Читать онлайн «История о великом князе Московском» — Курбский Андрей Михайлович — RuLit

[xiii] С. Герберштейн в своих «Записках о Московии» пишет: «Михаил по исключительному прямодушию своему и долгу чести неоднократно наставлял ее (Елену Глинскую. — Н.Э.) жить честно и целомудренно; она же отнеслась к его наставлениям с таким негодованием и нетерпимостью, что вскоре стала подумывать, как бы погубить его. Предлог был найден: как говорят, Михаил через некоторое время был обвинен в измене, снова ввергнут в темницу и погиб жалкой смертью». (См.: Герберштейн С. Записки о Московии. С. 88.)

[xiv] Исследуя эти обстоятельства, С.Б. Веселовский пришел к выводу, что здесь Курбский, по-видимому, упоминает о полоцком походе 1563 г. Однако «неполнота родословия Шаховских и большое количество Иванов в их роде не дают возможности выяснить, о каком Иване говорит Курбский». (См.: Веселовский С.Б. Исследования по истории опричнины. С. 469.)

Что же касается упомянутых Курбским князей Прозоровских: Василия, Александра и Михаила, то Веселовский отмечает, что в Синодике они не значатся, но по родословицам известны как тысяцкие и воеводы, состоящие на государевой службе. Последнее упоминание о Василии как раз приходится на 1567 г., когда он был на службе в Полоцке, об Александре — на 1566 г. — воевода в Серпухове; Михаиле — на 1565 г. — воевода в Свияжске. (См.: Веселовский С.Б. Исследования по истории опричнины. С. 430-431.)

Что же касается князей Ушатых, то в Синодике упоминается один из них — Даниил Васильевич. «Неполнота родословия Ушатых не дает возможности выяснить, кто из них был еще казнен». (См.: Веселовский С.Б. Исследования по истории опричнины. С. 154.)

[xv] Князья пронские — Иван Иванович Турунтай и Василий Федорович Рыбин — в Синодике не упоминаются. Но сведения, приведенные Курбским относительно этих лиц, подтверждаются свидетельством И. Таубе и Э. Краузе, которые сообщают, что Турунтай Пронский был забит до смерти палками, а Василий Пронский обезглавлен.

(См.: Веселовский С.Б. Исследования по истории опричнины. С. 431. См. также: Послания Иоганна Таубе и Элерта Краузе. С. 41-43.)

[xvi] О факте отравления двоюродного брата царя, князя Владимира Андреевича Старицкого, говорится в ряде источников. Подробно об этом сообщают Таубе и Краузе. (См.: Послания Иоганна Таубе и Элерта Краузе. С. 57.) Эти же сведения содержатся и во «Временнике» Ивана Тимофеева: «У царя был двоюродный брат по плоти, сидевший на своем уделе, и он был оклеветан своими рабами, которые уверили царя, что Владимир желал сам получить братний великий жребий — т.е. сесть на царство. Царь, не проверив этих сведений, поверил им и, разжегшись яростью на брата своего, ничего не разбирая на пути своем, набросился на него и отравил его, напоив ядом вместе с женой — все они принуждены были выпить яда смертную чашу по повелению царя. Царь же, сделав это, как будто бы завершив удачную охоту вместе с убийцами, потряс воздух громким криком. Всех слуг его дома, кроме клеветников, замучил различными муками, а над женщинами срамно надругался, что постыдно не только творить, но даже и говорить об этом непристойно.

И я не смею открыто обнажать весь стыд венца его, но немного в прикровении словес все же расскажу». И далее Тимофеев свидетельствует, что вместе с Владимиром Андреевичем были убиты его сын и жена, а их имение было присоединено к великокняжеским владениям. (См.: Временник Ивана Тимофеева. С. 23.)

Смерть матери Владимира Старицкого, княгини Ефросиньи, в иночестве Евдокии, подтверждается Синодиком Кирилловского монастыря, в котором сказано: «княгиню иноку Евдокею (оудельная), иноку Марию, иноку Александру… потоплены в Горах в Шексне повелением царя Ивана».

Инока Евдокия — княгиня Ефросинья Старицкая; инока Мария — неизвестная; инока Александра — вдова родного брата царя, князя Юрия Васильевича. (См.: УстряловН.Г. Сказания князя Курбского. Т. 2. С. 276-277.)

