У кого есть роговые чешуйки. Характеристика отряда чешуйчатые
Чешуи (squamae) — костные или роговые образования в коже позвоночных животных. За исходную форму костной Чешуи принимают плакоидную Чешуи или кожные зубы селахий и др. Эта Чешуи возникает в виде сосочка соединительно-тканного слоя (carii), вдающегося в мальпигиев слой. Глубоколежащие цилиндрические клетки этого слоя выделяют на своей внутренней поверхности эмалевый слой, а поверхностные клетки сосочка, тоже принимающие цилиндрическую форму и получающие название склеробластов, выделяют на своей наружной поверхности дентин, пронизанный каналами, в которые заходят отростки склеробластов. За счет соединительной ткани carii образуется под таким образом сформированным зубцом костная пластинка — основная или базальная. Полость выполнена сосочком (pulpa). Чешуи эти залегают в коже, а потом обнажаются и отпадают, замещаясь вновь образующимися. У Lepidosteus при развитии Чешуи тоже залагаются под Чешуи несколько зубчиков, но они являются провизорными, а как постоянные органы, зубцы из дентина и эмали свойственны еще панцирным сомовым рыбам из костистых.
В. Шимкевич.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб. Брокгауз-Ефрон.
Роговой слой состоит из роговых чешуек (их иногда называют корнеоцитами), которые соединяются друг с другом с помощью взаимопроникающих выростов оболочки, особенно глубоких на боковых сторонах, и ороговевших десмосом. Каждая роговая чешуйка обладает протяженностью до 10 мкм и более, а ее толщина колеблется от 100 нм до 1 мкм. Снаружи она окружена электронноплотной оболочкой толщиной 12- 15 нм, а внутри заполнена кератиновыми фибриллами диаметром 7-8 нм, разделенными электронноплотным аморфным материалом в соотношении 1:1.
Имеется два типа чешуек : чешуйки с рыхлым заполнением кератиновых фибрилл (тип Б, они располагаются ближе к зернистому слою) и чешуйки с плотным заполнением (тип А). В отдельных чешуйках, непосредственно примыкающих к зернистым клеткам, наряду с пучками кератиновых фибрилл, иногда содержится значительное количество кератогиалиновых гранул и единичные остатки митохондрий. Эти чешуйки иногда называют Т-пластинками.
По своему микроскопическому строению эта зона соответствует блестящему слою , который в настоящее время многими авторами не выделяется в самостоятельный слой эпидермиса. В промежутках между чешуйками часто содержится электронноплотная цементирующая субстанция гликолипиновой природы.
Толщина рогового слоя определяется взаимодействием двух факторов: скорости размножения и продвижения в вертикальном направлении кератиноцитов, с одной стороны, и скорости отторжения роговых чешуек, с другой. При механических и некоторых других воздействиях на кожу активируются митотическая активность кератиноцитов и их продвижение вверх при нормальной скорости отторжения роговых чешуек. Так возникает роговая мозоль. В некоторых случаях кожной патологии нарушаются процессы отторжения роговых чешуек при нормальных скоростях пролиферации и дифференцировки кератиноцитов. Группа заболеваний с подобным соотношением процессов наработки и потери роговых чешуек называется гиперкератозами.
В последнее время установлено, что чешуйки рогового слоя могут иметь столбчатую и нестолбчатую организацию. Нестолбчатая организация характерна для толстой кожи с толстым роговым слоем. Такая кожа характеризуется высокой митотической активностью эпидермиса, что препятствует упорядочению роговых чешуек. Столбчатая организация рогового слоя характерна, напротив, для тонкой кожи с низкой митотической активностью эпидермиса. Клетки всех слоев эпидермиса и роговые чешуйки при столбчатой организации расположены строго друг над другом. Каждая роговая чешуйка имеет 6-угольную форму и каждой из 6 сторон контактирует с соседней чешуйкой («стеганое одеяло»).
Такое расположение как нельзя лучше обеспечивает связь чешуек и выполнение роговым слоем барьера проницаемости. При ряде кожных заболеваний нормальное расположение роговых чешуек нарушается. Более подробно организация рогового слоя в колонках будет обсуждена при рассмотрении эпидермальной пролиферативной единицы (ЭПЕ).
