3.2. Диалектика взаимосвязи экономики и политики

Все сферы жизни любого общества тесно взаимосвязаны. Сегодня тенденция взаимозависимости различных областей общественной жизни проявляется чрезвычайно отчетливо не только внутри государств, но и в рамках мирового сообщества. Наиболее тесно политика переплетается с экономикой. Политика и экономика являются фундаментами всей системы общественных связей. Их взаимодействие играет решающую роль в развитии любого общества. Политика глубоко опосредована экономической сферой, экономическими отношениями и экономическими интересами общества.

Существует несколько точек зрения на взаимосвязь политики и экономики.

В отечественной общественной науке господствовала каноническая концепция материалистического понимания истории, сформулированная в XIX в., К. Марксом. Политика — это всего лишь надстройка над экономикой, не имеющая своей внутренней логики функционирования и развития, детерминированная функционированием и развитием экономики, которая является базисом общества (политика — это концентрированное выражение экономики). Маркс допускал возможность взаимодействия базиса и надстройки, влияния надстройки на базис, главным в его социологической концепции был тезис о том, что экономика определяет политику, т. е. способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни.

Схема зависимости политической сферы от экономического базиса в теории Маркса выглядит следующим образам. Производительные силы порождают определенные производственные отношения, то есть отношения, в которые люди вступают между собой в процессе производства. ‘Производственные отношения обусловливают определенную социальную структуру, совокупность общественных классов, то есть групп людей, занимающих одинаковое место в способе производства. Социальная структура порождает соответствующие политические и юридические институты, а также духовно-идеологические системы.

Взаимосвязь экономики и политики в теории Маркса носит причинно-следственный характер: экономические явления выступают причиной, а политические — следствием. Понимание верховенства политики предполагает необходимость учета двух моментов. Речь не идет о том, чтобы заменить теорию, которая односторонне рассматривает общество через экономику, другой теорией, определяющей общество через политику. Любая теория с односторонним подходом к обществу через какой-либо один аспект общественной жизни ложна. Неверно, будто при конкретном способе хозяйствования непременно может быть один-единственный политический строй. Когда производительные силы достигают определенного уровня, структура государственной власти может принимать самые различные формы. Для любой структуры государственной власти невозможно предвидеть, какой окажется система или природа функционирования экономики

Р. Арона утверждает, что современные индустриальные общества, у которых много общих черт (распределение рабочей силы, рост общественных ресурсов и прочее), различаются прежде всего структурами государственной власти. Следствием этих структур оказываются некоторые черты экономической системы и отношений между группами людей. В современных условиях все происходит так, будто возможные конкретные варианты индустриального общества определяет именно политика.

Второй смысл человеческий, который Р. Арон вкладывает в главенство политики. Применительно к человеку политика важнее экономики, она непосредственно затрагивает самый смысл его существования. Человеческая жизнь состоит из отношений между отдельными людьми — основополагающего элемента любого сообщества. Механизмы осуществления власти и способы назначения руководителей, влияют на отношения между людьми.

Главенство политики, о котором говорит Р. Арон, является строго ограниченным. Речь не идет о верховенстве каузальном (причинном), в котором политика выступает причиной, а экономика следствием (то есть причина и следствие в схеме Маркса меняются местами).

Представление об одностороннем воздействии лишено смысла. Различия обществ обусловлены прежде всего структурами государственной власти, определяющими некоторые черты экономических систем этих обществ. Политика как сфера, где избираются люди, отдающие приказы, и вырабатываются методы, в соответствии с которыми эти приказы отдаются, больше любой другой сферы влияет на характер человеческих отношений в обществе.

Взаимосвязь экономики и политики глубоко проанализирована в работе К. Поппера “Открытое общество и его враги”. Позиция К. Поппера, что политическая власть имеет фундаментальный характер, она может контролировать экономическую мощь. Благодаря ей можно разработать программу защиты экономически слабых, создать законы, ограничивающие эксплуатацию, застраховать рабочих на случай потери трудоспособности, безработицы и старости и т.д. Политическая власть служит ключом к экономической защите, она и присущие ей способы контроля — самое главное в жизни общества. Потребность в активном воздействии политики на экономику возрастает в переломные моменты жизни общества. Такая ситуация сложилась в Беларуси рубеже 80-90-х гг., когда начался переход к рыночной экономике.

Рынок далеко не идеальный механизм функционирования экономической жизни. Прямое или косвенное воздействие политики на рынок и цены в той или иной степени всегда необходимо. Нестабильность экономической жизни сегодняшней России имеет своей первопричиной отсутствие четкой, научно обоснованной, долгосрочной государственной программы экономического развития страны. Названные кризисные процессы в экономике российского общества, напрямую связаны с непредсказуемостью и противоречивостью экономической политики государства.

Политика неотделима от права, нормы которого регулируют политические отношения, устанавливают правила “политической игры”, определяя рамки деятельности как правящей элиты, и управляемого большинства. Само право в свою очередь является сложным феноменом, порождением существующей в том или ином обществе культуры, религии, традиций, интересов правящей элиты, влияния мирового сообщества и т.д. Выступая продуктом деятельности государства, право в то же время служит ее регулятором. Важную роль в регулировании политической жизни общества играют нормы морали, существующие в обществе представления о добре и зле, о тех ценностях на основе которых должна строиться жизнь любого человека. Но сама мораль во многом зависит от существующей в обществе религии. М. Вебер показал, какую исключительно важную роль в возникновении капиталистического общества и демократических институтов сыграла религиозная Реформация и явившаяся ее следствием протестантская этика. Роль религии в политической жизни общества не ограничивается только выработкой тех или иных моральных ценностей. Религия способна утверждать в общественном сознании и определенные идеологические представления о политике (о соотношении духовной и светской власти, обязанностях государства и т.д.), она может сама претендовать на роль универсальной политической доктрины, а церковь — на роль политической элиты, как это происходит в исламском фундаментализме.

Политическая сфера, политическая жизнь, будучи относительно самостоятельной формой человеческой жизни, органически связана сложными функциональными взаимосвязями со всеми остальными формами общественной жизнедеятельности

studfiles.net

Взаимосвязь политики и экономики

Взаимосвязь политики и экономики.

В первой части своего выступления я попытаюсь раскрыть сущность политики и экономики как  общественных явлений. Далее я расскажу о влиянии политики на экономику и наоборот, их взаимосвязь.  
1. Политика и экономика как общественные явления 
Для начала рассмотрим сущность понятий экономика и политика. 
Экономика

— сложная, хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение разнообразных потребностей людей и общества путем создания необходимых материальных благ. В любом обществе экономика призвана решить три задачи: что производить, как производить и для кого производить. Другими словами, необходимо определить, какие товары и услуги (одежда, мебель, автомобили, продукты питания, сервис и т.д.) и в каком объеме нужны обществу (и людям) в данный момент. Важно также оценить, применение каких технологий, методов организации производства, использование каких ресурсов даст максимальный экономический и социальный эффект. Кроме того, обществу следует учитывать, как будет распределяться произведенная продукция и соответственно полученный доход (прибыль) среди субъектов хозяйственной деятельности. 
Политика” — одно из наиболее распространенных и многозначных слов в русском языке. говоря политика понимают : 
-сфера общества, где совершаются политические действия; 
— политические отношения или деловое соревнование между соперничающими группами интересов, а также людьми за власть и лидерство;  
В повседневной жизни политикой часто называют всякую целенаправленную деятельность, будь то деятельность руководителя государства, партии или фирмы, подчиненное определенной цели. 
Политика как явление социальной жизни не является присущим человеческому обществу изначально. Первобытное  общество, существовавшее многие тысячелетия, было социально однородным. В нем не было политических учреждений и организаций, не было политики. Усложнение общества по мере его развития, появление в нем противоречивых интересов обусловили возникновение государства и вместе с ним политики.

