Итальянская налоговая система — налогообложение итальянских SrL компаний и физлиц: VAT, налог на прибыль и на прирост капитала. Налоговые соглашения Италии.
Развернуть все записи Свернуть все записи
Налоговые резиденты Италии уплачивают налог со своего мирового дохода, нерезиденты – с доходов из источников в Италии.
Уплачивается национальный, региональный и муниципальный подоходный налог.
Основной налог, уплачиваемый физическими лицами, — подоходный налог (IRPEF).
Национальный подоходный налог уплачивается по прогрессивным ставкам:
- доход до 15 00 EUR – 23%;
- доход от 15 001 до 28 000 EUR – 27%;
- доход от 28 001 до 55 000 EUR – 38%;
- доход от 55 001 EUR – 43%
Существует дополнительный налог на переменную часть вознаграждения (бонусы, опционные планы) (SIM) для руководящего звена банков, финансовых институтов, холдинговых и управленческих компаний, финансовых посредников. База рассчитывается особым образом, ставка составляет 10%.
Существуют особые правила налогообложения «бонуса за производительность».
На уровне регионов налог на доходы взимается по ставкам от 1,23% до 3,33%. Муниципальный налог обычно варьируется от 0% до 0,8%.
Существует специальный налоговый режим для работников, ставших налоговыми резидентами Италии. При удовлетворении определенных требований налогооблагаемый доход от трудовой деятельности может быть снижен на 70%, а в случае работы в определенных южных областях Италии на 90%.
Инвестиционные доходы обычно облагаются по единой ставке – 26%.
Существует специальный налоговый режим для физических лиц, недавно ставших налоговыми резидентами Италии. При соблюдении определенных условий они могут выбрать уплату фиксированной суммы налога в размере 100 000 EUR в год, что позволит им не уплачивать в течение определенного времени налог с доходов от иностранных инвестиций и налог с зарубежных активов.
Компании уплачивают налог на прибыль (IRES) по ставке 24%.
Кроме того существует региональный производственный налог (IRAP) по ставке 3,9%. Регионы имеют право в определенных пределах повышать или снижать налог.
Для финансовых институтов и еще в некоторых случаях используются другие ставки.
95% прибыли от прироста капитала в отношении вложений в акции может освобождаться от IRES при владении не менее 12 месяцев, ведении коммерческой деятельности продаваемой дочерней компанией и соблюдении ряда других условий. Налогом IRAP прибыль от реализации финансовых активов обычно не облагается.
95% дивидендов, полученных от итальянских компаний и иностранных компаний, не входящих в «черный список», исключаются из обложения налогом IRES. Однако к этому правилу есть исключения. Дивиденды обычно не облагаются налогом IRAP.
Иностранная компания признается КИКом в случае прямого или косвенного контроля.
Прибыль КИК подлежит налогообложению, если эффективная ставка налога на прибыль меньше эффективной ставки налога, которая уплачивалась бы компанией в Италии, и более 1/3 ее выручки составляют пассивные доходы.
Если КИК ведет реальную коммерческую деятельность с использованием сотрудников, оборудования, активов, помещений, возможно получить заключение налоговых органов о неприменении правил КИК.
Налог у источника выплаты взимается по ставке:
- 26% — в отношении дивидендов (с возможностью для нерезидента получить возврат до 11/26 налога при доказательстве налогообложения дивидендов в стране своего резидентства),
- 26% — в отношении процентов,
- 30% — в отношении 75% выплаченных роялти.
Налог может удерживаться при осуществлении некоторых других выплат дохода.
Ставки налога могут быть снижены по соответствующим договорам об избежании двойного налогообложения или директивам ЕС.
Стандартная ставка НДС составляет 22%.
В отношении некоторых товаров и услуг ставка налога составляет 10% и 4%.
Социальные взносы составляют, в целом, около 40% от вознаграждения работников. Из них около 30% — это взнос работодателя, 10% — работника. Конкретные ставки зависят от вида деятельности компании, количества сотрудников, позиции работника (особые правила, в частности, в отношении менеджмента).
Около 33% процентов взносов уплачивается в национальный пенсионный фонд, а остальные взносы в фонд занятости, фонд обеспечения больничных, фонд социальной мобильности и др. Установлена максимальная сумма вознаграждения работника, с которой начисляются взносы в пенсионный фонд (на 2020 год – 103 055 EUR).
Налог на зарубежную недвижимость (IVIE) уплачивается по ставке 0,76%.
Налоговая база – стоимость приобретения, в некоторых случаях – рыночная или кадастровая стоимость.
Иностранный налог на такую недвижимость может зачитываться.
