Тестовые задания

для электронного кампуса МЭСИ

_____________________________________________

Тест №1. Политико-властные отношения и их особая роль

в жизнедеятельности общества

1. Политические отношения – это:

а) Отношения между людьми в процессе производства материальных и нематериальных ценностей и благ

б) Различия в восприятии людьми политических явлений и процессов, проявляющиеся в разных типах политического поведении

+в) Все многообразие форм взаимодействия субъектов политики по поводу власти в диапазоне – от сотрудничества до противоборства

2. Из приведенных ниже суждений, реальной истории возникновения политики соответствует:

а) Политики (правители) появились, потому, что сильно стремление отдельных людей к власти

+б) Политика – результирующий продукт усложнения отношений между людьми, связанного с возникновением семьи, частной собственности и государства

в) Политику выдумали древние мудрецы, решившие облагодетельствовать человечество намного веков вперед

г) Политику привнесли в общественную жизнь политические партии и их харизматические лидеры

3. Политика — это:

а) Универсальный способ самовыражения и самореализации личности

+б) Деятельность по организации совместной жизни людей в обществе

в) Сфера духовной жизни

г) Основной вид жизнедеятельности народных масс

4. С точки зрения демократически организованного общества потребность в политике обусловливается необходимостью:

а) Подавления имущими классами неимущих слоев и классов

+б) Перераспределения жизненных благ и осуществление принципа социальной справедливости

в) Ограничения неотчуждаемых прав и свобод личности в интересах общества

г) Силового подчинения воли одних людей воле других

5. Относятся к первичным (социальным) субъектам политики:

а) Средства массовой информации

+б) Нации и народности

в) Религиозные организации

г) Лоббистские структуры

6. В современном обществе с его исключительно сложной социальной организацией и наличием публичной власти в лице государства очень трудно найти явления и процессы, абсолютно свободные от политических оттенков и влияния. Другое дело, мера «политичности». Она у всех разная. Наиболее ярко данная черта выражена в деятельности такого института, как:

а) Профсоюз

б) Армия

+в) Партия

г) СМИ

7. В качестве субъектов политики статичным консерватизмом, т.е. неприятием и сопротивлением переменам, характеризуется:

+а) Государство

б) Электорат

в) Личность

г) Лобби

8. По такому критерию, как сферы общественной жизни, различают политику:

а) Внутреннюю

б) Государственную

+в) Национальную

г) Демократическую

9. Утверждения: 1) Взаимоотношения политики с другими сферами общественной жизни строятся на причинно-следственных связях, т.е. взаимовлиянии политики и внешней среды; 2) Политика – самоопределяющаяся область общественной жизни и факторы внешней среды практически не играют в ней никакой роли

а) Оба верны

б) Оба не верны

+в) Верно только первое

г) Верно только второе

10. Взаимодействие политики и экономики в разных общественных системах разное. В условиях рынка:

а) Политика выступает концентрированным выражением экономики

б) Экономика суть концентрированное выражение политики

+в) Экономика и политика – две одновременно независимые, зависимые и взаимозависимые сферы жизнедеятельности социума

11. Командно-административная экономика – это экономика, которая строится:

а) На многообразии форм собственности

+б) На подчинении экономики политике

в) На конкурентной борьбе за частную прибыль

г) На свободном труде

12. По отношению к механизмам саморегуляции рынка цель государственного вмешательства в хозяйственную жизнь заключается:

а) В их разрушении и замене на командно-административные методы

б) В создании условий для абсолютно свободного функционирования и саморазвития

+в) В упорядочении и юридически-правовом «обрамлении»

13. Возмездный переход предприятий из рук частных предпринимателей в государственную собственность составляет суть процесса:

+а) Национализации

б) Экспроприации

в) Приватизации

г) Огосударствления

14. Не относится к экономическим средствам и методам государственного регулирования хозяйственной сферы:

а) Налогообложение

+б) Указ президента

в) Стандартизация продукции

г) Квотирование экспорта

15. Свобода частного предпринимательства входит в число неотчуждаемых прав и свобод личности и предстает как:

а) Свобода, не ограниченная ничем, кроме закона, стоящего на страже интересов других

б) Свобода везде и любой ценой делать деньги, получать прибыль, приращивать капитал

+в) Свобода с выгодой для себя создавать общественно значимые материальные и нематериальные ценности

г) Свобода как право на девиацию (отклоняющееся поведение) в тех сферах, которые не регулируются законом

16. Не свойственно политике государства в рыночной экономической системе:

а) Обеспечение правовой основы деятельности хозяйствующих субъектов

б) Поддержка незащищенных слоев населения

+в) Установление максимально допустимых объемов производства для частных фирм и корпораций

г) Выпуск в обращение денежных знаков

17. Уровень функционирования идеологии, на котором она непосредственно связана с практической деятельностью организованных политических сил и классов, относится к разряду:

а) Теоретико-концептуального

+б) Программно-политического

в) Актуализированного

18. Определение власти, полнее всего раскрывающее ее сущность:

а) Власть есть возможность индивида осуществлять свою волю вопреки сопротивлению других

+б) Власть — не просто способ воздействия на кого-либо, а действие как процесс, направленный на изменение (чего-либо или кого-либо)

в) Власть — это средство достичь блага в будущем

г) Власть – это безличное свойство системы

19. Трактовка власти как средства обуздания природной агрессивности человека составляет суть концепции происхождения этого феномена:

а) Теологической

б) Бихевиористской

в) Психологической

+г) Биологической

20. Власть не вещь, которой обладают. И не собственность одного индивида или группы. Власть – это всегда отношение, которое предполагает:

а) Независимость взаимодействующих сторон

б) Зависимость одной из них от другой

+в) Их взаимозависимость

21. Когда управляемый верит, что управляющий имеет право отдавать приказания, и что его долг — подчиняться им, то такая власть называется:

а) Харизматической

б) Принуждающей

в) Вознаграждающей

+г) Легитимной

22. Высшее качество и наибольшую эффективность власти придает:

а) Сила

+б) Знание

в) Богатство

г) Престиж

23. Харизма – это:

а) Любовь к представителям власти или иерархам церкви

+б) Вера в исключительные качества и величие вождя

в) Способность одного человека повелевать другим

г) Имидж («общественное лицо») политического лидера

24. Политическая власть и государственная власть:

а) Понятия, которые ни как не связаны друг с другом

б) Являются понятиями одного смыслового ряда, т.е. синонимы

в) Политическая власть — ядро государственной власти

+г) Государственная власть – ядро политической власти

25. То обстоятельство, что государственная власть выступает от имени всего общества, предопределяет такую специфическую ее черту, как:

а) Всеобщность

б) Верховенство

+в) Публичность

г) Моноцентризм

26. Одним из исходных понятий, характеризующих государственную власть, является понятие политического господства. Это понятие означает:

а) Использование власти в виде орудия подавления одного класса другим

+б) Создание «властной вертикали» и закрепление в обществе отношений командования и подчинения

в) Институционализацию системы привилегий для правящей элиты

г) Способ распределение в обществе социальных позиций и благ

21. Относится к функциям власти:

а) Право

б) Поощрение

+в) Контроль

г) Насилие

27. Легитимность власти, основанная на праве наследования престола:

а) Династическая

б) Монархическая

+в) Традиционная

г) Демократическая

28. На рационально-правовой легитимности основывается власть:

а) Наследственных монархов

б) Вождей в странах социализма

в) Военных диктаторов

+г) Президентов в демократических республиках

29. Если власть, сформировавшаяся демократическим путем, оказывается неспособной справиться с кризисными явлениями и поддерживать в обществе стабильность и порядок, то в данном случае имеет место дефицит легитимности:

а) Рационально-правовой

б) Идеологической

+в) Технократической

г) Онтологической

30. Власть в современной России проявляется, прежде всего, как власть:

а) Деперсоницифицированная — коллегиальная

б) Либерально-демократическая

в) Технократически – легитимная

+г) Авторитарно-бюрократическая

31. Социально активный тип личности, живущей для политики, и за счет политики, — это тип:

