«https:\/\/login.consultant.ru\/link\/»,»currentDocument»:{«base»:»LAW»,»num»:421480},»notes»:[],»backReferencedLabels»:[],»externalNews»:[{«type»:»externalNews»,»url»:»\/legalnews\/22214\/»,»title»:»Правила публикации сведений о договоре лизинга Госдума согласилась изменить в финальном чтении»,»publishedAt»:»21 апреля»,»isImportant»:false,»thumb»:»https:\/\/storage.consultant.ru\/ondb\/thumbs\/202304\/21\/GJF7sTYcy-jUwj7wWFrVQnn8vABEe8ln.jpeg»},{«type»:»externalNews»,»url»:»\/legalnews\/22185\/»,»title»:»Суд: при камеральной проверке декларации с возмещением НДС документы по реализации требовать нельзя»,»publishedAt»:»21 апреля»,»isImportant»:false,»thumb»:»https:\/\/storage.consultant.ru\/ondb\/thumbs\/202304\/19\/O—F3HBvQNDNMf7neLkmPy3_-cAyh7na.jpeg»},{«type»:»externalNews»,»url»:»\/legalnews\/22203\/»,»title»:»Госзакупки: оптимизационные поправки приняты в третьем чтении»,»publishedAt»:»20 апреля»,»isImportant»:true,»thumb»:»https:\/\/storage.consultant.ru\/ondb\/thumbs\/202304\/20\/SuvjUX1ce8bkfvrIDz1GHBCtVHOSlj4r.

jpeg»},{«type»:»externalNews»,»url»:»\/legalnews\/22208\/»,»title»:»Учет товаров: Минфин напомнил учреждениям, как быть, когда даты поступления и приемки разные»,»publishedAt»:»21 апреля»,»isImportant»:false,»thumb»:»https:\/\/storage.consultant.ru\/ondb\/thumbs\/202304\/21\/Syv0ZqBak90XAjWXyXIVQLBv042HIiTA.jpeg»},{«type»:»externalNews»,»url»:»\/legalnews\/22206\/»,»title»:»Для производителей пива и сидра хотят ввести новые штрафы — проект прошел первое чтение»,»publishedAt»:»21 апреля»,»isImportant»:false,»thumb»:»https:\/\/storage.consultant.ru\/ondb\/thumbs\/202304\/21\/4VrQSB0hvftXy-e8A7Ey7Hiu4Dxg75Xo.jpeg»},{«type»:»externalNews»,»url»:»\/legalnews\/22199\/»,»title»:»Электронные кадровые документы: Минтруд уточнил, как их предоставлять по запросу работников»,»publishedAt»:»21 апреля»,»isImportant»:false,»thumb»:»https:\/\/storage.consultant.ru\/ondb\/thumbs\/202304\/20\/MJV-2yxQVbmeFMfaXjU8R_FZ4x0yPsqg.jpeg»}]};

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 9 июня 2022 г. N АКПИ22-248

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре Б.,

с участием прокурора Власовой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Н. об оспаривании абзаца девятнадцатого пункта 2.3 Методических рекомендаций по предоставлению федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения. Версия 3.0, утвержденных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации,

установил:

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по предоставлению федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения. Версия 3.0 (далее — Методические рекомендации).

В соответствии с абзацем девятнадцатым пункта 2.3 Методических рекомендаций гражданский служащий может быть поставлен на учет для получения единовременной выплаты на основании подпункта «а» пункта 2 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63 (далее также — Правила), в случае, если у него отсутствует регистрация по месту жительства или им предоставлено в комиссию для рассмотрения вопросов о предоставлении гражданским служащим единовременной выплаты (далее также — Комиссия) (территориальную подкомиссию) решение суда, в котором указано, что собственник жилого помещения, в котором гражданский служащий зарегистрирован по месту жительства, не является членом его семьи и гражданский служащий может быть поставлен на учет на основании данного подпункта, в том числе если решение Комиссии (территориальной подкомиссии) об отказе в постановке на учет по подпункту «а» пункта 2 Правил гражданским служащим обжаловалось в суде.