Физические лица уплачивают налог с финансовых инвестиций.
Ставка налога составляет 0,2%.
Налоговая база – стоимость финансовых вложений на 31 декабря.
Небольшие фиксированные сборы уплачиваются в отношении банковских счетов.
Ставки налога могут составлять 4%, 6% или 8% в зависимости от степени родства сторон.
Существуют необлагаемые минимумы.
Существует регистрационный налог – взимается при регистрации документов в публичных реестрах.
Контракты на передачу недвижимости подлежат такой регистрации.
Ставки обычно варьируются от 3 до 15%.
Гербовые сборы взимаются в отношении некоторых контрактов и документов, обычно по фиксированным ставкам, однако, в некоторых случаях сборы могут определяться и в процентах от стоимости контракта.
Эти налоги взимаются на уровне муниципалитетов.
Италия заключила 105 соглашений об избежании двойного налогообложения (Double Tax Treaty, DTC), а также 12 соглашений об обмене налоговой информацией (Tax Information Exchange Agreement, TIEA) со следующими юрисдикциями:
105 DTCs: Австралия, Австрия, Азербайджан, Албания, Алжир, Аргентина, Бангладеш, Барбадос, Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Венесуэла, Вьетнам, Габон, Гана, Германия, Гонконг, Греция, Грузия, Дания, Египет, Замбия, Израиль, Индия, Индонезия, Иордания, Ирландия, Иран, Исландия, Испания, Казахстан, Канада, Катар, Кения, Кипр, Китай, Кот д`Ивуар, Куба, Кувейт, Кыргызстан, Латвия, Ливан, Ливия, Литва, Люксембург, Маврикий, Македония, Малайзия, Мальта, Марокко, Мексика, Мозамбик, Молдова, Монголия, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, ОАЭ, Оман, Пакистан, Панама, Польша, Португалия, Республика Корея, Российская Федерация, Румыния, Сан Марино, Саудовская Аравия, Сенегал, Сербия, Сингапур, Сирия, Словакия, Словения, США, Таджикистан, Таиланд, Танзания, Тринидад и Тобаго, Тунис, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Уганда, Украина, Филиппины, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швеция, Швейцария, Шри Ланка, Эквадор, Эстония, Эфиопия, ЮАР, Япония.
12 TIEAs: Андорра, Барбадос, Бермуды, Холи Си (Ватикан), Гернси, Джерси, Гибралтар, Каймановы острова, Лихтенштейн, Монако, Острова Кука, Остров Мэн, Турменистан.
Кроме того Италия подписала, но пока не ратифицировала (Многостороннюю конвенцию по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (Multilateral Convention to Implement Tax Treaty Related Measures to Prevent Base Erosion and profit Shifting, MLI). Многосторонняя конвенция для Италии пока не вступила в силу.
Валютный контроль в Италии отсутствует.
Налог
Налог (Tax) — это обязательные платежи физических и юридических лиц государства в бюджеты различных уровней, в соответствии ставке, которая установлена в законодательном порядке на данный момент.
В современной интерпретации налоги считаются эффективными, если минимизируют неблагоприятные последствия своего функционирования для процесса распределения ресурсов.
Сущность налогов проявляется через их функции: стимулирующую, фискальную, регулирующую, распределительную (перераспределительную).
Фискальная функция — основная. За счет налогов обеспечивается формирование доходной части всего государственного бюджета (казны государства).
Стимулирующая функция заключается в маневрировании налоговыми ставками, льготами и санкциями, за счет чего государство стимулирует структурные сдвиги в экономике, развитие технического прогресса, инвестиций в базовые отрасли, рост эффективности.
Регулирующая — государство, изменяя условия налогообложения (введение одних, отмена других), применяя систему налоговых льгот и штрафов, воздействует на распределение ресурсов, на цены и уровень производства на отдельных рынках.
Распределительная (социальная) — проявляется в том, что с помощью налоговой системы государство через госбюджет перераспределяет национальный доход в пользу отдельных групп населения.
В странах с рыночной экономикой сложилась высокоразвитая налоговая система, включающая различные виды налогов. В основу классификации налогов положены различные признаки.
По экономической природе налоги подразделяются на косвенные и прямые. Прямые налоги — это те налоги, которые взимаются государством непосредственно с доходов экономических агентов (заработной платы, процентов, прибыли) либо с имущества (строений, земли, ценных бумаг и т.д.). Косвенные налоги представляют собой налоги на товары или услуги, которые включаются в цену товара или в тариф на услугу. К прямым налогам можно отнести подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль предприятий, налог на имущество юридических и физических лиц, налог на доходы от ценных бумаг, налог на землю и пр. К косвенным налогам относятся: акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, налог с продаж, налог с оборота и пр.
