Структура деятельности человека. Цель, мотив деятельности

Любая человеческая осмысленная деятельность целесообразна и мотивирована внутренними либо внешними причинами. Она трансформирует окружающую действительность, и поэтому важно понимать цели и движущие мотивы личности через указанные критерии. Для чего это важно? Для прогнозирования причинно-следственных связей и результатов деятельности индивида. Как сам субъект активности, так и окружающее его общество будут использовать эти критерии в своих целях.

Деятельность

Это осознанная активность человека, направленная на удовлетворение личных и общественных потребностей, имеющая определенную цель и мотив. Вся деятельность людей формирует процесс развития общества.

Деятельность – это форма реализации целей людей в обществе. В ее процессе преобразуется и внешний мир в качестве объекта осознанного воздействия, и сам человек. Это происходит в результате совершенствования знаний о мире и своих возможностях. Поэтому так важно знать и учитывать побуждающие мотивы активности и направленность действий людей в обществе, поскольку в конечном итоге они формируют систему социальной жизнедеятельности общества, и от мотивации зависит их эффективность.

Деятельности человека уделяют внимание разные дисциплины. Социология рассматривает ее с точки зрения социальной значимости. Философия – для анализа смыслов и ценностей в действиях людей, для психологии важны структура и виды деятельности человека с точки зрения психической направленности личности, для менеджмента она служит инструментарием мотивации сотрудников.

В процессе изучения разными областями гуманитарного знания была выделена единая основа, характеризующая процесс деятельности. Эта структура и ее элементы составляют принцип целесообразной деятельности, который сохраняется во всех ее видах.

Структура явления

Любая деятельность имеет общую природу и направленность. Достаточно лаконично выглядит структура деятельности человека, схема которой может быть представлена следующим образом: цель → мотив → результат. Но данная цепочка содержит не все звенья. Более того, она характеризуется цикличным характером повторения процесса. И начало подобной цепочки имеет основанием результат предшествующей деятельности. Это, скорее, спираль, которая устремляется к совершенству человека и общества.

Прежде чем поставить цель, человек должен почувствовать потребность и возникающий на ее основе мотив к деятельности. Причем результат не является завершением цепочки, а служит основанием нового этапа активного развития личности от постановки цели (задачи) на основании определенного мотива и до процесса достижения результата с помощью выбранных приемов и средств его достижения. Такова логическая структура и ее этапы. Это звенья одной цепи, и они выступают как структура деятельности человека:

  1. Потребность.
  2. Мотив.
  3. Цель.
  4. Процесс.
  5. Метод (способ) осуществления.
  6. Результат.

Каждый из элементов выполняет определенную функцию, он важен для всего процесса. Без выявленной потребности невозможно определить авторство цели. Такая форма активности не имеет результата либо он отчужден от субъекта деятельности, ему не принадлежит и не служит своему назначению, поскольку обессмысливает весь процесс.

Если процесс подменяет собой результат, у людей теряется интерес к этой сфере активности. Если результат не соответствует ожиданиям, индивид утрачивает смысл и может деградировать ввиду отсутствия важнейшего качества человеческой деятельности – осознанности ее цели.

Анализ и синтез

Формы активности изучаются комплексом наук социально-гуманитарной направленности. Одной из их задач является раскрытие природы целеполагания в деятельности человека с тем, чтобы мотивировать каждого члена общества на социально-значимую активность и предупреждать антиобщественные мотивы и асоциальную направленность в действиях людей.

Анализ всех элементов цепочки позволяет открыть причинно-следственные закономерности взаимодействия мотивов и результатов деятельности, цели и формы процесса, тем самым помогая понять движущие силы общества.

Сама структура не имеет линейной направленности. Она повторяется, пересекается с другими формами и способами действий человека и группы, поглощается, бывает, что и прерывается, не завершившись достижением цели.

Анализ структуры деятельности завершенного цикла дает представление о силе мотивации, о способах приложения энергии для решения задач, о других социально-психологических факторах активности. Он может послужить качественным инструментом для создания мотивационных программ и методов организации трудового процесса.

Знания о причинах и условиях формирования мотивов могут служить эффективным инструментом для создания программ побуждения в процессе трудовой деятельности и профессиональной самореализации людей.

Цель деятельности – ведущий мотиватор

Уровень заявленной человеком цели зависит от его культуры, возможностей, среды, социальных условий. Не всегда он может точно сформулировать цель. Чаще происходит подмена личных целей внешней атрибутикой успешности и ценностями, характерными для определенной нравственной среды общества. Умение сформулировать личную цель деятельности – показатель персонального развития человека.

Цель деятельности – это осмысление ее результата. Эта идея материальная, имеющая пространственно-временную локализацию.

Цели могут быть внутренними, имманентными (внутренне присущими) природе человека и внешними, определяющими деятельность индивида. Внешняя и внутренняя цели могут совпадать. Это лучший вариант во благо общества и личности, поскольку он не провоцирует конфликт интересов.

Если внешняя цель не соответствует интересам личности, то деятельность может достичь результата, но говорить об эффективности допустимо в том случае, если имеется сильный мотив для достижения результата. Если же цель решает важные для личности задачи, она сама по себе может выступить мощным побуждающим фактором. Итак, что такое мотив деятельности? Какую роль он играет?

