Чередующиеся гласные в корне — таблица с примерами и исключениями

-ГАР-
-ГОР-
Под уда­ре­ни­ем пишет­ся А,
без уда­ре­ния — О
Уга́рный, зага́р
загоре́лый, погоре́лец
Исключение: вы́гарки, и́згарь, при́гарь
-КЛАН-
-КЛОН-
Без уда­ре­ния пишет­ся бук­ва О,
под уда­ре­ни­ем то, что слы­шит­ся
кла́нять­ся
склоне́ние, укло́н,
наклони́ться
-ТВАР-
-ТВОР-
Без уда­ре­ния пишет­ся бук­ва О,
под уда­ре­ни­ем в соот­вет­ствии с про­из­но­ше­ни­ем
тварь, сотвори́ть,
затво́р, притво́р
Исключение: у́тварь
-ЗАР-
-ЗОР-
Без уда­ре­ния пишет­ся А,
под уда­ре­ни­ем то, что слы­шит­ся
зарни́ца, за́рево
зо́ри, зо́рень­ка
Исключение: зорева́ть
-ПЛАВ-
-ПЛОВ-
Всегда пишет­ся бук­ва А,
кро­ме двух слов
сплавля́ть, поплаво́к, плаву́честь
плове́ц, пловчи́ха
-КАС-
-КОС-
Буква А пишет­ся, если за кор­нем сле­ду­ет -а-,
О – в осталь­ных слу­ча­ях
касание, касатель­ная
коснись, прикосно­ве­ние
-МАК-
-МОК-
Буква А пишет­ся в корне со зна­че­ни­ем «погру­жать в жид­кость»,
бук­ва О — «про­пус­кать, впи­ты­вать жид­кость»
макать
вымокнуть, намокнуть
-РАВН-
-РОВН-
А пишет­ся в корне, име­ю­щем зна­че­ние «оди­на­ко­вый, рав­ный, сход­ный»,
О — при зна­че­нии «ров­ный, пря­мой, глад­кий»
равно­пра­вие, сравнять (счет)
подровнять
Исключение: рав­ни­на,
уро­вень, порав­нять­ся,
поров­ну
-РАСТ-
-РАЩ-
-РОС-
Буква А пишет­ся перед ст, щ,
О — перед осталь­ны­ми бук­ва­ми
отрасти, наращен­ный, поросль
Исключение: отрасль,
росток, ростов­щик,
Ростов, Ростислав
-СКАК-
-СКОЧ-
Буква А пишет­ся перед к,
О — перед ч
скакал­ка, выскочка
Исключение: ска­чок,
лич­ные фор­мы
гла­го­ла ска­кать –
ска­чу
и пр.
-ЛАГ-
-ЛОЖ-
Буква А пишет­ся перед г,
О — перед ж
полагать, облагать
отложить, обложение
-БЕР-/-БИР-
-ДЕР-/-ДИР-
-МЕР-/-МИР-
-ПЕР-/-ПИР-
-ТЕР-/-ТИР-
-ЖЕГ-/-ЖИГ-
-БЛЕСТ-/-БЛИСТ-
-СТЕЛ-/-СТИЛ-
-ЧЕТ-/-ЧИТ-
Буква И пишет­ся, если за кор­нем сле­ду­ет -а-,
Е — в осталь­ных слу­ча­ях
набирать — наберу
отдирать — отдерешь
отмирать — отмереть
отпирать — отпереть
стирать — стереть
прижигать — прижёг
блистать — блестя­щий
застилать — застелить
вычитать — вычеты
-ИМ-/-А(Я)
-ИН-/-А(Я)-
Сочетание -ИМ- или -ИН- пишет­ся, если за кор­нем сле­ду­ет -а-пережимать — пережать
занимать — занять
начинать — начать

Чередующиеся безударные гласные в корне слова: конкретные примеры и правило

При образовании различных словоформ звучание слова может измениться. Обычно это явление объясняется историческим чередованием согласных и гласных. Эту особенность следует учитывать в процессе выделения главных морфем или подборе однокоренных проверочных слов….

Основные правила

Согласно морфологическому принципу русского языка, написание морфем соответствует тому, как они звучат, если их поставить под ударение. Не подчиняются этому закону корни с чередованием о-а, е-и, а-я/им, а-я/ин. Их правописание определяется следующими условиями:

  • наличием суффикса -а-,
  • согласным, стоящим после гласной,
  • позицией под ударением или нет,
  • смысловым значением.

Что такое чередующиеся гласные в корне слова: правило и примерыРассмотрим случаи правописания слов, где присутствует чередование гласных в корне: гор-гар, клон-клан, твор-твар,зор-зар. Без ударения в указанных морфемах надо писать о, кроме -зар-, в котором пишется безударная чередующаяся гласная а. Под ударением, разумеется, пишем ту букву, которую слышим. Исключениями считаются: зоревать, утварь, пригарь, изгарь.

Ошибки в рассматриваемой орфограмме бывают связаны с тем, что способ проверки определяется неверно, поскольку чередующиеся гласные не проверяются с помощью ударения. Пример типичной ошибки: в глаголе наклоняться пишут букву а, подбирая однокоренное слово кланяться.

Важно! Следует различать безударные гласные и чередующиеся. Если при выполнении задания требуется найти слово, где присутствует чередование, следует запомнить, что различие определяется смысловым значением.

В прилагательном гористый нет чередования, на что указывает его смысловое значение. Здесь безударная гласная проверяется благодаря ударной позиции: горочка, пригорок. Имена существительные: погорелец, самовозгорание сближаются по смыслу с глаголом «гореть», следовательно, здесь присутствует чередование.

Когда выбор способа написания зависит от согласных

Есть морфемы, в которых условием выбора гласных о/а становятся согласные, стоящие за ней. В корнях -раст-, ращ-, рос пишется а перед ‑ ст или щ (растениеводство, сращение). При их отсутствии пишется буква о: молодая поросль. Имена существительные: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль – это исключения. Та же буква сохраняется в родственных словах: Ростиславович, ростовчане, росточек, ростовщический, отраслевик, подростковый.

Неумение применять правило приводит к следующим ошибкам:

  1. Иногда вместо слова с чередующимися гласными выписывают другое, к примеру, прилагательное роскошный, не учитывая, что рос- в данном случае слог, а корню роскош- не свойственно значение «расти».
  2. Часто не видят сочетания ст, замечают только согласный с, поэтому могут причастие подрастающий написать с о.

Что такое чередующиеся гласные в корне слова: правило и примерыТрудности вызывает правописание -скак-, -скоч-, в которых а употребляется перед к, а согласный ч требует написания о. Применяя это правило, важно определить, какая буква (к или ч) стоит в инфинитиве, от которого образовано рассматриваемое слово.

Исходя из того, что в неопределённой форме проскакать в корне слова перед согласным к пишется буква а, в глаголах из словосочетаний проскачу на одной ножке или на коне следует выбрать а.

