Органы власти РФ

Содержание статьи:

Государственную власть в России осуществляют Президент, Федеральное Собрание (парламент России), Правительство и суды. Это высшие органы государственной власти в РФ (Российской Федерации). 

Президент

Президент – глава государства, он не принадлежит ни к одной из ветвей власти.

Президент является гарантом Конституции, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Россию  внутри страны и в международных отношениях. Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории России не менее 10 лет. Президентский срок – 6 (шесть) лет, одно и то же лицо не может быть президентом более двух сроков подряд. Президент, обычно в торжественной обстановке, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики. Президент является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны. Он издает указы и распоряжения и обладает неприкосновенностью (его нельзя просто так взять под стражу, арестовать и т.п.).  

Полномочия президента РФ:

1) назначает с одобрения Госдумы Председателя Правительства

2) принимает решение об отставке Правительства

3) формирует и возглавляет Совет Безопасности

4) утверждает военную доктрину РФ

5) формирует Администрацию Президента

6) назначает:

         а) полномочных представителей Президента

         б) высшее командование Вооруженных Сил РФ

         в) дипломатических представителей РФ

7) назначает выборы Государственной Думы

8) распускает Государственную Думу

9) назначает референдум

10) подписывает и обнародует федеральные законы

11) обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране

12) осуществляет руководство внешней политикой РФ

13) вводит в стране военное положение

14) решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища

15) осуществляет помилование

Выучить полномочия президента на тренажере

 

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.   

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента – это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя – Государственная Дума (ее члены называются депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Государственная Дума избирается сроком на 5 (пять) лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми.

Полномочия Совета Федерации Федерального Собрантия РФ:

1) Утверждение изменения границ между субъектами РФ

2) Утверждение указа президента о введении военного  и чрезвычайного положения

3) Решение вопроса о возможности использования вооруженных сил за пределами территории РФ

4) Назначение выборов президента

5) Отрешение президента от должности

6) Назначение на должность:

          а) Конституционного суда Верховного суда

          б) Генерального прокурора

          в) заместителя Председателя Счетной палаты

Выучить полномочия Совета Федерации на тренажере

 

 

Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ:

1) Дача согласия президенту на назначение Председателя Правительства РФ

2) Решение вопроса о доверии Правительству РФ

3) Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности

4) Назначение на должности:

          а) Председателя Центрального банка                   

          б) Председателя Счетной палаты

          в) Уполномоченного по правам человека

5) объявление амнистии

6) выдвижение обвинений против президента  для отрешения его от должности

Выучить полномочия Государственной Думы на тренажере

 

Исполнительная власть

Исполнительную власть в России осуществляет Правительство. Возглавляет Правительство Председатель Правительства (международное слово — премьер-министр). Сегодня премьер-министром России является Дмитрий Медведев. Кандидатуру Председателя Правительства Государственная Дума рассматривает в течение недели. Если кандидатуру Председателя Правительства отклоняют три раза, то президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную думу и назначает новые выборы. Премьер-министр определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Отставку правительства принимает или отклоняет Президент. Вопрос о доверии правительству ставит Совет Федерации.

Полномочия Правительства РФ:

1) Разрабатывает и передает на рассмотрение Государственной Думы федеральный бюджет

2) Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой политики в области культуры, науки, образования, здравоохранение, социального обеспечения, экологии

3) осуществляет управление федеральной собственностью

4) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности

5) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью

Выучить полномочия Правительства на тренажере

 

Судебная власть

Судьями в РФ могут быть граждане, достигшие 25 лет и имеющие стаж работы не менее 5 лет. Судьи независимы и подчиняются только Конституции. Судьи несменяемы и неприкосновенны. Разбирательство дел в судах открытое. Конституционный суд состоит из 19 судей. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов и нормативных актов. Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Полномочия Конституционного Суда РФ:

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

в)между высшими государственными органами субъектов РФ;

3) по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции РФ;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Выучить полномочия Конституционного Суда на тренажере

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

egevmeste.ru

Функции государственной власти

Понятие государственной власти

Определение 1

Власть выступает в качестве права и возможности распоряжаться чем-либо и кем-либо, подчиняя данные субъекты своей воле.

Власть также следует рассматривать в качестве права и возможности распоряжаться чем-либо или кем-либо, при этом подчиняя их своей воле.

Власть осуществляет воздействие на жизнедеятельность общества, на поведение людей, а также их коллективов; это способ получения авторитета, воли, права, насилия.

