Патриарх Кирилл рассказал, почему в XIV веке митрополичья кафедра была перенесена из Киева в Москву

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

Общество

06.09.2022 16:56

Поделиться

Елена Яковлева

Совершая сегодня, в день памяти покровителя Москвы, святителя Петра, литургию в Успенском соборе Кремля, патриарх Кирилл объяснил, почему святитель Петр в начале XIV века перенес митрополичью кафедру из Киева во Владимир, а в 1325 году — в Москву.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси/РИА Новости

По его словам, это произошло из-за «уязвимости Киева».

Он отметил, что во времена святителя Петра столица Руси — Киев — оказалась открытой к губительным набегам Орды, город поджигали, грабили, «и совершенно очевидно, что Киев в тех условиях уже не мог быть столицей всего Русского государства, потому что был слишком уязвим».

Новым центром Святой Руси стал сначала город Владимир, окружённый лесами, в которых быстро теряла эффективность вражеская конница.

— Владимир стал следующей столицей нашей страны — все понимали необходимость такого поступка. А затем, когда стал возвышаться град Москва, когда к этому городу стали стекаться интеллектуальные и материальные силы страны, великий князь (Иван Калита — прим. «РГ») предложил митрополиту Киевскому и всея Руси, который жил во Владимире, переехать в град Москву. И это произошло, — цитирует проповедь патриарха РИА Новости.

Иван Калита сделал все для благополучного и безопасного пребывания митрополита в Москве.

— Когда мы говорим об этих географических точках — Киев, Владимир, Москва — то была единая Русская церковь, которая перемещала свой центр вместе с перемещением столицы, — сказал патриарх. — Чтобы новая столица была признана всей Русью, необходимо было, чтобы кафедра первопрестольная также «переехала» в Москву.

Святитель Петр как раз и перенес кафедру во Владимир, а потом в Москву.

— Он сделал, может быть, самое главное — сохранил единый центр Русской православной церкви, разумно переместив его в то место, где ему ничего не угрожало, — подчеркнул патриарх. — И по замыслу святителя Петра построен был величественный Успенский собор — главный кафедральный собор святой Руси.

На службе патриарх молился за независимость и свободу Отечества, чтобы «в людях укреплялась вера православная и любовь к Отечеству, способность противостоять соблазнам и козням искусителей».

Поделиться

РелигияИстория

Главное сегодня

  • Сохранение «неувядающей дружбы» и воплощение «подлинной многополярности». Главное из статьи Си Цзиньпина в «Российской газете»

  • Ветеран ВC США Дрейвен назвал Украину умирающим пациентом и жертвой издевательств Запада

  • Чешский генерал Шедивы: Западу и Украине не стоит недооценивать Россию

  • Бизнесмен из ФРГ Дотком назвал ложью обещания Зеленского уйти с поста ради мира в Донбассе

  • РИА Новости: пулеметчики блокируют перемещение украинских военных на юге Артемовска

  • Кандидат в президенты Турции Кылычдароглу: Испытания в отношениях с Россией маловероятны

русская митрополичья кафедра в 1440-е гг.

1. Lenhoff G. The Cult of Metropolitan Iona and the Conceptualization of Ecclesiastical Authority in Muscovy // Speculum Slaviae Orientalis: Muscovy, Ruthenia and Lithuania in the Later Middle Ages. M., 2004. P. 124.

2. Абеленцева О.А. Митрополит Иона и установление автокефалии Русской церкви. М.; СПб., 2009. С. 213, примеч. 48; 218, примеч. 69.

3. Абеленцева О.А. Митрополия Киевская и всея Руси (с кафедрой в Москве) Константинопольского патриархата в первой половине XV века и автокефалия Русской церкви // Московский Кремль XV столетия. Т. 1: Древние святыни и исторические памятники. М., 2011. С. 20.

4. Акишин С.Ю. Митрополит Исидор Киевский (1385/1390–1463). Екатеринбург, 2018. С. 82, примеч. 38.

5. Белякова Е.В. Учреждение автокефалии Русской церкви в политической мысли XV–XVI вв. // Римско-Константинопольское наследие на Руси: идея власти и политическая практика. М., 1995. С. 291.