В других случаях: заскочу на минутку, проскочу в щель ‑ нужно написать букву о, поскольку в неопределенной форме заскочить (значит «забежать») тоже присутствует о перед согласным ч.

Наличие суффикса -а-

Написание таких слов определяется суффиксом -а- и лексическим значением слова.

КорниУсловия выбораПримерыИсключения
кос/кас в корне со значением «дотронуться, касаться»а – есть суффикс –а-,

о – нет суффикса -а-

касающийся

соприкосновение

лаг/ложпредположение

возлагать

полог
тер/тир в значении «трёт»

пер/пир

бер/бир

мер/мир в значении «умер, замрёт»

дер/дир

жег/жиг

блест/блист

стел/стил

чет/чит

им-ин/а-я

и – присутствует -а-,

е – отсутствует -а-

Протирание, вытерший

перила, подпирать

выберет, выбирать

вымирание, умер

выдернувший, придирающийся

собирание, неразбериха

выжегший, сжигание

блистающий, заблестевший

выстилать, постеливший

вычесть, вычитание, почести, почитание

перенимать, приминать, перенять, примять

выжига

сочетание, сочетать, словосочета-ние, бракосочета-ние и другие производные слова

Чаще всего неправильные написания встречаются из-за отсутствия умения различать омонимичные корни с проверяемой безударной и чередующейся гласной. Ниже приведены ошибочные рассуждения:

  1. Не отличают от безударной гласной чаще всего чередование им/ин- а/я. Избежать подобных ошибок можно, подобрав парный пример чередования: понимать ‑ понять, обнимавший ‑ объятия, сжимать ‑ сжать, проклясть- проклинать, проклятия. Убедившись, что есть чередование, вы вряд ли глагол снимать будете проверять другой его формой ‑ снимет.
  2. Корень с чередованием мер/мир имеет значение «умирать, замирать». Только в этом случае мы пишем и, если есть суффикс а-, когда его нет ‑ е. Многие применяют это правило к словам: примирить друзей, примерять ботфорты, а результат – ошибка в тесте.
  3. Такое происходит при написании корня тер/тир в значении «трёт», которое ошибочно объединяют со словом «потерять», обозначающим «утратить».
  4. Встречаются даже комичные случаи: имя существительное оперение соотносят с глаголом опираться, хотя смысл у них разный, в первом случае пишем е, проверочные слова – перья, пёрышко, во втором примере другая орфограмма ‑ чередующаяся гласная, выбор которой определяется суффиксом а-.
  5. Ещё один наглядный образец ошибки: в существительном косоглазие находят чередующуюся гласную, но оно образовано от сочетания косой глаз, не имеет ничего общего со словом коснуться.

Что такое чередующиеся гласные в корне слова: правило и примерыЧередующиеся гласные в корне с суффиксом -а-

Какое правило применить для -равн-ровн- и -мак-мок-

Выбор способа написания определяется лексическим значением слов. -Мак- можно обнаружить в словах, примыкающих по смыслу к глаголу обмакивать: макать галушки в сметану. У морфем -мок-, -моч- иная семантика, она связана с глаголом мокнуть, что означает «пропитаться влагой, стать мокрым», к примеру: промокашка, непромокаемый комбинезон.

Значение -равн- восходит к прилагательным равный, одинаковый, морфема -ровн- сближается по смыслу с прилагательными ровный, гладкий, плоский. Сравним примеры:

  • выровнять края ткани, подровнять подол платья (сделать ровными),
  • уравнять в правах (сделать равными), поравняться с телегой (идти на равном расстоянии с телегой).

Исключение: имя существительное равнина, наречие поровну.

Иначе говоря, если что-то надо сделать прямым, ровным, мы выбираем глаголы: сровнять. Когда же речь идёт о предметах похожих, одинаковых по возрасту, весу, другим признакам, пишем корень -равн-: уравнение, сравнение, равнение на середину, равнозначность, равновесие.

Внимание! Только учитывая контекст, можно верно решить вопрос о правописании глаголов с -ровн-, -равн-.

Приведем примеры:

  1. Выровнялась тропинка. (Стала гладкой).
  2. Десятиклассники выравнялись по качеству успеваемости. (Учащиеся стали равными в учёбе).
  3. Парикмахер подровнял волосы горячими ножницами.
  4. Новобранцы подравнялись в строю по команде взводного.

Нередко делают ошибки, используя слова в переносном значении: уровень воды (ровная поверхность), уровень образованности. Нужно помнить, что написание гласных остаётся неизменным.

Корень -плав-

В рассматриваемой морфеме, близкой по смыслу глаголу «плавать», всегда пишется гласная а. Возникает вопрос: почему её относят к корням с чередованием? Дело в том, что есть имена существительные пловец и пловчиха, которые пишутся по-разному. Следовательно, здесь налицо чередования о/а (водоплавающие, плавники). К примеру, не нужно смешивать их с причастием «плавящийся», родственному словам: плавить, тугоплавкий, плавка (металла).

Чередующиеся безударные гласные в корне

Правописание чередующихся гласных О и А в корнях -КОС- и -КАС-

Итог

Подводя итог, отметим, что все чередующиеся гласные в корне вызывают определённые трудности. Несмотря на это, ошибок на письме можно избежать, выучив корни, в которых наблюдается данное чередование, учитывая условия выбора гласной и лексическое значение рассматриваемых морфем.

Чередующиеся гласные в корне — урок. Русский язык, 10 класс.

Корень

От чего зависит написание

Примеры

1) -раст- (-ращ-) // -рос-

  

2) -лаг-//-лож-

  

3) -скак-//-скоч-

  

  

  

 

  

  

  

От последующей буквы в корне:

1) перед ст (щ) пишется а, перед со;

 

2) перед г пишется а, перед жо;

 

3) перед к пишется а, перед чо

 

 

 

 

 

 

 

1) Выросли, растение, выращенные.

Исключения: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль, подростковый, вырост.

 

2) Приложить, полагающий.

Исключение: по’лог (это слово уже не связывается с корнем -лаг-//-лож-).

 

3) Скакать, вскочить.

Исключения: формы спряжения глагола скакать (скачу, скачешь, скачет и т. д.), скачок

4) -гар-//-гор-

 

5) -твар-//-твор

 

6) -клан-//-клон-

  

  

  

  

  

От ударения — в безударном положении пишется буква о

 

 

 

 

 

 

 

 

4) Загора’ть, выгорающий; под ударением — как слышится: загар.

Исключения: при’гарь, выгарки.

 

5) Творе’ние, творец.

Исключение: утварь.

 

6) Поклони’ться, уклониться; под ударением — как слышится: покло’н, кла’няться

7) -зар-//-зор-

 

8) -плав-//-плов-

  

  

  

  

От ударения — в безударном положении пишется буква а

 

  

  

  

  

7) Заря’, заревать, заря’нка; под ударением — как слышится: зо’рька, зори.