[xvii] В рукописи на полях против этого текста значится следующая сентенция: «Трагедия есть игра плачевная, радостью начинается и очень многими бедами и скорбями заканчивается».

[xviii] В рассказе о М. И. Воротынском сведения Курбского не точны. М.И. Воротынский начинал свою многолетнюю и беспорочную службу в 1543 г. Его послужной список выглядел весьма внушительно. Он дважды ходил на Казань, отличился при казанском взятии, участвовал в ливонских походах. В 1562 г. он подвергся опале и вместе с женой был сослан на Белоозеро в тюрьму. Причину опалы летописец излагает следующим образом: «за изменные дела» царь положил опалу на Воротынских (Михаила и Александра) и взял на себя их вотчины. В ссылке Михаил Иванович Воротынский пробыл три с половиной года и в апреле 1566 г. был помилован, восстановлен в чинах и получил часть своих владений.

Летом 1571 г. при набеге крымского хана Девлет-Гирея опричное войско показало свою неспособность к отражению врага, и Девлет подошел к Москве и пожег посады; огонь перекинулся через стены и в результате Кремль и Китай-город выгорели. На следующий 1572 год Девлет повторил набег. Иван IV во главе войск поставил М.И. Воротынского, подчинив ему опричное и земское войска.

М.И. Воротынский у села Милоди на Серпуховской дороге разбил превосходящее почти в два раза войско Девлет-Гирея. Осенью 1572 г. царь отменил опричнину и запретил даже произносить это слово. Но террор не прекратился и казни продолжались.

В 1573 г., будучи на береговой службе в Серпухове, М.И. Воротынский вызвал чем-то гнев царя, «и царь и великий князь положил опалу на бояр и воевод, на князя Михаила Ивановича Воротынского, да на князя Никиту Романовича Одоевского (из опричных воевод), да на Михаила Яковлевича Морозова, велел их казнить смертной казнью». (См.: Веселовский С.Б. Исследования по истории опричнины. С. 33, 55, 63-64, ИЗ, 129.)

Никита Романович Одоевский служил в опричном дворе и был казнен в 1573 г. Его сестра — вторая жена князя Владимира Андреевича Старицкого — была казнена вместе с ним. В свое время князь Никита Романович отличился в битве при отражении первого набега Девлета, за что, по-видимому, он и был пожалован в бояре. В Синодике князь Никита Романович Одоевский не упоминается.

(См.: Веселовский С.Б. Исследования по истории опричнины. С. 33, 131, 222,422.)

[xix] Здесь Курбский воспроизводит по памяти тексты Ветхого Завета. (См.: Исх 20:4-6. «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня, соблюдающим Заповеди Мои».)

[xx] К текстам Ветхого Завета автор присовокупляет и тексты Нового Завета. (См.: Мф 10:33. «А кто отречется от Меня перед людьми, отрекусь от того и Я перед Отцом Моим Небесным».)

[xxi] См.: Мф 6:13. «И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого: ибо Твое есть царство и сила и слава во веки. Аминь».

ГЛАВА VII. О КАЗНЯХ БОЯР И ДВОРЯН

О казнях боярских и дворянских родов. Убиты Иван Петрович и его жена Мария. Об Иоанне Шереметеве. Погублен Семен Яковлевич, Хозяин, нареченный Тютиным, со всем родом, такс же и другие мужи известные и богатые. Убиты: Иоанн Хабаров с единственным сыном его, Михаил Матвеевич Лыков и с ним близкий родственник его, юноша. О подвиге Матвея Лыкова. Судьба его детей. Погублен род Колычевых. Убиты: Василий Разладин Квашня, Дмитрий Пушкин, Крик Тыртов, Андрей Шеин, Владимир Морозов, Лев Салтыков с четырьмя или пятью сыновьями. Оговорка о Петре Морозове и детях Львова. Убиты: Игнатий Заболоцкий, Богдан и Феодосии и другие их братья, говорят — весь род, Бутурлин Василий и другие братья его со единоплеменными своими, Иоанн Воронцов, Замятия, Андрей Кашкаров и брат его Азарий с детьми, Василий и Григорий Тетерины и других двоюродных братьев их немало «всем родом». От рязанской шляхты погублено: Данило Чулков, Федор Булгаков с братьями и со другими единоплеменными всем родом, в городе Танаисе, кромешниками во главе с Федором Басмановым.

