Ответ Глава 2. Клеточный уровень
39. Дайте определения понятий.
Цитология — это
- Ответ: Наука об устройстве клетки.
Клетка — это
- Ответ: Элементарная единица жизни на Земле.
40. Закончите предложения
- Ответ: Из организмов, живущих на Земле, клеточное строение имеют все, кроме вирусов, а неклеточное — вирусы. Для клетки характерны следующие жизненные свойства: рост, питание, размножение, дыхание и так далее.
41. Выполните лабораторную работу «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом».
-
Ответ:
Цель работы: выявить черты сходства и различия в строении животной и растительной клеток.
1) Рассмотрите под микроскопом приготовленные (готовые) микропрепараты растительных и животных клеток.
2) Зарисуйте по одной растительной и животной клетке. Подпишите их основные части, видимые в микроскоп.
3) Сравните строение растительной и животной клеток.
Вывод: Животная клетка более развита по сравнению с растительной.
42. Открытие клетки связано с именами великих ученых, изучавших объекты живой природы с помощью микроскопа (микроскопистов). Напишите об их научном вкладе, сделанном в области изучения клеток.
-
Ответ:
1) Р. Гук (1635—1703) — впервые увидел клетку под микроскопом.
2) А. Левенгук (1632—1723) — изобрел микроскоп, впервые наблюдал животные клетки.
3) М. Шлейден (1804—1881) — выдвинул теорию об идентичности растительных клеток с точки зрения их развития.
4)Т. Шванн (1810—1882) — окончательно сформулировал клеточную теорию.
5) Р. Вирхов (1821 — 1902) — дополнил теорию клеток тем, что все живое происходит из клеток.
6) С. Г. Навашин (1857—1930) — открыл двойное оплодотворение у растений.
43. Сформулируйте основные положения современной клеточной теории.
-
Ответ:
Все живые существа состоят из клеток.
Все клетки сходны по строению, химическому составу и жизненным циклам.
Клетки способны к самостоятельной жизнедеятельности, т.е. могут питаться, расти, размножаться.
44. Как вы думаете, какое значение имело открытие клеточной теории для развития современной биологии?
- Ответ: Клеточная теория была дополнена Вирховом. Его утверждение, что всякое болезненное изменение связано с каким-то патологическим процессом в клетках, составляющих организм, внесло большой вклад в медицину.
45. Рассмотрите клетки организмов, представленные на рисунке. Установите, каким организмам принадлежат изображенные клетки. Впишите их номера в соответствующие строки.
-
Ответ:
Клетки бактерий: 2,3.
Клетки грибов: 6,11.
Клетки растений: 7,1,5,4.
Клетки животных: 10,8.
46. Как вы думаете, от чего зависит форма клеток?
- Ответ: От выполняемых ими функций, от их специализации и происхождения.
47. Объясните, в чем заключается значение цитоплазмы.
- Ответ: Она выполняет функцию объединения всех органоидов клетки, является средой для прохождения всех химико-биологических процессов в клетке, обеспечивает ее механические свойства.
48. Как вы думаете, к каким последствиям может привести удаление или нарушение целостности клеточной мембраны?
- Ответ: Нарушение целостности мембраны, а тем более ее удаление, приведет к вытеканию внутреннего содержимого клетки и ее гибели.
49. На рисунке подпишите основные структурный компоненты клеточной мембраны.
-
Ответ:
1) Молекулы липидов
2) Периферические белки
3) Углеводные цепочки
4) Полуинтегральный белок
50. Закончите прдложения.
-
Ответ:
Рассмотреть строение клеточной мембраны возможно с помощью электронного микроскопа.
Основу клеточной мембраны составляет билипидный слой, в котором расположены белки.
Белки, входящие в состав мембран, обеспечивают трансмембранный транспорт, являются также рецепторами и ферментами.
Питательные вещества попадают в клетку путём пассивного и активного транспорта.
Попавшие в клетку питательные вещества подвергаются в расщеплению под действием ферментов.
