Ударение в слове ИСЧЕРПАТЬ: как правильно
Содержание: ударение в слове “ИСЧЕРПАТЬ”
Глагол “исчерпать” употребляется в значении “израсходовать что-либо до конца”, “истратить”.
Разобьем этот несовершенный глагол на фонетические слоги, чтобы определиться с правильным произношением:
и-сче-рпать
Слово “исчерпать” состоит из 3 слогов, 9 букв, 7 звуков.
В разговорной речи мы сталкиваемся с двумя разными вариантами употребления анализируемого глагола:
- “исче́рпать”, где ударение падает на букву “е” второго слога,
- “исчерпа́ть”, где ударение падает на букву “а” третьего слога.
Как правильно – “исчЕрпать” или “исчерпАть”?
Глагол “исчерпать” относится к словам с вариативным ударением, то есть вы можете произносить это слово и с ударной гласной “е” и с ударной гласной “а”:
- исче́рпать
- исчерпа́ть
Отметим, что данное слово образовано при помощи приставки “ис-“ и несовершенного глагола
че́рпать – исче́рпа́ть
Однако, официальные источники все же рекомендуют произносить слово “исчерпать” с ударной гласной буквой “е” второго слога.
Посмотрим на постановку ударения в разных падежах будущего и прошедшего времен соответственно:
- Я – исче́рпа́ю, исче́рпа́л (исче́рпа́ла)
- Ты – исче́рпа́ешь, исче́рпа́л (исче́рпа́ла)
- Он (она, оно) – исче́рпа́ет, исче́рпа́л (исче́рпа́ла, исче́рпа́ло)
- Мы – исче́рпа́ем, исче́рпа́ли
- Вы – исче́рпа́ете, исче́рпа́ли
Они – исче́рпа́ют, исче́рпа́ли
В разных падежных формах будущего и прошедшего времен, ударение также является вариативным.
Примеры для закрепления:
- Он полностью исче́рпа́л ресурсы своей нервной системы.
- У них состоялся серьезный разговор, который быстро исче́рпа́л ее силы.
- Их отношения давно исче́рпа́ли себя и они решили расстаться.
ИсчерпАть или исчЕрпать. Ударение в слове исчерпать
Исчерпать — это значит израсходовать, истратить что-либо, достичь самого конца. Например: исчерпать ресурсы; исчерпали тему разговора; исчерпал силы.
Ударение в этом глаголе вариативно: можно говорить и «исче́рпать», и «исчерпа́ть».
Но строгая академическая норма, которая значится в большинстве словарей, — «исче́рпать» (как в глаголах «че́рпать» и «исче́рпывать»). Это же ударение сохраняется во всех словоформах:
Будущее время | Прошедшее время | Повелительное наклонение | |
Я | исче́рпаю | исче́рпал | — |
Ты | исче́рпаешь | исче́рпал | исче́рпай |
Он | исче́рпает | исче́рпал | — |
Она | исче́рпает | исче́рпала | — |
Оно | исче́рпает | исче́рпало | — |
Мы | исче́рпаем | исче́рпали | исче́рпаем |
Вы | исче́рпаете | исче́рпали | исче́рпайте |
Они | исче́рпают | исче́рпали | — |
В разговорной речи допускаются ударение на второй или на третий слог: «исче́рпать» и «исчерпа́ть». Второй вариант встречается в живой речи даже чаще, так что есть повод говорить об изменении языковой нормы. Это признает, например, «Большой орфоэпический словарь русского языка» под редакцией М.Л. Каленчук: в нем «исчерпа́ть» дается как основной вариант, а «исче́рпать» — как допустимый.
Какой же вывод? В разговоре можно произносить это слово так, как вы привыкли. В нормированной речи и тестах по русскому языку следует выбирать вариант «исче́рпать».
Примеры предложений
При этом, конечно, не обещаю, что исчерпаю все разнообразие типов, которыми обиловала малиновецкая дворня, а познакомлю лишь с теми личностями, которые почему-либо прочнее других удержались в моей памяти.
М. Е. Салтыков-Щедрин. «Пошехонская старина»
Нет, моя жизнь исчерпана; я устал, утомился жить…
И.А. Гончаров. «Обыкновенная история»
Жестокая неудача, понесенная красными накануне, исчерпала их порыв.
П.Н. Врангель. «Записки»
И когда отговоришь с ним, — согласен ты или не согласен, — знаешь зато и чувствуешь, что исчерпал вопрос до донышка.
Д.А. Фурманов. «Чапаев»
Михаил Антонович исчерпал на две трети свои знания латыни и бодро потер руки.
Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий. «Страна багровых туч»
Все. Тема у нас исчерпана.
Людмила Петрушевская. «Слабые кости»
Исчерпав все доводы, бунтарша сникла, перестала размахивать руками перед старшей и сделала вид, что уходит.
Дина Рубина. «На солнечной стороне улицы»
Ударение в слове исчерпывающий
«Исчерпывающий» — действительное причастие настоящего времени от глагола несовершенного вида «исчерпывать». Здесь никакой вариативности ударения нет. Ударение всегда ставится на второй слог: исче́рпывающий.
Исче́рпывающий ответ
Исче́рпывающее описание
Исче́рпывающая оценка
В слове «ИСЧЕРПАТЬ» ударение на какой слог?
При произношении слова «исчерпать» правильно следует поставить ударение на гласную «е», как и в родственном глаголе «че́рпать».
Слово «исчерпать» употребляется в значении «расходовать», «тратить что-то полностью», «использовать в полном объёме».
Я желал бы исчерпать весь кладезь чудес, таящихся в водах земного шара (Жюль Верн).
В разговорной речи это слово часто произносят по-разному. Какой вариант постановки ударения, «исче́рпать» или «исчерпа́ть», следует выбрать с точки зрения орфоэпической нормы русского литературного языка?
Чтобы выяснить это, разделим интересующее нас слово на слоги. Гласные звуки в одиночку и в сочетании с согласными образуют фонетические слоги:
и-сче́р-пать.
Три гласных организуют три фонетических слога.
При произношении этого трехсложного слова голосом выделяется гласная «е» второго слога.
Согласно орфоэпической норме русского литературного языка ударение в слове «исче́рпать» правильно ставится на гласную «е» второго слога.
Излагая мифы античной древности, я не стремился исче́рпать весь имеющийся у нас материал и даже намеренно избегал давать различные версии одного и того же мифа (Н. А. Кун. Что рассказывали греки и римляне о своих богах и героях).
Анализируемое слово является глаголом совершенного вида первого спряжения. Изменим его по лицам и числам и понаблюдаем за правильной постановкой ударения в его формах:
- 1 лицо: я исче́рпаю — мы исче́рпаем;
- 2 лицо: ты исче́рпаешь — вы исче́рпаете;
- 3 лицо: он исче́рпает — они исче́рпают.
Упражняемся в правильной постановке ударения в формах этого глагола.
Этим указанием на недочёты решения вопроса о смысле жизни мы не хотим исче́рпать всего (М. М. Рубинштейн. О смысле жизни).