Мотивационные потребности

Это понятие является настолько важным с точки зрения психических процессов, что существуют многочисленные теории мотивации человека. Одна из самых известных – теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу. Согласно этой системе, именно потребности являются внутренним двигателем индивида, они побуждают его к созиданию и творчеству, на них базируется структура деятельности человека. Схема Маслоу состоит из нескольких уровней:

  • Стремление удовлетворить физиологическую потребность в еде, доме, тепле.
  • Экзистенциональные потребности: безопасность жизни, неприкосновенность жилья, наличие предсказуемого будущего.
  • Социальная защищенность: потребность в любви, необходимость людям, принадлежность к социальной группе.
  • Духовные потребности в творчестве.
  • Познавательные потребности.
  • Эстетические. Это стремление к гармонизации внутреннего и внешнего мира, к красоте.
  • Потребность в самоактуализации (человек хочет иметь статус, признание, стремится к полному самовыражению).

Все потребности, которые имеют целью личное благополучие индивида, являются базовыми, первичными. Уровень потребности человека в признании обществом, стремление к ведению социальной жизни – все это вторично. Подобные потребности формируются при удовлетворении базовых.

Мотив

Мотив формирует цель, как показывает структура деятельности. Схема ясно демонстрирует важность этого элемента. Следует добавить, что все потребности присущи человеческой природе. Но ведущим мотиватором будет та из них, которая решает самые актуальные задачи по достижению персональных целей.

Мотив, если характеризовать его коротко, – это смысл активности человека, его деятельности.

Для того чтобы понять, что такое мотив деятельности, обратимся к примеру.

Если человек стремится стать руководителем, цель его – приобрести статус начальника, мотив – удовлетворить потребность в признании, результат – высокая должность. В реальной жизни все не так схематично и примитивно, конечно. Мотивы чаще бывают многоуровневыми, как и цели.

Методы и способы деятельности

Анализ структуры деятельности логически заставляет выйти на целый ряд вопросов.

Как взаимосвязаны цель и результат, каким образом влияют эти моменты друг на друга? Что такое мотив деятельности? Каким способом он проявляет себя в процессе достижения цели?

Действительно, если мотив – это внутренний двигатель, то способ или метод достижения цели – это внешняя форма реализации деятельности. И она должна быть адекватна цели. Соответствие способов и методов полученному результату является качественной характеристикой процесса. Несовпадение форм и содержания деятельности с поставленной целью может иметь негативные последствия как для личности, так и для ближнего окружения.

Если человек стремится стать образованным, и его внутренним мотивом является потребность в познании, то покупка диплома никогда не станет адекватной формой реализации цели. Характеристика структуры деятельности всегда дает представление об адекватности цели, способах и результатах процесса.

Процесс – это всегда действия. Характеристика структуры деятельности разных вариантов дает представление о возможных путях развития событий. Действия могут вести к результату, тогда они формируют целесообразный процесс. Действия на уровне аффектов, привычки, ложных убеждений, заблуждений в отношении цели носят нецелесообразный характер и приводят к непрогнозируемым результатам.

Виды деятельности

Деятельность разнообразна. Выбранный путь зависит от разных параметров – возраста, профессии, статуса, сферы деятельности. Рассмотрим некоторые виды, чтобы проследить, как изменяется психологическая структура деятельности человека.

Этот процесс не начинается с совершеннолетием, когда человек становится способен делать свободный и самостоятельный выбор со всей степенью ответственности. Деятельность осуществляется с самых первых дней жизни. Изменяется лишь степень ее осознанности и мотивация.

Младенец, как и сформировавшаяся личность, имеет цель, но ее пока нельзя назвать осознанной. Но им движет сильный мотив – удовлетворение физиологических потребностей. Он уже осуществляет активность на подсознательном уровне рефлексов.

Далее добавляется игровая деятельность. В детском возрасте она является ведущей. На этом этапе уже проявляет себя общая структура деятельности. В ней отражена вся иерархия потребностей Маслоу в свернутом виде.

Следующий закономерный этап – учебная деятельность человека. Цель её – обретение новых знаний, умений, навыков. Это очень значимый вид деятельности.

Она присутствует на всех этапах жизни человека. Можно сказать иначе: любой вид деятельности выполняет учебную функцию.

Как правило, в процессе труда реализуется в полной степени целесообразная деятельность личности. В конечном итоге производится продукт, удовлетворяющий актуальные запросы общества.

Результатом творческого процесса становится произведение искусства. Стремление к самовыражению содержит структура деятельности. Схема демонстрирует тесную связь этого мотива и цели: мотив самовыражения ↔ способ ↔ цель. Но она имеет место не обязательно только в творческой среде. Элемент создания чего-то нового присутствует во всех формах человеческой деятельности, но в разной степени, конечно.

Результат

Финальный этап, ради которого осуществляется любая деятельность, – это запланированный результат. Если он не соответствует ожиданию, человек может испытать фрустрацию – психическое состояние, характеризующее внутреннее опустошение, разочарование. Естественно, такого рода явление не способствует успешности и дальнейшей постановке целей. Поэтому так важно, чтобы результат принес радость. Последнюю нужно отличать от удовольствия. Радость человек испытывает в том случае, если вкладывает в процесс усилия для получения результата. В этом случае сам результат является логичным мотиватором дальнейшей деятельности, потому что людям свойственно стремление к положительным эмоциям.

Результат – это конечный продукт деятельности человека. Одновременно он должен отвечать поставленной цели. Структура деятельности человека совпадает в этой фазе. Достигнув цели и получив результат, индивид выходит на новый уровень потребности, которую нужно удовлетворить.

Результат часто выступает в форме продукта, но он не всегда имеет материальную оболочку.

