Основные типы общества — типы и признаки

Покажем, как применять обществознание в жизни

Начать учиться

239.6K

Чтобы сдать на отлично контрольную по обществознанию в 10 классе, нужно научиться определять, к какому типу относится общество. В этой статье расскажем, какие есть виды общества и их отличительные признаки.

Три типа общества

Рассмотрим основные три вида общества: традиционное, индустриальное, постиндустриальное.

Традиционное общество

Традиционное общество — тип общества с аграрным укладом. Основано на натуральном хозяйстве, монархической системе управления и преобладании религиозных ценностей и мировоззрения.

Главный фактор производства — земля, основной производимый продукт — пища.

Характерные черты традиционного общества:

  1. Ручной труд и примитивные технологии.

  2. Преобладает сельское хозяйство.

  3. Сословный строй.

  4. Низкий темп развития.

  5. Низкая социальная мобильность.

  6. Направлено в прошлое, боится нововведений.

  7. Преобладают ценности коллективизма.

  8. Церковь влияет на общественную жизнь.

  9. Направлено на удовлетворение бытовых потребностей.

  10. Патриархальная семья.

Индустриальное общество

Индустриальное общество определяется высоким уровнем технического, индустриального развития.

Главный фактор производства — капитал. Основная сфера производства — промышленность, в ней занято более 50% населения.

Характерные черты индустриального общества:

  1. Активное развитие промышленности.

  2. Серийное машинное производство и механизация.

  3. Превращение науки в общественный институт.

  4. Рождение массовой культуры.

  5. Классовый строй.

  6. Предоставление прав и свобод людям.

  7. Формирование гражданского общества.

  8. Базовая структура — экономика.

  9. Основной движущий механизм — стремление к экономическому росту.

  10. Стремится удовлетворить социальные потребности (деньги, карьера, качество жизни).

  11. Основной способ принятия решения — эмпирическое исследование.

Поможем закрепить новый материал на уроках обществознания в онлайн-школе Skysmart.

Постиндустриальное общество

Постиндустриальное или информационное общество — современный тип, который основывается на преобладании информации и компьютерных технологий в производстве.

Главный фактор производства — информация.

Характерные черты постиндустриального общества:

  1. Развитие сферы услуг.

  2. Основная единица товара — информация (знания).

  3. Развитие информационных технологий.

  4. Профессиональное деление общества.

  5. Широкое использование компьютерных технологий, автоматизация промышленности.

  6. Глобализация экономики.

  7. Реализация научно-технической революции.

  8. Доминирование семьи партнерского типа.

Признаки постиндустриального общества:

  • Так как сельское хозяйство и промышленность в таком обществе производят больше, чем оно может употребить, больше половины населения переходит в сферу услуг.

  • Фактор развития — теоретические знания или информация.

  • Основной фактор принятия решений — моделирование и аналитические методы.

  • Социальная коммуникация протекает на уровне «человек — человек», а не на уровне «человек — природа» или «человек — машина».

  • Ведущая технология — умственная, а не ручной труд (как в традиционном) и не машинная технология (как в индустриальном).

Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова

Бесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков

Другие классификации общества

Как мы уже отметили, существует множество человеческих обществ. Люди из мира науки делят их на типы разными способами. В таблице описали характеристику видов общества по степени открытости, наличию письменности, степени социального расслоения, на основе религии.

По степени открытости

Закрытое — основано на статичной социальной структуре, ограниченной мобильности. Характерен низкий темп развития, запрет или медленное принятие инноваций, верность традициям.

Открытое — характеризуется динамичной социальной структурой, высокой социальной мобильностью, способностью к инновациям, плюрализмом. Чаще всего такой тип встречается в демократических государствах.

По наличию письменности

Дописьменные

— не имеют своего алфавита и символьного обозначения букв. Это признак низкого уровня развития и создает трудности в общении.

Письменные — группы, у которых есть свой алфавит, с помощью которого происходит общение. С его помощью люди могут наладить коммуникации и добиться успехов в развитии общественного строя.

По степени социального расслоения

Простое — относятся простые организации без четкой структуры управления. В таких системах нет установленной формы взаимоотношений, отсутствуют подчиненные и руководители. Такая структура возможна на начальных периодах развития без государственной власти.

Сложное — подразумевает классовое неравенство, иерархию в системе реализации власти, а также наличие деления населения на слои. Такая структура характерна для государственной формы управления.

Сравнительная таблица: традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество

Критерии сравнения

Традиционное общество

Индустриальное общество

Постиндустриальное общество

Экономическая сфера

Главный фактор производства — земля.

Основная сфера — сельское хозяйство.

Основной продукт — пища.

Производство основано на ручном труде.

Господствует натуральное хозяйство.

Главный фактор производства — капитал.

Основная сфера — промышленность.