Драгоценный запас топлива, который предусмотрительная природа готовит к тому времени, когда люди исче́рпают каменноугольные копи материков (Жюль Верн. Двадцать тысяч лет под водой).
Ответ, вероятно, исче́рпал весь вопрос до дна (Н. И. Леонов. Мастер).
Но долг, как и напряжённость в ядерном мире, нельзя наращивать бесконечно, и эта модель практически исче́рпала себя (М. Г. Делягин. Почему мы выживаем в этом кризисе).
Разве человечество исче́рпало квоту на умных и талантливых людей, способных справиться с любой мировой проблемой? (В. Д. Самойленко. Свобода как условие позитивного изменения судьбы).
Произношение слов «исчерпа́ть» , «исчерпа́ю», исчерпа́ешь», «исчерпа́л» и пр. является неверным, не соответствующим орфоэпической норме русского литературного языка.
Скачать статью: PDFКак правильно ставить ударение в слове «исчерпать»
В соответствии с правилами русского литературного языка глагол «исчерпать» произносится с ударением на втором слоге – «исчЕрпать». В этом легко убедиться, заглянув в словари и справочники.
Акцентологическую норму «исчЕрпать» приводит большинство современных словарей, в числе которых, к примеру, следующие авторитетные издания:
- «Грамматический словарь русского языка» под редакцией Зализняка,
- Словарь «Русское словесное ударение» Зарвы,
- «Орфоэпический словарь русского языка» под редакцией Аванесова.
В отдельных словарях, однако, наряду с «исчЕрпать»можно встретить и ударение «исчерпАть» – например, такой вариант произношения фигурирует в «Русском орфографическом словаре», изданном Институтом русского языка РАН или «Большом орфоэпическом словаре русского языка».
Дело в том, что русский язык – язык живой и изменяющийся, и нормы произношения отдельных слов часто меняются с течением времени. Некогда слово «исчерпать» произносилось с ударением на «А» в третьем слоге, но к концу XX века этот вариант произношения был вытеснен новой нормой – «исчЕрпать». Такое постепенное смещение ударения к центру слова является характерным для современного русского языка.
Таким образом, ударение «исчерпАть» является устаревшей орфоэпической нормой. Некоторые лингвисты продолжают считать этот вариант допустимым, однако большинство специалистов придерживаются точки зрения, что в современной литературной речи правильным будет только ударение «исчЕрпать».
При спряжении глагола «исчерпать» ударение будет неподвижным – во всех формах оно будет падать на «Е» во втором слоге:
- Он исчЕрпал свое терпение,
- Ты скоро исчЕрпаешь лимит доверия,
- Жители селя исчЕрпали колодец.
При образовании причастий или деепричастий ударение также будет оставаться на втором слоге: «исчЕрпавшая себя идея», «исчЕрпав вину», «исчЕрпавши до дна» и так далее.
Ударение на «Е» будет падать и в бесприставочном глаголе «черпать» во всех формах (чЕрпали вдохновение, будем чЕрпать деньги ведрами и так далее). Образованные от него глаголы с другими приставками (почерпать, начерпать, отчерпать и так далее) будут произноситься точно так же, как и слово «исчЕрпать» – с ударением на «Е».
исчерпать — это… Что такое исчерпать?
ИСЧЕРПАТЬ — ИСЧЕРПАТЬ, исчерпаю исчерпаю, исчерпаешь исчерпаешь, совер. (к исчерпывать), что (книжн.). 1. Истратить, израсходовать до конца. Все средства исчерпаны. Исчерпать весь запас чего нибудь. 2. Выполнить, довести до конца. Исчерпать повестку… … Толковый словарь Ушакова
исчерпать — См. кончать(ся)… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. исчерпать кончать(ся) Словарь русских синонимов. исче … Словарь синонимов
исчерпать — и допустимо исчерпать … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Исчерпать — (иноск.) извлечь до конца, получить все (какъ воду изъ колодца). Ср. Капризъ и независимость… Эти два слова васъ исчерпываютъ: вся ваша натура въ этихъ двухъ словахъ. Тургеневъ. Первая любовь. 10. См. Каприз … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Исчерпать — исч ерпать, исчерп ать сов. перех. см. исчерпывать Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
ИСЧЕРПАТЬ — ИСЧЕРПАТЬ, аю, аешь; анный; совер., что. 1. Израсходовать полностью, до конца. И. все средства. И. чьё н. терпение (перен.: совершенно вывести из терпения). 2. Уладив, решив, положить конец чему н. (книжн.). Инцидент исчерпан. | несовер.… … Толковый словарь Ожегова
исчерпать — вопрос исчерпать • реализация, устранение инцидент исчерпать • существование / создание, окончание тему исчерпать • существование / создание, окончание … Глагольной сочетаемости непредметных имён
исчерпать — (иноск.) извлечь до конца, получить все (как воду из колодца) Ср. Каприз и независимость… Эти два слова вас исчерпывают: вся ваша натура в этих двух словах. Тургенев. Первая любовь. 10. См. каприз … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
исчерпать — исчерпать, исчерпаю, исчерпаем, исчерпаешь, исчерпаете, исчерпает, исчерпают, исчерпая, исчерпал, исчерпала, исчерпало, исчерпали, исчерпай, исчерпайте, исчерпавший, исчерпавшая, исчерпавшее, исчерпавшие, исчерпавшего, исчерпавшей, исчерпавшего,… … Формы слов
исчерпать — исч ерпать, аю, ает … Русский орфографический словарь
исчерпать — (I), исче/рпаю(сь), паешь(ся), пают(ся) … Орфографический словарь русского языка
Исчерпать ударение | Идем к Цели Вместе!
Добрый день, дорогой читатель,
Очень много дел накопилось за последнее время, но и вместе с тем, за месяц появилось несколько поводов для написания пары-тройки статей. Сегодня поговорим об ударении в слове исчерпать.
“Наш разговор исчерпал себя”,- часто говорим мы, когда приходит понимание, что к общему знаменателю никак не прийти, при этом ставя ударение на третий слог в слове “исчерпал“.
“Вы исчерп
Я специально изучаю различные словари и собираю их воедино на страницах своего блога, чтобы Вам не приходилось искать правильные варианты в разных источниках. Вы можете сразу увидеть, какой вариант предлагает конкретный автор, и определиться для себя с правильным ответом.
Так что приступим. Предлагаю посмотреть в словарях, как правильно ставить ударение в слове исчерпать.
1. Русский орфографический словарь: около 180 000 слов / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова / О.Е. Иванова, В.В. Лопатин (отв. ред.), И.В. Нечаева, Л.К. Чельцова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва, 2004. — 960 с.
исче́рпа́ть(ся), -е́рпа́ю, -е́рпа́ет(ся)
2. Зарва М.В. Русское словесное ударение: Словарь. – Около 50 000 слов. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 600 с.