Убиты: князь Владимир Курлятев, Григорий Сидоров. Случай с отцом Сидорова, Андреем Аленкиным. Всем родом погублены Сабуровы, Сарыхозины. Погублены Никита Ка-заринов с сыном единородным Федором. Убит Михаил Морозов с сыном Иоанном и с другим юношей (имя его забыто) и с женой Евдокиею

Курбский Андрей Михайлович — История о великом князе Московском — читать онлайн бесплатно

Князь Андрей Михайлович Курбский и его «История о великом князе Московском»

Фигура самого князя Курбского и его творческое наследие издавна привлекали внимание исследователей. Его перу атрибутируются несколько самостоятельных произведений и переводов, сделанных им с греческого и латинского языков[i]. Среди его собственных трудов наибольшей известностью пользуются четыре Послания, направленные царю Ивану IV, Послания разным лицам и особенно «История о великом князе Московском» (далее в тексте — «История»). Значение последней на протяжении всего времени со дня ее написания оценивалось очень высоко.

Первый публикатор всех произведений князя А.М. Курбского Н.Г. Устрялов называет «Историю» «величественным памятником нашей истории» и полагает, что ее «не следует оставлять на полке в недоступных книгохранилищах», так как история всегда поучительна. «И никогда еще, — писал Устрялов более чем сто лет назад, — она не была столь поучительна, как в наше время»[ii].

Я думаю, что это высказывание вполне может быть отнесено и к нашей современности, да наверное и ко всем последующим эпохам.

К историческим памятникам непреходящей ценности относит «Историю» и другой дореволюционный исследователь— А.Н. Ясинский, характеризуя ее как ценный исторический источник[iii].

«История» Курбского неоднократно изучалась и использовалась учеными-богословами, которые ссылались на нее как на собрание достоверных фактов, освещающих отдельные события церковной жизни и ее деятелей[iv].

Современные ученые также высоко оценивают «Историю», рассматривая ее как «ценнейший памятник по истории внешней и внутренней политики, а также общественной мысли русского государства второй половины XVI в. »[v]

Богатство содержания этого источника и его связь с политикой отмечает и С.А. Елисеев, который обращает внимание на соответствие основного идейного материала этого произведения общей концепции развития в России гуманистических традиций философии.[vi]

Филологами также неоднократно исследовался писательский талант Курбского, особенности сюжетного построения и жанрового разнообразия «Истории»[vii].

Особое внимание обращалось на ценность этого труда при изучении истории опричнины, ибо в нем содержатся сведения, отсутствующие в других источниках того времени. Так, С.Б. Веселовский, реконструировавший Синодик опальных царя Ивана Грозного, многократно использовал «Историю» как источник. В некоторых случаях ему удалось подтвердить сведения Курбского известиями иных источников, а в ряде других — отметить уникальность фактов, изложенных этим писателем. К «Истории» Курбского С.Б. Веселовский также неоднократно обращался и при написании своего выдающегося труда «Исследования по истории опричнины», практически изменившего понимание и оценку опричных мероприятий в исторической, а особенно историко-правовой науке[viii].

Проливала свет «История» и на определенные аспекты географических и генеалогических изысканий[ix].

Наших современников занимает также и история политической эмиграции[x].

Однако наименьшим вниманием пользовался этот памятник у историков-юристов, в связи с чем неисследованными остались политико-правовые взгляды A.M. Курбского. Между тем именно свой политико-правовой идеал он противопоставлял существующей действительности того времени. Политические и правовые воззрения A.M. Курбского представляют интерес не только потому, что им было дано первое в истории русской политико-правовой мысли «последовательное развенчание тирана»[xi], но и сформулирован самостоятельный государственно-правовой идеал, основные черты которого и подвергаются анализу в настоящей статье.

Но прежде чем приступить к исследованию политико-правовых воззрений Курбского, в основном наиболее ярко выраженных в его «Истории» и переписке с царем Иваном IV, необходимо затронуть несколько спорных вопросов в биографии этого видного политического деятеля, так как они также проливают свет на его политическую позицию и взгляды.