а) Партийного активиста

б) Общественного деятеля

+в) Профессионального политика

г) Государственного служащего

32. Из трех приведенных ниже определений наиболее точно отражает суть лидерства:

а) Власть, с целью побуждения людей к определенным действиям

+б) Процесс социальной организации и руководства

в) Функция личности, обладающей определенными чертами

г) Фокус (центр притяжения) группового процесса

33. «Власть даже пустого человека наполняет содержанием». Данное утверждение, принадлежащее немецкому писателю Л. Фейхтвангеру, выводится из лидерства:

а) Корпоративного

б) Харизматического

в) Традиционного

+г) Управленческого

34. Концепция лидера-сверхчеловека, возвышающегося над массой «простых смертных» и стоящего «по ту сторону добра и зла», принадлежит:

а) Н.Макиавелли

+б) Ф.Ницше

в) К.Марксу

г) А.Гитлеру

35. Тип лидеров, к которому относятся такие исторические фигуры, как В.И.Ленин, Мартин Лютер Кинг, аятолла Хомейни:

+а) «Знаменосцы-идеологи»

б) «Коммивояжеры-торговцы»

в) «Марионетки-служители»

г) Лидеры — «пожарники»

36. Под политической элитой как групповым лидерством понимается:

а) Организационно упорядоченная группа, объединяющая приверженцев той или иной идеологии и служащая для борьбы за власть

+б) Привилегированное меньшинство, непосредственно участвующее в принятии важнейших политических решений

в) Группа давления, воздействующая на власть с целью обеспечения специфических интересов той или иной общности людей (профессиональной, этнической и т.д.)

г) Сообщество государственных чиновников и служащих

37. В качестве синонима понятию «оппозиционная элита» соответствует понятие:

а) Субэлита

б) Правящий класс

+в) Контрэлита

г) Политический истеблишмент

studfiles.net

Тест №1. Политико-властные отношения и их особая роль в жизнедеятельности общества 1

Тестовые задания

для электронного кампуса МЭСИ

_____________________________________________

Тест №1. Политико-властные отношения и их особая роль

в жизнедеятельности общества
1. Политические отношения – это:

а) Отношения между людьми в процессе производства материальных и нематериальных ценностей и благ

б) Различия в восприятии людьми политических явлений и процессов, проявляющиеся в разных типах политического поведении

+в) Все многообразие форм взаимодействия субъектов политики по поводу власти в диапазоне – от сотрудничества до противоборства

^

а) Политики (правители) появились, потому, что сильно стремление отдельных людей к власти

+б) Политика – результирующий продукт усложнения отношений между людьми, связанного с возникновением семьи, частной собственности и государства

в) Политику выдумали древние мудрецы, решившие облагодетельствовать человечество намного веков вперед

г) Политику привнесли в общественную жизнь политические партии и их харизматические лидеры

^

а) Универсальный способ самовыражения и самореализации личности

+б) Деятельность по организации совместной жизни людей в обществе

в) Сфера духовной жизни

г) Основной вид жизнедеятельности народных масс

^

а) Подавления имущими классами неимущих слоев и классов

+б) Перераспределения жизненных благ и осуществление принципа социальной справедливости

в) Ограничения неотчуждаемых прав и свобод личности в интересах общества

г) Силового подчинения воли одних людей воле других

^

а) Средства массовой информации

+б) Нации и народности

в) Религиозные организации

г) Лоббистские структуры

6. В современном обществе с его исключительно сложной социальной организацией и наличием публичной власти в лице государства очень трудно найти явления и процессы, абсолютно свободные от политических оттенков и влияния. Другое дело, мера «политичности». Она у всех разная. Наиболее ярко данная черта выражена в деятельности такого института, как:

а) Профсоюз

б) Армия

+в) Партия

г) СМИ

^

+а) Государство

б) Электорат

в) Личность

г) Лобби

^

а) Внутреннюю

б) Государственную

+в) Национальную

г) Демократическую

9. Утверждения: 1) Взаимоотношения политики с другими сферами общественной жизни строятся на причинно-следственных связях, т.е. взаимовлиянии политики и внешней среды; 2) Политика – самоопределяющаяся область общественной жизни и факторы внешней среды практически не играют в ней никакой роли

а) Оба верны

б) Оба не верны

+в) Верно только первое

г) Верно только второе

^

а) Политика выступает концентрированным выражением экономики

б) Экономика суть концентрированное выражение политики

+в) Экономика и политика – две одновременно независимые, зависимые и взаимозависимые сферы жизнедеятельности социума

^

а) На многообразии форм собственности

+б) На подчинении экономики политике

в) На конкурентной борьбе за частную прибыль

г) На свободном труде

^

а) В их разрушении и замене на командно-административные методы

б) В создании условий для абсолютно свободного функционирования и саморазвития

+в) В упорядочении и юридически-правовом «обрамлении»

^

+а) Национализации

б) Экспроприации

в) Приватизации

г) Огосударствления

^

а) Налогообложение

+б) Указ президента

в) Стандартизация продукции

г) Квотирование экспорта

^

а) Свобода, не ограниченная ничем, кроме закона, стоящего на страже интересов других

б) Свобода везде и любой ценой делать деньги, получать прибыль, приращивать капитал

+в) Свобода с выгодой для себя создавать общественно значимые материальные и нематериальные ценности

г) Свобода как право на девиацию (отклоняющееся поведение) в тех сферах, которые не регулируются законом

^

а) Обеспечение правовой основы деятельности хозяйствующих субъектов

б) Поддержка незащищенных слоев населения

+в) Установление максимально допустимых объемов производства для частных фирм и корпораций

г) Выпуск в обращение денежных знаков

17. Уровень функционирования идеологии, на котором она непосредственно связана с практической деятельностью организованных политических сил и классов, относится к разряду:

а) Теоретико-концептуального

+б) Программно-политического

в) Актуализированного

^

а) Власть есть возможность индивида осуществлять свою волю вопреки сопротивлению других

+б) Власть — не просто способ воздействия на кого-либо, а действие как процесс, направленный на изменение (чего-либо или кого-либо)

в) Власть — это средство достичь блага в будущем

г) Власть – это безличное свойство системы

^

а) Теологической

б) Бихевиористской

в) Психологической

+г) Биологической

^

а) Независимость взаимодействующих сторон

б) Зависимость одной из них от другой

+в) Их взаимозависимость

^

а) Харизматической

б) Принуждающей

в) Вознаграждающей

+г) Легитимной

^

а) Сила

+б) Знание

в) Богатство

г) Престиж

23. Харизма – это:

а) Любовь к представителям власти или иерархам церкви

+б) Вера в исключительные качества и величие вождя

в) Способность одного человека повелевать другим

г) Имидж («общественное лицо») политического лидера

^

а) Понятия, которые ни как не связаны друг с другом

б) Являются понятиями одного смыслового ряда, т.е. синонимы

в) Политическая власть — ядро государственной власти

+г) Государственная власть – ядро политической власти

^

а) Всеобщность

б) Верховенство

+в) Публичность

г) Моноцентризм

^

а) Использование власти в виде орудия подавления одного класса другим

+б) Создание «властной вертикали» и закрепление в обществе отношений командования и подчинения

в) Институционализацию системы привилегий для правящей элиты

г) Способ распределение в обществе социальных позиций и благ

^

а) Право

б) Поощрение

+в) Контроль

г) Насилие

27. Легитимность власти, основанная на праве наследования престола:

а) Династическая

б) Монархическая

+в) Традиционная

г) Демократическая

^

а) Наследственных монархов

б) Вождей в странах социализма

в) Военных диктаторов

+г) Президентов в демократических республиках

29. Если власть, сформировавшаяся демократическим путем, оказывается неспособной справиться с кризисными явлениями и поддерживать в обществе стабильность и порядок, то в данном случае имеет место дефицит легитимности:

а) Рационально-правовой

б) Идеологической

+в) Технократической

г) Онтологической

^

а) Деперсоницифицированная — коллегиальная

б) Либерально-демократическая

в) Технократически – легитимная

+г) Авторитарно-бюрократическая

^

а) Партийного активиста

б) Общественного деятеля

+в) Профессионального политика

г) Государственного служащего

^

а) Власть, с целью побуждения людей к определенным действиям

+б) Процесс социальной организации и руководства

в) Функция личности, обладающей определенными чертами

г) Фокус (центр притяжения) группового процесса

^

а) Корпоративного

б) Харизматического

в) Традиционного

+г) Управленческого

^

а) Н.Макиавелли

+б) Ф.Ницше

в) К.Марксу

г) А.Гитлеру

^

+а) «Знаменосцы-идеологи»

б) «Коммивояжеры-торговцы»

в) «Марионетки-служители»

г) Лидеры — «пожарники»

^

а) Организационно упорядоченная группа, объединяющая приверженцев той или иной идеологии и служащая для борьбы за власть

+б) Привилегированное меньшинство, непосредственно участвующее в принятии важнейших политических решений

в) Группа давления, воздействующая на власть с целью обеспечения специфических интересов той или иной общности людей (профессиональной, этнической и т.д.)