Усиленный рост рогового слоя с образованием плотных сухих роговых масс при длительном воздействии солнечных лучей или трении называется гиперкератозом. Такие чешуйки имеют желто-серый или серовато-коричневый цвет и трудно отделяются от поверхности кожи. Генерализованным гиперкератозом проявляется ихтиоз (рыбья чешуя). Паракератозом называется процесс, происходящий на фоне воспалительных изменений кожного покрова, в результате которого отсутствует зернистый слой в эпидермисе и роговые пластинки содержат остатки ядер.
Еще по теме Чешуйки:
- ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ И ЛЕКАРСТВЕННОЕ РАСТИТЕЛЬНОЕ СЫРЬЕ, СОДЕРЖАЩИЕ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО АЦИКЛИЧЕСКИЕ И АЛИФАТИЧЕСКИЕ МОНОТЕРПЕНОИДЫ
В результате эволюции класс пресмыкающихся стал представляться большим многообразием в разных географических зонах: в тропиках, пустынях, пещерах, в пресных водах и морях. Это древняя высокоорганизованная группа наземных животных, которая насчитывает около восьми тысяч видов. Они передвигаются по поверхности земли ползучим способом, отсюда произошло и название класса. К пресмыкающимся относят 4 отряда: чешуйчатые, черепахи, крокодилы и клювоголовые. Их развитие и расцвет связывают с переменой климатических условий и распространением континентального климата в эпоху мезозоя.
Тема статьи посвящена самому многочисленному отряду класса пресмыкающихся — отряду чешуйчатых. Следует сразу заметить, что классификация этой группы очень сложная и запутанная, постоянно вводится что-то новое или перетасовывается старое. Поэтому в разных источниках может быть разная информация.
Общая характеристика отряда чешуйчатых
Чешуйчатые (от латинского squama — «чешуя») насчитывают 6500 видов и считаются на сегодня одной из самых процветающих групп пресмыкающихся. Согласно последней научной систематизации отряд чешуйчатых подразделяется на 5 подотрядов: змеи, ящерицы, игуаны, гекконы и амфисбены. Представители отряда расселены по всей планете и не обитают лишь в жестких полярных условиях.
По внешнему виду и образу жизни животные отличаются друг от друга, но существует у них и общие черты. Гибкое тело чешуйчатых покрыто роговыми чешуйками или щитками, которые в зависимости от вида животных могут отличаться окраской, формой и размерами. Квадратная кость верхней челюсти имеет подвижное соединение с черепной коробкой. Еще одним отличительным признаком является длинный язык, который выполняет функцию осязания и обоняния.
Размножение чешуйчатых
Чешуйчатые, как и все пресмыкающиеся, являются разнополыми животными. Самки имеют парные яичники и яйцеводы, открывающиеся в клоаку, самцы — семенники и семяпроводы. Оплодотворение происходит внутри, в половых протоках женской особи. Оплодотворенная яйцеклетка, продвигаясь по яйцеводу, приобретает защитные покрытия — зародышевая и скорлуповая. Яйца откладываются в тепле грунта или вынашиваются внутри самки вплоть до вылупления сразу после выкладки.
Среди чешуйчатых встречаются и живородящие виды. Например, гадюка обыкновенная или живородящая ящерица: плод внутри матери связан с ее организмом сложной системой кровеносных сосудов, которые обеспечивают его необходимым питанием и кислородом.
Змеи
В честь этих животных когда-то строились храмы и создавались целые культы, им поклонялись и боготворили, слагали легенды и мифы. Кого-то они пугают своим видом, у кого-то вызывают интерес, отношение человечества к ним всегда было неоднозначно. Речь идет о змеях, пресмыкающихся отряда чешуйчатых. Этот подотряд состоит из 18 семейств и насчитывает 2700 видов.
Особенности строения змеи — это длинное тело без конечностей и маленькая головка. Ее позвоночник представлен лишь двумя отделами — туловищным и хвостовым, позвонки которых имеют однообразное строение. У представителей этого подотряда холодный немигающий взгляд, их глаза покрыты прозрачной защитной пленкой и лишены век — они плохо видят. Также змеи не могут похвастаться слухом, у них отсутствуют ушные отверстия, колебания звука они подхватывают от земли. Но все минусы компенсируются обонянием, с помощью которого змеи успешно ориентируются в пространстве и охотятся.