Основной продукт — промышленные изделия.

Производство основано на механическом труде.

Главный фактор производства — знания, информация.

Основная сфера — сфера услуг.

Основной продукт — услуги.

Производство основано на автоматизации.

Социальная сфера

Низкая социальная мобильность.

Закрытые социальные структуры — сословия.

Социальная мобильность повышается.

Подвижные социальные структуры — классы.

Максимальная социальная мобильность.

Профессиональная дифференциация.

Политическая сфера

Отсутствие политических свобод, преобладают монархические формы правления.

Провозглашение политических свобод, равенства граждан перед законом, отход от абсолютной монархии.

Политический плюрализм, гражданское общество, демократия консенсуса.

Духовная сфера

Религиозные ценности, коллективизм.

Ценности прогресса, индивидуального успеха.

Ценности индивидуализма.

Лидия Казанцева

Автор Skysmart

К предыдущей статье

127. 8K

Человек, индивид, личность

К следующей статье

137.4K

Истина и ее критерии

Получите индивидуальный план обучения обществознанию на бесплатном вводном уроке

На вводном уроке с методистом

  1. Выявим пробелы в знаниях и дадим советы по обучению

  2. Расскажем, как проходят занятия

  3. Подберём курс

Тест в формате ЕГЭ по теме «Общество»

Тест «Общество как сложная динамическая система»

Фамилия, имя ______________________

1. Запишите слово, пропущенное в таблице

ФОРМА СОЦИАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН

ХАРАКТЕРИСТИКА

Революция

Коренной, качественный переворот в общественном устройстве,

… … …

Постепенные, медленные изменения

Ответ: _________________________

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) социальная эволюция, 2) социальный прогресс. 3) социальная революция, 4) социальная динамика, 5) социальный регресс.

Ответ:

3. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную динамику.

1) прогресс, 2) структура, 3) эволюция, 4) деградация, 5) спад, 6) стратификация

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны

Ответ:

4. Выберите верные суждения об обществе как системе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Общество как форма организации присуще всем живым существам в природе

2) Все сферы общественной жизни и социальные институты подвержены изменениям

3) Обществом называют большие группы людей, объединённых совместной деятельностью

4) Общество является самоорганизующейся системой

5) Влияние природных факторов на развитие современного общества отсутствует

Ответ:

5. Установите соответствие между составляющими и сферами жизни общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

А)

взаимодействие классов, социальных слоев и групп

Б)

деятельность государственных органов, политических партий

В)

мораль, религия, философия

Г)

отношения в процессе материального производства

1)

экономическая сфера

2)

политическая сфера

3)

духовная сфера

4)

социальная сфера

Ответ:

А

Б

В

Г

6. Найдите в приведенном списке черты общества как динамичной системы. Запишите цифры, под которыми они указаны

1) обособление от природы

2) отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных институтов

3) способность к самоорганизации и саморазвитию

4) выделение из материального мира

5) постоянные изменения

6) возможность деградации отдельных элементов

Ответ:

7. Найдите в приведённом ниже списке характеристики общества как динамичной системы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) обособление от природы

2) наличие подверженных изменениям подсистем

3) обособленность элементов

4) самоорганизация и саморазвитие

5) появление новых элементов и связей

6) статичность, отсутствие движения

Ответ:

8. Установите соответствие между элементами общественной жизни и сферами жизни общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ЭЛЕМЕНТЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

А)

деятельность парламента

Б)

общественные классы

В)

обмен продуктами

Г)

религиозные организации

1)

экономическая

2)

социальная

3)

политическая

4)

духовная

Ответ:

А

Б

В

Г

9. Найдите в приведенном ниже списке признаки реформы как формы социальных изменений. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) затрагивает определенную сторону общественной жизни

2) осуществляется правящими кругами

3) носит характер коренного качественного переворота

4) касается всего общественного устройства

5) инициируется народными массами

6) совершается как мирным, так и вооруженным путем.

Ответ:

10 – в данном тесте это задание отсутствует

11. Выберите верные суждения об обществе и социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Политическая сфера общества включает в себя производство и потребление, предпринимательство, денежные отношения и т.п.

2) Общество является частью природной среды

3) Один из социальных институтов, призванных удовлетворить базовые потребности человека и общества в комфортных материальных условиях существования – производство

4) Один из социальных институтов, призванных удовлетворить базовые потребности человека и общества в общении, объединении с другими людьми и первичной социализации – это семья

5) Общество – это совокупность всех форм объединения и способов взаимодействия людей, в которых выражается их взаимосвязь

Ответ:

12.

13. Найдите в приведенном ниже списке признаки революции как формы социальных изменений. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) затрагивает определенную сторону общественной жизни

2) осуществляется правящими кругами

3) носит характер коренного качественного переворота

4) касается всего общественного устройства

5) сохраняет основы конституционного строя

6) совершается как мирным, так и вооруженным путем.