Кем был A.M. Курбский в событийной канве XVI в.? Какова его политическая ориентация? Как рассматривать и оценивать его отъезд в Польшу и переход на сторону польского короля?

Данные вопросы затрагиваются практически всеми исследователями творчества этого писателя и мыслителя, но до настоящего времени не имеют однозначного решения. Чтобы ответить на них, следует обратиться равно как к истории, так и к современности.

Биография князя A.M. Курбского изучена, к сожалению, недостаточно. Известно, что он родился в 1528 г. Себя он считает потомком Владимира Мономаха, а непосредственное родословие возводит к святому чудотворцу Федору Ростиславичу Смоленскому и Ярославскому. Еще в первой половине XVI в. Курбские превратились в служилых князей великого князя Московского, так что Андрей Михайлович провел свою молодость при великокняжеском, а затем (после 1547 г.) и царском дворе. Его мать была дочерью крупного государственного деятеля В.М. Тучкова, а отцом был М.М. Курбский — член Боярской думы. Жизнь родителей не была безоблачной, так как М.М. Курбский, видимо, был замешан в придворных интригах и даже «было ему гонения многа и убожества». В дворцовых интригах участвовал и дед князя Андрея по матери — В.М. Тучков. Приближенным ко двору, а затем попавшим в опалу был и другой родственник Курбского — Семен Федорович Курбский[xii] (двоюродный дед писателя). О В.М. Тучкове и Семене Курбском сохранились известия как о людях весьма образованных. Все они к тому же были прославленными воеводами.

Точно не известно, было ли у родителей Курбского два или три сына. В числе братьев Курбского упоминаются Иван и Роман, но некоторые исследователи утверждают, что упоминание имени Романа ошибочно. Что же касается жены Андрея Михайловича, то здесь вопросов много. Даже имя ее точно не установлено: ее называют то Ириной, то Гликерией. Судьба ее после побега мужа неизвестна. Была ли она брошена в тюрьму и погибла там вместе с сыном или ей удалось скрыться и впоследствии принять постриг в Тихвинской обители под именем Глафиры, утверждать трудно. Сам A.M. Курбский не имел точных сведений о судьбе своей семьи и высказывал только предположения.

Есть разногласия и по поводу двух браков Курбского в Польше. Н.Г. Устрялов называет жену Курбского Еленой Дубровицкой, а Ясинский — Марией Голыпанской. Второй польской женой князя была Александра Семашкова, от которой у него было три сына и одна дочь. Известно также, что правнуки Курбского Яков и Александр выехали из Польши и поселились в России в правление царевны Софьи. Фамилия их еще в Польше была изменена, и вместо Курбских они стали именоваться Крупскими.

Установлено также, что все имущество A.M. Курбского, включая земли, которыми он владел в Польше, после его смерти в 90-х гг. XVI столетия были конфискованы короной. Сам A.M. Курбский умер в мае 1583 г. в своем имении в Ковеле и похоронен в Ковельском монастыре Святой Троицы в Вербке[xiii].

Современники князя, равно как и последующие исследователи его творчества, отмечали большую образованность князя Андрея. Он изучил древние языки (греческий и латынь), владел несколькими современными, увлекался переводами, да и в оригинальном творчестве ему удалось «постичь тайну исторического искусства».

Князь обладал хорошей библиотекой,’ много читал, беседовал с учеными-богословами и печатниками. Считая себя учеником и последователем Максима Грека[xiv], Курбский, как и старец Максим, различал богословские и светские науки (по выражению Максима Грека, «внешние»), среди которых упоминал грамматику, логику, риторику, астрономию и философию. В предисловии к переводу Иоанна Дамаскина он советовал молодым людям не только изучать Священное Писание, но и светские науки, не лениться, ездить в другие страны, если на родине учителей не найдется. Обращаясь к ученому монаху Амбросию, с которым они вместе переводили сочинения Григория Богослова, Курбский просил его перевести на русский язык сочинения древних мыслителей и тем «явить любовь к единоплеменной России и ко всему славянскому языку»[xv].

Гранд Принц Москва (сериал 2015–)

Руководство по эпизодам
  • Сериал
  • 2015–

Рейтинг IMDB

8,5/100009

Ваше рейтинг

Play Trailer1

:

406666666666666666666666666666666666666666666.