У змей своеобразное строение черепа: кости ротового аппарата, и некоторые кости черепа подвижно соединены между собой. Нижняя челюсть имеет сильно растяжимые связки, что объясняет способность целиком заглатывать добычу. Зубы этих чешуйчатых развиты очень хорошо, но жевать ими они не могут: острые, тонкие и загнутые назад. Многие змеи — обладатели ядовитых зубов, в них имеются бороздки, по которым яд при укусе поступает к жертве.
Ящерицы
Подотряд ящерицы является многочисленной и весьма распространенной группой отряда чешуйчатых класса пресмыкающихся (или рептилий). Он состоит из 13 семейств, каждое из которых имеет свои характерные признаки: поясохвосты, ядозубы, тейиды, вараны, геррозавры и другие. Наибольшее количество видов сосредоточено в тропиках.
Большинство ящериц снабжены конечностями, но встречаются и безногие виды. В отличие от змей, они имеют грудину, а кости челюсти крепко соединены между собой. Ящерицы в большинстве своем обладают хорошо развитыми веками и барабанной перепонкой. Эти чешуйчатые известны всем своим непроизвольным отбрасыванием хвоста, который потом вновь отрастает.
Окрас у ящериц может быть самым разнообразным и выполняет защитную функцию, он хорошо гармонирует с окружающей действительностью.
Подотряд гекконообразных
Не везде гекконов классифицируют как отдельный подотряд чешуйчатых, тем не менее, некоторые специалисты все же выделяют его особо. Подотряд состоит из 8 семейств: чешуеноги, карфодактилиды, филлодактилиды, гекконы, червеобразные ящерицы и другие. Они проживают в тропических и субтропических районах и в большинстве своем ведут ночной образ жизни.
Размеры гекконов не больше 10-15 см, но можно встретить и крупную особь. Эти представители отряда чешуйчатых могут похвастаться своими уникальными пальцами, которые обладают специальными приспособлениями, что помогает им удержаться на любой вертикальной поверхности. Речь идет о расширенных пластинках с пересекающимися рядами щеток из микроскопических волосков.
Гекконы очень своеобразны в поведении, не типичном для остальных видов: на охоте, перед самым броском они поднимаются на задние конечности, и, высоко задрав голову, начинают размахивать хвостом.
Подотряд игуанообразных
Никакая другая группа чешуйчатых не может похвастаться таким разнообразием жизненных форм как игуаны. Подобно гекконообразным, этот подотряд не всеми признан. Он насчитывает 10 семейств: ошейниковые игуаны, анолисовые, шлемовые ящерицы, хамелеоны, игуаны шипохвостые и другие. Всех игуанообразных разделяют на два типа особей, которые отличаются характерной формой и строением тела. У игуан древесного типа тело сжатое с боков, а у наземного — тело имеет дисковидно-уплощенную форму.
Визитная карточка всех игуан — плевродонтные зубы, которые прикреплены к внутренней стороне челюстей. Голова особей покрыта множественными щитками неправильной формы, а спина облачена чешуей, преобразованной местами в роговые шипы, бугорки и зубцы.
Игуаны в большинстве своем хищники, которые питаются пауками, насекомыми и червями. Более крупные особи имеют в добычу позвоночных, чаще всего ящериц.
Амфисбены
Пресмыкающиеся двуходки (амфисбены) очень похожи на ящериц, поэтому этот подотряд долгое время признавали их семейством. В отличие от своих родичей, амфисбены ведут подземную жизнь и внешним видом напоминают червей. Они насчитывают 4 семейства: хироты, палеарктические червеобразные ящерицы, амфисбеновые и ринеуриды.
Животные, которых относят к отряду чешуйчатых, обладают типичным общим признаком — роговая чешуя на теле. Амфисбены же имеют червеобразное тело, покрытое цельной роговой пленкой и обвитой поперечными кольцами с пересекающимися бороздками. Поэтому их внешний вид тоже напоминает чешую. Роговые щетки, что покрывают голову большинства чешуйчатых, у амфисбен выполняют роющую функцию.
Амфисбены предпочитают жить в гнездах термитов. Как кроты они роют в земле ходы и легко передвигаются по ним. Интересно, что на поверхности земли они двигаются по прямым вертикальным линиям.