51. Рассмотрите в учебнике схематическое изображение процессов фагоцитоза и пиноцитоза. Вспомните из курса «Человек и его здоровье», что такое фагоциты и каково их значение в организме человека. Укажите, на каком из рисунков показан механизм действия данных клеток. Приведите еще примеры клеток, для которых характерны данные процессы.
- Ответ: Кроме фагоцитов, путем фагоцитоза питаются некоторые простейшие (например, амеба обыкновенная).
52. Как вы думаете, возможен ли обратный транспорт веществ через мембрану клетки? Если да, приведите примеры, если нет, объясните почему.
- Ответ: Обратный транспорт из клетки через мембрану происходит, когда клетка выделяет из себя ненужные продукты обмена, так же происходит синтез и выделение гормонов, ферментов.
53. Заполните таблицу «Строение и функции клеточных структур».
-
Ответ:
Структура Особенности строения Цитоплизма Полужидкое содержимое клетки Составляет внутреннюю среду клетки. В цитоплазме находятся клеточные органоиды. Отвечает за циклоз и внутриклеточные процессы Клеточная мембрана Толщина 8 нм. Образована билипидным слоем, в котором расположены молекулы белков Защитная, транспортная (диффузия, пассивный и активный транспорт, экзо и эндоцитоз), рецепторная.
54. Дайте определения понятий.
-
Ответ: Прокариоты — организмы, в клетках которых отсутствует оформленное ядро и органеллы (вместо органелл – мезосомы).
Эукариоты — организмы, клетки которых имеют ядро с ядерной мембраной и все мембранные органоиды.
55. На рисунке подпишите основные структурный компоненты ядра.
-
Ответ:
56. Продолжите заполнение таблицы. Строение и функции клеточных структур.
-
Ответ:
-
Структура Функции Ядро Двумембранная структура в округлой оболочке, есть поры. Внутри ядра находится хроматизин из ДНК и криоплазма (ядерный сок). В центре находится ядрышко Деление клетки, хранение и передача наследственной информации, регуляции всех процессов белкового синтеза, обмена веществ и энергии в клетке
57. Заполните таблицу. Строение и функции ядерных структур.
-
Ответ:
Структура Особенности строения Функции Ядерная оболочка Состоит из 2 мембран: внутренней гладкой и наружное шероховатой. Имеет поры Транспорт веществ из ядра в клетку и наоборот Кариоплезма Жидкое содержимое ядра Заполнение пространства ядра Хроматин Нити ДНК или хромосомы Хранение и передача настедственной информации, деление Ядрышки Плотное округлое тело, взвешенное в ядерном соке Синтез РНК и белков
58. Известно, что эритроициты человека, являющегося эукариотическим организмом, не содержат ядра. Как можно объяснить это явление?
- Ответ: Это объясняется законами эволюции. В процессе развития животного мира человек стоит на высшей ступени, поэтому и кровеносная система у него наиболее развитая. Место ядра в эритроцитах человека заполнено гемоглобином. Поэтому они захватывают больше кислорода, чем, например, лягушки.
59. Закончите предложения.
- Ответ: Несколько ядер может содержаться в клетках волокон поперечно-полосатых мышц. Внутреннее содержание ядра называют кариоплазма или ядерный сок, в нём расположены хроматин и ядрышки. В ядре содержатся молекулы ДНК, обеспечивающие хранение и передачу наследственной информации о клетке. Содержащиеся в ядрах клеток ядрышки обеспечивают синтез РНК и белков.
60. Дайте определения понятий.
Хромосомы
- Ответ: Нити ДНК хроматина, плотно накрученные спиралью на белки.
Хроматин
- Ответ: Нити ДНК в ядре.
Хроматиды
- Ответ: Половина удвоенной хромосомы.
Кариотип
- Ответ: Набор хромосом, содержащийся в клетках того или иного вида.
Соматические клетки
- Ответ: Клетки, составляющие органы и ткани любого многоклеточноего организма.
Половые клетки (гаметы)
- Ответ: Клетки, характерные для мужского и женского пола.