1 Видео

5 Фото

Комедия

«Великий князь Московский» — это история искупления, восстановления и восстановления, казалось бы, потерянной жизни. Авель — человек с разбитой душой посреди экзистенциального кризиса. Он находит исцеление… Читать все«Великий князь Московский» — это история искупления, восстановления и возвращения, казалось бы, потерянной жизни. Авель — человек с разбитой душой посреди экзистенциального кризиса. Он находит исцеление и помощь самым необычным образом. Через множество перипетий Авель оказывается в пути… Читать все«Великий князь Московский» — это история искупления, восстановления и восстановления, казалось бы, потерянной жизни. Авель — человек с разбитой душой посреди экзистенциального кризиса. Он находит исцеление и помощь самым необычным образом. Через множество перипетий и поворотов Абель находится на пути к тому, чтобы стать лучше.

  • Creator
    • Эдвард Рейд
  • Звезды
    • Сара Спенсер Еергер
    • Мэри М. Самс
    • Ребека Харт Франклин

  • . 10

    11

    Ваше рейтинг

    • Создатель
      • Эдвард Рейд
    • Звезды
      • Сара Спенсер Йергер
      • Мэри М. Сэмс
      • Ребека Харт Франклин
      • 0004
  • See more at IMDbPro
  • Episodes2

    Browse episodes

    1 Season2015

    Videos1

    Trailer 1:40

    Watch «The Grand Prince of Moscow» Trailer

    Photos

    Top cast

    Sarah Спенсер Йергер

    • Мадлен

    Мэри М. Сэмс

    • Мадлен Сент-Джеймс

    Ребекка Харт Франклин

    • Харриет Т. Хейм

      0016 Dawn Hamil

      • Rachel

      Monique Morales

      • Caroline

      Kimberly Battista

      • Emily Arvonne

      Kari Wells

      • Anette Vigliatti

      Ryan Monolopolus

      • Officer Henry Lee Palmer

      Дж. Майкл Грей

      • Василий Кузман

      Джон Хейден

      • Энтони

      Терренс В. Уокер

      • Chocolate Thunder

      Barry Hart

      Ronnie Hooks

      Michelle M. Tucker

      Kay Hiott

      • Veronica Reilley

      Ji Kim

      • Choon He Myong

      Laura Ethridge

      Kay Hiott

      • Вероника Рейли
      • Создатель
        • Эдвард Рид
      • Весь актерский состав и съемочная группа
      • Производство, кассовые сборы и многое другое на IMDbPro

      Сюжетная линия

      .

    • Официальные сайты
      • Кампания
      • Канал Facebook
    • Язык
      • Английский
    • См. больше кредитов компании на IMDbPro

    Технические характеристики

    Новости по теме

    Внесите свой вклад в эту страницу

    Предложите отредактировать или добавить отсутствующий контент

    Top Gap

    Что такое англоязычный план сюжета Великого князя Московского (2015)?

    Ответить

    Еще для изучения

    Недавно просмотренные

    У вас нет недавно просмотренных страниц

    Иван III (Великий)

    Иван III Васильевич (1440-1505), великий князь Московский, вошел в историю как Собиратель земель русских, правитель, окончательно свергнувший иго Орды .

    Великий князь Московский Иван III принял титул «великий князь всея Руси» (1462 г.), а в отношениях с другими странами и народами называл себя «царем».

    Иван Калита вместе со святым Петром стал первым, кто взял на себя провиденциальную задачу создания Москвы как Третьего Рима. Имя собирателя русской земли, по свидетельству историка Николая Карамзина, Ивану Даниловичу Калите дали москвичи. И случилось это после смерти великого князя: «…московцы прославили его благость и, простившись с ним в гробе, орошаемом народными слезами, единогласно дали ему имя Собирателя земли русской и Государя Отец.»

    Несмотря на различные оценки деятельности Ивана Калиты, большинство историков называют его еще и собирателем русской земли, при нем Московское княжество начало возвышаться над остальными. В решении государственных дел он выступал как политически изощренный защитник русских княжеств. По словам историка Сергея Соловьева, он «избавил русскую землю от разбойников» — покровительство, которое он получил от Орды, обеспечило Москве достаточно быстрый подъем.