Ответ:

14. Установите соответствие между примерами и подсистемами (сферами) общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ПОДСИСТЕМЫ (СФЕРЫ) ОБЩЕСТВА

А)

организация предпраздничной торговли

Б)

проведение референдума о доверии президенту

В)

принятие закона об общественных организациях

Г)

написание приключенческого романа

Д)

производство товаров массового спроса

Е)

проведение научного исследования

1)

экономическая

2)

политическая

3)

духовная

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

15. Выберите верные суждения о социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социальные институты рассматриваются наукой как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей

2) Поскольку общество представляет собой динамическую систему, одни социальные институты могут исчезать, а другие – появляться.

3) Социальные институты представляют собой определенные этапы исторического развития человечества

4) Социальные институты – это определенные стереотипы человеческого поведения

5) Социальные институты создаются людьми для совместной деятельности и общения.

Ответ: _________

16.

17. Установите соответствие между социальными фактами и сферами общественной жизни, к которой этот факт относится: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ

СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

А)

увеличение прибыли фирмы

Б)

переезд семьи на дачу летом

В)

обсуждение парламентом законопроекта

Г)

телепередача о жизни знаменитого архитектора

Д)

публикация статьи с критикой правительства

1)

духовная

2)

политическая

3)

социальная

4)

экономическая

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

18.

19. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Общество – это целостная система, многоаспектное образование. (Б) Наиболее существенную роль в развитии общества играет политика. (В) Мыслители, отдавшие первенство экономической сфере общественной жизни, заблуждались. (Г) В недавно вышедшем философском словаре понятию «общество» посвящено несколько статей. (Д) Среди авторов статей словаря не только философы, но и социологи и экономисты.

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Социальная система постоянно изменяется: появляются новые элементы, усложняются или исчезают старые. Существует две формы __________ (А): эволюция и революция. Учёные называют __________ (Б) постепенный процесс появления всё более сложных социальных образований. В процессе __________ (В) социальная система оказывается в неустойчивом состоянии, нарушается баланс социальных сил. Важным является вопрос о __________ (Г) социальных изменений и о факторах, их обусловливающих. Представление о том, что изменения в мире происходят в направлении от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, породило идею __________ (Д). В результате этого социального явления происходит переход общества к более высокому уровню материального __________ (Е) и духовного развития».

Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Cписок терминов:

1) направленность

2) социальные изменения

3) процесс

4) потребности

5) эволюция

6) информация

7) общественный прогресс

8) социальная революция

9) благосостояние

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

Прочитайте текст и выполните задания 21-24

Общение

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии и взаимодействия.

Общение обычно включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.п.) и обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности.

Если отношения определяются через понятия «связи», то общение понимают как процесс взаимодействия человека с человеком, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующий цель достижения изменений в мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц. В ходе общения его участники обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями и т.д. В повседневной жизни человек учится общению с детства, овладевает разными его видами в зависимости от среды, в которой живёт, от людей, с которыми взаимодействует, причем происходит это стихийно, в житейском опыте. В большинстве случаев этого опыта бывает недостаточно для овладения особыми профессиями (педагога, актера, диктора, следователя), а иногда и просто для продуктивного и цивилизованного общения.

По этой причине необходимо совершенствовать знание его закономерностей, накапливать навыки и умения их учета и использования.

Каждая общность людей располагает своими средствами воздействия, которые используются в разнообразных формах коллективной жизни. В них концентрируется социально-психологическое содержание образа жизни. Все это проявляется в обычаях, ритуалах, праздниках, танцах, песнях, сказаниях, мифах, в изобразительном, театральном и музыкальном искусстве, в художественной литературе, кино, радио и телевидении. Эти своеобразные массовые формы общения обладают мощным потенциалом взаимовлияния людей. В истории человечества они всегда служили средствами воспитания,… включения человека через общение в духовную атмосферу жизни.

Проблема человека находится в центре внимания всех аспектов общения. Увлечение лишь инструментальной стороной общения может нивелировать его духовную (человеческую) сущность и привести к упрощенной трактовке общения как информационно-коммуникативной деятельности. При неизбежном научно-аналитическом расчленении общения на составляющие элементы важно не терять в них человека как духовную и активную силу, преобразующую в этом процессе себя и других.

Общение по своему содержанию – сложнейшая психологическая деятельность партнеров.

(В.Г. Крысько)

21. Автор указывает на «своеобразные массовые формы общения, которые в истории всегда служили средством воспитания, включения человека через общение в духовную атмосферу жизни». Опираясь на текст, знания истории, обществознания, социальный опыт, назовите любые две формы коллективного общения. Объясните на примерах, в чем проявляется воздействие каждой из них на людей.