Продолжительность жизни
Особым долгожительством отряд чешуйчатых не отличается. Специалисты соглашаются, что есть прямая взаимосвязь между продолжительностью жизни и размером животных. Крупные особи ящериц живут 20-30 лет, а маленькие не больше двух лет или и того меньше. Гекконы коротают свой век до 13-15 лет, цифры могут быть и больше, в зависимости от размера особи. Змеи же в природе дотягивают в среднем до 30-40 лет, но в неволе, благодаря уходу человека, года значительно прибавляются. Есть виды, например, питоны, их возраст может достигать до 100 лет.
Надо отметить, что продолжительность жизни пресмыкающихся значительно сокращается в результате болезней, травм и нападения хищников. Но в последнее время наблюдается тенденция держать экзотических животных в качестве домашних питомцев и это, безусловно, добавляет им года жизни.
Значение отряда чешуйчатых
Как и все живое на этой земле чешуйчатые рептилии имеют свое предназначение в природе и жизни человека. Они являются активными участниками пищевой цепи, где выбывание или изменение численности одного вида будет грозить катастрофой для всех остальных.
Ящерицы и змеи несут огромную пользу для людей, уничтожая вредных насекомых и грызунов, которые не только вредят посевам, но и являются переносчиками опасных инфекций. Кроме того, змеи употребляются в пищу у некоторых народов Востока. Они верят, что мясо и кровь чешуйчатых дают организму долголетие, молодость и здоровье.
В медицине использование яда змеи также бесценно, он присутствует в составе многих лекарственных препаратов и мазей. И, вдобавок ко всему, шкурки этих рептилий используются в производстве аксессуаров и обуви.
Ядовитые представители
Отдельным предметом обсуждения будет ядовитость некоторых представителей отряда чешуйчатых. Ежегодно только от змеиных укусов страдают около миллиона человек. И, несмотря на эффективность лечения современной медицины, смертность остается очень высокой. Большое количество нападений фиксируют в тропических и субтропических зонах.
Какие животные отряда чешуйчатых относятся к опасным и представляют угрозу для жизни человека? Как правило, это отдельные виды змей и семейство ящерицы ядозуб. Некоторые еще ошибочно определяют игуан как ядовитых пресмыкающихся, но на самом деле, никаких токсичных ядов у них нет. Они с укусом передают большое количество бактерий, что может вызвать воспаление. А у подотрядов амфисбен и гекконов ядовитых представителей не обнаружено.
У змей 5 семейств из 18 являются полностью ядовитыми или содержат ядовитые виды: ужеобразные, аспидовые, гадюковые, ямкоголовые, гремучие. На территории России распространено семейство гадюк. Случаи нападения наблюдаются в Сибири, на Дальнем Востоке, на Среднем Урале и в республиках Закавказья.
- Безногих ящериц легко можно спутать со змеями. Но при тщательном осмотре можно заметить голову и ушные каналы, не присущие змеям.
- Геккон упоминается в Библии как анака (книга Левит 11:30).
- Змеи могут впадать в спячку на три года, без приема пищи.
- В Мексике блюда из игуаны входят в национальную кухню.
- Ядовитые змеи любят классическую музыку и с удовольствием танцуют под нее.
- Медноголовая змея издает запах свежих огурцов.
- В племени Майя почитали игуан, дом с ними символизировал дом божества.
- Цвет хамелеона зависит от его эмоционального состояния, а не от окружающего фона.
- Королевская кобра питается змеями, в том числе и ядовитыми. Также в отличие от других видов она заботиться о своем потомстве.