 

8) Поплаво’к, плавучесть.

Исключения: плове’ц, пловчи’ха, пловцы’, плывуны

9) -мак-//-моч-

 

10) -равн-//-ровн-

 

 

 

 

От оттенков значения:

9) «погружать в жидкость» — с буквой а; «пропускать жидкость» — с буквой о;

 

10) «делать(-ся) ровным, гладким» — с буквой о; «быть/делать равным кому-то, чему-то» — с буквой а

9) Макать, обмакнуть, промочить, вымокнуть.

 

10) Выровнять (ряды), уравнять (количество).

Исключения: ровесник, равнина, уровень, равнение (направо)

11) -бер-//-бир-

 

12) -дер-//-дир-

 

13) -пер-//-пир-

 

14) —тер-//-тир-

 

15) -мер-//-мир-

 

16) -жег-//-жиг-

 

17) -стел-//-стил-

 

18) -блест-//-блист-

 

19) -чет-//-чит-

 

20) -кас-//-кос-

  

От последующего суффикса -а-:

11–19) при наличии суффикса пишется буква и, если суффикса нет — буква е;

 

20) если есть суффикс -а-, то пишется буква а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11) Выбирать, соберу.

 

12) Выдирать, сдерут.

 

13) Запирать, отпереть.

 

14) Стирать, стереть.

 

15) Умирать, умереть.

 

16) Сжигать, выжег.

 

17) Расстилать, застелить.

 

18) Блистать, блестеть.

 

19) Вычитать, вычет.

Исключения: сочетание, сочетать.

 

20) Прикасаться, прикоснуться

21) Корни с чередованием а(я)//им, а(я)//ин

Без ударения пишутся им и ин, если есть суффикс -а-

  

21) Сжать — сжимать, понять — понимать, начать — начинать

 

Безударные гласные в корне слова: правила, теория, примеры

“Карыто” или “корыто”? “Макать” или “мокать”? “Затопить” или “затапить”? Написание гласных, на которые не падает ударение, нередко вызывает затруднение. Не все из них можно легко проверить, подобрав однокоренное слово. Легко запутаться и с чередующимися гласными. Меняется написание, если безударные гласные расположены после определенных согласных. Нельзя забывать и о словах-исключениях.

Что такое “безударные гласные в корне слова”

Начнем с определения. Безударными гласными в корне слов называется те гласные, на которые не падает ударение. ее можно проверить подбором имеющих тот же корень слов, сменой грамматических форм. Или же с помощью правил русского языка.

Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов повышением тона и долготой звучания. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в различных частях слова:

  • приставка;
  • корень;
  • суффикс;
  • окончание.

При выделении голосом гласного звука любой другой морфемы, гласный корня оказывается в слабой фонетической позиции. Он будет безударным, так как “остается без внимания”. Слышится не так четко, как ударный.

Безударные гласные в корне слова

Из-за этой нечеткости требуется проверка для правильного написания. Принцип русской орфографии — морфологический. То есть, вне зависимости от звучания, гласные в корнях родственных слов пишутся одинаково (исключение — чередующиеся). Если нам слышится “зиленый”, мы пишем “зеленый”, “зелень”.

Способы проверки безударных гласных в корне

Чтобы не ошибиться с написанием гласной, нужно найти однокоренное слово, где сомнительный звук окажется в сильной фонетической позиции. Проще говоря, будет под ударением.

Методов проверки таких гласных несколько:

  1. Подобрать другое число. Вместо единственного – обратное, множественное (и в другую сторону). “Волна” — “волны”.
  2. Найти родственное слово по принципу “большой-маленький”. “Ковер”-”коврик”.
  3. Подобрать родственное ласкательное слово. “Трава”-”травушка”.
  4. Подыскать другую часть речи с таким же корнем: к существительному — прилагательное, к глаголу — причастие. “Желтизна”-”желтый”.

Главных способа проверки безударных гласных два:

  • Найти однокоренное слово (в том числе, и других частей речи). “Пешком”-”пеший”, “проглотить”-”глотка”, “раздарить”-”подарок”.
  • Поменять грамматическую форму. “Написать”-”напишет”, “большой”-”больший”.

Эти правила не одинаково применимы. В каких-то случаях они не действуют: необходимо пользоваться орфографическим словарем или держать в голове правила написания чередующихся гласных.

Проверяемые безударные гласные

Главное правило: без ударения в корнях слов прописываются те же гласные буквы, что и под ударением (в случае изменения грамматической формы этого слова). Проверяемые безударные гласные подчиняются этому правилу. Чтобы узнать, какую букву писать на месте не выделяемого ударением звука, достаточно воспользоваться способами, указанными выше.

Тут важно не ошибиться, когда встречается безударная проверяемая гласная:

“Залезать” (на дерево) и “зализать” (ранку) — одинаковые по звучанию, но разные по смысловому значению слова. Поэтому проверочное слово должно быть близким по смыслу проверяемому. “Холодильник”-”холод”. “Примерять”- “мерка”, а не “мир”.

Гласные в корнях глаголов определяемого совершенного вида не получится проверить с помощью однокоренных глаголов несовершенного вида. “Опоздать” и “опаздывать”. А верный вариант проверки — “поздний”.

Безударные гласные непроверяемые

В некоторых случаях однокоренные слова исторически относятся к различным языкам, поэтому вариант для проверки нередко подбирают ошибочный. “Ворота” и “врата”, “голова” и “главы”. Чтобы не ошибиться, нужно запомнить правило-исключение на случай, когда встретится проверяемая безударная гласная: неполногласные “ра”, “ла” в корнях слов всегда будут писаться с гласной “а”.  Но полногласные “оро” и “оло” в корне всегда имеют в себе две “о”.

Безударные проверяемые гласные — это только один из вариантов, в отношении которого можно применить правила. Но есть и слова, которые нужно только запоминать.

Непроверяемые безударные гласные

В нашем языке нередки слова с гласными в корне, которые объективно нельзя проверить уже знакомыми нам способами. Они в этом случае проходят проверку по словарю. Большая их доля — заимствованные.

Поэтому слова, имеющие в корне гласные, которые не получается проверить при помощи ударения, называются словарными. Лучший способ всегда знать их правильное написание — постараться запомнить его. Диктант на безударные гласные (4 класс), решение тестовых заданий помогают лучше справиться с такой задачей.

Примеры словарных слов по данной теме:

  • фонтан;
  • матрос;
  • ладонь;
  • ватрушка;
  • горизонт;
  • багровый;
  • коварный;
  • стакан;
  • обаяние:
  • палисадник:
  • инициалы;
  • поликлиника:
  • диапазон.

