Хотите узнать, что значит деятельность человека, в отличие от поведения животных?
Образование 29 ноября 2016Одна из самых древних тем, о которой рассуждали многие философы и мыслители, — деятельность человека. В отличие от поведения животных, она, прежде всего, созидательна. Целыми веками люди задавались вопросами бытия и смысла жизни, лучшие умы человечества дискутировали о предназначении человека и его роли в истории нашей Вселенной. Итак, давайте систематизируем наши знания о различиях между человеком и животным.
Что такое деятельность человека с точки зрения науки?
Деятельность человека, в отличие от поведения животных, можно рассматривать как сознательную активность человека, которая обладает неким смыслом или целью. В обществознании принято считать, что вся деятельность человека имеет два разных направления: созидающее и разрушительное. А система ценностей и морально-нравственные качества самого человека регулируют его деятельность, именно они дают некую мотивацию на совершение определенных действий, имеющих конечные цели.
В деятельности человека можно выделить 4 основных типа:
- Практическая. Подразумевает под собой действия индивидуума, направленные на изменение или совершенствование чего-либо в соответствии с его целями и представлениями об окружающем мире.
- Познавательная. Предполагает регулярные занятия, изучение и познание новых законов устройства действительности, а также развитие уже существующих навыков и умений.
- Эстетическая. Связана с областью искусства, музыки и поэзии, словом, со всем тем, где человек проявляет свои эстетические потребности и выражает с помощью исскуства свои чувства и мысли.
- И наконец, последний подтип — управленческая, которая характеризует организационные и руководительские качества человека.
3 отличия деятельности человека от поведения животного
Человек и животное, хоть и имеют много общего (например, инстинкты и устройство некоторых органов организма), различаются куда больше. Давайте выделим основные отличия первого от второго.
- В первую очередь стоит отметить, что человек обладает членораздельной речью и может передавать свои мысли с помощью слов.
- Деятельность человека, в отличие от поведения животных, находится под контролем разума, а не врожденных инстиктов. Именно разумность, способность исследовать мир и умение мыслить, созидать и создавать что-то определяет человека как высшую ступень эволюции.
- Человек способен целенаправленно заниматься той или иной работой, применяя при этом все свои теоретические и практические навыки. Проще говоря, человек умеет строить планы и связывать события в логическую цепочку.
Конечно, это не все отличия деятельности человека от поведения животных, на самом деле их все и не перечислить.
Видео по теме
Какие еще отличия есть между нами и животными?
Люди могут сказать, что у некоторых животных тоже есть разум, ведь они способны обучаться, привязываться к людям (т.е. чувствовать что-то похожее на любовь), выполнять определенные действия. Да, действительно, многие животные вполне обучаемы, яркий пример тому — цирки, где даже слонов и медведей учат кататься на велосипеде. Однако главное отличие между ними и человеком — это то, что человек занимается своей деятельностью не только из-за инстинктивных потребностей, но благодаря своему разуму, а иногда — чувствам.
Мы разобрали только три отличия деятельности человека от поведения животного. Еще одной разницей можно назвать осмысленное продолжение рода. Если животные совокупляются, то делают они это исключительно из-за инстинктивной потребности в продолжении рода. Им неважно, с какой именно особью заводить потомство, главное — чтобы особь противоположного пола была здоровой.
Между тем, только человек способен испытывать глубокие чувства. Без любви человек не сможет быть счастливым, поэтому он всегда старается завести семью и детей только с любимым человеком.
А что же у нас общего с животными?
Не зря мы называем животных «нашими меньшими собратьями», ведь во многом они очень похожи на людей. Взять хотя бы наши физиологическое устройство и насущные потребности. В целом принципы строения нашего тела те же, что у животных, хотя деятельность человека, в отличие от поведения животных, явно сыграла свою роль в ходе эволюции (вот почему мы сейчас не так развиты физически как четвероногие).
Животные так же, как и мы, имеют потребность в еде, в здоровом сне, имеют инстинкты самосохранения, а также нуждаются в продолжении своего рода.
Сколько бы отличий у нас ни было, мы должны помнить о том, что и люди, и животные являются представителями живой материи на нашей планете. Наш долг — оберегать флору и фауну и заботиться о них.
Источник: fb.rumonateka.com
Чем отличаются и характеризуются деятельность человека и поведение животного?
Как известно, после 11-го класса все учащиеся общеобразовательных школ сдают выпускные экзамены в форме тестов, так называемый ЕГЭ. Среди предметов по выбору присутствуют дисциплина «Обществознание». Экзамен по ней необходимо сдать тем, кто собирается поступать в гуманитарные вузы, например на факультет иностранных языков. Возможный вопрос теста: «Чем характеризуется деятельность человека и поведение животных?» — один из самых сложных.
В данной статье будет приведена некоторая полезная информация по теме, а также дан правильный вариант ответа на задание.
Сходство и различие деятельности человека и поведения животных
Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно проанализировать особенности активности разумных существ и других представителей природы по трем параметрам:
- Первым из этих направлений является структура деятельности человека и зверей. Рассматривая проблему с этой точки зрения, нужно выяснить, каким закономерностям подчиняется активность людей и братьев наших меньших, и найти возможные сходства и отличия.
- Второе, в чем предстоит разобраться, — это функция деятельности в жизни различных существ.
- Последний моментом, который стоит осветить, является история возникновения поведения человека и животных.
Структурные особенности
Чем же деятельность человека отличается от поведения животных?
Такая активность и у людей, и у зверей обусловлена необходимостью удовлетворять те или иные потребности. В этом состоит одно из сходств данных феноменов.
Деятельность человека от поведения животных отличается наличием целей и задач, которые направлены не только на удовлетворение естественных потребностей. К последним можно причислить такие нужды существ, как утоление голода, безопасность, продолжение рода и так далее. Конечно же, людям тоже необходимо производить определенные действия, направленные на достижение таких же целей, как и у животных.
Звенья цепи
Однако данный процесс у них может быть разделен на несколько более мелких актов, каждый из которых сам по себе не является нацеленным на удовлетворение голода, на самооборону или подобные стремления.