Результатом может стать цель, приносящая радость от процесса труда. Если результат деятельности соответствует цели, значит, человек достиг положительного результата. Если нет, то формируется отрицательный опыт, который также должен быть учтен при составлении планов на будущее.

Рациональная деятельность и личность

Особого внимания заслуживает деятельность человека, цель которой – самосовершенствование. В ходе реализации этого процесса структура деятельности человека своим предметом и основой имеет личностный потенциал. У каждого из людей есть такая возможность. Но не каждый человек готов работать над собой. Только высокоразвитый индивид понимает, что он сам является лучшим предметом собственного развития. Какие особенности имеются у данного процесса?

  • Способность полностью отвечать за результаты своего развития.
  • Умение достигать успеха в той деятельности, в которой человек себя реализует полностью.
  • Цель имеет глубокий жизненный смысл, как правило, значимый для общества, выходящий за личные потребности отдельного индивида.
  • Высокий уровень организации личного пространства, подчинение способа жизни поставленной цели.

Следует заметить, что любая деятельность человека, цель которой его удовлетворяет, является элементом самосовершенствования. Дело в том, что радость – это всегда открытие собственных границ и возможностей. Кроме того, она еще и обеспечивает и позитивный настрой, который побуждает окружающих к совместной деятельности и способствует увеличению энергии этого процесса.

Еще Аристотель – отец «Логики» – называл целесообразную деятельность великим благом для общества и человека. Все подлинные ценности жизни с течением времени обретают еще большую значимость. Слова Аристотеля, несомненно, актуальны до настоящего времени.

fb.ru

Ответы@Mail.Ru: Деятельность-единственный путь к знанию

«Деятельность — единственный путь к знанию» (Б. Шоу) Произнесенная однажды фраза Бернарда Шоу является частью мой жизненной философии. Вся наша жизнь состоит из постоянного познания чего-то нового. Как гласит известная русская поговорка: Век живи – век учись. Казалось бы, в определенный момент нашей жизни нам начинает казаться, что мы уже все знаем. Но проходит немного времени, и ты понимаешь, что знаешь ты еще далеко не все. Мои наблюдения сводятся к тому, что чем больше мы живем и получаем свой жизненный опыт, тем четче мы понимаем, как мало мы знаем о жизни. Деятельность или труд, как синоним в данном случае, человека облагораживает. Делает его умнее, целостнее, опытнее. Если посмотреть на деятельность человека как базисный элемент современного человечества, то можно сказать, что это способствует его развитию как таковому, а активная деятельность вводит его в спираль эволюции и личностного развития. Сегодня мир полон теорий о том, что правильно или неправильно, о том что эффективно, а что нет, что работает, а что не работает. Но только реальные действия и время показывают истинное положение вещей. Если тебе хочется узнать что-то или понять, начни это делать и именно это поможет тебе познать новый опыт и определить то, насколько он тебе нужен, полезен и интересен. Я глубоко убежден в том, что только активная деятельность в чем-то позволяет тебе учиться и развиваться. Когда-то, я проходил тренинг личностного роста по американской программе и в самом начале тренинга преподаватели и тренеры объяснили нам самое важное правило в этом курсе – это стопроцентное участие. Только когда ты полностью участвуешь в процессе и демонстрируешь активную деятельность – только так ты можешь действительно чему-то научиться по настоящему. Помимо всего прочего быть деятельным – это одна из основных потребностей в жизни многих людей. Люди хотят развиваться, реализовываться в жизни, добиваться своих целей, постигать, что-то новое. Все это возможно, если ты ведешь активную деятельность в том, чем ты участвуешь. И не важно ЧТО это будет – учеба, хобби, работа, спорт. Чем бы ты не занимался, участвуй в этом на 100%. Будь деятельным в том, что тебе интересно, в том, в чем ты чувствуешь себя комфортно, в том, в чем ты по настоящему счастлив – тогда ты познаешь многое в этой жизни, и знание этого сделает тебя еще более счастливым человеком. Я в это верю.

«Деятельность – единственный путь к знанию». Б. Шоу Что такое деятельность? Почему деятельность присуща только человеку? Бернард Шоу поднимает проблему познавательной деятельности человека. В своем высказывании он говорит о том, что знание – это конечный продут познавательной деятельности людей. Нельзя не согласиться с автором. Обратимся к теории данной проблемы. Деятельность – присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Основное ее содержание – изменение и преобразование мира в интересах людей, направленность на создание того, чего нет в природе, на производство продукта материальной или духовной культуры. Деятельность всегда связана с определенной потребностью. По одной из классификаций потребности делятся на материальные и духовные. Потребность в знаниях – это духовная потребность человека. Реализовать ее можно только в ходе познавательной деятельности, т. е. через постановку целей, выбора правильных средств, осуществление познавательных действий. Обратимся к примерам. Одним из ранних способов познания окружающего мира являются философские споры, в ходе которых древние философы обосновывали свои концепции. В известном произведении Д. И. Фонвизина «Недоросль» главный герой Митрофанушка хотел бы многого добиться. Но при этом никаких усилий не прилагал и так и остался невежественным. Подводя итог, делаем вывод о том, что любые знания появляются только в ходе определенной спланированной целеустремленной деятельности.