Чередующиеся гласные

Третий вариант — это чередующиеся в корне гласные. Проверять их ударением неправильно: “растет”, но “подрос ”. В орфографическом словаре они не указаны. Вставить безударные гласные верно, если они чередующиеся, возможно, запомнив ряд правил для каждого такого “исключительного” корня.

Они разделяются по буквам, которые будут заменяться в зависимости от условий.

Чередование “а” и “о”

Чтобы запомнить эти правила школьнику, лучше использовать специальные безударные гласные картинки. Следует также изучать каждый из корней слова отдельно. Приступать к новой теме, когда предыдущая полностью понятна, иначе не избежать “каши в голове”.

Корни “гар” и “гор”. Под ударением надо писать “а”. Без ударения — “о”. “Пригорел”, “нагар”. Однако будут и исключения:

  • гарь;
  • выгарки;
  • пригарь.

Это специфические варианты ряда русских диалектов, которые нужно запомнить.

Корни “зор” и “зар”.

Правило другое: под ударением нужно писать именно ту букву, что слышится при произношении слова. Без ударения — “а”, без исключений. “Зори”, “озарение”, “дозор”, “зорька”.

Корни “клон” и “клан”.

Если на корень падает ударение, то пишется та буква, что слышна при произношении. Если ударение не падает — только “о”. “Поклон”, “преклониться”, “кланяется”.

Корни “кас” и кос”.

Буква “о” пишется лишь в том случае, если после данного корня идет “н”. При других вариантов без исключений нужна “а”. “Прикоснуться”, “касательной”.

Корни “скоч” и “скак”.

Буква “а” нужна перед “к”. Соответственно, “о” — перед “ч”. ”Скакать”, но “наскочить”. Есть два слова, не подходящих под правило: “скачу” и “скачок”.

Корни “лож” и “лаг”.

Задания на безударные гласные нередко вызывают затруднение, если встречаются эти корни. правило тут простое. Если в корне “ж”, то перед ней пишут “о”. Если “г”, то “а”. Сравнение: “положил”, но “прилагать”. Исключение только одно — “полог”. Это слово семантически не связано с корнями “лаг” и “лож”.

Корни “ровн” и “равн”.

Чередующиеся безударные гласные (5 класс) тут проставляются по смыслу слова. Если это значение, схожее с “одинаковый, равный, на одном уровне”, употребляется “а”.

Примеры: “равенство”, “уравнивать”. А букву “о” следует употреблять в словах со значением “гладкий”, прямой, ровный”. То есть, “уровень”, “ровесник”.

Корни “твор” и “твар”.

Под ударением будет писаться “а”, без ударения — “о”. “Тварь” и “творец”. Следует отличать от слова “утварь”, которое уже семантически не связано с данными корнями.

Корни “мок” и “мак”.

Безударные гласные, которые нужно проверять по смыслу слова. “А” должно быть в глаголах, употребляемых в значении “помещать что-либо в жидкость”.

Например, “макать”, “обмакнуть”. А вот буква “о” в словах, по смыслу схожих с “пропускать через себя жидкость». Примеры: “промокашка”, “вымокший”. Внимание нужно обратить и на производные от данных слов: “макание”, “непромокаемый”, “промокательная”.

Корни “плов”, “плав”, “плыв”.

Буква “а” тут пишется и под ударением, и без него, а буква “о” — только в словах-исключениях: “пловец” и “пловчиха”. Буква “ы” — “плывун”.

Если нужно вставить безударные гласные (3 класс) на место пропусков в корнях глаголов, то важно помнить, что где-то под ударением будет писаться “о”, а где-то — “а”. К примеру “затронуть” и затрагивать”. Поэтому не стоит использовать глаголы, если вы сомневаетесь в написании слова.

Чередование “е” и “и”

Задание: «выбери безударные гласные “е” или “и”». Чтобы с ним успешно справиться, нужно запомнить следующие корни:

  • “бир”-”бер”;
  • “дир”-”дер”;
  • “блест”-”блист”;
  • “чет”-”чит”;
  • “жиг”-”жег”;
  • “мер”-”мир”;
  • “тир”-”тер”;
  • “стил”-”стел”.

Для них действует единое правило: если после данных корней идет суффикс “а”, то следует писать “и”. В других примерах нужна “е”. “Прибираться”- “уберет”, “блестящий”-”блистательный”, “протирать”-”утер”.

Чередование “а” (“я”) и “им”, “а”, “я” и “ин”

Если после корня употребляется суффикс “а”, то, согласно звучанию, нужно использовать или “им”, или “ин” при чередовании гласных. “Понять” -”понимать”, “начать”-”начинать”.
Что касается производных форм, то продолжит сохраняться “им” даже в отсутствии суффикса “а”. “Подними”, “сниму”.

Гласные после шипящих

После шипящих (к ним относятся “ч”, “щ”, “ж”, “ш”) пишутся только “а”, “о”, “у”. Неправильным будет употреблять “ы”, “ю” или “я”. Примеры: “чушь”, “жара”, “шутка”.

Выделяется несколько исключений:

  • Иноязычные слова. “Жюри”, “парашют”, “брошюрка”.
  • Собственные иноязычные имена, названия. “Жюли”.

Что касается буквы “ё”, то она будет писаться после шипящих под ударением, если в безударной позиции на ее месте находится буква “е”. “Чёрный” — “чернота”, “пшёнка” — “пшено”.

Безударная гласная

Если же в безударной позиции “е” не присутствует. Правильным будет писать в корне слова за шипящей “о”. “Жор”, “шов”, “чокаться”.

Гласные после “ц”

Задание “выбери безударные гласные после “ц”” тоже нередко вызывает трудности. Тут действуют такие правила:

“Я” и “ю” после этой буквы допустимо писать только в заимствованных словах.

“Цюрих”, “Цяньшань”.

“Ы” после “ц” не употребляется. Только буква “и”: “циклон”, “цивилизация”. Исключениями будут “цыц”, “цыпленок”, “цыпочки”, “цыган” и слова, которые с ними будут однокоренными.

Буквы “э”, “е”

Правила русского языка здесь следующие:

  • С буквы “э” начинается корень слова, если последняя буква приставки — согласная (“сэкономить”).
  • Если слово заимствованное, то в его корне без ударения после твердой согласной будет стоять “е”. “Рейтинг”, “компьютерный”, “адекватно”. Есть исключения: “мэр”, “дзэн”, “пленэр”.
  • С буквы “э” начинается второй корень в сложном слове, если первый оканчивался на согласную (“двухэтажный”).
  • Также нужно обратить внимания на иностранные собственные имена (“Бэкон”).

После “и” в корне слова практически всегда будет стоять “е” (“реквием”).

Исключение: заимствованные слова с приставками (или первыми частями слова), оканчивающиеся на “и”.

Буква “й”

Если в заимствованном слове при произношении первой гласной выступает “ё”, то пишется это как “йо”. Примеры: “йота”, “йог”, “йогурты”.