исче́рпать(ся), -аю, -аешь, -ает(ся)
3. Тихонов А. Н. Морфемно-орфографический словарь: Около 100 000 слов / А. Н. Тихонов. — М.: АСТ: Астрель, 2002. — 704 с.
ис/че́рп/а/ть(ся)
4. Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С. А. Кузнецов.
Первое издание: СПб.: Норинт, 1998. Публикуется в авторской редакции 2009 года.
ИСЧЕРПАТЬ, -аю, -аешь; св.
5. Большой орфоэпический словарь русского языка. Литературное произношение и ударение начала ХХI века: нормы и её варианты.
(Каленчук М. Л., Касаткин Л. Л., Касаткина Р. Ф. — М., 2012).
ИСЧЕРПАТЬ, исчерпаю, исчерпает и допуст. ИСЧЕРПАТЬ, исчерпаю, исчерпает;
в формах с сочетанием
нн — исчерпанный.
Я уже указывала здесь, какие словари признаны официальными. Повторюсь, что в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 8 июня 2009 г. №195 в список грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации входит:
6. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение. Зализняк А.А. – М.: “АСТ-ПРЕСС”, 2008. – 794 с.
7. Словарь ударений русского языка. Резниченко И.Л.- М.: “АСТ-ПРЕСС”, 2008. – 943 с.
И заглянем еще в один словарь:
8. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы Под редакцией Р. И. Аванесова
Итак, несмотря на то, что словари дают разные варианты ударений, официальные, признанные словари рекомендуют ставить ударение на второй слог: исчерпать.
Очень часто мы с вами ставим ударение неправильно, но настолько привыкаем к этим словам, что правильное ударение нам “режет уши”. То, как мы воспринимаем слова с тем или иным ударением – это дело крайне субъективно, и обусловлено окружением человека, и то, что он считаем образцом. А вот здесь то как раз и скрыта основная проблема: ранее дикторы на телевидении или радио являлись тем самым образцом, сейчас к микрофону допускаются люди, у которых языковая подготовка не всегда соответствует нормам русского языка. И дело не только в том, что безграмотность прогрессирует и распространяется, достаточно открыть порядка пяти словарей и увидеть, насколько отличаются требования. А ведь словари- это не истина в последней инстанции.
Вот и думай, как оставаться грамотным человеком в тех или иных условиях. Но остается самый главный вопрос, а что делать ученикам, которые сдают ЕГЭ? Будем надеяться, что специалисты ФИПИ не станут включать в тесты слова, имеющие спорные варианты ударений. А в целом- необходимо полагаться на здравый смысл, и я рекомендую использовать словарь Аванесова, т.е. оставить старый, консервативный подход.
*************************************************************************************
Уважаемый читатель, если Вы разделяете мою точку зрения на то, что у человека должно быть несколько источников дохода, то предлагаю ознакомиться с бизнес – предложением.
*************************************************************************************
Если Вам этот пост был полезен, пройдитесь, пожалуйста,по кнопкам социальных сетей, поделитесь информацией со своими друзьями!
Ну и на закуску предлагаю посмотреть это забавное видео)
Всегда Ваша, Анастасия Захарова
Friend me:
Куда падает ударение в слове «исчерпать»?
У нас 2 слова ХЛОПОК с разным ударением и с разным значением.
Если ударение будет на первый слог, то получим хлОпок — растение.
Во втором случае получим хлопОк — то есть взрыв, звуковой эффект хлопкА от удара.
В других языках тоже бывают похожие ситуации.
Эти два прилагательных можно отнести к паронимам.
Их употребление в речи обусловлено и семантическими, и грамматическими признаками:
- «тигриный» — притяжательное прилагательное, отвечает на вопрос «чей?» (например, хвост тигриный, клетка тигриная, рычание тигриное и т.п.),
- «тИгрОвый» — прилагательное, отвечающее на вопрос «какой?» и чаще обозначающее расцветку в полоску (например, тИгровый глаз, тИгровые лимоны).
Между тем, современные лингвистические словари подают эти слова с почти идентичным значением.
Например, Толковый словарь Т. Ефремовой.
В выходные. Это сокращённое от «в выходные дни». То есть оба варианта, строго говоря, неверные. В выходные, это обиходное словосочетание, которое часто встречается в разговорной речи и тоже имеет право на существование.
На выходных, является неправильно построенной фразой.
Здесь ударение будет ставиться в зависимости от того какой смысл у этого слова. Если речь о косьбе идёт, тогда ударение ставим на «о», косит. Если же имеется ввиду «косо», «косится», тогда ударение на букву «и». Например Косит глазом,косится
Фамилия «Новиков» — довольно распространена в России, по статистическим подсчётам 1995-го года находилась на 9-м месте в ранге частотности.
Происхождение — исконно русское, смотрим словарь русских фамилий известного специалиста по ономастике (именам собственным) В. Никонова.
К сожалению, в словаре не проставлено ударение, но история этой фамилии знает **два варианта:
- на первом слоге — НОвиков (более современный, упрощённый),
- на последнем слоге — НовикОв (историческое, устаревающее, так произносили свою фамилию носившие её дворяне ).
Как пример — фамилия известного литератора конца 18-го-начала 19-го века Николая НовикОва (1744-1818).
Постановка ударения в фамилии зависит и от сложившихся традиций в её употреблении, и от того, как произносилось производящее слово (нОвик или новИк).
Случая с ударным вторым слогом в русской ономастике нет.
Следовательно, существует два варианта постановки ударения и в других формах этой фамилии: НОвикова, НовикОва.
WALS Online — Глава «Фиксированные места напряжения
»1. Стресс
В этой и следующих трех главах (15, 16, 17) сообщается о словесном ударении, и словесном ритме в языках мира. Данные были собраны для проекта под названием StressTyp и также доступны в Интернете (см. Goedemans and van der Hulst, готовится к печати). База данных StressTyp содержит 510 языков на основе письменных первичных и вторичных источников (таких как грамматики и типологические исследования).StressTyp, естественно, документирует только языки с ударением и, следовательно, не предоставляет данных о многочисленных языках, на которых, как сообщается, отсутствует ударение, часто тональных языках. В этих главах древние или исчезнувшие языки исключены в соответствии с общей политикой этого атласа, поэтому карты основаны на выборке из 500 языков.
Термин ударение используется здесь для обозначения абстрактного свойства слогов в области «слов» (см. Обсуждение понятия слово с Диксоном и Айхенвальд 2002).Ударный слог, вероятно, будет произноситься с большей заметностью, чем безударный слог. Известность может включать большую громкость, более высокий тон, большую продолжительность и большую точность артикуляции (особенно в гласных). Обычно в словах есть не более одного слога, который выделяется таким образом среди всех остальных слогов. Говорят, что этот слог имеет первичное ударение (или основное ударение ). В главах 14, 15, 16 рассматривается расположение слога, имеющего в слове основное ударение.Кроме того, при условии, что слова достаточно длинные, во многих языках на дополнительных слогах присутствуют так называемые неосновные или второстепенные ударения (с различными типами ритма). Типы ритмов обсуждаются в главе 17.