Эти звенья цепи можно назвать лишь ступенями к достижению единой цели. Так, например, получение образования, трудоустройство и даже зарабатывание денег сами по себе не направлены на то, чтобы обеспечить человека необходимым питанием и жилищными условиями, а служат лишь ступенью, которая ведет к намеченному результату.
Творчество
Вот и найден долгожданный ответ: деятельность человека и поведение животного характеризуются наличием определенной цели, но лишь разумные существа могут ставить перед собой задачи, продиктованные не рефлексами и инстинктами.
Если приведенные выше примеры — работа, обучение и так далее — пусть косвенным образом, но приводят к утолению естественных запросов, то такой феномен, как творчество, очень часто существует независимо. Здесь речь идет не о профессиональном занятии искусством, а об удовлетворении эстетических потребностей человека. То же самое можно сказать и о чтении книг, просмотре телепередач и другом получении информации с целью скрасить досуг. Подобные действия в животном мире невозможны. Трудно себе представить собаку, которая бы рисовала картины или делала что-то похожее.
Работа в коллективе
Кроме того, и деятельность человека, и поведение животного характеризуются направленностью на определенный результат. Но если этот итог у братьев наших меньших проявляется всегда в результатах, которые связаны с особью, производящей тот или иной акт, то у разумных тварей процесс может осуществляться для того, чтобы позже он был продолжен другим индивидом.
В человеческом обществе широко распространены различные формы коллективной деятельности. Статистика утверждает, что большинство людей занято работой, которая связана со взаимодействием с другими лицами.
Некоторые возразят, сказав, что в стаях волков широко распространена охота с участием всех членов клана. Но такая деятельность всегда заканчивается удовлетворением жизненных потребностей каждого из животных. Волки делят убитую добычу и насыщаются ею. А работа людей на производстве не связана непосредственно с достижением подобной цели. Активность человека, как правило, носит более сложный характер, и ее результат достигается путем логического анализа способов осуществления той или иной задачи, а также рассмотрением возможности достичь ее в содружестве с другими лицами.
Таким образом, можно сказать, что хотя деятельность человека и поведение животного характеризуются поставленной целью, направленной на удовлетворение тех или иных нужд, однако у людей такая активность несет, во-первых, характер осмысленный, а во-вторых, может иметь гораздо более сложную и разветвленную структуру. У разумных существ сам характер активности отличается от того, что он существует в мире фауны.
Рациональный подход к решению задач
Деятельность человека и поведение животного характеризуются выдвижением определенных целей, однако, как уже было сказано, у животных оно обусловлено самыми примитивными, природными потребностями, а у разумных существ данные процессы носят более сложный характер. Если в дикой природе господствуют инстинкты и рефлексы, то человек может не подчиняться им, а руководствоваться импульсами, которые дает ему сознание, в результате анализа окружающей обстановки и других обстоятельств. Бывают случаи, когда чувства и действия, продиктованные рассудком, вступают в противоречие друг с другом. И если индивид является психическим здоровым, то он, как правило, выбирает вариант, основанный на логике и здравом смысле.
В качестве примера можно привести следующую ситуацию: человек собирается совершить длительную прогулку в погожий осенний день. Он видит, что солнце светит довольно ярко, небо безоблачно и температура воздуха высокая. Несмотря на это, человек берет с собой теплую одежду. Если бы он руководствовался только инстинктами и действовал согласно той ситуации, которую наблюдает в настоящий момент, то, естественно, он не взял бы теплых вещей, а пошел гулять налегке. Однако он на основе жизненного опыта и тех знаний, что передали ему другие люди, анализирует обстановку и решает, что следует быть осторожным и взять с собой куртку и шапку, которые спасут его от похолодания, что, возможно, начнется вечером.
Еще один пример
Можно представить и следующую ситуацию для сравнения мотивов, которыми характеризуется деятельность человека и поведение животного. Некто испытывает сильнейшую жажду, вокруг него нет никаких продовольственных точек, где он мог бы купить прохладительные напитки.
Вдруг бедняга видит лужу, наполненную грязной водой. Вероятнее всего, он не станет утолять свою потребность жидкостью из этого малоприятного источника. Здесь желание человека вступает в конфликт с его интеллектом. Он имеет соответствующие знания, которые не позволяют использовать жидкость из грязных источников. И человек будет делать это только в самом крайнем случае.
Свобода осуществлять осознанный выбор
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что деятельность человека и поведение животного характеризуются различными мотивами. У разумного существа действия необязательно должны быть подчинены инстинктам или рефлексам. У братьев наших меньших все их поступки носят непроизвольный характер, то есть основываются на заложенных в них с рождения особенностях.
Соответственно, логично утверждать, что представители фауны находятся в рабском положении по отношению к природным задаткам. Человек же является субъектом своего существования. Интеллект охраняет от слепого подчинения инстинктам. Соответственно, функция человеческих поступков — свободные действия, а животных — акты, обусловленные врожденными особенностями.
Опыт поколений
Из предыдущего материала, изложенного в статье, очевиден ответ на вопрос: чем характеризуется действия человека и поступки животных? Однако стоит сказать еще несколько слов о том, что в мире фауны любым действиям существа учатся на основе своего жизненного опыта. В человеческом же обществе широко распространена практика передачи от родителей детям информации о том, как вести себя в разных ситуациях.
Теперь вам известно, чем деятельность человека отличается от поведения животных. Информация, собранная в статье, может оказаться полезной и ученикам во время подготовки домашних заданий, а также тем, кто собирается сдавать Единый государственный экзамен, и преподавателям предмета «Обществознание».
fb.ru
Главные отличия деятельности человека от активности животных
Главные отличия деятельности человека от активности животных:
1. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Активность животных имеет потребительскую основу, она в результате ничего нового по сравнению с тем, что дано природой, не производит и не создает.
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.
2. Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им или в качестве инструментов, или в качестве предметов удовлетворения потребностей, или в качестве средств собственного развития. Для животных человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют.
Современный человек живет в окружении таких предметов, ни один из которых не является чистым творением природы. В них как бы опредмечены достижения разума людей. Усвоение способов обращения с такими предметами, включение их в деятельность выступает как собственное развитие человека. Всем этим человеческая деятельность отличается от активности животных. Для удовлетворения своих потребностей животные пользуются только тем, что им предоставила природа.
3. Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни. Активность животных практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях жизни.
Человек кроме способностей развивает свои потребности. Оказавшись связанными с предметами материальной и духовной культуры, потребности людей приобретают культурный характер.
Если активность животных вызвана естественными потребностями, то деятельность человека в основном порождается и поддерживается искусственными потребностями, возникающими благодаря присвоению достижений культурно-исторического развития людей настоящего и предшествующих поколений. Это — потребности в познании (научном и художественном), творчестве, в нравственном самосовершенствовании и другие.
4. Человеческая деятельность в ее разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории. Активность животных выступает как результат их биологической эволюции.
Почти все формы и способы организации человеческой деятельности связаны со сложными двигательными умениями и навыками, которых нет у животных, — умениями и навыками, приобретенными в результате сознательного целенаправленного организованного обучения. Возникает предметная деятельность, которая отличается от естественной активности животных.
5. Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Она «задана» в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов. Такую деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании. То же относится к внутренним, нейрофизиологическим и психологическим структурам, управляющим внешней стороной практической деятельности. Активность животных изначально задана, генотипически обусловлена и разворачивается по мере естественного анатомо-физиологического созревания организма.
Система движений, совершаемых животными, обусловлена анатомо-физиологическим устройством организма. С предметами человеческой материальной культуры животные обращаются так, как если бы они были обычными природными предметами, без учета их культурного назначения и способа употребления людьми. У человека сами движения рук и ног преобразуются, подчиняясь правилам культуры использования соответствующих предметов, т.е. становятся искусственными, более совершенными и социально обусловленными.
Животные только потребляют то, что им дано природой. Человек, напротив, больше создает, чем потребляет. Несколько десятков поколений людей за относительно короткий срок удалось создать грандиозный мир духовной и материальной культуры.
Деятельность отличается не только от активности, но и от поведения. Поведение не всегда целенаправленно, не предполагает создания определенного продукта, носит зачастую пассивный характер. Деятельность всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Поведение спонтанно («куда поведет»), деятельность организована; поведение хаотично, деятельность систематична.
Основные характеристики деятельности человека
1. Мотив деятельности – то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется.
Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными; органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными. Тип деятельности обычно определяется по ее доминирующему мотиву (всякая человеческая деятельность полимотивирована).
2. В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, определенные знания, умения и навыки, творческий результат.
Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель, могут побуждаться и поддерживаться различными мотивами. Напротив, в основе ряда деятельностей с разными конечными целями могут лежать одни и те же мотивы.
3. Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности — знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности — создаваемый материальный продукт.
4. Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности, а также уровень психофизиологических функций, которые являются основой для реализации определенного действия (н-р, мнестические функции, моторные функции и т.д.).
Действие – часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель.
Операция – способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.
В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятельность становится более продуктивной и качественной.
Мотивация деятельности в ходе ее развития не остается неизменной. Иногда действие, ранее включенное в состав деятельности, может выделиться из нее и приобрести самостоятельный статус, превратиться в деятельность с собственным мотивом. В этом случае мы отмечаем факт рождения новой деятельности.
С возрастом по мере развития человека происходит изменение мотивации его деятельности. Если человек изменяется как личность, то мотивы его деятельности преобразуются. Прогрессивное развитие человека характеризуется движением мотивов в сторону их все большего одухотворения (от органических к материальным, от материальных к социальным, от социальных к творческим, от творческих к нравственным).
Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности.
Соотношение внутренних и внешних компонентов деятельности не является постоянным. По мере развития и преобразования деятельности осуществляется систематический переход внешних компонентов во внутренние. Он сопровождается их интериоризацией и автоматизацией. При возникновении каких-либо затруднений в деятельности, при ее восстановлении, связанном с нарушениями внутренних компонентов, происходит обратный переход — экстериоризация: сокращенные, автоматизированные компоненты деятельности разворачиваются, проявляются вовне, внутренние вновь становятся внешними, сознательно контролируемыми.
Виды человеческой деятельности
Общение — первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд. Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т.е. при включении и активном участии в них ребенка происходит его интеллектуальное и личностное развитие.
Игра — это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Иногда игры служат средством символической разрядки напряженностей, возникших под влиянием актуальных потребностей человека, которые он не в состоянии ослабить иным путем. индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами.
Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и неорганизованным. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида.
Труд — целесообразная, формально материальная (прямо-фиксируемый — физический труд) и нематериальная (косвенно-фиксируемый — умственный труд), орудийная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.
Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С трудом прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда. Они в свою очередь явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.
Развитии человеческой деятельности
1. Филогенетическое развитие системы деятельности человека. Люди новых поколений, включаясь в жизнь современного им общества, усваивали и развивали те виды деятельности, которые характерны для данного общества. При этом каждый из названных видов деятельности сначала усваивается в самом элементарном виде, а затем усложняется и совершенствуется.
2. Включение человека в различные виды деятельности в процессе его индивидуального развития (онтогенез).
3. Изменения, происходящие внутри отдельных видов деятельности по мере их развития.
4. Дифференциацию деятельностей, в процессе которой из одних деятельностей рождаются другие за счет обособления и превращения отдельных действий в самостоятельные виды деятельности. Этот механизм развития деятельности описан А. Н Леонтьевым и получил название сдвига мотива на цель.
Деятельность и психические процессы
Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь — выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Но оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.
Было экспериментально доказано, что внутренние, т.е. психические, процессы, называемые высшими психическими функциями, по происхождению и структуре являются деятельностями. Внешняя деятельность в результате ее специальных преобразований, направленных на сокращение и автоматизацию отдельных звеньев, их превращения в навыки, постепенно переходит во внутреннюю, собственно психическую (интериоризация). Такими интериоризованными психическими процессами являются произвольные и опосредствованные речью познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.
Умения, навыки и привычки
Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками.
Умения — это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операций. Умения обычно включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, по крайней мере в основных промежуточных пунктах и конечной цели.
Навыки — это полностью автоматизированные, инстинкто-подобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Если под действием понимать часть деятельности, имеющую четко поставленную сознательную цель, то навыком также можно назвать автоматизированный компонент действия.
