что в себя включает, к чему относится, функции

Содержание:

  • Что такое нормативная подсистема политической системы
  • Основные элементы
  • Акты нормативной основы политической системы общества
  • К чему ведет пересмотр системы, возникающие проблемы

Содержание

  • Что такое нормативная подсистема политической системы
  • Основные элементы
  • Акты нормативной основы политической системы общества
  • К чему ведет пересмотр системы, возникающие проблемы

Что такое нормативная подсистема политической системы

Определение

Политическая система — это совокупность отношений политических субъектов страны, опирающаяся на единую ценностно-нормативную основу.

Нормативная подсистема политической системы — это традиции и нормы, определяющие политическую жизнь общества и регулирующие ее.

Наличие развитой нормативной подсистемы дает возможность поддерживать общественную организацию государства, стабильность отдельно взятых государственно-правовых институтов, всю систему социального устройства в целом.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Поскольку политическая система направлена на управление политической жизнью общества, предметом регулирования нормативной подсистемы выступают социально-правовые отношения, образующиеся в ходе реализации власти.

Примечание

Помимо нормативной основы каждая политическая система имеет идеологическую, экономическую и социальную основу.

Основные элементы

В качестве основных элементов политологи выделяют:

  • обычаи и традиции социально-правовых взаимоотношений, характерные для определенной страны;
  • принципы, наделенные ярко выраженным социально-правовым содержанием;
  • нормы нравственности, устоявшиеся с течением времени и закрепленные в обществе;
  • нормы актов общественных организаций и государственных органов.

Поскольку для каждого развитого общества характерно наличие множества традиций, обычаев, ценностей и норм, важно выделять из них те, которые способны оказывать непосредственное регулирующее воздействие на возникающие в процессе осуществления власти отношения.

Акты нормативной основы политической системы общества

Важнейшими актами являются:

  1. Конституция.
  2. Федеральные конституционные законы.
  3. Федеральные законы, регулирующие социально-правовые отношения.

Эти документы могут утверждаться путем проведения общенародного референдума или рассмотрения представительными органами государственной власти.

На другом уровне — внутри каждой партии принимаются такие документы, как партийный устав, партийная программа. Они входят в перечень важнейших актов наряду с отображением идеологии, фиксацией избранных идеалов.

Примечание

Право не может регламентировать политическую жизнь общества в полном объеме, так как не все ее аспекты находятся в поле правового регулирования. Поэтому набор законов в рамках нормативной подсистемы всегда дополняется другими социальными принципами и нормами. К примеру, нормами морали, религии, национальной культуры.

К чему ведет пересмотр системы, возникающие проблемы

Правовой характер нормативной основы позволяет учитывать интересы общественных организаций, течений, партий и направлений с одной стороны, и государства — с другой. Поэтому малейшие изменения незамедлительно сказываются на всех участниках процесса.

Пересмотр легитимных норм становится своеобразной революцией — отказом от старых и утверждением новых стандартов этики, культуры. В ходе процесса нормативная подсистема перестает выполнять возложенные на нее функции:

  • обеспечение коммуникации между элитой, социальными группами, партийными организациями, простыми гражданами;
  • поддержание работоспособности государственной структуры управления;
  • сокращение разрыва между элитой и обществом;
  • стабилизацию норм трудовой этики.

История показывает, что та форма, в которой существует политическая система государства, а также ее нормативная основа, являются результатом развития общества на протяжении нескольких поколений. Ничто не может лучше характеризовать социальную ситуацию в стране, чем напряженность или стабильность политической обстановки. Поэтому любые изменения должны быть тщательно продуманы, просчитаны.

Насколько полезной была для вас статья?

У этой статьи пока нет оценок.