Государственная власть выступает в качестве неотъемлемого атрибута государства, так как именно с ее помощью осуществляется руководство обществом. Руководство в данном случае достигается при помощи органов государственной власти, иных государственных учреждений, причем данные действия реализуются в интересах всего общества, но также могут иметь отношение к отдельным классам и социальным группам.

Функции государственной власти

Замечание 1

Свойства государственной власти связаны с ее функциональными особенностями. При этом функции власти нельзя отождествлять с теми функциями, которые выполняет государство. Данные категории соотносятся как форма и содержание.

Основные функции государственной власти следующие:

  • правотворческая;
  • правоисполнительная;
  • правоохранительная.
  1. Правотворческая деятельность представляет собой согласованное действие различных субъектов, которые устраняют противоречия в общественных отношениях, вырабатывают компромиссные варианты поведения, закрепляя их в соответствующих установках, именуемых нормами права. В частности, на данном этапе государственная власть становится легитимной. Более того, она приобретает признаки правильности оправданности, целесообразности, законности, а также ряд иных установок, которые соответствуют ожиданиям личности, а также коллективам и общества в целом. Данную функцию реализуют специализированные органы государственной власти, которым действующим законодательством предоставляются соответствующие полномочия. Основным органом в данной сфере Конституция РФ в ст. 94 определила Федеральное собрание, назвав его законодательным органом. Только данный орган имеет право издавать федеральные законы, которые обязательны на всей территории Российской Федерации.
  2. Правоисполнительная деятельность характеризует специализированную подзаконную деятельность. Данная функция реализует государственные органы, а также должностные лица, которые в своих действиях руководствуются нормами права, реализуя правовые предписания, установленные в действующем законодательстве. При этом по вопросам своей компетенции они имеют право издавать акты применения права. Данный процесс также является творческим, так как зачастую правоисполнительные субъекты вынуждены толковать нормы права, применяя их к конкретным правоотношениям, реализуя все положения, которые установил законодатель. Данную функцию реализуют исполнительные органы, наделенные рядом полномочий в данной сфере, практически реализуя нормы права в общегосударственном масштабе.
  3. Правоохранительная деятельность выступает в качестве деятельности специализированных органов, которые обеспечивают защиту прав и свобод, регламентированных Конституцией РФ. Таким образом, данные органы защищают права и свободы граждан, организаций и государства, общества в целом. При этом они руководствуются нормами права, неукоснительно следует им. Важность данных функций заключается в реализации широкого круга социальных полномочий, защиты человека и гражданина. Данная функция обеспечивает различные органы, например суд, прокуратура, полиция , Следственный комитет РФ и так далее.

spravochnick.ru

Органы государственной власти субъектов рф

В соответствии с Конституцией РФ установление общих принципов организации системы государственной власти субъектов РФ входит в совместное ведение Российской Федерации и субьектов РФ, а система органов государственной власти формируется субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими положениями, вводимыми федеральным законом. В отсутствие необходимых законов функционирование органов государственной власти субъектов РФ регулируется указами Президента РФ и законодательством субъектов РФ. Субъектам РФ предоставлено право самостоя­тельно устанавливать дату прямых выборов органов государст­венной власти на основе принятия собственных постановлений.

Систему органов государственной власти субъектов РФ со­ставляют:

1. Законодательный (представительный) орган государствен­ной власти.

2. Высший исполнительный орган государственной власти.

3. Иные органы государственной власти, образуемые в соот­ветствии с конституцией (уставом) субъекта РФ (в частности, может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ).

Деятельность органов государственной власти субъектов РФ осуществляется в соответствии со следующими принципами:

• Государственная и территориальная целостность России.

• Распространение суверенитета России на всю ее территорию.

• Верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории России.

• Единство системы государственной власти.

• Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

• Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и субъектов РФ.

• Самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при­надлежащих им полномочий.

Органы государственной власти субъектов РФ функциони­руют в соответствии с Законом «Об общих принципах организа­ции законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федера­ции» (от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ).

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ. На­именование органа, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. Число депутатов законодательного органа устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ. Срок (полномочий депутатов одного созыва не может превышать пять лет. Число депутатов, работающих на постоянной основе, устанавливается законодательным органом самостоятельно.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ:

• Принимает конституцию (устав) субъекта РФ и поправки к ним.

• Утверждает бюджет субъекта РФ и отчет о его исполнении; программы социально-экономического развития субъекта РФ.

• Устанавливает налоги и сборы, отнесенные к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания; порядок управления собственностью субъекта РФ; порядок проведения референдума субъекта РФ, выборов в законодательный орган власти и руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

• Устанавливает административно-территориальное устройство и утверждает схему управления субъектом РФ.