При автоматизации действий и операций, их превращении в навыки в структуре деятельности происходит ряд преобразований. Во-первых, автоматизированные действия и операции сливаются в единый, целостно протекающий акт, именуемый умением (например, сложная система движений человека, пишущего текст. При этом лишние, ненужные движения исчезают, а количество ошибочных резко падает.
Во-вторых, контроль за действием или операцией при их автоматизации смещается с процесса на конечный результат, а внешний, сенсорный контроль замещается внутренним, проприоцептивным. Скорость выполнения действия и операции резко возрастает, достигая некоторого оптимума или максимума. Все это обычно происходит в результате упражнений и тренировки.
Развитие и совершенствование деятельности можно понимать, таким образом, как переход компонентов отдельных умений, действий и операций на уровень навыков. В качестве навыка, кстати, могут выступать и операции. Тогда они являются частью более сложного навыка.
Одно из основных качеств, относящихся к умениям, заключается в том, что человек в состоянии изменять структуру умений — навыков, операций и действий, входящих в состав умений, последовательность их выполнения, сохраняя при этом неизменным конечный результат. Умелый человек, к примеру, может заменить один материал другим при изготовлении какого-либо изделия, сделать сам или воспользоваться имеющимися под рукой инструментами, другими подручными средствами, словом, найдет выход практически в любой ситуации.
Умения в отличие от навыков всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления.
Умения и навыки делятся на несколько типов: двигательные, познавательные, теоретические и практические.
Привычка от умения и навыков она отличается тем, что представляет собой так называемый непродуктивный элемент деятельности. Если умения и навыки связаны с решением какой-либо задачи, предполагают получение какого-либо продукта и достаточно гибки, то привычки являются негибкой (часто неразумной) частью деятельности, которая человеком выполняется механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения.
Лекция 11. СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности.
С сознанием связывали так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологических наук, ибо без нее данный класс феноменов был бы закрыт для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика.
Сознание – сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщений и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.
Характеристики сознания
1. Человек ощущает себя познающим субъектом. Это означает, что человек осознает себя как отделенное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и познанию этого мира, т.е. к получению более или менее достоверных знаний о нем. Человек осознает эти знания как феномены, отличные от объектов, к которым они относятся, может сформулировать эти знания, выразив их в словах, понятиях, разнообразной иной символике, передать другому человеку и будущим поколениям людей, хранить, воспроизводить, работать со знаниями как с особым объектом. При утрате сознания такая способность теряется.
2. Мысленное представление и воображение действительности, связь с волей, речью. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека.
Воображение и представления не всегда находятся под сознательным волевым контролем. Однако существует еще «поток сознания» — спонтанное течение мыслей, образов и ассоциацийВ в данном случае правильнее было бы говорить не о сознании, а о предсознании — промежуточном психическом состоянии между бессознательным и сознанием.
Сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших своих формах не существует, В отличие от ощущений и восприятия, представлений и памяти сознательное отражение характеризуется рядом специфических свойств. Одно из них — осмысленность представляемого, или осознаваемого, т.е. его словесно-понятийная означенность, наделенность определенным смыслом, связанным с человеческой культурой.
Другое свойство сознания состоит в том, что в сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов, событий и явлений, т.е. то, что характерно именно для них и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.
Сознание почти всегда связано с употреблением для обозначения осознаваемого слов-понятий, которые, по определению, содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов.
3. Сознание характеризуется способностью к коммуникации, т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Коммуникативные возможности есть у многих высших животных, но от человеческих они отличаются.
4. Наличие в сознании интеллектуальных схем. Схемой называется определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе. Схемы включают правила, понятия, логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в определенный порядок, включая отбор, классификацию информации, отнесение ее к той или иной категории.
Обмениваясь друг с другом разнообразной информацией, люди выделяют в сообщаемом главное. Так происходит абстрагирование, т.е. отвлечение от всего второстепенного, и сосредоточение сознания на самом существенном. Откладываясь в лексике, семантике в понятийной форме, это главное затем становится достоянием индивидуального сознания человека по мере того, как он усваивает язык и научается пользоваться им как средством общения и мышления. Обобщенное отражение действительности и составляет содержание индивидуального сознания. Вот почему мы говорим о том, что без языка и речи сознание человека немыслимо.
Сознание, однако, существует не только в словесной, но и в образной форме. В таком случае оно связано с использованием второй сигнальной системы, вызывающей и преобразующей соответствующие образы. Наиболее ярким примером образного человеческого сознания является искусство, литература, музыка. Они также выступают как формы отражения действительности, но не в абстрактной, как это свойственно науке, а в образной форме.
Возникновение и развитие сознания
Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества. Индивидуальное сознание на заре истории человечества возникло, вероятно, в процессе коллективной деятельности как необходимое условие ее организации. Эта цель должна быть означена, т.е. определена и выражена в слове.
Точно так же в онтогенезе возникает и начинает развиваться индивидуальное сознание ребенка. Для его становления также необходимы совместная деятельность и активное общение взрослого с ребенком, выделение, осознание и словесное обозначение цели взаимодействия. С самого начала фило- и онтогенетического возникновения и развития человеческого сознания его субъективным носителем становится речь, которая вначале выступает как средство общения (сообщения), а затем становится средством мышления (обобщения).
Прежде чем стать достоянием индивидуального сознания, слово и связанное с ним содержание должны получить общее значение для пользующихся ими людей. Это впервые и происходит в совместной деятельности. Следовательно, вначале появляется коллективное, а затем индивидуальное сознание, причем такая последовательность развития характерна не только для филогенеза, но и для онтогенеза сознания. Индивидуальное сознание ребенка формируется на базе и при условии существования коллективного сознания путем его присвоения (интериоризации, социализации).
Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Иного пути осознания этого, кроме получения возможности «видения» собственной психологии, опредмеченной в творениях, для человека нет.
Первое направление в развитии сознания можно обозначить как рефлексивное. В начале своего развития сознание человека является направленным на внешний мир. Человек осознает, что находится вне его, благодаря тому, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир как отделенный от него и существующий независимо от него. Позднее появляется рефлексивная способность, т.е. осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Такова последовательность стадий развития сознания в фило- и онтогенезе.