2.взаимосвязь  политики и экономики. Все сферы жизни любого общества, особенно современного, тесно взаимосвязаны. Наиболее ярко эта тенденция прослеживается на примере взаимосвязи политики и экономики. Общеизвестно, что политика и экономика являются фундаментами всей системы общественных связей. Именно поэтому их взаимодействие играет решающую роль в развитии любого общества. Политика глубоко опосредована экономической сферой, экономическими отношениями и экономическими интересами общества. В свою очередь, воздействие политики на экономическую жизнь общества существенно и многогранно.  
Следует помнить, что политика и экономика связаны не непосредственно, а — опосредствованно — через социальные отношения. Экономика, предопределяя материальные устои жизнедеятельности людей, обуславливает характер социального расслоения общества. В зависимости же от экономического содержания своих социальных интересов различные группы обращаются к политическим формам их удовлетворения, побуждая тот или иной характер деятельности государства. Форма реакции государства на социальные требования групп будет, разумеется, зависеть от конкретно-исторической ситуации. А следовательно и характер отношений между экономикой и политикой тоже будет весьма различным 

3/ как политика влияет  на экономику. Можно выделить важнейшие направления политического процесса, влияющие на экономическую сферу общества: 
— организация законодательной, конституционной деятельности, система исполнительной власти, реализующая законы и создающая условия для функционирования экономических институтов, охраняющих тот или иной тип экономического порядка; соответствующая организация судебной власти, способная защитить установленный порядок; 
• стабильность политической ситуации влияет на стабильность экономической жизни, делает страну привлекательной для инвестиций, политическая нестабильность приводит к оттоку капитала, «умственной» элиты за рубеж; 
• реализация научно-технической политики влияет на рост производительности труда, на условия и содержание труда; 
• политика меняет экономическую среду путем обоснования новых концепций экономического развития и их воплощение в экономических реформах. 
 
Потребность в активном воздействии политики на экономику возрастает в переломные моменты жизни общества. Такая ситуация сложилась в Беларуси рубеже 80–90-х гг., когда начался переход к рыночной экономике.  
Известно, что рынок далеко не идеальный механизм функционирования экономической жизни. Прямое или косвенное воздействие политики на рынок и цены в той или иной степени всегда необходимо 
4.как экономика влияет на политику. Практика показывает, что воздействие экономической системы на политическую проявляется во многом. В США существует поговорка: `Экономисты льют пули, которыми юристы стреляют друг в друга`.[3] Имеются в виду юристы-политики, выступающие в роли законодателей или работающие в государственных органах исполнительной власти.  
Основными аспектами влияния экономики на политику являются следующие.  
Во-первых, уже сам приход к власти того или иного политика, партии (политического блока) предопределяется программой экономических мероприятий, которые они обязуются реализовать в случае обретения власти. Масштабные, обещающие экономический подъем страны и повышение благосостояния народа программы склоняют избирателей голосовать за тех, кто их выдвигает. Таким образом, уже с самого начала своего становления политическая власть активно опирается на возможности экономической системы. 
Во-вторых, политическую власть можно завоевать, но не менее важно ее удержать. Здесь также роль экономической системы трудно переоценить. В этом отношении многое зависит от проводимой политической властью экономической политики, политического курса. Народ, несомненно, будет поддерживать политическую власть, обеспечившую экономическую стабильность, рост благосостояния, оптимальную среду для предпринимательской деятельности, социальную защищенность граждан. Поэтому не случайно уже многие десятилетия политики и возглавляемые ими правительства уделяют самое серьезное внимание разработке программ экономического развития своих стран. Здесь уместно подчеркнуть, что на экономическую сферу приходится наибольшая часть активности властных структур. Это проявляется в форме разработки и реализации экономической политики.  
В-третьих, важная роль экономической системы в развитии политических процессов проявляется в том, что все крупномасштабные политические решения (проведение реформ, осуществление проектов структурной перестройки хозяйства, реализация мероприятий по ускорению темпов развития хозяйства страны и др.) требуют надежного и обоснованного экономического обеспечения. 
В-четвертых, влияние экономической системы на политическую проявляется в том, что уровень и состояние развития экономики инициируют и стимулируют также политически направляемые процессы и мероприятия: реформы, перестройки и т.п.. Низкий экономический уровень развития страны, а тем более кризисное состояние экономики с неизбежностью рождают государственно-политические мероприятия, направленные на подъем экономики, выход из кризисного состояния. Высокий экономический уровень развития страны также не оставляет политику безучастной.[5]  
5. экономическая политика. О политике говорят как об искусстве возможного. К экономической политике это можно отнести с еще большим основанием. Никакая экономическая политика не в состоянии за несколько дней вывести страну из глубокого кризиса. Однако ни одна страна не может не проводить определенную экономическую политику. В разных странах она различна: все зависит от экономического состояния страны, от проводимого в ней стратегического курса. Экономическая политика меняется в разные периоды даже в пределах одного государства. Она не может быть одинаковой в странах с развитой рыночной экономикой и в странах, находящихся в стадии перехода к рыночной экономике. Другими словами, экономическая политика и по своей структуре, и по направлениям, и по целям динамична, как и сама жизнь.  
Экономической политикой детально интересуются как политики, так и экономисты, даже трудно сказать, кто больше. Ясно одно: часто экономисты и политики работают вместе над созданием и практической реализацией экономических программ, над проведением экономических реформ в целях вывода экономики из кризисного состояния, обеспечения экономического подъема и т.д.  
Спектр взаимодействия политической и экономической систем в государствах с рыночной экономикой чрезвычайно широк и разнообразен. Центральным же перекрестком в этом взаимодействии является экономическая политика. 

stud24.ru

Решение Онлайн тестов — Политология

В либеральной традиции государство трактуется как …

  • государство-бюрократия
  • комитет по управлению делами имущих классов
  • верховный социальный арбитр
  • орудие социального господства

В рамках своих статусных полномочий Президент РФ имеет право распустить нижнюю палату парламента и назначить новые выборы в случае …

  • введения в стране чрезвычайного положения
  • выдвижения палатой обвинения против Президента РФ в государственной измене
  • выражения вотума недоверия Правительству РФ
  • принятия закона, противоречащего Конституции РФ

В РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет …

  • прокуратура
  • Омбудсмен (уполномоченный по правам человека)
  • суд
  • Министерство юстиции

Власть не вещь, которой обладают, и не собственность одного индивида или группы – это всегда отношение, которое предполагает …

  • зависимость одной из взаимодействующих сторон от другой
  • взаимозависимость взаимодействующих сторон
  • независимость взаимодействующих сторон

Высшее качество и наибольшую эффективность власти придает …

  • знание
  • богатство
  • харизма
  • сила

Говоря о взаимодействии политики и экономики в условиях рынка, можно утверждать, что …

  • политика выступает концентрированным выражением экономики
  • экономика и политика – две одновременно независимые, зависимые и взаимозависимые сферы жизнедеятельности социума
  • экономика суть концентрированное выражение политики

Говоря о политической системе как наиболее широком понятии политической науки, обычно имеют в виду …

  • систему государственного устройства
  • совокупность всех политических взаимодействий, включающих власть и руководство, посредством которых обеспечивается жизнь социума как дифференцированного множества
  • систему политических партий, участвующих в процессах формирования и отправления власти

Гражданин РФ, …, не имеет права баллотироваться на выборные государственные должности

  • имеющий двойное (или множественное) гражданство
  • который является кадровым военным
  • в отношении которого возбуждено уголовное дело
  • работающий за рубежом