Выделите текст и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter»

Поиск по содержимому

Элементы политической системы общества

Структура политической системы

Существует классификация элементов политической системы согласно степени активности их участия в деятельности политики. Они представлены:

  • собственно политическими организациями;
  • не собственно политическими объединениями и организациями, которые обладают незначительным политическим аспектом.
Определение 1

Собственно политические организации – это государство, некоторые отдельные организации общественного характера и партии политики.

Подобные организации характеризуются их прямой связью с политикой, а также активным воздействием на политику в целом. Прямая цель формирования и деятельности подобных организаций это есть политическая цель. Политическая цель представляет собой развитие и реализацию внутренней и внешней политики на различных этапах общественного развития. Суть ее заключается в воздействии политики и идеологии на разнообразные слои и классы, которые функционируют в социуме, а также в проведении интересов политического характера господствующих кругов и в некоторой степени всего общества в жизнь.

Определение 2

Не собственно политические объединения – это своего рода организации, возникновение и развитие которых происходит не из-за непосредственно политических, а из-за экономических и иного рода причин. Они представлены профсоюзными, кооперативными и прочими организациями.

 

Прямая цель их формирования и деятельности, в отличие от собственно политических объединений, никогда не может быть политической целью. Функционирование подобных институтов осуществляется не в политической сфере, а в социальной и бытовой, производственной, культурной и иных областях жизни. Ими не ставятся перед собой непосредственные задачи активного воздействия в целях политики на власть государства.

Основа функционирования не включает в себя политическую деятельность, так как она в свою очередь не обладает решающим для них значением. 

Возникновение и функционирование организаций, обладающих незначительным политическим аспектом, происходит на основании склонностей и интересов личности той или иной группы людей к занятию установленной деятельности.

Пример 1

Например, в их численность входят объединения нумизматов, туристов и т.п.

Приобретение политического оттенка у подобного рода организаций происходит лишь как лишь через воздействие на них со стороны неких объектов, органов и организаций государственного или иного политического характера, но никак не субъектов-носителей политической власти и подобающих политических решений.

 

Схема политической системы общества, которая была ранее рассмотрена и вобрала в себя все вышеназванные объединения, рассматривает решающую роль в форме функционирующего государства. 

Виды подсистем

Политическая система представлена подсистемами, между которыми создается взаимосвязь и обеспечивается функционирование и работа публичной власти.

Виды подсистем, на которые оказывает влияние функциональный признак, представлены:

  • институциональной;
  • нормативной;
  • функциональной;
  • коммуникативной.

Институциональная подсистема

Институциональная подсистема представлена:

  • государством;
  • политическими партиями;
  • социально-экономическими организациями;
  • общественными организациями;
  • отношениями между общественными организациями.
Определение 3

Отношения между общественными организациями – это элементы, которые представляют собой образование политической общественной системы.

Государство в подобной системе занимает основное место. Значительное место принадлежит церкви и СМИ, которые обладают способностью значительным образом оказывать влияние на процесс вырабатывания мнения общества.

Нормативная подсистема

Нормативная подсистема представлена:

  • правовыми;
  • политическими;
  • моральными нормами и ценностями.

Также сюда включены и традиции, обычаи, с помощью которых политическая система воздействует на функционирование институтов, поведение граждан. Нормативная подсистема образуется с помощью всевозможных норм, благодаря которым определяется внешнее поведение людей в политической жизни. Это выражается в участии и в процессах, когда необходимо выдвинуть требования, превратить подобные требования в решения, осуществить принятые решения. Зачастую такие процессы протекают либо поэтапно, либо сразу.

Вывод 1

Таким образом, подобные нормы представлены основными правилами участия во всевозможных типах политического процесса. Именно поэтому они делятся на два типа:

  1. Нормы-привычки.
  2. Нормы-законы.

Функциональная подсистема

Определение 4

Функциональная подсистема – это методы политической деятельности, способы осуществления власти.

Функциональная подсистема входят в состав основы политического режима, функционирование которого направлено на обеспечение деятельности, реорганизации и защиты механизма исполнения власти в обществе.