6. Бобров А.Г. Ефросин Белозерский как историограф // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом).

Т. 57. СПб., 2006. С. 137–139.

7. Бобров А.Г. Новгородские летописи XV века. СПб., 2001. С. 194–217.

8. Борисов Н.С. Русская церковь в политической борьбе XIV–XV веков. М., 1986. С. 156–157.

9. Вахрина В.И. Григорий, свт., еп. Ростовский и Ярославский // Православная энциклопедия. Т. 12. С. 526–527.

10. Водов В. Новгород и Флорентийская уния // Восточная Европа в исторической ретроспективе: К 80-летию В.Т. Пашуто. М., 1999. С. 42–46.

11. Желтов М., свящ. Историко-канонические основания единства Русской церкви // Церковь и время. 2018. № 3(81). С. 44.

12. Зимин А.А. Витязь на распутье: Феодальная война в России XV в. М., 1991. С. 83–84.

13. Зимин А.А. Краткие летописцы XV–XVI вв. // Исторический архив. Т. V. М.; Л., 1950. С. 27.

14. Кистерёв С.Н. Ефросин и «Роуский летописец» // Летописи и хроники. Новые исследования. 2008. М.; СПб., 2008. С. 123.

15. Кистерёв С.Н. Источники о пребывании рязанского епископа Ионы в Константинополе // Россия и Христианский Восток. Вып. II–III. М., 2004. С. 66.

16. Кистерёв С.Н. Об авторе «Русского летописца» в сборнике Ефросина Белозерского // Летописи и хроники. Новые исследования. 2009–2010. М.; СПб., 2010. С. 223–236.

17. Корогодина М.В. Кормчие книги XIV – первой половины XVII века. В 2 т. Т. 1. М.; СПб., 2017. С. 498.

18. Кузьмин А.В. Ефрем, свт., архиеп. Ростовский, Ярославский и Белозерский // Православная энциклопедия. Т. 19. М., 2008. С. 34–35.

19. Кузьмина О.В. Республика Святой Софии. М., 2008. С. 270–281.

20. Лурье Я.С. Две истории Руси XV века. Ранние и поздние, независимые и официальные летописи об образовании Московского государства. СПб., 1994. С. 107.

21. Мазуров А.Б. Средневековая Коломна в XIV – первой трети XVI вв.: Комплексное исследование региональных аспектов становления единого Русского государства. М., 2001. С. 218–219.

22. Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. 3. М., 1995. С. 348.

23. Макарий (Веретенников), архим. Митрополиты Древней Руси (X–XVI века). М., 2016. С. 674.

24. Назаренко А.В., Флоря Б.Н. Киевская епархия. Попытки разделения митрополии в XIV – сер. XV в. // Православная энциклопедия. Т. 33. М., 2013. С. 156–158.

25. Назаров В.Д. Московская усобица 1425–53 // Большая российская энциклопедия. Т. 21. М., 2012. С. 270.

26. Новикова О.Л. «Летописец русский» в рукописях и в истории русского летописания XV в. // Летописи и хроники. Новые исследования. 2011–2012. М.; СПб., 2012. С. 180–182.

27. Новикова О.Л. Из истории редактирования летописных памятников в Кирилло-Белозерском монастыре на рубеже XV–XVI веков // Летописи и хроники. Новые исследования. 2011–2012. М.; СПб., 2012. С. 233.

28. Новикова О.Л. Сборник книжника рубежа XV–XVI веков с рассказами о Флорентийской унии и афонских монастырях: опыты атрибуции // Каптеревские чтения. Сборник статей. Вып. 9. М., 2011. С. 5–25.

29. Опарина Т.

А. Иона, митр. Сарский и Подонский (Крутицкий), местоблюститель Патриаршего престола // Православная энциклопедия. Т. 25. М., 2011. С. 443–445.

30. Петрушко В.И. Между Вильно и Москвой: Русская митрополия и государственно-церковные отношения в 1-й трети XV в. // Вестник церковной истории. 2014. № 3/4(35/36). С. 204–235.