Как и следовало ожидать, существует множество способов сгруппировать системы стресса по типам. Выбор, который мы сделали здесь, представляет собой одну (мы надеемся, разумную) типологию, но которая включает в себя объединение типов, которые можно было бы разделить или классифицировать по-другому в более детальном исследовании (см.§4.2). Однако из соображений наглядности нам пришлось ограничить количество категорий.
Мы также должны подчеркнуть, что мы не рассматривали роль морфологической структуры, которая, как хорошо известно, может совместно определять местоположение напряжения. Наши данные о языках в StressTyp в основном основаны на расположении ударения в простых словах или сложных словах, морфологическая структура которых не имеет отношения к ударению (согласно нашим источникам). В некоторых языках, например в английском, слова с определенными классами аффиксов ведут себя так же, как симплексные слова в отношении ударения.В других языках все аффиксы выглядят так. Спешим добавить, что взаимодействие между стрессом и морфологической структурой требует дополнительных исследований и документации (см. Revithiadou, 1999).
2. Определение значений
Чуть больше половины языков в нашей выборке имеют фиксированное ударение . Под этим мы подразумеваем, что ударение находится на одном и том же слоге в каждом слове. Расположение не зависит от веса (обычно количества ) слогов в слове и определяется только по краю слова.(Языки с правилами ударения, зависящими от количества, обсуждаются в главе 15.) Среди языков с фиксированным ударением мы выделяем шесть различных типов. Таким образом, карта 14A показывает семь значений, указанных в поле значения характеристики:
У довольно большого количества языков начальное ударение . Примером может служить Кауилья (Уто-Ацтекан; Калифорния): ˈñaʔaˌčeh, «садитесь», ˈneñukum, «кузены».
В некоторых языках ударение на втором слоге.Примером может служить Мапудунгун (арауканский; Чили и Аргентина): t̪iˈpanto «год», eˈlumuˌyu «дай нам».
Только один язык в нашей выборке, Виннебаго (Сиуан; Иллинойс), демонстрирует ударение на третьем слоге : hochiˈchinik «мальчик», waghiˈghi «мяч» (см. Также Hayes 1995).
Примером языка с предпоследним ударением является Paumarí (Арауан; Амазонас, Бразилия): raˈbodiki «широкий», oniˈmanari «чайка».
Предпоследний стресс снова довольно распространен. Язык с этим образцом — джингили (Западный Баркли; Северная территория, Австралия): biˈaŋga «позже», ˌŋuruˈala «мы все».
Язык, демонстрирующий крайнее ударение, — это Вери (Транс-Новая Гвинея; Моробе, Папуа-Новая Гвинея): uˌluaˈmit «туман», akuˌneteˈpal «раз».
3. Географическое распространение
Мы наблюдаем следующие общие обобщения:
Европейские системы (если они не чувствительны к весу) в основном имеют начальную нагрузку.Процент чувствительных к весу языков больше на юге.
Австронезийские системы в основном имеют предпоследнее напряжение.
Арабские диалекты обычно чувствительны к весу.
Южноамериканские языки в основном нечувствительны к весу, с ударением, направленным к правому краю слова.
Североамериканские системы составляют довольно разнородную группу.
За исключением северной части (где мы находим непамско-ньюнганские языки с предпоследним ударением), австралийские системы в основном имеют начальное ударение.
4. Теоретическая интерпретация
4.1. Параметры напряжения
Несколько факторов определяют местоположение первичного напряжения:
(1)
а.
размер окна ударения ( ограничено : два периферийных слога; или неограниченно : все слово)
г.
расположение окна, если оно ограничено ( слева или справа край слова)
г.
непериферичность или экстраметричность (да / нет; если да: исключение периферийного слога слова при определении окна ударения)
г.
расположение напряжения внутри окна ( слева или справа )
e.
слога (да / нет; если да: тяжелый и легкий слогов)
Роль этих «параметров» будет объяснена в текстах, сопровождающих эту и следующие карты.Мы сознательно выбираем квазиформальный параметрический подход, чтобы заинтересованные читатели подготовились к просмотру базы данных StressTyp, на которой основаны настоящие карты.
Карта 14A касается языков, в которых зафиксировано место ударения. В данном исследовании это означает, что окно ограничено . Ударение находится в двухсложном окне, которое находится либо в левой, либо в правой части слова. Здесь мы не принимаем во внимание вес слога; оставим это для главы 15.В некоторых случаях оказывается, что окно ударения является трехсложным, потому что ударение может возникать на предпоследнем или третьем слоге (либо регулярно, либо, если ударение не зафиксировано, как вариант). Чтобы «достичь» третьей позиции, студенты, изучающие ударение, предлагают, чтобы крайний левый или правый слог в слове не принимался во внимание при определении окна ударения. Мы обозначаем этот параметр как непериферичность (также часто используется термин экстраметричность ). Таким образом, для языков, в которых параметр размера = ограниченный, а параметр веса = без веса, теперь мы можем различить шесть случаев в Таблице 1 (символ σ обозначает слог, подчеркивание означает ударение, круглые скобки обозначают окно ударения и скобки показывают край слова):
Образец | Окно | Непериф. | Расположение | |
---|---|---|---|---|
Начальный | осталось | № | осталось | [( σ σ) σ |
Второй | осталось | № | правый | [(σ σ ) σ |
Третий | осталось | да | правый | [σ (σ σ ) |
Максимальный | правый | № | правый | σ (σ σ )] |
Предпоследний | правый | № | осталось | σ ( σ σ)] |
Предпоследний | правый | да | осталось | ( σ σ) σ] |
В дальнейшем мы будем называть окно, имеющее левое положение для напряжения внутри окна, как левостороннее .Противоположный вариант будет называться , правый .
Большинство языков с фиксированным ударением имеют или допускают исключения, которые, что интересно, представляют собой небольшие отклонения от фиксированного правила (здесь понимается как набор настроек параметров). В малагасийском, например, есть предпоследнее ударение, но разрешены слова с предельным ударением (с пометкой «местоположение: с правым заголовком») или с предпоследним ударением (с пометкой «непериферичность: да»). Эти альтернативы проиллюстрированы в (2).
(2) Малагасийский (австронезийский; Мадагаскар)
Taˈnana
«деревня»
ome
«отдавать»
atсатрока
«шляпа»
Исключения по параметру окна редки, если не отсутствуют.Например, очень необычно для языка с предпоследним ударением иметь исключения с начальным ударением.
При этом фиксированное предпоследнее напряжение встречается редко. У нас в выборке всего 13 случаев. Это не означает, что предпоследнее ударение как таковое редко встречается в языках мира. Типичная закономерность в романских языках (кроме французского) состоит в том, что ударение может быть конечным, предпоследним или предпоследним. Такие случаи могут иметь доминантный паттерн (скажем, предпоследний), причем конечный и предпоследний встречаются реже.Если количество исключений настолько велико, что доминирующий паттерн может быть скрыт, мы рассматриваем место напряжения как , переменную , а не как фиксированную (см. Главу 15). Выбор между фиксированным (за исключением случаев) и переменным (с остатками доминирующего паттерна) не всегда может быть сделан объективно.