22. Что, по мнению автора, влияет на обучение человека продуктивному и цивилизованному общению? (Назовите на основе текста любые три фактора влияния).

23. По мнению автора, увлечение лишь инструментальной стороной общения (обменом информацией) может заслонить его духовную (человеческую) сущность. Опираясь на текст, знания курса и личный социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих ограниченность понимания общения только как информационно-коммуникативной деятельности.

24. На основе текста назовите три характеристики понятия «общение».

================================

25.

26. Назовите и проиллюстрируйте примерами два признака социального института на примере образования.

27. Ученые полагают, что социальный институт – это исторически сложившаяся форма организации людей, на основе комплекса норм и статусов регулирующая их деятельность и удовлетворяющая фундаментальные человеческие потребности. Является ли образование социальным институтом? Свой ответ подтвердите тремя аргументами.

28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Религия как социальный институт». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний

29. Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

Социальная психология

«Люди существуют друг для друга» (Марк Аврелий).

«У социального института своя история, существовавшая до рождения индивида, которая недоступна его индивидуальной памяти» (Т. Луман).

12 важнейших характеристик общества (1061 слов)

Статьей поделился

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

Вот некоторые из важных характеристик общества:

Всестороннее понимание общества требует тщательного анализа его характеристик. Но термин «общество» можно понимать как в более узком, так и в более широком смысле. В более узком смысле общество относится к группе людей, но в более широком смысле оно относится ко всему человеческому обществу. Однако обществу присущи следующие характеристики:

В обществе должно быть население. Без группы людей не может быть сформировано ни одно общество. Конечно, под обществом понимается не группа людей, а система социальных отношений. Но для установления социальных отношений необходима группа людей.

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

Эта популяция представляет собой самовоспроизводящуюся особь, которая воспроизводит себя через своего рода брачные отношения. Отсюда первое требование общества.

(1) Подобие:

Сходство — важнейшая характеристика общества. Известный социолог Маклвер полагает, что общество означает подобие. Без чувства подобия не могло бы быть взаимного признания «принадлежности друг другу», а следовательно, и общества. Это чувство подобия было обнаружено в раннем обществе по родству, а в современных обществах условия социального сходства расширились до принципов национальности.

Общество состоит из единомышленников и единомышленников. Дружба, близость и общение любого рода были бы невозможны без подобия. Это также помогает в понимании одного через другое. Вот почему Ф. Х. Гиддингс полагает, что общество зиждется на «Сознании рода».

(2) Различия:

Наряду со сходством, различия являются еще одной важной характеристикой общества. Потому что общество предполагает различия и зависит от них не меньше, чем от сходства. Вот почему Маклвер полагает, что «первичное сходство и вторичные различия создают величайший из всех институтов — разделение труда». Потому что различия дополняют социальные отношения. Если бы люди были одинаковы во всех отношениях, общество не могло бы сформироваться, взаимности было бы мало, и отношения стали бы ограниченными. Семья как первое общество, основанное на биологических различиях и различиях в способностях, интересах и способностях. Хотя различия необходимы обществу, но различия сами по себе не создают общества. Следовательно, различия подчинены сходству.

(3) Взаимозависимость:

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

Взаимозависимость — еще одна важная характеристика общества. Этот факт взаимозависимости виден во всех аспектах современного общества. Известный греческий философ Аристотель заметил, что «человек — это социальное животное». Как социальное животное он зависит от других. Выживание и благополучие каждого члена очень сильно зависят от этой взаимозависимости. Ни один человек не является самодостаточным.

Он должен зависеть от других в еде, крове и безопасности, а также в удовлетворении многих своих нужд и потребностей. По мере развития общества эта степень взаимозависимости многократно возрастает. Семья как первое общество основана на биологической взаимозависимости полов. Взаимозависимы не только отдельные люди, но и группы, сообщества и общества.

(4) Сотрудничество и конфликты:

И сотрудничество, и конфликт — еще две важные характеристики общества. Потому что известный социолог Маклвер однажды заметил, что «Общество — это сотрудничество, пронизанное конфликтом». Сотрудничество существенно необходимо для формирования общества. Без сотрудничества не может быть общества. Люди не могут вести счастливую жизнь без сотрудничества. Семья как первое общество держится на сотрудничестве. Сотрудничество позволяет избежать взаимного разрушения и приводит к экономии расходов.

Как и сотрудничество, конфликт необходим обществу. Конфликт выступает цементирующим фактором укрепления социальных отношений. В здоровом и хорошо развитом обществе сосуществуют как сотрудничество, так и конфликты. Потому что с помощью этих двух универсальных процессов формируется общество. Конфликт делает сотрудничество значимым. Конфликт может быть прямым и косвенным. Однако и то и другое необходимо обществу.