Гаплоидный набор хромосом
- Ответ: Набор различных по размерам и форме хромосом клеток данного вида, но каждая хромосома представлена в единственном числе.
Диплоидный набор хромосом
- Ответ: Набор различных по размерам и форме хромосом клеток данного вида, где каждой хромосомы по две.
Гомологичные хромосомы
- Ответ: Парные хромосомы.
61. В таблице дано число хромосом, содержащихся в гаплоидном и диплоидном наборах различных организмов. Заполните пропуски.
- Ответ: Наборы хромосом и различных организмов.
62. Продолжите заполнение таблицы.
-
Ответ:
Структура Особенности строения Функции Эндоплазматическая сеть (ЭПС) гладкая Не покрыта рибосомами Транспортная Эндоплазматическая сеть (ЭПС) шероховатая Покрыта рибосомами Синтез белков в рибосомах Рибосомы Шарообразные, состоят из нескольких частей, образованы РНК и белками Синтез белков Комплекс Гольджи Полости, ограниченные от цитоплазмы мембранами и уложенные в стопки Накопление и транспорт веществ, у растений — также синтез клетчатки.
63. Рассмотрите рисунок. Назовите органоиды, изображенные на нем и подпишите их основные части.
-
Ответ:
64. Продолжите заполнение таблицы «Строение и функции клеточных структур».
-
Ответ:
Структура Особенности строения Функции Лизосомы Маленькие мембранные пузырьки, внутри содержат ферменты Переваривание питательных веществ Митохондрии Двумембранные органоиды, внутри имеются кристы, рибосомы и ДНК Синтез АТФ Пластиды: лейкопласты Все пластиды — двумембранные органоиды. Бесцветные Накопление крахмала Хлоропласты Зеленые Фотосинтез Хромопласты Красные, желтые, оранжевые Окраска плодов и цветков
65. Закончите предложения.
-
Ответ:
Клеточный центр выполняет функции: построение веретена деления, образование микротрубочек, ресничек и жгутиков.
Основой цитоскелета являются микротрубочки и микрофиламенты.
У животных и низших растений клеточный центр образован центриолями, состоящими из микротрубочек, и центросферы.
У высших растений клеточный центр
Микротрубочки образуют такие органоиды движения клеток, как реснички и жгутики.
66. Продолжите заполнение таблицы «Строение и функции клеточных структур».
-
Ответ:
Структура Особенности строения Функции Клеточный центр Состоит из центриолей и отходящих от него микротрубочек Формирование цитоскелета, участие в образовании веретена деления Органоиды движения Образованы микротрубочками, в основном имеют базальное тельце Движение клеток
67. На рисунке представлена схема строения прокариотической клетки (цианобактерия). Подпишите ее основные части.
-
Ответ:
68. На рисунке изображены прокариотические и эукариотические клетки. Установите, к какой группе принадлежит каждая из них.
69. Заполните таблицу «Сравнение строения клеток эукариот и прокариот», поставив знаки + или — в соответствующие графы.
-
Ответ:
Органоид Содержится в клетках зукариот прокариот Ядро + — Клеточная мембрана + + Цитоплазма + + Рибосомы + + Митохондрии + — Эндоплазматическая сеть + — Комплекс Гольджи + — Пластиды + —
70. Дайте определения понятий.
-
Ответ:
Ассимиляция – весь набор реакций биологического синтеза веществ в клетке, сопровождающийся тратой энергии.
Диссимиляция – совокупность реакций распада веществ в клетке, сопровождающийся выделением энергии.
Метаболизм – процесс обмена веществ, объединяющий ассимиляцию и диссимиляцию.
71. Ниже перечислены процессы, протекающие в клетках организмов:
-
Ответ:
1. Испарение воды,
2. Гликолиз,
3. Расщепление жиров,
4. Биосинтез белков,
5. Фотосинтез,
6. Расщепление полисахаридов,
7. Брожение,
8. Дыхание,
9. Биосинтез жиров.
Впишите номера, которыми они обозначены, в соответствии с принадлежностью их к ассимиляции и диссимиляции.
Процессы ассимиляции: 4, 5, 9.