Таким образом, наиболее частым фиксированным паттерном является предпоследний, за которым следует начальный. Оба соответствуют левосторонней ограниченной области ( σ σ), которая является хореей (т.е.«Сильный – слабый»). Предпоследний стресс также включает этот паттерн в сочетании с непериферией правого края. Интересно отметить, что близкородственные языки с разными фиксированными паттернами ударения могут разделять этот хореический паттерн, но при этом различаться по другим параметрам. Рассмотрим следующие три славянских языка:
Окно | Непериф. | Расположение | Образец | |
---|---|---|---|---|
Чешский: Начальный | осталось | № | осталось | [( σ σ) σ |
Польский: Предпоследний | правый | № | осталось | σ ( σ σ)] |
Македонский: Антепен. | правый | да | осталось | ( σ σ) σ] |
Преобладание хорейного типа поддерживает идею о том, что ударение в языках с ограниченными доменами основано на тех же принципах, которые управляют ритмическим чередованием вторичных ударений, где, как мы увидим в главе 17, левосторонние (или хореальные) образцы также являются доминирующими.
Третий по частоте тип — конечный, за которым на расстоянии следует ударение второго слога.Оба шаблона включают окно ямба с правым заголовком (σ σ ). Фиксированное ударение второго слога встречается очень редко, гораздо реже, чем окончательное ударение. Фиксированное ударение на третьем слоге встречается только в одном языке — виннебаго.
4.2. Неопределенность
Теперь мы хотим обратить внимание на тот факт, что интерпретация моделей стресса как левосторонних (в пределах окна стресса) или правосторонних может быть не такой простой, как кажется. Было определенное количество дискуссий о необходимости использования правосторонних (ямбических) паттернов, которые на первый взгляд кажутся неизбежными для типов ударения последнего слога и второго слога.Однако можно сказать, что , что ударение второго слога является результатом непериферичности в сочетании с левосторонним ударением:
(3)
Поскольку предпоследний тип встречается чаще, чем предпоследний, мы считаем непериферичность заметным явлением. Таким образом, преимущество анализа в (3) состоит в том, что ударение второго слога попадает в ту же категорию, что и ударение предпоследнего слога, причем оба слова встречаются относительно редко. Но это «объяснение» редкости второго слога предполагает, что мы полностью исключаем домены первичного ударения ямба, что, в свою очередь, поднимает вопрос о том, как мы будем иметь дело с довольно частым окончательным типом.
Вот возможный способ повторного анализа этих крайних случаев. Как мы указали выше, языки могут выбирать неограниченную область для присвоения ударения, и в этом случае ударение может падать на любой слог в слове, при условии, что этот слог тяжелый, в то время как (предшествующий или следующий за ним, в зависимости от языка) другие свет. В результате ударение может оказаться в месте, которое явно находится за пределами досягаемости ограниченного окна, как в северной хайде, где ударение падает на крайний правый тяжелый слог в слове или последний, если нет тяжелых слогов.
(4)
[σ σ σ σ ч σ σ σ]
Северная Хайда (изолят; Британская Колумбия, Канада)
kilˌħaldaanhˈlángˌidʔwaˌgan
«made.pot.be.slaves.incep.»
Действительно, обычно считается, что все неограниченные системы чувствительны к весу. Однако можно утверждать, что , что выбор неограниченного окна может также совпадать с выбором невосприимчивости к весу слога, и в этом случае язык с фиксированным предельным ударением может быть охарактеризован как неограниченный, (5a), скорее, чем быть ограниченным, (5b):
(5)
а.
[σ σ σ σ σ ]
г.
[σ σ σ (σ σ )]
Конечно, после того, как это обсуждение начнется, можно будет пересмотреть случаи предпоследнего ударения или ударения второго слога, чтобы определить, сочетаются ли они, возможно, неограниченность окна напряжений с непериферией:
(6)
а.
[(σ σ σ σ ) σ]
г.
[σ ( σ σ σ σ)]
Хотя обсуждение теперь приобрело скорее теоретический и гипотетический оттенок, непригодное для исследования, ориентированного на данные, мы считаем, что важно понимать, что классификации, основанные на образцах поверхности, могут быть опасными и вводящими в заблуждение, особенно если предположить, что прямое сопоставление описательные категории на теоретические категории. Однако мы добавляем, что описательные категории, используемые для карт, не зависят от этих различных теоретических интерпретаций.
,Stress в английском произношении | Учите английский сегодня
STRESS Английский известен как язык с ударением.
Языки с ударением — это языки, на которых говорят с разной степенью акцента на словах и слогах в предложениях.
Содержание этой страницы не предназначено для того, чтобы быть набором правил, а скорее попыткой показать что носители английского языка используют в разговоре обычные стрессовые ситуации.
Хотя ударение и интонация являются важной частью английского языка
произношения, учащиеся должны помнить, что это было бы невозможно
чтобы любой мог говорить естественно, имея в виду набор правил.
Безусловно, лучший способ улучшить свое произношение — это
постоянный контакт с носителями английского языка, либо
в разговоре, просмотре фильмов и новостных каналов или прослушивании радио.
Тем не менее, описанные ниже модели стресса могут быть полезны для учащимся, например, при подготовке обсуждения или презентации, и помочь им почувствовать себя более комфортно.
СТРЕСС
В английском языке мы выделяем ОДИН слог в слове.
Мы произносим этот слог громче других.
Есть слова, состоящие только из одного слога (например, mind ),
и слова с одним ударением и одним или несколькими СЛАБЫМИ слогами
(например, re mind , re mind er, re mind ing).
В приведенных ниже примерах жирными буквами обозначены подчеркнутые
слоги.
1) Когда существительное или прилагательное происходит от односложного слова, (для пример искусство, ум ), ударение обычно остается на слоге оригинального слова .
искусство | арт ist |
перерыв | перерыв в состоянии |
друг | друг ly |
краска | краска er |
приходи | быть прийти |
разум | ре ум |
2) Чтобы различать существительное и глагол с одинаковым написанием, изменения положения напряжения .
существительное | глагол |
а de складка | до складка |
и в сульте | к в султ |
ан об объект | к об объект |
pro тест | to pro test |
рек или | к повторному шнур |
а ре бел | к пере бел |
sus pect | к sus pect |
а транс фер | на транс на пар |
3) В составных существительных (два слова, объединенные в одно) ударение по первой части:
• книга магазин
• стопа мяч
• примечание книга
• зуб щетка
4) Ударение обычно ставится в конце слов, оканчивающихся на -ээр .
• аукцион eer
• двигатель eer
• pion eer
• volunt eer
5) Напряжение обычно спадает ПОСЛЕ префикса :
• от моль иш
• dis miss
• до пар
• un связка
6)
Ударение обычно приходится на слог ПЕРЕД следующие буквы :
(Слова, приведенные ниже, являются лишь некоторыми примерами — их гораздо больше.)