г) Сообщество государственных чиновников и служащих

^ :

а) Субэлита

б) Правящий класс

+в) Контрэлита

г) Политический истеблишмент

^

а) Президентом и его окружением

б) Спикерами обеих палат и руководителями наиболее влиятельных парламентских фракций

в) Депутатами и выборными должностными лицами

+г) Высшими государственными служащими

^

а) Управление

+б) Руководство

в) Администрирование

г) Политический менеджмент

^

а) Происходит коренной разрыв между старой и новой элитой и вся старая элита «выбрасывается на свалку истории»

б) Новая элита предает «анафеме» и отвергает до основания ценности и традиции старой элиты

+в) Старая элита не полностью покидает историческую сцену — большая или меньшая ее часть, так или иначе, входит в новую элиту
Тест №2. Политические системы и политические режимы

^

а) Одного смыслового ряда, т.е. синонимы

+б) Второе относится к первому, как часть целого

в) Наоборот. Первое – часть второго

^

а) Структурно-функциональную организацию государственной власти

б) Систему участвующих в процессах формирования и отправления власти политических партий

+в) Совокупность всех политических взаимодействий, включающих власть и руководство, посредством которых обеспечивается жизнь социума как дифференцированного множества

г) Инфраструктуру массово организованных групп интересов и групп давления

^

+а) Функциональное

б) Социальное

в) Культурное

г) Конфессиональное

^

а) Представительная

б) Интегративная

+в) Коммуникативная

г) Распределительная

^

+а) Система представительных органов власти

б) Политическая профессиональная этика

в) Система политических коммуникаций

г) Банковская система

^

а) Кабинет министров

+б) Государственная служба безопасности

в) Парламентское лобби

г) Легальная оппозиция

^

а) Мегавласти

+б) Мезовласти

в) Микровласти

^

а) Своевременная уплата налогов

б) Труд на общественных началах

в) Законопослушание

userdocs.ru

Онлайн-тест МФПУ «Политология» |

В либеральной традиции государство трактуется как …
  • государство-бюрократия
  • комитет по управлению делами имущих классов
  • верховный социальный арбитр
  • орудие социального господства
В рамках своих статусных полномочий Президент РФ имеет право распустить нижнюю палату парламента и назначить новые выборы в случае …
  • введения в стране чрезвычайного положения
  • выдвижения палатой обвинения против Президента РФ в государственной измене
  • выражения вотума недоверия Правительству РФ
  • принятия закона, противоречащего Конституции РФ
В РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет …
  • прокуратура
  • Омбудсмен (уполномоченный по правам человека)
  • суд
  • Министерство юстиции
Власть не вещь, которой обладают, и не собственность одного индивида или группы – это всегда отношение, которое предполагает …
  • зависимость одной из взаимодействующих сторон от другой
  • взаимозависимость взаимодействующих сторон
  • независимость взаимодействующих сторон
Высшее качество и наибольшую эффективность власти придает …
  • знание
  • богатство
  • харизма
  • сила
Говоря о взаимодействии политики и экономики в условиях рынка, можно утверждать, что …
  • политика выступает концентрированным выражением экономики
  • экономика и политика – две одновременно независимые, зависимые и взаимозависимые сферы жизнедеятельности социума
  • экономика суть концентрированное выражение политики
Говоря о политической системе как наиболее широком понятии политической науки, обычно имеют в виду …
  • систему государственного устройства
  • совокупность всех политических взаимодействий, включающих власть и руководство, посредством которых обеспечивается жизнь социума как дифференцированного множества
  • систему политических партий, участвующих в процессах формирования и отправления власти
Гражданин РФ, …, не имеет права баллотироваться на выборные государственные должности
  • имеющий двойное (или множественное) гражданство
  • который является кадровым военным
  • в отношении которого возбуждено уголовное дело
  • работающий за рубежом
Действительно свободные соревновательные выборы предполагают …
  • полное (и равное по объему) государственное финансирование всех зарегистрированных участников электоральной борьбы и запрет всех других его форм
  • свободу самоопределения каждого потенциального избирателя в своей позиции по отношению к выборам
  • открытое голосование
  • дифференциацию кандидатов в правах на информацию и возможность вести пропаганду во время избирательной кампании
Если власть, сформировавшаяся демократическим путем, оказывается неспособной справиться с кризисными явлениями и поддерживать в обществе стабильность и порядок, то в данном случае имеет место дефицит … легитимности
  • технократической
  • онтологической
  • рационально-правовой
  • идеологической
Знания о мире политического характеризуют политическую культуру через призму … ориентации
  • оценочной
  • аффективной
  • поведенческой
  • познавательной
Изначально процесс формирования новой политической элиты в России шел за счет …
  • старой номенклатуры, облаченной в новые идеологические и лексические одежды («демократов поневоле»)
  • смычки номенклатурщиков-прагматиков («демократов по обстоятельствам») с оппозицией
  • оппозиции, пришедшей к власти на волне «борьбы с коммунизмом»
Легитимность власти, основанная на праве наследования престола,– …
  • демократическая
  • династическая
  • традиционная
  • монархическая
Максима «Капитализм – путь социального регресса, ведущий к национальной катастрофе» – кредо партии …
  • КПРФ
  • «Патриоты России»
  • «Справедливая Россия»
  • «Правое дело»
Можно утверждать, что политическое сознание …
  • включает как теоретические, так и стихийно возникшие представления и установки
  • это основная форма общественного сознания
  • содержит в себе только передовые научные знания
  • не бывает индивидуальным – оно всегда групповое и массовое
Надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми гражданами, организациями и должностными лицами – компетенция, прежде всего, …
  • Министерства юстиции РФ
  • органов прокуратуры
  • Конституционного суда РФ
  • органов внутренних дел
Наиболее общее понятие, обозначающее наличие в стране трех и более политических партий,– …
  • партийно-политическая система
  • плюралистическая демократия
  • трипартизм
  • многопартийная система
Неверно, что … является базовым элементом государства
  • суверенитет
  • территория
  • население
  • партия
Неверно, что функцией, свойственной государству в рыночной экономической системе является …
  • поддержка незащищенных слоев населения
  • установление максимально допустимых объемов производства для частных фирм и корпораций
  • выпуск (эмиссия) денежных знаков
  • обеспечение правовых основ деятельности хозяйствующих субъектов

xn--4-7sbqf2d.com

Политология тесты

1. Свобода частного предпринимательства входит в число неотчуждаемых прав и свобод личности и предстает как свобода … 
(+) с выгодой для себя создавать общественно значимые материальные и нематериальные ценности 
как право на девиацию в тех сферах, которые не регулируются законом 
везде и любой ценой делать деньги, получать прибыль, приращивать капитал 
не ограниченная ничем, кроме закона, стоящего на страже интересов других 

2. То обстоятельство, что государственная власть выступает от имени всего общества, предопределяет такую специфическую ее черту, как … 
верховенство 
моноцентризм 
(+) публичность 
всеобщность 

3. Знания о мире политического характеризуют политическую культуру через призму … ориентации 
аффективной 
(+) познавательной 
поведенческой 
оценочной 