Коммуникативная подсистема

Коммуникативная подсистема представлена всеми формами политического взаимодействия как внутри системы, так и с политическими системами других государств.

Пример 2

Например, внутри системы это могут быть взаимодействия между институтами государства и политическими партиями.

Благодаря коммуникативной подсистеме устанавливаются тесные связи между институтами политической системы. Элементы подобной подсистемы представлены каналами передачи какой-либо информации правительственным органам. 

Пример 3

Например, это может быть процедура слушания дел на открытом заседании, комиссии по расследованию, конфиденциальные консультации с заинтересованными группами, а также СМИ, которое представлено телевидением, радио, журналами, книгами, рассчитанными на огромную аудиторию.

Социальная система | Encyclopedia.com

Область концепции

Функциональная парадигма

Обобщенные средства массовой информации

Luhmann и Autopoetic Systems

Коммуникация и социальные системы

Заключение

Библиография

Концепция социальных систем стал центральным по социальной. с Социальная система Талкотта Парсонса, опубликованной в 1951 году. Формулировки Парсонса были смоделированы на концепциях гомеостаза, разработанных в физиологии, а не на более простых понятиях равновесия, используемых Вильфредо Парето и другими более ранними теоретиками. Парсонс изображал равновесие в социальных системах не как статический баланс между силами, а как сложную взаимозависимость, включающую взаимные приспособления между многими независимыми компонентами. Он подчеркнул, что социальные системы представляют собой движущиеся равновесия, которые приспосабливаются к изменениям, сохраняя при этом общую стабильность. Он отметил, что равновесие может нарушаться, что приводит к аномии, напряжению и конфликтам.

Для того чтобы системная концепция была полезной в социологии, утверждал Парсонс, она должна была адаптироваться к эмпирической природе социальной реальности. Социальные системы — это не конкретные, непосредственно наблюдаемые сущности, а скорее аналитически определенные домены объектов. Их можно идентифицировать только путем абстрагирования социальных взаимодействий, отношений и институтов от окружающих явлений — физико-химических, биологических, психологических и культурных. Тем не менее, социальные системы также взаимопроникают или разделяют элементы со своей средой. Они существуют во времени, пространстве и экологических условиях. Они обретают структуру, институционализируя ценности и нормы, истоки которых лежат в культурных системах. Аффективная привязанность их членов к нормативным порядкам и мотивация к достижению социально обоснованных целей проистекают из личностных систем.

Социальные системы различаются по размеру и продолжительности. Кратковременные взаимодействия между людьми можно рассматривать как социальные системы. То же самое можно сказать и о крупных обществах, которые существуют веками, таких как китайская цивилизация. Институты среднего масштаба — бизнес-корпорация, медицинская практика или электоральная политика — являются социальными системами. Комплексы институтов, такие как современные мегаполисы или глобальная торговля, могут быть проанализированы как социальные системы. Индивиды участвуют во многих социальных системах, обычно принимая в каждой из них разные социальные роли: сотрудники коммерческих фирм, члены политических партий, отцы или матери в семьях.

Парсонс рассматривал социальное взаимодействие как динамический обмен ожиданиями между независимыми участниками. Акторы подкрепляют свои ожидания санкциями, условно применяемыми к другим в качестве вознаграждения, когда ожидания оправдываются, или в качестве наказания, когда ожидания не оправдываются. Парсонс считал, что поведение актора, даже в простых отношениях, вдвойне условно, зависит от ожиданий и санкций как самого актора, так и других сторон. Из-за разного опыта и подверженности социальным напряжениям актеры часто имеют противоречивые ожидания от исполнения своих ролей или ролей других. Конфликты ожиданий возникают в повседневном взаимодействии, как между родителями и детьми, и в ролевых отношениях макросоциального значения, как между президентом и членами Конгресса по поводу законодательного надзора.