Н. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим абзац девятнадцатый пункта 2.3 Методических рекомендаций, ссылаясь на то, что установленное в нем требование о предоставлении в Комиссию решения суда, распространяемое на неопределенный круг лиц и рассчитанное на неоднократное применение, отсутствует в Правилах, изменяет установленный разъясняемыми нормативными положениями порядок и условия предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения федеральным государственным гражданским служащим, а также создает правовую неопределенность в правоприменительной практике, поскольку действующим процессуальным законодательством не предусмотрен правовой механизм, позволяющий в судебном порядке установить факт отсутствия родственных отношений в целях подтверждения наличия условий, необходимых для постановки на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.

В обоснование заявленного требования административный истец указала, что ей было отказано в постановке на учет для предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения на основании подпункта «а» пункта 2 Правил со ссылкой на оспариваемое положение Методических рекомендаций.

Административный истец Н. в судебном заседании поддержала заявленное требование и просила его удовлетворить.

Административный ответчик Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее также — Минтруд России) в своих возражениях на административное исковое заявление указало на то, что Методические рекомендации не являются нормативным правовым актом, разработаны Минтрудом России в пределах полномочий в целях оказания федеральным государственным органам методической помощи в организации работы по предоставлению федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, а также обеспечения единообразного применения Правил и носят рекомендательный характер.

Представитель Минтруда России Е. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленного требования.

В письменном отзыве на административный иск Министерство юстиции Российской Федерации (далее также — Минюст России), привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица, сообщило, что оспариваемый акт на государственную регистрацию в Минюст России не представлялся, в связи с чем может содержать только положения рекомендательного характера, просило рассмотреть административное исковое заявление без участия своего представителя.

Выслушав стороны, исследовав письменный отзыв заинтересованного лица, проверив соответствие положения оспариваемого акта действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей требование не подлежащим удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Статьей 53 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» закреплено, что гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных данным федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 4).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63 утверждены Правила, которыми установлены порядок и условия предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения федеральным государственным гражданским служащим один раз за весь период государственной гражданской службы Российской Федерации, замещающим должности государственной гражданской службы Российской Федерации не менее одного года, принятым на учет в федеральном государственном органе для получения единовременной выплаты при наличии оснований, указанных в пунктах 2 или 3 Правил (пункт 1).

Пунктом 5 названного постановления Минтруд России наделен полномочием давать разъяснения по применению Правил.

Согласно пункту 1, подпункту 5.16 пункта 5 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, Минтруд России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, государственной гражданской службы, уполномоченным помимо прочего давать разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Подпунктом «а» пункта 2 Правил предусмотрено, что гражданский служащий может быть поставлен на учет в случае, если он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения.

К членам семьи собственника жилого помещения в силу части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В пункте 6 Правил содержится перечень документов, представляемых гражданским служащим в Комиссию (территориальную подкомиссию) в целях постановки на учет для получения единовременной выплаты.

Комиссия (территориальная подкомиссия) в силу подпункта «а» пункта 14 Правил уполномочена проверять сведения, содержащиеся в документах, представленных гражданским служащим в соответствии с пунктом 6 Правил, о наличии условий, необходимых для постановки гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты.

Правила допускают отказ в постановке гражданского служащего на учет в случаях, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной Комиссией (территориальной подкомиссией) проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для постановки гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты (пункт 17).

Для постановки на учет с целью получения единовременной выплаты государственному гражданскому служащему необходимо подтвердить его соответствие необходимым условиям путем предоставления соответствующих документов, обозначенных в пункте 6 Правил. При этом Правила не содержат нормативных предписаний, ограничивающих возможность предоставления заявителем иных документов в целях подтверждения такого соответствия.

Довод административного истца о том, что действующим законодательством не предусмотрен правовой механизм, позволяющий в судебном порядке установить факт отсутствия родственных отношений в целях подтверждения наличия условий, необходимых для постановки на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, является несостоятельным.

Установление судом фактов, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, осуществляется в порядке, предусмотренном главой 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Нельзя согласиться и с утверждением административного истца о том, что оспариваемое положение Методических рекомендаций носит императивный характер и содержит обязательные для неопределенного круга лиц предписания.

В пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что существенными признаками, характеризующими акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами, являются: издание их органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, уполномоченными организациями или должностными лицами, наличие в них результатов толкования норм права, которые используются в качестве общеобязательных в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц.