31. Плигузов А.И. От Флорентийской унии к автокефалии Русской церкви // Harvard Ukrainian Studies. 1995. Vol. 19. P. 522.

32. Полехов С.В. Наследники Витовта. Династическая война в Великом княжестве Литовском в 30-е годы XV в. М., 2015. С. 682.

33. Романова А.А. Епископ Пермский и Вологодский Филофей и атрибутируемое ему предисловие к пасхалии // Средневековое православие от прихода до патриархата. Сборник научных статей. Волгоград, 1997. С. 103–110.

34. Русский феодальный архив XIV – первой трети XVI в. Вып. 1. М., 1986. С. 103.

35. Сазонов С.В. Летописное известие 1446 г. о поездке рязанского епископа Ионы в Муром // Уваровские чтения-II. Муром, 21–23 апреля 1993 г. М., 1994. С. 62–64.

36. Сазонов С.В. О версиях крещения Русской земли в историографии XV в. // Сообщения Ростовского музея. Вып. 1. Ростов, 1991. С. 39–40.

37. Синицына Н.В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV–XVI вв.). М., 1998. С. 69.

38. Скрынников Р.Г. Крест и корона: Церковь и государство на Руси IX – XVII вв. СПб., 2000. С. 116.

39. Тарасов А.Е. Возвышение митрополита Ионы (Из истории церковно-политической борьбы во второй четверти XV в.) // Вестник Московского университета. Сер. 8. История. 2005. № 2. С. 97–118.

40. Тарасов А.Е. Герасим, митр. Киевский и всея Руси // Православная энциклопедия. Т. 11. М., 2006. С. 152–154.

41. Тарасов А.Е. Епископ Ростовский Дионисий Грек // История и культура Ростовской земли – 2007. Ростов, 2008. С. 69–74.

42. Тарасов А.Е. Иона, свт. митр. Киевский и всея Руси // Православная энциклопедия. Т. 25. С. 393.

43. Тарасов А.Е. Питирим, сщмч., Великопермский, Усть-Вымский, еп. Пермский // Православная энциклопедия. Т. 56. М., 2019. С. 552.

44. Тарасов А.Е. Священномученик Питирим Пермский: заметки о биографии и почитании владыки (XV–XVI вв.) // Slověne. 2020. Vol. 9. № 2. C. 395–416.

45. Тулянов В.А. Когда выбор решает всё: первый автокефальный русский митрополит Иона // Наше Отечество. Страницы истории. Вып. 13. М., 2016. С. 8–9.

46. Турилов А.А. Григорий Цамблак // Православная энциклопедия. Т. 12. М., 2006. С. 583–592.

47. Успенский Б.А. Царь и патриарх: Харизма власти в России (Византийская модель и её переосмысление). М., 1998. С. 250, примеч. 59.

48. Флоря Б.Н. Исследования по истории Церкви. Древнерусское и славянское средневековье. М., 2007. С. 336–339.

49. Флоря Б.Н. Коми-Вымская летопись // Новое о прошлом нашей страны: Памяти академика М.Н. Тихомирова. М., 1967. С. 230.

50. Хорошев А. С. Из истории борьбы Новгорода против Москвы (местная канонизация 30–40-х годов XV в.) // Вестник Московского университета. Сер. 9. История. 1971. № 6. С. 56.

51. Цыпин В., прот. Кафедра епископская // Православная энциклопедия. Т. 32. М., 2013. С. 114.

Титульный Митрополит Амасейский, Турция

Титульный Митрополит Амасейский, Турция

Турция

Континент: Центральная и Юго-Западная Азия

Обряд: Римский (Латинский) Amasea (итальянский) / Amasen(us) (латиница) / Amasien(sis) (латиница)

Адрес: Амасья, пр. Elenoponto, Turkiye

Титулярный архиепископ

Титулярный архиепископ: вакантно

Past Ordinaries

Metropolitan Archbishops of Amasea (Roman Rite)

Saint Archbishop Basil of Amasea
(314? – 322?)

Died: 322? 🩸 (Никомедия, Турция)

Митрополит Амасийский (314? – 322?)