Процессы диссимиляции: 1, 2, 3, 6, 7, 8.
72. Прочитайте материал учебника и заполните таблицу «Этапы энергетического обмена».
-
Ответ:
Этап Характеристика Описание результатов преобразования энергии Подготовительный этап энергетического обмена Ферменты распадаются на более мелкие Энергия выделяется мало и образуется тепло, но не АТФ Бискислородный этап энергетического обмена Не полное расщепление гликоиз преобразуется в спирт Расщепление ферментов гликоиз
2АРФ (10%) — 2АТФ (60%)
Кислородный этап энергетического обмена
73. Закончите предложения.
-
Ответ:
Основной функцией митохондрий, называемых «силовыми станциями клетки», является синтез АТФ.
Наиболее эффективно процессы синтеза АТФ идут у организмов, называемых аэробами, в отличие от анаэробов, которые больше всего среди прокариот.
74. Как вы думаете, клетки каких тканей животных и человека должны содержать большое количество митохондрий? Почему?
- Ответ: Наибольшее количество митохондрий содержится в мышечной ткани, печени. В этих тканях и органах требуются большие затраты энергии.
75. Закончите схему «Классификация организмов по типу питания».
-
Ответ:
Организмы
(по типу питания)
Автотрофы Гетеротрофы Фототрофы Сапротрофы Хемотрофы Паразиты Голозои
76. Закончите предложение.
- Ответ: Способ питания организма зависит от того, способен ли он самостоятельно создавать необходимые для построения клеток и процессов жизнедеятельности органические вещества из неорганических, или получает их из внешней среды. По способу питания зеленые растения являются автотрофами (фототрофами). Основной источник энергии на нашей планете – солнечный свет.
77. Как вы думаете, можно ли считать, что все клетки зеленого растения питаются автотрофно? Ответ обоснуйте.
- Ответ: Нельзя. Некоторые клетки зеленого растения питаются гетеротрофно: клетки камбия, корня. Клетки этих частей растения не способны к фотосинтезу и питаются за счет органических веществ, синтезированных зелеными частями растения.
78. Заполните таблицу «Автотрофные и гетеротрофные организмы».
-
Ответ:
Группы организмов Способы получения органических веществ Представители Автотрофы Вода, углекислый газ, азот и т.д. Растении, некоторые бактерии Гетеротрофы Поглащают готовые. НЕ способны синтезировать органические вещества Грибы, животные, некоторые бактерии, клетки и человек
79. Заполните таблицу «Классификация гетеротрофных организмов по способу получения органических веществ».
-
Ответ:
Группы гетеротрофов Особенности питания Представители Сапротрофы Питаются мертвыми органическими остатками Бактерии гниения и многие грибы Паразиты Питаются за счет других организмов, приносят вред ему Животные, растения, грибы, болезнетворные бактерии Голозон Поедают переваренные вещества
80. Дайте определение понятия.
Фотосинтез — это
- Ответ: Процесс синтеза органических соединений из воды и углекислого газа при помощи энергии света.
81. Запишите суммарное уравнение фотосинтеза.
- Ответ: 6СО2 + 6Н2О + энергия света = С6Н12О6 + 6О2
82. Закончите предложения.
-
Ответ:
Фотосинтез происходит в клетках зеленых растений, в хлоропластах.
Кислород, выделяющийся в процессе фотосинтеза, образуется в результате фотолиза воды.
83. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика фаз фотосинтеза».
-
Ответ:
Критерии сравнения Световая фаза Темновая фаза Где протекает Хлорофилаы, хлоропласты Пластиды Что происходит с энергией Синтез АТФ из АДФ Поглащение углекислого газа и синтез глюкозы и из молекул водорода Что образуется OH^- > h3O+O2 C6h22O6
84. Закончите схему, подписав названия веществ.
85. Дайте определение понятия.
- Ответ: Хемотрофы – организмы, способные синтезировать органические вещества из неорганических за счет энергии химических реакций окисления, происходящих в клетке.
86. Закончите предложения.