По характеру обложения налоги делятся на пропорциональные, прогрессивные, а также регрессивные. В основе этой классификации лежит средняя налоговая ставка, которая представляет собой отношение налоговых отчислений к величине дохода. Налог является пропорциональным, если при увеличении дохода средняя налоговая ставка остается неизменной, постоянной. Примером пропорционального налога может быть налог на имущество физических и юридических лиц, налог на прибыль предприятий в России. Налог считается прогрессивным, если при увеличении дохода средняя налоговая ставка возрастает. Прогрессивным является налог на прибыль корпораций в США и подоходный налог с физических лиц. Регрессивный налог представляет собой налог, средняя ставка которого снижается по мере роста дохода. Косвенные налоги имеют регрессивный характер, поскольку поглощают большую часть заработков налогоплательщиков с низкими доходами по сравнению с высокодоходными группами.
В целом налоговая система может быть либо прогрессивной, либо регрессивной. Налоговая система является прогрессивной, если после выплаты налогов неравенство в распределении доходов сокращается. Она является регрессивной, если после выплаты налогов неравенство возрастает.
В зависимости от того, кто взимает налоги, они подразделяются на центральные и местные. Центральные налоги взимаются центральным правительством и поступают в общегосударственный бюджет. Местные налоги взимаются местными органами власти и управления и поступают в местные бюджеты. В государствах с федеративным устройством национальная налоговая политика проводится на трех уровнях: федеральном, региональном и местном.
По назначению налоги делятся на общие (для осуществления общегосударственных мероприятий) и целевые, поступающие в специальные фонды, за счет которых финансируются специальные программы. Например, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на реализацию горюче-смазочных материалов направляются на издержки, ремонт, реконструкцию и строительство автодорог.
Уплата любого налога осуществляется в виде организованного процесса и по определенным правилам, включающий следующие элементы: субъекты налога — физические или юридические лица, обязанные по закону платить налог; объекты обложения — доход или имущество, с которых исчисляется налог; источник обложения — доход, за счет которого уплачивается налог.
Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2000.
Являются ли налоги (а также расходы) прогрессивными?
Уильям Г. Гейл и Закари Обстфельд · 11 ноября 2019 г.
The Brookings Institution и EconoFact
Выпуск:
Недавнее заявление о том, что в 2018 году 400 богатейших американских семей платили в среднем меньший процент своего дохода в виде налогов (23 процента), чем процент, выплачиваемый нижняя половина всех домохозяйств США (24 процента) вызвала огромное внимание и споры. Это утверждение отражено в новой книге «Триумф несправедливости: как богатые уклоняются от уплаты налогов и как заставить их платить», написанной Калифорнийским университетом, экономистами из Беркли Эммануэлем Саезом и Габриэлем Зукманом. Вывод о том, что налоговое бремя непропорционально выше для семей с низкими доходами, противоречит общепринятому мнению о том, что в Соединенных Штатах действует прогрессивная налоговая система. И это имеет особое значение, поскольку за последние несколько десятилетий в стране наблюдается заметный рост неравенства доходов.
Вывод о том, что 400 самых богатых домохозяйств платят меньшую долю своего дохода в виде налогов, чем беднейшая половина домохозяйств США, вызывает споры.
Факты:
- Прогрессивность налоговой системы отражает то, как доля дохода, выплачиваемого в виде налогов, меняется для налогоплательщиков по мере роста их дохода. Прогрессивная налоговая система — это система, в которой люди с более высоким доходом платят более высокую долю своего дохода в виде налогов. Например, подоходный налог, как правило, является прогрессивным: люди не платят налоги с первых нескольких тысяч долларов дохода, а налоговые ставки растут с ростом уровня дохода. Напротив, в регрессивной системе доля дохода домохозяйства, которая идет на налоги, падает по мере роста дохода. Налог на заработную плату социального обеспечения является регрессивным, поскольку он не взимается с доходов, превышающих $132,9.
00, поэтому те, кто зарабатывает выше этого порога, платят все более низкий процент своего дохода в счет этого налога на заработную плату по мере роста их дохода (см., например, здесь). Однако важно отметить, что рассмотрение только налога на фонд социального обеспечения дает вам неполное представление о прогрессивности системы. Если принять во внимание пособия по социальному обеспечению, общая программа социального обеспечения, включая пособия, является прогрессивной. - Расчет прогрессивности налоговой системы не прост. Один, казалось бы, простой способ оценить прогрессивность налоговой системы — посмотреть, как меняются средние налоговые ставки (отношение налогов к доходу) по мере роста дохода домохозяйства. Однако эта кажущаяся простота обманчива, потому что необходимо сделать множество предположений: что считается налогом? Как следует распределять налоги между домохозяйствами – например, какие домохозяйства несут бремя корпоративного налога? Что считать доходом? Как следует скорректировать доход с учетом размера семьи? Назначение налогов может быть сложным и связано с различными предположениями.