Архиепископ. Мученик.

Святой Архиепископ Афинодор Амасийский
(? – 275?)

Умер: 275?

Митрополит Амасийский (? – 275?)

Архиепископ.

Бывшие титульные епископы

  • Титульный архиепископ: архиепископ Джеймс Патрик Кэрролл (1965.10.15 — 1995.01.14)
  • Titular Archbishop: Archbishopopopopopopiod.2.2.2.
  • .. Архиепископ: архиепископ Густаво Теста (впоследствии кардинал) (1934.06.04 — 1959.12.14)
  • Титульный архиепископ: архиепископ Франтисек Кордак (1931.07.21 — 1934.04.26)
  • Titular Archbishop: Archshishop Bertram Orth (1908.10.01 — 19311.02.10.10.10.109.192
  • 999.192
  • 999.192 9009.192 9009.192 9009.192 9009.192 9009.19.10. (1900.02.24 – 1911.04.16)
  • Titular Archbishop:  Archbishop Giuseppe Macchi (1889. 04.09 – 1897.08.19)
  • Titular Archbishop:  Archbishop Silvestre Guevara y Lira (1877.01.09 – 1882.02.20)
  • Titular Archbishop: Архиепископ Жан-Батист-Франсуа Помпалье, С.М. (1869 г..04.19 – 1871.12.21)
  • Titular Archbishop:  Archbishop József Krivinai Lonovics (1861.03.29 – 1866.11.27)
  • Titular Archbishop:  Archbishop Jean-Paul-Gaston de Pins (1824.05.03 – 1850.11.30)
  • Titular Архиепископ: архиепископ Джованни Баттиста Гамбераччи (1725.09.05 — 1738,11,28)
  • Титульный архиепископ: архиепископ Джованни Кризостомо Баттелли (1716.10.05 — 1725,07.30)
  • 111.10.05 — 1725.07.30)
  • 111. 06)
  • Titular Archbishop:  Archbishop Agostino Cusani (later Cardinal) (1696.04.02 – 1711.10.14)
  • Titular Archbishop:  Archbishop Ferdinando d’Adda (later Cardinal) (1687.03.03 – 1690.02.13)
  • Titular Archbishop:  Archbishop Франческо Марини (1671.01.19 – 1686.04.27)
  • Титулярный архиепископ: Архиепископ Эджидио Колонна, OSB Кас. (позже патриарх) (1643.12.19 – 1671.01.19)
  • Титулярный архиепископ: архиепископ Фаусто Поли (позже кардинал) (1633.03.14 – 1643.07.13)
  • Титульный архиепископ: архиепископ Джованни Баттиста Агуккия (1623.10.23 — 1632.01.01)

Религия Вики | Фэндом

в: Статьи с содержанием из Википедии, Духовенство, Епископы

Посмотреть источник
Эта статья является частью серии
Духовенство (христианское)
Крупные заказы
Епископ — Священник — Диакон
Мелкие заказы
Иподиакон — Чтец
Кантор — Аколит
Прочие заказы
Хорепископос — Экзорцист
Привратник — Диаконисса
Епископские титулы
Папа — Патриарх — Кардинал — Католикос
Архиепископ — Митрополит
Вспомогательный епископ —

Хорепископ — Титулярный епископ
Майор Архиепископ

Священнические титулы
Архимандрит — Протопресвитер
Протоиерей — Протосингеллос
Экономос
Диаконские титулы
Архидиакон — Протодиакон — Иеродиакон
Второстепенные титулы
Лампадариос
Монашеские титулы
Игумен — Игумен
Связанные
Рукоположение — Облачение
Пресбея — Почетное звание
Духовные награды — Экзарх
Проистамен — Викарий


В христианских церквах с епископским правлением сан митрополита епископа или просто митрополит , относится к епархиальному епископу или архиепископу (тогда более точно именуемому митрополит архиепископ ) митрополии; то есть главный город исторической римской провинции, церковной провинции или региональной столицы. Его юрисдикция называется митрополией или митрополией .