Действительно свободные соревновательные выборы предполагают …

  • полное (и равное по объему) государственное финансирование всех зарегистрированных участников электоральной борьбы и запрет всех других его форм
  • свободу самоопределения каждого потенциального избирателя в своей позиции по отношению к выборам
  • открытое голосование
  • дифференциацию кандидатов в правах на информацию и возможность вести пропаганду во время избирательной кампании

Если власть, сформировавшаяся демократическим путем, оказывается неспособной справиться с кризисными явлениями и поддерживать в обществе стабильность и порядок, то в данном случае имеет место дефицит … легитимности

  • технократической
  • онтологической
  • рационально-правовой
  • идеологической

Знания о мире политического характеризуют политическую культуру через призму … ориентации

  • оценочной
  • аффективной
  • поведенческой
  • познавательной

Изначально процесс формирования новой политической элиты в России шел за счет …

  • старой номенклатуры, облаченной в новые идеологические и лексические одежды («демократов поневоле»)
  • смычки номенклатурщиков-прагматиков («демократов по обстоятельствам») с оппозицией
  • оппозиции, пришедшей к власти на волне «борьбы с коммунизмом»

Легитимность власти, основанная на праве наследования престола,– …

  • демократическая
  • династическая
  • традиционная
  • монархическая

Максима «Капитализм – путь социального регресса, ведущий к национальной катастрофе» – кредо партии …

  • КПРФ
  • «Патриоты России»
  • «Справедливая Россия»
  • «Правое дело»

Можно утверждать, что политическое сознание …

  • включает как теоретические, так и стихийно возникшие представления и установки
  • это основная форма общественного сознания
  • содержит в себе только передовые научные знания
  • не бывает индивидуальным – оно всегда групповое и массовое

Надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми гражданами, организациями и должностными лицами – компетенция, прежде всего, …

  • Министерства юстиции РФ
  • органов прокуратуры
  • Конституционного суда РФ
  • органов внутренних дел

Наиболее общее понятие, обозначающее наличие в стране трех и более политических партий,– …

  • партийно-политическая система
  • плюралистическая демократия
  • трипартизм
  • многопартийная система

Неверно, что … является базовым элементом государства

  • суверенитет
  • территория
  • население
  • партия

Неверно, что функцией, свойственной государству в рыночной экономической системе является …

  • поддержка незащищенных слоев населения
  • установление максимально допустимых объемов производства для частных фирм и корпораций
  • выпуск (эмиссия) денежных знаков
  • обеспечение правовых основ деятельности хозяйствующих субъектов

xn—-ctbjb5bwccbc8gf.xn--p1ai

Лекция 23. Экономика и политика: условия взаимодействия

23.1. Влияние политического процесса на экономическую сферу общества

Политическая и экономическая сферы общества неразрывно свя­заны и представляют собой взаимодействие государства, гражданского общества и личности, то есть основополагающих опре­делителей любого общественного устройства.

Тезис о том, что экономика влияет на политику, а политика яв­ляется концентрированным выражением экономики, который использовался формационным подходом, не позволил в полной мере определить сложные взаимосвязи указанных сфер общества. Тем не менее, в переломные периоды развития государства процессы реформи­рования экономики влекут за собой существенные изменения в политической сфере.

В настоящее время Россия переживает полосу реформ. Расхожим стало признание, что нашей стране на протяжении длительного пери­ода не удается довести реформы до конца. Что же мешало ей довести модернизацию страны до уровня мировых образцов?

Отрекаясь от прежних стереотипов, историки и политологи ищут причины неудач в реформировании страны в особенностях европей­ской цивилизации, ментальности, особом пути, географическом фак­торе, то есть — в факторном подходе и однолинейном понимании исторического процесса.

Значительно меньше внимания уделяется теоретическому осмыс­лению властью процессов реформирования, предпочтениям, которые отдаются экономическим или политическим интересам, нарушающим условия их взаимодействия.

Представители всех структур власти постоянно испытывают дав­ление противоречивых экономических интересов различных обще­ственных слоев. В политическом пространстве определяется возможность реали­зации экономических интересов тех или иных общественных групп, способность политического деятеля объединить и узаконить интере­сы разных общественных сил, используя соответствующие экономи­ческие рычаги, прежде всего механизмы экономического стимулиро­вания.

Можно выделить важнейшие направления политического процес­са, влияющие на экономическую сферу общества:

— органи­зация законодательной, конституционной деятельности, система ис­полнительной власти, реализующая законы и создающая условия для функционирования экономических институтов, охраняющих тот или иной тип экономического порядка; соответствующая организация су­дебной власти, способная защитить установленный порядок;

— установившаяся система местной власти, позволяющая сочетать и учитывать региональные и общероссийские интересы;

— система отношений с мировым сообществом, позволяющая соотно­сить интересы страны с глобальными интересами, способствовать стремлению развиваться на мировом уровне.

В рамках этих важнейших направлений пересекаются экономи­ческие интересы различных групп, вызывая острые, порой трудно­разрешимые противоречия. Процесс взаимодействия различных экономических интересов далеко не гармоничен.

Не все общественные группы признают рыночные отношения, частную собственность, как основные средства стимулирования производства, потребления, распределения. Известно, что эта система порождает безработицу, которая, в свою очередь, ведет к социальной напряженности и потрясениям. Однако, отрицание рыночных отношений ли­шает систему мощного экономического стимула, порождает застой, потерю интереса производителей к результатам своего труда, отста­вание от уровня развитой мировой экономики.

Как распределены общественные и природные ресурсы, кто ими владеет, насколько справедлив установившийся порядок и каким об­разом политическая власть его защищает — важнейшая сфера взаи­моотношений экономики и политики, важнейший вопрос любых эко­номических реформ и преобразований.

Центральная проблема в формировании соответствующих усло­вий — процесс создания правового государства и соответствующего уровня легитимной власти, способной улавливать экономические ин­тересы различных общественных слоев. В широком смысле вопрос о взаимодействии экономики и политики — это вопрос о соотношении государственной власти, общественной организации и личности, ко­торая относительно свободна в выборе собственности и всегда не сво­бодна по отношению к государственной власти.

Поиски оптимального сочетания общероссийских и региональных интересов — процесс сложный и противоречивый. Ослабление обще­российских экономических связей усиливает центробежные тенден­ции. Процессу формирования и упрочения общероссийской государ­ственности противостоит процесс ее распада, регионализации. Они связаны между собой, существуют в реальности, выработка оптималь­ного варианта их решения — важнейшая задача политической власти.

Реальными инструментами процесса оптимизации этих противо­речивых тенденций является законодательная разработка налоговой политики, механизма формирования федерального и регионального бюджетов, интерпретация понятия суверенитета, содержание которо­го меняется, модифицируется в зависимости от политических целей, политического лидерства.

Столь же не прост процесс выработки концепции оптимального соотношения интересов страны и интересов мирового сообщества.

На решение этих задач влияют две тенденции, реализация кото­рых связана с внешнеполитическим курсом каждой страны и стран мирового сообщества. С одной стороны, оптимально выработанный курс дает возможность установления партнерских отношений с эко­номически развитыми странами, позволяющих использовать с боль­шей выгодой преимущества мирового разделения труда. С другой стороны, союз с более экономически развитыми странами мирового сообщества таит опасность подчинения экономики страны зарубеж­ному капиталу.

Эти две тенденции неразрывно связаны, так как рыночные отношения не позволяют отдать предпочтение бескорыстию и благотво­рительности. Эти тенденции влияют на политические декларации, ориентацию средств массовой информации, зависят от направленнос­ти внешнеполитического курса.

Часто итог того или иного типа экономического сотрудничества проявляется не сразу. Выводы и оценки внешнеполитического курса носят порой прогностический характер. Следует трезво оценивать ус­тремления различных групп мировых экономических сил, стремящих­ся реализовать как одну, так и другую тенденцию.