touch.otvet.mail.ru

Деятельность это что такое Деятельность: определение — Психология.НЭС

система многоаспектных и многоплановых предметных взаимодействий индивида с предметной действительностью, в широком смысле, с окружающим миром, в результате чего и осуществляется производство и воспроизводство субъектом материальных и духовных ценностей. Как общенаучная категория «деятельность» является предметом изучения самых различных отраслей знания. Так, общественные науки ориентированы на исследование общественной сущности деятельности, физиологии — на физиологические механизмы ее осуществления. Понятно, что психология нацелена на анализ собственно психологической стороны деятельностного процесса. В принципе использование понятия «деятельность» в качестве содержательно-базовой категории свойственно именно отечественной психологии, что во многом обусловлено в течение многих десятилетий безраздельным господством в советской науке марксистско-ленинской методологии. Как писал М. Г. Ярошевский, «Маркс взял в качестве исходного пункта, подобно предшествующему материализму, реальный, а не идеальный мир и реального индивида, а не чистое сознание, но взаимодействие между ними было раскрыто принципиально иначе, а именно как предметная деятельность, преобразующая и внешнюю природу, и самого автора деятельности — человека. Таким образом, впервые в теории материалистической мысли было выдвинуто учение о том, что сознание — продукт опосредствованного (а не непосредственного) взаимодействия человека с природой. Опосредствующем же фактором является общественно-историческая практика, процесс производства. Область психического выступала теперь не как совокупность феноменов сознания, а как совокупность человеческих сущностных сил, развиваемых и воплощаемых в предметной деятельности. Преобразующее воздействие предметной, то есть исторической, а не органической деятельности, захватывает не только высший познавательный уровень отношения к миру, но и самые коренные чувственные основы существования индивида». Подобный подход позволил, выдвинув положение о единстве психики и деятельности, преодолеть ограниченность интроспективного и гештальт-психологического подходов, рассматривающих и изучающих психику вне поведенческой активности индивида, а также избежать очевидно упрощенной логики анализа самой поведенческой активности вне психики, что характерно для бихевиористского видения проблемы. Помимо этого, понятие «деятельность», выступая в качестве объяснительного принципа психики, «используется при изучении различных областей психической реальности (психологии познавательных процессов, мотивации, воли, эмоций, личности, внутригрупповых процессов) и при построении различных отраслей психологии (общая, социальная, возрастная, педагогическая, медицинская, инженерная психология, психология труда и зоопсихология). Использование категории «деятельность» в качестве объяснительного принципа привело к изменению принципов анализа психики в общей психологии (принцип единства сознания и деятельности, принцип единства строения внешней и внутренней деятельности, принцип интериоризации — экстериоризации) и к разработке положений о планомерном формировании умственных действий, о ведущей деятельности как основе периодизации развития психики, о микроструктурном анализе познавательной и исполнительной деятельности…» (А. В. Петровский). Если говорить о социальной психологии, то в качестве аналогичного по значимости принципа анализа психики следует обозначить принцип деятельностного опосредствования межличностных отношений. Традиционно «при анализе деятельности выделяются три плана ее рассмотрения: генетический, структурно-функциональный и динамический. В генетическом плане исходной формой любой человеческой деятельности является социальная совместная деятельность, а механизмом развития психики человека выступает интериоризация, обеспечивающая освоение общественно-исторического опыта путем преобразования социальной совместной деятельности в индивидуальную деятельность. В ходе интериоризации происходит также переход внешней по форме протекания деятельности во внутреннюю деятельность. В основе структурно-функционального рассмотрения строения деятельности лежит принцип анализа «по единицам» (Л. С. Выготский), при котором та или иная деятельность разлагается на «единицы», содержащие в себе основные свойства, присущие этой реальности как целому. Иерархические взаимосвязи между «единицами» деятельности подвижны. В зависимости от места отражаемого объекта в структуре деятельности изменяются содержание психического отражения, уровень отражения (осознаваемый, неосознаваемый) и вид регуляции деятельности (произвольный, непроизвольный). При рассмотрении деятельности в динамическом плане изучаются механизмы, обеспечивающие движение самой деятельности: надситуативная активность… определяющая саморазвитие деятельности и возникновение новых форм, и установка, обусловливающая устойчивый характер целенаправленной деятельности в постоянно изменяющейся действительности» (А. В. Петровский). И еще на одном моменте необходимо остановиться. Понятие «деятельность» в современной отечественной социальной психологии используется столь широко во многом еще и потому, что достаточно жестко завязано на понятие «общение», не говоря уже о том, что вопрос о психологически содержательной соотнесенности этих терминов до конца все еще не прояснен. Правда, исходная общепринятая позиция уже существует. На современном этапе разработки проблематики деятельности этот процесс уже не воспринимается как субъект — объектный, а оценивается как субъект — субъект — объектная активность, составной частью которой — «субъект — субъектной» — оказывается общенческий акт. В свою очередь общение в этой парадигме, будучи субъект — объект — субъектным актом, включает субъект — объектный контакт — деятельность — как важнейшую, но все же лишь составляющую.

Понятие «Деятельность» ввел в обиход отечественной психологической науки С. Л. Рубинштейн. Заметим, что в трудах этого ученого, считающегося одним из классиков отечественной психологии, проблема деятельности, тем не менее, рассматривается, прежде всего, с философских позиций. Это связано, в первую очередь, с попыткой С. Л. Рубинштейна преодолеть противоречие между позитивистскими установками и субъективным идеализмом, суть которого в том, что «…содержание знания либо объективно — и тогда оно существует помимо познавательной деятельности субъекта, либо оно есть продукт этой деятельности — и тогда оно только субъективно»1. Пытаясь решить данную задачу, С. Л. Рубинштейн еще в 1922 г. сформулировал принцип единства сознания и деятельности, ставший одним из основополагающих в традиционной советской психологии. Согласно этому принципу, «…субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется, он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть: направлением его деятельности можно определять и формировать его самого. … В творчестве созидается и сам творец. Есть только один путь — если есть путь для создания большой личности: большая работа над большим творением. Личность тем значительнее, чем больше ее сфера действия, тот мир, в котором она живет…»2.