• Регулирует иные вопросы, относящиеся к ведению и полномочиям субъекта РФ.

Постановлением законодательного органа назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должност­ные лица субъекта РФ; оформляется решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ, в назначении которых законодательный орган принимал участие. Законодательный орган осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ.

Принятые законодательным органом законы направляются высшему должностному лицу субъекта РФ для обнародования в срок, не превышающий 14 календарных дней. В случае отклонения закона он может быть одобрен в ранее принятой редак­ции большинством не менее 2/3 голосов от установленного чис­ла депутатов. Одобренный таким образом закон не может быть повторно отклонен высшим должностным лицом субъекта РФ и подлежит опубликованию в установленный срок.

Полномочия законодательного органа государственной вла­ги субъекта РФ могут быть прекращены досрочно в случаях:

• принятия решения о самороспуске;

• роспуска высшим должностным лицом субъекта РФ;

• вступления в силу решения суда о неправомочности дан­ного состава депутатов, в том числе в связи со сложением ими своих полномочий.

Высшее должностное лицо субъекта РФ вправе досрочно прекратить полномочия законодательного органа в случае приня­тия им нормативно-правового акта, противоречащего Конститу­ции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта РФ, если такие противоречия установлены соответствующим су­дом и не устранены законодательным органом. Президент РФ вправе предупредить законодательный (представительный) орган, а при повторном нарушении внести в Государственную Думу проект закона о его роспуске и прекращении полномочий.

В субъекте РФ устанавливается система органов исполни­тельной власти во главе с высшим исполнительным органом, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти.

Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполни­тельного органа государственной власти) субъекта РФ избирает­ся населением на основе всеобщего равного и прямого избира­тельного права при тайном голосовании на срок не более 5 лет и не может избираться более двух сроков подряд. В случае при­знания выборов несостоявшимися, недействительными, не из­брания ни одного из баллотировавшихся кандидатов повторные выборы проводятся не позднее чем через 6 месяцев.

Высшее должностное лицо субъекта РФ:

• Представляет субъект РФ в отношениях с органами власти, при внешнеэкономических связях, подписывает договоры и со­глашения от имени субъекта РФ.

• Обнародует законы или отклоняет законы, принятые зако­нодательным органом субъекта РФ.

• Формирует высший исполнительный. орган государствен­ной власти субъекта РФ.

• Вправе требовать созыва внеочередного заседания законо­дательного органа государственной власти субъекта РФ; участво­вать в его работе с правом совещательного голоса.

• Осуществляет иные полномочия в соответствии с законода­тельством России и субъекта РФ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ издает рас­поряжения, обязательные к исполнению в субъекте РФ.

Полномочия высшего должностного лица субъекта РФ в оп­ределенных случаях прекращаются досрочно, в том числе в свя­зи с выражением недоверия ему законодательного органа госу­дарственной власти субъекта РФ, признания судом недееспо­собным, утраты гражданства России и др. Законодательный орган государственной власти субъекта РФ вправе выразить недо­верие высшему должностному лицу в случаях издания им актов, противоречащих законодательству России и субъекта РФ, если противоречия установлены судом и не устранены в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения, иного грубого нарушения законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, если это повлекло массовое нарушение прав и свобод граждан. Решение законодательного органа о недове­рии влечет немедленную отставку высшего должностного лица и возглавляемого им высшего исполнительного органа государственной власти. Президент РФ может применить к высшему должностному лицу субъекта РФ меры воздействия: предупреж­дение, отрешение от должности. В случае отрешения от долж­ности, а также временного отстранения Президент РФ назнача­ет временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта РФ.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ обеспечивает исполнение нормативно-правовых актов России и субъекта РФ. Наименование, структура, порядок формирования высшего исполнительного органа устанавливается конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ разрабатывает и осуществляет меры по комплексному социально-экономическому развитию субъекта РФ, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии. Он разрабатывает проекты бюджета, программы развития субъекта РФ, обеспечивает исполнение бюджета и программ социально-экономического развития; управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ, заключает договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий; формирует иные органы исполнительной власти субъектов РФ.