Изложенное свидетельствует о том, что взаимодействие эконо­мики и политики не прямолинейно и не одномерно. Оно таит в себе разные версии развития. Характер и направленность их зависит от взаимодействия экономических и политических сил, от умения рас­ставить в политике верные акценты, учесть противоречия, которые всегда существуют во взаимодействии экономики и политики.

Из изложенного вытекает, что правящая власть должна ясно представлять теорети­ческие основы экономической политики, ее социальную направленность и механизм взаимодей­ствия экономики с политикой.

23.2. Особенности экономической политики в советское время

В послереволюционный период вместе с установлением государственной собственности на средства производства на многие годы утверждается общая концепция, направленная на создание преимущественно нерыночного типа хозяйства. Впервые в истории человечества представилась возможность планомерного (сознательного) управления со стороны общества всеми социально-экономическими и иными процессами.

Так как плановое строительство общества и экономики в России осуществлялось в мировой практике впервые, поэтому отсутствовал какой-либо опыт такого строительства. Победить рыночную экономику в годы «военного коммунизма» не удалось, потому что такая политика вела к политическому разрыву союза рабочего класса и крестьянства. В 1921 году В.И.Ленин вводит новую экономическую политику, которая носит явно рыночную направленность.

Сущность нэпа заключалась в реализации многоукладной экономики с использованием рыночных методов руководства обществом. Продовольственная разверстка заменялась продовольственным налогом. В управлении обществом стал использоваться хозяйственный расчет, трудовые договоры, платность услуг, кредитно-денежные связи, тестирование промышленно­сти, а также допускается создание и распределение различных поощрительных и социальных фондов за счет получаемой при­были и др. Специфика нэпа состоит в том, что она проводилась в условиях наличия нескольких экономических укладов и, следовательно, существования различных форм соб­ственности, но при господстве единой политической диктату­ры и однопартийной системы общества.

Новая экономическая политика оказала заметное влияние на общественную жизнь России. Однако уже в 1928-1929 годах нэп стали сворачивать. Был взят курс на резкое ограничение товарно-денежных отношений, хозяйственной самостоятельно­сти предприятий, при этом провозглашалась политика «боль­шого скачка» и обосновывался переход к «наступлению соци­ализма по всему фронту». Планирование, снабжение, сбыт, ценообразование становятся жестко централизованными. В обществе устанавливается административно-командная сис­тема управления с мобилизационной экономикой. Усилению государственного вмешательства, ограничению рыночных отно­шений, свертыванию нэпа способствовал также мировой экономический кризис 1929 — 1933 годов.

Как отмечает В.Т.Пуляев, в последующей истории России практиковались различные подходы, варианты и программы реформирования общественной жизни. Использовались самые различные формы управления и по вертикали, и по горизонтали — централизованные и мест­ные, отраслевые и территориальные, а также самые разные их сочетания. В конечном счете все они так или иначе сводились к отысканию соотношений между планомерными и рыночными связями, между планом и стоимостью. Следует заметить, что проведение реформ в советское время касалось главным образом организационно-управленческих форм, оно не затрагивало основ развития общества — ни собственности, ни государства.

Так, в 1957 году делались попытки перехода от отраслевой к территориальной системе управления. Большинство отрасле­вых министерств было ликвидировано, что явилось серьезным шагом на пути децентрализации управления. Экономическим развитием каждого района стал управлять межотраслевой тер­риториальный орган — совнархоз.

В 1965 году разрабатывается и начинает проводиться ре­форма комплексных мероприятий, охватывающая планирова­ние, стимулирование, материально-техническое снабжение и ценообразование. Она была призвана обеспечить существен­ный сдвиг экономической системы в переходе к рыночному ме­ханизму хозяйствования. Однако данная реформа в своей осно­ве оказалась противоречивой. С одной стороны, восстанавливался отраслевой принцип управления, с другой — административный метод управления заменялся экономическим. Число плановых показателей, доводимых до предприятий сверху, сокращалось. Главными показателями становились прибыль и стоимость реализованной продукции. Часть прибыли для образования определенных фондов оставалась непосредственно на предприя­тиях. Указанная реформа развивалась недолго, к концу 70-х годов она была свернута.

Вместе с тем к этому времени в обществе все настойчивее подчеркивается необходимость экономического и политическо­го плюрализма, что ставит под вопрос монопольное положение государства в экономике.

Государственная собственность, возникшая на основе коопе­рации (обобществления) труда и общего владения средствами производства, продолжает оставаться без каких-либо серьезных изменений. Она не находит дальнейших форм развития по пре­вращению условий труда и жизнедеятельности в достояние и собственность каждого — в индивидуально-общественную соб­ственность, при которой трудящийся субъект одновременно выступал бы и производителем, и собственником произведен­ного им продукта, и носителем власти.

Характеризуя реформы, проводимые в советской Рос­сии, следует признать, что все они осуществлялись сложно, нередко болезненно, оставаясь незавершенными; их результа­ты оказывались неоднозначными, порой непонятными народу. Все реформы охватывали главным образом экономи­ку, нередко ограничиваясь последней. Тем самым в основе реформирования общества господствовал экономический детерми­низм.

Как правило, реформы проводились сверху, насильственными методами. При этом в них не всегда в должной мере учитыва­лись особенности российского исторического пути, специфика духовной культуры. Особо опасно осуществление реформ, если они освящены идеей самого безошибочного, единственно пра­вильного решения, от кого бы это ни исходило, если они не являются проявлением энергии, энтузиазма, творчества самых широких народных масс.

23.3. Исторический опыт новой экономической политики большевиков

Пробелы в понимании задач экономической политики властными структурами обрекал на провал многочисленные попытки реформировать экономику в России, обновить ее социальную и политическую структуру. Не являлась исключением попытка большевиков в 1920-е годы перевести экономику России на рыночное развитие и завершить модернизацию экономику страны, придать ей импульс в развитии. Предпринятая попытка вошла в историю под именем новой экономической политики.

Итог нэпа интересен еще и тем, что в современных условиях попытки реформиро­вания экономики не приносят успеха. Невольно возникает вопрос, чему обязана Россия своей неспособностью к реформированию экономи­ческих институтов, почему оказался негативным и скоротечным опыт нэпа, так и не приведший к рыночной экономике?

В 1921 г. (март-июль), осмысливая причины введения нэпа, В.И.Ленин на первое место поставил социальную напряженность в стране, вызванную политикой «военного коммунизма»; нежеланием почти всех слоев общества с ним мириться, сложившейся на этой основе угрозой потери большевистской партией власти. Вторым фак­тором, толкавшим к нэпу, была, по мнению В.И.Ленина, формационная отсталость России. И третьим фактором стала задержка миро­вой революции.

Нэп был нужен, по мнению лидера большевиков, чтобы продержаться в ожидании мировой революции, которая, это было ясно, в ближайшее время не произойдет, поэтому нужно было идти на уступки крестьян­ству, открывать рынок, формировать товарно-денежные отношения. Именно в этот период В.И.Ленин обращал внимание на вынужден­ный характер нэпа, определяя его как вынужденный тактический ход.

В этот же период времени В.И.Ленина начинают серьезно занимать три проблемы, связанные с определением методов осуществле­ния экономической политики правящей партией:

— проявившаяся в первые же годы после революции неэффек­тивность работы предприятий госсектора;

— сформировавшаяся в условиях «военного коммунизма» бюро­кратия, сконцентрировавшая в своих руках государственную систему учета и распределения продукции, с вытекающими в условиях голода и кризиса взяточничеством и мздоимством;

— сохранившийся и после отказа от «военного коммунизма» не­эквивалентный обмен продукцией между городом и деревней. Это обстоятельство накаляло социальную напряженность, вызывало взрыв протеста крестьян.