Перед -/ sion | Перед -ик / -икальный | Перед -ity / -ety -графия -ODY / -OGY | Перед -ент, -древний -ience, -вальный, -уальный -ый, |
На десять ция | Авто ma tic | Au Тор год | Con ve nient |
Compe ти тион | Демо cra tic | Ma jor ity | Ef fi cient |
Демон улица ция | Его тор ic | Па тер нити | Exp e rience |
Expla на ция | Fa nat ic | Так ci ety | Es sen tial |
Инви та тион | E las tic | Va ri ety | Из fi cial |
Обь сэс сион | Bio журнал ical | Ge o | Po ten tial |
Per mis sion | Ил журнал ical | Cust ody | Инди вид уал |
По си тион | Philo soph ical | Рапс оди | Intel lec tual |
Quo тн тион | Po горит ical | Мор тел оги | Consci Ent ious |
Повторите ти тион | Rad ical | Psy чел ogy | Ju dic ious |
СЛОВА С НАЧАЛЬНЫМИ СЛОВАМИ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
Не все слова получают одинаковое ударение в предложении английского языка.
Содержательные слова подчеркнуты. Содержимое слов включает:
Существительные (например, школа, вокзал, поезд)
Обычные глаголы (например, бегать, работать, говорить)
Прилагательные (например, красивый, высокий, дружелюбный)
Наречия (например, быстро, шумно, плохо)
Функциональные слова безударные. Функциональные слова включают:
Определители (например, a, an, the)
Вспомогательные глаголы (например, может, иметь,
может, будет и т. д.)
Союзы (например, и, но, как и т. Д.)
Местоимения (например, you, he, she, us, it, them и т. Д.)
Даже если слушатель не слышит некоторые быстро произносимые служебные слова, значение целого
предложение должно быть ясным. Так общаются носители английского языка.
Особое внимание уделяется самым важным словам.
Например: «Вы, , хотите , чашку или чая ?»
Согласно общему правилу английского языка, когда имеется последовательность одинаковых ударений, последнее ударное слово должен быть самым крепким или самым громким — в данном случае чай .
Представьте, что вы получаете текстовое сообщение типа «поезд опаздывает домой».
Вы понимаете, что это означает: «Поезд был задержан .
Я буду домой поздно »
В сообщении используются только содержательные слова, но смысл довольно ясен.
В английском языке слова подчеркиваются в соответствии с тем значением, которое говорящий хочет передать.
Например, в зависимости от того, какое слово в следующем предложении
подчеркивается, значение меняется:
• Вы, , идете сегодня в кино? (или это кто-то другой?)
• Вы идете сегодня вечером в кино ? (или нет?)
• Собираетесь ли вы сегодня вечером в кинотеатр ? (или еще где?)
• Собираетесь ли вы сегодня вечером в кинотеатр ? (или другая ночь?)
Во время беседы учащиеся должны прислушиваться к подчеркнутым словам содержания чтобы понять смысл всего предложения.
Точно так же им следует практиковать подчеркивание содержательных слов в своей речи, чтобы другие люди их понимали.
.WALS Online — Глава
«Стресс, чувствительный к весу»1. Вес слога
В этой главе мы сосредоточимся на системах, в которых ударение зависит от свойств слогов. В общем, если система ударения чувствительна к таким свойствам, это означает, что слоги делятся на два класса, называемых тяжелых и легких слогов. Первые таковы, что они «притягивают стресс», тогда как вторые получают стресс только в том случае, если они оказываются в правильном месте в строке слогов.В некоторых языках утверждается, что вес слога образует шкалу с более чем двумя значениями.
Мы можем различать различные типы свойств, привлекающих ударение, такие как внутренних свойств , включающих длину гласных, закрытие слога или «заметность», и внешних свойств , таких как ритмическая сила и «диакритический вес» (или «акценты») , В этой главе собраны все эти факторы. В главе 16 предлагается карта, на которой различаются различные типы веса слога.
2. Определение значений
Для Карты 15A мы различаем восемь типов:
2.1. Ограниченные системы (типы с 1 по 4)
Давайте сначала рассмотрим случаи, когда весовой параметр положителен, а окно ограничено (см. Главу 14, §4.1, о параметрах напряжения). Это дает нам ограниченные системы, чувствительные к весу. Поскольку ударение чувствительно к различию между легкими и тяжелыми слогами, возникают четыре логических возможности для окна ударения. Мы проиллюстрируем это со ссылкой на ограниченное по правому краю окно (H и L обозначают тяжелый и легкий слог, соответственно; жирный шрифт означает, что ударение падает на этот слог во всех чувствительных к весу языках):
(1)
а.( H L)]
г. (L H )]
г. (В В)]
г. (L L)]
Универсальное свойство системы, чувствительной к весу, состоит в том, что в случаях (1a) и (1b) ударение всегда будет располагаться на тяжелом слоге. Мы сразу понимаем, почему системы, чувствительные к весу, кардинально отличаются от систем, представленных на Карте 14A: в каждом слове нет фиксированного расположения ударения, скорее расположение зависит от наличия и расположения тяжелых слогов в окне ударения.Для каждого данного слова местоположение полностью определено, но для лексики в целом мы видим, что встречаются различные места ударения, учитывая, что слова имеют разное расположение тяжелых и легких слогов. Языки с правым окном и чувствительностью к весу могут отличаться друг от друга относительно (1c) и (1d). В случае (1c) ударение обычно падает на последний (то есть крайний правый) тяжелый слог, так что в целом можно сказать, что ударение приходится на крайний правый тяжелый слог в окне ударения.В (1d) наиболее обычным случаем является ударение на левом светлом слоге (т. Е. Знакомый хореический узор). В целом, наиболее распространенная система, чувствительная к весу, будет описана в (2i). Однако возможны и другие логические варианты для (1c) и (1d), так что мы получаем всего четыре возможных системы с правым краем:
(2)
и.
а. ( H L)]
г. (L H )]
г.(H H )]
г. ( л л)] Epena Pedee
[38]
ii.
а. ( H L)]
г. (L H )]
г. (H H )]
г. (L L )] Япезе
[5]
iii.
а.( H L)]
г. (L H )]
г. ( H H)]
г. ( л, л)] Авади
[8]
iv.
а. ( H L)]
г. (L H )]
г. ( H H)]
г. (L L )] Акланон
[4]
(Частоты этих паттернов в StressTyp приведены в квадратных скобках)
Таким образом, различия между четырьмя типами являются результатом различных настроек параметров для двух возможных случаев, когда окно содержит слоги одинакового веса:
(3)
(В В)
(L L)
и.
правосторонняя
с левой головой
(справа / слева)
ii.
правосторонняя
правосторонняя
(справа / справа)
iii.
с левой головой
с левой головой
(слева / слева)
iv.