Этапы урока | Содержание урока | Примечание | |||||||||||||||||
1.Организа-ционный момент | Прозвенел, друзья, звонок! Начинается урок. Мы сегодня снова будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать, А чтобы урок пошёл каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! — Давайте улыбнемся друг другу. Хорошо, когда день начинается с улыбки. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока. | На уроке учащиеся работают в 4-х группах. | |||||||||||||||||
2.Актуализация знаний | Учитель: — На прошлом уроке мы с вами
путешествовали по лесу и познакомились с разными
группами растений. Какие растения вы встречали в
лесу? Дети:- Малина, черника, морошка, береза, сосна. .. Учитель: — Отгадайте растения по признакам и назовите, к какой группе оно относится. | Слайд 1 — картина “Лес” | |||||||||||||||||
1. Это растение встречается вдоль дорог
и тропинок, будто специально растет там, чтобы
помочь поранившемуся путешественнику. Дети: — подорожник. 2. Из травы смотрит веселый фиолетовый глазок. Значит, будет хорошая погода. Перед дождём этот цветок обязательно закроется. Дети: — фиалка. 3. Сегодня полянка золотисто-желтая от цветов, завтра – бело-пушистая. Жёлтые цветы превращаются в белые “головки”, а с головок слетают легкие пушинки. Дети: — одуванчик. 4. С запахом стебля этого растения знаком даже тот, кто никогда не бывал в лесу. Ведь у некоторых конфет такой приятный вкус и запах именно благодаря этому растению. Дети: — мята. 5. Дерево с большими, красиво вырезанными листьями можно было бы назвать “музыкальным” — из его древесины изготавливают музыкальные инструменты. Дети: — клён. 6 .Весной в лесу на этом дереве появляются “лампочки”. Это почки дерева. А под Новый год на этих деревьях вспыхивают гирлянды настоящих лампочек. Дети: — ель. Учитель: — Молодцы, ребята! | Слайд 2 – отгадки появляются по щелчку | ||||||||||||||||||
3. Сообщение темы и целей урока | Учитель: Хотели бы вы больше узнать
о животных? Дети: Да. Учитель: Ну что ж, совершив необычное путешествие по лесу, мы сможем ответить на главный вопрос урока: “Какие бывают животные?” | Слайд 3 | |||||||||||||||||
4. Работа над новой темой. Работа в группах | Учитель:— А кто живет в нашем лесу? Дети: — Медведь, лиса, заяц… Учитель: — Сегодня нам нужно провести исследование и выделить отличительные признаки каждой группы животных. Мы с вами разобьемся по группам согласно вашим карточкам и начнем наше исследование. Учитель: — Возьмите конверт- в нем ваше первое задание. — В больших конвертах подготовлены рисунки животных:
— Рассмотрите картинки с изображением животных и найдите лишнее животное. На доску вывесить результат работы каждой группы. — Как, одним словом назвать всех животных каждой группы? (Дети: -Жук, кузнечик, божья коровка-это насекомые и т.д.) На доске названия групп животных: насекомые, рыбы, птицы, звери. | ||||||||||||||||||
Учитель: Выявить отличительные
признаки каждой группы. — Ответ на этот вопрос найдете в учебнике на стр. 50-51. — Для ответов используйте подсказку: Сколько ног, чем покрыто тело. Каждая группа работает только с одной статьей учебника стр. 50-51 и стр. 52-53. Учитель: — Что узнали о животных данной группы? — Что отличает их от других групп? Ответы детей по группам. | “Работа по учебнику”. | ||||||||||||||||||
Первая группа насекомые — Женя, расскажи нам, пожалуйста, о насекомых. Нам очень хочется узнать о них побольше. (Рассказ “Насекомые”.) Насекомые Рядом с нами живёт мир существ, так мало похожих на нас своим строением и образом жизни, что их можно легко принять за жителей другой планеты. Эти удивительные существа — насекомые. У нас четыре конечности — у них шесть. У нас два глаза, а у многих из них, кроме двух больших глаз, бывает ещё по три маленьких — на лбу. У нас орган слуха — уши — на голове, а у насекомых он может быть в любом месте: у кузнечиков, например, в ноге. | Слайд 4 “Группы животных” | ||||||||||||||||||
Что объединяет этих животных? (6 ног) | Щелчок продолжение слайда 4 | ||||||||||||||||||
— А к какой группе относятся эти
животные? — Правильно, ребята. Молодцы! — Сейчас о рыбах интересное и новое мы узнаем из рассказа Рината. (Рассказ “Рыбы”.) Ринат Каких только рыб нет! Тонкие и длинные, как хлыст, круглые, как мячик, крохотные — с муравья и огромные — больше слона. Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт — и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт — и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и сколько лет. | Слайд 5 Щелчок после ответа детей | ||||||||||||||||||
— Что можно сказать об этих животных?
