил

И молвил: «Спи, друг одинокий!

Твой старый хозяин тебя пережил:

На тризне, уже недалекой,

Не ты под секирой ковыль обагришь

И жаркою кровью мой прах напоишь!

Ковши круговые, запенясь, шипят

На тризне плачевной Олега;

Князь Игорь и Ольга на холме сидят;

Дружина пирует у брега;

Бойцы поминают минувшие дни

И битвы, где вместе рубились они.

 

 «Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его и похоронили на горе, что зовется Щековицей. Есть же могила его и до сего дня слывет могилой Олеговой». Другая летопись сообщает нам, что погребен Олег был не в Киеве, а в Ладоге: «И есть могила его в Ладозе».

 

«Олегова могила» в Ладоге исследовалась археологами. В этом большом кургане-сопке были обнаружены сожженные человеческие кости, железный наконечник копья. Подножие сопки было окружено гигантскими валунами. Конечно, заманчиво было бы считать это погребальное сооружение могилой вещего Олега, но для этого нет никаких оснований.

 

Но погребения знатных дружинников, а возможно, и предводителей дружин в Ладоге найдены. Так была раскопана сопка, в которой обнаружили погребение с богатым набором вещей. Это были весовые гирьки, бусы, бронзовая бляшка. А самой интересной стала находка бронзовой подвески с изображенными на ней трезубцами — княжескими «знаками Рюриковичей». В сопке были найдены также кости крупного животного. Сначала думали, что это останки коня. Уж больно манила легенда о могиле Олега — здесь и конь, и отличительный княжеский знак. Однако зоологи, осмотревшие кости, рассеяли захватывающие предположения — кости оказались коровьими.

 

Впрочем, в Ладоге известны сопки и с погребениями коня. На берегу реки Волхов в урочище Плакун раскопана разрушившаяся сопка, в которой был погребен конь, а рядом с его останками лежали принадлежности богатого конского убора. Среди них бронзовые фигурные удила, части ременной упряжи с серебряными бляшками. Согласно поверьям, погребенный конь должен был служить умершему после его воскрешения. Подобные представления и легли в основу летописного рассказа о смерти князя Олега.

 

Так, по преданию, закончилась жизнь правителя, которому удалось с помощью военной силы, помноженной на хитрость, объединить два древних государственных центра Руси — Новгород и Киев. Это объединение было закономерно, оно явилось завершением долгого процесса формирования феодальных отношений. И если не стал бы, например, успешным поход Олега, то наверняка вскоре нашелся б другой правитель — киевский, новгородский, черниговский, переяславский,— которому удалось бы объединить восточно-славянские племена в единое государство, поскольку все условия к такому слиянию уже созрели. Родовые старейшины, захватывавшие земли первобытных общин, превращались в феодалов. Племенные князьки также становились мелкими феодальными государями, чья власть держалась на владении землей, взимании даней и оброков. Они жаловали своим боярам, воеводам, дружинникам населенные крестьянами земли, а княжеские дружины за щедрые пожалования кабалили смердов-общинников, собирали дань с подвластных племен, силой укрощали противников своего правителя.

 

Феодальный порядок быстро набирал силу на восточно-славянских землях, все новые и новые племена втягивались в орбиту общерусского феодального центра — стольного Киева.

 

Город, давший имя России

Загрузка

Приключения и приключения | История

(Изображение предоставлено Уолтером Бибиков/Getty Images)

Эми Макферсон, 3 октября 2017 г.

Пока жители Москвы и Санкт-Петербурга спорят, кто определял русскую культуру, Советы или цари, новгородцы настаивают, что это были викинги.

O

Сто лет назад революция перебросила Россию из империалистической эры в коммунистическую эру – от столетий царей до красных советских звезд. В Санкт-Петербурге экстравагантные дворцы напоминают о роскошном образе жизни российских императоров, а в Москве строгие небоскребы напоминают о суровом существовании при диктаторском правлении.

Несмотря на то, что прошло столетие с тех пор, как русские оказались на перекрестке между этими двумя основными этапами истории своей страны, многие до сих пор расходятся во мнениях относительно того, какой период и какой город оказал наибольшее влияние на сегодняшнюю русскую культуру и вызвало глубокий патриотизм горожан. Но в то время как жители Москвы и Санкт-Петербурга спорят о том, кто посеял семена национализма при Советах или царях, жители Великого Новгорода (известного просто как Новгород) настаивают на том, что это были варяги.