с левой головой
правосторонняя
(влево / вправо)
Вот несколько наглядных примеров наиболее распространенного рисунка (например, 2i) от Эпены Педи (Чоко; Колумбия):
(4) Epena Pedee (долгие гласные образуют тяжелые слоги (H))
Варра
«сын»
warˈraa
«ароматный»
ˈtaama
«змея»
тройник
«длинный»
Интересно, что одни и те же варианты настройки параметров создают четыре возможности в левом окне:
(5)
и.
а. [( H L)
г. [(L H )
г. [( ч ч)
г. [(L L ) Осетинский
[9]
ii.
а. [( H L)
г. [(L H )
г. [( ч ч)
г.[( л л) малаялам
[15]
iii.
а. [( H L)
г. [(L H )
г. [(H H )
г. [(L L ) Archi
[1]
iv
а. [( H L)
г.[(L H )
г. [(H H )
г. [( л л) Капанахуа
[3]
Следующие примеры из малаялама (дравидийский, южная Индия) иллюстрируют наиболее распространенный образец (5ii):
(6) Малаялам (длинные гласные делают слоги тяжелыми)
kutira
«лошадь»
paʈˈʈaaɭakˌkaaran
«солдат»
kuuʈʈam
«толпа»
aakaaçam
«небо»
И в эпена пиди, и в малаялам ударение приходится на самый периферийный тяжелый слог, причем хорея является выбором, если в окне нет тяжелого слога.
StressTyp различает все эти возможности. Однако на карте 15A все случаи, когда напряжение изменяется (в зависимости от веса) между двумя точками в пределах окна, сгруппированы под метками левый край и правый край . Другими словами, для каждого ребра мы свернули четыре логических возможности.
Далее мы переходим к категориям с левой ориентацией и с правой ориентацией , которые отличаются от левого края и правого края следующим образом.Мы используем термин , ориентированный на , когда возможные места ударения включают «третий слог в», то есть предпоследний слог для систем, ориентированных вправо, и третий слог для систем, ориентированных влево. Включение этих слогов происходит в нескольких случаях.
Во-первых, класс правоориентированных языков включает случаи, в которых играет роль непериферийность, как в классической латыни:
(7) Классическая латиница
( H, L) σ]
(L H ) σ]
(H H ) σ]
( л л) σ]
доместикус
reˈfecit
перфектум
Жанима
Во-вторых, в лево-правую ориентацию также входят языки, которые, в принципе, определяют первичное ударение в двухсложном окне (без экстраметричности), но включают в себя исключительные случаи, в которых есть, например, предпоследнее ударение.В другом месте мы назвали такие системы «системами разбитых окон». Типичным случаем является язык с ограниченным ударением, чувствительным к весу, как описано выше, но где в случае H (LL)] ударение назначается предпоследнему слогу. Тяжелый предпоследний слог «вытягивает» ударение за пределы окна ударения.
В-третьих, может случиться так, что ударение может произойти на всех трех периферийных слогах в зависимости от весовых факторов. Ярким примером является Пираха (Мура; Амазонас, Бразилия), где «из последних трех слогов в слове ударение приходится на самое сильное».
В-четвертых, мы также включили языки, в которых расположение стресса может быть конечным, предпоследним или предпоследним не потому, что имеет значение собственный вес, а просто потому, что стресс лексически отмечен в периферийной или почти периферической правой области:
(8)
а.
σ (σ σ )]
σ ( σ σ)]
( σ σ) σ]
(Мы различаем такой язык, который может иметь слабое предпочтение к одному из мест, например предпоследнему, от языка, в котором ударение явно предпоследнее, в то время как присутствуют некоторые исключительные случаи предпоследнего и конечного; вспомним главу 14, §4 ,1.) Обоснование включения этого типа в ограниченные системы, чувствительные к весу, состоит в том, что лексическая маркировка слогов действует так же, как и собственный вес. Лексически отмеченный слог привлечет ударение в пределах домена, как и тяжелый слог. Поэтому мы называем лексическую маркировку диакритическим весом (см. Главу 16).
2.2. Неограниченные системы (тип 5)
Эта категория, также представленная на карте 15A, имеет неограниченное ударное окно, включающее все слово (с возможным исключением периферийного слога).Эти системы особенно интересны, потому что ударение не ограничивается слогами, которые находятся на краю слова. Причина, по которой неограниченные системы представлены вместе с зависимыми от веса ограниченными случаями, заключается в том, что в StressTyp все неограниченные системы чувствительны к весу. В главе 14 мы обсудили возможность обработки систем, которые мы классифицировали как нечувствительные к весу ограниченные системы, как неограниченные в некоторых случаях, особенно если такие системы не имеют никаких признаков ритма.Однако в StressTyp мы этого не сделали. Следовательно, в StressTyp все неограниченные системы чувствительны к весу.
Оказывается, расположение напряжения в неограниченных системах следует точно таким же принципам, которые определяют расположение напряжений в ограниченных, чувствительных к весу системах. Опять же, есть четыре типа, как показано в (9) (сравните (3)). Единственное отличие состоит в том, что домен теперь может содержать более двух тяжелых слогов (поскольку его размер не ограничен размером двух слогов):
(9)
все H
все L
и.
правосторонняя
с левой головой
(справа / слева)
ii.
правосторонняя
правосторонняя
(справа / справа)
iii.
с левой головой
с левой головой
(слева / слева)
iv.
с левой головой
правосторонняя
(влево / вправо)
Более удобное для пользователя описание (9i) будет:
(10)
Ударение самого правого тяжелого слога в слове, а если тяжелых слогов нет, ударение первого слога
Все четыре логических варианта подтверждены на языках мира:
(11)
Вот несколько примеров из донголезского нубийского языка:
(12) донголезский нубийский (долгие гласные и коды делают слоги тяжелыми)
Нносогид
«старость»
kɛmiŋˈgaːr
«все четыре»
арогиттул
беловатый
На карте все четыре типа сведены в одну категорию неограниченных систем.
Объединенная категория (тип 6) содержит языки, в которых правило ударения переключается с ограниченного на неограниченное (или наоборот) в предсказуемых обстоятельствах — например, когда ограниченная область содержит только легкие слоги, или при назначении вторичного ударения , Актуальность этой категории для теории высока, но обсуждение слишком детально, чтобы приводить его здесь.
В случаях, рассмотренных до сих пор, вес слога определяется внутренними свойствами слога.Однако, как и в случае с ограниченными системами, мы также имеем дело с лексически обозначенным весом, называемым «диакритическим весом». Рассмотрим систему ударения русского языка. Хорошо известно, что в этом языке определенные слоги в морфемах могут быть «помечены» ударением (такие знаки часто называют «ударением»). Если в морфологически сложном слове будет несколько таких знаков, оно будет первым, на которое будет нанесено основное ударение. Если, с другой стороны, ни один слог не имеет ударения, потому что все морфемы, составляющие слово, безударны, ударение делается на первом слоге слова.Другими словами, русский — это система левых / левых, как и Халха. Разница в том, что в русском языке вес слога диакритический, а в халхе — фонологический (с учетом длины гласного).