В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений (пункт 2); государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера (пункт 10).

Акты рекомендательного характера (например, методические рекомендации) не должны содержать предписания нормативно-правового характера. В таких актах должны использоваться формулировки, указывающие на рекомендательный характер документа. При необходимости включения в акт рекомендательного характера нормативно-правового предписания, содержащегося в нормативном правовом акте, необходимо делать ссылку с указанием реквизитов и структурной единицы такого нормативного правового акта. Акты рекомендательного характера не подлежат представлению на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации (пункт 8 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных приказом Минюста России от 23 апреля 2020 г. N 105).

Анализ Методических рекомендаций, включая положение, с которым административный истец связывает нарушение своих прав, позволяет сделать вывод о том, что данный акт не имеет признаков акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами. Согласно введению Методические рекомендации разработаны Минтрудом России в целях единообразного применения Правил, оказания методической помощи в организации работы по предоставлению единовременной выплаты.

Указание в оспариваемом абзаце пункта 2.3 Методических рекомендаций на то, что гражданский служащий может быть поставлен на учет для получения единовременной выплаты на основании подпункта «а» пункта 2 Правил в случае, если им представлено в Комиссию (территориальную подкомиссию) решение суда, в котором указано, что собственник жилого помещения, в котором гражданский служащий зарегистрирован по месту жительства, не является членом его семьи, не влияет на сущность и понимание разъясняемых правовых норм, в связи с чем его нельзя считать выходящим за рамки адекватного толкования положений законодательства, влекущим изменение правового регулирования соответствующих общественных отношений и порождающим неправомерную практику применения Правил.

Оспариваемый акт, текстуально изложенный как пособие, адресован исключительно федеральным государственным органам (территориальным органам федерального государственного органа), носит рекомендательный, а не обязательный характер, о чем в том числе указывают используемые в нем формулировки, не возлагает на граждан дополнительных обязанностей, в связи с чем вопреки доводам административного истца не может являться правовым основанием для принятия решения об отказе в постановке гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты.

Утверждение административного истца о том, что Методические рекомендации не соответствуют принципу формальной определенности, несостоятельно. Критерий формальной определенности применим к правовым нормам, которых в оспариваемом акте, не являющемся нормативным правовым, не содержится.

Принимая во внимание, что Методические рекомендации не обладают нормативными свойствами и в оспариваемой части соответствуют содержанию разъясняемых им нормативных положений, в силу пункта 2 части 5 статьи 217.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 175 — 180, 217.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Н. об оспаривании абзаца девятнадцатого пункта 2.3 Методических рекомендаций по предоставлению федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения. Версия 3.0, утвержденных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

А.М.НАЗАРОВА


Наделить Минэкономразвития России компетенцией издавать разъяснения по применению положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» Министерство экономического развития Российской Федерации (далее также — Минэкономразвития России) определено федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Однако, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти в случае, если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федераций от 05.06.2008 № 437, не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

При этом Минэкономразвития России регулярно дает разъяснения по отдельным вопросам применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которые юридически являются лишь позицией Министерства и носят исключительно рекомендательный характер.

Вместе с тем такие разъяснения не являются нормативно-правовыми актами, не подлежат регистрации в Минюсте России и официальному опубликованию исходя из положений Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства от 13.08.1997 № 1009, и, следовательно, не содержат норм, обязательных для правоприменителей.
Законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (включая Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») сейчас находится в стадии становления и регулярно подвергается правкам.
При этом внесение изменений в Федеральный закон возможно только через Государственную Думу Российской Федерации и требует длительного времени. А до внесения изменений спорные ситуации возможно разрешить только в судебном порядке.

Наделение Минэкономразвития России компетенцией издавать разъяснения по применению положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд могло бы позволить Министерству давать разъяснения по спорным вопросам, которые могли применяться как заказчиками, так и участниками закупок в разрешении спорных ситуаций, как минимум до внесения соответствующих изменений в законодательство (при необходимости).