До учреждения патриархов (начиная с 325 г. н.э.) митрополит был высшим епископским саном в восточных обрядах Церкви. Они председательствовали на синодах епископов и получили особые привилегии в соответствии с каноническим правом и священной традицией.

Структура Ранней Церкви в основном следовала римской имперской практике, когда каждый город и его территория управлялись одним епископом. [1] Епископ столицы провинции, митрополит, пользовался определенными правами над другими епископами в провинции, позже названными суфражистами. [1]

Содержание

  • 1 Православный
  • 2 Римско-католическая
  • 3 Англиканец
  • 4 Каталожные номера

Православный

В Восточных Православных Церквах этот титул используется по-разному. В греческих церквях митрополиты по старшинству стоят ниже архиепископов, а предстоятели поместных церквей ниже патриаршего ранга обычно назначаются архиепископами. Обратное верно для славянских церквей (русская православная, сербская православная и т. д.) и для румынской православной церкви, где митрополиты стоят выше архиепископов, и этот титул может использоваться как для первосвятительских престолов, так и для важных городов.

Ни в том, ни в другом случае митрополиты не имеют особой власти над другими правящими епископами в своих провинциях. Однако митрополиты (архиепископы в Греческой православной церкви) являются председателями своих соответствующих епископских синодов и имеют особые привилегии.

Римско-католическая

См. также: Иерархия католической церкви # Митрополиты

В Римско-католической церкви церковные провинции, состоящие из нескольких соседних епархий, [2] епархии, назначенной Папой. [3] Другие епископы известны как суфражистские епископы.

Власть митрополита над епархиями, кроме его собственной, обычно ограничивается

  1. надзор за соблюдением веры и церковной дисциплины и уведомление Верховного понтифика о любых нарушениях;
  2. проведение по причинам, заранее одобренным Святым Престолом, канонической инспекции, которую не выполнил епископ-суфражист;
  3. о назначении епархиального администратора, если коллегия консультантов не изберет священника не моложе 35 лет в течение восьми дней после того, как станет известно о вакансии кафедры; [4] и
  4. , выступающий в качестве церковного суда по умолчанию для апелляций на решения трибуналов суфражистских епископов. [5]

Митрополит также имеет литургическую привилегию совершать богослужения по всей провинции, как если бы он был епископом в своей епархии, при условии, что, если он совершает богослужение в соборном храме, епархиальный епископ имеет был проинформирован заранее. [6]

Митрополит обязан запросить паллий, символ власти, которой он в общении с Римской Церковью обладает над своей церковной провинцией. [7] Это справедливо даже в том случае, если он имел паллий в другом митрополичьем престоле.

В обязанности митрополита входит с согласия большинства суфражистских епископов созывать провинциальный совет, решать, где его созывать, и определять повестку дня. Его прерогативой является председательствовать в провинциальном совете. [8] Провинциальный совет не может быть созван, если митрополичий престол вакантен. [9]

Все митрополиты латинского обряда являются архиепископами; однако некоторые архиепископы не являются митрополитами, поскольку в некоторых случаях архиепископия не имеет суфражисток или сама является суфражисткой другой архиепископии. Титулярные архиепископы (то есть рукоположенные епископы, которым присвоен почетный титул ныне несуществующей архиепископии; например, многие официальные лица Ватикана, папские нунции и апостольские делегаты являются титулярными архиепископами) никогда не бывают митрополитами.

По состоянию на апрель 2006 г. 508 архиепископов возглавляли митрополиты-архиепископы, 27 архиепископов не были митрополитами, а титулярных архиепископов было 89. См. Также иерархию католической церкви, чтобы узнать о различиях.

В восточных католических церквях митрополит является главой тех автономных частных церквей, которые, хотя и состоят из нескольких епархий, недостаточно велики, чтобы подчиняться власти патриарха или главного архиепископа. Поэтому они в несколько большей степени, чем патриархальные или крупные архиепископские церкви, подлежат надзору со стороны папы и Конгрегации восточных церквей.

Anglican

В англиканской общине митрополит, как правило, является главой церковной провинции (или группы епархий) и стоит непосредственно перед предстоятелем национальной церкви (который часто также является митрополитом).