Конфликты из-за ролевых ожиданий могут привести к сильному мотивированному давлению с целью изменения ролей и институтов, которые их координируют. После корректировки ролей и основополагающих норм и ценностей могут возникнуть новые равновесия. Таким образом, мотивация, отклоняющаяся от предыдущих ролевых ожиданий, может быть источником творческих социальных изменений. Тем не менее, исполнители ролей мобилизуют санкции для противодействия девиантным ожиданиям и, как правило, способны подавить потенциальные изменения. Социальные институты склонны восстанавливать установленное равновесие посредством неформального взаимодействия, процедур официальных организаций или юридических процедур.

Парсонс выделил четыре общие системные проблемы, с которыми сталкиваются все социальные системы. Он называл их функциями и трактовал как общие измерения организации социальных систем. Идея замкнутого и упорядоченного набора функций, применимого ко всем социальным системам, была радикальным нововведением. Предыдущие функциональные теории были основаны на открытых списках функций без ограничений в теоретическом принципе. Четырехфункциональная парадигма обеспечила концептуальную основу для работы Парсонса после середины XIX века.50-е годы. Четыре функции:

  1. Адаптация, или получение контроля над условиями в окружении системы. Адаптивные процессы включают в себя разработку новых ресурсов или улучшение распределения ресурсов для повышения возможностей и эффективности системы.
  2. Достижение цели или процессы организации деятельности социальных единиц для достижения ценностного состояния отношений системы с ее окружением, обычно включая другие социальные системы.
  3. Интеграция, или процессы взаимного приспособления между компонентами системы, способствующие их долгосрочной зависимости друг от друга и привязанности к системе.
  4. Поддержание модели, или процессы развития долгосрочной приверженности ценностям и другим принципам, которые отличают систему от ее окружения.

Парсонс предположил, что четырехфункциональная парадигма может очертить основные измерения структурной дифференциации в обществах. Таким образом, он разработал теорию четырех функционально специализированных подсистем общества, где каждая подсистема рассматривается как сложный набор взаимозависимых институтов, даже как собственные подсистемы. Четыре подсистемы общества:

  1. Экономика выполняет адаптивную функцию. В современных обществах он включает в себя рынки труда и капитала, бизнес-корпорацию, предпринимательские роли и правовые институты собственности, контракта, кредита и занятости.
  2. Государство выполняет функцию достижения цели. В современных обществах он включает в себя государственные учреждения, в том числе административные, исполнительные, законодательные и судебные органы.
  3. Социальное сообщество выполняет интегративную функцию. Он охватывает узы социальной солидарности, включая социальные классы, статусные группы, добровольные ассоциации, группы образа жизни, этнические группы и группы расширенного родства. Явления интеграции, стратификации и конфликта формируются в основном институтами классовой структуры, статусным порядком и изначальными связями, а также общим правом, неформальными нормативными порядками и общественным мнением.
  4. Фидуциарная система выполняет функцию поддержания моделей, сосредотачиваясь на развитии общих ценностей и культуры общества. Его основные институты касаются религии, семьи, социализации и образования. Следуя акценту Макса Вебера на религиозной этике, Парсонс утверждал, что изменения в фидуциарных системах были самым большим источником долгосрочных макросоциальных изменений.

Теория социальных подсистем Парсонса так и не была полностью детализирована, несмотря на два десятилетия усилий по анализу институциональных структур четырех систем. Он утверждал, что каждая подсистема имеет свои формы неравенства, а главные институты соответствующих подсистем — экономический обмен, отношения политической власти, уединенные связи в статусных группах и социализация в семейной жизни — переплетаются с такими факторами, как раса и этническая принадлежность. , пол, культурное происхождение и образовательные различия, хотя и исторически изменчивые. Он также утверждал, что институты в каждой подсистеме объединяют нормативные и заинтересованные элементы, а также идеальные и материальные факторы. Там, где социальный контроль эффективен, преследование личных интересов усиливает контролирующие нормативные институты, например, когда ведение бизнеса опирается на институты собственности, контракта и занятости.