- В своей книге Саез и Зукман приходят к выводам, противоречащим множеству предыдущих исследований . Они пришли к выводу, что налоговая система США (включая федеральные, государственные и местные сборы) в основном пропорциональна примерно 99,99 процентам населения и что 400 самых богатых домохозяйств платят немного меньшую долю дохода в виде налогов, чем остальная часть населения (см. веб-сайт, сопровождающий их книгу). Напротив, предыдущие исследования показали, что комбинированная федеральная налоговая система и система налогообложения штата являются прогрессивными, причем степень прогрессивности варьируется в разных точках распределения доходов (к ним относятся более ранняя работа Саеса и Зукмана вместе с Томасом Пикетти, исследование Джеральда Пикетти). Аутен и Дэвид Сплинтер и исследование Института налогообложения и экономической политики). Чем объясняется разница? По сравнению с предыдущими оценками текущий выбор и предположения, сделанные Саезом и Зукманом, приводят к более высоким оценкам доходов домохозяйств с высокими доходами и налогов для домохозяйств с низкими доходами (см. анализ экономиста Объединенного комитета по налогообложению Дэвида Сплинтера).
- Учет только положительных налоговых платежей дает неполное представление о налоговой системе. Некоторые налоги являются «возмещаемыми» и фактически предлагают кредиты, такие как Налоговый кредит на заработанный доход (EITC) и Налоговый кредит на детей (CTC). Эти кредиты могут создать отрицательные налоговые обязательства для домохозяйств. Например, если домохозяйство платит 1000 долларов в данном году, но получает 1500 долларов в виде налогового кредита на заработанный доход, в итоге они уплатили отрицательные налоги. Традиционный анализ считает такие программы, как EITC и CTC, отрицательными налогами, но Саез и Зукман исключают эти кредиты из своего анализа, в результате чего налоговая система выглядит более регрессивной, чем показывают другие исследования.
- Сосредоточение внимания только на налоговой системе дает неполную картину того, как государственная политика может повлиять на неравенство доходов. Налоговая система, в которой богатые платят меньшую долю своего дохода в виде налогов, чем бедные, способствует росту неравенства в доходах. Более комплексный подход будет учитывать не только налоговые платежи, но и перераспределение доходов, происходящее за счет возмещаемых налоговых кредитов, государственных трансфертных платежей и государственных инвестиций или субсидий в сфере образования, здравоохранения и других услуг. Исследования показывают, что комбинированная налогово-трансфертная система достаточно прогрессивна (см. здесь).
- Большая степень прогрессивности налогообложения не является синонимом большего перераспределения в обществе. Например, налоговая система, в которой Билл Гейтс платит 1 доллар, а все остальные платят ноль, является чрезвычайно прогрессивной (богатые платят 100 процентов налога!), но обеспечивает незначительное перераспределение. На практике большая часть перераспределения (чуть более 60% в США и 75% в ОЭСР) происходит посредством политики расходов, а не налоговой политики. По сравнению с другими странами, в США довольно прогрессивная налоговая система, но меньше среднего перераспределения. Это связано с тем, что США получают гораздо меньший доход, 26% ВВП, чем другие страны ОЭСР, которые собирают в среднем 33% ВВП. В совокупности налоги и трансферты в США меньше способствуют перераспределению доходов, чем в 26 из 30 стран ОЭСР.
Если каждый дополнительный доллар значит больше для семьи с низким доходом, чем для миллиардера, некоторые могут предпочесть систему, которая распределяет налоговое бремя с более высокими налоговыми ставками на состоятельных, чем на средний класс и бедных. Но рассчитать прогрессивность налоговой системы — непростая задача. Также не очевидно, что следует учитывать только налоги. Однако ясно, что общая система налогообложения и трансфертов в Соединенных Штатах является прогрессивной. Тем не менее, правительство Соединенных Штатов перераспределяет меньше ресурсов среди домохозяйств с низкими доходами, чем в других развитых странах.
Темы:
Неравенство / Налоговая политикаАвтор The EconoFact Network. Чтобы связаться с любыми вопросами или комментариями, пожалуйста, напишите [email protected].