(5) Общество представляет собой сеть или паутину социальных отношений:

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

Социальные отношения являются основой общества. Именно поэтому известный социолог Маклвер заметил, что общество представляет собой сеть социальных отношений. Поэтому трудно классифицировать социальные отношения. Но эти социальные отношения основаны на взаимном осознании или признании, которое Кули называет мы-чувством, Гиддингс называет сознанием рода, а Томас — общей склонностью. Без этих социальных отношений не могло бы образоваться ни одно общество.

Как социальные отношения абстрактны по своей природе, так и общество абстрактно по своей природе. В обществе постоянно происходят разного рода социальные процессы, такие как сотрудничество, конфликты. И отношения, установленные вокруг них, создают общество. Следовательно, сеть социальных отношений, созданных между индивидуумами, образует общество.

(6) Постоянный характер:

Постоянство — еще одна важная характеристика общества. Это не временная организация отдельных лиц. Общество продолжает существовать даже после смерти отдельных членов. Общество – это целостная организация.

(7) Общество абстрактно:

Общество — это абстрактное понятие. Как полагает Маклвер, общество представляет собой сеть социальных отношений. Мы не можем видеть эту связь, но мы можем ее чувствовать. Следовательно, это абстрактное понятие. Райт справедливо заметил, что «общество по существу означает состояние или состояние, отношение и, следовательно, необходимо является абстракцией». Кроме того, общество состоит из обычаев, традиций, народных обычаев, нравов и культуры, которые также абстрактны. Следовательно, общество абстрактно по своей природе.

(8) Общество динамично :

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

Сама природа общества динамична и изменчива. Ни одно общество не статично. Каждое общество постоянно меняется и меняется. Изменяются старые обычаи, традиции, народные обычаи, нравы, ценности и институты и появляются новые обычаи и ценности. Общество меняет свою традиционную природу на современную. Следовательно, это одна из важнейших характеристик общества.

(10) Комплексная культура:

Культура — еще одна важная характеристика общества. Каждое общество имеет свою собственную культуру, которая отличает его от других. Культура — это образ жизни членов общества, включающий их ценности, верования, искусство, мораль и т. д. Таким образом, культура всеобъемлюща, поскольку удовлетворяет потребности социальной жизни и культурно самодостаточна. Кроме того, каждое общество передает свой культурный образец последующим поколениям.

(11) Нечто большее, чем просто собрание людей:

Без сомнения, общество состоит из индивидуумов. Но простое собрание индивидуумов — это не общество. Это нечто большее, чем это, и нечто за пределами индивидуальности. Дюркгейм прав, когда отмечает, что общество есть нечто большее, чем сумма его частей, т. е. индивидуумов.

(12) Размещение и ассимиляция:

Этот двухассоциативный социальный процесс также важен для бесперебойного функционирования и преемственности общества. Следовательно, это еще одна характеристика общества.

Общество

Значение Всемирной торговой организации (ВТО) для экономики Индии

7 баллов, отражающих значение и важность бизнеса

Урок 2: Системы и системное мышление


Урок 2: Системы и системное мышление


После завершения урока вы должны уметь

  • Определите системы и их элементы и проиллюстрируйте их
  • Определение взаимосвязанных систем
  • Рассмотрение учебного процесса с точки зрения системного мышления

Урок 2 включает системы и системное мышление. Вы можете спросить себя: «Почему на земле нужно ли мне знать системы и системное мышление? Я не инженер и никогда не задумывался быть одним!»

Системы повсюду. Мы живем в системах, влияем и находимся под влиянием самых разных систем, от природной среды до семьи, работы, образования, здравоохранения и т. д. Если у нас есть хорошее понимание систем, мы можем оптимизировать свое поведение и достичь желаемых результатов более эффективно и активно.

Рассмотрим такой сценарий: Допустим, у вас есть небольшой бизнес. Бизнес состоит из вы и три или четыре сотрудника. Ваша желаемая цель — предоставить хорошие услуги сообществу. и поддерживать благоприятную среду для себя и своих сотрудников. Каждый член бизнес важен для бизнеса в целом и способствует созданию позитивной атмосферы в компании. бизнес через свои должностные обязанности. В этом бизнесе все участники зависят от друг друга, чтобы счастливо работать вместе для достижения общей цели.

Однажды два сотрудника немного поссорились. Это негативно влияет на их общение друг с другом. Недостаток общения влияет на их работу и производительность. Их неспособность выполнять эффективно влияет на других сотрудников и владельца. Это влияет на эффективность бизнеса, в конечном итоге вызывая проблемы для достижения желаемой цели всего бизнес. Кроме того, эта проблема влияет на взаимодействие этого бизнеса с другими в сообщество.