На первый взгляд, Новгород (расположенный примерно в 200 км к югу от Санкт-Петербурга вдоль реки Волхов) кажется застывшим в советские времена, и ничто не указывает на то, что он может быть чем-то особенным. На вокзале тихо, а улицы с невзрачными бетонными зданиями кажутся голодными. Только внутри укрепленного Новгородского кремля — одной из древнейших укрепленных цитаделей России — можно ощутить историческое значение этого места.

Здесь, говорят новгородцы, родилась Россия.

Новгородский кремль — одна из старейших крепостей в России. изменило человечество
• Остатки забытого королевства

В IX веке Новгород был процветающим торговым поселением вдоль крупного варяжского (средневековье название викингов) торгового пути между Скандинавией и Грецией. Новгород кипел жизнью, когда купцы обменивали экзотические ткани, металлы, вина и янтарь со Средиземноморья на роскошные меха горностая, соболя и куницы, которыми славился Новгород.

Тем не менее, это было место беззакония, и между новгородцами и другими соседними общинами велись драки. Стремясь навести порядок, новгородцы пригласили тогдашнего могущественного варяжского вождя князя Рюрика для установления справедливого и честного правления. Рюрик был вынужден отправиться из Скандинавии, чтобы взять под свой контроль город в 862 году. После смерти Рюрика в 879 году его родственник Олег пришел к власти и расширил империю, захватив земли на севере до того, что позже станет Санкт-Петербургом, и на юге до Киева ( более 1000 км от Новгорода) и объединив окружающие славянские и финские племена в государство Киевская Русь.

Новгород процветал, и благодаря широкой автономии, предоставленной лидерами Киевской Руси, город мог свободно развивать свои собственные законодательные системы; его лидеры были избраны и отбывали свой срок в составе первого демократического правительства в регионе, который мы сейчас называем Россией.

Новгород был основан как крупное торговое поселение варягов (викингов) (Фото: Уолтер Бибиков/Getty Images) с выставками и артефактами, подробно рассказывающими об истории города, и Ярославовым двориком, бывшим местом обширного рынка 16-го века. В центре кремля находится Памятник Тысячелетию Российской государственности, у руля которого стоит скульптура князя Рюрика. Статуи знатных людей, в том числе Михаила Романова и Екатерины Великой, расположены по спирали в хронологическом порядке в истории России. Однако главной фигурой всегда был Рюрик.

«Рюрик в современной России — некая символическая фигура, вокруг которой сосредоточен круг мифа, — говорит Адриан Селин, профессор, старший научный сотрудник кафедры истории Санкт-Петербургской Высшей школы экономики.

Со временем Рюрик стал настолько символичной легендой, что Советский Союз выступил против того, чтобы он был задокументирован как основатель России, вплоть до того, что заявил, что представление о таком человеке является выдумкой из сборника рассказов. «[Советские власти] отвергли Рюрика как реального человека, потому что произношение его имени звучит по-немецки или по-скандинавски, а не по-славянски, как современные русские идентифицируют себя», — пояснил Селин.

Памятник тысячелетию российской государственности посвящен князю Рюрику, легендарному основателю государства Киевская Русь. (Фото: Евгений Зотов/Getty Images) русской культуры.

Претендуя на место рождения России, Новгород также является важным центром распространения православия. Владимир Великий, правитель тогдашней Киевской Руси между 980-1015 принял решение объединить свой народ под одной религией после серии конфликтов между христианскими и языческими последователями. Отправив ученых изучать религию по всему миру, Владимир выбрал православие; сегодня Русская православная церковь играет заметную роль в российской культуре и политике, а православные священники даже освящают русское оружие.

Вскоре после того, как Владимир Великий ввел православие в Киевскую Русь, началось строительство собора Святой Софии Премудрости Божией, ныне самого древнего храма страны. Его прочная каменная конструкция подчеркивает как скромность, так и могущество новгородцев. Между тем, собор был одним из первых, в котором луковичные купола можно было увидеть на некоторых из самых известных сооружений России, в том числе на знаменитом московском соборе Василия Блаженного, построенном более чем на 500 лет позже Софийского собора.

Софийский собор — старейшая церковь в России и одна из первых церквей со знаменитыми луковичными куполами (Фото: De Agostini/W. Buss/Getty Images) Почему Новгород так часто отодвигается на задний план Москвой и Санкт-Петербургом в историческом нарративе России?