Переосмысление сферы действия налога на прибыль
Дебаты о снижении налога на прибыль идут по знакомому сценарию. Республиканцы утверждают, что выгоду получают рядовые работники. Демократы утверждают, что богатые акционеры пожинают плоды.
В новом проекте мы обнаруживаем, что рабочие действительно получают выгоду, но именно самые богатые сотрудники — менеджеры и руководители — получают львиную долю преимуществ, а не рядовой персонал.
Но вернемся назад. Грубо говоря, корпорации облагаются налогом на их чистую прибыль. Они состоят из нормальной прибыли — суммы, которую можно ожидать от стандартных рыночных инвестиций, — плюс избыточная прибыль, полученная от патентов, специального опыта или некоторого сочетания навыков, удачи, эффекта масштаба, факторов, специфичных для местоположения, или рыночной власти в продуктах или рабочей силе. .
Исследования показывают, что 60 или более процентов базы корпоративного подоходного налога составляют эти избыточные доходы. Модель TPC, например, предполагает, что нормальные доходы составляют 40 процентов корпоративной налоговой базы, а избыточные доходы составляют оставшиеся 60 процентов.
Кто платит налог на эти сверхдоходы? Стандартное мышление заключает, что любой налог на избыточную прибыль в размере менее 100 % все же оставляет фирме некоторую избыточную прибыль и, таким образом, может вообще не повлиять на инвестиции или найм, и в этом случае акционеры остаются в узде.
Однако существуют существенные эмпирические данные о том, что фирмы делятся своей избыточной прибылью со своими работниками. В прежние времена это происходило благодаря силе профсоюзов, но за последние 60 лет профсоюзы и рядовые рабочие утратили переговорную силу.
В настоящее время фирмы по-разному распределяют сверхприбыли: платят больше своим менеджерам и высококвалифицированным работникам за их удержание; через контракты, которые увязывают компенсацию руководителей с результатами деятельности фирмы, на которые, в свою очередь, влияют налоги; или через эгоистичное поведение со стороны руководителей.
Исследование Эрика Орна из Гриннелл-колледжа показывает, что пять самых высокооплачиваемых руководителей исследованных фирм получили от 17 до 25 процентов от некоторых недавних сокращений корпоративного подоходного налога, включая изменения в правилах амортизации и субсидии для отечественного производства.
Экономисты из Совета Федеральной резервной системы и Объединенного комитета Конгресса по налогообложению обнаружили, что 1 процент самых высокооплачиваемых сотрудников получил 40 процентов прибыли от снижения корпоративного налога. Дополнительные 19 процентов выгоды от этого снижения налогов достались наиболее высокооплачиваемым от 2 до 10 процентов сотрудников. Большая стопка других газет сообщает об аналогичных результатах: в то время как фирмы делят некоторую избыточную прибыль с работниками, подавляющая часть этого дохода достается работникам с высокими доходами.
Какое отношение это имеет к налогам на прибыль? Когда фирмы делятся сверхприбылью с работниками с высокими доходами, эти работники получают выгоду от снижения корпоративного налога.
Мы используем модель микромоделирования Центра налоговой политики (TPC) для количественной оценки этих эффектов.
Налог на прибыль, безусловно, является одним из самых прогрессивных элементов налоговой системы. Текущая модель TPC предполагает, что акционеры сохраняют все избыточные доходы, и оценивает, что 1% самых высоких налоговых декларантов получают 16% дохода и платят 35% корпоративного налога. Точно так же верхние 20 процентов получают 53 процента дохода и платят 70 процентов налога.
Можно было бы ожидать, что перераспределение бремени арендной платы с акционеров на рабочих было бы регрессивным, поскольку акции в значительной степени сконцентрированы среди очень богатых. Но когда мы корректируем допущения TPC, чтобы они отражали фирмы, делящие ренту с высокодоходными работниками, налог на прибыль остается примерно таким же прогрессивным, как если бы акционеры сохраняли все избыточные доходы.
Налоговое бремя на рабочую силу возрастает, но поскольку затронутые работники имеют непропорционально высокие доходы, доля налога, которую несут домохозяйства с самыми высокими доходами, остается примерно такой же, как и при стандартных предположениях.
Эти результаты показывают, что аналитикам необходимо проводить различие между рядовыми рабочими и профессиональными, управленческими и руководящими работниками при изучении уровня корпоративного налога. Наш анализ также имеет значение для понимания сферы действия налогов на добавленную стоимость или налогов на потоки денежных средств в пунктах назначения, которые возлагают бремя на сверхдоходы.
Leave A Comment