В этих условиях решить задачу продуктообмена можно было только нажимом, принуждением, а следовательно, даль­нейшим усилением социальной напряженности, разрухи, кризиса. Нэп мог спасти правящую партию от политического краха, потери власти. Поэтому новая экономическая политика оценивалась как вынуж­денное антикризисное явление, как «крестьянский Брест». Оценка эко­номических процессов, начавшихся с нэпом, была, следовательно, це­ликом посвящена политическим установкам.

Осень 1921—лето 1922 года стали временем пристального изуче­ния рынка в качестве общественно-экономической почвы социалис­тического строительства.

В течение этого периода большевиков чрезвычайно за­нимал вопрос, может ли нэп быть только системой отношений меж­ду укладами или принципы нэпа можно внедрить в развитие социа­листического уклада?

Но и в таком подходе речь шла не об изменении взглядов большевиков на сущность социализма, а о допустимости рыночных отношений в переходный период. Дискуссии шли о воз­можности использования рынка в качестве временной меры, однако регулятором экономики и в переходный период признавался не ры­нок, а власть.

Допустив рынок, В.И.Ленин в этот период своей дея­тельности больше всего был озабочен тем, как подчинить рынок вла­сти государства, как сохранить социалистическую ориентацию госу­дарственного сектора, не разлагая его принципами нэпа, внедряя лишь некоторые его элементы (повысить эффективность, внедрить хозрас­чет и т. д.).

 В ленинской концепции нэпа был признан факт возможного существования в экономике двух сфер: рыночной и госу­дарственной. Однако они, по мнению В.И.Ленина, были носителя­ми разных перспектив развития страны. Только государственный сек­тор, по мнению большевиков, имел внутреннюю социалистическую сущность. Вопрос о механизме коммерциализации государственного сектора оставался открытым. Более актуальным для большевиков был тезис не о том, как развить рыночные отношения, а о том, как подчи­нить их государственному контролю. Фор­мы контроля могут быть экономическими или административно-бюро­кратическими. Экономические методы требовали определенного уров­ня развития производительных сил и эффективности в работе госу­дарственного сектора. Ни того, ни другого в России 1920-х годов не было.

По мере осуществления нэпа становились все более ясными его перспективы: противоречие между рыночным нэпом и бестоварным социализмом можно решить либо путем сворачивания нэпа, либо обно­влением модели социализма на рыночной основе. Именно эти альтернативы решали судьбу модернизации России, судьбу ее очередного реформи­рования.

Пойти по второму пути мешала идеологическая зашоренность, преобладание политических аспектов над экономическими. Обосновывая их, В.И.Ленин не допускал мысли о возможности ослабления политических позиций правящей партии и государства.

Со стороны власти было непримиримое отношение к остальным политическим партиям, в том числе и к партиям социалистической ориентации (меньшевики, эсеры). Представители этих партий видели в нэпе возможность снятия социальной напряженности в обществе и создания необходимых предпосылок для развития производительных сил, возможности строи­тельства социализма.

Определяя политические аспекты нэпа, В.И.Ле­нин оставлял приоритетными большевистские тезисы о незыблемости диктатуры пролетариата, руководящей роли партии, о государстве как главном инструменте строительства социализма, о государстве, которое не создает, а разрушает законодательную, правовую базу для функционирования многоукладной экономики.

При такой политической ориентации развитие смешанной эконо­мики, идеи о взаимодействии секторов, о свободной конкуренции, свободе торговли были обречены. О возможностях развития рыноч­ной экономики не могло быть и речи. Экономическим регуляторам развития экономики В.И.Ленин предпочел власть. Это предопре­деляло судьбу нэпа и рыночной экономики в России.

Таким образом, в теоретическом обосновании нэпа были заложе­ны неразрешимые противоречия, подчинявшие его политическому диктату, исключавшему созвучия во взаимодействии экономики и политики.

Политическая власть не обеспечила условий для развития рыноч­ной экономики. Она не обеспечила законодательной защиты разви­тия рыночных отношений, ограничивала возможности развития нэ­повских принципов на местах, не использовала возможности разви­тия стабильных торговых отношений с мировым сообществом. Тео­ретически не были осмыслены возможности модернизации России на рельсах нэпа. Перспективы взаимодействия экономики и политики, возможности утверждения нэпа «всерьез и надолго», возможнос­ти развития государства, гражданского общества и личности в России остались не понятыми.

В последних письмах и статьях В.И.Ленина была сделана по­пытка пересмотреть традиционную большевистскую точку зрения на социализм, высказана мысль о необходи­мости углубления нэпа, развития кооперации, культурной револю­ции. Много беседовавший с Лениным Н.И.Бухарин ретранслировал обновленные подходы вождя в своих работах. Однако сталинизм от­верг идеи нэпа, оттеснил Бухарина и его сторонников от политического руководства и взял курс на формирование законченной командно-бюрократической системы управления.

23.4. Реформирование общества и экономика

Современная Россия конца XX — начала XXI века вновь пытается осуществить стратегический прорыв в общественной жизни страны, уйти от авторитаризма. Радикальная трансфор­мация началась с 1987 года и поэтапно (вначале в рамках госу­дарственной формы собственности, а затем в условиях разгосу­дарствления, приватизации) осуществляется по настоящее время. После ряда попыток и поисков с 1992 года в россий­ском обществе восторжествовала и возобладала либерал-монетаристская идеология реформ.

При проведении реформ, при формировании новой идеоло­гии применительно к современной России главное внимание обращается на развитие системы принципов и ценностей, связан­ных со становлением рыночной экономики. Предполагается, что рыночная экономика выведет страну ко всеобщему благоден­ствию, решит все социальные проблемы, обеспечит свободное и демократическое развитие всех граждан, заложит идеологи­ческие основы движения общества. В общественном сознании современного российского общества господствует всеобщее ув­лечение идеей рыночной модели развития экономики, причем эта идея рассматривается как панацея от всех бед. Однако несмотря на упорные попыт­ки до настоящего времени в России никак не складывается пол­ноценная экономика западного типа.

Прежде всего следует иметь в виду, что западный вариант рынка формировался столетиями в условиях, существенно отличающихся от российских. В отличие от стран Запада Рос­сия имеет малый опыт рыночного хозяйствования. Собствен­ный опыт формирования и реализации рыночных связей в российской истории ограничен и сугубо спе­цифичен. Разви­тие товарно-денежных отношений в России всегда сопровожда­лось преимущественно самодержавной, централистской, при­нудительной системой власти тоталитарного типа.

В связи с вышеизложенным, В.Т.Пуляев считает целесообразным поставить вопрос о российском пути в экономике. При этом он подчеркивает то обстоятельство, что каждая страна, в том числе и Россия, имеет свою специфику, связанную с историей, климатическими характеристиками, этносом или этносами, свою сложившуюся структуру экономики, свой уро­вень развития производства и экономической культуры и т.д. Это означает, что на Россию нельзя механически переносить опыт других стран, даже если он давал там положительные результаты.

Рыночная экономика, складывающаяся в России в резуль­тате приватизации государственной собствен­ности, породила значительное социальное и имущественное расслоение общества. Чрезмерное преувеличение роли капитала, выдвиже­ние на первое место не человека труда, а представителя буржу­азии («олигарха»), порождающие конкуренцию, безработицу, бедность, нищету одних и роскошь других. Все это вызывает социальную несправедливость в обществе, духовную опустошенность и хаос в душах и умах многих людей. По признанию Президента РФ за чертой бедности к концу ХХ столетия оказалась треть населения страны.