- Ответ: Хемотрофами являются автотрофами. Хемосинтез открыл в 1887 году С. Н. Виноградский. Хемотрофы отличаются от фототрофов тем, что они синтезируют органические вещества из неорганических за счет энергии химических реакций окисления, происходящих в клетке. Фототрофы же синтезируют необходимые вещества за счет энергии солнечного света.
87. Заполните таблицу.
tetrab.ru
Глава 2. Клеточный уровень.
39. Дайте определения понятий.
Цитология — наука об устройстве клетки.
Клетка — элементарная единица жизни на Земле.
40. Закончите предложения.
Из организмов, живущих на Земле, клеточное строение имеют все, кроме вирусов,
а неклеточное — вирусы.
Для клетки характерны следующие жизненные свойства: рост, питание, размножение, дыхание и так далее.
41.
42. Открытие клетки связано с именами великих учёных, изучавших объекты живой природы с помощью микроскопа (микроскопистов). Напишите об их научном вкладе, сделанном в области изучения клеток.
1) Р. Гук (1635—1703) — впервые увидел клетку под микроскопом.
2) А. Левенгук (1632—1723) — изобрел микроскоп, впервые наблюдал животные клетки.
3) М. Шлейден (1804—1881) — выдвинул теорию об идентичности растительных клеток с точки зрения их развития.
4)Т. Шванн (1810—1882) — окончательно сформулировал клеточную теорию.
5) Р. Вирхов (1821 — 1902) — дополнил теорию клеток тем, что все живое происходит из клеток.
6) С. Г. Навашин (1857—1930) — открыл двойное оплодотворение у растений.
43. Сформулируйте основные положения современной клеточной теории.
Все живые существа состоят из клеток.
Все клетки сходны по строению, химическому составу и жизненным циклам.
Клетки способны к самостоятельной жизнедеятельности, т.е. могут питаться, расти, размножаться.
44. Как вы думаете, какое значение имело открытие клеточной теории для развития современной биологии?
Клеточная теория была дополнена Вирховом. Его утверждение, что всякое болезненное изменение связано с каким-то патологическим процессом в клетках, составляющих организм, внесло большой вклад в медицину.
45. Рассмотрите клетки организмов, представленные на рисунке.
Установите, каким организмам принадлежат изображённые клетки. Впишите их номера в соответствующие строки.
Клетки бактерий: 2, 3.
Клетки грибов: 6, 11.
Клетки растений: 7, 1, 5, 4.
Клетки животных: 10, 8.
46. Как вы думаете, от чего зависит форма клеток?
От выполняемых ими функций, от их специализации и происхождения.
47. Объясните, в чём заключается значение цитоплазмы.
Она выполняет функцию объединения всех органоидов клетки, является средой для прохождения всех химико-биологических процессов в клетке, обеспечивает ее механические свойства.
48. Как вы думаете, к каким последствиям может привести удаление или нарушение целостности клеточной мембраны?
Нарушение целостности мембраны, а тем более ее удаление, приведет к вытеканию внутреннего содержимого клетки и ее гибели.
49. На рисунке подпишите основные структурные компоненты кле-точной мембраны.
1 — молекулы липидов.
2 — периферические белки.
3 — углеводные цепочки.
4 — полуинтегральный белок.
50. Закончите предложения.
Рассмотреть строение клеточной мембраны возможно с помощью электронного микроскопа.
Основу клеточной мембраны составляет билипидный слой, в котором расположены белки.
Белки, входящие в состав мембран, обеспечивают трансмембранный транспорт, являются также рецепторами и ферментами.
Питательные вещества попадают в клетку путём пассивного и активного транспорта.
Попавшие в клетку питательные вещества подвергаются в расщеплению под действием ферментов.
51. Рассмотрите в учебнике схематическое изображение процессов фагоцитоза и пиноцитоза. Вспомните из курса «Человек и его здоровье», что такое фагоциты и каково их значение в организме человека. Укажите, на каком из рисунков показан механизм действия данных клеток.
Приведите ещё примеры клеток, для которых характерны данные процессы.