Социальные нормы становятся слабее

Социальные нормы слабеют

Скачать PDF

Скачать PDF

  • Новости и просмотры
  • Опубликовано:

СОЦИОЛОГИЯ

  • Майкл Э. У. Варнум 1  

Природа Поведение человека том 3 , страница 211 (2019)Процитировать эту статью

  • 4584 доступа

  • 2 Альтметрика

  • Сведения о показателях

Предметы

  • Культурная эволюция
  • Психология
  • Социология

Исследование показывает, что социальные нормы в Соединенных Штатах стали слабее за последние 200 лет. Меняющаяся сила норм связана с колебаниями социальных уровней инноваций и рискованного поведения.

Соединенные Штаты уже не те, что раньше. Правила поведения в американском обществе сегодня выглядят совершенно иначе, чем в конце восемнадцатого века при зарождении страны. Во многих отношениях Соединенные Штаты являются гораздо более открытым, терпимым и свободным обществом, чем более 200 лет назад, предоставляя гораздо более широкие возможности для самовыражения, сексуального поведения и занятий. Однако предыдущие наблюдения об изменении норм были в значительной степени анекдотичными. Теперь исследование Джексона и его коллег 1 , опубликованный в журнале

Nature Human Behavior , предоставляет эмпирические доказательства того, что сила социальных норм США со временем ослабла.

Martin Barraud/OJO Images/Getty

Чтобы измерить силу норм с течением времени, Джексон и его коллеги сначала разработали лингвистическую меру, используя методы, заимствованные из информатики, для создания списков слов, связанных с выражением более жестких социальных норм ( такие как «сдерживание», «предотвращение», «принуждение») или более мягкие нормы (такие как «разрешение», «открытость», «разнообразие»). Применяя эти индексы к базе данных Google Ngram, авторы показывают, что частота слов, отражающих жесткие социальные нормы в американских книгах, снизилась за период в 200 лет, в то время как частота слов, отражающих менее жесткие нормы, увеличилась. Эти изменения в языке коррелируют со сдвигами в других индикаторах ослабления норм, таких как снижение религиозности и тенденции в законодательстве Конгресса и делах, рассматриваемых Верховным судом, что позволяет предположить, что этот лингвистический индикатор фиксирует значимые изменения в силе норм с течением времени.

Установив, что нормы со временем ослабевают, Джексон и его коллеги затем задаются вопросом, существует ли связь между силой нормы и рядом изменений на уровне общества за последние пять-шесть десятилетий. Из своего основного анализа, который контролирует монотонные эффекты времени, авторы сообщают, что в годы, когда нормы были слабее, больше людей выбирали относительно необычные имена для своих детей, и было произведено больше патентов, заявок на товарные знаки и художественных фильмов — то, что авторы называют индикаторы «творчества» на социальном уровне.

Однако в такие годы также были более высокие показатели подростковой беременности и домашних долгов, и меньше подростков посещало среднюю школу — то, что авторы называют индикаторами «социального порядка» и что другие считают маркерами стратегии медленной истории жизни
2
. Многие из этих отношений, как правило, были наиболее сильными с отставанием в несколько лет, что позволяет предположить, что изменения в силе нормы предшествуют этим другим культурным изменениям. Авторы учитывали влияние других переменных, которые были связаны с этими исходами, таких как распространенность инфекционных заболеваний или валовой внутренний продукт, а также влияние линейных временных тенденций в данных, предполагая, что эти взаимосвязи являются надежными и не отражают ложные корреляции.

Наконец, Джексон и его коллеги находят некоторые доказательства того, что сила социальных норм опосредует ранее наблюдаемую связь между уровнями инфекционных заболеваний и уровнями соответствия во времени.

Это говорит о том, что изменение силы нормы может быть одним из механизмов, с помощью которого экологические угрозы приводят к культурным сдвигам. В более широком смысле это открытие намекает на то, что может существовать множество путей, как прямых, так и косвенных, по которым изменения в экологии ведут к изменениям в культуре, и эта идея будет иметь широкое значение для будущих исследований и теории культурных изменений.