В отношении исконно русских слов это правило не действует: “ёлка”, “ёж”.

Правила написания безударных гласных

Чтобы не встречаться с трудностями при написании безударной гласной в корне, нужно воспользоваться таким алгоритмом правил:

  • Можно ли проверить букву с помощью ударения, подобрав однокоренное слово?
  • Является ли оно словарным?
  • Не относится ли корень слова к чередующимся? Не будет ли слово исключением из правил для таких корней?
  • После какой буквы стоит безударная гласная? Шипящая, “ц”, твердая согласная?
  • Если это первая буква в корне, на что заканчивается приставка или первый корень сложного слова?
  • Не является ли слово заимствованным?

Для того чтобы ответить на эти вопросы и правильно написать безударную гласную, необходимо помнить, периодически повторять все правила из статьи.

Примеры

В заключение несколько примеров на пройденные правила:

  1. “К..ртофель”. Это словарное слово с непроверяемой гласной в корне. Его написание нужно запомнить: “картофель”.
  2. “Прил..скать”. Гласную можно проверить, подобрав однокоренное слово — “ласка” (но не “полоскать”). Соответственно, “приласкать”.
  3. “Заб..рает”. Это слово с чередующейся гласной. Стоит суффикс “а”. Правильно — “забирает”.
  4. “Соск..чил”. Снова слово с чередующейся гласной.
  5.  Так как он заканчивается на “ч”, будет “соскочил”.
  6. “Ц..када”. Слово не является исключением. Значит в его корне нужна “и” — “цикада”.

Для правильно написания безударных гласных в корне слова недостаточно уметь их проверять подбором однокоренных слов. Нужно помнить словарные слова, правила для чередующихся корней, исключения из них, правила употребления гласных после конкретных слов.

Чередующиеся гласные в корне слова

Корень Правило Примеры
-ГАР-
-ГОР-
Под ударением пишется А,
без ударения — О

Зага́р, уга́р
Загоре́ть, угоре́ть
(исключение: выгарки, изгарь, пригарь)

-ЗАР-
-ЗОР-
Под ударением пишется О,
без ударения — А
Зо́ри — заря́
(исключение: зорева́ть)
-КАС-
-КОС-
О пишется в корне перед Н,
А — в остальных случаях
Коснуться
Касаться
-ЛАГ-
-ЛОЖ-
А — пишется перед Г,
О — перед Ж
Прилагательное,
Приложение
-КЛАН-
-КЛОН-
Без ударения пишется О,
под ударением — как слышится.
Поклоне́ние
Кла́няться, покло́н
-МАК-
-МОК-
А – пишется в словах со значением погружения в жидкость,
О – в словах со значением пропускать, впитывать жидкость.
Обмакнуть (перо в чернила)
Промокну́ть, намока́ть
-ПЛАВ-
-ПЛОВ-
Всегда пишется А Поплавок, выплавлять
(исключение: пловец, пловчиха)
-РАВН-
-РОВН-
А — пишется в словах со значением равный, одинаковый, наравне
О – со значением ровный, прямой, гладкий
Сравнительный, уравнение
Заровнять (клумбу)
(исключение: равнина, ровесник, поровну, уровень, равняйсь)
-РАСТ-
-РАЩ-
-РОС-
А — пишется перед СТ, Щ
О — перед С
Расти, выращенный, поросль
(исключение: отрасль, росток, Ростов,
Ростислав, ростовщик, подросток
)
-СКАК-
-СКОЧ-
А — пишется перед К
О — перед Ч
Скакать — выскочить
(исключение: скачок, личные формы
глагола скакать – скачу и пр.)
-ТВАР-
-ТВОР-
Без ударения пишется О,
под ударением – как слышится
Твори́ть, тво́рчество, тва́рь
(исключение: у́тварь)
-БЕР-/-БИР-
-ДЕР-/-ДИР-
-МЕР-/-МИР-
-ПЕР-/-ПИР-
-ТЕР-/-ТИР-
-ЖЕГ-/-ЖИГ-
-БЛЕСТ-/-БЛИСТ-
-СТЕЛ-/-СТИЛ-
-ЧЕТ-/-ЧИТ-
И пишется если за корнем стоит суффикс -А-,
Е пишется, если суффикса -А- нет
Собирать – соберу
Раздирать – раздеру
Замирать – замереть
Запирать – подпереть
Растирать – вытереть
Зажигать – зажёг
Блистать – блестеть
Расстилать – застелить
Вычитать – вычет
-ИМ-/-А(Я)
-ИН-/-А(Я)-
-ИМ- или -ИН- пишется, если за корнем
следует суффикс -А-
Сжимать – сжать
Снимать – снять
Начинать – начать

Безударные чередующиеся гласные корня: правило и примеры

Определение

Чередующиеся гласные в корне — это варьирующиеся гласные одного корня, не меняющего своего лексического значения.

Они могут быть как в сильной позиции (под ударением), так и в слабой. В ударном положении гласная в корне с чередованием пишется так, как произносится.
Безударные чередующиеся гласные корня невозможно проверить ударением. Написание таких гласных в корне опирается на определенные правила и зависит от ряда условий.

Чтобы безошибочно писать такие гласные, нужно знать соответствующие корни и принципы выбора гласной в них.

Выбор способа написания

Выделяются четыре типа, где чередование зависит от:

  • последующей согласной;
  • значения;
  • ударности или безударности;
  • наличия или отсутствия суффикса а.

В каждой категории имеются исключения, которые необходимо запомнить.

Зависит от согласных в корне

ЧередованиеПравилоПримерыИсключения
раст-//рос-//ращ-перед СТ и Щ пишется А, в ост. случ. — Овырастать, произрастать, растение, прорастить, возрасти, растительность, дикорастущий

росла, вырос, подросший, водоросль, рослый, дикоросы

выращу, приращать, сращение

отрасль и производные от него (отраслевой и т. д.)