Функциональная теория утверждает, что дифференцированные подсистемы общества взаимозависимы. Каждая подсистема может выполнять свою специализированную функцию только в том случае, если другие подсистемы выполняют свои функции. Применяя это утверждение к социальным процессам, а также к структурам, Парсонс выдвинул гипотезу, что каждой подсистеме нужны ресурсы других подсистем для выполнения своих собственных процессов. Он разработал модель, в которой четыре подсистемы связаны посредством шести двойных взаимообменов или обменов ресурсами между парами подсистем. Основой этой модели послужила трактовка экономистами круговой поток между коммерческими фирмами и домохозяйствами (заработная плата за труд, потребительские расходы на товары и услуги), который Парсонс определил как взаимообмен между экономикой и фидуциарной системой. Затем он обрисовал в общих чертах пять других двойных развязок.

Отметив, что деньги являются важным посредником экономических процессов, включая кругооборот, Парсонс определил дополнительные символических средств, которые регулируют процессы для трех других социальных подсистем. Он предположил, что власть — это символическое средство государственного устройства, влияние — это общественное сообщество, а обязательства — это фидуциарная система. Выявление набора символических средств, регулирующих процессы внутри и за пределами четырех подсистем, значительно продвинуло теоретический анализ равновесных процессов в обществе.

Через несколько лет после того, как парсонсовская теория социальных систем достигла зрелости благодаря только что рассмотренным концепциям, самые оригинальные размышления о социальных системах принадлежат немецкому социологу Никласу Луману. Луман находился под влиянием Парсонса и сохранил часть его терминологии, но разработал отдельную теорию.

Концепция социальных систем Лумана подчеркивает не равновесие, а аутопоэзис , термин, который он заимствовал из биологической теории. Автопоэтические (буквально самовоспроизводящиеся) системы способны к самовоспроизведению своих компонентов. Луман подчеркивал самоорганизующиеся, самоподдерживающиеся качества социальных систем и их компонентов, а не баланс между компонентами, как в теориях равновесия. Луман придерживался функционального анализа, но рассматривал функцию как отношения между системой и ее многочисленными средами. Представляя свою концепцию как продолжение дарвиновского естественного отбора, он предположил, что аутопоэтические системы адаптивны в определенных экологических условиях.

Луман подчеркивал, что аутопоэтические системы всех видов возникают за счет уменьшения сложности организации различных систем в их окружении. Каждая система представляет собой сокращение предшествующих экологических сложностей. Биологические системы уменьшают сложность физической и химической среды. Психические и социальные системы возникли как редукция биологической, а также физико-химической среды. Как только социальные системы развились, они поддерживали сложные динамические отношения со своей средой — психические, биологические и физико-химические. Взаимоотношения с психическими системами особенно важны, поскольку они тоже являются системами значений, а значения передаются туда и обратно между психическими и социальными системами. Сами социальные системы усложняются как естественный процесс приспособления к их разнообразной и сложно организованной среде. Затем их сложность создает возможности для возникновения внутри себя новых систем — подсистем — по тому же принципу уменьшения сложности.