Законодательный и высший исполнительный органы государственной власти субъекта РФ взаимодействуют в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития и в интересах населения. Правовые акты исполнительной власти направляются в законодательный орган, который вправе предложить внести в них изменения или дополнения или отменить их, а также вправе обжаловать указанные акты в судебном порядке. Высшее должностное лицо субъекта РФ вправе обратиться в законодательный орган с предложением о внесении изменений и дополнений в поста­новление законодательного органа либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные постановления в судебном по­рядке. Законодательный орган направляет высшему должно­стному лицу планы законопроектных работ и проекты зако­нов субъекта РФ. На заседаниях законодательного органа могут присутствовать с правом совещательного голоса руко­водители органов исполнительной власти или уполномочен­ные ими лица. На заседаниях органов исполнительной власти могут присутствовать депутаты или работники аппарата зако­нодательного органа.

studfiles.net

Вопрос 2. Понятие государственной власти. Государство как субъект управления

В современной науке (в первую очередь, политической) разработаны различные варианты типологии власти.

Таблица 2

Классификация типов и видов власти

Основания классификации

Типы и виды власти

По формационному и классовому признакам

Первобытно – общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая

По типу политического режима

Тоталитарная, авторитарная, демократическая

По сферам общественной жизни

Экономическая, политическая, социальная, духовная

По принадлежности к различным ветвям государственной власти

Законодательная, исполнительная, судебная

По субъектам

Индивидуальная, коллективная, государственная, президентская, парламентская, правительственная, партийная, гражданская, военная, церковная и др.

По правовому признаку

Законная, незаконная, легальная, нелегальная, правомочная, неправомочная и др.

По степени поддержки обществом

Легитимная, нелегитимная

Не ставя здесь задачу рассмотреть все указанные разновидности, остановимся лишь на характеристике политической и государственной власти.

Политическая власть – специфическая форма общественных отношений между большими группами людей, реальная способность определенного класса, социальной группы, индивида проводить в жизнь свою волю, выраженную в политике. Авторы учебного пособия под политической властью понимают также возможность и способность небольшой группы людей заставить все общество, либо его большую часть, реализовывать свою собственную волю. Носителем политической власти в любом обществе является его политическая элита.

Отличительные признаки политической власти:

– верховенство, то есть обязательность её решений для всякой другой власти, других органов и организаций общественного, религиозного, этнического и т. д. характера;

– публичность, т. е. всеобщность и безличностный характер;

– моноцентричность, наличие единого центра принятия решений;

– многообразие ресурсов, то есть политическая власть в обществе, держится не только принуждением, но и тем, что имеет в своем распоряжении экономические, социальные, информационные и правовые ресурсы. Фактически высшая/политическая власть, при желании, может использовать любые ресурсы.

Функции политической власти:

– формирование политической системы общества;

– выработка стратегии управления обществом;

– контроль политических и иных отношений и создание в конечном счете определенного типа правления, политического режима и государственного строя;

– обеспечение законных прав граждан, их конституционных свобод. Так, например, в этих целях в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года «О долгосрочной государственной экономической политике» был создан институт уполномоченного по защите прав предпринимателей. Бизнес-омбудсмен является государственным гражданским служащим, входит в Администрацию Президента РФ и осуществляет свою деятельность на федеральном и региональном уровнях. Среди сформулированных прав и обязанностей омбудсмена – рассмотрение жалоб и обращений предпринимателей, контроль и приостановка решений чиновников для защиты прав и интересов бизнесменов, участие в обсуждении законопроектов, внесение предложений по улучшению инвестиционного климата.

Государственная власть – форма политической власти, характеризующаяся способностью влиять на характер, направления деятельности и поведение людей посредством государственных механизмов, институтов и государственного аппарата в целях обеспечения нормального функционирования общества. Носителем государственной власти в любом обществе является государственный аппарат.

studfiles.net

Субъекты государственной власти РФ

Система субъектов государственной власти РФ

Система и структура государственных органов построена на основании норм, предусмотренных ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ, который предусматривает особую систему органов государственной власти, выраженных в следующих категориях органов;

  • Представительных (законодательных).
  • Исполнительных.
  • Судебных.

Конституция (устав) субъекта РФ может также установить должность высшего должностного лица субъекта РФ.

Замечание 1

Орган государственной власти выступает в качестве части государственного аппарата, который наделен спектром государственно-властных полномочий и имеет самостоятельную компетенцию, предоставленную государством.

Государство делегирует свои полномочия государственным органам, в результате чего формируется их компетенция.

Субъекты власти формируются с учетом территориальной организации государства, власть осуществляется государственными и местными органами. При этом государственные органы делятся на федеральные органы и органы субъектов РФ.

Принципы деятельности органов государственной власти

Деятельность органов государственной власти базируется на следующих принципах:

  • учет государственной и территориальной целостности РФ;
  • суверенитет распространяется на всю территорию РФ;
  • Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ;
  • государственная власть едина;
  • имеет место разделение государственных властей на исполнительную, законодательную, судебную, все ветви власти при этом независимы друг от друга;
  • федеральные органы власти и муниципальные органы управления независимы друг от друга.