росток, ростовой, вырост, заросток, прорость, ростовщик, подростковый

лаг-//лож-без удар. перед Г — А, перед Ж — Ослагаемое, безотлагательный

обложение, изложение, предложение, отложной, стихосложение, приложить

полог (уже не связ. с лаг-//лож-)
скак-//скоч-без удар. перед К пишется А, перед Ч — Оскакнуть, скакалка, скаковой, скакун

соскочить, заскочить, выскочи

скачок, скачу

Зависит от значения слова

равн-
и
ровн-
равн- есть в словах со знач. «равный»

ровн- есть в словах со знач. «ровный, прямой»

сравнение, приравнять, сравнять (счет), выравнять (напр., строчки), равносильный, равновесие

заровнять

равнина

ровесник, поровну

мак-
и
мок-
мак- есть в словах со знач. «погружать в жидкость» и их производных

мок- есть в словах со знач. «пропускать жидкость» и их производных

макать, обмакнуть, макание

намокать, обмокать, мокроватый, мокрота, непромокаемый

Написание зависит от ударения

гар-//гор-под удар. пишется А, без удар. — Оугар

угореть

пригарь

гаревой

зар-//зор-под удар. пишется в соотв. с произношением, без удар. — Асветозарный

зори

заря, озарение, заряница

зорянка, зоревать
твар-//твор-под удар. в соотв. с произношением, без удар. — Отварный, затвор

вытворять, сотворение, творец

утварь (уже не связ. с твар-//твор-)
клан-//клон-под удар. пишется в соотв. с произношением, без удар. — Ооткланяться

непреклонный

наклонить, преклоняться, склонение

плав-
плов-
плыв-
правописание определяется традициейплавать, сплавлять, плавун, на плаву

пловец, пловчиха

плыву, плывун, наплывать, расплываться

Написание зависит от суффикса

бер-//бир-
дер-//дир-
мер-//мир-
пер-//пир-
тер-//тир-
блест-//блист-
жег-//жиг-
стел-//стил-
чет-//чит-
без удар. пишется И, если есть суф. -А; в ост. случаях — Езамирать, сжигать, блистающий, вычитать

замереть, выжег, блестеть, проблеск, вычет

сочетать, сочетание

обжиг

кас-//кос(н)-пишется О, если далее следует Н, в ост. случаях — А

прим.: косить, коса, косой не подчиняются этому правилу, поскольку имеют др. знач.

прикоснуться, соприкосновение, неприкосновенность

прикасаться, касательная, касание, касательно

Написание гласной в корнях с чередованием а(я)//им, а(я)//ин

а(я)//им
и
а(я)//ин
без удар. пишутся ИМ и ИН, если есть суф. -А

прим.: в произв. формах пишется ИМ, даже если суф. -А отсутствует: подниму и т. д.

начать — начинать

занять — занимать

Таким образом, мы выяснили, что из себя представляют чередующиеся гласные в корне, составили список корней с чередованием и определили правила выбора гласной в них.

Полезное видео

Корни с чередованием гласных — Правило

Упражнения к правилу

Слова с безударной гласной в корне можно разделить на три группы по способу проверки:

Слова с чередующейся гласной в корне. Необходимо запомнить эти корни, а также условия выбора в них гласных.

Слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением, например: морской — мо́ре, мясной — мя́со, грибы — гри́б.

Слова с непроверяемыми написаниями, которые нужно сверять по словарю и запоминать, например: соба́ка, ветера́н, неде́ля.

Перечень корней с чередованием и условий выбора гласной в них

Выбор гласной в корне в зависимости от согласной

лаг — лож

излагать — изложение, возлагать — возложение

раст (ращ) — рос

подрастать — подросли, приращение — приросли

Слова-исключения: Ростов, Ростислав, росток, ростовщик, но отрасль.

скак — скоч

прискакать — подскочил, обскакал — проскочил

Слова-исключения: скачок, скачу.

Выбор гласной зависит от ударения

га́р — гор (без ударение о, под ударением а)

зага́р — загорать, га́рь — горелка

зар — зо́р (без ударения а, под ударением о или а)

заря — зо́ри, зарница — зо́рька

Слово-исключение: зоревать.

клан — клон (без ударения о, под ударением о или а)

приклони́ть — кла́няться, склоне́ние — покло́н

Выбор гласной зависит от наличия суффикса -а-

бира — бер

убирать — уберу, собирать — соберу

дира — дер

выдирать — выдернуть, раздирать — раздеру

пира — пер

запирать — запереть, упираться — упереться

тира — тер

вытирать — вытерли, затирать — затереть

мира — мер

умирать — умереть, замирать — замереть

блиста — блест

блистать — блестеть, заблистать — заблестеть

стила — стел

подстилать — подстелить, перестилать — перестелить

жига — жег (жечь)

выжигать — выжегший, прижигать — прижечь

чита — чет

вычитать — вычесть, подсчитать — подсчёт

каса — косн

прикасаться — прикоснуться, касательная — коснётся

Выбор гласной зависит от значения слова

равн — ровн

равн → в словах со значением «равный», «одинаковый»
уравнение, поравняться, наравне

ровн → в словах со значением «ровный», «прямой», «гладкий»
выровнять, заровнять, разровнять

мак — мок

мак → в словах со значением «погружать в жидкость»
макать хлеб в мёд, обмакнуть кисть в краску

мок → в словах со значением «пропускать жидкость»
вымокнуть под дождём, замочить бельё


Примечание.
К корням с чередованием также относятся корни ча — чин, мя — мин, жа — жим, ня — ним, кля — клин.
Буква и в них пишется, если после корня находится суффикс -а-.

начать — начинать, примять — обминать, нажать — отжимать, принять — занимать, заклятие — проклинать

Примечание.
В корнях плав — плов всегда пишется плав: плавить, плавать, поплавок, выплавка.

Корень плов пишется в словах-исключениях: пловец, пловчиха, пловцы.

Примечание.
В корнях твар — твор всегда пишется твор: творить, творец, творение.

Корень твар пишется в словах-исключениях: тварь и утварь.

Исследование орфограммы «Чередование гласных у корня слова»

В русском языке есть написание «чередующиеся гласные». Слова, которые подчиняются этому правилу написания, не могут быть проверены с помощью выбора однокоренных слов, как в случае слова, не подчеркнутого в корне. Их написание иногда зависит от согласного, следующего за написанием, от значения слова или от используемого суффикса. Часто такие слова вызывают затруднения у школьников, поэтому учителю нужно больше времени уделять изучению правила.

Корни, в которых есть чередующиеся гласные, желательно выучить наизусть и уметь отличать их от других морфем, похожих по звучанию или написанию.

Выбор вариантов записи зависит от нескольких факторов. В zor-, zar-in безударной позиции (например, рассвет) на букву пишется буква А в корне, а в обратном случае (например, рассветы) — О. Исключение в этом случае составляет слово зорянка, обозначающее название птицы.

Чередование гласных в корнях гор, gar-, clan-, clone-, creat-, tvar-: под ударением пишется A (загар, лук, существо), а в безударном положении O (загорать, наклоняться, создавать ). Исключение составляют слова «посуда, зола и посуда». Также стоит обратить внимание на корни корюшки и плова. На словах с ними пишется A в безударном падеже (float, fin и т. Д.). Исключение составляют существительные пловец и пловец. Следует отметить, что слово «зыбучие пески» в корне пишется «Y» по звуку.

Бывают случаи, когда чередующиеся безударные гласные зависят от согласного, которым оканчивается морфема. Это слова с корнями от лаг-, лжи-, раст-, рос-, кас-, косн-. Например, предположим — предполагать, расти — расти и т.д. Есть слова-исключения, которые нужно запомнить. Например, Ростов, росток, полог и т.д.