Глядя на этот сценарий, мы видим, что этот малый бизнес представляет собой единое целое. Сотрудники одна часть целого. Продукты, которые принимает бизнес, операции, которые он выполняет, и продукты, которые он продает, являются другими частями целого. Малый бизнес — это тоже система и сотрудники и процессы являются подсистемами.

В то же время этот малый бизнес является частью большего целого – он является частью более крупного бизнеса сообщество. В этом контексте малый бизнес является подсистемой в системе крупного бизнеса. деловое сообщество. Поскольку малый бизнес покупает ресурсы и продает свою продукцию, он взаимодействие с другими предприятиями. Другие предприятия являются подсистемами в рамках более крупной системы. – деловое сообщество.

Теперь у вас есть краткая картина систем и подсистем. Давайте рассмотрим его более подробно.

Вот несколько определений системы:

  • Система – это группа взаимодействующих/взаимосвязанных/взаимосвязанных/взаимозависимых элементов (подсистем), составляющих сложное и интегрированное целое (Anderson & Johnson, 1997).
  • Система — это «взаимосвязанная» группа элементов (подсистем), «когерентно организованных» для достижения цели (Meadows, 2008).
  • Система — это группа существенных частей или подсистем, которые могут «влиять на поведение и свойства всей системы, и ни одна из которых не оказывает на нее независимого влияния» (Акофф, 1999).

Как бы вы это определили?

Сравнивая приведенные определения, вы должны были заметить, что существуют аспекты или характеристики систем, которые являются общими для всех определений. Все системы имеют общее набор характеристик. Вот ключевые характеристики:

1. Элементы системы не являются набором элементов, а взаимосвязаны и влияют на друг друга.

Пример: Ваш диетолог говорит вам съесть тарелку хлопьев с 20 граммами миндаля и 30 грамм грецкого ореха в нем. Сочетание двух орехов в хлопьях заставит ваше лицо сиять.

Непример: Вы решили отказаться от миндаля, потому что у вас его нет дома. Путь в которые миндаль и грецкие орехи влияют друг на друга, чтобы произвести результат (светящееся лицо) будет воздействуют и не производят должного эффекта.

2. Все элементы системы организованы определенным образом для достижения цель.

Пример. Вас просят спроектировать настольную лампу и проработать каждый этап проектирования. процесс. Результатом является лампа, которая (а) отвечает потребностям пользователей, (б) решает те проблемы, которые были определены, (c) была одной из нескольких идей и (d) была проверена, чтобы определить, насколько хорошо она отвечает проблемы, выявленные пользователем. Пользователь доволен.

Непример: Вас попросили спроектировать настольную лампу и приступить к созданию прототипа продукт, прежде чем понять потребности пользователя, определить проблему и придумать некоторые возможные решения. Пользователь недоволен.

3. Система будет иметь определенную функцию в более крупной системе.

Пример. Малый бизнес, который мы обсуждали ранее, является единственным поставщиком канцелярских товаров в другие компании и фабрики в более крупном бизнес-сообществе.

Непример: Владелец малого бизнеса решил перевести бизнес в другое место. сообщество, потому что оно ближе к его дому. Однако в этом новом деловом сообществе он находит нет компаний, которым нужна его продукция. (Нет, он не продает свою продукцию в Интернете… пока.)

4. Системы имеют обратную связь.

Пример: Ваша группа получила заказ на разработку программного обеспечения для изучения языков. После определения потребности пользователя и определяя проблему, вы и ваша команда предлагаете несколько решений относительно того, как программное обеспечение может работать. Нескольких членов команды просят просмотреть потенциальные решения, чтобы определить, решает ли каждое решение проблемы, которые были идентифицированы. Они записывают свои комментарии и предоставляют обратную связь команде. Этот обратная связь становится новым вкладом в стадию создания идей процесса.

Непример: Вас и вашу команду просят разработать программное обеспечение для изучения языков, но оно рынок до того, как будет разработан и испытан прототип. Никакие отзывы от потенциальных пользователей не возвращаются на процесс проектирования.

Назначение 2.1
Описание

Основываясь на вашем понимании определений системы, представленных в начале этого раздела, что вы находите в них общего? Опишите, что вы видите общего в трех определениях. Затем, думая об этих общих характеристиках, напишите собственное определение системы.

Затем, имея в виду характеристики систем, определите две системы: одну материальную и другую нематериальную. Помните, что «осязаемый» означает то, что воспринимается на ощупь. Примеры включают одушевленные и неодушевленные предметы (вещи, животные, люди). «Неосязаемый» означает, что его нельзя потрогать или схватить; или отсутствие физического присутствия. Другими словами, нематериальные системы включают концепции или действия, а не людей или физические объекты. Большинство процессов можно рассматривать как нематериальные системы. Многие услуги также являются нематериальными. Обычно подсистемы нематериальной системы также являются нематериальными. Например, в Задании 2.3 вы проанализируете процесс проектирования, который обсуждался в Уроке 1, и объясните, как он работает как нематериальная система. Модель учебного проекта ADDIE — еще один пример процесса, который можно рассматривать как неосязаемую систему (состоящую из подсистем «Анализ», «Проектирование», «Разработка», «Внедрение» и «Оценка»).