4. Реальной истории возникновения политики соответствует суждение: … 
Политики (правители) появились, потому, что сильно стремление отдельных людей к власти 
Политику привнесли в общественную жизнь политические партии и их харизматические лидеры 
(+) Политика – результирующий продукт усложнения отношений между людьми, связанного с возникновением семьи, частной собственности и государства 
Политику выдумали древние мудрецы, решившие облагодетельствовать человечество намного веков вперед 

5. По отношению к отцу-основателю советского государства В.И. Ленину Б.Н. Ельцин предстает в облике … 
лидера-охранителя 
лидера-ренегата 
лидера-последователя 
(+) лидера-реформатора 

6. Под политической элитой как групповым лидерством понимается … 

организационно упорядоченная группа, объединяющая приверженцев той или иной идеологии и служащая для борьбы за власть 
группа давления, воздействующая на власть с целью обеспечения специфических интересов той или иной общности людей (профессиональной, этнической и т.д.) 
(+) привилегированное меньшинство, непосредственно участвующее в принятии важнейших политических решений 

7. В РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет … 
прокуратура 
Министерство юстиции 
(+) суд 
Омбудсмен (уполномоченный по правам человека) 

8. В зависимости от места, которое партия занимает в политической системе, различают партии: 
Идеологические и прагматические 
(+) Правящие и оппозиционные 
Кадровые и массовые 
Автократические и демократические 

9. Партии, находящиеся в оппозиции: 
Вообще не обладают политической властью 
(+) Обладают, но в масштабах, меньших, чем правящие партии 
Имеют объем власти, не уступающий объему власти правящих партий 

10. Стремясь объединить различные слои населения вокруг своей программы, партия тем самым выполняет функцию: 
Социального представительства 
(+) Социальной интеграции 
Социальной адаптации 
Социальной стратификации 

11. Наиболее общее название партийно-политической системы, обозначающее наличие в стране трех и более партий: 
Плюралистическая 
(+) Многопартийная 
Гетерогенная 
Дихотомическая 

12.Самой высокой стабильностью характеризуется правительство: 
При многопартийной системе без доминирующей партии 
Многопартийной системе с доминирующей партией 
Системе «двух с половиной партий» 
(+) Бипартизме 

13. Однопартийная система и демократия: 
Понятия, которые вполне совместимы друг с другом 
Понятия, которые, если и совместимы, то лишь отчасти 
(+) Понятия, которые несовместимы вовсе 

14. Политический рынок очень часто определяют как «рынок власти». Основными производителями политического товара на этом рынке выступают: 
(+) Политические партии 
Государственные органы 
Избиратели 
Лоббистские структуры

15. В либеральной традиции государство трактуется как …

государство-бюрократия

комитет по управлению делами имущих классов

верховный социальный арбитр +

орудие социального господства


16. В рамках своих статусных полномочий Президент РФ имеет право распустить нижнюю палату парламента и назначить новые выборы в случае …

введения в стране чрезвычайного положения

выдвижения палатой обвинения против Президента РФ в государственной измене

выражения вотума недоверия Правительству РФ

принятия закона, противоречащего Конституции РФ


17. В РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет …

прокуратура

Омбудсмен (уполномоченный по правам человека)

суд

Министерство юстиции


18. Власть не вещь, которой обладают, и не собственность одного индивида или группы – это всегда отношение, которое предполагает …

зависимость одной из взаимодействующих сторон от другой

взаимозависимость взаимодействующих сторон

независимость взаимодействующих сторон


19. Высшее качество и наибольшую эффективность власти придает …

знание +

богатство

харизма

сила


20. Говоря о взаимодействии политики и экономики в условиях рынка, можно утверждать, что …

политика выступает концентрированным выражением экономики

экономика и политика – две одновременно независимые, зависимые и взаимозависимые сферы жизнедеятельности социума

экономика суть концентрированное выражение политики


21. Говоря о политической системе как наиболее широком понятии политической науки, обычно имеют в виду …

систему государственного устройства

совокупность всех политических взаимодействий, включающих власть и руководство, посредством которых обеспечивается жизнь социума как дифференцированного множества

систему политических партий, участвующих в процессах формирования и отправления власти


22. Гражданин РФ, …, не имеет права баллотироваться на выборные государственные должности

имеющий двойное (или множественное) гражданство +

который является кадровым военным

в отношении которого возбуждено уголовное дело

работающий за рубежом


23. Действительно свободные соревновательные выборы предполагают …

полное (и равное по объему) государственное финансирование всех зарегистрированных участников электоральной борьбы и запрет всех других его форм

свободу самоопределения каждого потенциального избирателя в своей позиции по отношению к выборам

открытое голосование

дифференциацию кандидатов в правах на информацию и возможность вести пропаганду во время избирательной кампании


24. Если власть, сформировавшаяся демократическим путем, оказывается неспособной справиться с кризисными явлениями и поддерживать в обществе стабильность и порядок, то в данном случае имеет место дефицит … легитимности

технократической

онтологической

рационально-правовой

идеологической


25. Знания о мире политического характеризуют политическую культуру через призму … ориентации

оценочной

аффективной

поведенческой

познавательной +


26. Изначально процесс формирования новой политической элиты в России шел за счет …

старой номенклатуры, облаченной в новые идеологические и лексические одежды («демократов поневоле»)

смычки номенклатурщиков-прагматиков («демократов по обстоятельствам») с оппозицией

оппозиции, пришедшей к власти на волне «борьбы с коммунизмом»


27. Легитимность власти, основанная на праве наследования престола,– …

демократическая

династическая

традиционная

монархическая


28. Максима «Капитализм – путь социального регресса, ведущий к национальной катастрофе» – кредо партии …

КПРФ +

«Патриоты России»

«Справедливая Россия»

«Правое дело»


29. Можно утверждать, что политическое сознание …

включает как теоретические, так и стихийно возникшие представления и установки

это основная форма общественного сознания

содержит в себе только передовые научные знания

не бывает индивидуальным – оно всегда групповое и массовое


30. Надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми гражданами, организациями и должностными лицами – компетенция, прежде всего, …

Министерства юстиции РФ

органов прокуратуры

Конституционного суда РФ

органов внутренних дел


31. Наиболее общее понятие, обозначающее наличие в стране трех и более политических партий,– …

партийно-политическая система

плюралистическая демократия

трипартизм

многопартийная система


32. Неверно, что … является базовым элементом государства

суверенитет

территория

население

партия +


33. Неверно, что функцией, свойственной государству в рыночной экономической системе является …

поддержка незащищенных слоев населения

установление максимально допустимых объемов производства для частных фирм и корпораций

выпуск (эмиссия) денежных знаков

обеспечение правовых основ деятельности хозяйствующих субъектов

kursar.ru

ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА В УСЛОВИЯХ РЫНКА

Обозреватель — Observer 2004 №3 (170)

ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА В УСЛОВИЯХ РЫНКА

Орест Муштук,

заведующий кафедрой политической социологии МЭСИ,

профессор 

Сильная власть — власть, которую не замечают

Проблема взаимоотношения политики и экономики относится к числу «вечных». Особую остроту эта проблема приобретает на так называемых «крутых поворотах» — в период коренной ломки общественных отношений, социальных структур, представлений, ценностей. Именно такой «крутой» поворотный этап (второй за одно столетие) переживает сегодня российское общество. Его движение к рынку, совершаемое по не бывалой еще в мировой истории схеме — от «социализма» назад к «капитализму» — ставит эту проблему (в том числе и особенно проблему взаимоотношения государства и бизнеса) не только в центр жарких академических споров и дискуссий. Но одновременно и в центр острейшей политической борьбы между сторонниками возврата страны к полностью (или частично) этатизированной (огосударствленной) экономике, и теми, кто выступает за максимальное ограничение государственного вмешательства в хозяйственную жизнь вплоть до полного изгнания государства из этой сферы. Исходя из «презумпции», что любое вмешательство государства в экономику — это зло, вся организация и функционирование экономики должны быть отданы на откуп «невидимой руке» рынка.