Жизнь человека не ограничивается только его хозяйственной деятельностью, поскольку последняя — лишь часть жизни. Общество не может быть только экономическим (хозяйственным) процессом. Человек обеспечивает достойную жизнь, приобретает экономическую свободу, осознает смысл жизни только в обществе целостном и гармоничном. Осуществляя реформирование общества, выстра­ивая переход к рыночным отношениям, нельзя пренебрегать главным их субъектом — самим человеком. Экономико-центрист­ский подход в проведении реформ не учитывает или, в лучшем случае, отодвигает на второй план человека, его развитие в духе подлинного просвещения и нравственности. А это значит, что допускается ошибка кардинального характе­ра в самом целеполагании, в определении вектора движения на пути реформ. По признанию одного из олигархов 1990-х гг. М.Ходорковского реформаторы современной России в тот период думали об условиях жизни и труда для 10% россиян, готовых к решительным переменам в условиях отказа от государственного патернализма, забыв при этом об остальных 90% населения страны.

В действительности экономику следует понимать как мате­риальный аспект культуры и, следовательно, в масштабе об­щества точнее говорить об экономической жизни, экономиче­ской культуре и экономической политике. Не экономика определяет ход развития общественной жизни. Всякий процесс общественного развития, включая и экономическое развитие, обусловлен уникальным сочетанием множества факторов, од­нако в их основе стоит человек, создающий и осуще­ствляющий экономику — определенный способ создания мате­риальных благ. Это всегда тот способ, который предопределен уровнем развития культуры, самого человека, ре­шающего с той или иной позиции проблему соотнесения свобо­ды и необходимости, устойчивости и изменчивости, инноваций и традиций, интересов индивида и общества. Экономическое благополучие приносит благо в случае духовного роста людей. В противном же случае оно приводит богатых людей к пресы­щению и вырождению, как это было, например, в Древнем Риме.

Поэтому важно понять, что развитие общественного про­изводства более всего зависит от того, в каком социальном и культурном качестве в него входит человек, насколько раз­вернуты его духовные потенции. Сами соци­альные и культурные качества приобретаются в культурном, образовательном процессе, на базе тех ценностей, нравственных начал, которыми располагает общество. Культура в широком понимании порождает духовность и творчество, целостное и гармоничное восприятие жизни, совершенство и смысл жизни.

23.5. Современная экономическая политика России

Экономическая политика — это комплекс управленческих стра­тегий и технологий по использованию имеющихся ресурсов для достижения намеченных целей развития в русле определенной идеологической парадигмы.

Для российской экономики сохраняется угроза оказаться в числе стран, чье влияние на развитие мировой экономики является незначительным. Продолжает снижаться доля России в мировом производстве и торговле. По прогнозам экономистов Россия уже в среднесрочной перспективе столкнется как с ограничениями эффективных производственных фондов, так и с энергетическими ограничениями на сколько-нибудь существенный экономический рост. Без значительного реформирования российская финансовая система еще долго будет оставаться потенциальным источником нестабильности и потрясений в стране. Ухудшение демографической ситуации, кризис в сферах образования и здравоохранения могут вызвать ускоренную деградацию человеческого капитала страны.

Единственным способом ответа на вызовы является достижение устойчиво высоких темпов экономического роста, который остается крайне неустойчивым и обязан, прежде всего, благоприятному состоянию мировой конъюнктуры последних лет, за счет чего наша экономика получила значительные экономические преимущества и большие дополнительные доходы. Быстрый и устойчивый рост может быть только тогда, когда производится конкурентоспособная продукция. По мнению Президента России «конкурентоспособным должно быть все – товары и услуги, технологии и идеи, бизнес и само государство, частные компании и государственные институты, предприниматели и государственные служащие, студенты, профессора, наука и культура».

Поэтому в президентском послании Федеральному собранию в 2003 году поставлена задача удвоения за десятилетие (к 2010 году) внутреннего валового продукта страны.

В программе Правительства Российской Федерации на период до 2010 года предусмотрена модернизация экономики в несколько этапов.

Ключевыми задачами первого этапа, рамки которого были ограничены 2000 годом, являлось создание базовых законодательных основ, обеспечивающих новые условия хозяйствования, и приведение обязательств государства в соответствие с его ресурсами.

На втором этапе (2001-2003 годы) начата реализация экономической политики, основанной на новых принципах. Дерегулирование экономики, гарантии прав собственности и равных условий конкуренции провозглашаются основными мотивами экономической политики. В этот период планировалось сосре

nicbar.ru

Экономика и политика: условия взаимодействия

Экономика и политика: условия взаимодействия

1. Политическая и экономическая сферы общества

Политическая и экономическая сферы общества неразрывно связаны между собой. Практически это взаимодействие государства, гражданского общества и личности, то есть основополагающих определителей любого общественного устройства. Преодолев абсолютизацию формационного подхода в изучении взаимодействия экономики и политики историки и экономисты отошли от изучения данной проблемы; философы, политологи заинтересовались теоретическими и правовыми аспектами темы. Формационный подход к этим сферам не позволил советской историографии дать научное определение условий взаимодействия экономики и политики.

Тезис о том, что экономика влияет на политику, а политика является концентрированным выражением экономики, был декларативным, не позволял определить сложные взаимосвязи указанных сфер общества.

Между тем переломные периоды в истории, процессы реформирования экономики располагают к размышлениям на этот счет.

В настоящее время Россия переживает полосу реформ. Расхожим стало признание, что нашей стране на протяжении длительного периода не удается довести реформы до конца. Что же мешало ей довести модернизацию страны до уровня мировых образцов? Ответу на столь актуальный вопрос мешают ряд обстоятельств:

1. Конъюнктурная оценка прошлого, которая сглаживает сложность и противоречивость исторического процесса. Такой подход позволяет чернить отдельные явления в истории, незаслуженно превозносить другие, популяризировать и абсолютизировать современные политические установки, приспосабливаться к ним.

2. Отказ от теоретического осмысления целей, которые ставятся на том или ином этапе реформирования страны.

3. Отсутствие анализа тех условий, которые определяли взаимодействие экономики и политики на том или ином этапе исторического процесса.

Отрекаясь от прежних стереотипов, историки и политологи ищут причины неудач в реформировании страны в особенностях европейской цивилизации, ментальности, особом пути, географическом факторе, то есть ищут причину в факторном подходе и однолинейном понимании исторического процесса.

Анализируя самую близкую к нам попытку реформирования экономики нэп, авторы много пишут об отсутствии политических условий для его осуществления многопартийности.

Значительно меньше внимания уделяется теоретическому осмыслению властью процессов реформирования, предпочтениям, которые отдаются экономическим или политическим интересам, нарушающим условия их взаимодействия.

Представители всех структур власти постоянно испытывают давление противоречивых экономических интересов различных общественных слоев.

В политическом пространстве определяется возможность реализации экономических интересов тех или иных общественных групп, способность политического деятеля объединить и узаконить интересы разных общественных сил, используя соответствующие экономические рычаги, прежде всего механизмы экономического стимулирования.

Можно выделить важнейшие направления политического процесса, влияющие на экономическую сферу общества: во-первых, организация законодательной, конституционной деятельности, система исполнительной власти, реализующей законы и создающей условия для функционирования экономических институтов, охраняющих тот или иной тип экономического порядка; соответствующая организация судебной власти, способной защитить установленный порядок. Во-вторых, установившаяся система местной власти, позволяющая сочетать и учитывать региональные и общероссийские интересы. В-третьих, система отношений с мировым сообществом, позволяющая соотносить интересы страны с глобальными интересами, способствовать стремлению развиваться на мировом уровне.

В рамках этих важнейших направлений пересекаются экономические интересы различных групп, вызывая острые, порой трудноразрешимые противоречия. Процесс взаимодействия различных экономических интересов далеко не гармоничен.