«[Новгород] не стал частью России до тех пор, пока Москва не завоевала его в 1478 году», — объяснила Нэнси Коллманн, профессор истории Стэнфордского университета и автор книги «Российская империя 1450–1801».

В середине 13 века монгольские войска (известные как татары) вторглись в Киевскую Русь. Татары установили власть над русской землей и заменили ее демократическое общество феодальным. Это вызвало распад государства и усиление могущества Великого княжества Московского.

Новгород, ставший самостоятельным государством после распада Киевской Руси, оказался под угрозой растущей мощи Москвы. Конфликт между двумя средневековыми государствами достиг апогея в 1471 году, когда плохо организованная новгородская армия случайно столкнулась с московскими войсками в так называемой битве при Шелони. Новгород понес такие потери, что его правители сдали некогда могущественное государство московскому правлению.

И вот так новгородская независимость была утрачена, выборные правители заменены московскими царственными особами. Русский писатель девятнадцатого века Александр Герцен считал, что если бы только Новгород завоевал Москву, Российской империи никогда не существовало бы.

Новгородцы до сих пор прославляют свои варяжские корни музыкой, танцами и даже тренировками с оружием (Фото: Данита Делимонт/Getty Images)

Но влияние Киевской Руси сохранилось. Великое княжество Московское продолжало называть свою землю Русью, которая превратилась в «Россию» между 14 и 16 веками. Это имя сохраняло свою силу, когда Петр I основал Российскую империю и перенес центр власти из Москвы в недавно основанный Санкт-Петербург в начале 1700-х годов. И хотя Советы отказались от названия Россия в пользу Союза Советских Социалистических Республик (СССР) в 1917, она снова закрепилась после распада Советского Союза в 1991 году.   

Новгородцы не забыли свои корни. Вдали от кремлевских стен в современную жизнь все еще просачиваются маленькие кусочки культурной гордости. Городской фольклорный театр «Кудесы» представляет традиционные новгородские танцы и музыку, уходящие корнями в варяжскую культуру, а новгородский историко-этнографический клуб «Рат» обучает мастерству изготовления оружия и доспехов эпохи князя Рюрика.

Несомненно, в стране с таким широким географическим охватом споры о происхождении русской культуры будут продолжаться. По крайней мере, для тех, кто в Новгороде, люди знают, что их собственная история и личность сотканы из легенд.

Присоединяйтесь к более чем трем миллионам поклонников BBC Travel, поставив нам лайк в Facebook или подпишитесь на нас в Twitter и Instagram .

Если вам понравилась эта история,  подпишитесь на еженедельную рассылку новостей bbc.com под названием «Если вы прочитаете только 6 вещей на этой неделе». Подборка историй из BBC Future, Earth, Culture, Capital и Travel, доставляемая на ваш почтовый ящик каждую пятницу.

;

Путин хочет легитимности Украины и общего прошлого России

Кризис на Украине можно объяснить множеством объяснений экономики и безопасности. И они полезны, но их недостаточно. Культурные, исторические и религиозные подоплеки конфликта между Москвой и Киевом восходят к фундаментальным вопросам о том, что такое Россия, что значит быть русским и кому принадлежат мифы прошлого.

Украинскому кризису можно найти множество объяснений экономики и безопасности. И они полезны, но их недостаточно. Культурные, исторические и религиозные подоплеки конфликта между Москвой и Киевом восходят к фундаментальным вопросам о том, что такое Россия, что значит быть русским и кому принадлежат мифы прошлого.

12 июля 2021 года на официальном сайте Кремля была опубликована статья президента России Владимира Путина «Об историческом единстве русских и украинцев». Это ключевой путеводитель по историческим историям, которые формируют отношение Путина и многих россиян.

Во-первых, Путин и многие русские считают, что русские и украинцы — это один и тот же народ, «братские народы», причем одна группа называется великороссы («великороссы»), а другая — украинцы — малороссы («малороссы»). То же самое они думают и о Беларуси — отсюда и название страны, они белорусы, или «белые русские». Когда Россия стала царством в 1547 году, официальным сокращенным титулом правителя было

царь всея Руси , «царь всея Руси».

Все эти Руси произошли от государств-правопреемников и княжеств первоначальной Киевской Руси, управляемых различными членами династии Рюриковичей, правителями-викингами 9 века. Эта династия зародилась в Новгороде, а затем в 882 году перенесла свою столицу в Киев, который теперь называется Киевом. Он стал великой столицей федерации Рюриковичей. По сравнению с ней Москва была полной заводью. Первое письменное упоминание о нем относится только к 1147 г.