I

Что такое этатизированная экономика?

Как показал опыт СССР и других стран, входивших в мировую социалистическую систему, — это ничто иное, как концентрированное выражение политики, в рамках которой экономическая необходимость приносится в жертву политической целесообразности. Это экономика, которая всецело ориентирована на потребности идеологии и политики, а не на отдельного человека как «меры всех вещей».

В рамках исходного для такой политической экономики административно-бюрократического обобществления средств производства происходит тотальное сращивание власти и собственности. Центральным субъектом-распорядителем этой собственности и произведенного общественного продукта становится государство в лице армии чиновничества. Как результат, экономические отношения утрачивают свою «аутентичность» и принимают характер организационно-управленческих, бюрократических. Исчезает экономическая мотивация хозяйственной деятельности, предается забвению экономический интерес как главная движущая сила хозяйственного развития.

Ф.Энгельс, говоря о троякого рода воздействии государственной власти на экономическое развитие, подчеркивал: «Она может действовать в том же направлении — тогда развитие идет быстрее; она может действовать против экономического развития — тогда… у каждого крупного народа она терпит крах через известный промежуток времени; или она может ставить экономическому развитию в определенных направлениях преграды и толкать его в других направлениях. Этот случай сводится, в конце концов, к одному из предыдущих. Однако ясно, что во втором и в третьем случае политическая власть может причинить экономическому развитию величайший вред и может вызвать растрату сил и материала в массовом масштабе».

Вся история административно-бюрократического командования экономикой в СССР и в других социалистических странах в полной мере подтвердила этот вывод. Более чем убедительно было доказано, что любые попытки построить экономику на иной основе, чем конкурентная борьба за частную прибыль, рано или поздно терпят крах.

Сказанное, однако, не означает, что в противоположность этатизированной рыночная экономика, как основанная на господстве частной собственности система социального взаимодействия и общественного разделения труда, полностью исключает какое бы то ни было вмешательство государства в хозяйственную жизнь. Так называемый экономический антиэтатизм, то есть полное изгнание государства из экономики, — не более, чем социальная утопия.

Как свидетельствует опыт США и других западных стран, массированное государственное вмешательство в экономику (несмотря на формальное разделение власти и собственности) не только совместимо с демократией (в том числе экономической), но и служит гарантом сохранения гражданского общества и его институтов.

Один из корифеев американской исторической науки А.Шлезингер в этой связи отмечает: «Традиция государственного вмешательства в экономику — традиция столь же истинно американская и имеет столь же глубокие корни в национальной истории… как и соперничающая с ней традиция неограниченной свободы личного интереса и частного предпринимательства… Государственное регулирование было и остается в этом ужасном мире лучшим средством укрепления нашей демократии, продолжения наших традиций и расширения прав и свобод наших граждан».

Эту же точку зрения отстаивает видный представитель западной либеральной традиции австрийский экономист Людвиг фон Мизес, определяя государство в качестве «гаранта нормальной работы рыночной экономики». В изданной в 1999 г. в России антологии его работ есть и такие строки: «Государство при правильном использовании является основанием цивилизованного общества и кооперации. Оно самый полезный инструмент для поддержания счастья и благополучия людей». И далее: » В обществе всегда существует противоречие между индивидуальной свободой и необходимостью ограничения этой свободы ради общего блага. Мы желаем поступать так, как нам хочется, но иногда реализация наших намерений наносит ущерб другим людям. Точно также бизнесмены не очень жалуют государственный контроль над их деятельностью или законы, стесняющие свободу предпринимательства. И все же эти ограничения необходимы для защиты общества от пагубных последствий».

Следует особо подчеркнуть, что (в качестве общего правила) экономика и политика (и олицетворяющие их государство и рынок) в западных цивилизациях взаимодействуют не по законам вульгарного экономического детерминизма, трактующего политику не иначе, как «концентрированное выражение экономики». А по принципу системной взаимосвязи (системного синтеза), выступая здесь как две одновременно независимые, зависимые и взаимозависимые сферы общественного бытия, которые работают друг на друга и друг друга взаимно дополняют.

Все (или почти все) в общественной жизнедеятельности носит на себе как «печать» экономических отношений, так и политических.

И если рыночный механизм в целом неплохо выполняет свою роль регулятора экономики, то только потому, что встроен в определенные политические и правовые рамки, устанавливающие правила и пределы конкуренции, общественно приемлемые формы и технологии экономической активности.

С другой стороны, сам рынок отрезвляюще воздействует на политические институты, а также структуры гражданского общества, лимитируя амбициозные программы и требования, подчиняя поведение членов общества и самого государства экономической целесообразности, необходимости «жить по средствам» и т.д.

Проблема соотношения между политикой и экономикой — это не проблема выбора между двумя противоположностями: монополизмом (стихией) государства или монополизмом (стихией) рынка. Речь идет о поиске оптимальных форм взаимодействия того и другого, нахождении разумных пропорций между государственным регулированием и свободой частного предпринимательства. При чем эти пропорции относятся к разряду категорий, очень подвижных и постоянно изменяющихся, и, по этой причине, не могут быть установлены раз и навсегда. Если экономика процветает, то государство может позволить себе максимально «уйти» из этой сферы. В условиях же кризиса — его вмешательство в хозяйственную жизнь не может не возрастать.

II

В рыночной экономике «Обязательное» присутствие государства обусловливается целым рядом факторов. И, прежде всего, тем, что политика носит не «частный» (избирательный), а всеобщий (публичный) характер, то есть, выступает как функция управления общественными делами, функция обеспечения приоритета общих целей перед частными, интересов системы в целом перед интересами отдельных ее частей. Отсюда вытекает известное первенство политики перед экономикой. Ведь с помощью власти и имеющихся в ее распоряжении самых разнообразных средств воздействия (начиная от убеждения и кончая легитимным использованием силы), политика создает общесоциальные условия жизнедеятельности людей, заботится о целостности социальной системы, стабильности общества, нейтрализует деструктивные, дезорганизующие тенденции и т.д. Словом, обеспечивает тот необходимый минимум урегулированности и порядка, без которого эффективная хозяйственная деятельность просто не возможны.

В условиях анархии и хаоса нет места созиданию и реформам. Хаос, по общему правилу, реформировать нельзя.

Что это действительно так, весь цивилизованный мир мог убедиться на примере недавних событий в Ираке (шокирующего мародерства в Багдаде после падения режима С.Хусейна). На фоне этой вакханалии, спровоцированной исчезновением публичной власти, вряд ли кто станет отрицать, что даже плохое государство все же лучше чем анархия.

К.Маркс писал: «Урегулированность и порядок — самая суть, необходимый момент всякого способа производства, коль скоро он должен обрести общественную устойчивость и независимость от простого случая или произвола. Урегулированность и порядок являются именно формой упрочения данного способа производства и потому его относительной эмансипации от простого случая и просто произвола».

В постоянном воспроизводстве этих двух исходных общественных условий нормального функционирования экономики (урегулированности и порядка) и заключается «деловая» функция политики по отношению к ней и к бизнесу. Это — первое.

Второе — в «Капитале» К.Маркса есть такие строки: «Обеспечьте 10%, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживленным, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя под страхом виселицы».

Как показывает мировой опыт, это суждение К.Маркса отнюдь не является преувеличением. Хотя в стремлении предпринимателей получить максимальную прибыль нет ничего предосудительного, тем не менее, прибыль прибыли рознь.

Одно дело прибыль как производство и распространение с выгодой для себя продукции и услуг, нужных людям. И совершенно другое — продукции и услуг, которые хотя общественно и потребляемы, но вредны для нравственного и физического здоровья социума, обслуживающие «человеческие пороки» (порнография, алкоголь, наркотики и т.д.). Не говоря уже о таких противоправных «технологиях» делания денег, как мошенничество и обман, производство и распространение контрафактной (фальсифицированной) продукции и т.д. Получения прибыли за счет недобросовестной конкуренции (тайных договорах о монопольных ценах, квотах на продажу товаров, спекулятивной накрутки цен и тарифов и пр.).