Второе направление связано с развитием мышления и постепенным соединением мысли со словом. Мышление человека, развиваясь, все больше проникает в суть вещей. Параллельно с этим развивается язык, используемый для обозначения добываемых знаний. Слова языка наполняются все более глубоким смыслом и, наконец, когда развитие получают науки, превращаются в понятия. Слово-понятие и есть единица сознания, а направление, в русле которого оно возникает, можно обозначить как понятийное.
Магистральным направлением дальнейшего развития человеческого сознания становится расширение сферы осознаваемого человеком в себе и окружающем мире. Это связано с совершенствованием средств материального и духовного производства, с начавшейся в мире социально-экономической революцией, которая со временем должна перерасти в революцию культурно-нравственную.
refdb.ru
Отличия деятельности человека от активности животных
Биология Отличия деятельности человека от активности животных
просмотров — 171
ТЕМА 2.2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ
Способности
Способности — соответствие психических особенностей личности требованиям, предъявляемым к ней конкретным видом деятельности. То есть, это психическое свойство личности, отражающее проявление таких ее особенностей, которые позволяют успешно выполнять различные виды деятельности.
Виды способностей:
Природные (психомоторика, восприятие, память, внимание)
Социальные (общие и специальные)
Специальные — применяемые в конкретной деятельности.
Общие — используемые во всех сферах деятельности человека.
Уровни способностей:
Задатки — это врожденные особенности психики, позволяющие личности эффективно выполнять конкретную деятельность.
Склонность представляет собой стремление личности к определенной деятельности.
Одаренность — способность личности достичь высоких результатов в конкретной сфере деятельности;
Талант — способность достичь выдающихся результатов в одной из сфер деятельности личности;
Гениальность — способность достичь выдающихся результатов в конкретной области человеческой деятельности.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. В чем отличие категорий «личность» и «индивид»? Когда человек становится личностью?
2. Какое место занимает направленность личности в структуре личности?
3. Охарактеризуйте понятие «Я-концепция».
4. Раскройте иерархию потребностей человека.
5. Охарактеризуйте эмоциональные состояния человека.
6. Опишите волевой акт.
7. Какие основания положены в теорию темперамента?
8. Приведите примеры типологии характера.
9. Чем склонности отличаются от задатков?
План лекции.
1. Деятельность и ее компоненты.
2. Структура деятельности и навыки.
3. Виды деятельности.
4. Общение: функции и виды.
5. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения.
1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ КОМПОНЕНТЫ
Живая материя отличается от неживой подвижностью и активностью. Существуют различные формы активности. Чем развитее живое существо, тем разнообразнее и богаче формы его активности.
Активность человека содержит особую форму, отличающую его от животного мира, называемую деятельностью.
Деятельность —специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
Таблица 12
Деятельность человека | Активность животных |
1. Носит продуктивный, творческий, созидательный характер. | Имеет потребительскую основу: ничего нового в сравнении с тем, что дано природой, не создает. |
2. Связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются человекам в качестве инструментов, предметов удовлетворения потребностей или средств собственного развития. | Орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют. |
3. Преобразует человека самого, его способности, потребности, условия жизни. | Практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях жизни. |
4. Реализация деятельности в разных формах и средствах является продуктом истории. | Активность животных — результат их биологической эволюции. |
5. С рождения человеку не дана, ее крайне важно формировать. | Изначально задана, генотипически обусловлена и разворачивается по мере созревания организма. |
Поведение не тождественно активности, и не тождественно деятельности. Оно не всегда целенаправлено, не создает определенный продукт, носит пассивный характер, спонтанно, хаотично.
oplib.ru
Хотите узнать, что значит деятельность человека, в отличие от поведения животных?
Одна из самых древних тем, о которой рассуждали многие философы и мыслители, — деятельность человека. В отличие от поведения животных, она, прежде всего, созидательна. Целыми веками люди задавались вопросами бытия и смысла жизни, лучшие умы человечества дискутировали о предназначении человека и его роли в истории нашей Вселенной. Итак, давайте систематизируем наши знания о различиях между человеком и животным.
Деятельность человека, в отличие от поведения животных, можно рассматривать как сознательную активность человека, которая обладает неким смыслом или целью. В обществознании принято считать, что вся деятельность человека имеет два разных направления: созидающее и разрушительное. А система ценностей и морально-нравственные качества самого человека регулируют его деятельность, именно они дают некую мотивацию на совершение определенных действий, имеющих конечные цели.
В деятельности человека можно выделить 4 основных типа:
- Практическая. Подразумевает под собой действия индивидуума, направленные на изменение или совершенствование чего-либо в соответствии с его целями и представлениями об окружающем мире.
- Познавательная. Предполагает регулярные занятия, изучение и познание новых законов устройства действительности, а также развитие уже существующих навыков и умений.
- Эстетическая. Связана с областью искусства, музыки и поэзии, словом, со всем тем, где человек проявляет свои эстетические потребности и выражает с помощью исскуства свои чувства и мысли.
- И наконец, последний подтип — управленческая, которая характеризует организационные и руководительские качества человека.
3 отличия деятельности человека от поведения животного
Человек и животное, хоть и имеют много общего (например, инстинкты и устройство некоторых органов организма), различаются куда больше. Давайте выделим основные отличия первого от второго.
- В первую очередь стоит отметить, что человек обладает членораздельной речью и может передавать свои мысли с помощью слов.
- Деятельность человека, в отличие от поведения животных, находится под контролем разума, а не врожденных инстиктов. Именно разумность, способность исследовать мир и умение мыслить, созидать и создавать что-то определяет человека как высшую ступень эволюции.
- Человек способен целенаправленно заниматься той или иной работой, применяя при этом все свои теоретические и практические навыки. Проще говоря, человек умеет строить планы и связывать события в логическую цепочку.
Конечно, это не все отличия деятельности человека от поведения животных, на самом деле их все и не перечислить.
Какие еще отличия есть между нами и животными?
Люди могут сказать, что у некоторых животных тоже есть разум, ведь они способны обучаться, привязываться к людям (т.е. чувствовать что-то похожее на любовь), выполнять определенные действия. Да, действительно, многие животные вполне обучаемы, яркий пример тому — цирки, где даже слонов и медведей учат кататься на велосипеде. Однако главное отличие между ними и человеком — это то, что человек занимается своей деятельностью не только из-за инстинктивных потребностей, но благодаря своему разуму, а иногда — чувствам.