В дальнейшем, разрабатывая и детализируя свою теорию, построенную на данном принципе, С. Л. Рубинштейн выделил ряд характерных признаков, определяющих деятельность в его понимании: «…1) это всегда деятельность субъекта (т. е. человека, а не животного и не машины), точнее субъектов, осуществляющих совместную деятельность; 2) деятельность есть взаимодействие субъекта с объектом, т. е. она необходимо является предметной, содержательной; 3) она всегда творческая и 4) самостоятельная»3.

Если попытаться оценить данную трактовку деятельности, то необходимо принять во внимание, что, будучи, по-видимому, вполне убежденным, но отнюдь не ортодоксальным марксистом, С. Л. Рубинштейн, разрабатывая теорию деятельности, пытался преодолеть не только вышеуказанное противоречие между объективным и субъективным идеализмом, но и некоторую «ограничительную жесткость» марксисткой философии и методологии. Именно этим, на наш взгляд, объясняется, как минимум, спорность, прежде всего первого (и основного) из сформулированных им определяющих деятельность признаков.

С точки зрения современных, во всяком случае социально-психологических подходов к проблеме субъектности, последняя ни в коем случае не обусловливается исключительно видовой принадлежностью. Совершенно очевидно (и доказано во многих исследованиях), что в целом ряде случаев как отдельно взятый человек, так и социальные группы являются объектом, а отнюдь не субъектом в контексте социального взаимодействия. Более того, можно привести достаточно часто встречающиеся житейские примеры (женщина бросает домашние дела, гостей и т. п., чтобы накормить или просто погладить мяукающую кошку, планы мужчины на выходной день обусловлены, прежде всего, состоянием и «потребностями» его автомобиля и т. д.), где животные и даже неодушевленные предметы, хотя, разумеется, и не являются субъектами в полном смысле слова, тем не менее фактически выступают в качестве таковых, с точки зрения их воздействия на личность, сознательно или неосознанно отказавшейся от собственной субъектности в соответствующем контексте.

Тем не менее рассмотрение проблемы деятельности через призму всей совокупности выделенных С. Л. Рубинштейном признаков позволяет не только опредметить и конкретизировать данное понятие, но и преодолеть ряд противоречий, в том числе и только что отмеченное. К сожалению, в период господства идеологии, базирующейся исключительно на идеях К. Маркса в их при этом упрощенно жесткой ленинской трактовке, во многих психологических и педагогических работах в абсолют возводился именно первый из сформулированных С. Л. Рубинштейном признаков, в то время как остальные фактически игнорировались. В результате понятие деятельности трактовалось неоправданно расширительно и вместе с тем догматически, что нередко приводило к подмене содержательно полноценных исследований психологической реальности созданием во многом умозрительных концепций откровенно конъюнктурного характера и направленности.

В этой связи нельзя не заметить, что и основополагающий принцип теории деятельности С. Л. Рубинштейна также трактовался излишне догматически. В диалектическом единстве субъекта и деятельности абсолютизировался именно деятельностный компонент при своеобразном его понимании. На этой базе в сочетании с некоторыми идеями Л. С. Выготского были сформированы психологические и педагогические доктрины, по сути дела, игнорирующие потребности личностного развития и искажающие психическую и социально-психологическую реальности. Это отчетливо видно, если проанализировать излюбленный в традиционной советской психологии пример, якобы подтверждающий справедливость тезиса о том, что формирование личности происходит исключительно в рамках специальным образом организованной деятельности.

Этот пример иллюстрирует извечную проблему соотношения генетических и социальных детерминант развития с «диалектической» точки зрения: «У некоторых людей от рождения уже есть сильно выраженные задатки, скажем, музыкального слуха, которые, будучи генетически наследственно закрепленными, вначале существуют до и независимо от деятельности данного новорожденного младенца и потому лишь проявляются в ней, но еще не формируются. Такие задатки — необходимые, существенные, однако совершенно недостаточные условия для формирования на их основе подлинных способностей (музыкальных и т. д.). Главным условием развития последних является именно деятельность (игровая, учебная, трудовая и т. д.), которую осуществляет ребенок, подросток, взрослый в общении с другими людьми, под руководством преподавателей и наставников. В таком смысле человек и его психика не только проявляются, но и, прежде всего, формируются в деятельности»1.

Совершенно очевидно, что данный пример показывает, как в идеале должно протекать абстрактное развитие абстрактной личности с точки зрения жестко трактуемого принципа единства сознания и деятельности. При этом на практике попытки механистической реализации данной схемы (например, по «объективным показаниям» — наличию соответствующих задатков — родители отдают ребенка в музыкальную школу, совершенно не учитывая при этом его субъективные желания) часто приводят отнюдь не к развитию способностей и самореализации индивида (в данном случае в музыкальной сфере), но к прямо противоположному результату — формированию устойчивой идиосинкразии к подобной деятельной сфере.