Для предотвращения такого рода явлений и «отрезвления» бизнеса как раз и требуется государственное регулирование предпринимательской деятельности, в рамках которого свобода частного предпринимательства предстает не как всеобъемлющая и абсолютная, а исключительно как упорядоченная государством (законом) свобода. В рамках этой свободы на действия предпринимателя, на каждый вводимый им ресурс и результатирующий продукт накладываются довольно существенные правовые ограничения с тем, чтобы носители экономической власти не переступали ту черту, за которой частный интерес вступает в противоречие с общественным. А естественное для бизнеса стремление получить максимальную прибыль не выливается в делание денег любой ценой.

Как бы там ни было, но освободить бизнес от контроля со стороны государства — значит, навязать государству волю бизнеса. Марионетку (де-факто), которая будет просто фиксировать и легитимировать результаты закулисных игр олигархических бизнес-групп и кланов.

Это (в более широком смысле) значит отдавать людей на волю слепых сил рыночной стихии, без каких бы то ни было гарантий того, что их не обманут, не «кинут», не «экспроприируют» то, что было заработано в течение всей жизни.

Третье — рынок, даже самый совершенный с точки зрения экономической демократии, автоматически не обеспечивает социальной справедливости и социально справедливого распределения доходов.

По словам бывшего президента единого профцентра США АФТ-КПП Л.Керклэнда, у рынка «много ценностей, но к их числу не относится справедливость». И «если его не вынудить, он не проведет различие между занятостью и эксплуатацией».

Имея в качестве основания личную выгоду и частный интерес, рынок с неизбежностью углубляет объективно существующее социальное неравенство, которое, если его не регулировать, может привести к взрывоопасной поляризации общества с точки зрения распределения богатства и бедности.

Для того, что бы не допустить этого и обеспечить в обществе социальную стабильность государство через механизм прогрессивного налогообложения осуществляет целенаправленное перераспределение («редистрибуцию») доходов по направлению от богатых к бедным, гарантируя, тем самым, всем гражданам определенный уровень социальной защищенности, определенный уровень социальной безопасности. Памятуя о том, что, говоря словами древнекитайского философа Конфуция, «в стране, которой правят хорошо, стыдятся бедности. В стране, которой правят плохо, стыдятся богатства».

В Великобритании максимальная ставка подоходного налога равна 40%, в США — 45%, в Японии — 50%, в Германии — 55%, во Франции — 60%. Но дифференциация (разность) в доходах населения уменьшается не только за счет изъятия части доходов богатых граждан (обычно доходы беднейших групп налогом не облагаются). Но и за счет социальных субсидий — прямых и косвенных — из бюджета беднейшим слоям населения. В результате в большинстве западных стран коэффициент дифференциации снижается до соотношения 1 к 7.

При этом такого рода социально ориентированная «редистрибутивная» политика воспринимается массовым сознанием не как «грабеж среди белого дня», а как своего рода «налог на бизнес» в качестве цены за социальный мир и стабильность. Делясь с «ближними», предпринимательское сословие как бы предохраняет себя от накопления и взрывов массового недовольства среди низших социальных слоев и групп населения.

Четвертое — присутствие государства в рыночной экономике обусловливается также необходимостью производства социально значимых товаров и услуг, которые не могут быть созданы в рамках частного предпринимательства. Из-за элементарных причин: производство этих товаров и услуг либо не дает прибыли, либо велик риск не получить ее вообще (или получить, но в отдаленном будущем). Речь идет об услугах, пользование которыми непосредственно не связано с оплатой со стороны потребителя.

Это автомагистрали, библиотеки, музеи, полицейская и пожарная службы, общественные школы и медицинские учреждения и т.д.

Все эти услуги необходимы обществу, без них не возможно его нормальное функционирование на любом срезе (экономическом, социальном, культурном и.д.).

Кроме того, существуют так называемые «естественные монополии» государства, к которым относят те сферы экономической деятельности, где потребителю удобнее и выгоднее иметь одного производителя, чем несколько конкурентов (железнодорожное сообщение, телефонная сеть, городское водоснабжение, метро и др.).

В сферу особых государственных интересов обычно входят оборонные предприятия, объекты военно-стратегического назначения, отрасли и предприятия, требующие особого надзора и контроля. (Например, производство и распространение наркосодержащих препаратов, развитие атомной энергетики, и др.). А также фундаментальная наука, особо сложные, передовые наукоемкие производства, хронически убыточные отрасли и т.д.

Пятое — одной из важнейших функций государства в условиях рынка выступает защита населения от вредных, побочных последствий предпринимательской и производственной деятельности. Эти последствия охватывают здоровье людей и условия их жизни, экологию, национальную безопасность и т.д. Что бы их избежать, предупредить или уменьшить государство использует разные меры. В том числе контроль качества (стандартизацию) продукции, регулирование и стандартизацию условий найма, законодательное установление (привязанного к потребительской корзине) гарантированного минимума заработной платы, охрану окружающей среды и др.

Если же государство в этой сфере проявляет «слабость» и отдает ее на откуп рыночной стихии, то на потребительском рынке (особенно в странах с низкой покупательной способностью населения и ориентацией массового потребителя не столько на качество товара, сколько на его цену), начинает править бал «контрафакт».

Как это имеет место в современной России: по оценкам независимых экспертов, до 70% всех товаров, которые «крутятся» на отечественных рынках, именно из этой «контрафактой» серии.

Шестое — в силу несовершенства рыночного механизма с точки зрения самоорганизации и саморегулирования, развитие рыночной экономики носит циклический характер, то есть сопровождается нарушениями экономической стабильности (экономическими кризисами). И как показал еще Дж.Кейнс, без вмешательства государства эта экономика не в состоянии самостоятельно справиться с ними. В этих кризисных условиях государство выступает в качестве одного из главных «реаниматоров» деловой активности. Целенаправленно используя фискальную (бюджетную) и монетарную политику, государство способно активно воздействовать на экономически циклы: стимулировать подъем и рост производства, уменьшить безработицу, замедлить (пригасить) инфляцию и т.д.

Седьмое — непосредственно по отношению к бизнесу в функции государства входит, прежде всего, создание системы правовых гарантий предпринимательской деятельности и необходимых условий для успешного ведения дел.

В эту систему обычно включаются: конституционно закрепленное право на свободу предпринимательской деятельности, создание частных предприятий, приобретение имущества для их нормального функционирования и развития; юридическая и социальная защита интересов и прав предпринимателей, недопущение дискриминации со стороны государства, управленческих органов, должностных лиц; равное право доступа всех субъектов предпринимательской деятельности на рынок — к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам, государственным и муниципальным подрядам и заказам; недопущение монопольного положения на рынке отдельных предприятий, недобросовестной конкуренции и т.д.

III

Из всего вышесказанного вытекает только один вывод, что рыночная экономика, — это, говоря словами лауреата Нобелевской премии Василия Леонтьева, «корабль, которому нужен парус, наполняемый ветром свободного предпринимательства, и руль государственного управления». Без этой составляющей рыночная экономика — не экономика. При этом следует особо подчеркнуть, что в условиях рынка государство выступает не только как верховный (макросистемный) менеждер-управляющий общественными делами. И не только как обусловленный этим статусом «монопольный» производитель и «блюститель» узаконенных правил игры в бизнесе. Одновременно это и ответственный социальный партнер предпринимателя, берущий на себя вполне определенные обязательства, которые делают это партнерство взаимовыгодным. В этом взаимовыгодном, пусть и не совсем равноправном, партнерстве, — основной источник эффективности и рыночной экономики, и рыночной политической демократии. Ибо, если бизнес процветает, то, следовательно, процветает и государство, и наоборот.

Между тем в сегодняшней России в силу исторических традиций жесткого централизованного управления сверху и полного поглощения общества государством, взаимоотношения между этим институтом и бизнесом скорее напоминают взаимоотношения между «грабителем и жертвой», чем взаимоотношения между взаимозависимыми и равноответственными партнерами. Многочисленная «чиновничья рать», «приватизировавшая» государство в качестве «вещи для себя», смотрит на бизнес исключительно как на источник, из которого можно и должно побольше выкачать ресурсов. И при этом мало заботится о том, чтобы создавать для бизнеса нормальные условия жизнедеятельности, обеспечивать ему минимально необходимую функциональную свободу.