После того, как вы определили свои две системы, объясните цели каждой системы и определите ее подсистемы и более крупные системы, частью которых они являются. При описании подсистем обязательно обсудите: 1) как подсистемы взаимодействуют друг с другом; 2) почему они так организованы; и 3) обратную связь, которую каждая подсистема предоставляет другим. При описании более крупной системы (систем) объясните: 1) функцию, которую ваша система выполняет в более крупной системе (системах) и 2) любую обратную связь, возникающую между вашей системой и более крупной системой (системами).

Следующая таблица может оказаться полезной для выполнения этого задания. Отправить это задание вместе с заданием 2.2 и 2.3 в конце этого урока. Подготовьте все задания для этого урок (2.1, 2.2 и 2.3) в один файл Word. На первой странице у вас должен быть урок имя, а под ним должно быть ваше имя, адрес электронной почты и дата. Ниже напишите «Задание 2.1» и введите свои ответы на задание 2.1. Не отправлять это задание пока вы также не выполните задания 2.2 и 2.3.

Критерии классификации

Ваше определение (2 балла):

Название первой системы (материальной) (1 балл):

Название второй системы (нематериальной) (1 балл):

Гол (1 балл):

Гол (1 балл):

Подсистемы (материальные) (2 балла):

Подсистемы (нематериальные) (2 балла):

Более крупная система(ы) (1 балл):

Более крупная система(ы) (1 балл):

Всего баллов: 12

Питер Сенге (2006) в своей книге «Пятая дисциплина» говорит:

«Системное мышление — это дисциплина для видения целого. Это основа для видения взаимосвязей, а не вещей, чтобы видеть закономерности изменений, а не статику «моментальные снимки». Это набор общих принципов, выработанных в течение двадцатого века, охватывая такие разные области, как физические и социальные науки, инженерное дело и менеджмент. В течение последних тридцати лет эти инструменты применялись для понимания широкого круга корпоративные, городские, региональные, экономические, политические, экологические и даже психологические системы. И системное мышление — это чувствительность — для тонкой взаимосвязи, которая придает живым системам их уникальный персонаж».

Расс Акофф говорит нам, что системное мышление можно использовать для анализа того, что не работает. Он утверждает что системное мышление это:

«перевернутый образ мышления, и он (системное мышление) начинается с целого и работает в обратном направлении». вплоть до сломанной части, чтобы вы знали, ПОЧЕМУ эта часть сломана, а не только тот факт, ЧТО эта часть сломанный. »

Manning (1967, цит. по Bertalanffy, 1969, p.4) применяет системное мышление к современному обществу. Он говорит нам, что:

«Между всеми элементами и составляющими общества существует взаимосвязь. факторы общественных проблем, вопросов, политики и программ должны всегда учитываться и оцениваются как взаимозависимые компоненты общей системы».

Андерсон и Джонсон (1997, стр. 18) определили принципы системного мышления. Они есть:

  • Рассмотрите общую картину
  • Баланс краткосрочной и долгосрочной перспективы
  • Признать динамическую, сложную и взаимозависимую природу систем
  • Учитывать как измеримый, так и неизмеримый характер систем, и
  • Имейте в виду, что все мы являемся частью систем, в которых мы функционируем, и что каждый из нас влияет на эти системы, даже когда мы находимся под их влиянием

Стивен Хейнс (1945–2012), американский организационный теоретик и всемирно признанный лидер в стратегическое планирование признал, что системное мышление было его ориентацией в жизни и работе. Это помог ему стать более успешным в своей профессиональной карьере сначала в качестве корпоративного руководителя и затем генеральный директор и консультант генеральных директоров. Давая совет корпоративному руководителю, он применяет системного мышления к стратегическому планированию и, как следствие, способствует их корпоративному успеху. Успех Хейнса в использовании системного мышления говорит нам о том, что чем лучше мы знаем наши системы и подсистем, тем больше мы можем предвидеть производительность, тем самым увеличивая возможность достижения желаемый нами результат.

Процесс проектирования, рассмотренный в Уроке 1, является не только систематическим и итеративным, Процесс проектирования также носит системный характер. При проведении каждого шага процесса необходимо учитывать все возможных влияний со стороны окружающей среды, которые могут повлиять на решения, принимаемые на данном этапе процесс. В конце концов, целостный подход обеспечивает лучшее понимание системы, в которой наш результат будет использоваться и гарантирует, что наш окончательный результат будет ближе к удовлетворению потребностей пользователей и достижения конечной цели.