Один из вопросов, нерешенных в ходе этого исследования, заключается в том, что заставляет культуры со временем становиться более рыхлыми или более плотными. Предыдущая кросс-культурная работа по силе социальных норм предполагает, что различные экологические угрозы (например, инфекционные заболевания, войны, стихийные бедствия) связаны с более сильными социальными нормами

3 . В какой степени уровни этих угроз — или других переменных — связаны с изменениями жесткости или рыхлости, остается открытым вопросом. Еще один открытый вопрос — насколько ослабли социальные нормы в других обществах за последние десятилетия или столетия. Во многих странах это, вероятно, имеет место, хотя сила нормы в других обществах могла следовать более цикличному пути или, возможно, в целом увеличилась за этот период времени. Повторение этого исследования в широком наборе других обществ может обеспечить еще более сильную проверку ключевых гипотез Джексона и его коллег об изменениях в социальных нормах, а также может дать более глубокое понимание механизмов и модераторов этих эффектов.

Это исследование дополняет небольшой, но растущий массив исследований с использованием реальных данных и анализа временных рядов для оценки моделей культурных изменений и эмпирической проверки теорий о причинах или последствиях этих сдвигов и колебаний 4 . Предыдущие психологические исследования культурных изменений в основном были сосредоточены на изменениях ценностей, взглядов или когнитивных способностей. Команда Джексона проверяет, меняется ли со временем общая сила социальных норм в обществе, и показывает, что такие изменения могут иметь важные последствия для широкого спектра социальных результатов, таких как подростковая беременность, задолженность по дому и уровень образования. Эта работа должна заинтересовать не только ученых-бихевиористов и социологов, но и политиков. Если мы сможем понять, что вызвало изменения в уровне инноваций, рискованного заимствования или рискованного сексуального поведения в прошлом, мы также потенциально сможем предсказать и, возможно, повлиять на эти тенденции в будущем.

Ссылки

  1. Джексон, Дж. К., Гельфанд, М., Де, С. и Фокс, А. Nat. Гум. Поведение . https://doi.org/10.1038/s41562-018-0516-z (2019 г.).

  2. Грискявичюс, В., Делтон, А.В., Робертсон, Т.Е. и Тайбур, Дж.М. Дж. Перс. соц. Психол. 100 , 241–255 (2011).

    Артикул Google Scholar

  3. Gelfand, M.J. et al. Наука 332 , 11:00–11:04 (2011).

    Артикул КАС Google Scholar

  4. «>

    Varnum, M.E.W. & Grossmann, I. Perspect. Психол. науч. 12 , 956–972 (2017).

    Артикул Google Scholar

Ссылки на скачивание

Информация об авторе

Авторы и организации

  1. Факультет психологии, Университет штата Аризона, Темпе, Аризона, США

    Michael E.W. Varnum

Авторы

  1. Michael E.W. Varnum

    Просмотр публикаций автора

    Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar

Автор, ответственный за корреспонденцию

Майкл Э. В. Варнум.

Заявление об этике

Конкурирующие интересы

Автор не заявляет об отсутствии конкурирующих интересов.

Права и разрешения

Перепечатка и разрешения

Об этой статье

Изменение социальных норм | Природа Поведение человека

Изменение социальных норм

Скачать PDF

Скачать PDF

  • Основные результаты исследований
  • Опубликовано:

ПСИХОЛОГИЯ

  • Ставрула Куста 1  

Природа Поведение человека том 1 , страница 620 (2017)Процитировать эту статью

  • 946 доступов

  • 3 Альтметрика

  • Сведения о показателях

Предметы

  • Человеческое поведение
  • Социология

Психология. Наука . http://doi.org/cbsb

Роль, которую институциональные решения играют в осуществлении социальных изменений, является вопросом с долгой историей, но доказательства того, что такие решения играют роль в изменении личных установок, неоднозначны. Однако установки не являются единственными детерминантами поведения. Восприятие социальных норм — то, во что верят или что делают большинство других членов группы, — также имеет значение.

В новом исследовании Танкард и Палук задались вопросом, изменилось ли восприятие социальных норм и личных отношений в результате решения Верховного суда США от июня 2015 года в пользу однополых браков. В эксперименте, проведенном до вынесения постановления, и пятиволновом продольном исследовании временных рядов за несколько месяцев до и после вынесения постановления Танкард и Палук обнаружили, что воспринимаемые нормы сместились в сторону усиления поддержки однополых браков и гомосексуалистов в ответ на фактическую ситуацию.