В стране практически полностью отсутствует необходимая для цивилизованного ведения дел система государственных политико-правовых гарантий частной собственности и частного предпринимательства. Нет работающих и равных для всех рыночных законов. Доминирует сугубо фискальная по характеру налоговая политика. Предприниматели абсолютно беззащитны перед лицом криминальных и мафиозных структур, всепоглощающей коррупции.

Очевидно, что такого рода ситуация односторонней тотальной зависимости бизнеса от «государства-бюрократии» и устанавливаемых им «рэкетирских» правил игры исключает какое бы то ни было дистанцирование бизнеса от политики и настоятельно требует его активного участия в этой сфере, чтобы, «конвертировав» сконцентрированные в его среде значительные материальные и финансовые ресурсы в ресурсы политического давления на государство, добиться того, что на Западе назвали процессом «одомашнивания клерка». То есть превратить государство и его разветвленный бюрократический аппарат из силы, стоящей над — и командующей бизнесом, в силу для него сугубо конструктивную. Институт, который, образно говоря, «не ставит бизнесу палки в колеса», а позитивно стимулирует и охраняет, обеспечивает благоприятную для ведения дел общественно-политическую среду, юридически-правовые гарантии и т.д.

Власть становиться сильной лишь тогда, когда опирается на закон, использует его умело, умно, тонко, во благо, а не во зло, проявляя при этом максимальную заботу о членах общества, обеспечивая оптимальные условия для их свободного, созидательного труда, расцвета способностей и талантов.

Самая сильная власть — это власть, которую не замечают. 


militaryarticle.ru

Политология

Тестовые задания по итоговой аттестации студентов

по курсу «Политология»

Часть А:

1. Политика — это:

а) Универсальный способ самовыражения и самореализации личности

б) Деятельность по организации совместной жизни людей в обществе

в) Сфера духовной жизни

г) Отношения людей в процессе материального производства

2. Относятся к первичных (социальных) субъектов политики:

а) Средства массовой информации

б) Социально-демографические общности

в) Массовые общественные организации и движения

г) Политические партии и избирательные блоки

3. Взаимодействие политики и экономики в разных общественных системах разное. В условиях рынка:

а) Политика выступает концентрированным выражением экономики

б) Экономика суть концентрированное выражение политики

в) Экономика и политика – две одновременно независимые, зависимые и взаимозависимые сферы жизнедеятельности социума

4. Функция, не свойственная государству в рыночной экономической системе:

а) Обеспечение правовых основ деятельности хозяйствующих субъектов

б) Поддержка незащищенных слоев населения

в) Установление максимально допустимых объемов производства для частных фирм и корпораций

г) Выпуск (эмиссия) денежных знаков

5. Определение, полнее всего раскрывающее сущность власти как социального феномена:

а) Власть есть возможность индивида осуществлять свою волю вопреки сопротивлению других

б) Власть — не просто способ воздействия на кого-либо, а действие как процесс, направленный на изменение (чего-либо или кого-либо)

в) Власть — это средство достичь блага в будущем

6. Власть не вещь, которой обладают. И не собственность одного индивида или группы. Власть – это всегда отношение, которое предполагает:

а) Независимость взаимодействующих сторон

б) Зависимость одной из них от другой

в) Их взаимозависимость

7. Высшее качество и наибольшую эффективность власти придает:

а) Сила

б) Знание

в) Богатство

г) Харизма

8. Политическая власть и государственная власть — понятия:

а) Понятия, которые ни как не связаны друг с другом

б) Являются понятиями одного смыслового ряда, т.е. синонимы

в) Политическая власть — ядро государственной власти

г) Государственная власть – ядро политической власти

9. То обстоятельство, что государственная власть выступает от имени всего общества, предопределяет такую специфическую ее черту, как:

а) Всеобщность

б) Верховенство

в) Публичность

г) Моноцентризм

10. Легитимность власти, основанная на праве наследования престола :

а) Династическая

б) Монархическая

в) Традиционная

д) Онтологическая

11. Если власть, сформировавшаяся демократическим путем, оказывается неспособной справиться с кризисными явлениями и поддерживать в обществе стабильность и порядок, то в данном случае имеет место дефицит легитимности:

а) Рационально-правовой

б) Идеологической

в) Технократической

12. Уровень функционирования идеологии, на котором она непосредственно связана с практической деятельностью организованных политических сил и классов:

а) Теоретико-концептуальный

б) Программно-политический

в) Актуализированный

13. Человек одновременно существо и экономическое, и социальное, и политическое. В роли последнего (существа политического) он предстает:

а) Как потребитель материальных благ

б) Представитель профессиональной общности

в) Партийный активист

г) Атеист

14. Из трех приведенных ниже определений наиболее точно отражает суть лидерства:

а) Власть, с целью побуждения людей к определенным действиям

б) Процесс социальной организации и руководства

в) Функция личности, обладающей определенными чертами

15. Под политической элитой как групповым лидерством понимается:

а) Организационно упорядоченная группа, объединяющая приверженцев той или иной идеологии и служащая для борьбы за власть

б) Привилегированное меньшинство, непосредственно участвующее в принятии важнейших политических решений

в) Группа давления, воздействующая на власть с целью обеспечения специфических интересов той или иной общности людей (профессиональной, этнической и т.д.)

16. Говоря о политической системе как наиболее широком понятии политической науки, обычно имеют в виду:

а) Систему государственного устройства

б) Систему политических партий, участвующих в процессах формирования и отправления власти

в) Совокупность всех политических взаимодействий, включающих власть и руководство, посредством которых обеспечивается жизнь социума как дифференцированного множества

17. Понятием «политический режим» как функциональной стороне любой политической системы охватывается:

а) Форма государственного устройства

б) Форма правления

в) Способ правления

18. Из перечисленных ниже «родовых» признаков политических режимов к тоталитарному типу относится:

а) Преднамеренная деполитизация масс

б) «Единовластие» официальной идеологии

в) Разделение властей

г) Наличие легально действующей оппозиции

19. Понятия «демократия» и «монархия»:

а) Понятия, которые вообще не совместимы друг с другом

б) Понятия, не совместимые, когда речь идет об абсолютной монархии

в) Понятия, не совместимые, когда речь идет о парламентской монархии

20. Основополагающим принципом построения и функционирования государственной власти в условиях демократии является принцип:

а) «Работающей корпорации», т.е. сосредоточение исполнительной и законодательной власти в руках избираемого народом парламента

б) Концентрации исполнительной и законодательной власти в руках избираемого народом президента

в) «Разделения властей», когда каждая из ветвей власти суть автономна и независима по отношению другой

г) Взаимозаменяемости властей, когда одна власть при необходимости замещает другую власть

21.Не является базовым элементом государства:

а) Суверенитет

б) Территория

в) Партия

г) Население

22. В либеральной традиции государство трактуется:

а) Как комитет по управлению делами имущих классов

б) Орудие социального господства

в) Верховный социальный арбитр

г) Государство-бюрократия

24. Классификация государств на монархии и республики основана на таком критерии, как:

а) Характер политического режима

б) Особенности территориального устройства

в) Отношение к политическим изменениям

г) Способ организации высшей власти

25. Действительно свободные соревновательные выборы предполагают:

+а) Свободу самоопределения каждого потенциального избирателя в своей позиции по отношению к выборам

б) Дифференциацию кандидатов в правах на информацию и возможность вести пропаганду во время избирательной кампании

в) Открытое голосование

г) Полное (и равное по объему) государственное финансирование всех зарегистрированных участников электоральной борьбы и запрет всех других его форм

26. Утверждение, что партии — это «собрания людей, исповедующих одинаковые политические доктрины» — характеризует один из основных структурообразующих элементов партии, а именно:

а) Функциональный

б) Целевой

в) Идеологический

г) «Опорный»