Мы разобрали только три отличия деятельности человека от поведения животного. Еще одной разницей можно назвать осмысленное продолжение рода. Если животные совокупляются, то делают они это исключительно из-за инстинктивной потребности в продолжении рода. Им неважно, с какой именно особью заводить потомство, главное — чтобы особь противоположного пола была здоровой.
Между тем, только человек способен испытывать глубокие чувства. Без любви человек не сможет быть счастливым, поэтому он всегда старается завести семью и детей только с любимым человеком.
А что же у нас общего с животными?
Не зря мы называем животных «нашими меньшими собратьями», ведь во многом они очень похожи на людей. Взять хотя бы наши физиологическое устройство и насущные потребности. В целом принципы строения нашего тела те же, что у животных, хотя деятельность человека, в отличие от поведения животных, явно сыграла свою роль в ходе эволюции (вот почему мы сейчас не так развиты физически как четвероногие).
Животные так же, как и мы, имеют потребность в еде, в здоровом сне, имеют инстинкты самосохранения, а также нуждаются в продолжении своего рода.
Сколько бы отличий у нас ни было, мы должны помнить о том, что и люди, и животные являются представителями живой материи на нашей планете. Наш долг — оберегать флору и фауну и заботиться о них.
autogear.ru
Чем человек отличается от животного: потребности, деятельность, мышление
«Чем человек отличается от животного?» — вечный вопрос, который занимает умы как ученых, так и обычных людей. И это продолжается, видимо, столько, сколько существует свет. Кого-то, кто ведет себя неподобающе, могут назвать животным – будто это унижает человеческое достоинство. А котам, собакам и другим домашним любимцам приписывают вполне человеческие черты характера и даже обнаруживают их сходство с владельцами. Эта идея зафиксирована в примете: питомцы похожи на своих хозяев. Действительно ли разница между гомо сапиенс и теми, кого мы привыкли называть братьями меньшими, так велика?
Отличия человека и животного
С биологической точки зрения и человек, и одноклеточная бактерия – близнецы-братья, так как оба являются организмами. Но человек – несоизмеримо более сложный механизм, обросший помимо биологических качеств еще и выраженными физическими, социальными, духовными и многими другими. Ученые описывают отличия животных и людей по-разному, но в целом их можно свести к пяти пунктам:
- Человек обладает речью и мышлением.
- Он способен к осознанному творчеству.
- Преображает действительность и создает материальные и духовные ценности, нужные для жизни, то есть творит культуру.
- Изготавливает и использует орудия труда.
- Кроме биологических, удовлетворяет еще и духовные потребности.
Однако ученые готовы поспорить как минимум с тремя из перечисленных пунктов.
Между людьми и животными меньше отличий, чем полагали ученые
Пункт №1: Мышление и речь
Принято считать, что только человек способен мыслить в формах суждения, рассуждения и умозаключения. Кроме того, его сознание может производить с информацией различные операции: анализировать синтезировать, сравнивать, абстрагировать, конкретизировать и обобщать. Среди животных способности к мышлению раньше находили только у обезьян, и то исключительно человекообразных, и не у всех, а только у некоторых видов.
Способность к речи также приписывалась исключительно людям. Среди аргументов в пользу этого утверждения называли способность к передаче и восприятию информации, а также использование для этого различных методов, например, письма или музыки. Сегодняшняя наука смотрит на вопрос мягче, и на то есть основания, подтвержденные экспериментами.
В 2013 г. финские ученые опубликовали результаты исследования, проведенного на собаках. В ходе эксперимента животным показывали фотографии разных людей: знакомых и не знакомых ушастым участникам. Исследователи следили за движениями глаз и активностью мозга собак. Оказалось, барбосы задерживали взгляд, когда видели знакомые лица, а их мозг в это время работал активнее. До эксперимента наука придерживалась мнения, что способностью узнавать по фотографии обладают исключительно люди и приматы.
В 2013 г. объединенная группа исследователей из Америки и Японии объявила, что коты распознают голоса хозяев. Эксперимент провели на 20 мурлыках, и 15 из них – то есть 75% – отправились на зов хозяина, услышав его голос из другой комнаты. Оставшиеся 5% «участников» с места не двинулись, но явно отреагировали на звук. Обращения незнакомцев животные проигнорировали.
Собаки распознают не только голос хозяина, но и его изображение!
В 2014 г. ученые из Великобритании получили интересные результаты в ходе эксперимента, посвященного восприятию речи собаками. Оказалось, что близкие друзья человека понимают речь и распознают эмоции. Исследователи выяснили это, проанализировав движения головы собак. Так, на фразы, произнесенные без эмоций, животные, прислушиваясь, поворачивали голову в правую сторону, а на сказанные неотчетливо, но эмоционально – в левую.
Ученые исходили из предпосылки, что информация, перерабатываемая в одном из полушарий, воспринимается как услышанная противоположным ухом. То есть фраза, которую животное воспринимает левым ухом, перерабатывается правым полушарием, и наоборот. По результатам оказалось, что распределение функций полушарий головного мозга у собак почти полностью соответствует таковому у людей: правое обрабатывает информацию, связанную с эмоциями, а левое отвечает за аналитическое мышление.
Отдельного внимания заслуживает язык дельфинов. Его изучают уже очень давно и пристально. Ученые выяснили, что эти животные много коммуницируют между собой и используют для этого около 190 разных сигналов, в основном свисты, щелчки, жужжания, скрипы и т. п. И это не считая так называемого языка жестов – как и люди, дельфины передают информацию с помощью движений, положения тела и головы.
Более того, у дельфиньего языка есть синтаксис. Это значит, что отдельные «слова» или «словосочетания», имеющие собственный смысл, животные могут собирать в различные комбинации и, таким образом, формировать новые смыслы. (К слову сказать, то же свойство недавно обнаружили и у языка синиц.) Дельфины живут семьями, и у каждой из них есть свой «диалект». А знакомые «голоса» эти животные способны помнить более 20 лет.