Последний тип переменного ударения образован так называемой системой счета , в которой ударение зависит от количества слогов в слове. Мы находим такую систему в Малакмалаке (Австралия, Дейли; Северная территория, Австралия), где ударение делается на первом слоге, если количество слогов четное, в противном случае — на втором (например.грамм. munanˌkara «красивый», anˈkiniˌyaŋka «ты и я встанем»). Мы анализируем эту систему, распределяя хороические стопы справа налево (оставляя один слог «незакрепленным» в случае нечетного слога) и помещая основное ударение на головку ступни, которая была назначена последней. Таким образом, «тяжесть» определяется ритмической силой , а не собственным или диакритическим весом. Отсюда и введение третьего типа веса: ритмический вес . Возможны как ограниченный, так и неограниченный анализ этого типа (см. Van der Hulst 1996).
2,3. Непредсказуемый стресс (тип 7)
Карта 15A охватывает еще одну категорию стрессовых систем, которые мы обозначили как , непредсказуемая . Здесь мы объединяем языки, которые вообще не предсказуемы в расположении ударения (ср. Бурушаски, Спокан, Усан), и языки, в которых говорят, что слова имеют несколько ударений (ритмических или определяемых по весу), причем ни одно из них не является первичным, или все будучи равными. Первая категория будет квалифицироваться как имеющая свободного стресса.Не путать со «свободным» ударением систему вроде русского (см. Выше), которая, хотя и зависит от лексически обозначенного диакритического веса, не является бесплатной; только лексические знаки (ударения) на морфеме считаются свободными. Случаи, которые не связаны с первичным стрессом или равным стрессом, не редкость. Мы находим это, например, на острове Св. Лаврентия в Юпике (эскимосы, Аляска) и в Хискарьяне (Карибский край, Бразилия):
(13) Остров Святого Лаврентия Юпик
aːŋqaχˈɬaχɬaŋˈyuxtuq
«он хочет сделать большой мяч»
Мы подозреваем, что в таких случаях дополнительное исследование может все же выявить примат одного из стрессов.То же самое можно сказать и о системах свободного напряжения. Иногда одно место в языке «без основного ударения» всегда подчеркивается, в то время как другие места, например, подчеркиваются только тогда, когда есть долгая гласная, как в Гидабале (Pama-Nyungan; Квинсленд, Австралия). В таких случаях StressTyp уже рассматривает повторяющийся стресс как первичный.
3. Географическое распространение
Наблюдается ряд общих тенденций:
Общее количество неограниченных систем больше, чем можно было бы предположить, и они встречаются во всем мире (кроме австронезийских языков).
Австронезийские языки демонстрируют явное предпочтение направленного ударения, что в дополнение к их предпочтению предпоследнему фиксированному ударению (глава 14) делает правый край явным предпочтением для всех.
В северной части Австралии (с предпочтением фиксированного предпоследнего ударения) нет случаев, ориентированных на право.
Австралийские языки в целом очень слабо чувствительны к весу.
В европейских языках нет левых систем.
Африканские языки неограниченны и ориентированы только вправо.
Напряжение в толстостенных цилиндрах или трубах
Когда толстостенная труба или цилиндр подвергается внутреннему и внешнему давлению, в стенке возникают кольцевые и продольные напряжения.
Напряжение в осевом направлении
Напряжение в осевом направлении в точке стенки трубы или цилиндра может быть выражено как:
σ a = (p i r i 2 — p o r o 2 ) / (r o 2 — r i 2 ) (1)
где
σ a = напряжение в осевом направлении (МПа, фунт / кв. дюйм)
p i = внутреннее давление в трубке или цилиндре (МПа, фунт / кв. дюйм)
p o = внешнее давление в трубке или цилиндре (МПа, фунт / кв. дюйм)
r i = внутренний радиус трубы или цилиндра (мм, дюйм)
r o = внешний радиус трубы или цилиндра (мм, дюйм)
Напряжение в окружном направлении — обруч улица ress
Напряжение в окружном направлении — кольцевое напряжение — в точке стенки трубы или цилиндра может быть выражено как:
σ c = [(p i r i 2 — p o r o 2 ) / (r o 2 — r i 2 )] — [r i 2 r o 2 (p o — p i ) / (r 2 (r o 2 — r i 2 ))] (2)
, где
σ c = напряжение в окружном направлении (МПа, фунт / кв. дюйм)
r = радиус до точки в стенке трубы или цилиндра (мм, дюйм) (r i
o ) максимальное напряжение при r = r i (внутри трубы или цилиндра)
Результирующее напряжение
Комбинированное напряжение в одной точке стенки цилиндра не может быть описано одним вектором с помощью сложения векторов.Вместо этого можно использовать тензоры (матрицы) напряжений, описывающие линейную связь между двумя физическими векторными величинами.
Напряжение в радиальном направлении
Напряжение в радиальном направлении в точке стенки трубы или цилиндра можно выразить как:
σ r = [(p i r i 2 — p o r o 2 ) / (r o 2 — r i 2 )] + [r i 2 r o 2 ( p o — p i ) / (r 2 (r o 2 — r i 2 ))] (3)
максимальное напряжение при r = r o (внешняя труба или цилиндр)
Пример — Напряжение в толстостенном цилиндре
В цилиндре с внутренним диаметром 200 мм (радиус 100 мм) и внешним диаметром 400 мм (радиус 200 мм) имеется относительное давление 100 МПа. к внешнему давлению.
Напряжение в осевом направлении можно рассчитать как
σ a = (((100 МПа) (100 мм) 2 — (0 МПа) (200 мм) 2 ) / ( ) (200 мм) 2 — (100 мм) 2 )
= 33,3 МПа
Напряжение в окружном направлении — кольцевое напряжение — на внутренней стене (100 мм) может быть рассчитано как
σ c = [ ((100 МПа) (100 мм) 2 — (0 МПа) (200 мм) 2 ) / ( (200 мм) ) 2 — (100 мм) 2 ) ] — [ (200 мм) 2 (100 мм) 2 ((0 МПа) — (100 МПа)) / ((100 мм) 2 ( (200 мм) 2 — (100 мм) 2 ) )]
= 167 МПа
Напряжение в радиальном направлении на внутренней стенке (100 мм) можно рассчитать как
σ r = [ ((100 МПа) (100 мм) 2 — (0 МПа) (200 мм) 2 ) / ( (200 мм) 2 — (100 мм) 2 ) ] + [ (200 мм) 2 (100 мм) 2 ((0 МПа) — (100 МПа)) / ((100 мм) 2 ( (200 мм) 2 — (100 мм) 2 ) )]
= -100 МПа
Примечание! — что помимо напряжения, вызванного давлением, напряжение может быть вызвано в стенке трубы или цилиндра ограниченным температурным расширением.
Онлайн-калькулятор для толстостенных труб и цилиндров
Калькулятор, представленный ниже, можно использовать для расчета напряжений в толстостенных трубах и цилиндрах с закрытыми концами.
.
Leave A Comment