27. Наиболее общее понятие, обозначающее наличие в стране трех и более политических партий:

а) Трипартизм

б) Партийно-политическая система

в) Многопартийная система

г) Плюралистическая демократия

28. Термин, обозначающий систему давления на различные органы власти с целью обеспечения интересов тех или иных организованных групп:

а) Патернализм

б) Лоббизм

г) Непотизм

в) Протекционизм

29. Знания о мире политического характеризуют политическую культуру через призму ориентации:

а) Познавательной

б) Аффективной

в) Оценочной

г) Поведенческой

30. Из перечисленных ниже суждений правильным является суждение:

а) Политическое сознание — основная форма общественного сознания

б) Политическое сознание не бывает индивидуальным – оно всегда групповое и массовое

в) Политическое сознание содержит в себе только передовые научные знания

г) Политическое сознание включает как теоретические, так и стихийно возникшие представления и установки

Часть В:

1. Переход России к рыночной экономике и рыночной политической демократии принял в стране форму:

а) Радикальной реформы сверху – своего рода «революции верхов»

б) Постепенной реформы, согласованной между властью и оппозицией

в) Капитуляции старого режима как результат массового антикоммунистического движения протеста, наподобие того, которое имело место в Польше

г) Бескровной революции по типу «бархатной революции» в Чехословакии, «революции роз» в Грузии, «оранжевой революции» в Украине

2. Процесс преодоления государственной монополии в регулировании хозяйственной сферы и формировании различных форм собственности — это:

а) Экспроприация

б) Приватизация

в) Денационализация

г) Разгосударствление

3. Свобода частного предпринимательства входит в число неотчуждаемых прав и свобод личности, и предстает как:

а) Свобода, не ограниченная ничем, кроме закона, стоящего на страже интересов других

б) Свобода везде и любой ценой делать деньги, получать прибыль, приращивать капитал

в) Свобода с выгодой для себя создавать общественно значимые материальные и нематериальные ценности

г) Свобода как право на девиацию в тех сферах, которые не регулируются законом

4. Понятия «этнос» и «народность»:

а) Понятия, которые никак не связаны друг с другом

б) Являются понятиями одного смыслового ряда, т.е. синонимами

в) Этнос представляет собой разновидность народности

г) Народность – разновидность этноса

5. Из перечисленных ниже терминов лучше всего раскрывать суть процесса политической социализации личности понятие:

а) Обучение

б) Освоение

в) Просвещение

г) Образование

6. Харизма – это:

а) Любовь к представителям власти или иерархам церкви

б) Вера в исключительные качества и величие вождя

в) Способность одного человека повелевать другим

г) Имидж («общественное лицо») политика

7. Понятие, которое наиболее точно и емко выражает функциональное предназначение политической элиты:

а) Политический менеджмент

б) Политический маркетинг

в) Политическое руководство

б) Государственное управление

8. Председатель Правительства РФ:

а) Избирается всенародно, т.е. через механизм всеобщих выборов

б) Назначается президентом по итогам специального заседания правительства и глав субъектов РФ

в) Избирается на совместном заседании обеих палат парламента

г) Утверждается нижней палатой парламента по представлению президента

9. После того, как Президентом РФ был избран Д.А.Медведев, В.В.Путин возглавил Правительство РФ, сменив на этом посту:

а) С.Степашина

б) В.Зубкова

в) М.Касьянова

г) М.Фрадкова

10. Не входит в число факторов, которые ослабляют политическую систему, и делают ее нежизнеспособной:

а) Перегрузка требованиями при слабой поддержке внешней среды (социума)

б) Низкий интеграционный потенциал – в обществе имеют место прямолинейные расколы и размежевания

в) Активное вмешательство в процессы распределения материальных и нематериальных благ

г) Дефицит «реактивности» — правящий класс чаще всего запаздывает с изменениями, которые объективно назрели

11. Демократический режим не предполагает:

а) Существование леворадикальных партий

б) Сращивание различных ветвей власти

в) Альтернативные выборы

г) Наличие оппозиции

12. Право граждан на справедливый, независимый и публичный суд относится к разряду прав:

а) Политических

б) Гражданских

в) Социальных

г) Экономических

13. Исполнительную (административно-управленческую) ветвь государственной власти олицетворяют:

а) Министерства и ведомства

б) Парламентские комитеты и комиссии

в) Правящие политические партии

г) Суды общей юрисдикции

14. Выборы в порядке ротации части депутатов одной из палат представительного органа государственной власти — это выборы:

а) Всеобщие

б) Косвенные

в) Частичные

г) Дополнительные

15. Ситуация разрушения, исчезновения привычных норм, регулирующих и направляющих поведение человека, охватывается понятием:

а) Фрустрация

б) Аномия

в) Девиация

г) Отчуждение

Профессор кафедры ФиГН МЭСИ О.З. Муштук

20 ноября 2010 г.

studfiles.net

Политика и экономика — Answr

Политика и экономика — взаимосвязанные, взаимозависимые и взаимообусловленные системы во внутригосударственных и международных отношениях.

Обе сферы настолько важны для нормального функционирования и развития стран, что кризис в одной ведет к негативным последствиям во второй. И наоборот, прогресс и подъем благотворно влияют на процессы, протекающие в другой системе.

Необходимо раскрыть суть самих понятий:

  • политика является понятием, включающим в себя не только деятельность органов государственной власти и госуправления. Есть другое определение. Так, политика — это управление распределением ресурсов. Одной из ее функций является регулирование и установление порядка условий материального производства в стране и совместного труда населения;
  • экономика — исторически определенная совокупность общественно-производственных отношений. По своей сути, экономика страны — это единый народнохозяйственный комплекс, охватывающий все звенья П.Р.О.П. (производства, распределения, обмена и потребления).

Как может политика воздействовать на экономику

Когда субъекты производственных процессов начинают конфликтовать, тогда вмешательство политики в данные экономические по своему характеру отношения становится необходимым.

Необходимо отметить, что политическая система отличается все-таки большей самостоятельностью в принятии решений по сравнению с экономической. Но есть один нюанс — политический курс во многом зависит именно от внутригосударственных экономических отношений. Хотя внешнее политическое давление (к примеру, международные санкции) приводит к изменениям в структуре и принципах ведения экономики в стране.

Опираться можно на различные доктрины, но экономическая энгельсская теория дает более понятное представление о том, насколько по-разному политическая система может оказывать воздействие на систему экономических отношений.

Три ключевых аспекта:

  • политика тормозит развитие экономики, тогда будет недовольство среди населения в связи с упадком уровня жизни;
  • политика может служить катализатором для отдельных экономических процессов, что может привести как к позитивным, так и к негативным последствиям;
  • политическая властная «верхушка» имеет возможность влиять (приостанавливать и перенаправлять) ресурсы в соответствии со своими интересами в той или иной сегмент экономики.

Инструментами экономической политики являются: государственный бюджет (бюджетно-финансовая политика) и Центробанк (кредитно-денежная политика).

Каким образом экономика влияет на политику

Влияние экономики на политическую систему очевидно, ведь она является ее материальной составляющей. Любая политическая идеология не может существовать отдельно без какой-либо финансовой основы, ей необходим надежный производственный базис.

Экономика любой страны и в любом отраслевом сегменте всегда максимально старается подстроиться, учесть и удовлетворить экономические потребности граждан. Политической же системе приходится учитывать данные тенденции и подкреплять их на законодательном и правотворческом уровне:

  • если для стабильной экономической ситуации в стране необходимо поддержать и помочь развиться малому и среднему бизнесу, то политика государства должна прямо этому способствовать. К примеру, снижать ставки по кредитам для ИП;
  • когда в стране наступает кризис ввиду упадка производства и нехватки финансовых ресурсов, то власть должна вести активную политику, направленную на привлечение иностранных инвесторов.

Современная экономическая система, благодаря процессу глобализации, приобретает все больше самостоятельности. Теперь государство не может категорично диктовать населению, что и в каких объемах производить. Но за политической системой остается важная функция регулирования некоторых экономических процессов (например, антимонопольная служба следит за уровнем цен).

utmagazine.ru