Вместе с тем, если принцип единства сознания и деятельности реализуется во всей диалектической полноте и содержание деятельности отвечает всем сформулированным С. Л. Рубинштейном критериям, данная схема становится гибкой и реально функциональной. Примером может служить история одного из крупнейших композиторов современности Э. Ллойд-Веббера. Будучи наделенным абсолютным слухом, мальчик в шесть лет написал свое первое музыкальное произведение исключительно для того, чтобы избавиться от не вызывавших у него энтузиазма уроков игры на виолончели, которые давал ему с братом отец — учитель музыки. Легко заметить, что этот деятельностный акт ребенка в полной мере отвечает всем четырем критериям С. Л. Рубинштейна. При этом надо отдать должное и отцу мальчика, который, оценив его попытку, не стал настаивать на продолжении занятий виолончелью (равно как и на систематическом и целенаправленном профессиональном овладении каким-либо другим музыкальным инструментом), одновременно поощряя желание сочинять музыку. В противном случае, весьма вероятно, мир так бы никогда и не услышал ни «Jesus Christ Superstar», ни «Phantom of the Opera», ни знаменитый «Реквием».

В ходе дальнейшей разработки теории деятельности С. Л. Рубинштейн, а затем А. Н. Леонтьев разработали схему анализа деятельности, включающую такие составные компоненты, как мотивы, цели, предмет, структуру и средства.

Наиболее существенным вкладом в развитие теории деятельности именно в социально-психологическом контексте, стала концепция деятельностного опосредования группового развития А. В. Петровского, известная также, как стратометрическая концепция. В рамках данной концепции, групповая структура состоит из трех слоев (страт), «…каждая из которых характеризуется определенным принципом, по которому … строятся отношения между членами группы. В первом слое реализуются, прежде всего, непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости; во втором слое эти отношения опосредуются характером совместной деятельности; в третьем слое, названном ядром группы, развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности»2. Именно две последние страты, непосредственно «завязанные» на совместную деятельность, являются, с позиций концепции А. В. Петровского, определяющими в плане уровня групповой сплоченности, функциональности, а в конечном итоге и уровня группового развития. Как отмечает Г. М. Андреева, стратометрическая концепция «…позволяет увидеть перспективность применения в социальной психологии принципа деятельности. Гипотеза о том, что группа может выступать субъектом деятельности, приобретает теперь экспериментальное подтверждение. При условии принятия всеми членами группы целей групповой деятельности, наличия у всех членов группы ценностно-ориентационного единства, опосредования всех отношений в группе совместной деятельностью можно в полной мере ставить вопрос о механизмах образования таких атрибутов всякого субъекта деятельности, как групповая потребность, групповой мотив, групповая цель. Таким образом, описание и анализ наиболее развитой формы группы дают ключ к исследованию всех других видов групп»1.

Практический социальный психолог вне зависимости от того, с каким типом групп или организаций он профессионально работает, должен владеть глубокими теоретическими знаниями, в том числе и о структурных и динамических особенностях деятельности, без чего ни спланировать, ни реализовать психологическую поддержку любой реально функционирующей общности, ни спрогнозировать результаты своей работы он попросту будет не в состоянии.

vocabulary.ru

Деятельность как способ существования людей: ее многообразие и мотивация

 

Говоря о деятельности человека, следует подчеркнуть, что именно этот процесс постоянно меняет мир и позволяет создавать людям то, чего изначально не было в природе.

Деятельность как способ существования

Только человеку присуща такая форма взаимодействия с окружающим миром. Деятельность настолько многогранный процесс, что любую занятость человека можно назвать этим словом.

Именно деятельность позволяет человеку создавать все необходимые условия для существования, постоянно познавать окружающий мир, удовлетворять духовные потребности и развиваться во многих направлениях. Деятельности присущи определенные черты.

Это – продуктивность, сознательность, общественный и преобразующий характер. Как раз эти черты отличают человека от животного, и в этом отличие человеческой деятельности от животного поведения.

Деятельность человека носит ярко выраженный сознательный характер. Человек способен выдвигать цели и может предвидеть результат своего труда.

Человек нацелен на получение определенного результата, в этом и заключается

продуктивность.

Преображающий характер деятельности заключается в том, что она меняет мир, в котором живут люди, она способствует совершенствованию предметов, которые нас окружают и нас самих.

Мотивация деятельности

Мотивом считается побудительная причина деятельности. И одна и та же деятельность может выполняться совершенно по разным мотивам.

Но человеком зачастую движет не один мотив, а целая система мотивов и их многогранное сочетание. 

В мотивации деятельности человека проявляются его убеждения, интересы, потребности и идеалы. И именно мотивация придает деятельности

смысловое наполнение.

Многообразие деятельности

Выделяют различные виды человеческой деятельности, так как деятельность может исходить из совершенно разных оснований. Поэтому и существует несколько видов классификации многообразия деятельности.

Деятельность может быть духовной или практической, в зависимости от отношения человека к окружающему его миру. С изменением сознания связана духовная деятельность, а практическая – преображает материальные объекты нашего мира.

Еще одна классификация: реакционная и прогрессивная деятельность. В данном случае, деятельность человека связана с развитием человечества и ходом истории. Выделяют созидательные или разрушительные виды деятельности – они тоже относятся к общественному прогрессу и истории.

Также есть законная и незаконная деятельность человека, аморальная и моральная. Эти виды возникли по причине формирования определенных социальных норм и общекультурных ценностей.

Социальные формы объединения людей тоже внесли свои поправки в виды деятельности. Существует массовая, коллективная и индивидуальная деятельность. Существует еще множество классификаций видов человеческой деятельности: инновационная, творческая, шаблонная, изобретательская, монотонная и так далее.

Нужна помощь в учебе?