Государственная власть имеет особое оформление, что отражается на системе и структуре органов, ее представляющих. В качестве субъектов государственной власти могут выступать отдельные субъекты, которые занимаются исполнением политических решений, организацией их исполнения. Субъекты власти — это не только государственные органы, они могут быть выражены в социальных и национальных общностях, классах, народе в целом, то есть представлять их интересы, в данный момент государство осуществляет данную функцию в форме компетентных органов и организаций.

Определение 1

Таким образом, объект государственной власти – это подвластные, то есть те, в отношении которых осуществляется государственная власть.

Властные субъекты имеют свою самостоятельную классификацию по следующим основаниям:

  • Индивидуальные и коллективные субъекты. Они выступают в качестве участников политического процесса. В качестве коллективных субъектов выступают различного рода образования, в качестве индивидуальных — конкретное лицо.
  • Отношение к политике. Здесь выделяют активно политических и пассивно политических субъектов. Первая категории активно участвует в политической жизни страны, вторая каким-либо образом реагирует на властные решения.
  • Степень организованности. Здесь выделяют организованные, частично организованный и неорганизованный субъекты. Так, в качестве неорганизованных субъектов можно рассматривать электорат, толпу, конфессии и иные субъекты. В качестве организованных можно назвать политические партии, профсоюзы, корпорации и так далее.
  • Характер деятельности. Здесь выделяют институциональные и неинституциональные субъекты.

Замечание 2

В качестве характерной особенности субъектов можно назвать тот фактор, что субъекты и объекты зачастую не совпадают. Те, кто реализует власть, как правило не является теми, в отношении которых власть реализуется, здесь чаще всего идет четкое подразделение. Граждане являются не только субъектами подчинения власти, но и выступают в качестве членов демократического общества, а, соответственно, имеют право реализовывать власть через соответствующую систему органов. Данные положения вытекает из норм Конституции РФ, которая определяет граждан в качестве индивидуальных носителей и источников власти.

spravochnick.ru

13. Субъекты политической власти.

Субъекты политики – это те, кто участвует в политике.

К первой группе субъектов пол. относятся осн. соц. общности. Это народ, классы, нации, народности, соц. группы, слои, индивиды. Каждый из этих соц. субъектов облад. своим специфич. интересом, кот. и побуждает к участию в политике. Их наз. первичн. субъектами политики. Ко второй группе субъектов политики относ. соц. институты и организации, кот. формир. людьми и их общностями с целью участия в политике. Это гос-во, полит. партии, общественные организации и движения. Все они вторичны, так как созданы для выражения полит. интересов индивидов, классов, слоёв, наций. Конечно, различные соц. субъекты неравнозначны в политике. Главным субъектом в политике, источником власти является народ.

Субъекты политической власти – это группы людей, влияющие на принятие политических решений или участвующие в их принятии. К ним относятся:

1.Социальные общности(народы, группы, слои) влияют опосредованно. В период радикальных перемен могут взять власть в свои руки.

2.Государство – основной главенствующий орган, своеобразная форма организации обществ. Жизни, необходимо для существования и нормального развития страны.

3. Политич. партии и организации.

4. Правящая элита, бюрократия, лобби.

5. Групповое и индивидуальное лидерство

6. Отдельные личности, толпа.

Осуществление власти в любом обществе представляет собой функцию, к выполнению которой привлекаются различные субъекты. Субъектами политики являются и субъекты политической власти. К субъектам политической власти относят социальные общности, классы, этносы, социальные группы, народ в целом.

Источники: государство, политические партии, правящие элиты, бюрократия, групповое и индивидуальное лидерство, личная власть.

В декларации о государственном суверенитете РБ даётся такая трактовка народа: граждане РБ всех национальностей являются носителями суверенитета и источником государственной власти в республике. Его полновластие реализуется непосредственно через представительные органы государственной власти.

Правящие элиты, как субъекты политики. Концепция элиты была создана итальянскими социологами: Мосха, Михельсон, Парето. Они создали целостное представление о роли элиты в обществе. Основные положения этой концепции сводятся к следующему:

  1. Общ-во закономерно делится на правящее меньшинство и управляемое большинство. В основе этого деления лежит естественное неравенство людей по талантам и способностям, богатству и т.д.

  2. Элита представл. собой сплочённую группу, отлич. исключит. качествами и способностями, осознающую своё превосходство над другими.

  3. Развитие любого общества направл. и напрямую зависит от политической элиты.