Чем они отличаются от других? (Это водные
животные, у них нет ног, а есть плавники, которые
помогают им плавать; тело покрыто чешуёй. ) – Назовите этих животных Радик нам расскажет о птицах. (Выступление “Птицы”.) Птицы Птицы — дети воздуха. Они могут подняться выше гор, перелететь через пустыню и море.Но от всех других животных они отличаются тем, что тело их покрыто перьями. Ни у кого больше перьев нет — только у птиц. Не будь у птицы перьев, она не смогла бы летать. И вообще птице без перьев не обойтись. Перья спасают птицу от ушибов и царапин, от холода и жары. | Слайд 6 Щелчок после ответе детей Слайд 7 | ||||||||||||||||||
Что отличает птиц от всех остальных животных? (Телопокрыто перьями, две ноги и два крыла.) | Слайд 8 Щелчок после ответе детей | ||||||||||||||||||
У нас осталась ещё одна группа
животных — Сейчас мы послушаем Антона. Ондля нас подготовил сообщение о зверях. (Рассказ “Звери”) Звери К зверям относятся очень разные внешне существа: крылатые летучие мыши и похожие на рыб дельфины, изящные жирафы и тучные слоны. Собаки и кошки, кроты и ежи, лошади и коровы, львы и тигры, медведи и обезьяны — всё это звери. У зверей 4 ноги. Тело у них покрыто шерстью. | Слайд 9 | ||||||||||||||||||
Что отличает зверей от всех остальных животных? (Телопокрыто шерстью, 4 ноги.) | Слайд 10 Щелчок после ответе детей | ||||||||||||||||||
Давайте еще раз повторим отличительные
признаки каждой группы животныж
| Слайд 11 | ||||||||||||||||||
5. Физминутка | По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке. И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке. По тропинке побежим, До лужайки добежим. На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем, как зайки. Стоп. Немного отдохнем. И домой пешком пойдем. | Слайд 12 | |||||||||||||||||
6. Закрепление нового материала | Работа в рабочих тетрадях 1) Зад. 1. Работа в парах. На эту работу я даю 3 минуты. Проверка. Каких рыб подчеркнули (насекомых, птиц, зверей)? 2) Зад 2. Сам.работа по вариантам. Проверка. | ||||||||||||||||||
Учитель: — Сегодня мы познакомимся с двумя новыми группами животных. — Как вы думаете, к какой группе можно отнести лягушек и жаб? — Где они обитают? | Слайд 13 | ||||||||||||||||||
Дети: — на суше и в воде. Учитель: — Поэтому они составляют особую группу-земноводные, могут находиться на суше и в водоеме. Земноводные – это лягушки и тритоны, которых можно обнаружить в пруду, озере и речке. Само название “земноводные” говорит о том, что живут эти животные и на земле, и в воде. В раннем возрасте большинство земноводных живут в воде и дышат жабрами, подобно рыбам. Когда же малыши-головастики подрастут, они теряют жабры и начинают дышать легкими, как и все наземные животные. Кожа у земноводных тонкая и влажная, она нуждается в периодическом смачивании водой. Поэтому они не отходят далеко от воды. Если лягушку долго держать в сухом месте, она может погибнуть. Все земноводные — хищники. Они ловят насекомых, поедают червей и моллюсков. А вот увидеть, как пьет лягушка, вам никогда не удастся. Оказывается, “пьет” она кожей своего тела. Забравшись в воду, лягушка впитывает ее сквозь кожу, и ей не приходится раскрывать рта | Щелчок после ответе детей | ||||||||||||||||||
Учитель: — Еще одна группа- это
пресмыкающиеся, к ним относятся? Дети: — Змеи, черепахи, ящерицы, крокодилы. Учитель: — Сколько у них ног? Дети: — 4 Ноги. Учитель:-Какой покров? Дети: — Роговые чешуйки. Пресмыкающиеся Пресмыкающиеся обитают преимущественно на суше. Существуют, однако, такие животные этой группы, которые часть времени проводят в воде (болотные черепахи, морские черепахи, морские змеи, крокодилы). Кожа у них покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь. Пресмыкающиеся мало зависят от влажности окружающего воздуха и встречаются везде — от болот до пустынь. Передние и задние ноги у пресмыкающихся выглядят почти одинаково. У змей ноги стали совсем маленькими или совсем отсутствуют. | Слайд 14 Щелчок
Слайд 15 | ||||||||||||||||||
7. Рефлексия. Закрепление нового материала | — Отгадайте загадки и та группа, к
которой относится отгаданное животное —
встает.