Предыдущая тема: Человек как духовное существо: духовная жизнь чело­века и мировоззрение
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspПознание и знание: истина и формы познания

Все неприличные комментарии будут удаляться.

www.nado5.ru

Деятельность — Психологос

Деятельность — осмысленные и целесообразные действия, производящие нечто значимое для самого человека или других людей. Это целесообразное, осмысленное, серьезное и многосоставное дело, в отличие от развлечений и интересов, рефлексов и элементарных операций.

Если человек идет по пустыне и потеет от жары, это не деятельность, это рефлекторное действие. Но если этот человек — актер, снимающийся в рекламе дезодоранта, и в данной сцене он должен вспотеть, потому что так написано в сценарии, потение становится для него вполне осмысленным действием и потому превращается в деятельность.

Целесообразность деятельности — это вопрос о том, двигаетесь ли вы к цели или нет. «Есть ли смысл?» — это вопрос о том, сколько (много или не очень много) ценного (нужного, требуемого) вы получите. Целесообразность относится к целям, смысл — к ценностям. Если поведение — осмысленные и целесообразные действия, за которые человек отвечает как их автор, то деятельность — поведение, которое производит что-то социально значимое. В том, что делает человек, может быть смысла и мало, и много. От бессмысленных дел стоит переходить к целесообразному (бессмысленное — житейский смысл (целесообразность) — осмысленное (служащее ценному) — миссия (во имя высокой ценности)), следить за осмысленностью и восходить к миссии.

Трое рабочих везут тачки, до верху нагруженные камнями. Вопрос: «Что ты делаешь?» Первый ответил: «Не видишь, что ли? Вожу эти проклятые камни, горбачусь!» (Не знаю, зачем. Потому что сказали. Бессмысленная деятельность). Второй сказал: «Деньги зарабатываю» (Знаю, зачем — себе ради денег. Есть целесообразность, житейский смысл). Строю храм (Знаю, во имя чего, ради какой высокой ценности: миссия).

Виды деятельности различаются на основе того, где (в рамках чего) происходит и что конкретно производит та или иная деятельность. Ребенок играет — говорят о игровой деятельности, человек занят предпринимательством — говорят о предпринимательской деятельности, крыса ищет выход из лабиринта — говорят о поисковой деятельности.

Кроме того, по форме осуществления различают внутреннюю и внешнюю деятельность, совместную, предметную и так далее. Каковы временные рамки деятельности? Если речь идет о деятельности отдельного человека, то от трех минут до времени взрослой жизни. Дело менее трех минут уже за дело не считают, а в старости обычно дела меняются на подведение итогов и воспоминания.

Деятельность побуждается мотивами (желаниями и потребностями как их представительством в сознании), стимулами и мотиваторами. Смотри Мотивация

Деятельность побуждается мотивами, но простраивается постановкой цели, планом, тактикой и стратегией.

Деятельность можно разделить на этапы. В качестве этапов можно выделить процесс вовлечения в деятельность, процесс целеполагания, процесс проектирования действий, процесс осуществления действий, процесс анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями (самоконтроль). Число и содержание этапов, которые разные исследователи выделяют в деятельности, определяется исключительно задачами и целями исследователя. Модели деятельности в этом случае строятся из соображений удобства, полезности и достаточности.

Исследования деятельности

Психологией деятельности активно занимались А. Н. Леонтьев и С. Л. Рубинштейн. Смотри Деятельностный подход в психологии

Участники Московского логического кружка и Московского методологического кружка разработали системо-мыслительную деятельность методологию (СМД-методологию) — категориальный аппарат для исследований, организации и управления системами мышления и деятельности.

Человек формируется в деятельности

«Деятельность формирует человека лучше, чем любое другое средство. Если торговый представитель будет регулярно выезжать на территорию с целью поиска новых клиентов, то «поневоле» он станет инициативным и научится легко вступать в контакт. Или уйдет. А если бухгалтер регулярно вносит проводки в базу данных, то, хочет он того или нет, — станет пунктуальным. А еще требовательным: ведь если кто-то из сотрудников не предоставил вовремя первичные документы, у него потом возникнут большие проблемы. Знаете, как в кратчайший срок снять страх перед противоположным полом? Пойдите на улицу и знакомьтесь-знакомьтесь-знакомьтесь. Честно, азартно, без халявы! После пары дней вы сможете вступить в контакт с кем угодно и когда угодно. Испробовано много раз на самых разных людях» — пишет Михаил Рыбаков в книге «Как навести порядок в своем бизнесе​».

Чему сегодня планируете обучиться? Что конкретно будете делать?

www.psychologos.ru

Сочинение на тему «Деятельность — единственный путь к знанию» — Край друзей

В современном мире познать истину можно только действуя. Если человек прикладывает много усилий, чтобы достигнуть своих жизненных целей, у его все получится. Именно благодаря деятельности можно добиться всего чего пожелаешь. Даже не взирая на то, что много разных событий происходит в современном мире, деятельность никогда не исчезнет из человеческой жизни.
Вся наша жизнь складывается из постоянного познания чего-либо нового. Как говорит знаменитая русская поговорка: Век живи – век учись. Казалось бы, в некоторых моментах нашей многогранной жизни нам начинает казаться, что мы уже все прекрасно знаем. Но по истечению времени становится ясно, что знаем мы вовсе не все. Моя философия сводится к тому, что чем длиннее наша жизнь, тем больший жизненный опыт, тем лучше осознается смысл жизни.
Кроме всего прочего деятельность является одной из ключевых потребностей в жизни множества людей. Человеку всегда хочется развиваться, самореализовываться, достигать поставленных целей. Все это будет возможно лишь тогда, когда человек начнет принимать активное участие в деятельности И не важно какой деятельностью он занимается – обучение, увлечения, труд, игра. Важно то, что он стремится к чему-то.
Осуществляя любую деятельность, у человека появляется множество возможностей, реализовывать которые становится проще. В некотором смысле можно сказать, что деятельность — это стремление к получению новых знаний, потому что знания не появляются сами по себе. И к тому же деятельность – это самый простой способ получения знаний. Каждый человек способен познавать неизведанное и таинственное, но без желания действовать ничего не произойдет. Все люди могут сами для себя определить, важно ли для них познание или нет. Для меня познание – это жизнь, а она должна продолжаться.