  4. Главное предназнач. полит. элиты в принятии важных политических решений.

Сущ. различные подходы к рассмотрению стр-ры современной политической элиты. Так современный индийский политолог Шаран делит современную элиту на три группы:

  1. высшая

  2. средняя

  3. административная

Кроме них выделяются ещё маргинальная элита, т.е. потенциальные кандидаты в среднюю элиту, которым недостаёт тех или иных критериев для вхождения в неё.

Высшая элита – представлена теми, кто непосредственно участвует в процессе принятия решений и оказывает существенное влияние на него. Их немного, от 100 до 200 человек, занимающих политические посты.

Средняя элита – формируется на основе трёх пременных: доходов, профессионального статуса и образования. Составляет 5% взрослого населения страны, объединяемая указанными показателями. При отсутствии одного или двух критериев потенциальный кандидат относится к маргинальной элите.

К административной элите относят высший слой государственных служащих, занимающих руководящие посты в министерствах, департаментах и др. органах управления. К этой элите относятся и те высокообразованные управленцы, которые сохраняют нейтралитет и не проявляют своих партийных ориентаций.

Лобизм – это совокупность средств и методов воздействия на органы государственной власти, предпринимаемых различными заинтересованными группами (предприятиями, союзами, корпорациями, профсоюзами и другими общественными организациями). В практической политике лобизм используется и для определения отношений между самим органами государственной власти. Лобист – это любое должностное лицо, которое предпринимает действия, называемые лобизмом.

studfiles.net

Понятие, субъекты, функции государственного управления (лекция)

Понятие, субъекты, функции государственного управления (лекция)

Управление – воздействие субъекта на объект (систему объектов, объединенных по определенному признаку, а это взаимосвязь элементов и их составляющих) с целью упорядочения.

Зачем воздействовать и кто участвует?

Субъект – тот, кто воздействует, потому что он может себе это позволить.

Объекты – те, кто вынужден претерпеть воздействие

Управление:

1. Биологическое

2. Кибернетическое

3. Техническое

4. Социальное

Рассматривается социальное управление и его разновидности:

1. Государственное управление (осуществляется государством – системой органов и лиц, функционирующих в них)

2. Общественное управление (политические партии, общественные движения и организации, фонды)

3. Муниципальное управление (муниципии – самоуправляемые территории. Район – префект, как глава управы; муниципалитет как организация самоуправления; функция – поддержание инфраструктуры муниципального образования)

Функции – направления развития и деятельности государства.

Социальное управление имеет 3 подвида, в каждом участвуют субъекты и объекты.

Государственное управление – это юридическая категория, а это одна из форм государственной деятельности.

Общественное управление – юридическая категория, присущая общественным объединениям.

Муниципальное управление – юридическая категория, присущая муниципальным образованиям.

Власть в РФ осуществляет Президент, ГД и ФС, исполнительная власть – Правительство РФ и судебная система (ст. 11 Конституции РФ)

Ст. 110. Исполнительная власть осуществляется Правительством РФ.

Вопросы ведения исполнительной власти, по уровням:

1. Федерального уровня

2. Уровня субъектов федерации

3. В совместном ведении

Исполнительная власть есть власть организующая и распорядительная (это её сущность)

Организующая власть заключается в структуре исполнительной власти (по уровням ведения, по субъектам исполнительной власти)

Проблема. Соотнести государственное управление и исполнительную власть. Исполнительная власть – это политико-правовая категория. Отсюда проявление властности – это категория и правовая, и политическая. Государственное управление же – это организационно-правовая категория. Исполнительная власть реализуется только посредством государственного управления. Государственное управление шире по кругу субъектов.

«Власть – это воля и возможность её навязать», — Ш.Л. Монтескьё.

Воля – это исполнительная власть, навязывание – это государственное управление

Навязывание государственного управления в исполнительной власти осуществляется в социально-культурной, экономической и административно-политической сфере.

Сфера – круг правоотношений, нуждающихся в нормативном регулировании.

Метод права – способ воздействия права на предмет.

Метод АП. Метод выражается сначала в предписании, затем в запрещении, и только потом в дозволении.

Предписание, запрет и дозволение

Особенности метода АП: распорядительство – это метод распорядительного типа (есть субъект, объект и механизм воздействия), императивность (неравенство сторон),

Административное право как отрасль права: понятие, предмет, метод, принципы (лекция, учебник)

АП – отрасль правовой системы, которая регулирует общественные отношения, непосредственно связанные с реализацией государственной власти.

Предмет – многообразные отношения в сфере государственного управления.