1) Не все общественные группы признают рыночные отношения, частную собственность, как основные средства стимулирования производства, потребления, распределения. Известно, что эта система порождает безработицу, которая, в свою очередь, ведет к социальной напряженности и потрясениям. Отрицание рыночных отношений лишает систему мощного экономического стимула, порождает застой, потерю интереса производителей к результатам своего труда, отставание от уровня развитой мировой экономики.

Как распределены общественные и природные ресурсы, кто ими владеет, насколько справедлив установившийся порядок и каким образом политическая власть его защищает важнейшая сфера взаимоотношений экономики и политики, важнейший вопрос любых экономических реформ и преобразований.

Центральная проблема в формировании соответствующих условий процесс создания правового государства и соответствующего уровня легитимной власти, способной улавливать экономические интересы различных общественных слоев. В широком смысле вопрос о взаимодействии экономики и политики это вопрос о соотношении государственной власти, общественной организации и личности, которая относительно свободна в выборе собственности и всегда не свободна по отношению к государственной власти.

2) Поиски оптимального сочетания общероссийских и региональных

www.studsell.com

В условиях рыночной экономики

В условиях рыночной экономики – это «термин,» отображающий суть, направление и особенности деятельности страны или отдельно взятой компании в торгово-хозяйственной сфере. Работа в таких условиях подразумевает ориентацию на товарно-денежные отношения, уважение к частной собственности, формированию рыночной цены на товар, ведение договорных отношений, минимального вмешательства государственных структур в дела частных компаний.

 

Современные условия рыночной экономики

 

Рыночная экономика – одно из направлений торгово-хозяйственной деятельности, которое можно охарактеризовать следующими принципами функционирования:

 

1. Главенствующей ролью потребителя. В рыночной экономике у производителя появляется особый вид ответственности. Потенциальный покупатель может диктовать свои желания, волю и вкус продавцу, а последний для повышения собственной прибыли и роста продаж должен выполнять эти «прихоти».


2. Свободой всех видов деятельности – социальной, предпринимательской, хозяйственной и экономической. Государство не «давит» бизнес, а всячески сотрудничает с ним. Это позволяет предпринимателям развивать свои компании и эффективнее бороться с конкуренцией.


3. Рыночного образования цены. Стоимость продукции формируется на основе текущего спроса и предложения, а также с учетом торга двух участников сделки – продавца и покупателя.


4. Договорных отношений. Все взаимоотношения осуществляются путем заключения контрактов, где прописываются условия сотрудничества, права и обязанности сторон. Такой подход позволяет защититься, как покупателю, так и продавцу от непредвиденных ситуаций в период острудничества.


5. Конкуренции. В условиях жесткой рыночной борьбы компании из одного сектора экономики вынуждены отвоевывать за «место под солнцем», повышать качество своей продукции, оптимизировать производство, снижать себестоимость продукции.


6. Государственного регулирования. Страна принимает активное участие в финансовой деятельности предприятий, но только посредством контроля налогообложения, банковской и финансово-кредитной системы. При этом административное давление со стороны государственных структур является минимальным.


7. Открытости экономической сферы. Все компании и бизнесмены, которые работают в условиях рыночной экономики, имеют полное право производить внешнеэкономические сделки с соблюдением всех действующих законов и существующих ограничений.


8. Обеспечения социальной защиты людей. Бизнес направляется таким образом, чтобы каждый потребитель продукции был максимально защищен от низкокачественной продукции.


Главная роль рыночной экономики состоят в следующем:


1. Рынок открывает пути для решения серьезных проблем, направленных на оптимизацию структуры экономики, повышения эффективности производства, а также уровня жизни.


2. Рынок открывает доступ к общечеловеческим ценностям. Это можно с легкостью проследить на примере развитых странах, где преобладает взаимоуважение, демократия и высокий уровень развития общества.


3. В условиях рыночной экономики практически исключен дефицит товаров и услуг. Единственным исключением может быть некоторая продукция импорта. В свою очередь, участники рынка не заинтересованы в появлении какого-либо дефицита – он сразу же компенсируется, поэтому носит временный характер.


4. В условиях рыночной экономики оказывается влияние на все сферы деятельности – изготовление, распределение продукции, обменные функции и потребление. При этом задача рынка – объединить двух участников рынка (потребителя и производителя). Минуя рынок, потоки ресурсов, услуг и товаров идут от производителя к потребителям, а обратно возвращается капитал, необходимый для дальнейшего производства.


5. Происходит дифференцирование рынка, что позволяет государству на высшем уровне контролировать социальную справедливость и выполнять регулировочные функции.


Главные условия работы рыночной экономики:


1. Полная свобода коммерческой и производственной деятельности. При этом такие правила действуют для всех участников производства.

2. Наличие авторитетной и устойчивой твердой валюты страны.

3. Уважение к частной собственности и полная персонификация. Это означает, что производитель товара является хозяином производства и может по собственному усмотрению распоряжаться имеющимся капиталом и результатами деятельности.

4. Идеально отлаженная структура финансовых и кредитных взаимоотношений.
5. Умение управленцев и производителей товара работать в условиях рынка.

 

Функции государства в условиях рыночной экономики

 

В условиях рыночной экономики государство обязуется выполнять несколько основных функций:

 

1. Устанавливать лояльные законодательные нормы и правовые основы, также следить за их соблюдением. По сути, правительство выполняет арбитражные функции – следит за рынком, старается лишний раз не вмешиваться, но при этом контролирует соблюдение законов. Это необходимо, ведь многие участники рынка пытаются увилчить прибыль обманом и обойти законодательство.


Задача государственных органов – обеспечить равные права всем сторонам – производителям, продавцам и покупателям. В случае необходимости урегулируются все спорные вопросы, обеспечивается защита прав собственности, контролируется деятельность всех финансовых структур во избежание махинаций с их стороны. При нарушении законов или прав потребителей власть применяет соответствующее наказание.


Законодательно закрепленные права дают определенные гарантии участникам рынка в защите их интересов и прав, сохранности капитала и имущества. Именно благодаря правильным законам появляются шансы более эффективного развития бизнеса в условиях рыночной экономики.


2. Гарантировать рыночную конкуренцию. Свободный рынок – это не всегда качественная конкуренция, как считают многие. Если производители на каком-то одном рынке направляют силы на ограничение конкуренции и повышают ценовую политику, то потребители теряют право выбора. В дальнейшем падает мотивация и у самих производителей. В итоге сокращаются издержки, и повышается эффективность производства. Задача государства — защитить конкуренцию и поддерживать ее на стабильно высоком уровне.

 

Важно учитывать, что рыночная цена формируется на основе двух показателей – спроса и предложения. При появлении монополии производители и продавцы могут «давить» на рынок и устанавливать свою ценовую политику. Как правило, «монопольная» стоимость продукции намного выше рыночной. При этом объемы выпуска продукции падают в разы.


Благодаря антимонопольному регулированию, осуществляемому государством, соблюдаются все условия конкуренции. Суть такого регулирования – применение всего комплекса экономических, юридических и административных мер. Основная задача – создание препятствий для монополизации рынка, регулировка концентрации производства, а также корректировка цен и налогов. В России эту функцию возлагает на себя Министерство по антимонопольной политике.


3. Решать вопросы, связанные с выгодами и издержками. Государство берет на себя важную функцию – нейтрализацию внешних эффектов, которые влияют на рынок. Такие проявления могут быть, как отрицательными, так и положительными. Один из примеров внешних издержек – это оплата за воду у компании, которая занимается очисткой или ремонтом водного транспорта.