Помимо своего языка у дельфинов существуют синтаксис и диалекты
Известно, что дельфины-афалины могут учить сигналы, которые им подает человек. Кроме того, и дельфины, и китообразные способны подражать услышанным звукам. Однако в 2014 г. ученые обнаружили, что косатки не просто повторяют услышанное – они используют выученное для коммуникации. Исследователи проанализировали речь косаток, живших в неволе, и сравнили его с языком этих же животных, только обитавших в дельфинарии, по соседству с афалинами.
Выяснилось, что китообразные чаще пользовались звуками из речи дельфинов, а одна из косаток даже освоила сигналы, выученные афалиной от человека. Таким образом, косатки оказались способны освоить язык другого вида животных и использовать его для общения. Что говорит не только о коммуникативных способностях этих животных, но и о высокоразвитом мышлении.
Пункт №2: Изготовление и использование орудий труда
Принято считать, что только люди для производства материальных благ способны создавать орудия труда. Некоторые высшие животные могут пользоваться природными материалами вроде палок и камней, но сами орудий не создают. Ученые доказывают, что такое утверждение не совсем верно. Во-первых, братья наши меньшие все же способны преобразовывать природные орудия так, чтобы с их помощью можно было добиваться поставленных целей. А во-вторых, на это способны не только высшие животные, как считалось раньше.
В 2011 г. британские и новозеландские исследователи обнаружили такую способность у новокаледонского ворона. Птицы должны были добыть кусочки мяса из цилиндров, наполненных водой, с помощью «камешков» из металла и пластика. Вороны выбирали «орудия», которые помогали им поднять уровень жидкости быстрее. По результатам эксперимента исследователи пришли к выводу, что птицы в состоянии оценить массу и форму «камешков», а еще понимают, когда попытки добыть еду бесплодны и их пора прекратить.
Кстати, интересно, что у диких воронов эти навыки были более выраженными, чем у содержавшихся в неволе. Четырьмя годами позже, в 2015-м, ученым удалось зафиксировать на видео еще один навык новокаледонских воронов. Оказалось, эти птицы умеют сгибать веточки в форме крючка, чтобы затем доставать ими еду из трещин в древесной коре и ворошить опавшую листву в поисках чего-нибудь вкусного.
Новокаледонские вороны решают задачки на уровне пятилетних детей!
В 2012 г. подобные навыки зафиксировали и у новозеландских попугав. Чтобы добыть необходимый для организма кальций, птицы брали в клюв финиковые косточки или мелкую гальку и терли ими ракушки моллюсков, которые лежали на дне клетки, а получившийся порошок слизывали. Жили пернатые в одном из британских природных парков, и в их компанию периодически попадали новички. Старожилы даже обучали новеньких этому «искусству»: брали в клюв орудие и показывали, как с ним обращаться.
Орудиями труда пользуются даже беспозвоночные, в частности осьминоги. В 2009 г. ученым удалось снять такие сюжеты. Осьминоги приспособились использовать в качестве защиты скорлупу кокосовых орехов. Интересно, что эту «броню» моллюски переносят с места на место, для чего им приходится проделывать непростые манипуляции. Сперва осьминог подыскивает хорошую скорлупу (или две – такое тоже случается).
Для этого он промывает находку. Отыскав нужную, помещает в нее свое тело, а если половинок две, складывает их одна в другую. Забравшись в скорлупу, он выдвигает щупальца и перемещается, перебирая ими. Дойдя до точки назначения, моллюск закапывается в песок и укрывается «панцирем». А при необходимости может залезть в одну половинку и накрыться другой.
В том же году ученые смогли задокументировать, как орудием труда пользовалась рыба. Тихоокеанская рыбка Choerodon anchoago, чтобы открыть ракушку моллюска, пользовалась камнем, причем не первым попавшимся. Она находила раковину и отправлялась на поиски подходящего камня и, найдя, принималась бить о него панцирем беспозвоночного, пока он не открывался. И, конечно, использование орудий труда свойственно приматам. Так, шимпанзе не только используют орудия труда, но и перенимают у сородичей максимально эффективные способы их применения.
Получив орудие труда, обезьяны учатся эффективно его применять
Обезьяны бонобо используют для решения разных задач различные инструменты. Когда им предложили достать еду из-под завала, для удаления слоя камней они воспользовались оленьими рогами, почву разрыхляли короткими ветками, а копали – длинными. Самка бонобо, жившая в зоопарке, для отпугивания назойливых исследователей изготовила некое подобие копья: сняла с длинной палки сучки и кору, а затем заточила зубами. При этом, как уверены ученые, животное позаимствовало идею у служащих зоопарка, которые пользовались подобными приспособлениями.
Капуцины не просто пользуются камнями, чтобы разбивать орехи, но еще и анализируют эффективность своих действий. Эти обезьянки после каждого удара проверяют, насколько успешным он был, и меняют тактику, чтобы добиться результата поскорее.
Пункт №3: Биологические и духовные потребности
Принято считать, что наряду с биологическими потребностями человек также удовлетворяет социальные и духовные. Этому противопоставляется стремление удовлетворить только биологические у животных. Но и это не совсем так. Есть ли у животных духовные потребности – сложный вопрос. Однако то, что они не ограничиваются только биологическими, у ученых уже сомнения не вызывает.
Так, животные определенно способны испытывать то, что люди называют эмоциями. Коты испытывают удовольствие от поглаживаний. В 2001 г. ученые обнаружили, что лабораторным крысам нравится щекотка. Животные даже реагировали на нее попискиваниями, немного напоминающими смех. Правда, услышать этого невозможно – крысы «смеялись» на частотах, которые не воспринимаются человеческим ухом.
Доказано, что собаки испытывают ревность — а значит, и другие эмоции
Ученым также удалось экспериментально доказать, что собаки испытывают ревность. В 2014 г. исследователи из Калифорнийского университета провели тест на 36 собаках. У каждой из них появилось три «конкурента» – мягкая игрушка, ведерко в виде тыквы и анимированный пластиковый пес. С последним хозяин должен был «общаться»: гладить, разговаривать, читать книги.