Кроме фагоцитов, путем фагоцитоза питаются некоторые простейшие (например, амеба обыкновенная).
52. Как вы думаете, возможен ли обратный транспорт веществ через мембрану клетки? Если да, приведите примеры, если нет, объясните почему.
Обратный транспорт из клетки через мембрану происходит, когда клетка выделяет из себя ненужные продукты обмена, так же происходит синтез и выделение гормонов, ферментов.
53. Заполните таблицу.
54. Дайте определения понятий.
Прокариоты — организмы, в клетках которых отсутствует оформленное ядро и органеллы (вместо органелл – мезосомы).
Эукариоты — организмы, клетки которых имеют ядро с ядерной мембраной и все мембранные органоиды.
55. На рисунке подпишите основные структурные компоненты ядра.
56. Продолжите заполнение таблицы. Строение и функции клеточных структур.
57. Заполните таблицу. Строение и функции ядерных структур.
58. Известно, что эритроциты человека, являющегося эукариотическим организмом, не содержат ядра. Как можно объяснить это явление?
Это объясняется законами эволюции. В процессе развития животного мира человек стоит на высшей ступени, поэтому и кровеносная система у него наиболее развитая. Место ядра в эритроцитах человека заполнено гемоглобином. Поэтому они захватывают больше кислорода, чем, например, лягушки.
59. Закончите предложения.
Несколько ядер может содержаться в клетках волокон поперечно-полосатых мышц.
Внутреннее содержание ядра называют кариоплазма или ядерный сок, в нём расположены хроматин и ядрышки.
В ядре содержатся молекулы ДНК, обеспечивающие хранение и передачу наследственной информации о клетке.
Содержащиеся в ядрах клеток ядрышки обеспечивают синтез РНК и белков.
60. Дайте определения понятий.
Хромосомы — нити ДНК хроматина, плотно накрученные спиралью на белки.
Хроматин — нити ДНК в ядре.
Хроматиды — половина удвоенной хромосомы.
Кариотип — набор хромосом, содержащийся в клетках того или иного вида.
Соматические клетки — клетки, составляющие органы и ткани любого многоклеточного организма.
Половые клетки (гаметы) — клетки, характерные для мужского и женского пола.
Гаплоидный набор хромосом — набор различных по размерам и форме хромосом клеток данного вида, но каждая хромосома представлена в единственном числе.
Диплоидный набор хромосом — набор различных по размерам и форме хромосом клеток данного вида, где каждой хромосомы по две.
Гомологичные хромосомы — парные хромосомы.
61. В таблице дано число хромосом, содержащихся в гаплоидном и диплоидном наборах различных организмов. Заполните пропуски.
Наборы хромосом у различных организмов.
62. Продолжите заполнение таблицы.
63. Рассмотрите рисунок. Назовите органоиды, изображённые на нём, и подпишите их основные части.
64. Продолжите заполнение таблицы. Строение и функции клеточных структур.
65. Закончите предложения.
Клеточный центр выполняет функции: построение веретена деления, образование микротрубочек, ресничек и жгутиков.
Основой цитоскелета являются микротрубочки и микрофиламенты.
У животных и низших растений клеточный центр образован центриолями, состоящими из микротрубочек, и центросферы.
У высших растений клеточный центр
Микротрубочки образуют такие органоиды движения клеток, как реснички и жгутики.
66. Продолжите заполнение таблицы.
Строение и функции клеточных структур.
67. На рисунке представлена схема строения прокариотической клетки (цианобактерия). Подпишите ее основные части.
68. На рисунке изображены прокариотические и эукариотические клетки.
Установите, к какой группе принадлежит каждая из них.
Прокариоты: 1, 2
Эукариоты: 3, 4.
69. Заполните таблицу, поставив знаки + и – в соответствующие графы.
70. Дайте определения понятий.
Ассимиляция – весь набор реакций биологического синтеза веществ в клетке, сопровождающийся тратой энергии.
Диссимиляция – совокупность реакций распада веществ в клетке, сопровождающийся выделением энергии.
Метаболизм – процесс обмена веществ, объединяющий ассимиляцию и диссимиляцию.