Именно эта общая линия происхождения отличает отношения России с Беларусью и Украиной от отношений с другими бывшими советскими государствами. Казахстан, Эстония, Грузия и т. д. могли бы быть национальными товарищами, но украинцы и белорусы были родными. Россия, Беларусь и Украина заявляют, что это государство является их культурным и политическим предком, и Путин всем сердцем поддерживает эту линию мышления. Из его статьи: «Киевский престол занимал господствующее положение в Древней Руси. Таков обычай с конца 9 века.век. «Повесть временных лет» запечатлела для потомков слова Олега Вещего о Киеве: «Да будет он матерью всех городов русских».

Религия, как намекает Путин, во многом лежит в основе этих отношений. Это восходит к святому Владимиру, также известному как Владимир Великий или Владимир Креститель славян, правителю Киевской Руси, известному тем, что он обратился в православие в 988 году и сделал его официальной государственной религией.

Это обращение и его последующая женитьба на византийской принцессе привели к тесным связям с византийцами и к началу другой линии легитимности и преемственности, проходящей через Константинополь. Владимир Мономах, правивший Киевом с 1113 по 1125 год, предпочитал называть себя «архонтом всея Руси» на «греческий манер». Его имя Мономах произошло от его родственных связей с византийским императором Константином IX Мономахом. Константинополь с его императором, коронованным городским патриархом, главой православной веры, был выше простых королей и архонтов.

Но этот порядок был поколеблен вторжением могущественных восточных завоевателей — сначала монголов, которые сравняли с землей Киевскую Русь, раздробив ее на многочисленные вассальные государства, а затем окончательное разрушение самого Константинополя в 1453 году османами. Когда-то гордый Киев остался в руинах, груда черепов возле крошечного остатка поселения. И не было уже византийского императора, который правил бы выше русских царей.

Но по мере ослабления монгольской власти в конце 15 века, начиная с битвы на реке Угре, части древнего государства Киевская Русь попытались восстановить свою легитимность — теперь называя его «Россией».

Однако на западе они столкнулись с другими вызовами: могущественная Польша аннексировала большую часть современной западной Украины, а Беларусь была поглощена Литвой.

Именно в этот период Украина, некогда центр Киевской Руси, получила свое своеобразное название. Существуют две преобладающие теории относительно этого имени: одна поддерживается большинством историков, а также российским правительством, а другая продвигается в основном украинскими учеными и правительством. В первом говорится, что после того, как польская корона захватила бывшее сердце Киевской Руси в 1569 году, эта территория получила неофициальное название «Украина» (переводится как «у границы» на старославянском языке), поскольку, с польской точки зрения, он граничил со степью и полукочевыми державами, такими как татары.

Второй утверждает, что в украинском и старославянском есть разница между словами « окраина » и « окраина ». Оба произошли от « kraj », что означает «граница» на старославянском языке, но есть важное различие в предлогах. Вариант Оу означает «в», а o означает «около, около» — в этом контексте Украина будет означать «земли, примыкающие к центру» или «земли, граничащие с центром», что тогда интерпретируется как обозначение земли, непосредственно окружавшие Киевскую Русь, подчинялись ей напрямую. Это надуманное утверждение, но оно дает украинцам сильное ощущение своего места в наследии Киевской Руси.

Тем временем новому Российскому государству нужно было претендовать на собственное место в православном мире — и в линии происхождения от Римской империи, еще один источник национально-политической легитимности. С Константинополем, Вторым Римом, в руках мусульман, Москва должна была стать «Третьим Римом , », ее патриарх возвысил до уровня Константинополя и Рима. «Первые два Рима погибли, третий стоит, а четвертого Рима не будет», — говорила русская поговорка. Российские вожди с 1547 г. объявили себя уже не королями, а императорами — по-русски «царь», происходящий от древнеримского титула «цезарь».

Карта России, Московии и Украины около 1574 года.

Карта России, Московии и Украины около 1574 года. Группа Universal Images через Getty Images

И идея сработала. Это было выгодно российской силовой структуре; это могло бы помочь правителям централизовать и править с помощью Русского Патриархата; и это придает столь необходимую легитимность Москве. Русские правители женились на свергнутых византийских династиях и создали множество веселых мифов, чтобы оправдать свое предполагаемое наследство от Константинополя.