В ходе эксперимента собаки злились и были агрессивными, почти треть из них – 30% – изо всех сил старались привлечь внимание хозяина, а четверть даже огрызались на игрушку. Ведерко посчитали опасным только 1% подопытных шариков. Что интересно, несмотря на определенно искусственный характер игрушки, абсолютное большинство собак – 86% – понюхали ее под хвостом, как они делают это с сородичами. Очевидно, бобики приняли «соперников» за настоящих животных.
Пожалуй, наиболее показательным будет в этом плане отношение к сексу. Инстинкт размножения – самый сильный, ведь он обеспечивает выживание вида. Однако многочисленные исследования подтверждают, что животные предаются плотским утехам вовсе не только для продолжения рода, но и для удовольствия. Так, к примеру, самки обезьян бонобо и белолицых капуцинов совокупляются с самцами не только в тот период, когда готовы к оплодотворению.
Дельфины тоже занимаются сексом для удовольствия. Самки этих млекопитающих способны выносить и родить малыша только один раз в несколько лет, а вот случаи близости между особями происходит гораздо чаще. Среди них также распространены гомосексуальность и контакты между особями разного возраста, когда одна из них еще не готова к выполнению репродуктивной функции. Случаи гомосексуальности встречаются и у тех же бонобо, белолицых капуцинов и бурых медведей.
Дельфины занимаются сексом отнюдь не только для продления рода!
Пример дельфинов показателен еще в одном плане. Животные, обитающие в неволе, замечены в попытках вступить в близкую связь с представителями других видов. Ученые заметили, что дельфины могут «предлагать» своим соседям секс. Братья наши меньшие практикуют и оральные ласки. Ученые зафиксировали такое поведение у уже упомянутых бурых медведей, приматов, коз, гепардов, летучих мышей, львов, пятнистых гиен и овец.
Человек VS животное: кто победит?
Создавать культуру и творить для собственного удовольствия, как видим, животные пока не умеют. Или мы просто об этом не знаем? Наука развивается, исследователи обнаруживают все новые и новые удивительные подробности из жизни наших соседей по планете. Например, поведение осьминогов, рыб, дельфинов и китообразных долгое время оставалось загадкой. Все потому, что техника не позволяла наблюдать за ними в естественной среде и так, как того хотелось ученым.
Но время идет, технологии совершенствуются, и вот уже исследователи могут заглянуть в самые потаенные уголки мироздания. Даже прикрепить крошечные камеры к птичьим хвостам, как это случилось с новокаледонскими воронами. Три из пяти мифов о различии людей и животных уже развеяны. Кто знает, может быть, революционные новости, которые разнесут в пух и прах оставшиеся два, появятся уже завтра? Кто знает. Да и так ли это важно?
С каждым годом ученые узнают о разуме животных все больше
Вряд ли кто-то из нас окажется принципиально лучше и совершеннее. Человек освоил ближайшее космическое пространство – и при этом бессилен перед лицом супербактерии, которая возникла из-за бездумного приема антибиотиков им же самим. Люди придумали совершеннейшие метеостанции – и продолжают гибнуть от цунами и извержений вулканов, хотя животные узнают о предстоящем бедствии гораздо раньше и успевают спастись. Сложнейшая структура человеческих отношений все равно не в силах потягаться с идеальной иерархией, выстроенной пчелиными семьями и муравейниками.
Человек – всего лишь часть животного мира. Так что, пожалуй, самым разумным было бы считать гомо сапиенс составляющей природного разнообразия. Совершенной, прекрасной и заслуживающей существования и развития – но не больше, чем того заслуживают синий кит или мельчайшая гусеница. Потому что именно разнообразие обеспечивает жизни на Земле стабильность и продолжение. А к этому стремятся и растения, и животные, и люди. Основного инстинкта пока никто не отменял.
slygod.com
Отличие деятельности человека от активности животных
Количество просмотров публикации Вопрос 4: Отличие деятельности человека от активности животных — 849
Основные виды человеческой деятельности: игра, учение, труд, общение
Деятельность имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких уровней. Перечислим их, двигаясь сверху вниз:
1. Уровень особых видов деятельности, определяемых мотивами
2. Уровень действий (процесс, направленный на реализацию цели)
3. Уровень операций, отражает условия достижения цели, способ осуществления
4. Уровень психофизиологических функций. Здесь подразумевается физиологическое обеспечение психических процессов. К ним относится ряд способностей нашего организма, к примеру, к ощущению, к движению, к образованию и фиксации следов прошлых воздействий. Соответственно выделяют :сенсорную, моторную, мнемическую функции. Οʜᴎ достаются субъекту деятельности от природы, он ничего не должен делать, чтобы их иметь.
Различают действия :сенсорные —действия по восприятию объекта͵ моторные —двигательные, волевые, мнемические (действия памяти), внешние предметные —действия, направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира, умственные —выполняемые во внутреннем плане сознания.
(А.Н. Леонтьев ʼʼпроблемы развития психикиʼʼ)
1. Деятельность животных является инстинктивно-биологической, ᴛ.ᴇ. Деятельность животного осуществляется по отношению к предмету жизненной биологической потребности. (следовательно, возможности психического отражения животными окружающей действительности являются принципиально ограниченными)
2. У животных не существует устойчивого объективно-предметного отражения действительности.
3. Животные не отделяют объективный предмет от своего отношения к нему.
4. Отношения животных к себе подобным не отличаются от отношений к другим внешним объектам.
5. У животных нет общества, общение животных и по своему содержанию, и по характеру осуществляющих его процессов происходит в пределах их инстинктивной деятельности
6. У животных нет разделения труда ( у обезьян есть подобие разделения труда, но оно определяется биологическими причинами, а не объективными условиями, которые складываются в развитии самой деятельности).
7. У животных нет и самого труда — процесса по самой природе своей общественного.
Переход к человеческому сознанию, в базе которого лежит переход к человеческим формам жизни, к человеческой, общественной по природе своей, трудовой деятельности, связан не только с изменениями принципиального строения деятельности, но и возникновением новой формы отражения действительности.
Главное состоит в том, что с переходом к человеку меняются и сами законы, управляющие развитием психики :
· У животных — законы биологической эволюции,
· У человека — законы общественно-исторического развития.
referatwork.ru
Leave A Comment