71. Ниже перечислены процессы, протекающие в клетках организмов:
1. Испарение воды, 2. Гликолиз, 3. Расщепление жиров, 4. Биосинтез белков, 5. Фотосинтез, 6. Расщепление полисахаридов, 7. Брожение, 8. Дыхание, 9. Биосинтез жиров.
Впишите номера, которыми они обозначены, в соответствии с принадлежностью их к ассимиляции и диссимиляции.
Процессы ассимиляции: 4, 5, 9.
Процессы диссимиляции: 1, 2, 3, 6, 7, 8.
72. Прочитайте материал учебника и заполните таблицу.
73. Закончите предложения.
Основной функцией митохондрий, называемых «силовыми станциями клетки», является синтез АТФ.
Наиболее эффективно процессы синтеза АТФ идут у организмов, называемых аэробами, в отличие от анаэробов, которые больше всего среди прокариот.
74. Как вы думаете, клетки каких тканей животных и человека должны содержать большое количество митохондрий? Почему?
Наибольшее количество митохондрий содержится в мышечной ткани, печени. В этих тканях и органах требуются большие затраты энергии.
75. Закончите схему.
Классификация организмов по типу питания
Организмы (по типу питания):
1. Автотрофы :
1.а – фототрофы
1.б – хемотрофы.
2. Гетеротрофы:
2.а – сапротрофы
2.б – паразиты
2.в. – голозои.
76. Закончите предложения.
Способ питания организма зависит от того, способен ли он самостоятельно создавать необходимые для построения клеток и процессов жизнедеятельности органические вещества из неорганических, или получает их из внешней среды.
По способу питания зеленые растения являются автотрофами (фототрофами).
Основной источник энергии на нашей планете – солнечный свет.
77. Как вы думаете, можно ли считать, что все клетки зеленого растения питаются автотрофно? Ответ обоснуйте.
Нельзя. Некоторые клетки зеленого растения питаются гетеротрофно: клетки камбия, корня. Клетки этих частей растения не способны к фотосинтезу и питаются за счет органических веществ, синтезированных зелеными частями растения.
78. Заполните таблицу.
79. Заполните таблицу.
Классификация гетеротрофных организмов по способу получения органических веществ.
80. Дайте определение понятия.
Фотосинтез – процесс синтеза органических соединений из воды и углекислого газа при помощи энергии света.
81. Запишите суммарное уравнение фотосинтеза.
6СО2 + 6Н2О + энергия света = С6Н12О6 + 6О2.
82. Закончите предложения.
Фотосинтез происходит в клетках зеленых растений, в хлоропластах.
Кислород, выделяющийся в процессе фотосинтеза, образуется в результате фотолиза воды.
83. Заполните таблицу.
Сравнительная характеристика фаз фотосинтеза.
84. Закончите схему, подписав названия веществ.
1. – вода
2. – кислород
3. – воды
4. – ионы водорода
5. – углекислый газ
6. – глюкоза.
85. Дайте определение понятия.
Хемотрофы – организмы, способные синтезировать органические вещества из неорганических за счет энергии химических реакций окисления, происходящих в клетке.
86. Закончите предложения.
Хемотрофами являются автотрофами.
Хемосинтез открыл в 1887 году С. Н. Виноградский.
Хемотрофы отличаются от фототрофов тем, что они синтезируют органические вещества из неорганических за счет энергии химических реакций окисления, происходящих в клетке. Фототрофы же синтезируют необходимые вещества за счет энергии солнечного света.
87. Заполните таблицу.
Сравнение фотосинтеза и хемосинтеза.
88. Как вы думаете, можно ли, рассмотрев единственную клетку многоклеточного организма, определить его тип питания? Ответ обоснуйте.
Да можно, так как многоклеточные организмы являются либо фототрофами, либо гетеротрофами. Растения являются автотрофами, кроме некоторых их частей. Но в подобных клетках не будет хлоропластов. Распознав, какому царству живых организмов принадлежит организм, легко можно определить его тип питания.
89. Дайте определения понятий.