Но есть небольшая проблема. Как для того, чтобы называться кесарем, нужно править Римом, так и для того, чтобы называться царем, нужно править всей Русью. Культурное, историческое и религиозное значение Киевской Руси было слишком велико, чтобы его можно было игнорировать. Это не было проблемой для самих царей, которые отвоевали утраченные территории на западе, а затем решили расширяться на восток.

Российская империя попыталась вычеркнуть остальные восточнославянские языки из их общей культурной памяти — действовали так, как будто Украины не было и никогда не было, как и с Белоруссией. По мнению царского правительства, украинцы всегда были русскими и не имели собственной истории. Украинский и белорусский языки были запрещены. Украинский национализм был угрозой основным мифам о России и угрожал их попыткам создать «всероссийский народ».

В Советском Союзе, напротив, ранние идеалисты с презрением смотрели на феодальное прошлое и представляли Украину, Беларусь и Россию отдельными народами, объединенными советским идеалом.

Но тот ранний идеализм вскоре распался для Советов. Иосиф Сталин был одержим идеей уничтожения украинства. Голодомор, искусственный голод 1932-1933 годов, унес жизни миллионов украинцев, хотя среди историков ведутся ожесточенные споры о том, насколько преднамеренно это было сделано. Украинская культура систематически притеснялась, вплоть до запрета на преподавание украинского языка в школах, а многие из этих школ были закрыты.

Однако преемник Сталина, Никита Хрущев, сам был украинцем и возглавлял Коммунистическую партию Украины до 1949 года, поэтому он считал более тесную интеграцию в советскую политическую систему с некоторой степенью автономии в местных делах более эффективной политикой, чем чем прямое истребление. В рамках этого так называемого процесса нормализации в 1957 году в дополнение к республиканским совнархозам были созданы областные совнархозы для укрепления автономии Украины. Украинская Советская Социалистическая Республика получила право принимать свои собственные законы в этой области, если они соответствовали союзному законодательству и были востребованы союзными органами. Киев стал очень стандартной советской столицей, не получая особого внимания или привилегий, чтобы лучше соответствовать остальной части Советского Союза. Его особое место в восточнославянской истории преуменьшалось и игнорировалось, потому что оно не вписывалось в советский нарратив, который хотели построить власть имущие.

Но это гораздо большая проблема для современной России, не имеющей ни идеологической гибкости Советов, ни территориальной досягаемости старой империи. Путин позиционирует себя как царскую фигуру. Он хочет войти в учебники истории как великий объединитель русских земель — если не под одной властью, то уж точно как гегемон Русского мира.

Путин всегда представлял себя славным лидером и победоносным завоевателем. Чего стоит его победная речь после выборов 2012 года, или как после аннексии Крыма он подчеркивал историческую важность этого воссоединения в своем обращении к депутатам Госдумы, называя это «возвращением домой» и акцентируя внимание на былой российской воинской славе. Его цели также проявлялись в его реакции на любые разговоры японцев о сделке по Курильским островам. Он также построил для себя массивный, роскошный дворец с позолоченными двуглавыми орлами, четким имперским символом России, повсюду — даже в его личном стриптиз-клубе. Русская православная церковь помогает ему умиротворять население и поддерживает любые мифы, которые Кремль хочет прославить.

Путин хочет присвоить себе советское наследие и в то же время, чтобы его рассматривали в том же свете, что и императоров прошлого. Поэтому он должен вернуть и утвердить старые, имперские мифы и ценности, а для этого ему нужно взять Киев под свой контроль. Ведь именно восстановленная Киевская Русь стала Россией, Третьим Римом. Украина идет своим путем, объявляет Киевскую Русь своим наследием, отдаляется от Москвы, получает автокефалию для собственной православной церкви — все это противоречит российской государственной мифологии. Эти имперские мифы определяют Россию, что вообще значит быть русским. Без них Россия просто перестанет быть Россией в глазах многих. Путин убежден, что если этот социальный клей разрушить, то Россия снова просто расколется на куски, а если он допустит это, то его наследие будет разрушено. Для него не может быть отдельного украинского языка, культуры или истории.

В то же время аналогичная проблема стоит и перед Украиной. Чувствуется, что она, а не Россия, является истинной наследницей Киевской Руси. Украинцам нужно отделить Киевскую Русь от современной России и показать свою историю. Они видели, что произошло с принятием русских мифов в Беларуси, где оппозиция теперь размахивает бело-красно-белым флагом на протестах эпохи Речи Посполитой, показывая нос русскому историческому национализму.