Комментарии ()

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Последние публикации

kraidruzei.ru

Деятельность

КАК СПОСОБ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ (обществознание, 10 класс)

I.Сущность человеческой деятельности

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – важнейшая сторона человеческой жизни. Деятельностью психологи называют внутреннюю или внешнюю человеческую активность, регулируемую его сознанием. Деятельность отличает человека от животных, поскольку он целенаправленно преобразовывает окружающий мир, а не приспосабливается к нему.

В СТРУКТУРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ выделяют множество компонентов. Действующее лицо мы называем СУБЪЕКТом деятельности, а ОБЪЕКТом – то, на что она направлена. В начале любой деятельности лежит ЦЕЛЬ – образ её предвосхищаемого результата в человеческом сознании. В соответствии с целью человек выбирает СРЕДСТВА её достижения. Несоответствие цели и средств или постановка недостижимых целей становятся главной причиной неудач и трагедий. Полученный РЕЗУЛЬТАТ– это ещё один важный элемент деятельности.

Деятельность складывается из отдельных действий, которые отличаются кратковременностью и включённостью в более широкие процессы, подчинённостью своих целей другим, более важным. Сознательное действие, направленное на достижение общественно значимой цели называют ПОСТУПКОМ. Из них окружающие делают вывод о ПОВЕДЕНИИ человека – наблюдаемой активности, внешнем проявлении его деятельности, её «лицевой» стороне, обращённой к другим людям.

В анализе любой деятельности важно понимать её скрытые или явные пружины. Причиной любой человеческой активности является та или иная ПОТРЕБНОСТЬ – ощущаемая человеком нужда в том, что необходимо для его жизни и личностного развития. Осознанная потребность становится МОТИВом – осмысленным побудителем действия, его «двигателем».

Существуют различные классификации человеческих потребностей. Американский психолог А.Маслоу выделил физиологические, экзистенциальные, социальные, престижные и духовные потребности. Экзистенциальным он считал стремление человека обеспечить безопасность и постоянство своего существования, к престижными потребностям относил жажду признания и высокой самооценки, социальными назвал потребности в общении, заботе и совместной деятельности. Возможна и более простая систематизация: биологические, социальные и идеальные потребности. К удовлетворению последних относятся и развлечения, и научно-познавательная деятельность, и художественное творчество.

(продолжение следует)

Стремления к созданию или сохранению неких общественных отношений, обеспечивающих удовлетворение различных потребностей, мы называем ИНТЕРЕСами. Сколько групп в обществе – столько интересов. Мотивами деятельности могут быть и идеальные убеждения – устойчивые взгляды на мир, принципы, которые человек стремится воплотить в своих поступках. Отношение к конкретному социальному объекту, определяющее намерения человека на его счёт, является социальной установкой.

Только в начале XX века З.Фрейд установил, какое большое значение играют в человеческой деятельности неосознанные влечения, основанные на биологических инстинктах и вытесненные в подсознание.

II. МНОГОООБРАЗИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Все виды деятельности можно разделить на две группы: к первой отнесём практическую, в том числе материально-производственную и социально-преобразовательную, а ко второй – духовную (познава-тельную, ценностно-ориентировочную и прогностическую). В различные виды деятельности выделяют трудовую, образовательную, творческую, политическую, досуговую, рекреационную и многие другие – все классификации довольно условны. Заметим также, что любая деятельность может быть созидательной и разрушительной.

Наиболее интересной является творческая деятельность, результатом которой становится рождение чего-либо принципиально нового, никогда не существовавшего. Нестандартность возникшей задачи подталкивает человека к творчеству, воображение и фантазия помогают смоделировать будущий процесс, предвидеть результат. Истории известны курьёзные случаи, в которых на помощь учёному или изобретателю приходила интуиция – способность достижения знания, минуя логические построения. Развитие творческой деятельности является условием успеха любого общества.

Ничто так не развивает творческие способности, как игры. У животных игра служит формой освоения необходимых в жизни навыков. Условность игры облегчает этот процесс. Неотъемлемой частью игры является исполнение каких-либо ролей, отождествление человека с каким-либо образом, использование различных символов. Детские игры (манипуляции с предметами, сюжетно-ролевые, подвижные, обучающие) сменяются у взрослых спортивными состязаниями и художественным творчеством. Игра сродни искусству (или науке) как способ условного моделирования действительности.

Но если в игре важен процесс, а не результат, то противоположным видом деятельности в этом смысле является труд – он всегда направлен на достижение практически полезного результата. Здесь так же важен элемент творчества, хотя чаще под этим словом подразумевают нечто монотонное и неинтересное, требующее волевого усилия. Трудовая деятельность изменяет не только окружающий человека мир, но и его самого, способствуя закреплению новых навыков и знаний, меняя характер и отношение к жизни. Она служит фундаментом самого существования общества.

history-5.narod.ru