Дети: Пчела.
Дети: Утка.
Дети: Белка.
Дети: Щука.
Дети: Лягушка. Лягушки относятся к земноводным животным. | ||||||||||||||||||
8. Подведение итогов урока | Какой вопрос обсуждали?
Если вам захотелось узнать больше о каком-либо животном, вы сможете это сделать в нашей библиотеке или с помощью этих книг Итак, наш урок подошел к концу. Вы молодцы, настоящие исследователи! Со своей работой справились хорошо! А сейчас познакомимся с интересными фактами из жизни некоторых животных |
Слайд 16 и т.д. Интересные факты из жизни животных” | |||||||||||||||||
9. Самооценка | — У вас на столах лежат цветные
квадратики, выберите тот, который отражает вашу
деятельность на уроке. (Дети выбирают
соответствующие квадратики и поднимают их)
| ||||||||||||||||||
10. Домашнее задание | Подготовить сообщение о любом животном. Молодцы! Урок закончен. |
Покровы | Определение, функция, типы, примеры и факты
виды рыбьей чешуи
Смотреть все СМИ
- Похожие темы:
- эпителий шкала кутикула кожа CA
Просмотреть все связанные материалы →
кожный покров , в биологии, сеть элементов, формирующих покров организма. Покровы разграничивают тело организма, отделяя его от окружающей среды и защищая от инородных тел. В то же время он дает связь с внешним миром, позволяя организму жить в определенной среде.
Среди одноклеточных организмов, таких как бактерии и простейшие, кожный покров соответствует клеточной мембране и любому секретируемому покрытию, которое производит организм. У большинства беспозвоночных животных покровы составляют слой (или слои) поверхностных (эпителиальных) клеток, часто с дополнительными секретируемыми покрытиями. У позвоночных пограничный покров — с различными производными элементами, такими как чешуя, перья и волосы, — принял сложную систему органов, покровную систему.
Кожный покров состоит из слоев, которые могут быть одноклеточными, как у многих беспозвоночных, или многоклеточными, как у некоторых беспозвоночных и всех позвоночных. В любом случае клетки, дающие покровы, принадлежат к тому классу тканей, который называется эпителием, который у большинства животных называется эпидермисом. Под эпидермисом и снабжает его питанием находится дерма. В дополнение к клеточным слоям покровы часто включают неклеточную оболочку, или кутикулу, которая секретируется эпидермисом. Такие покрытия есть у большинства беспозвоночных. Кожа позвоночных образовала много видов желез и множество роговых структур, но на ней отсутствуют покрытия.
Широкое разнообразие кожных покровов у позвоночных еще больше иллюстрирует адаптивный характер покрова тела: от почти непроницаемого щита броненосца и густого меха полярного медведя до слизистого, чешуйчатого покрова трески и исключительно гладкой кожи морской свинки. Земноводные и рыбы часто имеют слизистые железы, которые смазывают их кожу и предотвращают ее заболачивание и порчу. Рептилии имеют толстую кожистую кожу, которая помогает уменьшить потерю воды и служит защитой от врагов. Птицы используют свои перья — производные кожи — чтобы летать и изолировать свое тело. Волосатая или пушистая шерсть многих наземных млекопитающих изолирует их, отводит воду и обеспечивает плотную защиту от травм.
Компоненты
Кожные покровы одноклеточных организмов состоят из клеточной мембраны и любого покрытия, которое она выделяет. Почти все бактерии имеют внешнюю клеточную стенку, которая поддерживает форму и плотность клетки и обеспечивает защиту. Многоклеточные беспозвоночные, однако, имеют один внешний слой эпителиальных клеток, и они могут выделять различные поверхностные покрытия, начиная от слизистой оболочки книдарий (полипы, морские анемоны, медузы) и заканчивая жесткой кутикулой насекомых. Эпителиальный слой может включать клетки нескольких типов, такие как сенсорные клетки, железистые клетки и стрекательные клетки, а наружные поверхности могут нести микроворсинки, реснички или другие тонкие выступы. Кроме того, клетки могут образовывать наросты, такие как щетинки, шипы, выступы и гребни.