Та же ситуация, когда вы проектируете для обучения, как вы увидите в учебном дизайне модели на следующем уроке. Например, в модели Дика, Кэри и Кэри вы будете анализировать контекст или среда, в которой учащиеся будут использовать навык, полученный во время вашего обучения. Выполнение этого анализа как части процесса гарантирует, что инструкция будет эффективной и насколько это возможно для контекста обучения и чтобы учащиеся могли использовать то, что они учиться в контексте исполнения.

Системное мышление видит динамические отношения между частями. Изменение одной части может вызвать изменение других частей; изменение в одной подсистеме может вызвать изменение в других подсистемах, т. система и более крупная система. На примере курицы, если внутренняя система курица повреждена вирусной инфекцией и фермер не знает об этом, вирус может влияют на усвоение питательных веществ из пищи, вызывая гибель птицы. Но прежде чем птица умрет, он может привести к тому, что вирус будет передан другим цыплятам в сообществе, вызывая множественные летальные исходы. Вирус также может распространяться на другие фермы, выращивающие цыплят, увеличивая их количество. смертей. Значительно большое количество смертей приведет к повышению цен на курятину на продуктовый магазин.

Для того чтобы система продолжала работать и производить, взаимосвязи и взаимозависимости должен быть динамичным. То есть они должны иметь возможность меняться, когда возникает необходимость. Динамический отношения подобны звеньям в цепи, где неблагоприятное состояние в одном звене влияет на следующее, и так далее до конца или окончательного вывода. Вернемся к нашему маленькому бизнесу. Для того, чтобы это дело (система), чтобы иметь возможность удовлетворять потребности сообщества в офисных продуктах, она зависит на фабриках, производящих ручки, бумагу и чернила, а также на транспорте, который каждый из них использует. Один на этих фабриках происходит смена руководства, что влияет на продукцию, которую она может поставлять малый бизнес. Поскольку малый бизнес зависит от этих поставок, их изменение может заставить владельца малого бизнеса пересмотреть свои отношения с текущим поставщиком и Найди другое.

Малый бизнес также зависит от его способности продавать свою продукцию. Как мы видели ранее, его переезд в новое деловое сообщество ограничил количество клиентов, доступных для покупки его продукты. Чтобы оставаться в бизнесе, необходимо расширять отношения с другими клиентами. и может обратиться к Интернету, чтобы привлечь больше клиентов.

У меня есть реальная история, которая объясняет, как взаимосвязи влияют друг на друга. Видео объясняет, как лечение малярии решило проблему, но вызвало ряд неожиданных проблемы.

С точки зрения системного мышления, это видео предупреждает нас, что если вы не понимаете взаимосвязей частей целой системы, то решения могут вызвать больше проблем, чем вы ожидали.

В предыдущем разделе упоминались другие части или элементы системы — ввод, вывод и обратная связь. Проще говоря, различные входы взаимодействуют внутри системы и трансформируются в выходы в системе. операции системы. Собирается обратная связь относительно результатов, а затем становится информация, которая вводится обратно в операцию. Входы и выходы являются динамическими, изменяющимися по мере необходимы на основе обратной связи и помогают получать более эффективные результаты.

Рисунок: Отношения между вводом, выводом, преобразованием (процессами или операциями) и обратной связью. Адаптировано из Analytic Services Inc. (2008 г.).

Когда мы управляем системой, мы обычно регулируем входные данные и процессы для получения желаемого результата. выход. Вот два примера в одной системе: Семью можно рассматривать как единое целое, так и система. Одним из ключевых факторов, влияющих на эту систему, является заработная плата родителей. Семья преобразует (или обрабатывает) деньги, когда он оплачивает счет за электричество. Оплата счета за электричество производит выход электроэнергии для дома. Наличие электричества – это обратная связь, которая напоминает родителям оплатить счет за электричество. Семья также превращает деньги в еду, покупка расходных материалов в продуктовом магазине. Купленная еда становится входом в семейные питательные блюда, разработанные с учетом конкретных потребностей в питании. Еда это варится (перерабатывается) и на выходе съедается. В результате семья питается. Однако, семья делает покупки в магазине и обнаруживает, что определенного товара нет в наличии. Не находит этот конкретный пункт является обратной связью от похода по магазинам и вкладом в еженедельные приемы пищи, вызывающие питание должно быть адаптировано к тому, что было доступно в магазине, или исключено, если нет приемлемой замены был найден. В результате может пострадать питание семьи.

Процесс разработки инструкций также является системой, которой необходимо управлять. Вы собираете свои входные данные, такие как информацию об учащемся, контекстах, целях и тематическом содержании, преобразовать это информации в процессе проектирования и получения желаемого результата. Но, это еще не конец история.