4. Предоставлять общественные услуги и товары. Особенность рыночной экономики в том, что потребители могут получить только ограниченный товар, выраженный через платежеспособный спрос. При этом большая часть услуг или товаров, которые производятся или продаются на рынке — это частные блага. Они предназначены исключительно для внутреннего потребления.


Товары индивидуального потребления имеют следующие свойства:


— их можно поделить на любые требуемые количества;
— они дают возможность отлучения потенциального покупателя от совершения сделки в случае неплатежеспособности. Производитель имеет возможность закрыть допуск человеку к товару, на который у него нет денег;
— индивидуальное потребление продукта одним человеком не дает возможности использовать его другим людям (в тот же момент времени). К примеру, если один человек купил квартиру, то без его разрешения никто этой жилплощадью пользоваться не сможет.


Общественные блага, в свою очередь, нельзя поделить по своей природе и их нельзя забрать у людей, которые отказываются платить. Кроме этого, при потреблении общественного блага одним членом общества, остальные также имеют к нему доступ.


5. Стимулирование экономического роста и работы по стабилизации экономической сферы. Рыночная экономика по своей сути нестабильная – инфляция, снижение уровня жизни, колебания ценовой политики, безработица – все это носит определенные коррективы в жизнь человека.


Со своей стороны государство препятствует появлению серьезных спадов или роста в сфере производства, способствует стабилизации цен, контролирует уровень безработицы, обеспечивает экономический рост.


6. Распределяет и перераспределяет национальную прибыль, а также обеспечивает людей в социально-экономическом плане. Правительства большинства стран ориентируются на то, чтобы максимально сгладить переход с бедных на богатых людей. Люди платят налоги, чтобы наполнить сферу медицинского и социального страхования. Государственная казна собирает средства путем начисления налогов на прибыль, а после этого распределяет их в области, где больше всего необходима поддержка страны (в том числе на социальные выплаты малоимущим).


В большинстве стран мира работают различные программы по повышению прибыли и уровня жизни населения – пенсионные программы, пособия, соцстрахование, продовольственные талоны и так далее. Но особенность рыночного механизма не в том, что он дает всем полный набор благ. Здесь каждый получает тем больше, чем больше он внес в «экономический пирог». В итоге социально незащищенные слои населения имеют минимальные гарантии или же остаются без них вовсе (к примеру, инвалиды, сироты и прочие).


7. Участвует в хозяйственной деятельности. Государство – не только следит за процессом взаимодействия покупателей и продавцов, но и само активно участвует в этом процессе. К примеру, оборонный сектор может заказывать танки, самолеты или корабли. Со своей стороны государство предлагает общие блага, такие как охрана общественного порядка, национальная оборона, здравоохранение и так далее. При необходимости государство вмешивается в процесс.

 

Финансовая деятельность в условиях рыночной экономики

 

Финансы – одна из составляющих частей экономики и денежных отношений участников рынка. В первую очередь они выполняют распределительную функцию, ведь именно с их помощью осуществляется распределение и перераспределение ВВП и национального богатства.

 

Финансы появляются в обществе, где работают товарно-денежные отношения, то есть в условиях рыночной экономики. С помощью финансов страна получает возможность управлять потоками денег и направлять их в нужную отрасль для дальнейшего развития. При этом финансы выполняют четыре основные функции – распределительную, стимулирующую, контрольную и информационную.


Финансовая деятельность страны в условиях рыночной экономики предусматривает эффективное образование капитала, его дальнейшее распределение и использование. Основные задачи – реализация планов по социально-экономическому развитию, а также обеспечение безопасности (обороноспособности) государства в целом.


Суть финансовой деятельности страны определена особенностью ее объекта, в роли которого выступает финансовое право с его правовыми особенностями, тонкостями регулирования и нормами взаимоотношений. Результатом финансовой деятельности страны становится ряд юридических последствий, которые необходимы государству для управления всеми процессами в финансовой структуре рынка. В свою очередь контроль в сфере финансов осуществляется с помощью трех основных ответвления государственной власти – судебной, исполнительной и законодательной.

 

При этом к основным признакам финансовой деятельности можно отнести:


— принятие участия в процессе муниципальных или государственных образований;
— оформление всех принятых решений в форме специальных актов, которые утверждены на законодательном уровне и имеют официальный характер;
— упор на принятие наиболее важных в юридической сфере решений;
— значимость для различных субъектов, как публичных, так и субъектов финансового права.


Все фонды финансовых ресурсов образовываются и применяются в разных сферах товарно-денежных взаимоотношений. При этом каждая из сфер – это определенный канал, через который распределяется часть национального дохода страны.


Особенность рыночной экономики в том, что влияние административных методов управления со стороны государственных структур существенно сокращается. Как правило, наибольшее применение получают экономические методы, которые и становятся доминирующими. При этом регулирование финансовой деятельности государства направлено на то, чтобы находить экономически обоснованные решения, способные разрешить имеющиеся споры без особого «давления» на бизнес.


Одним из субъектов финансовой деятельности страны выступает и сам президент. Его задача – обеспечить нормальную работу и взаимодействие всех органов власти с учетом требований Конституции Российской Федерации, а также действующих законов. Нельзя не отметить и роль Центрального банка страны. Его цель – оперативное управление финансами. Следующий орган государственной власти, созданный для контроля и осуществления финансовой деятельности – Министерство финансов РФ.


Финансовая деятельность в условиях рыночной экономики организуется таким образом, чтобы обеспечивать не только развитие кредитных отношений, но и повысить эффективность всего финансового взаимодействия на уровне государственных структур. Один из основных инструментов при этом – финансовое планирование, опорой для которого становится рыночный механизм, признание затрат на производство продукции, а также товарообмен.


Важно отметить, что финансовая деятельность РФ производится на основании экономического сотрудничества между странами СНГ. При этом все операции производятся на основании денежного обращения, заключения ряда соглашений и договоров. Регулирование сотрудничества происходит посредством специально созданного органа – ГК РФ по экономическому сотрудничеству.

utmagazine.ru

Взаимосвязь политики и экономики

Взаимосвязь политики и экономики выражается и в том, что суммированные экономические отношения и связи, непосредственный интегрированный экономический интерес воплощаются в таких феноменах, как экономическая, промышленная, аграрная, научно-техническая, структурная, финансовая, кредитная, инвестиционная, информационная, внешнеторговая и другие разновидности (виды) политики.

Активная роль политики в отношении общества в целом и его экономических структур проявляется прежде всего в осуществлении ее функций управления общими делами государства, обеспечения приоритетов социально-экономического развития, стабильности общественной и экономической систем; укрепления законности и правопорядка. Ограниченная экономическими возможностями и пределами, политика одновременно «курирует» социальную сферу, от развития которой зависит жизненный уровень населения, состояние просвещения, здравоохранения, трудовых отношений, жилищно-бытовых условий, пенсионного обеспечения и др. Степень социальной защищенности населения определяется не только общим уровнем развития экономики, рыночного хозяйства (известных пяти рынков: товаров, капиталов, рабочей силы, услуг и информации), но и масштабами демократизации и гуманизации политической власти, государства.

Для нормального экономического развития имеет большое значение способность политики обеспечивать в обществе нелегитимное представительство различных групп и их интересов, согласование и координацию деятельности многочисленных субъектов, недопущение политических конфликтов в результате использования таких средств, как переговоры, уступки, компромиссы.

В области духовного и коммуникативного развития политики и экономики обнаруживают общие моменты в мыслительной деятельности (экономическое, политическое мышление), культуре (экономическая, политическая культура), информации (информационное общество).

Политика и экономика соотносятся как в национально-государственных, так и в региональных (субрегиональных) и международных (глобальных) рамках, что находит свое выражение в таких явлениях, как мировая политика, интеграция, экологическая политика, научно-техническая революция.

investobserver.info