Прочность некоторых беспозвоночных животных, таких как кольчатые черви (дождевые черви, морские черви и пиявки) и некоторых моллюсков, зависит от растяжения водой отдельных клеток, образующих стенку тела. Во многих других формах твердые скелетные материалы откладываются либо внутри клеток, либо на внешней поверхности. Неклеточные покровы покровов беспозвоночных чрезвычайно разнообразны по составу и протяженности и пересекают таксономические категории. Эти жесткие структуры могут служить не более чем защитной броней, но у членистоногих, включая ракообразных, насекомых и пауков, многослойный и затвердевший покров образует экзоскелет, к которому прикреплены мышцы. У иглокожих экзоскелет лежит ниже эпидермиса.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
ПодписатьсяО природе роговой чешуи панголина | Зоологический журнал Линнеевского общества
Фильтр поиска панели навигации Зоологический журнал Линнеевского обществаЭтот выпуск Линнеевского общества СемьяЗоология и зоотехникаКнигиЖурналыOxford Academic Мобильный телефон Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Зоологический журнал Линнеевского обществаЭтот выпуск Линнеевского общества СемьяЗоология и зоотехникаКнигиЖурналыOxford Academic Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Журнальная статья
Получить доступ Р. И.С. Спирман, доктор философии, FLSRIC Spearman, доктор философии, FLS
Ищите другие работы этого автора на:
Оксфордский академический
Google Scholar
Зоологический журнал Линнеевского общества , том 46, выпуск 310, апрель 1967 г., страницы 267–273, https://doi.org/10.1111/j.1096-3642.1967.tb00508.x
Опубликовано:
15 мая 2008 г.
История статьиПринято:
01 ноября 1966 г.
Опубликовано:
15 мая 2008 г.
Фильтр поиска панели навигации Зоологический журнал Линнеевского обществаЭтот выпуск Линнеевского общества СемьяЗоология и зоотехникаКнигиЖурналыOxford Academic Мобильный телефон Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Зоологический журнал Линнеевского обществаЭтот выпуск Линнеевского общества СемьяЗоология и зоотехникаКнигиЖурналыOxford Academic Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
Чешуя панголина представляет собой роговое производное эпидермиса. Он имеет сложную структуру и делится на три отдельные области. Дорсальная пластинка составляет примерно одну шестую толщины чешуи. Он состоит из уплощенных твердых ороговевших клеток без остатков базофильных ядер. Эта область имеет тенденцию легко изнашиваться. Дорсальная пластинка содержит связанные фосфолипиды и сульфгидрильные группы, но слаба в отношении дисульфидных связей. Основную массу чешуи составляет промежуточная пластинка, образованная менее уплощенными клетками без базофильных ядер. Эта область богата дисульфидными связями, но не содержит заметных связанных фосфолипидов или сульфгидрильных групп. Вентральная пластинка имеет толщину всего в несколько клеток и богата связанными фосфолипидами, которые также встречаются в нижележащем эпидермисе чешуйчатого ложа. Эти три области чешуи образуются из отдельных эпидермальных зародышевых участков, на которых не развивается зернистый слой. Однако гранулы кератогиалина образуются в эпидермисе между чешуйками. На основании гистологической структуры и распределения химических компонентов предполагается, что чешуя панголина, вероятно, гомологична ногтям приматов. Представлены доказательства против представлений о том, что они гомологичны чешуе рептилий или произошли от сжатых волосков.
Этот контент доступен только в формате PDF.
Раздел выпуска:
Исходный артикулВ настоящее время у вас нет доступа к этой статье.
Скачать все слайды
Войти
Получить помощь с доступомПолучить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Войти через личный кабинет
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Стоимость подписки и заказ этого журнала
Варианты покупки книг и журналов в Oxford Academic
Краткосрочный доступ
Чтобы приобрести краткосрочный доступ, пожалуйста, войдите в свой личный аккаунт выше.
У вас еще нет личного кабинета? регистр
О природе роговой чешуи панголина — Круглосуточный доступЕВРО €37,00
33 фунта стерлингов
40 долларов США.
Leave A Comment