В некоторых словах чередование гласных выбирается в зависимости от значения корня. Так, например, определяется запись словами с мок-, мак-.Если части речи используются в смысле «намокнуть, выпустить жидкость», то это используется влажный (намочить под дождем, замочить белье). Когда этот корень означает «погрузиться во что-то», тогда он используется для макания (макания в воду).

Это правило применяется к словам, в которые входят такие части, как уровень и равно. «О» в безударном положении пишется, если значение «гладкое, гладкое». Корень одинаково используется в случаях, когда имеется в виду «равный, равный». Например: сравните выражение, прямая дорога.

Чтобы учащиеся зафиксировали орфограмму «чередование гласных в корне», упражнения следует выбирать таким образом, чтобы они включали слова с разным регистром написания. Важно, чтобы дети периодически повторяли исключения. Они не являются Так много для этой орфограммы, поэтому ее довольно легко запомнить. потрудитесь определить, какая буква должна быть в слове.

Следует отметить, что некоторые корни (ber, bir-, der-, dir- и т. Д.) Пишутся в зависимости от суффикса, стоящего после него.В этом случае, если стоит -a, то вставляется буква AND, в противном случае — E. Например, при наборе — берет, раздеру — рипы и т. Д.

,

Упражнения: корни с чередованием гласных

Тема чередования гласных в корнях вызывает недоумение у школьников. Чтобы запомнить все чередования, нужно впихнуть правила, запомнить исключения, регулярно выполнять упражнения.

В этой статье вы узнаете правила орфографии, найдете упражнения для чередования гласных в корне и ответы на них.

Чередующиеся гласные

Как правило, чередуются гласные и согласные буквы.Одна морфема может встречаться с разными буквами.

Чередование гласных — это свойство некоторых корней изменять гласный звук в зависимости от некоторых факторов. Другими словами, два однокоренных слова могут иметь разные гласные. Например, слово zag a p имеет в корне букву «A», а слово zag около turn — букву «O».

Школьникам это кажется непонятным. Вроде бы слова однокоренные, но корни разные … Если не хотите запутаться и ошибиться в упражнениях на корни с чередованием, то читайте в нашей статье.

История чередования корней

Где в русском языке появилось чередование предшествующих неясно. Считается, что сначала была языковая традиция, то есть привычка писать на протяжении многих лет. Долгое время люди писали так, как хотели, поэтому у корневых слов были разные гласные. Когда лингвисты решили упорядочить язык и подчинить правописание правилам, корни с чередованием пришлось оставить, как они привыкли видеть.

Постоянно филологи обнаруживают корни, которых до этого не знали.Также обновлена ​​база упражнений на корни с чередованием гласных, которые предстоит решить учащимся.

На написание чередующихся букв влияет несколько факторов:

  1. После чередующегося гласного согласного;
  2. напряжение; Суффикс
  3. ;
  4. семантическое значение.

Правописание гласных A-O: соседние согласные

Чередование «A» и «O» зависит от всех четырех факторов. Необходимо помнить, какие корни от какого показателя зависят.

Следующие корни зависят от соседнего согласного: лаг-лож, ска-скорч, растраш-рос.

После «G», «K», «ST» и «SCH» напишите букву «A» в корне. После «F», «H» ставим корневую букву «O».

Например: позиция ag для размещения og prelude ag atem — премоляр или (но пол и ), ck a ait — воск Pts it. (но ск ах ок, ск ах у), п а стоянка — двухъярусная а мате около слияние около раковина а сл, п около плита, р около стовщик )

Правописание гласных AO: ударение, суффикс

От ударений зависят от шести корней с чередованием: float-pilov, zarzor, pay-poo, gor-gar, clone-clan и creat-creat.

В безударном положении в корнях-пл а в а р, -n а Напишите букву «А».

Например: s около прошивка a ry, prip около th — n a dca, pl a до около поворот около vetz, pl около вчиха).

В безударном положении в корнях около p-, -tw около p- и -CL около Задайте букву «O»:

Например: zag a p-zag около телевизор а ð-телевизор о рений, кл. a няться — покл около но a ryki, prig a å, utv a ppm).

От суффикса зависит корни вороны, лаг-лежит . Если корневой суффикс — «А», тогда в корне напишите букву «А».

Например: до a от до до около , чтобы заснуть около , чтобы дожить до смерти a плотно .

Правописание гласных A-0: значение корня

Только два корня зависят от значения значения: равномерный и мак-мок.В смысле это скорее разные корни, чем два варианта одного корня. Тем не менее, они считаются корнями с чередованием гласных.

Корень p a используется в смысле «выровнять, сравняться».

Например: ur a понять права, ср. a нижний анализ.

Корень p около использовать в смысле «выравнивание, выравнивание».

Например: около увянуть около вплетаться в землю, p около пружина.Исключения: р а внина (р около в), р а задержание около вно).

Root-m a k- используется в смысле «опускание в жидкость».

Например: пром а Вяжем салфеткой, м а для запекания печенья в чае.

Корень m около k означает «текущая жидкость».

Например: пром около вязать около Вычистить рубашку перед стиркой.

Чередование гласных A-0

Попробуйте проверить знания, решив упражнения с ответами на чередование корней.

Вставьте потерянные буквы:

1) Стручок (_) жил булавкой, наивно секс (_) гей, (_) живи игрушки на месте, случайно зайти в (_), не прик (_) положить руки, денежные (_) обязательства, расположенные на диване, посыпать (_ _)) фьюжн, наличный (_) платный платеж, ул. Соборное (_), предложить (_) помощь; знаменитых пл (_) вчих, стальных опорожненных (_), пл (_) воды из сосуда; старые сапоги выпускные (_) каюты, выпускные (_) книжки рука с салфеткой, выпускные (_) вяжем нитками;

2) P (_) в рядах, чтобы растворить бетон, (_) различать два варианта корня, не (p) понятные суждения, (t), чтобы загнать загар, поднять yp (_) жизни, п (_) входят лучшие ученики, yp (_) входят в яму, живописные п _) внины; плотные поры (_) sl, врожденные cp (_) пальцы, зар (_) становятся сорняками, поры (_) растут густой травой, современное производство ot (_), нар (_) стили силы.

Ответы к упражнениям на чередование букв «А» и «О» в корне слова:

1) Под прикрытием около жила булавка, наивно секс а гайем, правильно из а мысли, секс около живых игрушек на месте, случайно к около сдалось, не прик а поднимите руки, наличные деньги обязательства посидите на диване, посыпьте около слияние около женат оплата, Соборная улица около гипотеза помощь; знаменитая пл про вчиха, выпл а сталь , пл а вучность корабля ; старые сапоги пром около каюты, пром а книжка руками с салфеткой, пром около вязать нитками;

2) P a спор в рядах около , чтобы исцелить бетон, cp a вставить два варианта корня, nesr a суждения около tan около тень жизни, p а внят на лучших учеников, ур около в яму а клинья ; толстые поры около sl, врожденный a движение пальца, zar a становится сорняком, поры a Он растет густой травой, a sl производство, койка a стилей силы.