Метод: Предписание — метод правового регулирования, предполагающий возложение на субъекта управленческой деятельности обязанностей совершения определенных действий в условиях, предписанных административно-правовой нормой.

Запрет — метод правового регулирования, предполагающий возложение обязанностей на участников управленческих отношений воздержаться от определенного варианта поведения под угрозой применения мер государственного принуждения.

Дозволение — метод правового регулирования, предоставляющий участникам управленческих отношений возможность самим выбирать наиболее приемлемый вариант поведения в тех пределах, которые определены нормами административного права.

Функции, принципы системы АП

Функции:

1. Правоисполнительная

2. Правотворческая

3. Правоохранительная

4. Организационная

5. Регулятивная – это не прямое управление, а управление, осуществляемое при появлении определенных отношений (действует в определенной области)

Принципы АП:

1. Приоритет личности

2. Разделение властей

3. Федерализм

4. Принцип законности

5. Гласность (до определенного предела)

6. Принцип ответственности

 

Место административного права в системе отраслей российского права (учебник)

Наиболее тесно административное право взаимодействует с конституционным (государственным) правом, которое закрепляет основные принципы организации и функционирования исполнительной власти, место ее субъектов в государственном механизме, правовые основы их формирования и т.п. В частности, конституционно провозглашенные права и свободы человека и гражданина (гл. 2 Конституции РФ) практически в значительной мере также реализуются через сферу государственного управления.

Административное право основывается на нормах конституционного права, детализирует и конкретизирует их, определяя при этом механизм реализации прав и свобод граждан, компетенции различных звеньев системы исполнительной власти, формы и методы государственно-управленческой деятельности, основы ее отраслевой, межотраслевой региональной и местной организации и т.п.

Совместно с гражданским правом административное нередко регулирует внешнюю сторону сходных общественных отношений имущественного характера — в зависимости от преобладающего значения тех или иных элементов метода правового регулирования.[9] (В данном случае подразумеваются договорные начала или административные предписания.)

Аналогично решается вопрос и о соотношении норм административного и трудового права. В то же время наиболее сложно провести грань между, например, административным правом и такими отраслями права, как финансовое, земельное, природоохранительное (экологическое), предпринимательское. Механизм их соотношения таков, что фактически значительная часть отношений, отнесенных к предмету ведения названных отраслей, регулируется нормами административного права и свойственными ему правовыми средствами.

Границы действия норм уголовного и административного права определяются характером и направленностью соответствующих запретов.

 

4. Понятие и содержание системы административного права (учебник, что-то в лекции)

Система АП– это внутреннее строение административного права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных правовых институтов и норм.
Признаки системы административного права:
• обусловлена спецификой регулируемых общественных отношений;
• представляет собой объективное правовое явление;
• характеризуется взаимосвязанностью и взаимообусловленностью административно-правовых норм и институтов;
• включает определенные элементы;
• изменяется с учетом изменения предмета правового регулирования (управленческих отношений).
Административно-правовой институт – комплекс административно-правовых норм, регулирующих определенный вид управленческих отношений и являющихся частью отрасли административного права.

Система АП:

1. Части (Общая и Особенная)

2. Институты права (институт государственной службы, институт административной ответственности)

3. Подинституты права (подинститут административного принуждения)

4. Нормы права (находятся в Общей части и Особенной части)

На отрасль воздействуют разные правовые институты.

Акт — волеизъявление

Органы исполнительной власти как субъекты административного права (учебник)

Лекция №4 19.09.12

Общественные организации (объединения) как субъекты административного права (учебник)

Административная юрисдикция

Юрисдикционная часть.

Юрисдикционная деятельность. Юрисдикция – возможность творить суд (по толковому словарю), возможность осуществления правосудия (современное).

Административная юрисдикция — решение управленческих вопросов по существу уполномоченными органами на основании действующих норм.

Решение по существу в рамках юрисдикционных производств. (производство – правоотношение, совершаемое на основании норм, состоящее из стадий). Основанием ведения производства является дело. Дело – совокупность документальных форм, расположенных в определенной последовательности и отражающих суть возникшего вопроса.

Отличие от регистрационных – характером правоотношений.

У юристидкционных производств спорный, непредсказуемый характер (вопросы, которые их породили не могут быть решены однозначно)

o По жалобам, заявлениям граждан. ФЗ от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан»., ФЗ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1997 года №4866-1 Под обращением понимается: заявление, предложение, жалоба. Других форм обращений нет.

o Производство по делам об административных правонарушениях.

o Дисциплинарные производства.Осуществляются при наличии трудовых отношений, и заключается в применении дисциплинарной ответственности.