Ген – участок ДНК, в котором содержится информация о первичной структуре одного белка.
Генетический код – свойственный всем живым организмам способ кодирования аминокислотной последовательности белков при помощи последовательности нуклеотидов.
Триплет – последовательность из трех расположенных друг за другом нуклеотидов.
Кодон – один из триплетов, кодирующий аминокислоту.
Антикодон – триплет, расположенный на тРНК, который соответствует той аминокислоте, которую предстоит переносить этой тРНК.
90. Закончите предложения.
Информация о структуре белка хранится в ДНК, а его синтез осуществляется в рибосомах.
Роль иРНК в процессе биосинтеза белка – доставка информации о белке к рибосомам.
Роль тРНК в процессе биосинтеза белка – перенос аминокислот к рибосомам.
91. Дайте определения понятий.
Транскрипция – процесс «переписывания» информации о последовательности нуклеотидов какого-либо гена ДНК на иРНК.
Трансляция – этап синтеза белка на рибосомах.
92. Используя таблицу генетического кода, составьте схему реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка, дополнив таблицу.
(ответы — вписать в пустые клетки).
Реализация наследственной информации в процессе биосинтеза белка
иРНК (кодоны) ЦЦУ, ГГГ, АУГ, АГУ, ЦЦА, ГЦА.
тРНК (антикодоны) ГГА, ЦЦЦ, УАЦ, УЦА, ГГУ, ЦГУ.
93. Заполните таблицу.
Механизм синтеза полипептидной цепи на рибосоме.
94. Митоз – важнейшее жизненное свойство. Объясните, каким образом оно проявляется на клеточном уровне.
Митоз – основной способ деления клетки, в результате которого из одной материнской клетки образуется 2 идентичные дочерние клетки.
95. Заполните таблицу.
biogdz.ru
Основные положения клеточной теории — Пасечник, Швецов 9 класс (ответы)
39. Дайте определения понятий
Цитология — наука об устройстве клетки
Клетка — элементарная единица жизни на Земле
40. Закончите предложения
Из организмов, живущих на Земле, клеточное строение имеют все, кроме вирусов, а неклеточное — вирусы
Для клетки характерны следующие жизненные свойства: рост, питание, размножение, дыхание и так далее
41. Выполните лабораторную работу
42. Открытие клетки связано с именами великих учёных, изучавших объекты живой природы с помощью микроскопа (микроскопистов). Напишите об их научном вкладе, сделанном в области изучения клеток
1) Р. Гук (1635—1703) — впервые увидел клетку под микроскопом
2) А. Левенгук (1632—1723) — изобрел микроскоп, впервые наблюдал животные клетки
3) М. Шлейден (1804—1881) — выдвинул теорию об идентичности растительных клеток с точки зрения их развития
4)Т. Шванн (1810—1882) — окончательно сформулировал клеточную теорию
5) Р. Вирхов (1821 — 1902) — дополнил теорию клеток тем, что все живое происходит из клеток
6) С. Г. Навашин (1857—1930) — открыл двойное оплодотворение у растений
43. Сформулируйте основные положения современной клеточной теории
Все живые существа состоят из клеток
Все клетки сходны по строению, химическому составу и жизненным циклам
Клетки способны к самостоятельной жизнедеятельности, т.е. могут питаться, расти, размножаться
44. Как вы думаете, какое значение имело открытие клеточной теории для развития современной биологии?
Клеточная теория была дополнена Вирховом. Его утверждение, что всякое болезненное изменение связано с каким-то патологическим процессом в клетках, составляющих организм, внесло большой вклад в медицину
45. Рассмотрите клетки организмов, представленные на рисунке
Установите, каким организмам принадлежат изображённые клетки. Впишите их номера в соответствующие строки
Клетки бактерий: 2, 3
Клетки грибов: 6, 11
Клетки растений: 7, 1, 5, 4
Клетки животных: 10, 8
46. Как вы думаете, от чего зависит форма клеток?
От выполняемых ими функций, от их специализации и происхождения
pobio.ru
Leave A Comment