Электронные слова с чередованием гласных: правила правописания

Написание чередующихся «E» и «I» в корнях определяется с помощью одного показателя — суффикса «A». Если после корня этот суффикс стоит, то поставьте букву «И». Если суффикса нет, то пишем букву «Е».

Необходимо запомнить корни, в которых происходит это чередование. А именно: бер-бир,

.

Безударная гласная | Spelfabet

Одна из самых сложных задач при написании слов, состоящих из более чем одного слога, — это управление безударной гласной (которую лингвисты называют «шва»).

Безударный гласный — это небольшой звук «ээ», который мы произносим в «слабых» слогах, например, «эр» в «воде», «ар» в «лжец», «или» в «трактор» или «а». » в Китае». Это может быть написано с использованием практически любого написания гласных.

Если учащихся вводят в длинные слова слишком быстро, до того, как они усвоят основные варианты написания гласных в односложных словах, они могут подумать, что эта гласная — это звук «u», как в слове «cut».

Это может сбить их с толку относительно того, как правильно произносить этот звук и как произносить длинные слова в целом, так как этот звук, кажется, присутствует повсюду в длинных словах.

Еще одна вещь, которая может сбивать с толку при обучении написанию слов с более чем одним слогом, — это определение границ слогов.

Слог может состоять из одной буквы или из полдюжины и более. Учащимся необходимо ознакомиться с тем, какие шаблоны обозначают конец слога, и как пробивать себе дорогу в длинных словах только по одному глотку / слогу за раз, а не пытаться проглотить слова целиком.

Я только что закончил свою рабочую тетрадь уровня 7 (обновление 2019 г .: основная работа над этим теперь находится в Рабочей тетради 3), которая содержит материалы, подходящие для отработки этих навыков. Все слова в нем уже «разбиты» на слоги для учащихся, потому что между слогами есть маленькие точки (часто есть два возможных места, где можно поставить разрыв слога, и в этом случае я использовал место, которое наиболее соответствует шаблону предыдущие рабочие тетради покрыли).

Эти точки позволяют начинающим гадать, где находятся границы слогов и сколько глотков содержится в каждом слове.Задача ученика состоит в том, чтобы сначала скопировать слова, а затем написать их самостоятельно, без точек, прорабатывая слово по слогам за раз и проговаривая каждый слог.

Есть много вариантов написания, которые не встречаются в словах одного слога, которые являются общими для более длинных слов, например, «age» в «деревне», «y» в «глупом», «ture» в «будущем» и «ti» в «движении» и «пациенте». Моя рабочая тетрадь уровня 7 также знакомит с некоторыми из них. Вот краткий видеотур:

Если у вас есть отзывы об этой книге или вы знаете о других материалах, которые хорошо ориентированы на эти навыки, но которых нет в моем списке ресурсов, сообщите мне, и я могу добавить их: spelfabet @ gmail.com

,

корней с чередованием гласных

Корни с чередованием представляют трудности при письме, так как для них тестовые слова не применимы. Как правило, речь идет о чередовании гласных на и на , при этом разные корни имеют разные правила написания. Несколько легче запомнить использование чередующихся гласных и / e, для которых написание обусловлено суффиксом, следующим за корнем. Мы не будем перечислять все правила, описывающие написание корней с чередованием гласных, а коснемся только тех слов, которые чаще всего становятся камнем преткновения.Проверьте себя и других, ответив на несколько простых вопросов.

Например, почему написано zag около , когда есть такое слово, как zag a R? Правило: в корнях горы и гар , клан и клон , а также существо и создание В ударном слоге используемая буква — это гласная, которую мы слышим. Если нет ударения, пишется гласная около . Попробуйте сами подобрать примеры.Эти слова «заг около спелые около рт», «Выг около крысы» и многие другие, где в ошеломляющем положении написано про. Точно так же мы пишем «на около », несмотря на наличие слова « a », а также «tv около рения». Что касается корней zar и прицела , то без ударения будут записаны a, поэтому слова «s a rnitsa» и «oz a rhenie» придется запомнить, не путать эти корни с более распространенными горы и гар .

Следующая группа корней — корни с чередующимися гласными рост-растр . Здесь написание не зависит от ударения, а определяется тем, какие согласные следует за спорным корнем. Ул или? Смело пишите письмо а . Если таких согласных нет, в корне пишут около . Если абстрактное правило запоминается с трудом, попробуйте запомнить серию слов p a steal a affirm около s, добавив сюда исключения, то есть некоторые собственные имена и p около stockpile около artisan GT;

Другой случай, когда корни с чередующимися буквами могут вводить в заблуждение, это безударные гласные в , ложь — отставание .Перед согласной пишем около , перед согласной r — букву а . Запомните два слова для образца: «предложение о ции» и «судебное решение» а плотное ».

Немного проще запомнить правило, описывающее корни с чередующимися e / u. Если за корнем следует суффикс -a-, в корне пишем гласные и . Bl и становятся бла e stet-zap и rats-zap e gt; То же верно и для таких корней, как birabe-ber , стела , стела и многие другие.Если теперь вы сможете правильно написать слова «obt e и« заместитель » и rath», то такие изменения не вызовут у вас в дальнейшем никаких трудностей. Конечно, здесь тоже есть исключения, это «поб и рушка» и «оп е »

Тот же суффикс -а- влияет на выбор гласной в корне касаясь — коса в слова «до а до» и «до около спуститься».

В отдельную группу выделяются слова, написание гласных в корне которых определяется только их значением, независимо от ударения и следования корень суффикса.Проследите разницу в значениях слов «us about kat», («prom about kat») и «m a kat». Вам нужно правильно определить корневое слово. Если это « м около лицевых», то в безударном корне также написано около . Между словами «ур а мнение», «койка» а снаружи »и« ехр около »разница такая же, как между« р а вны »и« р около ». некоторые исключения.Здесь необходимо запомнить общие слова, не подчиняющиеся правилу « около wen», «p около пружина», «поры» около с гласной около , а также p a vnina через и .

Корни с чередованием как и совок также пишутся в соответствии со значением слова. «Ск а кат» — долго, много раз. «Выделение про чит, прокси про чистых» — быстро.Исключение составляет слово «sk a choke».

Такое количество правил и исключений не должно вас пугать. Укрепить их помогут упражнения, а многие самые употребительные слова запоминаются в процессе чтения. Хорошо, если знаешь где искать, если чередование корней вызовет вопросы. Поэтому полезно иметь под рукой памятки и таблицы с полным списком корней с чередованием гласных и исключений. И, конечно, никогда не стыдно снова заглянуть в орфографический словарь, ведь грамотность не присуща, а качества, приобретенного приложенными усилиями.

,