 

Участники правоотношений.

Лица и органы, ведущие дела по административным правонарушениям, участниками не являются (для таких в КоАПе есть отдельная глава). Участники:

· Лица, в отношении которых ведется производство (совершившие правонарушения). Обладает правами и обязанностями. Не имеют властных полномочий.

· Потерпевший, юридическое или физическое лицо. Им должен быть причинен физический, моральный или имущественный вред.

Оба лица как могут присутствовать, так могут и отсутствовать при рассмотрении дела. Например, юридическое лицо уж точно не может явиться на рассмотрение дела.

· Законные представители, представляющие интересы юридических или недееспособных или лица, не достигшие 16 лет – физические лица. Законные представители для лиц до 16 лет – родители, опекуны и лица их заменяющие

· Свидетели – физическое лицо, которому известно обстоятельства дела, подлежащие установлению

· Понятой. Всегда совершеннолетний, как минимум 2, ему ничего неизвестно по делу и не должно быть ничего известно. Роль понятых – в их присутствии что-то происходит и они подписываются, что они это видели или слышали.

· Специалисты. Лицо, обладающее специальные познания в определенной области и могущее дать показание в этой области. Например, сантехник может сказать, как правильно стыковать трубы и он может сказать, что тут ошибка.

· Эксперты. Он не только обладает познаниями, но и несет ответственность за свои слова в отличие от специалиста, он специалист более высокого класса, чем специалист.

· Переводчик. Обязательно, если в производстве есть иностранцы.

· Прокурор. Присутствие необязательно. Только в двух случаях : когда он возбудил сам производство по делу об административном правонарушении; когда он осуществляет прокурорский надзор. Он возбуждает в случае, если дело по несовершеннолетнему и защите прав и свобод граждан

Понятие, субъекты, функции государственного управления (лекция)

Управление – воздействие субъекта на объект (систему объектов, объединенных по определенному признаку, а это взаимосвязь элементов и их составляющих) с целью упорядочения.

Зачем воздействовать и кто участвует?

Субъект – тот, кто воздействует, потому что он может себе это позволить.

Объекты – те, кто вынужден претерпеть воздействие

Управление:

1. Биологическое

2. Кибернетическое

3. Техническое

4. Социальное

Рассматривается социальное управление и его разновидности:

1. Государственное управление (осуществляется государством – системой органов и лиц, функционирующих в них)

2. Общественное управление (политические партии, общественные движения и организации, фонды)

3. Муниципальное управление (муниципии – самоуправляемые территории. Район – префект, как глава управы; муниципалитет как организация самоуправления; функция – поддержание инфраструктуры муниципального образования)

Функции – направления развития и деятельности государства.

Социальное управление имеет 3 подвида, в каждом участвуют субъекты и объекты.

Государственное управление – это юридическая категория, а это одна из форм государственной деятельности.

Общественное управление – юридическая категория, присущая общественным объединениям.

Муниципальное управление – юридическая категория, присущая муниципальным образованиям.

Власть в РФ осуществляет Президент, ГД и ФС, исполнительная власть – Правительство РФ и судебная система (ст. 11 Конституции РФ)

Ст. 110. Исполнительная власть осуществляется Правительством РФ.

Вопросы ведения исполнительной власти, по уровням:

1. Федерального уровня

2. Уровня субъектов федерации

3. В совместном ведении

Исполнительная власть есть власть организующая и распорядительная (это её сущность)

Организующая власть заключается в структуре исполнительной власти (по уровням ведения, по субъектам исполнительной власти)

Проблема. Соотнести государственное управление и исполнительную власть. Исполнительная власть – это политико-правовая категория. Отсюда проявление властности – это категория и правовая, и политическая. Государственное управление же – это организационно-правовая категория. Исполнительная власть реализуется только посредством государственного управления. Государственное управление шире по кругу субъектов.

«Власть – это воля и возможность её навязать», — Ш.Л. Монтескьё.

Воля – это исполнительная власть, навязывание – это государственное управление

Навязывание государственного управления в исполнительной власти осуществляется в социально-культурной, экономической и административно-политической сфере.

Сфера – круг правоотношений, нуждающихся в нормативном регулировании.

Метод права – способ воздействия права на предмет.

Метод АП. Метод выражается сначала в предписании, затем в запрещении, и только потом в дозволении.

Предписание, запрет и дозволение

Особенности метода АП: распорядительство – это метод распорядительного типа (есть субъект, объект и механизм воздействия), императивность (неравенство сторон),




infopedia.su