Луман, определяя социальные системы как системы коммуникации, использовал теорию информации и кибернетику для анализа процессов коммуникации. Он подверг критике передач теорий коммуникации, подчеркнув, что при передаче идей другому ни от чего не отказываются. Более того, то, что получает другой, не обязательно является изначально задуманным сообщением. Соответственно, он сосредоточил анализ коммуникации на том, как она меняет адресата. Коммуникация с этой точки зрения выбирает среди открытых возможностей, подтверждая одни возможности и исключая другие. Получив сообщение, человек умеет ориентировать будущее поведение на определенные возможности и оставлять в стороне другие. Общение часто происходит просто посредством физических жестов, но его значение может формироваться, передаваться или усиливаться с помощью трех классов средств массовой информации: языка, используемого в повседневном общении между людьми; средства распространения в письменной, печатной или электронной форме, которые могут достигать больших или специализированных аудиторий в течение длительного времени и в разных местах; и символически обобщенные медиа, воздействующие на отношение между мотивацией и избирательными эффектами коммуникации. Символические медиа помогают связать коммуникацию с макросоциальными структурами, но Луман не сопоставлял медиа с конкретными подсистемами общества, как это делал Парсонс. В своих работах он давал различные списки символических средств массовой информации, но обычно включал истину, любовь, деньги, власть или закон, а также религиозные или идеологические убеждения.

Символические медиа также служат, как предположил Луман, катализаторами дифференциации общества. Он отверг четырехфункциональную теорию социальных подсистем Парсонса, утверждая, что подсистемы возникают только в результате использования конкретных возможностей для уменьшения сложности окружающих систем. Таким образом, возникновение подсистем в отдельных обществах можно выявить только посредством анализа исторических условий, создавших возможности для снижения сложности. Тем не менее Луман определил право, политику, экономику, религию и идеологию, а также науку как общие подсистемы современных обществ. Каждая из подсистем содержит исторически сложившиеся семантические коды для регулирования коммуникации, коды, которые также регулируют использование символических средств. Вопросы дискриминации по признаку расы, этнической принадлежности, пола или культурного происхождения можно понять, проанализировав семантические коды конкретных СМИ.

Концептуальная схема Парсонса была разработана для руководства эмпирическими исследованиями в социологии и смежных социальных науках. В течение нескольких десятилетий в его рамках был проведен значительный объем эмпирических исследований, многие из которых стали крупным вкладом. Луман разработал свою теорию социальных систем, уделяя больше внимания метатеоретическим вопросам, чем эмпирическим исследованиям. Его долгосрочное влияние, вероятно, будет зависеть от критического взгляда, который он дает на другие теории. Обе части теории демонстрируют важность теоретического анализа социальных систем, но обе оставляют открытыми важные вопросы для дальнейшего изучения.

СМ. ТАКЖЕ Связь; Дискриминация; функционализм; СМИ; Парето, Вильфредо; Парсонс, Талкотт; Ролевой конфликт; Ролевая теория; Социология, Парсонян; Структурализм; Теория систем

Луман, Никлас. 1982. Дифференциация общества . Транс. Стивен Холмс и Чарльз Лармор. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.

Луманн, Никлас. 1986. Любовь как страсть: Кодификация близости . Транс. Джереми Гейнс и Дорис Л. Джонс. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.

Луман, Никлас. 1989. Экологическая коммуникация . Транс. Джон Беднарц-младший. Чикаго: University of Chicago Press.

Луманн, Никлас. 1990. Очерки самореференции . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.

Луманн, Никлас. 1995. Социальные системы . Транс. Джон Беднарц-младший и Дирк Бекер. Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.

Парсонс, Талкотт. 1951. Социальная система . Гленко, Иллинойс: Free Press.

Парсонс, Талкотт. 1969. Политика и социальная структура . Нью-Йорк: Свободная пресса.

Парсонс, Талкотт. 1971. Система современных обществ . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл.

Парсонс, Талкотт и Джеральд М. Платт. 1973. Американский университет . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.

Парсонс, Талкотт и Нил Дж. Смелсер. 1956. Экономика и общество: исследование интеграции экономической и социальной теории . Гленко, Иллинойс: Free Press.

Виктор Лидз

Коллекция электронных книг UC Press, 1982-2004: Форма поиска

 Дом  Поиск Просмотреть
 
 Книжная сумка  О нас Справка

Ключевые слова SearchAdvanced Поиск

Поисковые книги для:

Советы по поиску

Точная фраза: «Dissent in America»
.

Leave A Comment