    В четырнадцатом веке великие князья Московские начали «собирать» русские земли для увеличения населения и богатства под своей властью. Наиболее успешным «собирателем» был Иван III (Великий; годы правления 1462–1505), завоевавший Новгород в 1478 г. и Тверь в 1485 г. Псков, остававшийся независимым, был завоеван в 1510 г. сыном Ивана Василием III (1505–1505 гг. 33). К началу XVI века Московия объединила практически все этнически русские земли. Московия получила полный суверенитет над этнически русскими землями в 1480 году, когда официально прекратилось монгольское владычество, и к началу XVI века практически все эти земли были объединены. По наследству Иван получил часть Рязанской губернии, ему добровольно подчинились ростовские и ярославские князья. Северо-западный город Псков в этот период оставался независимым, но позже его завоевал сын Ивана Василий III (годы правления 1505-33).

    Завершив дело своих предшественников по уничтожению самостоятельности волостей и удельных князей, Иван III, или, как его называют некоторые историки, Иван Великий, создал Московскую империю. На форму правления этой империи и на все внешнее окружение власти большое влияние оказал женитьба Ивана на Софье, дочери Фомы Палеолога и племяннице последнего императора Византии, которая принесла в Москву обычаи и традиции византийской Империя.

    Брак московского государя с греческой принцессой был событием огромной важности в русской истории. Собственно говоря, союз с византийскими императорами не был новинкой, и такие браки, кроме первого из них — брака св. Владимира, — не имели важных последствий и не меняли ничего существенного в русской жизни. Но брак Ивана с Софьей был заключен при особых обстоятельствах. Во-первых, его невеста происходила не из Греции, а из Италии, и ее брак открывал путь сношениям между Московской Русью и Западом. Во-вторых, Византийская империя перестала существовать, и обычаи, политические понятия, нравы и обряды придворной жизни, лишенные своей первоначальной почвы, искали нового поля и нашли его в стране такой же веры — Россия.

    Пока существовала Византия, хотя Россия и приняла весь ее церковный строй, но в политическом отношении она всегда оставалась чисто русской, и греки не имели склонности превращать Россию в Византию; но теперь, когда Византии уже не было, возникла мысль, что Греция должна перевоплотиться в Россию и что русская монархия должна быть продолжением по праву престолонаследия Византии, в той же мере, в какой Русская Церковь была по наследству. порядок преемственности кость от кости и плоть от плоти греческой церкви. Случилось кстати, что Восточная Русь освободилась от татарского порабощения именно тогда, когда Византия была порабощена турками, и возникла надежда, что юная русская монархия, окрепшая и сплоченная, станет главным двигателем освободительного движения. Греции.

    Иван III был первым московским правителем, использовавшим титулы царя и «Владыки всея Руси». Постепенно московский правитель превратился в могущественного, самодержавного правителя, царя. Принимая этот титул, московский князь подчеркивал, что он крупный правитель или император наравне с императором Византийской империи или монгольским ханом. Действительно, после женитьбы Ивана III на Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора, московский двор принял византийские термины, ритуалы, титулы и эмблемы, такие как двуглавый орел.

    Иван соперничал со своим могущественным северо-западным соперником Литвой за контроль над некоторыми полунезависимыми бывшими княжествами Киевской Руси в бассейнах верхнего Днепра и Донца. Благодаря отступничеству некоторых князей, пограничным стычкам и долгой безрезультатной войне с Литвой, которая закончилась только в 1503 году, Иван III смог продвинуться на запад, и Московия под его правлением увеличилась втрое. Внутренняя консолидация сопровождалась внешней экспансией государства. К пятнадцатому веку правители Московии считали всю территорию России своей коллективной собственностью. Различные полунезависимые князья по-прежнему претендовали на определенные территории, но Иван III заставил меньших князей признать великого князя Московского и его потомков беспрекословными правителями, контролирующими военные, судебные и иностранные дела.

    К. Маркс дал прекрасное описание образования Российского государства. Он писал: В начале своего царствования Иван III был еще татарским данником; его власть все еще оспаривалась удельными князьями; Новгород, стоявший во главе русских республик, господствовал на севере России, Польско-Литовское государство стремилось завоевать Московию, наконец, ливонские рыцари еще не сложили оружия.